Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Сухарев В.А. Лобная и предлобная кора головного мозга

    Сухарев В.А. Лобная и предлобная кора головного мозга

    “Мы должны посмотреть на себя и на мир глазами трех совершенно разных личностей”, две из которых не вооружены речью.
    Человеческий мозг, считает Мак-Лин, «равнозначен трем взаимосвязанным биологическим компьютерам», из которых каждый имеет «свой собственный разум, свое собственное чувство времени и пространства, собственную память, двигательную и другие функции».

    Цитаты из статьи:

    Все люди обладают триединой системой мозга, которая включает:
    - ретикулярный (рептильный) мозг,
    - эмоциональный (лимбический, млекопитающий) мозг,
    - визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс).

    1. Рептильный мозг (R-комплекс)

    Существует 100 млн. лет, он – самый древний.

    Оказывает фундаментальное влияние на наше поведение. Отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением. Это инстинкт размножения, защита своей территории, агрессия, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьба за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства.
    Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям наших действий относительно других людей.

    Его функции достаточно просты: «бежать – сражаться – замереть». Он очень полезен для немедленных реакций. Сначала – реакция, затем осмысление. В этом смысле это наш «автопилот», которым сознательно мы управлять не можем. Его главная задача – защита тела, он настроен на оборону, он всегда «на страже» и высматривает опасность для организма.

    Так же именно рептильный мозг в первую очередь становится объектом внешних манипуляций с целью внедрить вам постоянную боязнь «не выжить», пичкая информацией о кризисах, о росте цен, войнах, катастрофах, авариях, насилии, проводя болезненные реформы и многое другое, чем пугает нас современное общество от колыбели до самой могилы.

    Он так же иногда путает воображаемую опасность с реальной угрозой. В таких ситуациях рептильный мозг буквально берет под контроль ваш разум и тело.

    Наверняка вы можете вспомнить, что в вашей жизни были моменты, когда рептильный мозг брал верх над вашим разумом и вы «перереагировали» на ситуацию? В каком-то смысле наш рептильный мозг все еще выполняет в нас функции древних динозавров, или наших далеких и диких предков.

    2. Лимбическая система – «эмоциональный мозг».

    Мозг млекопитающего. Его возраст 50 млн. лет, это наследство от древних млекопитающих.

    Он отвечает за выживание особи, самосохранение и самозащиту; управляет социальным поведением, материнской заботой и воспитанием. Он участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, инстинктивного поведения, переживаний, памяти, сна, бодрствования и др. Этот мозг на 98% идентичен мозгу «братьев наших меньших».

    Эмоциональный мозг считается главным генератором эмоций, связывает эмоциональную и физическую деятельность. Здесь зарождаются страх, веселье, смена настроений. Кстати сказать, именно лимбическая система подвержена воздействию психотропных веществ. Нарушения в работе лимбической системы могут вызвать ничем не объяснимые приступы ярости, страха или чувствительности.

    Эмоциональный мозг дарит нам «жизнь чувств». Важно знать, что это «однообразный мозг», он любит комфорт и рутину, стремится к безопасности и постоянству. Для эмоционального мозга безопасность – это делать сегодня то, что ты делал вчера, а завтра – то, что делал сегодня.

    «Гравитация» эмоционального мозга в своем стремлении сохранить то, что у нас уже есть, проявляется в сопротивлении переменам, она удерживает и тянет нас назад, в так называемую «зону комфорта» – status quo, как часть гомеостаза. Любые наши попытки выйти из нее для эмоционального мозга – стресс.

    Каждое решение, которое вы собираетесь предпринять, проходит через его фильтр: «А хорошо ли это для меня? А безопасно ли это для моей семьи? Нет ли в этом угрозы?». И если что-то угрожает, вы отвергаете этот выбор. Другими словами, когда эмоциональный мозг принимает решения, он основывается на том, что близко вам и знакомо.

    Когда вы чувствуете сопротивление переменам, это значит, что эмоциональный мозг управляет вашим разумом.

    Его черты:
    - живет настоящим временем;
    - аудиальность (коммуникации с помощью звуков и тонов);
    - ориентация на жизнь в группе, его приоритет – выживание группы, семьи, клана;
    - не знает вариантов, только «да» и «нет», «хорошо-плохо», «это или то»;
    - ассоциативность с определенными моментами жизни – когда мы думаем о чем-то, мы входим в образ и испытываем чувства.

    Эмоциональный мозг не отличает угрозы нашему телу от угрозы нашему эго. Поэтому мы начинаем защищаться, даже не разобравшись в сущности ситуации.

    Рептильная и эмоциональная системы мозга существуют вместе уже 50 млн. лет и очень хорошо взаимодействуют. Поэтому так важно понимать, что эти две крепко связанные системы часто могут брать контроль над разумом и телом. Для рептильного мозга угроза может быть физической, для эмоционального – эмоциональной. Например, потеря любви, страх неизведанного, или изменения, происходящие в жизни человека.

    3. Визуальный мозг (кора головного мозга, неокортекс – левое и правое полушария).

    Мыслящий мозг. Это рациональный разум – самая молодая структура. Возраст 1,5 – 2,5 млн. лет.

    Он являет собой то, что мы называем рассудком: размышления, умозаключения, способность к анализу, в нем происходят познавательные процессы и т.п. Обладает пространственным мышлением, здесь возникают визуализационные картинки, сосредоточенность на будущем, его исследование и анализ.

    С его помощью вы можете представить все, что захотите!

    Это еще и наша «мыслемешалка» (примерно 60 000 мыслей в день!).

    Этот мозг может определить:
    - какие действия вам нужно предпринять,
    - поставить цели и составить план,
    - обсуждать ваши цели и мечты,
    - вдохновить вас и стать причиной действий на короткий промежуток времени,
    - с помощью логики принимать или отвергать идеи и цели.

    Важно помнить, что сознательный мозг не отвечает за действия на долгосрочной основе.
    Сегодня нейрология доказала, что сознательный мозг отвечает за перспективные цели всего на 2%. Остальные 98% – ответственность нашего подсознания.

    Теперь, имея представление об устройстве нашего мозга, можно двигаться дальше. В свое время Конфуций говорил, что “мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног”.

    В продолжение материала цитаты на эту тему из другого источника:

    Настоящие и скрытые возможности головного мозга

    1. Рептильный мозг

    В ходе Эволюции человека первым получил развитие ствол мозга, называемый рептильным мозгом. Он у человека – самый слабый компонент интеллекта. Эта область мозга отвечает за сенсорно-моторные реакции (работа пяти органов чувств, с помощью которых мы воспринимаем материальный мир).

