Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • В аптеках по льготным рецептам предлагают аналоги препаратов. Почему пациенты не могут получить лекарства под торговыми наименованиями, а получают дженерики под мнн Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят

    В аптеках по льготным рецептам предлагают аналоги препаратов. Почему пациенты не могут получить лекарства под торговыми наименованиями, а получают дженерики под мнн Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят
    • 24. 11. 2016

    Что делают врачи и чиновники, чтобы не выдавать пациентам положенные им бесплатные лекарства

    «Вы не болеете». «Вы болеете не этим». «Вам не нужно это лекарство». «Вам нужно это лекарство, но другое, подешевле, тоже подойдет». «Вам нужен этот препарат, но его нет, подождите». Так отвечают врачи и чиновники тысячам людей, которым положено по закону льготное лекарство. Они обманывают. Они знают, что человек болен, и знают, какое лекарство ему нужно. Но на лекарственное обеспечение государству, по примерным оценкам, не хватает уже 45 миллиардов рублей . В некоторых регионах льготными препаратами могут обеспечить только 10% обратившихся. Чиновники и врачи отказывают больным так, чтобы нарушение закона было как можно сложнее доказать. Минздрав и Росздравнадзор регулярно отчитываются: ситуация с льготным лекарственным обеспечением в стране стабильная. Цифры, лежащие в основе этих отчетов, не имеют отношения к реальности. Истинный масштаб и жестокость войны пациентов с государством поражает воображение

    «Они говорят всякий раз: “Извините, лекарств нет! Ничего не могу поделать!” Но они же мне положены по закону. Если их нет сегодня, государство должно завтра их закупить. Разве нет?»

    Вероника повторяла этот вопрос уже много раз, но голос ее все равно звучит удивленно. Когда она говорит, ее руки с длинными, изящными пальцами слегка вздрагивают, будто тоже не в силах сдержать изумления. Она 15 лет принимает гормональные ингаляторы, не может без них дышать. У нее астма, множество сопутствующих заболеваний и инвалидность. Она имеет право бесплатно получить нужную ей дозу в аптеке, но уже полтора года лекарство не выдают.

    «Выдавали всегда с перебоями, - рассказывает Вероника. - Надо было узнавать заранее день, когда появится препарат, бежать в поликлинику к открытию, чтобы успеть получить. Не успеешь - скажут, что закончилось, и делай что хочешь. Но с тем, что лекарств нет месяцами, я столкнулась только в прошлом году».

    В аптеке сообщили, что просить бессмысленно - лекарств не будет

    Тогда после полугода ожидания Вероника впервые обратилась в департамент здравоохранения Москвы. Достаточно было оставить заявку, и ингалятор, отсутствовавший в аптеке утром, нашелся вечером. Но волшебный эффект от звонка в департамент продолжался недолго. Уже через пару месяцев лекарства снова перестали выдавать. На этот раз, когда Вероника позвонила в департамент, ей сказали, что ситуация сложная. Заявку оставить можно, но когда будут препараты, никто не знает. В тот же день ей позвонили из аптеки и сообщили, что просить бессмысленно - лекарств не будет. Сейчас ингаляторы Веронике покупают родные, сумма составляет несколько тысяч рублей в месяц. По словам Вероники, для многих людей, сидящих в очереди к пульмонологу, эта сумма неподъемна. Слова «лекарств нет» звучат для них как приговор.

    Случай Вероники - один из тысяч. Достаточно пролистать региональную прессу за последний месяц, чтобы прочесть с десяток таких историй. В Мордовии в аптеках для льготников нет не только преднизолона, но даже йода и бинтов. В Орловской области женщине с лимфомой удалось получить лекарство только после того, как об этом случае написали местные СМИ. В Хакасии из-за огромного числа жалоб пациентов ситуацию со льготными лекарствами будет расследовать контрольно-счетная палата. О растущем числе обращений постоянно говорят организации, занимающиеся защитой прав пациентов. Такой рост фиксирует, например, общество «Движение против рака». В сентябре этого года случаев отказа людям с онкологическими заболеваниями стало так много, что нарушениями законодательства в целом ряде регионов занималась Генеральная прокуратура . По данным онлайн-мониторинга на сентябрь 2016 года, проведенного руководителем общества «Лига пациентов» Александром Саверским, трудности с получением льготных лекарств испытывают более 80% опрошенных . Получить рецепт на препарат без проблем удается только 35% из них. Схожие цифры приводятся в прошлогоднем мониторинге Общероссийского народного фронта: половине пациентов, обращающихся за препаратами, не выдают лекарства в положенный срок.

    Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД

    В отчете правительства 2016 года заявлено, что на лекарственное обеспечение не хватает около 45 миллиардов рублей . Это не удивительно: норматив затрат на одного гражданина, получающего бесплатные препараты, снизился с 849 рублей в месяц в 2011 году до 758 рублей в 2016 году. При этом, по данным Росстата, цены на лекарства в этом году выросли на 24%. В 2015 году правительство даже выделило дополнительные 16 миллиардов рублей на спасение ситуации - но они неожиданно оказались не востребованы . Минздрав заявил, что все необходимые лекарства закуплены. Росздравнадзор регулярно проводит мониторинг лекарственного обеспечения в стране и остается удовлетворен его результатами . Согласно отчетам этих ведомств, в Московской области, например, препараты получают около 98% льготников , да и в остальных регионах ситуация стабильная. Способность Минздрава заставлять чиновников здравоохранения формировать реальность в соответствии с целями отчетности удивляет даже президента .

