Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Строение скелета скелет головы туловища конечностей. Единственная подвижная кость лицевого отдела

    Строение скелета скелет головы туловища конечностей. Единственная подвижная кость лицевого отдела

    Скелет головы и туловища Матюшова Татьяна Владимировна Учитель биологии МОУСОШ №3 Г. Стрежевого Цель изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций. Скелет головы Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп. Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Соединение костей черепа Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно. Нижняя челюсть шов (Подумай, с чем это связано?) Отделы черепа В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга. 2 1 Мозговой отдел 4 1 образован непарными костями: лобной и затылочной парными костями: височными и теменными 2 3 Лицевой отдел состоит из различных крупных и мелких костей. Различают: парные - скуловые, носовые кости 6 5 2 1 непарные нижнечелюстная, верхнечелюстная. 4 3 2 1 В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным. А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник Расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33-34 короткими позвонками. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. (Почему человек утром выше, чем вечером?) Строение позвонка Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками. 2 3 1 Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Особенности строения позвонков разных отделов Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных. Крестец и копчик А 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец. Позвонки крестца и копчика неподвижны. Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость. 1 2 Шейные позвонки Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок. Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг. Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом. Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего. Соединение позвоночника Позвоночник отличается подвижностью и прочностью Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами. Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела. 1 2 3 4 5 6 Отделы и изгибы позвоночника В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый. появление изгибов связно с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка 1 3 2 Грудная клетка находится в верхней части туловища. Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника. Соединения костей грудной клетки Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками. Движение грудной клетки Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Проверь свои знания Вставь пропущенные слова. 1. Соединение костей черепа называют - * . 2. Височные кости относятся к * отделу черепа. 3. Между позвонками имеются * межпозвоночные диски. 4. Наименее массивными в позвоночнике являются * позвонки. 5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят *. 6. Непарные кости мозгового отдела * и * . 7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости * и *. 8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с *. 9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с *. 10. Спинной мозг находится в *. 11. В позвоночнике выделяют число отделов * и число изгибов 12. Сердце и легкие защищены *. 13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -* 14. Головной и спинной мозг соединяются через * отверстие. 15. Кости черепа по строению *. 16. Число позвонков шейного отдела *. 17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит * отдел черепа, чем *. 18. Появление изгибов позвоночника связано с *. 19. Скуловые кости относятся к * отделу. 20. Позвоночник прочная и гибкая * тела. 1. Защита внутренних органов: сердца, легких 2. Предохраняют от сотрясений внутренние органы и мозг 3. Защита головного мозга Найди соответствие А. Лобная Б. Копчик I. Позвоночник II. Мозговой отдел III. Грудная клетка В. Грудина Г. Грудные позвонки Д. Скуловая кость Е. Затылочная 4. Защита спинного мозга 5. Осуществление разговорной речи Ж. Носовая кость IV. Лицевой отдел З. Ребра И. Теменная К. Крестец 6. Опора тела 7. Осуществление вдоха и выдоха Л. Нижне челюстная М. Височная Н. Атлант Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками. Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали. Спасибо. До следующей встречи.

    Цели урока: создать условия

    • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
    • для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
    • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

    .Задачи:

    • создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
    • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
    • продолжить развивать УУД;

    Комбинированный урок. Работа в малых группах.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель биологии

    МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

    Сущенкова И.А.

    Методическое руководство к уроку

    Предмет Биология, 8 класс

    Тема урока : Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

    Цели урока: создать условия

    1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
    2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
    3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

    Задачи:

    1. создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
    2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
    3. продолжить развивать УУД;

    Форма организации учебной деятельности . Комбинированный урок. Работа в малых группах.

    Ход урока

    Организационный момент.

    Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

    I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

    Технология работы: групповая работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

    1 группа.

    Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

    Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

    Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

    Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

    Регулирование процессов жизнедеятельности

    Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

    Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

    2 группа

    Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

    Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

    3 группа

    Вставьте пропущенные слова

    Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

    Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

    4 группа

    1. Исключи лишнее и объясни:

    В) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

    ………кость обладает прочностью ………….

    ……… кость способна срастаться при переломе………………

    ……….кости детей гибкие и упругие……………

    ……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

    Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

    II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

    III этап. Изучение новой темы

    Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

    Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

    Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

    Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

    III. Закрепление знаний

    Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

    Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

    …………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
    …………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

    …………опасно смещение позвонков…………..

    Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Моя мыслительная активность на уроке была ……….
    Больше всего мне понравилось ……………………….
    У меня пока не совсем получается…………………….
    Сегодняшний урок показал мне ………………………

    Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

    Домашнее задание

    Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

    1. сделать рисунок к теме;
    2. создать схему опорного конспекта;
    3. написать шпаргалку к уроку;
    4. составить кроссворд;
    5. составить вопросы к тексту;

    Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

    Приложение 1

    Скелет. Строение, состав и соединение костей

    1. Функции опорно-двигательной системы:

    1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

    1. В состав опорно-двигательной системы входят:

    1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

    1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
      ________________________
    2. Надкостница обеспечивает:

    1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

    3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

    1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

    1. Имеют надкостницу

    3. Состоят из органических и неорганических веществ

    4. Пронизаны кровеносными сосудами

    1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

    1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

    3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

    1. Подвижность сустава обеспечивается:

    1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

    3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

    Приложение 2

    Скелет головы и туловища.

    Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно . Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой . У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел , что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками , каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками . Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал , в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски . Благодаря им образуется полуподвижное соединение . Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец . 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов : шейный (7 позвонков) , грудной (12) , поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба : шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника . Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

    Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

    Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

    ………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

    Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

    Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………

    Предварительный просмотр:

    1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

    Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их а над ними подпишите правильные варианты.

    1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

    Вставьте пропущенные слова

    Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

    Вставьте пропущенные слова

    Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное __________________________ вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

    Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

    Опорно-двигательная система

    Скелет

    Мышцы

    Кости

    Связки

    Хрящи

    Опора

    Защита

    Движение

    Транспорт веществ

    Регулирование процессов жизнедеятельности

    Выведение из организма вредных веществ

    Накопление веществ

    Борьба с инфекционными заболеваниями

    Кроветворная функция

    Железы

    Спинной мозг

    Головной мозг

    Хрящи воздухоносных путей

    Опорно-двигательная система

    Скелет Мышцы Кости

    Связки Хрящи Опора

    Защита Движение Транспорт

    Регулирование процессов

    Выведение из организма вредных веществ

    Накопление веществ

    Борьба с заболеваниями Кроветворная функция Железы Спинной мозг Головной мозг

    Хрящи воздухоносных путей

    Исключи лишнее и объясни:

    А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

    Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

    Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

    Метод «незаконченное предложение»

    Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

    Исключи лишнее и объясни:

    А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

    Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

    Б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

    Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

    Метод «незаконченное предложение»

    Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

    …………кость обладает прочностью ………….

    …………кость способна срастаться при переломе………………

    …………кости детей гибкие и упругие……………

    ………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………


    УРОК 9. СКЕЛЕТ ГОЛОВЫ И ТУЛОВИЩА

    Цель: сформировать знания о строении скелета головы и туловища.

    Задачи:

      Образовательные: познакомить учащихся со строением отделов скелета человека: головы, туловища, раскрыть значение и функции опорно-двигательного аппарата.

      Развивающие : развивать умения обобщать и делать выводы о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах, как составных частях опорно-двигательного аппарата.

      Воспитательная : воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

    Оборудование: компьютер, проектор.

    Тип урока: комбинированный.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    II. Контроль знаний.

