Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Кто вылечил слабоумие у ребенка. Симптомы органической деменции у детей

    Кто вылечил слабоумие у ребенка. Симптомы органической деменции у детей

    – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

      Название заболевания «резидуальная органическая деменция » имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

      Причины органической деменции у детей

      Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

      • Нейроинфекции . Органическая деменция возникает как осложнение менингитов , энцефалитов , церебрального арахноидита .
      • Черепно-мозговые травмы . Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга , открытых повреждений.
      • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция , протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии , проявляющейся слабоумием.
      • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

      Патогенез

      В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

      Классификация

      Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

      • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
      • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
      • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

      Симптомы органической деменции у детей

      Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

      Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

      У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

      Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания . Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

      Осложнения

      Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии . В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

      Диагностика

      Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

      • Консультация невролога . Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ , МРТ , ЭЭГ , КТ . По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
      • Консультация психиатра . Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
      • Консультация клинического психолога . После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

      Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

      Лечение органической деменции у детей

      Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

      • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
      • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

      Прогноз и профилактика

      При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

    Слабоумие - это больше, чем простая потеря памяти. Так как же вовремя распознать болезнь? И что же такое слабоумие?

    На самом деле, это даже не болезнь. Можно сказать, что это коллекция симптомов, которые могут быть вызваны различными заболеваниями. Симптомы слабоумия включают в себя нарушение мышления, общения и памяти.

    Главной причиной слабоумия считается болезнь Альцгеймера. Но также оно может быть вызвано повреждением головного мозга вследствие травмы или инсульта, или других заболеваний, таких как болезнь Хантингтона.

    Потеря памяти не всегда указывает на слабоумие. Поэтому если у близкого человека начались проблемы с памятью, вы можете сразу решить, что это слабоумие. Тем не менее у человека должно быть, по крайней мере, два типа нарушений, которые мешают повседневной жизни, чтобы можно было поставить диагноз "слабоумие".

    В дополнение к сложности запоминания человек может испытывать трудности с языком, общением, фокусировкой и рассуждениями. Какие еще есть предупреждающие симптомы, которые помогут распознать болезнь?

    1. Изменения в краткосрочной памяти

    Проблемы с памятью могут быть ранним признаком слабоумия. Изменения часто практически незаметные, и чаще всего связаны с краткосрочной памятью. Ваш пожилой родственник может помнить свою молодость, но не то, что он ел на завтрак. Также человеку трудно вспомнить, где он оставил нужные вещи, зачем зашел в комнату или что собирался делать сегодня.

    2. Сложности в подборе правильных слов

    Еще один ранний признак слабоумия, это невозможность общаться так, как того хочет сам человек. Это значит, что больному становится трудно объяснить простые вещи. Он может безуспешно пытаться найти нужные слова. Беседа с пожилым родственником, страдающим слабоумием, может стать трудной и занять больше времени, чем это было раньше.

    3. Изменения в настроении

    Это общий признак слабоумия. Не всегда легко заметить этот признак у себя, но его легко распознать у близких людей. К примеру, депрессия является обычным состоянием для раннего слабоумия.

    Наряду с изменениями в настроении можно также увидеть изменения личности. Один из типичных видов изменений - это уход от стеснительности. Такое случается потому, что самокритика часто страдает одной из первых.

    4. Апатия

    Распространенный признак раннего слабоумия - это вялость и апатия. Вы можете заметить, что ваш пожилой родственник теряет интерес к хобби или любой деятельности. Он не хочет больше куда-то выйти или сделать что-то веселое. Он может даже потерять интерес к тому, чтобы проводить время с семьей, и будет казаться эмоционально закрытым.

    5. Сложность в выполнении обычных заданий

    Появление сложностей в выполнении привычных задач может быть ранним признаком начавшегося слабоумия. Как правило, все начинается с того, что человек не может выполнить многосложных задач: проверить баланс кредитной карты или запомнить правила какой-то игры. Кроме того, вы можете заметить, что человеку, возраст которого ближе к пенсионному, трудно делать новые вещи или следовать новым правилам.

