Войти
Медицинский портал про зрение
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Самые страшные болезни в средневековье. Самые страшные болезни средневековья, уносившие тысячи жизней

    Самые страшные болезни в средневековье. Самые страшные болезни средневековья, уносившие тысячи жизней

    В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью

    Средневековье можно, без преувеличения, назвать эпохой, которая вырастила Европу и дала ей главенствующее положение во всем мире. Но она была крайне нетерпима к обычному человеку. Люди умирали тысячами, миллионами, и не только по своей вине — например, от несоблюдения банальных правил личной гигиены, можно было умирать долгой и страшной смертью.

    Были и фундаментальные пробелы в науке, из-за которых все, что могли предложить лекари пациентам, — в лучшем случае плацебо, а в худшем и вовсе средства, которые приводили к скоропостижной смерти.

    Сегодня мы расскажем о 5 жутких хворях и болячках, которыми и сейчас лучше не болеть.

    1.Цинга

    В Средневековье даже авитаминоз мог стать смертельной болезнью. Как известно, цинга — недуг, который вызван острым дефицитом витамина C. Вовремя этой болезни повышается ломкость сосудов, на теле появляется геморрагическая сыпь, повышена кровоточивость десен, выпадают зубы. Этой болезнью чаще страдали моряки.

    Цинга была обнаружена во времена крестовых походов в начале XIII века. Со временем ее стали называть «морской скорбут».

    Например, в 1495 году корабль Васко да Гамы потерял 100 из 160 членов экспедиции на пути в Индию. По статистике, с 1600-го по 1800-й от цинги умерло около миллиона мореплавателей. Это превышает человеческие потери во время морских баталий.

    Лечение от цинги было найдено В 1747 году: главный врач Морского госпиталя Госпорта Джеймс Линд доказал, что зелень и цитрусовые могут предотвратить развитие болезни.

    2.Нома

    Самые первые упоминания о номе встречаются в трудах древних врачей – Гиппократа и Галена. Позже эта ненасытная хворь стала постепенно захватывать всю Европу. Антисанитария – лучшая среда для размножения бактерии, которая вызывает ному, а насколько известно, в Средневековье особенно не следили за гигиеной. В Европе нома активно распространялась вплоть до XIX века.

    Бактерия, попадая в организм, начинает размножаться — и во рту появлялись язвы. На последних стадиях заболевания обнажаются зубы и нижняя челюсть. Впервые подробное описание болезни появилось в работах голландских врачей начала XVII века. Вторая волна номы пришла во время Второй мировой войны – язвы появлялись у заключенных в концлагерях.

    В наши дни болезнь распространена, в основном, в бедных районах Азии и Африки, без надлежащего ухода она убивает 90% детей.

    3.Бубонная чума

    Этой болезни страшился каждый житель Европы. Впервые рассказ о чуме встречается в эпосе о Гильгамеше. Упоминания о вспышках болезни можно найти во многих древних источниках. Стандартная схема распространение чумы — «крыса — блоха — человек». Во время первой эпидемии в 551-580 годах («Юстинианова чума») схема менялась на «человек – блоха – человек». Такая схема называется «чумное побоище» из-за молниеносного распространения вируса. Во время «Юстиниановой чумы» погибли более 10 миллионов человек.

    В общей сложности от чумы скончались до 34 миллионов человек в Европе. Самая страшная эпидемия случилась в XIV веке, когда вирус «чёрной смерти» был занесён из Восточного Китая. Бубонная чума не лечилась вплоть до конца XIX века, однако зафиксированы случаи, когда больные выздоравливали сами.

    В настоящее время смертность не превышает 5-10%, и процент выздоровлений достаточно высок, конечно, только при условии, если болезнь диагностирована на ранней стадии.

    4.Лепра

    Лепра, или по-другому проказа, начинает свою историю с древних времен – первые упоминания о болезни содержатся в Библии, в папирусе Эберса и в некоторых трудах врачей Древней Индии. Однако «рассвет» лепры пришёлся на эпоху Средневековья, когда возникли даже лепрозории – места карантина для зараженных.

    Когда человек заболевал лепрой его показательно хоронили. Больного осуждали на смерть, клали в гроб, служили по нему службу, затем отправляли на кладбище – там его ждала могила. После погребения его навсегда отправляли в лепрозорий. Для своих близких он считался мертвым.

    Лишь в 1873 году в Норвегии был открыт возбудитель лепры. В настоящее время проказу возможно диагностировать на ранних стадиях и полностью вылечить, но при позднем диагнозе больной становится инвалидом с стойкими физическими изменениями.

    5.Черная оспа

    Вирус оспы – один из самых древних на планете, он появился несколько тысяч лет назад. Однако свое название получил лишь в 570 году, когда епископ Марием из Аванша употребил его под латинским именем “variola”.

    Для средневековой Европы оспа была самым страшным словом, за нее жестоко наказывали как зараженных, так и беспомощных врачей. Например, бургундская королева Аустригильда, умирая, попросила своего мужа казнить ее врачей за то, что они не смогли спасти от этого страшного заболевания. Ее просьба была исполнена – врачей зарубили мечами.

    У немцев сложилась поговорка: «Немногие избегнут оспы и любви», «Von Pocken und Liebe bleiben nur Wenige frei».

    В какой-то момент в Европе вирус распространился настолько широко, что невозможно было встретить человека, не болевшего оспой.

