Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Сложение положительных и отрицательных чисел примеры. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    Сложение положительных и отрицательных чисел примеры. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел

    Абсолютной величиной (или абсолютным значением) отрицательного числаназывается положительное число, получаемое от перемены его знака (-) на обратный (+). Абсолютная величина -5 есть +5, т. е. 5. Абсолютной величиной положительного числа (а также числа 0) называется само это число.

    Знак абсолютной величины - две прямые черты, в которые заключается число, абсолютная величина которого берется. Например,

    |-5| = 5,
    |+5| = 5,
    | 0 | = 0.

    Сложение чисел с одинаковым знаком.а) При сложении двух чисел с одинаковым знаком складываются их абсолютные величины и перед суммой ставится общий их знак.

    Примеры.
    (+8) + (+11) = 19;
    (-7) + (-3) = -10.

    б) При сложении двух чисел с разными знаками из абсолютной величины одного из них вычитается абсолютная величина другого (меньшая из большей) а ставится знак того числа, у которого абсолютная величина больше.

    Примеры.
    (-3) + (+12) = 9;
    (-3) + (+1) = -2.

    Вычитание чисел с разными знаками.Вычитание одного числа из другого можно заменить сложением; при этом уменьшаемое берется со своим знаком, а вычитаемое с обратным.

    Примеры.
    (+7) - (+4) = (+7) + (-4) = 3;
    (+7) - (-4) = (+7) + (+4) = 11;
    (-7) - (-4) = (-7) + (+4) = -3;
    (-4) - (-4) = (-4) + (+4) = 0;

    Замечание. При выполнении сложения и вычитания, особенно когда имеем дело с несколькими числами, лучше всего поступать так:
    1) освободить все числа от скобок, при этом перед числом поставить знак «+ », если прежний знак перед скобкой был одинаков со знаком в скобке, и « -», если он был противоположен знаку в скобке;
    2) сложить абсолютные величины всех чисел, имеющих теперь слева знак +;
    3) сложить абсолютные величины всех чисел, имеющих теперь слева знак -;
    4) из большей суммы вычесть меньшую и поставить знак, соответствующий большей сумме.

    Пример.
    (-30) - (-17) + (-6) - (+12) + (+2);
    (-30) - (-17) + (-6) - (+12) + (+2) = -30 + 17 - 6 - 12 + 2;
    17 + 2 = 19;
    30 + 6 + 12 = 48;
    48 - 19 = 29.

    Результат есть отрицательное число -29, так как большая сумма (48) получилась от сложения абсолютных величин тех чисел, перед которыми стоили минусы в выражении -30 + 17 – 6 -12 + 2. На это последнее выражение можно смотреть и как на сумму чисел -30, +17, -6, -12, +2, и как на результат последовательного прибавления к числу -30 числа 17, затем вычитания числа 6, затем вычитания 12и, наконец, прибавления 2. Вообще на выражение а - b + с - d и т. д. можно смотреть и как на сумму чисел (+а), (-b), (+с), (-d), и как на результат таких последовательных действий: вычитания из (+а) числа (+b) , прибавления (+c), вычитании (+d) и т. д.

    Умножение чисел с разными знакамиПри умножении двух чисел умножаются их абсолютные величины и перед произведением ставится знак плюс, если знаки сомножителей одинаковы, и минус, если они разные.

    Схема (правило знаков при умножении):

    +*+=+ +*-=- -*+=- -*-=+
    Примеры.
    (+ 2,4) * (-5) = -12;
    (-2,4) * (-5) = 12;
    (-8,2) * (+2) = -16,4.

    При перемножении нескольких сомножителей знак произведения положителен, если число отрицательных сомножителей четно, и отрицателен, если число отрицательных сомножителей нечетно.

    Примеры.
    (+1/3) * (+2) * (-6) * (-7) * (-1/2) = 7 (три отрицательных сомножителя);
    (-1/3) * (+2) * (-3) * (+7) * (+1/2) = 7 (два отрицательных сомножителя).