    6. Путаница

    Часто на ранних стадиях слабоумия человек чувствует себя растерянным. Когда память, мышление и способность к суждению снижаются, возникает путаница, и близкий человек плохо помнит лица, не может нормально взаимодействовать с людьми. Путаница может возникать по множеству причин: потери ключей от машины, неспособности припомнить, что нужно сделать дальше, вспомнить какого-то человека.

    7. Сложность в запоминании сюжетных линий

    Если вы заметили, что близкому человеку сложно воспроизводить сюжетные линии, это может сигнализировать о том, что у него развивается слабоумие. Как уже говорилось, им трудно подыскать правильные слова, но вместе с тем они могут забывать значение уже знакомых слов. Сложности в воспроизведении разговора или телевизионной программы - это классический признак слабоумия.

    8. Неправильная ориентация в пространстве

    Чувство направления и пространственной ориентации - это общая функция мышления, которая одной из первых страдает при слабоумии. Это может значить, что человек не узнает привычные ориентиры или не может вспомнить регулярно используемые направления. Также становится очень трудно следовать пошаговой инструкции.

    9. Повторение

    Оно является общим признаком слабоумия из-за потери памяти и общих поведенческих изменений. Вы можете заметить, как пожилые люди с этой проблемой повторяют ежедневные задачи или одержимы коллекционированием ненужных вещей. Также они могут повторять вопросы в разговоре, на которые уже получили ответы.

    10. Проблемы с адаптацией к изменениям

    Для людей на ранних стадиях слабоумия перемены могут быть пугающими. Они внезапно не могут вспомнить людей, которых знают, или следить за мыслью собеседника. Они не могут вспомнить, почему пошли в магазин, или заблудиться по дороге домой. Именно поэтому они хотят рутины и боятся пробовать новые вещи. Трудности с адаптацией к изменениям - это типичный признак слабоумия.

    Деменция является приобретенным слабоумием, которое характеризуется патологическими процессами в головном мозге. Больной деменцией утрачивает уже полученные знания и навыки и не может дальше познавать мир. Деменция в большинстве случаев встречается в пожилом возрасте и называется «старческим маразмом». Однако, нередки случаи развития патологии (задержка психического развития, олигофрения, когнитивные нарушения и т.п.) и в детском возрасте. В Москве опытные специалисты Юсуповской больницы проведут диагностику и подберут оптимальную терапию при деменции, где осуществляется комплексный подход в лечении пациентов от 18 лет.

    Причины деменции у детей

    Деменция представляет собой острое психическое нарушение, которое возникает вследствие различных поражений головного мозга. При деменции происходит распад уже сложившегося интеллекта. В медицине обычно выделяется прогрессирующая и органическая деменция у детей.

    Прогрессирующая деменция у детей – это стабильное ухудшение состояния головного мозга пациента. Для этой формы деменции характерно нарастание симптоматики по мере прогрессирования основного заболевания. Чаще всего прогрессирующая деменция развивается в следующих случаях:

    Органическая деменция у детей является осложнением определенных заболеваний. При органической деменции наблюдаются стабильные нарушения работы головного мозга без дальнейшего усугубления. Причиной развития органической деменции являются:

    • инфекционные заболевания менингит, энцефалит;
    • черепно-мозговая травма;
    • интоксикация лекарственными веществами.

    Следует отметить, что приобретенное вследствие травм или инфекций психическое недоразвитие ребенка называют олигофренией и иногда эту патологию путают с деменцией. Данные состояния отличаются тем, что при олигофрении страдает вся психическая деятельность человека, а при деменции нарушаются уже частично сформированные функции мышления.

