Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Правильное питание- залог здоровья и успехов младших школьников. Теоретические основы правильного питания младшего школьника

    Правильное питание- залог здоровья и успехов младших школьников. Теоретические основы правильного питания младшего школьника

    Ребенок, которому родители с детства привили культуру правильного питания, будет активен, бодр и здоров не только в процессе роста, но во взрослой жизни. Ведь от питания зависит работоспособность, интеллект и настроение человека.

    Первый год обучения в школе важен как для учеников, так и для их родителей. И важность этого периода состоит не только в том, чтобы адаптироваться к новому коллективу, новым учителям и новому образу жизни, а так же в том, чтобы выработать правильный режим дня. Очень важно равномерно распределить умственную нагрузку с периодами отдыха, но незаменимым источником энергии и интеллектуальных сил для ребенка является питание. В задачу родителей на данном этапе жизни ребенка входит привить ученику культуру правильного питания. Чтобы ребенок понимал, почему важно ежедневно есть одни продукты и воздержаться от употребления других, что могут дать организму фрукты и овощи, а какие негативные последствия могут быть от чипсов, сухариков и конфет в большом количестве. Постоянно контролировать своего взрослеющего ребенка у большинства родителей будет получаться все меньше и меньше, поэтому гораздо выгоднее объяснить ребенку пользу одних продуктов и вред других, чтобы у детей было меньше соблазнов есть именно ту пищу в школе, которую дома есть, не разрешают.

    Главными моментами в составлении меню для школьника должна быть сочетаемость продуктов и их количество. Недоедание, так же как и переедание, негативно сказывается на общем самочувствии ребенка, появляется вялость, апатия, снижается внимание и восприятие новой информации. Для ребенка младших классов в возрасте от 6 до 10 лет жизненно необходимо ежедневно получать 2100-2400 ккалорий.

    Режим питания, это одна из главных составляющих здоровья, организм привыкает получать пищу своевременно, каждый день в одно и то же время, таким образом, он вырабатывает свой ритм работы, и все системы функционируют отлажено и без сбоев. Для детей младшего школьного возраста специалисты рекомендуют 4-5 разовое питание, примерное меню на день должно выглядеть следующим образом:

    — 7.00 до 7.30 — обязательный завтрак дома;

    — 9.30 до 10.00 — небольшой перекус в школе;

    — 12.00 до 12.30 — горячий обед в школе или дома;

    — 15.00 до 15.30 – полдник;

    — 18.30 до 19.00 – ужин;

    — 20.30 – легкий перекус за час до сна;

    Если рассмотреть правильное питание школьника более детально, то оно будет выглядеть так:

    Обязательный завтрак дома. Ребенок должен в обязательном порядке поесть утром дома, перед выходом в школу. Утром завтрак заряжает растущий организм энергией, поэтому желательно в этот прием пищи употреблять следующие продукты: разнообразные каши, творожная запеканка, хлеб со сливочным маслом и какао. Именно какао является для ребенка природным энергетиком, очень хорошо, если школьник привыкнет пить его по утрам. Еще одним вариантом завтрака может стать полностью белковая пища, состоящая из: яйцо, творог, молоко.

    Небольшой перекус в школе. Продукты, которые ребенок берет с собой в школу, должны быть не скоропортящимися и храниться не в пакете, а специальном контейнере для продуктов. К перекусу можно отнести такие продукты как: яблоко (предварительно вымытое дома), печенье, булочка и сок (желательно небольшая герметичная упаковка, чтобы ребенок выпил за один раз).

    Горячий обед. Это полноценный прием пищи, который обязательно должен состоять из горячего первого блюда (суп или борщ), второго блюда (мясо или рыба приготовленные на пару, гарнир тушеные овощи или каша), салат из свежих овощей (тертая морковь, отварная свекла, помидоры или огурцы) заправленные маслом или сметаной (майонез категорически исключить) и десерт (сок, компот и небольшой кусочек черного шоколада).

    Полдник. Это второй небольшой перекус, который проходит обычно дома. В основном он состоит из фруктов (яблоко, апельсин, киви, банан и т.д) или легкого десерта (пудинг, запеканка), хороший вариант, домашнее овсяное печенье и молоко.

    Ужин. Легкое, диетическое мясо (кролик, нутрия, курица) или нежирные сорта рыбы, приготовленные на пару. Гарнир, овощи, приготовленные так же на пару.

    Перекус за час до сна, должен быть совершенно легким, вполне хватит стакана нежирного молочного продукта (кефир, ряженка, молоко). Молоко в теплом виде с небольшим количеством меда, так же является натуральным природным снотворным, которое способствует скорейшему засыпанию ребенка.

    Основные правила питания школьников, которые рекомендуют соблюдать диетологи с мировым именем, выглядят следующим образом:

    Белок должен составлять не менее 60% от общего количества употребляемого ребенком белка. Источниками полноценного по аминокислотному составу белка, являются сорта мяса с низким содержанием жира (кролик, телятина, говядина, курица, индейка), так же нежирная рыба, яйца и творог.

    Жиры, которые должны постоянно присутствовать в рационе питания ребенка, должны быть животного происхождения (сливочное масло, сливки, мясо, рыба), а так же не следует забывать и о растительных маслах (подсолнечное, оливковое, льняное, кукурузное, облепиховое и т.д.) которые должны составлять не менее 30% от общего количества поступаимого в организм ребенка жира. Обязательно раз в неделю включать в меню ребенка жирную рыбу, так как она содержит длинноцепочечные жирные кислоты омега-3,способствующие стимуляции мозга человека.

    Пищевые волокна и клетчатка, должны составлять 15-20 г/сутки. Большим содержанием данных компонентов могут похвастаться такие продукты как: изделия из муки грубого помола с содержанием отрубей, так же свежие овощи, фрукты, сухофрукты и зелень.

