Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • От чего зависит частота дыхания. Холотропное дыхание и его роль в психотерапии

    От чего зависит частота дыхания. Холотропное дыхание и его роль в психотерапии

    Билет 1

    Понятие о болезни. Компенсированная и декомпенсированная стадии болезни.

    Болезнь представляет собой анатомические и функциональные нарушения в результате

    действия патогенного или чрезвычайного раздражителя и ответные, как правило, защитные изменения, направленные на устранение происшедших повреждений.

    Первым существенным признаком болезни является повреждение организма (нарушение

    анатомической целостности или функционального состояния ткани, органа или части тела, вызванное внешним воздействием). К повреждениям относятся и отсутствие ферментов или других веществ, недостаточность механизма гомеостаза и др.

    Вторым существенным признаком болезни является реакция организма на различные по-

    вреждения.

    Повреждение обусловливает ту или иную реакцию тканей или системы в целом организма

    по типу цепной реакции, когда возникает ответная активность первого, второго и т. д. порядка с

    вовлечением ряда систем. Так, например, феномен боли возникает при повреждении ткани в результате действия главным образом брадикининов, образовавшихся из этих тканей, на соответствующие рецепторы; воспалительная реакция ткани обусловливается действием веществ-медиаторов, выделяющихся из поврежденных клеток. Достаточно хорошо известно, что реакции организма на повреждение очень часто способствуют ликвидации дефекта и обусловливают выживаемость, т. е. являются приспособительными. Эта особенность - результат «опыта» многих миллионов поколений живых существ. Часто больные выздоравливают без специального лечения; перенесенная болезнь (например, корь, ветряная оспа) нередко предохраняет от повторного заболевания ею в будущем, т. е. оставляет повышенную специфическую и неспецифическую сопротивляемость патогенным факторам.

    Однако реакция на повреждение не всегда может оцениваться как приспособительная. Иногда такие реакции представляют опасность для здоровья и даже жизни, например при аутоаллергии; карциному невозможно рассматривать как приспособительную реакцию на раздражитель, повреждающий сложный аппарат клетки и т. д. Повреждение также может быть опосредованным или вторичным: например, при язвенной болезни дефект слизистой оболочки желудка может

    рассматриваться как повреждение, опосредованное влиянием нервной системы, нарушенной какими-либо факторами.

    Классификация:

    1) болезни с вполне определенной этиологией делятся по этиологическому принципу: например, острые и хронические инфекционные заболевания, травмы и т. д.; нередко необходимы указания на главное место поражения, например сифилис печени; 2) болезни, различающиеся «по органам» (по локализации), особенно если этиология неясна или не имеет большого практического значения, например язвенная болезнь желудка, цирроз печени, колит, панкреатит и т. п.; 3) болезни, при которых ведущее значение имеет патогенез, а не причина, которая может быть неизвестна, например аллергические заболевания; 4) болезни, объединенные совершенно особыми морфофункциональными свойствами, - опухоли.

    Различают следующие причины болезней: 1) механические (закрытые и открытые травмы,

    сотрясения и т. п.); 2) физические (высокая или низкая температура, электрический ток, свет, радиация); 3) химические (промышленные токсичные вещества и др.); 4) биологические (действие

    микробов, вирусов, проникших в организм, и их токсинов); 5) психогенные; 6) генетические (на-

    следственные).

    Характеристика дыхательных движений в норме и патологии.

    Тип дыхания может быть грудным, брюшным или смешанным.

    Грудной тип дыхания. Дыхательные движения грудной клетки осуществляются в основном за счет сокращения межреберных мышц. При этом грудная клетка во

    время вдоха заметно расширяется и слегка приподнимается, а во время выдоха суживается и не значительно опускается. Такой тип дыхания называют еще реберным. Он встречается преимущественно у женщин.

    Брюшной тип дыхания. Дыхательные движения при нем осуществляются главным образом диафрагмой; в фазе вдоха она сокращается и опускается, тем самым способствуя увеличению

    отрицательного давления в грудной полости и быстрому заполнению легких воздухом. Одновременно вследствие повышения внутрибрюшного давления смещается вперед брюшная стенка. В фазе выдоха происходят расслабление и подъем диафрагмы, что сопровождается смещением стенки живота в исходное положение. Этот тип дыхания называют еще диафрагмальным. Он чаще встречается у мужчин.

