Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

    Высокий уровень личностной и ситуативной тревожности. Исследование тревожности (Ч.Д.Спилбергер, адаптация Ю.Л.Ханин)

    С 1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании «тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и «активная», «ситуативная» (СТ) и «личностная» (ЛТ).

    По Ю. Л. Ханину, состояния тревоги или ситуативная тревожность, обозначаемые одинаково: «СТ», возникают «как реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив, личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров. Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти ситуации повышением СТ. величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т. е. Насколько часто ему приходилось испытывать СТ».

    Понятие ситуативной (актуальной), т. е. реактивной тревожности и понятие личностной, т. е. активной тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий психологический смысл. Диагностика реактивной и активной тревожности позволяет достаточно определенно судить о проявлении двух основных особенностей поведения личности в плане ее отношения к деятельности, а именно:

    1. По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности, открывается возможность оценки параметра реактивности личности в смысле ее включенности, погруженности в деятельность, в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. В частности, в реактивности видится проявление индивидных свойств и отчасти свойств индивидуальности человека, а именно проявление психодинамики и темперамента в структуре свойств его личности. Высокая реактивность, по Я. Стреляу, отвечает темпераменту меланхолика, менее высокая - флегматика, а низкая реактивность - холерика и вслед за ним - сангвиника.

    2. Рассуждая подобным же образом, по значению (в баллах), полученному для активной, личностной тревожности, можно предварительно оценить активность личности в плане ее характерологических свойств. Высокая активность соответствует сангвинии и меланхолии, а низкая - флегматии и холерии, - личностным состояниям и свойствам, адекватным мыслительному и практико-мыслительному типам характера.

    Поскольку к интровертному типу, как правило, относятся меланхолики и флегматики, можно предположить, что интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности. Проведем эмпирическое исследование для доказательства этого предположения.Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта

    Эмпирическое исследование проводилось нами в два этапа. На первом этапе из группы студентов нами были отобраны 10 типичных интровертов, для чего нами был использован следующий тест:

    Вы - интроверт? Энциклопедия тестов. М., 1997.

    1. Даже незначительное событие может повлиять на важное для вас решение?

    2. Вы часто “уходите в себя”, предаетесь воспоминаниям? Вы можете очень долго находиться под впечатлением от хорошего спектакля, фильма?

    3. У вас немного друзей, вы с трудом сходитесь с людьми, незнакомыми компаниями? У вас один-два близких друга?

    4. Вы лучше запоминаете какую-то ситуацию в целом, чем подробности?

    5. Вам не нравится шум магнитофонов, транзисторов, громкий смех, разговоры в компаниях?

    6. Вы предпочитаете иметь немного вещей, но только те из них, которые, как считаете, вам подходят?

    7. Вы любите фотографироваться, вам нравятся сувениры, золотые или какие-то другие украшения?

    8. Вы любите готовить?

    9. Вы чувствуете себя уютно в большой компании, где можно остаться незамеченным (уединиться), в отличие от компании маленькой, где все на виду?

    10. Вы трудно приспосабливаетесь к новой обстановке, ситуации, коллективу?

    11. Вы упорно отстаиваете свои принципы?

    12. Вы слишком мнительны в отношении своего здоровья? Вы все время думаете, что оно у вас не вполне хорошее, и это вас угнетает?

    13. Вы способны долго заниматься волнующей вас проблемой прежде чем принять какое-то решение?

    14. Иногда вам говорят, что вы видите мир не таким, какой он есть. Но вы не верите, что это так?

    Нами были отобраны испытуемые, которые на 60 и более процентов вопросов ответили утвердительно.

    На втором этапе исследования мы использовали шкалуреактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга - Ю. Л. Ханина. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности. СПб., 2002.

    Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения той и другой формы тревожности: подшкала оценки СТ с главным вопросом о самочувствии в данный момент и подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычном. Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: (СТ) и (ЛТ). Результаты оцениваются обычно в градациях:

    До 30 баллов - низкая;

    31 - 45 баллов - средняя;

    Такого рода градации позволяют на универсальной шкале 20 - 80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности.

    Текст методики ШРЛТ

    Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно.

    1. Вы спокойны 1 2 3 4

    2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4

    3. Вы находитесь в напряжении 1 2 3 4

    4. Вы испытываете сожаление 1 2 3 4

    5. Вы чувствуете себя свободно 1 2 3 4

    6. Вы расстроены 1 2 3 4

    7. Вас волнуют возможные неудачи 1 2 3 4

    8. Вы чувствуете себя отдохнувшим человеком 1 2 3 4

    9. Вы встревожены 1 2 3 4

    10. Вы испытываете чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4

    11. Вы уверены в себе 1 2 3 4

    12. Вы нервничаете 1 2 3 4

    13. Вы не находите себе места 1 2 3 4

    14. Вы взвинчены 1 2 3 4

    15. Вы не чувствуете скованности и напряжения 1 2 3 4

    16. Вы довольны 1 2 3 4

    17. Вы озабочены 1 2 3 4

    18. Вы слишком возбуждены и вам не по себе 1 2 3 4

    19. Вам радостно 1 2 3 4

    20. Вам приятно 1 2 3 4

    Ситуативная тревожность (СТ 1) определяется по ключу:

    (СТ 1) = (3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18) - (1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20) + 50 = _

    Инструкция ко второй группе суждений о самочувствии. Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для вас цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно . Цифры справа означают: «1» - почти никогда; «2» - иногда; «3» - часто; «4» -почти всегда.

