Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Ментальные карты бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления. Как составлять ментальные карты

    Ментальные карты бьюзена - ассоциативный метод активизации мышления. Как составлять ментальные карты

    Это отличный способ создать подробный перечень задач для проекта. Вместо записи перечня действий списком, в линейном, пошаговом формате, используется двумерная (часто цветная) диаграмма, которая представляет мысли, идеи и планы нелинейным образом. Это и называется интеллект карты (ментальные карты, карты ума, mind map).

    Вот примеры того, как это может выглядеть.

    Ментальная карта примеры



    В составлении карты ума принимают участие оба полушария головного мозга. В результате получается мощный инструмент для планирования, организации и коммуникации в ходе подготовки долгосрочного проекта.

    С mind map и вы также можете объективно оценить свои навыки, способности и имеющиеся ресурсы. Все, что вы можете сделать для организации рабочей стратегии, приближает вас к своевременному завершению проекта.

    Создание интеллект карты — не такая уж сложная задача.

    Как сделать ментальную карту

    Вот простой план из семи пунктов, как сделать ментальную карту:

    1. Планирование времени в mind map.

    Отведите 30-45 минут в день для каждого крупного проекта. Не обязательно жестко закреплять временные рамки, ведь одни проекты требуют минимального количества времени, а другие требуют обдумывания многих параметров. Основное правило — выделять не менее получаса в день для каждого проекта.

    2. Задайте четыре ключевых вопроса.

    Создание интеллект карты начинается с глубокого понимания каждого из ваших проектов. Начните с четырех вопросов:

    Какие действия нужны для достижения основной цели?

    Каковы мои текущие преимущества и ресурсы?

    Какие есть препятствия на пути к успеху?

    Какие дополнительные навыки мне нужно развивать для достижения главной

    Вспомните ваш прошлый опыт с аналогичными проектами. Проанализируйте свои успехи и неудачи. Используйте эту информацию при создании интеллект карты.

    3. Создание интеллект карты.

    Возьмите лист ватмана (или используйте программное обеспечение, речь о котором пойдет ниже). Для начала возьмите ватман обычной бумаге, потому что там достаточно места для записи всего, что необходимо для проработки проекта.

    В общем, когда вы приготовили все инструменты, начинайте составление интеллект карты.

    Вот несколько способов, чтобы наметить свои идеи:

    Используйте ключевые слова, линии, цвета и изображения для выражения своих идей. Ментальная карта — визуальное выражение взаимосвязанной информации, которую легко рассмотреть и вспомнить. Ваш мозг работает ассоциативно, поэтому отображенная нелинейным образом информация поможет определить конкретные действия, которые необходимо выполнить.

    Развивайте ваши идеи естественным образом. Начните с простого выражения вашей идеи в одно предложение. Расположите его в центре диаграммы и расположите вокруг вспомогательные блоки, включающие мини-проекты/идеи, необходимые к завершению в рамках проекта.

    Используйте соответствующие ключевые слова/изображения для каждого блока.

    Ключевые слова записывайте строчными буквами — так их легче запомнить.

    Главный блок связан с дополнительными блоками с помощью линий. Используйте разные цвета для выделения различных тем и ассоциаций.

    Используйте стрелки, чтобы детально разработать каждую идею. От каждого дополнительного блока проведите стрелки, которые разветвляются.

    Используйте стрелку, чтобы объяснить, что нужно сделать. Вы можете добавлять новые идеи и действия по мере развития проекта. Это плавающая диаграмма, поэтому вы можете добавлять или удалять пункты в ходе работы над проектом.

    4. Идентификация проблем.

    Важная часть mind map — в идентификации проблем, препятствующих успеху.

    Есть три основных типа проблем:

    1. Препятствие, связанное с истинным результатом проекта.

    Проект должен быть совместимым с вашими долгосрочными планами или действительно важной для вас работой. Если они будут конфликтовать, вы вряд ли достигнете успеха.

    Например, если вы реализуете проект для того, чтобы кому-то угодить, у вас не будет внутренней мотивации, достаточной для ежедневной работы над таким проектом. Мой совет — избегайте проектов, которые только лишь похожи на то, что вы должны сделать.

    2. Страхи.

    Страх неудачи, неуверенность в себе, дефицит доверия и другие страхи могут сдерживать вас в осуществлении последовательных действий.

    Выделите страхам определенную область на mind map. Определите время на обдумывание «сдерживающих факторов». Затем придумайте несколько возможных решений. Скорее всего вы обнаружите, что преодолеть страх не тяжело — как только поймете причину своих ощущений.

    3. Контрольно-пропускные пункты.

    Иногда внешние факторы могут мешать завершению проекта. Когда это происходит, важно идентифицировать фактическую проблему. Просто рассмотрите каждый такой фактор и подумайте, как вы отреагируете, если с ним столкнетесь.

    5. Избегайте цензуры в свой адрес.

    Записывайте идеи, как только они появятся — не пытаясь обдумывать или анализировать их. Конечно, некоторые из них могут казаться неважными, однако они могут натолкнуть вас на последующие мысли, которые окажут удивительный эффект на осуществление вашего проекта. Позвольте себе осуществить каждую идею.

    Поместите каждую их них в блоки и под-блоки, и с них затем начинайте работу над проектом.

    6. Сегментируйте интеллект карты.

