Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Перкуссия легких у детей. Дыхательная система: топографическая перкуссия легких

    Перкуссия легких у детей. Дыхательная система: топографическая перкуссия легких

    Определение границ легких имеет большое значение для диагностики многих патологических состояний. Умение перкуторно выявить смещение органов грудной клетки в ту или иную сторону позволяет уже на этапе осмотра пациента без применения дополнительных методов исследования (в частности, рентгенологических) заподозрить наличие определенного заболевания.

    Как измерить границы легких?

    Конечно, можно воспользоваться инструментальными методами диагностики, сделать рентгеновский снимок и по нему оценить, как расположены легкие относительно костного каркаса грудной клетки. Однако лучше всего это сделать, не подвергая облучению пациента.
    Определение границ легких на этапе осмотра осуществляется методом топографической перкуссии. Что это такое? Перкуссия – исследование, в основе которого лежит выявление звуков, возникающих при постукивании по поверхности тела человека. Звук меняется в зависимости от того, в какой именно области происходит исследование. Над паренхиматозними органами (печень) или мышцами он получается глухим, над полыми органами (кишечник) – тимпаническим, а над заполненными воздухом легкими приобретает особое звучание (легочный перкуторный звук).
    Выполняется данное исследование следующим образом. Одна рука кладется ладонью на область исследования, два или один палец второй руки ударяют по среднему пальцу первой (плессиметру), как молот по наковальне. В результате можно услышать один из вариантов перкуторного звука, о которых уже упоминалось выше. Перкуссия бывает сравнительной (звук оценивается в симметричных областях грудной клетки) и топографической. Последняя как раз и предназначена для того, чтобы определить границы легких.

    Как правильно проводить топографическую перкуссию?

    Палец-плессиметр устанавливается в точку, с которой начинается исследование (например, при определении верхней границы легкого по передней поверхности оно начинается над средней частью ключицы), а затем смещается к точке, где ориентировочно данное измерение должно закончиться. Предел определяется в области, где легочный перкуторный звук становится тупым.
    Палец-плессиметр для удобства исследования должен лежать параллельно искомой границе. Шаг смещения составляет примерно 1 см. Топографическая перкуссия, в отличие от сравнительной, выполняется несильным (тихой) постукиванием.

    Верхний предел

    Положение верхушек легких оценивают как спереди, так и сзади. На передней поверхности грудной клетки ориентиром служит ключица, на задней – седьмой шейный позвонок (он имеет длинный остистый отросток, по которому его легко можно отличить от других позвонков). Верхние границы легких располагаются в норме следующим образом:

  • Спереди выше уровня ключицы на 30-40 мм.
  • Сзади обычно на одном уровне с седьмым шейным позвонком.
  • Исследования следует выполнять так:

  • Спереди палец-плессиметр кладется над ключицей (примерно в проекции ее середины), а затем смещается вверх и к внутренней части, пока перкуторный звук не станет тупым.
  • Сзади исследование начинают от середины ости лопатки, а затем палец-плессиметр перемещается вверх таким образом, чтобы оказаться сбоку от седьмого шейного позвонка. Перкуссия выполняется до появления глухого звука.
  • Смещение верхних границ легких

    Смещение границ вверх происходит из-за чрезмерной воздушности легочной ткани. Такое состояние характерно для эмфиземы – заболевания, при котором происходит перерастяжение стенок альвеол, а в некоторых случаях и их разрушение с образованием полостей (булл). Изменения в легких при эмфиземе носят необратимый характер, альвеолы раздуваются, способность спадаться теряется эластичность резко снижается. Границы легких человека (в данном случае пределы верхушки) могут смещаться вниз. Это обусловлено снижением воздушности легочной ткани, состоянием, что является признаком воспаления или его последствий (разрастание соединительной ткани и сморщивания легкого). Границы легких (верхние), расположены ниже нормального уровня, – диагностический признак таких патологий, как туберкулез, пневмония, пневмосклероз.

    Нижняя граница

    Для ее измерения нужно знать основные топографические линии грудной клетки. Метод основан на перемещении рук исследователя с указанным линиям сверху вниз до изменения перкуторного легочного звука в тупой. Следует также знать, что передняя граница левого легкого не симметричная правом за счет наличия кармана для сердца.
    Спереди нижние границы легких определяют по линии, проходящей по боковой поверхности грудины, а также по линии, спускающейся вниз от середины ключицы. Сбоку важными ориентирами являются три подмышечные линии – передняя, средняя и задняя, которые начинаются от переднего края, центра и заднего края подмышечной впадины соответственно. Сзади край легких определяется относительно линии, которая спускается от угла лопатки, и линии, расположенной сбоку от позвоночника.

    Смещение нижних границ легких

    Следует отметить, что в процессе дыхания объем этого органа меняется. Поэтому нижние границы легких в норме смещаются на 20-40 мм вверх и вниз. Стойкое изменение положения границы свидетельствует о патологическом процессе в грудной клетке или брюшной полости.
    Легкие чрезмерно увеличиваются при эмфиземе, что приводит к двустороннему смещение границ вниз. Другими причинами могут стать гипотония диафрагмы и выраженное опущение органов живота. Нижняя граница смещается вниз из одной стороны в случае компенсаторного расширения здорового легкого, когда второе находится в спавшемся состоянии в результате, например, тотального пневмоторакса, гидроторакса и пр.
    Вверх границы легких перемещаются обычно вследствие сморщивания последних (пневмосклероз), спадение доли в результате обструкции бронха, скопление в плевральной полости экссудата (в результате чего легкое спадается и поджимается к корню). Патологические состояния в брюшной полости также способны смещать легочные границы вверх: например, скопление жидкости (асцит) или воздуха (при перфорации полого органа).

