Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Детские психические расстройства при сохранном интеллекте. Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

    Детские психические расстройства при сохранном интеллекте. Детский психоз: причины, симптомы, лечение психических расстройств

    В силу особых факторов, будь то тяжелая атмосфера в семье, генетическая предрасположенность или черепно-мозговая травма, могут возникать различные нарушения психики. Когда ребенок выходит на свет, невозможно понять, здоров он психически или нет. Физически такие дети ничем не отличаются. Нарушения проявляются позже.

    Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса:

    1) Умственная отсталость;

    2) Задержки развития;

    3) Синдром дефицита внимания;

    4) Аутизм раннего детского возраста.

    Умственная отсталость. Задержка развития

    Первый вид психического расстройства у детей – или олигофрения. Психика ребенка недоразвита, наблюдается интеллектуальный дефект. Симптомы:

    • Нарушение восприятия, произвольного внимания.
    • Сужен словарный запас, речь – упрощенная и дефектированная.
    • Дети ведомы окружающей средой, а не своей мотивацией и желаниями.

    Выделяют несколько стадий развития в зависимости от показателя IQ: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая. В основном они различаются лишь тяжестью симптомов.

    Причины возникновения подобного расстройства психики – это патология хромосомного набора, либо травма до рождения, во время родов или в начале жизни. Может быть от того, что мать пила алкоголь во время беременности, курила. Причиной умственной отсталости также может выступать инфекция, падения и травмы матери, тяжелые роды.

    Задержки развития (ЗПР) выражаются в нарушениях познавательной деятельности, незрелости личности по сравнению со здоровыми сверстниками и в медленном темпе развития психики. Виды ЗПР:

    1) Психически инфантилизм. Психика недоразвита, поведение руководствуется эмоциями и играми, воля слаба;

    2) Задержки развития речи, чтения, счета;

    3) Иные нарушения.

    Ребенок отстает от своих сверстников, медленней усваивает информацию. ЗПР можно корректировать, самое главное, чтобы учителя и педагоги знали о проблеме. Ребенку с задержкой нужно больше времени, чтобы что-либо выучить, однако, при правильном подходе это возможно.

    Синдром дефицита внимания. Аутизм

    Психические расстройства у детей могут принимать форму дефицита внимания. Этот синдром выражается в том, что ребенок очень плохо концентрируется на задании, не может заставить себя делать одно дело долго и до конца. Часто этот синдром сопровождается гиперреактивностью.

    Симптомы:

    • Ребенок не сидит на месте, постоянно хочет куда-нибудь бежать или начать делать другое дело, легко отвлекается.
    • Если он играет во что-нибудь, то не может дождаться, когда придет его черед. Может играть только в активные игры.
    • Много говорит, но никогда не слушает, что говорят ему. Много двигается.
    • Наследственность.
    • Травма во время родов.
    • Инфекция или вирус, распитие алкоголя во время вынашивания ребенка.

    Существуют различные способы лечения и коррекции данного заболевания. Можно лечить медикаментозно, можно психологически – обучая ребенка справляться со своими импульсами.

    Аутизм раннего детского возраста делится на следующие виды:

    — аутизм, при котором ребенок не способен на контакт с другими детьми и взрослыми, никогда не смотрит в глаза и старается не прикасаться к людям;

    — стереотипы в поведении, когда ребенок протестует против самых незначительных изменений в своей жизни и окружающем мире;

    — нарушение развития речи. Речь ему нужна не для коммуникации — ребенок умеет говорить хорошо и правильно, но общаться не может.

    Существуют и другие расстройства, которым могут быть подвержены дети разных возрастов. Например, маниакальные состояния, сидром Туррета и многие другие. Однако все они встречаются и у взрослых. Перечисленные выше расстройства характерны именно для детского возраста.

    Психические расстройства у детей возникают в силу особых факторов, провоцирующих нарушения развития детской психики. Психическое здоровье детей настолько уязвимо, что клинические выраженные проявления и их обратимость зависят от возраста малыша и длительности воздействия особых факторов.

    Решение проконсультировать ребенка у психотерапевта, как правило, родителям дается непросто. В понимании родителей это означает признание подозрений на наличие у ребенка нервно-психических расстройств. Многих взрослых пугает постановка малыша на учет, а также связанные с этим ограниченные формы обучения, а в будущем ограниченный выбор профессии. По этой причине родители зачастую стараются не замечать особенности поведения, развития, странности, которые обычно являются проявлениями психических расстройств у детей.

    Если же родители склоняются к мнению, что ребенка надо лечить, то сначала, как правило, предпринимаются попытки в лечении нервно-психических расстройств домашние средства или советы знакомых знахарей. После неудачных самостоятельных попыток в улучшении состояния отпрыска, родители принимают решение обратиться за квалифицированной помощью. Обращаясь впервые к психиатру или врачу-психотерапевту родители, зачастую, стараются это сделать анонимно, неофициально.

    Ответственные взрослые не должны прятаться от проблем и при распознавании ранних признаков нервно-психических расстройств у детей, своевременно обращаться к врачу и после следовать его рекомендациям. Каждый родитель должен обладать необходимыми знаниями в области невротических расстройств, чтобы предупредить отклонения в развитии своего ребенка и при необходимости обратиться за помощью при первых признаках расстройства, поскольку вопросы, которые касаются психического здоровья малышей, являются уж слишком серьезными. Самостоятельно экспериментировать в лечении недопустимо, поэтому следует вовремя обращаться к специалистам за советами.

    Зачастую родители списывают психические расстройства у детей на возраст, подразумевая, что ребенок еще маленький и не понимает, что с ним происходит. Нередко данное состояние воспринимается, как обычное проявление капризов, однако современные специалисты утверждают, что невооруженным взглядом психические расстройства очень заметны. Зачастую эти отклонения отражаются негативно на социальных возможностях малыша и его развитии. При своевременном обращении за помощью можно полностью излечить некоторые расстройства. При обнаружении подозрительных симптомов у ребенка на ранних стадиях, можно предотвратить тяжелые последствия.

    Психические расстройства у детей подразделяются на 4 класса:

    • задержки развития;
    • раннего детского возраста;
    • синдром дефицита внимания.

    Причины психических расстройств у детей

    Появление психических расстройств могут вызываться различными причинами. Врачи утверждают, что на их развитие могут оказывать влияние всевозможные факторы: психологические, биологические, социопсихологические.

    Провоцирующими факторами выступают: генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям, несовместимость по типу темперамента родителя и ребенка, ограниченность интеллекта, мозговые поражения, семейные проблемы, конфликты, травмирующие психику события. Не последнее значение имеет семейное воспитание.

    Психические расстройства у детей младшего школьного возраста часто возникают из-за развода родителей. Нередко увеличивается шанс возникновения психических расстройств у детей из неполных семей, или, если у одного из родителей в анамнезе имеется какое-либо душевное заболевание. Для определения, какого вида помощь необходимо оказать малышу, следует точно установить причину проблемы.

    Симптомы психических расстройств у детей

    Данные расстройства у малыша диагностируются по следующим симптомам:

    • тики, синдром навязчивости;
    • игнорирование установленных правил, ;
    • без видимых причин часто меняющееся настроение;
    • снижение интереса к активным играм;
    • замедленные и необычные телодвижения;
    • отклонения, связанные с нарушением мышления;

    Периоды наибольшей подверженности психическим и нервным расстройствам приходятся на возрастные кризы, которые охватывают следующие возрастные периоды: 3-4 года, 5-7 лет, 12-18 лет. Из этого очевидно, что подростковый и детский возраст является подходящим временем для развития психогений.

