Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Прямое и переносное значение слова. Какие примеры можете привести? Что такое прямое и переносное значение слова

    Прямое и переносное значение слова. Какие примеры можете привести? Что такое прямое и переносное значение слова

    Тема: «Золота мама» («Переносное значение слов»)

    Цели урока:

    Обучающая:

    1. Уметь находить в тексте слова с переносным значением, употреблять слова с переносным значением в речи
    2. Уметь различать прямое и переносное значение слов
    3. Развивать умения и навыки пользования словарем

    Развивающая:

    1. (Развитие речи) Обогащение и усложнение словарного запаса
    2. Овладение художественными образами
    3. Усиление коммуникативных свойств
    4. (Развитие мышления) Учить анализировать
    5. Учить сравнивать, строить аналогии

    Воспитательная:

    1. Поощрять человеческие, добрые отношения с мамой
    2. Воспитывать умение трудиться, помогать близким
    3. Развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства

    Ход урока

    1. Организационный момент .

    Ребята рассаживаются по группам

    2. Стадия вызова.

    2.1 Ребята, 2 -3 дня назад я шла по улице, а впереди меня шла мать и дочь. Я оказалась невольной слушательницей их разговора.

    Ты к нам на классный вечер не ходи. А то, как колхозница вечно одета, только позорить меня будешь, отчитывала дочь свою мать.

    А мама шла, опустив голову, и молчала.

    Сто рублей дашь на газводу и конфеты? – как ни в чем не бывало продолжала дочь.

    2.2 После услышанного разговора мне захотелось поговорить с вами о маме. Тема урока «Золотая мама» . Как вы понимаете тема- загадка, вы сами сформулируете и тему и задачи нашего урока.

    2.3 Но прежде посоревнуемся. Запишите в тетрадь те качества, которые надо развивать девочке, обидевшей свою мать (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость*, чуткость*- *работа со словариком учебника Ладыженской).

    2.4 Запишите отрицательные качества характера девочки (эгоизм, себялюбие, бессердечность*, бесчеловечность*, жестокость*- *работа со словариком учебника Ладыженской).

    2.5 В каком произведении сын стыдился верхней одежды матери, отрекшись от нее? («Мальчик – звезда» О. Уайльд)

    2.6 Дайте добрый совет девочке? (Девочке необходимо извиниться перед мамой. Можно за один день выучиться кормить тамогочи - игрушечного цыпленка, но учиться на человека нужно всю жизнь).

    3. Определение темы и цели урока.

    Ребята получают кейс № 1.

    Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой»

    Кейс № 1

    У мамы сердце золотое
    И золотая голова,
    И руки мамы золотые,
    И спорятся ее дела.
    И папа маму называет:
    Ты человек наш золотой!
    Сестричка только вот вздыхает:
    «Ведь золото металл такой,
    Колечко, правда, есть на пальце,
    Но руки вовсе не блестят,
    А на лице у глаз морщинки,
    Не золотые – штучек пять…
    И нет на сердце золотого,
    А сердце… так оно внутри,
    Оно в груди у мамы бьется,
    Попробуй пробу разгляди!
    (авторское)

    Задание к приложению:

    • Проанализируйте сколько раз встречается слово золотой в тексте.
    • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
    • Что общего между всеми словами?
    • Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
    • Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.

    Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре Ожегова.

    Группы отвечают на вопросы.

    (Золотая мама - хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

    Да, это не прямое значение слов, переносное.

    Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи.

    Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным.

    4. Работа с кейсом №2 . Анализ.

    Перед вами кейс. Внимательно прочитайте предложенный текст

    Легенда

    Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты . Но сердце у молодой жены было черное , а характер тяжелый . Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

    Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня , вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.

    Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой , не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»

    Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев?

    Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.

    Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек ); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота)

    4.2 А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2 -4 предложения, включив слова с переносным значением.

    4.3 Социализация. Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.

    5. А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

    (Продолжение легенды).

    Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

    Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

    6. Итоги урока. Рефлексия.

    Беседа по вопросам:

    Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте определение. Удачно ли мы назвали урок? Придумайте другие варианты названия урока. («холодное сердце», «тяжелый характер» и т.д.)

    Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов?

    Обсудите в группах, какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?

    Работа в группах.

    Вывод: Внешняя красота, как у жены – красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по поступкам и делам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!

    7. Домашнее задание

    Составить синквейн, посвященный переносному значению.

    Из словарика учебника выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст (для слабых учащихся – предложения).

    Прямое и переносное значение слова

    У каждого слова есть основное лексическое значение.

    Например, парта - это школьный стол, зелёный - цвет травы или листвы, есть - это значит принимать пищу.

    Значение слова называется прямым , если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак.

    Иногда звучание одного слова переносится на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется переносным .

    Рассмотрим примеры прямого и переносного значения слов. Если человек скажет слово море , у него и его собеседников возникает образ большого водного пространства с солёной водой.

