Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Что делать с душевнобольным человеком. Умирающий (лежачий) больной: признаки перед смертью

    Что делать с душевнобольным человеком. Умирающий (лежачий) больной: признаки перед смертью
    ВЫ НЕ ОДИНОКИ
    Я встретился с Женей на лестничной площадке. Мы оба были студентами, жили в одном доме и знали друг друга с детства. Мать Жени попала в больницу, где ей поставили диагноз - рак почки. Женя выглядел очень растерянным и несчастным. Я спросил его, когда он собирается пойти в больницу к маме. Он ответил, что как раз туда и идет, но просто не представляет себе, что он скажет ей. "Понимаешь, я очень хочу видеть ее, но не знаю, как теперь с ней разговаривать. Я чувствую, что попал в тупик. Я уже полчаса здесь сижу".
    Эта ситуация описывает чувства, которые испытывают очень многие из нас, когда узнают, что их близкие или друзья больны раком. Когда это случается, очень важно знать, что вы не одиноки. Естественно, что когда наши друзья или близкие узнают свой диагноз, мы теряемся (даже если впоследствии оказывается, что все не так страшно, как нам казалось вначале). Мы просто не знаем, что сказать. Или же нам кажется, что есть что-то, что мы должны сказать обязательно; и это непременно поможет нашему другу или родственнику, только мы не знаем, что именно. Цель данного пособия состоит в том, чтобы помочь вам справиться с этими чувствами и оказать вашим близким необходимую поддержку. Проще говоря, если вы хотите помочь, но не знаете как, тогда этот буклет - как раз то, что вам нужно.

    Прежде всего, необходимо понять, что не существует никакой универсальной формулы или фразы, которая подойдет во всех случаях и при любых обстоятельствах и которая известна всем, кроме вас. Самым главным является ваше желание помочь.
    Очень часто мы не знаем, что сказать близкому человеку, который болен раком. Однако самое главное не то, что мы говорим, а то, как мы выслушиваем. Именно умение выслушивать и является главным ключом в общении с вашим другом или родственником. Научившись слушать, вы гораздо лучше сможете помочь ему. Для этого надо понять, почему умение выслушать так важно. Об этом мы поговорим в следующих разделах.

    Однако прежде чем переходить к практическим навыкам выслушивания, мы должны коснуться той реакции, которую вызывает само слово "рак". В настоящее время диагноз "рак", несомненно, влечет за собой как для самого пациента, так и для его родственников ощущение оторванности от остального мира и предопределенности. Несмотря на то, что достаточно большое количество онкологических больных полностью излечивается, и год от года статистика излечимости медленно, но неуклонно возрастает, слово "рак" все равно по многим причинам парализует человека сильнее, чем большинство других диагнозов. Именно поэтому такое пособие особенно необходимо.

    Для чего мы говорим и для чего мы слушаем?
    Итак, вы хотите помочь, но не знаете, как это лучше сделать. Может быть, для начала стоит понять, для чего вообще мы говорим и слушаем.

    1. Беседа как самый удобный способ общения
    Конечно, это не единственный способ общения - есть еще прикосновения, поцелуи, смех, даже просто молчание. Однако именно словесное общение является самим эффективным; оно наиболее ясно может донести до нас смысл всех остальных видов общения, которые тоже очень важны.

    2. Беседа как способ снизить уровень стресса
    Разговаривая, мы можем решить целый ряд проблем - вероятно, именно для этого и существует речь. Мы пользуемся речью как для того, чтобы объяснять детям жизненно важные истины; так и для того, чтобы рассказывать друг другу анекдоты или просто обмениваться новостями. Однако речь имеет и другое назначение - она нужна нам, чтобы нас слушали. Людям часто бывает просто необходимо выговориться, особенно если дела идут не так, как хотелось бы. И это действительно помогает хотя бы отчасти снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Это значит, что вы можете помочь вашему больному близкому человеку, если научитесь внимательно слушать то, что он хочет сказать вам. А это, в свою очередь, означает, что вы можете помочь, даже если у вас нет готовых ответов на его вопросы.
    Дело в том, что выслушивание само по себе помогает. В следующем разделе мы познакомим вас с азбукой слушания. В США было проведено интересное исследование, в ходе которого группа людей прошла обучение базовым техникам слушания. После этого несколько пациентов по собственному желанию решили встретиться с людьми из этой группы и рассказать им о своих проблемах. "Слушатели" могли только кивать головой и произносить фразы типа: "Да", "Я понимаю", "Так". Инструкции запрещали им задавать какие-либо вопросы пациентам или обсуждать их проблемы. По прошествии часа большинство пациентов были уверены, что побывали на терапевтическом сеансе, и многие из них высказали пожелание вновь встретиться с этими людьми и поблагодарить их. Очень важно помнить, что от вас не ждут ответов на вопросы: вы можете помочь, просто выслушав все эти вопросы.

    3. Нас тревожит больше то, о чем мы умалчиваем
    Семья и друзья больных раком часто объясняют свое нежелание обсуждать с ними тревоги и страхи тем, что это может вызвать у больных беспокойство, которого у них не было до того. То есть в этом случае человек рассуждает примерно так: "Если я спрошу его, переживает ли он по поводу лучевой терапии, то он начнет переживать даже в том случае, если он не думал об этом, пока я его не спросил". На самом деле так не бывает. Это, в частности, подтвердили результаты исследований, проведенных в 60-х годах в Великобритании психологами среди смертельно больных людей. Исследования показали, что разговоры с друзьями и родственниками не ведут к появлению новых страхов. Наоборот, страх усиливается, если человек не имеет возможности рассказать о нем. Люди, которым не с кем поговорить, чаще страдают беспокойством и депрессиями. Другие исследования показали, что серьезно больные люди сталкиваются с тем, что с ними перестают разговаривать, и от этого они страдают еще больше. Вообще, если человека что-нибудь очень сильно тревожит, он просто не в состоянии говорить о чем-то другом или же делает это через силу. Стыд является одной из причин, которые заставляют человека скрывать свои чувства. Многие стыдятся проявлений беспокойства и страха. Им действительно страшно, но при этом они считают, что "не должны" бояться и поэтому стыдятся собственных чувств. Вы можете по-настоящему помочь близкому человеку, если будете выслушивать его страхи и говорить о них. Этим вы покажете, что вы понимаете и принимаете его чувства. В свою очередь, это поможет ему справиться со стыдом и страхами, и убедит его в том, что вы всегда готовы к разговору с ним.
    Начиная разговор с человеком, которому только что сообщили, что он болен раком, многие испытывают неудобство и растерянность. Именно поэтому сейчас мы поговорим о том, что нам мешает продуктивно общаться.

    ПРЕПЯТСТВИЯ В БЕСЕДЕ
    Можно выделить определенные обстоятельства, которые мешают вам и вашему больному другу свободно общаться:

    Не стоит слишком сильно тревожиться из-за этого: вы всегда в состоянии найти возможность выслушать и поговорить с близким вам человеком, не навязывая ему свои услуги. Кроме того, обычно можно выяснить, расположен ли человек к разговору с вами или нет. Для этого надо освоить основные техники выслушивания.

    КАК СТАТЬ ХОРОШИМ СЛУШАТЕЛЕМ
    Вообще, искусство слушания подразумевает общение на двух уровнях - физическом и речевом. Обычно неудачи при общении объясняются незнанием простейших правил.
    1. Сядьте правильно
    Это важно, поскольку вы как бы задаете тон всему разговорую. Сядьте удобно; постарайтесь, чтобы ваша поза была расслабленной (даже если на самом деле вы чувствуете некоторое напряжение); дайте понять вашему собеседнику что вы хотите провести с ним некоторое время (например, снимите пальто, куртку или плащ).
    Необходимо, чтобы ваши глаза находились на одном уровне с глазами собеседника, т. е. нужно сесть. Если вы пришли навестить близкого человека в больничной палате, где обычно бывает трудно найти стул или кресло, сядьте на край кровати.
    Старайтесь создать как можно более интимную атмосферу, т. е. не пытайтесь говорить в людных местах. Часто общение не удается именно из-за пренебрежения такими простыми правилами.
    Держитесь на удобном расстоянии от собеседника. Обычно это расстояние около полуметра: если вы находитесь дальше, общение становится слишком формальным; если ближе - человек может почувствовать себя "зажатым в угол", особенно если он лежит в кровати и не может отодвинуться. Убедитесь, что между вами нет никаких физических препятствий (например, столов, тумбочек и пр.). Если же что-то есть, вам лучше сразу сказать что-нибудь вроде: "Знаешь, не очень-то удобно разговаривать через этот стол; давай, я его отодвину ненадолго".
    Смотрите на собеседника, - когда он обращается к вам или когда вы обращаетесь к нему. Именно контакт глаз говорит собеседнику о том, что общение идет строго между вами. Если же в какой-либо особенно болезненный или мучительный момент вы просто не в состоянии смотреть друг на друга, постарайтесь хотя бы взять собеседника за руку или дотронуться до него.