    Психические расстройства у детей до года обусловлены существованием ограниченного круга отрицательных и положительных потребностей (сигналов), которые малыши должны удовлетворить: боль, голод, сон, необходимость справления естественных потребностей.

    Все эти потребности имеют жизненно-важное значение и не могут быть не удовлетворены, поэтому чем педантичнее родители соблюдают режим, тем быстрее вырабатывается положительный стереотип. Неудовлетворение одной из потребности может привести к психогенному поводу и чем больше отмечается нарушений, тем тяжелее депривация. Другими словами, реакция малыша до года обусловлена мотивами удовлетворения инстинктов и, безусловно, в самую первую очередь — это инстинкт самосохранения.

    Психические расстройства у детей 2 лет отмечаются, если мать сохраняет чрезмерную связь с ребенком, способствуя тем самым инфантилизации и торможению его развития. Такие попытки родителя, создавая препятствия на пути самоутверждения малыша, способны привести к фрустрации, а также элементарным психогенным реакциям. При сохранении чувства сверхзависимости от матери развивается пассивность ребенка. Такое поведение при дополнительном стрессе способно принимать патологический характер, что зачастую бывает у детей неуверенных и пугливых.

    Психические расстройства у детей 3 лет обнаруживают себя в капризности, непослушании, ранимости, повышении утомляемости, раздражительности. Подавлять растущую активность малыша в возрасте 3-х лет необходимо осторожно, поскольку таким образом можно способствовать дефициту общения и дефициту эмоционального контакта. Дефицит эмоционального контакта способен привести к (замкнутости), расстройствам речи (задержке развития речи, отказам от общения или речевого контакта).

    Психические расстройства у детей 4 лет проявляются в упрямстве, в протесте против власти взрослых, в психогенных срывах. Отмечаются также внутренняя напряженность, дискомфортность, чувствительность к депривации (ограничение), которая вызывает .

    Первые невротические проявления у детей 4 лет обнаруживаются в поведенческих реакциях отказа и протеста. Достаточно незначительных отрицательных воздействий для нарушения психического равновесия малыша. Кроха способна реагировать на патологические ситуации, негативные события.

    Психические расстройства у детей 5 лет обнаруживают себя в опережении психического развития сверстников, особенно если интересы малыша приобретают одностороннюю направленность. Поводом к обращению за помощью к психиатру должна послужить утрата малышом приобретенных ранее навыков, например: бесцельно катает машинки, беднеет словарный запас, становится неопрятным, прекращает ролевые игры, мало общается.

    Психические расстройства у детей 7 лет связывают с подготовкой и поступлением в школу. Неустойчивость психического равновесия, хрупкость нервной системы, готовность к психогенным расстройствам могут присутствовать у детей 7 лет. Основой для этих проявлений выступает склонность к психосоматической астенизации (нарушения аппетита, сна, утомляемость, головокружения, сниженная работоспособность, склонность к страхам) и переутомлению.

    Занятия в школе тогда становятся причиной невроза, когда требования, предъявляемые к ребенку, не соответствуют его возможностям и он отстает по школьным предметам.

    Психические расстройства у детей 12-18 лет проявляются в следующих особенностях:

    — склонность к резким колебаниям настроения, беспокойство, меланхолия, тревога, негативизм, импульсивность, конфликтность, агрессивность, противоречивость чувств;

    — чувствительность к оценке другими своей силы, внешности, умений, способностей, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность, пренебрежение к суждениям взрослых;

    — сочетание чувствительности с черствостью, раздражительности с болезненной застенчивостью, желание признания с независимостью;

    — отказ от общепринятых правил и обожествление случайных кумиров, а также чувственное фантазирование с сухим мудрствованием;

    — шизоидность и циклоидность;

    — стремление к философским обобщениям, склонность к крайним позициям, внутренняя противоречивость психики, эгоцентризм юношеского мышления, неопределенность уровня притязаний, тяготение к теоретизированию, максимализм в оценках, многообразие переживаний, связанные с пробуждающимся половым влечением;

    — непереносимость опеки, немотивированные колебания настроения.

    Зачастую протест подростков вырастает в нелепое противодействие и бессмысленное упрямство всякому разумному совету. Развиваются самоуверенность и заносчивость.

    Признаки психического расстройства у детей

    Вероятность появления психических расстройств у детей в различные возрастные периоды разнятся. Учитывая, что психическое развитие у детей осуществляется неравномерно, то в определенные периоды оно становится дисгармоническим: одни функции формируются быстрее других.

    Признаки психического расстройства у детей, могут обнаруживать себя в следующих проявлениях:

    — чувство замкнутости и глубокой печали, продолжающееся больше 2-3-х недель;

    — попытки убить себя или навредить;

    — всепоглощающий без причины страх, сопровождающийся быстрым дыханием и сильным сердцебиением;

    — участие в многочисленных драках, применение оружия с желанием кому-то навредить;

    — бесконтрольное, жестокое поведение, причиняющее вред, как себе, так и другим;

    — отказ от еды, применение слабительных средств или выбрасывание еды для того, чтобы похудеть;

    сильные тревоги, мешающие обычной активности;

    — трудности с концентрацией внимания, а также неспособность усидеть на месте, что представляет физическую опасность;

    — употребление алкоголя или наркотиков;

    — сильные перепады в настроении, ведущие к проблемам в отношениях;

    — перемены в поведении.

    На основании только этих признаков сложно установить точный диагноз, поэтому родителям следует, обнаружив вышеизложенные проявления обратиться к психотерапевту. Данные признаки совсем не обязательно должны проявляться у малышей, имеющих психические отклонения.

    Лечение психических проблем у детей

    За помощью в выборе метода лечения следует обращаться к детскому психиатру или психотерапевту. Большинство расстройств нуждаются в длительном лечении. Для лечения маленьких пациентов применяются те же препараты, что и для взрослых, однако в меньших дозах.

    Как лечить психические расстройства у детей? Эффективны в лечении антипсихотики, противотревожные препараты, антидепрессанты, различные стимуляторы и стабилизаторы настроения. Большое значение имеет : родительское внимание и любовь. Родителям нельзя оставлять без внимания первые признаки расстройств, развивающихся у ребенка.

    При проявлениях непонятных симптомов в поведении ребенка можно получить консультативную помощь по волнующим вопросам у детских психологов.

    Откладывают визит к психиатру. Они опасаются постановки ребенка на учет. В результате заболевание оказывается запущенным, а признаки психических отклонений сохраняются и во взрослом возрасте. Как распознать такие нарушения? И как их отличить от детских капризов и недостатков воспитания? На эти вопросы мы ответим в статье.

    Причины

    Возникновение расстройств психического здоровья у детей и подростков может быть спровоцировано следующими причинами:

    1. Наследственной предрасположенностью. Если у родителей или близких родственников имеются психические заболевания, то недуг может передаться и детям. Это не означает, что ребенок обязательно будет страдать патологиями психики, однако такой риск существует.
    2. Травмами головы. Повреждения головного мозга вследствие ушиба или удара могут иметь отдаленные последствия. Нередко психические расстройства у детей проявляются спустя годы после перенесенной травматизации.
    3. Инфекциями. Дети, переболевшие менингитом, нередко страдают психическими нарушениями. На состоянии нервной системы ребенка могут отразиться и инфекции, перенесенные матерью во время беременности.
    4. Вредными привычками у родителей. Если мать выпивала или курила во время беременности, то это может крайне негативно повлиять на развитие центральной нервной системы плода. Психические нарушения могут проявиться только в старшем дошкольном или школьном возрасте. Имеет большое значение и образ жизни будущего отца. Если мужчина страдает алкоголизмом, то велик риск зачатия больного ребенка.
    5. Нездоровой обстановкой в семье. Если мать и отец часто ссорятся при ребенке, то у малыша возникает сильный стресс. На фоне постоянного эмоционального напряжения у детей появляются отклонения в психике. Возникает беспокойство, нервозность, плаксивость или чрезмерная замкнутость. Это яркий пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.
    6. Неправильное воспитание. Причиной развития патологии может стать и чрезмерная строгость, частая критика ребенка или подростка, а также гиперопека или отсутствие должного внимания со стороны родителей.