    В наши дни последний случай заражения зафиксирован 26 октября 1977 года в сомалийском городе Марка.

    Портал «Знай.uа» сообщал, самые распространенные мифы о Средневековье, которые принимают за чистую монету.

    To view this video please enable JavaScript, and consider upgrading to a web browser that
    supports HTML5 video

    «Тёмные века» - такое определение дают многие историки эпохе Средних веков в Европе. В течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой. Как доказательство, приводят совершенное отсутствие в средние века гигиены, как в частных жилищах, так и вообще в городах, а так же свирепствования в течение всего этого периода убийственных эпидемии чумы, проказы, различного рода кожных заболеваний и т.д.

    Как и в каких условия рождались люди? Какими заболеваниями мог страдать человек того периода, как происходило лечение, какими средствами оказывали медицинскую помощь? Насколько была развита медицина того периода? Как выглядели медицинские инструменты Средневековья? Когда появились больницы и аптеки? Где можно было получить медицинское образование? На эти вопросы можно получить ответы, изучая историю медицины Средних веков, токсикологию, эпидемиологию, фармакологию.

    Термин « медицина» произошел от латинского слова «medicari» - назначить лечебное средство

    Медицина представляет практическую деятельность и систему научных знаний о сохранении и укреплении здоровья людей, лечении больных и предупреждении болезней, о достижении человеческим обществом долголетия в условиях здоровья и работоспособности. Медицина развивалась в тесной связи со всей жизнью общества, с экономикой, культурой, мировоззрением людей. Как и всякая другая область знаний, медицина представляет собой не соединение готовых, раз навсегда данных истин, а результат длительного и сложного процесса роста и обогащения. Развитие медицины неотделимо от развития естествознания и технических отраслей знания, от общей истории всего человечества на заре его существования и в каждый последующий период его изменения и преобразования.

    В Средние века главным образом была развита практическая медицина, которой занимались банщики-цирюльники. Они делали кровопускания, вправляли суставы, ампутировали. Профессия банщика в общественном сознании ассоциировалась с «нечистыми» профессиями, связанными с больным человеческим телом, кровью, с трупами; на них долго лежала печать отверженности. В Позднее Средневековье авторитет банщика-цирюльника как практического лекаря стал возрастать, именно к ним чаще всего обращались больные. К мастерству банщика-лекаря предъявлялись высокие требования: он должен был в течение восьми лет пройти срок ученичества, сдать экзамен в присутствии старейшин цеха банщиков, представителя городского совета и докторов медицины. В некоторых городах Европы в конце XV в. из числа банщиков учреждались цеха врачей-хирургов.

    Хирургия: негигиенично, грубо и ужасно болезненно

    В Средние века лекари имели очень скудное представление об анатомии человеческого тела, и больным приходилось терпеть ужасную боль. Ведь об обезболивающих и антисептических средствах знали мало,но выбор был не велик...

    Чтобы облегчить боль, пришлось бы сделать себе что-нибудь еще более болезненное и, если Вам повезет, Вам станет лучше. Хирургами в раннее Средневековье были монахи, ведь у них был доступ к лучшей на то время медицинской литературе — чаще всего написанной арабскими учеными. Но в 1215 г. папа римский запретил монашеству практиковать медицину. Монахам пришлось учить крестьян выполнять не особо сложные операции самостоятельно. Фермерам, чьи познания в практической медицине ранее сводились максимум к кастрации домашних животных, пришлось учиться выполнять кучу различных операций — от вырывания больных зубов до операций с катарактой глаз.

    Но был и успех. Археологи на раскопках в Англии обнаружили череп крестьянина, датированный примерно 1100 годом. И по видимому его владельца ударило чем-то тяжелым и острым. При более тщательном осмотре обнаружилось, что крестьянину сделали операцию, которая спасла его жизнь. Ему сделали трепанацию — операцию, когда в черепе просверливают дырочку и через нее вынимают осколки черепной коробки. В следствии чего давление на мозг ослабло и мужчина выжил. Можно только догадываться как это было больно!

    Белладонна: сильное обезболивающие с возможным летальным исходом

    В Средние века к хирургии прибегали только в самых запущенных ситуациях — под нож или смерть. Одна из причин этого в том, что действительно надежного обезболивающего средства, способного облегчить мучительную боль от суровых резательно-рубительных процедур, просто не существовало. Конечно можно было достать какие-то непонятные зелья облегчающие боль или усыпляющие на время операции, но кто знает что подсунет вам незнакомый торговец снадобьями... Подобные зелья чаще всего представляли собой варево из сока различных трав, желчи кастрированного кабана, опия, белины, сока болиголова и уксуса. Этот «коктейль» подмешивали в вино прежде чем дать пациенту.

    В английском языке времен Средневековья существовало слово, описывающее обезболивающее - «dwale » (произносится как dwaluh ). Слово это означает белладонна .

    Сок болиголова сам по себе мог запросто привести к смертельному исходу. «Обезболивающее» же могло ввести пациента в глубокий сон, позволив хирургу заняться своим делом. Если им сильно переборщить, то пациент мог даже перестать дышать.

    Парацельс, швейцарский медик, был первым, кто додумался использовать эфир как обезболивающее средство. Тем не менее, эфир не получил широкого признания и использовали его не часто. Снова применять его начали 300 лет спустя в Америке. Парацельс также использовал лауданум - настойку опия, чтобы облегчить боль.

