Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Расстоянии 50 мм и больше. Гид по выбору объективов

    Расстоянии 50 мм и больше. Гид по выбору объективов

    Объективы.
    В этой статье речь пойдет об объективах. Необходимо сразу оговориться, что рассчитана она в основном на тех, кто не очень разбирается в технических особенностях и терминах. По этой причине часть информации будет опущена, а основная часть будет подана максимально просто.

    Зачем нужны объективы.

    Вероятно, каждый, кто только что приобрел или собирается приобрести зеркальную камеру, задавался вопросом: для чего, собственно, нужно такое разнообразие объективов, если в комплекте с камерой уже поставляется объектив (так называемый «китовый»). Для обычных повседневных задач такого объектива, скорее всего, будет достаточно. Однако есть мнение, что чем дороже и качественнее объектив, тем лучше он снимает, и это верно, но надо учитывать, что фотографирует в первую очередь не техника, а человек. Объектив лишь инструмент, дающий большие возможности, и при правильном его подборе позволит получить недостающие лично вам характеристики.
    Таким образом, в первую очередь нужно решить, для каких целей требуется объектив, так как бывают не только универсальные, подходящие под многие задачи, но и очень специфичные объективы, например, телеобъективы или tilt-shift объективы.


    Итак, что же такое объектив? Википедия гласит: объекти́в - оптическое устройство, предназначенное для создания действительного оптического изображения. В оптике рассматривается как равнозначное собирающей линзе, хотя может иметь иной вид, например «Камера-обскура». Обычно объектив состоит из набора линз (в некоторых объективах - из зеркал), рассчитанных для взаимной компенсации аберраций и собранных в единую систему внутри оправы. Проще говоря, это система линз в оправе, фокусирующая изображение на чувствительном элементе фотоаппарата (пленке либо матрице).
    На сегодняшний день на рынке присутствует огромное количество различных объективов в широком ценовом диапазоне, производятся они разными фирмами и имеют различные характеристики. Каждый производитель фотоаппаратов (например Canon, Nikon и т.д.) выпускает «линзы» для своих устройств, которые имеют свой собственный разъем для объектива – так называемый «байонет». Кроме того, существуют сторонние предприятия, выпускающие объективы для разных марок фотокамер. Самые известные из них – Sigma и Tamron, менее распространены объективы Tokina, Samyang и др. При выборе стоит уточнять, стабильно ли работает объектив с вашей камерой и желательно проверить объектив перед покупкой. Впрочем, при выборе объектива фирма-производитель далеко не главное, на что стоит обращать внимание. Гораздо важнее характеристики, о которых речь пойдет дальше.

    Характеристики объективов

    Основные характеристики объективов таковы:
    Фокусное расстояние (и возможность его изменения);
    Угол поля зрения объектива;
    Светосила;
    Максимальное относительное отверстие (иногда неправильно называемое светосилой);
    Тип байонета или диаметр резьбы для крепления к камере - для сменных фотографических или киносъемочных объективов.
    Помимо них есть еще некоторые дополнительные характеристики (различного вида аберрации, разрешающая способность и т.д.), касаться которых мы не будем.

    Фокусное расстояние объектива
    Работа объектива заключается в том, чтобы сформировать изображение на чувствительном элементе (пленке либо матрице) камеры. Как известно из школьного курса физики, фокусным расстоянием называется расстояние от центра линзы до фокуса (точки пересечения лучей или их продолжения, преломленных собирающей/рассеивающей системой).


    Объектив представляет собой подобного рода собирающую систему, которая фокусирует попадающий в нее свет на матрице. Фокусным расстоянием объектива считается расстояние от оптического центра системы до чувствительного элемента.


    Если забыть о теории и выразиться проще, то фокусное расстояние объектива характеризует способность объектива приближать объекты. Чтобы не путаться, можно запомнить простую формулу: чем больше фокусное расстояние, тем ближе будет объект съемки. Далее представлены фотографии, сделанные из одной и той же позиции, но с помощью объективов с разным фокусным расстоянием:

    Наглядное представление принципа работы простейшего объектива:

    Фокусное расстояние измеряется в миллиметрах. Как правило, его значение указано на самом объективе.


    Объектив Nikon AF-S DX Nikkor 55-300 mm
    Код: 130335



    Объектив Sony SAL-50 mm F/1.4
    Код: 105758

    По диапазону значений фокусного расстояния объективы делятся на фиксы и вариобъективы. Фикс - любой объектив с фиксированным фокусным расстоянием, жаргонное слово, сокращение, используемое для противопоставления вариообъективам.

    Вариообъектив - объектив с переменным фокусным расстоянием (трансфокатор, «зум»).


    У каждого типа объективов есть как плюсы, так и минусы, которые, впрочем, довольно субъективны. Фиксы, к примеру, гораздо легче и компактнее, но зумы гораздо более универсальны в плане фокусных расстояний. В некоторых ситуациях (свадебный репортаж, например) зум позволит получить необходимую композицию с минимальной затратой усилий на замену объективов и постоянные перемещения. Если же сравнивать фиксы и зумы, близкие по светосиле и фокусным расстояниям, то можно получить порой двукратное превосходство зума в весе, что вы непременно ощутите, да и стоимость будет выше.
    Помимо фокусного расстояния существует еще одна немаловажная деталь, о которой стоит знать фотолюбителям – кроп-фактор матрицы.
    Дело все в том, что существуют так называемые «нормальные» объективы – восприятие перспективы на фотографиях, полученных с помощью такого объектива, максимально приближено к восприятию перспективы человеческим глазом. Параметры таких объективов были рассчитаны во времена пленочных фотоаппаратов, в которых использовалась 35 мм пленка. Фокусное расстояние такого объектива получилось 50 мм.
    Однако, матрицы большинства современных зеркальных камер по размеру меньше, чем кадр на 35 мм пленке (кроп-матрица). Из-за этого часть изображения по краям, захватываемая объективом, попросту не попадает на матрицу, то есть угол обзора уменьшается. Поэтому к фотоаппаратам с кроп-матрицей для удобства применяется термин «эквивалентное фокусное расстояние» - такое фокусное расстояние, при котором угол зрения будет такой же, что и на пленке при реальном фокусном расстоянии.
    Проще говоря, современные зеркальные камеры с кроп-матрицей так устроены, что фотографии получаются немного приближенными по сравнению с кадрами, полученными на пленочный фотоаппарат или полноформатные (full frame) матрицы. Надо заметить, что объективы на всех форматах дают одно и то же изображение, изменение размера которого зависит только от размера матрицы. Для понимания приведена картинка ниже. Красная рамка показывает границы обычного кадра 36×24 мм, синяя - границы кадра цифровой камеры 22,5×15 мм.