    Вышеперечисленные причины далеко не всегда приводят к развитию патологии. Обычно психические нарушения развиваются под воздействием нескольких факторов. Например, если у ребенка имеется неблагоприятная наследственность, и он при этом страдает от частых стрессов или получил травму головы, то риск возникновения психопатологий существенно увеличивается.

    Психическое развитие детей

    Развитие психики ребенка можно подразделить на несколько периодов:

    • младенчество (до 1 года);
    • раннее детство (от 1 года до 3 лет);
    • дошкольный возраст (3-7 лет);
    • младший школьный возраст (7-11 лет);
    • пубертатный период (11-15 лет);
    • юношество (15-17 лет).

    Психические расстройства у детей чаще всего возникают во время перехода от одного этапа развития к другому. В эти периоды нервная система ребенка становится особенно уязвимой.

    Особенности психических нарушений в разном возрасте

    Пик психических нарушений приходится на возрастные периоды 3-4 года, 5-7 лет и 13-17 лет. Многие психопатологии, которые отмечаются у взрослых людей, начинают формироваться еще тогда, когда пациент был подростком или ребенком.

    Психические расстройства у детей младшего возраста (до 1 года) отмечаются крайне редко. Грудничку необходимо, чтобы его естественные потребности (в пище, сне) были удовлетворены. В этом возрасте очень важен режим и правильный уход за малышом. Если физиологические потребности младенца вовремя не удовлетворяются, то это вызывает сильный стресс. В будущем это может спровоцировать развитие патологий психики.

    Психические расстройства у детей в 2 года могут быть вызваны чрезмерной опекой родителей. Многие мамы продолжают относиться к подросшему ребенку, как к грудничку. Это тормозит развитие малыша и формирует чрезмерную пассивность и боязливость. В будущем эти качества могут привести к невротическим нарушениям. Это еще один пример того, как родители провоцируют психические расстройства у детей.

    После 3 лет дети становятся очень активными и подвижными. Они могут проявлять капризность, упрямство, быть непослушными. Необходимо правильно реагировать на такие проявления и не подавлять подвижность ребенка. Малыши этого возраста очень нуждаются в эмоциональном контакте со взрослыми. Психические расстройства у детей 3 лет чаще всего бывают спровоцированы отсутствием внимания со стороны родителей. может привести к задержке речи, а также к аутизму.

    В 4 года у детей могут возникать первые невротические проявления. Дети этого возраста болезненно реагируют на любые негативные события. Невроз может выражаться в непослушании, такие дети часто все делают наперекор требованиям родителей.

    Психические расстройства у детей 5 лет нередко выражаются в чрезмерной замкнутости. При неблагоприятной наследственности именно в этом возрасте могут обнаруживаться первые признаки детской шизофрении. Ребенок становится неопрятным, теряет интерес к играм, его словарный запас ухудшается. Это довольно опасные симптомы психических расстройств у детей дошкольного возраста. Без лечения такие патологии неуклонно прогрессируют.

    У детей школьного возраста психогенные расстройства чаще всего бывают связаны с учебой. Причиной этого могут стать затруднения в обучении. Если родители предъявляют чрезмерно высокие требования, а ребенку учеба дается с трудом, то это приводит к сильному стрессу. Такие дети часто страдают неврозами. Из-за страха получения низкой оценки ребенок может бояться посещать школу, отказываться от еды, плохо спать.

    В подростковом и юношеском возрасте психические расстройства - нередкое явление. В пубертатный период отмечается эмоциональная нестабильность, связанная с гормональной перестройкой организма. У детей часто меняется настроение, они крайне чувствительны к словам окружающих, но при этом могут быть заносчивыми и слишком самоуверенными. На фоне нестабильного эмоционального состояния у подростков могут возникать психические нарушения. В этот период родителям надо быть особенно внимательными к душевному состоянию ребенка.

    Когда необходимо обращаться к врачу

    Как отличить проявления психических расстройств у детей и подростков от особенностей характера? Ведь нередко родители принимают начальные признаки патологии за плохое поведение. Настораживать должны следующие симптомы:

    1. Жестокое поведение. Если малыш дошкольного возраста мучает животных, то он чаще всего не понимает, что причиняет боль живому существу. В этом случае можно ограничиться воспитательными методами. Однако если такое поведение регулярно отмечается у школьника, то это ненормальное явление. Нередко такие дети проявляют жестокость не только по отношению к окружающим, но и к самим себе. Признаком психического расстройства у детей школьного возраста является стремление наносить себе повреждения.
    2. Постоянный отказ от еды. Этот симптом отмечается обычно у девочек возраста 12-17 лет. Подросток недоволен своей фигурой и необоснованно полагает, что страдает лишним весом. Это может быть следствием низкой самооценки или неосторожных слов окружающих. Девочка намеренно голодает или садится на чрезмерно строгие диеты. Результатом этого может стать тяжелое истощение.
    3. Паника. У детей возникают странные фобии. Чувство страха свойственно каждому человеку, но в данном случае оно ничем не обосновано. Если ребенок боится высоты, стоя на балконе, то это не говорит о патологии. С такой фобией можно справиться психологическими методами. Но если этот страх проявляется, когда ребенок находится в квартире на высоком этаже, то это уже ненормальное явление. Такие панические приступы существенно осложняют жизнь детей.
    4. Депрессия. У любого ребенка может быть плохое настроение, связанное с внешними обстоятельствами. Но если депрессия возникает безо всяких причин и держится более 2 недель, то родителям следует насторожиться. Необходимо срочно показать ребенка психиатру. Затяжная депрессия нередко становится причиной суицида у подростков.
    5. Перепады настроения. В норме настроение ребенка может меняться в зависимости от обстоятельств. Однако у некоторых детей бывают приступы безудержного веселья, которые быстро сменяются периодами сильной печали и плаксивости. Перепады настроения при этом не связаны ни с какими внешними причинами, они возникают спонтанно и внезапно. Это является признаком патологии.
    6. Резкая смена поведения. Такой симптом чаще всего проявляется в пубертатный период. Ранее спокойный и доброжелательный подросток может проявлять беспричинную агрессию. Или разговорчивый и общительный ребенок замыкается в себе и постоянно молчит. Родители часто списывают такие перемены на сложности переходного возраста, но это может быть и признаком патологии.
    7. Гиперактивность. Многие дети очень подвижны. Однако бывают случаи, когда ребенок чрезмерно непоседлив, его внимание постоянно переключается с одного объекта на другой. Он не может долгое время заниматься одним и тем же видом деятельности и быстро устает даже от подвижных игр. У таких детей всегда возникают большие трудности в учебе из-за неусидчивости.

    Если у ребенка имеются вышеперечисленные особенности поведения, то необходимо срочно обращаться к детскому психиатру. Такие проявления невозможно скорректировать воспитательными методами. Это признаки развивающейся патологии, которая без лечения будет прогрессировать и приведет к негативным изменениям личности.