    Смешанный тип дыхания. Дыхательные движения совершаются одновременно за счет

    сокращения межреберных мышц и диафрагмы. В физиологических условиях это можно наблюдать иногда у лиц пожилого возраста и при некоторых патологических состояниях дыхательного аппарата и органов брюшной полости.

    Частота дыхания.

    У взрослого здорового человека в покое число дыхательных движений составляет 16-20

    в минуту, у новорожденного - 40-45.

    Патологическое учащение дыхания (tachipnoe) может быть вызвано следующими

    причинами: 1) сужением просвета мелких бронхов в результате спазма или диффузного воспаления их слизистой оболочки (бронхиолит, встречающийся в основном у детей), препятствующих нормальному прохождению воздуха в альвеолы; 2) уменьшением дыхательной поверхности легких, которое может наступить при воспалении легких и туберкулезе, при спадении легкого или ателектазе вследствие его сдавления (экссудативный плеврит, гидроторакс, пневмоторакс, опухоль средостения), при обтурации или сдавлении главного бронха опухолью, закупорке тромбом или эмболом крупного ствола легочной артерии, при резко выраженной эмфиземе легких, переполнении легких кровью или отеке их при некоторых сердечно-сосудистых заболеваниях; 3)недостаточной глубиной дыхания (поверхностное дыхание), что может быть вызвано затруднением сокращения межреберных мышц или диафрагмы при возникновении резких болей (сухой плеврит, диафрагматит, острый миозит, межреберная невралгия, перелом ребер или развитие в них метастазов опухоли), при резком повышении внутрибрюшного давления и высоком стоянии диафрагмы (асцит, метеоризм, поздние сроки беременности) и, наконец, при истерии.

    Патологическое урежение дыхания (bradipnoe) наступает при угнетении функции

    дыхательного центра и понижении его возбудимости. Оно может быть вызвано повышением внутричерепного давления при опухоли мозга, менингитом, кровоизлиянием в мозг или его отеком, а также воздействием на дыхательный центр токсичных продуктов при значительном накоплении их в крови, например при уремии, печеночной или диабетической коме и некоторых острых инфекционных заболеваниях и отравлениях.

    Глубина дыхания . Ее определяют по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха при обычном

    спокойном состоянии. У взрослых людей в физиологических условиях объем дыхательного воздуха колеблется от 300 до 900 мл, составляя в среднем 500 мл.

    В зависимости от изменения глубины дыхание может быть глубоким или поверхностным.

    Поверхностное дыхание чаще бывает при патологическом учащении дыхания, когда вдох и

    выдох, как правило, становятся короче. Глубокое дыхание, наоборот, в большинстве случаев

    сочетается с патологическим урежением дыхания. Иногда глубокое редкое дыхание с большими дыхательными движениями сопровождается громким шумом-дыхание Куссмауля (рис.

    14), появляющееся при глубокой коме. Однако при некоторых патологических состояниях редкое дыхание может быть поверхностным, а частое- глубоким. Редкое поверхностное дыхание

    может встречаться при резком угнетении функции дыхательного центра, выраженной эмфиземе

    анемии дыхание становится частым и глубоким.

    Ритм дыхания. Дыхание здорового человека ритмичное, с одинаковой глубиной и продолжи-

    тельностью фазы вдоха и выдоха. При некоторых видах одышки ритм дыхательных движений

    может нарушаться за счет изменения глубины дыхания (дыхание Куссмауля), продолжитель-

    ности вдоха (инспираторная одышка), выдоха (экспираторная одышка) и дыхательной паузы.

    Гипертоническая болезнь

    Гипертоническая болезнь (morbus hypertonicus) - заболевание, ведущим симптомом

    которого является повышение артериального давления, обусловленное нарушением

    нейрогуморальных механизмов его регуляции. Гипертензией считается повышение систолического артериального давления от 140-160 мм рт. ст. и выше и диастолического5 - 90-95 мм рт. ст. и выше.