    Обычно в описаниях фотоаппаратов указывается так называемый «кроп-фактор» - коэффициент, показывающий во сколько раз линейные размеры матрицы меньше размеров пленочного кадра. Как правило, у современных зеркальных камер это значение в пределах 1,3-2,0. Среди них наиболее распространены кроп-факторы 1,5 и 1,6 (стандарт APS-C) и 2 (стандарт 4:3(4/3 и Микро 4/3)). Для расчета эквивалентного фокусного расстояния надо фокусное расстояние, указанное на объективе, умножить на кроп-фактор фотоаппарата. Например, нужно сравнить два объектива, предназначенные для разных камер:
    1. Объектив SMC Pentax-DA имеет маркировку «18-55 mm». Кроп-фактор фотоаппарата, на котором установлен данный объектив, - 1,53. Умножив фокусные расстояния на кроп-фактор, получаем эквивалентные фокусные расстояния (ЭФР): 28-84 мм.
    2. Объектив фотоаппарата Olympus C-900Z имеет маркировку «5,4-16,2 mm». Кроп-фактор данного аппарата равен 6,56. Умножив, получаем ЭФР объектива: 35-106 мм.
    Теперь, мы можем их сравнить. Первый обладает более широким углом зрения при широкоугольном положении, второй - более длиннофокусным телеположением.

    Классификация объективов по углу поля зрения (фокусному расстоянию).

    Широко применяется классификация фотографических объективов по углу поля зрения или по фокусному расстоянию, отнесённому к размерам кадра. Эта характеристика во многом определяет сферу применения объектива.


    Схематическое обозначение фокусного расстояния и их угол поля зрения: 1.Сверхширокоугольный объектив. 2. Широкоугольный объектив. 3. Нормальный объектив. 4. Телеобъектив. 5. Супер-телеобъектив

    Нормальный объектив - объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Для 35-мм плёнки нормальным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм, хотя диагональ такого кадра равна 43 мм. Угол поля зрения нормального объектива от 40° до 51° включительно (часто около 45°). Угол обзора такого объектива примерно равен углу обзора человеческого глаза. Такие объективы не вносят искажения в перспективу кадра.

    Широкоугольный (короткофокусный) объектив - объектив, с углом поля зрения от 52° до 82° включительно, фокусное расстояние которого меньше широкой стороны кадра (20-28 мм). Объекты на заднем плане при съемке этим объективом меньше, чем мы видим. Часто используется для съёмки в ограниченном пространстве, например интерьеров, но может давать искажения. Также используется для съемки пейзажей и архитектуры.


    Объектив TAMRON SP AF10-24mm F/3.5-4.5 Di II LD Canon
    Код: 153710

    Сверхширокоугольный объектив - объектив, у которого угол поля зрения 83° и более, а фокусное расстояние меньше малой стороны кадра (менее 20 мм). Сверхширокоугольные объективы обладают преувеличенной передачей перспективы и часто используются для придания изображению дополнительной выразительности. Объективы fish-eye (рыбий глаз) имеют угол обзора около 180° и дают еще больше искажений.


    Объектив TOKINA 11-16 f/2.8 DX AF for Canon
    Код: 163907


    Объектив TOKINA 10-17mm f/3.5-4.5 AF DX Fish-Eye for Nikon
    Код: 163906

    Портретный объектив - если данный термин применяется к диапазону фокусных расстояний, то обычно подразумевается диапазон от диагонали кадра до трёхкратного её значения. Для 35-мм плёнки портретным считается объектив с фокусным расстоянием 50-130 мм и углом поля зрения 18-45°. Понятие портретного объектива условно и относится кроме фокусного расстояния к светосиле и характеру оптического рисунка в целом. Объективы достаточно универсальны. На фотографиях, полученных с помощью этого объектива, объекты на заднем плане меньше, чем мы видим. Другой вопрос в том, что при съемке портретов обычно задний фон стараются размыть.


    Объектив Canon EF 28-135 f/3.5-5.6 IS USM
    Код: 112705

    Длиннофокусный объектив (часто именуемый телеобъективом) - объектив, у которого фокусное расстояние значительно превышает диагональ кадра (150 мм). Имеет угол поля зрения от 10° до 39° включительно, и предназначен для съёмки удаленных предметов.


    Объектив Olympus M.ZUIKO DIGITAL ED 75-300mm 1:4.8-6.7
    Код: 159180

    Светосила объектива.

    Светосила – второй по важности параметр объектива. Чаще всего под светосилой объектива неправильно понимают значение знаменателя относительного отверстия (диафрагменное число). Диафрагменное число, значение которого нанесено на объектив, лишь численно характеризует светосилу.
    Вообще говоря, светосила объектива – величина, которая характеризует степень ослабления света объективом. Светосила, точнее, геометрическая светосила, пропорциональна площади действующего отверстия объектива, деленной на квадрат фокусного расстояния (квадрату так называемого относительного отверстия оптической системы). То есть, она зависит от геометрических параметров - диаметра отверстия и длины. Действующее отверстие объектива – отверстие, определяющее диаметр пучка входящего света, попадающего на пленку или матрицу. Если рассматривать объектив как простую трубку, то при одном и том же ее диаметре больше света пройдет через менее короткую. Соответственно, чтобы улучшить светосилу более длинной трубки, нам придется увеличить ее диаметр. При прохождении через объектив, свет поглощается стеклом, рассеивается поверхностью линз, испытывать различные отражения внутри объектива и т.д. Светосила, учитывающая все эти потери, называется эффективной светосилой.
    Как уже говорилось выше, объектив – это система линз в оправе, через которую проходит свет и регистрируется светочувствительным элементом. В этой оправе находится регулируемый «ограничитель» светового потока, называемый диафрагмой.