    Границы легких в норме: таблица

    Нижние границы у взрослого человека
    Область исследования
    Правое легкое
    Левое легкое
    Линия у боковой поверхности грудины
    5 межреберье
    -
    Линия, спускающаяся от середины ключицы
    6 ребро
    -
    Линия, берущая начало от переднего края подмышечной впадины
    7 ребро
    7 ребро
    Линия, идущая от центра подмышечной впадины
    8 ребро
    8 ребро
    Линия от заднего края подмышечной впадины
    9 ребро
    9 ребро
    Линия, спускающаяся от угла лопатки
    10 ребро
    10 ребро
    Линия сбоку от позвоночника
    11 грудной позвонок
    11 грудной позвонок
    Расположение верхних легочных границ описано выше.

    Изменение показателя в зависимости от телосложения

    У астеников легкие вытянуты в продольном направлении, поэтому они нередко опускаются чуть ниже общепринятой нормы, заканчиваясь не на ребрах, а в межреберных промежутках. Для гиперстеников, наоборот, характерно более высокое положение нижней границы. Легкие у них широкие, приплюснутые по форме.

    Как расположены легочные границы у ребенка?

    Строго говоря, границы легких у детей практически соответствуют таковым у взрослого человека. Верхушки этого органа у парней, которые не достигли еще дошкольного возраста, которые не определяются. Позже они оказываются спереди на 20-40 мм выше середины ключицы, сзади – на уровне седьмого шейного позвонка.
    Расположение нижних границ рассмотрены в таблице ниже.
    Границы легких (таблица)
    Область исследования
    Возраст до 10 лет
    Возраст старше 10 лет
    Линия, идущая от середины ключицы
    Справа: 6 ребро
    Справа: 6 ребро
    Линия, берущая начало от центра подмышечной впадины
    Справа: 7-8 ребро Слева: 9 ребро
    Справа: 8 ребро Слева: 8 ребро
    Линия, спускающаяся от угла лопатки
    Справа: 9-10 ребро Слева: 10 ребро
    Справа: 10 ребро Слева: 10 ребро
    Причины смещения легочных границ у детей вверх или вниз относительно нормальных значений те же, что и у взрослых.

    Как определить подвижность нижнего края органа?

    Выше уже говорилось о том, что при дыхании нижние границы смещаются относительно нормальных показателей вследствие расширения легких на вдохе и уменьшение на выдохе. В норме такой сдвиг возможен в пределах 20-40 мм вверх от нижней границы и столько же вниз. Определение подвижности осуществляют тремя основными линиями, начиная от середины ключицы, центра подмышечной впадины и угла лопатки. Исследования проводят следующим образом. Сначала определяют положение нижней границы и делают отметку на коже (можно ручкой). Затем пациента просят глубоко вдохнуть и задержать дыхание, после чего снова находят нижнюю границу и делают отметку. И в заключение определяют положение легкого при максимальном выдохе. Теперь, ориентируясь на оценки, можно судить о том, как смещается легкое по своей нижней границы. При некоторых заболеваниях подвижность легких заметно снижается. Например, это происходит при спайках или большом количестве экссудата в плевральных полостях, потери легкими эластичности при эмфиземе и др.

    Трудности при проведении топографической перкуссии

    Данный метод исследования непростое и требует определенных навыков, а лучше – еще и опыта. Осложнения, возникающие при его применении, обычно связаны с неправильной техникой выполнения. Что касается анатомических особенностей, способных создать исследователю проблемы, в основном это выраженное ожирение. Вообще легче всего выполнять перкуссию на астениках. Звук получается четкий и громкий.
    Что нужно сделать, чтобы без труда определить границы легкого?

  • Точно знать, где, как и какие именно границы нужно искать. Хорошая теоретическая подготовка – залог успеха.
  • Двигаться от ясного звука до тупого.
  • Палец-плессиметр должен лежать параллельно определяемой границе, двигаться следует перпендикулярно к ней.
  • Руки должны быть расслаблены. Перкуссия не требует значительных усилий.
  • И, конечно же, очень важен опыт. Практика придает уверенность в своих силах.

    Подведем итог

    Перкуссия – очень важный в диагностическом плане метод исследования. Она позволяет заподозрить многие патологические состояния органов грудной клетки. Отклонения границ легких от нормальных показателей, нарушение подвижности нижнего края – симптомы некоторых серьезных заболеваний, своевременная диагностика которых важна для проведения полноценного лечения.

    Дата публикации: 22.05.17

    Кафедра детских болезней с курсом детских инфекций.

    Итоговая аттестация.

    Объективный структурированный клинический экзамен ОСКЭ

    Дисциплина

    «Детские болезни»

    Студенты 4 курс о/м фак-а.

    Уч. год.

    Порядок и последовательность выполнения этапов ОСКЭ.

    Эталоны ответов.

    Этап № 1

    Методика перкуссии сердца у детей

    (определение границ сердечной тупости).

    При непосредственной перкуссии согнутыми пальпациями следует использовать не два-три, а только один перкутирующий палец, а при опосредованной перкуссии пальцем по пальцу накладывать палец-плессиметр только 1 фалангой и перкутировать по тыльной поверхности 1 фаланги. При этом создается некоторое сгибание пальца-плессиметра. Для перкуссии левой границы сердца у грудных детей и детей с увеличенным сердцем существует только один относительно точный способ - так называемая ортоперкуссия, т.е. перкуссия строго в сагиттальном плоскости. Для такой перкуссии палец-плессиметр га дуге перехода передней поверхности грудной клетки в боковую прижимается к поверхности не всей плоскостью подушечки пальца, а только боковой поверхностью, а перкутирующий палец наносит удар по пальцу-плессиметру строго в переднезаднем направлении.