    Жизнь человека протекает в трехмерном пространстве.
    На восприятие диапазона этого пространства ориентированы наши органы чувств, а следовательно, и связанное с ними Сознание. Как видите, диапазон этот невелик, если учесть, что пространство многомерно и отнюдь не линейно, как его воспринимаем мы.

    Реальный мир, в котором мы живем и на который ориентировано наше Сознание, – совсем не такой, каким мы его знаем и представляем (идеализируем). Этот неизведанный Мир нам сейчас только еще предстоит изучить, познать и обжить.

    Поведенческие стереотипы, заложенные в рептильном мозге, связаны с инстинктом выживания, со стремлением к продолжению рода.

    Когда рептильный мозг проявляет доминирующую активность, человек теряет способность мыслить на всех остальных, несоизмеримо более высоких уровнях. Развитие мозга и мышления идет только через учебу, другого не дано: либо вы его напрягаете, либо теряете! При «потере» своего мозга человек деградирует.

    Чтобы этого избежать, для начала будет достаточно согласиться с фактом ограниченности, неполноты нашего восприятия Мира, архаичности нашей «точки отсчета» и «системы мер». Мудрость гласит: «Что будет измерено, то и будет сделано». Живем в веке атомном, а меряем «четвертями», на глазок.

    Если задуматься, то восприятие Мира с точки зрения рептилии (ее глазами) человек принимает за Истину в последней инстанции, построив на этом зыбком и весьма ненадежном фундаменте свои миропонимание, мораль, нравственность...

    2. Мозг млекопитающего

    Рептильный мозг окружен очень сложной лимбовой системой, получившей название «мозг млекопитающего».

    Эта область мозга на эволюционной лестнице располагается значительно выше рептильного мозга и имеется у всех млекопитающих. Его функции эмоциональные и познавательные. Эта часть мозга отвечает за ощущения, переживания, память и обучение; управляет биоритмами, проявлением чувства голода, контролирует кровяное давление, сон, обмен веществ, ритм сердца, состояние иммунной системы.

    Рептильный мозг играет важную роль в поддержании жизнедеятельности организма: именно с этим мозгом связано влияние эмоций на здоровье. Лимбовая система воспринимает сигналы, идущие от органов чувств (слух, зрение, осязание), и передает полученную информацию в мыслящую часть мозга – неокортекс.

    Люди, у которых доминирует лимбовая часть мозга, эмоциональны и обидчивы. Или впадают в другую крайность: с головой уходят в учебу, работу, в дела, взваливают на себя массу чужих забот и обязанностей, обременительных и зачастую не несущих никому никакой пользы.

    Так как лимбовая система непосредственно связана с неокортексом, то ее доминирование растрачивает психическую энергию неокортекса на решение проблем и задач лимбовой системы, попросту сжигает ее эмоциями, вместо того, чтобы употребить на решение конкретных практических дел с осязаемым результатом!

    3. Мыслящий мозг (неокортекс)

    Неокортекс располагается сверху и с боков лимбовой системы.

    Его масса составляет восемьдесят процентов всей массы мозгового вещества, и он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие Истинного Интеллекта.

    Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

    Неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации Мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.

    Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить прорыв в Эволюцию. О том, что это такое, наука еще не догадывается.

    Высшей формой проявления мысли является интуиция. Именно интуиция – способность человека считывать информацию из внешнего Мира (не только трехмерного, но и многомерного) – позволяет расширять диапазон Его познания.

    Этот труд заключается в постоянной учебе, развитии познания, критического самоосознания и творческого применения знаний на практике. Под учебой понимается только одно: каждый человек должен знать и понимать себя и свой организм. Не забудьте: «Что будет измерено, то и будет сделано».

    Наши комментарии:

    Это социальное научное исследование, судя по всему построенное на теории эволюции.....наталкивает сразу на ряд интересных идей, которые полностью подтверждаются Эзотерическим Договором:

    1. Во-первых, Эзотерическая модель говорит о том, что любой физический орган (мозг) - имеет свои тонкие тела и служит для выполнения различных функций.

    Мозг - это приемо-передатчик управляющего сигнала, поступающего через сахасрара чакру человека и управляющий всем нашим поведением, действиями и мотивацией к ним...из Эгрегоров.

    Если посмотреть на эту схему триединого мозга - с такой точки зрения Эзотерической модели, то можно предположить что:

    - рептильный мозг = равно сознанию тела.

    Лимбический мозг (эмоциональный) = равно сознанию животного ментала.

    Ну а визуальный мозг (неокортекс) = равно нашему человеческому разуму.
    И судя по всему именно активной работе левого полушария, логическому и рациональному "мышлению"

    Из этих предпосылок рождается вытекает следующая идея - активность различных частей мозга и касты (уровень сознания человека):

    Если было бы возможно провести исследование, то наверняка будет присутствовать связь, между кастой человека и тем отделом мозга который наиболее активен:

    - у 1 касты вероятно будет преобладать рептильный мозг (инстинкты тела)
    - у 2 касты - лимбический-млекопитаюшего (эмоции, животный ментал)
    - у 3 касты - визуальный - некортес (разум)

    Понятно, что у каждого живого человека, будет в той или иной степени активны и задействованы все отделы три-единого мозга в разной вариации, но их преобладание судя по фактам будет разниться от касты к касте.

    При этом, в социальной Модели приведенного исследования напрочь отсутствует понятие "Сознания", хотя самим словом ученые уже и оперерируют.

    Это еще в большей степени подтверждает Эзотерическую модель.
    Уровень людей касты 3+ и тем более 4 - самостоятельного мышления, активного Сознания (а не разума) - вообще не существует в такой модели.

    2.Во-вторых, и что еще более интересно...эта информация косвенно подтверждает, каким образом происходит эгрегориальное управление Человеком Социальными Эгрегорами.

    Все эти три различных физических части мозга - являются приемниками-антеннами для получения различных команд к исполнению, осуществляемых социальным человеком машинально, на автомате.

    Человек управляется реакциями своего тела (приемник рептильного мозга), или своими эмоциями (приемник лимбического мозга), или таки разумом (приемник визуального мозга).

    То есть это 3 приемника для разных частей сигнала, но цель всех этих программ абсолютно идентична - Человек живет на уровне тела-эмоций-разума, являясь просто механическим биороботом с спящим сознанием.
    Что собственно и наблюдается....

    Шансов пробудить Сознание, отключившись от этих программ - в Социуме нет.

    Все эти нюансы - абсолютно совпадают с тем, что написано в пособии "Эзотерической модели Мира Действия" .

    Через подобные социальные открытия, приведенная в пособии схема-рисунок того, как "Боги" создали искусственные эгрегоры для управления человеком - четко показывает, как они же настроили и человеческий биоробот таким образом, чтобы он "жил себе спокойно" и не лез куда не следует....