    Легкоусвояемые углеводы или другими словами сахар, должны составлять не более 40-45 г сахара в сутки, и не более 15 г в сутки кондитерских изделий. Желательно употребление сахара, хоть частично заменять, на мед или варенье. Родителям важно помнить, что употребление этих продуктов в большом объеме может спровоцировать такие заболевания как ожирение и кариес.

    Овощи и фрукты, должны входить в рациональное питание школьников, в обязательном порядке. Причем это должны быть не только самые популярные картофель, капуста и яблоки, а желательно обеспечить своему ребенку максимально разнообразное меню, в основе которого могут быть овощи и фрукты разных стран мира. Это даст возможность родителям сделать питание не только разнообразным, но и полезным. Все овощи и фрукты насыщенного красного или оранжевого цвета, просто кладезь бета-каротина и витамина А. Все представители цитрусовых и киви содержат большой процент витамина С. Идеальным вариантом правильного питания является ежедневное употребление не менее 350 г овощей (не включая картофель) и 150-300 г фруктов.

    Морепродукты. Очень важны не только для хорошего самочувствия ребенка, но и для крепкой памяти, ведь практически все представители данной категории содержат йод и фтор. Морская капуста вполне доступный продукт для каждой семьи, является лидером по своему составу полезных веществ. А мясо рыбы усваивается намного скорее, чем любое другое мясо, поэтому его можно принимать даже во второй половине дня, не опасаясь перегрузить желудок ребенка.

    Вся любовь и внимание по отношению к своему ребенку должны проявляться родителями не только в покупке игрушек и сладостей, но и в приобретении ребенком хороших привычек, которые будут способствовать отличному здоровью многие годы.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа №2 г. Шебекино Белгородской области

    Конкурс методик реализации программы «Разговор о правильном питании»

    «Формирование представлений младших школьников о правильном питании во внеурочной деятельности по программе «Разговор о правильном питании»»

    Огиенко Елена Владимировна,

    учитель начальных классов

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

    г.Шебекино, ул. Садовая,7

    эл.почта: [email protected]

    Возраст обучающихся: 6-7 лет.

    «Разговор о правильном питании

    2014 год

    Реализация программы « Разговор о правильном питании»является одним из звеньев цепочки решения проблем формирования ценности здорового образа жизни у школьников, что соответствует современным задачам образования. В нашей школе программа реализуется с 2013 тогда, как система основного и дополнительного образования и проходит в несколько этапов, в соответствии с основными ступенями обучения в школе.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. За последние годы школа очень изменилась. И новое современное оборудование, и новые технологии и многое другое. Это облегчает труд педагога и делает обучение детей интересным и доступным. Но ничто не заменит общение педагога с детьми. Учитель постоянно ведёт с ребятами разговор о школе, в которую бы они ходили с радостью. Дети мечтают о радостной школе, а мы мечтаем, чтобы дети были, прежде всего, здоровы. "Здоровье - это вершина, которую должен каждый покорить сам" - так гласит восточная мудрость. Задача педагогов - научить детей покорять эту вершину.
    Поэтому главной задачей по укреплению здоровья детей в школе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Одним из главных условий успешности работы в этом направлении является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в школе.

    Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей: нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы, овощи, молочные продукты, рыбу. Несмотря на это, далеко не все родители считают необходимым рассказать детям о важности питания. Исходя из этого, работа с родителями (беседы, анкетирование) должна предшествовать непосредственной работе по программе.

    Слова «Здоровый образ жизни» мы слышим буквально на каждом шагу. Сегодня эта тема интересует всех. Мы можем, принести много пользы собственному организму, придерживаясь правильного питания, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни.

    Также необходимость данной ситуации вызвана тем, что в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения и отсутствие культуры питания у детей. У детей возникают: повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тракта и т.п. Так, как неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню, преобладают углеводы, мясо, в малых количествах употребляются овощи, фрукты, море продукты. Это приводит к дисбалансу в организме. Следовательно, формировать правильное представление о питании необходимо начинать не только у детей, но и у их родителей.

    Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому школа и семья призваны, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в образовательном учреждении ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ученика самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
    Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, учителям, необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье" определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

    От чего же зависит здоровье ребенка?
    Статистика утверждает, что от наследственных факторов, от условий внешней среды, т.е. экологии, от деятельности системы здравоохранения, от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.
    Школа является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям - все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно учитель строит свою работу.
    Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
    Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

    Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

    Школьный возраст - очень ответственный период жизни. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Она необходима для всех внутренних и внешних процессов, происходящих в его организме. Поэтому от того, как питается человек, соблюдает ли он режим питания, во многом зависит его здоровье. Именно поэтому так важно выполнение основных законов рационального питания, а учить вести здоровый образ жизни надо начинать в детстве. Реализация программы «Разговор о правильном питании» в начальной школе является удачным тому примером.

    Программа «Разговор о здоровом питании» ставит своей целью - сформировать у детей представление о культуре питания, дать представление об организации правильного здорового питания, сформировать у детей ясные представления о продуктах, приносящих пользу организму.

    Задачипрограммы «Разговор о здоровом питании»:

    Образовательные:

    формировать и развивать представления детей о ценности здоровья, укреплять и заботиться о собственном здоровье;

    расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты;

    формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;

    Воспитательные:

    развивать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности.

    Развивающие:

    развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности, способствовать развитию умения работать сообща, согласовывая свои действия.

    В ходе реализации Программы используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой характер, развивают познавательный интерес к проблеме питания, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков.

    Данная система занятий предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.

    Преимущество программы заключается в том, что её материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

    Основные методы обучения:

    фронтальный метод;

    групповой метод;

    практический метод;

    познавательная игра;

    ситуационный метод;

    игровой метод;

    соревновательный метод;

    активные методы обучения.