    Виды психических нарушений

    Какие виды расстройств психического здоровья у детей и подростков отмечаются чаще всего? Ребенок может страдать такими же патологиями, что и взрослые люди, например, шизофренией, неврозами, нарушениями пищевого поведения (анорексией или булимией). Однако есть расстройства, характерные именно для детского и подросткового возраста. К ним относятся:

    • умственная отсталость;
    • задержка психического развития;
    • аутизм;
    • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
    • смешанные расстройства школьных навыков.

    Умственная отсталость (олигофрения)

    При тяжелой и средней признаки психического расстройства у детей заметны уже в первые годы жизни. Легкая степень олигофрении может проявиться только в младшем школьном возрасте. Симптомы этой патологии следующие:

    • плохая память;
    • снижение познавательных способностей;
    • нечеткая речь;
    • скудный словарный запас;
    • низкая внимательность;
    • неспособность продумывать последствия своих действий;
    • слабое эмоциональное развитие.

    Обучение детей с психическими расстройствами такого типа проводится в коррекционных школах по специальной программе или на дому. Также ребенку необходимо наблюдение детского психиатра. Это нарушение невозможно вылечить или скорректировать полностью. При легкой степени олигофрении ребенка можно научить навыкам самообслуживания и развить в нем умение общаться с окружающими. При сильной умственной отсталости пациент нуждается в постороннем уходе.

    Задержка психического развития

    Эта патология относится к пограничным нарушениям психики. У ребенка нет явных признаков умственной отсталости, но его развитие все же ниже возрастной нормы. Врачи называют также это отклонение психическим инфантилизмом.

    Симптомом психического расстройства у детей дошкольного возраста является задержка развития речи, моторики и эмоций. Это указывает на задержку развития. Ребенок поздно начинает ходить и разговаривать, с трудом осваивает новые навыки.

    Дети с пограничными психическими расстройствами такого типа нуждаются в развивающих занятиях. Если уделять ребенку должное внимание, то по мере взросления признаки патологии исчезают. Однако у части детей некоторые проявления психического инфантилизма сохраняются в подростковом и юношеском возрасте.

    Смешанные расстройства школьных навыков

    Нередко ребенок имеет нормальный интеллект, но при этом он не в состоянии овладеть навыками письма, счета и чтения. Это создает большие трудности при обучении в обычной школе. В таких случаях врачи говорят о смешанном психическом расстройстве у детей.

    Во время диагностики у ребенка не выявляется никаких неврологических нарушений или умственной отсталости. Память и познавательные способности остаются в пределах нормы. Такая патология связана с медленным созреванием определенных структур мозга, отвечающих за способность к освоению школьных навыков.

    Дети с подобными расстройствами нуждаются в специальном обучении в санаторных школах или на дому. Им рекомендуется учиться по индивидуальной программе. Вылечить такое нарушение медикаментозными способами невозможно. Это расстройство подлежит коррекции только педагогическими методами.

    Аутизм

    Это нарушение психики носит врожденный характер. У ребенка нарушен контакт с окружающими и отсутствуют социальные навыки. Аутисты с трудом осваивают речь и не стремятся к общению. Они полностью погружены в свой внутренний мир.

    Для этой патологии характерны также стереотипные действия. Ребенок может часами раскладывать кубики в определенном порядке и при этом не проявлять интереса ни к каким другим занятиям.

    Здоровый ребенок обычно учится различным навыкам у взрослых. Аутисту сложно получать информацию из внешнего мира из-за плохой коммуникации с другими людьми. Кроме этого, дети с аутизмом очень болезненно переносят любые перемены, из-за этого им сложно осваивать что-либо новое.

    Вылечить аутизм полностью невозможно. Однако это нарушение подлежит частичной коррекции. С помощью медикаментозных и педагогических методов можно развить у ребенка речевые и коммуникативные навыки.

    СДВГ

    Синдром дефицита внимания и гиперактивности чаще всего отмечается у детей 6-12 лет. Эта патология характеризуется следующими проявлениями:

    • неусидчивостью;
    • трудностями с концентрацией внимания;
    • повышенной отвлекаемостью;
    • высокой подвижностью;
    • несдержанностью;
    • импульсивностью;
    • чрезмерной разговорчивостью.

    Гиперактивные дети имеют нормальный интеллект. Но из-за неусидчивости и невнимательности они, как правило, плохо учатся. Если не лечить эту патологию в детстве, то некоторые признаки СДВГ могут сохраняться и во взрослом возрасте. Зрелые люди с гиперактивностью склонны к вредным привычкам и конфликтам с окружающими.

    Нарушения пищевого поведения

    Чаще всего страдают подростки. Эти психопатологии подразделяются на 2 вида:

    • анорексия;
    • булимия.

    При анорексии ребенку постоянно кажется, что он имеет лишний вес, даже если его масса тела находится в пределах нормы. Такие подростки чрезвычайно критичны к своей внешности. Из-за стремления похудеть дети полностью отказываются от еды или соблюдают чрезмерно строгие диеты. Это приводит к падению веса до критического уровня и серьезным проблемам с физическим здоровьем.

    При булимии у ребенка отмечается патологически повышенный аппетит. Подросток поглощает огромное количество еды большими порциями. Нередко переедание происходит после стрессовых ситуаций. При этом ребенок ест очень быстро, практически не пережевывая пищу. Последствием этой патологии может стать ожирение и болезни органов ЖКТ.

    Детская шизофрения

    В детском возрасте шизофрения отмечается довольно редко. Большую роль в возникновении этой патологии играет наследственный фактор. Поэтому родителям следует внимательно присмотреться к поведению ребенка, если среди его ближайших родственников отмечались случаи шизофрении. Это заболевание у детей чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрасте. Настораживать должны следующие симптомы:

    • замкнутость;
    • безволие и апатия;
    • неопрятность;
    • потеря интереса к прежним любимым занятиям;
    • нелогичные высказывания;
    • внезапная агрессивность;
    • застывание в странных неудобных позах;
    • бред;
    • галлюцинации.

    Если у ребенка постоянно отмечаются вышеперечисленные признаки, то необходимо посетить детского психиатра. Шизофрению нельзя вылечить полностью, но можно длительное время поддерживать больного в ремиссии. Без терапии эта патология неуклонно прогрессирует и может привести к инвалидности.

    Лечение

    Выбор метода лечения психогенных патологий у детей зависит от вида заболевания. В некоторых случаях с проблемой удается справиться быстро. При хронических патологиях может потребоваться длительный, а иногда и пожизненный прием препаратов. Используются следующие способы терапии:

    1. Психотерапевтические методы. Врач регулярно беседует с ребенком и его родителями. Он выясняет причину проблемы и рекомендует способы ее разрешения. Также во время беседы врач может обучать ребенка контролю за своим поведением. В легких случаях значительного улучшения можно добиться только психотерапией без применения лекарств.
    2. Медикаментозное лечение. В более сложных случаях необходимо назначение лекарств. При повышенной агрессивности, перепадах настроения, подавленности показан прием антидепрессантов, нейролептиков и седативных средств. При задержке развития психиатр может рекомендовать ноотропные препараты. При лечении детей врачи стараются подбирать наиболее щадящие лекарства в минимальных дозах.
    3. Стационарное лечение. В очень тяжелых случаях может потребоваться лечение в условиях детской психиатрической больницы. Госпитализация необходима, если у ребенка отмечается склонность к самоповреждению, попытки суицида, бред, галлюцинации, сильная агрессия. Такие дети должны находиться под постоянным медицинским наблюдением.