    Наш мозг наиболее эффективно работает во время пяти- или семи- минутных всплесков мозговой активности. Во время этих всплесков вы можете захватить максимум идей и записать их быстро с помощью ключевых слов, символов, образов и цветов. После сделайте перерыв на несколько минут и снова вернитесь к диаграмме.

    Повторите так достаточное количество раз, чтобы убедиться, что вы достаточно полно проработали каждую из возможных идей.

    7. Превратите mind map в планы действий.

    После мозговой атаки превратите ваши идеи в списки конкретных действий. Об этом Вы сможете более подробно узнать в статье «Как все успевать и чувствовать себя полным сил и энергии ». Просто продумайте, какие задачи должны быть завершены в хронологическом порядке, затем запланируйте их в своем календаре для контроля сроков исполнения.

    Это — действительно все, что нужно вам для создания карт. Это простое упражнение, которое занимает всего 30 минут. Сделайте это для всех пяти целей, генерируйте лавины идей с помощью этого многомерного процесса.

    Ресурсы для создания карт. Ментальные карты программы.

    Вот несколько инструментов, которые вы можете использовать для этого процесса:

    1. iMindMap – англоязычное программное обеспечение, разработанное Тони Бузаном, которого многие считают изобретателем техники mind map. Эта программа имеет несколько иной подход к созданию mind map, чем другие программы.

    iMindMap — платный продукт, но вы можете использовать его семидневную демо-версию.

    2. FreeMind — англоязычная программа, использующая java-скрипт, с обширной поддержкой Wiki, которая объясняет, как пользоваться приложением, создавать собственные сочетания клавиш и максимизировать опыт создания интеллект карты.

    4. Mindjet MindManager – это программа позволяет преобразовывать ваши идеи, стратегические замыслы и деловую информацию в специальные карты, которые позволят разрозненным группам и организациям работать более быстро, эффективно и слаженно. MindManager интегрируется с популярными приложениями Microsoft Office (включая Microsoft Word, Microsoft PowerPoint, Microsoft Project и Microsoft Outlook).

    Неважно, какое устройство вы используете для создания mind map. Есть много инструментов для того, чтобы разработать ваши идеи и наметить шаги для их воплощения.

    У вас есть два варианта на выбор для работы над списком задач в рамках проекта:

    1. Составить линейный, пошаговый список задач или

    2. Использовать нелинейный, творческий формат mind map для проработки путей внедрения проекта.

    Независимо от того, какой из них вы выберете, в конечном итоге вам придется действовать.

    В заключении темы «Интеллект карты (ментальные карты, карты ума, mind map)» предлагаю посмотреть познавательное видео, посвященное успешному решению проблем и нестандартных задач с помощью mind map.

    Внедряйте интеллект карты в вашу деятельность и Вы увидите, как увеличиться Ваша эффективность и производительность труда!

    “Если не ломать мозгов - наломаешь дров”

    Существуют десятки, а может и сотни методов по “прокачке” своего мозга, ведь он таит в себе многие возможности, доступ к которым нам зачастую ограничен. “Ешьте горький шоколад”, “Вешайте стикеры по всему дому”, “Начинайте с самых важных дел” и многие другие советы можно отыскать в интернете, суть которых сводится к одному - подтолкнуть наш мозг к быстрой работе, запустить его на полную катушку или даже “обмануть”. И все для получения максимальной выгоды - выполнить много дел, запомнить побольше информации, победить лень и прочее. Человек всегда пытался выжать максимум своих возможностей.

    В 80-х годах ХХ века был придуман еще один такой способ - технология Mind Mapping или использование ментальных карт. И как показывает практика, метод далеко не худший, и заслуживающий внимания.

    В этой статье мы рассмотрим такие вопросы:

    Для тех, кто любит больше слушать, чем читать - мой интересный (надеюсь) доклад на GetDev :

    Что такое ментальная карта?

    Что это за технология?
    “В этом мире, чтобы стоять на месте, нужно бежать”

    Использование ментальных карт - техника визуализации мышления, с помощью которой можно лучше и эффективнее обработать некоторую информацию. У ментальных карт есть много разных названий:

    Технология широко применяется для многих целей:

    • Фиксация информации. Ментальные карты - удобная форма записи данных, позволяющая даже при большом объеме представить ее в емкой форме.
    • Запоминание информации. Когда записываешь что-то в удобной легкой форме, это автоматически откладывается в голове.
    • Легкий доступ к информации. Данные, записанные в виде ментальных карт, легко вспомнить, даже бросив на них лишь один взгляд.
    • Анализ информации. Ментальная карта построена таким образом, что позволяет увидеть ранее не замеченные связи между ее частями, мелкие неучтенные детали, что бывает очень ценно при принятии решений. Также с ее помощью можно окинуть всю информацию в целом, комплексно, что в целом помогает разобраться в теме и лучше понять эти данные.

    Ментальные карты помогают легко оперировать с информацией, что делает их очень полезными во многих областях нашей жизни:

    Зачем ее применять?


    “Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды.
    Хорошо запоминается мысль, повторенная дважды”

    Ментальные карты помогают при работе с какими-либо данными, улучшают способности мозга по восприятию информации, но почему?

    Первая причина кроется в самом построении карты - она изображается в радиальном виде, ключевой образ находится в центре, и от него расходятся дальнейшие ветви. Это упрощает подачу информации в мозг - ведь мы тоже видим окружающий нас мир в целом - центральный образ и детали вокруг него.

