Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Наименование лечебного учреждения. Социальные вычеты по расходам на лечение и покупку медикаментов

    Наименование лечебного учреждения. Социальные вычеты по расходам на лечение и покупку медикаментов

    После перенесенных болезней.

    Как правило, медицинское обслуживание населения в России состоит из нескольких систем.

    1. Терапевтические медицинские учреждения,
    2. Хирургические и травматологические учреждения.
    3. Педиатрические медицинские учреждения,
    4. Профилактические медицинские учреждения - санатории и профилактории,
    5. Специальные медицинские учреждения - отделения экспертизы, станции и отделения скорой медицинской помощи, медицинские службы спасения, отделения и станции переливания крови ,

    Терапевтические

    Терапевтические медицинские учреждения объединяют учреждения, занимающиеся лечением, профилактикой и медицинским осмотром населения старше 15 лет, в некоторых случаях, и населения с момента рождения, в состав входят больницы и поликлиники . В поликлиниках имеются отделения участковых врачей, а также врачей специализированных - хирургов , невропатологов, окулистов, психиатров , фтизиатров, эндокринологов . Как правило, поликлиники являются отделениями при больницах. Основные формы лечения в больницах стационар - пациент иногда находится в местах вневрачебного пребывания, а также амбулатория - пациент не находится в местах врачебного пребывания. В больницах имеются отделения реанимации , интенсивной терапии, хирургии, отоларинголическое, неврологическое, гинекологическое, андрологическое, онкологическое. Также имеются кафедры ВУЗов , и научных учреждений. Имеются санпропускник, регистратура больных. В систему терапевтических медицинских учреждений входят также Медсанчасти и медпункты предприятий, Учреждения медобслуживания на транспорте , жд.

    Педиатрические

    Педиатрические медицинские учреждения по структуре сходны с терапевтическими медицинскими учреждениями. Наблюдение ведется за пациентами до 15 лет. Имеются врачи и медсестры в школах и детсадах, детских лагерях, Особое внимание уделяется детям малых возрастов 0,1,2,3 лет.

    Профилактика

    Профилактические медицинские учреждения предоставляют услуги санаторно-лечебного характера детям и взрослым, как по месту жительства, так и в разных районах страны.

    Специальные

    Специальные медицинские учреждения предоставляют услуги специального характера.

    Медицинские центры нетрадиционной медицины

    Существует большое количество медицинских центров, специализирующихся на использовании знаний и приемов нетрадиционной медицины в лечении различного вида патологий.

    Примечания

    Ссылки

    Известные медицинские учреждения

    • Центральная клиническая больница
    • Лечебно-реабилитационный научный центр «Феникс» - психиатрия, наркология
    • Кардиоцентр РАН
    • Онкологический центр РАН
    • Филатовская больница
    • Боткинская больница
    • 1 Городская больница
    • ЦВКГ им. Вишневского

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Медицинские учреждения" в других словарях:

      медицинские учреждения - ▲ организация (сообщество) медицина больница. госпиталь. лазарет лечебное учреждение при воинской части. лечебница. амбулатория. диспансер. зуболечебница. грязелечебница. водолечебница. лепрозорий. люпозорий. клиника медучреждение для оказания… … Идеографический словарь русского языка

      медицинские учреждения при организациях страховщиков - deutsch: Eigeneinrichtungen pl english: own health insurance medical facilities Медицинские учреждения при больничных кассах для обслуживания застрахованных: например, амбулатории, лечебно диагностические центры, институты рентгенодиагностики,… … Русско-немецко-английский словарь по здравоохранению

      Медицинские учреждения в системе медицинского страхования - Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно профилактические учреждения, научно исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица,… … Словарь юридических понятий

      контроль случаев самостоятельного обращения в медицинские учреждения - Местные больницы и клиники (даже если они не определены как Олимпийские) должны быть проинструктированы о необходимости уведомления штаб квартиры медицинской службы ОКОИ о существенных травмах и заболеваниях, произошедших на объекте Игр. Если… … Справочник технического переводчика

      Медицинские институты научно исследовательские в СССР, учреждения, ведущие исследования в области медицины. Развитие сети НИИ связано с развитием и становлением системы государственного социалистического здравоохранения. Медицинские НИИ можно… … Большая советская энциклопедия

      МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ - контрольные медицинские обследования состояния здоровья работников; один из важнейших компонентов первичной профилактики профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний. В соответствии со ст. 21 Основ законодательства Российской… … Российская энциклопедия по охране труда

      Комплекс организационных, лечебно профилактических, санитарно гигиенических и противоэпидемических мер, направленных на предотвращение или ослабление поражающих воздействий чрезвычайных ситуаций на людей, оказание пострадавшим медицинской помощи … Словарь черезвычайных ситуаций

      Медицинские формирования - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы и другие формирования, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно профилактических, санитарно профилактических, медицинских… … Официальная терминология

      - … Википедия

      Медицинские услуги вид взаимоотношений по предоставлению медицинской помощи, урегулированный соглашением (договором на оказание медицинской услуги). Осмотр в кабинете у врача стомат … Википедия

    Лечебно-профилактические учреждения – это медицинские учреждения различных форм собственности, оказывающие лечебно-профилактическую помощь населению.

    Лечебно-профилактическая помощь – государственная система всеобщего обеспечения населения всеми видами квалифицированной медицинской помощи, включающая полный комплекс лечебно-диагностических и профилактических мероприятий.

    В последние десятилетия отмечается заметное ухудшение состояния здоровья населения нашей страны: неуклонно растет уровень заболеваемости и смертности, уменьшается средняя продолжительность жизни на фоне падения уровня рождаемости. Население стареет, нарастает демографический кризис, что во многом обусловлено сложной экономической ситуацией. Положение усугубляется практически неконтролируемым притоком мигрантов из сопредельных государств, поскольку эти люди не состоят на учете в медицинских учреждениях и нередко являются носителями опасных инфекций. Тем не менее в любых условиях медицинские работники должны максимально использовать все свои знания и навыки для оказания населению квалифицированной медицинской помощи.

    Глава 1. Типы лечебно-профилактических учреждений

    В зависимости от вида оказываемой лечебно-профилактической помощи лечебно-профилактические учреждения делятся на амбулаторно-поликлинические, стационарные и санаторно-курортные. Отдельно выделяются следующие учреждения:

    1) станции «Скорой помощи», больницы или отделения скорой и неотложной помощи;

    2) специализированные медицинские учреждения для оказания акушерско-гинекологической помощи, к которым относятся женские консультации, родильные дома, родильные и специализированные гинекологические отделения и стационары;

    3) медицинско-педиатрические учреждения (детские поликлиники и больницы);

    4) санаторные и санаторно-профилактические учреждения.

    Существующая номенклатура лечебно-профилактических учреждений включает также учреждения особого типа (лепрозорий) и станции переливания крови.

    Основные принципы организации медицинской помощи

    Общие принципы организации лечебно-профилактической помощи одинаковы как в городах, так и в сельской местности, но отдельные географические и экономические особенности конкретных районов вносят свои коррективы в организацию квалифицированной медицинской помощи населению.