    1. Вы испытываете удовольствие 1 2 3 4

    2. Вы быстро устаете 1 2 3 4

    3. Вы легко можете заплакать 1 2 3 4

    4. Вы хотели бы быть таким же счастливым

    человеком, как и другие 1 2 3 4

    5. Бывает, что вы проигрываете из-за того, что

    недостаточно быстро принимаете решения 1 2 3 4

    6. Вы чувствуете себя бодрым человеком 1 2 3 4

    7. Вы спокойны, хладнокровны и собраны 1 2 3 4

    8. Ожидание трудностей очень тревожит вас 1 2 3 4

    9. Вы слишком переживаете из-за пустяков 1 2 3 4

    10. Вы бываете вполне счастливы 1 2 3 4

    11. Вы принимаете все слишком близко к сердцу 1 2 3 4

    12. Вам не хватает уверенности в себе 1 2 3 4

    13. Вы чувствуете себя в безопасности 1 2 3 4

    14. Вы стараетесь избегать критических

    ситуаций и трудностей 1 2 3 4

    15. У вас бывает хандра, тоска 1 2 3 4

    16. Вы бываете довольны 1 2 3 4

    17. всякие пустяки отвлекают вас 1 2 3 4

    18. Вы так сильно переживаете свои разочарования,

    что потом долго не можете о них забыть 1 2 3 4

    19. Вы уравновешенный человек 1 2 3 4

    20. Вас охватывает сильное беспокойство,

    когда вы думаете о своих делах и заботах 1 2 3 4

    Личностная тревожность (ЛТ 1) определяется по ключу:

    (ЛТ 1) = (2, 3, 4, 5, 8, 11, 12, 14, 15, 17, 18, 20) - (1, 6, 7, 10, 13, 16, 19) + 35 = _

    Результаты оцениваются обычно в градациях:

    До 30 баллов - низкая;

    31 - 45 баллов - средняя;

    46 баллов и более - высокая тревожность.

    Проведя исследование, мы получили следующие результаты:

    Поскольку показатели личностной тревожности испытуемых колеблются в среднем диапазоне величин: от 31 до 45, а показатели ситуативной весьма высоки - от 48 до 74 баллов, следовательно, эмпирическое исследование доказало выдвинутую во введении гипотезу о том, что интроверта характеризует высокая ситуативная тревожность при средней личностной тревожности.

    Введение ……………………………………………………. 3

    Глава 1. Теоретические аспекты темы ……………………. 4

    1.1. Характеристика интровертного типа ………………. –

    1.2. Понятие тревожности………………………………... 6

    1.3. Различение ситуативной и личностной тревож- ности ……………….……………………………….. 12

    Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи активной и реактивной тревожности интроверта …...……..……… 14

    Заключение ………………………………………………... 20

    Список литературы ……………………………………….. 21

    Введение

    В данной работе предпринята попытка установить соотношение между ситуативной и личностной тревожностью интроверта.

    Для этого в эмпирической части работы нами использовалась шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина. Данная методика позволяет сделать первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности: является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Эта методика является развернутой субъективной характеристикой личности, что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане.

    Цель работы состоит в исследовании взаимосвязи между ситуативной и личностной тревожностью, для чего следует решить следующие задачи :

    1. Проанализировать литературу по теме исследования.

    2. Провести эмпирическое исследование на основе методики Ч. Д. Спилберга – Ю. Л. Ханина.

    3. Обобщить сделанные выводы.

    Гипотеза исследования такова: интроверта характеризует высокая реактивность при средней личностной тревожности.
    Глава 1. Теоретические аспекты темы

    1.1. Характеристика интровертного типа

    Отличительной чертой интраверсии, в отличие от экстраверсии, которая прежде всего связывается с объектом и данными, является ориентация на внутренние личностные факторы.

    Интроверты прежде всего интересуются собственными мыслями, своим внутренним миром. Для них больше характерны фантазии, чем для экстравертов. Интровертированная установка предполагает субъективный подход к миру. Каждый объект в восприятии интроверта выступает как субъект. Поэтому для интроверта характерен внутренний диалог. Письменная речь удается легче устной. Многие интроверты ведут дневники, куда заносят собственные мысли и чувства. Для интровертов выражение “лентяй” не является оскорблением, а излюбленной похвалой. Опасность для них заключается в том, что если слишком глубоко погрузиться в свое внутреннее Я, то можно утратить контакты с внешним окружением.

    Характерна некоторая стилизация, используемая Юнгом в описании черт данного типа: «Интроверт не идет вперед, не приближается, он как будто находится в постоянном отступлении перед объектом. Он держится в стороне от внешних событий, не вступает в них, сохраняя отчетливую неприязнь к обществу, как только оказывается среди большого количества людей. В большом собрании он чувствует себя одиноким и потерянным. Чем многолюдней коллектив, тем сильнее возрастает сопротивление… Он человек необщительный… Его собственный мир – это безопасная гавань, заботливо выращенный за крепкой стеной сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз. Самым лучшим остается своя собственная компания»

    Неудивительно, что интровертная установка часто рассматривается как автоэроцентрическая, эгоцентрическая, эгоистическая и даже патологическая.

    Кратко охарактеризовав проявления интроверсии, перейдем к эмпирическому исследованию.

    1.2. Понятие тревожности

    Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями. Разобраться в феномене тревоги, а также в причинах ее возникновения достаточно сложно. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями. Ключевой эмоцией в субъективном переживании тревоги является страх.

    Следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности. Тревога - реакция на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, характеризующееся неопределённым ощущением угрозы (в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определённую опасность). Тревожность - индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и тех, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают.

    Наряду с попытками прийти к согласованному определению для описания состояния тревоги, исследователи пытаются выявить, в чем кроются истинные причины возникновения этого состояния. Среди возможных причин называются и физиологические особенности (особенности нервной системы - повышенная чувствительность или сензитивность), и индивидуальные особенности, и взаимоотношения со сверстниками и с родителями, и проблемы в школе и многое другое. Многие специалисты сходятся во мнении, что среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте - неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью.

    Тревожность может порождаться как реальным неблагополучием личности в наиболее значимых областях деятельности и общения, так и существовать вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

    Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Однако, повышенный уровень тревожности является субъективным проявление неблагополучия личности.