    Вторая причина тоже кроется в обработке информации нашим мозгом - визуализация в целом улучшает восприятие . Слова с картинками мы запоминаем в 6 раз лучше, чем просто слова.

    При построении ментальной карты активизируются различные способности нашего мышления . При составлении ветвей и ключевых слов мы используем иерархии, для картинок - визуализации и ассоциативное мышление, в целом используется пространственно-образное мышление. Все это активизирует память и позволяет запомнить как структуру данных, так и их важные аспекты, поэтому использование ментальных карт улучшает запоминание информации примерно на 32% .

    Так как мы используем различные способности мышления для построения ментальных карт, такие как творчество, логика, воображение , все они развиваются и улучшаются в процессе .

    Поскольку ментальные карты отображают всю картину в целом, это позволяет установить все взаимосвязи между объектами, даже если изначально они были не так очевидны. В свою очередь, это приводит к появлению новой точки зрения на информацию, а также новых идей и мыслей. Структура и логика данных становятся более “прозрачными”, легкими для понимания и запоминания.

    Еще одним неоспоримым аргументом в пользу использования ментальных карт является то, что научиться этой технике очень легко , а запомнить информацию с ее помощью можно сразу, в большом количестве и весьма эффективно. Писать при этом приходится мало, что значительно экономит время .

    В чем отличия от обычных записей?
    “Ясность дает фокус”

    Линейная запись - основная форма записи информации, которой мы пользуемся в школе, университете, работе, и во многих многих учреждениях. Она используется в инструкциях, книгах, плакатах и вообще везде. Поэтому использование такой формы кажется логичным, удобным и правильным.

    Но может быть дело лишь в привычке? Между линейными записями и ментальными картами есть некоторые отличия, из-за которых, возможно, стоит изменить свои привычки.

    • Всю структуру вертикальной текстовой информации целиком довольно тяжело увидеть , и чтобы просмотреть все, возможно потребуются дополнительные действия, такие как перелистывание или скроллирование страницы. А карты строятся по круговому принципу, и одним взглядом можно охватить взглядом все, что изображено.
    • Линейный список “психологически” не завершен , он может быть продолжен, что не дает нам целостно воспринимать его. Законченная карта имеет все элементы на своем месте, она продумана, скомпонована и целостна.
    • Наш мозг не лучшим образом запоминает монотонные записи , в отличии от разнообразных картинок, разноцветных ветвей и красочно оформленных ключевых слов.

    • В обычных записях довольно трудно выделить самую главную мысль , она теряется в многочисленных списках, выделенных и подчеркнутых словах. На ментальной карте главный объект исследования всегда в центре, и именно от него расходятся второстепенные ветви и дополнительная информация.

    • Так как при построении ментальной карты мы используем визуализации, используется правое полушарие мозга, отвечающее за эстетику и обдумывание проблемы в целом. Именно за счет этого мы можем обдумать изображенное на карте с разных сторон. При линейных записях такое задействование правого полушария мозга минимально .

    • Линейные записи отнимают много времени , ведь человек от руки пишет не очень быстро. Приходится сокращать слова, не всегда они написаны понятно, и это идет в ущерб качеству записей.

    Популярны ли ментальные карты?

    Кто придумал ментальные карты?

    Аналоги различных диаграмм связей использовались с достаточно ранних времен, но создателем современной методики ментальных карт, такой, какой мы ее знаем сейчас, является Тони Бьюзен - английский психолог, автор и соавтор более 80 книг, самые известными из которых считаются “Супермышление” и “Научите себя думать”. Первая книга, описывающая технику ментальных карт, вышла в 1974 году - “Работай головой”.
    “В свое время на втором курсе университета я как-то зашел в библиотеку и спросил, нет ли у них книг по теории мозга и о его практических возможностях. Библиотекарь, не раздумывая направила меня в отдел медицинской литературы!

    Когда я пояснил, что не собираюсь делать операций на мозге, а лишь правильно использовать его, мне вежливо ответили, что подобных книг у них в библиотеке, по-видимому, нет.

    Я вышел в полном изумлении.

    Как и другие мои сокурсники, я пребывал в состоянии, известном любому среднестатистическому студенту: растущее осознание того, что по мере роста учебной нагрузки твой мозг все более сдает позиции перед высокими требованиями к мышлению, творческому подходу, памяти, умению решать задачи, анализировать и «сочинять» в ходе письменных работ. Как и другие, я все чаще сталкивался с тем феноменом, когда отдача от учебной работы падает, несмотря на прилагаемые усилия, а временами и вовсе кажется нулевой.Парадокс заключался в том, что, как мне казалось, чем больше я конспектировал и учил, тем хуже был результат!

    Логическим следствием обеих возможных в той ситуации стратегий действия являлся, как представлялось мне, тупик. Стань я прилагать меньше усилий, в разряд не усвоенной попадает масса важной информации, и, как следствие, провал на экзамене. Продолжи я с еще большим упорством, - конспектируя более подробно и тратя на это все больше времени, - результатом явилась бы все та же обращенная вниз спираль успеха.

    Ключ к подлинному успеху, рассудил я наконец, следует искать в ответе на вопрос, насколько рационально я использую свой интеллект вообще и мыслительные способности в частности, - осознание этого и привело меня в библиотеку.

