Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Темы индивидуальных бесед с учащимися группы. Беседы с родителями несовершеннолетних темы

    Темы индивидуальных бесед с учащимися группы. Беседы с родителями несовершеннолетних темы

    Одной из наиболее сложных и в то же время противоречивых проблем современного общества является проблема правонарушений в подростковой среде. К сожалению, в юном возрасте не каждый человек способен осознать то, что совершаемые им проступки влекут за собой тяжелые и порой трудноисправимые последствия.

    Понятие правонарушений

    Что включает в себя данный термин? Под правонарушением понимают виновное поведение человека, которое причиняет вред другим, противоречит существующим в обществе законодательным нормам и способно повлечь за собой определенную юридическую ответственность.

    Существует определенная классификация подобных действий. Их подразделяют на две группы. К первой из них относятся проступки. Этот вид правонарушений может быть трудовым и дисциплинарным, гражданским и административным. Ко второй группе относят преступления. Это деяния, в результате которых происходит нарушение уголовного законодательства. В свою очередь, преступления различают по степени тяжести.

    В зависимости от того или иного вида совершенного правонарушения существует и определенная ответственность. Она может быть:

    Уголовной - за нарушения законов, что предусмотрено Уголовным кодексом;
    - административной, при нарушении норм, содержащихся КоАПе;
    - дисциплинарной, то есть влекущей за собой ответственность при нарушениях трудового законодательства;
    - гражданско-правовой, регулируемой имущественные отношения.

    Педагогическая задача

    Работа с обучающимися в школе - это процесс многоаспектный, весьма сложный и продолжительный по своему периоду. При этом педагогическому составу образовательных учреждений ставится довольно специфическая задача, а именно - профилактика правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних. Беседа в процессе таких мероприятий является наиболее действенным способом, позволяющим предотвратить возникновение ситуаций, когда человек совершает виновные деяния.
    Но помимо этого школа должна обеспечить все возможности для того, чтобы осуществлялось нормальное развитие детей. В задачу педагога входит выявление учащихся, которые склонны к нарушениям морально-правовых норм. При этом важно изучение индивидуальных особенностей таких детей, а также причин нравственного отклонения личности.

    Если подобные мероприятия будут проведены вовремя, то это позволит на основе правильно организованной воспитательной помощи предотвратить ситуации, приводящие к проступкам или правонарушениям.

    Проблемные дети

    Подростки, склонные к совершению противоправных проступков, как правило:

    1. Уклоняются от учебы по причинам неуспеваемости по большому количеству предметов, ориентируются на иные виды деятельности, отстают в интеллектуальном развитии, а также не имеют интересов к процессу познания.

    2. Проявляют низкую общественно-трудовую активность в форме отказа от поручений, пренебрежительного отношения к классным делам, демонстративного игнорирования выполнения трудовых дел. Кроме того, такие учащиеся пренебрежительно относятся к общественной собственности, занимаясь ее порчей.

    3. Отличаются такими негативными проявлениями, как употребление токсических, психотропных средств и спиртных напитков. Такие подростки, как правило, имеют тягу к азартным играм.

    4. Негативно оценивают окружающую действительность.

    5. Обладают повышенной критичностью по отношению к взрослым и педагогам в виде грубости, пропусков занятий, воровства и различных немотивированных поступков.

    6. Равнодушно или скептически относятся к воспитательным мероприятиям.

    Ранняя профилактика правонарушений представляет собой совокупность мер, целью которых является следующее:

    Оздоровление условий жизни детей;
    - установление и пресечение действия источников, оказывающих антиобщественное влияние;
    - проведение беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

    Организация воспитательного процесса классным руководителем

    На сегодняшний день данные статистики в сфере правонарушений являются малоутешительными. Из всех преступлений каждое одиннадцатое совершается подростками. И на это поведение влияет множество негативных как внешних, так и внутренних факторов.

    Именно поэтому беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних являются порой своевременной и квалифицированной помощью детям, а также их семьям, попавшим в кризисные социальные и другие ситуации.

    В начале учебного периода перед классным руководителем ставятся задачи по следующему:

    Созданию условий, способствующих социальной адаптации воспитанников;
    - оказанию помощи в решении стоящих перед подростком проблем;
    - формированию у детей позитивных ценностей в отношении к учебе, обществу, людям, труду, самому себе, а также к законам и нормам общества;
    - оказанию квалифицированной педагогической помощи семье учащегося в воспитании ребенка.

    Реализация всех этих задач возможна при помощи наблюдений и тестирований, анализа поведения и консультирования, анкетирования, диагностики и проведения групповой работы. Одной из форм такой деятельности являются и проводимые педагогом беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.

    Для нормального развития личности каждого ребенка и воспитания учащегося классному руководителю важно придерживаться:

    Гуманного стиля взаимоотношений между участниками процесса образования;
    - демократических принципов общения с воспитанниками;
    - разумного порядка и дисциплины;
    - принципа возможности для проявления инициативы детей, которая должна быть обязательно поддержана педагогом.

    Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних должны проводиться систематически. При этом их тематика согласовывается с заранее составленным планом мероприятий.

    Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в школе проводятся в рамках:

    Профилактической работы;
    - организации досуговой деятельности;
    - работы с родителями;
    - правового всеобуча;
    - организации каникул;
    - работы с трудными детьми.

    Классные руководители в начале учебного года создают паспортизацию семей. Воспитатель выявляет трудных детей и создает банк данных учеников, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, а также семей, в которых вывлено в социально-опасное состояние. Такая работа проводится для оказания им помощи.

    Устранение пробелов в знаниях детей

    Важнейшим элементом системы предупреждения асоциального поведения школьников является постоянный контроль над успеваемостью. Это весьма действенные шаги, по мере которых осуществляется профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с родителями учеников, имеющих пробелы в знаниях, позволяет своевременно ликвидировать данную проблему. Помимо такого информирования классный руководитель ведет индивидуальную работу со своими воспитанниками, привлекая при этом успевающих учеников и других педагогов. Кроме того, учителю важно посещать занятия своих детей по различным предметам. Это также будет профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа с воспитанниками в дальнейшем должна идти в рамках проведения анализа их поведения и работы на уроках.

    Борьба с пропусками

    Разнообразная тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся неуважительных причин отсутствия детей на занятиях, также является важным звеном воспитательной работы, проводимой классным руководителем. Педагог должен осуществлять ежедневный контроль посещаемости детьми уроков. При этом важно вести ежемесячный учет пропуска занятий учащимися, где указываются уважительные и неуважительные причины отсутствия. Дети должны быть информированы о том, что вопрос посещения ими уроков находится под строгим контролем классного руководителя. И скрыть от своего наставника истинные причины отсутствия не удастся. Такие действия педагога позволят поднять дисциплину в классе и явятся действенной профилактической мерой по исключепнию правонарушений в подростковой среде.

    Организация досуга

    Беседы, проводимые педагогом в рамках классных часов, должны касаться вопросов привлечения школьников к занятиям в спортивные секции. Особенно важна организация досуга детей, находящихся в группе риска.

    Вовлечение учащихся в работу различных объединений, а также кружков художественного творчества - это также профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе. Беседа на эти темы обязательно должна включаться в план по проведению классных часов. Ведь развитие творческой инициативы учеников, а также активное полезное проведение их досуга, без всякого сомнения, формирует законопослушное поведение ребенка.

    Пропаганда здорового образа жизни

    Темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних обязательно должны касаться вопросов необходимости постоянных занятий физической культурой. Это позволит не только организовать досуг, но и предупредить возникновение вредных привычек, пагубно влияющих не только на здоровье ребенка, но и на его общественное поведение.