    Фронтальный опрос

    Вопросы

    1. Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

    2. Что входит в скелет человека? (кости, хрящи, связки)

    3. Из каких отделов состоит скелет? (скелет головы. Скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей)

    4. Как различают кости по форме и размеру? (длинные (трубчатые) – кости плеча, голени, предплечья, бедра; короткие – кости кисти и стопы; плоские – кости черепа и лопатки)

    5. Какое строение имеют кости? (образованы соединительной тканью, снаружи покрыты надкостницей (обеспечивает рост в толщину и ее срастание при переломе), места где сочленяются кости друг с другом – суставным хрящом. Надкостница и кость пронизаны кровеносными сосудами. Надкостница прилегает к компактному веществу, компактное вещество пронизано костными канальцами, вокруг них располагаются костные клетки, которые выделяют межклеточное вещество имеющие форму пластинок. Компактное вещество образует наружный слой кости, за ним следует губчатое вещество, оно заполняет головки длинных костей, губчатое вещество состоит из многочисленных костных перекладин, между которыми видны полости, заполненные красным костным мозгом. Внутри, между головками длинных костей, имеется костно-мозговая полость, она заполнена желтым костным мозгом)

    6. Какие вещества входят в состав костей?

    7.Какое соединение имеют кости человека?

    III. Актуализация знаний.

    IV. Изучение нового материала.

    Скелет человека состоит из 3 отделов: скелет головы, скелет туловища, скелет конечностей и их поясов.

    Скелет головы называется череп. Главная функция черепа – защита головного мозга и органов чувств от повреждений. Он состоит из плоских костей, соединенных неподвижными соединениями. Череп состоит из лицевого и мозгового отдела.

    Мозговой отдел состоит из лобной, затылочной, 2 теменных, 2 височных костей.

    Лицевой отдел состоит из 2 скуловых, 2 слезных, носовых костей, клиновидной кости, решетчатой, верхнечелюстной кости (все они соединены неподвижно) и нижнечелюстной кости (образует подвижное соединение).

    Также к костям черепа относятся слуховые косточки (молоточек, наковальня, стремечко), расположенные в полости среднего уха в височной кости (см. Рис. 1).

    Рис. 1 .

    Скелет туловища образован позвоночником и грудной клеткой.

    Позвоночник состоит из 33 – 34 позвонков (см. Рис. 2).

    Позвонки состоят из тела и дуги, которая замыкает отверстие, где проходит спинной мозг. От дуги отходят поперечные отростки, служащие для сочленения с другими позвонками. Между позвонками имеются хрящевые межпозвоночные диски (полуподвижное соединение). Хрящ способен к уплощению и растяжению, поэтому каждый день, в результате действия силы тяжести, мы теряем 8 мм роста. А за ночь, когда мы находимся в лежащем состоянии, наш рост возвращается к норме.

    Рис. 2.

    В позвоночнике человека выделяют 5 отделов. Так, выделяют 7 шейных позвонков, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых (сросшиеся), 4-5 копчиковых.

    Первый шейный позвонок называется Атлант, второй – Аксис, или Эпистрофей.

    Рис. 3. Отделы и изгибы позвоночника

    Позвоночник имеет 4 изгиба: шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз, крестцовый кифоз.

    Грудная клетка образована грудиной и 12 парами ребер, которые соединены с грудными позвонками.

    Выделяют 3 вида ребер:

    1. Истинные ребра – соединяются с грудиной с помощью хрящей (7 пар).

    2. Ложные ребра – соединены с последним истинным ребром (3 пары).

    3. Колеблющиеся ребра – передние концы свободны, очень короткие (2 последних пары).

    Такое строение грудной клетки позволяет увеличивать ее объем при вдохе и уменьшать при выдохе. Поэтому хорошо развитая грудная клетка способствует хорошей работе сердца и легких. Грудную клетку развивают физические нагрузки и спорт (плаванье, гребля).

    V. Закрепление.

    Заполнение таблицы (продолжить заполнять на последующих уроках изучения опорно-двигательной системы).