    Когда я вышел из нее в тот день, мне вдруг пришло в голову, что проблема, с которой я столкнулся, не найдя нужной литературы, быть может, пришлась кстати. Поскольку таких книг еще не написано, я ступил на заповедную территорию, где есть подлинный простор для пытливого ума.”

    Используют ли их в мире?
    Со временем, целесообразность той или иной методики всегда определяется количеством людей, которые ей пользуются. Со времен выхода первого описания методики прошло уже более 40 лет, но тем не менее техника ментальных карт живет, развивается, и, что главное, используется. Обратимся к Google Trends:

    В целом, mind mapping - стабильно использующийся запрос за последние 11 лет. Странами с наибольшим количеством таких запросов внезапно оказались Индонезия и Таиланд. Совсем другая статистика в России. Только в 2011 году эта методика начала пользоваться интересом в нашей стране:

    Почему люди не используют их повсеместно?
    Как и у всего в нашем мире, у техники ментальных карт тоже есть недостатки:
    • Сложные, комплексные положения вещей упрощаются , а многие детали крайне обобщаются . Создается видимость порядка там, где его и нет. Иногда это полезно, но иногда это лишь создает иллюзию подконтрольности ситуации, иллюзию общего понимания проблемы и отсутствия сложных скрытых взаимосвязей.

    • Поскольку при построении карт используются картинки, включается ассоциативное мышление. Но ассоциации - динамичные штуки, изменяются и трансформируются со временем, и то, что вызывало полгода назад у нас одну ассоциацию, не вызывает сейчас точно такую же. Такие картинки направляют поток мыслей при прочтении карты совсем не ту сторону, как изначально планировалось. “Ложные” ассоциации в итоге замедляют понимание данных на карте.

    • Ментальная карта является отражением чьего-либо мышления, либо одного человека-составителя, либо группы таких людей, поэтому карты чаще всего сугубо индивидуальны . Если карту дать прочитать другому человеку, может случится так, что он либо не поймет некоторые детали, либо, что еще хуже, неверно их воспримет.
    • При обработке больших или сложных данных при построении карты, может получится сложная картинка , со множественными делениями, с огромных количеством связей, ветвей и ключевых слов. Эффективность такой ментальной карты падает в разы.

    Это одни из причин, почему техника ментальных карт до сих пор не вытеснила линейные записи. Но есть и мнимые недостатки, которые лежат на пути применения этой методики:

    • Незнание о технике . Популярность ментальных карт еще не достигла такого масштаба, чтобы о них знал каждый.
    • Мнение “Я не умею рисовать” . Многие считают, что это является серьезным препятствием для построения карты, но на самом деле такое умение и не требуется. Тем более, существует простое упражнение, помогающее доказать, что минимальный набор символов может рисовать каждый. Попробуйте:

    • Убеждение, что это детская забава и настоящему профессионалу она не к чему. На самом деле, каждый уважающий себя профессионал имеет свой набор различных инструментов для достижения целей: визуализации, планирование, тайм-менеджмент и другие. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента.
    • Ментальные карты дольше делать , чем линейные записи. Поначалу, на первых порах применения этой техники, это действительно будет так - как и при обучении любому новому делу. Но в дальнейшем карты будут щелкаться как орешки, намного быстрее обычных заметок.
    • Убеждение “Я думаю линейно” и “Всю жизнь пользуюсь линейными заметками, и нормально”. Да, линейные записи плотно входят в нашу жизнь начиная лет с семи, и дальше намного удобнее и привычнее использовать именно их, даже в своих размышлениях. Но не является ли это просто привычкой? И если другие методики дают большую эффективность, то почему не попробовать их?
    • Мнение “Ментальные карты нельзя применить для повседневных задач ”. Напротив, это методика применяется для всех сфер жизни, где требуется принятие решений, какие-либо списки, анализ чего-либо. Сюда входит практически любая область из нашей повседневной жизни.

    Как создать ментальную карту?

    “Всякий художник был поначалу любителем”

    Для построения ментальных карт достаточно следовать определенным несложным принципам. Попробуем для примера составить ментальную карту для всей это статьи.

    Для начала нужно чистая горизонтально повернутая область, например лист, доска, планшет, телефон, или рабочая область в графических редакторах. Чем больше данных вы будете обрабатывать, тем большая рабочая область вам понадобится. Я буду делать свой пример с помощью онлайн-редактора ментальных карт.

    В центре рабочего пространства опишите образ проблемы, задачи или области знания. В нашем случае - это статья про ментальные карты.

    Не забывайте использовать рисунки и символы там, где это возможно. Это сделает карту более яркой и красочной, и как следствие - более запоминающейся.

    От центрального образа проложим толстые структурные ветви, главные подразделы нашей статьи. Рекомендуется использовать разные цвета для ключевых ветвей и слов, а также красочно оформлять их. Поскольку я люблю минимализм, немного отойду от правил.

    Но ничего не мешает мне оформить главные подразделы соответствующими картинками. Также допишем ветви следующего уровня. Необходимо помнить, что на одной ветви должно быть только одно слово. Это позволяет не перегружать карту, а в процессе придумывания этого одного слова, мы может выделить суть материала.

    Размер и толщина букв на ветвях варьируются в зависимости от удаленности от центрального образа. Чем дальше - тем меньше. Если между деталями на карте есть взаимосвязь - не забудьте показать ее. Дополним наш пример остальными ветвями и связями.