    Какие рекомендованы темы бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, которые проводятся в рамках данного направления? Их достаточно много. Причем для осуществления мер по формированию у школьников здорового образа жизни педагог должен привлекать различных специалистов (медиков и психологов).

    Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (5 класс и 6-й) можно проводить по темам «О хорошем и плохом», а также «О вреде курения».

    Целью первой из них является формирование у учащихся целостной ориентации и способности к формированию нравственных суждений. Подобные беседы, касающиеся здорового поведения в жизни, могут быть проведены и с младшими школьниками.

    Беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (6 класс) чаще касаются темы «О вреде курения». Хотя начать рассматривать данный вопрос желательно уже с младшими школьниками и в дальнейшем повторять такие классные часы со старшими детьми.

    Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (8 класс) может звучать таким образом: «Совершаемые правонарушения, являющиеся результатом вредных привычек». Такие классные часы способствуют воспитанию у детей ответственности за собственное здоровье и формируют у них негативное отношение к табаку. Тематика, касающаяся вреда курения, расширяет знания учеников в этой области.

    Данная работа может проводиться с разделением школьников на микрогруппы и с использованием мультимедийного материала. Учитель должен объяснить детям, что у людей, имеющих зависимость от никотина, определенные области головного мозга находятся в угнетенном состоянии. В них замедляется выработка веществ, необходимых организму для нормального построения тканей. В результате многие органы страдают от нервной дистрофии, что вызывает предрасположенность человека ко многим заболеваниям.

    Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, предусматривает и беседы «О вреде алкоголя», «О пагубном влиянии наркотиков». Разговор должен касаться и других пагубных привычек.

    Тематика бесед по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, касающаяся ведения правильного образа жизни, должна внушить детям мысль о том, что человек, находящийся под воздействием алкогольного или наркотического опьянения, способен пойти на совершение самых жестоких преступлений. И это происходит из-за необходимости получения денег на очередную дозу или бутылку спиртного. При этом люди, зависящие от наркотиков или алкоголя, не могут контролировать собственные действия.

    Во время проведения бесед на эти темы педагог должен рассказать своим воспитанникам о том, что алкоголиками и наркоманами становятся не только «непутевые» или «плохие» люди. Порой это случается и с теми, кто воспитывался в благополучных семьях и не смог найти для себя занятия по интересам. Иногда ребенок пробует алкоголь, наркотики или сигареты для того, чтобы испытать новые ощущения и почувствовать себя взрослым и смелым. Однако такое неразумное поведение вредит здоровью, которое вернуть будет уже невозможно, и способствует совершению преступлений.

    Проводимые беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (11 класс) должны быть посвящены вопросам опасного секса. Ведь сохранение здоровья молодых людей - это стратегическая задача общества. По данным статистики, около 14 млн российских женщин в возрасте от 15 до 19 лет рожают детей. Еще большее число девушек решаются на аборты. Представители молодого поколения настолько часто болеют сифилисом, что медики говорят о ситуации, близкой к эпидемической. Именно на этот возраст приходится и большинство случаев инфицирования ВИЧ. Проводимые по данной теме классные часы должны рассматривать вопросы любви, ранних половых связей и целомудрия. Учитель при этом должен вести раздельные беседы с юношами и девушками. Цель такого классного часа состоит в формировании отрицательной нравственной оценки половой распущенности, которая является угрозой различного рода заболеваний и порой направляет человека на совершение противозаконных поступков.

    Правовое воспитание

    В планы работы учебных заведений включаются и темы бесед по профилактике различных правонарушений. В их проведении принимают участие не только классные руководители. К таким разговорам привлекают представителей пожарной охраны, правоохранительных органов, специалистов по делам семьи и молодежи, психологов и т.д. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (7 класс) может касаться вопросов преступления и ответственности за него. Разговоры с детьми в этом направлении ставят своей целью знакомство школьников с различными видами проступков и формирование у них верной гражданской позиции. Беседы на эту тему можно проводить уже с начальных классов.

    Действенной мерой профилактики правонарушений станут они и для старших учеников.
    Педагог должен постоянно проводить разъяснительную работу о видах существующей ответственности за нарушение законодательства, о противоправных действиях, характерных для подростков, о понятиях административного, уголовного и гражданско-правового наказания и т.д. Подобные занятия непременно разовьют активность детей по формированию правильных жизненных позиций.

    Примерная тематика таких классных часов:
    - «Наши интересы и улица».
    - «Обязанности и права школьника».
    - «Преступления и их последствия» и т.д.

    Периодически должны проводиться подобные беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних. 9 класс может прослушать тему «Преступление и подросток». Более углубленное изучение этого материала должно проходить в старших классах. Например, тема беседы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних (10 класс) - «Преступление и его виды».

    Работа с родителями

    В целях профилактики правонарушений должны проводить работу по выявлению учащихся, проживающих в семьях, положение которых считается социально-опасным. При обнаружении негативных фактов педагогу необходимо проинформировать школьный Совет профилактики.

    Периодически классные руководители знакомятся с условиями жизни своих учеников, проводят беседы с родителями на такие темы:

    - «Преодоление трудностей в обучении. Помощь родителей».
    - «Причины, по которым ребенок не желает учиться».
    - «Проблемы воспитания подростков» и т.д.

    Целью подобных мероприятий является повышение взаимодействия семьи и школы для проведения профилактики противоправных действий среди школьников.

    Тематика классных часов, бесед с учащимися, родителями по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних.


    Класс

    Профилактика правонарушений

    Профилактика безнадзорности

    1-2 класс

    - Беседа « Права и обязанности ребёнка в семье, в школе, в социуме»

    Классный час «Обязанности и режим дня школьника»

    - «Телефон Доверия»


    - Занятие «Учимся быть терпимыми»

    3 класс

    - Игра – тренинг «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    Занятие «Мои права»

    - «Телефон Доверия»


    - Мероприятие «Класс, родители и я - вместе дружная семья»

    4 класс

    - Информационный час «Знай и соблюдай закон»

    Занятие «Мои обязанности»

    - «Телефон Доверия»

    Разговор « За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Классный час «Мой дом - моя крепость»

    5 класс

    - Занятие «По ступеням во взрослую жизнь»

    Разговор «Уважай старших, защищай младших»

    Беседа « Проблемы агрессивных детей»

    - «Телефон Доверия»


    - Библиотечный час «Чтобы не случилось беды»

    6 класс

    - Беседа «Что такое закон?»

    Классный час «Ответственность несовершеннолетних перед законом»

    Занятие «Культура поведения и общения несовершеннолетних»

    - «Телефон Доверия»


    - Беседа «Конфликтные ситуации в семье»

    7 класс

    - Классный час «Совесть как гражданская ответственность»

    Занятие «Культура общения»

    Беседа «Подросток и конфликты»

    Разговор «За что ставят на внутришкольный учет?»


    - Беседа «Как жить в мире с родителями?»

    8 класс

    - Классный час «Понятие о правонарушениях, формы правовой ответственности»

    Викторина «Знай и соблюдай закон»

    - «Телефон Доверия»


    - Конкурс сочинений «Наша пристань – родительский дом»

    9 класс

    - Классный час «Я и закон»

    Беседа «Как не стать жертвой преступления?»