    Оказание медицинской помощи населению осуществляется амбулаторно-поликлиническими, больничными и санаторно-курортными учреждениями, а также учреждениями скорой и неотложной помощи, охраны материнства и детства и др. Медицинская помощь может оказываться как по месту жительства, в амбулаториях, поликлиниках и больницах, так и непосредственно по месту трудовой деятельности, в лечебных подразделениях организаций, к которым относятся медико-санитарные части и здравпункты. Организация медицинской помощи осуществляется по территориальному и участковому принципу.

    В структуре организации медицинской помощи сотрудникам промышленных предприятий, строительства и транспорта основным учреждением выступает медико-санитарная часть, представляющая собой комплекс, включающий поликлинику, стационар, а также здравпункты, расположенные непосредственно на территории предприятия. Отдельным звеном данного комплекса являются санаторно-профилакторные учреждения.

    В условиях сельской местности основной особенностью оказания медицинской помощи выступает ее этапность. На первом этапе помощь оказывается в условиях сельского врачебного участка – в самостоятельной врачебной амбулатории, фельдшерско-акушерском пункте, детских яслях-садах и фельдшерских пунктах местных предприятий. Второй этап включает медицинские учреждения, организованные в районных центрах. Основным учреждением данного уровня является центральная районная больница, где имеется возможность оказания основных видов специализированной медпомощи. Третий этап – это оказание любых видов специализированной помощи в областных (краевых, республиканских) лечебных и профилактических учреждениях. Определенная часть населения сельской местности имеет возможность получать медицинскую помощь (в том числе и стационарную) в лечебно-профилактических учреждениях ближайших городов.

    Существуют передвижные врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические установки, стоматологические кабинеты и целые железнодорожные составы, включающие ряд отделений для оказания специализированной помощи населению отдаленных районов.

    Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях амбулаторно-поликлинического типа

    Внебольничная помощь городскому населению оказывается в районных поликлиниках и отделениях диспансеров. Поликлиники – это многопрофильные лечебно-профилактические учреждения амбулаторного типа. Диспансеры – это профильные лечебно-профилактические учреждения, в которых осуществляются лечение и наблюдение за пациентами с определенными группами заболеваний.

    Жителям сельской местности медицинская помощь оказывается в фельдшерско-акушерских пунктах (средним медицинским персоналом), амбулаториях и поликлинических отделениях районных, областных и республиканских больниц.

    Лечебные учреждения амбулаторно-поликлинического типа предоставляют медицинскую помощь тем категориям пациентов, чье состояние здоровья не требует экстренной или плановой госпитализации. Таких больных обследуют и лечат на приеме, а при необходимости обеспечивают соответствующим объемом квалифицированной помощи на дому. Осмотр, постановка диагноза и назначение комплекса лечебных мероприятий в данном случае проводятся участковым врачом. Учреждениями амбулаторно-поликлинического типа в числе прочего осуществляется также диспансеризация населения.

    Понятие диспансеризации подразумевает активное наблюдение медицинского персонала данных учреждений за состоянием здоровья определенных групп населения, состоящих на учете.

    В данный момент широко распространены профильные консультативно-диагностические центры, организованные на базе ряда медицинских и научно-исследовательских институтов и крупных многопрофильных больниц. Они предназначены для амбулаторного обследования и лечения больных различного профиля.

    Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях стационарного типа

    Стационарная медицинская помощь оказывается в специализированных учреждениях стационарного типа, главным образом при состояниях, требующих комплексной диагностики и лечебных мероприятий, использования специального оборудования, серьезных хирургических вмешательств, постоянного контроля со стороны медицинского персонала и интенсивного ухода.

    Стационарная медицинская помощь предоставляется пациентам, чье состояние здоровья требует постоянного наблюдения и использования не осуществимых в условиях поликлиники методов диагностики и терапевтического или хирургического лечения. Стационарное лечение осуществляется в участковых, районных, городских, областных и республиканских больницах, военных медико-санитарных частях, госпиталях, стационарных отделениях диспансеров, а также в клиниках при учебных и научно-исследовательских медицинских институтах. Необходимость госпитализации пациента в стационар определяется участковым врачом амбулатории или поликлиники, а при развитии у больного неотложных состояний – врачом «Скорой помощи» или приемного отделения стационара.

    Лечебно-профилактическая помощь в медицинских учреждениях санаторно-курортного типа

    Санаторий – это тип лечебно-профилактического учреждения, в котором для терапевтического лечения тех или иных заболеваний и общего укрепления организма используются преимущественно природные факторы и условия в сочетании с физиотерапией, лечебным и диетическим питанием и лечебной физкультурой. Санатории организуются в курортных зонах и пригородных районах с максимально благоприятными природными условиями. Для работников крупных промышленных предприятий открываются специальные санатории-профилактории. Имеются санатории для детей, взрослых и родителей с детьми. Данные лечебно-профилактические учреждения могут подразделяться по медицинскому профилю. Существуют специальные санатории для больных туберкулезом, с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, пищеварительного тракта, дыхания, нервной системы и т. д. Санатории могут быть одно– или многопрофильными.

    В санаторий нельзя направлять женщин с патологией беременности независимо от срока, с нормально протекающей беременностью на сроках более 26 недель, кормящих матерей и людей с инфекционными заболеваниями.

    Лечебно-профилактические учреждения, оказывающие медицинскую помощь детям

    Система оказания лечебно-профилактической помощи детям, принятая в Российской Федерации, состоит из трех тесно взаимосвязанных звеньев – детской поликлиники, детской больницы, детского санатория.

    Кроме того, необходимая медицинская помощь оказывается пациентам детского возраста в специализированных отделениях стационаров и поликлиник для взрослых, родильных домах, консультативно-диагностических центрах и т. д.

    Определенный объем медицинской помощи, в основном профилактической, оказывается детям в медицинских кабинетах, организованных при детских садах-яслях, домах ребенка, общеобразовательных учреждениях и детских оздоровительных лагерях.

    Детская больница представляет собой лечебно-профилактическое учреждение для пациентов в возрасте до 14 лет включительно, состояние здоровья которых требует постоянного контроля со стороны врача, интенсивной терапии или специализированной, например хирургической, помощи. Такие больницы делятся на многопрофильные и специализированные, а по системе общей организации они могут быть объединенными с поликлиникой и необъединенными.

    Главной задачей современной детской больницы является полное восстановление здоровья заболевшего ребенка. Помощь подразумевает четыре основных этапа – диагностику заболевания, принятие неотложных терапевтических мер, основной курс лечения и реабилитацию, в том числе и необходимую социальную помощь.

    Медицинское обслуживание населения представляет собой сложную систему как по видам оказываемых лечебно-профилактических услуг, так и по типам учреждений. Кроме того, в системе здравоохранения Российской Федерации действуют некоммерческие и коммерческие организации здравоохранения.

    Основной формой некоммерческих организаций здравоохранения являются учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органом управления здравоохранения. Также к некоммерческим организациям здравоохранения относятся некоммерческие партнерства и автономные некоммерческие организации, которые стали создаваться в последние годы с принятием в 1995 г. Федерального закона "О некоммерческих организациях".