    В этот период истории было распространенно мнение, что болезни чаще всего могут быть вызваны переизбытком жидкости в организме, следовательно самая частая операция того периода - кровопускание. Кровопускание обычно осуществлялось двумя методами: гирудотерапия - медик прикладывал к пациенту пиявку, причем именно на то место, которое больше всего беспокоило пациента; либо вскрытие вен - прямое разрезание вен на внутренней стороне руки. Врач надрезал вену тонким ланцетом, и кровь стекала в миску.

    Также ланцетом или тонкой иглой проводили операцию по удалению помутневшего хрусталика глаза (катаракта). Эти операции были очень болезненными и опасными.

    Также популярной операцией была ампутация конечностей. Это делали с помощью серповидного ножа для ампутаций и пилы. Сначала круговым движением ножа рассекали кожу до кости, а затем перепиливали кость.

    Зубы преимущественно выдергивали железными щипцами, поэтому за такой операцией обращались либо к цирюльнику, либо к кузнецу.

    Средневековье было «тёмным» и непросвещенным временем кровавых битв, жестоких заговоров, инквизиторских пыток и костров. Такими же были и средневековые методы лечения. Из-за нежелания церкви допускать науку в жизнь общества, болезни, которые сейчас можно легко излечить, в ту эпоху приводили к массовым эпидемиям и смерти. Заболевший человек, вместо медицинской и моральной помощи, получал всеобщее презрение и становился отверженным всеми изгоем. Даже процесс рождения ребенка становился не поводом для радости, а источником бесконечных мучений, часто заканчивающихся смертью и ребенка, и матери. «Готовьтесь к смерти» - напутствовали рожениц перед родами.

    Болезни Средневековья

    В основном это были туберкулёз, цинга, малярия, оспа, коклюш, чесотка, различные уродства, нервные болезни. Спутниками всех войн были дизентерия, тиф и холера, от которых вплоть до середины XIX века гибло значительно больше солдат, чем от сражений. Но бичом Средневековья была бубонная чума. Впервые она появилась в Европе в VIII в. В 1347 г. чума была завезена генуэзскими моряками с Востока и в течение трёх лет распространилась по всему континенту. К 1354 г.чума поразила также Нидерланды, чешские, польские, венгерские земли и Русь. Единственный рецепт, использовавшийся населением до XVII в., сводился к латинскому совету cito, longe, tarde, то есть бежать из заражённой местности скорее, дальше и возвращаться позже.

    Другим бичом Средневековья была лепра или проказа. Пик заболеваемости приходится на XII—XIII вв., совпадая с усилением контактов Европы с Востоком. Больным проказой запрещалось появляться в обществе, пользоваться общественными банями. Для прокажённых существовали специальные больницы — лепрозории или лазареты (от имени святого Лазаря, из притчи о богаче и Лазаре из Евангелия), которые строили за городской чертой, вдоль важных дорог, чтобы больные могли просить милостыню — единственный источник их существования.

    В конце XV в. в Европе появился сифилис, предположительно завезённый из Америки спутниками Колумба.

    Считалось, что здоровье человека зависит от гармоничного сочетания в его организме четырёх основных жидкостей — крови, слизи, чёрной и жёлтой желчи.

    Сегодня мы живем совсем в другом мире, где большинство болезней поддаются лечению, а медицина совершенствуется очень быстро. Профессиональный врач может купить медицинские инструменты высокого качества и лечить людей, применяя новейшие знания и свой опыт.

    При написании статьи использовались данные из

    Болезни в Средневековье - это самые настоящие «фабрики смертей». Даже если вспомнить, что средние века - это время беспрерывных воин и междоусобиц. Чумой, оспой, малярией и коклюшем мог заболеть каждый, не взирая на сословие, уровень достатка и жизни. Эти болезни просто «морили» людей не сотнями и тысячами, а миллионами.

    В этой статье мы расскажем о самых крупных эпидемиях Средневековья .

    Сразу следует упомянуть, что основной причиной распространения болезни в Средневековье была антисанитария, большая нелюбовь к личной гигиене (причём как у любого простолюдина, так и у короля), плохо развитая медицина и отсутствие необходимых мер предосторожности против распространения эпидемии.

    541 год «Юстинианова чума» – первая исторически зарегистрированная эпидемия чумы. Она распространилась в Восточной Римской империи во время правления византийского императора Юстиниана I. Основной пик распространения болезни приходится именно на 40-е годы 6 века. Но в разных областях цивилизованного мира Юстинианова чума ещё то и дело возникала на протяжении двух веков. В Европе эта болезнь забрала порядка 20-25 миллионов жизней. Знаменитый византийский историк Прокопий Кесарийский писал про это время следующее: «От чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил- ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы… Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожженными. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы».

    Юстинианова чума считается предшественницей черной смерти.

    737 год Первая эпидемия оспы в Японии. От нее вымерло около 30 процентов населения Японии. (густонаселённых районах уровень смертности часто доходил до 70 процентов)

    1090 год «Киевский мор» (эпидемия чумы в Киеве). Болезнь привезли с собой купцы с Востока. За несколько зимних недель умерло более 10 тысяч человек. Город практически полностью опустел.