    Все очень "гармонично устроенно...."

    3. В-третьих, Эзотерическую модель подтверждает и еще одна идея проскальзывающая за всей этой социальной моделью три-единого мозга.....

    Предпосылкой к возможному росту человека, к пробуждению и активизации сознания - будет максимальная активность именно третьего мозга...Неокортеса.
    Почему?

    По сути это уровень 3 касты. Но этого мало. Чего же не хватает? Что так упорно не замечают в Социальной модели? И что объективизировано в нашем Пособии....

    Предположу, что по всей видимости когда активен именно этот "третий мозг, рационально мышления" - прорыв возможен только в случае, если хоть в какой-то степени будет задействован и приемник "правого полушария".

    У Человека появляется малейший шанс на какое-то уже на самом деле самостоятельное мышление.

    Отчасти, сами ученные уже говорят об "интуиции" в своих статьях - но никак не объясняют эти механизмы в своей три-единой модели физического мозга, что в принципе понятно, база их исследований социальная модель - Материя первична.

    Если посмотреть на гениев и великих ученых всех времен...
    Все они обладали именно таким тандемом: наряду с активным аналитическим и рациональным мышлением у подавляющего большинства присуствуют различные состояния включения других механизмов: инсайт, интуиция, получение информации во сне и т.д.

    Сама социальная наука, будучи ограничена только "физическим органами" и объектами, не позволяет сделать еще шаг вперед....и найти то - что отсутствует в этой модели...

    Этот переход, следующий шаг - будет связан с активизацией работы правого полушария - и синхронизацией работы обоих приемников...

    очень приблизительно разделить на три отдела:

    • ствол мозга (древний мозг),
    • средний мозг (старая кора и лимбическая система) и
    • новая кора (большие полушария).

    Древний мозг управляет кровяным давлением, глубиной и частотой дыхания, температурой тела, процессом пищеварения и т. д. Кроме того, много автоматических или рефлекторных центров имеется в спинном мозге, они заведуют множеством функций тела, не нуждающихся в контроле головного мозга.

    Средний мозг действует подобно сложному коммутатору. Он получает импульс от всех частей тела, сортирует их и передает важные сигналы в высший мозговой центр. Он играет роль шлюза, который ограничивает передачу несущественной информации в высшие центры. Тем самым он предотвращает перегрузку высшего мозга ненужной информацией.

    Новая кора заполняет купол черепа, она поделена на две отдельных части. Каждое полушарие связано нервами с противоположной стороной тела. Ниже приводится описание и функции основных отделов мозга.

    Лобная и предлобная кора головного мозга

    Это часть нашего мозга, которая делает нас теми, кто мы есть, определяет нашу самобытность, которая заключает в себе наши влечения, желания, нашу личность, нашу сущность, ядро личности. Это и есть наша душа, наша сущность, наше Я. Следствием депрессии является значительное снижение активности лобных долей. Лобные доли играют решающую роль в успехе или неудаче человеческих начинаний.

    Лобные доли реализуют высшие и сложнейшие функции мозга, так называемые управляющие функции. Лобные доли достигают значительного развития только у людей, можно сказать, что они делают нас людьми. Вся человеческая эволюция получила название "эпоха лобных долей". Александр Лурия называл лобные доли "органом цивилизации". Лобные доли являются для мозга тем, чем является дирижер для оркестра. Лобные доли - это командный пункт мозга.

    Предпосылки успеха контролируются лобными долями. Мотивация, инициатива, предвидение, а также ясное представление о своих целях является центральными для успеха в любой сфере жизни. Даже незначительное повреждение лобных долей может привести к апатии, инертности и безразличию.

    Способность воплощать свои цели зависит от нашей способности реалистично оценивать свои действия и действия окружающих нас людей. Эта способность основывается на лобных долях. Повреждение лобных долей порождает катастрофическую слепоту в суждениях.

    В таком сложном обществе как наше на передний план выступает талант лидерства. Из всех форм

    Является областью в головном мозге человека , которая отвечает прежде всего за память, является частью лимбической системы, связан также с регуляцией эмоциональных ответов. Гиппокамп по форме напоминает морского конька, располагается во внутренней части височной области мозга. Гиппокамп является главным из отделов мозга по хранению долгосрочной информации. Считается также, что гиппокамп отвечает за пространственную ориентацию.

    В гиппокампе присутствует два основных вида активности: тета-режим и большая нерегулярная активность (БНА). Тета-режимы проявляются в основном в состоянии активности, а также в период быстрого сна. При тета-режимах электроэнцефалограмма показывает наличие больших волн с диапазоном частот от 6 до 9 Герц . При этом основная группа нейронов показывает разреженную активность, т.е. в короткие промежутки времени большинство клеток неактивны, в то время, как небольшая часть нейронов проявляет повышенную активность. В данном режиме активная клетка обладает такой активностью от полу секунды до нескольких секунд.

    БНА-режимы имеют место быть в период длинного сна, а также в период спокойного бодрствования (отдых, прием пищи).

    Строение гиппокампа

    У человека два гиппокампа — по одному на каждой стороне мозга. Оба гиппокампа связаны между собой комиссуральными нервными волокнами. Гиппокамп состоит из плотно уложенных клеток в ленточную структуру, которая тянется вдоль медиальной стенки нижнего рога бокового желудочка мозга в переднезаднем направлении. Основная масса нервных клеток гиппокампа это пирамидные нейроны и полиморфные клетки. В зубчатой извилине основной тип клеток это зернистые клетки. Кроме клеток указанных типов в гиппокампе присутствуют ГАМКергические вставочные нейроны, которые неимение отношение к какому-либо клеточному слою. Эти клетки содержат различные нейропептиды, кальций связывающий белок и конечно же нейромедиатор ГАМК.

    Строение гиппокампа

    Гиппокамп располагается под корой головного мозга и состоит из двух частей: зубчатая извилина и Аммонов рог . С анатомической стороны, гиппокамп является развитием коры головного мозга. Структуры, выстилающие границу коры мозга входят в лимбической систему. Гиппокамп анатомически связан с отделами головного мозга, отвечающими за эмоциональное поведение. Гиппокамп содержит четыре основные зоны: CA1, CA2, CA3, CA4.

