Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Развитие и особенности психической деятельности человека Особенности психической деятельности человека

    Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека. Развитие и особенности психической деятельности человека Особенности психической деятельности человека

    Психическая деятельность - это все виды деятельности, которые осуществляются при участии различных форм сознания. Она во многом оказывает влияние на поведение человека в повседневной жизни, а также формирует поведенческие штампы и влияет на характер и личностные качества человека. Особенности психической деятельности являются предметом изучения многих психологов и ученых с древнейших времен, ведь людям всегда было любопытно, как и почему действует человек в тех или иных ситуациях. Ответ кроется в глубинных сферах человеческой психики, которая оказывает большое влияние на внешнее поведение человека и его жизненные установки.

    Определение

    Психическая деятельность человека включает в себя все виды деятельности, которые осуществляются с участием разнообразных форм сознания. Вся психическая деятельность основана на механизме удовлетворения человеческих потребностей различного рода, начиная от самого основного уровня физиологических потребностей, заканчивая духовными. Психическая деятельность - это крайне сложный процесс, который включает в себя множество этапов, видов и уровней. В этом процессе формируется психология каждого отдельного индивида, а также человека в целом.

    Процесс психической деятельности

    Психической деятельностью называют сложный и многогранный процесс, включающий в себя несколько основных этапов:

    1. Получение информации и ее дальнейшая оценка.
    2. Выбор желаемой цели, которую следует достичь в результате деятельности.
    3. Планирование: выбор средств и методов, с помощью которых цель будет достигаться.
    4. Собственно деятельность с применением выбранных методов.
    5. Оценка результатов деятельности.

    В случае если на последнем этапе человек оказывается не удовлетворен, он переходит к пересмотру всех этапов, анализируя, где именно что-то пошло не так: на этапе выбора желаемой цели, выбора методов и т. д.

    Таким образом через процесс познания формируется личный опыт - психическая деятельность индивида становится более зрелой и эффективной. Человек учится делать правильные выводы, начинает нести ответственность за совершаемые поступки, делает более глубокий анализ своих действий и в целом приобретает множество других полезных психических и психологических навыков, которые делают его более развитым в психоэмоциональном плане.

    Уровни

    Психическую деятельность и психические процессы изучает Теории о психической деятельности философы и ученые начали высказывать еще в глубокой древности. Ранее люди говорили лишь о связи поведения с психической деятельностью. Хотя данное утверждение также имеет право быть, тем не менее этот процесс куда глубже и сложнее, чем предполагалось ранее. Психическая деятельность - это функционирующая единовременно на трех уровнях система, элементы которой тесно связаны друг с другом.

    Бессознательное

    Бессознательный уровень - инстинктивно-рефлекторная деятельность, с которой рождается каждый человек. Поведение и психическая деятельность в данном случае регулируется неосознанными биологическими механизмами, которые направлены в основном на удовлетворение простейших биологических потребностей - самосохранение организма.

    Но генетическая программа поведения человека также находится под контролем более сложных мозговых структур. Лишь в крайне критических ситуациях в психике человека может сработать данный защитный механизм: организм перейдет в режим автономной саморегуляции. Яркий тому пример - состояние аффекта.

    Подсознательное

    Подсознательный уровень включает в себя обобщенные и доведенные до автоматизма стереотипы поведения - привычки, навыки, интуиция и т. п. Подсознание является своеобразным поведенческим ядром индивида, которое формируется уже на самых ранних стадиях его развития. Под эту категорию также попадает и импульсивно-эмоциональная сфера, которая структурно локализуется в подкорке головного мозга. Здесь же формируются всяческие неосознанные стремления личности - желания, пристрастия, влечения. Это такая непроизвольная сфера которую также называют «второй натурой» человека, центр манеры поведения и поведенческих штампов.

    В то же время само подсознание имеет собственную многоуровневую структуру, которая включает нижний уровень с комплексами и автоматизмами и высший с интуицией.

    Автоматизмами называют комплексы стереотипных действий в типовых ситуациях. Динамические стереотипы в данном случае - последовательность реакций в привычной ситуации (к примеру, манера взаимодействия с привычными предметами, управление знакомой техникой, речевые и мимические штампы и др.). Набор готовых поведенческих блоков разгружает сознание для более сложной работы - таким образом автоматизмы освобождают сознание от регулярных повторяющихся решений стандартных задач.

    Также в подсознание попадают и разнообразные комплексы, которые являются по сути своей нереализованными желаниями, подавленными стремлениями или беспокойствами, завышенными ожиданиями. Комплексы имеют склонность к гиперкомпенсации: черпая большое количество энергии из подсознания, они создают устойчивую подсознательную форму поведения личности.

    Высшей степенью подсознания является интуиция, которую также иногда называют сверхсознанием. Интуиция представляет собой мгновенные озарения, неожиданно всплывающие решения различных ситуаций, неосознанное предвидение событий на основе спонтанного обобщения и анализа предшествующего опыта. Но интуиция не всегда возникает именно в сфере подсознания, зачастую она просто удовлетворяет запрос сознания на определенный блок ранее полученной информации.

    Самые яркие подсознательные доминанты способны повлиять на сознательную деятельность человека, создавая для него различные психологические барьеры и практически непреодолимые влечения. Подсознательное весьма устойчиво и неподвижно, в значительной степени типизирует поведение каждой личности.

    Сознательное

    Сознательная программа поведения является доминантной поведенческой системой для социально адаптированной личности. Хотя остальные сферы психической деятельности всегда играют фоновую роль в поведении личности, являясь своеобразной основой, тем не менее главной активной программой в жизни человека являются сознательные действия.

    Сознание человека является механизмом понятийной регуляции его поведения и деятельности. Деятельность человека отличается от поведения животных созидательной продуктивностью и структурной дифференцированностью, которая по сути является осознанием целей и мотивов своих поступков, а также использование средств и методов, созданных в ходе культурно-исторического развития, а также применением знаний и навыков, приобретенных в процессе социализации и адаптации.

    Таким образом, психическая самоорганизация человека, а также его адаптация к окружающему миру происходит посредством следующих автономных программ:

    • Бессознательно-инстинктивная программа, обусловленная эволюционным развитием.
    • Подсознательная программа, включающая в себя субъективно-эмоциональные процессы.
    • Сознательные программы, которые являются произвольными.