    1096-1270 год Эпидемия чумы в Египте. Временной апогей болезни прешёлся на время пятого Крестового похода. историк И.Ф. Мишуд в книге «История крестовых походов» описывает это время так: «Чума достигла наивысшей точки во время сева. Землю пахали одни люди, а зерно сеяли другие, и те, что сеяли, не дожили до жатвы. Деревни опустели: мёртвые тела плыли по Нилу так густо, как клубни растений, покрывающие в определенное время поверхность этой реки. Мёртвых не успевали сжигать и родственники, содрогаясь от ужаса, перебрасывали их через городские стены». За это время в Египте умерло более миллиона человек».

    1347 – 1366 годы Бубонная чума или «Чёрная смерть» – одна из самых страшных эпидемий Средневековья.

    В ноябре 1347 года бубонная чума появилась во Франции в Марселе, уже к началу 1348 года волна главной болезни Средневековья дошла до Авиньона и почти молниеносно распространилась по французским землям. Сразу же после Франции бубонная чума «захватила» территорию Испании. Практически в это же время чума уже распространилась по всем крупным портам южной Европы, включая Венецию, Геную, Марсель и Барселону. Несмотря на попытки Италии изолироваться от эпидемии, в городах вспыхивали эпидемии «Чёрной смерти» перед эпидемией. И уже весной, практически уничтожив всё население Венеции и Генуи, чума достигла Флоренции, а потом и Баварии. Летом 1348 года она уже настигла Англию.

    Бубонная чума просто «выкашивала» города. Она убивала, как простых крестьян, так и королей.

    Осенью 1348 г. эпидемия чума достигла Норвегии, Шлезвиг-Голштинии, Ютландии и Далмации. В начале 1349 г. она захватила Германию, а в 1350-1351 гг. Польшу.

    За описанный промежуток времени чума уничтожила около трети (а по некоторым источникам до половины) всего населения Европы.

    1485 год «Английский пот или английская потливая горячка» Инфекционная болезнь, которая начиналась с жёсткого озноба, головокружения и головной боли, а также сильных болей в шее, плечах и конечностях. После трёх часов этой стадии начиналась горячка и сильнейший пот, жажда, учащение пульса, бред, боль в сердце, после чего чаще всего наступала смерть. Эта эпидемия несколько раз распространялась по тюдоровской Англию в 1485 – 1551 годах.

    1495 год первая эпидемия сифилиса. Есть мнение, что сифилис появился в Европе от матросов Колумба, которые заразились этой болезнью от коренных жителей острова Гаити. По возвращении в Европу, часть матросов начала службу в армии Карла VIII, который воевал с Италией в 1495 году. В результате, в этом же году возникла вспышка сифилиса среди его солдат. 1496 году эпидемия сифилиса распространяется на территории Франции, Италии, Германии, Швейцарии, Австрии, Венгрии, Польше. Из-за болезни умерло около 5 миллионов человек.. 1500 год эпидемия сифилиса распространяется по всей Европе и выходит за её пределы. Сифилис был основной причиной смерти в Европе в эпоху Возрождения.

    Если вам интересны и другие материалы, связанные со , то вот они: , .

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

    В Средние века медицина развивалась медленно. Накопления новых знаний практически не происходило, поэтому активно использовались те, что были получены еще во времена Античности. Однако именно в Средние века появились первые больницы, а также возрос интерес к ряду заболеваний, служивших причинами эпидемий.

    Медицина и религия

    Активно развивалась христианская религия, поэтому все процессы объяснялись божественным вмешательством. Лечение было заменено магическими и религиозными обрядами. Появился культ святых. В места погребений стекалось множество паломников, несущих дары. Существовали святые, считавшиеся защитниками от определенных болезней.

    Большой популярностью пользовались амулеты и обереги. Считалось, что они способны защитить от болезней и беды. Распространены были амулеты с христианской символикой: кресты, строчки из молитв, имена ангелов-хранителей и т.д. Имела место вера в целебное действие крещения и причастия. Не было такого заболевания, против которого не существовало бы специальной молитвы, заклятия или благословения.

    Средневековые врачи

    Развитой отраслью была практическая медицина, занимались которой в основном банщики-цирюльники. В их обязанности входили: кровопускания, вправления суставов, ампутации конечностей и ряд других процедур. Банщики-цирюльники в то время не пользовались уважением в обществе. Это было связано с тем, что у простого народа их образ непременно ассоциировался с болезнью и нечистотами.

    Только в позднее Средневековье авторитет лекарей стал возрастать. В связи с этим возросли и требования к их мастерству. Банщик-цирюльник перед тем, как заниматься практикой, должен был пройти восьмигодичное обучение, а затем сдать экзамен в присутствии старейших представителей профессии, докторов медицины и одного их членов городского совета. В ряде европейских городов из числа банщиков-цирюльников позже были выделены цеха хирургов.

    Лекарственные растения

    Было известно большое количество растений и трав. Но даже их сбор непременно сочетался с религиозными и магическими обрядами. Например, многие растения собирались в определенное время и в определенном месте, а процесс сопровождался ритуалами и молитвами. Часто он приурочивался к определенным христианским праздникам. Целебными считались и ряд пищевых продуктов - вода, соль, хлеб, мёд, молоко, пасхальные яйца.

    Средневековые больницы

    В Раннее Средневековье появились первые больницы. Вначале они организовывались при церквях и монастырях. Эти госпитали изначально предназначались для нищих, странников и обездоленных. Лечением занимались монахи.

    В позднем Средневековье больницы стали открываться состоятельными горожанами. Позже в этом процессе стали участвовать и местные власти. В такие стационары имели право обращаться бюргеры и те, кто внес специальный взнос.