    Энторинальная кора, расположенная в парагиппокампальной извилине считается частью гиппокампа, благодаря своим анатомическим соединениям. Энторинальная кора тщательно взаимно связана с другими отделами головного мозга. Также известно, что медиальное септальное ядро, передний ядерный комплекс, объединяющее ядро таламуса, супрамаммилярное ядро гипоталамуса, ядра шва и голубое пятно в стволе головного мозга направляют аксоны в энторинальную кору. Основной выходящий путь аксонов энторинальной коры исходит из больших пирамидальных клеток слоя II, который как бы перфорирует субикулум и плотно выдаётся в зернистые клетки в зубчатой извилине, верхние дендриты CA3 получают менее плотные проекции, а апикальные дендриты CA1 получают еще более редкую проекцию. Таким образом, проводящий путь использует энторинальную кору в качестве основного связующего элемента между гиппокампом и другими частями коры головного мозга.

    Зубчатых зернистых клеток передают информацию из энторинальной коры на иглистых волосках, выходящих из проксимального апикального дендрита CA3 пирамидальных клеток. После чего аксоны CA3 выходят из глубокой части клеточного тела и образуют петли вверх — туда, где находятся апикальные дендриты, затем весь путь тянется назад в глубокие слои энторинальной коры в коллатерали Шаффера, завершая взаимное замыкание. Зона CA1 также посылает аксоны обратно в энторинальную кору, но в данном случае они более редкие, чем выходы CA3.

    Следует отметить, что поток информации в гиппокампе из энторинальной коры значительно однонаправленный с сигналами которые распространяются через несколько плотной уложенных слой клеток, сначала к зубчатой извилине, после чего к слою CA3, затем к слою CA1, далее к субикулуму и после этого из гиппокампа к энторинальной коре, в основном обеспечивая пролегание CA3 аксонов. Каждый этот слой имеет сложную внутреннюю схему и обширные продольные соединения. Очень важный большой выходящий путь идёт в латеральную септальную зону и в маммилярное тело гипоталамуса.

    Гиппокамп получает модулирующие входящие пути серотонина, дофамина и норадреналина, а также от ядер таламуса в слое CA1. Очень важная проекция идёт от медиальной септальной зоны, посылающая холинергические и габаергические волокна всем частям гиппокампа. Входы от септальной зоны имеют важнейшее значение в контроле физиологического состояния гиппокампа. Травмы и нарушения в этой зоне могут полностью прекратить тета-ритмы гиппокампа и создать серьёзные проблемы с памятью.

    Также в гиппокампе существуют другие соединения, которые играют очень важную роль в его функциях . На некотором расстоянии от выхода в энторинальную кору располагаются другие выходы, идущие в другие корковые области, в том числе и в префронтальную кору. Кортикальная область, прилегающая к гиппокампу носит название парагиппокампальной извилины или парагиппокамп. Парагиппокамп включает в себя энторинальную кору, перирхинальную кору, получившую своё название благодаря близкому расположению с обонятельной извилиной. Перирхинальная кора отвечает за визуальное распознавание сложных объектов. Существуют доказательства того, что парагиппокамп выполняет отдельную от самого гиппокампа функцию по запоминанию, так как только повреждение обоих гиппокампов и парагиппокампа приводит к полной потери памяти.

    Функции гиппокампа

    Самые первые теории о роли гиппокампа в жизни человека заключались в том, что он отвечает за обоняние. Но проведенные анатомические исследования поставили эту теорию под сомнение. Дело в том, что исследования не нашли прямой связи гиппокампа с обонятельной луковицей. Но все же дальнейшие исследования показали, что обонятельная луковица имеет некоторые проекции в вентральную часть энторинальной коры, а слой CA1 в вентральной части гиппокампа посылает аксоны в основную обонятельную луковицу, переднее обонятельное ядро и в первичную обонятельную кору мозга. По прежнему не исключается определенная роль гиппокампа в обонятельных реакциях , а именно в запоминании запахов, но многие специалисты продолжают считать, что основная роль гиппокампа это обонятельная функция.

    Следующая теория, которая на данный момент является основной говорит о том, что основная функция гиппокампа это формирование памяти . Эта теория многократно была доказана в ходе различных наблюдений за людьми, которые были подвержены хирургическому вмешательству в гиппокамп, либо стали жертвами несчастных случаев или болезней, так или иначе затронувших гиппокамп. Во всех случаях наблюдалась стойкая потеря памяти. Известный пример этому — пациент Генри Молисон, которому была проведена операция по удалению части гиппокампа с целью избавления от эпилептических припадков. После этой операции Генри стал страдать ретроградной амнезией. Он просто перестал запоминать события, происходящие после операции, но отлично помнил свое детство и все, что происходило до операции.

    Нейробиологи и психологи единогласно соглашаются с тем, что гиппокамп играет важную роль в формировании новых воспоминаний (эпизодическая или автобиографическая память). Некоторые исследователи расценивают гиппокамп как часть системы памяти височной доли, ответственной за общую декларативную память (воспоминания, которые могут быть явно выражены словами - включающие например, память для фактов в дополнении к эпизодической памяти). У каждого человека гиппокамп имеет двойную структуру — он расположен в обоих полушариях мозга . При повреждении например, гиппокампа в одном полушарии, мозг может сохранять почти нормальную функцию памяти.

    Но при повреждении обоих частей гиппокампа возникают серьезные проблемы с новыми запоминаниями. При это более старые события человек прекрасно помнит, что говорит о том, что со временем часть памяти переходит из гиппокампа в другие отделы мозга. Следует при этом отметить, что повреждение гиппокампа не приводит к утрачиванию возможностей к осваиванию некоторых навыков, например игра на музыкальном инструменте. Это говорит о том, что такая память зависит от других отделов мозга, а не только от гиппокампа.

    Проведенные многолетние исследования кроме того показали, что гиппокамп играет важную роль в пространственной ориентации . Так известно, что в гиппокампе есть области нейронов, под названием пространственные нейроны, которые чувствительны к определенным пространственным местам. Гиппокамп обеспечивает пространственную ориентацию и запоминание определенных мест в пространстве.

    Патологии гиппокампа

    Не только такие возрастные патологии, как (для которых разрушение гиппокампа является одним из ранних признаков заболевания) оказывают серьезное воздействие на многие виды восприятия, но даже обычное старение связано с постепенным снижением некоторых видов памяти, в том числе эпизодической и краткосрочной памяти. Так как гиппокамп играет важную роль в формировании памяти, ученые связывают возрастные расстройства памяти с физическим ухудшением состояния гиппокампа . Первоначальные исследования обнаруживали значительную потерю нейронов в гиппокампе у пожилых людей, но новые исследования показали, что такие потери минимальны. Другие исследования показывали, что у пожилых людей происходит значительное уменьшение гиппокампа, но вновь проведенные аналогичные исследования такой тенденции не нашли.