    Формы обучения:

    Ведущими формами деятельности предполагаются:

    чтение и обсуждение;

    экскурсии на пищеблок школьной столовой, продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;

    встречи с интересными людьми;

    практические занятия;

    творческие домашние задания;

    праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;

    конкурсы (рисунков и плакатов на тему правильного питания, рассказов и т.д.);

    ярмарки полезных продуктов;

    сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;

    родительских собраний, круглых столов, семинаров;

    Разговор о правильном питании" - уникальная модульная образовательная программа для детей, направленная на формирование основ культуры здоровья. Программа соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей:
    - базируется на данных научных исследований в области питания детей;
    - отражает проблемы связанные с организацией питания детей;
    - цели и задачи определяются с учетом сведений, суждений и навыков, которые уже приобретены жизненным опытом детей;
    - предусматривает участие в реализации программы родителей учащихся;

    Сроки реализации каждой темы программы предполагают выбор педагога с учетом важности темы и заинтересованности школьников.

    Ознакомление с программой о правильном питании приносит большую пользу.
    1. Дети получают обоснованную информацию о режиме питания в школе;

    2. Ребята учатся классифицировать продукты, распределять их на группы: молочные, мясные, крупы, фрукты, соки;
    3. Дети узнают, о пользе тех или иных продуктов и частоте их употребления;
    4. Работа над заданиями предполагает включение в процесс и родителей, так как совместная работа над заданиями приносит неоценимую пользу для ребенка. Этому способствует и красочное оформление рабочей тетради, и практичность ее использования. Очень удобно работать с фишками, вклеенными на вкладыше тетради. Они не теряются (клеевая основа) и работа проходит в достаточно быстром темпе, что немаловажно при проведении данных занятий.

    После изучения данной программы мы предполагаем, получить следующие результаты:

    Полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

    Дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;

    Дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

    В ходе развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска:

    Видеть проблемы;

    Ставить вопросы;

    Выдвигать гипотезы;

    Давать определения понятиям;

    Классифицировать;

    Наблюдать;

    Проводить эксперименты;

    Делать умозаключения и выводы;

    Готовить тексты своих докладов;

    Объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

    Сотрудничать с другими людьми;

    Самостоятельно приобретать необходимые знания.

    Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
    Обучающиеся должны знать:
    - основные правила правильного питания.
    Обучающиеся должны уметь:
    - распознавать вкусовые качества наиболее употребляемых продуктов.
    Обучающиеся должны иметь представление:
    - об основных принципах гигиены питания;
    - о необходимости и важности регулярного питания и соблюдения режима питания;
    - о завтраке, обеде и ужине, как об обязательных компонентах ежедневного меню;
    - о значении молока и молочных продуктов;
    - о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков;
    - о связи рациона питания с образом жизни, о высококалорийных продуктах питания;
    - о значении витаминов и минеральных веществ в жизни человека, о разнообразии овощей, фруктов и ягод, их значении для организма.

    Эта программа в полном объёме реализуется на протяжении 4 лет.

    Программа “Разговор о правильном питании” решает не только задачи здоровьесбережения, но и способствует развитию личности ребенка в целом.

    Успешность реализации программы проверяется различными способами: игры; конкурсы; кроссворды; тестовые задания; анкеты.

    Так, к примеру, проводится анкетирование учащихся для определения их знаний по правильному питанию до, и после изучения курса. Количество правильных ответов по окончании увеличивается в три раза.

    Большинство учителей и родителей отмечают, что программа позволяет формировать у детей полезные привычки в области питания, а так же положительно влияет на уровень организации питания в семье, об этом свидетельствует социальный опрос (анкетирование родителей).

    Методическая разработка занятия

    по программе «Разговор о правильном питании»

    1 класс

    Учитель начальных классов

    МБОУ «СОШ №2» г. Шебекино

    Огиенко Елена Владимировна

    Тема: Самые полезные продукты

    Цель: дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и какие вредны для здоровья человека.

    Познавательные УУД: выбирать полезную для здоровья пищу и тщательно пережевывать ее при приеме.

    Личностные УУД: умение самому выбирать наиболее полезные продукты питания и отказываться от вредных.

    Регулятивные УУД: понимать причины некоторых заболеваний и плохого самочувствия, в связи с неправильным питанием.

    Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи, слушать других, учиться работать в коллективе, развивать артистические способности.

    Индивидуальные задание учащихся до урока: приготовить сообщения «Самое полезное – малышам», «Что любят зубы», «Самые полезные продукты для школьника».

    Ход занятия

    I . Орг.момент. Уточнение темы.

    У нас сегодня гости. Представим, что на пути в нашу школу они оказались на развилке 3-х дорог у волшебного камня.

    Прямо пойдёшь - … (творожок найдёшь.) Налево пойдёшь - …(чипсы найдёшь.) Направо пойдёшь - …(яблоко найдёшь.)

    Какую дорогу выберут гости? - А вы? Почему?

    Сегодня на занятии мы уточним, какая из этих дорог ведёт к здоровью. Мы будем говорить о самых полезных продуктах.

    II . Создание условий для получения полезной информации в интересной форме, для запоминания.

    Классификация продуктов №1

    Давайте посмотрим, а какие продукты вы «нашли» сегодня на своей парте. На какие группы их можно разделить?

    крупы

    овощи продукты животного происхождения

    фрукты продукты растительного происхождения

    ягоды

    (Дети по группам выходят к доске, называют продукты. Уточняется принадлежность к данной группе, учитель комментирует полезные свойства продуктов и предлагает детям сделать символические действия)

    Фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые помогают организму расти и развиваться. Поднимите руки вверх, покажите, как вы растете.

    Творог, рыба, мясо, яйца, орехи содержат белки – главный строительный материал для организма, они помогают строить организм и делать его более сильным. Покажите свою силу.

    Гречка, геркулес и другие крупы, а также мёд, изюм, масло, фрукты – дают организму энергию, чтобы двигаться, думать, не уставать. Допрыгайте до своей парты, ваши продукты обеспечат вас энергией!

    2)Сообщение учащихся «Самое полезное – малышам»

    А какие группы продуктов особенно полезны малышам до 3-х лет?

    Слово нашим экспертам в этом вопросе.