    В целом, тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грядущей опасности, является выражением неудовлетворения значимых потребностей человека, актуальность при ситуативном переживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному телу при постоянной тревожности.

    Следовательно, тревожность – это черта личности, готовность к страху. Это состояние целесообразного подготовленного повышения внимания сенсорного и моторного напряжения в ситуации возможной опасности, обеспечивающее соответствующую реакцию на страх.

    Так как, страх – самая главная составляющая тревожности, она имеет свои особенности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточить внимание на ее источнике, побуждает искать пути ее избежания. В случае, когда он достигает силы аффекта, он способен навязать стереотипы поведения – бегство, оцепенения, защитную агрессию. Если источник опасности не определен или неопознан, в этом случае, возникающее состояние называется тревогой. Тревога – это эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагоприятного развития событий.

    Л. И. Божович, определила тревогу, как осознаваемую, имевшую место в прошлом опыте, интенсивную болезнь или предвиденье болезни.

    В отличие от Л. И. Божович, Н. Д. Левитов, дает следующее определение: «Тревога – это психическое состояние, которое вызывается возможными или вероятными неприятностями, неожиданностью, изменениями в привычной обстановке, деятельности, задержкой приятного, желательного, и выражается в специфических переживаниях (опасения, волнения, нарушения покоя и др.) и реакциях».

    Психодинамический подход рассматривает тревожность следующим образом. Согласно З. Фрейду: «страх – это состояние аффекта, т.е. объединение определенных ощущений ряда «удовольствие – неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и их восприятия, а также, вероятно и отражение определенного значимого события». Страх возникает из либидо, согласно З. Фрейду, и служит самосохранению, является сигналом новой, обычно внешней опасности.

    З. Фрейд выделил 3 типа тревоги: реалистическую, невротическую и моральную. Он полагал. Что тревога играет роль сигнала, предупреждающего «Эго» о надвигающейся опасности, исходящей от интенсивных импульсов. В ответ «Эго» использует ряд защитных механизмов, включая: вытеснение, проекцию, замещение, рационализацию и др. Защитные механизмы действуют несознательно и искажают восприятие реальности индивидом.

    Представительница того – же направления, К. Хорни, утверждает, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и взрослым. В социальной теории личности К. Хорни выделяет две потребности, которые характерны для детства: потребность в удовольствии (в этом она согласна с З. Фрейдом) и потребность в безопасности, которую она считает главной потребностью, мотив которой быть мобильным, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. И в этом ребенок полностью зависит от своих родителей. Возможны 2 пути развития такой личности: если родители обеспечивают эту потребность, результат которой здоровая личность и второй путь, если защиты нет, то формирование личности идет патологическим путем. Однако основным результатом подобного дурного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. Ребенок, с одной стороны, зависит от родителей, а с другой, испытывает по отношению к ним чувство обиды, негодования, что естественно приводит к защитным механизмам. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасность в родительской семье, направляется чувствами безопасности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой подавление враждебных чувств по отношению к родителю, чтобы выжить, все это ведет к базальной тревоге.

    Рада приветствовать всех на моем блоге! Давайте на чистоту…. Как часто вас посещает тревога? Бывает ли, что вас накрывает всепоглощающее чувство беспомощности и растерянности? Вы боитесь, не можете принять решение, а ситуация в которую вы попали, кажется просто безвыходной. В психологии, существует понятие — ситуативная тревожность — это повышенная, болезненная тревожность, которая возникает вместе с возникшей проблемой. Стоит ли бороться с таким явлением? Безусловно, и сегодня я расскажу о том, как она проявляется и способы исцеления.

    Тревожность: Разновидности. Самоанализ

    Существует такое определение как «полезная» тревожность. Это тот уровень, который должен быть в каждом человеке, ведь мы не роботы, нам присущи страх, волнение, переживание. Однако когда уровень зашкаливает, тревожность становится угрозой эмоционально-психического состояния и просто мешает человеку нормально существовать. Ведь столкновение с любой, даже незначительной проблемой, вызывает у человека своего рода паническую атаку.

    Для того чтобы понять, является ваша тревожность нормой или отклонением, я предлагаю прочесть мою статью о . Для чего это нужно? Адекватная оценка тревожности поможет принять проблему и сформировать ее решение, и начать следить за своим состоянием. Пройти диагностику своей тревожности, психологи предлагают по шкале тревоги Спилберга . Это информативный способ самооценки позволяющий выявить проблему, если такая есть.

    Некоторые мои клиенты путают ситуативную и личностную тревожность. Для начала нужно определиться с какой проблемой столкнулись именно вы. Личностная тревожность – это не отпускающее чувство тревоги, без видимых оснований. Такая форма тревожности чаще всего сопряжена с неудовлетворенностью жизнью или собой. Человек боится, что чего-то не успел, не добился, что-то упустил, чему-то не соответствует. «Нашему сознанию присущ коварный заскок, который, если за ним не уследить, способен довести до умопомешательства»- сказал Марк Менсон, автор популярной книги «Тонкое искусство пофигизма: парадоксальный способ жить счастливо» . Я бы рекомендовала ее прочесть. В ней, автор поднимает тему навязанных обществом рамок и тревожность несоответствия с этими самыми рамками.

    Признаки ситуативной тревожности

    Многие, столкнувшиеся с такой формой тревожности и не догадываются о том, что это не есть норма, списывая свое состояние на естественную человеческую реакцию и особенности характера. Определить наличие высокой тревожности помогут следующие характеристики:

    • беспокойство;
    • чувство сдавленной грудной клетки и учащение сердечного ритма;
    • напряжение во всех мышцах;
    • головокружение;
    • нервозность;
    • покраснение или побледнение кожи;
    • жар, на смену которому приходит озноб;
    • чувство беспомощности и безысходности;
    • бессонница;
    • потеря аппетита;
    • неуправляемый гнев.