    Кроме того, в течении заболевания выделяют 3 стадии . Стадия I характеризуется

    периодическими подъемами артериального давления под воздействием стрессовых

    ситуаций, в обычных же условиях артериальное давление нормальное. Во II стадии

    артериальное давление повышено постоянно и более значительно. При объективном

    обследовании находят признаки гипертрофии левого желудочка и изменения на глазном дне.

    В III стадии наряду со стойким значительным повышением артериального давления

    наблюдаются склеротические изменения в органах и тканях с нарушением их функции; в

    этой стадии могут развиваться сердечная и почечная недостаточность, нарушение мозгового

    кровообращения, гипертоническая ретинопатия. В этой стадии болезни артериальное

    давление может снизиться до нормальных цифр после перенесенных инфаркта миокарда,

    инсультов.

    Гипертоническую болезнь необходимо отграничивать от симптоматической артериальной гипертензии, при которой повышение артериального давления является только одним из симптомов заболевания. Наиболее часто симптоматическая артериальная гипертензия встречается при заболеваниях почек, окклюзионном поражении почечных артерий (ренальная и вазоренальная артериальная гипертензия), некоторых болезнях эндокринных желез (болезнь Иценко-Кушинга, феохромоцитома, первичный альдостеронизм - синдром Конна), при коарктации аорты, атеросклерозе аорты и крупных ее ветвей и др.


    Похожая информация.


    О состоянии ребенка многое могут поведать не только пульс, температура и артериальное давление. Очень информативным показателем считается и частота дыхательных движений. О том, как научиться ее измерять, и какая частота считается нормой, мы расскажем в этой статье.


    Что это такое?

    Такой биомаркер, как частота дыхательных движений, известен с самых древних времен. Врачеватели античного мира заметили, что у больного человека этот показатель изменяется. Сегодня ЧДД (частота дыхательных движений) не теряет своей актуальности в диагностике самых разнообразных детских и взрослых заболеваний. За одно движение принято считать одну серию «вдох-выдох». Оценивается количество таких движений за конкретный промежуток времени - обычно это 1 минута.

    Следует отметить, что ЧДД у детей совсем не похожа на аналогичный показатель у взрослых. Дети в силу анатомических особенностей дышат несколько иначе - их дыхание неглубокое, поверхностное, частота вдохов и выдохов значительно выше. Потребности в кислороде у растущего детского организма чрезвычайно велики, а объем легких и размеры грудной клетки маленькие. Именно поэтому малышу необходимо интенсивное дыхание.

    Однако есть определенные нормы для разного возраста. И превышение частоты дыхания сверх этих норм может свидетельствовать о том, что у ребенка имеется кислородное голодание (гипоксия). Учащенное дыхание сопровождает самые разнообразные патологии у детей.


    Зачем измерять?

    Частота дыхательных движений вкупе с определением частоты сердечных сокращений и типа дыхания имеет важнейшее диагностическое значение при осмотре новорожденного и грудного ребенка. Такие дети не могут рассказать родителям, что именно их беспокоит, и только по показателям ЧДД можно понять, что с крохой что-то не так. Большинство заболеваний, которые сопровождаются учащенным дыханием у детей, успешно лечатся при своевременном обращении и оказании правильной медицинской помощи. Педиатр, конечно, будет обращать внимание на ЧДД ребенка при каждом плановом посещении поликлиники.

    В остальное время на страже детского здоровья находятся родители, именно им нужно уметь отличить нормальное дыхание от ненормального.

    Сделать это несложно, частота дыхательных движений - это параметр, который может определить самостоятельно любая мама, любой отец и бабушка малыша. Главное, все сделать грамотно и правильно оценить полученные результаты.


    Как измерять?

    Если родителям кажется, что ребенок дышит слишком часто, следует измерить частоту дыхания. Лучше всего делать это тогда, когда ребенок спокоен, например, во сне. Когда кроха бодрствует, играет, переживает что-то, испытывает эмоции, дыхание становится более частым, и это вполне естественно.

    Маме следует положить руку на грудь или живот ребенка. Выбор места замера очень важен, поскольку он определяет тип дыхания малыша. У грудничков и деток до 4-5 лет преобладает диафрагмальное дыхание (ребенок дышит животом, брюшина на вдохе методично поднимается, а на выходе - опускается).