    Чем шире открыта диафрагма, тем больше света попадет на матрицу, тем светлее получится снимок. Ниже проиллюстрирована зависимость размера отверстия от диафрагменного числа.


    Перевод диафрагмы на одно деление изменяет относительное отверстие в ≈1,41 раза, освещенность при этом изменяется в два раза. Шкала диафрагмы стандартна и выглядит следующим образом: 1:0,7; 1:1; 1:1,4; 1:2; 1:2,8; 1:4; 1:5,6; 1:8; 1:11; 1:16; 1:22; 1:32; 1:45; 1:64. Впрочем, первые диафрагменные числа на объективах могут и не совпадать со стандартными (1:2,5; 1:1,7). Обычно диафрагменные числа указываются на объективах и указывают на максимально открытую диафрагму на заданных фокусных расстояниях.

    С помощью диафрагмы можно не только регулировать количество света, но и устанавливать необходимую глубину резкости (ГРИП). Другими словами, регулировка диафрагмы влияет на размытие фона. Чем больше открыта диафрагма, тем меньше будет глубина резкости (более размытый фон). Этот прием обычно используется для портретов, то есть там, где нужен сильный акцент на объект переднего плана. Открытая диафрагма формирует круг, частично закрытая – многоугольник. От вида этого многоугольника зависит «боке» - художественное размытие точечных источников света, объектов, не попавших в фокус. Чем больше граней (лепестков диафрагмы), тем красивее «боке».








    На объективах может быть указано одно или два (для зумов) значения диафрагменного числа. То есть, встречается постоянная и переменная светосила объектива.


    Объектив Nikon Nikkor AF-S 50 mm f/1.4 G
    Код: 300145


    Объектив Sony SAL-1118 DT 11-18 mm F4.5-5.6
    Код: 102042

    Постоянная светосила характерна для фиксов. У зумов же изменение фокусного расстояния влечет за собой изменение светосилы (как мы помним, она обратно пропорциональна квадрату фокусного расстояния). Однако и у зумов может быть постоянная светосила. Это довольно удобно, например, при съемке со вспышкой, так как нет нужды учитывать изменение диафрагмы. Стоят такие объективы всегда несколько дороже ввиду усложнения конструкции.

    Типичные значения знаменателя максимального относительного отверстия объективов разных классов:
    Мелкосерийный уникальный объектив для космической программы НАСА Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7: 0,7.
    Leica Noctilux для дальномерной фотокамеры: 0,95.
    Юпитер-3 для дальномерной фотокамеры (оптическая схема «зоннар»): 1,5.
    Объективы с постоянным фокусным расстоянием для зеркальной фотокамеры: 1,2 - 4.
    Цифровая автофокусная компактная камера: 1,4 - 5,6.
    Вариообъектив среднего ценового диапазона для зеркальной фотокамеры: 2,8 - 4.
    Недорогой вариообъектив для зеркальной фотокамеры: 3,5 - 5,6.
    Автофокусная компактная фотокамера: 5,6.
    Плёночная компактная фотокамера: 8 - 11.

    Для понимания всего вышесказанного: более светосильный объектив – тот, у которого значение диафрагменного числа меньше. Для любительской съемки среднего значения f/4 обычно вполне достаточно. Поэтому новичкам можно рекомендовать недорогие зумы f/3,5 - f/5,6, которых хватит для решения большинства повседневных задач.

    Стабилизаторы и ультразвуковые моторчики.

    При съемке в условиях плохой освещенности или с большой выдержкой нередко кадры получаются смазанными. Из-за дрожания рук или иных причин кадр может быть безнадежно испорчен. Тут на помощь приходят технологии, помогающие стабилизировать изображение.
    В фотоаппарат встроены специальные сенсоры, работающие по принципу гироскопов или акселерометров. Эти сенсоры постоянно определяют углы поворота и скорости перемещения фотоаппарата в пространстве и выдают команды электрическим приводам, которые отклоняют стабилизирующий элемент объектива или матрицу. При электронной (цифровой) стабилизации изображения углы и скорости перемещения фотоаппарата пересчитываются процессором, который устраняет сдвиг.
    Стабилизаторы бывают трех видов: оптический, с подвижной матрицей и цифровой.

    Оптический стабилизатор изображения.
    В 1994 году фирмой Canon была представлена технология, получившая название OIS (англ. Optical Image Stabilizer - оптический стабилизатор изображения). Стабилизирующий элемент объектива, подвижный по вертикальной и горизонтальной осям, по команде с сенсоров отклоняется электрическим приводом системы стабилизации так, чтобы проекция изображения на плёнке (или матрице) полностью компенсировала колебания фотоаппарата за время экспозиции. В результате при малых амплитудах колебаний фотоаппарата проекция всегда остаётся неподвижной относительно матрицы, что и обеспечивает картинке необходимую чёткость. Однако наличие дополнительного оптического элемента немного снижает светосилу объектива.
    Технология оптической стабилизации была подхвачена другими производителями и хорошо зарекомендовала себя в целом ряде телеобъективов и камер (Canon, Nikon, Panasonic). Разные производители называют свою реализацию оптической стабилизации по-разному:

    Canon - Image Stabilization (IS)
    Nikon - Vibration Reduction (VR)
    Panasonic - MEGA O.I.S.(Optical Image Stabilizer)
    Sony - Optical Steady Shot
    Tamron - Vibration Compensation (VC)
    Sigma - Optical Stabilization (OS)

    Для плёночных фотоаппаратов оптическая стабилизация - единственная технология борьбы с «шевелёнкой», поскольку саму пленку двигать, как матрицу цифрового фотоаппарата, не получится.