    Отдел скелета

    Часть скелета

    Какие кости входят

    Функции и предназначения

    Типы сочленения

    Скелет головы

    Мозговая часть

    Лобная (1), теменные (2), височные (2), затылочная (1), клиновидная (1), решетчатая (1)

    Защитная

    Неподвижное

    Лицевая часть

    Носовые (2), скуловые (2), верхнечелюстная (1), нижнечелюстная (1)

    Защитная. Измельчение пищи, форма лица

    Неподвижное (нижняя челюсть подвижна)

    Скелет туловища

    Позвоночник

    Шейные (7), грудные (12), поясничные (5), крестцовые (5), копчиковые (4 – 5)

    Несет на себе всю тяжесть туловища, головы и верхних конечностей

    Полуподвижное

    Грудная клетка

    12 пар ребер, 1 грудина; верхние 10 пар ребер присоединены непосредственно к грудине

    Защитная

    Полуподввижное

    Скелет верхних конечностей

    Скелет нижних конечностей

    VI. Подведение итогов. Оценивание.

    VII. Рефлексия.

    Что вы узнали на уроке?

    Что вам больше понравилось?

    VIII.Д/з.: § 7.

    туловища

    Цель: изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций.

    12+ 8 класс


    • Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп.
    • Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений.

    Соединение костей черепа

    • Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами .
    • Шов – это прочное неподвижное соединение костей
    • Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно .

    Нижняя челюсть


    Отделы черепа

    • В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой .
    • У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга.

    Мозговой отдел

    • образован непарными костями: лобной и затылочной
    • также - парными костями: височными и теменными

    Лицевой отдел

    Состоит из различных крупных и мелких костей.

    Различают:

    • парные - скуловые, носовые кости
    • непарные -нижнечелюстная, верхнечелюстная.

    • В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие.
    • Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным .
    • А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды .

    • Расположен на спинной стороне туловища.
    • Он образован 33-34 короткими позвонками.
    • Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений.

    • Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться.

    • Позвоночник отличается подвижностью и прочностью
    • Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами.
    • Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела.

    Строение позвонка

    • Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками .
    • Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал , в котором находится спинной моз г .

    • В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый.
    • Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый.

    • Появление изгибов связно с прямохождением .
    • Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений.

    • Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее.
    • Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных.

    • Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью
    • От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок .
    • Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг.
    • Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом.

    • Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего .

    Крестец и копчик

    • 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец .
    • Позвонки крестца и копчика неподвижны .
    • Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость.

    Грудная клетка

    • Грудная клетка находится в верхней части туловища.
    • Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника.

    • Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной
    • Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками.

    • Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них.

    Проверь свои знания Вставь пропущенные слова .

    1. Соединение костей черепа называют - .

    2. Височные кости относятся к отделу черепа.

    3. Между позвонками имеются межпозвоночные диски.

    4. Наименее массивными в позвоночнике являются позвонки.

    5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят .

    6. Непарные кости мозгового отдела и .

    7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости и .

    8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с .

    9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с .

    10. Спинной мозг находится в .


    11. В позвоночнике выделяют число отделов и число изгибов

    12. Сердце и легкие защищены .

    13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -

    14. Головной и спинной мозг соединяются через отверстие.

    15. Кости черепа по строению .

    16. Число позвонков шейного отдела .

    17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит отдел черепа, чем .

    18. Появление изгибов позвоночника связано с .

    19. Скуловые кости относятся к отделу.

    20. Позвоночник прочная и гибкая тела.


    • Защита внутренних

    органов: сердца,

    легких

    Найди соответствие

    А . Лобная

    2 . Предохраняют от

    сотрясений внутренние

    органы и мозг

    Б . Копчик

    I.