    Если родители замечают у ребенка признаки психических отклонений, то затягивать с визитом к врачу нельзя. Без лечения такие болезни прогрессируют и существенно затрудняют адаптацию человека в социуме.

    Я знаю, что помочь мне никто не сможет, но хочется рассказать о своей ситуации, возможно, банальное желание "вылить душу", поплакаться незнакомым людям мне поможет, т.к. рассказывать о своих угнетенных мыслях и чувствах окружающим я не могу..
    мне 29 лет, у меня психически-больной ребенок, сын,6,5 лет. сколько потрачено сил и времени, но общество его упорно не принимает. он не отсталый, он специфический - аутист. не разговаривает, все понимает, но ничем не интересуется, хотя перепробовали все методики и виды деятельности. все, чему он учится он проходит это сам. как бы мы не бились головой, пока он не созреет, с него ничего не выжмешь. проблемы усугубились тогда, когда его поытались выгнать из реабилитационного центра для детей-инвалидов. дело в том, что он очень уцпертый, капризный и эмоциональный. это не нравится ни учителям ни воспитателям. откровенно говоря, я отчасти их понимаю, но, с другой стороны, я не знаю что делать. он ходит в группу, как в детсад (с 9 до 5). я хожу на работу и это единственная моя отдушина, только на работе я могу разгрузить свой больной мозг и мысли. в центре реабилитации мне упорно советуют уволиться и сесть с ним дома. я не хочу этого делать, так как подобное мы уже проходили и это ничего не дает - он нуждается в коллективе.
    сейчас у нас проблемы со сном, он не спит, я не сплю, никто не спит. но меня спасает только работа. дома я превращаюсь в сумасшедшую истеричку.
    что делать? я в тупике, не знаю, что будет дальше..как быть, или плюнуть на все, уволиться и изолировать себя и его от окружающей среды?
    думаю о суициде, нервы на пределе...я довольно сухо описала ситуацию, в особенности мои чувства мысли и эмоции, просто не могу, не хочу, не знаю как быть
    Поддержите сайт:

    Зарина, возраст: 29 / 13.02.2014

    Отклики:

    Зарина, конечно, очень нелегко приходится, когда жизнь сосредотачивается на одной проблеме, причем, проблеме, действительно, сложной. Как можно помочь прежде всего себе? Найти время хотя бы раз в неделю для "перезагрузки". Хотя бы один час в храме, в музее, в кафе... Еще час неспешной прогулки по парку, скверу, берегу реки... Еще час рисования или плетения, вязания, вышивания, чтения любимой книги... Вспомните, что именно вы любили делать раньше? Может быть, попробовать вспомнить? Попробуйте договориться на этот час с кем-то, с сиделкой в конце концов. Раздвинуть взгляд на мир - вот сейчас ваша задача. Так?
    Второе, думаю, что можно связаться с родителями таких же особых деток, посоветоваться с ними. Кто, как не они, испытывающие те же самые трудности, подскажет вам из своего опыта, как именно конкретно можно помочь себе и сыну. Я сейчас набрала в поисковике "Родители детей-аутистов", высветилось сразу более десятка сайтов и форумов. Почитайте их, выберите тот, который покажется надежнее, посоветуйтесь там со знающими людьми. Бог помощь.

    Елена, возраст: 57 / 13.02.2014

    Здравствуйте, Зарина! Не надо плевать на все, изолироваться и думать о суициде! Вы боретесь и Вы на правильном пути! Вы сильная, Вы молодец! Что здесь можно посоветовать? В Вашем случае я бы рассчитывала только на помощь Бога. Только Вера принесет Вам желаемый покой. Знаете, молитвы матери о ребенке, они ведь самые сильные!Они способны творить чудеса исцеления! И еще я бы связалась с людьми на форумах с похожими проблемами. Там Вам дадут действенные советы и поделятся своим опытом. Не унывайте, не опускайте руки! Вы очень нужны своему малышу! От всей души желаю Вам сил, выдержки и терпения, а вашему сыночку здоровья! Я верю, что Вы обязательно победите!

    magnolia , возраст: 39 / 13.02.2014

    Наверное есть смысл написать на форум,где общаются мамы таких детей. Им легче понять по собственному опыту как лучше поступить в данной ситуации. То,что ребёнок не спит ночью,то возможно,что он спит днём,потому что долго не спать не возможно. У меня нет детей,просто по логике так написала,может,дети и могут не спать,я точно не знаю. Если работа спасает,то я бы, наверное, её не стала бы бросать. В постоянном стрессе жить невозможно.

    Соня, возраст: 33 / 13.02.2014

    Зарина, продолжайте бороться! Вы нужны Вашему сыну. Кроме Вас, ему мало кто может помочь. Есть ли в вашем городе семьи с детьми-аутистами? Может, можно попробовать установить контакт с кем-то из них, они поймут Вас лучше других? Попросите кого-нибудь посидеть с сыном хотя бы час, а сами потратьте это время на себя. У вас ведь наверняка есть родственники, на худой конец друзья? Неужели они не могут подарить Вам этот час хотя бы раз в неделю? Поймите, это не конец. Это очень тяжело, но надо бороться. Я слышал (простите, если я что-то перепутал), что дети-аутисты часто вырастают одарёнными личностями. Вы нужны Вашему сыну, не вздумайте наложить на себя руки.

    Yuriy , возраст: 37 / 13.02.2014

    Уж чего точно не стоит делать, так это изолировать себя и ребенка от общества. Тогда вы просто деградируете. Ищите общения с таким же родителями как вы. Советуйтесь, перенимайте их опыт. Вместе легче. Только не изолируйтесь, умоляю!

    Наталья, возраст: * / 13.02.2014

    Зарина, держитесь. По Вашему обращению видно, что Вам очень тяжело. К сожалению, мало знакома с проблемой, работаю с коллегой, у которого синдром Аспергера, он очень умный, с ним интересно общаться, хотя и сложно иногда бывает, но насколько я знаю этот синдром немного отличается от аутизма. Мне кажется, что Вам Ваш внутренний голос подсказывает, что лучше не лишать общения с коллективом ни себя, ни ребенка, поэтому прислушайтесь к себе и скорее всего найдете правильный ответ. Желаю Вам сил справляться с ситуацией и проблемами.

    Дарья, возраст: 28 / 14.02.2014

    Зарина, почему бы не перестать бороться, тогда и напряжение уйдёт.знаете говорят если хочешь что то получить-отпусти ситуацию.это не значит что развитием ребёнка не надо заниматбся, но просто стоит делать это без надрыва.ребёнок может стать более обучаемым, если вы не будете срываться....попробуйте, сразу не получится, будут срывы, а потом привыкните.

    Элия, возраст: 23 / 14.02.2014

    Зариночка, сочувствую вам! Попробуйте найти психолога, который специализируется на патопсихологии или психогенетике. Он может помочь, поработав с вашим ребенком. Есть шанс немного скорректировать его поведение.

    А увольняться с работы, я думаю, не стоит. Вы - тоже человек, который заслуживает нормальной жизни. И если работа - это ваша отдушина, так пользуйтесь ей, и дышите там! Замчем себя наказывать? Работайте и не увольняйтесь.

    И изливайте душу почаще. Это действительно помогает. Может, найдете человека со сходными проблемами - будете делиться. И ситуация уже не такой страшной покажется.