    Средневековые эпидемии

    Так как Средние века были эпохой войн и крестовых походов, то на разоренных территориях часто свирепствовали эпидемии. Наиболее распространенными заболеваниями были бубонная чума, лепра (проказа), сифилис, туберкулез, оспа, тиф и дизентерия. От этих инфекций в Средние века гибло гораздо больше людей, чем от войн.

    Помимо перечисленных болезней, достаточно распространенной патологией были заболевания нервной системы и различные уродства. Согласно христианской религии, все перечисленные болезни были не чем иным, как кара человечеству за совершенные грехи.

    Медицина эпохи Средневековья

    Период Возрождения, начавшийся в 14 в. и продолжавшийся почти 200 лет, был одним из самых революционных и плодотворных в истории человечества. Изобретение книгопечатания и пороха, открытие Америки, новая космология Коперника, Реформация, великие географические открытия – все эти новые влияния способствовали освобождению науки и медицины от догматических оков средневековой схоластики. Падение Константинополя в 1453 разбросало греческих ученых с их бесценными манускриптами по всей Европе. Теперь Аристотеля и Гиппократа можно было изучать в оригинале, а не в переводах на латынь с еврейских переводов арабских переводов сирийских переводов с греческого.

    Медицину позднего средневековья называют «схоластической», имея в виду ее отрешенность от реальной жизни. Решающим для развития медицины было то обстоятельство, что в университетах основой преподавания служила лекция.

    Медики-схоласты занимались изучением и толкованием текстов античных и некоторых арабских авторов, главным образом, Гиппократа, Галена и Авиценны. Их произведения заучивались наизусть. Практических занятий, как правило, не было: религия запрещала «пролитие крови» и вскрытие человеческих трупов. Врачи на консилиумах часто спорили по поводу цитат вместо того, чтобы принести практическую пользу больному. Схоластический характер медицины позднего средневековья особенно ярко проявился в отношении университетских врачей к хирургам: в подавляющем большинстве средневековых университетов хирургия не преподавалась. В эпоху позднего средневековья и возрождения хирурги считались ремесленниками и объединялись в свои профессиональные корпорации. В банях практиковали банщики и цирюльники, которые занимались хирургией, лечением ран и ушибов, вправлением суставов и кровопусканием. Их деятельность способствовала дурной репутации бань и сближала профессию хирурга с другими «нечистыми» профессиями (палачи и могильщики), связанными с кровью и трупами. Парижский медицинский факультет около 1300 г. прямо выразил свое отрицательное отношение к хирургии.

    Анатомию преподавали вместе с физиологией и практической медициной. Если лектор не имел возможности иллюстрировать на опыте свои лекции по анатомии и хирургии, он дополнял их анатомическими рисунками собственного изготовления, которые иногда представляли собой изящные миниатюры.

    Только в XIII в. общую медицину начинают преподавать в университетах в тесной связи с хирургией. Этому способствовали старания великих врачей, бывших одновременно и талантливыми хирургами. Медицинские руководства XIII и XIV вв. содержат изображения костей скелета и анатомические рисунки. Первый в Европе учебник анатомии был составлен в 1316 г. магистром Болоиского университета Мондино де Луцци (1275-1326 гг.). Его сочинения пользовались успехом и в эпоху Возрождения, великий Леонардо полемизировал с ним в области анатомии. Многое в сочинении де Луцци заимствовано из труда Галена «О назначении частей человеческого тела» ввиду того, что анатомирование производилось крайне редко.

    Исторические параллели: Первые публичные рассечения трупов, производимые в конце эпохи средневековья, были настолько редки и необычны, что часто становились сенсацией. Именно в те времена возникла традиция устройства «анатомических театров». Император Фридрих II(1194-1250) интересовался медициной и во многом способствовал процветанию школы в Салерно, он основал Неаполитанский университет и открыл в нем кафедру анатомии - одну из первых в Европе. В 1225 г. он предложил врачам Салерно заниматься анатомией, а в 1238 г. издал указ о публичном вскрытии тел казненных преступников в Салерно раз в пять лет.

    В Болонье преподавать анатомию с использованием вскрытия трупов начали в конце XIII в. Мондино де Луцци в начале XIVв. мог вскрывать трупы примерно раз в год. Заметим для сравнения, что медицинский факультет в Монпелье получил разрешение вскрывать трупы казненных лишь в 1376 г. В присутствии 20- 30 зрителей последовательное вскрытие разных частей тела (живот, грудь, голова и конечности) продолжалось соответственно четыре дня. Для этого воздвигались деревянные павильоны - анатомические театры. На представление публику приглашали афиши, иногда открытие этого зрелища сопровождалось звоном колоколов, закрытие - выступлением музыкантов. Приглашались почетные лица города. В XVI- XVII вв. анатомические театры часто превращались в торжественные демонстрации, которые проводились с разрешения властей в присутствии коллег и учеников. В России учреждение анатомических театров связано с именем Петра I, по указу которого в 1699 г. в Москве началось преподавание анатомии для бояр с демонстрациями на трупах.

    Хирургической энциклопедией позднего средневековья и наиболее распространенным учебником хирургии до XVII в. было «Обозрение хирургического искусства медицины» Ги де Шолиака (1300-1368 гг.). Он учился в Монпелье и Болонье; большую часть жизни провел в Авиньоне, где был врачом папы Климента VI. В числе своих учителей он называет Гиппократа, Галена, Павла Эгинского, Разеса, Альбу-касиса, Роджера Фругарди и других врачей Салернской школы.