    Взаимодействие уровней

    Процессы, зарождающиеся в неосознаваемой фазе, легко могут перейти в сознание. Также случается и обратная ситуация, когда сознательное вытесняется в подсознание.

    Взаимодействие осознанного и внесознательного может происходить согласованно или противоречиво, проявляясь в различных логически несовместимых поступках человека, которые основываются на внутриличностном конфликте.

    Наличие у человека сознания, подсознания, а также бессознательного обуславливает относительную самостоятельность разнообразных человеческих реакций:

    • Врожденных, бессознательно-инстинктивных.
    • Автоматизированных действий.
    • Сознательно-волевых.

    Виды

    Самым примитивным примером вида психической деятельности является стереотипная деятельность, которая работает на уровне рефлексов. Это привычные, повторяющиеся с постоянной периодичностью действия, работающие как реакция на определенные раздражители - это могут быть какие-либо привычки или несложные трудовые навыки.

    Самым сложным видом такой деятельности можно назвать творчество, поскольку оно отличается оригинальностью и уникальной неповторимостью, и, кроме того, несет за собой общественно-исторический смысл. В результате такой деятельности создается принципиально новый продукт - изобретение, произведение искусства и др.

    В основном психическую деятельность делят на следующие виды:

    • ощущение;
    • восприятие;
    • представление;
    • мышление.

    Функции

    Человеческая деятельность и психические процессы, протекающие внутри каждого индивида, имеют тесную причинно-следственную связь. Человек как психоэмоциональное существо реагирует на различного рода изменения во внешнем мире не только физически, но и на всех уровнях своего сознания - психика человека реагирует на каждое событие, что не может не сказаться на его психической деятельности.

    Психическая деятельность имеет свойство усложняться и самосовершенствоваться в течение жизни, благодаря свойственному человеку процессу познания. Овладевая знаниями о себе и об окружающем мире, человек более успешно приспосабливается к различного рода переменам во внешней среде.

    Таким образом, среди функций психической деятельности находится функция адаптации человека к окружающему миру, в конечном итоге стремясь к цели более эффективного существования в мире и обществе. Психическая деятельность нацелена на приспособление личности к постоянно меняющимся условиям внешней среды.

    Структура

    Деятельностью называют не только внешнюю, но и внутреннюю активность человека. Это сложная категория, которая включает в себя множество сторон взаимодействия человека с миром. Деятельность включает в себя простые и сложные действия.

    Простые, как правило, включают в себя три структурных элемента:

    • выбор цели;
    • исполнение;
    • оценку результатов.

    Сложные же действия состоят из ряда простых, которые приобретают статус последовательных операций.

    Деятельность начинается с мотива - внутреннего побуждения. Мотив - это довод в пользу выполнения какого-либо действия, осознание его личностного смысла. Все мотивы можно подразделить на две большие категории:

    1. Осознанные - присущи зрелым личностям. Направляют деятельность в течение длительных периодов жизни человека.
    2. Неосознанные - проявляются, как правило, в форме эмоций.

    Мотивы могут меняться в зависимости от ситуации.

    Психическая деятельность у детей

    Каждому возрасту свойственно собственное отношение к социальной действительности. и деятельность ребенка тесно связаны друг с другом. В процессе взросления психика человека изменяется, и вместе с ним меняется его мировосприятие и способ познания мира. Деятельность в психическом развитии ребенка имеет решающее значение. Значимую роль в данном случае играет так называемая ведущая деятельность - та деятельность, которая будет формировать у ребенка основные психологические новообразования на определенном этапе взросления.

    Психическая деятельность - это не только физическая деятельность как таковая. Она подразумевает более глубокое понятие, затрагивающее не только сферу сознания, но и подсознания и неосознанного. Ведущая деятельность характеризуется следующими признаками:

    • Внутри ведущей деятельности выделяются новые виды деятельности.
    • В ходе ведущей деятельности формируются и переформировываются частные психические процессы.
    • От ведущей деятельности зависят все возрастные психологические изменения личности.

    Каждая стадия развития характеризуется определенным типом ведущей деятельности. Среди видов ведущей психической деятельности ребенка выделяют:

    1. Эмоциональный контакт ребенка со взрослым. Этот тип ведущей деятельности присущ детям с первых дней жизни до года. Индивид в этот период ориентирован на установление социальных контактов.
    2. Предметно-манипулятивная деятельность. Такая познавательная психическая деятельность характерна для возраста от 1 года до 3 лет. Ребенок находится в процессе познания окружающего мира на примитивном уровне изучения окружающих предметов.
    3. Сюжетно-ролевая игра, присущая детям до 6 лет. В этом возрасте дети понимают, что окружающие люди имеют различные профессии и специальности, а также вовлечены в сложнейшие отношения друг с другом.
    4. Учебная деятельность - примерно до 10 лет. Учебная деятельность является специальной программой по усвоению основных теоретических форм мышления. Дети овладевают навыком обучения, а также способностью оперировать теоретическими знаниями.
    5. Общение подростков до 15 лет в различных сферах деятельности, будь то учебная, трудовая, творческая или любая другая группа. В процессе такой деятельности меняется роль ребенка - он попадает из семьи в другую социальную сферу с другими социальными ролями. Человек на этом этапе учится искать свое место в жизни и обществе в процессе контакта с окружающим миром и социумом.
    6. В возрасте 15-17 лет ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, но теперь важной особенностью является сочетание обучения с производственным трудом, который имеет большое значение в будущем. Здесь играет роль выбор профессии, с которым будут также вырабатываться ценностные ориентиры. Основное психологическое новообразование этого периода жизни - умение строить жизненные планы, искать средства для их реализации.

    В процессе развития психики ребенка в процессе смены ведущих типов деятельности имеются свои закономерности. Названные ведущие типы состоят в генетически преемственной связи, формирование которой может происходить только в определенном порядке. Психоразвитие ребенка следует понимать как единый процесс.