    Если не по-хорошему

    Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

    Мы уже знаем, что льготные лекарства онкобольным предоставляются по федеральной и по региональной льготе в зависимости от статуса льготника. При этом, назначаются лекарства, входящие в стандарт лечения и в льготные Перечни. Напомню, что при амбулаторном лечении основанием для получения льготных лекарств инвалидам является Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи», а перечень льготных лекарств содержится в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, куда входят все льготные лекарства. То есть смотрите, входит ли в указанный Перечень назначенное вам лекарство.

    Основанием для получения льготных лекарств гражданам, страдающим онкозаболеваниями, но не имеющим группы инвалидности, является Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", в приложении № 1 которого указано право лиц с онкозаболеваниями на льготное получение всех лекарственных средств. В свою очередь Перечень этих лекарственных средств содержится в приложении к территориальной программе государственных гарантий области (см. региональный перечень лекарств называется: «в соответствии с перечнем групп населения и категориями заболеваний»).

    Всегда узнавайте, входит ли в федеральный и региональный перечень назначенное Вам лекарство (можно узнать в страховой компании, ТФОМС, из приложения к территориальной программе государственных гарантий, опубликованной в интернете вместе с Перечнями лекарств).

    Бывает, что лекарство не входит в стандарт и в льготный перечень, но и в этом случае оно также может быть назначено пациенту по медицинским показаниям, хотя получить его гораздо сложнее.

    Пункт 5 статьи 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации": «Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии».

    Пункт 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255): « В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (для инвалидов) .

    Теперь почему инвалидам с онкозаболеваниями отказываться от социального пакета нельзя. Лекарства для лечения онкологии дорогостоящие и обеспечить пациента, отказавшегося от соц.пакета, лекарством по региональной льготе не всегда возможно по причине регулярного отсутствия денег у бюджета субъекта РФ. Тем более, что очень многие лица с онкозаболеваниями не имеют группы инвалидности, но при этом им требуется дорогостоящее противоопухолевое лечение, и они должны быть обеспечены льготными лекарствами в первую очередь. Хотя и на них, как говорят в Минздравах, нет денег. Право на получение медицинской помощи и на получение льготного лекарства не зависит от финансирования. Однако ссылки на отсутствие финансирования являются основным препятствием для получения льготного лекарства, которое врач онколог не назначит, лечащий врач не выпишет рецепт, Минздрав области не закупит. Денег и правда, может быть недостаточно, но может быть и так, что деньги имеются, а онкопациента просто не хотят лечить и тратить на закупку дорогого лекарства федеральные денежные средства, не говоря уж о деньгах региона. Но пациентам тоже хочется жить, как, впрочем и не жалующимся на здоровье чиновникам и врачам, которые отказывают пациентам в лекарствах. В таком случае онкобольные вынуждены бороться за свою жизнь и за гарантированное им государством лекарственное обеспечение. Некоторым это удается. Можно в связи с этим предложить пациентам, которым отказывают в льготных лекарствах, обращаться с жалобами на отказ в лечении.

    Для начала на отказ в лекарственном обеспечении нужно написать жалобу в Минздрав области, при этом желательно получить письменный ответ. (Правда, у данного метода предварительного обращения в Минздрав есть минус - срок рассмотрения в течение одного месяца). Обычно из областного Минздрава следует отказ в лечении со ссылками на отсутствие финансирования и по федеральной и по региональной льготе, что уже становится официальной и «уважительной» причиной отказа в лечении онкопациента. После получения такого ответа можно писать жалобу в контролирующий лекарственное обеспечение (правда лишь инвалидов) территориальный орган Росздравнадзора по субъекту РФ. Росздравнадзор обязан отреагировать на жалобу пациента. При получении жалобы, обычно, Росздравнадзор отсылает в Минздрав области письмо с просьбой «разобраться в ситуации, обеспечить пациента лекарством и сообщить о принятых мерах». Если, несмотря на это, льготное лекарство не получено, то жаловаться придется в органы прокуратуры. Но следует иметь в виду, что если пациент не приложил к жалобе в прокуратуру ответ из Минздрава, то прокурор перенаправит жалобу пациента в Минздрав области и все может этим закончится, поскольку Минздрав просто не ответит. Если же пациентом будет приложен письменный ответ об отказе из Минздрава, то жалобу в прокуратуре обязаны рассмотреть и принять меры прокурорского реагирования. Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" в статье 1 к полномочиям прокуратуры относит надзор за исполнением законов и за соблюдением прав и свобод человека. Статья 10 предусматривает обязанность разрешения в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений с составлением мотивированного ответа. При этом «запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются». Но, к сожалению, часто прокуратура пересылает жалобы в Минздрав области, хотя оттуда уже был получен ответ об отказе в лечении пациента, что не соответствует статье 10 Закона о прокуратуре.

    Если в лекарственном обеспечении отказано лицу с онкозаболеванием, не имеющим группы инвалидности, то после отказа Минздрава области в лечении, жалобу нужно адресовать органам прокуратуры. Можно, конечно, написать обращение и в территориальный Росздравандзор, который контролирующих мер не примет, но может высказать свое мнение по сложившейся ситуации. Так, по одному из обращений регионального льготника в территориальный Росздравнадзор, он высказал свою позицию о праве пациента с онкозаболеванием получать лекарства по региональной льготе, что также может пригодится пациенту при дальнейших обращениях.