    В 4 года начинается освоение нового для малыша способа дышать - грудного дыхания (когда при совершении вдоха и выдоха поднимается и опускается грудная клетка). К 10 годам у ребенка формируется тот тип, который более свойственен ему по половому признаку. У мальчиков обычно наблюдается брюшное дыхание, а у девочек - диафрагмальное. Таким образом, определить место, куда положить руку, очень просто – надо отталкиваться от возраста ребенка.


    Алгоритм подсчета довольно прост. В течение 1 минуты считают эпизоды «вдох-выдох». Одна серия таких движений считается за одно дыхательное движение. Большая ошибка измерять дыхание в течение 30 секунд, чтобы потом умножить полученное число на два. Дыхание не настолько ритмично, как, например, пульс, а потому такой упрощенный способ для измерения ЧДД не подходит. Еще одну минуту родители потратят на измерение частоты сердечных сокращений (пульса) и можно будет оценить состояние ребенка, отталкиваясь от возрастных норм.

    Для измерения пригодятся электронные часы, секундомер или часы со стрелкой.



    Нормы

    В интернете существует масса таблиц, по которым предлагается сопоставить данные, полученные в результате измерения частоты дыхания ребенка с нормами. Сложно оценивать правдивость каждой. Педиатры стараются придерживаться данных, которые опубликованы в Berkowitz s Pediatrics: A Primary Care Approach. Они признаны официально:

    1. Новорожденные. Частота дыхания - 30-60 раз в минуту. Пульс – от 100 до 160.
    2. Дети в 6 месяцев. Частота дыхания - 25-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    3. Дети в 1 год. Частота дыхания 20-40 раз в минуту. Пульс - от 90 до 120.
    4. Дети в 3 года. Частота дыхания 20-30 раз в минуту. Пульс - от 80 до 120.
    5. Дети в 6 лет. Частота дыхания 12-25 раз в минуту. Пульс - от 70 до 110.
    6. Дети в 10 лет. Частота дыхания - 12-20 раз в минуту. Пульс - от 60 до 90.


    Внимательные родители смогут заметить любое отклонение от индивидуальной детской нормы. Речь идет о той частоте, на которой ребенок обычно дышит, ведь у одного грудничка насчитывается 40 вдохов-выдохов за 60 секунд, а у другого малыша в том же возрасте - только 25. Понятно, что во втором случае повышение частоты до 40-45 будет считаться нарушением, а в первом, у крохи с частым от рождения дыханием такие же показатели будут нормой. Родителям не стоит игнорировать собственные наблюдения. Ведь мамы и папы лучше знают индивидуальные особенности своего младенца, чем любой, даже очень хороший доктор, который видит ребенка в первый раз.


    Причины отклонения

    Превышение частоты дыхательных движений в медицине носит название «тахипноэ» . Это – не заболевание, а всего лишь симптом, который может говорить о развитии определенной патологии. Говорить о тахипноэ можно в том случае, если ЧДД отличается от нормы в большую сторону не менее, чем на 20%. У частого детского дыхания есть вполне объяснимые физиологические и психологические причины. Когда дети волнуются, переживают, находятся в состоянии стресса, испуга, в нервной ситуации, они очень часто реагируют на стресс именно учащением дыхательных движений.

    Такое тахипноэ не требует коррекции, лечения и обычно проходит самостоятельно по мере укрепления нежной детской нервной системы. Если стресс очень сильный, то родителям можно проконсультироваться с неврологом и детским психологом.



    При одышке поверхностное неглубокое дыхание у ребенка наблюдается только в периоды повышенной физической активности, в моменты, когда ребенок устал и пытается отдышаться. Одышка временная и преходящая. Тахипноэ носит постоянный характер. Если превышение нормальной частоты дыхания не исчезает у ребенка даже во сне, это, безусловно, основание для того, чтобы вызвать врача и обследовать малыша на предмет возможного заболевания.


    Что делать?

    При обнаружении повышения ЧДД у новорожденных, лучше всего вызвать врача. Если у малыша имеются и другие симптомы - насморк, кашель, жар, вдох или выход стали затрудненными, оптимальное решение - позвонить в «Скорую помощь». Ребенку постарше можно попытаться оказать помощь самостоятельно. Обязательное условие - отсутствие каких-либо дополнительных болезненных признаков.