    2. Выясните, расположен ли ваш друг к разговору
    Вполне возможно, что близкий вам человек сегодня вообще не в настроении разговаривать; или же он почему-либо не хочет общаться с вами. А может быть, ему хочется поболтать о пустяках (например, о фильмах, о последних событиях или о других повседневных делах). Постарайтесь не обижаться на это. Не настаивайте на глубокой беседе, даже если вы к ней внутренне подготовились. Вы поможете близкому человеку уже тем, что внимательно выслушаете все, что он будет говорить; или просто побудете с ним, если он будет молчать. Если вы не уверены в том, расположен ли собеседник к разговору можно спросить: "Хочешь, мы побеседуем?" Это лучше, чем с места в карьер кинуться в обсуждение глубоко личных переживаний (вроде "Скажи мне, что ты чувствуешь"), особенно если человек устал или только что разговаривал с кем-то еще

    3. Покажите собеседнику, что вы его слушаете
    Во время разговора необходимо делать две вещи: во-первых, слушать то, что говорится, а не думать о том, что вам надо ответить; а во-вторых, показывать собеседнику, что вы его слушаете.
    Для того чтобы стать хорошим слушателем, необходимо думать о том, что говорит собеседник. Не надо в это время репетировать ваш ответ: ведь в таком случае вы думаете о том, что скорее всего человек скажет, вместо того, чтобы слушать, что он в действительности говорит. Вам следует также научиться не перебивать собеседника, когда он говорит. Если он рассказывает что-то, дождитесь паузы и только тогда начинайте говорить сами.
    Если же ваш собеседник прерывает вас, говоря: "Но...", "Я думаю..." и т.п., вам следует остановиться и выслушать его.

    4. Старайтесь расположить к разговору вашего больного друга или родственника
    Расположив вашего друга к беседе, вы реально помогаете ему высказать то, что лежит грузом у него на душе. Сделать это очень легко. Попробуйте просто кивать головой или говорить что-нибудь типа: "Да-да", "Понимаю", "Неужели". Это совсем несложно, но может помочь в минуты максимального напряжения.
    Постарайтесь показать, что вы слушаете и слышите собеседника. Для этого достаточно повторить 2 или 3 слова из его последнего предложения (очень удобный способ продемонстрировать, что вы внимательно слушаете).
    Вы можете также пересказать услышанное. Это поможет вам понять, насколько верно вы все поняли, и еще раз покажет, что вы внимательно слушаете. (В таких случаях удобно пользоваться конструкциями типа "Ты имеешь ввиду, что", "Если я тебя правильно поняла, ты думаешь что").

    5. Не забывайте о неречевых способах общения и молчании
    Если ваш друг замолчал, то обычно это свидетельствует о том, что он задумался о чем-то болезненном или очень интимном. Помолчите вместе. Если ситуация позволяет, возьмите его за руку а потом спросите, о чем он думает. Не торопите его, даже если вам кажется, что молчание длится целую вечность.
    Бывает, что вы молчите, потому что просто "не знаете что сказать". Надо признать, что существуют ситуации, когда сказать действительно нечего. В таких случаях не надо бояться молчания; важно просто побыть вместе с близким человеком. Помните, что ваше прикосновение может сказать значительно больше любых слова.
    Иногда общение без помощи слов может неожиданно много рассказать вам о другом человеке. Например, один врач привел такой случай из своей практики:
    " Как-то в числе моих пациентов была одна очень необщительная и раздражительная пожилая женщина. Как я ни старался, мне не удавалось вызвать ее на разговор. Однажды во время беседы с ней я положил свою руку рядом с ее рукой. Я сделал это очень осторожно, поскольку совсем не был уверен в том, что это поможет. К моему удивлению, она тут же схватила мою руку, крепко сжала ее и не отпускала до конца разговора. Атмосфера общения резко изменилась и она тут же начала искренне рассказывать о своем страхе перед грядущей операцией и о том, что она боится стать обузой для семьи. Общение без помощи слов в этом случае содержало приглашение к разговору. Если бы эта женщина не отреагировала на мой жест, я бы просто убрал руку, и это не обидело бы никого из нас".

    6. Не бойтесь говорить о своих чувствах
    Вы вполне можете сказать что-нибудь вроде: "Мне трудно об этом говорить", "Мне не очень хочется говорить об этом", или даже "Я не знаю, что сказать".
    Признавая вполне очевидные для вас обоих чувства (даже если они скорее ваши, нежели вашего друга), вы можете тем самым разрядить атмосферу и устранить ощущение неловкости, которое мы все время от времени испытываем. Это очень простой и действенный способ сделать ваше общение более искренним.

    7. Проверьте, насколько правильно вы поняли собеседника
    Если вам кажется, что вы поняли собеседника правильно, вы можете показать это с помощью фраз типа "Ты, должно быть, не в восторге от этого" или "Думаю, тебя это здорово рассердило". Такие замечания могут служить подтверждением того, что вы в состоянии понять эмоции, которые испытывает ваш друг. Если же вы не совсем поняли то, что он хотел сказать, можно задать вопрос: "Что ты чувствуешь по поводу этого?", "Что ты об этом думаешь?", "Как ты себя чувствуешь сейчас?". Непонимание обычно возникает в том случае, если вы сделали предположение, которое оказалось ошибочным. В этом случае вы можете попросить собеседника помочь разобраться в смысле сказанного (например, так: "0бъясни, пожалуйста, что ты имеешь в виду").

    8. Не меняйте предмет разговора
    Позвольте вашему другу говорить то, что он хочет, - например, как он ужасно себя чувствует. Возможно, это будет вас расстраивать и выводить из равновесия, однако следует приложить все усилия к тому, чтобы выслушать его. Если же вам совсем невмоготу, и вы просто не в силах выдержать этот разговор, вам следует сказать об этом и предложить вернуться к этой теме снова в другой раз (например, вы можете сказать: "Знаешь, сегодня мне трудно говорить об этом; давай вернемся к этому позже"). Сначала вам следует убедить собеседника в том, что вы понимаете его интерес к данному предмету, а потом уже находить другую тему для разговора.

    9. Не спешите давать советы
    Вообще, советы можно давать только в тех случаях, когда вас об этом просят. Однако мы живем в сложном мире и довольно часто делаем это, когда нас никто не спрашивает. Старайтесь как можно дольше удержаться от искушения дать совет, так как на этом диалог закончится. Если же вы никак не можете сдержаться, постарайтесь, по крайней мере, пользоваться фразами типа: "Как ты думаешь, может быть стоит попробовать...?" (если вы прирожденный дипломат); или "0дна моя подруга как-то попробовала...". Это гораздо лучше, чем сказать: "Если бы я была на твоем месте, я бы..."; ведь ваш друг наверняка ответит вам, что вы - это вы, а он - это он; и на этом ваше общение застопорится.

    10. Не забывайте о чувстве юмора
    Многие думают, что невозможно смеяться, если человек серьезно болен или умирает. Однако именно юмор помогает нам справляться с опасениями и страхами, поскольку позволяет снизить остроту переживаний и увидеть вещи как бы со стороны. Юмор помогает людям переживать то, что иначе пережить невозможно. Вспомните наиболее распространенные темы анекдотов: измены супругов, теща, врачи, пьянство, наркомания, секс, война - вряд ли хотя бы одну из этих тем можно назвать смешной саму по себе. Однако на протяжении веков люди с удовольствием смеются над историями о супружеских изменах, хотя в реальности такие ситуации обычно вызывают негативные чувства. Мы обычно с легкостью смеемся над тем, с чем нам бывает трудно справиться. Пользуясь юмором, мы снижаем значимость неприятных для нас вещей.
    Так, например, поступила женщина, которой было чуть за сорок, когда в ходе лечения ей пришлось установить катетер в мочевой пузырь. Эта женщина, находясь в больнице, носила дренажный мешок как дамскую сумочку и говорила, что надо сделать его дизайн более современным, т. к. он не подходит к стилю ее одежды. Возможно, такой юмор покажется вам несколько странным, но в данном случае он помог женщине справиться с очень неприятной ситуацией и показал ее силу духа и желание подняться над собственным физическим нездоровьем.
    Юмор действительно помогает людям в трудных ситуациях. Поэтому если ваш больной друг пытается шутить, вам следует поддержать его, даже если юмор кажется вам довольно мрачным. Тем не менее, это помогает ему держаться.
    Все сказанное не означает, что вам непременно следует стараться развеселить его с помощью забавных историй и т. п. - скорее всего, это просто не сработает. Лучше следовать чувству юмора вашего друга.
    Подводя итог, можно сказать, что задача хорошего слушателя состоит в том, чтобы как можно лучше понять чувства, которые испытывает собеседник. Конечно, невозможно достичь стопроцентного уровня понимания; но чем ближе вы постараетесь быть, тем успешнее будет ваше общение. Чем сильнее будет ваше стремление понять чувства вашего друга, тем более ценной будет ваша помощь.