    При написании жалобы следует указывать, кроме фамилии и имени, также наличие группы инвалидности, где и кем назначено лекарство (в доказательство того, что Вы его на сами себе рекомендовали по собственному желанию), если лекарство уже предоставлялось, то указывать, сколько раз получали лекарство и при каких условиях (по льготному рецепту, в стационаре) и другую информацию. Или описать иную имеющую место ситуацию. В жалобе указываются все адресаты, можно приложить копию справки МСЭ, выписной эпикриз, документы о назначении лекарства. Если были получены ответы из Минздрава, то указать ссылки на них и приложить к жалобе в Росздравнадзор и прокуратуру. Один экземпляр жалобы остается у заявителя, на котором ставится отметка принявшего ее органа. Жалобу можно направить и заказным письмом с уведомлением о вручении. Копию жалобу, адресованной Минздраву области, можно направить и в прокуратуру, что не исключает, как указано выше, направление отдельной жалобы прокурору в случае отрицательного ответа из Минздрава, имеющей другой статус. Также жалобу в копии можно направить уполномоченному по правам человека региона, чтобы он знал о ситуации с отказом в лекарственном обеспечении на территории области. Для информации – упоминаемый в тексте жалоб «субъект Российской Федерации в сфере охраны здоровья» - это Минздрав области.

    После того, как жалобы отправлены, придется ждать ответа. Иногда бывает, что чиновники затягивают срок ответа до 1 месяца или вообще не отвечают. Для того, чтобы все же получить ответ и, возможно, ускорит его сроки, нельзя просто его ждать.

    По правилам делопроизводства жалобы передаются на исполнение конкретному лицу организации. Поэтому, нужно позвонить в приемную Минздрава, Росздравнадзора. Прокуратуры и спросить телефон лица, которому на исполнение передана направленная Ваши жалоба. Затем позвонить исполнителю и уточнить сроки и содержание ответа, в том числе, если на жалобу не отвечают более 1 месяца.

    Ниже приводятся образцы жалоб на отказ в лекарственном обеспечении инвалида и на отказ в лекарственном обеспечении онкобольного, не имеющего группы инвалидности, которые можно направлять в региональный Минздрав, Росздравнадзор и органы Прокуратуры.

    В тексте нижеприведенной жалобы основное внимание следует обращать на нормативные акты, предоставляющие право пациенту на льготное лекарственное обеспечение.

    Инвалидам и онкобольным также должны предоставлять льготные лекарства по любому имеющемуся у него заболеванию (в зависимости от статуса льготника и от наличия лекарства в льготном Перечне). Убедившись, что назначенное Вам врачом лекарство входит в соответствующий статусу льготника Перечень, при общении с врачами, также можно ссылаться на указанные в жалобах нормативные акты. Например, требуя лекарства для лечения от гипертонии, сахарного диабета, артрита и др.

    1. Образец жалобы



    Копия: Прокуратура ______________________
    Адрес:__________________________________
    Заявитель ______________________________
    Адрес:_________________________________

    Жалоба
    на отказ в предоставлении льготного лекарства

    Я, Ф.И.О. 1946 года рождения, являюсь инвалидом 2 группы по заболеванию рак прямой кишки 4 стадии. В онкодиспансере № 1 г. К-ва мне было проведено хирургическое удаление опухоли и для дальнейшего лечения на консилиуме Онкодиспаснера № 1 05.09. 2013 года был назначен лекарственный препарат гливек

    (МНН иматиниб). Но в поликлинике № 4 г. К-ва лечащим врачом было отказано в выписке льготного рецепта на указанный препарат. С жалобами на отказ в лечении я обращался в Администрацию г. К-ва, в Министерство здравоохранения г. К-ва. Причиной отказа в лечении были названо отсутствие денежных средств на лекарства для льготников и высокая стоимость препарата.

    В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ от 21 ноября2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

    На основании Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи» инвалиды являются получателями набора социальных услуг и имеют право на обеспечение их по рецептам врача необходимыми лекарственными средствами в соответствии со стандартами медицинской помощи.

    Иматиниб входит в стандарт лечения при оказании первичной медико-санитарной помощи при злокачественных метастатических и рецидивных новообразованиях ободочной и прямой кишки IV стадии (химиотерапевтическое лечение)", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 декабря 2012 г. N 1531н ".

    В соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    Порядок назначения и выписки лекарственных препаратов в рамках государственной социальной помощи осуществляется в соответствии положениями Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения". Согласно п.4.1. Приказа, инвалиды обеспечиваются лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи" (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665).

    Гливек под МНН Иматиниб входит в указанный федеральный Перечень льготных лекарств, поэтому по медицинским показаниям должен быть предоставлен мне по льготному рецепту за счет средств федерального бюджета в рамках переданных субъекту РФ указанных полномочий.

    Также я являюсь «региональным льготником» и при отсутствии финансирования из федерального бюджета по программе ДЛО мне должны были предоставить лекарство за счет средств областного бюджета.

    Об этом указано в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой": «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям».

    Перечень групп населения и категорий заболеваний для региональных льготников, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к Постановлению, указано, что граждане, страдающие онкологическими заболеваниям, имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

    Кроме этого, злокачественные новообразования входят в Перечень социально значимых заболеваний (постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715). В связи с чем статья 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    Вышеуказанное означает, что назначенное льготное лекарство мне должны были предоставить по одному из указанных оснований за счет одного из двух вышеуказанных источников финансирования. Однако противоопухолевым препаратом гливек (МНН иманитиб) я не был обеспечен ни по «федеральной льготе», ни по «региональной льготе».

    Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья в РФ являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

    Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

    Принять меры к обеспечению меня жизненно необходимым лекарственным препаратом «иматиниб» на весь курс лечения по программе «дополнительного лекарственного обеспечения» за счет средств федерального бюджета или за счет средств бюджета региона.

    Приложение:

    Дата, подпись.