    Психическая деятельность человека - это многогранный и сложный процесс, присущий каждому человеку. Между сознанием человека и его практической деятельностью существует неразрывная связь. Видов деятельности существует огромное множество, но важно понимать, что психика каждого индивида занята собственной психической деятельностью, которая оказывает большое влияние на поведенческие стереотипы поведения, а также на ценностные ориентиры личности и на многие другие сферы человеческой жизни.

    Учебная цель: закрепить полученные знания о физиологических основах речи, асимметрии высших психических функций человека.

    Тезаурус: речь, сигнальная деятельность, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, мышление, латерализация (асимметрия) высших психических функций.

    Вопросы для самоподготовки:

    1. Структурно-функциональные отличительные особенности человеческого мозга.

    2. Первая, вторая сигнальные системы действительности. Понятие и виды речи.

    3. Центральный аппарат речи. Открытие центров речи.

    4. Периферический аппарат речи.

    5. Восприятие и воспроизведение речи.

    6. Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций).

    Самостоятельная работа дома:

    1. Кто разработал теорию о сигнальных системах? Письменно в тетради для практических работ дайте определения, что такое сигнальная деятельность, первая и вторая сигнальные системы, речь? Раскройте функции и виды речи.

    2. Письменно в тетради для практических работ ответьте на вопросы:

    1) И. П. Павлов называл речь «чрезвычайной при­бавкой к механизмам работы мозга». Объясните вы­сказывание ученого.

    2) Многие животные реагируют на человеческую речь. Создается
    впечатление, что они способны раз­личать смысл того, что говорит чело­век. Однако это не так. Объясните, чем различаются реакции на слова у животных и человека.

    3) Почему животные не могут овладеть речью? Что показали эксперименты по обучению речи обезьян?

    4) Что такое мышление? За счет чего у человека существует абстрактное мышление? В чем проявля­ется отличие мышления человека от мышления жи­вотных?

    5) Дети, вскормленные живот­ными, были известны еще с Древнего Рима. К настоящему времени таких случаев было зарегистрировано око­ло ста. Все эти дети обладали боль­шой мускульной силой и ловкостью, отлично лазали и прыгали. Однако они не могли ходить на двух ногах и не обладали членораздельной речью. Далеко не все из них даже после продолжительного пребывания в об­ществе людей научились говорить. Как объяснить поведение этих де­тей? Что можно сказать об условиях развития психики у таких детей? Почему попытка научить их говорить оказывалась часто безуспешной?

    6) Каковы этапы становления речи у ребенка? Какой возрастной период является сензитивным для развития речи?

    3. Рассмотрите рисунок, на котором показана топография корковых центров речи. Какими цифрами обозначены рече-зрительный центр, речеслуховой центр, центр письма, рече-двигательный центр, ассоциативные волокна, связывающие эти центры в единую морфо-функциональную систему речи. Опишите механизм восприятия и воспроизведения речи.

    4. Письменно ответьте на вопросы:

    1) С какими структурами мозга связана первосигнальная деятельность и с какими свя­занно осуществление второсигнальных реакций?

    2) Чем объяснить множественное представительство в коре речевой функции? Благода­ря чему осуществляется взаимодействие отдельных корковых представительств речи?

    3) Назовите корковые центры ответственные за организацию членораздельной речи? Выделите моторную часть.

    4) При удалении височных зон левого полушария у взрослого больного человека развивается необратимый дефект речи – афазия. Однако подобная операция у детей младенческого возраста не приводит к нарушениям речи. Более того, специальные психологические тесты не выявляют различий в развитии интеллекта между детьми, перенесшими операцию, и их нормальными сверстниками. Объясните этот факт.

    5) Как называются нарушения речи? Назовите образования, при поражениях которых наблюдается: алексия, аграфия, сен­сорная афазия, двигательная афазия.

    Заполните таблицу.

    Ответьте на вопросы:

    1) Исходя из функциональной асимметрии, что можно сказать о человеке с доминиро­ванием деятельности левого полушария, и о человеке с доминированием правого полуша­рия мозга? Какие особенности психической деятельности их будут отличать?

    2) Какими особенностями структурно-функциональной организации мозга отличают­ся "левши" и "правши"?

    3) Фехтовальщик или боксер - левши при прочих равных условиях отвечают на выпад противника на доли секунды быстрее, чем правши. Почему?

    Лабораторная работа.

    Исследование функциональной асимметрии человека (ФА).

    Каждый человек об­ладает уникальным набором асимметрий, которые позволяют ему адаптироваться к широкому кругу обстоятельств, но предполагают наличие некоторого числа избранных, оптимальных для него стра­тегий и некоторой сферы идеальных условий среды (природной и социальной).

    Цель работы: Исследовать параметры, отражающие доминирование того или иного полушария. Все параметры характеризуют либо двигательную сферу (асим­метрия рук, ног), либо сенсорную (зрение, слух и т. д.).

    Оценка параметров . Далее пред­лагаются основные методы тестирования этих параметров. Все па­раметры измеряются в единой шкале: левый признак = - 1 балл; не­четко выраженный левый = - 0,5 балла; неопределенный = 0; нечет­ко выраженный правый = 0,5 балла; правый признак = 1 баллу.

    1. Двигательная (моторная) асимметрия (ДА).

    Задание 1. Асимметрия рук (АР).

    а) Тест "Замок", предлагается сцепить пальцы рук в замок. До­минирует рука, большой палец которой оказался сверху.

    б) Тест "Хлопок". Предлагается похлопать в ладоши (как в цир­ке или в театре).

    Рука, которая движется активнее и сверху доминирует.

    в) Тест "Поза Наполеона". Предлагается сложить руки на груди. Рука, которая первой захватывает плечо другой, является домини­рующей.

    г) Тест "Аннет":

    1. "Пишущая рука". Предлагается ответить, какой рукой человек пишет или рисует (если обеими, то какой чаще - эта рука веду­щая).