    Симптомы деменции у детей

    Задержка психиеского развития у детей может проявиться в 2 или 3-летнем возрасте. Ее отличительными признаками будут:

    • нарушение мыслительной деятельности;
    • отсутствие критического мышления;
    • нарушения памяти;
    • нарушение речи: уменьшается словарный запас, забываются значения слов;
    • снижение внимания и концентрации;
    • расстройства зрения и слуха;
    • выраженные нарушения эмоционального характера: тревога, страх, резкая смена настроения, депрессия, апатии, равнодушие, угасает привязанность к близким;
    • импульсивные действия, ослабление инстинкта самосохранения;
    • неадекватное поведение в различных ситуациях;
    • утрата ранее приобретенных навыков;
    • затруднения в самообслуживании;
    • угасают коммуникативные навыки.

    При генетических заболеваниях патология может дать о себе знать только в подростковом возрасте.

    При болезни Лафора происходит нарушение моторики, возникают судорожные припадки. Деменция в этом случае быстро прогрессирует. Клетки головного мозга, кожи и мышц подвергаются разрушительному действию микроскопических структур – телец Лафора.

    Раннее обнаружение заболевания, которое приводит к деменции, значительно улучшает результат терапии. Полностью вылечить пациента пока нет возможности, однако можно значительно улучшить его состояние и замедлить прогрессирование процесса.

    Диагностика деменции у детей

    Для выявления различных психоневрологических заболеваний рекомендуется проходить профилактический осмотр невролога с самого рождения малыша. Особенно, если ранее в семье встречались случаи заболеваний с деменцией.

    Вовремя диагностировать деменцию может только специалист. При подозрении на развитие патологии проводят несколько специфических тестов, которые помогут определить состояние когнитивных функций. Назначают методы инструментального обследования: МРТ и резонансное сканирование головного мозга. Результаты обследования покажут степень поражения мозга. Дополнительно назначают биохимический анализ крови.

    При диагностике деменции у детей учитывается общее состояние здоровья ребенка, его особенности, а также берется во внимание наследственный фактор. Эти данные помогут выбрать наиболее оптимальную тактику лечения. Ребенок проходит всестороннее обследование, поэтому он должен наблюдаться у невролога, психиатра и педиатра.

    Лечение деменции

    Лечение деменции проводятся комплексно несколькими специалистами - квалифицированными неврологами с большим опытом лечения данной патологии. Процесс лечения долгий и даже в этом случае не достигается полное лечение деменции. Терапия позволяет снизить клинические проявления и значительно улучшить качество жизни пациента.

    Лечение будет зависеть от причины развития деменции и состояния больного. Из медикаментов используют препараты, которые улучшают кровоток в головном мозге и налаживают обменные процессы в его клетках. Для терапии деменции назначают психостимуляторы и ноотропные вещества. Они помогают нормализовать поведение пациента, благотворно влияют на память, умственную деятельность и способность обучаться.

    Терапию деменции у детей лучше всего выполнять в домашних условиях. Для этого родители проходят курс обучения и получают всю необходимую информацию по уходу и методам реабилитации пациента. В Юсуповской больнице родителей проконсультируют врачи высшей категории. Работа профессионалов позволяет замедлить процесс развития патологии, восстановить некоторые утраченные функции и получить максимальные результаты. Лечение деменции в Юсуповской больнице можно выполнять как в стационаре, так и на дому. В любом случае родители маленьких пациентов всегда будут иметь поддержку опытных специалистов.

    Обратиться за помощью и получить консультацию специалистов можно по телефону.

    Список литературы

    • МКБ-10 (Международная классификация болезней)
    • Юсуповская больница
    • Гаврилова С. И. Психические расстройства при первичных дегенеративных (атрофических) процессах головного мозга. // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
    • Медведев А. В. Сосудистые заболевания головного мозга // Руководство по психиатрии / Под ред. А. С. Тиганова. М., 1999. Т. 2.
    • Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М., 2003 (Глава 5 «Нейропсихологические синдромы при старении»).