    Для купирования приступа тахипноэ достаточно взять бумажный пакет, прорезать в нем небольшое отверстие и предложить ребенку в игровой форме подышать через пакет. Это поможет восстановить газовый обмен в клетках, и дыхание стабилизируется.

    Вдох и выдох должны делаться только через пакет, воздух извне вдыхать нельзя.

    Внезапное учащение дыхания без видимых причин (волнения, стресса, испуга) - всегда тревожный симптом, игнорировать который родители не должны. Важно быстро взять себя в руки, успокоить малыша, подышать через пакет, удостовериться, что кожные покровы ребенка имеют нормальный окрас, не изменились, не побледнели и не появилось синюшности. Лечение всегда подразумевает терапию основного заболевания, вызвавшего учащенное дыхание.


    Чего делать нельзя?

    Родители не должны пытаться дать ребенку с участившимся дыханием медикаменты. Никакие таблетки и капли в этот момент не могут повлиять на отдельный симптом вероятного скрытого заболевания. Но вот ухудшить состояние малыша самовольно данными препаратами вполне возможно. Не стоит пытаться сделать ребенку с нарушениями частоты дыхания ингаляции. Помочь они не в состоянии, а вот ожог дыхательных путей, который кроха может получить при ингаляции паром, – вполне реальная угроза.

    Родителям важно научиться отличать тахипноэ от самой обыкновенной одышки.


    О том, какая частота дыхания у ребенка считается правильной, смотрите в следующем видео.

    Одним из действий, осуществляемых при осмотре педиатром, является подсчет дыхательных движений. Этот простой на первый взгляд показатель несет важную информацию о состоянии здоровья в целом и о функционировании органов дыхания и сердечно-сосудистой системы в частности.

    Как правильно подсчитать частоту дыхательных движений (ЧДД) в минуту? Это не составляет особой сложности. А вот с интерпретацией данных возникают определенные трудности. Это в большей степени касается молодых родителей, поскольку, получив результат у ребенка, в несколько раз превышающий свой собственный, они впадают в панику. Поэтому в данной статье предлагаем все же разобраться, какая норма ЧДД у детей. Таблица нам в этом поможет.

    Особенности дыхательной системы ребенка

    Первое, чего так долго ждет будущая мама - первый крик малыша. Именно с этим звуком происходит и первый его вдох. К моменту рождения органы, обеспечивающие дыхание ребенка, еще не до конца развиты, и только с ростом самого организма происходит их дозревание (как в функциональном, так и в морфологическом плане).

    Носовые ходы (которые являются верхними дыхательными путями) у новорожденных имеют свои особенности:
    . Они достаточно узкие.
    . Относительно короткие.
    . Внутренняя их поверхность нежная, с огромным количеством сосудов (кровеносных, лимфатических).

    Поэтому даже при незначительных слизистая носа у ребенка быстро отекает, уменьшается и так маленький просвет, как результат - затрудняется дыхание, развивается одышка: маленькие дети еще не могут дышать ртом. Чем младше ребенок, тем опаснее могут быть последствия, и тем быстрее необходимо устранить патологическое состояние.

    Легочная ткань у маленьких детей также имеет свои особенности. У них, в отличие от взрослых, слабо развита легочная ткань, а сами легкие имеют небольшой объем при огромном количестве кровеносных сосудов.

    Правила подсчета частоты дыхания

    Измерение частоты дыхательных движений не требует каких-либо особенных навыков или оснащения. Все, что понадобится - это секундомер (или часы с секундной стрелочкой) и соблюдение простых правил.

    Человек должен находиться в спокойном состоянии и в удобной позе. Если речь идет о детях, особенно раннего возраста, то подсчет дыхательных движений лучше проводить во сне. Если такой возможности нет, следует максимально отвлечь испытуемого от проводимой манипуляции. Для этого достаточно взяться за запястье (где обычно определяется пульс) и тем временем подсчитывать частоту дыхания. Следует отметить, что и пульс у детей младше года (около 130-125 ударов в минуту) не должен вызывать опасений - это норма.