    Этап № 2

    Методика аускультации сердца:

    Выслушивание сердца проводится у спокойного ребенка в различных положениях: лежа на спине, лежа на левом боку, стоя. Аускультация проводится на высоте вдоха при задержке дыхания и при полном выдохе. Порядок выслушивания сердца:

    1. верхушка сердца (митральный клапан);
    2. основание сердца (2 межреберье справа - аорта);
    3. основание сердца (2 межреберье слева - легочная артерия);
    4. у места прикрепления мечевидного отростка к грудине (трехстворчатый клапан);
    5. у места прикрепления 3-4 ребра к грудине слева (аорта).

    После выслушивания основных точек обязательно прослушать всю область сердца, дать характеристику тонов сердца в каждой точке, а затем охарактеризовать выслушиваемые шумы.

    Этап № 3

    Методика перкуссии и аускультации легких у детей.

    Передняя поверхность грудной клетки перкутируется в положении лежа. При перкуссии у старших детей передняя поверхность легких перкутируется в лежачем положении, а задняя - в сидящем. Больной должен находится справа от врача.

    При определении границ легких топографической перкуссией палец-плессиметр располагается параллельно искомой границе (ребрам), а в межлопаточной области – параллельно позвоночнику.

    Определение высоты стояния верхушек легких начинают спереди. Палец-плессиметр ставят над ключицей, концевой фалангой касаясь наружного края грудного-кдючично-сосцевидной мышцы. Перкутирует по пальцу –плессиметру, передвигая его верх до появления укорочения звука. В норме этот участок находится на расстоянии 2-4 см. от середины ключицы. Отметку границы производят по стороне пальца-плессиметра, обращенной к ясному звуку. Сзади перкуссию верхушек ведут от spina scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка. При первом появлении укорочения перкуторного звука перкуссию прекращают. В норме высота стояния верхушек сзади определяется на уровне остистого отростка VII шейного позвонка.

    Определения ширины полей Кренига проводят с помощью опосредованной перкуссии. Палец-плессиметр ставят на середину верхнего края трапециевидной мышцы. От этой точки проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления. Полученное расстояние между двумя дальними точками – ширина полей Кренига.

    При выслушивании нужно уяснить вначале характер основного дыхательного шума, а затем оценить побочные шумы. Положение больного может быть любым – сидя, лежа и т.д. Из-за беспокойства маленьких детей выслушивание их жестким стетоскопом затруднительно, а иногда и совсем невозможно. Поэтому лучше пользоваться мягким стетоскопом.

    Этап № 4

    Целью исследования является определение высоты стояния верхушек легких спереди и сзади, ширины полей Кренига, нижних границ легких и подвижности нижнего края легких. Правила топографической перкуссии:

      перкуссия проводится от органа, дающего громкий звук, к органу, дающему тупой звук, то есть от ясного к тупому;

      палец-плессиметр располагается параллельно определяемой границе;

      граница органа отмечается по стороне пальца-плессиметра, обращенного в сторону органа, дающего ясный легочный звук.

    Определение верхних границ легких производится путем перкуссии легочных верхушек спереди над ключицей или сзади над остью лопатки. Спереди палец-плессиметр устанавливают над ключицей и перкутируют вверх и медиально до притупления звука (кончик пальца при этом должен следовать по заднему краю кивательной мышцы). Сзади перкутируют от середины надостной ямки по направлению к VII шейному позвонку. В норме высота стояния верхушек легких определяется спереди на 3-4 см выше ключицы, а сзади находится на уровне остистого отростка VII шейного позвонка. Больной находится в положении стоя или сидя, а врач — стоя. Перкуссия проводится слабым ударом (тихая перкуссия). Топографическую перкуссию начинают с определения высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига.

    Определение высоты стояния верхушек легкого спереди: палец-плессиметр кладут в надключичную ямку непосредственно над ключицей и параллельно последней. Пальцем-молоточком наносят 2 удара по пальцу-плессиметру и затем перемещают его вверх таким образом, чтобы он располагался параллельно ключице, а ногтевая фаланга упиралась в край кивательной мышцы (m. Sternocleidomastoideus). Перкуссию продолжают до изменения перкуторного звука с громкого на тупой, отмечаяя границу по краю пальца-плессиметра, обращенному к ясному перкуторному звуку. Сантиметровой лентой измеряют расстояние от верхнего края середины ключицы до отмеченной границы (высота стояния верхушки легкого спереди над уровнем ключицы).

    Определение высоты стояния верхушки легкого сзади: палец-плессиметр кладут в надостную ямку непосредственно над остью лопатки. Палец направляется параллельно ости, середина средней фаланги пальца располагается над серединой внутренней половины ости. Пальцем-молоточком наносят слабые удары по пальцу-плессиметру. Перемещая палец-плессиметр вверх и кнутри по линии, соединяющей середину внутренней половины ости лопатки с точкой, располагающейся посередине между VII шейным позвонком и наружным краем сосцевидного конца трапециевидной мышцы, продолжают перкуссию. При изменении перкуторного звука с громкого на тупой перкуссию прекращают и отмечают границу по краю пальца-плессиметра, обращенному к ясному легочному звуку. Высота стояния верхушки легкого сзади определяется по остистому отростку соответствующего позвонка.