    Основными формами коммерческих организаций здравоохранения являются государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также хозяйственные товарищества (полные и коммандитные) и хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или дополнительной ответственностью).

    Номенклатура учреждений здравоохранения утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 октября 2005 года № 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения".

    В Единую номенклатуру государственных и муниципальных учреждений здравоохранения включены лечебно-профилактические учреждения (больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, центры, в том числе научно-практические, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения охраны материнства и детства, санаторно-курортные учреждения), учреждения здравоохранения особого типа, учреждения здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, аптечные учреждения.

    Виды лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) здравоохранения:

    • больничные учреждения (городская, детская, участковая, центральная районная, областная больница, городская клиническая больница, городская больница скорой медицинской помощи, медико-санитарная часть);
    • специализированные больницы (психиатрическая, туберкулезная, офтальмологическая, инфекционная и др.);
    • диспансеры (противотуберкулезный, онкологический, кардиологический, психоневрологический, наркологический, врачебно-физкультурный и др.);
    • амбулаторно-поликлинические учреждения (городская поликлиника, амбулатория, стоматологическая поликлиника, здравпункты, фельдшерско-акушерские пункты);
    • учреждения охраны материнства и детства (детские ясли, детские сады, дом ребенка, молочная кухня, родильный дом);
    • учреждения скорой и неотложной помощи и переливания крови (станции скорой медицинской помощи, станции переливания крови);
    • санаторно-курортные учреждения (санаторий, санаторий-профилакторий, бальнеологическая и грязелечебница).

    Кроме данной номенклатуры, устанавливается еще типовая категоричность в зависимости от мощности учреждения, что способствует рациональному планированию сети учреждений и штатов.

    Амбулаторно-поликлинические учреждения по мощности делятся на пять категорий в зависимости от числа врачебных посещений в смену. Мощность больничных учреждений определяется числом коек.

    ЛПУ Единица измерения Категория
    1 2 3 4 5 6 7 8
    Участковая больница койки 76-100 51-75 36-50 25-35 - - - -
    Районная больница койки 351-400 301-350 251-300 201-250 151-200 101-150 - -
    Городская больница койки 801-1000 601-800 401-600 301-400 251-300 201-250 151-200 101-150
    Областная, краевая республиканская больница койки 801-1000 601-800 501-600 401-500 301-400 - - -
    Поликлиника посещения в смену свыше 1200 751-1200 501-750 251-750 до 250 - - -

    Для расчета показателя "Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений" приказом МЗ СССР № 650 от 20 июня 1979 года была утверждена инструкция по определению планового показателя "Мощность амбулаторно - поликлинических учреждений" для планирования сети учреждений (подразделений) здравоохранения, оказывающих населению амбулаторно - поликлиническую помощь. С 1980 года, согласно вышеуказанного приказа, перед представлением в вышестоящие органы проекта плана развития здравоохранения на очередной год следует утверждать плановую мощность этих учреждений (подразделений) с учетом износа основных фондов.

    Планирование сети лечебно-профилактических учреждений необходимо для оказания качественной и равнодоступной медицинской помощи, а также эффективного использования ресурсов здравоохранения. Для планирования необходимо знать потребность населения в медицинской помощи.

    Для определения потребности населения в медицинской помощи используются специальные алгоритмы ее расчета.

    Общий алгоритм расчета потребности в медицинской помощи

    Расчеты потребности в медицинской помощи исходят из:

    • численности населения (сложившейся или прогнозируемой на конец планового периода)
    • расчетных норм времени на оказание медицинских услуг (либо условных единиц труда)

    Произведение численности населения и кратности оказания медицинских услуг дает число медицинских услуг, необходимых при оказании медицинской помощи.

    Произведение количества медицинских услуг и расчетных норм времени на их оказание представляет собой объем необходимой медицинской помощи для населения муниципального образования, выраженный во времени, необходимом для оказания расчетного числа медицинских услуг.

    Исходные данные для расчетов

    Численность населения - берется по данным Росстата.
    Для целей определения потребности в медицинской помощи по каждому муниципальному образованию необходимы данные об общей численности населения, а также распределению населения по возрастным группам (взрослые, дети).

    Деление населения на указанные группы позволяет учесть существенное влияние возраста на состояние здоровья населения и, соответственно, на его потребность в объеме и структуре медицинской помощи, которые должны быть учтены при расчетах необходимой мощности сети медицинской помощи.

    Кратность оказания медицинских услуг - на одного человека в год утверждается

    Расчет потребности населения в амбулаторной помощи.
    За расчетную единицу объема амбулаторной помощи принимается врачебное посещение, в процессе которого оказывается лечебно- профилактическая помощь.
    Обобщающий показатель объема амбулаторной помощи – суммарная продолжительность врачебных посещений (в минутах), необходимых для оказания амбулаторной помощи населению.

    Потребность населения в амбулаторной помощи (число врачебных посещений) рассчитывается с учетом ожидаемой численности населения и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

    Расчет показателя необходимого объема амбулаторной помощи оценивается суммарным временем (в минутах) врачебных посещений, необходимых для оказания амбулаторно–поликлинической помощи. Этот показатель рассчитывается как произведение числа врачебных посещений и показателя объема амбулаторно–поликлинической помощи на одного человека в год, утвержденного Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи .

    Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях амбулаторной помощи.

    Расчет потребности населения в стационарной помощи.
    За расчетную единицу объема стационарной помощи принимается один день пребывания больного на койке (койко-день).

    Потребность населения в стационарной помощи (количество койко-дней) рассчитывается с учетом ожидаемого числа госпитализаций и норматива объема стационарной помощи в количестве койко-дней в расчете на одного человека в год, установленному Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи , необходимых для оказания стационарной помощи.

    Ожидаемое расчетное число госпитализаций определяется на основе регионального прогнозного показателя численности населения соответствующего муниципального района (муниципального округа).

    Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

    Расчет потребности населения в скорой медицинской помощи.
    За расчетную единицу объема скорой медицинской помощи принимается один вызов службы скорой помощи.

    Потребность населения в скорой медицинской помощи (количество вызовов) рассчитывается с использованием показателя объема скорой медицинской помощи в количестве вызовов в расчете на одного человека в год и ожидаемой численности населения.

    Расчет необходимого объема скорой медицинской помощи производится в разрезе бригад службы скорой медицинской помощи, предусмотренных федеральным классификатором.

    Эти расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы медицинской помощи для жителей муниципальных образований включают в себя медицинскую помощь, оказываемую на всех уровнях стационарной помощи.

    Расчет потребности населения в диагностической помощи.
    За расчетную единицу объема диагностической помощи принимается одно исследование.
    Обобщающий показатель объема диагностической помощи – суммарное время (в минутах), необходимое для производства общего расчетного числа диагностических исследований.

    Потребность населения в диагностической помощи (число исследований) рассчитывается исходя из ожидаемой численности населения и расчетного норматива среднего числа исследований на 1 одного жителя.