    2. Образец жалобы на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

    Примечание: в жалобе приводятся некоторые лекарственные препараты, указанные в стандартах лечения при РМЖ и входящие в Перечень приказа № 665. В связи с чем, при написании жалобы можно выбрать лекарства, входящие в стандарт лечения и Перечень Приказа № 665 при указанном диагнозе

    Куда: Министерство здравоохранения области
    Адрес___________________________________
    Куда: Территориальный Росздравнадзор

    Адрес:___________________________________
    Адрес:__________________________________

    Жалоба
    на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

    Я, Ф.И.О. 1965 г.р. , страдаю злокачественным новообразованием молочной железы 4 стадии, являюсь инвалидом и включена в Федеральный регистр льготников. Для лечения заболевания консилиумом С - ого ОКОД 04.08. 2013г. по жизненным показаниям мне были назначены лекарственные препараты паклитаксел (МНН паклитаксел), герцептин (МНН трастузумаб), золадекс (МНН золедроновая кислота).

    Я получала лечение указанными препаратами с 24.08.2013 по 20. 11.2013г.

    Однако с октября 2013 года я не получаю лечение указанными лекарственными препаратами (примечание: указать название лекарства ) ни стационарно, ни амбулаторно путем выписки льготных рецептов. Отказ в лечении Министерство здравоохранения области обосновывает отсутствием финансирования лекарственного обеспечения по федеральной льготе (ответ № 545 от 24. 09. 2013г).

    Считаю отказ в лечении меня жизненно необходимыми мне указанными препаратами незаконным исходя из нижеследующего.

    Конституция Российской Федерации в статье 7 устанавливает, что Российская Федерация это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

    Статьей 41 Конституции РФ установлено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений.

    Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. При этом назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ – ФЗ № 323).

    Препараты паклитаксел, трастузумаб, золедроновая кислота входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при первично-генерализованных и рецидивных формах злокачественных новообразованиях молочной железы IV стадии - первично; I-IV стадии – прогрессирование (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 7 ноября 2012 г. N 612н), а паклитаксел, трастузумаб входят в Стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (утв. Приказом Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н).

    (примечание: если у пациентки стадия заболевания I-III (T1N0M0 - Т любая N3М0), то в жалобе нужно ссылаться на стандарт от 9 ноября 2012 г. N 723н).

    Если стадия, IV - первично; I-IV – прогрессирование, то на стандарт от 7 ноября 2012 г. N 612н).

    В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации и Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды, как получатели набора социальных услуг имеют право на получение лекарственных препаратов в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета.

    В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" N 178-ФЗ от 17 июля 1999 года полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

    При этом назначение и выписывание лекарственных препаратов для льготников производится в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи» . (Об этом указано в п.4.1 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н).

    В Перечень приказа Минсоцздравразвития РФ № 665 входят лекарственные препараты паклитаксел, тратузумаб, золедроновая кислота.

    Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

    Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

    Из указанных нормативных актов следует. что я имею право на получение по жизненным показаниям указанных лекарственных средств в рамках оказания государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета в рамках перееденных региону федеральных полномочий.

    Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.

    Недостаточное финансирование не является основанием освобождения органа управления здравоохранением региона от лечения пациентов, страдающих социально значимыми заболеваниями и несоблюдение федеральных гарантий лекарственного обеспечения льготников. В результате необеспечения меня жизненно необходимым лекарственным средством были нарушены мои конституционное право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности, предусмотренные ст. ст. 39 и 41 Конституции Российской Федерации и вышеуказанными федеральными нормативными актами. Отсутствие лечения приведет к прогрессированию заболевания и неблагоприятному прогнозу для жизни.

    На основании вышеизложенного, прошу:

    На основании вышеизложенного, прошу:

    1. Разобраться в ситуации с отказом в лечении, принять меры к обеспечению меня Министерством здравоохранением г. С- ва и подчиненных ему структур препаратами трастузумаб и золедроновая кислота на весь курс лечения.

    Приложение:

    Дата, подпись.

    3. Региональная льгота (онкобольной без группы инвалидности)

    Примечание: необходимо смотреть, содержится ли назначенное или рекомендованное пациенту лекарство в приложении к территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий год в разделе: «перечень лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания и изделий медицинского назначения, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно….». В некоторых областях региональный Перечень может содержаться в отдельно принятых нормативных актах, о чем должно быть указано в программе государственных гарантий. В тексте жалобы нужно ссылаться на то, что лекарство входит в это Перечень.

    Куда: Министерство здравоохранения области
    Адрес___________________________________
    Куда: Территориальный Росздравнадзор
    Адрес:___________________________________
    Прокуратура _____________________________
    Адрес:___________________________________
    Заявитель _______________________________
    Адрес: __________________________________

    От кого: ________________________________

    Жалоба
    на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе
    (онкобольная без группы инвалидности)

    Я, Ф.И.О. 1971 года рождения, страдаю злокачественным новообразованием: гормонозависимый HER2-положительныйо рак молочной железы, 3 стадия.

    В качестве лечения была проведена хирургическая операция и лучевая терапия. Инвалидом не являюсь. Для продолжения лечения в Федеральном медицинском научно-исследовательском центре (примечание: указать, были ли такие рекомендации и где _) мне были рекомендованы и также назначены онкологами территориального онкодиспаснера г. В-ка лекарственные препараты герцептин (МНН трастузумаб) и тамоксифен (МНН тамоксифен). Однако указанные препараты для лечения я не получала. На мое обращение в Министерство здравоохранения региона (указать -устно, письменно ) был получен ответ об отказе в лечении по причине отсутствия денежных средств для лечения региональных льготников.

    Считаю действия Министерства здравоохранения региона и подчиненных ему структур, отказывающих мне в лечении, незаконными на основании следующего.

    Согласно статье 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Основы) «медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи. «Назначение и применение лекарственных препаратов…, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии» (п. 5 ст. 37 Основ).

    Трастузумаб входит в стандарт специализированной медицинской помощи при злокачественных новообразованиях молочной железы I-III стадии (системное лекарственное, включая химиотерапевтическое, лечение») (Приказ Министерства здравоохранения РФ от 9 ноября 2012 г. N 723н ").