    Определение ширины полей: Кренига: палец-плессиметр кладут на передний край трапециевидной мышцы над серединой ключицы. Направление пальца проходит перпендикулярно переднему краю трапециевидной мышцы. Пальцем-молоточком наносят слабые удары по пальцу-плессиметру. Перемещая палец-плессиметр кнутри, продолжают перкуссию. По изменению перкуторного звука с громкого на тупой отмечают границу по краю пальца-плессиметра, обращенному кнаружи (внутренняя граница поля Кренига). После этого палец-плессиметр возвращают в исходное положение и продолжают перкуссию, перемещая палец-плессиметр кнаружи. При изменении перкуторного звука с громкого на тупой перкуссию прекращают и отмечают границу по краю пальца-плессиметра, обращенного кнутри (наружная граница поля Кренига). После этого сантиметровой лентой измеряют расстояние от внутренней границы поля Кренига до наружной (ширина поля Кренига). Аналогичным образом определяют ширину поля Кренига другого легкого. Смещение вниз высоты стояния верхушек легких и уменьшение ширины полей Кренига наблюдаются при сморщивании верхушек легких туберкулезного происхождения, пневмосклерозе, развитии инфильтративных процессов в легких. Увеличение высоты стояния верхушек легких и расширение полей Кренига наблюдается при повышенной воздушности легких (эмфиземе легких) и во время приступа бронхиальной астмы.

    Определение нижней границы правого легкого перкуссия проводится в определенной последовательности по следующим топографическим линиям:

      по правой окологрудинной линии;

      по правой срединно-ключичной линии;

      по правой передней подмышечной линии;

      по правой средней подмышечной линии;

      по правой задней подмышечной линии;

      по правой лопаточной линии;

      по правой околопозвоночной линии.

    Перкуссию начинают с определения нижней границы правого легкого по окологрудинной линии. Палец-плессиметр кладут на II межреберье параллельно ребрам так, чтобы правая окологрудинная линия пересекла среднюю фалангу пальца посередине. Пальцем-молоточком наносят по пальцу-плессиметру слабые удары. Перемещая палец-плессиметр последовательно вниз (по направлению к печени), продолжают перкуссию. Положение пальца-плессиметра каждый раз должно быть таким, чтобы его направление было перпендикулярно линии перкуссии, а окологрудинная линия пересекала основную фалангу посередине. При изменении перкуторного звука с громкого на тупой (не притупленный, а именно тупой) перкуссию прекращают и отмечают границу по краю пальца-плессиметра, обращенному кверху (к легкому). После этого определяют, на уровне какого ребра найдена нижняя граница легкого по данной топографической линии. Для определения уровня найденной границы визуально находят angulus Ludovici (на этом уровне прикрепляется II ребро к грудине) и, пропальпировав большим и указательным пальцами II ребро, последовательно прощупывают по данной топографической линии III, IV, V и т. д. ребра. Таким образом находят на уровне какого ребра располагается найденная нижняя граница легкого по данной топографической линии. Такую перкуссию проводят по всем вышеназванным топографическим линиям и в указанной ранее последовательности. Исходным положением пальца-плессиметра для определения нижней границы легкого являются: по срединно-ключичной линии — на уровне II межреберья, по всем подмышечным линиям — на уровне вершины подмышечной впадины, по лопаточной линии — непосредственно под нижним углом лопатки, по околопозвоночной линии — с уровня ости лопатки. При перкуссии по передним и задним топографическим линиям руки больного должны быть опущены. При перкуссии же по всем подмышечным линиям руки больного должны быть сложены в замок над головой. Нижнюю границу легкого по окологрудинной, срединно-ключичной, всем подмышечным линиям и по лопаточной линии определяют по отношению к ребрам, по околопозвоночной линии — по отношению к остистым отросткам позвонков.

    Определение нижней границы левого легкого: перкуторное определение нижней границы левого легкого производится аналогично определению границ правого легкого, но с двумя особенностями. Во-первых, перкуссия ее по окологрудинной и срединно-ключичной линиям не проводится, так как этому препятствует сердечная тупость. Перкуссия проводится по левой передней подмышечной линии, левой средней подмышечной линии, левой задней подмышечной линии, левой лопаточной линии и левой околопозвоночной линии. Во-вторых, перкуссия по каждой топографической линии прекращается при изменении ясного легочного звука на притупленный по лопаточной, околопозвоночной и задней подмышечной линиям и на тимпанический — по передней и средней подмышечным линиям. Такая особенность обусловлена влиянием газового пузыря желудка, занимающего пространство Траубе.

    Таблица. Нормальное положение нижних границ легких

    Следует иметь в виду, что у гиперстеников нижний край может быть на одно ребро выше, а у астеников — на ребро ниже нормы. Смещение нижних границ легких вниз (обычно двустороннее) наблюдается при остром приступе бронхиальной астмы, эмфиземе легких, опущении внутренних органов (спланхноптозе), астении в результате ослабления мышц брюшного пресса. Смещение нижних границ легких вверх (обычно одностороннее) наблюдается при пневмофиброзе (пневмосклерозе), ателектазе (спадении) легких, скоплении жидкости или воздуха в плевральной полости, заболеваниях печени, увеличении селезенки; двухстороннее смещение нижних границ легких наблюдается при асците, метеоризме, наличии воздуха в брюшной полости (пневмоперитонеуме). Границы долей легких в норме с помощью перкуссии выявить не удается. Они могут быть определены только при долевом уплотнении легких (крупозной пневмонии). Для клинической практики полезно знать топографию долей. Как известно правое легкое состоит из 3-х, а левое — из 2-х долей. Границы между долями легких проходят сзади от остистого отростка III грудного позвонка латерально вниз и кпереди до пересечения IV ребра с задней подмышечной линией. Так идет граница одинаково для правого и левого легкого, разделяя нижние и верхние доли. Затем справа граница верхней доли продолжается по IV ребру до места прикрепления его к грудине, отделяя верхнюю долю от средней. Граница нижней доли продолжается с обеих сторон от места пересечения IV ребра с задней подмышечной линией косо вниз и кпереди к месту прикрепления VI ребра к грудине. Она отграничивает верхнюю долю от нижней в левом легком и среднюю долю от нижней — в правом. Таким образом, к задней поверхности грудной клетки прилежат больше нижние доли легких, спереди — верхние доли, а сбоку — все 3 доли справа и 2 слева.