    Расчет обобщающего показателя необходимого объема медицинской помощи оценивается суммарным временем (в минутах) для производства всех исследований, необходимых для диагностики заболеваний. Этот показатель рассчитывается исходя из расчетного числа диагностических исследований и расчетных норм времени на производство диагностических исследований.

    Общий объем диагностических исследований складывается из расчетного числа исследований производимых при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях стационара.

    Расчетные таблицы используются для расчета объема диагностической помощи раздельно по каждому виду диагностических исследований (бактериологических, биохимических, гистологических, иммунологических, общеклинических, цитологических, радиологических, рентгенологических, ультразвуковых, функциональных, эндоскопических).

    Изложенные расчеты проводятся по каждому муниципальному району (муниципальному округу). При этом следует иметь в виду, что полученные объемы диагностической помощи для жителей муниципальных образований включают в себя диагностическую помощь, оказываемую на всех уровнях медицинской помощи.

    Предлагаемая методология определения потребности населения в объемах медицинской помощи предполагает использование расчетных технологических нормативов. Вместе с тем, большинство необходимых технологических нормативов в настоящее время отсутствует. В этих условиях (вплоть до завершения начавшегося процесса разработки полного комплекта необходимых нормативов) представляется целесообразным проводить расчеты потребности в медицинской помощи и мощности сети медицинской помощи на основе адаптированных для региона расчетных показателей федеральной Программы государственных гарантий медицинской помощи. Целесообразность и допустимость такого подхода основываются на том обстоятельстве, что по основным показателям деятельности медицинские организации абсолютного большинства субъектов Российской Федерации пока еще отстают от показателей Программы государственных гарантий медицинской помощи .

    Предполагается, что по мере разработки расчетных технологических нормативов, в схемы перспективной сети медицинской помощи будут вноситься необходимые уточнения, основанные на расчетах, использующих описанную выше методологию в полном объеме.

    Налоговое законодательство предоставляет возможность плательщикам НДФЛ уменьшать налогооблагаемые доходы на суммы различных налоговых вычетов. Один из них - социальный вычет в связи с расходами на лечение и приобретение медикаментов. Об основаниях, порядке получения данного вычета и документах, которые необходимо при этом оформить, рассказывается в статье.

    Налоговая база по НДФЛ уменьшается, в частности, на сумму социальных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Такие вычеты предоставляются в суммах, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде:

    • за услуги по лечению, оказанные медицинскими учреждениями Российской Федерации. Причем услуги могут быть предоставлены как самому налогоплательщику, так и его супруге (супругу), родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет;
    • в размере стоимости медикаментов, назначенных лечащим врачом налогоплательщику (его указанным выше родственникам) и приобретаемых за счет собственных средств.

    Вычет применяется в отношении оплаты тех видов медицинских услуг и медикаментов, которые поименованы в перечнях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201 (далее — постановление № 201).

    Обратите внимание: услуги по лечению могут предоставляться как по договорам об оказании услуг, заключенным налогоплательщиком напрямую с медицинским учреждением, так и по договорам добровольного медицинского страхования. В последнем случае налогоплательщик (страхователь) заключает договор со страховой медицинской организацией. Она обязуется организовать и финансировать предоставление застрахованным лицам (налогоплательщику или членам его семьи) медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам добровольного медицинского страхования. Непосредственно с медучреждениями договоры об оказании медицинских услуг заключает страховая организация. Налогоплательщик при таком варианте платит страховые взносы страховой организации, а она оплачивает услуги медучреждений. Договоры медицинского страхования регулируются Законом РФ от 28.06.91 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 1499-1).

    С 1 января 2007 года согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2006 № 144-ФЗ при применении социального налогового вычета в связи с расходами на лечение, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, учитываются суммы страховых взносов, уплаченные налогоплательщиком в налоговом периоде по договорам добровольного личного страхования. Эти договоры заключаются со страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности. Причем договоры должны предусматривать оплату такими страховыми организациями исключительно услуг по лечению.

    Нормы о применении вычета по указанным страховым взносам вступили в силу с 1 января 2007 года. Поэтому воспользоваться таким правом налогоплательщики могут только при определении налоговой базы за 2007 год. Применить вычет по страховым взносам, уплаченным в предыдущие годы, нельзя.

    При расчете налоговой базы за 2006 год общая (максимальная) сумма социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов не может превышать 38 000 руб. При исчислении налоговой базы за 2007 год действует новое ограничение общей суммы данного вычета (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования) — не более 50 000 руб.

    В отношении дорогостоящих видов лечения, оказываемых в медицинских учреждениях РФ, сумма налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов налогоплательщика (без ограничений). Перечень дорогостоящих видов лечения также утвержден постановлением № 201.

    На сумму вычета налогоплательщик уменьшает доходы, полученные в налоговом периоде (в календарном году) и облагаемые по ставке 13% (п. 3 ст. 210 НК РФ). Лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, по доходам, полученным от источников в России, права на вычет не имеют.

    Вычет на лечение и приобретение медикаментов суммируется с другими вычетами

    Налоговый вычет на лечение и приобретение медикаментов применяется наряду с другими социальными вычетами (в связи с расходами на обучение и перечисление денежных средств на благотворительные цели). Кроме того, при определении налоговой базы по НДФЛ он суммируется с иными налоговыми вычетами (стандартными, имущественными, профессиональными).

    Иногда общая сумма социального вычета на лечение и покупку медикаментов (или величина всех налоговых вычетов, включая названный) превышает доходы налогоплательщика за налоговый период. В такой ситауции разница на следующий год не переносится. Налоговая база за этот налоговый период признается равной нулю (п. 3 ст. 210 НК РФ).

    Какие организации относятся к медицинским учреждениям

    В подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ речь идет о расходах на лечение, предоставленное медицинскими учреждениями. Какие организации имеют такой статус? В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1 понятие «медицинские учреждения» используется, но не раскрывается. В документе сказано, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинскую помощь предоставляют также лица, занимающиеся частной медицинской практикой, если у них есть лицензия на осуществление медицинской деятельности (ст. 37.1).

    Понятие медицинских учреждений раскрывается только в Законе № 1499-1. Статья 2 этого закона к таким учреждениям относит имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лиц, осуществляющих медицинскую деятельность (как индивидуально, так и коллективно).

    Организационно-правовая форма медицинского учреждения может быть различной: хозяйственное общество, учреждение, финансируемое собственником, и т. д. Форма собственности тоже может быть разной — государственной, муниципальной или частной. Основное требование заключается в наличии лицензии на медицинскую деятельность.

    В Определении КС РФ от 14.12.2004 № 447-О указано следующее. Социальный налоговый вычет , предусмотренный подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ, не должен рассматриваться в правоприменительной практике как не допускающий возможности его использования налогоплательщиками, которые оплатили медицинские услуги не организациям, а физическим лицам, имеющим лицензии на осуществление медицинской деятельности и занимающимся частной медицинской практикой.