    Деление чисел с разными знакамиПри делении одного числа на другое делят абсолютную величину первого на абсолютную величину второго и перед частным ставится знак плюс, если знаки делимого и делителя одинаковы, и минус, если они разные (схема та же, что для умножения).

    Примеры.
    (-6) : (+3) = -2;
    (+8) : (-2) = -4;
    (-12) : (-12) = + 1

    ВЫЧИТАНИЕ

    Математика, 6 класс

    (Н.Я.Виленкин)

    учитель математики МОУ «Упшинская основная

    общеобразовательная школа» Оршанского района Республики Марий Эл


    Смысл вычитания

    Задача. Пешеход за 2 часа прошел 9 км. Сколько километров он прошел за первый час, если его путь за второй час равен 4 км?

    В этой задаче число 9 - сумма двух слагаемых, одно из которых равно 4 , а другое неизвестно.

    Действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.


    Смысл вычитания

    Так как 5 + 4 = 9,

    то искомое слагаемое равно 5.

    Пишут 9 – 4 = 5

    9 – 4 = 5

    разность

    вычитаемое

    уменьшаемое


    Смысл вычитания

    5 + 14 = 9

    9 – 14 = ?

    ? + 14 = 9

    9 – 14 = –5

    9 – 14 = ?

    23 + 14 = –9

    ? + 14 = –9

    9 – 14 = 23


    Смысл вычитания

    Вычитание отрицательных чисел имеет тот же смысл: действие, с помощью которого по сумме и одному из слагаемых находят другое слагаемое, называют вычитанием.

    9 – (–14) = ?

    23 + (–14) = 9

    ? + (–14) = 9

    9 – (–14) = 23

    Подберите неизвестное слагаемое

    9 – (–14) = ?

    5 + (–14) = –9

    ? + (–14) = –9

    9 – (–14) = 5


    9 (–14) = 23

    9 14 = –5

    9 + (–14) = –5

    9 + 14 = 23

    9 (–14) = 5

    9 14 = 23

    9 + (–14) = 23

    9 + 14 = 5

    Подумайте, как вычитание заменить сложением.

    ПРАВИЛО. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.


    ВЫЧИТАНИЕ

    а b = a + ( –b )

    15 18 = 15 + ( –18 ) =

    15 ( –18 ) = 15 + 18 =


    ВЫЧИТАНИЕ

    Замените вычитание сложением и найдите значение выражения:

    12 20 =

    3,4 10 =

    10 ( –13 ) =

    1,2 ( –1,3 ) =

    17 ( –13 ) =

    2,3 ( –3,5 ) =

    21 13 =

    5,1 4,9 =


    ВЫЧИТАНИЕ

    5 10 = 5 + ( 10 )

    ПРАВИЛО. Любое выражение, содержащее лишь знаки сложения и вычитания, можно рассматривать как сумму

    Назовите каждое слагаемое в сумме:

    5 – 10 + 7 –15 –23 =

    n + y – 9 + b – c – 1 =


    ВЫЧИСЛИТЕ:

    10 + 7 – 15 =

    12 – 17 – 11 =

    12 + 23 – 41 =

    2 – 33 + 20 =

    24 – 75 + 20 =


    6 – 2 –5 ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого. " width="640"

    8 6 =

    2

    уменьшаемое

    вычитаемое

    разность

    2 ( –5 ) =

    3

    уменьшаемое

    разность

    вычитаемое

    Когда разность двух чисел положительна?

    8 6

    2 –5

    ПРАВИЛО. Разность двух чисел положительна, если уменьшаемое больше вычитаемого .


    10 15 =

    5

    уменьшаемое

    вычитаемое

    разность

    8 ( –6 ) =

    2

    уменьшаемое

    разность

    вычитаемое

    Сравните уменьшаемое и вычитаемое в примерах.