    - «Телефон Доверия»


    - Рассказы учащихся на тему: «Семья и семейные ценности»

    Родители

    (родительские собрания)


    - «Мой ребёнок становится трудным»

    - «Права, обязанности и ответственность родителей»

    - «Свободное время и развлечения учащихся»

    - «Семья и школа - партнёры в воспитании»

    - «Игромания – опасная болезнь»

    - «Телефон Доверия»


    - «Подростковый суицид»

    - «Гармония семейных отношений – залог счастливой семьи»

    - «Образ жизни родителей – пример для подражания детям»

    - «Законы родительской истины»

    - «Телефон Доверия»


    Педагоги

    (выступления на педагогических советах)


    - «Органы системы профилактики, их функции»

    - «Режим дня ученика»


    - «Причина детских суицидов»

    - «Формы наказаний детей без применения жестоких методов воспитания»


    Приложение 3.

    Анкета по профилактике ПАВ для учащихся


    1) Знают ли твои родители, что ты куришь?

    Да, знают - догадываются - не знают


    2) Сильно ли тебя тянет курить?

    Очень - почти не тянет - не совсем


    3) Что тебе дает курение?

    Ничего - затрудняюсь ответить - легче общаюсь с ребятами


    4) Кто дает тебе деньги на сигареты?

    Прошу в долг - сам зарабатываю


    5) Приходилось ли тебе совершать неблаговидные поступки в поисках сигарет?

    Случалось - да, и не редко - никогда


    6) Употребляешь ли ты спиртные напитки?

    Довольно часто - только по праздникам


    7) Кто тебе предложил попробовать?

    Сами по своему желанию - родственники - друзья по школе


    8) Что ты чувствуешь после принятия спиртного?

    Хочется спать - хочется веселиться - подташнивает - чувствую себя смелым


    9) Где чаще всего ты употребляешь спиртное?

    На улице -где угодно -на дискотеке


    Приложение 4.

    Анкета по профилактике суицидального поведения для учащихся

    Экспресс-диагностика суицидального риска

    Просим Вас ответить на поставленные ниже вопросы да или нет.
    ФИО ________________________________________________________________
    1. Как Вы считаете, может ли жизнь потерять ценность для человека в некоторых ситуациях?

    2. Жизнь иногда хуже смерти?

    3. В прошлом у меня попытка уйти из жизни.

    4. Меня многие любят, понимают и ценят.
    5. Можно оправдать безнадежно больных, выбравших добровольную смерть.

    6. Я не думаю, что смогу оказаться в безнадежном положении.

    7. Смысл жизни не всегда, бывает, ясен, его можно иногда потерять или найти.

    8. Как Вы считаете, оказавшись в ситуации, когда Вас предадут близкие и родные, Вы можете жить дальше?

    9. Я иногда думаю о своей добровольной смерти.

    10. В любой ситуации я буду бороться за свою жизнь, чего бы мне это не стоило.
    Всего баллов по ключ:
    Ключ: 1 балл присваивается за ответ «да» на вопросы 1;2;3;5;7;9 и ответы «нет» на вопросы 4;6;8;10. Уровень суицидального риска Кср = СР/10.

    Если коэффициент суицидального риска 0
    0,2
    0,4
    0,6
    0,8
    Приложение 5.

    Мероприятие для родителей подростков по профилактике зависимости от ПАВ.

    Цель: определить пути эффективного взаимодействия родителей с детьми для

    профилактики наркозависимого поведения.

    1. Акцентировать внимание родителей на создание и развитие благоприятных условий для роста и развития детей в семье.

    2. Провести диагностику с родителями определения подростковой наркомании.

    3. Дать родителям адреса помощи.

    Ход занятия.

    Вступительное слово ведущего:

    Здравствуйте уважаемые родители! Сегодняшнее наше занятие посвящено профилактике зависимости от ПАВ. Мы поговорим о роли семьи в профилактике наркозависимого поведения. Что вы, родители, сможете конкретно сделать для своего ребенка, чтобы у него не появилось желание употреблять ПАВ.

    Какие условия способствуют оптимальному росту и развитию детей

    Условия (факторы), способствующие развитию личности

    Как родители могут создать эти условия?

    Наработки групп вывешиваются на доску, зачитываются и обсуждаются.

    Родителям предлагается обыграть ролевую ситуацию.

    Ситуация: дочь приходит домой поздно. Мать узнает, что у нее ребенка

    появился подозрительный, по ее мнению, друг. Дочь проводит с ним много

    времени и замечена в пропусках школьных занятий.

    Каковы действия членов семьи (мамы, папы) при серьезном разговоре с дочерью? Дается возможность обыграть тактику построения разговора, поведения родителей

    Обсуждение:

    Все ли в этой семье созданы условия для благоприятного развития

    личности?

    Как бы вы поступили в сложившейся ситуации?

    Что понравилось в действиях, что бы вы сделали по-другому?

    Обратите внимание на необходимость сохранения доверительных

    отношений, контакта с ребенком, как важный фактор противодействия

    злоупотреблению ПАВ.

    2. Работа по заполнению анкеты «Анкета для определения подростковой

    наркомании». Каждый заполняет анкету индивидуально.

    После заполнения анкеты – знакомство с памяткой. Что вы можете сделать если

    появились подозрения, что ребенок употребляет наркотики (подозрительный запах,

    необычные предметы)

    3. Дать адреса помощи. Комитет Социальной Безопасности Вологодской Области.

    Адрес учреждения с почтовым индексом 160035 г. Вологда, ул. Зосимовская, д.65

    Руководитель - Коробкина Ирина Юрьевна. Телефон/факс 56-48-88, 56-30-33

    Спасибо за сотрудничество! До свидания!

    Приложение 6.

    Опрос родителей по профилактике ПАВ
    1. Общаясь с ребенком, касаетесь ли в разговоре темы курения, алкоголя, наркотиков?

    2. Как реагирует ваш ребенок на ваши вопросы?

    3. Доверяете ли вы вашему ребенку в вопросах, касающихся курения, алкоголя, наркотиков?

    4. Читаете ли вы литературу по этой проблеме?

    5. Если бы вам предложили послушать лекцию по данной проблеме, приняли бы вы это предложение?

    6. На какие вопросы по данной теме вы хотели бы получить ответ на родительском собрании?

    Приложение 7.

    Памятка для родителей по профилактике ПАВ

    Уважаемые папы и мамы!

    Для того чтобы избежать проблем, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков вашими детьми, помните:

    1. Вы должны быть своему ребенку самым близким человеком, независимо от тех трудных ситуаций, в которые он может попадать.

    2. Если ребенок выходит из-под вашего контроля, не замалчивайте проблему, идите к людям и специалистам, чтобы ее решить.

    3. Если ваш ребенок курит, пьет спиртные напитки, вы не застрахованы оттого, что он может начать принимать наркотики.

    4. Если вашему ребенку дома плохо, если он живет в мире ссор и скандалов, то он может оказаться в кампании, которая научит его, как уйти в мир счастья и покоя с помощью наркотиков.

    5. Наблюдайте за поведением и состоянием здоровья вашего ребенка.

    6. Если ваш ребенок испытывает необъяснимую тошноту, возбуждение, бред, галлюцинации, вам необходимо срочно обратиться к специалистам.

    7. Старайтесь не отмахиваться от вопросов собственного ребенка, будьте справедливы и честны в оценке его поступков и действий.

    8. Помните! Если ребенок курит, употребляет алкоголь, принимает наркотики, значит, в его воспитании вы допустили серьезные просчеты. Не усугубляйте их!

    Приложение 8.

    Занятие для 3 классов

    «Что такое хорошо, а что такое плохо?»

    Цель: формирование у учащихся ценностной ориентации, способность формулировать нравственные суждения.

    Задачи:


    1. Дать характеристику понятию «хорошо».

    2. Дать характеристику понятию «плохо».