    Таким образом, в целях применения социального налогового вычета под медицинскими учреждениями Российской Федерации следует понимать находящиеся на ее территории медицинские организации (в том числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке. Такой вывод содержится в пункте 2.1 письма ФНС России от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@ (далее — письмо № САЭ-6-04/876@).

    Кстати

    Можно ли получить вычет при оплате стоматологических услуг
    Поскольку перечень медицинских услуг, утвержденный постановлением № 201, не содержит наименований конкретных видов услуг, у многих налогоплательщиков нередко возникают сомнения по поводу возможности получения вычета в отношении тех или иных видов платных медицинских услуг. В частности, это касается услуг по стоматологическому лечению и зубопротезированию.

    В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденном постановлением Госстандарта России от 06.08.93 № 17, услуги по амбулаторному лечению, предоставляемые поликлиниками и частной врачебной практикой, поименованы под кодом 8512000. В их числе названы и услуги, предоставляемые стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами по зубопротезированию (код 8512100). Конкретные наименования таких услуг содержатся там же под кодами 8512101—8512182.

    С учетом изложенного медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию, поименованные в классификаторе под кодами 8512101—8512182, подпадают под действие перечня, утвержденного постановлением № 201. Налогоплательщики, которые за счет собственных средств оплатили названные медицинские услуги, оказанные им или членам их семей, вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение. Разумеется, если соблюдаются прочие условия предоставления такого вычета.

    Обратите внимание: в Налоговом кодексе прямо указано, что социальный вычет на лечение предоставляется по расходам на оплату услуг, оказанных только медицинскими учреждениями Российской Федерации. Если же оплачены услуги по лечению, оказанные иностранными медицинскими организациями, или приобретены медикаменты, назначенные иностранным врачом, то на сумму этих расходов налоговый вычет не предоставляется.

    По каким медицинским услугам может быть применен вычет

    В перечень медицинских услуг, утвержденный постановлением № 201, включены услуги:

    • по диагностике и лечению при оказании населению скорой медицинской помощи;
    • диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторно-поликлинической или стационарной медицинской помощи (включая проведение медицинской экспертизы), а также медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях;
    • санитарному просвещению населения.

    Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением № 201, содержит наименования конкретных видов лечения определенных заболеваний. Например, в него включены хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития), тяжелых форм болезней органов дыхания, эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах, реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов.

    Если медицинские услуги и медикаменты оплачивает работодатель

    Право на вычет обусловлено фактом оплаты налогоплательщиком расходов на лечение, приобретение медикаментов или уплаты страховых взносов. Поэтому, если такие расходы за свой счет оплатил работодатель налогоплательщика, вычет не применяется. Допустим, работник возмещает работодателю произведенные расходы (из полученной зарплаты и иных вознаграждений). Тогда получить социальный налоговый вычет можно. Вычет предоставляется за тот налоговый период, в котором работник фактически возместил понесенные работодателем расходы. Факт возмещения денежных средств, перечисленных на оплату лечения, приобретение медикаментов или уплату страховых взносов, налогоплательщик подтверждает справкой, выданной работодателем (п. 2.3 письма № САЭ-6-04/876@).

    Пример 1

    Сотрудник ЗАО «Восход» А.В. Носов в октябре 2006 года заключил договор с медицинским диагностическим центром на проведение комплексного обследования. Стоимость такого обследования — 60 000 руб. По предварительной письменной договоренности между А.В. Носовым и работодателем (ЗАО «Восход») последний в ноябре 2006 года оплатил обследование от имени А.В. Носова, но за счет собственных денежных средств.

    С декабря 2006 года А.В. Носов ежемесячно возмещал ЗАО «Восход» произведенные расходы равными долями по 15 000 руб. в месяц из причитающейся ему суммы заработной платы. Последнее удержание из зарплаты А.В. Носова в счет погашения задолженности ЗАО «Восход» произвело в марте 2007 года, что подтверждено справкой организации. А.В. Носов вправе применить социальный налоговый вычет в связи с расходами на лечение к доходам, полученным в 2007 году. Общая сумма вычета не может превышать 38 000 руб., поскольку услуги медицинского учреждения были оплачены в 2006 году.

    Порядок получения вычета на лечение и приобретение медикаментов

    Социальный налоговый вычет на лечение и приобретение медикаментов предоставляется на основании заявления налогоплательщика. Заявление составляется в произвольной форме и подается вместе с декларацией по форме 3-НДФЛ по окончании налогового периода (календарного года). Таково требование пункта 2 статьи 219 НК РФ. Декларация представляется по итогам того налогового периода, в котором осуществлены расходы на лечение и приобретение медикаментов (на уплату страховых взносов). К заявлению и декларации необходимо приложить документы, подтверждающие произведенные расходы, которые послужили основанием для вычета.

    В настоящее время действует форма декларации 3-НДФЛ , утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2005 № 153н. Сумму социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов налогоплательщики отражают на листе К декларации. Лист К заполняется на основании справок о доходах по форме 2-НДФЛ, полученных у налоговых агентов, и личных учетных данных налогоплательщиков (п. 2 раздела XVII Порядка заполнения декларации по НДФЛ, утвержденного приказом Минфина России от 23.12.2005 № 153н).

    Декларация представляется в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 229 НК РФ). Сдавать декларацию в указанный срок обязаны лишь налогоплательщики, поименованные в статьях 227 и 228 НК РФ. Для налогоплательщиков, которые не названы в этих статьях и представляют декларацию только для получения социальных налоговых вычетов, конкретный срок не установлен. Например, это касается физических лиц, которые в течение года получали доходы только в виде заработной платы.

    Не стоит забывать о положениях пункта 7 статьи 78 НК РФ. В нем говорится о том, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Например, в 2007 году можно представить заявление с целью получения вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов, оплаченным налогоплательщиком в 2004, 2005 или 2006 годах. Для этого нужно сдать налоговую декларацию за соответствующий год. Произвести возврат НДФЛ по аналогичным расходам, осуществленным ранее 2004 года, в 2007 году уже нельзя.

    Чтобы определить сумму НДФЛ, подлежащую возврату из бюджета, налогоплательщику надо рассчитать в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ налоговую базу по НДФЛ, облагаемую по ставке 13%, с учетом величины полагающихся ему социальных и иных налоговых вычетов.

    Для налогоплательщиков, которые в соответствии со статьей 228 НК РФ уплачивают НДФЛ самостоятельно по итогам года, применение социального вычета будет означать уменьшение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. А у тех налогоплательщиков, которые платят налог (или с которых налог удерживают налоговые агенты) в течение года, на сумму вычета уменьшаются уже уплаченные (удержанные) суммы налога. Следовательно, у них возникает излишне уплаченный (удержанный) налог. Эту сумму можно вернуть из бюджета по заявлению налогоплательщика (п. 6 ст. 78 НК РФ). Сумма переплаты и просьба о ее возврате указываются в тексте заявления о предоставлении вычета на лечение и приобретение медикаментов.