    Когда разность двух чисел отрицательна?

    10 15

    8 –6

    ПРАВИЛО. Разность двух чисел отрицательна, если уменьшаемое меньше вычитаемого .


    Подумайте, когда разность двух чисел равна 0. Приведите примеры.

    0

    уменьшаемое

    разность

    вычитаемое

    Определите знак разности, не производя вычислений:

    12 ( –13 ) =

    3,4 10 =

    15 ( –11 ) =

    2,3 ( –3,5 ) =

    5,1 4,9 =

    31 23 =


    Нахождение длины отрезка

    х

    А (–3)

    3 + х = 4

    х = 4 – (–3) = 7

    В (4)

    АВ - ?

    АВ = 7 ед.

    ПРАВИЛО.


    Нахождение длины отрезка

    А (–1)

    АВ = –1 – (–5) = 4 ед.

    В (–5)

    АВ - ?

    АВ = 4 ед.

    ПРАВИЛО. Чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо из координаты его правого конца вычесть координату левого конца.


    Вопросы для закрепления:

    • Что означает вычитание отрицательных чисел?
    • Как вычитание заменить сложением?
    • Когда разность двух чисел положительна?
    • Когда разность двух чисел отрицательна?
    • Когда разность двух чисел равна нулю?
    • Как найти длину отрезка на координатной прямой?

    учитель начальных классов МАОУ лицей №21 , г. Иваново


    НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Индийские математики пред-ставляли себе положительные числа как «имущества» , а отрицательные числа как «долги»

    Правила сложения и вычитания, излагаемые Брахмагуптой:

    • «Сумма двух имуществ есть имущество».
    • «Сумма двух долгов есть долг»
    • «Сумма имущества и долга равна их разности»

    Брахмагупта, индийский математик и астроном.

    Урок и презентация на тему: "Примеры сложения и вычитания отрицательных чисел"

    Дополнительные материалы
    Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

    Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 6 класса
    Электронная рабочая тетрадь по математике для 6 класса
    Интерактивный тренажер к учебнику Виленкина Н.Я.

    Ребята, давайте повторим пройденный материал.

    Сложение - это математическая операция, после выполнения которой, мы получим сумму исходных чисел (первого слагаемого и второго слагаемого).

    Модуль числа - это расстояние на координатной прямой от начала координат до какой-либо точки.
    У модуля числа есть определенные свойства:
    1. Модуль числа нуль равен нулю.
    2. Модуль положительного числа, например, пяти есть само число пять.
    3. Модуль отрицательного числа, например, минус семь есть положительное число семь.

    Сложение двух отрицательных чисел

    При сложении двух отрицательных чисел, можно использовать понятие модуля. Тогда можно отбросить знаки чисел и сложить их модули, а сумме присвоить отрицательный знак, поскольку изначально оба числа были отрицательными.

    Например, необходимо сложить числа: - 5 + (-23)=?
    Отбрасываем знаки и сложим модули чисел. Получим: 5 + 23 = 28.
    Теперь присвоим полученной сумме знак минус.
    Ответ: -28.

    Ещё примеры сложения.

    39 + (-45) = - 84
    -193 + (-205) = -398

    При сложении дробных чисел, можно использовать этот же метод.

    Пример: -0,12 + (-3,4) = -3,52

    Сложение положительного и отрицательного чисел

    Сложение чисел с разными знаками немного отличается от сложения чисел с одинаковыми знаками.

    Рассмотрим пример: 14 + (-29) =?
    Решение.
    1. Отбрасываем знаки, получаем числа 14 и 29.
    2. Из большего по модуля числа вычитаем меньшее: 29 - 14.
    3. Перед разностью ставим знак числа, у которого больше модуль. В нашем примере - это число -29.

    14 + (-29) = -15

    Ответ: -15.