    Выступление уч-ся: Ребята, вы знаете, что у нас есть маленькие сёстры, Сонечка и Анечка. Им ещё не исполнилось 2-х лет. Мы записали название полезных продуктов, которыми их кормят мамы. Но девочки успели поиграть нашими карточками и всё перепутали.

    Попробуйте узнать, что здесь было написано?

    БАЧКАОК

    ВОРЬКМО

    ОФЬТРКАЛЕ

    ВОРГОТ и т.д.

    Карточки с расшифрованными названиями полезных продуктов прикрепляются на доске с правой стороны от «волшебного камня».

    Оценивание информации

    В чём польза этой информации для вас?

    (то, чем кормят самых маленьких – самое полезное, значит, эти продукты можно смело употреблять в пищу ежедневно)

    3)Классификация продуктов №2

    Все малыши знают такую потешку: « Сорока – сорока, сорока – белобока, печку топила, кашку варила»

    К доске приглашаются те продукты, которые используются в приготовлении каши, супа, десерта.

    4) Сообщение учащихся «Что любят зубы» (о полезных продуктах для зубов)

    Интересно, а что больше всего любят наши зубы: каши, супы или десерты?

    Выступление ученика:

    Ребята, вы помните, кем работают мои родители? Зубными техниками. Моя мама уже рассказывала нам, как надо заботиться о зубах. Давайте вспомним, какие продукты любят зубы, а какие – кариозные монстры. Я буду показывать вам продукт, если он понравится зубам – хлопайте, а если он полезен кариозным монстрам – топайте.

    Карточки с рисунками продуктов прикрепляются на доске с правой и с левой стороны от «волшебного камня».

    Сыр конфеты

    Молоко шоколад

    Рыба кока-кола

    Яблоки сахар

    Морковь торт, печенье

    Творог сухари

    Морская капуста крепкий чай

    Вода чупа-чупс

    5) Сообщение учащихся «Самые полезные продукты для школьника»

    В нашем классе есть ещё одна мама – доктор, детский врач.

    Выступление : Моя мама очень заинтересовалась нашим « Разговором о правильном питании.» Ведь это основа здоровья! Мы сочинили всей семьёй стихотворение, о продуктах, которые особенно полезны школьникам, т.е. нам с вами!

    Выступление заранее подготовленной группы уч-ся :

    1. Чтобы зрение укрепить,

    Нужно сок морковный пить!

    Зоркости нужен В-каротин!

    Здесь облепиха, перец и укроп необходим!

    2. А чтоб кости были крепкими

    Нужно в рацион ввести

    Творог, сыр и молоко.

    Там же кальций – о-го-го!

    3.Хочешь ловким, сильным быть

    Нужно мясо полюбить.

    В нем содержится белок.

    Это мышцам будет толк!

    4.Если память вас подводит,

    И вниманья нет совсем,

    То диктанты не выходят,

    То задача, то пример.

    Не оставят вас в беде

    Витамины группы В!

    5.А если с детства есть мечта

    Стать ученым знаменитым,

    Математиком великим,

    Музыкантом иль поэтом.

    Я тебе отвечу просто:

    Йод тебе поможет в этом!

    Оценивание информации по трем критериям: интересная, точная, полезная.

    На доске демонстрируется плакат, иллюстрирующий содержание стихотворения.

    6) Работа с учебным пособием (рабочая тетрадь «Разговор о правильном питании». Авт. М.Безруких, Т.Филиппова.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012)

    А) Мы получили много точной и интересной информации о полезных продуктах. Пора отправляться в магазин.

    Чтение текста тетради по ролям. По ходу чтения учащиеся маркируют нужными цветами продукты.

    Б) Выберите свои самые любимые полезные продукты и приклейте в корзину.

    III . Итог: Вернёмся к волшебному камню.

    К чему приведёт частое употребление таких продуктов, как чипсы, конфеты и т.д.

    Кто выберет эту дорогу?

    Классификация №3

    Какие продукты вы положите в жёлтую корзину вместе с творогом. Они полезны, но не каждый день и в ограниченном количестве? Кто неразборчив в еде – враг себе.

    А какие продукты самые полезные? Соберем их в зелёную корзину. Вот такая корзинка здоровья у нас получилась! Полезный продукт – здоровью друг. Кушайте на здоровье!

    Хочется отметить участие родителей в реализации программы. Многие из них активно участвуют в мероприятиях, праздниках, понимают необходимость в приобретении продуктов для занятий. Помогают детям в поиске новой информации. Благодаря такой работе, когда привлекаются и дети, и родители идёт сплочение коллектива, а родители отмечают, что в семьях улучшился микроклимат, исчезли проблемы. Родители и дети с желанием принимают участие в программе по правильному питанию.

    Анкета для родителей перед реализацией программы

    Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, на вопросы:

    1.Как вы думаете, зависит ли будущее Вашего ребенка от его здоровья?

    Как, по Вашему мнению, можно сохранить здоровье на долгие годы?

    Важно ли правильно питаться, чтобы сохранить здоровье?

    Знаете ли Вы – что значит «правильное питание»?

    А Ваш ребенок имеет понятие о правильном питании?

    Хотели бы, чтобы Ваш ребенок побольше узнал о правильном питании на занятиях в школе?

    Хотели бы Вы быть участником вместе со своим ребенком в изучении программы «Разговор о правильном питании»?

    Анкета для родителей после реализации программы

    Уважаемые родители!

    Ваши дети посещали внеурочное занятие «Разговор о правильном питании»

    1. Изменилось ли отношение вашего ребенка к питанию после посещения занятий по программе «Разговор о правильном питании»?

    2. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

    3.Выполняет ли ваш ребенок правила гигиены самостоятельно?

    4.Умеет ли он отдавать предпочтение при выборе продуктов наиболее полезным для здоровья?

    5. Делится ли ваш ребенок впечатлениями о занятиях в области правильного питания?

    6. Интересен ли вашему ребенку этот курс?

    Источники информации

    Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2012г.

    М.Безруких, Т.Филиппова. Рабочая тетрадь для школьников «Разговор о правильном питании». Москва. «ОЛМА Медиа Групп», 2012 г.

    Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА ПРЕСС», 2006 г.

    Киселёва Г.Г., Ковалёв В.А. Как изучить состояние здоровья школьника?/ Начальная школа, 2007. - № 2

    Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы. М.: «ВАКО», 2006.

    Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Режим учёбы и отдыха ослабленных детей./ Начальная школа, 2007. - № 9

    Павлова М.А. Дидактические игры, как средство формирования навыков здорового образа жизни. САРАТОВ 2006

    Как только ребенок пойдет в первый класс, многие родители сразу начинают к нему относиться как к взрослому. И, прежде всего, это относится к питанию младших школьников. Утреннюю кашу, привычную с детского сада, заменяют бутербродами, на обед вместо супа сосиски или пицца, если работают и мама и папа, а бабушка живет далеко.

    Детям младшего школьного возраста особенно вредно питаться всухомятку: растущему организму необходимы белки, жиры, углеводы в правильном соотношении и нужном количестве. Позаботьтесь о здоровом питании младших школьников!

    Питание младших школьников — ЗАВТРАК:

    Накануне вечером спросите у ребенка, что он хотел бы съесть за завтраком. Если есть возможность, то выполните его желание. Не настаивайте, чтобы он съел сырники, если малыш хочет омлет или яичницу.

    2 раза в неделю нужно обязательно давать творог — 6 ложек без верха (это около 100г), или стакан йогурта, кефира, простокваши или ряженки, а еще лучше — бифидок, либо 2 кусочка сыра, или 2 сырника, или порцию творожной запеканки.

    2 раза в неделю ребенку нужно есть за завтраком 4-6 столовых ложек салата с растительным маслом, сметаной — морковный с яблоком, из свежей или квашеной капусты, свекольный, из редиски.

    Не забудьте про каши — гречневую, овсяную (геркулес, мюсли), пшеничную (манную), пшенную, рисовую. Более полезно (хотя для нас это и непривычно) готовить каши на овощном отваре или с добавлением фруктов, овощей: натертой моркови, кабачков, тыквы, бананов, яблок, хурмы, ягод, сухофруктов. Можно варить кашу на воде, молоке с добавлением небольшого количества сахара, чтобы сладковатый вкус был едва ощутим. Порция каши небольшая — 5-6 столовых ложек.

    В конце завтрака можно предложить бутерброд со сливочным маслом (икорным, селедочным, креветочным) и чашку какао, чая с молоком или слабый кофе. Иногда эти напитки можно заменять соками: овощным или фруктовым.

    Если ребенок отказывается от завтрака, то поднимайте его на полчаса раньше. Обязательно нужно сделать зарядку под музыку, принять душ. Это поможет ему не только проснуться, но и возбудить аппетит.

    Если ребенок капризничает, не настаивайте, чтобы он съел все. Пусть съест столько, сколько он хочет. Утром гораздо важнее мир, покой и хорошее настроение.

    Питание младших школьников — ВТОРОЙ ЗАВТРАК:

    Второй раз дети, как правило, едят в школе. Это обычные типовые завтраки, но если ребенок отказывается от них, то сами позаботьтесь о питании. Дайте ребенку с собой банан или яблоко, 2-3 печенья или пирожок с овощной начинкой, сырок, бутерброд с сыром, отварным мясом или рыбой (но не с колбасой) и пакетик сока.

    Питание младших школьников — ОБЕД:

    На первое 2-4 дня в неделю обязателен любой вегетарианский овощной суп, а в остальные дни — борщ или суп, приготовленные на нежирном бульоне: мясном или курином.

    На второе 3-4 дня в неделю давайте отварную курицу или рыбу, а в остальные дни вареную говядину или нежирную свинину — 80-100г. Иногда можно обойтись сарделькой или сосиской, но они содержат значительно меньше белка, очень необходимого детскому организму.

    На гарнир лучше всего овощи свежие или тушеные — любые салаты, квашеная капуста с яблоком, распаренным черносливом, изюмом, курагой, солянка, отварная фасоль или свекла, в которую добавить мелко толченые грецкие орехи и чеснок — 5-6 столовых ложек.

    2-3 раза в неделю давайте отварной картофель, макаронные изделия, консервированный горошек.

    На третье можно приготовить компот, кисель, морс, свежие фрукты.

    Если ребенок сам разогревает себе обед, тогда позаботьтесь, чтобы это было безопасно для него. Заранее научите его пользоваться микроволновкой. Утром налейте порцию супа в специальную посуду для микроволновой печи, точно так же подготовьте и второе блюдо, порежьте хлеб, приготовьте напитки – все уберите в холодильник до его прихода из школы.

    Питание младших школьников — ПОЛДНИК :

    Через 2-3 часа после обеда пусть ребенок съест яблоко, апельсин, 1-2 сырника, йогурт, стакан кефира, сока, компота, с булочкой или пирожком – что из этого ему захочется – тоже приготовьте заранее.

    Питание младших школьников — УЖИН:

    На ужин лучше подходит творожное, молочное, овощное, фруктовое, яичное блюдо. Это молочная лапша, омлет с кусочком сыра, запеканка, бутерброд с маслом. Каши вечером лучше не давать — они хуже усваиваются.

    Через 30 минут после ужина дайте ребенку чай, сок или кефир. Если он любит молоко, то его можно дать только через час после еды – оно лучше усвоится, когда одно.

    Сладости в питании младших школьников:

    На день достаточно 6-8 чайных ложек сахара, 1-2 конфеты. Халва, пирожные и торты только по праздникам – порция не должна превышать 2 пирожных или 140 г торта.

    Старайтесь, как можно реже покупать детям газированную воду – она раздражает слизистую желудка и кишечника.

    Подведем итог. В меню 7-9-летних детей должны быть ежедневно кисломолочные продукты и творог – источники кальция. Так как именно в это время у детей появляются постоянные зубы. А для роста нужен белок – натуральное мясо и рыба главные поставщики белка.