    2. "Ножницы". Какой рукой человек режет ножницами

    3. "Спички". Какой рукой чиркает спичкой

    4. "Нитки". Какой рукой вдевает нитку в иголку

    5. "Карты". Какой рукой раздает карты

    6. "Часы". Какой рукой заводит часы

    7. "Мяч". Какой рукой ловит и бросает мяч

    8. "Ракетка". В какой руке держит теннисную ракетку

    9. "Нож". Какой рукой держит нож

    10. "Крышка". Какой рукой отвинчивает крышки

    11. "Молоток". В какой руке держит молоток

    12. "Зубная щетка". В какой руке держит зубную щетку

    д) Тест "Центр письма". Предлагается взять в руки ручку (ка­рандаш) и написать любую букву, слово. Если при этом рука загибается крючком внутрь, то центр письма находится колатерально (в противоположном полушарии) центру управления рукой. Соот­ветственно проставляются баллы асимметрии (по сравнению с те­стом "Пишущая рука").

    Задание 2. Асимметрия ног (АН).

    а) Тест "Закидывание ног". Предлагается сидя закинуть ногу на ногу. Нога, которая оказывается сверху, - ведущая.

    б) Тест "Шаг". Предлагается сделать шаг из положения стоя, но­ги вместе. Для более четкого результата шаг должен быть назад. Ведущая - нога, которая делает шаг.

    в) Тест "Прыжок". Из того же положения нужно подпрыгнуть на одной ноге. Ведущей является толчковая нога.

    2. Сенсорная асимметрия (СА).

    Задание 1. Асимметрия зрения (A3).

    а) Тест "Память". Предлагается вспомнить любимую книгу, фильм или сказку (в зависимости от возраста и пристрастий обсле­дуемого). При этом экспериментатор смотрит прямо в глаза обсле­дуемому. Доминирующей является сторона, в которую уводят гла­за при "вспоминании".

    б) Тест "Прицеливание". Предлагается взять карандаш (ручку) и поместить его (проба Розенбаха) вертикально на вытянутой руке. Затем прицелиться двумя глазами через него на любой маленький объект не ближе 2 м. Далее экспериментатор по очереди закрывает глаза обследуемому (рукой, карточкой и т. д.). Глаз, при закрытии которого объект сдвигается максимально, - ведущий.

    Второй вариант - прицеливание через отверстие диаметром 2 см в листе бумаги. Остальное - так же.

    Задание 2. Асимметрия слуха (АС).

    а) Тест "Часы". Перед обследуемым на стол кладутся механиче­ские часы. Предлагается поднести их к каждому уху и определить, в каком из них звук громче, это ухо - ведущее.

    б) Тест "Телефон". Ведущим является ухо, к которому чаще под­носят телефонную трубку при разговоре.

    Задание 3. Асимметрия тактильная (AT).

    а) Тест "Кисть". Предлагается развернуть перед собой кисти рук ладонями вверх и ощутить их вес. Кисть, которая ощущается тяже­лей (больше), - ведущая.

    б) Тест "Щека". Необходима акварельная или косметическая ки­сточка. Этой кисточкой производят легкие касательные движения обеих щек обследуемого (по очереди несколько раз). Щека, кото­рая ощущает касания сильнее, - ведущая.

    3. Критерии оценки функциональной асимметрии (ФА)

    ФА каждого анализатора подсчитывается по формуле:

    А= суммарное количество баллов / число тестов.

    В таком виде оценка находится в интервале от -1 (полная левиз­на) до + 1 (полная правизна). Возможна оценка в процентах (Ч100%).

    Функциональная асимметрия моторики (ДА) и сенсорики (СА) оценивается по формуле:

    ДА=АЗ + АС + AT / ((АР + АН) : СА) = 3.

    Общая функциональная асимметрия оценивается так же:

    ОА = (ДА + СА) : 2, или в процентах (Ч100%).

    Интерпретация результатов строится на основе принципов, из­ложенных в теоретической части. Кроме оценки общей асиммет­рии, также можно оценивать частные, локальные асимметрии и их комбинации.

    Можно выделить условные (в процентах) границы основных ти­пов асимметрии:

    1) от - 100% до - 50% - полное или почти полное левшество;

    2) от - 50% до - 10% - сильное левшество;

    3) от - 10% до + 10% - амбидекстр (неопределенный);

    4) от 10% до 50% - (выраженное) правшество;

    5) от 50% до 100% - сильное (полное) правшество.

    Тип 1 отличается склонностью к природе, творческой активно­стью, нестандартным мышлением, чаще невербальным (интуитив­ное, трудное поддающееся вербализации, осознанию). Такие люди с трудом подчиняются жестким социальным нормам, ритмам и при малейшем давлении могут давать невротические реакции; склонны к химической (или другой) компенсации своих проблем (алкоголизм и т. п.). Часто встречается среди хронических боль­ных, особенно среди психических больных в депрессивной форме, среди людей с различными формами инфантилизма и задержек развития, нарушениями речи и координации тонких, точных дви­жений.

    Тип 2 - то же, но патологические тенденции выражены значи­тельно слабее, а творческие - ярче. Возможны неврозы, фобии, за­икание и т. д. Степень социальной адаптации умеренная.

    Тип 3 может распадаться на две группы:

    а) слабо дифференцированные - по всем частным асимметриям значения близки к нулю. Представители этой группы склонны к пассивной адаптации, ведомые, неуверенные, изредка истеричные и эгоистичные. Весьма вероятна задержка развития;

    б) разносторонние - по всем частным асимметриям значения большие, но взаимно компенсированные. Такие люди легко адап­тируются в любых условиях и могут демонстрировать различные стратегии поведения (тенденция к сангвинии).

    Тип 4 - хорошая социальная адаптация, хорошая речь, логичес­кое мышление, преобладают положительные эмоции, хорошо пла­нируют деятельность и достигают целей.

    Тип 5 отличается стремлением к жесткой логике, жесткому по­ведению, доминированию во всем. Стремление к "правде" приво­дит к многочисленным конфликтам с людьми и природой, что вы­ражается в виде неожиданных событий "катастрофического" типа. Работоголики, эмоциональная сфера которых слабо развита, инту­иции не доверяют. При накоплении проблем могут резко перейти в патологию и стать похожими на тип 1.

    Более глубокая и дифференцированная интерпретация произво­дится с учетом локальных асимметрий. Каждый блок описывается по вышеприведенной схеме, но с акцентом на его функцию. Напри­мер, "левая" ДА и "правая" СА дадут следующую характеристику: формально-логическое восприятие, склонность к быстрой реак­ции, возможно поверхностное мышление, но движения плохо ско­ординированы, возможны затруднения в общении, сложности в оформлении мыслей; вероятны творческие способности. Тот же принцип можно использовать при интерпретации асимметрии от­дельных анализаторов.