    В . Грудина

    Г . Грудные

    позвонки

    3. Защита головного мозга

    II . Мозговой отдел

    Д. Скуловая

    кость

    III . Грудная клетка

    Е. Затылочная

    4. Защита спинного мозга

    Ж. Носовая

    кость

    IV . Лицевой отдел

    З. Ребра

    • Осуществление

    разговорной речи

    И. Теменная

    К. Крестец

    6. Опора тела

    Л. Нижне

    челюстная

    М. Височная

    7. Осуществление вдоха и

    выдоха

    Н. Атлант


    • Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками.
    • Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали.
    • Спасибо. До следующей встречи.
    1. Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения, о скелете и мышцах как её составных частях.
    2. Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
    3. Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных.
    4. Научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

    Оборудование: модели скелета человека, демонстрационные таблицы “Скелет и мышцы человека”, “Скелет черепа”, “Строение костей и типы их соединений”, фрагмент видеофильма “Опора и движение”, видеомагнитофон, телевизор, указка.

    На доске написан эпиграф к уроку: “Движение – это жизнь”. Вольтер.

    Каковы особенности строения скелета человека?

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    II. Повторение домашнего задания. 10 мин.

    Беседа по вопросам. Ответы учащихся у доски с использованием таблиц и модели скелета человека.

    1. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат и какие функции выполняет?
    2. Каков химический состав костей?
    3. Какая ткань образует кость? Какие бывают кости?
    4. Расскажите о строении кости.
    5. Как кости растут в длину и в толщину?
    6. Какие бывают соединения костей?
    7. Работа по дидактическим карточкам (2 человека).

    III. Изучение нового материала.

    (Рассказ с элементами беседы. Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека.)

    1. Общий обзор скелета человека.

    Чтоб черпать полной чашей
    Труд, счастье, наслажденье,
    Залогом жизни нашей
    Является движенье!
    В.В. Розенблат.

    “Движение - это жизнь”, - заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорён природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвёртом месяце после рождения - тянуться, хватать различные предметы.

    Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, плаваем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает всё это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости черепа, конечностей и туловища образуют твёрдый остов тела, или скелет (от греч. “скелетос” - буквально “высохший”). Мышцы и соединительнотканные образования - хрящи, фасции, связки, сухожилия - мягкий остов, или гибкий скелет, человеческого тела. Твёрдый остов выполняет разные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определённом положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с гибким остовом дарит нам способность двигаться. Кроме того, кости, мышцы, связки служат надёжным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

    У истоков изучения скелета. С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах - Демокрит - собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален - древнеримский врач и естествоиспытатель - посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. В средние века церковь запрещала вскрытие трупов. Великий анатом Андрей Везалий под мраком ночи тайно крал трупы повешенных.

    Великий немецкий поэт, и ученый Гёте также увлекался изучением скелета, описывал его строение и роль в жизни организма.

    Церковь запрещала “мерзкое и богопротивное употребление человека на анатомические препараты”, хотя еще в начале XVIII века Петр I закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

    Религия неустанно чинила препятствия изучению организма человека. В первой половине XIX века в Казани церковники организовали захоронение на городском кладбище анатомических препаратов и костей человека, которые изучали студенты-медики.

    Наука закалялась в этой борьбе и неустанно стремилась к познанию истины. Со временем много интересного и важного стало известно о скелете человека и животных.

    Для всех животных, имеющих сколько-нибудь сложное строение, нужна прочная основа тела, к которой бы прикреплялись различные органы.

    У насекомых такой основой является наружный покров тела, состоящий из очень прочного вещества – хитина. У высших животных и человека вместо этого развился внутренний костный скелет. У него две функции: во-первых, он является основой, опорой для всех остальных органов и тканей тела; во-вторых, он защищает наиболее важные органы. Так, спинной и головной мозг со всех сторон заключены в костный футляр. Сердце и легкие защищены ребрами. Печень и почки. О которых мы привыкли думать как об органах брюшной полости, находятся в самой верхней её части и также прикрыты рёбрами (печень – почти целиком).