    У грудничков настоятельно рекомендуется проводить подсчет частоты дыхания во время сна, поскольку плач может в значительной степени повлиять на результат и дать заведомо ложные цифры. Положив руку на переднюю брюшную стенку (или просто визуально), вы сможете с легкостью провести данное исследование.

    Учитывая, что дыхание имеет свой ритмический цикл, необходимо соблюдать и длительность его подсчета. Обязательно проводите измерение ЧДД в течение целой минуты, а не умножая результат, полученный всего за 15 секунд, на четыре. Рекомендуется провести три подсчета и вычислить среднее значение.

    Норма ЧДД у детей

    Таблица демонстрирует нормы частоты дыхательных движений. Данные представлены для детей разных возрастных групп.

    Как видим из таблицы, частота дыхательных движений в минуту тем выше, чем младше ребенок. Постепенно, по мере взросления, их количество уменьшается, и к пубертатному периоду, когда ребенку исполняется 14-15 лет, частота дыхания становится равной этому показателю у взрослого здорового человека. Каких-либо различий по половому признаку не наблюдается.

    Типы дыхания

    Существует три основных типа дыхания как у взрослого, так и у ребенка: грудной, брюшной и смешанный.

    Грудной тип больше характерен для представительнец женского пола. При нем вдох/выдох обеспечиваются в большей степени за счет движений грудной клетки. Недостатком такого типа дыхательных движений является плохая вентиляция нижних отделов легочной ткани. Тогда как при брюшном типе, когда в большей степени задействована диафрагма (и визуально движется при дыхании передняя брюшная стенка), недостаток вентиляции испытывают верхние отделы легких. Данный тип дыхательных движений присущ в большей степени для мужчин.

    А вот при смешанном типе дыхания происходит равномерное (одинаковое) расширение грудной клетки с увеличением объема ее полости во всех четырех направлениях (верхне-нижнем, боковых). Это наиболее правильный который обеспечивает оптимальную вентиляцию всей легочной ткани.

    В норме частота дыхания у здорового взрослого человека равна 16-21 в одну минуту, у новорожденных - до 60 в минуту. Выше более подробно приведена норма ЧДД у детей (таблица с возрастными нормами).

    Учащенное дыхание

    Первым признаком поражения органов дыхания, особенно при инфекционных заболеваниях, является При этом обязательно будут и другие признаки простудного заболевания (кашель, насморк, хрипы и т. д.). Достаточно часто при повышении температуры тела увеличивается частота дыхания и учащается пульс у детей.

    Задержка дыхания во сне

    Достаточно часто у маленьких детей (особенно грудничков) во сне отмечаются кратковременные по длительности остановки дыхания. Это физиологическая особенность. Но если вы заметили, что подобные эпизоды учащаются, их продолжительность становится большей или возникают другие симптомы, такие как посинение губ или потеря сознания, немедленно необходимо вызывать "Скорую помощь", чтобы предотвратить необратимые последствия.

    Заключение

    Органы дыхания у имеют ряд особенностей, способствующих их частому поражению и быстрой декомпенсации состояния. Это, прежде всего, связано с их незрелостью к моменту рождения, определенными анатомо-физиологическими особенностями, незавершенной дифференциацией структур центральной нервной системы и их непосредственным влиянием на дыхательный центр и органы дыхания.
    Чем младше ребенок, тем меньшим объемом легких он обладает, тем, следовательно, ему потребуется сделать большее количество дыхательных движений (вдох/выдох), чтобы обеспечить организм необходимым объемом кислорода.

    Подводя итоги

    Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни достаточно часто встречается дыхательная аритмия. Чаще всего это не является патологическим состоянием, а лишь свидетельствует о возрастных особенностях.

    Итак, теперь и вы знаете, какая норма ЧДД у детей. Таблица средних показателей должна приниматься во внимание, но не следует паниковать при небольших отклонениях. И обязательно проконсультируйтесь с врачом, прежде чем делать поспешные выводы!

    У здорового человека ЧДД колеблется от 16 до 20 в минуту. При спокойном дыхании человек за одно дыхательное движение в среднем вдыхает и выдыхает по 500 см3 воздуха.

    Частота дыхания зависит от возраста, пола, положения тела. Учащение дыхания происходит при физической нагрузке, нервном возбуждении. Урежается дыхание во сне, в горизонтальном положении человека.