    ПОСТАРАЙТЕСЬ ПОНЯТЬ С ЧЕМ ВСТРЕТИЛСЯ ВАШ ДРУГ
    Возможно, вам будет легче общаться, если вы постараетесь хотя бы отчасти понять, с чем пришлось столкнуться вашему другу, какие опасения или страхи его тревожат. Безусловно, при любом заболевании существуют десятки, если не сотни, поводов для опасений; но если диагноз - рак, опасения эти еще более многочисленны и переживаются тяжелее. Чтобы облегчить ваше общение с больным близким человеком, мы перечислим наиболее распространенные страхи.

    • Угроза здоровью

    • Пока мы пребываем в добром здравии, угроза серьезной болезни кажется нам отдаленной и нереальной, так что лишь очень немногие из нас задумываются об этом. Когда же это случается с нами, мы впадаем в состояние шока и растерянности, а порой - в состояние гнева или отчаяния.
    • Неизвестность

    • Неизвестность переносится тяжелее, чем любая определенность. Это естественно, поскольку очень трудно жить, не зная, что с тобой происходит и чего ждать в ближайшем будущем. Вы можете помочь вашему другу, если просто поговорите с ним о том, насколько мучительна неопределенность.
    • Незнание

    • В процесс диагностики и лечения рака, как правило, вовлечено много специалистов в различных областях медицины; проводится много обследований и анализов. Зачастую пациенты перестают ориентироваться в происходящем. Вы можете помочь, сказав, что никто не в состоянии разобраться во всех тонкостях. Кроме того, возможно, вы сможете ответить на какие-то из интересующих вашего друга вопросов.
    • Физические симптомы

    • Хотя здесь мы в основном обсуждаем психологические симптомы, физические проявления болезни, естественно, невозможно игнорировать. На разных этапах лечения у вашего друга могут проявляться различные физические симптомы (например, боль или тошнота). Не смущайтесь, если ваш друг захочет обсудить с вами свои ощущения.
    • Видимые проявления процесса лечения или заболевания
      Все сказанное о физических симптомах относится и к видимым проявлениям онкологического заболевания или процесса его лечения, таким как, например, выпадение волос вследствие химиотерапии или лучевой терапии на область головы. Вы можете помочь близкому человеку чувствовать себя более уверенно. Если это женщина, помогите ей подобрать парик или красивый шарф.
    • Изоляция

    • Любое серьезное заболевание, и рак в том числе, как бы возводит невидимую стену между больным человеком и остальным обществом. Вы можете уменьшить этот барьер, часто навещая больного и напоминая вашим общим друзьям звонить ему и приходить в гости.
    • Страх смерти
    Сейчас многие онкологические больные благополучно излечиваются, но летальный исход, тем не менее, тоже вероятен (этот страх преследует даже тех, кто излечился). Страх смерти невозможно уменьшить, однако вы можете помочь справиться с ним, если просто поговорите об этом со своим другом.

    Помните, что вы не можете знать ответы на все вопросы; ваша миссия состоит в том, чтобы выслушивать

    Все вышеизложенное, конечно, не исчерпывает всего многообразия навалившихся на вашего друга переживаний и страхов, но, по крайней мере, дает вам о них некоторое представление. Все эти переживания и страхи абсолютно естественны; неестественной может быть лишь ситуация, когда о них некому рассказать: Именно поэтому ваше присутствие и поддержка обретают такую ценность.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Безусловно, очень трудно свыкнуться с мыслью, что близкий вам человек болен раком. Однако вы можете поддержать его в этой ситуации. Помните, что практический подход помогает справиться со страхом. Вы можете помочь вашему другу иначе посмотреть на ситуацию. Для этого надо просто выслушивать то, что его волнует; помогать воспринимать информацию; - это и есть та неоценимая помощь, которую люди могут оказать друг другу.

    Иногда кажется, что близкий человек сошел с ума.

    Или начинает сходить. Как определить, что «крыша поехала», и вам не показалось?

    В этой статье вы узнаете о 10 основных симптомах психических расстройств.

    В народе ходит шутка: «Психически здоровых людей нет, есть недообследованные». Это означает, что отдельные признаки расстройств психики можно найти в поведении любого человека, и главное - самому не впасть в маниакальное выискивание соответствующих симптомов у окружающих.

    И дело даже не в том, что человек может стать опасным для общества или самого себя. Некоторые нарушения психики возникают как следствие органического поражения мозга, которое требует немедленного лечения. Промедление может стоить человеку не только психического здоровья, но и жизни.

    Некоторые симптомы, напротив, иногда расцениваются окружающими как проявления плохого характера, распущенности или лени, тогда как на самом деле они являются проявлениями болезни.

    В частности, депрессию многие не считают болезнью, требующей серьезного лечения. «Соберись! Хватит ныть! Ты слабак, тебе должно быть стыдно! Прекрати копаться в себе и все пройдет!» - так увещевают больного близкие и знакомые. А ему нужна помощь специалиста и длительное лечение, иначе не выкарабкаться.

    Наступление старческой деменции или ранние симптомы болезни Альцгеймера тоже могут принимать за возрастное снижение интеллекта или дурной характер, а на самом деле пора начинать искать сиделку для присмотра за больным.

    Как же определить, стоит ли беспокоиться за родственника, коллегу, друга?

    Признаки расстройства психики

    Это состояние может сопровождать любые расстройства психики и многие из соматических заболеваний. Астения выражается в слабости, низкой работоспособности, в перепадах настроения, повышенной чувствительности. Человек легко начинает плакать, мгновенно раздражается и теряет самообладание. Нередко астении сопутствуют нарушения сна.

    Навязчивые состояния

    В широкий спектр навязчивостей входит множество проявлений: от постоянных сомнений, страхов, с которыми человек не способен справиться, до непреодолимого стремления к чистоте или совершению определенных действий.

    Под властью навязчивого состояния человек может по несколько раз возвращаться домой, чтобы проверить - выключил ли он утюг, газ, воду, закрыл ли дверь на ключ. Навязчивый страх несчастного случая может заставлять больного выполнять некоторые ритуалы, которые, по убеждению страдальца, могут отвести беду. Если вы замечаете, что ваш знакомый или родственник часами моет руки, стал чрезмерно брезглив и все время боится заразиться чем-либо - это тоже навязчивость. Стремление не наступать на трещины на асфальте, стыки плитки, избегание определенных видов транспорта или людей в одежде определенного цвета или вида - тоже навязчивое состояние.

    Изменения настроения

    Тоска, подавленность, стремление к самообвинениям, разговоры о собственной никчемности или греховности, о смерти тоже могут оказаться симптомами болезни. Обращать внимание следует и на другие проявления неадекватности:

    • Неестественное легкомыслие, беззаботность.
    • Дурашливость, не свойственная возрасту и характеру.
    • Эйфорическое состояние, оптимизм, не имеющий под собой оснований.
    • Суетливость, говорливость, неспособность концентрироваться, сумбурное мышление.
    • Завышенная самооценка.
    • Прожектерство.
    • Усиление сексуальности, угасание естественной стыдливости, неспособность сдерживать сексуальные желания.

    У вас есть повод для беспокойства, если ваш близкий начинает жаловаться на появление необычных ощущений в теле. Они могут быть крайне неприятными или просто раздражающими. Это ощущения сдавливания, жжения, шевеления «чего-то внутри», «шуршания в голове». Иногда такие ощущения могут быть следствием вполне реальных соматических болезней, но нередко сенестопатии свидетельствуют о наличии ипохондрического синдрома.

    Ипохондрия

    Выражается в маниакальной озабоченности состоянием собственного здоровья. Обследования и результаты анализов могут говорить об отсутствии заболеваний, но больной не верит и требует все новых обследований и серьезного лечения. Человек говорит почти исключительно о своем самочувствии, не вылезает из клиник и требует отношения к себе, как к больному. Ипохондрия нередко идет рука об руку с депрессией.

    Иллюзии

    Не нужно путать иллюзии и галлюцинации. Иллюзии заставляют человека воспринимать реальные объекты и явления в искаженном виде, тогда как при галлюцинациях человек ощущает то, чего в действительности не существует.

    Примеры иллюзий:

    • узор на обоях кажется сплетением змей или червей;
    • размеры предметов воспринимаются в искаженном виде;
    • стук капель дождя по подоконнику кажется осторожными шагами кого-то страшного;
    • тени деревьев превращаются в ужасных существ, подползающих с пугающими намерениями и т. д.