    Ольга, возраст: 27 / 14.02.2014

    Милая Зариночка!
    ОБЯЗАТЕЛЬНО наладьте контакт с родителями детей-аутистов! Я на своем опыте знаю, что такое жить рядом с человеком, у которого психическое заболевание. В моем случае ситуацию было не исправить, это была прогрессирующая болезнь Альцгеймера у пожилого человека. Чувствовала себя загнанной в угол, все время плакала и ни одной радостной мысли. Но когда нашла товарищей по несчастью, то во-первых почувствовала человеческое тепло от понимающих ситуацию людей. Сразу стало легче, честное слово! Все знают особенности больных, делятся друг с другом новостями, успехами и неудачами и поддерживают друг друга. А во-вторых, я получила много информации, практических советов от опытных людей, это тоже очень помогало. А в вашем случае ситуация более благоприятная - дети-аутисты поддаются коррекции, да долго, да непросто, но оно того стоит! Только, пожалуйста, не пытайтесь обособиться, отгородиться от мира! Это приведет к еще большему упадку духа. Собирайте радость по крупицам отовсюду - на работе, из хорошей книги, фильма, от добрых людей, от прогулки! Вам хватит этих крох радости, чтобы продержаться до лучших времен! Они обязательно настанут и согреют ваше сердце! Храни вас Бог!
    (В свежем мартовском номере журнала "Домашний очаг" есть статья написаная мамой девочки-аутиста "Я верю в материнство", где рассказывается реальная и вдохновляющая история победы над болезнью.)

    Елена, возраст: 37 / 14.02.2014

    Здравствуйте, дорогая Зарина!
    я бы посоветовала вам водить сына причащаться как можно чаще, и самой тоже стараться исповедоваться и причащаться. Знаю такой случай, когда ребёнок не спал лет до 3-х, и первая спокойная ночь была – после Причастия. Родители решили сводить его в церковь. Они сначала не поняли, что вообще произошло! их малыш проспал всю ночь, а вместе с ним и они! Это было для них шоком. Но они не поняли, что причина этому – Причастие. Снова была у них череда бессонных ночей, снова решили сводить ребёнка причастить, и…снова они проспали всю ночь!!! Тогда они поняли, в чём дело… :) Чудо святого Причащения!
    А вам советую исповедоваться и причащаться, потому что связь матери и дитя очень, очень большая. И ребёнку становится легче, когда его мама причащается.
    Узнайте, как подготовиться к этим Таинствам, зайдите в церковную лавочку, спросите там у продавца, книжечку купите, или в интернете прочитайте вот например, вот тут кратенько http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/prichaschenie/podgotovka_k_prichastiyu-all.shtml
    Согласна с вышенаписавшими, думаю, не стоит запирать вашего малыша дома, ему нужно общение! А работа – отдушина для вас, нельзя лишать себя этого.
    Думаю, нужно продолжать заниматься с ним в реабилитационном центре, и дома! Дорогая, отбросьте ваши чёрные мысли об уходе. Вы ведь теперь не одна, вы ответственны за вашего сыночка, которого доверил Вам Бог! И кто пригреет вашего малютку, когда вас не станет? Кому он будет нужен? Как он будет жить без мамы?
    Нет, Зариночка, нужно бороться!
    А отпуск на работе взять можно? Пусть малыш ходит в центр, а вы бы хотя бы выспались как следует дома!
    Желаю вам здоровья, сил и Божией помощи!

    Серафима, возраст: 24 / 14.02.2014

    Зарина, я работаю с ролителями детей-инвалидов. И у меня тоже реьенок 6 лет страдает аутизмом. Советы специалистов не
    беспочвенны. Если он эмоционален и если есть возможность не работать, мой совет увольняться. ЛучшеВы его будет в центр
    водить на три часа, чем на полный день. Ему тяжело весь день там находиться. Незнаю из какого Вы города, но мамв детей
    аутистов в Москве и Московской области по возможности страются быть со своими детишками. Мой ребенок разговаривает.
    Заговорил в 5 лет. Присем я уже думала, что этого не произойдет. Аутиста нужно просто любить и заботиться и он
    постепенно будет открываться миру.

    марина, возраст: 44 / 15.02.2014

    Дорогая моя:D у меня аутизм, хотя небольшая степень. Я работаю, ко мне притерпелись, да и с возрастом сгладилось сильно. провалиться могу в свои мысли, да, некоторые ситуации меня сильно пугают, до истерики, я стараюсь их избегать. Например, лошадей боюсь до трясучки. Но все равно, лучше, чем в детстве. Этот кошмар у вас не навсегда. А аутисты бывают очень интересными, даже очень со временем. Он сможет работать и стать вам опорой. Моя мама тоже не верила:-)
    Держитесь. Жаль, что вы с этим столкнулись, но это не тот случай, когда навсегда и нет прогресса. По мне вот даже и не скажешь сейчас, если, конечно, не в определенные моменты испуга... Но и здоровые вроде визжат от мышей и тараканов?)

    далматин, возраст: 31 / 16.02.2014

    Милая Зарина! Во первых вы большая умничка и вас можно понять.Но вы вынесли ребёночку своему такой прямо"приговор""Пихичеки больной".Он не Больной,а необыкновенный,не такой как все.К нему нужен особый подход и много тепла и любви.Что значит хотят выгнать из центра? Что там за специалисты такие? Может их нужно выгнать из этого центра? Не отступайте и конечно работу бросать не нужно.Эти необычные дети очень интересные,если к ним присмотреться,они очень глубоко в своём мире,заставить,внушить,наказать-всё это не для них.Но надо страдать,что он такой....Вы правы,ему нужно общество,наче он совсем потеряет адаптацию...Кто то тут написал,что такие дети часто вырастают гениями-это правда.....потому что они непредсказуемы...Подумайте,а кому то Бог не даёт вообще детей....А вам просто дал необычного....не каждая мама способна растить такого...Значит вас выбрали свыше и вы очень сильная...Любите его очень очень.Видите нормальный образ жизни-читайте,гуляйте,общайтесь...не замыкайтесь в себе...частья вам и вашему сыночку

    Наталья, возраст: 29 / 31.07.2014

    Отвечу с опозданием. У меня такая же проблема, только возраст ребенка 14 лет. Тоже был "особенным": где-то умнее других, где-то непонятно агрессивен. Хотя занималась с ним упорно, старалась развивать моторику и логику. Ходил в обычный ДС. Были и истерики, и разбирательства с другими родителями. В 7 лет ребенок очень увлекся чтением: энциклопедии, детективы, читал очень много и без отрыва. Есть у аутистов такой пунктик: если уж что-то увлекает, то меры не знают. Но длилось это до 10-11. С 10 пошел обратный отсчет: Перестал читать, потом следить за собой(умываться и т.д.). Сидит за ПК или лежит, если ПК отключить. Грубит, обманывает. Учеба для него уже не существует (учителя вообще удивляются как он мог учиться в обычной школе). Сейчас надо оформлять инвалидность. Ставят диагноз психическое расстройство, но психиатр говорит, что видимо еще и с шизофренией. Вообщем ребенок мой уже потерян для общества - он живет в своем мире. И вот я тоже все думаю - я сделала все, что могла и мне сдаться или есть еще возможность что-то изменить?
    ваши проблемы - это ерунда. Главное, чтобы Вы видели в своем ребенке личность и не сдавались под натиском окружающих. Мнение окружающих - это тоже ерунда. Для меня уже оно ничего не значит, точнее пройдя через много унижений и проблем я поняла, что понять меня может только человек, который пережил тоже самое (не примерно, а именно в той же силе). Да мне тоже хотелось изолироваться (уехать в деревню), а как обычно беда не приходит одна, поэтому дошло все и сама в психушке полежала, но поняла, что от проблем не убежишь...себя не жалко, ребенка жалко. Но видимо - это нам испытание такое дано...Жестоко кончено..