    Особенно хронический, может приводить к атрофии некоторых дендритов в гиппокампе. Это связано с тем, что в гиппокампе содержится большое количество глюкокортикоидных рецепторов . Из-за постоянного стресса стероиды, обусловленные им влияют на гиппокамп несколькими способами: снижают возбудимость отдельных нейронов гиппокампа, ингибируют процесс нейрогенеза в зубчатой извилине и вызывают атрофию дендритов в пирамидальных клетках зоны CA3. Проведенные исследования показали, что у людей, которые переживали длительный стресс атрофия гиппокампа была значительно выше других областей мозга . Такие негативные процессы могут приводить к депрессии и даже к шизофрении . Атрофия гиппокампа наблюдалась у пациентов с синдромом Кушинга (высокий уровень кортизола в крови).

    Эпилепсия часто связывается с гиппокампом. При эпилептических припадках часто наблюдается склероз отдельных областей гиппокампа.

    Шизофрения наблюдается у людей с аномально маленьким гиппокампом . Но до настоящего времени точная связь шизофрении с гиппокампом не установлена. В результате внезапного застоя крови в областях мозга может возникать острая амнезия, вызванная ишемией в структурах гиппокампа .

    Материалы по теме:

    Дар новых целителей, исцеляющих с помощью энергий

    Дар новых целителей, исцеляющих с помощью энергий Ли Кэрролл: По мере того, как мы сдвигаемся на планете в новые энергии и новые парадигмы, нуждается в...

    Шестое чувство: как мозг реагирует на магнитное поле

    Шестое чувство: как мозг реагирует на магнитное поле Человеческий мозг реагирует на магнитное поле Многие животные способны чувствовать магнитное поле, и, возможно, в ряду этих животных...

    Звук и свет исцеляет Болезнь Альцгеймера

    Звук и свет исцеляет Болезнь Альцгеймера Звук определённой частоты помогает мозгу бороться с нейродегенеративными процессами. О том, что свет может стать оружием в борьбе против болезни...

    Отношения мужчины и женщины

    Отношения мужчины и женщины Физиология человека, предполагает между полами интимность отношений, которые создают их крепость, связывая определенными чувствами взаимности, создавая смысловую трактовку действиям, проявляя чувства, ...

    Связь с дельфинами. Между дельфинами и человеческой жизнью на Земле есть связь

    связь с дельфинами Связь с дельфинами. Между дельфинами и человеческой жизнью на Земле есть связь Интервью Дэвида Уилкока с Питом Питерсоном Д.У.: Добро...

    ЧЕТЫРЕ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА.

    Конечно, вопросы о том, где астральный шнур создает видимость присоединения к голове и где он кончается на самом деле, являются совершенно различными. Проектору может казаться, что шнур присоединяется в области продолговатого мозга со стороны лобной или боковой части физической головы в зависимости от того, в каком положении находится тело, и все же это может быть только видимость, а астральный шнур на самом деле может, насколько мы знаем, кончаться в голове у шишковидной железы. Тело обладает четырьмя большими нервными, или психическими, центрами - четырьмя мозгами, как они иногда называются (головной мозг, мозжечок, продолговатый мозг и солнечное сплетение). Помимо них, имеются гипофиз и шишковидная железа. Так как проекция астрального тела до некоторой степени зависит от сосредоточения на одном из этих центров, мы должны кратко рассмотреть их. Головной мозг, делящийся на два полушария, является лобной частью мозга, находящегося внутри черепа. Мозжечок расположен за и под головным мозгом. Они соединяются коротким стеблем, называемым продолговатым мозгом. Солнечное сплетение (так называемый брюшной мозг) находится в брюшной полости позади желудка. Оно образовано из материи, подобной той, из которой состоят два других мозга. Продолговатый мозг является луковицеобразным продолжением верхнего конца спинного мозга, оканчивающегося в черепе и лежащего под мозжечком. Хорошо известно, что внутри продолговатого мозга расположены определенные нервы, которые контролируют функции дыхания. Я оставлю читателю решить, является ли это место идеальным для соединения с астральной «линией силы».

    ШИШКОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА

    Внутри мозга находится особый орган - шишковидная железа, которая до последнего времени была источником тайны, хотя на Востоке уже давно было известно, что она имеет прямое отношение к оккультным явлениям. В наши дни многие западные, а также и восточные специалисты по космическим явлениям признают, что, помимо своего физиологического значения, шишковидная железа служит связующим звеном между физическим и духовным мирами. Свами Бхакта Вишита говорит: «Шишковидная железа представляет собой массу нервной ткани, находящейся в мозге почти в центре черепа и прямо над верхним концом позвоночника. Она красновато-серого цвета, имеет форму маленького конуса, находится перед мозжечком и прикрепляется к третьему желудочку мозга. В ней содержится большое количество твердых частиц, похожих на песчинки, известных под названием «мозгового песка». Свое название железа получила из-за своей формы, напоминающей сосновую шишку. Восточные оккультисты утверждают, что шишковидная железа со своим особым устройством телец в нервных клетках и маленькими крупинками мозгового песка тесно связана с волевой передачей и приемом рентальной вибрации. Западные специалисты были поражены удивительным сходством шишковидной железы с одной частью приемного устройства, используемого в радиотехнике: оно также содержит частички, очень напоминающие «мозговой песок» шишковидной железы.

    ГИПОФИЗ

    Гипофиз, расположенный перед шишковидной железой и ниже ее, представляет собой еще один орган, которому придается оккультное значение. Считается, что шишковидная железа и гипофиз связаны между собой и что ими управляет тонкая сила. Об этом д-р У. X. Даунер говорит: «Молекулярные движения в шишковидной железе вызывают духовное ясновидение, однако для того, чтобы это ясновидение осветило поле Вселенной, огни гипофиза должны соединиться с огнями шишковидной железы, и этот союз означает слияние шестого и седьмого чувств или, другими словами, то, что индивидуальное сознание до такой степени направляется внутрь, что магнетическая сфера высшего разума и высшее духовное чувство объединяются». При рассмотрении важнейших функций любого из этих жизненных центров можно с уверенностью утверждать, что астральный шнур может доставлять «дыхание жизни» в любой из них во время проекций и что энергия будет должным образом распределена, поскольку во всем физическом механизме все отделы нервной системы обычно направляются на одну зону. Некоторые ученые пришли к выводу, что сосредоточение на шишковидной железе (конечно, в подлинном смысле концентрированная мысль) облегчают проекцию астрального тела; и несомненно то, что «линия силы» образуется в том месте, на котором субъект концентрирует свое внимание. Эта сила не создается физическим нервным центром, а управляет им.

    Предыдущая страница:

    Почему работа на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте дает такие поразительные результаты?

    Механизм действия этого интеллектуального тренажера на мозг можно сравнить с нанотехнологиями . Вы влияете на тончайшие процессы, протекающие в вашем головном мозге, включая в работу те резервы, которые большинство людей не используют в повседневной жизни.