    Столкнувшись сразу с несколькими сигналами, важно обратиться к специалисту, который проведет диагностику, исключит ряд психических расстройств и поставит точный диагноз. Ведь неконтролируемая тревожность грозит нервной системе и психологической стабильности.

    Обнаружить источник тревоги

    Задавайте себе вопросы, которые помогут прийти к самому корню проблемы, то есть к тому, чего вы боитесь больше всего. Бывает так, что строя цепочку из вопросов, по принципу в психологии — «а что будет дальше?», человек приходит к последнему ответу и вполне может оказаться, что ситуация надумана, нежели несет реальную угрозу.

    Но если последний ответ все же будет пугать, задайте вопрос «Что я могу сделать, чтобы повлиять на это?» Если вас беспокоит ситуация, неподвластная вам, советую прочесть мои статьи о том, и .

    А теперь я хочу дать несколько полезных рекомендаций, получивших положительный опыт в психологической практике в целом.

    Первое и самое главное, попытайтесь . Разложите мысли по полочкам, для этого можно воспользоваться методом с вопросами, о котором говорилось выше, для того чтобы оставить в голове одну единственную проблему вместо тысячи мыслей — тревожного «мусора».

    Привести в порядок следует и окружающее пространство, ведь физическое имеет воздействие на психологическое. Уберите комнату, распрощайтесь с ненужным хламом и вещами, которыми вы не пользовались больше двух трех лет.

    Начните питаться правильно. Как это связано? Теряя аппетит, страдает наш организм, ухудшаются мыслительные процессы, мы теряем энергию. Правильный и здоровый рацион, налаживает работу всех систем, включая нервную систему и психологическое состояние. Исследование показали, что сложные углеводы, жирные кислоты и витамины В группы помогают бороться с тревогой, стимулируют выработку гормона хорошего настроения.

    Полезным инструментом является наше дыхание. Владея им, человек может предотвратить панику, поспособствовать снижению тревожности. Ровное, медленное и глубокое дыхание посылает сигнал в мозг, что никакой угрозы нет и все хорошо, на что тот отвечает расслаблением. Для того чтобы овладеть техниками дыхания и полного расслабления, многие психологи рекомендуют заняться йогой и медитацией.

    Найдите время для тишины, которое посвятите абсолютному уединению, без интернета, мобильного телефона, телевизора. Суета и шум вокруг нас провоцируют стресс и повышение тревожности, даже у тех, у кого обычно умеренный уровень ситуативной тревоги. Поэтому отправьте детей к родным, отключите связь с внешним миром, заварите чай и погрузитесь в тишину и умиротворение наедине с самим собой.

    Удивительно, но одним из эффективных способов побороть тревогу, является отвести специальное время для нее. Не одну эмоцию нельзя подавить в себе, не дав ей выход. Поэтому выделите 10 -20 минут на то, чтобы обдумать проблему, поискать решения, прокрутить все возможные сценарии и исходы, можете посоветоваться с близким человеком. Уделите достаточно времени этому, но постарайтесь не переусердствовать.

    И не забывайте обращаться за помощью к психотерапевту, если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь.

    На этом у меня все. Подписывайтесь на обновление, делитесь материалом в социальных сетях. До свежих обновлений друзья!

    СИТУАТИВНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ

    Цели занятия: 1. Формирование знаний и умений по изучению

    эмоциональных состояний личности.

    2. Исследование ситуативной и личностной тревожности.

    Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние

    и как черта личности

    К состояниям эмоциональной напряженности, активно влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс и его разновидность – фрустрация.

    Тревога, или тревожность, – особое эмоциональное состояние психической напряженности человека, возникающее в результате предчувствия или осознания неопределенной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающейся опасности.

    Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обусловлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызывающей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душевных и эмоциональных переживаний.

    У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности – так называемая, полезная тревожность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угрозе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, по-буждает к целенаправленному поведению, помогает адаптироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положительное значение.

    С другой стороны, ощущение тревоги, у некоторых людей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспомощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дезорганизации целенаправленного поведения, снижению активности, к появлению неврозов. В этом проявляется отрицательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенностей, его конституциональной предрасположенности к переживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситуации свое огромное воздействие на рациональное мышление и поведение субъекта.

    При рассмотрении тревожности различают личностную тревожность как устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожность как временное состояние психики в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким образом, если ситуативная тревожность – это типичное состояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность – это постоянная черта характера, проявляющаяся в склонности индивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъектом поведенческая диспозиция, побуждающая его воспринимать широкий круг объективно безопасных для него явлений в качестве угрожающих и реагировать на них повышением тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

    другое название: Шкала самооценки Спилбергера-Ханина

    Измерение тревожности как свойства личности особенно важно, так как это свойство во многом обуславливает поведение субъекта.

    Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения. Ситуативная или реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени. Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Если психологический тест выражает у испытуемого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетенции и престижа. Большинство из известных методов измерения тревожности позволяет оценить только или личностную, или состояние тревожности, либо более специфические реакции. Единственной методикой, позволяющей дифференцировано измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние является методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером. На русском языке его шкала была адаптирована Ю. Л. Ханиным.

    Шкала реактивной тревожности (РТ)

    Шкала личностной тревожности (ЛТ)

    Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Обработка и интерпретация результатов РТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

    Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20. ЛТ = Σ 1 - Σ 2 + 35, где Σ 1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

    Σ 2 - сумма остальных зачеркнутых цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39. При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 - низкая тревожность; умеренная тревожность; Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективность значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения чувства ответственности и внимания к мотивам деятельности. Но иногда очень низкая тревожность активного вытеснения личностью высокой тревоги ставит целью показать себя в «лучшем свете». Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.

    Личностная и Реактивная (Ситуативная) Тревожность.