    Тамоксифен в указанный стандарт не входит, но также должен быть мне предоставлен по медицинским показаниям на основании п.5 ст. 37 Основ.

    Статья 16 Основ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит организацию обеспечения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

    Во исполнение указного, пункт 2 статьи 81 Основ к обязанностям органов государственной власти в сфере здравоохранения относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    Законом В-ой области от 25.12.2012 № 143-ПК утверждена территориальная программа Государственных гарантий бесплатного оказания населению В-ой области медицинской помощи 2013 год и плановый период 2014 И 2015 годов.

    В Приложение 3 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты трастузумаб и тамоксифен.

    Перечень групп населения и категорий заболеваний, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 г. N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении № 1 к нему «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что лица с онкозаболеваниями имеют право на бесплатное обеспечение по рецептам врачей всеми лекарственными средствами.

    Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Согласно ст. 4, 10, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ ", основными принципами охраны здоровья являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказания в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

    Статьи 41 Конституции РФ гарантирует право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь бесплатно за счет средств соответствующего бюджета.

    Таким образом, как житель В-ой области я имею право на получение включенных в региональный перечень препаратов трастузумаб и тамоксифен на основании Постановления Правительства РФ № 890 и территориальной программы государственных гарантий области на 2013 год.

    Отсутствие финансирования на обеспечение лекарственными препаратами льготных категорий граждан не может служить законным основанием для ограничения государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

    При указанных конституционных, федеральных и региональных гарантиях на лекарственное обеспечение пациента, со стороны медицинских работников имеет место отказ в оказании медицинской помощи онкобольному, страдающему социально - значимым заболеванием (онкологией) и являющемуся и региональным льготником.

    Лекарственные препараты трастузумаб и тамоксифен имеет для меня жизненно важное значение, неполучение которых в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

    На основании вышеизложенного, прошу:

    Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением В-ой области и подчиненных ему им структур препаратами трастузумаб и тамоксифен на весь курс рекомендованного лечения.

    Приложение:

    Подпись, дата.

    4. Жалоба на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

    (если лекарственный препарат не входит в стандарт лечения и льготные перечни

    Куда: Министерство здравоохранения области
    Адрес___________________________________
    Куда: Территориальный Росздравнадзор
    Адрес:___________________________________
    Прокуратура _____________________________
    Адрес:___________________________________
    Заявитель _______________________________
    Адрес:__________________________________

    От кого: ________________________________

    Жалоба
    на отказ в предоставлении льготного лекарства (инвалид)

    Я Ф.И.О. являюсь инвалидом 1 группы по заболеванию: рак сигмовидной кишкиT4N2M1 . Консилиумом Н- ого ОКОД 26.02.2013г было принято решение о назначении мне препарата цетуксимаб. (или же указать, что данный препарат был рекомендован ___ где) .

    Однако Министерством здравоохранения Н - ой области в предоставлении препарата «цетуксимаб» отказано, так как он не входит в стандарт лечения при моем заболевании и отсутствует в льготном федеральном перечне лекарств, а именно в перечне приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. N 665 "Об утверждении перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.

    Препарат «цетуксимаб» действительно не включен в мой стандарт лечения и в Перечень лекарств для федеральных льготников, утвержденный Приказом Минздравсоцразития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665.

    Однако о возможности применения лекарств, не входящих льготные Перечни, в частности, в перечень приказа Минсоцздравразвития РФ, указано в п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (Приложение 1 к приказу МИнздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 255), содержащий положение, что терапевт, врач-специалист выписывает лекарственные препараты, предусмотренные "Перечнем лекарственных средств", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.12.2004 N 296 "Об утверждении перечня лекарственных средств" в соответствии со стандартами медицинской помощи, утвержденными в установленном порядке. В случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения» (вместо приказа от 02.12.2004 N 296 действует вышеуказанный приказ Минсоцздравразвития РФ от 18 сентября 2006 г. N 665 ).

    Также часть 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ допускает по жизненным показаниям предоставление лекарственных препаратов, не входящих в стандарты.

    На основании указанного, лекарство, не входящее в стандарт и перечень приказа Минздравсоцразвития РФ № 665 может быть мне предоставлено по решению врачебной комиссии лечебного учреждения по жизненным показаниям.

    Лекарство, не входящее в перечень и стандарт, мне должны предоставлять за счет средств бюджета субъекта РФ как региональному льготнику на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». Имеющееся к нему Приложение N 1 «Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» предусматривает, что «право на бесплатное получение лекарственных препаратов имеют инвалиды 1 и 2 групп и лица с онкозаболеваниями» и что бесплатно выписываются все лекарственные средства.

    Аналогичная позиция изложена в Письме Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой" «при одновременном наличии права на получение лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям.

    Лекарственный препарат цетуксимаб назначен мне онкологами по жизненным показаниям и согласно действующему законодательству должен быть предоставлен мне по жизненным показаниям. Неполучение препарата в короткий срок повлечет прогрессирование заболевания и наступление неблагоприятных последствий для жизни.

    На основании вышеизложенного, прошу:

    1.Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением С-ой области и подчиненных им структур препаратом цетуксимаб на весь курс рекомендованного лечения и выделить для этого необходимые денежные средства.

    Приложение:

    1. отказ Комитета по охране здоровья населения области.
    2. решение о назначении цетуксимаба.
    3. выписка из истории болезни.

    Подпись, дата.