    Стабилизатор изображения с подвижной матрицей.
    Специально для цифровых фотоаппаратов компания Konica Minolta разработала технологию стабилизации (англ. Anti-Shake - антитряска), впервые применённую в 2003 году в фотокамере Dimage A1. В этой системе движение фотоаппарата компенсирует не оптический элемент внутри объектива, а его матрица, закреплённая на подвижной платформе.
    Объективы за счет этого становятся дешевле, проще и надёжнее, стабилизация изображения работает с любой оптикой. Это важно для зеркальных фотоаппаратов, имеющих сменную оптику. Стабилизация со сдвигом матрицы, в отличие от оптической, не вносит искажений в картинку (быть может кроме вызванных неравномерной резкостью объектива) и не влияет на светосилу объектива. В то же время считается, что стабилизация сдвигом матрицы менее эффективна, нежели оптическая стабилизация.
    С увеличением фокусного расстояния объектива эффективность Anti-Shake снижается: на длинных фокусах матрице приходится совершать слишком быстрые перемещения со слишком большой амплитудой, и она просто перестаёт успевать за «ускользающей» проекцией.
    Кроме того, для высокой точности работы система должна знать точное значение фокусного расстояния объектива, что ограничивает применение старых трансфокаторов, и расстояния фокусировки при малой дистанции, что ограничивает её работу при макросъёмке.
    Системы стабилизации с подвижной матрицей:

    Konica Minolta - Anti-Shake (AS);
    Sony - Super Steady Shot (SSS) - является заимствованием и развитием Anti-Shake от Minolta;
    Pentax - Shake Reduction (SR) - разработка Pentax, нашла применение в зеркальных камерах Pentax K100D,K10D и последующих;
    Olympus - Image Stabilizer (IS) - применяется в некоторых моделях зеркальных фотокамер и «ультразумах» Olympus.

    Электронный (цифровой) стабилизатор изображения.
    Существует и EIS (англ. Electronic (Digital) Image Stabilizer - электронная (цифровая) стабилизация изображения). При этом виде стабилизации примерно 40 % пикселей на матрице отводится на стабилизацию изображения и не участвует в формировании картинки. При дрожании видеокамеры картинка «плавает» по матрице, а процессор фиксирует эти колебания и вносит коррекцию, используя резервные пиксели для компенсации дрожания картинки. Эта система стабилизации широко применяется в цифровых видеокамерах, где матрицы маленькие (0,8Мп, 1,3Мп и др.). Имеет более низкое качество, чем прочие типы стабилизации, зато принципиально дешевле, так как не содержит дополнительных механических элементов.

    Режимы работы системы стабилизации изображения.
    Существует три типичных режима работы системы стабилизации изображения: однократный или кадровый (англ. Shoot only - только при съёмке), непрерывный (англ. Continuous - непрерывно) и режим панорамирования (англ. Panning - панорамирование).
    В однократном режиме система стабилизации активируется только на время экспозиции, что, теоретически, наиболее эффективно, так как требует наименьших корректирующих перемещений.
    В непрерывном режиме система стабилизации работает постоянно, что облегчает фокусировку в сложных условиях. Однако эффективность работы системы стабилизации при этом может оказаться несколько ниже, поскольку в момент экспозиции корректирующий элемент может оказаться уже смещённым, что снижает его диапазон корректировки. Кроме того, в непрерывном режиме система потребляет больше электроэнергии, что приводит к более быстрому разряду аккумулятора.
    В режиме панорамирования система стабилизации компенсирует только вертикальные колебания.
    Справедливо полагать, что наличие стабилизации в объективе влияет на стоимость. Поэтому при ограниченном бюджете стоит решить, насколько для вас критичен этот параметр. Стабилизация имеет больший смысл при съемке удаленных объектов, плохой освещенности или длинной выдержке. Соответственно, если вы ищете широкоугольный или портретный объектив для съемки преимущественно статичных объектов, то можете сэкономить на стабилизации.
    В некоторых случаях для получения отличного кадра бывает важна быстрая фокусировка на объекте. Для этого производители оснащают некоторые свои объективы более дорогими ультразвуковыми (пьезоэлектрическими) двигателями.


    Ультразвуковой двигатель объектива с автофокусом.

    Вот список обозначений у различных производителей:
    Canon - USM, UltraSonic Motor;
    Minolta, Sony - SSM, SuperSonic Motor;
    Nikon - SWM, Silent Wave Motor;
    Olympus - SWD, Supersonic Wave Drive;
    Panasonic - XSM, Extra Silent Motor;
    Pentax - SDM, Supersonic Drive Motor;
    Sigma - HSM, Hyper Sonic Motor;
    Tamron - USD, Ultrasonic Silent Drive, PZD, Piezo Drive.

    Назначение объективов.