    Ги де Шолиак был прекрасно образованным человеком и талантливым писателем. Его увлекательные и живые сочинения способствовали тому, что в хирургической практике были восстановлены давно забытые приемы, в частности, наркотические вдыхания при производстве операций.

    Не следует, однако, думать, что старые медицинские теории и методы лечения сразу уступили место научной медицине. Догматические подходы были слишком глубоко укоренены; в медицине эпохи Возрождения оригинальные греческие тексты просто заменили неточные и искаженные переводы. Но в родственных дисциплинах, физиологии и анатомии, составляющих основу научной медицины, произошли поистине грандиозные изменения.

    Анатомия не отставала от физиологии. Почти половина анатомических названий связана с именами исследователей 17 в., таких как Бартолин, Стено, Де Грааф, Бруннер, Вирзунг, Уортон, Пахиони. Мощный импульс развитию микроскопии и анатомии был дан великой медицинской школой Лейдена, которая стала в 17 в. центром медицинской науки. Школа была открыта для людей всех национальностей и вероисповеданий, в то время как в Италии папский эдикт не допускал некатоликов в университеты; как это всегда бывало в науке и медицине, нетерпимость привела к упадку.

    В Лейдене работали крупнейшие медицинские светила того времени. Среди них был Франциск Сильвий (1614–1672), открывший сильвиеву борозду головного мозга, – подлинный основатель биохимической физиологии и замечательный клиницист; считается, что именно он ввел в лейденское обучение клиническую практику. Знаменитый Герман Бургаве (1668–1738) также работал на медицинском факультете в Лейдене, но его научная биография принадлежит уже 18 в.

    Клиническая медицина тоже достигла в 17 в. больших успехов. Но еще царили суеверия, сотнями сжигали ведьм и колдунов; процветала инквизиция , и Галилей был вынужден отречься от своего учения о движении Земли. Прикосновение короля все еще считалось верным средством от золотухи, которую именовали «королевской болезнью». Хирургия по-прежнему оставалась ниже достоинства врача, но распознавание болезней значительно продвинулось. Т.Виллизий дифференцировал сахарный и несахарный диабет. Были описаны рахит и бери-бери, доказана возможность заражения сифилисом неполовым путем. Дж.Флойер стал отсчитывать пульс, используя часы. Т.Сиденхем (1624–1689) описал истерию и хорею, а также отличия острого ревматизма от подагры и скарлатины от кори .

    Сиденхем вообще признается самым выдающимся клиницистом 17 в., его называют «английским Гиппократом». Действительно, его подход к медицине был истинно гиппократовым: Сиденхем не доверял чисто теоретическому знанию и настаивал на непосредственных клинических наблюдениях. Его методы лечения еще характеризовались – как дань времени – избыточным назначением клизм, слабительных, кровопусканий, но подход в целом был рационален, а лекарства просты. Сиденхем рекомендовал применение хины при малярии, железа при анемии, ртути при сифилисе и прописывал большие дозы опия. Его настойчивое обращение к клиническому опыту было чрезвычайно важно в эпоху, когда еще слишком много внимания в медицине уделялось чистому теоретизированию.

    Возникновение госпиталей и их постоянный рост, подготовка дипломированных врачей, число которых тоже непрестанно росло, способствовало решению проблем общественного здоровья. Возникают начала медико-санитарного законодательства. Так, в 1140 г. король Сицилии Рожер выдал закон, согласно которого позволялось практиковать врачам, которые выдержали государственный экзамен. Позже появляется распоряжение относительно обеспечения городов пищевыми продуктами и их защиты от фальсификации. Из давних времен переходят такие гигиенические заведения, как общественные бани.


    В городах, которые отмечались плотной застройкой, узкими улицами и внешними стенами (потому что феодалам нужно было платить за землю), распространялись эпидемии. Кроме чумы, огромной проблемой была проказа. Города внедряют должности городских врачей, основным заданием которых была борьба с заносом инфекций. В портовых городах вводится карантин (40 дней), во время которого корабль стоит на рейде, а его экипаж в город не допускается.

    Эпидемия чумы в средневековом городе.


    Костюм средневекового врача во время эпидемии чумы.

    Появляются первые попытки создать идеальные системы человеческих сообществ, в которых предусматривается и ряд общественных медицинских мероприятий. Томас Мор написал произведение под названием «Утопия», в котором обосновывает уклад государства на все времена. Он рекомендует государству постоянно иметь запасы хлеба на два года, чтобы предупредить возникновение голода. Описывает, каким образом следует лечить больных, но больше всего внимания уделяет канонам семейной морали, в частности, видит большой вред в добрачных половых отношениях, обосновывает необходимость запрещения разводов и необходимость сурового наказания, вплоть до смертного наказания, супружеской неверности. Томазо Кампанелла в своем произведении «Государство солнца» особенное внимание также уделяет воссозданию потомства; из его позиций, все, что касается интересов потомства, должно быть на первоочередном государственном попечении.

    Следует вспомнить Б. Рамаццини. В 1696 г. он подитожил свои наблюдения за трудом людей разных профессий в книге под названием «Рассуждения о болезнях от занятий». В этой работе он детально описывает разные заболевания, которые связаны с разного рода занятиями. Б. Рамаццини называют отцом профессиональной гигиены.