    Если о наличии иллюзий посторонние могут и не догадываться, то подверженность галлюцинациям может проявляться более заметно.

    Галлюцинации могут затрагивать все органы чувств, то есть быть зрительными и слуховыми, тактильными и вкусовыми, обонятельными и общими, а также комбинироваться в любом сочетании. Больному все, что он видит, слышит и чувствует, кажется совершенно реальным. Он может не верить, что всего этого не чувствуют, не слышат, не видят окружающие. Их недоумение он может воспринимать как заговор, обман, издевательство, раздражаться на то, что его не понимают.

    При слуховых галлюцинациях человек слышит разного рода шум, обрывки слов или связные фразы. «Голоса» могут давать команды или комментировать каждое действие больного, смеяться над ним или обсуждать его мысли.

    Вкусовые и обонятельные галлюцинации часто вызывают ощущение неприятного свойства: отвратительного вкуса или запаха.

    При тактильных галлюцинациях больному кажется, что его кто-то кусает, трогает, душит, что по нему ползают насекомые, что некие существа внедряются в его организм и там передвигаются или поедают тело изнутри.

    Внешне подверженность галлюцинациям выражается в разговорах с невидимым собеседником, внезапном смехе или постоянном напряженном прислушивании к чему-то. Больной может все время стряхивать с себя что-то, вскрикивать, осматривать себя с озабоченным видом или спрашивать окружающих, не видят ли они чего-то на его теле или в окружающем пространстве.

    Бред

    Бредовые состояния нередко сопровождают психозы. Бред основывается на ошибочных суждениях, причем больной упорно сохраняет свою ложную убежденность, даже если налицо явные противоречия с реальностью. Бредовые идеи приобретают сверхценность, значимость, определяющую все поведение.

    Бредовые расстройства могут выражаться в эротической форме, или в убежденности в своей великой миссии, в происхождении от знатного рода или инопланетян. Больному может казаться, что кто-то его пытается убить или отравить, обокрасть или похитить. Иногда развитию бредового состояния предшествует ощущение нереальности окружающего мира или собственной личности.

    Склонность к собирательству или неумеренная щедрость

    Да, любой коллекционер может оказаться под подозрением. Особенно в тех случаях, когда собирательство становится навязчивой идеей, подчиняет себе всю жизнь человека. Это может выражаться в стремлении тащить в дом вещи, найденные на помойках, накапливать продукты, не обращая внимания на сроки годности, или подбирать беспризорных животных в количествах, превосходящих возможность обеспечить им нормальный уход и правильное содержание.

    Стремление раздавать все свое имущество, неумеренное транжирство тоже могут расцениваться как подозрительный симптом. Особенно в том случае, когда человек не отличался ранее щедростью или альтруизмом.

    Есть люди, нелюдимые и необщительные в силу своего характера. Это нормально и не должно вызывать подозрений в шизофрении и других психических расстройствах. Но если прирожденный весельчак, душа компании, семьянин и хороший друг вдруг начинает разрушать социальные связи, становится нелюдимым, проявляет холодность к тем, кто еще недавно был ему дорог - это повод для беспокойства о его психическом здоровье.

    Человек становится неряшливым, перестает следить за собой, в обществе может начать вести себя шокирующе - совершать поступки, считающиеся неприличными и недопустимыми.

    Что делать?

    Очень трудно принять правильное решение в том случае, когда возникают подозрения в нарушении психики у кого-то из близких. Возможно, у человека просто трудный период в жизни, и его поведение изменилось именно поэтому. Наладятся дела - и все вернется на круги свои.

    Но может оказаться, что замеченные вами симптомы - проявление серьезного заболевания, которое нужно лечить. В частности, онкологические заболевания мозга в большинстве случаев приводят к тем или иным психическим нарушениям. Промедление с началом лечения может стать в этом случае фатальным.

    Вовремя нужно лечить и другие болезни, но сам больной может не замечать происходящих с ним изменений, и только близкие смогут повлиять на положение дел.

    Однако есть и другой вариант: склонность видеть во всех окружающих потенциальных пациентов психиатрической клиники тоже может оказаться расстройством психики. Прежде чем вызывать скорую психиатрическую помощь для соседа или родственника, попробуйте проанализировать собственное состояние. Вдруг начинать придется с себя? Помните шутку про недообследованных?

    «В каждой шутке есть доля шутки» ©

    Как вести себя с психически больным человеком? sirin_from_shrm wrote in August 9th, 2017

    Первое, что нужно знать, общаясь с психическим больным человеком (неважно, какая болезнь - шизофрения, просто депрессия, МДП, БАР, старческая деменция и пр), - это то, что эмоции больного человека несколько отличаются от тех, что испытывает человек здоровый.

    Чтобы хотя бы немного понять, насколько снижены эмоции у психически больных людей, нужно вспомнить себя - в самые ужасные минуты отчаяния - когда ничего не хочется, когда ощущается полная оторванность и отрешенность от реальной жизни..

    У психически больных людей уменьшаются чувства привязанности, и даже чувства любви к тем, кто раньше был дорог (к матери, например). Появляется некое отупение. Например, при встрече со знакомыми или друзьями уже нет того эмоционального всплеска, что был раньше.
    Если обычный психически здоровый человек может порадоваться скидке на молоко или мясо в супермаркете, то больному человеку говорить о своей радости бесполезно - не поймет и не оценит, потому что на данный момент (пока он болен) его чаще волнуют совсем другие проблемы.
    Поэтому, общаясь, не нужно рассчитывать, что подобным образом можно поднять настроение больному человеку.
    Придется убавить и свои эмоции, так как иногда они могут излишне раздражать больного человека.
    Вести себя лучше спокойно, нейтрально. Нельзя усердствовать и говорить о том, что человеку необходим свежий воздух и нужно немедленно отправиться погулять. Не сомневайтесь - если бы человек был здоров, он без каких-либо советов сам бы отправился на прогулку. Не хочется - это не то слово, которое отражает истинное положение дел. Нет эмоций, а значит нет мотивации, побуждения, настроения и пр.
    Словами это дать нельзя. Можно встретить непонимание и раздражение.
    Не нужно "оттаскивать" человека от компьютера, рассказывая о вреде излучения. Больному человеку иногда проще писать, чем выстраивать свои мысли при помощи слов. Многим психически больным людям намного проще общаться виртуально.
    Нельзя говорить больному оскорбительные слова, а именно "сейчас вызову тебе психовозку", "тебе в больницу пора" или что-то подобное. Реакция может быть непредсказуемая. Опять же, по причине того, что состояние головного мозга (реакции, происходящие в нем) не всегда позволяет ответить достойно, и логично выстроить защиту от такого нападения, и даже хамства, если угодно.

    Поэтому, как и положено, человек будет защищаться. И он будет делать это, как сможет. Не стоит забывать, что в момент волнения, эмоционального возбуждения, психического напряжения в мозге идут несколько другие реакции - дофамин, серотонин, адреналин - все эти нейромедиаторы могут не контролироваться поведением.
    С психическими больными людьми лучше, вообще, поменьше разговаривать на такие темы, которые будут излишне напрягать их мозг.
    Можно обсуждать любые бытовые проблемы, но никак не строить долгосрочные планы на жизнь и пр.
    Не стоит сетовать по поводу того, что вся жизнь теперь пойдет наперекосяк, что жена/муж уйдут и пр.

    Как признать человека с психическим расстройством недееспособным - www.moscow-faq.ru/all_question/experienc e/ust/2011/July/34560/179791

    Важно помнить, что психически больной человек, если он адекватный, сам прекрасно понимает, что он болен, и он очень желает избавиться от данной болезни, но пока не в состоянии этого сделать. В его мозге постоянно сидит мысль о том, что он не такой, как все (хотя внешне он ничем не отличается от здоровых людей), и что он уже не сможет жить, как прежде. Больному человеку сложно видеть жизнерадостных, смеющихся людей, потому что сам он так вести себя не может.
    Поэтому, важный принцип - это спокойствие и доброжелательность. Поменьше излишней активности, поменьше нотаций и нравоучений.
    Важно верить, что эта болезнь излечима. Важно внушать эту веру больному человеку. Пусть, не словами, но поступками, делами, эмоциями.
    Эти люди отличаются от здоровых только сниженными эмоциями. И очень много случаев, когда они излечивались, помогая себе самостоятельно - силой духа, знаниями, желанием быть здоровыми.

    Если больной человек не адекватен, то договариваться, "торговаться" (поедем лечиться или нет, съешь таблетку или нет), объяснять что-либо не следует. Это бесполезно.
    В этих случаях (на благо больного человека) нужно немедленно прибегать к помощи врачей-психиатров. Любыми путями человека следует госпитализировать, чтобы не случилось страшного.