    В заключение необходимо отметить, что значение функциональ­ной асимметрии, индивидуального профиля асимметрии не могут являться окончательными критериями для прогноза адаптивнос­ти, профессиональной пригодности или склонности к патологиям, так как конкретные функциональные системы деятельности очень динамичны и включают множество зон мозга в различных комби­нациях. Тем не менее общая "готовность", предрасположенность к различным типам реагирования, эффективность этих типов реаги­рования существенно зависит от функциональной асимметрии, ко­торая является нейропсихологической базой, платформой для раз­вития адаптивных реакций.

    Проведите тесты, сделайте вывод о типе асимметрии.

    Литература для подготовки к занятиям:

    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. М.: Издательский центр “Академия”, 2007.

    2. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия.2007.

    3. Смирнов В.М., Свешников Д.С., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для медицинских вузов Изд. 5-е, испр. Высшее профессиональное образование. – М.: Академия, 2007.

    4. Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. – М.: Аспект пресс, 2002.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    5. Алейникова Т.В. и др. Физиология центральной нервной системы. Учебное пособие. Р/н Дону: Феникс, 2006.

    6. Артеменков А.А., Останкина Е.Н. Лекции по курсу “Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности”. Череповец: ЧГУ, 2003.

    7. Артеменков А.А. Физиология вегетативной нервной системы. Череповец: ЧГУ, 2002.

    8. Башкиров А.А., Ветчинкина К.Т. Нормальная физиология человека. - М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1987.

    9. Глебовский В.Д. Физиология плода и ребенка. Медицина, 1988.

    10. Донцов Р.Г.,Урываев Ю.В. Физиология центральной нервной системы: Начала системной интеграции: Практикум: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2007.

    11. Дубровинская Н.В. и др. Психофизиология ребенка. М.: Владос.2005.

    12. Леонтьева Н.Н., Маринова КВ. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.

    13. Коган А.Б. Физиология человека и животных (общая и эволюционно-экологическая). - М.: Высшая школа, 1984.

    14. Кураев Т.А. и др. Физиология центральной нервной системы. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

    15. Новикова И.А., Полякова О.Н., Лебедев А.А. Практическое пособие по анатомии и физиологии центральной нервной системы. М.: Речь, 2007.

    16. Основы физиологии. /Под редакцией П. Стерки. - М.: Мир, 1984.

    17. Правдивцев В.А., Смирнов В.М., Яковлев В.Н.Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений Изд. 3-е, испр., доп. Высшее профессиональное образование. – М.: Академия, 2005.

    18. Судаков К.В.Основные принципы общей теории функциональных систем. Руководство. М.: Медицина, 1987.

    19. Физиология человека. /Под редакцией Г.И. Косицкого - М.: Медицина, 1985.

    20. Ноздрачев АД и др. Общий курс физиологии человека и животных -М: Высшая школа, 1991.

    21. Физиология человека в 3-х томах. Т.1/ Под ред. Р.Шмидта и Г. Тевса / М.: Мир, 1996.

    22. Физиология человека. /Под редакцией Р. Шмидта и М. lii М Мир, 1985. 9. Шеперд Г. Нейробиология. - М: Мир. 1984

    23. Хомутов А.Е. Физиология центральной нервной системы: Учебное пособие для вузов Высшее образование. Ростов н/Д: Феникс, 2007.

    24. Шмидт Г. Нейробиология. - М.: Мир, 1987.

    25. Щербатых Ю.В., Туровский Я.А. Физиология центральной нервной системы для психологов. – СПб.: Питер, 2007.

    26. Цветкова Л.С. Мозг и интеллект. М.: Просвещение, 1995.