    Рис. 1. Чёрное море ()

    Это прямое значение слова море . А в сочетаниях море огней, море людей, море книг мы видим переносное значение слова море , которое обозначает большое количество чего или кого-нибудь.

    Рис. 2. Огни города ()

    Золотые монеты, серьги, кубок - это предметы, сделанные из золота.

    Это прямое значение слова золотой . Переносное значение имеют словосочетания: золотые волосы - волосы с блестяще-жёлтым отливом, золотые руки - так говорят об умении хорошо что-то делать, золотое сердце - так говорят о человеке, который делает добро.

    Слово тяжёлый имеет прямое значение - иметь значительную массу. Например, тяжелый груз, ящик, портфель .

    Рис. 6. Тяжёлый груз ()

    Переносное значение имеют следующие словосочетания: тяжёлая задача - сложная, которую непросто решить; тяжёлый день - трудный день, требующий усилий; тяжёлый взгляд - мрачный, суровый.

    Девочка скачет и температура скачет .

    В первом случае - прямое значение, во втором - переносное (быстрое изменение температуры).

    Мальчик бежит - прямое значение. Время бежит - переносное.

    Мороз сковал речку - переносное значение - обозначает, что вода в реке замёрзла.

    Рис. 11. Река зимой ()

    Стена дома - прямое значение. О сильном дожде можно сказать: стена дождя . Это переносное значение.

    Прочитайте стихотворение:

    Это что же там за диво?

    Солнце светит, дождь идёт,

    У реки большой красивый

    Мост из радуги встаёт.

    Если солнце ярко светит,

    Дождик льётся озорной,

    Значит, этот дождик, дети,

    Называется грибной !

    Грибной дождь - переносное значение.

    Как мы уже знаем, слова с несколькими значениями являются многозначными.

    Переносное значение является одним из значений многозначного слова.

    Определить, в каком значении употреблено слово, можно только из контекста, т.е. в предложении. Например:

    На столе горели свечи. Прямое значение.

    Его глаза горели от счастья. Переносное значение.

    Можно обратиться за помощью к толковому словарю. Первым всегда даётся прямое значение слова, а затем - переносное.

    Рассмотрим пример.

    Холодный -

    1. имеющий низкую температуру. Вымыть руки холодной водой. С севера дул холодный ветер.

    2. Перен. Об одежде. Холодное пальто.

    3. Перен. О цвете. Холодные оттенки картины.

    4. Перен. Об эмоциях. Холодный взгляд. Холодная встреча.

    Закрепление знаний на практике

    Определим, какие из выделенных слов употреблены в прямом, а какие в переносном значении.

    За столом сказала мать:

    - Хватит языком болтать .

    А сынишка осторожно:

    - А болтать ногами можно?

    Рис. 16. Мама и сын ()

    Проверим: болтать языком - переносное значение; болтать ногами - прямое.

    Стаи птиц улетают

    Прочь, за синее море ,

    Все деревья блистают

    В разноцветном уборе .

    Рис. 17. Птицы осенью ()

    Проверим: синее море - прямое значение; разноцветный убор деревьев - переносное.

    Ветерок спросил, пролетая:

    - Отчего ты, рожь , золотая ?

    А в ответ колоски шелестят:

    - Золотые нас руки растят.

    Проверим: рожь золотая - переносное значение; руки золотые - переносное значение.

    Запишем словосочетания и определим, в прямом или переносном значении они употребляются.

    Чистые руки, железный гвоздь, тяжелый чемодан, волчий аппетит, тяжелый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья шкура.

    Проверим: чистые руки - прямое, железный гвоздь - прямое, тяжелый чемодан - прямое, волчий аппетит - переносное, тяжёлый характер - переносное, олимпийское спокойствие - переносное, железная рука - переносное, золотое кольцо - прямое, золотой человек - переносное, волчья шкура - прямое.

    Составим словосочетания, запишем словосочетания в переносном значении.

    Злой (мороз, волк), чёрные (краски, мысли), бежит (спортсмен, ручей), шапка (мамина, снега), хвост (лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).

    Проверим: злой мороз, чёрные мысли, бежит ручей, шапка снега, хвост поезда, ударил мороз, барабанит дождь.

    На этом уроке мы узнали, что у слов есть прямое и переносное значение. Переносное значение делает нашу речь образной, яркой. Поэтому переносное значение очень любят использовать писатели и поэты в своих произведениях.

    На следующем уроке мы узнаем, какая часть слова называется корнем, научимся выделять её в слове, поговорим о том, каковы значение и функции этой части слова.