    Как узнать, в какую больницу увезли человека? - http://www.moscow-faq.ru/all_q...

    Не стоит брать на себя невозможное, пытаясь сохранить семью во что бы то ни стало. Нужно трезво оценивать свои умения: мириться с проявлениями болезни (а это и подозрительность, и мнительность, и ощущение себя особенным и пр.), степень терпения, возможность защитить себя физически, если понадобится.

    В какое время года происходят обострения психических заболеваний? -

    "Сумашедшие живут за высоким забором, а идиоты ходят по улице толпами"
    "Невезучие", режиссер Франсис Вебер

    Мы живем во времена, когда истерики и затяжные стали для многих обыденным явлением. Каждому из нас знакомо состояние, когда близкие люди ведут себя неадекватно или сами страдаем от бессонницы, всю ночь перекручивая в голове одну и ту же навязчивую мысль. А ведь это и есть признаки предпсихотического состояния: тревожность, бессонница, нежелание жить, истерика, нападение на других, попытка суицида и резкие смены настроения. Для того, чтобы выявить отклонения в психике, надо наблюдать человека в условиях стационара в течение 30 дней, а в некоторых случаях, чтобы поставить диагноз шизофрения требуется обследование пациента в течение 6 месяцев.

    Психическое заболевание - это не только шизофрения, к ним также относятся неврозы, психозы, мания, панические атаки, паранойя, деменция и биполярное расстройство. В свою очередь, каждое психическое отклонение подразделяется еще на несколько видов. Считается, если ситуации, которые у людей вызывают острые стрессовые реакции: истерику, плач, нападение, нервную дрожь и другие агрессивные действия, направленные на других или на себя, носят эпизодический характер и проходят спустя некоторое время, то они не мешают жить и не являются отклонением от нормы.

    Однако часто бывает так, что после обследования врач никаких психических расстройств у пациента не выявляет, а он спустя некоторое время совершает жесткое спланированное убийство или наносит вред здоровью себе или окружающим. Это явное отклонение в психики и чтобы не стать жертвой такого больного, очень важно иметь некоторые представления о том, как проявляются признаки психических отклонений и как вести себя при общении или даже проживании вместе с ними.

    В наше время многие люди вынуждены жить вместе или по соседству с алкоголиками, наркоманами, неврастениками и престарелыми родителями, больными деменцией. Если углубляться в тонкости их ежедневной жизни можно с легкостью прийти к выводу, что абсолютно психически здоровых людей просто нет, а есть только недообследованные.

    Постоянные скандалы , обвинения, угрозы, рукоприкладства, нежелание жить и даже попытки суицида - это первые признаки того, что с психикой участников подобных конфликтов не в порядке. Если подобные поведения человека повторяется из раза в раз и начинают оказывать влияние на личную жизнь других людей, то речь идет о психическом заболевании и требует обследования у специалиста.

    Отклонения в психике в первую очередь проявляются в том, что у человека меняется восприятие мира и изменяется отношение к окружающим его людям. В отличие от здоровых, люди имеющие отклонения в психике, стремятся удовлетворить только свои физические и физиологические потребности, их не волнует, как их неадекватное поведение отразится на здоровье и настроении окружающих. Они хитры и внимательны, эгоистичны и лицемерны, безэмоциональны и изворотливы.

    Очень трудно понять, когда близкий вам человек проявляет чрезмерный гнев, агрессию и необоснованные обвинения в ваш адрес. Немногие способны сохранить спокойствие и принять неадекватное поведение близкого человека связанное с нарушениями психики. В большинстве случаях люди думают, что человек издевается над ним, и пытаются применить "воспитательные меры" в виде нравоучений, требований и доказательств невиновности.

    Со временем психические заболевания прогрессируют и могут сочетать в себе бредовые, галлюцинаторные и эмоциональные расстройства. Проявления зрительных, слуховых и бредовых галлюцинаций проявляются в следующем:
    - человек разговаривает сам с собой, смеется без видимой причины.
    - не может сосредоточиться на теме разговора, всегда имеет озабоченный и встревоженный вид.
    - слышит посторонние голоса и видит кого-то, что вы воспринять не можете.
    - относится враждебно к членам семьи, особенно к тем, кто его обслуживает. В более поздних стадиях развития психического заболевания больной становится агрессивным, нападает на окружающих, намеренно разбивает посуду, мебель и другие предметы.
    - рассказывает истории неправдоподобного или сомнительного содержания о себе и близких.
    - опасается за свою жизнь, отказывается от еды, обвиняя близких в попытке отравить его.
    - пишет заявления в милицию и письма в различные организации с жалобами на родственников, соседей и просто знакомых.
    - прячет деньги и вещи, быстро забывает, куда их положил и обвиняет других в краже.
    - подолгу не моется и не бреется, в поведении и внешнем виде присутствует неаккуратность и нечистоплотность.

    Зная общие признаки психических отклонений очень важно понять, что психическое заболевание приносит страдания, прежде всего, самому больному, и только потом его близким и обществу. Поэтому совершенно неправильно доказывать больному, что он ведет себя аморально, обвинять или упрекать его в том, что он не любит вас и ухудшает вашу жизнь. Безусловно, психически больной человек - это беда в семье. Однако к нему надо относиться как к больному человеку, и реагировать на их неадекватное поведение с пониманием.

    Нельзя спорить с больным, пытаясь доказать ему, что его обвинения в ваш адрес неправильны. Внимательно выслушайте его, успокойте и предложите помощь. Не пытайтесь уточнить детали его бредовых обвинений и высказываний, не задавайте ему вопросы, которые могут усугубить имеющие расстройства в психике. Любое психическое заболевание требует внимания со стороны близких, и лечения специалистами. Оно не должно вызывать нареканий и обвинений в эгоистичности в сторону больного человека.

    Увы, от развития психических отклонений не застрахован никто. Особенно это касается тех, кто имеет наследственную предрасположенность к болезни или ухаживает за престарелыми родителями, больными деменцией. Покажите пример хорошего отношения к ним своим детям, чтобы они не повторяли ошибок своих родителей.

    Претерпевый до конца, той спасен будет (Мф. 10,22).

    Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, - все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, - осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, - и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего.
    (Св. Феофан Затворник).

    Если человек переносит встречающиеся ему испытания с благодарением Богу, то они ему будут способствовать достижению вечного спасения.
    (Св. Феофан Затворник).

    Благодарить в бедах - заслуга большая, чем давать милостыню.
    (Св. Димитрий Ростовский).

    Утешение болящему

    Как вести себя в болезни и как относиться к болящим? «Здоровье есть дар Божий, - говорил преп. Серафим Саровский, - но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, сознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям».
    Надо благодарить Господа за болезни и искушения, ибо в них мы испытываемся в любви ко Господу, ближе становимся к Нему, а в этом вся цель жизни христианина - шествовать ко Христу Спасителю нашему.
    Болезнь - это крест, иго благое, которое ведет к вечному блаженству. Поэтому благодушествуйте посреди волнения, предайте себя воле Божией, с радостью и благодарением переносите болезнь, ведая, что телесными болезнями исцеляется душа.
    Утешение в болезнях и скорбях должно искать в Иисусе Христе: иначе напрасно будем искать утешения.
    Чин болящего и благодарящего велик пред Богом и равен проходящему пустынную жизнь. Благодари болящий Господа, даровавшего тебе ближайшее средство ко спасению.
    Бывает, что болезнь схватывает, чтобы пробудить душу заснувшую.
    Невозможно, чтобы, когда идем путем правды, не встретилась бы с нами печаль, тело не изнемогло бы в болезнях и трудах, и пребывало неизменным, если только возлюбим жить в добродетели.

    Как лекарство приносит пользу телу, так и болезнь - душе.
    Болезнь не несчастье, а поучение и Божие посещение;
    больного преп. Серафима посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы.
    Болезнь избавляет от многих душевных страстей; ап. Павел говорит: «Внешний человек тлеет, а внутренний - обновляется» (2 Кор. 4, 16).
    Болезнь, - вот школа смирения, вот, где видишь, что нищ, и наг, и слеп.

    Когда же будут тебя безпокоить неудобства или болезненные страдания, или что-либо подобное, тогда старайся не упускать из памяти слова Св. Писания: «Многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное».
    (Преп. Амвросий Оптинский).

    В болезни, прежде всякого другого дела, должно поспешать очиститься от грехов в таинстве покаяния и в совести своей примириться с Богом.
    (Св. Феофан Затворник).