    (Просмотр фрагмента видеофильма о строении скелета человека. 4 мин 30 сек.)

    В скелете человека различают: скелет головы, скелет туловища и скелет верхних и нижних конечностей.

    2. Скелет головы – череп.

    Голова всегда считалась священной частью тела. В древности многие верили, что в ней обитает душа. По представлениям полинезийского народа маори, голова служила вместилищем маны - особой силы человека. Поэтому нельзя было не только дотрагиваться до голов знатных маори, но даже передавать что-либо через голову вождя.

    Многие народы столь же почтительно относились и к черепу. Кельты вывешивали человеческие черепа перед входом в жилые помещения и святилища. Иногда, дабы защитить дом от воров, ими унизывали ограду - у жителей горных районов Бирмы, Таиланда, Лаоса, Китая целые аллеи были “украшены” такими костными останками. Конкистадоры Кортеса в XVI в. увидели в одном из ацтекских храмов более 136 тыс. черепов. Испанские завоеватели восприняли их как экспонаты, хотя и не совсем обычные, но для аборигенов сохраняемые черепа предков служили оберегами от бед и опасностей.

    Каков же он, череп, с точки зрения современной анатомии? Специалисты разделяют его на мозговой, охраняющий головной мозг, и лицевой, образующий костную основу лица.

    Формирование Homo sapiens на заре его истории привело к изменению формы черепа. Это было обусловлено прямохождением и специализацией рта. Первое обстоятельство повлекло смешение точки опоры головы вперёд, а второе вызвало возникновение органа речи и изменение процесса питания. Люди научились использовать хозяйственные орудия и уже не испытывали необходимости в грубой переработке пиши зубами. К тому же зубы постепенно перестали быть средством защиты и нападения. Соответственно размеры челюстей и всей лицевой части черепа уменьшились, а мозговой - возросли. Тем более что увеличился и объём головного мозга человека.

    В процессе развития происходило “наплывание” мозгового отдела на лицевой.

    Мозговой отдел образован рядом костей - плоских, смешанных и воздухоносных. Нет только, если вспомнить все их виды, трубчатых - ни длинных, ни коротких. Они просто не нужны. Кости образуют округлую полость черепа, венчающего тело.

    Вверх от глазниц поднимается снабжённая буграми лобная кость, соединяющаяся сзади в области крыши (купола) черепа с двумя теменными костями. Уместно подчеркнуть, что лоб у нас большой из-за хорошего развития мозга, и в том числе его лобных долей. Сзади расположена затылочная кость, а по бокам - весьма тонкие височные кости. Поскольку прочность их мала, удар в висок опасен. В “Песне про купца Калашникова...” М. Ю. Лермонтова молодой купец одним ударом в висок убил удалого опричника Кирибеевича.

    Кости черепа разнообразны по форме; зачастую она далека от строгой геометричности. В этом можно убедиться, рассматривая череп снизу, т. е. со стороны основания. Сразу бросается в глаза большое затылочное отверстие. Рядом с ним и впереди расположены более мелкие отверстия и каналы, предназначенные для черепных нервов и их ветвей, а также кровеносных сосудов.

    Лицевая же часть, на строительство которой идёт 16 более тонких костей, связана с органами дыхания, пищеварения и чувств.

    Только человеку присущ подбородок треугольной формы, впрочем крайне изменчивый по очертаниям: у кого-то он может сильно выдаваться вперёд, у кого-то укорочен и т. д. Такого выступа нет у обезьян, не было его и у древних людей. Его появление обусловлено развитием членораздельной речи. Нижняя челюсть - единственная подвижная кость черепа. Правда, на шее есть и ешё одна подвижная косточка - подъязычная, но она связана с черепом не суставом, а за счёт окружающих её мышц шеи.