    Сложение чисел с помощью числовой прямой

    Если при сложении отрицательных чисел у вас возникают трудности, то можно использовать метод числовой прямой. Он нагляден и удобен для маленьких чисел.
    Например, сложим два числа: -6 и +8. Отметим на числовой прямой точку -6.

    Затем переместим точку, обозначающую число -6, на восемь позиций вправо, т.к. второе слагаемое равно +8 и попадем в точку, обозначающую число +2.

    Ответ: +2.

    Пример 2.
    Сложим два отрицательных числа: -2 и (-4).
    Отметим на числовой прямой точку -2.

    Затем переместим её на четыре позиции влево, т.к. второе слагаемое равно -4 и попадем в точку -6.

    Ответ -6.

    Этот метод удобен, но он громоздкий, ведь нужно рисовать числовую прямую.

    В пятом веке до нашей эры древнегреческий философ Зенон Элейский сформулировал свои знаменитые апории, самой известной из которых является апория "Ахиллес и черепаха". Вот как она звучит:

    Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

    Это рассуждение стало логическим шоком для всех последующих поколений. Аристотель, Диоген, Кант, Гегель, Гильберт... Все они так или иначе рассматривали апории Зенона. Шок оказался настолько сильным, что "... дискуссии продолжаются и в настоящее время, прийти к общему мнению о сущности парадоксов научному сообществу пока не удалось... к исследованию вопроса привлекались математический анализ, теория множеств, новые физические и философские подходы; ни один из них не стал общепризнанным решением вопроса... " [Википедия, " Апории Зенона "]. Все понимают, что их дурят, но никто не понимает, в чем заключается обман.

    С точки зрения математики, Зенон в своей апории наглядно продемонстрировал переход от величины к . Этот переход подразумевает применение вместо постоянных. Насколько я понимаю, математический аппарат применения переменных единиц измерения либо ещё не разработан, либо его не применяли к апории Зенона. Применение же нашей обычной логики приводит нас в ловушку. Мы, по инерции мышления, применяем постоянные единицы измерения времени к обратной величине. С физической точки зрения это выглядит, как замедление времени до его полной остановки в момент, когда Ахиллес поравняется с черепахой. Если время останавливается, Ахиллес уже не может перегнать черепаху.

    Если перевернуть привычную нам логику, всё становится на свои места. Ахиллес бежит с постоянной скоростью. Каждый последующий отрезок его пути в десять раз короче предыдущего. Соответственно, и время, затрачиваемое на его преодоление, в десять раз меньше предыдущего. Если применять понятие "бесконечность" в этой ситуации, то правильно будет говорить "Ахиллес бесконечно быстро догонит черепаху".

    Как избежать этой логической ловушки? Оставаться в постоянных единицах измерения времени и не переходить к обратным величинам. На языке Зенона это выглядит так:

    За то время, за которое Ахиллес пробежит тысячу шагов, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. За следующий интервал времени, равный первому, Ахиллес пробежит ещё тысячу шагов, а черепаха проползет сто шагов. Теперь Ахиллес на восемьсот шагов опережает черепаху.

    Этот подход адекватно описывает реальность без всяких логических парадоксов. Но это не полное решение проблемы. На Зеноновскую апорию "Ахиллес и черепаха" очень похоже утверждение Эйнштейна о непреодолимости скорости света. Эту проблему нам ещё предстоит изучить, переосмыслить и решить. И решение нужно искать не в бесконечно больших числах, а в единицах измерения.

    Другая интересная апория Зенона повествует о летящей стреле:

    Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда.