    Ребенок идет в первый класс - для его организма это стресс, вызванный сменой образа жизни. Новый режим, серьезная нагрузка - в такие моменты необходимо поддержать первоклассника не только морально, но и материально, в частности, удачно подобранным питанием. Сегодня мы вам расскажем, как обеспечить школьника достаточным количеством питательных веществ, чтобы он смог успешно заниматься.

    Принципы питания школьников 1–4 классов

    Главное правило - калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами - 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном образовательном заведении, теперь практически все зависит только от родителей.

    Частые ошибки в питании школьников младших классов:

    • Острая нехватка фруктов с овощами - многие дети получают лишь половину нормы, из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с нагрузкой, снижена способность к интеллектуальной деятельности, они не могут сосредоточиться.
    • Уменьшение доли молочных продуктов - в результате детки недополучают столь важный для них кальций.
    • В основном взрослые уделяют внимание тому, чтобы в рационе ребенка каждый день было мясо, при этом забывают о таком важном продукте, как рыба. Именно в ней содержится фосфор, который важен для продуктивной деятельности мозга.
    • Родители отпускают деток в школу без завтрака, рассчитывая, что их покормят во время одного из перерывов. Первые два урока ребенок сидит на уроках, сосредоточившись на мучительном чувстве голода - ему не до новых букв, и уж совершенно точно он не вникает в то, что говорит учитель.
    • Родители покупают много сладкого, из–за чего повышается вероятность ожирения.
    • Фастфуд - еще один бич нашего времени, способствующий нарушению обмена веществ и развитию гастрита.
    • Трехразовое питание - это катастрофа! В начальных классах оптимально 4–5 разовое кормление.

    Малыши оказываются в незавидном положении. Если мы, взрослые, периодически делаем перерыв на кофе–брейк, у деток нет такой возможности. По этой причине так важно уделить внимание питанию ребенка, позаботиться о том, чтобы он был полон сил и энергии и мог полностью сосредоточиться на занятиях.

    В чем нуждаются школьники младших классов

    Очень важно обеспечить достаточное поступление белков . Они способствуют полноценному развитию мышечных тканей и внутренних органов, повышению иммунитета. Белки нужны для образования жизненно важных ферментов и гормонов.

    Кальций - участвует в формировании костно-скелетной системы. Он присутствует в молоке, твороге и молочнокислых продуктах. Для полноценного усвоения Ca необходимо обеспечить достаточное поступление витаминов группы B.

    Аминокислоты - содержатся в белковых продуктах, важны для полноценного формирования нервной и сердечно–сосудистой систем, участвуют в строительстве клеток мышц. Без них тормозится физическое развитие, у ребенка ухудшается реакция. Поступают в организм из мясных и рыбных блюд, творога и яиц, а также некоторых других продуктов.

    Жиры . Их источник – жирные продукты, также они образуются в результате преобразования углеводов и белков. Нужны для полноценного формирования центральной нервной системы, повышают усвояемость витаминов.

    Углеводы - это основной источник энергии, имеющий стратегическое значение. Детки их должны получать из фруктов и углеводов, но не из конфет или шоколада. Основные источники:

    • картофель, минимальное количество - 200 г;
    • овощи - до 300 г ежедневно, преимущественно в виде салатов, какая–то часть - вместе с первыми и вторыми блюдами;
    • фрукты - свежие или в виде соков, в них содержится калий, от него зависит эффективность деятельности сердечной мышцы, также они обеспечивают поступление витаминов.

    Важно! В свежих фруктах присутствует клетчатка, которая влияет на моторику кишечника. При их регулярном употреблении вероятность запоров минимальна. Проблемы может вызвать повышенное количество углеводов в рационе ребенка - это чревато запорами, зачастую они трансформируются в жиры, что через какое–то время способствует ожирению школьника.

    Режим питания

    Важно, чтобы малыш каждый день кушал в одно и то же время. Привязывать приемы пищи следует к расписанию школьника. Позаботьтесь о том, чтобы он завтракал непосредственно перед выходом на занятия. Через 2–3 часа - второй завтрак, уже в школьной столовой. Обед - примерно через 3–4 часа, после возвращения домой. Еще через пару часов - легкий полдник. Приблизительно в 18–19 часов вечера - ужин в кругу семьи.

    В среднем интервалы между основными приемами пищи должны составлять 4 часа. В перерывах между едой в качестве перекуса можно предложить ребенку яблоко или, к примеру, мандарин. Главное, избегайте бутербродов, постоянных «пробежек» к холодильнику или конфет. Вариант расписания:

    • Завтрак - с 07:30 до 07:45. Ориентируйтесь на начало занятий и количество времени, которое необходимо, чтобы добраться до школы. Не допускайте, чтобы ребенок кушал впопыхах, лучше разбудить его раньше, чем допустить, чтобы он глотал пищу, не пережевывая.
    • Второй завтрак - он, как правило, проходит в школе, приблизительно в период с 11:00 до 12:00.
    • Обед - 14:00–14:30. Не торопитесь накормить ребенка сразу же после школы, если он не голоден, пусть придет в себя после уроков.
    • Полдник - 16:30–17:00.
    • Ужин - 18:30–19:00.

    Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Во время ужина с последующим чаепитием члены семьи могут пообщаться друг с другом в спокойной обстановке. Расписание может отличаться, если ваш ребенок ходит во 2 смену. В этом случае его надо покормить обедом перед занятиями, а полдник ему дадут на одной из перемен. Ужин - дома. Беспорядочное питание - основная причина нарушений системы пищеварения. Заработанный в детстве хронический гастрит будет целую жизнь досаждать ребенку всю жизнь.

    В возрасте 6–10 лет деткам можно кушать практически все блюда, за исключением чрезмерно жирных и острых, но это не значит, что им следует подавать все то же самое, что едят взрослые. Так, лучше не приучать ребенка к копченостям или вяленой рыбе, под запретом остается фастфуд. Желательно предлагать ему вкусную и здоровую пищу. Так, предпочтительнее тушеное мясо, а не жареное, котлетки - паровые (правда, их любят не все дети), овощи - тушеные или вареные.