    Болезни наши большею частью происходят от грехов, - почему лучшее средство к предупреждению и исцелению от них состоит в том, чтоб не грешить.
    Великий подвиг - терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу.
    Нас сближает с Богом - скорбь, теснота, болезнь, труды. Не ропщи на них и не бойся их.
    Болезнь, хотя плоть твою мучит, но дух спасает.

    (Св. Тихон Задонский).

    Все самые тяжкие скорби и несчастья переносятся людьми легче, чем тяжкие недуги телесные. Несомненный знаток в деле терзания, мучения людей - сатана - пред лицом Самого Бога засвидетельствовал, что телесные болезни невыносимее всех других несчастий, и что человек, мужественно и безропотно переносящий другие бедствия, может ослабеть в своем терпении и поколебаться в преданности Богу, подвергшись тяжкой болезни.
    Если оттерпелся здесь, не будешь терпеть на том свете вечных мук, а, напротив, будешь наслаждаться таким блаженством, перед которым теперешнее счастье - ничто.
    Кто не имеет отрады здесь, и переносит это терпеливо, тот вполне может надеяться, что там, в будущей жизни, получит отраду великую и несказанную (Преп. Амвросий Оптинский).
    Старец заболевшему своему другу внушал: «Молиться надо чаще: «Господи! Даждь ми зде терпение, а тамо отпущение».

    Господь для того и болезни посылает, чтобы помнить о смерти и от памяти перевесть к тому, чтобы болящий озаботился, наконец, и приготовлением к смерти.
    Бывает, что Бог болезнию укрывает иных от беды, которой не миновать бы им, если бы они были здоровы.
    Кто с благодарностью переносит телесные недуги и терпит из-за болезни разного рода прискорбности, тот не далек от безстрастия, почему с радостью ожидает смерти, как виновницы вступления в жизнь вечную.
    (Блаж. Диадох).

    Не может человек терпеливо переносить скорби, если не будет иметь в уме своем смертный исход свой, безконечные мучения и радость Царства Небесного.
    Многие болезни Господь исцеляет через врачей и другие средства. Но есть болезни, на излечение которых Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье.
    Болезнь для человека является милостью Божией. И если христианин примет как Богом посланное для пользы душевной и благодушно будет терпеть болезненное свое состояние, то он идет прямым путем в рай.

    У одра болезни - молотьба: чем больше ударов, тем больше зерен выбьется и тем богаче умолот. Потом надо зерно под жернова, затем муку в смешение теста и вскисание его, потом - в виде хлеба - в печь и, наконец, - на трапезу Божию.
    (Св. Феофан Затворник).

    Но здоровье и болезнь в руках Божиих, промышления - суть средства ко спасению, когда тем и другим пользуются в духе веры. Но они же в пагубу ведут, когда относятся к ним своенравно.
    Всеблагий Господь попускает человеку в этой жизни разные оскорбления и стеснения, болезни и прочее, все это ради того, дабы душу очистить от грехов и вселить в жизнь вечную.
    Когда болезнь тяготит нас, не надобно скорбеть нам о том, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотений; а и пост, и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться.

    Воистину телесными болезнями душа приближается к Богу.
    (Св. Григорий Богослов).

    Некоторый старец часто подвергался болезни. Случилось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: «Оставил меня Господь мой и не посетил меня».
    (Древний патерик).

    На опасно больных нападает сильнее диавол, зная, что имеет мало времени.
    В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души.

    Благодарите Бога, что вы на добром пути: болезнь ваша - великий дар Божий; денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите - и спасена будет душа Ваша.
    (Старец Арсений Афонский).

    Больной и бедный - не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаяния, покорись всецело Промыслу Божию.
    Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его.

    (Св. Иоанн Кронштадтский).

    Размышляйте о том, что здешнее все мимолетно, а будущее вечно.
    Больному надобно утешать себя чтением Божественного Писания и страданием Спасителя.
    Терпение болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.

    Будучи больной, не понуждай себя через силу в церковь, а лежи под одеялом, да твори Иисусову молитву.
    (Старец Анатолий Оптинский).

    Разве не знаете, что и от больного Бог истязует молитвы духовные?
    (Св. Иулиания).

    Будучи немощной, и правило, как можешь так и исправляй, хоть в десять приемов. Когда голова нездорова, земных поклонов не клади.
    Главною причиною малодушия и ропота на Бога во дни страданий, у многих бывает недостаток веры в Бога и надежды на Его Божественный Промысел. Истинный христианин верует, что все, случающееся с нами в жизни, делается по воле Божией; что без воли Божией и волос с головы нашей не падает на землю. Если Бог посылает ему страдания и скорби, то он видит, в этом или посылаемое ему от Бога наказание за грехи его, или испытание веры и любви к Нему; и потому он не только не малодушествует и не ропщет за то на Бога, но, смирясь под крепкую руку Божию, еще благодарит Бога за то, что не забывает его; что по милосердию Своему Бог хочет временными скорбями заменить для него вечные; поражаемый скорбию, он говорит с праведным Давидом: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси, да научуся оправданием Твоим».

    Лечение гипнозом чуждо должно быть веры христианской: ни в Св. Писании, ни в отеческих учениях сего не видим. Употребление гипноза есть отрасль волхования.

    Кто лечится с надеждою на помощь Божию, а не на лекарство и лекаря, тот не погрешает.
    Врачей и лекарства Господь создал. Нельзя отвергать лечение.

    (Св. Феофан Затворник).

    Во время болезни всякий должен думать и говорить: «Кто знает? Может быть, в моем недуге отворяются мне врата к вечности?»

    В болезнях должно заботиться об излечении их.
    В болезнях, прежде врачей и лекарств, пользуйся молитвою и таинствами: исповедью, причащением, и соборованием.
    Если ты болен, то пригласи опытного врача и воспользуйся предписанными им средствами. С этой целью возникают из земли столь многие благодетельные растения. Если ты по гордости отвергнешь их, то ускоришь свою смерть и сделаешься самоубийцей.
    Богатство душевное - в терпении.

    В болезни учитесь: смирению, терпению, благодушию и Бога благодарению.
    (Св. Феофан Затворник).

    Терпение означает то, дабы все, что ни случится, сносить великодушно: в болезнях не отчаиваться, излишне в несчастьях не унывать, в бедности не печалиться и на обиды не роптать.
    В счастии человек должен почитать себя должником Божиим, а в несчастии - Бога имеет своим должником.

    А если будет смущать помысл (почему дозволяешь себе льготу), то отвечайте ему: «Мне ли грешнице поститься? По грехам моим я недостойна сего. Смирение выше поста. И чаек кушайте и утром, и вечером, за все это вознаграждайте смирением и самоукорением».
    (Старец Арсений Афонский).

    А когда утомитесь не спавши, то уже о правиле не беапокойтесь, в таком случае оно откладывается. Телу необходим отдых и подкрепление.

    Чем более в этой жизни мы страдаем от болезней, от преследований, силы врагов или бедности, тем больше наследуем награды в жизни будущей.
    (Блаж. Иероним).

    Кроме молитвы, должно вам иметь духовного собеседника, развлекающего Вас от скорби и уныния.
    О том, что не можешь быть в храме по болезни, не скорби много, вспоминая житие Пимена, Многоболезненного: как он не выходил из келий и даже не желал выздоровления.

    Господь послал тебе болезнь не зря, и не столько в наказание за прежние грехи, сколько из любви к тебе, чтобы оторвать тебя от греховной жизни и поставить на путь спасения. Благодари аа это Бога, заботящегося о тебе.
    (Игум. Никон).

    Однако же в те часы, в кои идет в церкви служба, лучше не лежать, а усесться на постели, прислонясь, если немощь одолевает, к стене, и так молиться умно и сердечно, с полным желанием и бодренностию духа.
    (Св. Феофан Затворник).

    Кушать по болезни не грешно и рано, когда хочется, ибо вы слабого здоровья, но скрывать это нет нужды, ибо это дело обычное, - иные даже нарочно при людях кушали, дабы не имели о них высокого понятия.
    Под предлогом болезни и усталости не оставляй своего молитвенного домашнего правила, даже на один день, пока есть в тебе дыхание.

    Облегчение поста для немощных дозволительно по правилу церковному (Апост., 69 правило);
    (Митр. Филарет Московский).

    Человек, проникнутый надеждою на Бога, смотрит на дело с высшей точки зрения и говорит себе: «Теперь я могу дать людям добрый пример терпения и быть им полезным. Я готов все перенести, лишь бы заслужить небо. Бог все устрояет к моему благу. Он говорит с пророком: «Благ Господь терпящим Его в день скорбения и знаяй боящыяся Его».
    (Наум 1,7).

    Очень жалею, что вы так расслаблены. Терпите... Это первая добродетель, которую Вам теперь следует исполнять. Вторая - благодарение Бога, все во благо нам устрояющего. Третья - благодушествуйте, видя сию к Вам милость Отца Небесного. Для страдалиц это хорошо. Если перенесут благодушно, без ропота и осуждения, и серчания, то мученического чина причастны будут.