    По данным самых последних научных исследований, для того чтобы использовать наш мозг на все сто процентов для решения задачи и добиваться максимального успеха в решении любого вопроса, необходимо:

    1. Усилить кровоток в определенных зонах мозга (лобных долях). Это обеспечит максимальную работоспособность всех интеллектуальных процессов, которые протекают в коре головного мозга во время процесса принятия решений.

    2. Мобилизовать память так, чтобы вся информация, относящаяся к решаемому вопросу, вышла из хранилища долговременной памяти в память оперативную. То есть буквально разбудить ассоциативные связи, которые относятся к вопросу. Это позволит не тратить драгоценные секунды на припоминание, так как вся необходимая информация будет «лежать на поверхности».

    3. Правильно сосредоточиться на решаемой задаче. Одна задача требует концентрации, чтобы в буквальном смысле слова ничего не видеть и не слышать, кроме нее. Другая – переключения внимания, третья – одновременного обращения к нескольким информационным полям. Иными словами, каждая задача требует активизации определенной стороны внимания, чтобы оптимально подключить нужные интеллектуальные ресурсы для эффективного решения нужной нам задачи.


    Как же интеллектуальный тренажер на основе Таблиц Шульте «одним махом» решает все эти вопросы? Ниже мы ответим на все эти вопросы. Но сначала давайте разберемся с некоторыми очень важными моментами, которые касаются устройства и работы нашего мозга.

    Разбудите свой мозг!

    Общеизвестно, что люди в процессе своей жизнедеятельности активно используют всего-навсего десять процентов ресурсов своего мозга. Оставшиеся 90% как бы дремлют.

    Поэтому среднестатистические представители человеческого общества, как говорится, «звезд с неба не хватают», особыми талантами не блещут, живут «как все», без размаха.

    Конечно, кто-то может сказать, что у такой тихой и спокойной жизни есть свои преимущества. Однако они не идут ни в какое сравнение с теми перспективами, которые открывает перед человеком активизация ресурсов его мозга, – жизненный успех и уверенность в себе, осознание своих реальных возможностей и умение использовать их.

    Как правило, для того чтобы сделать шаг и использовать свой мозг на 100%, человеку не хватает знаний о том, как именно он может это сделать. На протяжении многих лет ученые пытались разработать систему, которая могла бы помочь множеству людей включить в работу весь интеллектуальный потенциал, заложенный в человеке с рождения, но до поры до времени их попытки не были успешными.

    Что у нас в голове?

    Давайте посмотрим, как устроен головной мозг человека.

    На рис. 1 вы видите то, что обычно скрыто от нашего взгляда черепной коробкой – головной мозг. Этот уникальный орган включает в себя несколько отделов, в «ведомстве» каждого из которых находятся определенные функции, обеспечивающие жизнедеятельность нашего организма.


    Рис. 1. Строение головного мозга человека


    Нас с вами будет интересовать кора головного мозга. В этой части мозга находятся зоны, которые отвечают за обработку зрительных, слуховых, тактильных и других ощущений. Кора считается наиболее развитой частью мозга человека, и именно она обеспечивает нормальное развитие и функционирование речи, восприятия и мышления. Вся кора делится на области, каждая из которых имеет свою строго определенную функцию. Так, существуют области, ответственные за слух, речь, зрение, осязание, обоняние, движение, мышление и т. д.

    Кора занимает значительную часть головного мозга – примерно 2/3 всего его объема, и делится на два полушария – левое и правое. Их функции и взаимодействие достаточно сложны, но в целом можно сказать, что правое полушарие в большей степени ответственно за интуитивное, эмоциональное, образное восприятие окружающей действительности, а левое обеспечивает логическое мышление. При этом анатомическое строение правого и левого полушария идентично.

    На рис. 2 показано, на какие части – так называемые «доли» – нейрофизиологами разделяется кора головного мозга.



    Рис. 2. Доли коры головного мозга


    Лобная доля обеспечивает моторные функции нашего организма и частично – речь, отвечает за принятие решений и выстраивание планов, а также за любые целенаправленные действия. Височная доля включает в себя центры слуха, речи и обоняния. Теменная доля отвечает за обработку информации, полученной от тела через тактильные ощущения. Затылочная доля обеспечивает работу зрительных центров.

    Лобные доли коры, наверное, могут быть названы самой загадочной областью головного мозга. Именно здесь расположена зона, называемая префронтальной корой или же корой префронтальной области полушарий большого мозга, все загадки и возможности которой до сих пор не изучены учеными. В этой области находятся зоны, отвечающие за память, способность человека к обучению и коммуникации, а также за творческие способности и мышление.

    В ходе различных экспериментов было обнаружено, что стимуляция этой области головного мозга человека дает ему мощный толчок в плане «личностного роста».

    В той части, где проходит граница лобной и теменной частей коры, располагаются сенсорная и моторная полосы, которые, как следует из их названий, отвечают за функции движения и восприятия.

    В нижней части лобной доли левого полушария находится зона Брока, названная так по имени знаменитого французского хирурга и анатома Поля Брока. Благодаря работе этой части головного мозга мы обладаем способностью произносить слова и писать.

    В височной доле левого полушария, в том месте, где она смыкается с теменной долей, психиатром из Германии Карлом Вернике был обнаружен еще один центр, отвечающий за речь человека. Эта зона, названная по имени ученого, играет большую роль в нашей способности воспринимать смысловую информацию. Именно благодаря ей мы можем читать и понимать прочитанное (см. рис. 3).

    На рис. 4 вы видите, какие функции обеспечивают различные зоны коры головного мозга человека.


    Рис. 3. Зоны коры полушарий головного мозга:

    1 – височная доля; 2 – зона Вернике; 3 – лобная доля; 4 – префронтальная кора; 5 – зона Брока; 6 – моторная зона лобной доли; 7 – сенсорная зона теменной доли; 8 – теменная доля; 9 – затылочная доля



    Рис. 4. Функции долей коры полушарий мозга


    Лобные доли – «дирижер» нашего мозга и центр интеллекта

    Поскольку интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте направлен именно на активизацию лобных долей коры головного мозга, давайте поговорим о них чуть подробнее.

    Этот отдел полушарий головного мозга в процессе эволюции был сформирован довольно поздно. И если у хищников он был едва намечен, то у приматов получил уже достаточно заметное развитие. У современного человека лобные доли занимают около 25% общей площади больших полушарий мозга.

    Нейрофизиологи склонны говорить о том, что сейчас эта часть нашего мозга находится на вершине своего развития. А ведь еще в начале 20-го столетия исследователи нередко называли эти зоны бездействующими, так как не могли уяснить – какова их функция.