    5.Онкобольные, отказавшиеся от соц. пакета

    Но если онкопациент отказался от соц.пакета, восстановить его не успел, при этом он находится в инкурабельном состоянии, то можно написать жалобу на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе на основании Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 и территориальной программе государственных гарантий области

    Жалоба
    на отказ в лекарственном обеспечении по региональной льготе

    Я ___________, ______года рождения, являюсь инвалидом ______ группы по заболеванию C20 Ca ректомигмоидного отдела (рак кишечника) с метастазами в головной мозг и множественными метастазами в легкие. Для обезболивания мне необходимы лекарственные препараты лазикс (МНН фуросемид), дексаметазон (МНН дексаметазон), кетарол (МНН кеторолак) , трамадол (МНН трамадол) .

    Я отказалась от социального пакета, в связи с чем участковый врач поликлиники № ______ района ______ льготный рецепт на обезболивающие препараты не выписывает. Однако лица, страдающие онкозаболеваниями, являются одновременно региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

    Статьей 41 Конституции РФ установлено «право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

    Статья 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относит установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 г. N 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» злокачественные новообразования отнесены к социально значимым заболеваниям.

    Пункт 2 статьи 81 указанных Основ к обязанностям органов государственной власти субъектов РФ относит формирование в рамках территориальной программы государственных гарантий перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    Перечень региональных льготников в зависимости от «групп населения» и «категорий заболеваний» содержится в Приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения", предусматривающем право лиц с онкозаболеваниями получать бесплатно все лекарственные средства, при этом финансирование расходов по их оплате осуществляется за счет средств субъекта РФ и иных источников, привлекаемых на эти цели.

    На назначение и выписывание лекарств для региональных льготников со ссылками на Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 указано в пункте 34 Приказа Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 г. N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения".

    Во исполнение указанных федеральных нормативных актов на территории области действует территориальная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории К-ой области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" .

    В ее Приложение 4 « Перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно…» входят препараты МНН фуросемид, дексаметазон, кеторолак, трамадол.

    О праве федеральных льготников, отказавшихся от социального пакета, получать льготные лекарства по региональной льготе, разъяснено в письме Минздравсоцразвития РФ от 3 февраля 2006 г. N 489-ВС "Об отпуске лекарственных средств населению по рецептам врачей при амбулаторном лечении бесплатно и с 50-процентной скидкой". Указано, что при одновременном наличии права на получение лекарственного, предоставляемого за счет средств федерального бюджета, а также в рамках льготного порядка обеспечения лекарственными средствами, предоставляемыми за счет средств субъекта Российской Федерации, граждане вправе получать лекарственное обеспечение по двум основаниям. В свою очередь, при отказе от набора социальных услуг за гражданами, имеющими право на лекарственное обеспечение по двум основаниям, у них сохраняется право на получение лекарственных средств, предоставляемых за счет средств субъекта РФ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 N 890.

    На основании указанных федеральных и региональных нормативных актов лица, отказавшиеся от социального пакета, являются региональными льготниками и имеют право на получение льготных лекарств согласно территориальной программе государственных гарантий и входящих в региональный перечень льготных лекарств.

    Согласно ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ, каждый имеет право на медицинскую помощь в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и на облегчение боли, связанной с заболеванием доступными методами и лекарственными препаратами.

    Согласно ст. 4, 11 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", основными принципами охраны здоровья являются: приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качество медицинской помощи и недопустимость отказа в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий.

    На основании вышеизложенного, прошу:

    Принять меры к обеспечению меня органами управления здравоохранением области, подчиненных им структур указанными обезболивающими лекарственными препаратами для облегчения боли за счет средств регионального бюджета.

    Приложение:

    Дата, подпись.

    Лариса Зверева, юрист

    Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

    Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

    Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

    Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

    Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

    Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

    Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

    Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

    Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

    Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

    В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

    Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

    С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

    В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

    Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

    Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

    Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

    Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

    Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

    Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

    Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

    Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

    Вернемся к нашим баранам.

    Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

    Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

    Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

    После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

    Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

    Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

    В реале все по-другому.

    И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

    Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

    Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

    Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
    Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

    Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

    Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

    Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

    В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

    С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

    Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

    Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

    Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

    И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

    Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

    Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

    Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

    В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

    Нужно поставить рецепт на отсроченное обслуживание в аптеке. Там его обязаны зарегистрировать в журнале неудовлетворенного спроса. Такой журнал должен быть в каждой аптеке, которая занимается выдачей лекарств по льготным рецептам.

    Если рецепт зарегистрирован в журнале неудовлетворенного спроса, его не надо оставлять в аптеке. Пациент забирает его с собой, но на нем должна быть поставлена отметка о принятии его на обслуживание: дата постановки на учет, номер аптеки, роспись фармацевта.

    После регистрации рецепта аптека должна сформировать заявку на препарат в уполномоченную за поставку льготных лекарств в регион фармацевтическую компанию и предоставить препарат пациенту в течение 10-15 дней.

    Пациент может сам позвонить в фармкомпанию, осуществляющую поставки льготных лекарств в регион, и выяснить: есть ли на складе необходимый препарат, когда он будет доставлен в аптеку, по какой причине отсутствует. Можно также уведомить компанию, что рецепт принят такой-то аптекой на отсроченное обслуживание (аптека может и не сообщить компании об отсроченном рецепте). Телефон фармацевтической компании можно узнать в аптеке.

    Если прошло 16 дней, а препарат до сих пор не поступил в аптеку, нужно написать жалобу в адрес уполномоченной фармацевтической компании о том, что вы так и не получили льготное лекарство.

    Нужно дождаться ответа, в котором может быть указано, что Минздрав не проводил плановые торги на закупку лекарств или лекарство не было указано в спецификации при госзакупках. Ответ компании будет являться основанием для обращения в суд – исходя из содержания ответа определяется ответчик: минздравсоцразвития, аптека, фармацевтическая компания и т.д.

    Лекарство, положенное пациенту бесплатно по льготному рецепту, можно приобрести за собственные средства, а потом потребовать выплаты компенсации у аптеки. Для этого нужно написать претензию в аптеку с просьбой компенсировать затраты. Если аптека не возместит потраченные деньги, можно обратиться в суд.