    Вот и получилась готовая ментальная карта. Не самая красочная из-за моей любви к минимализму, но весьма информативная.

    Здравствуйте, мои дорогие читатели!

    Хотелось бы сегодня поговорить про ментальные карты. Не знаете, что это такое? Тогда вы по адресу.

    Итак, ментальные карты – это особый способ систематизации знаний при помощи схем.

    Главной особенностью этого способа является то, что он одновременно вводит в работу оба полушария головного мозга, благодаря чему человек может на все 100% использовать свой потенциал.

    Как сделать их? Составление данных карт может выполняться как вручную на листах бумаги формата А3 или А4, так и при помощи специальных компьютерных программ.

    Для чего нужны ментальные карты?

    • Для представления в сжатой форме большого количества информации.
    • С их помощью вы сможете наиболее наглядно и полно презентовать товар, компанию, услуги.
    • Для того, чтобы хорошо разобраться в новой теме. Вам наверняка приходилось сталкиваться с ситуациями, когда новая, незнакомая тема ускользала от вашего понимания.
    • Для генерации идей. Опишите свою цель и всё, что нужно для ее достижения, а карта поможет найти наиболее оптимальный метод решения задачи
    • В самостоятельном обучении. Вы сможете значительно ускорить процесс изучения нового материала, если зафиксируете главные мысли в ментальной карте.

    Основные принципы

    В ментальных картах мысли отображаются в виде своеобразных «деревьев» биохимических импульсов, а сама карта обладает радиальной структурой. В основе создания ментальных карт лежат следующие принципы:

    1. Ментальная карта должна активизировать память и восприятие.
    2. Обеспечение максимальной удобочитаемости, что делает мышление более осознанным.
    3. Анализ составленной вами карты позволяет понять «устройство» вашего мышления.

    Правила создания:

    1. Центральная картинка (идея, задача) должна быть больше остальных и располагаться по центру.
    2. При создании используйте более 3 разных цветов.
    3. Изменяйте шрифт в зависимости от важности слов, чтобы получить определенную иерархию.
    4. Используйте стрелки для соединения картинок (мыслей).

    Как выбирать компьютерную программу для построения ментальной карты?

    Обращайте внимание на достоинства приложений. Каждый программный продукт обладает своими преимуществами и недостатками, которые следует обязательно учитывать при выборе.

    Что нужно знать:

    • Картостроители классифицируют от простых в эксплуатации до тех, в интерфейсе которых разобраться без спецкурсов нельзя.
    • Одними программами можно пользоваться бесплатно, другие нужно приобретать за деньги, а третьи доступны только в режиме онлайн.
    • Для сохранения карт в основном применяется формат PDF.
    • Одни продукты дают возможность протягивать стрелку между категориями, а другие нет (это очень важный аспект для ментальных карт).

    Выбирая приложение, потрудитесь ознакомиться с отзывами пользователей. Оцените возможности продукта, в этом вам поможет создание карты в демо-версии (если программа платная). Также благодаря этому вы сможете узнать, насколько целесообразно обновлять ее до платной версии, которая дает больше возможностей.

    Кроме того почитайте обзоры, чтобы знать, какие именно приложения используются для решения тех или иных задач. Так, одни программки могут прекрасно подходить для отслеживания развития проекта, но в то же время быть совершенно бесполезными для сотрудничества с пользователями.

    На сегодняшний день существует более 200 приложений для создания ментальных карт. Говорить обо всех сразу нет смысла. Расскажу только о самых популярных и эффективных из них.

    Самый распространённый бесплатный картостроитель. Имеет простую, интуитивно понятную систему управления, набор основных функций для строительства ментальных карт, а также возможность сохранения карты в разных форматах.

    Перед его использованием нужно установить Java. Главными недостатками является низкое качество графических элементов и отсутствие возможности крепить к веткам файлы.

    The Personal Brain

    Отличная бесплатная программа. Обладает простым интерфейсом на русском языке. Полностью задействует пространственное мышление, позволяет рассматривать карту в любых плоскостях. К проекту могут крепиться файлы любых форматов, ссылки, папки.

    К минусам можно отнести отсутствие собственной библиотеки графических элементов и невозможность увидеть в одном месте все части карты.

    Самое популярное и функциональное приложение из платных продуктов. Позволяет присоединять любые папки, ссылки, файлы. Обладает массой возможностей и инструментов.

    Обилие функций является и преимуществом, и недостатком этого картостроителя, поскольку для овладения ими потребуется много времени. Усложняет работу и отсутствие русификатора.

    ConceptDraw MindMap

    Весьма популярное в России платное приложение, которое является детищем украинских разработчиков. Отличается от конкурентов простой навигацией и мощным графическим модулем, позволяющим рисовать линии, добавлять изображения из библиотеки.

    Но, в то же время, эта программка не даст вам дополнить свою карту таблицами и диаграммами или сделать презентацию.

    Онлайн-программа, которая позволяет крепить файлы к веткам, экспортировать, импортировать карты из FreeMind, MindManager и сохранять их на сервере.

    Однако размер графических символов очень мал, а варьировать форму и цвет линий нельзя. Ограниченной версией можно пользоваться бесплатно, а за полную придётся каждый год платить по 15 долларов.

    Данным онлайн-приложением можно пользоваться совершенно бесплатно. Оно даёт возможность работать над созданием карты сразу нескольким пользователям и выполнять интегрированный поиск по изображениям Flickr, Yahoo, Google. Перед тем как преступить к работе, нужно зарегистрироваться.

