Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Режим дня детей раннего возраста режимные процессы. Чем малышу грозит несоблюдение режима дня? Максимальное бодрствование, ч

    Режим дня детей раннего возраста режимные процессы. Чем малышу грозит несоблюдение режима дня? Максимальное бодрствование, ч

    Начиная с первых дней жизни наряду с хорошим гигиеническим уходом ребенку необходим правильный режим дня. Под режимом понимается определенный распорядок дня, при котором правильно чередуются во времени основные физиологические потребности организма ребенка: сон, бодрствование,

    Питание, прогулки, гигиенические и закаливающие мероприятия.

    Строгое соблюдение правильного распорядка дня способствует формированию определенного ритма жизни, который обеспечивает нормальное физическое и нервно-психическое развитие ребенка как в домашних условиях, так и в детском коллективе. Режим дня составляется в соответствии с научно обоснованными нормативами времени питания, длительности сна и бодрствования в зависимости от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

    Если сон, бодрствование и кормление проводятся всегда в одно и то же время и в определенной последовательности, у детей вырабатывается рефлекс на время, формируется так называемый динамический стереотип поведения, что обеспечивает ему спокойное и быстрое засыпание, хороший аппетит и активное поведение во время бодрствования.

    Дети, живущие по установленному режиму, не нуждаются в дополнительном успокоении (укачивание, ношение на руках, пользование пустышкой). Если малыш живет по соответствующему режиму с первых месяцев, то в дальнейшем он легко привыкает к определенному распорядку дня. Это приучает его к организованности, облегчает жизнь и ему, и родителям.

    Резкое изменение суточного режима жизни может пагубно отразиться на состоянии здоровья ребенка, и прежде всего на функции центральной нервной системы: он становится капризным, плаксивым и раздражительным. Очень часто плохое настроение детей, их капризы обусловлены недосыпанием и переутомлением.

    «Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

    Критерием перевода на новый режим могут служить следующие основные показатели: очень медленное засыпание; раннее пробуждение после дневного сна; сохранение активности до конца бодрствования. Только сумма указанных показателей при условии хорошего психического и физического развития ребенка может послужить поводом для постепенного перевода на следующий возрастной режим. При этом вначале сокращается длительность периодов сна и увеличивается время…


    Одной из важных физиологических потребностей организма является сон. Чем меньше возраст детей, тем больше они должны спать. В дальнейшем их потребность в продолжительности сна уменьшается. Правильное чередование сна и бодрствования необходимо организовать уже с первого месяца жизни, так как это — основа гигиенического режима ребенка. Правильно организованный дневной сон на открытом воздухе является также закаливающим…


    Дети первого года жизни обычно спят ночью крепко. Если они беспокойны, надо выяснить причину. Не следует спешить накормить малыша. Может быть, требуется смена пеленок или перемена положения, возможно, беспокоят комары или другие насекомые, ребенку жарко или, наоборот, холодно. В каждом конкретном случае нужно устранить причину, приведшую к его беспокойству и плачу. Ребенок не должен спать…


    Рекомендуется выносить ребенка зимой на воздух даже в тех случаях, если у него небольшой насморк. Однако для облегчения дыхания ему необходимо смазать носовые ходы вазелином при помощи ватного тампона. Некоторые родители завешивают коляску шторками или закрывают ребенку лицо. Это затрудняет доступ свежего воздуха. Неправильно поступают родители, которые используют коляску для сна ребенка в дневное и…


    Развитие детей раннего возраста, их эмоциональное состояние и активность в большой степени зависят от того, насколько правильно будет организовано их бодрствование. Для этого прежде всего учитывают развитие двигательных умений ребенка. В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей активность детям предоставляют во время бодрствования в виде самостоятельной свободы движений, а также при помощи специально подобранных комплексов…


    В первые месяцы жизни эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от того, насколько удовлетворены его потребности во сне и питании. Поэтому режим детей в возрасте до года строится так, чтобы они бодрствовали непосредственно после кормления и спали после того, как хорошо поиграют. Обычно после спокойного сна ребенок хорошо ест, после чего длительно бодрствует, затем быстро…


    Ребенка необходимо приучать к свежему воздуху с первых дней жизни. Тем самым его организм быстрее приспособится к холоду и теплу. Недостаточное воздействие свежего воздуха и солнечного света может служить причиной ряда заболеваний. Свежий воздух повышает аппетит, улучшает обмен веществ, функции дыхания, кровообращения. Детей, родившихся летом, следует уже на 6—7-й день жизни выносить на прогулку или…