    3. Выделить основные моменты хорошего и плохого поведения.

    4. Создать условия для закрепления полученной информации.
    План занятия:

    1. Приветствие. Освещение основных вопросов занятия.

    2. Основная часть.

    3. Упражнение «Что бы сделал Я?..»

    4. Рефлексия.
    Ход занятия:

    1. Приветствие. Разминка «Карлики – великаны».
    Инструкция «Я буду говорить и показывать вам действия, ваша задача внимательно смотреть и делать все наоборот, то есть, например, я сажусь, а вы… правильно, должны остаться стоять. Итак, смотрим…»

    1. Основная часть.
    1) С давних пор люди задумывались над вопросом: «Что такое хорошо и что такое плохо?» Не случайно из поколения в поколение передаётся народная мудрость через пословицы. Посмотрите внимательно на экран, тут написаны пословицы. Прочитайте их (можно предложить чтобы их прочитали учащиеся вслух).

    Ребята, как вы понимаете эти пословицы? (высказывания детей)

    Молодцы, ребята! Вижу, что вы понимаете, что такое быть добрым человеком.

    Послушайте вот такие высказывания ребят.

    1: Если с другом разделил
    Ты свои конфеты-
    Хорошо ты поступил,
    Каждый скажет это.

    2: Ты узнал чужой секрет
    И разнёс сейчас же,
    Это плохо, хуже нет,
    Это подло даже!

    3: Если подал ты при всех
    Девочке пальтишко,
    Ты – культурный человек,
    Мировой мальчишка!

    4: Если ты, как дикий зверь,
    Сразу лезешь драться,
    Недостоин ты, поверь,
    Человеком зваться!

    5: Если ты пригрел кота,
    Кормишь птичек в стужу,
    Это - просто красота,
    Только так и нужно!

    6: Ты подбил собаке глаз,
    Бросил кошку в лужу.
    Будь уверен, в сорок раз
    Ты собаки хуже.

    7: Уважай людей вокруг,
    Старших, младших тоже,
    И тогда тебя, мой друг,
    Назовут хорошим.

    А теперь скажите, все ли правильно? (дети отвечают). Правильно!

    2) А сейчас я зачитаю вам еще олно стихотворениеавтор которого Самуил Яковлевич Маршак и называется оно «Хорошие приятели», а вы, послушав его, скажете, какое качество- хорошее или плохое, показал автор в этом стихотворении.

    Мальчик Миша мается
    Миша заикается.
    Как другие- чисто, ясно, -
    Он не может говорить.
    И просить его напрасно
    То, что скажет, повторить.
    Нелегко ему даются
    Все слова на букву «ка»
    Но ребята не смеются-
    Дружба классная крепка!
    - Ты Мишутка, не теряйся!
    Ты с других пример бери!
    Просто с духом собирайся
    И смелее говори!
    Миша выговорил слово,
    А другого не видать…
    Но приятели готовы,
    Если нужно подождать!

    А теперь послушайте стихи Р. Гамзатова «Опасайтесь потерять друзей»

    Знай мой друг, вражде и дружбе цену,
    Ты судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши,
    Люди, я прошу вас, ради Бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много
    Опасайтесь потерять друзей!

    Что вы скажете по поводу этих строк, ведь нить дружбы легко порвать - соединить труднее.

    (высказывания детей)

    Молодцы. А сейчас мы с вами посмотрим один небольшой сюжет.

    Нередко подростки могут вести себя просто невыносимо. Чтобы наставить их на путь истинный, необходимо регулярно проводить профилактические беседы с подростками, которые позволят выявить причины непослушания и помогут решить многие проблемы. В этом возрасте в организме подростка происходят гормональные изменения, которые становятся причиной частой перемены настроения. Ребенку становится тяжело контролировать свои эмоции, он начинает иначе общаться со сверстниками и взрослыми. Нередко случается, что поведение меняется настолько, что родители просто не могут узнать своих детей - некогда скромные и послушные дети начинают хамить, отличники прогуливают. Взрослым остается только набраться терпения и тщательно изучить рекомендации психологов, которые подскажут, как вести себя в тяжелых ситуациях. Самое главное - не терять контакта с юным бунтарем и не пускать все на самотек. В этой статье мы рассмотрим основные трудности и темы бесед с подростками.

    Подросток не ночует дома

    Если ваш ребенок не ночует дома, и случается это далеко не в первый раз, следует, во-первых, разобраться, почему это происходит. Скорее всего, ваш ребенок старается отстоять свое право считаться взрослым и независимым, нарушает заведенные правила. Что делать в этом случае? Сложность беседы с подростками заключается в том, что родителям придется забыть про приказной тон и фразу: «Ты обязан…». Старайтесь давить на жалость, немного хитрить. Пожалуйтесь, что волнуетесь за ребенка и не можете уснуть. Подросток должен почувствовать себя взрослым, ответственным за свои поступки, а вы в этом случае выступаете в роли маленького ребенка, которого бросили. Во время такой беседы с подростками важно договориться, что вы станете иногда отпускать детей ночевать у друзей, но лишь в том случае, если они предупредят заранее.

    Систематически прогуливает школу

    Если ваш ребенок периодически прогуливает учебу, обещает исправиться, но не делает этого, сильно отстает по многим предметам, не понимает, что говорит ему учитель, и скучает на уроках, необходимо срочно принимать меры. Но не наказывать, а проводить беседы с подростками. Необходимо постараться выяснить причину прогулов. Возможно, подросток не находит общий язык с одноклассниками или не понимает материал. В этом случае вы сможете нанять хорошего репетитора или найти способ помочь ребенку разобраться с обидчиками.

    Требует деньги

    Бывают ситуации, когда подросток требует от родителей крупные суммы денег и сильно злится, если ему отказывают. В этом случае в ходе беседы с подростками необходимо объяснить цену денег, расписать семейный бюджет, предложить ребенку найти подработку. Работа для подростков на лето позволит научить детей ценить деньги и поможет им самостоятельно рассчитывать свой бюджет.

    Хамит взрослым

    Если ваши дети начинают хамить взрослым, ругаться, повышать голос на вас и на учителей, необходимо принимать меры и проводить серьезные беседы с подростками. Почему ребенок так ведет себя? Он не уверен в себе или пытается копировать поведение не слишком уравновешенных взрослых. В первую очередь обратите внимание на себя, прекратите кричать. В ответ на хамство не кричите, а показывайте, как сильно вам обидны его слова. При разговоре перед критикой нужно обязательно хвалить ребенка: «Я люблю тебя, однако за прогулы в школе мне придется тебя наказать». Близкое общение с подростком поможет решить многие проблемы и пережить переходный возраст без лишних скандалов.

    Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

    1-4 классы.

    1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

    2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

    3. Младший школьный возраст и его особенности.

    4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

    5. Как выявлять и развивать способности детей.

    6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

    7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

    8. Воспитание характера ребенка в семье.

    9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

    10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

    11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

    12. Новое в системе национального воспитания.

    13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

    14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

    15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

    5 – 6 классы.

    1. Новое в системе национального воспитания.

    2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

    4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

    5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

    6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

    7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

    8. Вред алкоголя и курения.

    7 – 9 классы.

    1. Пример родителей в воспитании детей.

    2. Особенности воспитания подростков в семье.

    3. Половое развитие и методы полового воспитания.

    4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

    5. Активные формы отдыха в вашей семье.

    6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

    7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

    8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

    9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

    10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

    11. Изучения корней семейного рода.

    12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

    10 – 11 классы.

    1. Основные направления воспитания в семье.

    2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

    Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей.