    На этом всё, дорогие друзья! Если же вы хотите быстро овладеть всеми «премудростями»построения карт, то рекомендую вам ознакомиться с курсом «Мастер интеллект-карт ».

    Делитесь полученными знаниями и опытом с друзьями в соц. сетях – дайте им ссылку на эту статью. Не забудьте подписаться на рассылку новостей блога, до скорых встреч!

    С уважением! Абдуллин Руслан

    Наше время требует от человека умения обрабатывать невероятно большие объемы информации, думать стратегически и придумывать новые решения. К сожалению, человек для достижения этих целей чаще всего пользуется старыми методами и моделями мышления. О том, как работать с информацией более эффективно, узнавал журналист сайт

    Порядок освобождает мысль.
    Р. Декарт

    25 июня в студии «Smart Time» прошел тренинг «Ментальные карты: технологии креативности», где участники приобрели опыт использования более продуктивного подхода к запоминанию и обработки информации.

    Умение эффективно управлять информацией — уже не желательное, а необходимое для современного человека задача. Ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с огромными потоками информации: интернет, телевидение, пресса, реклама. Нам приходится реагировать на эту информацию и поступать соответственно с нашими целями: часть просто игнорировать, часть откладывать «на потом», часть необходимо немедленно обрабатывать (например, директиву от руководства).

    Не смотря на значительное количество поступающей информации, в настоящем мы продолжаем использовать те же самые способы ее представления, которые использовали и наши предки, когда объем и интенсивность информационного потока были в десятки раз меньше.

    Проверенные временем формы представления информации имеют ряд недостатков

    Текст, список, таблица, диаграмма — проверенные временем формы, к которым мы привыкли, но у которых есть ряд недостатков:

    1. При достаточно больших объемах традиционный способ записи довольно сложно запомнить и воспроизвести;
    2. Трудно выявить ключевые идеи;
    3. Неэффективное использование времени при обработке информации;
    4. Тяжело использовать творческий подход и нахождение новых решений при описании проблемы.

    Автор методики ментальных карт Тони Бьюзен обнаружил, что проблема кроется в механизме работы человеческого мозга. Известно, что левое полушарие мозга отвечает логические аспекты: речь, операции с последовательностями, линейным представлением информации, операции с перечнями, списками, числами. Правое же решает абстрактные задачи: пространственную ориентацию, целостность восприятия, воображение, восприятие цвета и чувство ритма.

    Альтернативой линейного метода (например, текста) являются ментальные карты — запись информации, основанной на визуальном мышлении и совместной работе правого и левого полушарий мозга.

    Преимущества

    Метод имеет ряд преимуществ, которые для демонстрации мы представим в этой статье в виде текста и в виде ментальной карты.

    Итак, преимущества ментальных карт перед обычными методами представления информации:

    1. Информацию записывать легче, быстрее и меньше по объему.

    2. При чтении карты видно взаимосвязи в информационном блоке, структуру и логику.

    3. При использовании ментальных карт человек развивает мышление (творческое и логическое), память и воображение.

    4. При использовании ментальных карт мы задействуем творческие процессы и используем весь потенциал, так как используем оба полушария мозга.

    5. Мы запоминаем информацию сразу, более качественно и в больших объемах

    6. Методу ментальных карт легко научиться.

    Теперь эта же информация, представленная в виде карты

    Как известно, основными функциями мозга являются восприятие, хранение, анализ, воспроизведение и управление информацией.

    Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия:

    1. Целостность, законченность образа.
    2. Эмоциональная выразительность образа
    3. Ассоциативность

    Интересным свойством карт является тот факт, что ее в равной степени легко использовать людям с разным подходом к работе. «Креативщикам», бурлящих идеями, карты не ставят ограничений, но в то же время организовывают их творческий пыл в понятную и четкую структуру, которую можно воплотить в жизнь. Сторонники же порядка и четкости смогут видеть в стройной структуре карты новые, свежие решения.

    Применение ментальных карт

    Креатив. Ментальные карты широко используются для развития творческого мышления и проведения мозговых штурмов. Метод позволяет генерировать идеи и организовывать их в понятную четкую структуру, удобную при обработке сгенерированных идей. Кроме того, подобная организация помогает принять взвешенное и обдуманное решение при сложных ситуациях, когда присутствует много различных факторов.

    Информационный менеджмент. Ментальные карты также используются при организации большого количества информации — древовидная структура позволяет быстро и эффективно оценивать поступающую информацию и определять ее место в иерархии. Кроме того сокращается время на поиск информации.

    Человек легче запоминает информацию, поданную в виде ментальной карты, так как она соответствует некоторым свойствам нашего восприятия

    Планирование. Благодаря методу улучшается работа с проектами, так как видна связь между ресурсами, задачами, сроками, объемами и способами реализации отдельных задач проекта. Часто карты используют в качестве инструмента тайм-мененджмента — вы сможете увидеть полную картину дел, вывести приоритеты выполнения и привязать выполнение задач к времени.

    Презентация. Цельность карты дает возможность также четко доносить какую-либо идею людям, избегая ненужных отступлений, укладываясь в сроки презентации. Кроме того, последовательность и логичность презентации с помощью ментальной карты позволит понять слушателям именно то, что вы хотели сказать.