    Во время прогулок чередуют спокойные игры с подвижными. Летом особенно увлекательны и полезны игры с водой. Для этого можно использовать простой широкий таз или корыто с водой, предварительно подогретой на солнце. В воду опускают пластмассовые, резиновые или деревянные игрушки, которые малыш вылавливает небольшим сачком, вначале под руководством взрослого, а затем самостоятельно. В зимнее время также…


    Все дети, а особенно маленькие, как никто, нуждаются в режиме дня. Это связано напрямую с тем, что неокрепший детский организм очень чувствителен к изменениям в погоде и в природе в целом. Также ежедневный распорядок дня очень полезен мамам малышей. Какой же должен быть оптимальный режим дня у ребенка от 1 до 3 лет?

    Приучить малыша к определенному режиму дня довольно легко и просто. Ведь день не настолько разнообразен, как скажем у школьника. Основой дня ребенка от 1 до 3 лет являются кормление, прогулки и сон. И когда все процедуры выполняются изо дня в день в определенное время, это дает ребенку чувство уверенности и спокойствия.

    Режим сна

    Если ребенок соблюдает режим и спит днем и вовремя ложится вечером, то это огромная заслуга мамы.

    1 год. К концу первого года жизни продолжительность сна детей уменьшается до 15 ч в сутки за счет сокращения дневного сна. Ночью малыш спит так же долго.

    2 года. С конца первого года жизни ребенок может спать всего один раз днем. А время бодрствования увеличивается до 5-6 часов подряд.

    3 года. После двух лет ребенок спит днем в среднем около двух часов и может спокойно бодрствовать до 12 часов в сутки.

    Основные правила при формировании режима сна:

    • Укладывать ребенка спать в одно и то же время.
    • Обязательно нужно проветривать комнату перед сном.
    • Укрывать ребенка нужно легко, чтобы ему не было жарко, и он не потел.
    • Желательно находиться рядом, пока малыш не заснет: спеть колыбельную, почитать сказку, тихонько поговорить, погладить по животику.
    • За час до ночного сна не устраивать активных игр и беречь малыша от эмоционального перевозбуждения.
    • Не стоит приучать ребенка спать в полной тишине.
    • Продумать процедуру отхода ко сну, которую ребенок будет выполнять сам: собирание игрушек, купание, переодевание в пижаму.

    Режим кормления

    Кормление - одно из важных составляющих режима дня ребенка. Время приема пищи зависит от режима бодрствования дневного сна.

    1-1,5 года. В этом возрасте количество приемов пищи у ребенка должно составлять 4 раза в день с интервалами в 3-4 часа. Затем ребенок как правило бодрствует, а затем спит до следующего кормления.

    1, 5-3 года . Ребенок должен есть по прежнему 4 раза в день, но уже с интервалом в 3,5-4 часа. Завтрак должен быть не позже чем через час после пробуждения, так как период ночного сна у него довольно долгий. Ужин тоже должен быть не менее чем за час до сна.

    Режим бодрствования

    1-1,5 года. Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 - 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

    Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника),

    Гулять на свежем воздухе нужно 2 раза по 1,5 часа, а летом можно гулять и до 4-х часов, но с легким перекусом во время прогулки.

    1,5-2 года. Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 - 5,5 часов. На прогулку с ребенком следует ходить по-прежнему 2 раза в день, после завтрака и полдника.

    2-3 года. Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности.

    Прогулки в зимнее время не должны быть дольше 2 часов, но в другое время можно и вовсе проводить все время на улице.

    Врачи-педиатры советуют такой режим дня для ребенка от 1 до 3 лет :

    Режим

    1-1,5 года

    1,5-2 года

    2-3 года

    Пробуждение

    Прогулка

    Прогулка

    Прогулка

    Ночной сон

    Режим дня ребенка влияет не только на его физическое и моральное состояние, но и на дисциплину в целом. Что очень важно как для родителей, так и для самого ребенка.

    Слайд №1. Режим дня детей раннего возраста.

    Слайд №2. Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня.

    Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

    Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.

    Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего – это режим. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает даже самого взбалмошного карапуза к аккуратности, точности, порядку.

    Слайд №3 Режим дня зависит от времени года.