    В XVII в. возник статистический подход к анализу общественных явлений, что имело большое значение для развития общественной медицины. В 1662 г. Д. Граунт передал Королевскому научному обществу труд, в котором изложил свои наблюдения над смертностью и рождаемостью в Лондоне (из 1603 г.). Он впервые составил таблицы смертности и высчитал среднюю продолжительность вероятной жизни каждого поколения. Эту работу продлил его товарищ и врач В. Пэтти, который свои наблюдения над естественным движением населения назвал «политической арифметикой», которая лучше отображает влияние на эти процессы общественных явлений, чем даже теперешнее название - демографическая статистика. Вскоре таблицы смертности начали использоваться в качестве основаниядля страхования жизни.

    Аптеки работали как химические лаборатории. В этих лабораториях получила свое начало методика химического анализа неорганических веществ. Полученные результаты использовались как для поиска лекарств, так и непосредственно для химической науки. Аптеки становились центрами науки, а фармацевты занимали главное место среди ученых средневековья.

    Появляются новые лекарства. В 1640 г. в Испанию из Южной Америки была завезена кора хинного дерева, которая оказалась эффективной при лечении малярии. Ее действие ятрохимики объясняли свойством прекращать брожение лихорадящих веществ, ятрофизики - физическим улучшением густой или очень жидкой крови. Эффект использования хинной коры сравнивали с последствиями внедрения пороха по военному делу. Лечебный арсенал пополнил корень ипекакуаны как блевотное и отхаркивающее средство, завезенное в 1672 г. из Бразилии. Используют арсен для прижигания, а также внутреннего приема в малых дозах. Были открыты вератрин, стрихнин, кофеин, этиловый эфир, сульфат магнезии.

    Совершенствуется процесс приготовления лекарств. Во времена средневековья сложные прописи лекарств достигают своего апогея, число составных частей в одном рецепте растет до нескольких десятков. Особенное место занимали противоядия. Так, книжка Салернской школы носила название «Антидотарий» и вмещала много новых рецептов лекарств. Однако панацеей от всех болезней оставался терияк (медовая каша из 57 ингредиентов, в состав которой обязательно входили змеиное мясо, опий и тому подобное). Эти лекарства готовились публично, торжественно, в присутствии представителей власти и приглашенных лиц.


    Алхимик в лаборатории

    В Флоренции в 1498 г. выдан первый городской «реестр лекарств» (фармакопею), который содержал описание лекарств и правила их изготовления, и стал образцом для принятия в других городах и странах собственных реестров. Назову «Pharmacopoea» впервые написал на титуле своей книжки французский врач Жак Дюбуа (1548). В 1560 г. появилось первое издание Аугсбургской фармакопеи, которая больше всего ценилась в Европе. Первое издание Лондонской фармакопеи датировано в 1618 г. Первая в Польши фармакопея появилась в Гданске в 1665 г. Из фармацевтических трудов наибольшего распространения в конце XVI и в начале XVII в. приобрела книга М. Хараса «Pharmacopoea Royale et Gаlenique». В 1671 г. Даниель Людвиґ обобщает имеющиеся средства лечения и выдает свою фармакопею.

    Огромный интерес представляет развитие медицины в Украине во времена эпохи Возрождения.

    В 1578 г. князь Константин Острожский, украинский магнат и меценат, учредил на Волыни Острожскую академию - греко-словяно-латинский коллегиум - первую школу высшего типа в Украине, которую называли «Острожские Афины». Первым ректором был Герасим Смотрицкий. При академии был открыт госпиталь с медицинским классом (прообраз факультета), где изучали медицину. Острог стал культурной ячейкой, в нем была типография, в которой впервые на территории Украины отпечатана Библия. В академии впервые возникла стихотворная литература. Отсюда вышли достаточно много образованных людей Украины, в частности медиков. Существовала до 1624 г.

    С XV в. началась подготовка ученых врачей в Польше, в Ягеллонском (Краковском) университете. Позже врачей готовили в Замойской академии в г. Замостя (близ Львова).

    Академия в Замости была основана по инициативе графа Яна Замойского в 1593 г. Ян Замойский, который сам получил образование в Падуанском университете, решил открыть по образцу этого университета школу у себя на родине. Папа римский Климент VIII утвердил устав академии, предоставив ей право присуждать дипломы доктора философии, права и медицины. Однако король Стефан Баторий, чтобы не создать конкурента для Краковского университета, отказался подтвердить эту папскую привилегию. Лишь в 1669 г. король Михаил Корибут дал Замойской академии все привилегии университетов и предоставил профессорам академии благородные права. Отдельный медицинский класс (факультет) в начале XVII в. организовал уроженец Львова доктор медицины Ян Урсин. Медицинский факультет академии был слабее от краковского. Выкладывали в нем всю медицину один-два профессора. Из 17 профессоров медицины Замойской академии 12 получили докторские дипломы в Падуи, 2 - в Риме и только три не были учениками итальянских университетов.

    Связь Замойской академии из Падуанским университетом была настолько тесной, что ее можно было считать наследницей этого университета. Стоит вспомнить факт обращения ректора Замойской академии от имени медицинского факультета к медицинскому факультету в Падуи с просьбой выразить свое мнение о причинах возникновения и лечения колтуна - заболевания, распространенного в те времена в Польше и Галичине, особенно среди жителей горных районов Карпат. Вопрос обдумывался на специальной конференции профессоров медицинского факультета. Основной причиной был назван неудовлетворительный санитарный уровень, неблагоприятные жилищно-бытовые условия и низкая культура людности.