    На лицевом черепе сразу обращают на себя внимание крупные глазницы и наружное отверстие полости носа. Его слегка прикрывают сверху сросшиеся друг с другом мелкие носовые косточки, благодаря чему нос у человека немного выдается вперед. Чуть ниже глазниц лежат парные верхнечелюстные кости.

    Череп меняется с возрастом. На первых месяцах развития плода он весь перепончатый (соединительнотканный). Затем в основании появляются хрящи, постепенно преобразующиеся в кости. А в области крыши черепа хрящи так и не возникают – у младенцев здесь участки между отдельными костями закрыты соединительной тканью.

    Довольно широкие промежутки на черепе новорожденного получили название родничков, которым когда-то приписывали фантастические свойства, вплоть до способности пропускать “духов” головного мозга. Теперь же никто не сомневается, что во внутриутробный период швы и роднички необходимы, чтобы самая большая часть плода – его головка могла изменять форму и легче проходить через родовые пути женщины. А появившемуся на свет младенцу роднички нужны, так как ребёнок бурно растет, мозг увеличивается. Чтобы в какой-то момент мозгу не стало тесно в черепной коробке, природа предусмотрела роднички.

    3. Скелет туловища.

    Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

    Основу скелета составляет позвоночник, имеющий оригинальную конструкцию. Если бы он представлял собой сплошной костный стержень, то наши движения были бы скованными, лишенными гибкости и доставляли бы такие же неприятные ощущения, как езда в телеге без рессор по булыжной мостовой. Упругость сотен связок, хрящевых прослоек и изгибов делает позвоночник прочной и гибкой опорой. Благодаря такому строению позвоночника человек может нагибаться, прыгать, кувыркаться, ездить верхом, бегать. (Приложение 1 .)

    Очень прочные межпозвонковые связки допускают самые сложные движения и вместе с тем создают надежную защиту спинному мозгу - он не подвергается каким-либо механическим воздействиям при самых невероятных изгибах позвоночника.

    Вспомните сложные цирковые акробатические номера, и вы поймете, насколько совершенны подвижность и прочность позвоночника. Изгибы позвоночного столба соответствуют нагрузке на ось скелета. Поэтому нижняя, более массивная часть становится опорой при движении, верхняя - помогает сохранять равновесие. Позвоночный столб можно было бы назвать позвоночной пружиной.

    Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук, туловища. Верхний отдел позвоночника поддерживает голову. Длина позвоночника составляет около 40% длины тела человека.

    Позвоночник состоит из 33-34 позвонков. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5 позвонков). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик.

    Позвоночник человека имеет изгибы, играющие роль амортизатора: благодаря им смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

    Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие.

    Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

    Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, подвижно соединенных с грудным отделом позвоночника и с грудиной. Грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные сосуды и другие органы от повреждений, служит местом прикрепления дыхательных мышц и некоторых мышц верхних конечностей.

    4. Скелет конечностей.

    У человека функции конечностей - рук и ног - четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество разнообразных движений, в том числе сложных, нижние служат для опоры и передвижения.

    Скелет любой конечности состоит из двух частей: пояса конечностей и скелета свободной конечности. Кости пояса конечностей соединяют свободные конечности со скелетом туловища.

    Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет свободной верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья и кисти. Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение {плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения рукой.

    Предплечье образовано лучевой и локтевой костями. Способность лучевой кости поворачиваться вокруг локтевой позволяет совершать такие движения, как поворачивание ключа, вращение отвертки.

    Кисть образована большим количеством мелких костей. В ней различают три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

    Пояс нижних конечностей {тазовый пояс) составляют две тазовые кости, которые соединяются с крестцом. Тазовые кости вместе с крестцом образуют кольцо, на которое опирается позвоночный столб (туловище). С тазовыми костями соединяются скелет нижних конечностей и мышцы, он служит для них опорой и принимает участие в их движениях. Тазовый пояс также поддерживает и защищает внутренние органы.