    Об ответственности родителей за воспитание детей.

    Трудовое воспитание детей в семье.

    Приучение детей к бережливости.

    Развитие у детей интереса к науке и технике.

    Как помогать детям в приготовлении домашних заданий.

    Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению.

    Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе.

    Воспитание прилежания у детей в семье.

    Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье.

    О мерах поощрения и наказания детей в семье.

    Воспитание вежливости и предупредительности у детей.

    Приучение детей к скромности.

    Воспитание уважения к старшим.

    Значение режима дня в воспитании детей в семье.

    Роль семьи в нравственном воспитании детей.

    Воспитание у детей честности и правдивости.

    Развитие у детей чувства коллективизма.

    Воспитание дружбы и товарищества у детей.

    Воспитание характера у детей.

    Воспитание навыков и привычек культурного поведения.

    О половом воспитании детей в семье.

    Здоровый быт — необходимое условие успешного воспитания детей в семье.

    Как руководить внеклассным чтением детей в семье.

    Закаливание организма ребенка.

    Роль семьи в развитии детского спорта.

    Эстетическое воспитание детей в семье.

    Как развивать у детей творческие дарования.
    Как развивать у детей интерес и любовь к труду.

    Организация рабочего уголка школьника в семье.

    Как помочь школьникам выбрать профессию.

    Состояние современного рынка труда и образовательных услуг.

    Правила и ошибки выбора профессии.

    Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации.

    Социальные и профессиональные ориентации молодежи.

    Положение молодежи на современном рынке труда.

    Востребованность профессий на рынке труда.

    Требования работодателя к молодым специалистам.

    Учебные заведения г. Кемерово и области.

    Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов.

    Объективные условия выбора профессии.

    Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении.

    Профилактика и разрешение конфликтов в семье.

    Трудный подросток. Кто он?

    Профилактика нарко- и алкогольной зависимости.

    Формирование мотивации достижения.

    Формирование мотивации обучения.

    Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста.

    Психосексуальное развитие подростков.

    Психологические особенности подростков.

    Психологические особенности детей разного возраста.

    Примерная тематика бесед с родителями

    Материал из ИОТ Вики — проекта сетевого социально-педагогического сообщества «СоцОбраз»

    Эти темы Вы можете использовать для проведения индивидуальных бесед, классных родительских собраний, а также вести электронные блоги по данным темам, обсуждать с родителями.

    1. Начало школьного обучения – важный этап в жизни ребенка.

    2. Воспитание уважения и любви к родителям, родной земле и истории своего народа (по национальному воспитанию).

    3. Младший школьный возраст и его особенности.

    4. Хочу и должен (по профилактике правонарушений).

    5. Как выявлять и развивать способности детей.

    6. Создание атмосферы эмоциональной защищенности, тепла и любви в семье.

    7. Игра и труд в жизни детей младшего школьного возраста.

    8. Воспитание характера ребенка в семье.

    9. Режим для младшего школьника как способ охраны здоровья.

    10. Закон, семья, ребенок (нравственное и правовое воспитание детей в семье).

    11. Отцы и дети (роль личного примера родителей в правовом воспитании младших школьников).

    12. Новое в системе национального воспитания.

    13. Использование различных видов искусств в эстетическом воспитании детей в школе.

    14. Семейные прогулки в природу, как важный фактор экологического и физического воспитания детей.

    15. Сохранение семейных традиций, семейных реликвий.

    1. Новое в системе национального воспитания.

    2. Роль семьи в формировании у подростков сознательной потребности в системе труда.

    4. Организация летнего труда и отдыха детей в семье.

    5. Воспитание здорового ребенка в семье. Сохранение генотипа.

    6. Возможности семьи в развитии познавательной самостоятельности учащихся.

    7. Использование семейных традиций и праздников в патриотическом воспитании.

    8. Вред алкоголя и курения.

    1. Пример родителей в воспитании детей.

    2. Особенности воспитания подростков в семье.

    3. Половое развитие и методы полового воспитания.

    4. Книга в семье. Формирование у детей читательских интересов.

    5. Активные формы отдыха в вашей семье.

    6. Методы профессиональной ориентации школьников в семье.

    7. Особенности юношеского возраста и учет их в семейном воспитании.

    8. Учебная деятельность старшего школьника и руководство ею в семье.

    9. Роль семьи в готовности подрастающего поколения к труду.

    10. Привитие любви к красоте родной природы, творения искусства, живописи, литературы и музыки в семье.

    11. Изучения корней семейного рода.

    12. Утверждение в семье принципов общечеловеческой морали.

    1. Основные направления воспитания в семье.

    2. Психолого-педагогическое самообразование родителей, как важный фактор повышения их педагогической компетенции.

    3. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни.

    Методическая разработка на тему:
    Примерные темы для индивидуальных профилактических бесед с учащимися, состоящими на различных видах учета

    Индивидуальная профилактическая работа с учетными детьми

    Предварительный просмотр:

    ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕСЕД С УЧАЩИМИСЯ,

    СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ

    Тема беседы, проблема, вопросы для обсуждения

    «Устав школы, правила поведения учащегося»

    «Твои успехи и неудачи»

    «Способы урегулирования конфликта»

    «Шутки или хулиганство»

    «Ответственность за проступки»

    «Правила поведения и ТБ на осенних каникулах»

    «ЗОЖ – что это такое?»

    «Что есть человек?»

    «Коллективная помощь и сочувствие»

    «Мы за здоровый образ жизни»

    «Культура поведения в общественных местах»

    «Правонарушение и юридическая ответственность»

    «За что ставят на учет в КДН?»

    «За что ставят на ВШУ?»

    «Паролимпийские виды спорта в нашей школе»

    «Административная и уголовная ответственность»

    «Права и обязанности несовершеннолетнего»

    «Ответственность за ложные сообщения о терроризме»

    «Искусство каждодневного общения»

    «Отношения с одноклассниками. Правила поведение в школе»»

    «Чистота разговорной речи. «Слова – сорняки»

    «Правила поведения на улице

    «Ответственность за порчу имущества школы»

    «Культура приветствий и обращений к окружающим»

    «Ответственность за нарушение правил ПДД»

    «Уверенность в себе»

    «Вербальные и невербальные формы поведения»

    «Формула выбора профессии»

    «Последствия самовольного ухода из школы»

    «Профессии доступные людям с инвалидностью»

    «Правила поведения и ТБ во время зимних каникул»

    «Правила поведения в общественных местах»

    «Самоконтроль и требовательность к себе»

    «Техника безопасности на зимних каникулах»

    «Мои успехи и неудачи»

    «Правила поведения пассажира в общественном транспорте»

    «Сила воли и характер»

    «Чувство собственного достоинства»

    «Как избежать травматизма зимой»

    «Моя Родина – Россия»

    «Как я провел зимние каникулы»

    «Закон Краснодарского края № 1539-КЗ»

    «Петарды и безопасность»

    «Умей сказать — НЕТ»

    «Безопасное движение во время гололеда»

    «Компьютер-друг или враг»

    «Место подростка в обществе»

    «Как справиться с плохим настроением, раздражением, обидой»

    Викторина: «Кто на свете всех умнее?»