    В тот момент никак не удавалось связать деятельность этой части мозга с какими-то внешними проявлениями.

    Зато сейчас лобные доли коры головного мозга человека получили название «дирижера», «координатора» – учеными бесспорно доказано, что именно они оказывают огромное влияние на согласование множества нейронных структур в головном мозге человека и отвечают за то, чтобы все «инструменты» в этом «оркестре» звучали гармонично.

    Особенно важно, что именно в лобных долях находится тот центр, который служит регулятором сложных форм человеческого поведения.

    Другими словами, эта часть головного мозга отвечает за то, насколько хорошо мы оказываемся способны организовывать свои мысли и действия в соответствии с теми целями, которые стоят перед нами. Также полноценное функционирование лобных долей дает каждому из нас возможность сопоставлять свои действия с теми намерениями, для осуществления которых мы их совершаем, выявлять несоответствия и исправлять ошибки.

    Эти области головного мозга считаются средоточием процессов, лежащих в основе произвольного внимания.

    Это подтверждают и врачи, которые занимаются реабилитацией пациентов с повреждением мозга. Нарушение деятельности этих зон коры подчиняет действия человека случайным импульсам или стереотипам. При этом заметные изменения затрагивают и саму личность пациента, а его умственные способности неизбежно снижаются. Особенно тяжело сказываются такие травмы на личностях, основа жизни которых – творчество, – создавать что-то новое они уже не в состоянии.

    Когда в научных исследованиях стал применяться метод позитронно-эмиссионной томографии, Джоном Дунканом (нейропсихологом из Отделения наук о мозге в Кембридже, в Англии) именно в лобных долях был обнаружен так называемый «нервный центр интеллекта».

    Для того чтобы представить, где именно расположен он в вашем мозгу, сядьте, поставив руку локтем на стол, и прислонитесь к ладони виском – так вы сидите, если мечтаете или размышляете о чем-то. Вот в том месте, где ваша ладонь касается головы – около кончиков бровей, и сосредоточены центры нашей разумной мысли. Именно боковые участки лобных долей головного мозга и являются той его частью, которая отвечает за интеллектуальные процессы.

    «Похоже на то, что эти участки – главный штаб всей интеллектуальной работы мозга, – говорит Дункан. – Туда стекаются донесения из других мозговых зон, там идет обработка получаемой информации, анализируются задачи и отыскивается их решение».

    Но для того, чтобы эти зоны коры справлялись с задачами, которые встают перед ними, их нужно развивать и регулярно тренировать. Нейрофизиологи своими исследованиями подтверждают – заметная активизация этих участков стабильно наблюдается при решении интеллектуальных задач.

    Отличный инструмент для этого – занятия на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте.

    Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте усиливает кровоток в лобных долях коры головного мозга и раскрывает интеллектуальный потенциал

    Эффект от применения таблиц Шульте в любой области поистине волшебный.

    Но на самом деле никакой магией тут и не пахнет – ученые готовы объяснить секрет их воздействия на мозг человека.

    В научно-исследовательских экспериментах, которые проводили ученые, работающие в области функциональной нейровизуализации, специальные приборы регистрировали интенсивность мозгового кровотока в разных областях коры головного мозга во время решения людьми тех или иных интеллектуальных задач (арифметические задачи, кроссворды, таблицы Шульте и т. п.).


    В результате было сделано два вывода.

    1. Каждая новая задача, предъявляемая испытуемому, вызывала заметный прилив крови к лобным долям коры головного мозга. При повторном предъявлении той же самой задачи интенсивность кровотока существенно снижалась.

    2. Интенсивность кровотока зависела не только от новизны, но и от характера предъявляемых задач. Наибольшая интенсивность была зарегистрирована при работе с таблицами Шульте.

    Иными словами, если мы будем как можно чаще предлагать своему мозгу новые задачи для решения (в нашем случае, заниматься с различными таблицами Шульте), это будет стимулировать кровоток в лобных долях головного мозга. А это будет заметно улучшать деятельность нашего мозга, увеличивать объем памяти и усиливать концентрацию внимания.

    Но почему самой эффективной оказывается работа именно с таблицами Шульте? Чем она отличается от решения других интеллектуальных задач – выполнения арифметических действий, разгадывания кросс вордов, припоминания и заучивания стихотворений, также стимулирующих работу головного мозга? В чем их преимущество? Почему именно они дают такой колоссальный результат, ведь теоретически любая интеллектуальная нагрузка на мозг будет для него хорошей тренировкой.

    Все дело в том, что при работе с таблицами Шульте фактически весь объем кровотока идет именно в те зоны лобных долей, которые отвечают за активацию всего интеллекта и процесс принятия решений. При этом мозг как бы не отвлекается на другое, не тратит свои силы на дополнительные расходы, как это случается при решении арифметических задач, разгадывании кроссвордов и заучивании стихотворений.

    Решая арифметические задачки, мы помимо общего интеллектуального потенциала активируем еще и свои математические способности, задействуем память (процессы припоминания). Эти способности «лежат» в других зонах лобных долей и коры головного мозга в целом.

    Значит, часть от общего объема крови, поступающего к головному мозгу в этом случае, будет поступать в эти отделы. Следовательно, интенсивность кровотока в лобных долях будет ниже, чем в случае работы с таблицами Шульте.

    Разгадывая кроссворды, мы опять-таки «включаем» дополнительные зоны в коре головного мозга, отвечающие за ассоциативное мышление, припоминание и т. д. И в результате опять теряем часть от общей интенсивности кровотока.

    То же самое и со стихами. Вспоминая или заучивая их, мы активизируем свою память, инициируем те зоны коры головного мозга, которые отвечают за припоминание, запоминание, хранение информации и т. п. И в результате опять получаем общее снижение интенсивности кровотока.

    Когда мы работаем с таблицами Шульте, мы ничего не припоминаем, ничего не складываем-вычитаем-умножаем, не обращаемся к ассоциациям, не сверяем информацию с уже имеющейся и т. д. и т. п. Иными словами, мы не прикладываем никаких дополнительных интеллектуальных усилий. И именно за счет этого мы получаем возможность направить весь кровоток к центру интеллекта в лобных долях, что и раскрывает весь наш интеллектуальный потенциал.

    * * *

    Итак, изо дня в день, регулярно нагружая работой лобные доли своего головного мозга, вы получите потрясающий результат – заметное усиление концентрации внимания, развитую способность мгновенно считывать и удерживать в своей памяти огромное количество информации.

    Кроме того, интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте дает вам уникальную возможность мобилизовать свой интеллектуальный потенциал и все ресурсы памяти на решение нужной задачи буквально за считаные секунды!