    Налоговый орган проводит камеральную налоговую проверку декларации и документов, поданных налогоплательщиком в подтверждение права на вычет. Только после этого выносится решение о правомерности предоставления налогоплательщику социальных и иных налоговых вычетов и возврате из бюджета соответствующей суммы НДФЛ. Об этом говорится в статье 88 НК РФ. Срок проведения проверки — три месяца.

    Согласно пункту 6 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченного налога возвращается налогоплательщику в течение одного месяца со дня подачи заявления. Фактически этот срок исчисляется не ранее чем с момента завершения камеральной проверки налоговой декларации и представленных с ней документов.

    Если у налогоплательщика имеется недоимка по НДФЛ или задолженность по начисленным пеням и штрафам 1 , сумма излишне уплаченного налога направляется на погашение этих обязательств перед бюджетом и только в части превышения указанных сумм возвращается налогоплательщику.

    Возврат излишне уплаченных сумм налога возможен только в безналичной форме. Учитывая это, налогоплательщику следует заранее открыть счет в банке. В заявлении о предоставлении налоговых вычетов и возврате излишне уплаченного налога надо указать наименование банка, номер счета, БИК, а также номер корреспондентского счета или субсчета банка.

    Какие документы подтверждают право на вычет

    Чтобы получить социальный вычет по расходам на медицинские услуги, налогоплательщик должен представить документы, подтверждающие его фактические затраты на лечение, приобретение медикаментов или на уплату страховых взносов. На это указано в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ. Рассмотрим подробнее, какие именно документы нужны в зависимости от конкретного основания получения вычета.

    Предположим, налогоплательщик оплатил не свое лечение, а лечение членов семьи (эти лица перечислены в подпункте 3 пункта 1 статьи 219 НК РФ) или приобрел для них медикаменты, назначенные лечащим врачом. В таких ситуациях дополнительно потребуются документы, свидетельствующие о степени родства налогоплательщика и лиц, за которых он произвел оплату. Так, супругами считаются лица, состоящие в зарегистрированном браке (п. 2 ст. 10 Семейного кодекса). Поэтому для получения вычета при оплате лечения супруга (супруги) или приобретения для него (нее) медикаментов необходимо предъявить свидетельство о заключении брака.

    Родство родителей и детей подтверждается свидетельством о рождении ребенка. Основание — статья 23 Федерального закона от 15.11.97 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее — Закон № 143-ФЗ).

    Усыновители и усыновленные приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению (п. 1 ст. 137 Семейного кодекса). Поэтому, усыновители имеют право на вычет, если они оплатили лечение усыновленного ребенка или приобретение медикаментов, назначенных ему лечащим врачом. Статус усыновителя подтверждает свидетельство об усыновлении (ст. 43 Закона № 143-ФЗ). В то же время отчим или мачеха ребенка, которые не оформили в установленном порядке его усыновление, юридически не приравнены к родителям. А значит, в аналогичной ситуации у данных лиц не возникает права на налоговый вычет.

    Обратите внимание: в налоговый орган можно представить не только нотариально удостоверенные копии документов, подтверждающих право на получение вычета, но и копии, заверенные непосредственно налогоплательщиками (с расшифровкой подписи и датой заверения). Второй вариант возможен при условии, что налогоплательщик предъявил подлинники документов работнику отдела по работе с налогоплательщиками при подаче налоговой декларации по форме 3-НДФЛ. Работник инспекции обязан проставить отметку о соответствии копий документов их подлинникам и дату принятия их налоговым органом. Такие разъяснения приведены в письме № САЭ-6-04/876@.

    Документы, подтверждающие расходы на лечение

    Налогоплательщик должен подтвердить как факт оплаты медицинских услуг, так и их получения (потребления). Кроме того, нужно доказать соответствие конкретных оплаченных услуг перечням, утвержденным постановлением № 201.

    Предоставление платных медицинских услуг оформляется договором. В нем регламентируются условия и сроки получения услуг, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. Это установлено в пункте 11 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.01.96 № 27.

    В соответствии с пунктом 12 указанных правил оплата медицинских услуг производится в банке или самом медицинском учреждении. Расчеты с населением осуществляются медицинскими учреждениями с применением контрольно-кассовой техники. Если расчеты ведутся без ККТ, то используется бланк, являющийся документом строгой отчетности и утвержденный в установленном порядке. Медицинские учреждения обязаны выдать потребителю кассовый чек или копию бланка строгой отчетности, подтверждающие прием наличных денег.

    Приходный кассовый ордер, который организации оформляют при приеме наличных денег в кассу 2 , не утвержден Минфином России в качестве документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку при ведении наличных денежных расчетов. Поэтому при оплате медицинских услуг наличными денежными средствами выдача приходного кассового ордера лечебным учреждением не освобождает его от применения ККТ и выдачи кассового чека.

    Если денежные средства в оплату услуг медицинского учреждения налогоплательщик перечислил непосредственно с банковского счета, произведенные расходы подтверждаются выпиской банка.

    При предоставлении социального налогового вычета по дорогостоящим видам лечения в составе расходов на эти цели учитывается стоимость оплаченных налогоплательщиком необходимых дорогостоящих расходных медицинских материалов (например, эндопротезов, искусственных клапанов, хрусталиков). Это возможно, если медицинская организация такими расходными материалами не располагает и соответствующим договором с ней предусмотрено их приобретение за счет средств пациента (п. 2.2 письма № САЭ-6-04/876@). Основанием для предоставления социального налогового вычета в этом случае является указание в справке, выдаваемой медицинской организацией, на то, что в ходе лечения были использованы дорогостоящие расходные медицинские материалы, приобретенные пациентом. На каких условиях (платно или бесплатно) пациенту были оказаны медицинские услуги с использованием указанных расходных медицинских материалов, значения не имеет.

    Факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения подтверждается справкой об оплате медицинских услуг. Ее форма и порядок выдачи утверждены совместным приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256 «О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 201 “Об утверждении перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета”» (далее — приказ № 289/БГ-3-04/256).

    Справку об оплате медицинских услуг (далее — справка) заполняют все учреждения здравоохранения, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности. Справка выдается по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), родителям, детям в возрасте до 18 лет. Налогоплательщик получает этот документ после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы.

    В справке на основании кассового чека (приходного кассового ордера или иного документа, подтверждающего внесение налогоплательщиком денежных средств) указывается стоимость медицинской услуги по коду 1 или (если речь идет о дорогостоящем лечении) по коду 2, а также дата оплаты. Справка выдается на руки налогоплательщику, а корешок к ней остается в медицинском учреждении.

    Кстати

    Вычет при оплате медицинских услуг санаторно-курортных учреждений
    Стоимость путевки в санаторно-курортное учреждение включает стоимость не только лечения, но и проживания, питания и т. п. Кроме того, если налогоплательщик приобретает путевку через турфирму, ее стоимость увеличивается на комиссионное (агентское) вознаграждение фирмы. Как определить сумму социального налогового вычета, если он распространяется только на суммы оплаты услуг по лечению?