    Для определения высоты стояния верхушек палец-плессиметр ставят над ключицей, параллельно ключице и от ее середины перкутируют (методом тихой перкуссии) вверх и немного кнутри к мочке уха до появления тупого звука. Отметка ставится с той стороны пальца-плессиметра, которая обращена к ясному легочному звуку, т.е. к ключице. Норма: выступает над ключицами на 3-4 см. Правая верхушка находится на 1 см ниже левой.

    2. Ширина полей Кренига – зонаясного легочного звука над верхушками легких.

    Для определения ширины полей Кренига палец-плессиметр устанавливается на середине верхнего края трапециевидной мышцы и проводится тихая перкуссия к плечу до появления тупого звука, после чего делается отметка на стороне ясного легочного звука. Далее перкуссия проводится к шее также до появления тупого звука. Расстояние (в см) между двумя отметками и будет соответствовать ширине поля Кренига. В норме ширина полей Кенигасоставляет 5-6 см.

    Уменьшение высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига наблюдается при сморщивании верхушек. Наиболее часто это бывает при туберкулезе легких.

    Увеличение высоты стояния верхушек и ширины полей Кренига наблюдается при эмфиземе легких и при приступе бронхиальной астмы.

    Нижняя граница легких

    Нижняя граница легких определяется методом перкуссии по межреберьям сверху вниз и находится на месте перехода ясного легочного звука в тупой. Границу отмечают со стороны ясного легочного звука.

    Расположение нижних границ легких в норме.

    Топографические

    линии

    Правое легкое

    Левое легкое

    Окологрудинная

    V межреберье

    Не определяется

    Среднеключичная

    VI межреберье

    Не определяется

    Передняя

    подмышечная

    VII межреберье

    VII межреберье

    Средняя подмышечная

    VIII межреберье

    VIII межреберье

    Задняя подмышечная

    IX межреберье

    IX межреберье

    Лопаточная

    X межреберье

    X межреберье

    Околопозвоночная

    Остистый отросток XI грудного позвонка

    Смещение нижней границы легких вниз наблюдается при следующих патологических состояниях:

    1. эмфизема легких;

    2. опущение органов брюшной полости.

    Смещение нижней границы легких вверх чаще бывает односторонним и наблюдается при следующих патологических состояниях:

    1. скопление в плевральной полости жидкости (экссудативный плеврит, гидроторакс, гемоторакс);

    2. сморщивание легкого (пневмосклероз, фиброз);

    3. увеличение печени или селезенки;

    4. повышение давления в брюшной полости (асцит, беременность, метеоризм, значительное ожирение);

    5. обтурационный ателектаз.

    Подвижность нижнего легочного края.

    Определение подвижности нижнего легочного края проводится справа по трем линиям – среднеключичной, средней подмышечной, лопаточной, а слева по двум – средней подмышечной и лопаточной.

    Этапы определения подвижности нижнего легочного края:

        Найти нижнюю границу легкого и отметить ее.

        Больной делает максимальный вдох и задерживает дыхание. На высоте вдоха продолжают перкуссию вниз от нижней границы легкого до появления тупого звука, отметить со стороны ясного легочного звука.

        После спокойного дыхания больной делает максимальный выдох и задерживает дыхание. На высоте выдоха проводят перкуссию сверху вниз от 2-3 межреберья до появления тупого звука, отметить со стороны ясного легочного звука.

        Расстояние между 2 и 3 точками составляет суммарную подвижность нижнего легочного края.

    Суммарная подвижность нижнего легочного края в норме:

    Среднеключичная линия – 4-6 см;

    Среднеподмышечная линия – 6-8 см;

    Лопаточная – 4-6 см.

    Уменьшение подвижности нижнего края легких наблюдается при следующих заболеваниях:

    – эмфизема легких;

    – воспалительная инфильтрация;

    – застойные явления в нижних отделах легких;

    – экссудативный плеврит;

    – облитерация плевральных листков.

    Методика обследования дыхательной системы у детей

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

    Национальный медицинский университет

    им. акад. А.А.Богомольца

    “Утверждено”

    на методическом заседании

    ___________________________________

    (название каферы)

    Заведующий кафедрой

    д.м.н., профессор__________________________

    (Ф.И.О., подпись)

    “_______”____________________200 г.

    МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

    ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

    Киев 2007

    1. Актуальность темы

    Заболевания респираторной системы – наиболее частая патология у детей. Дети в возрасте до 3х лет болеют ежегодно от 2 до 12 раз острыми респираторными инфекциями, в 3 – 7 лет дети болеют ОРИ в среднем 6 раз в год, а в 7 – 17 лет – 3 раза в год. В среднем от рождения до окончания школы ребенок болеет ОРИ около 60 раз.