    Например, перед важной встречей, собеседованием, экзаменом, свиданием, сдачей на водительские права, соревнованиями, выполнением каких-либо физических или умственных упражнений – в любой ситуации, когда вам требуется предельная концентрация и от вашей внутренней организованности зависит ваша карьера, здоровье и успех, вы не станете паниковать или, наоборот, твердить себе, что у вас все получится (хотя это тоже неплохо). Вы откроете эту книгу, пять минут поработаете на нашем интеллектуальном тренажере и, уверенный и подготовленный ко всему, сделаете шаг навстречу успеху.

    Интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте мобилизует память, и вся нужная информация оказывается в нужный момент у нас «под рукой»

    Наша память – это сложный процесс, который складывается из восприятия, запоминания, сохранения информации и приобретенного опыта, восстановления и использования их при необходимости, а также забывания ненужного.

    Именно память хранит не только опыт данного человека, но и тот путь, который был пройден предыдущими поколениями, и это позволяет человеку чувствовать себя не отдельной единицей, а частью огромного сообщества.

    Часто от объема памяти человека и той скорости, с которой он может использовать хранящуюся в ней информацию, зависит успех его деятельности.

    Память и внимание – это два процесса, которые неразрывно связаны друг с другом.

    Целенаправленное, устойчивое внимание – это залог крепкого запоминания. Каждый этап работы памяти требует хорошего внимания, но особенно важно это для начального этапа – восприятия.

    Регулярные занятия с таблицами Шульте обеспечат вам не только заметное увеличение объема памяти, но и заметно повысят ту скорость, с которой происходит обработка хранящейся в ней информации.

    Представьте, что ваша память – это огромное книгохранилище, как в библиотеке. Как книги на полках, в «ячейках» вашей памяти хранится весь ваш жизненный опыт – и то, что запоминалось непроизвольно, само собой, и то, над чем вам пришлось потрудиться. Все, от ваших первых детских воспоминаний до математических формул, которые вы заучивали в старших классах школы.

    Но, спросите вы, если все это там есть, то почему я не могу в любой момент извлечь из нее то, что мне нужно в данный момент?

    Чтобы найти в библиотеке нужную книгу, нужно знать – на какой полке какого шкафа и в каком ряду она стоит. Для этого существует каталог, в котором хранятся все сведения о книгах.

    Раньше, чтобы отыскать номер конкретной книги, нужно было в огромном зале найти среди кучи ящичков один и в нем перебрать уйму карточек. И только после этого библиотекарь отправлялся в хранилище на поиски нужной вам книги.

    Представляете, сколько времени может на это уйти?

    Сейчас же вы открываете программу электронного каталога на компьютере и просто вводите любое слово из названия книги. В считаные секунды электронный мозг выдает вам все возможные варианты, из которых вы выбираете тот, который вам необходим.

    Выигрывая в скорости, вы экономите свое время.

    Точно так же дело обстоит и с вашей памятью – развивая внимание и ускоряя свои мыслительные процессы при помощи работы на интеллектуальном тренажере на основе таблиц Шульте, вы заменяете «картотеку» в своей голове на «электронный каталог».

    Теперь ваша память выдает вам информацию в десятки раз быстрее, чем раньше, при этом предлагая множество вариантов на тот случай, если первоначальный вас не устроит. Вы значительно сокращаете то время, которое тратили на вспоминание раньше, а значит – заметно увеличиваете свою работоспособность.

    Скорость усвоения новой информации и ее распределения по «ячейкам» памяти увеличивается на порядок, вы буквально проглатываете новые сведения и в любой момент готовы извлечь их и применить по назначению.

    Однако встречаются и такие уникумы, способность к запоминанию которых поистине феноменальна.

    Так, например, Александр Македонский мог поименно назвать всех солдат своего войска.

    Моцарт еще в детстве мог, один раз услышав музыкальное произведение, записать его нотами и исполнить по памяти.

    Уинстон Черчилль поражал своих современников знанием наизусть практически всех произведений Шекспира.

    А в наши времена знаменитый Билл Гейтс хранит в своей памяти все коды созданного им языка программирования – а их насчитываются сотни.

    Внимание

    Внимание – это способность сознания упорядочивать ту информацию, которая поступает извне, и распределять ее по важности и значимости, в зависимости от тех задач, которые человек ставит перед собой в данный момент.

    Внимание – это исключительный психический процесс. Он позволяет выбрать из всего многообразия окружающей действительности то, что станет содержанием нашей психики, позволяет сосредоточиться на выбранном объекте и удерживать его в психическом поле.

    Мы рождаемся с набором безусловных рефлексов, часть из которых обеспечивает работу так называемого непроизвольного внимания . Этот вид внимания преобладает у детей до 7 лет. Непроизвольное внимание выбирает все новое, яркое, необычное, внезапное, движущееся, кроме того, заставляет откликаться на все, что соответствует острой потребности (нужде).

    Хотя непроизвольное внимание рефлекторного происхождения, его можно и нужно развивать. Кроме того, именно на базе непроизвольного, неконтролируемого внимания возникает внимание зрелое, регулируемое самим человеком произвольное внимание. Произвольное внимание дает человеку исключительную возможность самому выбирать объекты собственного внимания, контролировать деятельность с ними связанную и время удержания их в своем психическом пространстве. То есть, получая возможность управлять своим вниманием, человек становится хозяином своей психики, он может пропускать туда то, что важно и значимо для него, или не пропускать ненужное.

    Многие психологи высоко оценивают вклад внимания в общие интеллектуальные способности. Общепризнанным и научно подтвержденным является тот факт, что дефекты внимания мешают вполне способным детям быть интеллектуально успешными.

    Когда мы говорим об эффективности внимания, то имеем в виду его интенсивность и концентрацию, его объем, а также скорость переключения и устойчивость. Все эти характеристики сущеcтвуют в неразрывной связи друг с другом, поэтому, усиливая одну из них, мы можем воздействовать и на весь процесс внимания в целом.

    Тренировки с таблицами Шульте помогут вам в первую очередь существенно увеличить скорость переключения внимания и увеличить его объем – количество объектов, которые человек может хранить в кратковременной памяти.

    ХАРАКТЕРИСТИКИ ВНИМАНИЯ

    Интенсивность внимания – способность человека на протяжении длительного времени произвольно сохранять внимание на том или ином объекте.

    Объем внимания – количество объектов, которые человек может охватить с достаточной ясностью одновременно.

    Концентрация внимания (сосредоточенность) – сознательное выделение человеком определенного объекта и направление на него внимания.

    Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

    Переключаемость внимания – способность внимания быстро «выключаться» из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.

    Устойчивость внимания – продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте.

    Отвлекаемость внимания – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.