    Визуализация. С помощью карт вы сможете наглядно представить исчерпывающую информацию о связях, соотношении, иерархии какого-либо понятия или проекта.

    Обучение. При обучении на человека обрушивается огромное количество информации, требующее четкой организации, так как эту информацию необходимо будет зафиксировать (записать), отфильтровать важное и неважное, запомнить, связать с практическим выполнением и предыдущим опытом. Ментальные карты позволяют решить эти задачи благодаря тому, что наглядно выделяется главное и второстепенное, видна взаимосвязь между понятиями и, благодаря структуре и использованию ассоциаций, информацию намного легче запомнить.

    Наталия Павлова привела очень интересный пример опыта использования ментальных карт преподавателем цитологии (наука о клетках) в одном из киевских университетов. Она предложила студентам провести эксперимент и разделила студентов на три равные группы. Первой группе лекции читались с помощью ментальных карт, которые преподаватель сама рисовала для студентов. Вторая группа рисовала карты лекций самостоятельно. Третья группа была контрольная — преподавание велось классическим методом лекций и конспектирования. Кроме того, вводилось дополнительное условие — экзамен по предмету принимал другой преподаватель. В итоге — первая группа имела 100% сдачи предмета со средними и низкими показателями, вторая группа — 100% сдача с высокими показателями, контрольная группа — показатели успешности не изменились — часть группы не сдала предмет или сдала с невысокими показателями.

    Кроме организации информации, существенно увеличивается скорость и качество конспектирования. Конспект в виде ментальной карты более целостен, понятен и емок — найти что-либо (дату, определение) намного проще и быстрее.

    Метод также может быть использован при составлении расписаний, инструкций, для проверки знаний в какой-либо сфере.

    Техника составления ментальных карт

    Применение ментальных карт — довольно непростой, имеющий массу нюансов, но все же крайне полезный навык, требующий определенной подготовки и времени. Наталия Павлова отметила, что для того, чтобы метод ментальных карт стал хорошим навыком, необходимо нарисовать их не менее ста штук.

    В период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей

    Начало работы с картами — режим свободных ассоциаций или «мозговой штурм». Возьмите лист бумаги, начните обдумывать свою идею или проект. Записывайте абсолютно все мысли, связанные с проектом — не критикуйте и не огранивайте себя.

    Второй этап — непосредственно составление карты:

    1. Возьмите лист бумаги и нарисуйте в центре главную тему вашей карты. Лучше всего использовать яркий, запоминающийся образ вашей темы.

    2. От главной темы проведите несколько ветвей. На каждой из них напишите одну идею (мысль, образ, понятие), связанных с главной темой из тех, что вы сгенерировали во время мозгового штурма.

    3. К основным идеям также подведите несколько ветвей, который связаны с ними.

    Третий этап. Отложите вашу карту на период от 2 часов до двух дней. Таким образом карта «устоится» в вашем сознании.

    Четвертый этап. «Оживление» карты. Используйте как можно больше ассоциативных изображений и форм для предания карте эмоциональной выразительсноти. Используйте цвета: например, что-то важное или опасное (то, на что обратить особое внимание) выделите красным цветом; яркую идею, радостное событие — желтым цветом. Строгих рекомендаций к использованию цветов и изображений нет, так как ассоциативные связи у каждого человека разняться. Главное условие — ваш собственный язык образов должен четко передавать вам информацию с карты. Яркие образы карты дадут вам возможность ее хорошо запомнить и натолкнут на творческие мысли. Очень часто в период «оживления» карт приходят нестандартные решения и новые способы достижения целей, вспоминаются упущенные фрагменты.

    Пятый этап. Отложите вашу карту на период от двух часов до двух дней. Этот повторный «закрепительный» этап даст возможность что-либо дополнить или изменить в карте. После этого этапа ваша карта готова и вы можете ее применять. С течением времени, возможно, вы будете совершенствовать ее, усложнять или упрощать, дополнять каким-либо новыми идеями. При дополнении пользуйтесь теми же правилами составления ментальных карт.

    Например, если к теме «Использование ментальных карт» приложить вышеуказанный метод, получится следующая схема:

    СОВЕТЫ АВТОРА МЕТОДИКИ ТОНИ БЮЗЕНА

    1. Важно помещать слова на ветках. Ветки должны быть «живыми», гибкими. Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее ментальных карт. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних, одинаковых, монотонных объектов.

    2. Пишите на каждой линии только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому «склеивание» слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям.

    3. Длина линии равняется длине слова. Это экономнее и «чище».

    4. Пишите печатными буквами как можно яснее и четче.

    5. Варьируйте размер букв и толщину линий в зависимости от степени важности ключевого слова.

    6. Обязательно используйте рисунки и символы (для центральной темы рисунок обязателен). В принципе, ментальная карта может вообще целиком состоять из рисунков.

    7. Старайтесь организовывать пространство, не оставляя пустого места и не размещать ветви слишком плотно. Для небольшой карты используйте лист А4, для большой темы — А3.

    8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

    9. Располагайте лист и слова горизонтально («альбомная ориентация»). Такую карту удобнее читать и нет необходимости крутить.