    Таким образом, болезни органов дыхания у детей возникают чаще и протекают более тяжело, чем у взрослых, с более быстрым развитием дыхательной недостаточности, что связано как с анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания, так и с особенностями реактивности детского организма.

    2. Конкретные цели.

    1. Уметь собирать анамнез у больного с заболеваниями дыхательной cистемы.

    2. Проводить объективное обследование с учетом возрастных особенностей.

    3. Уметь интерпретировать полученные данные.

    4. Анализировать основные синдромы поражения дыхательной системы.

    5. Уметь назначать комплекс лабораторно-инструментального обследования при заболеваниях дыхательной системы.

    3. Базовые знания, которые необходимы для изучения темы.

    Названия предыдущих дисциплин

    Необходимые навыки

    1. Нормальная анатомия Знать анатомию дыхательной системы. Строение околоносовых пазух,верхних дыхательных путей, трахеи, бронхов, легких.
    2. Нормальная физиология Знать физиологические особенности дыхательной системы. Динамическое сопротивление. Гипоксия, гиперкапния.
    3. Гистология Знать гистологическое строение тканей дыхательной системы. Строение глоточного лимфоидного кольца. Строение верхних дыхательных путей, бронхов, легочной паренхимы. Гистологическое строение слизитой оболочки, мерцательного эпителия. Система сурфактанта.
    4. Топографическая анатомия Топографию околоносовых пазух, бронхов, долей легких.

    4. Задания для самостоятельной работы.

    4.1. Перечень основных терминов, параметров, характеристик, которые студент должен усвоить.

    Термин

    Определение

    Афония

    Патологическое состояние гортани, когда исчезает голос (напр. при дифтерии).

    Синдром крупа

    (круп истинный

    или ложный)

    Синдром, который наблюдается при поражении гортани. Характеризуется инспираторной одышкой, лающим кашлем, сиплым голосом, вплоть до афонии. Истинный круп обусловлен механической закупоркой гортани дифтеритическими пленками.

    Ложный характерен для лярингита, обусловлен отеком подсвязочного пространства.

    Одышка Нарушение частоты и ритма дыхания.

    Одышка с нарушением вдоха называется инспираторной, Одышка с нарушением выдоха называется экспираторной.

    Одышка с нарушением вдоха и выдоха называется смешанной.

    Опосредованная перкуссия Перкуссия пальцем по пальцу. Плессиметром служит фаланга среднего пальца левой кисти, который плотно прикладывают к исследуемому месту.
    Непосредственная перкуссия Выполняют путем выстукивания согнутым пальцем (указательным или средним). Применяют при исследовании детей раннего возраста.

    Аллергологический анамнез

    Сведения об аллергических реакциях на прививки, медикаменты, продукты питания в семье больного, а также об аллергических заболеваниях у пациента и его кровных родственниках.

    Семейный анамнез

    Сведения о заболеваниях в семье больного и у его кровных родственников. Имеют значения не только заболевания респираторной системы, а и других органов и систем (например, внелегочной туберлулез, кишечная форма муковисцидоза и др.), которые были или есть у родственников пациента.

    4.2. Вопросы к занятию.

    1. Из каких этапов состоит обследование дыхательной системы у детей?
    2. Какие особенности есть при обследовании дыхательной системы у новорожденного?
    3. Какие особенности есть при обследовании дыхательной системы у детей младшего возраста?
    4. Какие особенности есть при обследовании дыхательной системы у детей старшего возраста?
    5. Чем обусловлено общее состояние больного с заболеваниями дыхательной системы?
    6. Особенности сбора анамнеза у детей с заболеваниями респираторной системы?

    4.3. Практические задания, которые выполняются на занятии:

    1. Сбор анамнеза у детей с заболеваниями дыхательной системы.
    2. Беседа с родственниками больного ребенка.
    3. Сбор семейного анамнеза у родственников больного ребенка.
    4. Сбор аллергологического анамнеза у родственников больного ребенка.
    5. Общий осмотр ребенка с учетом его возрастных особенностей.
    6. Отработка практических навыков пальпации, перкуссии, аускультации органов респираторной системы у новорожденного.
    7. Отработка практических навыков пальпации, перкуссии, аускультации органов респираторной системы у ребенка младшего возраста.
    8. Отработка практических навыков пальпации, перкуссии, аускультации органов респираторной системы у ребенка старшего возраста.

    Исследование органов дыхания включает сбор анамнеза, осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию, лабораторные и инструментальные методы исследования.

    АНАМНЕЗ. Необходимо выяснить следующее:

    • Наличие у ребенка затрудненного носового дыхания, а также характер отделяемого из носа (серозное, слизистое, слизисто-гнойное, гнойное, кровянистое);
    • Свободно ли ребенок сосет материнскую грудь;
    • Наличие и характер кашля (кашель может быть лающим, хриплый, приступообразный, сухой или влажный), а также время суток, когда преимущественно ребенок кашляет;
    • Наличие мокроты и ее характер (слизистая, гнойная);
    • Бывает ли рвота во время кашля;
    • Наличие болей в груди, животе, в боку;
    • Были ли приступы затрудненного дыхания;
    • Длительность заболевания, кашля;
    • Какими заболеваниями органов дыхания ребенок болел раньше;
    • Был ли контакт с больными острыми инфекционными заболеваниями, больным туберкулезом.

    Важен также семейный, аллергологический анамнез

    ОСМОТР. Начинают с оценки состояния больного, состояния сознания, положения в постели, поведения. Важно оценить цвет кожных покровов, окраску носогубного треугольника.