    В этой апории логический парадокс преодолевается очень просто - достаточно уточнить, что в каждый момент времени летящая стрела покоится в разных точках пространства, что, собственно, и является движением. Здесь нужно отметить другой момент. По одной фотографии автомобиля на дороге невозможно определить ни факт его движения, ни расстояние до него. Для определения факта движения автомобиля нужны две фотографии, сделанные из одной точки в разные моменты времени, но по ним нельзя определить расстояние. Для определения расстояния до автомобиля нужны две фотографии, сделанные из разных точек пространства в один момент времени, но по ним нельзя определить факт движения (естественно, ещё нужны дополнительные данные для расчетов, тригонометрия вам в помощь). На что я хочу обратить особое внимание, так это на то, что две точки во времени и две точки в пространстве - это разные вещи, которые не стоит путать, ведь они предоставляют разные возможности для исследования.

    среда, 4 июля 2018 г.

    Очень хорошо различия между множеством и мультимножеством описаны в Википедии . Смотрим.

    Как видите, "во множестве не может быть двух идентичных элементов", но если идентичные элементы во множестве есть, такое множество называется "мультимножество". Подобную логику абсурда разумным существам не понять никогда. Это уровень говорящих попугаев и дрессированных обезьян, у которых разум отсутствует от слова "совсем". Математики выступают в роли обычных дрессировщиков, проповедуя нам свои абсурдные идеи.

    Когда-то инженеры, построившие мост, во время испытаний моста находились в лодке под мостом. Если мост обрушивался, бездарный инженер погибал под обломками своего творения. Если мост выдерживал нагрузку, талантливый инженер строил другие мосты.

    Как бы математики не прятались за фразой "чур, я в домике", точнее "математика изучает абстрактные понятия", есть одна пуповина, которая неразрывно связывает их с реальностью. Этой пуповиной являются деньги. Применим математическую теорию множеств к самим математикам.

    Мы очень хорошо учили математику и сейчас сидим в кассе, выдаем зарплату. Вот приходит к нам математик за своими деньгами. Отсчитываем ему всю сумму и раскладываем у себя на столе на разные стопки, в которые складываем купюры одного достоинства. Затем берем с каждой стопки по одной купюре и вручаем математику его "математическое множество зарплаты". Поясняем математику, что остальные купюры он получит только тогда, когда докажет, что множество без одинаковых элементов не равно множеству с одинаковыми элементами. Вот здесь начнется самое интересное.

    В первую очередь, сработает логика депутатов: "к другим это применять можно, ко мне - низьзя!". Дальше начнутся уверения нас в том, что на купюрах одинакового достоинства имеются разные номера купюр, а значит их нельзя считать одинаковыми элементами. Хорошо, отсчитываем зарплату монетами - на монетах нет номеров. Здесь математик начнет судорожно вспоминать физику: на разных монетах имеется разное количество грязи, кристаллическая структура и расположение атомов у каждой монеты уникально...

    А теперь у меня самый интересный вопрос: где проходит та грань, за которой элементы мультимножества превращаются в элементы множества и наоборот? Такой грани не существует - всё решают шаманы, наука здесь и близко не валялась.

    Вот смотрите. Мы отбираем футбольные стадионы с одинаковой площадью поля. Площадь полей одинакова - значит у нас получилось мультимножество. Но если рассматривать названия этих же стадионов - у нас получается множество, ведь названия разные. Как видите, один и тот же набор элементов одновременно является и множеством, и мультимножеством. Как правильно? А вот здесь математик-шаман-шуллер достает из рукава козырный туз и начинает нам рассказывать либо о множестве, либо о мультимножестве. В любом случае он убедит нас в своей правоте.

    Чтобы понять, как современные шаманы оперируют теорией множеств, привязывая её к реальности, достаточно ответить на один вопрос: чем элементы одного множества отличаются от элементов другого множества? Я вам покажу, без всяких "мыслимое как не единое целое" или "не мыслимое как единое целое".

    воскресенье, 18 марта 2018 г.

    Сумма цифр числа - это пляска шаманов с бубном, которая к математике никакого отношения не имеет. Да, на уроках математики нас учат находить сумму цифр числа и пользоваться нею, но на то они и шаманы, чтобы обучать потомков своим навыкам и премудростям, иначе шаманы просто вымрут.