    Тест Спилбергера-Ханина позволяет измерить тревожность как свойство личности и как состояние, связанное с текущей ситуацией.

    Личностная тревожность - это склонность воспринимать, практически, все ситуации, как угрожающие, и реагировать на эти ситуации состоянием сильной тревоги. Высокая личностная тревожность может быть причиной невротического конфликта, эмоционального срыва и психосоматического заболеваниями.

    Реактивная тревожность характеризует состояние человека в настоящий момент времени, проявляется напряжением, беспокойством, может вызывать нарушение внимания, снижение работоспособности, повышенную утомляемость и быструю истощаемость.

    Тестирование по методике Спилбергера-Ханина проводится с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй – для измерения уровня личностной тревожности.

    Шкала ситуативной тревожности

    Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.

    Мне ничто не угрожает

    Я нахожусь в напряжении

    Я внутренне скован

    Я чувствую себя свободно

    Я ощущаю душевный покой

    Я уверен в себе

    Я не нахожу себе места

    Я слишком возбужден и мне не по себе

    Шкала личной тревожности

    Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Я бываю раздражительным

    Я легко расстраиваюсь

    Я чувствую прилив сил и желание работать

    Я слишком переживаю из-за пустяков

    Я бываю вполне счастлив

    Мне не хватает уверенности в себе

    Я чувствую себя беззащитным

    У меня бывает хандра

    Я бываю доволен

    Бывает, что я чувствую себя неудачником

    Я уравновешенный человек

    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    Реактивная (ситуативная) тревожность

    где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20);

    где ∑1 - сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 - сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).

    до 30 - низкая тревожность;

    умеренная тревожность;

    46 и более - высокая тревожность.

    Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания; высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

    С уважением, клинический психолог, гипнотерапевт Лидия Шумина

    Skype: Lidia Shumina

    Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

    Комментарии

    Почему вы так циклитесь на простых вопросах, я тоже не знаю.

    Мне кажется, отдельные вопросы в тесте именно в связи с особенностью русского языка необходимо изменить, чтобы были внятные для понимания варианты:

    Мне никогда ничто не угрожает

    Мне всегда что-то угрожает.

    Это не опечатка, это принятое наименование, возможно связанное с "трудностями перевода".:)

    Обычно реактивную(ситуативную) тревожность трактуют, как тревогу, а личностную тревожность, как тревожность, уже без определений.

    Вашу просьбу, при всем уважении, удовлетворять не буду. Исправлять термин в достаточно известной методике нет причин, да и большого смысла тоже.

    Лидия Викторовна, зря не будете. Ханин Ю.Л. изначально, когда адаптировал тест Ч. Д. Спилбергера называл реактивная тревога и личностная тревожность. Питерская школа психиатрии грамотно использует терминологию данной методики, в особенности Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. У меня есть опыт общения с представителями данной школы. Первоисточник в печатном варианте звучит так -Ханин Ю. Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной тревоге и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера. ЛНИИФК, 1976, 18 с.

    Еще я попрошу прекратить флуд в комментариях к моей заметке.

    У меня вопрос: как понять, если варианты ответа:

    Мне никогда ничто не угрожает

    Мне почти всегда ничто не угрожает

    Я никогда не нахожу себе места

    Я почти всегда не нахожу себе места

    Означают одно и то же.. Как отвечать.

    Обычно реактивную(ситуативную) тревожность трактуют, как тревогу, а личностную тревожность, как тревожность, уже без определений.

    Вашу просьбу, при всем уважении, удовлетворять не буду. Исправлять термин в достаточно известной методике нет причин, да и большого смысла тоже.

    Цель: выявить уровень личностной и реактивной тревожности испытуемого

    Тревожность– индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека часто переживать сильную тревогу по относительно малым поводам.

    Личностная тревожность характеризует тревожность как личностную черту. Это устойчивая склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Реактивная тревожность представляет собой тревожность как состояние на данный момент. Характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

    Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1-20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21-40) тревожность.

    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    При интерпретации результат можно оценивать так:

    умеренная тревожность;

    46 и более - высокая тревожность.

    «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

    1 – нет, это не так

    4 – совершенно верно

    Личностная тревожность – 48 (высокая)

    Реактивная тревожность – 38 (умеренная)

    Реактивная тревожность: 38 (умеренная). Этот результат говорит о том, что на данный момент я не очень-то тревожусь обо всем происходящем. Вероятно, влияние на результат оказал тот факт, что в день прохождения тестирования, я получила последний зачет и это меня несколько успокоило. Так же я сделала вывод о своем типе темперамента: флегматик.

    Личностная тревожность: 48 (высокая). Этот результат говорит о том, что я постоянно о чем-то переживаю, волнуюсь, беспокоюсь. Я полагаю, что это связано с должностью старосты, т.к. я постоянно несу ответственность за всю группу и этот факт все время держит меня в напряжении. Высокая активность личности соответствует сангвинии, то есть тип моего темперамента – флегматик с доминирующим сангвиником.

    Выявление тревожности и стрессоустойчивости личности

    Тревожность – индивидуальная психологическая особенность человека, которая состоит в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, общественные характеристики которых к этому не предрасполагают.

    По своей психологической сущности тревога является реакцией на грозящую опасность, реальную или воображаемую, эмоциональное состояние диффузного безобъектного страха, харак­теризующееся неопределенным ощущением угрозы, в отличие от страха, который представляет собой реакцию на вполне определенную опасность.

    Источником возникновения тревоги является ситуация угрозы, которая не может разрешиться в том или ином поведенческом акте, либо конфликт, который субъект или не осознает, или не в состоянии разрешить путем подавления одного из конфликтующих мотивов. Причиной тревоги могут быть также соматические нарушения, токсикоз и др.

    Реакции тревоги представляют собой врожденные механизмы подготовки к осуществлению актов самообороны.