    Скелет свободной нижней конечности состоит из бедренной кости, костей голени и стопы. Массивная бедренная кость - самая крупная кость скелета человека.

    К костям голени относятся большеберцовая и малоберцовая кости.

    Кости стопы подразделяют на кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев.

    5. Сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных. (Самостоятельная работа с текстом дидактической карточки, опоры-рисунка, моделями, рисунками по выявлению особенностей скелета человека, связанных с прямохождением и трудовой деятельностью.) (Приложение 2 .)

    6. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью, развитием мозга. (Продолжение самостоятельной работы. Беседа с элементами рассказа учителя, дополняющего знания о скелете.)

    IV. Закрепление материала.

  • Обозначить правильно кости скелета человека. (Работа в группах. Каждой группе выдаются карточки с названием частей скелета. Нужно быстро и правильно их поместить на скелет.)
  • Рассказать о строении скелета.
  • 1 группа – скелет головы (череп),
    2 группа – скелет туловища (Объясните, какое значение имеет увеличение размеров позвонков в нижней части позвоночника.)
    3 группа – скелет конечностей.

  • Заполнение таблицы “Скелет человека”.
  • Выполнение теста.
  • V. Домашнее задание. Подведение итогов урока. Оценки.

    Стр. 98 – 103, вопросы и задания на стр. 104. Заполнить таблицу “Скелет человека” до конца.

    “Скелет человека”.

    Части тела

    Отделы скелета

    Кости скелета

    Особенности скелета человека

    Голова (скелет – череп) Мозговой от-

    дел (черепная

    Парные кости: теменные

    и височные.

    Непарные кости: лобная,

    затылочная, решетчатая,

    клиновидная.

    Мозговой отдел черепа развит больше, чем лицевой, и имеет объем 1500 см 3 .
    Лицевой отдел Парные кости: верхняя

    челюсть, скуловые, носовые, слезные, нёбные.

    Непарные кости: нижняя

    челюсть, сошник, подъязычная кость.

    Развитие подбородочного

    выступа в связи с членораздельной речью.

    Туловище Позвоночник 7 шейных позвонков,

    12 грудных, 5 пояснич-

    ных, 5 крестцовых,

    4-5 копчиковых.

    S-образный изгиб позвоночника, увеличение тел позвонков, отсутствие хвоста.
    Грудная 12 грудных позвонков,

    12 пар ребер, грудная кость.

    Сжата в переднезаднем направлении.
    Конечности Верхняя

    конечность

    Плечевой пояс: две лопатки, две ключицы. Большая подвижность плечевого сустава.
    Свободная конечность

    (рука): плечо - плечевая

    кость, предплечье - локтевая и лучевая кости, кисть - в запястье (8 костей), пясть (5), фаланги пальцев (14 костей).

    Большой палец противопоставлен остальным.
    Нижняя

    конечность

    Тазовый пояс: парные кости - подвздошные, седалищные, лобковые. Скелет таза широкий и массивный - для поддержания внутренних органов.
    Свободная конечность

    (нога): бедро - бедренная

    кость, голень - большая

    и малая берцовые, стопа - предплюсна (7 костей), пяточная

    кость, плюсна (5 костей), фаланги пальцев (14).

    Ограниченное движение тазобедренного сустава.

    Стопа образует свод. Развита большая пяточная кость, но меньше развиты

    пальцы. Ноги длиннее рук, кости массивнее.

    Использованная литература:

    1. Тревор Уэстон. Анатомический атлас. ГМП “Первая Образцовая типография”, перевод, русское издание, 1998.
    2. Энциклопедия для детей. Том 17. Человек. Анатомия. Ч.1. – М.: Аванта +, 2002.
    3. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 кл. Человек: Учеб. для общеобразоват. Учеб. заведений. – М.: Дрофа, 1999.
    4. Биология: Человек: учеб. Для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений/ А.С. Батуев – М.: Просвещение. 2000.