    «Культура речи. Ненормативная лексика»

    «Выбирай здоровье: паролимпийские виды спорта в нашей школе»

    «Алкоголь и алкогольная зависимость»

    «Для чего нужна семья»

    «Как выбрать профессию»

    «Конфликты в нашей жизни и способы их преодоления»

    «Что такое вежливость»

    «Человек – творец своей судьбы»

    «Подросток и Закон»

    «Подросток и преступление»

    «Правонарушение, проступок, преступление»

    «Как не стать жертвой преступления»

    «Компьютер – друг или враг»

    «Профессии доступные людям – инвалидам»

    «Делу время, потехе час! »

    «О честности и умении держать слово»

    «Гимн, Герб, флаг России»

    «Жизнь дана для добрых дел»

    «Виды наказания несовершеннолетних»

    «Преступление и наказание»

    «Роль СМИ в жизни общества (право на получение информации)»

    «Конвенция о правах ребенка»

    «Энергетические напитки – новые наркотики»

    «Ласковые слова для мамы»

    «Деньги на карманные расходы»

    «Как преодолеть страх перед экзаменами»

    «Умей сказать – НЕТ! »

    «Всегда есть выбор»

    «Жизнь – главная ценность человека»

    «Виды летней занятости подростка. Формы летнего отдыха и оздоровления»

    «Я и моя уличная компания»

    «Обязанности подростка в семье»

    «Посильный труд – достоин уважения»

    «Планы на будущее»

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В данной статье описана организация индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учёта, представлен координационный план работы с воспитанниками, индивидуальная программа сопровожд.

    Положение о шефах — наставниках несовершеннолетних состоящих на различных видах учета,создается в школе для совершенствования профилактической работы с учащимися с.

    Предоставляю Вашему вниманию образец карточки «Индивидуальная профилактическая работа» с ребенком, состоящим на учете или неблагополучной семьей, который я использую в своей работе (в конце каждого по.

    Индивидуальная профилактическая работа с родителями учащихся, состоящих на учете.

    План индивидуальной профилактической работы с учащимс, поставшенным на внутришкольный учёт.

    На основе своего личного профессионального опыта представляю технологию организации индивидуальной профилактической работы с учащимися, состоящими на внутришкольном контроле.

    В материале описаны технологии психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, имеющими конфликт с законом. в период нахождения в детском оздоровительном лагере.

    Беседы с родителями несовершеннолетних темы

    опыт работы 21 год.

    Волгоград 2014 г.

    Актуальность выбранной темы:

    Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители — ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.

    В последние пять — десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.

    В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся. Постепенно сформировалась система работы по профилактике в целом и система работа с семьями, находящимися в социально – опасном положении. Мы имеем виду неблагополучие по отношению к ребенку. Говорить о ребенке, в неблагополучной семье значит говорить о том:

  • Как отражается семейное неблагополучие на ребенке.
  • Как ребенок может нарушать спокойствие семьи, вызывая у родителей раздражение, злость, нетерпение превращать семью в неблагополучную, а последнее в свою очередь может еще больше усугубить психическое состояние ребенка.
  • Что должны хотя бы в общих чертах предпринимать педагоги, чтобы помочь ребенку, ведь он-то не виноват, что живет в неблагополучных семейных условиях.
  • При создании программы работы с родителями мы руководствовались Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где определено понятие «Семья в социально опасном положении — это семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а так же семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними».

    Основополагающие государственные документы: Закон Российской Федерации «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования» восстанавливают статус воспитания как приоритетного направления деятельности в системе образования, подчёркивают исключительную роль семьи в решении задач воспитания, указывают на необходимость равноправного, творческого заинтересованного союза семьи и школы.

    С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа «Семья и школа» направлена на корректировку процесса воспитания детей в семьях СОП и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    Педагогическое взаимодействие школы и семьи состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, организации активной жизни человека, ведущего достойную жизнь.

    В результате проведенной работы школы совместно с другими субъектами профилактики, такими как КДН и ЗП, центр социально- психологической службы, ПДН ОП-2, ГБУ центр «Семья» в семьях изменилась ситуация в положительную сторону.

    Регулярный патронаж, педагогический контроль, и преемственность со стороны специалистов школы и других субъектов профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики социальной дезадаптации семьи.

    Так как школа № 95 - школа с кадетскими классами, то имеется ряд особенностей: 78% обучающихся начальных классов - мальчики, обучаются дети не только с микроучастка, но со всех районов города за исключением Красноармейского и Кировского районов. Учатся дети, проживающие в Городищенском районе, Красной слободе, г. Волжский. 30% семей - это семьи неполные, воспитываются одним из родителей, чаще всего- матерью, 25% -это семьи, родители в которых находятся в состоянии развода, малоимущих семей - 30%, матерей- одиночек - 10%, опекаемых -5 %, дети - инвалиды составляют 1%, дети из приемных семей -1%, дети, требующие дополнительного педагогического внимания - 9%. Часто прибывающие в школу учащиеся из других учебных заведений уже состоят на различных видах учета.

    Таким образом, возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

    Актуальность нашей программы состоит в том, что семья в современных условиях не может выйти из сложных жизненных ситуаций самостоятельно. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать школа. Профилактическая работа с семьей – важная составляющая деятельности в общеобразовательном учреждении.

    Р азвитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

  • Реализация комплексного подхода к реабилитационному процессу;
  • Координация усилий субъектов профилактики по решению проблем семьи и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • Распределение ответственности между участниками реализации комплексной программы социальной реабилитации;
  • Оценка эффективности реализации программ социальной реабилитации.
  • Принципы реализации Программы

    Принцип комплексности предполагает взаимодействие специалистов разного профиля в диагностике, коррекции и реабилитации дезадаптированных семей с детьми, предполагает реализацию системного подхода в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, и воздействие на них с учетом различных аспектов: экономических, социальных, медицинских, педагогических и психологических и т.д.

    Принцип законности предусматривает исполнение законов и соответствующих им иных нормативно-правовых актов в работе с неблагополучными семьями.

    Принцип конфиденциальности предполагает недопустимость разглашения персональных данных, а также иных сведений, охраняемых законом, о семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации, без их согласия.

  • Ориентация на развитие позитивного потенциала семьи.
    • актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации;
    • активная поддержка родителей (наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье);
    • опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.
    • опора на позитив в работе с семьей, отношение к неблагополучной семье, как к равноценному, равноправному партнеру.
    • Отличительной чертой программы «Семья и школа» является следующее:

    • Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые классными руководителями школы.
    • Программа ориентирована на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов
    • Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, как с равноправными и равноценными партнерами.
    • Данная программа может быть углубленна, расширена, усовершенствованна внедрением новых форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрением новых технологий работы с семьей.

      Программа рассчитана на 4 года при пятиразовых встречах в году с родителями обучающихся 1-4 классов. При необходимости с родителями проводятся встречи в индивидуальном порядке.

    • Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;
    • Улучшение микроклимата в семье;
    • Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
    • Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем, психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;
    • Повышение уровня психолого – педагогической культуры родителей;
    • Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
    • Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.
    • Кратко о внедрении разработки:

      С 2011 года на базе МОУ СОШ № 95 Краснооктябрьского района города Волгограда на базе начальной школы реализуется программа родительских встреч с неблагополучными семьями и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации «Семья и школа». Программа утверждена на заседании Методического совета МОУ СОШ№95 Протокол № 1 от 30.08.2013,введена в действиеприказом директора МОУ СОШ№95.

      Методы и приемы работы:

      Формы работы с семьями:

      Коллективные: (родительские тематические собрания, психодиагностика (мониторинг), совместная с детьми деятельность: походы, экскурсии, праздники, дни открытых дверей, собрания родительского комитета, семинар – практикум, лекции, доклады, дискуссии, беседы; коллективные творческие дела (конкурсы, праздники, круглый стол), родительские конференции, оформление уголка с рекомендациями для родителей).