    Суд может отказать в удовлетворении иска о возмещении денежных средств, если лекарство приобретается самостоятельно, а рецепт не был поставлен на отсроченное обслуживание.

    Рассказываем, как в Кировской области устроена система обеспечения льготными лекарственными препаратами, почему она даёт сбои и что делать пациентам, если им не досталось положенных медикаментов.

    Пришла за бесплатными лекарствами в поликлинику, а мне говорят – покупайте сами, лекарств нет. Как это понимать?

    К сожалению, современная система обеспечения льготными лекарственными препаратами - в России в целом и в Кировской области в частности - выстроена довольно криво. Сегодня есть две основные категории получателей льготных лекарств - это так называемые федеральные и региональные льготники. Первые обеспечиваются препаратами за счёт федерального бюджета, а перечень лекарств для них ежегодно утверждается . Вторая категория - региональные льготники - получают бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, а список лекарств, на которые они могут рассчитывать, определяется .

    Кто относится к федеральным льготникам?

    • инвалиды войны;
    • участники Великой Отечественной войны;
    • ветераны боевых действий;
    • военнослужащие, которые с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее полугода проходили военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии; военнослужащие, награждённые орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
    • лица, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
    • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов;
    • члены семей погибших и умерших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
    • инвалиды;
    • дети-инвалиды.

    По данным регионального Минздрава на 1 октября 2017 года из 159,6 тыс. федеральных льготников 79,7% отказались от набора социальных услуг, то есть вместо бесплатных лекарств они получают денежную компенсацию. Остальные 20,3% оставили свою льготу на лекарства. В основном это наиболее тяжёлые больные, страдающие онкологическим заболеваниями, сахарным диабетом, бронхиальной астмой, хронической почечной недостаточностью, которым требуются дорогостоящие лекарства и процедуры. По данным на 1 октября, на бесплатные лекарства за счёт бюджета в Кировской области имели право 30 630 федеральных льготников.

    В последние три года численность граждан, которые обеспечиваются бесплатными лекарствами за счёт федерального бюджета, растёт в среднем на 10 - 15% в год. Это связано как с общим ростом числа федеральных льготников, так и с тем, что всё большее количество из них предпочитают получать бесплатные лекарства, а не денежную компенсацию.

    Кто относится к региональным льготникам?

    Перечень региональных льготников, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт областного бюджета, утверждён в п. 1 ст. 9 регионального закона от 05.12.2012 № 227-ЗО « ». В него входят:

    • дети первых трёх лет жизни;
    • дети из многодетных семей в возрасте до шести лет;
    • граждане, страдающие ДЦП, СПИД и ВИЧ, онкологическими и гематологическими заболеваниями, туберкулезом, бронхиальной астмой, шизофренией, эпилепсией, диабетом, ревматизмом и т.д. (всего в этом перечне заболеваний 40 пунктов).

    По данным на 1 октября, численность граждан, имеющих право на бесплатные лекарства за счёт бюджета Кировской области, составляла 189 536 человек. И их число также растёт на 10 - 15% ежегодно.

    Кто из льготников обеспечивается лекарствами лучше?

    Из двух вышеперечисленных категорий в более выигрышном положении находятся федеральные льготники. Во-первых, потому что норматив финансовых затрат у них выше. Сравните: в 2017 году на льготные лекарства для одного федерального льготника в бюджете 807,2 руб. в месяц . На региональном уровне норматив финансовых затрат законодательно не установлен, но из расчёта выделенных средств и количества льготополучателей эта сумма сегодня составляет 119,54 руб. на человека в месяц . Во-вторых, федеральное финансирование обычно более стабильное, чем областное. Соответственно, лекарственное обеспечение у федеральных льготников налажено лучше.

    Стоит пояснить, что эти нормативы являются расчётными, они используются для планирования бюджета. Фактически затраты на одного пациента могут быть как больше, так и меньше заложенной суммы, а врач при назначении препаратов руководствуется не нормативами, а медицинскими показаниями, диагнозом пациента и перечнями лекарственных средств, отпускаемых льготникам. Получается принцип общего котла: если кому-то из пациентов выписываются бесплатные лекарства на сумму сверх норматива, то это делается за счёт других таких же льготников, которым достанется меньше лекарств или не достанется вовсе. Если сравнить норматив, особенно для региональных льготников, и цены в аптеках, очевидно, что удовлетворить потребности всех льготников во всех необходимых им препаратах при нынешних бюджетных расходах в принципе невозможно.

    При этом федеральные льготники вне зависимости от того, получают они свои льготы в натуральном виде (то есть лекарствами) или в виде денежной компенсации, имеют право на бесплатные лекарства и по региональной льготе. Например, больной диабетом, имеющий инвалидность, получает двойную лекарственную помощь от государства: из федерального бюджета - как инвалид, а из регионального бюджета - как диабетик. Такая система ставит «федералов» в ещё более привилегированное положение, ведь чем больше льготников претендует на «кусок» регионального бюджетного «пирога», тем меньший «кусок» достаётся каждому из них.

    О том, что такая система двойных льгот несправедлива, уже много лет говорят и общественники, и медицинское сообщество. Однако попытки на областном уровне отсечь федеральных льготников от региональных льгот строго пресекала прокуратура. Теперь с такой , и вполне возможно, что уже в первом квартале 2018 года двойное финансирование льготного лекарственного обеспечения будет ликвидировано.