    Зев у ребенка осматривают в конце исследования, т.к. беспокойство ребенка может помешать дальнейшему обследованию.

    Голос ребенка имеет большое значение в оценке состояния верхних дыхательных путей. Громкий крик при рождении свидетельствует о первом глубоком вдохе. Слабый первый крик или его отсутствие говорит об общей слабости, или асфиксии новорожденного, или дыхательной недостаточности. Охрипший голос, или его отсутствие (афония) свидетельствует об остром ларингите, а также о крупе 2-3 степени.

    Кашель – необходимо выяснить его характер, частоту, время возникновения. Информацию о кашле необходимо собирать у матери, а также при объективном обследовании. Кашель можно вызвать раздражением зева шпателем.

    При осмотре грудной клетки обращают внимание на ее форму, участие мускулатуры в дыхании, синхронность движения обеих половин грудной клетки.

    Очень важно оценить глубину дыхания, его частоту и ритм . Подсчет частоты дыхания лучше проводить во время сна ребенка с помощью фонендоскопа в течении не менее 1 мин.

    Частота дыхания важный показатель, который может свидетельствовать об одышке. Частота дыхания меняется с возрастом. У новорожденного дыхание поверхностное, газообмен более энергичный, чем у взрослых, что компенсируется более частым дыханием.

    Нормальная частота дыхания:

    Новорожденный 40 – 60 в 1 мин.

    Ребенок 1 года 30 – 35 в 1 мин.

    Ребенок 5 – 6 лет 20 – 25 в 1 мин.

    Ребенок 10 лет 18 – 20 в 1 мин.

    Взрослый 16 – 18 в 1 мин.

    Ритм дыхания у детей изменчив. Неустойчивость ритма, короткие (до 5 с) остановки дыхания (апноэ) могут быть у здоровых новорожденных. В возрасте до 2 лет ритм дыхания может быть неправильным, особенно во время сна.

    Тип дыхания: у детей раннего возраста наблюдается брюшной тип дыхания. У мальчиков он сохраняется, а у девочек с 5 – 6 летнего возраста тип дыхания становится грудным.

    ПАЛЬПАЦИЯ. Выполняется обеими руками над симметричными участками. Сдавливая грудную клетку спереди назад и с боков, определяют ее резистентность. Пальпаторно определяется также голосовое дрожание, при этом ребенок должен произносить слова, вызывающие вибрацию голоса (например, «тридцать три», «сорок четыре»). У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуют во время крика.

    ПЕРКУССИЯ. Необходимо проводить при положении ребенка, которое обеспечивает симметричность расположения обеих половин грудной клетки. При неправильном положении ребенка перкуторная картина может искажаться.

    Перкутировать ребенка можно в положении лежа, сидя. Маленьких детей необходимо держать на руках. Ребенка, не умеющего держать голову, можно перкутировать, положив его на живот или взяв на левую руку.

    Перкуссия бывает непосредственная или опосредованная.

    При перкуссии здоровых легких определяется ясный легочной звук. Однако легочной звук не везде одинаков. Справа в нижних отделах из-за близости печени перкуторный звук укорочен, слева из-за близости желудка принимает тимпанический оттенок (т.н. пространство Траубе).

    Верхняя граница легких у детей дошкольного возраста не определяется, т.к. верхушки легких у них не выходят за ключицу. У старших детей верхушки легких определяют путем перкуссии над ключицей по наружному краю грудино-ключично-сосцевидной мышцы до появления укорочения звука. В норме этот участок находится на расстоянии 2-4см от середины ключицы. Сзади перкуссию ведут от spina scapulae по направлению к остистому отростку VII шейного позвонка. Укорочение перкуторного звука в норме наступает на уровне остистого отростка VII шейного позвонка, там находится высота стояния верхушек легких.

    Нижние границы легких

    Линия тела

    Lin. medioclavicularis VI ребро
    Lin. axillaris anterior VII ребро VII ребро
    Lin. axillaris medium VIII – IX ребро VIII-IX ребро
    Lin. axillaris posterior IX ребро IX ребро
    Lin. scapularis X ребро X ребро
    Lin. paravertebralis на уровне остистого отростка XI грудного позвонка

    Подвижность (экскурсия) нижнего края легких.

    Находят нижнюю границу легких по lin. axillaris medium или по lin. axillaris posterior. Затем просят больного глубоко вдохнуть и задержать дыхание, определяя при этом стояние нижнего края легкого. Отметку производят по той стороне пальца, которая обращена к ясному перкуторному звуку. Также определяют нижнюю границу легких на выдохе, для чего просят больного выдохнуть и задержать дыхание.

    При перкуторном определении границ легких, граница расположена по той стороне пальца, которая обращена к ясному перкуторному звуку.

    При различных патологических состояниях наблюдаются такие изменения перкуторной картины:

    • укорочение перкуторного звука (при уменьшении воздушности ткани легкого);
    • тимпанический оттенок (при возникновении в легких полостей, содержащих воздух, или понижении эластических свойств легочной ткани);
    • коробочный звук – громкий перкутроный звук с тимпаническим оттенком (при увеличении воздушности ткани легкого).

    АУСКУЛЬТАЦИЯ. Положение пациента при выслушивании такое же как при перкуссии. Выслушивают симметричные участки обоих легких.