    Особенности психической деятельности человека и ее морфологический субстрат. Особенно существенные сдвиги в психике возникают с переходом к общественно-историческим формам существования человека, сопровождающимся мощным развитием наиболее сложных отделов коры головного мозга. В условиях общественного существования с употреблением орудий, разделением труда и возникновением языка появляются новые формы психики, которые не имеют непосредственного биологического характера и определяются возникающими в процессе труда и общения сложными социальными потребностями и стимулами. Элементарные инстинктивные формы психики оттесняются на задний план. Ведущее место начинают занимать социально сформированные виды поведения, в основе которых лежат общественные мотивы и которые получают свой смысл только в деятельности всего коллектива (например, изготовление орудий, применяемых другими людьми).
    Огромное значение в регуляции психической деятельности приобретает язык, который создает «вторую сигнальную систему действительности» (И. П. Павлов), позволяя обобщать непосредственно воспринимаемые раздражители, систематизировать их соответственно опыту поколений и передавать этот общечеловеческий опыт отдельным индивидам. Усвоение общечеловеческого опыта, осуществляемого на основе языка, становится мощным фактором развития новых форм психики. Обладая речью, человек оказывается в состоянии не только глубже отражать воздействия внешнего мира, но и вырабатывать и сохранять сложнейшие программы поведения, формулировать намерения, сличать выполняемое действие с исходным намерением, корригировать свои ошибки и осуществлять таким образом сознательное поведение. Вместе с тем возникновение речи существенно изменяет всю психику, создавая основу для наиболее сложных форм осмысленного восприятия, активного внимания, произвольного запоминания и логического мышления, формируя высшие психические функции человека и приводя к развитию наиболее сложных форм эмоциональных переживаний личности (см. Эмоции).
    Столь сложное строение сознательных форм психики опирается на работу высокодифференцированных аппаратов коры головного мозга (см.) человека, сохраняющих постоянную связь с ближайшей подкоркой (см. Базальные узлы, Головной мозг, Подкорковые функции). Разные отделы коры играют неодинаковую роль в обеспечении сложных форм поведения. Задние отделы коры, включающие центральные отделы экстероцептивных анализаторов (слухового, зрительного, кожно-кинестетического, вестибулярного), и зоны их перекрытия позволяют получать информацию, доходящую из внешнего мира, анализировать ее и обеспечивать возникновение наиболее сложных форм пространственных и временных синтезов, составляющих необходимую основу познавательной деятельности. В отличие от этого, передние отделы коры головного мозга, надстроенные над корковыми отделами двигательного анализатора, дают возможность учитывать эту информацию, приводить ее в соответствие с потребностями организма и на основе этого обеспечивать динамику психической деятельности - создавать программы необходимых действий, сохранять намерения и сличать реально выполненные действия с исходными задачами, обеспечивая тем самым регуляцию и контроль действия. Особую функцию несут медиобазальные отделы коры, включающие наиболее древние образования гиппокампа и лимбической области и стоящие в особенно тесной связи с гипоталамической областью и ретикулярной формацией. Связывая высшие отделы коры больших полушарий с нижележащими образованиями, эти отделы коры обеспечивают изменения тонуса коры, длительное сохранение следов возбуждения и принимают непосредственное участие в регуляции процессов, лежащих в основе элементарных форм влечений и эмоциональной жизни (см. Мотивации).
    Существенное место в учении о психике занимает изучение ощущений и восприятий (см. Анализаторы). Отдельные виды ощущений (зрительные, слуховые, осязательные) редко функционируют изолированно. Обычно они объединяются, и только такая совместная работа анализаторов может обеспечить создание адекватных субъективных образов объективного мира.
    Психика не исчерпывается процессами получения, переработки и сохранения информации, поступающей от внешнего мира и составляющей основу познавательной деятельности. Второй ее существенной стороной является регуляция поведения соответственно известным программам. В отличие от животных, психика человека направляется не столько врожденными биологическими влечениями, сколько несравненно более сложными, социальными по своему происхождению, сознательными потребностями и мотивами. Эти потребности и мотивы определяют намерения человека и составляют основу тех программ поведения, которые человек реализует в своей практической деятельности. Во всех этих процессах программирования действия и контроля за его результатами принимает ближайшее участие внешняя и внутренняя речь, формулирующая намерение и облегчающая сличение эффекта действия с исходной программой.
    Существенной стороной психики являются процессы эмоциональной жизни. Они имеют свою основу в подкорковых образованиях, связанных с элементарными влечениями, но у человека принимают несравненно более сложный характер.
    Все эмоциональные процессы человека, принимающие характер сложных переживаний, настроений и чувств, следует рассматривать в тесной связи с его интеллектуальной, целенаправленной, программированной деятельностью, исходящей из сложных социально сформированных намерений. Как правило, соответствие выполненного действия с исходным намерением вызывает положительные эмоции, несоответствие их - отрицательные эмоции, которые устраняются лишь тогда, когда такое согласование достигается. Сложный характер потребностей и намерений человека, формирующийся в процессе его воспитания, и составляет основу той богатой эмоциональной жизни, которой отличается психическая деятельность человека.
    Описанные формы психической деятельности, связанные с работой коры головного мозга, требуют поддержания на соответствующем уровне тонуса коры, который может обеспечить бодрствующее сознание (см.) и избирательное, дифференцированное протекание психических процессов. При снижении тонуса коры такая дифференцированность психической деятельности нарушается, системы избирательных связей распадаются и заменяются неизбирательными, диффузными связями. Есть много оснований полагать, что тонус коры, необходимый для полноценной психической деятельности и снижающийся в описанных состояниях, связан с работой подкорковых образований и, в частности, с ретикулярной формацией (см.).
    Сознание человека не всегда может носить черты той высокой организации, которой характеризуется бодрствующее состояние коры. Для состояния сниженного сознания характерны иные особенности, чем для ясного, бодрствующего сознания: ассоциативная деятельность носит здесь менее четкий характер, связи теряют свою избирательность, подвижность, легко возникают побочные связи. Все это характеризует как те психические процессы, которые не включены в систему активного бодрствующего поведения и носят «субсенсорный характер», так и те сновидные состояния, которые проявляются в сновидениях (см. Сон). Нарушение сознательной психики может возникнуть и при некоторых состояниях коры головного мозга, вызванных активным торможением. Примером этого может служить активное торможение травмирующих человека или неприемлемых для него переживаний и связанное с этим вытеснение этих переживаний, составляющих содержание бессознательного. Этот процесс может иметь существенное значение для возникновения неврозов (см.).

    Сложные формы психики являются не только результатом филогенетического развития (см. Филогенез). Они формируются и в онтогенезе (см.), в прямой связи с созреванием аппаратов ЦНС (в первую очередь наиболее сложных отделов коры) и развитием высшей нервной деятельности, которая с возрастом принимает все более дифференцированный характер. Однако формирование психики ребенка не сводится к этим факторам. Оно существенно зависит от форм взаимоотношений ребенка с окружающей его средой. Так, в младенчестве поведение в существенном сводится к проявлениям наиболее элементарных инстинктивных форм психической деятельности (акт сосания), характеризуется преобладанием неполного бодрствования и основное место в нем занимает формирование наиболее элементарных рецепторных и двигательных актов. В преддошкольном возрасте формируются ходьба и речь, существенно расширяющие ориентировку ребенка в окружающем мире. В дошкольном возрасте психика еще более усложняется; с развитием речи и отношений ребенка к взрослым решающее значение для развития воображения ребенка и формирования сложных видов регуляции его поведения имеет игра. В школьном возрасте такое ведущее место занимает организованное учение, приводящее к усвоению систематизированного общечеловеческого опыта и играющее существенную роль в формировании отвлеченного мышления и характера ребенка. Формирование психики завершается в юношеском возрасте, когда складывается мировоззрение, развиваются сложные формы трудовой деятельности и возникают новые, более сложные виды эмоциональной жизни, формирующиеся под влиянием взаимоотношений с коллективом и развития сложных познавательных процессов.
    Таким образом, если на ранних этапах развития ребенка элементарные формы непосредственной ориентировки в окружающем мире и наглядного отражения внешней среды являются той базой, на которой формируется психика ребенка, то на дальнейших этапах развития личности такая ведущая роль переходит к наиболее сложным функциональным образованиям, в частности к системе внешней и внутренней речи, позволяющей усвоить общечеловеческий опыт и обеспечивающей процессы отвлечения и обобщения. Именно под влиянием сложных форм общения ребенка со взрослыми и развития речи формируются высшие психические функции (смысловое восприятие, произвольное внимание, активное запоминание) и складываются отвлеченное мышление, произвольное волевое поведение и сложные формы эмоциональных переживаний.
    В связи с особенностями развития психики и тем, что на тех или иных этапах развития психики ведущую роль играют разные функции, патологические процессы, влияющие на одни и те же мозговые образования, могут в разном возрасте приводить к неодинаковым следствиям и вызывать различные формы нарушений. Так, нарушение процессов наглядного восприятия в раннем детстве может привести к глубокой общей задержке психического развития ребенка, в то время как такое же нарушение в зрелом возрасте приводит лишь к относительно частным дефектам, в известных пределах компенсируемым речью и мышлением. Наоборот, нарушение сложных форм речевой деятельности и ее программирующей роли может не оказывать существенного влияния на поведение ребенка в раннем возрасте, но приводит в зрелом возрасте к глубокому нарушению всех высших психических функций, которые зависят от ее сохранности. Поэтому изучение основных законов развития психики в детском возрасте имеет большое значение для понимания патологии психических процессов и, в частности, для детской психиатрии.