    Кроме того, в мае 2015 года граждане, страдающие хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, в части бесплатного лекарственного обеспечения также практически полностью были переведены с федерального на областное финансирование, причём в общий котел с региональными льготниками. Естественно, это сказалось на общей обеспеченности льготными лекарствами самым плачевным образом. Сама категория «орфанников» в Кировской области немногочисленна - всего 92 человека, в том числе 59 детей, но лекарственные препараты, которые им необходимы, стоят очень дорого. Лечение одного такого пациента может обходиться бюджету в несколько миллионов рублей в год. Сегодня порядка 90% от стоимости отпущенных «орфанникам» препаратов финансируются из областного бюджета, и только 10% - из федерального. С начала 2017 года граждане с орфанными заболеваниями получили дорогостоящие лекарства на сумму 27,2 млн рублей, при этом дефицит средств на лекарственное обеспечение таких пациентов сегодня составляет около 60 млн рублей.

    Многие регионы, в том числе и Кировская область, поднимают вопрос о том, чтобы бесплатные лекарства «орфанникам» вновь приобретались за счёт федерального бюджета, но пока безрезультатно.

    Почему не хватает определённых лекарств?

    Помимо явной нехватки бюджетных средств, выделяемых на обеспечение льготными лекарствами, есть и другие моменты. Закупками лекарственных препаратов для всех категорий льготников занимается Министерство здравоохранения Кировской области на основании заявок больниц. А те, в свою очередь, составляют свои заявки с учётом заявок участковых терапевтов и педиатров. По крайней мере, так должно быть в идеале. Предполагается, что врач, зная, сколько льготников, какой категории и с какими диагнозами прикреплено к его участку, должен лучше ориентироваться, какие лекарства и в каком количестве нужно заказать.

    Но проблема в том, что система заявок действует на год вперёд. То есть сейчас, во втором полугодии 2017 года, больницы формируют заявку по лекарствам на весь 2018 год. Это значит, что уже сейчас нужно знать, сколько человек и чем заболеет в следующем году, сколько из них получит инвалидность и попадёт в определённую категорию льготников, в каких препаратах и в каких дозировках они будут нуждаться. Как отмечают врачи, более-менее просчитать на год вперёд можно только ситуацию с больными сахарным диабетом, так как по ним в режиме онлайн ведётся специальный регистр. По всем остальным заболеваниям лекарства заказываются «методом тыка», на основании подсчётов количества существующих пациентов и возможного их прироста.

    Тендеры по закупке лекарств для льготников проходят в среднем раз в полгода. Плюс бывают дополнительные закупки, когда разыгрываются средства, сэкономленные от предыдущих торгов, и аукционы по дополнительным заявкам от больниц на покупку препаратов, которые не были приобретены по основной заявке. Как это бывает в системе госзакупок, не всегда торги на покупку лекарств проходят с первого раза. В этом случае сроки фактического закупа препаратов могут сдвигаться на месяц и больше.

    Как выкручиваются врачи?

    Согласно порядку назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденному , врач обязан выписать льготный рецепт пациенту, если тот имеет право на получение бесплатных препаратов. При этом не имеет значения, есть в аптеке нужный препарат или нет. Правила отпуска лекарственных препаратов, также , гласят, что в случае отсутствия препарата в аптечном пункте, рецепт должен ставиться на отсроченное обслуживание, а максимальный срок отсрочки по различным категориям препаратов не может превышать 15 рабочих дней. Если за положенное время препарат так и не поступил в аптеку, рецепт должны передать обратно в поликлинику. Там специальная комиссия должна решить: если пациент не перестал нуждаться в лекарстве, придётся выписать ему либо рецепт на аналог, имеющийся в наличии, либо новый рецепт на то же лекарство, то есть фактически продлить срок ожидания препарата.

    Однако, судя по отзывам кировских врачей, существует негласное правило: если нужного препарата нет на складе и он не закуплен, рецепт на него не выписывают. Это прямое нарушение закона, на которое медиков фактически вынуждают идти, чтобы в аптеках не росли очереди из отсроченных рецептов. В противном случае Минздраву придётся как-то решать проблему этих очередей, а средств на покупку дополнительных лекарств в бюджете нет.

    Получается, когда льготнику требуется препарат, который отсутствует на складе, врачи фактически становятся заложниками ситуации. Многие просто не сообщают своим пациентам об их праве на бесплатные лекарства, пользуясь тем, что прямой обязанности информировать пациентов об их льготах у медиков нет. Такой номер вряд ли пройдёт с федеральными льготниками, которые, как правило, хорошо осведомлены о том, на какую помощь от государства они могут претендовать. Но, например, с родителями, чьи дети ещё не достигли 3-летнего возраста, чаще всего так и поступают: выписывая препарат, просто не сообщают, что его можно получить бесплатно.

    Что делается для того, чтобы исправить ситуацию?

    Нельзя сказать, что региональное правительство бездействует в этом вопросе. Как мы уже говорили, предпринимаются попытки выбить федеральное финансирование на лекарства для граждан с орфанными заболеваниями. Кроме того, в рамках информатизации кировских поликлиник недавно была изменена система доступа к лекарственным остаткам. Раньше врач мог видеть наличие льготных лекарственных препаратов только в том аптечном пункте, к которому были прикреплены пациенты-льготники с его участка. Теперь он может следить за остатками лекарств в любой аптеке Кирова и направлять в неё конкретного пациента с льготным рецептом. Недостаток системы пока заключается в том, что лекарство в ней нельзя забронировать онлайн, то есть наличие одного и того же препарата могут видеть десятки врачей со всего города, а значит все они могут одновременно выписать рецепт и направить пациента в конкретную аптеку. Лекарство исключат из наличия только в тот момент, когда его выдадут на руки конкретному льготнику. Всё это не исключает ситуаций, когда на одну и ту же упаковку таблеток будет претендовать несколько человек, а получит её тот, кто придёт в аптеку первым.

    Что делать, если не досталось бесплатных лекарств?