    Минздрав России в пункте 2 письма от 12.02.2002 № 2510/1430-02-32 указал следующее. При санаторно-курортном лечении социальный налоговый вычет может быть предоставлен на ту часть стоимости путевки, которая соответствует фактическим затратам на медицинские услуги, заложенным в ее стоимость, а также на стоимость медицинских услуг, не включенных в цену путевки, но оплаченных налогоплательщиком дополнительно.

    Как и в любых других случаях, подтверждением расходов по оплате медицинской помощи, оказанной налогоплательщику в санаторно-курортном учреждении, является справка, форма и порядок выдачи которой утверждены приказом № 289/БГ-3-04/256.

    Справка выдается санаторно-курортным учреждением на основании личного обращения налогоплательщика (или его уполномоченного представителя) при условии представления им документов, подтверждающих произведенные расходы по оплате путевки и дополнительно оказанных медицинских услуг.

    В левом верхнем углу справки проставляется штамп учреждения здравоохранения, содержащий следующие сведения об учреждении, оказавшем медицинские услуги: его полное наименование и адрес, ИНН, номер лицензии, дата выдачи лицензии, срок ее действия и кем она выдана. Штамп должен быть четким и иметь полный оттиск.

    В приказе № 289/БГ-3-04/256 не предусмотрена выдача таких справок индивидуальными предпринимателями, которые имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности. Поэтому налогоплательщику, который оплатил медицинские услуги, оказанные индивидуальным предпринимателем, необходимо получить от него иной документ (в произвольной форме), подтверждающий сведения о видах предоставляемых индивидуальным предпринимателем услуг по лечению в соответствии с перечнями, утвержденными постановлением № 201. В противном случае налогоплательщик не сможет претендовать на социальный налоговый вычет.

    Таким образом, факт оплаты медицинской услуги, оказанной налогоплательщику или членам его семьи, подтверждается справкой медицинского учреждения по установленной форме, документами об оплате, договором с медицинским учреждением, если он заключен.

    Копия лицензии на осуществление медицинской деятельности может потребоваться, когда ссылки на реквизиты лицензии не содержатся в договоре на лечение, заключенном между налогоплательщиком и медицинской организацией, или в выданной налогоплательщику справке об оказанных услугах по лечению. Если у налогового органа имеются основания для проверки наличия у медицинской организации лицензии, он направляет запрос в данное медицинское учреждение либо в лицензирующий орган (см. письмо № САЭ-6-04/876@).

    Документы, подтверждающие расходы на приобретение медикаментов

    В перечень лекарственных средств, утвержденный постановлением № 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств. Они соответствуют государственному реестру лекарственных средств. В приложении № 3 к государственному реестру приведены международные непатентованные названия лекарственных средств и их торговые наименования. У одного лекарственного средства может быть несколько торговых наименований. Лекарственные средства выписываются врачом на рецептурных бланках по форме № 107/у. Это установлено в Порядке выписывания лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета. Документ утвержден приказом № 289/БГ-3-04/256.

    Лечащий врач выписывает пациенту рецепт в двух экземплярах, один из которых предъявляется в аптечное учреждение для получения лекарственных средств. Второй экземпляр представляется вместе с налоговой декларацией в налоговую инспекцию по месту жительства налогоплательщика. На этом экземпляре лечащий врач в центре рецептурного бланка проставляет штамп «Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика». Рецепт заверяется подписью и личной печатью врача, печатью учреждения здравоохранения.

    Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них утвержден приказом Минздрава России от 23.08.99 № 328. Согласно этому документу рецепты выписываются на латинском языке. В рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства. При назначении лекарственных средств используются различные бланки рецептов. Формы рецептурных бланков утверждены тем же приказом Минздрава России. Некоторые лекарственные средства отпускаются без рецепта. Для подтверждения оплаты лекарств в целях применения социального налогового вычета оформляется дополнительный рецепт на рецептурном бланке формы № 107/у. Сказанное относится и к случаям назначения лекарственных средств, отпускаемых без рецепта. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма Минздрава России от 12.02.2002 № 2510/1430-02-32. В этом пункте также указано, что рецепты для представления в налоговые органы могут быть выписаны по требованию налогоплательщика лечащим врачом медицинского учреждения на основании записей в медицинской карте амбулаторного больного о назначении таких препаратов.

    Чтобы получить социальный налоговый вычет, налогоплательщик наряду с рецептом по форме № 107/у должен представить в налоговую инспекцию кассовые чеки из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств. Бывает, что технические возможности ККТ, применяемой аптечным учреждением, не позволяют отразить в кассовом чеке наименование приобретенного лекарственного средства. Тогда налогоплательщику понадобится еще и товарный чек.

    Документы, подтверждающие уплату страховых взносов

    В Налоговом кодексе не определен перечень документов, подтверждающих фактические затраты налогоплательщика на добровольное медицинское страхование для получения социального налогового вычета.

    Согласно статье 4 Закона № 1499-1 добровольное медицинское страхование осуществляется в форме договора, заключаемого между субъектами медицинского страхования (страхователем и страховой медицинской организацией).

    Размеры страховых взносов на добровольное медицинское страхование устанавливаются по соглашению сторон. Договор медицинского страхования считается заключенным с момента уплаты первого страхового взноса, если договором не установлено иное.

    Форма типового договора добровольного медицинского страхования граждан утверждена постановлением Правительства РФ от 23.01.92 № 41.

    Статьей 5 Закона № 1499-1 предусмотрено, что каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Форма страхового медицинского полиса добровольного страхования граждан также утверждена постановлением Правительства РФ от 23.01.92 № 41.

    Приказом Минфина России от 17.05.2006 № 80н утверждена форма бланка строгой отчетности, применяемого при оказании населению услуг по страхованию, — квитанция на получение страховой премии (взноса) формы № А-7. Она приравнена к кассовому чеку и может служить для подтверждения уплаты страховых взносов. Основание — пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ и Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 № 171.

    Итак, документами, подтверждающими фактические затраты налогоплательщика на добровольное медицинское страхование, которые необходимо представить в налоговые органы для получения социального налогового вычета, могут являться:

    • договор добровольного медицинского страхования граждан;
    • страховой медицинский полис добровольного страхования граждан;
    • кассовые чеки или квитанции на получение страховой премии (взноса) формы № А-7, подтверждающие размер страховых взносов, уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде.

    Пример 2

    А.Д. Олейников в 2006 году получил по основному месту работы доход в виде зарплаты в сумме 360 000 руб. Общая сумма НДФЛ, удержанного налоговым агентом, составила 46 800 руб. (360 000 руб. ? 13%).

    В том же году А.Д. Олейников оплатил лечение 15-летней дочери в автономной некоммерческой организации «Здоровье», имеющей лицензию на ведение медицинской деятельности. Стоимость лечения — 7500 руб.

    Кроме того, в 2006 году А.Д. Олейников оплатил стоматологические услуги, оказанные ему и его супруге частнопрактикующим врачом, имеющим лицензию на данный вид деятельности. Общая стоимость услуг составила 22 500 руб. Соответствующие виды услуг указаны в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 как услуги, предоставляемые стоматологическими поликлиниками, отделениями и кабинетами по зубопротезированию, и подпадают под действие перечня, утвержденного постановлением № 201.