    Слайд №4 . Здесь представлен режим дня на теплы и холодны период года.

    Подробнее я расскажу.

    Слайд № 5 .Основные требование к режиму:

    Учет возрастных особенностей ребенка.

    Постоянство режима.

    Точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложится спать, встает, ест, гуляет, выполняет несложные, посильные для него обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

    Приучая детей к определенному режиму, к выполнению гигиенических требований, мы создаем у них полезные для организма навыки и тем самым сохраняем их здоровье.
    Твердый режим дня, установленный в соответствии с возрастными особенностями детей, - одно из существенных условий нормального физического развития ребенка.

    Слайд №6. 7.30 -8.00 Прием приём детей в группу.

    время на раздевание

    время на беседу с воспитателем(осмотр детей)

    время на посещение туалетной комнаты

    время на общение с друзьями

    Слайд №7. 8.00 – 8.10 Утренняя зарядка.

    Мы зарядкой заниматься
    начинаем по утрам.
    Пусть болезни нас боятся,
    пусть они не ходят к нам.

    Слайд № 8. В каждой группе разработан свой комплекс зарядки.

    Выглянуло солнышко и зовет гулять.

    Как приятно с солнышком вместе нам шагать

    Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек.

    Выглянуло солнышко, светит высоко.

    По тропинке с солнышком нам бежать легко.

    Бег стайкой за воспитателем 8 сек.

    ОРУ «Поиграем с солнышком»

    1. «Греем ладошки»

    Ты ладошки нам погрей, наше солнышко,

    Наше солнышко-колоколышко

    И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза.

    2. «Ищем лучик»

    Показался солнца лучик – стало нам светлее.

    Справа лучик, слева - лучик, стало веселее.

    И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза

    3. «Радуемся солнышку»

    Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз

    И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте.

    Вот и кончилась игра!

    А теперь на завтрак дружно зашагала детвора

    Ходьба стайкой за воспитателем.

    Слайд №9 Прием пиши

    • 8.10- 8.30 ЗАВТРАК
    • 12.45-12.20 ОБЕД
    • 15.15-15.40 ПОЛДНИК

    Дети получают питание 4-5 раз в день.
    Первая еда дается через полчаса, во всяком случае не позднее чем через час после пробуждения ребенка, а последняя - часа за полтора до сна.
    Между приемами пищи должны быть установлены промежутки в 3-4 часа, их надо строго соблюдать.
    Наиболее сытная еда дается в обед, менее сытная - на ужин .

    У нас в соответствие с санпином 10 дневное меню.

    Слайд № 10 Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

    Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

    Слайд №11-13

    Организованная образовательная деятельность

    Базовый вид деятельности

    Периодичность

    Примечания

    Физическая культура в помещении

    Физическая культура на прогулке

    Познавательное развитие

    (ФЭМП/

    Ознакомление с миром природы)

    Речевое развитие

    Музыка

    Рисование

    Лепка

    Итого

    Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

    Утренняя гимнастика

    Ежедневно

    Комплексы закаливающих процедур

    Ежедневно

    Гимнастика, солнечные и воздушные ванны, ходьба по ребристой дорожке, умывания в течение дня прохладной водой, облегченная форма одежды, точечный массаж, физкультурные занятия на воздухе, оздоровительно-дыхательная гимнастика, босохождение

    Гигиенические процедуры, формирование КГН

    Ежедневно

    Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

    Ежедневно

    Чтение художественной литературы

    Ежедневно

    Прогулки

    Ежедневно

    Самостоятельная деятельность детей

    Игра

    Ежедневно

    Самостоятельная деятельность детей в центрах

    (уголках развития)

    Ежедневно

    Слайд № 14 Прогулка 9.25 – 11.20 и 16.25 – 17.30

    Как бы точно ни соблюдалось время сна и еды, режим нельзя признать правильным, если в нем не предусмотрено время для прогулки.

    Чем больше времени дети проводят на открытом воздухе, тем они здоровее. Прогулка – это хороший аппетит, бодрое настроение, спокойный сон.

    Дети должны проводить на свежем воздухе как можно больше

    времени, чтобы быть здоровыми и крепкими.

    В летнее время дети могут находится более 6 часов в день на улице, а в осеннее и зимнее время дети должны быть на воздухе не менее 4 часов. Лучшее время для прогулок с детьми - между завтраком и обедом (2-2 1/2 часа) и после дневного сна, до ужина (1 1/2-2 часа). В сильные морозы длительность прогулок несколько сокращается.

    Слайд № 15 В умывалной комнате у нас продолжается образовательный процесс. Здесь мы и поем, стихи рассказываем.

    НЕ боимся мы водички, будем чисто умываться,будем маме улыбаться.

    Потом у нас обед.

    Слайд №16Ставни закрываются,дети раздеваются.
    Тише, тише, птицы!
    Вы не пойте под окном!
    Спят ребята крепким сном.

    Затем у нас идет подготовка ко сну.

    Слайд №17

    Только во время сна ребенок получает полный отдых.

    Сон должен быть достаточно продолжительным:

    дети 2-3лет спят 14 часов в сутки,

    Дневной сон 2-2,5 часов

    Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера.

    Слайд №18. Закаливание Вам уже рассказывала Наталья Васильевна.

    Воздушные ванны:
    а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
    б) дорожки здоровья;
    в) облегченная одежда;

    Слайд №19 Одтохнули и снова за работу

    Слайд №20 Режим дня - это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены.

    От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать.

    Вывод прост:

    соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    « РЕЖИМ ДНЯ детей раннего возраста»

    Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.

    РЕЖИМ ДНЯ ЗАВИСИТ ОТ ВРЕМЕНИ ГОДА

    Холодный период года Вторая группа раннего возраста (с 2 до 3лет) Режимные моменты время Прием детей. Осмотр, игры, утренняя гимнастика, инд. работа с детьми. 7.30-8.00 Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.30 Игры, подготовка к занятиям, самостоятельная деятельность детей 8.20-9.00 Организованная образовательная деятельность, занятия со специалистами 9.00-9.25 (по подгруппам) Подготовка к прогулке, прогулка 9.25-11.20 Возвращение с прогулки, игры 11.20-11.45 Подготовка к обеду, обед 11.45-12.20 Подготовка ко сну, дневной сон 12.20-15.00 Подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.15 Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.40 Организованная образовательная деятельность, занятия со специалистами 15.40-16.05 (по подгруппам) Игры, самостоятельная деятельность, инд. работа с детьми 16.05-16.25 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой, инд. работа с детьми 16.25-17.30 Теплый период года Вторая группа раннего возраста (с 2 до 3лет) Режимные моменты время Прием детей. Осмотр, игры, утренняя гимнастика, инд. работа с детьми. 7.30-8.00 Подготовка к завтраку, завтрак 8.00-8.30 Игры, подготовка к занятиям, самостоятельная деятельность детей 8.20-9.00 Организованная образовательная деятельность, занятия со специалистами 9.00-9.25 (по подгруппам) Подготовка к прогулке, прогулка 9.00-11.20 Возвращение с прогулки, игры 11.20-11.45 Подготовка к обеду, обед 11.45-12.20 Подготовка ко сну, дневной сон 12.20-15.00 Подъем, воздушные, водные процедуры 15.00-15.15 Подготовка к полднику, полдник 15.15-15.40 Игры, самостоятельная деятельность, инд. работа с детьми 15.40-16.00 Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход домой, инд. работа с детьми 16.00-17.30

    Основные требование к режиму: Учет возрастных особенностей ребенка. Постоянство режима. Точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими.

    Прием детей в группу 7.30- 8.00 время на раздевание в ремя на беседу с воспитателем(осмотр детей) в ремя на посещение туалетной комнаты в ремя на общение с друзьями

    Мы зарядкой заниматься начинаем по утрам. Пусть болезни нас боятся, пусть они не ходят к нам. Утренняя зарядка 8.00- 8.10

    Комплекс зарядки Выглянуло солнышко и зовет гулять. Как приятно с солнышком вместе нам шагать Ходьба стайкой за воспитателем 10 сек. Выглянуло солнышко, светит высоко. По тропинке с солнышком нам бежать легко. Бег стайкой за воспитателем 8 сек. ОРУ «Поиграем с солнышком» 1. «Греем ладошки» Ты ладошки нам погрей, наше солнышко, Наше солнышко-колоколышко И.п. – о.с. Руки веред, ладони вверх – и.п. – 4 раза. 2. «Ищем лучик» Показался солнца лучик – стало нам светлее. Справа лучик, слева - лучик, стало веселее. И.п. – стоя ноги на ширине плеч, руки на пояс. Поворот вправо – И.п., влево – И.п. – 2 раза 3. «Радуемся солнышку» Солнцу рады все на свете и воробушки и дети. 5 раз И.п. – о.с. – Прыжки на двух ногах на месте. Вот и кончилась игра! А теперь на завтрак дружно зашагала детвора Ходьба стайкой за воспитателем.

    8.10- 8.30 ЗАВТРАК 12.45-12.20 ОБЕД 15.15-15.40 П ОЛДНИК ПРИЕМ ПИЩИ

    Программа «От рождения до школы» Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Цель – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

    Организованная образовательная деятельность. 9.00 – 9.25 (по подгруппам) Мы танцуем и поём - очень весело живём!

    Познаём, играем и развиваемся!

    Прогулки – это важно. 9.25 – 11.20 16.25 – 17.30 прогулка

    НЕ боимся мы водички, будем чисто умываться,будем маме улыбаться.

    Ставни закрываются,дети раздеваются. Тише, тише, птицы! Вы не пойте под окном! Спят ребята крепким сном.

    Только во время сна ребенок получает полный отдых. Сон должен быть достаточно продолжительным: Дети 2-3 лет спят 14 часов в сутки, Дневной сон 2-2,5 часов Дети должны ложиться не позднее 8-9 часов вечера. СОН РЕБЕНКА

    Закаливание

    Отдохнули и снова за работу… Организованная образовательная деятельность. 15.40 – 16.05 (по подгруппам)

    Режим дня - это чередование различных видов деятельности: отдыха, сна, питания, пребывания на свежем воздухе. И если в дошкольном учреждении режима придерживаются неукоснительно, то в субботу и воскресенье правила упорядоченной жизни нередко нарушаются. В результате в понедельник утром большинство детей выглядят утомленными или, наоборот, чересчур возбуждены. От нарушения режима страдает не только ребенок, но и родители. Вместе со своим малышом вы тратите слишком много энергии, быстрее устаете и ничего не успеваете сделать. Вывод прост: соблюдение режима облегчает жизнь и вам, и вашему ребенку.


    Для чего необходим детям определенный режим дня

    Бодрствование, сон и кормление у детей раннего возраста проводятся в основном в один и тот же временной промежуток и даже в нужной последовательности. При этом организм ребенка вырабатывает определенный рефлекс на время. Если у детей формируется определенный стереотип поведения, то они имеют хороший аппетит, засыпают без лишних проблем и весьма активны в периоды бодрствования.

    При соблюдении режима дня дети менее беспокойны, они не требуют к себе чрезмерного успокоения. Например, ношение на руках в период бодрствования, укачивания перед тем, как улечься спать и др. Соблюдение налаженного режима дня у ребенка с самого рождения облегчает жизнь не только самому малышу, но и родителям. Это подтверждается многочисленными наблюдениями специалистов и родителями. Кроме того, дети, живущие по определенному распорядку дня с рождения, меньше капризничают, прекрасно развиваются, так как их организм к определенному действию в нужное время уже сам приспосабливается (к употреблению пищи, ко сну, к купанию и т.д.). Поэтому дети не доставляют особых проблем своим родителям.

    При резких изменениях режима детишки, привыкшие вовремя делать то или иное действие, становятся раздражительными и капризными. Это потому что смена привычного уклада жизни отрицательно отражается на его здоровье, так как страдает центральная нервная система. Например, когда приходит время сна, организм малыша уже готов к этому. Но если ребенок не засыпает по тем или иным причинам, то организм испытывает большой стресс.

    Правильное соблюдение определенных действий в течение дня формирует у детей ритм жизни, обеспечивающий нормальное нервно-психическое и физическое развитие. Это не зависит от того, где малыш воспитывается, в детском коллективе или дома родителями. Составляется такой режим в соответствии с определенными обоснованными и научными нормами. Именно от возраста детей и от индивидуальных особенностей определяется длительности сна и бодрствования, время питания и прогулок на свежем воздухе, время гигиенических мероприятий.

    Что должно входить в распорядок дня у детей раннего возраста

    У маленьких детей должно быть правильно организованно питание. Это определяется не только в зависимости от возраста, но и от индивидуальных особенностей ребенка. Питание должно осуществляться в определенное время ежедневно и в нужных количествах. Чем взрослее становится малыш, тем в большем количестве нужных питательных веществ он нуждается.

    Очень важной для детского организма физиологической потребностью является сон. Грудной ребенок должен спать довольно много, чем старше он становится, тем потребность в длительном сне уменьшается. Необходимо с самого рождения крохи организовывать правильное чередование сна и бодрствования. Грудные дети должны спать ночью, но часто они становятся беспокойными. Если малыш не болен, то следует выявить причину. Например, покормить, сменить белье, проверить, не жарко ли ему. Кроме этого, не следует малыша укладывать рядом с собой ночью, он должен спать отдельно в кроватке. Также маленьким детям необходим дневной сон.

    При организации режима нужно обязательно включать в него прогулки на открытом воздухе. С рождения ребенка они должны быть непродолжительными, но чем старше становятся дети, тем более продолжительными они должны быть. Дневной свет просто необходим для здоровья детей. Кроме того прогулки на свежем воздухе помогают улучшению аппетита.

    Правильно также должно быть организованно бодрствование детей. От этого зависит их активность и эмоциональное состояние. При бодрствовании ребенок должен развивать свои двигательные способности. Это просто необходимо для правильного формирования всех функций организма. Хорошо проделывать с детьми раннего возраста специальные физические упражнения. Кроме этого в режим дня обязательно должны входить водные процедуры, массажи и другие гигиенические процедуры.

    Каждый взрослый сам решает, жить ему по режиму или «вне» его. Мы подстраиваем распорядок дня под жизненные обстоятельства и биологические часы, привычки и необходимость. Так, офисный сотрудник вынужден просыпаться рано, а фрилансеру можно поспать подольше.

    Но это взрослые. А свободны ли дети в выборе вариантов? Точнее, свободны ли мы, родители, в выборе вариантов для детей? Современное поколение родителей выросло «по режиму», но подходит ли такой подход современному поколению детей?

    Режим дня - это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Он призван сбалансировать периоды работы и отдыха, сна и приемов пищи. Распорядок дня традиционно является неотъемлемой частью воспитания детей. Впрочем, с этой точкой зрения согласны не все родители.

    Аргументы против распорядка дня:

    Практический: распорядок не подходит самым маленьким детям, и он невыполним в старшем возрасте;

    Физиологический: организм ребенка интуитивно понимает собственные потребности, в режиме нет необходимости;

    Психологический: идеи режима являются наследием советского прошлого (аналогично тесному пеленанию грудничков), а значит, неверны и устарели;

    Идейный: ребенок - личность творческая, открытая, он индивидуален и неповторим, а распорядок дня устанавливает рамки и приучает жить по стандарту.

    Несмотря на то, что и педиатры, и психологи в последние годы отошли от жестких методик ухода за ребенком, описанных Беджамином Споком полвека назад, специалисты все же единодушны во мнении, что режим детям абсолютно необходим.

    Преимущества соблюдения режима дня:

    1) соблюдение режима ребенком – залог его здоровья (своевременный прием пищи, обязательные прогулки, необходимое количество сна и т.д.);

    2) по мнению врачей, режим укрепляет иммунитет - подсознание усваивает, что всему свое время: еде, сну, прогулкам, и организм подстраивается – сон становится глубоким, аппетит хорошим;

    3) увязка дел со временем рождает предсказуемость, режим помогает избегать хаоса, суеты, беспомощности, неожиданностей, что, в свою очередь, делает детей спокойнее и увереннее;

    4) если ребенок привык жить согласно режиму, то у родителей нет необходимости постоянно давать указания;

    5) режим помогает детям адаптироваться в новой обстановке (детский сад, школа);

    6) распорядок дня способствует развитию навыка самодисциплины, что, безусловно, поможет ребенку во взрослой жизни;

    7) благодаря режиму больше времени уделяется нерегулируемым занятиям, так как необходимые и обязательные выполняются «на автомате» (аналогично подходу ).

    Таким образом, режим дня – это не строгий график выполнения определенных заданий, а простой способ удовлетворения всех главных потребностей ребенка.

    Режим новорожденного выстраивается не сразу. Для ребенка, находящегося на , особенно трудно выстраивать режим, поскольку мама не может проконтролировать, сколько молока он съедает в каждое кормление. Иногда малыш будет просыпаться раньше и чаще просить грудь, в другие дни может проспать дольше обычного. Но если изо дня в день стараться, хотя бы в общих чертах, следовать одному и тому же графику, то постепенно режим установится и ваша жизнь станет более предсказуемой.

    Распорядок – понятие гибкое. По мере взросления ребенка он может и должен меняться. Переход на двух-, а затем на одноразовый дневной сон, введение прикорма, позднее – поступление в детский сад и в школу являются этапами, значительно влияющими режим дня. Естественно, у каждой семьи режим будет собственный, но все-таки многим молодым мамам хотелось бы на что-то ориентироваться.

    Ниже мы предлагаем примерные схемы распорядка для детей разного возраста. Однако не следует расстраиваться, если соблюдать режим вам не удается. Значит, ваш ребенок просто еще не готов жить по распорядку, и нужно подождать, пока он немного подрастет.

    Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев


    6.00-7.00 - Бодрствование
    7.00-9.00 - Сон
    9.00 - Второе кормление
    9.00-10.00 – Бодрствование
    10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
    12.00 – Третье кормление
    12.00-13.00 – Бодрствование
    13.00-15.00 – Сон
    15.00 – Четвертое кормление
    15.00-16.00 – Бодрствование
    16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
    18.00 – Пятое кормление
    18.00-19.00 – Бодрствование
    19.00-20.45 – Сон

    21.00 – Шестое кормление
    21.00-6.00 – Ночной сон
    24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

    Приведенная схема кормления по часам подходит в основном детям, находящимся на искусственном вскармливании. При естественном вскармливании не следует избегать , т.к. они очень важны для стимуляции лактации. Число кормлений грудным молоком в этом возрасте может быть значительно больше семи, и этого не стоит пугаться.

    Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

    6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление
    6.00-7.30 - Бодрствование
    7.30-9.30 - Сон
    9.30 - Второе кормление
    9.30-11.00 – Бодрствование
    11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
    13.00 – Третье кормление
    13.00-14.30 – Бодрствование
    14.30-16.30 – Сон
    16.30 – Четвертое кормление
    16.30-18.00 – Бодрствование
    18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)
    19.00 – Пятое кормление
    19.00-20.45 – Бодрствование
    20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)
    21.00-6.00 – Ночной сон
    23.00 – Шестое кормление

    В возрасте полугода малыш спит обычно три раза в день, а промежутки между кормлениями увеличиваются до 4-х часов. Обычно в период до года педиатры говорят еще не о режиме дня, а о так называемом «дневном ритме», с учетом потребностей ребенка в сне и еде. В интервалах между сном и приемами пищи необходимо заниматься с ребенком гимнастикой и массажем (спустя хотя бы полчаса после еды и за 1 час до сна), играми (активными и спокойными). Обязательны прогулки (4-5 часов в сутки): в зависимости от «пристрастий» ребенка – во время дневного сна или в периоды бодрствования.

    Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

    7:00 - пробуждение, утренний туалет, первое кормление
    7.00-9.00 – Бодрствование
    9.00 – 11.00 – Сон
    11.00 – Второе кормление
    11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
    13.00 – 15.00 – Сон
    15.00 – Третье кормление
    15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)
    17.00-19.00 – Сон
    19.00 – Четвертое кормление
    19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)
    20.30 - Купание
    21.00-7.00 – Ночной сон
    23.00 – Пятое кормление

    Примерно к году большинство детей переходят на однократный дневной сон. Педиатры советуют учесть биоритмы ребенка и подкорректировать режим.

    Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

    8:30 – пробуждение
    9:00 – завтрак
    9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика
    11:00-12:30 – прогулка
    12:30-13:00 – обед
    13:30-15:30 – дневной сон
    16:00 – полдник
    16:30-18:00 – прогулка
    19:00 – ужин
    21:00 – поздний ужин
    21:30 – ночной сон

    Такой режим с незначительными изменениями сохраняется примерно до трех лет – возраста поступления в детское дошкольное учреждение. За несколько месяцев до начала посещения сада следует откорректировать режим, максимально приблизив его к «садиковскому», чтобы ребенку легче было адаптироваться. Педиатры советуют соблюдать режим не только в будние, но и в выходные дни.

    Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

    7:30 - пробуждение, утренний туалет
    8:00 – завтрак
    8:30 - 9:30 – занятия, игры, гимнастика
    10:00 – второй завтрак
    10:30-12:30 – прогулка
    12:30 – обед
    13:00-15:00 – дневной сон
    15:30 – полдник
    16:00-16:30 – игры, занятия
    16:30-18:00 – прогулка
    18:30 – ужин
    19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия
    20:00 – подготовка ко сну, купание
    20:30 – ночной сон

    Следующий важнейший рубеж жизни ребенка – поступление в школу. Распорядок дня первоклассника напрямую зависит от школьного распорядка и расписания дополнительных занятий: большинство школьников посещают творческие кружки и спортивные секции. Важно следить за тем, чтобы ребенок высыпался; проводил достаточно времени на свежем воздухе; выполнял домашние задания не «на ночь глядя», а ; успевал не только учиться, но и играть, и уделять время хобби и любимым занятиям.

    Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

    7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу
    8:00-12:00 – занятия в школе
    13:00 – обед, отдых, свободное время
    14:00-15:00 – выполнение домашнего задания
    15:30 – полдник
    16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций
    19:00 – ужин
    19:30-20:00 – игры, и свободное время
    20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры
    20:30-21:00 – чтение на ночь
    21:00 – сон

    При составлении распорядка дня важно помнить, что:

    • он должен быть гибким,
    • он должен быть разумным,
    • он должен учитывать интересы и потребности конкретного ребенка.

    Как приучить ребенка к режиму или распорядку

    (если по каким-либо причинам приучение не произошло в раннем возрасте, или если распорядок изменился)?

    1. Дети есть дети, поэтому в процессе приучения очень помогают игровые и соревновательные моменты - плакаты, расписания, флажки, галочки в графах, таймеры, оригинальные будильники и т.д.

    2. Старайтесь не отклоняться от режима даже ради обстоятельств (например, из-за прихода гостей).

    3. Учитывайте самочувствие ребенка (если оно плохое, то нужна корректировка режима).

    4. Не допускайте замены игр и прогулок компьютером, планшетом или телевизором.

    5. Начните с себя - если родители режим не соблюдают, то приучать к нему детей бесполезно.

    Мнение эксперта

    Ирина Кузьмина, психолог: «Как мне кажется, родители, отрицающие режим дня, просто заблуждаются относительно его отсутствия, а сомнения в его необходимости чаще основываются на стереотипах. Распорядок - это «плохо», это жизнь «в рамках», «отсутствие креативности» и т.д. А так как сейчас каждый второй растит своего ребенка как творческую личность, распорядок дня, по их мнению, – не способствует этому. Однако поясню: те родители, которые утверждают, что они не придерживаются режима, и что он не нужен, чаще всего не замечают, что на самом деле ребенок у них почти в одно и тоже время просыпается и засыпает, в определённое время любит играть и гулять и т.д. Родители отрицают «стандартный» режим и выстраивают на неосознанном уровне «свой» режим дня, который чаще всего совпадает с их распорядком.

    Режим, несомненно, нужен. Во-первых, любой педиатр скажет, что распорядок дня - основа здоровья ребенка, это не просто временные моменты «что и когда делать нужно», это то, что помогает развиваться и расти ребенку здоровым. Со своей стороны скажу, что и психологическое здоровье напрямую зависит от постоянства. Представьте, что ваш ребенок (старше года) засыпает и просыпается в разное время, соответственно и количество часов бодрствования у него разное, в итоге - утомляемость, ребенок раздражительный, агрессивный и подвержен заболеваниям. Во-вторых, распорядок дисциплинирует и помогает достигать поставленных целей. Например, ребенку необходимо научиться играть на скрипке, в его распорядке появляется время для занятий, соответственно «маленькими шагами» он приходит к цели.

    Кстати, распорядок нужен как взрослому, так и ребенку одинаково. Сначала он немного нужнее родителям, так как те из них, чьи детки живут «по режиму», более свободны во времени. Затем распорядок нужнее уже детям, особенно когда они идут в садик и в школу.

    Основное правило составления распорядка дня – он должен подходить и нравиться ребенку и вам! В формировании распорядка важно также учитывать биологические часы ребенка, не «ломать» его. Нет «правильного» распорядка, есть примерный план. Например, мы с мужем относимся к категории людей, про которых говорят, что они живут без распорядка, хотя он есть. Наш режим выстроен таким образом, что все мы высыпаемся, успеваем с детками несколько раз за день гулять, заниматься, играть и параллельно работать. У нас свой «осознанный режим».

    Фото - фотобанк Лори