    В психической сфере тревога проявляется:

    – в затруднениях принятия решения;

    – в усилении амбивалентности чувств;

    – в нарушениях координации движений и т.п.

    Различают следующие основные реакции тревоги :адаптивные и дезадаптивные. Адаптивныереакции способствуют нормальной жизнедеятельности субъекта, дезадаптивные – повышают беспокойство личности, создают затруднения жизнедеятельности субъекта.

    По закону Иеркса–Додсона оптимальный уровень тревоги повышает продуктивность деятельности личности.

    Длительно сохраняющийся высокий уровень тревоги является дезадаптивной реакцией и лежит в основе генезиса различных невротических нарушений. Дезадаптивиые реакции тревоги часто ведут к нарушению социальных связей личности с окружающими.

    Для диагностики тревожности личности психолог-консультант может использовать различные методики.

    Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса предназначена для изучения уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

    Испытуемому предлагается ответить на ряд вопросов, относящихся к различным ситуациям, в которых может проявиться тревожность.

    1. Общая тревож-ность в школе

    Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, чтособираетсяпроверить, насколько ты знаешь материал?

    Трудно ли тебе работать в классе так, какэтого хочет учитель?

    2. Переживание социального стресса

    Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

    Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когдавыиграете в разные игры?

    Обработка и интерпретация результатов осуществляется в соответствии с ключом теста.

    При обработке подсчитывается:

    1) общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% общего числа вопросов теста – о высокой тревожности;

    2) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмо­циональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

    Интерпретация результатов дается по содержательной характеристике каждого синдрома (фактора).

    1.Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

    2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние школьника, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего, со сверстниками).

    3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий школьнику развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.

    4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

    5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуа­циях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.

    6.Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

    7.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость школьника к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

    Шкала реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ) Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина.

    Тест разработан Ч.Д. Спилбергером (США) и адаптирован Ю.JI. Ханиным и предназначен для самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием беспокойства, тревоги.

    Реактивная (ситуативная) тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент.

    Базовые характеристики тревожности.

    1. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда нарушение тонкой координации.

    2. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями.

    3. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности.

    4. У каждого человека существует оптимальный индивидуальный уровень, так называемый «полезный трепет ».

    Шкала самооценки состоит из 2-х частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № I–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются следующим образом:

    Первая шкала (вопросы с 1 по 20) измеряет тревожность как психическое состояние (РТ).

    Подсчитывается количество баллов, полученных на «прямые» вопросы. От полученной суммы баллов вычитается сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы и прибавляется 50.

    где РТ – реактивная тревожность (как состояние);

    1 – сумма баллов, полученных на «прямые» вопросы по первой шкале;

    2 – сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по первой шкале;

    50 – постоянное число.

    Вторая шкала (вопросы с 21 по 40) измеряет тревожность как свойство личности (ЛТ).

    Подсчитывается количество баллов, полученных на «прямые» вопросы по второй шкале. От полученной суммы баллов вычитается сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по второй шкале и прибавляется 35.

    где ЛТ – личностная тревожность;

    1 – сумма баллов, полученных на «прямые» вопросы по второй шкале;

    2 – сумма баллов, полученных на «обратные» вопросы по второй шкале;

    35 – постоянное число.

    А. По личностной тревожности

    1. Максимальное количество баллов – 80 – соответствует невротическому состоянию тревожности, минимальное – 20 – также свидетельствует о некоторой патологии. Нормальное распределение по уровню тревожности: до 30 – низкий уровень тревожности,– средний уровень тревожности, свыше 45 (до 60) – высокий.

    2. Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, т.к. высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувств уверенности в успехе.

    3. Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности.

    4. Иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

    Б. По ситуативной тревожности

    1. Ситуативная тревожность не является показателем стабильного свойства личности и связана с особенностями внешних по отношению к индивиду конкретных ситуаций.

    2. Высокий уровень ситуативной тревожности свидетельствует о временном переживании чувства тревоги, неудовлетворенности своей способностью отвечать требованиям ситуации, конкретных обстоятельств. Очень высокая ситуативная тревожность может повлечь временное нарушение деятельности.

    3. Часто переживаемая ситуативная тревожность может привести к нейротизму.

    4. Низкий уровень ситуативной тревожности может свидетельствовать о нечувствительности к возможным опасностям в конкретных ситуациях, слабой мотивации на достижение успеха.

    С целью выявления уровня тревожности у подростков можно использовать методику – «Шкала тревожности» , разработанную по принципу «Шкалы социально-ситуационной тревоги» Кондаша (1973). Особенность шкал такого типа состоит в том, что в них человек оценивает не наличие или отсутствие у себя каких-либо переживаний, симптомов тревожности, а ситуацию с точки зрения того, насколько она может вызвать тревогу.

    Преимущество шкал такого типа заключается:

    – во-первых, в том, что они позволяют выявить области действительности, объекты, являю­щиеся для школьника основными источниками тревоги;

    – во-вторых, в меньшей степени, чем другие типы опросников, оказываются зависимыми от особенностей развития у учащихся интроспекции.

    Испытуемый должен представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает в какой степени эта ситуация может вызывать у него опасение, беспокойство, тревогу или страх (табл.18).

    ТЕКСТ МЕТОДИКИ (сокращенный вариант)

    Отвечать у доски.

    Пойти в дом к незнакомым людям.

    Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах.

    Разговаривать с директором школы.

    Думать о своем будущем.

    Учитель смотрит по журналу, кого быспросить.

    Тебя критикуют, в чем-то упрекают.

    На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).

    Методика включает ситуации трех типов:

    1) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;

    2) ситуации, актуализирующие представление о себе;

    3) ситуации общения.

    Соответственно, виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.

    Выявляются 5 уровней тревожности:

    2) несколько повышенный;

    4) очень высокий;

    5) «чрезмерное спокойствие».