      — общие (классные или по параллелям) проводятся 5 раз в год – в сентябре и по окончании четверти;

      Дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);

      Индивидуальные: ( переписка, консультационные беседы, режим открытых дверей, предоставление возможности родителям наблюдение школьных занятий ребенка).

      Нетрадиционные формы работы с родителями.

    • Родительские чтения.
    • Родительские вечера.
    • Деловая игра
    • «Круглый стол»
    • Но основной формой работы с родителями остаются родительские собрания.

      Виды родительских собраний: тематическое, организационное, итоговое.

      Формы родительских собраний: лекция, беседа, практикум, клубные, творческие встречи, педагогическая мастерская, круглый стол, практикум, диспут.

      Этапы работы с семьей, находящейся на сопровождении

      Этапы

      Мероприятия

    • Сбор информации о семье и ребенке
    • Сообщение о семье на Совете профилактики
    • Принятие решения о сопровождении семьи
    • Выделение ключевых проблем
    • Определение внутреннего потенциала семьи для достижения положительных изменений
    • Разработка индивидуального плана сопровождения семьи
    • Установление контакта со всеми членами семьи
    • Установление доверительных отношений со всеми членами семьи
    • Обсуждение с членами семьи индивидуального плана сопровождения семьи, внесение корректив
    • Реализация индивидуального плана сопровождения семьи
    • Координация действий различных специалистов по оказанию помощи семье
    • Посредническая деятельность педагога между семьей и специалистами других субъектов профилактики
    • Мотивация членов семьи на получение специализированной помощи
    1. Анализ изменений в семейной системе, совместно с семьей подводятся итоги коррекционной деятельности и ставятся задачи дальнейшего развития для членов семьи
    2. Семья и классный руководитель получают заключительные рекомендации специалистов
    3. Совет профилактики принимает решение о прекращении сопровождения семьи, когда в семье произошли позитивные изменения, негативное поведение ребенка не наблюдается
    4. Поддержка и контроль семьи в течение года, педагог встречается с членами семьи по их просьбе, поддерживая положительные изменения в семейной жизни
    5. Мультимедийный проектор, музыкальный центр, диски классической музыки, связь с интернет-ресурсами.

      Поведенческие реакции ребенка, которые могут служить признаками неблагополучия в семье:

      1. Внешняя неопрятность;
      2. Снижение успеваемости;
      3. Не выполнение всеобуча;
      4. Потеря интереса к прежним увлечениям;
      5. Резкое изменение круга общения;
      6. Появление скрытности в поведении;
      7. Потеря аппетита, снижение веса, сонливость;
      8. Раздражительность, агрессивность, вспыльчивость или наоборот пассивность, апатия;
      9. Следы от побоев.
      10. Родительское собрание должно просвещать родителей, не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе и поведении.
      11. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
      12. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер.
      13. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личности учеников.
      14. Родительские собрания особенно продуктивны в интерактивной форме.

        Предлагаем один из вариантов плана родительской встречи (собрания).

        План собрания

      15. Доклад (небольшое выступление об основных проблемах, взглядах на данный вопрос).
      16. Постановка проблемы.
      17. Работа в группах (решение и поиск решения проблемы.).
      18. Выступления от групп.
      19. Обобщение сказанного. Решение.
      20. Раздача рекомендаций, памяток по данной теме.
      21. Возможно внесение других этапов, например, разыгрывание и последующий анализ педагогических ситуаций.
      22. Вывод: Данная форма родительских собраний имеет следующие преимущества:

      23. Участие в работе всех родителей.
      24. Осуществляется обмен опытом, знаниями внутри группы и между группами.
      25. Происходит освоение конкретных методов и приемов воспитания на практике.
      26. Каждый родитель получает методические рекомендации, помощь.
      27. Учитываются индивидуальные особенности родителей, осуществляется дифференцированный подход
      28. При работе с родителями из неблагополучных семьей классному руководителю необходимо:

      29. Выявление неблагополучных семей как средство профилактики социального сиротства (знание условий проживания ребёнка, наличие акта материального обследования).
      30. Повышение педагогической культуры всех категорий родителей:
      31. Организация педагогического просвещения. Убеждение родителей в том, что семейное воспитание – это не морали, нотации или физические наказания, а весь образ жизни родителей (в первую очередь здоровый), образ мыслей, поступков самих родителей, постоянное общение с детьми с позиции гуманности.
      32. Привлечение родителей в качестве активных воспитателей (семейные праздники в школе, внеурочная внешкольная деятельность, участие в управлении школой).
      33. Во избежание насилия, жестокости, агрессивного поведения по отношению к своим детям формировать правовую культуру родителей.
      34. Проведение контрольно-коррекционной работы с родителями (анкетирование, тестирование, анализ уровня воспитанности, обученности детей, индивидуальные беседы и т.д.).
      35. Учитывать особенности воспитания в каждой отдельной семье, опираясь на положительный опыт повышать приоритет семьи и семейных традиций у всех субъектов образовательной деятельности: детей, родителей, педагогов.
      36. Устранить чувство вины родителей за свою несостоятельность (отдельный план работы с проблемными группами родителей).
      37. Памятка для классных руководителей при взаимодействии с неблагополучными семьями.

      38. Никогда не предпринимайте воспитательных действий в плохом настроении.
      39. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это, прежде всего их цели.
      40. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения ведущие к цели.
      41. Классный руководитель обязан поощрять успехи проблемного ребенка, замечать даже самые незначительные успехи.
      42. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
      43. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, несмотря на оплошности родителей.
      44. Программа родительских встреч «Семья и школа»

        Тема собрания, вопросы для обсуждения

        1 класс

        «Семья и школа –вместе мы сможем многое»

        Психолог. Заместитель директора по ВР.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?».

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут).

        Круглый стол «Крик детской души: Родители разводятся. ».

        Психолог. Зам. по ВР.

        «Безопасность ребенка на каждый день»

        Поймите себя и своего ребёнка»

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?»

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына»

        «Нет милее дружка, чем родная матушка»

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра.

        Психолог. Зам. по ВР

        Диспут

        «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол.

        Тематическая встреча «Папа, мама, я — здоровая семья»

        Диспут: «Алкоголь в семье».

        Эмоциональное благополучие детей в семье.

        4 класс

        «Человеком быть совсем непросто,

        или как воспитывать в детях

        нравственные качества на собственном примере».

        Заместитель директора по ВР.

        Кнут или пряник? (о поощрениях и наказаниях и их влиянии на детей).

        Учёт физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании.

        «Агрессия детей: ее причины и предупреждение».

        Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях.

        Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии

        работоспособности и личностных качеств.

        «Семья и школа – вместе мы сможем многое» (собрание – игра). Определить совместно с родителями основные принципы построения взаимодействия с первоклассниками, сплочение усилий семьи и школы в воспитании и развитии детей, определение уровня контактности родителей с детьми, общение в семье.

        «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Родительский всеобуч. Как сделать школу вторым домом. Трудности адаптации первоклассников в школе.

        Круглый стол с элементами игры; практикум «Семейные традиции…Важно ли это?». Создать предпосылки для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей. «Обмен» семейными традициями с последующим применением последних во всестороннем развитии и воспитании детей; показать важную роль ценностей в каждой семье; создать ситуацию успеха каждой семье; сплочение родителей и детей.

        Что значит: любить своего ребёнка (диспут). Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку, рассмотреть положительные и отрицательные стороны воспитательного воздействия родителей на ребенка, вывести формулу успешности выполнения роли родителей, убедить родителей в необходимости щедрых проявлений своей безусловной родительской любви.