    Вам нужны доказательства? Откройте Википедию и попробуйте найти страницу "Сумма цифр числа". Её не существует. Нет в математике формулы, по которой можно найти сумму цифр любого числа. Ведь цифры - это графические символы, при помощи которых мы записываем числа и на языке математики задача звучит так: "Найти сумму графических символов, изображающих любое число". Математики эту задачу решить не могут, а вот шаманы - элементарно.

    Давайте разберемся, что и как мы делаем для того, чтобы найти сумму цифр заданного числа. И так, пусть у нас есть число 12345. Что нужно сделать для того, чтобы найти сумму цифр этого числа? Рассмотрим все шаги по порядку.

    1. Записываем число на бумажке. Что же мы сделали? Мы преобразовали число в графический символ числа. Это не математическое действие.

    2. Разрезаем одну полученную картинку на несколько картинок, содержащих отдельные цифры. Разрезание картинки - это не математическое действие.

    3. Преобразовываем отдельные графические символы в числа. Это не математическое действие.

    4. Складываем полученные числа. Вот это уже математика.

    Сумма цифр числа 12345 равна 15. Вот такие вот "курсы кройки и шитья" от шаманов применяют математики. Но это ещё не всё.

    С точки зрения математики не имеет значения, в какой системе счисления мы записываем число. Так вот, в разных системах счисления сумма цифр одного и того же числа будет разной. В математике система счисления указывается в виде нижнего индекса справа от числа. С большим числом 12345 я не хочу голову морочить, рассмотрим число 26 из статьи про . Запишем это число в двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной системах счисления. Мы не будем рассматривать каждый шаг под микроскопом, это мы уже сделали. Посмотрим на результат.

    Как видите, в разных системах счисления сумма цифр одного и того же числа получается разной. Подобный результат к математике никакого отношения не имеет. Это всё равно, что при определении площади прямоугольника в метрах и сантиметрах вы получали бы совершенно разные результаты.

    Ноль во всех системах счисления выглядит одинаково и суммы цифр не имеет. Это ещё один аргумент в пользу того, что . Вопрос к математикам: как в математике обозначается то, что не является числом? Что, для математиков ничего, кроме чисел, не существует? Для шаманов я могу такое допустить, но для ученых - нет. Реальность состоит не только из чисел.

    Полученный результат следует рассматривать как доказательство того, что системы счисления являются единицами измерения чисел. Ведь мы не можем сравнивать числа с разными единицами измерения. Если одни и те же действия с разными единицами измерения одной и той же величины приводят к разным результатам после их сравнения, значит это не имеет ничего общего с математикой.

    Что же такое настоящая математика? Это когда результат математического действия не зависит от величины числа, применяемой единицы измерения и от того, кто это действие выполняет.

    Табличка на двери Открывает дверь и говорит:

    Ой! А это разве не женский туалет?
    - Девушка! Это лаборатория по изучению индефильной святости душ при вознесении на небеса! Нимб сверху и стрелочка вверх. Какой еще туалет?

    Женский... Нимб сверху и стрелочка вниз - это мужской.

    Если у вас перед глазами несколько раз в день мелькает вот такое вот произведение дизайнерского искусства,

    Тогда не удивительно, что в своем автомобиле вы вдруг обнаруживаете странный значок:

    Лично я делаю над собой усилие, чтобы в какающем человеке (одна картинка), увидеть минус четыре градуса (композиция из нескольких картинок: знак минус, цифра четыре, обозначение градусов). И я не считаю эту девушку дурой, не знающей физику. Просто у неё дугой стереотип восприятия графических образов. И математики нас этому постоянно учат. Вот пример.

    1А - это не "минус четыре градуса" или "один а". Это "какающий человек" или число "двадцать шесть" в шестнадцатеричной системе счисления. Те люди, которые постоянно работают в этой системе счисления, автоматически воспринимают цифру и букву как один графический символ.




