    У новорожденных и детей в возрасте 3 – 6 мес. прослушивается несколько ослабленное дыхание, с 6 мес до 5 – 7 лет – пуэрильное. Пуэрильное дыхание представляет дыхательный шум более громкий и продолжительный в обе фазы дыхания. Его возникновение у детей объясняется особенностями строения органов дыхания:

    • более короткое расстояние от голосовой щели до места выслушивания из-за малых размеров грудной клетки, что способствует примеси лярингеального дыхания;
    • узкий просвет бронхов;
    • большая эластичность и тонкая стенка грудной стенки, что увеличивает ее вибрацию;
    • значительное развитие интерстициальной ткани, уменьшающей воздушность легочной ткани.

    У детей старше 7 лет дыхание постепенно приобретает характер везикулярного. При этом выдох слышен еще достаточно хорошо перед тем, как почти исчезнуть при везикулярном дыхании.

    Бронхофония – проведение звуковой волны с бронхов на грудную клетку, определяемое при помощи аускультации. Пациент произносит слова, содержащие буквы «ш» или «ч» (например, «чашка чая»). Бронхофонию исследуют над симметричными участками легких.

    Те же слова, произнесенные шепотом, выслушивают вдоль позвоничника снизу вверх для определения нижней границы увеличенных лимфатических узлов средостения (симптом Д’Эспина)

    При различных патологических состояниях наблюдаются такие изменения аускультативной картины:

    • бронхиальное дыхание (при уплотнении легочной ткани). Бронхиальное дыхание можно услышать у здорового человека при аускультации над трахеей. Бронхиальное дыхание в этом месте обусловлено наличием плотных анатомических образований (трахея, грудина);
    • амфорическое дыхание (возникает над воздушными полостями с гладкими стенками – каверна, пневмоторакс);
    • ослабленное дыхание (возникает при уменьшении поступления воздуха в легкие);
    • усиленное дыхание;
    • жесткое дыхание.

    Патологические процессы в легких часто сопровождаются хрипами. Хрипы бывают сухими (свистящими и жужжащими) , влажными (мелкопузырча-тые, среднепузырчатые, крупнопузырчатые). От хрипов следует отличать крепитацию . При поражении плевры, можно услышать шум трения плевры. При заболевания дыхательной системы может меняться характер бронхофонии, может встречаться усиление или ослабление бронхофонии.

    Аускультативный феномен

    Механизм возникновения

    свистящими

    образуются при сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой

    жужжащими

    образуются от колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звуковой резонанс

    влажными

    мелкопузырчатые

    возникают при прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра

    среднепузырчатые

    крупнопузырчатые

    шум трения плевры

    возникает при трении висцерального и париетального листков плевры, выслушивается ТОЛЬКО при патологических состояниях

    бронхофония

    усиление

    возникает при уплотнении легочной ткани, если не закупорен приводящий бронх

    ослабление

    возникает при наличии жидкости или воздуха в плевральной полости,

    может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки

    При исследовании респираторной системы используются следующие параклинические методы:

    • рентгено- и радиологические: рентгенография, томография, бронхография (после введения контраста в бронхиальное дерево), легочная артериография, аортография, радиологическое сканирование легких;
    • эндоскопические методы исследования: ларингоскопия, бронхоскопия;
    • микробиологические методы: бактериоскопическое, бактериологические исследования мазков из зева. носа, мокроты, бронхиального секрета;
    • аллергологическая диагностика: проведение кожных проб с различными аллергенами, определение общего и специфического Ig E;
    • исследование функции внешнего дыхания: определение дыхательных объемов и скоростных показателей различных фаз выдоха;
    • газы крови: определение парциального напряжения О 2 и СО 2 в капиллярной крови.

    Материалы для самоконтроля:

    Задача 1.

    При объективном обследовании ребенка младшего возраста студенты 5 курса после осмотра кожи, осмотрели зев, после чего ребенок негативно воспринял молодых врачей и дальнейший осмотр стал невозможен. Что неправильно сделали студенты 5 курса?

    Ответ: Осмотр зева у детей нужно проводить в самом конце объективного обследования.

    Задача 2 .

    Врач осматривает здорового 2-х летнего ребенка. При перкуссии врач слышит укорочение перкуторного звука над нижними отделами легких справа. Чем можно объяснить этот феномен?

    Ответ: Укорочение перкуторного звука над нижними отделами легких справа возникает из-за близости печени.

    Задача 3.

    В поликлинику обратилась мать 8-летнего ребенка, который страдает тяжелой формой бронхиальной астмы. Последние дни у ребенка участились приступы. При перкуссии врач слышит тимпанический оттенок перкуторного звука над легкими с двух сторон. Чем можно объяснить этот феномен? Что должен сделать врач?

    Ответ: Тимпанический оттенок перкуторного звука над легкими возникает при увеличении воздушности легочной ткани. В данном случае это свидетельствует об усилении отека и бронхоспазма, такое состояние ребенка с бронхиальной астмой требует госпитализации.

    Тесты для самоконтроля:
    26. У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуют:
    А. С помощью фонендоскопа во время сна ребенка;
    Б. Во время крика;
    В. Во время бодрствования ребенка;
    Г. Во время спокойной игры ребенка;
    Д. Не имеет значения.
    47. Сухие свистящие хрипы образуются:
    А. При сужении мелких бронхов за счет бронхоспазма, отека слизистой;
    Б. От колебания густой мокроты в крупных бронхах, что дает звукоквой резонанс;
    В. При прохождении воздуха через жидкость в бронхах разного калибра;
    Г. При уплотнении легочной такни, если не закупорен приводящий бронх;
    Д. При наличии жидкости или воздуха в плевральной полости,

    может наблюдаться при значительном развитии мышц плечевого пояса или избытке жировой клетчатки.