    Существенное значение имеет назначение объектива. Перед тем как приступить к съёмке, всегда возникает вопрос о том, что будем снимать. По назначению объективы разделяются следующим образом:
    Портретный объектив - используется для съёмки портретов. Должен давать мягкое изображение без геометрических искажений. В качестве портретных часто используются телеобъективы или объективы с фиксированным фокусным расстоянием в диапазоне 80-200 мм (для 35 мм плёнки). Классическими являются 85 мм и 130 мм. Специализированный портретный объектив спроектирован так, что минимальные аберрации показывает при фокусировке с нескольких метров, то есть именно при съёмке портрета, в ущерб качеству изображения «на бесконечности». Практически обязательным для портретного объектива является большое (лучше, чем 2.8) относительное отверстие, и очень важен характер бокэ;
    Макрообъектив - объектив, специально корригированный для съёмки с конечных коротких расстояний. Как правило, применяется для макросъёмки небольших объектов крупным планом, вплоть до масштаба 1:1. Позволяют производить съёмку с повышенным контрастом и резкостью. Обладают меньшей светосилой, чем аналогичные по фокусному расстоянию объективы другого типа. Типичное фокусное расстояние от 50 до 100 мм. Кроме того, обычно имеет специальную оправу;
    Длиннофокусный объектив - как правило, используется для съёмки удалённых объектов. Длиннофокусный объектив, в котором расстояние от передней оптической поверхности до задней фокальной плоскости меньше фокусного расстояния, именуется телеобъектив;
    Репродукционный объектив - используется при пересъёмке чертежей, технической документации и т. д. Должен обладать минимальными геометрическими искажениями, минимальным виньетированием и минимальной кривизной поля изображения;
    Шифт-объектив (объектив со сдвигом, от англ. shift) - используется для архитектурной и иной технической съёмки и позволяет предотвратить искажение перспективы.
    Тилт-объектив (объектив с наклоном, от англ. tilt) - используется для получения резкого изображения неперпендикулярных оптической оси объектива протяжённых объектов при макросъёмке, а также для получения художественных эффектов.
    Тилт-шифт объектив - класс объективов, сочетающий в себе сдвиг и наклон оптической оси. Позволяет использовать возможности карданных камер в малоформатной фотографии. Крупнейшие производители фототехники имеют в линейке оптики хотя бы один такой объектив, например Canon TS-E 17 F4L.
    Стеноп (пинхол) (объектив камеры-обскуры, маленькая дырочка, от англ. pinhole) - используется для съёмок пейзажей или иных объектов с очень большими выдержками и с получением в одном кадре одинаково резкого изображения от макро расстояний до бесконечности;
    Софт-объектив (мягкорисующий объектив, от англ. soft) - объектив с недоисправленными аберрациями, обычно сферической, или с вносящими искажения элементами конструкции. Служит для получения эффекта размытости, дымки и т. п. при сохранении резкости. Применяются в портретной съёмке. Немногим близкий эффект дают так называемые «фильтры мягкого фокуса»;
    Суперзум (тревел-зум) (англ. travel zoom) - универсальный вариообъектив относительно малого веса и максимального диапазона фокусных расстояний. Используется при пониженных требованиях к качеству снимка и повышенных - к оперативности использования и массе.
    Ультразум - суперзум, который отличается повышенными кратностью диапазона фокусных расстояний, обычно начиная с пяти.
    Гиперзум - суперзум, кратность диапазона фокусных расстояний которого обычно больше 15. Распространены в профессиональных видеокамерах и компактных фотоаппаратах, например, Fujinon A18x7.6BERM, Angenieux 60x9,5, Nikon Coolpix P500 (кратность 36), Sony Cyber-shot DSC-HX100V (кратность 30), Canon PowerShot SX30 IS (кратность 35), Nikon Coolpix P90 (кратность 24). Качество изображения объектива, необходимое в видеокамерах, особенно стандартной четкости, позволяет строить объективы с большой кратностью. Кроме того, при малой диагонали матриц видеокамер и компактных фотоаппаратов, габариты вариообъектива с большим диапазоном фокусных расстояний несравнимо меньше, чем были бы при таких же параметрах для формата APS-C. Студийные видеокамеры могут оснащаться вариообъективами с кратностью, равной 50 и даже 100.

    Способы крепления объективов.

    По способу крепления с корпусом прибора (фотоаппарата, кинокамеры, кинопроектора, диапроектора и т. д.) объективы делятся на резьбовые и байонетные - первые крепятся на фланце камеры заворачиванием по резьбе, вторые фиксируются в нём поворотом. В самых простых конструкциях объективы держатся только на трении или зажимаются держателем в виде хомута. Байонет объектива - (от фр. baïonnette - штык) - разновидность соединения, предназначенная для крепления объектива к фотографическому, киносъёмочному аппаратам, видеокамерам и цифровым кинокамерам. Основное преимущество по сравнению с резьбовым креплением - точная ориентация объектива относительно камеры, главным образом, относительно её механических и электрических соединений. Это особенно важно для механической передачи значения установленной диафрагмы в экспонометр и совмещения электрических контактов современных объективов с микропроцессорами. Кроме того, оправа некоторых объективов требует точной ориентации для правильной установки вспомогательного оборудования: устройств для макросъёмки, фоллоу-фокусов и компендиумов. Более технологичное и дешёвое резьбовое крепление в 1950-х годах было вытеснено байонетным, поскольку резьба не обеспечивает достаточной точности взаимной ориентации. Ещё одно преимущество байонета - более высокая оперативность замены объективов.

    Сегодня существует много различных типов байонетов, поэтому при покупке объектива (особенно на вторичном рынке) надо убедиться в совместимости этого объектива с вашим фотоаппаратом. Один из двух типов крепления, оставшихся неизменными после появления автофокуса и цифровой фотографии – Nikon F (байонет F). Это стандарт байонетного присоединения объективов к малоформатным однообъективным зеркальным фотоаппаратам, впервые использованный корпорацией Nikon в камере Nikon F в 1959 году, и с некоторыми изменениями применяющийся до настоящего времени, в том числе в цифровых фотоаппаратах. Другой тип байонета К, доживший до наших дней, разработан компанией Asahi Pentax. Остальные крепления считаются устаревшими и заменены принципиально новыми, несовместимыми с ранее выпущенной фотоаппаратурой.
    Однако иногда возникает желание использовать в своем творчестве какой-нибудь объектив с устаревшим или неподходящим байонетом (от старого «Зенита», например) со своей зеркальной камерой. Для любителей винтажной оптики и экспериментов существуют различные переходники и адаптеры, позволяющие устанавливать объективы с другим байонетом.



    Переходник М42 – Nikon F с линзой и чипом.

    Выбор объектива.

    Для обычной съемки дома, портретов друзей, уличных сюжетов и многого другого новичку с лихвой хватит стандартного «китового» объектива, который идет в комплекте с камерой. Он обладают фокусными расстояниями 18 - 55 мм или 18 - 105 мм, подходящими для реализации большинства идей. Можно приобрести еще более универсальный объектив, покрывающий весь диапазон от широкоугольников до телевиков (фокусное расстоянием 18-200 мм), например TAMRON AF 18-200/3.5-6.3 XRLD DII, который остается самым легким и компактный в мире зум-объективом.



    Объектив TAMRON AF 18-200/3.5-6.3 XRLD DII Nikon
    Код: 136362

    Если вы тяготеете к фото ремеслу и хотите максимально окунуться в мир фото без особых затрат, то имеет смысл докупить к стандартному объективу фикс-объектив. Например, всеми любимый «полтинник» - объектив с фокусным расстоянием 50 мм или даже 35 мм. С таким объективом вы сможете получить приличное боке, оцените его светосилу и ощутите себя настоящим фотографом, перемещаясь в поисках композиции. Плюс ко всему, он легкий и компактный, так что работать с ним одно удовольствие.