    ОТЗЫВ УЧАСТНИКА ТРЕНИНГА

    Ирина Запотоцкая,
    преподаватель

    После тренинга я стала чаще использовать ментальные карты. Метод мне очень поможет в моей профессиональной деятельности: я собираюсь перевести свои лекции, тренинги и проекты в формат карт. Это поможет моим студентам лучше понимать предмет и запоминать информацию.
    Я заметила, что теперь при подготовке проектов, конспектировании мне самой хочется использовать карты, так как они интуитивны, просты и эмоциональны.

    Кроме того — интересное наблюдение — карты помогают придумывать очень новые, неожиданные решения задач и стимулируют появление новых идей.

    Метод ментальных карт представляет собой особую технику визуализации мышления, построенную на создании эффективных альтернативных записей. Существуют и другие названия данного метода: «карты ума», «интеллект-карты», «карты разума», «карты памяти».

    Ментальные карты были разработаны психологом Тони Бьюзеном. Он исследовал мыслительные системы, которые были присущи людям в эпоху античности и Ренессанса. Поскольку в эти времена было создано множество культурных объектов, литературных произведений. Т. Бьюзен заметил, что, создавая свои записи, они использовали фантазию и следовали ассоциативным связям.

    Возможно, именно поэтому их записи были способны донести информацию не только их создателю, но и любому человеку, даже по истечении нескольких столетий. Также психолог оценил значимость рисунка оформления собственных мыслей.

    Основной смысл методики ментальных карт заключается в получение рисунка, где в центре выделено основное понятие, от которого потом ответвляются задачи, идеи, отдельные мысли и шаги, необходимые для реализации конкретного проекта или задумки. Как и основная ветвь ассоциативных связей, мелкие ветки могут делиться еще на несколько более мелких. Таким образом, ментальная карта отображает все ассоциативные связи в мыслительном процессе ее создателя.

    Данная методика базируется на принципе «радиантного мышления», которое связано с ассоциативными мыслительными процессами.

    Отправная точка - это центральный объект (мысль, идея, задача). Радиант - это точка небесной сферы, от которой как будто отходят видимые пути тел, движущихся с одинаково направленными скоростями. Отсюда можно сделать вывод, что «радиантное мышление» отражает бесконечное множество всех возможных ассоциаций, а ментальные карты позволяют зафиксировать их на различных носителях.

    Полученные результаты для наглядности обычно фиксируются на бумаге. Чтобы лучше воспринимать информацию с ментальной карты, рекомендуется оформлять все записи разными способами, например, используя различные цвета, формы, картинки. Такое наглядное оформление позволяет структурировать и группировать информацию, делая ее наглядной и более понятной.

    Проанализируем основные преимущества и недостатки данного метода, представленные в таблице 2.

    Таблица 2. Преимущества и недостатки метода ментальных карт

    Преимущества

    Недостатки

    Представленная информация меньше по объему, ее легко фиксировать и анализировать.

    Человеку, не составляющему карту и увидевшему ее в первый раз достаточно трудно понять ее содержание

    При чтении карты видны взаимосвязи в каждом блоке, их структура и логика

    Карта полезна только для тех, кто ее разрабатывал

    При использовании метода развивается творческое и логическое мышление, воображение и память, поскольку используются оба полушария человеческого мозга

    Методика «ментальных карт» - это метод целостного мышления. Известно, что за логическое мышление человека отвечает левое полушарие мозга. Значит, при решении какой либо стандартной проблемы будет активизировано именно оно. В то время как правое, отвечающее за творчество и образное мышление, не будет вовлечено в рабочий процесс.

    Метод ментальных карт позволяет одновременно задействовать оба, что и означает целостность мышления.

    Особенности построения метальных карт.

    Ментальная карта представляет собой диаграмму, представленную в виде древовидной схемы. На ней зафиксированы слова, задачи и конкретные понятия, которые связаны между собой ветвями, отходящими от главной ветки. Главная (центральная) ветвь представляет собой основную идею.

    Для создания ментальной карты, эффективнее всего использовать лист бумаги размера А4 или больше.

    В центре листа размещают основную идею, мысль. Нагляднее это будет выглядеть в виде какого-либо изображения: рисунка, картинки. Их подписывают ключевыми словами, которые позволят вспомнить определенные мысли или образы. Это будут основные ветви рисунка.

    Затем, разделяя ветви на более мелкие, будут отображаться все более мелкие детали.

    Важно помнить, что построение ментальной карты базируется на ассоциировании, а не структурировании.

    Стоит помнить о том, что у каждого человека индивидуальный способ мышления и ментальная карта должна отображать такую особенность. Нужно максимально эффективно использовать пространство ментальной карты, не оставляя пустого пространства, но и не перегружая рисунок. Наиболее оптимальным расположением является горизонтальное расположение карты.

    Карта считается законченной, если она выглядит цельной. Это значит, что ее создатель произвел комплексный анализ проблемы и разобрался в ней. Если же какая-либо ветвь ментальной карты выглядит незаконченной, стоит продолжить анализ и ассоциативный ряд.

    Рисунок 1 представляет собой пример построения ментальной карты на тему “Использование ментальных карт”.

    На ветках, отходящих от центрального квадрата с названием темы для анализа, указано области, в которых данный метод может применяться: обучение, планирование, менеджмент, мозговой штурм, творческое мышление, идентификация проблем, презентация какого-либо объекта.

    Каждая ветка имеет свои разветвления, которые показывают ассоциации, связанные с каждой областью применения метода. Стоит отметить, что метод ментальных карт достаточно субъективен, поскольку каждый человек по-разному видит решение определенной проблемы.