    Сумма фактически произведенных А.Д. Олейниковым расходов на оплату услуг по лечению в 2006 году равна 30 000 руб. (7500 руб. + 22 500 руб.). С учетом того что максимальная величина социального налогового вычета по расходам на лечение в 2006 году составляла 38 000 руб., А.Д. Олейников при наличии всех необходимых подтверждающих документов имеет право на налоговый вычет в размере 30 000 руб.

    В октябре 2006 года А.Д. Олейников приобрел за 70 000 руб. искусственный хрусталик для проведения операции своей матери в республиканском офтальмологическом медицинском центре. Данный вид операций относится к хирургическому лечению тяжелых форм болезней и сочетанной патологии глаза и его придаточного аппарата, которое указано в Перечне дорогостоящих видов лечения, утвержденном постановлением № 201. В соответствии с заключенным договором операция была произведена бесплатно.

    А.Д. Олейников обратился в офтальмологический медицинский центр за справкой об оплате дорогостоящих медицинских услуг. Справка по утвержденной форме необходима для представления в налоговые органы Российской Федерации. В этой справке проставлен код услуги 2, а вместо суммы оплаты услуг медицинского учреждения содержится указание на использование в ходе операции дорогостоящего расходного материала, приобретенного налогоплательщиком.

    С этой справкой и другими подтверждающими документами А.Д. Олейников вправе обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства с заявлением о предоставлении полагающихся ему социальных налоговых вычетов. Значит, он может уменьшить в декларации по НДФЛ за 2006 год налоговую базу по НДФЛ на сумму социального налогового вычета по расходам:

    • на лечение в сумме 30 000 руб.;
    • оплату дорогостоящих медицинских услуг в размере 70 000 руб.

    Общая сумма социального налогового вычета составит 100 000 руб. (30 000 руб. + 70 000 руб.). На данную величину должен быть уменьшен доход А.Д. Олейникова, полученный им в 2006 году:

    360 000 руб. - 100 000 руб. = 260 000 руб.

    Таким образом, сумма НДФЛ, которую А.Д. Олейников должен уплатить за 2006 год, равна 33 800 руб. (260 000 руб. ? 13%). Поскольку налоговый агент фактически удержал с А.Д. Олейникова 46 800 руб., то последний имеет право на возврат из бюджета 13 000 руб. (46 800 руб. - 33 800 руб.).

    1: Зачет излишне уплаченной суммы налога в счет задолженности по штрафу возможен только в отношении сумм налога, излишне уплаченных с 1 января 2007 года. Такая возможность была закреплена в Налоговом кодексе Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ.

    2: См. пункт 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40.

    Номенклатура медицинских организаций

    I. Номенклатура медицинских организаций по виду медицинской деятельности

    1. Лечебно-профилактические медицинские организации:

    1.1. Больница (в том числе детская).

    1.2. Больница скорой медицинской помощи.

    1.3. Участковая больница.

    1.4. Специализированные больницы (в том числе по профилю медицинской помощи), а также специализированные больницы государственной и муниципальной систем здравоохранения:

    гинекологическая;

    гериатрическая;

    инфекционная, в том числе детская;

    медицинской реабилитации, в том числе детская;

    наркологическая;

    онкологическая;

    офтальмологическая;

    психиатрическая, в том числе детская;

    психиатрическая (стационар) специализированного типа;

    психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением;

    психоневрологическая, в том числе детская;

    туберкулезная, в том числе детская.

    1.5. Родильный дом.

    1.6. Госпиталь.

    1.7. Медико-санитарная часть, в том числе центральная.

    1.8. Дом (больница) сестринского ухода.

    1.9. Хоспис.

    1.10. Лепрозорий.

    1.11. Диспансеры, в том числе диспансеры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

    врачебно-физкультурный;

    кардиологический;

    кожно-венерологический;

    наркологический;

    онкологический;

    офтальмологический;

    противотуберкулезный;

    психоневрологический;

    эндокринологический.

    1.12. Амбулатория, в том числе врачебная.

    1.13. Поликлиники (в том числе детские), а также поликлиники государственной и муниципальной систем здравоохранения:

    консультативно-диагностическая, в том числе детская;

    медицинской реабилитации;

    психотерапевтическая;

    стоматологическая, в том числе детская;

    физиотерапевтическая.

    1.14. Женская консультация.

    1.15. Дом ребенка, в том числе специализированный.

    1.16. Молочная кухня.

    1.17. Центры (в том числе детские), а также специализированные центры государственной и муниципальной систем здравоохранения:

    вспомогательных репродуктивных технологий;

    высоких медицинских технологий, в том числе по профилю медицинской помощи;

    гериатрический;

    диабетологический;

    диагностический;

    здоровья;

    консультативно-диагностический, в том числе детский;

    клинико-диагностический;

    лечебного и профилактического питания;

    лечебно-реабилитационный;

    лечебной физкультуры и спортивной медицины;

    мануальной терапии;

    медицинский;

    медико-генетический (консультация);

    медицинской реабилитации для воинов-интернационалистов;

    медицинской реабилитации, в том числе детский;

    медицинской реабилитации для инвалидов и детей-инвалидов с последствиями детского церебрального паралича;

    медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

    медицинской и социальной реабилитации, в том числе с отделением постоянного проживания инвалидов и детей-инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих;

    медико-социальной реабилитации больных наркоманией;

    медико-хирургический;

    многопрофильный;

    общей врачебной практики (семейной медицины);

    охраны материнства и детства;

    охраны здоровья семьи и репродукции;

    охраны репродуктивного здоровья подростков;

    паллиативной медицинской помощи;

    патологии речи и нейрореабилитации;

    перинатальный;

    профессиональной патологии;

    профилактики и борьбы со СПИД;

    психофизиологической диагностики;

    реабилитации слуха;

    реабилитационный;

    специализированные (по профилям медицинской помощи);

    специализированных видов медицинской помощи;

    сурдологический.

    1.18. Медицинские организации скорой медицинской помощи и переливания крови:

    станция скорой медицинской помощи;

    станция переливания крови;

    центр крови.

    1.19. Санаторно-курортные организации:

    бальнеологическая лечебница;

    грязелечебница;

    курортная поликлиника;

    санаторий;

    санатории для детей, в том числе для детей с родителями;

    санаторий-профилакторий;

    санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.

    2. Медицинские организации особого типа:

    2.1. Центры:

    медицинской профилактики;

    медицины катастроф;

    медицинский мобилизационных резервов "Резерв";

    медицинский информационно-аналитический;

    медицинский биофизический;

    военно-врачебной экспертизы;

    медико-социальной экспертизы;

    медицинской статистики;

    патолого-анатомическое;

    судебно-медицинской экспертизы.

    2.3. Лаборатории:

    клинико-диагностическая;

    бактериологическая, в том числе по диагностике туберкулеза.

    2.4. Медицинский отряд, в том числе специального назначения (военного округа, флота).

    3. Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:

    3.1. Центры гигиены и эпидемиологии.