    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012 (http://www.twirpx.com/file/1153023/)
    2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. 2. - М.: Баласс.
    3. Рамзаева Т.Г. Русский язык. 2. - М.: Дрофа.
    1. Openclass.ru ().
    2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
    3. Sch15-apatity.ucoz.ru ().
    • Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Русский язык. 2. - М.: Просвещение, 2012. Ч.2. Выполни упр. 28 С. 21.
    • Выберите правильный вариант ответа на такие вопросы:

    1. Словарный состав языка изучает наука:

    А) фонетика

    Б) синтаксис

    В)лексикология

    2. Слово употреблено в переносном значении в обоих словосочетаниях:

    А) каменное сердце, строить мост

    Б) жар солнца, каменное издание

    В) золотые слова, строить планы

    3. В каком ряду слова являются многозначными:

    А) звезда, искусственный, каменный

    Б) единственный, жалюзи, жокей

    В) каменистый, кафтан, композитор

    • * Используя полученные на уроке знания, придумай 4-6 предложений со словами поле и дать , где эти слова используются в прямых и переносных значениях.

    У слова может быть как прямое, так и переносное лексическое значение. Переносным значением обладают многозначные слова.

    Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено обозначаемый предмет, явление, действие, признак, сразу вызывает представление о них и в наименьшей степени зависит от контекста. Слова чаще всего выступают в прямом значении.

    Переносное значение слова - это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого.

    Игрушка , -и, ж . 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках.

    Сущность переноса значения состоит в том, что значение переходит на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Таким образом формируется многозначность слова.

    В зависимости от того, на основании какого признака происходит перенос значения, различают три основных вида перехода значения :

    • метафора,
    • метонимия,
    • синекдоха.

    Прямое значение слова

    Слова нашей речи называют предметы, их признаки и действия. Однозначные слова непосредственно соотносятся с объектом действительности, напрямую называют предмет, его признак или процесс действия. Это прямое значение слова.

    В потоке речи такие слова сразу вызывают представление о том, что они называют. Их значение не зависит от контекста, например:

    Над лесом, над полем, над деревушками раскинулось синее небо.

    Небо манит будущих космонавтов.

    По небу лениво плывут белые мохнатые облака.

    Большинство слов русского языка выступают в прямом значении, например:

    дочь, дом, трава, вежливый, огромный.

    Прямое значение слова - это его основное лексическое значение.

    Переносное значение слова

    У слова может быть несколько лексических значений, которые возникают на основе прямого значения. Такое новое дополнительное лексическое значения называют переносным . Оно появляется на основе похожести предметов по внешнему виду, по признаку или выполняемому действию (функции), например:

    в словосочетании «каменное здание» слово «каменный» называет материал, из которого сложено здание, и обозначает непосредственный признак предмета «крепкий, твёрдый, неподвижный» .

    В словосочетании «каменное лицо» прилагательное «каменное» обозначает «суровое, бесчувственное» или «недоброжелательное» лицо. В этом примере слово «каменное» обладает вторичным переносным значением, образованным на основе прямого значения.

    Суть переноса значения состоит в том, что оно переходит на другой предмет, другое явление или процесс по общим точкам соприкосновения в значении. Тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов. Так возникает многозначность слов. Переносным значением обладают многозначные слова, например:

    • синее море - море пшеницы - море народу;
    • лёгкая ноша - легкая рука - легкая промышленность.

    В многозначном слове выделяются прямое и переносное значения. Прямое непосредственно обозначает предметы и явления действительности. Прямое значение называют также главным, первичным, основным, свободным, номинативным (назывным). Оно менее всего зависит от сочетания слова с другими словами в речи, наиболее употребительно, в словарях стоит обычно на первом месте: язык — 1. `Орган в полости рта в виде мышечного выроста у человека и животных`: слизистая оболочка языка.

    На прямом значении основаны остальные значения слова — переносные: они раскрываются только в контексте. 2. Язык до Киева доведет — `орган речи, воспроизводящий мысль`. 3. Институт русского языка имени А. С. Пушкина — `средство общения людей — звуковой, грамматический строй`. 4. Люблю язык Лермонтова — `стиль, слог, манера выражения`. 5. Приказываю взять языка — `пленный`. 6. ...И назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн... (П.) — `народ, народность`. То или иное участие языка — органа в образных номинациях языка — речевой способности, языка, которым владеет нация или отдельный ее представитель, определяет связь переносных значений друг с другом и с прямым значением.

    Переносное значение слова обозначает факты не непосредственно, а через отношение к соответствующему прямому значению.

    Прямое значение слова не всегда можно объяснить, как в случае со словом язык, а также словами трава, куст, береза и многими другими. Чаще всего прямое значение является первичным, т. е. «древнейшим», хронологически первым для данного слова. Первичное значение называют исходным, историческим значением. Оно служит основой для возникновения и развития других, переносных, значений. Первичное значение слова рука — `собирающая` — от славянского корня ренкти — `собирать`. Переносные значения данного слова: 1) трудовая деятельность (опытные руки); 2) удар (поднять руку); 3) помощь (это ему на руку); 4) почерк (не знал его руки); 5) символ власти (перейти в другие руки); 6) состояние (под веселую руку); 7) вступление в брак (предложение руки) и т. д.

    Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.