    Надин, возраст: 40 / 21.10.2014

    Здравствуйте меня зовут Елена. Я все это уже прошла, у меня сын ему уже 15 лет. Очень его ждали вымученный ребенок. У нас умственная отсталость, психоз он очень буйный. Вот уже 6 лет я сижу с ним дома. И я не сошла с ума. В вашем случае нужно взять себя в руки, ни о чем плохом думать не нужно выбросите это из головы. Нужно быть сильной ради своего ребенка.Ну то что он не спит может стоит попить для начала чаи для сна. Ну а на людей обижаться нет смысла они никогда не примут детей инвалидов. на нас тоже смотрят но мы научились не обращать внимания.Так что больше позитива жизнь она у нас одна. Всего вам хорошего.

    елена, возраст: 38 / 31.07.2015


    Предыдущая просьба Следующая просьба
    Вернуться в начало раздела



    Последние просьбы о помощи
    05.04.2019
    Самоубийство раньше казалось чем то невозможным. Теперь же вижу это как единственный выход.
    04.04.2019
    Я не хочу жить. Мне 21, но у меня нет работы, сплю до обеда и думаю о смерти...
    04.04.2019
    Мне кажется, что надо мной будут смеяться. Из-за этого у меня проблемы с учебой. Как мне перестать резать себя, и как убрать эту ненависть к себе.
    Читать другие просьбы

    Психические расстройства у детей или психический дизонтогенез - отклонение от нормального поведения, сопровождающееся группой нарушений, которые относятся к патологическим состояниям. Возникают по причине генетических, социопатических, физиологических причин, иногда их формированию способствуют травмы или заболевания головного мозга. Нарушения, возникшие в раннем возрасте, становятся причиной психических расстройств и требуют лечения у психиатра.

      Показать всё

      Причины расстройств

      Формирование психики ребенка связано с биологическими особенностями организма, наследственностью и конституцией, темпом формирования мозга и отделов ЦНС, приобретенными навыками. Корень развития расстройств психики у детей всегда следует искать в биологических, социопатических или психологических факторах, провоцирующих возникновение нарушений, часто процесс запускает совокупность агентов. К основным причинам относятся:

      • Генетическая предрасположенность. Предполагает изначально неправильное функционирование нервной системы вследствие врожденных особенностей организма. Когда у близких родственников присутствовали нарушения психики, есть вероятность передачи их ребенку.
      • Депривация (невозможность удовлетворять потребности) в раннем детстве. Связь матери и малыша начинается с первых минут рождения, она оказывает порой основное влияние на привязанности человека, глубину эмоциональных чувств в будущем. Любой тип депривации (тактильная или эмоциональная, психологическая) частично или полностью влияет на психическое развитие человека, приводит к дизонтогенезу психики.
      • Ограниченность умственных способностей тоже относится к своеобразному расстройству психики и влияет на физиологическое развитие, иногда становится причиной иных нарушений.
      • Травма мозга возникает вследствие тяжелых родов или ушибов головы, энцефалопатию вызывают инфекции при внутриутробном развитии или после перенесенных заболеваний. По распространенности этой причине принадлежит лидирующее место наряду с наследственным фактором.
      • Вредные привычки матери, токсикологическое воздействие курения, алкоголя, наркотиков оказывает негативное влияние на плод еще в период вынашивания ребенка. Если отец страдает этими недугами, нередко на здоровье ребенка отражаются последствия невоздержанности, затрагивая ЦНС и головной мозг, что негативно влияет на психику.

      Семейные конфликты или неблагополучная обстановка в доме – значимый фактор, травмирующий формирующуюся психику, усугубляющий состояние.

      Психические расстройства в детском возрасте, особенно до года, объединяет общая особенность: прогрессирующая динамика психических функций сочетается с развитием дизонтогенеза, связанного с нарушением морфофункциональных мозговых систем. Состояние возникает вследствие церебральных нарушений, врожденных особенностей или социального воздействия.

      Связь расстройств и возраста

      У детей психофизическое развитие происходит постепенно, разделяется на этапы:

      • ранний - до трех лет;
      • дошкольный – до шестилетнего возраста;
      • младший школьный – до 10 лет;
      • школьно-пубертатный – до 17 лет.

      Критическими периодами считаются временные отрезки при переходе к следующему этапу, для которых характерно бурное изменение всех функций организма, в том числе и нарастание психической реактивности. В это время дети наиболее подвержены нервным расстройствам или утяжелению присутствующих патологий психики. Возрастные кризы приходятся на 3-4 года, 5-7 лет, 12 -16 лет. Какие особенности свойственны каждому этапу:

      • До года у малышей вырабатываются положительные и отрицательные ощущения, формируются начальные представления об окружающем мире. В первые месяцы жизни расстройства связаны с потребностями, которые ребенок должен получать обязательно: еда, сон, комфорт и отсутствие болезненных ощущений. Кризис 7-8 месяцев знаменуется осознанием дифференциации чувств, узнаванием близких и формированием привязанности, поэтому ребенку требуется внимание матери и членов семьи. Чем лучше родители обеспечивают удовлетворение потребностей, тем быстрее формируется положительный стереотип поведения. Неудовлетворение вызывает негативную реакцию, чем больше накапливается невыполненных желаний, тем тяжелее депривация, которая впоследствии приводит к агрессии.
      • У детей 2 лет продолжается активное созревание мозговых клеток, появляется мотивация поведения, ориентировка на оценку взрослыми, происходит идентификация положительного поведения. При постоянном контроле и запретах невозможность самоутверждения приводит к пассивному отношению, развитию инфантилизма. При дополнительных стрессах поведение принимает патологический характер.
      • Упрямство и нервные срывы, протесты наблюдаются в 4 года, психические нарушения могут проявляться в перепадах настроения, напряженности, внутреннем дискомфортном состоянии. Ограничения вызывают фрустрацию, психическое равновесие ребенка нарушается вследствие даже незначительного отрицательного влияния.
      • В 5 лет нарушения могут проявляться при опережении психического развития, сопровождающегося дисинхронией, то есть появляется односторонняя направленность интересов. Также внимание следует обратить, если ребенок утратил навыки, приобретенные раньше, стал неопрятным, ограничивает общение, у него снизился запас слов, малыш не играет в ролевые игры.
      • У семилеток причиной неврозов выступают занятия в школе, с началом учебного года нарушения проявляются в неустойчивости настроения, слезливости, усталости, головных болях. В основе реакций лежит психосоматическая астения (плохой сон и аппетит, пониженная работоспособность, страхи), утомляемость. Фактор срыва – несоответствие умственных возможностей школьной программе.
      • В школьном и подростковом периоде расстройства психики проявляются в беспокойстве, повышенной тревожности, меланхолии, колебаниях настроения. Негативизм сочетается с конфликтностью, агрессией, внутренними противоречиями. Дети болезненно реагируют на оценку окружающими их способностей, внешности. Иногда отмечается повышенная самоуверенность или, наоборот, критичность, позерство, пренебрежительное отношение к мнению учителя и родителей.

      Нарушения психики следует отличать от аномалий постшизофренического дефекта и деменции, следующей из-за органического заболевания мозга. В этом случае дизонтогенез выступает как симптом патологии.

      Виды патологий

      У детей диагностируются психические расстройства, свойственные взрослым людям, но у малышей существуют и специфические возрастные недуги. Симптомы дизонтогенеза разнообразны, обусловлены возрастом, этапом развития и окружающей обстановкой.