    Таким образом, человек представляет собой социально-природное существо, которое в своих психологических качествах и формах поведения частично схожее, но во многом и кардинально отличное от животных.

    В жизни человека его природное и социальное начала существуют параллельно, обусловливая многообразие психических проявлений. Однако порой природное биологическое начало и социальные нормы воспитания могут и конкурировать между собой.

    Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения), поведение высших животных (внешне обусловленное поведение: инстинкты и индивидуально приобретаемое поведение), сознание человека (самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

    Почти все, что имеется в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей или передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения.

    То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания Кроль В.М. Психология и педагогика. М.: Высшая школа. -2001. - С. 112.

    Главные особенности психической деятельности животных, отличающие ее от психики человека заключаются в следующем:

    • 1. Вся активность животных определяется только биологическими мотивами. Животное не может делать ничего бессмысленно. Действия животного всегда имеют жизненно важное значение, будь это добыча пищи, размножение или уход за потомством.
    • 2. Вся деятельность животных ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руководствоваться «идеально» представленной целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок.
    • 3. Основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы, иными словами - поведение животных инстинктивно. Научение у них ограниченно приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспособляются к конкретным условиям существования индивида.
    • 4. У животных отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме, в форме предметов материальной культуры. Весь накопленный животным жизненный опыт умирает вместе с конкретным животным.

    Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида.

    Психической деятельности человека эволюционно предшествуют некоторые элементы психического поведения у животных.

    Психонервная деятельность . Основным действенным стимулом для запуска поведенческого акта становится не сам стимул, а его нейронный образ. Например, психический образ пищи на определённом этапе может быть более сильным стимулом, чем реальная пища. В отличие от классических условных рефлексов психонервный образ формируется сразу после одной реализации поведенческого акта.

    Экстраполяционная или рассудочная деятельность основана на способности животных к прогнозированию событий, предвидению результатов деятельности в будущем. Характерное свойство элементарной рассудочной деятельности заключается в способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды; возможность оперировать ими при построении и реализации программ поведения в новых условиях.

    В развитии психического мира человека выделяют 2 стадии.

    1 – стадия элементарной сенсорной психики – отражение отдельных свойств предметов и явлений в форме ощущения. Ощущение – базисный психический элемент в работе мозга (осознанная рецепция). Оно связывает психику с внешним воздействием и является элементом в более сложных психических процессах. Восприятие, в отличие от ощущения, результат отражения предмета в целом и вместе с тем нечто всё ещё более или менее расчленённое (начало построения своего «я» как субъекта сознания). Представление – образное отражение предмета или явления с учётом пространственно-временной связи составляющих признаков и свойств.

    2 – стадия формирования интеллекта и сознания, реализующаяся на основе возникновения целостных осмысленных образов, целостного мироощущения с пониманием своего «я» в этом мире, своей познавательной и созидательной деятельности.

    Словесная основа мыслительной деятельности определяет то, что развитие и становление мышления взаимосвязано с формированием и развитием речевых функций.

    Первые речедвигательные временные связи появляются к концу 1-го года жизни ребёнка. В 9-10 месяцев слово становится одним из значимых компонентов сложного стимула, но ещё не выступает в качестве самостоятельного стимула. Соединение слов в отдельные смысловые фразы наблюдается на 2-м году жизни ребёнка.

    В становлении обобщающей функции слова различают следующие этапы:

    1) Слово замещает чувственное восприятие предмета, явления, события; выступает в качестве условного знака конкретного предмета. Например, «кукла» означает конкретную куклу, которая у него есть (конец 1-го, начало 2-го года).

    2) Слово замещает несколько чувственных образов, объединяющих однородные предметы. «Кукла» становится обобщающим обозначением различных кукол, которых он видит (конец 2-го года).

    3) Слово заменяет ряд чувственных образов разнородных предметов. Слово «игрушка» обозначает для ребёнка и куклу, и мяч, и кубик и т.д. Такой уровень оперирования словами достигается на 3-м году.

    4) Словесные обобщения 2-3-го порядка. Слово «вещь» обозначает такие предыдущие обобщения как игрушка, еда, одежда и т.д. (на 5-м году).

    Этапы развития познавательных способностей:

    1) Этап развития сенсорно-моторных координаций (1,5 – 2 года).

    2) Период предоперационального мышления (2 – 7 лет). Ребёнок активно использует сенсомоторные схемы мышления.

    3) Развитие когерентных операций – способность к логическим рассуждениям с использованием конкретных понятий (7 – 11 лет).

    4) Период формирования и реализации логических операций на основе элементов абстрактного мышления (11 – 16 лет).

    В 15–17 лет в основном завершается формирование нейро- и психо- физиологических механизмов мыслительной деятельности. Все механизмы, определяющие интеллект уже сформированы.

    Дальнейшее развитие интеллекта идёт за счёт количественных изменений.

    Психофизиология процесса принятия решения.

    Принятие решения – производное неопределённости ситуации, в которой оно совершается.