    Деменцией, или приобретенным слабоумием, в медицине называется патологическое нарушение в головном мозге, в результате которого человек теряет способность приобретать различные навыки, познавать мир и более того, растрачивает уже имеющиеся знания. Данное заболевание наиболее характерно для людей преклонного возраста, из-за чего нередко его называют . Однако в редких случаях слабоумием могут страдать и дети. Откуда возникает деменция у детей и возможно ли вылечить этот недуг? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.

    Отличие деменции от олигофрении

    Учитывая, что врожденное либо приобретенное в результате травм и инфекций психическое недоразвитие ребенка называется олигофренией, многие склонны путать эту болезнь с деменцией. Существенное их отличие в том, что при олигофрении страдает не только мышление ребенка, но и вся психическая деятельность в зародыше, тогда как при деменции, которая может возникать у детей после 2 или 3-летнего возраста, нарушаются уже частично сформировавшиеся функции интеллекта. В медицине данная патология носит название «органическая деменция».

    Симптомы деменции

    К характерным признакам детского слабоумия можно отнести потерю уже приобретенных навыков, то есть ребенок теряет речь, способность к самообслуживанию и даже привязанность к близким людям. Часто наблюдается отсутствие целенаправленной мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Таким малышам порой сложно запомнить простые вещи, к примеру, собственное имя. Кроме того, ребенок часто ведет себя неадекватно ситуации, может иметь повышенные, а также извращенные влечения. Действия его импульсивные, да к тому же у него притупляется либо полностью отсутствует инстинкт самосохранения и чувство страха.

    У детей школьного возраста степень деградации личности при деменции часто опережает снижение интеллектуального развития. Наблюдается искажение игровой деятельности, которая становится стереотипной и однообразной. Со временем круг интересов такого ребенка сужается, а стимулы деятельности угасают. Стремления больного ограничиваются лишь элементарными потребностями, да и те могут ослабевать.

    Причины деменции

    Развиться данное заболевание может по многим причинам, к примеру, в результате перенесенного менингита, серьезной черепно-мозговой травмы, поражения сосудов мозга или же по причине отравления центральной нервной системы медикаментами. В редких случаях привести к деменции могут и некоторые наследственные заболевания обмена веществ у малышей, а также раковая болезнь мозга.

    Лечение деменции

    Терапевтическое лечение этого недуга должен проводить квалифицированный врач-психиатр. Процесс лечения долгий, но даже в этом случае далеко не всегда результат гарантирован. Курс терапии зависит от заболевания, спровоцировавшего деменцию, а также от состояния больного, но в любом случае специалист назначает препараты улучшающие мозговой кровоток и налаживающий обмен веществ в мозге.

    Фармакологическое лечение рассматриваемого недуга подразумевает регулярный прием психостимуляторов, таких как Сиднокарб, Этимизол, или Кофеин-бензоат натрия. Очень часто врачи советуют принимать тонизирующие препараты растительного происхождения, на основе лимонника, женьшеня, или левзеи. Стоит отметить, что эти препараты благотворно воздействуют на нервную систему, отличаются низкой токсичностью и повышают выносливость при физических, а также умственных нагрузках. Не обойтись при лечении деменции у детей и без , которые влияют на память, обучение и умственную деятельность. Для этого наиболее подходят средства Пирацетам, Луцетам, Ноотропил и Нооцетам. Берегите своих детей!

    Слабоумие у детей проявляется в патологическом нарушении деятельности головного мозга, которое характеризуется утратой ранее освоенных знаний и навыков, а также снижением интереса к окружающему миру. Деменция является приобретенным заболеванием. Диагностика и лечение этой патологии становятся возможны в возрасте старше двух лет, так как она развивается на фоне сопутствующих болезней и внешних факторов.

    Общие признаки слабоумия

    Слабоумие – острое психическое нарушение, диагностируемое у ребенка и возникающее в связи с поражением головного мозга.Деменция влечет за собой деградацию интеллекта и распад уже сложившейся личности. В настоящее время слабоумие делят на прогрессирующую и органическую деменцию.