    Подсчёт ЧДД следует проводить незаметно для больного. Для этого берут руку больного

    как будто с целью определения пульса и незаметно для больного подсчитывают ЧДД. Результаты подсчёта ЧДД необходимо ежедневно отмечать в температурном листе в виде точек синего цвета, которые при соединении образуют кривую частоты дыхания. В норме дыхание ритмичное, средней глубины.

    Различают три физиологических типа дыхания.

    1. Грудной тип - дыхание осуществляется в основном за счёт сокращения межрёберных

    мышц; заметно расширение грудной клетки при вдохе. Грудной тип дыхания характерен преимущественно для женщин.

    2. Брюшной тип - дыхательные движения совершаются в основном за счёт диафрагмы;

    заметно смещение брюшной стенки вперёд при вдохе. Брюшной тип дыхания наблюдают чаще у мужчин.

    3. Смешанный тип дыхания чаще наблюдают у лиц пожилого возраста.

    Диспноэ, или одышка (греч. dys - затруднение, рпое - дыхание), - нарушение частоты, ритма и глубины дыхания или повышение работы дыхательных мышц, проявляющиеся, как правило, субъективными ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания. Больной ощущает нехватку воздуха. Следует помнить, что одышка может быть как собственно лёгочного, так и сердечного, неврогенного и другого происхождения. В зависимости от ЧДД различают два вида одышки.

    Тахипноэ - учащённое поверхностное дыхание (свыше 20 в минуту). Тахипноэ наиболее

    часто наблюдают при поражении лёгких (например, пневмонии), лихорадке, болезнях крови(на-пример, анемии). При истерии частота дыхания может достичь 60-80 в минуту; такое дыхание на-зывают«дыханием загнанного зверя».

    Брадипноэ - патологическое урежение дыхания (менее 16 в минуту); его наблюдают

    при заболеваниях головного мозга и его оболочек (кровоизлияние в мозг, опухоль мозга), длительной и тяжёлой гипоксии (например, вследствие сердечной недостаточности). Накопление в крови кислых продуктов обмена веществ (ацидоз) при сахарном диабете, диабетической коме также угнетает дыхательный центр.

    В зависимости от нарушения фазы дыхания выделяют следующие типы одышки.



    Инспираторная одышка - затруднён вдох.

    Экспираторная одышка - затруднён выдох.

    Смешанная одышка - затруднены обе фазы дыхания.

    В зависимости от изменения ритма дыхания различают следующие основные формы

    одышки (так называемое «периодическое дыхание»).

    Дыхание Чейна-Стокса - дыхание, при котором после дыхательной паузы появляется

    сначала поверхностное редкое дыхание, которое постепенно нарастает по глубине и частоте, становится очень шумным, затем постепенно убывает и заканчивается паузой, во время которой больной может быть дезориентирован или терять сознание. Пауза может длиться от нескольких до 30 с.

    Дыхание Биота - ритмичные периоды глубоких дыхательных движений чередуются

    примерно через равные промежутки времени с продолжительными дыхательными паузами. Пауза также может длиться от нескольких до 30 с.

    Дыхание Куссмауля - глубокое редкое дыхание с глубоким шумным вдохом и усиленным выдохом; его наблюдают при глубокой коме.

    Факторы приводящие к учащению сокращений сердца , могут вызывать увеличение глубины и учащение дыхания. Это - физическая нагрузка, повышение температуры тела, сильное эмоциональное переживание, боль, кровопотеря и др. Ритм определяют по интервалам между вдохами. В норме дыхательные движения ритмичны. При патологических процессах дахание неритмичное. Типы дыхания: грудное, брюшное (диафрагмальное) и смешанное.

    Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину, ритм дыхания. Вы можете сказать пациенту, что исследуете его пульс.

    Определение частоты, глубины, ритма дыхания (в условиях стационара). Оснащение: часы или секундомер, температурный лист, рука, бумага.

    Последовательность действий:

    1. Предупредить пациента, что будет проведено исследование пульса (не следует информировать пациента, что будет исследоваться ЧДД).



    2. Вымыть руки.

    3. Попросить пациента удобно сесть (лечь), чтобы видеть верхнюю часть его грудной клетки и (или) живота.