    При полной определённости нет никакой проблемы. Решение принимается однозначно, автоматически, часто даже не затрагивая сферу сознания.

    Процесс выбора становится проблемой, когда присутствует неопределённость применительно к действиям, направленным на достижение определённой цели.

    Различают 2 способа принятия решения.

    1) Алгоритмический способ. Предполагает наличие значительной информации о проблемной ситуации. Сводится к построению совокупности правил, следуя которым, автоматически достигается верное решение.

    2) Эвристический способ. Нахождение рационального решения при значительном дефиците информации. Эвристические приёмы сокращают область поиска при решении сложной проблемы, обеспечивают хоть и не лучшее, но удовлетворительное решение проблемы.

    Языковая форма коммуникации, где лишь немногие слова имеют точный однозначный смысл, во многом способствуют развитию у человека интуитивной способности мыслить и оперировать неточными размытыми понятиями. Человеческий мозг, в процессе развития 2-й сигнальной системы, приобрёл свойство принимать рациональное решение в условиях «вероятностного», размытого окружения (в условиях значительной информационной неопределённости). Это свойство человеческого мозга обеспечивает возможность эвристического решения сложных проблем, которые невозможно решать обычными алгоритмическими методами.

    ЭМОЦИИ

    Эмоции – специфическое состояние психической сферы; одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная с одной стороны определенными мотивами и потребностями, с другой – возможностью их удовлетворения. Это рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской и включающие практически все виды чувствительности.

    Эмоции не имеют биологической и физиологической ценности, если организм располагает достаточной информацией для удовлетворения своих потребностей.

    Эмоциональное возбуждение как результат определенной мотивационной деятельности теснейшим образом связано с удовлетворением 3-х основных потребностей: пищевой, защитной и половой. Вместе с тем широта потребностей у отдельных индивидов значительно варьирует. Человек с высокими и разнообразными потребностями (например, связанными с социальным статусом в обществе) чаще дает эмоциональные реакции по сравнению с людьми с ограниченными потребностями.

    Эмоция как активное состояние специализированных мозговых структур определяет изменения в поведении организма в направлении либо минимизации, либо максимизации этого состояния. Мотивационное возбуждение, ассоциируемое с такими эмоциональными состояниями как жажда, голод, страх мобилизует организм к быстрому и оптимальному удовлетворению потребности. Удовлетворенная потребность реализуется в положительной эмоции, которая выступает в качестве подкрепляющего фактора. Положительные эмоции, закрепляясь в памяти, выполняют важную роль в механизмах формирования целенаправленной деятельности организма.

    Эмоции, реализуемые специальным нервным аппаратом, проявляются при недостатке точных сведений и путей достижения жизненных потребностей. Такое представление о природе эмоции позволило П.В.Симонову вывести формулу, показывающую ее информационную природу.

    Э = – П (Н – С), где Э – эмоция (определенная количественная характеристика эмоционального состояния организма, обычно выражаемая важными функциональными параметрами физиологических систем организма, например ЧСС, артериальное давление, уровень адреналина в крови и т.д.); П – жизненно важная потребность организма; Н – информация, необходимая для достижения цели, удовлетворения потребности; С – информация, которой владеет организм и которая может быть использована для организации целенаправленных действий.

    Отрицательная эмоция возникает в том случае, когда Н > С и, напротив, положительная эмоция ожидается, когда Н < С.

    Человек испытывает радость при избытке у него информации, необходимой для достижения цели, когда цель оказывается ближе, чем мы думали.

    Незнание средств и путей достижения цели является источником сильных эмоциональных реакций, при этом растет чувство тревоги, навязчивые мысли становятся неодолимыми. Так, эмоциональное ощущение страха возникает у человека, если он не располагает средствами возможной защиты от опасности.

    Ощущение ярости возникает у человека, когда он желает сокрушить противника, то или иное препятствие, но не располагает соответствующей силой (ярость как проявление бессилия).

    Человек испытывает горе, когда он не имеет возможности восполнить утрату.

    Т.е. эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды. На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела АНС, обеспечивающая адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме.

    Эмоции оказывают существенное влияние на субъективное состояние человека: в состоянии эмоционального подъема более активно работает интеллектуальная сфера человека, повышается творческая активность. Эмоции, особенно положительные, играют большую роль в качестве стимулов для сохранения высокой работоспособности и здоровья человека.

    В теории функциональной системы П.К.Анохина нейрофизиологическая природа эмоций связывается с представлением о функциональной организации приспособительных действий животных на основе понятия об «акцепторе действия». Сигналом к организации и функционированию нервного аппарата отрицательных эмоций служит факт рассогласования «акцептора действия» – афферентной модели ожидаемых результатов с афферентацией о реальных результатах приспособительного акта.

    В реализации эмоций имеют значение такие структуры мозга как гиппокамп, гипоталамус, миндалина, лобные отделы КБМ.

    Г.И.Косицкий предложил оценивать величину эмоционального напряжения по формуле: СН=Ц*(И н *В н *Э н – И с *В с *Э с), где СН – состояние напряжения; Ц – цель; И н, В н, Э н – необходимые информация, время и энергия; И с, В с, Э с – существующие у организма.

    1-я стадия напряжения – состояние внимания, мобилизация активности, повышение работоспособности. Имеет тренирующее значение, повышает функциональные возможности организма.

    2-я стадия напряжения – характеризуется максимальным увеличением энергетических ресурсов организма, повышением артериального давления, увеличением ЧСС, дыхания. Возникает стеническая отрицательная эмоциональная реакция, имеющая внешнее выражение в форме ярости, гнева.

    3-я стадия напряжения – астеническая отрицательная реакция, характеризующаяся истощением ресурсов организма и находящая свое психологическое выражение в состоянии ужаса, страха, тоски.

    4-я стадия напряжения – стадия невроза.

    ПАМЯТЬ

    Нервная память – способность мозга закреплять, хранить, использовать информацию о воздействиях внешней и внутренней среды для организации поведения. Она связана с циркуляцией импульсов у сложно организованных животных, имеющих свою нервную систему и должна записываться и репродуцироваться в виде динамического процесса в ансамбле нейронов.