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цели и задачи урока:

    • Обобщить и систематизировать знаний учащихся по данной теме.
    • Развивать предметные и общеучебные навыки и умения, умение использовать полученные знания для достижения поставленной цели; устанавливать закономерности многообразия связей для достижения уровня системности знаний.
    • Воспитание навыков самоконтроля и взаимоконтроля; вырабатывать желания и потребности обобщать полученные факты; развивать самостоятельность, интерес к предмету.

    План урока:

    I. Вступительное слово учителя.

    II. Проверка домашнего задания.

    III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.

    IV. Решение заданий по карточкам

    V. Самостоятельная работа по вариантам.

    VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Ученики под руководством учителя проверяют наличие дневника, рабочей тетради, инструментов, отмечаются отсутствующие, проверяется готовность класса к уроку, учитель психологически настраивает детей на работу на уроке.

    Народная мудрость гласит нам “повторенье – мать ученья”.

    Сегодня мы с вами проведём заключительный урок по теме сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел.

    Цель нашего урока - повторить материал по этой теме и подготовиться к контрольной работе.

    И девизом нашего урока, я думаю, должно стать высказывание: “Складывать и вычитать мы научимся на “5”!”

    II. Проверка домашнего задания

    №1114. Заполните пустые места таблицы:

    №1116. В альбоме 1105 марок, число иностранных марок составило 30% от числа российских марок. Сколько иностранных и сколько российских марок было в альбоме?

    III. Повторение правил сложения и вычитания чисел с разными знаками. Актуализация знаний.

    Учащиеся повторяют: правило сложения отрицательных чисел, правило сложения чисел с разными знаками, правило вычитания чисел с разными знаками. Затем решают примеры на применение каждого из этих правил. (Слайды 4-10)

    Актуализация знаний учащихся по нахождению длины отрезка на координатной прямой по известным координатам его концов:

    4) Задание “Отгадай слово”

    На земном шаре живут птицы – безошибочные “составители” прогноза погоды на лето. Название этих птиц зашифровано в карточке.

    Выполнив все задания, ученик получает ключевое слово, а ответы проверяются с помощью проектора.

    Ключ ФЛАМИНГО строят гнезда в виде конуса: высокие – к дождливому лету; низкие – к сухому. (Показывается ученикам модель Слайды 14-16)

    IV. Решение заданий по карточкам.

    V. Самостоятельная работа по вариантам.

    У каждого учащегося индивидуальная карточка.

    Вариант 1.

    Обязательная часть.

    1. Сравните числа:

    а) –24 и 15;

    б) –2 и –6.

    2. Запишите число, противоположное числу:

    3. Выполните действия:

    4. Найдите значение выражения:

    VI. Подведение итогов урока. Постановка домашнего задания.

    Вопросы спроектированы на экран.

    1. Число, которому соответствует точка на координатной прямой...
    2. Из двух чисел на координатной прямой больше то число, которое расположено...
    3. Число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным...
    4. Расстояние от числа до начала отсчета на числовой прямой...
    5. Натуральные числа, им противоположные и нуль...

    Постановка домашнего задания:

    • подготовиться к контрольной работе:
    • повторить правила сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел;
    • решить № 1096 (к,л,м) №1117

    Итоги урока.

    Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и каждому задал по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: “А Что ты делал целый день?”. А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся,его лицо засветилось радостью и удовольствием: “А я принимал участие в строительстве храма”

    Ребята! Давайте мы попробуем оценить каждый свою работу за урок.

    Кто работал так, как первый человек, поднимает синие квадратики.

    Кто работал добросовестно, поднимает зеленые квадратики.

    Кто принимал участие в строительстве храма “Знаний”, поднимает красные квадратики.

    Рефлексия - Соответствуют ли ваши знания и умения девизу урока?

    Какие знания вам сегодня были необходимы?