    Сравнение индивидуальных результатов осуществляется со стандартизованными ранее в исследованиях табличными значениями по половозрастным признакам.

    Уровень тревожности для каждой половозрастной группы определялся, исходя из среднего арифметического значения каждой группы тестируемых.

    Особого внимания требуют учащиеся с высокой и очень высокой общей тревожностью.

    Подобная тревожность может порождаться:

    – либо реальным неблагополучием школьника в наиболее значимых областях деятельности и общения;

    – либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т.п.

    Возможны реакции психологического срыва, неврозоподобные и психосоматические нарушения.

    У школьников с «чрезмерным спокойствием » нечувствительность к неблагополучию порой носит защитный характер и препятствует полноценному развитию личности.

    Шкала тревожности Дж. Тейлор построена на основе Миннесотского многопрофильного опросника (ММРI) и предназначена для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха).

    Выявляются три уровня тревожности: малая, средняя и высокая тревожность.

    Сокращенный вариант опросника приведен ниже (табл.19).

    Сокращенный вариант опросника

    1. Я могу долго работать, не уставая.

    3. У меня редко болит голова.

    4. Я уверен в своих силах.

    5. Ожидание меня нервирует.

    В данной методике применяется, так называемая, шкала лжи . Если на шесть и более утверждений получен «лживый» ответ, то налицо частное проявление эффекта Хоторна, свиде­тельствующее о том, что испытуемые ведут себя скорее всего так, как этого ожидает от них психолог.

    Интерпретация результатов обследования.

    Высокий уровень тревоги свидетельствует о повышенной возбудимости центральной нервной системы, наличии вегетососудистой дистонии с ее характерными проявлениями: чувства страха, тоски, мышечной зажатости, обидчивости, мнительности, неуверенности в себе.

    Тревожная личность характеризуется низкой самооценкой, боязнью опять потерпеть неудачу, стремлением избежать неуспеха, конформизмом (зависимостью от мнения большинства), но также и развитым чувством ответственности, совестливости, обязательности, скромности, тревоги за судьбы близких, высокой чувствительностью и способностью сопереживать другим людям.

    Признаки . Изнуряющая тревога, мелочность, мнительность и жадность тревожных натур отталкивает окружающих и заставляет первых еще больше страдать, прочно запечатлевая в сознании образ неудачи, не давая в полной мере радоваться жизни и успехам.

    Повышенный уровень тревожности присущ творческим личностям, особенно в области литературы и искусства.

    Очень высокий уровень тревоги свидетельствует об угрозе устойчивого невроза, психастении. Люди этого круга отличаются нерешительностью, тенденцией к тщательной перепроверке своих поступков и слов, повышенной обязательностью и ответственностью, большой зависимостью от мнений и отношений других, они реагируют повышенным чувством вины и самобичеванием на малейшие неудачи и ошибки.

    1. Они стремятся любой ценой избежать конфликта, который ими переживается очень болезненно, психастеники действуют на предельном уровне своих возможностей, чтобы заслужить одобрение со стороны окружающих и собственное одобрение.

    2. При слишком самокритичном отношении к себе таким людям свойственен большой разрыв представлений собственного «Я» и идеального «Я», т.е. стремление к недостижимому идеалу. В связи с этим они находятся в состоянии постоянного напряжения и неудовлетворенности и нуждаются в самоуспокоении.

    3. В своей активности и деятельности они руководствуются не интересом как главной движущей силой, а страхом и оценкой других.

    / Тест шкала реактивной тревожности

    Исследование ситуативной и личностной тревожности

    Тревожность как ситуативное эмоциональное состояние и как черта личности

    К состояниям эмоциональной напряженности, актив­но влияющим на поведение человека, относятся: тревога (тревожность), страх, стресс него разновидность - фруст­рация.

    Тревога, или тревожность, - особое эмоциональное со­ стояние психической напряженности человека, возникаю­щее в результате предчувствия или осознания неопределен­ной, иногда неосознаваемой, неотвратимо приближающей­ся опасности.

    Тревога нередко рассматривается в качестве эмоциональ­ной реакции тревожного ожидания опасности и в качестве реакции на возможную неудачу, воображаемую угрозу. Следовательно, состояние тревожности часто бывает обу­словлено не только самой действительной ситуацией, но и тем, какой она представляется индивиду, каким личностным смыслом и значением он наделяет эту ситуацию. Для одного человека ситуация является вполне обычной, не вызываю­щей состояния эмоциональной напряженности, для другого та же самая ситуация является источником сильных душев­ных и эмоциональных переживаний.

    У каждого человека существует свой определенный уровень тревожности - так называемая полезная тревож­ность. Она сигнализирует человеку о надвигающейся угро­зе, активизирует внутренние ресурсы организма, психики человека до того, как наступает ожидаемое событие, по­буждает к целенаправленному поведению, помогает адап­тироваться к новым условиям. В этом плане тревога как вполне нормальное психическое состояние имеет положи­тельное значение,

    С другой стороны, ощущение тревоги у некоторых лю­дей, несмотря на то, что оно сигнализирует о надвигающейся опасности, вместо активности вызывает состояние беспо­мощности, неуверенности в своих силах, что приводит к дез­организации целенаправленного поведения, снижению ак­тивности, к появлению неврозов. В этом проявляется отри­цательная роль состояния тревожности. Воздействие на психику, сознание человека состояния тревоги зависит не только от его индивидуально-психологических особенно­стей, его конституциональной предрасположенности к пе­реживанию тревоги, но и от культурной, социальной среды, оказавшей ранее и продолжающей оказывать в данной ситу­ации свое огромное влияние на рациональное мышление и поведение субъекта.