    Другие советы:

    • По объему пищи лидирует обед - до 40 % от ежедневного рациона, ужин - около четверти, оба завтрака в совокупности - в пределах 20–25%. Учтите, что перед выходом из дома многим деткам удобнее скушать что–то легкое, например, омлет или запеканку, молочную кашу или овсяные хлопья, запаренные молоком, напиток - горячий, например, какао или чай.
    • В день школьнику младших классов необходимо около 2400 ккал.
    • Суточная норма белка в возрасте 7–10 лет составляет 80 г, углеводов - 325 г.
    • Обед должен быть комплексным, как у взрослых: легкая закуска, суп или борщ, гарнир с мясным или рыбным блюдом, десерт - в его качестве можно предложить фруктовый пудинг, кисель, компот из свежих или засушенных фруктов.
    • Оптимальное время ужина - не позднее, чем за 2 часа до сна.

    Помните, от правильного и сбалансированного питания зависит и физическое, и интеллектуальное развитие малыша. Постарайтесь спланировать рацион таким образом, чтобы каждый день ребенок получал все необходимые вещества, а блюда постоянно чередовались - тогда у него не пропадет аппетит. Каждый день школьнику необходимы: молоко, мясо, пару раз в неделю - рыба, крупы, хлеб и фрукты с овощами. Периодически давайте ребенку соки - фруктовые и овощные.

    Под запретом :

    • Газированные напитки - в том числе минеральная вода, лучше давать обычную, без газа.
    • Сухарики, соленые орешки, чипсы и прочие лакомства, которые оказывают раздражающее действие на слизистую пищевода и желудка.
    • Всевозможные блюда быстрого приготовления - лапша, супы и прочие. Полуфабрикаты – вредная пища, которая рассчитана на взрослых и уж ни в коем случае не на употребление в домашних условиях, когда доступна нормальная еда.
    • Колбасная продукция - ее можно предлагать лишь изредка и только в том случае, если вы уверены в ее качестве. Зачастую под «докторскую» маскируется соя, перемешанная с отходами мясного производства.
    • Жирные сорта мяса - преимущественно свинина. Отдайте предпочтение курятине, индюшатине, крольчатине и телятине.

    Надеемся, что наши советы помогут вам составить недельное меню для вашего ребенка с учетом его вкусовых предпочтений. Старайтесь идти на компромисс, никогда не заставляйте малыша кушать блюда, которые нравятся вам, но их категорически не воспринимает ваша дочь или сын.

    Учёные Института питания АМН разработали теорию правильног о питания человека. Она заключается в том, что питание человека находится] тесной связи со всеми процессами обмена веществ в его организме.

    Питание выполняет три основные функции. Первая - энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергетикой. В этом отношении организм животного, в том числе и человека, можно условно сравнить с машиной, которой для совершения работы требуется поступление топлива. Рациональное (правильное) питание предполагает поступления энергии в организм и её расходование на обеспечение процессов жизнедеятельности.

    Расход энергии в организме человека связан, во-первых, с основным обменом веществ; во-вторых, со специфическим динамическим действием пищи и, наконец, в-третьих, с мышечной деятельностью.

    Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени углеводы. Известно, что в процесс е жизнедеятельности в организме человека постоянно разрушаются одни клетки и вместо них появляются другие. « Строительным материалом» для создания новых клеток являются химические вещества, входящие в состав пищи. Следует иметь в виду, что потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток, но и для осуществления процессов роста.

    И, наконец, третья основная функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности. Ферменты и большинство гормонов, являющиеся регуляторами химических процессов, протекающих в организме, вырабатываются самим организмом, однако некоторые из них, вырабатываются организмом человека только благодаря веществам, находящихся в пище. Этими веществами являются витамины.

    Сколько химических веществ расходует организм человека в процессе жизнедеятельности, столько же должно поступать их с продуктами питания.

    Однако в процесс е обмена одни вещества могут переходить в другие.

    При этом большинство из них способны синтезироваться в организме, тогда как некоторые являются как бы исходными. Они не могут синтезироваться и должны обязательно поступать с пищей. В связи с этим все пищевые вещества делятся на заменимые и незаменимые. Три кита, на которых они держатся, - это умеренность, разнообразие, режим питания.

    1. 2. О СНОВЫ рационального питания

    Рациональное питание - это правильное питание здоровых людей с учётом их возраста, пола, массы тела, характеристики и условий труда, климатических условий. Оно помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным воздействиям окружающей среды.

    Правильное питание должно быть таким: покрывать энергетические затраты организма; иметь определённое соотношение составных частей; хорошо усваиваться; иметь приятный вкус, запах, вид и определённую температуру; быть разнообразным; вызывать чувство насыщения; быть абсолютно безупречным и без вредным в санитарном отношении.

    1. 3. Режим питания

    Режим питания - это распределение пищи во времени по количеству приёмов, по калорийности и объёму. Между приёмами пищи соблюдается, интервалы времени. При ём пищи в одно и тоже время при водит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее лучшим является трёхразовое и четырёхразовое питание. Общий объём потребляемой при этом пищи составляет 2,5. 3,5 кг. Если общую калорийность пищи принять за 1000/0, то при трёхразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда - 45 %, а ужина - 25% общей калорийности.

    При четырёхразовом питании дополнительно подаётся второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части (20% и 100/0). В случае с дополнительным полдником на 10% снижается калорийность обеда и ужина.

    Условия приема пищи очень важны. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению и усвояе мости пищи. Вот почему так важна обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.

    При еде важно предупредить две крайности. С одной стороны, ребёнок не должен переедать. Переедание способствует развитию ожирения. С другой стороны, многие школьники, следуя моде, излишне ограничивают себя в питании или питаются односторонне. Это может привести к резкому оставлению массы тела, развитию анемии, заболеваниям желудочно кишечного тракта и др.