        Круглый стол с родителями «Крик детской души: Родители разводятся. » Развод родителей — серьезная стрессовая ситуация для любого ребенка, этапы и периоды развода, переживания взрослых, переживания детей, как вести себя:если вы не живете с ребенком, если вы вступили в новый брак, новому партнеру разведенного родителя стоит придерживаться определенной линии поведения.

        «Безопасность ребенка на каждый день» Учимся жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей в летний период. Правила поведения в общественных местах (о терпении и терпимости, сдержанности, самоуважении и вежливости в мире взрослых и детей). Итоги первого года общения. Организация летнего отдыха детей.

        2 класс

        «Проблемы воспитания. Поймите себя и своего ребёнка» Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей;планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

        Диспут «Почему мой ребенок становится трудным?» Трудный ребенок-это ребенок, которому трудно, трудный ребенок глазами взрослых,почему ребенок становится трудным, причины детской неуправляемости, за что мстит ребенок.

        Первые школьные оценки. Рекомендации для родителей. Нормы оценок результатов обучения и развития учащихся, причины затруднений в учебном процессе младших школьников; пополнение знаний родителей по конкретному воспитанию ребенка в семье и школе.

        Конференция отцов «Роль отца в воспитании сына» Актуализировать проблему воспитания сына в семье. Дать возможность осознать отцам, что отцовское счастье – высшая ценность; наметить пути, средства и приемы воспитания мальчиков в семье; привлечь отцов к коллективному обсуждению трудных педагогических ситуаций; дать рекомендации отцам, как строить отношения с детьми на основе взаимопонимания; направить усилия отцов на совместную деятельность в жизни классного коллектива.

        «Нет милее дружка, чем родная матушка» (собрание-праздник). Роль матери в воспитании ребенка. Познакомить с условиями успешного семейного воспитания; дать возможность осознать мамам, что материнское счастье – высшая ценность; привлечь мам к коллективному обыгрыванию ситуаций; материнская любовь к ребенку не за что-то, а просто за то, что ребенок есть.

        Свободное время и семейный досуг. Организационно — деятельностная игра. Актуализировать проблему досуга детей предстоящий летний период; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

        3 класс

        «Роль семьи и роль школы в воспитании ребенка». Диспут. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Притча «Ладная семья»(Приложение 13).

        Донести до родителей необходимость в:

    • — создании у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся;
    • — отношении к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно;
    • — постоянном психологическом контакте с ребенком;
    • — заинтересованности во всем, что происходит в жизни ребенка.

    «Воспитание ненасилием в семье». Круглый стол. Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:

  • — Со стороны мужа по отношению к жене;
  • — Со стороны жены по отношению к мужу;
  • — Со стороны родителей по отношению к детям;
  • — Со стороны старших детей по отношению к младшим.
  • Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность». Вопросы для обсуждения за круглым столом. (Приложение 14). Рекомендации для родителей. (Приложение 15) Просмотр и обсуждение социального ролика «Не разрушайте мечты детей» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Тематическая встреча «Папа, мама, я – здоровая семья». Донести до родителей важность понимания: здоровый образ жизни важен для школьников. Выделить основные компоненты здорового образа жизни школьника: разработка и соблюдение режима дня; правильное питание; физическая нагрузка; организация рабочего места; соблюдение личной и общественной гигиены;Тест для родителей «Можно ли ваш образ жизни назвать здоровым». (Приложение 16).

    Диспут: «Алкоголь в семье». Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина.Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями?Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей.Типы поведения, свойственные детям алкоголиков. (Приложение 18).

    Семинар – практикум «Трудный диалог с учебой, или как помочь своему ребенку учиться». Расширить объем знаний родителей о формах и методах решения возникших проблем с детьми. Выработать совместную программу действий по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Выявить проблемы взаимодействия с ребенком по преодолению учебных затруднений. Дискуссия по вопросу «Почему мы хотим, чтобы наш ребенок учился хорошо?» Обмен мнениями по вопросу «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Организация домашнего труда школьника. Атмосфера домашнего задания. Приучение детей к самостоятельности.(Приложение 19).

    Эмоциональное благополучие детей в семье . Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении.Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.(Приложение 17).Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    «Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном примере». Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье. Просмотр и обсуждение социального ролика «Притча о добре и зле» на youtube.com›watch?v=b_gUXaZfVZw

    Кнут или пряник? (О поощрениях и наказаниях. Их влияние на детей). Расширение представлений родителей о влиянии поощрений и наказаний и о разнообразии способов воздействия для коррекции поведения. Рассмотреть причины непослушания. Поощрения эффективны если…Способы заставить ребенка изменить свое поведение в нужную сторону. Наказания эффективны, когда… Просмотр социального ролика «Не разрушайте детские мечты» youtube. com watch? v= b_ gUXaZfVZw

    Учет физиологических и психологических особенностей детей данного возраста в их воспитании. Рассмотрение особенностей физического и психологического развития младшего возраста и их влияние на процесс обучения и воспитания. Происхождение больших изменений в жизни ребенка вследствие физиологических трансформаций. Изменение эмоциональной сферы ребенка. Оказать родителям помощь в преодолении затруднений в общении с детьми – подростками.

    «Агрессия детей: ее причины и предупреждение». Формировать знания родителей о проблеме агрессивности подростков, умений и навыков как помочь справиться с агрессивным состоянием, научить бороться со своим гневом. Определить причины появления агрессии и дать рекомендации. Портрет агрессивного ребенка. (Приложение 20)

    Причины детского суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях. Совместно с родителями выявить возможные причины. Признаки и характер детского и подросткового суицида. Предоставить возможность задуматься и оценить взаимоотношения со своим ребенком. Психологический смысл суицида. Признаки суицидального поведения. Советы родителям. (Приложение 21).

    Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии работоспособности и личностных качеств. Определение цели и задач трудового воспитания в семье. Трудовые поручения у ребенка в семье.Труд и его значение в жизни ребенка. Значение примера семьи и школы в воспитании трудовых навыков ребенка. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье и школе. Итоги года.Организация летнего отдыха детей.

    Критерии оценки достижения планируемых результатов:

    Оценка эффективности программы «Семья и школа».

    Основой для создания программы послужила многолетняя работа педагогического коллектива с неблагополучными семьями. Данная программа является начальным этапом профилактической работы с родителями, находящимися в СОП и трудной жизненной ситуации.

    Помимо теоретических занятий, программой предусмотрены практические разработки родительских встреч.

    Критерии оценки эффективности работы с родителями

    Степень достижения положительных результатов программы фиксируются следующими параметрами:

  • Повышение эрудиции родителей в сфере семейного воспитания, их готовности к сотрудничеству с педагогами.
  • Формирование атмосферы творческого сотрудничества в родительских коллективах.
  • Удовлетворённость родителей качеством и количеством форм взаимодействия со школой.
  • Рост родительской компетентности, обогащение родительской копилки формами взаимодействия с ребёнком, повышение глубины и интенсивности общения с ребёнком.
  • Коррекция семейных отношений, создание положительных условий для воспитания ребёнка в подавляющем большинстве семей.
  • Реализация программы «Семья и школа» на базе начальной школы принесла положительный результат. В 2011-2012 учебном году в начальной школе выявлены и поставлены на внутришкольный учет 3 семьи, в 2012-2013 учебном году — 2 семьи. Сняты с внутришкольного учета 4 семьи, ни одна семья не передана в КДН и ЗП, так как справились силами внутришкольной профилактики.

    Классные родительские собрания проводились 5 раз в год, тематика их связана с проблемами воспитания в семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации. Посещаемость родительских собраний следующая.