    Объектив Nikkor AF-S DX 35 мм f/1,8 G
    Код: 126699

    Для съемок удаленных объектов подойдет объектив с фокусным расстоянием 70-300 мм, например, Tamron SP AF 70-300mm F/4-5.6 Di USD:



    Объектив Tamron SP AF 70-300mm F/4-5.6 Di USD для Sony
    Код: 160453

    Для желающих делать макрофотографии существуют недорогие решения в виде объективов вроде:


    Объектив Canon EF 50 mm F2.5 compact-macro
    Код: 103480

    Существует еще более бюджетный вариант – различные насадки и макрокольца.
    Макронасадки – это специальные линзы накручивающиеся на объектив. Дают довольно много искажений.
    Реверсивные кольца – это приспособления для закрепления объектива на тушке задом наперед. Увеличение отличное, но отсутствует возможность управления светосилой.
    Макрокольца – наиболее подходящий вариант для пробы сил в макрофотографии. Позволяют достичь неплохого увеличения, однако, как и любое дополнительное стекло в системе, дают некоторые искажения и приводят к падению светосилы.

    Понимание термина «фокусное расстояние» жизненно необходимо для правильного мечтания о покупке следующего объектива, ну и, конечно, для последующего применения покупки по прямому назначению в соответствии с выбором. В этой статье мы лишний раз расставим точки над «ё» в этом вопросе, попробуем изложить строгие технические определения понятным для творческого человека языком. «Проверим алгеброй гармонию» (С).

    Что это на самом деле означает?

    В первом приближении фокусное расстояние определяет, насколько «увеличена» ваша фотография; чем число больше, тем более увеличенным будет объект.

    Иногда можно слышать неверное определение, что фокусное расстояние измеряется от передней или задней точки объектива . На самом деле — это расстояние от точки схождения лучей до приёмника света (матрицы или плёнки). Фокусное расстояние — это характеристика объектива. Не может быть «лучшего» или «худшего» фокусного расстояния. Бывает только более или менее подходящий объектив для решения определённых задач.

    Помните, мы с Вами говорили о ? Понятно, что этот фактор вносит свои коррективы в разговор о фокусном расстоянии. Чтобы внести ещё больше сумятицы некоторую определённость, давайте договоримся, что ниже речь пойдёт о классической, полнокадровой, плёночной классификации. Об объективах для «кропнутой» матрицы я каждый раз буду говорить отдельно.

    Фокусное расстояние объективов, созданных специально для кроп-матриц имеет ту же размерность, что и для полнокадровых моделей. Разница в том, что эти объективы сконструированы именно для кропа и не имеют обратной совместимости с полнокадровыми аппаратами. То есть даже если их и удастся поставить на аппарат (у Canon, например, это невозможно), то виньетирование будет настолько сильным, что его не спасёт даже диафрагмирование.

    Диапазоны фокусных расстояний и сферы их применения.

    Ультра широкоугольный 14-24 мм.

    Такие объективы часто рассматриваются как узкоспециальные, и в китовом наборе Вы никогда их не встретите («кит» — русская калька с английского kit — «комплект», имеется ввиду комплект, предлагаемый производителем). Они создают такой широкий угол обзора, что изображение может казаться искажённым, потому что наш глаз не привык видеть в этом диапазоне. Используются, когда на фотографии необходимо получить много пространства — пейзаж, архитектура, съёмка в помещении. Широкоугольные объективы совершенно не подходят для портретной съёмки из-за вносимых искажений.

    Создаваемые широким углом искажения называются «бочкообразная дисторсия», и выглядят как изображение в самоваре — то, что находится близко к объективу, получается неестественно крупным, удалённые детали сюжета — слишком мелкими. Чаще всего с такими искажениями изготовители борются, зачастую дорогими методами. Если продолжать расширять угол зрения, то наступает момент, когда борьба становится невозможной по принципиальным соображениям из-за слишком большого угла зрения. Такой объектив с намерено присутствующей дисторсией называется «Фиш-Ай» (с английского Fish Eye — рыбий глаз). Изначально (лет 100 назад) их применяли в метеорологии для съёмки всей небесной сферы одним кадром, но позднее, как выразительное средство, объектив стали применять в кино, в журналистике, в фотоискусстве. (Знаю даже одного фотографа, который таким объективом умудрился снять почти всю свадьбу).

    При использовании на камерах с кроп-матрицей, угол зрения объектива уменьшается на величину кроп-фактора (для простоты положим в полтора раза — именно такой кроп-фактор имеет подавляющее большинство кроп-матриц). С точки зрения физики фокусное расстояние объектива при этом не изменяется, но угол зрения увеличивается в полтора раза, и для того, чтобы вернуться к прежнему углу зрения, надо бы взять объектив с фокусным расстоянием в полтора раза меньше. Другими словами, чтобы остаться в прежних границах сюжета для того же угла зрения у фотоаппарата с кроп-матрицей должен быть установлен объектив с в полтора раза меньшим фокусным расстоянием .

    Следовательно, диапазон фокусных расстояний тоже изменяется — чтобы получить аналогичные углы зрения, придётся применять объективы с меньшим фокусным расстоянием. Вместо 14 — 24 мм ультраширокоугольным объективом для кропа будет считаться объектив из диапазона 8-10 — 15-16 мм.

    Представители : Nikon 10.5 mm f/ 2.8G DX ED AF Fisheye-Nikkor, Canon EF-S 10-22 mm f/ 3.5-4.5 USM, SMC Pentax DA 10-17 mm F3.5-4.5 ED (IF) Fish Eye, Sigma AF 8-16 mm F4.5-5.6 DC HSM, Tamron AF 10-24 mm F/ 3.5-4.5 Di II LD Aspherical , Samyang MF 8mm f/ 3.5 Fisheye.

    Широкоугольный объектив 24 — 35 мм.

    Граница 24 мм условно принята за нижнюю границу широкоугольного объектива из-за того, что начиная примерно с неё растянутые части изображения перестают выглядеть неестественно. Такие объективы широко используются фотожурналистами, стрит-фотографами как раз из-за естественности изображения в сочетании с достаточно широким углом для включения в снимок большого пространства.

    В случае кроп-матрицы диапазон превращается в 16 — 24 мм. Именно с этого фокусного расстояния (ну почти с этого — 18 мм) начинается нижняя граница фокусных расстояний у китовых объективов для аппаратов с кроп-матрицей.

    Представители: Nikon 28 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, SMC Pentax DA 21 mm F3.2 AL Limited, Sigma AF 20 mm F1.8 EX DG, Samyang MF 14 mm f/ 2.8 AE.

    Нормальный (Стандартный) 35 — 70 мм.

    Фокусное расстояние около 45 — 55 мм называется нормальным потому, что объектив имеет тот же угол зрения, что и наш глаз (за исключением периферийного зрения). Если аппарат комплектуется единственным объективом с фиксированным фокусным расстоянием, то это расстояние как раз будет лежать именно в этом диапазоне. Вспомните советский «Зенит» с «Индустаром 50/3.5», а позднее с «Гелиосом 44М» — 58/2.8, «Смена» — 40/4.

    Многие фотографы считают даже, что для полноценной жизни вполне достаточно наличия единственного объектива с таким фокусным расстоянием, только с увеличенным отверстием диафрагмы — порядка F/1.8 или даже F/1.4. Такой объектив всегда обеспечит лучшие результаты, чем зум аналогичного диапазона.

    Длинный конец диапазона (70 мм) очень хорош для создания портрета. Таким образом, объектив, перекрывающий два диапазона 24 — 35 и 35 — 70 мм, является очень даже универсальным инструментом для большинства окружающих сюжетов — от архитектуры и пейзажа, через репортаж и стрит, и до портрета. Именно такими объективами (ну почти такими — 28 — 70, 28 — 75) и комплектовалось подавляющее большинство плёночных зеркалок. (Кроме советских). И именно они составляют большую часть вторичного рынка объективов — их можно купить за бесценок.

    Для семейства кропов диапазон «нормальных объективов» перемещается в 24 — 50 мм. А в сумме с широкоугольным — в 16-18 — 50-55

    мм. Этот суммарный диапазон являются как раз диапазоном китовых объективов цифровой эры (читай эры кроп-матрицы). Практически все производители (ну кроме Олимпуса — у него кроп-фактор равен 2) имеют в своём ассортименте объективы 18 — 55 мм (у Олимпуса — 14 — 42 мм).

    Представители нормальных объективов: Canon EF 50 mm f/ 1.8 II, SMC Pentax DA 35 mm F2,4, SMC-FA Pentax 43 mm F1.9 Limited, Nikon 50 mm f/ 1.8G AF-S Nikkor, Sigma AF 30mm f/ 1.4 EX DC, Samyang MF 35mm f/ 1.4 AE.

    Китовые объективы : Canon EF-S 18-55 mm f/ 3.5-5.6 IS II, Nikon 18-55mm f/ 3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 18-55 mm f/ 3.5-5.6 AL, OLYMPUS ED 14-42mm F/3.5-5.6.

    Мягкий телефото 70 — 105 мм.

    Объектив с расстоянием в этом диапазоне является лучшим портретником. Во-первых, у него почти отсутствуют перспективные искажения, а во-вторых, из-за увеличенной глубины резкости он довольно легко отделяет объект съёмки от фона. Классическим «портретным» фокусом для полного кадра является фокусное расстояние 85 мм.

    Для камер с кроп-матрицей диапазон «мягкий телефото» из 70 — 105 мм превращается в 50-55 — 70-80 мм, а классические 85 мм (объектив типа 85/1.4 есть у всех производителей) превращается в 55-60 мм (которого нет почти ни у кого). 85 мм уже немного длинноват для использования на кропе (85 * 1.5 = 130-135 мм) и им не совсем удобно пользоваться из-за необходимости удаления от объекта. «Pentax» *55/1.4 и «Nikkor» 58/1.4 находятся в гордом одиночестве среди одноклассников, однако их цена…..

    Представители : Canon EF 85 mm f/ 1.8 USM, Nikon 85 mm f/ 1.8D AF Nikkor, SMC Pentax DA 70 mm F2,4 Limited, Samyang MF 85mm f/ 1.4 AE.

    Телефото 105 — 300 мм.

    Объективы этого диапазона часто используются для съёмки удаленных объектов, таких как здания или горы. Они не всегда подходят для съемки пейзажей из-за того, что сглаживают перспективу сцены.

    Иногда вместо комплекта «кит» производитель предлагает комплект «double-kit» (даблкит), в котором кроме вышеупомянутого объектива 18 — 55 мм, покупателю предлагается ещё его длиннофокусный собрат — типа 55 — 200 мм (плюс-минус у разных производителей). Это также бюджетный объектив с относительно низкой светосилой.

    Объективы более длинного диапазона в основном используются для съёмки спорта и животных.

    Для владельца аппарата с кроп-матрицей наступает раздолье — фотограф задёшево получает прекрасный светосильный длиннофокусный объектив. Судите сами — если для плёнки объектив 200/4 является уже почти пределом мечтаний (из-за очень высокой цены на светосильную длиннофокусную оптику), то для кропа 300/4 — просто подарок судьбы. Поэтому, чтобы порадовать пейзажиста, производителю приходится специально изобретать, изготавливать и рекламировать принципиально новый объектив с широким углом, то для фотоохотника просто задаром можно и нужно использовать старую плёночную оптику.

    Представители : Canon EF 135 mm f/ 2L USM, Canon EF 200 mm f/ 2.8L II USM, Nikon 105 mm f/ 2.8G VR IF-ED AF-S Micro-Nikkor, Nikon 300 mm f/ 4D AF-S Nikkor, SMC Pentax DA* 200mm f/ 2.8 ED SDM, Tamron SP AF 180mm F/ 3.5 Di LD Macro.

    Дабл-кит : Canon EF-S 55-250 mm f/ 4-5.6 IS II, Nikon 55-200 mm f/ 4-5.6G DX ED AF-S Zoom-Nikkor, SMC Pentax DA 50-200 mm F4-5.6 ED.

    Как фокусное расстояние влияет на перспективу?

    Немного об этом влиянии мы уже вскользь упомянули, но для получения лучшего представления об этом влиянии, рассмотрим четыре фотографии одного и того же сюжета, снятого объективами с разными фокусными расстояниями. Консервные банки во всех случаях остаются в неизменном положении на расстоянии примерно 20 см друг от друга. Точка съёмки каждый раз сдвигается назад, так, чтобы передняя банка всегда оставалась в одном масштабе. Что интересно, расстояние до объекта съёмки пропорционально фокусному расстоянию объектива.

    Видите? Даже объяснять ничего не надо. Сразу ясно, почему не надо применять широкий угол для портрета, а длинный фокус — для пейзажа.

    Понимание такого понятия как фокусное расстояние, очень важно, когда речь заходит о выборе объектива. Из этой статьи вы сможете узнать, что такое фокусное расстояние, какими могут быть объективы в зависимости от длины фокусного расстояния, как научиться применять фокусное расстояние творчески и какие объективы подойдут именно вам.

    Шаг 1: Что такое фокусное расстояние

    Если говорить без всяких заумностей и нудных определений, то фокусное расстояние объектива определяет, каким будет масштаб изображения на ваших снимках: чем больше число фокусного расстояния, тем более крупными и близкими будут изображения объектов в кадре.

    Бытует ошибочное мнение, что фокусное расстояние измеряется от задней или передней точки объектива, на самом же деле, это расстояние между оптическим центром объектива (точкой конвергенции) и сенсором или пленкой камеры (точкой фокусировки). Чтобы более четко представить себе, что же такое фокусное расстояние, взгляните на рисунок ниже, где схематически все это объясняется.

    Шаг 2: Различные диапазоны фокусных расстояний и для чего они используются

    В зависимости от длины фокусного расстояния фотообъективы делятся на:

    Сверхширокоугольные 12-24 мм

    Такие объективы часто рассматриваются как узкоспециализированные и, как правило, не входят в набор обязательных объективов простого фотографа. Они обладают таким широким углом обзора, что могут давать очень большие искажения изображений, так как диапазоны такого рода являются непривычными для наших глаз. Чаще всего они используются для съемки большеразмерных объектов с малого расстояния или в ограниченных замкнутых пространствах, например в архитектурной или интерьерной фотографии. Широкие и сверхширокие объективы не подходят для , поскольку они настолько увеличивают перспективу, что черты лица сильно искажаются и выглядят неестественно.

    Широкоугольные 24-35 мм

    Именно с этого фокусного расстояния начинается большинство полнокадровых фотокамер. Расстояние 24 мм это приблизительно та точка, в которой искажение все еще присутствует, но оно уже не столь выражено. Изображения получаются слегка растянутыми, но уже нет прежней неестественности. Широкоугольники очень популярны среди журналистов и в основном используются при документальной и репортажной съемке. Имея большие углы зрения, они могут захватывать в кадр довольно большие сцены, и при этом почти отсутствуют искажения.

    Стандартные 35-70 мм

    При фокусном расстоянии около 45-50 мм объектив фотоаппарата имеет такой же угол зрения, как и глаз человека (исключая периферийное зрение). Именно в этом фокусном диапазоне получаются самые реалистичные снимки. Лично мне нравится пользоваться стандартным объективом, как для уличной съемки, так и для съемки внутри помещения, например, при встрече с друзьями за обеденным столом или в пабе.

    «Полтинник» - стандартный объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм и светосилой f1.8 - является прекрасным, недорогим и компактным апгрейдом для фотокамеры. Как правило, объективы с постоянным фокусным расстоянием (фиксы) выдают более высококачественные изображения, по сравнению с китовыми зум-объективами. Не распыляясь на несколько диапазонов, они справляются со своей единственной задачей просто на «отлично».

    Ближние телеобъективы 70-105 мм

    Это самый крайний диапазон фокусного расстояния для китовых зум-объективов, и уже после него начинаются длиннофокусные телеобъективы и фиксы для портретной фотосъемки (около 85 мм). Если вас интересует съемка портретов крупным планом, то этот объектив будет хорошим выбором: он прекрасно отделяет передний и дальний план, не сплющивает и не искажает изображение.

    Супертелеобъективы 105-300+ мм

    Объективы этого диапазона применяются для съемки отдаленных объектов, таких как здания или горы. При этом они совершенно не подходят для , так как сильно сжимают перспективу. Оптика с максимальными фокусными расстояниями (более 300 мм) используются в основном для съемки диких животных и спортивных событий.

    Шаг 3: Фокусное расстояние и перспектива изображения

    В предыдущем разделе я уже говорил на эту тему, но чтобы вы имели более полное понимание о том, как именно влияет фокусное расстояние на перспективу, я сфотографировал одни и те же предметы на 4 разных фокусных расстояниях. Объекты съемки (3 банки с супом) размещены относительно друг друга на расстоянии 10 см и находятся в одних и тех же позициях на каждом фото. Также стоит заметить, что все снимки сделаны с помощью кроп-камеры, поэтому фокусное расстояние немного больше заявленного.

    Кажется, что перспектива изображения полностью определяется фокусным расстоянием, однако, это довольно обманчивое впечатление. На самом деле, перспектива меняется в зависимости от того, как меняется положение фотографа по отношению к предмету съёмки . Когда я фотографировал одни и те же предметы разными объективами, перспектива изображения действительно менялась, так как мне приходилось перемещаться то ближе к предметам съёмки, то дальше от них. И, как видите, широкоугольный объектив растянул перспективу, а телеобъектив сжал её.



    Шаг 4: Кроп-фактор

    Фотографируя на фотокамеру с кроп-сенсором, следует знать, что такое «кроп-фактор». Если взять любую полнокадровую линзу (EF, FX и т.д.) и поставить ее на тушку с кроп-сенсором, то изображение по краям снимка как бы обрежется. Коэффициент такой обрезки составляет примерно 1.6. На практике это означает, что, снимая 35 мм объективом, вы получите снимок, как при съемке 50 мм объективом.

    На рисунках ниже показано, каким образом все это работает. Сужая углы зрения объектива, вы фактически зуммируете изображение.



    Даже объективы, специально созданные для кроп-камер, такие как EF-S и DX, все равно будут иметь подобный эффект, так как на всех объективах принято указывать фокусное расстояние для полного кадра.

    Это все! И, напоследок, еще два примера снимка, которые были сделаны камерой с кроп-сенсором на разных фокусных расстояниях. Первый снимок - 24 мм, второй - 300 мм.