    В большинстве школ для учащихся организованно горячее питание школьные завтраки, которые дети получают на большой перемене. А для групп продлённого дня - И обеды.

    Некоторые родители считают, школьные завтраки недостаточно питательны и вкусны, и предпочитают давать ребёнку свой завтрак бутерброд и в лучшем случае фрукты, съедают его всухомятку, часто в неположенное время, а иногда и вовсе забывают позавтракать. Всё это при водит к нарушениям режима питания и развитию различных заболеваний.

    Выводы по главе 1.

    Объём необходимого школьнику питания, как суточный, так и во время отдельных приёмов пищи, зависит в первую очередь от возраста, а также от уровня физического развития ребёнка, нагрузки, занятости в общественно полезном труде, спорте, а также от индивидуальных особенностей и привычек.

    Глава 2. Организация питания младшего школьника

    От того, насколько правильно построено питание, зависит здоровье, а значит, и все остальное в жизни. К сожалению, многие - и вовсе не считают питание предметом серьёзного научного исследования, полагая, что рациональное питание зависит только от количества продуктов. По этому поводу А. А. Покровскй замечал: "Беспорядочное питание, к сожалению, довольно обычно для многих. Едят на ходу, что придётся, забывают поесть вовремя, пренебрегают возрастными особенностями, условиями труда и климата, позволяя себе упрямо нарушать правила питания: одни - переедая, надеясь на свой организм, другие - недоедая, из сугубо эстетических соображений - для сохранения стройной фигуры".

    Мы считаем, что для того, чтобы быть здоровым, полным сил, хорошо учиться, просто необходимо правильно питаться. Но для этого надо знать как правильно питаться. Как выяснилось в ходе нашей исследовательской работы немногие знают как надо правильно питаться, и не только ученик плохо осведомлены в этом вопросе, но, к сожалению, и их родители. В связи с этим мы провели в 3б эксперимент, состоящий из первоначально анкетирования «Как вы питаетесь?», ряда бесед с родителями родительских собраниях, учащимися на классном часе и на ур оке природоведения, и итогового анкетирования.

    На момент про ведения первого анкетирования успеваемость класса составляла 100%, качество знаний - 63%.

    АНКЕТА « КАК ВЫ ПИТАЕТЕСЬ?»

    1. Сколько раз в день вы едите?

    2. Что кушаете по утрам?

    3. Что кушаете в обед?

    4. Что готовит мама на ужин? 5. Питаетесь ли вы в школе?

    11 в классе 18 человек, приняло участие в анкетировании 18 учащихся.

    Результаты анкетирования таковы: 8 человек - питаются 4 раза в день; 4 человека - 3 раза в день;

    5 человек - 2 раза в день;

    1 человек - 1 раз в день.

    Пл отный сытный завтрак получают 9 человек, пьют только чай или кофе 4 человека, чай с бутербродом - 5 человек.

    Пл отно обедают 11 человек, «перекусывают» чаем с бутербродом - 4 человека, 4 учащихся не обедает.

    На ужин плотно, даже с мясным блюдом, получают питание 4 человека, 6 человек едят каши, 5 человек получают салаты.

    В школе постоянно питаются 8 человек, остальные 11 - иногда.

    На основе результатов данного анкетирования нами были составлены и проведены беседы «Как правильно надо питаться?» для учащихся нашего класса и их родителей. 1

    После проведённой нами работы с ребятами и их родителями, мы провели констатирующее анкетирование. Вопросы были те же самые. Но результаты были другие.

    В классе 1 7 человек, приняло участие в анкетировании 17 учащихся.

    Результаты анкетирования таковы: 8 человек - питаются 4 раза в день; 9 человека - 3 раза в день.

    Пл отный сытный завтрак получают 15 человек, чай с бутербродом - 2 человека.

    Плотно обедают 17 человек.

    На ужин 8 человек едят каши, 9 человек получают салаты.

    Сравнение результатов первоначального и конечного анкетирования мы отразили в диаграмме 1.

    ▄"2d начальное □ конечное

    4 раза Зраза 2 раза

    Рис. 1. Диаграмма распределения учеников по количеству питания в сутки.

    Как видим проведённые нами беседы с родителями, учениками дали свои результаты. Отрадно отметить, что ребята стали лучше питаться и сознательнее относиться к своему здоровью.

    Необходимо отметить и возрастание успеваемости учащихся. На конец второй четверти качество знаний учащихся 3б класса составило 70%, то есть возросло на 7 %.

    Выводы ко II главе.

    Проведённый нами эксперимент ёщё раз убедительно доказал, что чтобы дети были здоровы, могли успешно учиться, необходимо следить за своим здоровьем и, в том числе, правильно питаться. Но для этого родители

    13 учащихся и сами учащиеся должны знать, как правильно организовать своё питание и почему это необходимо делать.

    14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Укрепление и сохранение здоровья младшего школьника, его хорошая успеваемость в школе во многом зависит от правильного питания.

    Но многие учащиеся начальных классов неправильно питаются, не соблюдают режим питания: некоторые не едят мясо, другие злоупотребляют сладким и консервантами. Многие ребята до проведения эксперимента считали, что чипсы способны заменить обед.

    Как выявило первоначальное анкетирование, причина неправильного питания ребят кроется в их незнании, как правильно питаться, к чему приводит несбалансированное питание. Поэтому, я считаю, необходимо было провести беседу на данную тему на уроке природоведения и классных часах, что я и сделал. Так же было проведено родительское собрание, на котором я выступил с беседой о правильном питании. Нами были составлены и распространены среди родителей учащихся нашего класса практические рекомендации по правильному питанию. В конце второй четверти я провёл итоговое анкетирование в своём классе. Изучив ответы ребят, я пришёл к выводу, что проведённая мною в нашем классе беседа о правильном питании учащихся начальной школы положительно повлияла на организацию питания одноклассников. Рацион стал разнообразнее, ребята соблюдают режим питания. В итоге у ребят значительно улучшились самочувствие и работоспособность.