    4. Взять пациента за руку так, как для исследования пульса, но наблюдать за экскурсией его грудной клетки и считать дыхательные движения в течение 30 с. затем умножить результат на 2.

    5. Если не удается наблюдать экскурсию грудной клетки, то положить руки (свою и пациента) на грудную клетку (у женщин) или эпигастральную область (у мужчин), имитируя исследование пульса (продолжая держать руку за запястье).

    1. Создать доверительные отношения с пациентом.

    2. Объяснить пациенту необходимость подсчета пульса, получить согласие.

    3. Взять руку пациента, как для исследования пульса.

    4. Положить свою и пациента руки на грудную клетку (при грудном типе дыхания) или эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента, имитируя исследование пульса.

    6. Оценить частоту, глубину, ритм и тип дыхательных движений.

    7. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений.

    8. Вымыть и осушить руки.

    9. Провести регистрацию данных в температурном листе.

    Примечание: подсчет ЧДД проводится без информирования пациента об исследовании частоты дыхания.

    5. Проведение антропометрии (измерение роста)

    Последовательность выполнения:

      Подложить на площадку ростомера (под ноги пациента) сменную салфетку.

      Поднять планку ростомера и предложить пациенту встать (без обуви!) на площадку ростомера.

      Поставить пациента на площадку ростомера; к вертикальной планке ростомера должны плотно прилегать затылок, позвоночник в области лопаток, крестец и пятки пациента; голова должна быть в таком положении, чтобы козелок уха и наружный угол глазницы находились на одной горизонтальной линии.

      Опустить планку ростомера на голову пациента и определить на шкале рост по нижнему краю планки.

      Помочь пациенту сойти с площадки ростомера и убрать салфетку.

    6. Проведение антропометрии (определение массы тела)

    Последовательность выполнения:

      По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение.

      Подложить на площадку весов (под ноги пациента) сменную салфетку.

      Открыть затвор весов и отрегулировать их: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в «нулевом положении» должен совпадать с контрольной отметкой – «носиком» весов в правой их части.

      Закрыть затвор весов и предложить больному встать (без обуви!) в центр площадки весов.

      Открыть затвор и определить массу пациента, передвигая гири на двух планках коромысла до тех пор, пока коромысло не встанет вровень с контрольной отметкой медицинских весов.

      Закрыть затвор.

      Помочь больному сойти с весов и убрать салфетку.

      Записать данные измерения.

    7.Оценка риска развития и степени тяжести пролежней

    Последовательность выполнения:

    I. Подготовка к обследованию

    1. Представиться пациенту, объяснить цель и ход обследования (если пациент в сознании). II. Выполнение обследования Оценка степени риска развития пролежней осуществляется по шкале Waterlow, которая применима ко всем категориям пациентов. При этом проводится суммирование баллов по 10 параметрам: 1. телосложение; 2. масса тела, относительно роста; 3. тип кожи; 4. пол, возраст; 5. особые факторы риска; 6. удержание мочи и кала; 7. подвижность; 8. аппетит; 9. неврологические расстройства; 10. оперативные вмешательства или травмы. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту (ке) результат обследования 2. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации

    ОЦЕНКИ СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

    Последовательность выполнения I. Подготовка к процедуре 2.. По возможности установить доверительные отношения с пациентом. Объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на проведение. 3.. Отрегулировать высоту кровати. 4. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. Надеть перчатки. II. Выполнение процедуры 1. Помочь пациенту лечь на живот или на бок. 2. Осмотреть места образования пролежней: крестец, пятки, лодыжки, лопатки, локти, затылок, большой вертел бедренной кости, внутренние поверхности коленных суставов. 3. Оценить: локализацию, окраску кожных покровов, наличие запаха и боли, глубину и размер поражения, наличие и характер отделяемой жидкости, отечность краев раны, наличие полости, в которой могут быть видны сухожилия и/или костные образования. 4. При необходимости применять стерильные пинцеты и стерильные перчатки. III. Окончание процедуры 1. Сообщить пациенту результат исследования 2. Подвергнуть дезинфекции использованный материал и перчатки. 3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить. 4. Сделать соответствующую запись о результатах выполнения в медицинской документации