      Особенность проявлений в том, что у малышей не всегда просто отличить патологию от особенностей характера и развития. У детей выделяют несколько видов расстройств психики.

      Умственная отсталость

      Патология относится к приобретенным или врожденным недоразвитиям психики с явным недостатком интеллекта, когда социальная адаптация ребенка затрудняется или совсем невозможна. У больных детей снижаются, иногда значительно:

      • познавательные способности и память;
      • восприятие и внимание;
      • речевые навыки;
      • контроль над инстинктивными потребностями.

      Словарный запас беден, произношение нечеткое, эмоционально и нравственно ребенок развит слабо, неспособен предсказать последствия своих действий. В легкой степени выявляется у детей с поступлением в школу, средняя и тяжелая стадии диагностируются в первые годы жизни.

      Заболевание вылечить полностью не удастся, но правильное воспитание и обучение позволит ребенку научиться общению и навыкам самообслуживания, при легкой стадии болезни люди способны адаптироваться в социуме. В тяжелых случаях уход за человеком потребуется на протяжении всей жизни.

      Задержка психического развития

      Пограничное состояние между олигофренией и нормой, нарушения проявляются задержкой в познавательной, моторной или эмоциональной, речевой сфере. Психическая задержка иногда возникает из-за медленного развития мозговых структур. Случается, состояние бесследно проходит или остается как недоразвитие одной функции, при этом происходит ее компенсация другими, иногда акселерированными способностями.

      Встречаются и остаточные синдромы – гиперактивность, снижение внимания, утрата ранее приобретенных навыков. Тип патологии может стать основой для патохарактерологических проявлений личности во взрослом возрасте.

      СДВ (Синдром дефицита внимания)

      Распространенная проблема у детей дошкольного возраста и до 12 лет, характеризуется нервно-рефлекторной возбудимостью. Проявляет в том, что ребенок:

      • активен, неспособен усидеть на месте, долго заниматься одним делом;
      • постоянно отвлекается;
      • импульсивен;
      • несдержан и болтлив;
      • не доводит начатое до конца.

      Невропатия не приводит к снижению интеллекта, но если состояние не корректировать, нередко становится причиной сложностей с учебой, адаптацией в социальной сфере. В будущем последствием синдрома дефицита внимания может стать несдержанность, формирование наркотической или алкогольной зависимости, семейные проблемы.

      Аутизм

      Врожденное нарушение психики сопровождается не только речевыми и моторными расстройствами, аутизму свойственно нарушение контакта и социального взаимодействия с людьми. Стереотипное поведение затрудняет смену окружающей обстановки, условий жизни, изменения вызывают страх и панику. Дети склонны к совершению однообразных движений и действий, повторению звуков и слов.

      Лечению болезнь поддается плохо, но старания врачей и родителей способны исправить ситуацию и снизить проявления психопатологических симптомов.

      Акселерация

      Для патологии характерно ускоренное развитие ребенка в физическом или интеллектуальном плане. К причинам относят урбанизацию, улучшение питания, межнациональные браки. Акселерация может проявляться гармоническим развитием, когда все системы развиваются равномерно, но эти случаи редки. При прогрессе физического и психического направления в раннем возрасте отмечаются соматовегетативные отклонения, у старших детей выявляются эндокринные проблемы.

      Психическая сфера тоже характеризуется разладом, к примеру, при формировании ранних речевых навыков, отстает моторика или социальные познания, также физическая зрелость сочетается с инфантилизмом. С возрастом происходит сглаживание разногласий, поэтому нарушения обычно не приводят к последствиям.

      Инфантилизм

      При инфантилизме в развитии отстает эмоционально-волевая сфера. Симптомы выявляются на этапе школьного и подросткового возраста, когда уже большой ребенок ведет себя как дошкольник: предпочитает играть, а не получать знания. Не приемлет школьную дисциплину и требования, при этом уровень абстрактно-логического мышления не нарушен. При неблагоприятной социальной среде простой инфантилизм имеет тенденцию к прогрессу.

      Причинами формирования расстройства нередко становится постоянный контроль и ограничение, неоправданная опека, проецирование негативных эмоций на ребенка и несдержанность, что побуждает его закрываться и приспосабливаться.

      На что обращать внимание?

      Проявления расстройства психики в детском возрасте разнообразны, порой их сложно перепутать с недостатком воспитания. Симптомы названных нарушений иногда могут появиться и у здоровых детей, поэтому диагностировать патологию может только специалист. К врачу следует обратиться, если признаки психических нарушений проявляются ярко, выражаются в следующем поведении:

      • Повышенная жестокость. Ребенок в младшем возрасте еще не понимает, что таская кошку за хвост, он делает животному больно. Школьник осознает уровень дискомфорта животного, если ему это нравится, следует обратить внимание на его поведение.
      • Желание похудеть. Стремление быть красивой возникает у каждой девочки в подростковом возрасте, когда при нормальном весе школьница считает себя толстой и отказывается есть, повод сходить к психиатру «налицо».
      • Если у ребенка высокая степень тревожности, часто возникают приступы паники, ситуацию без внимания оставлять нельзя.
      • Плохое настроение и хандра иногда свойственна людям, но течение депрессии более 2 недель у подростка требует от родителей повышенного внимания.
      • Перепады настроения говорят о неустойчивости психики, неспособности адекватно реагировать на раздражители. Если смена поведения наступает без повода, это свидетельствует о проблемах, которые требуют решения.

      Когда ребенок подвижен и иногда невнимателен, беспокоиться не о чем. Но если из-за этого ему сложно играть даже в подвижные игры со сверстниками, потому что он отвлекается, состояние требует коррекции.

      Методы лечения

      Своевременное выявление поведенческих нарушений у детей и создание благоприятной психологической атмосферы позволяет корректировать расстройство психики в большинстве случаев. Некоторые ситуации требуют наблюдения и приема медикаментозных препаратов на протяжении всей жизни. Иногда удается справиться с проблемой в короткие сроки, порой на выздоровление требуются годы, поддержка окружающих ребенка взрослых. Терапия зависит от диагноза, возраста, причин формирования и типа проявлений нарушений, в каждом конкретном случае метод лечения подбирается индивидуально, даже когда симптомы незначительно разнятся. Поэтому при посещении психотерапевта и психолога важно объяснить врачу суть проблемы, представить полное описание особенностей поведения ребенка, основываясь на сравнительной характеристике до и после изменений.

      В лечении детей используются:

      • В простых случаях достаточно психотерапевтических методов, когда врач в беседах с ребенком и родителями помогает найти причину проблемы, пути ее решения, научит контролировать поведение.
      • Комплекс психотерапевтических мероприятий и прием медикаментозных средств говорит о более серьезном развитии патологии. При депрессивных состояниях, агрессивном поведении, перепадах настроения назначаются седативные препараты, антидепрессанты, нейролептики. Для лечения отставания в развитии применяются ноотропы, психонейрорегуляторы.
      • В случае тяжелых расстройств рекомендуется стационарное лечение, где ребенок получает курс необходимой терапии под контролем врача.

      В период лечения и после него необходимо создать благоприятную обстановку в семье, устранить стрессы и негативное воздействие среды, влияющей на поведенческие реакции.

      Если у родителей возникли сомнения в адекватности поведения ребенка, необходимо обратиться к психиатру, специалист проведет обследование и назначит лечение. Важно выявить патологию на ранней стадии, чтобы вовремя скорректировать поведение, предотвратить прогрессирование расстройства и устранить проблему.