    При рассмотрении тревожности различают личностную тревожность как устойчивое качество психики человека и ситуативную тревожность как временное состояние психи­ки в виде реакций человека на возникшую угрозу. Таким об­разом, если ситуативная тревожность - это типичное со­стояние эмоциональной напряженности, обусловленное конкретной ситуацией, то личностная тревожность - это по­стоянная черта характера, проявляющаяся в склонности ин­дивида испытывать тревогу вне зависимости от силы угрожающего фактора, в значительной мере влияющая на принятие решений, на выработку им тактики Поведения и всей своей жизненной стратегии в целом. Это приобретенная субъек­том поведенческая диспозиция, побуждающая его воспри­нимав широкий круг объективно безопасных для него явле­ний в качестве угрожающих и реагировать на них повышени­ем тревожности, объективно не соответствующей масштабу действительной опасности.

    Личностная тревожность развивается из ситуативной (особенно если последняя часто переживается человеком), а также проявляется через нее. Поэтому, чтобы оценить уро­вень личностной тревожности человека, следует выявить у него ситуативные проявления тревоги.

    Методика исследования ситуативной и личностной тревожности

    Методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером, а на русском языке адаптированная Ю. Л, Ханиным, позволяет дифференцированно измерять тревожность как личностное свойство, и как ситуативное состояние.

    Данная методика включает инструкцию и 40 вопро­сов-суждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной тревожности и 10 - для оценки уровня личностной тревожности. Исследование может проводиться как индивидуально, так и в группе.

    Шкала ситуативной тревожности

    Шаг 1. Инструкция

    Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе протокола исследования в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

    Мне не ничто не угрожает

    Я нахожусь в напряжении

    Я внутренне скован

    Я чувствую себя свободно

    Меня волнуют возможные неудачи

    Я ощущаю душевный покой

    Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

    Я уверен в себе

    Я не нахожу себе места

    Я не чувствую скованности, напряжения

    Я слишком возбужден, и мне не по себе

    Шкала личностной тревожности

    Шаг 1. Инструкция

    Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже суждений и зачеркните цифру в соответствующей графе про­токола исследования в зависимости от того, как Вы себя чув­ ствуете обычно. Над вопросами также не следует долго заду­мываться.

    У меня бывает приподнятое настроение

    Я бываю раздражительным

    Я легко могу расстроиться

    Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

    Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

    Я чувствую прилив сил, желание работать

    Я спокоен, хладнокровен и собран

    Меня тревожат возможные трудности

    Я слишком переживаю из – за пустяков

    Я бываю вполне счастлив

    Я все принимаю близко к сердцу

    Мне не хватает уверен6ности в себе

    Я чувствую себя беззащитным

    Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей

    У меня бывает хандра

    Я бываю доволен

    Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

    Бывает,что я чувствую себя неудачником

    Я неуравновешенный человек

    Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

    Шаг 2. Обработка результатов

    Определите суммарный показатель ситуативной тревожности с помощью ключа.

    При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал мо­жет находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной ни личностной).

    Уровни выраженности ситуативной и личностной тревожности

    Шаг 3. Интерпретация результатов

    Характерной чертой высокотревожных людей является склонность к «застреванию» на негативных переживаниях, со­провождаемых 1увством собственной вины, невыполненного долга и т. д. Также люди проявляют повышенную тревожность даже в отношении мелких житейских проблем и часто бывают нерешительным, неуверенными в себе, живут в постоянном беспокойстве, а иногда и в страхе за свое будущее. Повышен­ный уровень личностной тревожности свидетельствует также о сниженной эмоциональной устойчивости индивида, его невы­соких социально - адаптивных качествах, недостаточной активности, целеустремленности в достижении успехов. Высокотревожные люди постоянно озабочены последствиями своих по­ступков, пребывают в ожидании всевозможных неудач, для защиты от которых принимают излишние предосторожности. Повышенная чуткость к опасности у них обычно сочетается с неверием в собственные силы и возможности. В то же время они весьма обязательны и ответственны, более склонны к час­тым сомнениям, перепроверке сделанного. Будучи в значи­тельной мере подвластными воздействиям среды, имеют сни­женный порог сопротивляемости стрессу.

    Студенты с высоким уровнем тревожности терпят неуда­чи во время экзаменационных сессий не потому, что им недостает способностей, знаний и умений, а по причине Стрессовых состояний, возникающих в это время. У них по­являются ощущения некомпетентности, беспомощности. Сообщение о предстоящем испытании вызывает у них силь­нейшее беспокойство, которое мешает нормально думать, вызывает множество не имеющих отношения к делу и аф­фективно окрашенных мыслей, что не дает сосредоточить внимание и блокирует извлечение нужной информации из долговременной памяти. Такие студенты обычно восприни­мают экзамены как угрозу их Я, переживая серьезные сомне­ния в себе, излишнюю эмоциональную напряженность, ко­торая отрицательно сказывается на результатах.

    Известно, что некоторые люди вообще не склонны испы­тывать состояние тревоги. У таких лиц отсутствует разумная осторожность даже в минуты реальной опасности, для них не характерна предусмотрительность, снижен уровень само­контроля. В большей степени это свойственно беспечным по своему характеру, социально незрелым людям, не имеющим достаточного жизненного опыта, с неразвитыми когнитив­ными и прогностическими способностями. Эти качества на­ходят свое отражение в легкомысленном, небрежном отно­шении к своим поступкам, деятельности, жизни.

    Тревожность оказывает влияние на формирование лич­ности, ее самосознание, самооценку, уровень притязаний,

    мотивы, побуждающие человека к различным формам ак­тивности. Периодически переживаемое человеком чувство тревоги влияет на выработку им личностной стратегии пове­дения, на его поступки в состоянии стресса, фрустрации, в условиях конфликтного выбора принимаемых решений.

    Лицам с высокими показателями тревожности рекомен­дуется формировать чувство уверенности в успехе. Им необ­ходимо смещать акцент с «внешней» требовательности, ка­тегоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и планирование ее по подзадачам.

    Для лиц с низкими показателями тревожности требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, воспитание чувства ответствен­ности.

    Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку.