Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Почему дети от страха закрывают глаза. Что нужно делать при мушках? Заболевания глаз, которым подвержены кошки

    Почему дети от страха закрывают глаза. Что нужно делать при мушках? Заболевания глаз, которым подвержены кошки

    Когда мы подходим к кому-нибудь на улице, Пумперникель демонстрирует все свои способности: если она узнает человека, то слегка наклоняет голову, застенчиво смотрит, будто поверх очков, и виляет низко опущенным хвостом. Совсем по-другому она приближается к кобелю, который ей нравится, - устремлена вперед, хвост высоко поднят, безупречная осанка… К подруге Пумперникель подходит расслабленно, с разинутой пастью, и слегка толкает ее в бок.


    Возможно, вы сейчас сидите в уютном кресле. Или, например, едете в метро, цепляясь за поручень, а книга втыкается в спину соседа. Скорее всего вы ничего не хотите сказать вашей позой: просто сидите, стоите, идете, лежите.

    В других контекстах положение вашего тела будет нести информацию. Бейсболист-кетчер приседает, когда готовится поймать мяч. Родитель садится на корточки и разводит руки, предлагая ребенку обнять его. Если во время пробежки вы видите знакомого, то останавливаетесь и приветствуете его. Или, напротив, увидев кого-то, поворачиваетесь и убегаете. Для животного с ограниченным вокальным репертуаром язык тела еще более важен. Собаки используют определенные позы для передачи определенной информации.

    У животных существует язык телодвижений, производимых тазом, головой, ушами, ногами, хвостом. Собаки интуитивно знают, как «перевести» эти движения; я поняла это после сотен часов наблюдения за собаками. Мы, должно быть, кажемся им очень скованными: собаки способны выразить что угодно, от игривости до агрессии, простым изменением положения тела. Мы же, вынужденные держать спину прямо, почти всегда сохраняем статичность позы или передвигаемся, совершая минимум «лишних» движений. Время от времени, слава богу, мы поворачиваем голову или размахиваем руками.

    Чарльз Дарвин пишет: «Даже человек не может выразить внешними знаками любовь и покорность так ясно, как это делает собака, когда с опущенными ушами, повисшими губами, изгибаясь и виляя хвостом, она встречает любимого хозяина".

    Для собак определенное положение тела может означать агрессивные намерения или, напротив, самоуничижение. Стоя прямо, в полный рост, с поднятой головой и навостренными ушами, собака сообщает о своей готовности взаимодействовать и даже сделать первый шаг. Вздыбленная шерсть на загривке и спине - это не только видимый признак возбуждения, но также средство подать запаховый сигнал при помощи кожных желез. Чтобы усилить эффект, собака может подняться на задние лапы, а иногда даже опереться на голову или спину другой собаки. Это утверждение своего доминантного положения. А вот поза, имеющая противоположное значение: собака горбится, опускает голову и уши, поджимает хвост или даже ложится и подставляет брюхо.

    Поведение собак в основном подчиняется принципу антитезы (противоположным по значению позам соответствуют противоположные эмоции). Выражение морды, прежде всего движение челюстей и положение ушей, также описывается этим правилом. Пасть может быть закрыта, открыта или расслаблена, губы приподняты, нос сморщен, зубы оскалены. Оскал с сомкнутыми челюстями символизирует подчинение; открытая пасть - растущий интерес; если собака показывает зубы - это демонстрация агрессии. Широко разинутая пасть без обнажения зубов (зевок) - это не признак скуки; напротив, он может означать беспокойство, смущение, стресс - собаки часто зевают, чтобы успокоить себя и окружающих. Уши также участвуют в общении: они бывают подняты, расслаблены, опущены, плотно прижаты к голове. Пристальное рассматривание означает угрозу, а отведение глаз, напротив, подчинение, попытку унять чужую тревогу или погасить возбуждение. Иными словами, в каждом случае есть свои крайности в пределах эмоционального континуума - от полнейшего спокойствия до тревоги и страха.

    Собачий хвост почти всегда в движении (а если нет, то это тоже имеет определенный смысл). Неподвижная, застывшая поза - своего рода восклицательный знак, показатель напряженности ситуации. Собачьи позы, как правило, непрерывно меняются - и положение хвоста тоже. К сожалению, никто еще не исследовал вполне значение хвоста для собак.

    В щенячестве черный хвост Пумперникель был тонким и походил на стрелу. Со временем он стал напоминать флаг. Шерсть на нем сбивается, и за нее цепляются листья. Кончик хвоста согнут: его прищемило дверцей машины. У него серпообразная форма, кончик направлен в сторону спины. Пумперникель поднимает хвост, когда рада или возбуждена; лежа, она радостно колотит им по земле при моем приближении. Когда хвост низко висит и неподвижен, это значит, что Пумперникель устала. Отсутствие интереса к какому-либо назойливому псу она выказывает, опуская хвост между ног. На прогулке большую часть времени ее хвост свободно висит и весело раскачивается туда-сюда. Мне нравится приближаться к ней медленно, наблюдая за тем, как ее хвост начинает сначала подрагивать, а потом вилять вовсю.

    Дешифровать «язык» собачьего хвоста непросто из-за огромного количества его «диалектов»: например, пышный «плюмаж» золотистого ретривера совершенно не похож на «штопор» мопса. Хвосты у собак бывают длинные и короткие, прямые и закрученные, висячие и постоянно стоящие торчком.

    Волчий хвост представляет собой нечто среднее между хвостами представителей разных собачьих пород: он длинный, слегка поросший шерстью и, как правило, опущен вниз. Первые этологи, анализировавшие различные положения волчьего хвоста, насчитали по меньшей мере тринадцать его позиций, имеющих тринадцать различных значений. Высоко поднятый хвост обозначает уверенность, самоутверждение или возбуждение (интерес, агрессию); опущенный говорит о подавленности, стрессе, тревоге. Поднятый хвост также обнажает область вокруг заднего прохода, позволяя самоуверенной собаке распространять свой запах. Напротив, зажатый между ног хвост, прикрывающий тыл, - это явное выражение подчинения и страха. Если собака просто ждет, ее хвост расслаблен, опущен, но не напряжен. Слегка приподнятый хвост - знак легкой заинтересованности или бдительности.

    Но ситуация не ограничивается уровнем подъема хвоста: собака им еще и машет. Виляние - это не только признак радости. Высоко поднятый, напряженный хвост может означать угрозу, особенно в сочетании с прямой осанкой. Быстро машущий, низко опущенный хвост - еще один признак подчинения (вспомните, как выглядит хвост собаки, которую вы застали жующей ботинок). Энергичность виляния хвостом указывает в некоторой степени на интенсивность эмоций. Легкое помахивание - это слабый интерес. Расслабленный, энергично машущий хвост обычно сопровождает поиск мячика в высокой траве или изучение нового следа. Общеизвестное радостное виляние, несомненно, отличается от всего: высоко поднятый или вытянутый хвост с силой описывает полукруги в воздухе - проявление восторга, которое ни с чем не перепутаешь. Даже замерший хвост имеет значение: не двигая хвостом, собака внимательно смотрит на мяч в вашей руке или ждет команду.

    Исследователи, которые изучают мозг собаки, попутно узнали нечто новое и о хвосте: виляние асимметрично. В среднем, хвост энергичнее движется вправо, когда собака видит человека или другое существо, которое представляет для нее интерес (например, кошку). А при встрече с незнакомой собакой ваш пес виляет хвостом (менее интенсивно, чем при встрече с вами) преимущественно влево. Это можно заметить, медленно просмотрев видеозапись (очень рекомендую), - если только ваша собака не предпочитает вилять хвостом вверх-вниз.

    Пумперникель встряхивается всем телом, с головы до хвоста. Это похоже на пунктуационный знак, только я пока не понимаю, какой именно. Она встряхивается, когда испытывает неуверенность или хочет подытожить ситуацию, а иногда и просто так.

    Собака весьма выразительно пользуется телом: она общается и при помощи движений. Даже паузы между взаимодействиями наполнены движением. Когда собака встряхивается, ее шкура буквально ходит ходуном. Так пес обозначает, что покончил с занятиями одного рода и переходит к другим. Не у всех собак шерсть на загривке способна вставать дыбом, длинный хвост - размашисто вилять, а уши - приподниматься в знак любопытства. Когда косматая венгерская овчарка (комондор) приближается к другим собакам, ни ее глаза, ни уши не видны из-под длинных «дредов». Выводя собак, обладающих определенным, устраивающим нас экстерьером, мы снижаем их коммуникативные способности. Так, лексикон собаки с купированным хвостом беднее, чем собаки с целым.

    Исследования сигналов, используемых десятью различными собачьими породами, подтверждают это. Если сравнить поведение английского той-спаниеля, французского бульдога, сибирской лайки и так далее, обнаружится отчетливая связь между внешностью собаки и количеством используемых сигналов. Животные, чей экстерьер (по сравнению с волком) заметнее всего изменился в процессе одомашнивания (например, той-спаниель), посылают меньше всего сигналов. Эти так называемые педоморфные, или неотенические собаки, сохраняющие в зрелом возрасте щенячьи черты, меньше всего напоминают взрослых волков. Зато лайки, которые внешне и генетически близки к Canis lupus, подают почти такие же сигналы, как и волки.

    Учитывая то, что многие невербальные сигналы содержат информацию о статусе, силе, намерениях животного, способность их посылать собаки во многом утрачивают в мире, где собаками руководят люди. Но те же самые сигналы, которые используются в общении между животными, также можно применять и для донесения информации до человека. Идя по улице, я заворачиваю за угол и чуть не наступаю на незнакомую собаку, идущую на длинном поводке. Она немедленно приседает, энергично виляет опущенным хвостом и пытается лизнуть меня в лицо. Так она старается убедить меня в своих мирных намерениях.

    Решать эту загадку взялись психологи из Кембриджского университета (Великобритания). Сначала они провели опрос среди 3- и 4-летних детей, выясняя, сможет ли их кто-то увидеть, если у них на глазах будет повязка. И можно ли увидеть другого человека с такой же повязкой на глазах. Почти все малыши ответили, что да, повязка на глазах - это хороший способ спрятаться от других, и что человека с повязкой невозможно заметить.

    Тогда учёные предприняли довольно остроумный эксперимент. Они надевали детям два разных вида очков: одни - с полностью затемнёнными стёклами, через которые ничего нельзя было увидеть, и другие - с зеркальными стёклами, через них ребёнок видел то, что делается вокруг, но заметить его глаза было невозможно, зеркальная поверхность всё отражала. Так психологи надеялись выяснить, что важнее: способность видеть самому или возможность увидеть другому человеку глаза ребёнка.

    К сожалению, не все дети поняли, в чём фокус зеркальных очков. Лишь семеро из тридцати семи осознали, что они могут видеть глаза других, но при этом их собственные глаза спрятаны. Однако из этих семи детей шестеро были убеждены, что их не видят независимо от того, в чёрных они очках или зеркальных. То есть, чтобы стать невидимым, нужно просто спрятать свои глаза от других. При этом, что любопытно, дети охотно признавали, что их голова и тело хорошо видны. Что говорит о том, как дети воспринимают собственное «я»: «я» для них отделено от тела, «я» можно спрятать, при том что тело будет оставаться на виду.

    Очевидно, решающее значение имеет зрительный контакт между ребёнком и другим человеком. В последующих экспериментах удалось выяснить, что дети считают себя незамеченными ровно столько, сколько удаётся не встречаться с кем-нибудь взглядом. И другой человек тоже считался «невидимкой», пока ребёнок не мог поймать его взгляд. Эти результаты подтвердились и тогда, когда вместо живых «напарников» дети играли с куклами. Словом, для того чтобы увидеть человека или чтобы самому стать увиденным, необходимо обоюдное внимание. Эти результаты могут сыграть большую роль в лечении аутизма: возможно, у детей с аутизмом получится пробудить интерес к окружающим, если как чаще стараться установить с ними зрительный контакт.

    Симптом вспышки света - это ложное ощущение, которое возникает в глазах. При этом человек видит светящиеся изображения различной формы. Они могут быть в виде молний, шаров, вспыхивающих пятен различного цвета.

    Симптомы появления вспышек в глазах

    Симптом вспышек в глазах это один из распространенных глазных жалоб. Очень часто сочетается с жалобой появления летающих мушек перед глазом. Как правило свидетельствует о наличии нарушений в сетчтатке.

    Причины возникновения вспышек в глазах.

    Вспышки перед глазами могут быть довольно безвредным симптомом, связанным с обычным переутомлением глаз. Однако причина вспышек в глазах может быть индикатором наличия серьезной проблемы, которая требует незамедлительного лечения. Перечислим основные причины вспышек в глазах.

    1.Задняя отслойка стекловидного тела . Стекловидное тело - это гелеобразное вещество, которое заполняет центральную часть глаза и прикрепляется к сетчатке. С возрастом, стекловидное тело сжимается и отслаиваться от своего места. Стекловидное тело тянет сетчатку и вызывает вспышки света в глазах. Появляются подобные симптомы при движении глаза. Специального лечения не существует. Однако при подобном диагнозе необходимо проходить регулярное глазное обследование, Симптомы отслойки стекловидного тела могут скрывать развитие более грозного заболевания - отслойки сетчатки. которое может привести к необратимой потере зрения.

    Задняя отслойка стекловидного тела видео

    2.Отслойка сетчатки и разрывы сетчатки . Вспышки света перед глазами могут быть признаком начала отслоения сетчатки. Особенно стоит обратить внимание если эти симптомы появились у вас после интенсивной физической нагрузке или сильного стресса. Вспышки света могут сопровождаться появлением завесы перед глазом и резким снижением зрения. Отслойка сетчатки требует оказания неотложной медицинской помощи.

    3.Мигрень . Перед приступами головной боли могут появляться зрительные симптомы Вспышки света, при этом могу выглядеть как яркие белые зигзагообразные линий, блёстки или геометрические узоры часто сопровождают мигрень. Вспышки обычно появляются в периферийных полях зрения и могут появляться на одном или двух глазах. Легкие световые вспышки в глазах могут происходить и без головной боли. Это явление, называется - глазная мигрень. Лечением этой проблемы занимаются врачи неврологи.


    4.Сосудистые заболевания (гипертоническая болезнь, сахарный диабет и др.) Иногда при хронических сосудистых общих заболеваниях люди жалуются на периодическое появление вспышек перед глазами в темноте или при закрытых глазах. Связано это с кратковременными спазмами и нарушением кровообращения в самой ткани сетчатки.


    5.Внутричерепные опухоли затылочной доли головного мозга . Вспышки света при этой причине бывают различного цвета и формы. Носят постоянный характер.


    6.Воспалительные заболевания сетчатки и сосудистой оболочки (ретинит, хориоидит). Всегда сопровождаются с дополнительными симптомам воспаления: снижения зрения и затуманенности глаза.


    7.Травма глаза или удар по голове может привести к появлению вспышек света перед глазами. Передозировка некоторыми лекарственными препаратами так же может привести к человеку, чтобы видеть вспышки света.


    Лечение вспышек света в глазах

    В большинстве случаев зрительный симптом “вспышки света в глазах” возникают однократно и не повторяются. При задней отслойке стекловидного тела пациентов может беспокоить периодические вспышки в глазах, однако они не требуют специального лечения. В остальных случаях чтобы устранить проблему вспышек света в глазах, необходимо выяснить причину ее возникновения. Например, при ретинитах и хориоидитах, после лечения, вспышки в глазах полностью проходят.

    Иногда, для выявления причин и лечения вспышек в глазах необходимо комплексное обследование не только у врача-офтальмолога, но и у невролога, терапевта и эндокринолога.

    Многие родители, столкнувшись с проявлениями аутизма, остаются в недоумении, что заставляет их детей вести себя так, а не иначе. На вопрос: «Почему дети с аутизмом так делают?» отвечают эксперты – терапевт Шелли О’Доннелл, логопед Джим Манчини и Эмили Растал, клинический психолог. Кроме того, свои ответы дает Оуэн – взрослый аутист.

    Почему многие дети с аутизмом… Избегают глазного контакта

    Джим Манчини: По разным причинам. Нужно различать детей, которые активно избегают глазного контакта, и детей, которые не научились, как использовать взгляд при коммуникации. Для тех детей, которые активно отводят взгляд, по всей видимости, причиной является сенсорный компонент, который делает прямой взгляд неприятным для них.

    Эмили Растал: Одна из самых основных проблем у людей с аутизмом – это сложность в координации вербальных и невербальных средств общения. Например, говоря с кем-то, ребенок может просто забыть установить глазной контакт. Из-за этого часто непонятно, к кому обращена речь ребенка. Кроме того, люди с аутизмом часто не могут понять коммуникативные сигналы, которые передаются через глазной контакт. Они не могут прочесть выражения глаз другого человека. Поэтому их не привлекают глаза как источники информации.

    Шелли О’Доннелл: Из-за проблем с пониманием выражения лиц у родителей, воспитателей и других детей.

    Оуэн: Мне слишком сложно одновременно уделять внимание тому, что говорит человек, и при этом смотреть на него. Я могу или смотреть в глаза, или слушать, что мне говорят.

    Почему многие дети с аутизмом… Закрывают глаза/лицо/уши руками

    Шелли О’Доннелл: Объяснений может быть несколько. Например, когда ребенок прикрывает лицо руками, чтобы отгородиться от слишком сильного сенсорного стимула. Или это попытка саморегуляции и самоконтроля. А также это может быть выражением эмоций страха или тревоги. Многие дети с аутизмом имеют слуховую чувствительность к специфическим звукам, таким как пожарная сирена, плач ребенка или звук сливного бачка. Прикрывая уши, они снижают силу слухового раздражителя.

    Эмили Растал: Дети с аутизмом гипер-чувствительны к звуковым стимулам. Звуки, которые кажутся нормальными обычным людям, для них звучат слишком громко и неприятно.

    Джим Манчини: Прикрывание ушей руками часто может быть приобретенным поведением, которое связано с тревогой, так как ребенок боится потенциально неприятных звуков.

    Оуэн: Слишком много сенсорных раздражителей и информации для восприятия.

    Почему многие дети с аутизмом… Легко вздрагивают

    Шелли О’Доннелл: Когда дети легко вздрагивают, это означает, что они боятся чего-то неожиданного для них. У ребенка с аутизмом очень часто есть нужда в отсечении неважных для него социальных стимулов и факторов окружения. И это значит, он всегда не готов ни к чему, кроме заученной комфортной рутины. Отсюда – страх и вздрагивание.

    Эмили Растал: Это может быть повышенная чувствительность к окружению. Звук, который обычные люди легко переносят, пугает того, кто сильнее подвержен влиянию звуковой стимуляции.

    Оуэн: Я часто слишком занят, думая о чем-то своем, а не о том, что меня непосредственно окружает. Неожиданность – вот от чего я вздрагиваю.

    Почему многие дети с аутизмом… Повторяют слова и фразы (эхолалия)

    Эмили Растал: Одна из основных проблем с коммуникацией при аутизме – это тенденция повторять слова или фразы, которые ребенок слышит в своем окружении (эхолалия). Поскольку «языковой центр» мозга испытывает трудности с продуцированием собственной речи, слов, фраз, он копирует то, что слышит в окружении и использует вместо собственных слов и предложений. Дети с аутизмом используют набор заученных фраз как записную книжку, из которой они читают записи в любое время дня.

    Джим Манчини: Повторение слов или эхолалия – это типичный для детей с аутизмом стиль обучения. Дети с аутизмом часто учат язык готовыми кусками, а не в виде отдельных слов. Кроме того, повторение слов часто служит коммуникативной цели, например, как синоним положительного ответа «да». Или повторение помогает обработать информацию.

    Шелли О’Доннелл: Эхолалия часто присуща ребенку с аутизмом, у которого сложности с использованием спонтанного фразового языка. Эхолалия также может быть фазой в развитии. Работа с логопедом помогает при выработке стратегий для терапии. По мере того, как дети развивают собственные речевые навыки, они могут повторять фразы (например, из мультфильмов) в качестве попытки встроиться в социальное окружение, или же пытаются таким образом задавать вопросы при общении, чтобы сделать коммуникацию более предсказуемой.

    Шелли О’Доннелл: Очень сложно сказать, почему некоторые дети с аутизмом не могут выразить себя вербально. Если им будут доступны альтернативные способы коммуникации, такие как жесты, картинки, печатание слов или электронные синтезаторы речи, это очень поможет им в социальном развитии.

    Оуэн: Не могу ничего объяснить на эту тему, так как я говорю.

    Почему некоторые дети с аутизмом… Ходят на пальцах ног

    Шелли О’Доннелл: Хождение на пальцах ног может быть приобретенной привычкой (многие малыши ходят на пальцах ног) или может быть связано с трудностями с координацией движений, напряженным ахилессовым сухожилием или с проблемами в сенсорном восприятии. Хождение на пальцах также часто встречается с другими неврологическими расстройствами или нарушениями развития, такими как церебральный паралич.

    Эмили Растал: Детям с аутизмом часто присуще стереотипическое моторное поведение, примером которого может быть хождение на пальцах ног. Есть гипотеза, что хождение на пальцах снижает чрезмерную стимуляцию в ногах, которая возникает, когда ребенок становится на всю стопу.

    Оуэн: Мне больно ходить без туфель.

    Почему многие дети с аутизмом… Делают взмахи руками (руки-крылышки)

    Шелли О’Доннелл: У детей с аутизмом есть тенденция к повторяемому моторному поведению (стереотипиям), такому как крупные или мелкие взмахи руками. Это движение кисти и всей руки может сопровождаться другими моторными особенностями, такими как прыжки или кручение головой.

    Джим Манчини: Повторяемое моторное поведение – — такое как взмахи руками (а также напряжение частей тела, прыжки или «танцы»), часто связано с сильными эмоциями (возбуждением или огорчением). Подобное поведение есть и у маленьких детей, которые в конечном итоге «перерастают» это поведение.

    Эмили Растал: Это поведение может быть попыткой самоуспокоения и/или попытками воздействовать на ситуацию, когда ребенок с аутизмом сталкивается с чем-то, что воспринимается как чрезмерно расстраивающее/возбуждающее/беспокоящее/вызывающее скуку.

    Оуэн: Это способ выразить эмоцию, разрядиться, когда я возбужден или нервничаю.

    Почему многие дети с аутизмом… Любят крутиться и прыгать

    Шелли О’Доннелл: Кружения и прыжки – это тоже примеры стереотипий. Когда ребенок кружится или прыгает, он активизирует вестибулярный аппарат. Ребенок может искать вестибулярной стимуляции, чтобы вызвать приятные ощущения и/или испытать приятное возбуждение.

    Эмили Растал: Да, говоря другими словами, дети с аутизмом ищут дополнительную сенсорную стимуляцию от окружения (поскольку не получают ее достаточно). Они также могут использовать кружение и прыжки как способ выплеснуть эмоции (когда они напряжены, волнуются или что-то им неприятно). Кружась и прыгая можно почувствовать себя «под контролем» и «уверенным в себе».