    «Что больна, - пишет о. Анатолий Оптинскнй, - не беда: грешным людям это - очищение; как огонь очищает железо от ржавчины, так и болезнь врачует душу».

    Бывает, что некоторые больные употребляют в пост скоромную пищу как лекарство, и после приносят в этом покаяние, что по болезни нарушили правила Св, Церкви о посте. Но всякому нужно смотреть и действовать по своей совести и сознанию... Лучше из постной пищи выбирайте для себя питательную и удобоваримую Вашим желудком.

    Говоришь ты, что немощна бываешь и нездорова? В таком случае давай себе ослабу и отдых, а когда чувствуешь себя здоровою, тогда и поститься можешь и постоять на молитве.
    (Архим. Варсонофий, Александро-Свирского монастыря).

    Если в болезни иногда по немощи и помалодушествуете, то не отчаивайтесь, а прибегайте к покаянию, ибо попускает Господь к смирению.

    Бывает иногда при болезни искушение. Преп. Симеон Новый Богослов говорит: «Душа не может освободиться от искушения иначе как призывая Иисуса Христа и прибегая к духовному отцу».

    Не скорбите, если по болезни иногда не можете выполнить молитвенного правила, и благодарите Бога за болезнь, ибо она то же, что молитва, если без ропота, и с благодарением терпим.
    (Старец Арсений Афонский).

    Больной должен в посты поститься в среду и пятницу, а в остальные дни ему разрешается кушать скоромное, кроме мясного.

    В болезнях должно вопрошать Отцев прежде врачей.
    (Св. Варсануфий Великий).

    Врачу показывать болезни телесные не есть грех, но смирение.
    (Св. Варсануфий Великий).

    Если находишься в долговременной болезни и имеешь какое-либо утешение от служащих тебе, то посмотри на тех, которые внутри терпят скорбь и печаль, снаружи ранами покрыты, и не имеют, кто бы им послужил, накормил, напоил, поднял, омыл раны, - и они терпят.
    (Св. Тихон Задонский).

    Берегись, чтобы ненавистник добра не увлек тебя в неблагодарность или ропот, тогда все ты потеряешь.
    (Св. Иоанн Кронштадтский).

    Особенно будь кроток и терпелив в болезни и в разных неблагоприятных обстоятельствах: ибо тогда мы особенно порываемся к раздражительности, изнежены довольством, здоровьем, счастьем и покоем.
    Терпи с благодарностью воле Божией всякую болезнь и немощь, всякий труд, всякую обиду и неприятность, говоря: «Да будет воля Твоя» , - и зная, что благость Божия ведет все к лучшему для тебя, и что всякую неприятность Господь удобно может претворить в счастье и радость.
    Если же человек будет роптать на болезни и скорби, будет искать виновника этим скорбям среди людей (сколдовали, сделали), бесов, обстоятельств, станет всеми средствами пытаться избежать их, то враг поможет ему в этом, покажет ему мнимых виновников (начальство, порядки, соседи и прочее, и прочее), возбудит в нем вражду и ненависть к ним, желание мстить, оскорблять и пр., а через это приведет душу такого человека в мрак, отчаяние, безнадежие, желание уйти в другое место, скрыться хоть под землю, лишь бы не видеть, не слышать мнимых врагов, а на самом деле слушая и услаждая действительного смертельного врага своего - диавола, внушающего ему все это и желающего погубить его.
    Господь из любви к нам посылает по силе каждого болезни и скорби, но дает и терпение их, чтобы сделать и нас участниками своих страданий; кто здесь не страдал Христа ради, тот будет угрызаться совестью в будущем веке, - ведь можно было показать свою любовь ко Христу терпением болезни и скорбей, и не сделал этого, стараясь уклониться и избежать всяких скорбей... Не в гневе, не для наказания посылает нам Господь болезни и скорби, а из любви к нам, хотя и не все люди, и не всегда понимают это.
    Болезни - напоминают о смерти, и надо готовиться к ней.
    Следует упомянуть так же о том, что Св. отцы предлагают освящать принимаемое лекарство: так, преп. Варсонофий Великий рекомендовал одному ученику принимать лекарство - розовое масло со св. водой. Тот же старец при болезнях не советует усиленно просить об исцелении, ибо мы не знаем, что нам полезно.

    В болезни, прошу, пользуйся лекарствами, ибо многие нуждаются в твоем здоровье.
    (Св. Феодор Студит).

    В болезни, по совету врача, мы можем разрешить себе на время употребление и постом скоромной пищи, но в этом случае мы должны помнить, что делаем это из необходимости, а не для удовольствия и наслаждения.
    Терпение болезни с благодарением выше других исправлений пред Богом; болезнями грехи очищаются, и от страстей избавляемся.

    Если поблажать себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то худо.
    (Св. Феофан Затворник).

    Страдания, если они озлобляют болящего, не преображая его, не давая благотворной реакции (исправления и благодарения), - только сугубое зло.
    Если не можешь ходить в церковь по болезни, то не ходи, только не ропщи.
    Утешающих тебя в болезни и служащих тебе в ней благодари и моли за них Бога, хотя и лежа. Терпение в болезни Господь принимает вместо поста и молитвы.
    Выздоравливающий после болезни, в особенности серьезной и опасной, должен чувствовать и говорить: «Свыше дарована мне отсрочка, да покаюсь и жизнь свою исправлю по заповедям Христовым».
    Благо тому, кто имеет болезни и скорби. Ими очищаются грехи. Но если, очищаемые Богом болезнями и скорбями, мы продолжаем грешить, то надо опасаться, чтобы не истощилось на нас милосердие Господа, жаждущего нашего покаяния.

    Самая лучшая благодарность Богу за выздоровление от болезни состоит в том, чтобы служить Ему остальное время жизни в исполнении заповедей Его.

    В болезни не желай себе смерти - это грешно.

    Больные пусть помнят, что им служат ради Бога, и пусть не опечаливают служащих им братий излишними своими требованиями. Впрочем, и таких надо терпеливо сносить, потому что через это стяживается богатейшая награда.

    Ежели услышишь кого боляща, не ленись посетить его и послужить ему усердно, если нет для тебя душевного вреда.

    Не забывай писать утешительные письма тем, кто страдает за веру Христову и страждет в болезни или находится в темнице и скорби.

    Перенесение от больной неприятностей, много душе принесет пользы.
    Помогайте ближним Вашим болящим, но не думайте, что добро делаете, а из любви и сострадания.
    Что вы удостаиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

    Не удерживайте у себя того, что имеете к утешению изнемогших, нуждающихся, скорбящих.
    Делайте для больного, старого и пр., но не желайте воздаяния за свою деятельность.
    Будь готов посетить всякого человека, когда он находится в страданиях, трудах и скорбях.
    Ухаживай за больным со всяким терпением и усердием, с сердечным участием, утешая страдальца добрым, ласковым, увещательным словом или краткою молитвою. Лови благоприятные минуты, чтобы прочитать для больного что-либо божественное.
    Кто пренебрегает больным, тот не узрит свет; кто отвращает лице свое от скорбящего, для того омрачится день его.
    Не пренебрегай голосом страждущего.
    Больного надобно утешать Божественным Писанием и страданием Спасителя.
    Когда увидим болящего, то не будем худо объяснять себе причину его болезни, но постараемся утешил его.
    Не должно отказывать в помощи больным из опасности заразиться их болезнью.
    Посещение лежащих на ложах больных и одержимых скорбию плоти избавляет от беса гордыни и блуда.
    Способ посещения и утешения больного: Вот этим письмом я иду посещать и утешать больную.
    В посещении болящих должна быть рассудительность.
    Есть тяжкие больные (после операции, сильно изнуренные болезнью, с переутомленной нервной системой и т.п.), которые тяготятся посещением и страдают, когда к ним обращаются с вопросами, расспросами, вообще разговорами. Поэтому, прежде чем посетить больного, нужно предварительно узнать от близких к нему - будет ли приятно их посещение болящему.

    Посещай болящих, да посетит Бог тебя.

    Равную награду получает больной и кто служит ему.
    (Св. Пимен Многоболезненный).

    Старайся утешать болящую не столько услугами, сколько веселым лицом.
    Хотя и доброе дело - иметь заботу о больных и посещать их, но надобно иметь рассуждение; где повреждается душевное устроение ваше, то и без вас дело обойдется.
    Что вы удостоиваетесь послужить болящей, то за сие благодарите Бога; но да не вознесется сердце ваше о сем; быть у больной - весьма доброе дело, и заповедь Божия, и долг любви сего требует, но только не выше сил и не с потерею своего здоровья.

    Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями.
    (Св. Димитрий Ростовский).

    Из всего, что случается в земной жизни, только один грех должен печалить христианина.
    Кто, согрешая, не наказывается здесь, тот самый несчастный человек.

    (Св. Иоанн Златоуст).

    Болезни бывают у нас от греха, они ослабляют страсти, и человек приходит в себя, и кто переносит болезни с терпением и благодарением, тому вменяются они вместо подвига и даже более... Вместе с тем, нужно веровать и надеяться, что, если Господу Богу угодно будет, чтобы человек испытал на себе болезни, то Он же подаст ему силу терпения.
    (Преп. Серафим Саровский).

    Благодатная исцелительнице.

    Не напрасно наша земная жизнь называется юдолию плачевной : страждут и плачут здесь грешники, страждут и плачут и праведники. Для людей неверующих - в этом загадка неразгаданная, тайна непостижимая; а для нас, просвещенных верою Христовою, тут нет никакой тайны, никакой загадки. Когда Апостолы увидели слепорожденнаго и спросили Господа: кто согрешил: сей ли, или родители его, яко слеп родился? - Господь сердцеведец отвечал им: ни сей согрешил ни родители его, но да явятся дела Божии на нем (Иоанн 9, 2.3). И Он тут же совершил на нем Свое Божественное дело - исцелил его. Итак, не всегда скорбь и болезнь посылается человеку за грехи его: бывает скорбь и болезнь во славу Божию: да явятся дела Божии на скорбящем праведнике. И Господь Бог, дивный во святых Своих, являет дивныя дела Свои чрез святых Своих, наипаче же чрез Святейшую святых - Пресвятую Матерь Свою. Вот одно поучительное сказание об исцелении болящего праведника.

    Был один благочестивый клирик, по имени Викентий. Он имел добрый обычай каждый раз, когда входил в церковь или выходил из нея, преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою. Блаженно чрево Твое, носившее Христа, и сосцы, яже сосал Господь Бог, наш Спаситель!» - Однажды этот благоговейный клирик тяжко заболел: у него загнил язык и от сильной боли он сделался без памяти. Но лишь только пришел в себя, он произнес в уме свою обычную молитву, и в ту же минуту увидел в изголовье своей постели прекрасного юношу: это был его Ангел Хранитель. С состраданием взирал Ангел Божий на болящаго и молитвенно воззвал: «о Госпоже Премилосердая! Ты ведаешь благочестивый подвиг сего страдальца; ведаешь его усердие к Тебе: каждый день он приносит Тебе Архангельское приветствие... Вот его язык, привыкший ублажать плод чрева Твоего, весь покрыт язвами; в безпамятсгве от боли он произносит только безумные глаголы... О Премилосердая Госпоже! обрати Матерний взор на сего страдальца и пощади его!» - Так молился Ангел Божий за болящаго, и едва произнес он свою молитву, как предстала во свете небесном Матерь Господа и, исцелив болящаго каплею млека своего, стала невидима... И больной встал с своего убогаго ложа, пошел в церковь и стал петь на клиросе вместе с другими клириками. Все знали о его тяжкой болезни, все были изумлены его внезапным исцелением, и когда он разсказал свое видение, все прославили Матерь Милосердия, исцелившую своего песнопевца. Чудо это изображено на иконе Богоматери, именуемой исцелительница икона эта, прославленная лет полтораста назад чудесами, находится в Московском Алексеевском женском монастыре. И поныне болящие притекают к ней с верою и получают, по вере своей, исцеления; особенно же часто берут ее благоговейные жители столицы в домы свои к одру болящих, и премилосердая Целительница недугов человеческих ниспосылает болящим облегчение и скорбящим благодатное утешение...

    Много ли среди нас, братие мои, таких счастливцев, которые могли бы сказать о себе, что они совершенно здравы и телом и душой? Много ли таких, которые не жаловались бы на болезни телесные, а душою - кто не болен из нас? Все - все мы больны; если не телом, то душою, сердцем, умом, волею больны! Разница только в том, что болезнь телесная не всегда бывает по нашей вине; иногда Господь попускает такую болезнь для того, чтобы явилась слава Божия на страждущем праведнике; а в болезнях духовных, то есть, во грехах наших, никто, кроме нас, не повинен... Весь мир есть великий лазарет, и каждый грешник есть тяжко болящий страдалец. Что до того, что иной несчастный вовсе не видит грехов своих, вовсе не думает о них? Эго только показьшает, что болезнь души его велика и опасна, что он находится, так сказать, в духовном безпамятстве. Только благодатная сила Божия может исцелить душу, грехом зараженную; но для сего нужно, чтобы грешник пришел в себя и опомнился, чтобы увидел свое безпомощное положение и возопил к Богу о помиловании, как возопил клирик Викентий к Богоматери. А опомниться - значит увидеть свои грехи, и когда узрит человек грехи свои яко песок морской - се начало здравия души, как говорят святые отцы. Но как мы можем узреть грехи свои, если никогда не заглядываем в светлое зарцало заповедей Божиих, если не молимся никогда молитвою Ефрема Сирина: даруй ми. Господи Царю, зрети моя пpегрешения? Как познаем свою немощь духовную, если даже и не пытаемся бороться с своими греховными привычками, если не хотим понудить себя даже к малой некоей добродетели? Клирик Викентий каждый день по несколько раз преклонял колена пред образом Владычицы Богородицы, каждый день ублажал Присноблаженную Матерь Божию, и сия его добродетель привлекла к нему милосердие Царицы Небесной в многоскорбный час его телесных страданий. А мы - чем привлечем к себе милосердие Божие, чем заслужим сострадание Ангела Хранителя, - на что укажет он, наш неусыпный предстатель - Матери всех скорбящих, Целительнице всех болящих, премилосердой Ходатаице всех кающихся грешников? Есть ли у нас хоть одно какое-нибудь дело доброе, хоть одна какая добродетель, Богу любезная, на которую призрели бы милостиво Царица Небесная и ея Божественный Сын, Господь наш Иисус Христос? Конечно, Ему-то не нужны наши добрыя дела, но нам - нужны, необходимы, как живительный пластырь на раны души. Не напрасно же заповеди Божии называются у святых отцев животворящими : начни только исполнять их как должно, не мудрствуя, не величаясь, из одной любви ко Господу, и ты сам увидишь, сердцем почувствуешь, что душа твоя смиряется, сердце очищается от страстей и возгревается любовию к Богу и ближнему, все существо твое обновляется благодатию Духа Божия животворящаго. Таков закон благодатной жизни. Итак, болишь ли ты телом, болишь ли душою, если хочешь исцелиться от недугов твоих, то сам иди навстречу зовущей тебя благодати Божией: не только проси в молитве, но и ищи, и толки в двери милосердия Божия делами добрыми, наипаче же делами милосердия к ближнему, и верь, что сии двери отверзутся тебе, и ты получишь желаемое исцеление... Святая Церковь предлагает тебе свои врачевства благодатныя, а ты постарайся воспользоваться ими как должно; она разрешит тебя в таинстве покаяния властию, от Христа ей данною, от грехов твоих, - а ты разреши врага твоего всепрощением и примирением с ним и омой душу свою слезами покаянными; она напитает тебя в таинстве Причащения пищею безсмертною - Телом и Кровию Христовою, а ты предочисти себя к сей трапезе небесной - постом и молитвою, сам во имя Христово напитай алчущаго, напой жаждущаго, одень нагого, утешь больного, посети в темнице заключенного; Святая Церковь предложит во исцеление телесных недугов твоих таинство елеосвящения, а ты сам найди случай уврачевать скорбящую душу сироты безпомощнаго, замени ему отца и мать, сделай для него - что можешь: ведь и лежа на одре болезни можно, - право же можно - делать дела милосердия к ближнему, если тебя Господь благословил земными благами! Только делай это смиренно, во имя заповеди Божией, делай, если можно - тайно; ты сам ищешь у Бога милости, - окажи же милость ближнему и Бог не откажет тебе в Своей милости. Вот что значит - идти навстречу всеисцеляющей благодати Божией. Итак, понуждай себя, брате мой, делать добро, какое можешь. Господь увидит труд твой, призрит на смиренное понуждение, коим ты понуждаешь себя к доброделанию во имя Его, призрит на нищету твою духовную и - болит ли твое тело, или страждет душа - Он исцелит тебя Своею благодатию. Помни, что если так будешь поступать, то и Ангел Хранитель твой, и все святые Божий, наипаче же премилосердая наша заступница, Пресвятая Богородица - не оставят тебя своими молитвами и предстательством у Господа Бога. Аминь.

    Материал взят из книги: «Крупицы духовной мудрости «Об искушениях, скорбях, болезнях и утешение в них.»