      Прогрессирующее слабоумие у детей – это неуклонное ухудшение состояния головного мозга. Симптомы проявления деменции нарастают по мере того, как будет прогрессировать основное заболевание.

      Органическое слабоумие вызвано осложнением определенных болезней, которые перенес ребенок. Для органической формы деменции характерны стабильные отклонения в работе мозга, которые в дальнейшем не усугубляются. Этот тип заболевания нередко вызывают медикаментозные отравления, менингиты и травмы головы.

    Иногда деменцию путают с олигофренией, которая появляется на фоне травм и инфекций. Однако эти болезни отличаются тем, что при деменции происходит частичное нарушение сформированных мыслительных функций, а олигофрения затрагивает всю психическую деятельность ребенка.

    Среди общих признаков слабоумия необходимо отметить следующие:

      Отклонения в мыслительной деятельности;

      Утрата критического мышления;

      Нарушение памяти;

      Проблемы с речью, в том числе уменьшение словарного запаса, невозможность вспомнить значение того или иного слова;

      Рассеянность, снижение концентрации;

      Слуховые и зрительные патологии;

      Тревожность, беспричинный страх, депрессия, равнодушие, апатия, резкие смены настроения и другие отклонения эмоционального характера;

      Ослабление инстинкта самосохранения;

      Неадекватность реакции на определенные события;

      Проблемы с самообслуживанием;

      Потеря ранее приобретенных умений и навыков;

      Угасание коммуникативных способностей.

    Симптомы слабоумия у детей проявляются по-разному в зависимости от возраста. Если ребенок перенес церебральные поражения и повредил здоровье в школьные годы, заметен контраст между уровнем развития навыков, эрудированностью и возможностями к познанию новой информации. Он хорошо владеет своей речью, правильно строит предложения, обладает достаточным словарным запасом. В процессе общения у ребенка с деменцией преобладает конкретно-ситуационное мышление: он может детально описать пережитые события, которые будет оценивать с точки зрения практических действий и результатов.

    Наряду с этим у ребенка со слабоумием практически отсутствует восприятие абстрактных понятий. Он не понимает переносное значение поговорок и пословиц, не воспринимает юмор, не умеет перенести пережитый конкретный опыт на другую ситуацию. Ребенок не может эффективно применять полученные ранее знания. Он плохо запоминает новую информацию, часто переключает свое внимание с одного предмета на другой, быстро истощается в эмоциональном плане. Начинают развиваться личностные и аффективные отклонения. Эмоции у детей при слабоумии становятся беднее и уплощаются, теряют свои нюансы. Для тяжелых форм слабоумия у детей характерно преобладание ярко выраженных состояний – от счастья к явному неудовольствию. Интересы ребенка сужаются настолько, что его беспокоит лишь удовлетворение элементарных потребностей.

    Симптомы слабоумия у детей в более раннем возрасте несколько иные. Главные из них – это психомоторное возбуждение, беспричинная смена состояний, когда гнев и плач чередуются с радостью и удовольствием. Ребенок с деменцией становится гораздо менее эмоциональным, перестает скучать по матери, не реагирует на порицание или похвалу, не выказывает привязанности к кому-либо. При слабоумии у детей усиливаются элементарные влечения, развивается неумеренный аппетит. Заболевание влечет за собой ослабление инстинкта самосохранения: такой ребенок не проявляет тревожности при смене обстановки, не боится огня, высоты и т.д.

    В ходе болезни происходит полное разрушение познавательных функций. Ребенок может повторять одно и то же, не осознавая этого, его рассуждения случайны и поверхностны. Он совершенно не усваивает новую информацию, теряет способность к использованию ранее накопленного жизненного опыта. Другие очевидные симптомы деменции – это отсутствие абстрактного мышления, появление интеллектуальных дефектов, дезорганизованность и снижение концентрации. Игры ребенка становятся все более простыми, он может бесцельно бегать туда-сюда, кататься по полу, бросать игрушки и различные предметы. При этом он не приемлет никаких правил, продолжая бездумно делать то, что ему хочется.

    Классификация видов болезни

    Слабоумие у детей может быть инфекционным, интоксикационным или иметь другую этиологическую причину. Также деменцию классифицируют по степени тяжести патологии:

      Легкое слабоумие. Характеризуется сглаженностью симптоматики и сохранением бытовых навыков, поэтому обнаружить болезнь, особенно в дошкольном возрасте, часто бывает сложно. Школьники начинают плохо усваивать учебный материал, их социальная активность снижена.

      Умеренное слабоумие. На этой стадии слабоумия ребенку нужен особый уход за здоровьем со стороны родителей и врачей.

      Тяжелое слабоумие. Речь нарушена, личностные характеристики снижены до предела. Ребенку требуется лечение и постоянный надзор, так как он совершенно утрачивает навыки самообслуживания.

    Причины возникновения слабоумия у детей

    Развитие слабоумия у ребенка связано с влиянием на его здоровье различных внешних факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда болезнь присутствует уже на момент рождения, однако развивается она спустя лишь определенное время.

    Перечислим основные причины, которые могут вызывать деменцию:

    Существуют и другие причины, связанные с патологиями и заболеваниями, которые могут послужить катализатором развития слабоумия у детей. Более подробно о них может рассказать врач после тщательного обследования пациента.

    Стадии слабоумия

    На каждой возрастной стадии слабоумие у ребенка проявляется по-разному.

      Раннее детство. Малыш утрачивает приобретенные ранее навыки и умения. Его словарный запас уменьшается, наблюдаются проблемы с формулировкой собственных мыслей. Болезнь может выражаться в ослабевании чувства привязанности к родным и близким, появлением равнодушия к миру. Заметна заторможенность в движениях, которая в итоге приводит к утрате умения ходить.

      Младший школьный период. Течение болезни характеризуется снижением работоспособности, появлением проблем с усвоением новой информации. Речевые навыки еще сохраняются, однако может возникать путаница с формами, цветами, временами года и пр.

      Старшая школа. У ребенка со слабоумием игры становятся все более однообразными, когда он постоянно повторяет одни и те же действия, как будто не замечая этого.

      Подростковый период. Слабоумие проявляется в психологических отклонениях, потере концентрации, ребенок становится рассеянным и неспособным к осмыслению информации. Нарушается память, речь становится смазанной и нечеткой, подросток быстро устает.

    При наличии врожденных генетических патологий слабоумие у детей проявляется несколько иначе. В некоторых случаях ребенок не может справиться с болезнью и погибает еще в раннем детстве.

    Лечение слабоумия у детей – долгий процесс, который требует комплексного подхода и организованности не только от врачей, но и от родителей. Основной акцент направлен на устранение заболевания, ставшего причиной деменции. Программа лечения разрабатывается с учетом стадии заболевания и того, в каком состоянии находится пациент. После диагностики заболевания обычно применятся набор методик и техник, включающий в себя следующие:

      Медикаментозное лечение. Врач назначает препараты, направленные на улучшение обмена веществ нервных клеток мозга и усиление кровотока. Психостимуляторы и ноотропы способствуют повышению умственных способностей, не нарушая при этом здоровья ребенка.

      Психологический аспект. Коррекционные занятия проводят опытные психологи с целью развития мыслительных способностей, памяти и внимания. Программа учитывает степень развития слабоумия у детей, на основании чего выбирается уровень учебной нагрузки.

    К сожалению, деменция не поддается полноценному лечению. Современная медицина может лишь замедлить ее течение, поэтому здесь очень важна своевременная диагностика и профессиональное обследование, что позволяет предотвратить быстрый прогресс заболевания и улучшить качество жизни.