    Студенты Замойской академии объединялись в землячество: польское, литовское, руське и др. Руську (украинскую) группу составляли выпускники братских школ Львова, Киева, Луцка. На медицинском факультете количество студентов не превышали 45. При академии был госпиталь на 40 кроватей. Замойская академия просуществовала 190 лет. Невзирая на скромные возможности медицинских факультетов Кракова и Замостя, они сыграли значительную позитивную роль в распространении научных медицинских знаний в тогдашней Украине.

    Отдельные выпускники, получив звание лиценциатов медицины в Кракове или Замости, продолжали свою учебу в университетах Италии, где добывали ученую степень доктора медицины. Из таких докторов медицины известны Георгий Дрогобич и Филипп Ляшковский.

    Георгий Дрогобич-Котермак (1450–1494) под именем Георгия-Михаила, сына Доната из Дрогобыча был записан в 1468 г. студентом Краковского университета; получил степень бакалавра в 1470, магистра - в 1473 г. Не удовлетворившись этим образованием, отправился в далекую Италию и вступил к Болонского университета. В 1478 г. Г. Дрогобич получает звание доктора философии, а в 1482 - доктора медицины. Уже в эти годы он выкладывает астрономию, а на 1480–1482 гг. избирается одним из ректоров университета по факультетам медицины и свободных институций. В праздничные дни он читает почетные лекции по медицине. До наших времен сохранилась (по одному экземпляру в Краковской библиотеке и в библиотеке Тюбингена) напечатанная в Риме Котермаком книжка под заглавием: «Прогностическая оценка в текущем 1483 г. магистра Георгия Дрогобича из Руси, доктора искусств и медицины Болонского университета счастливо выполненная». Это первая в истории печатная книжка нашего соотечественника; вышла она в мир 7 февраля в 1483 г. Г. Дрогобич верил в могущество человеческого ума: «Хоть и вдалеке от глаз пространства неба, и не такие удалены от ума человеческого».

    Из 1488 г. Котермак выкладывает медицину в Краковском университете. Учил Миколая Коперника. Несколько раз наведывался домой, бывал во Львове.


    Георгий Дрогобич-котермак (1450–1494).

    В 1586 г. во Львове основана первая братская школа. Братства - организации православного мещанства, которые существовали на протяжении ХV–ХVII в. и сыграли большую роль в жизни украинского народа, в его борьбе против национального и религиозного притеснения. Братства занимались разнообразной работой: благодетельством и образовательной деятельностью, помогали обеднелым членам своей парафии и тому подобное. Позже такие школы были созданы в Луцке, Бересте, Перемишли, Кам’янци-подильскому.

    15 октября в 1615 г. средством Гальшки Гулевичивни (Елизаветы Гулевич) было открыто Киевское братство, а при нем школу. в 1632 г. архимандрит Петр Могила, избранный в этом году митрополитом Киевским и Галицким, объединил Киевскую братскую школу с основанной им Лаврской школой при Киево-Печерской лавре и учредил Киевский братский коллегиум. Из 1633 г. он получил название Киево-Могилянского. В 1701 г. усилиями гетмана Украины Ивана Мазепы коллегиуму предоставлено царским указом официального титула и права Академии.

    Киево-Могилянская академия - первая в Украине высшая школа, одна из самых старых в Европе, основной культурно-образовательный центр всей Восточной Европы XVII–XVIII в. Стояла на уровне передовых университетов того времени, играла чрезвычайно большую роль в распространении культуры как в Украине, так и на восточных европейских пространствах. Киевская академия имела большое книгохранилище, где сохранялись рукописи из разных отраслей знаний, в том числе из медицины.

    Киевские профессора создали в Москве в 1687 г. Славяно-греко-латинскую академию. Большую подготовительную работу для этого выполнили, в частности, Епифаний Славинецкий и Арсений Сатановский. Закончив Киевскую братскую школу, они учились за рубежом, дальше работали преподавателями в Киево-Могилянском коллегиуме. По требованию царя Алексея Михайловича переехали в Москву для исправления за первоисточниками религиозных книг. Е. Славинецкому принадлежит перевод (1658) сокращенного учебника анатомии Андреаса Везалия под заглавием: «Врачевска анатомия с латинска, от книги Андреа Вессалия Брукселенска». До наших времен перевод не сохранился. Епифаний Славинецкий вместе с Арсением Сатановским и монахом Исаем перевели также еще космографию, в которой объяснялись системы Птолемея и Коперника. Кроме того, Епифаний Славинецкий занимался преподаванием «вольных наук» в школе при Андреевском монастыре. Умер в Москве в 1675 г.

    Первая светская больница открыта в Украине во Львове в XIII в. В городских актах Львова за 1377 г. находим сведения об основании в городе госпиталя для больных и бедных. В налоговом списке города за 1405 г. значится доктор медицины Бенедикт. В 1407 г. в город проведена глиняными трубами вода, канализационные трубы были проведены через 70 лет. Главные улицы города были мощены камнем, по околицам устланные досками. Из 1408 г. в обязанность городского палача входил вывоз из улиц мусора. В 1444 г. основана школа «для науки детей благородных и простых». В 1447 г. в городских актах вспоминается о приглашении для удовлетворения общественных потребностей врача с платой 10 кип (600) денег. Львовское братство устроило в 1522 г. при Онуфриевском монастыре пристанище для бедных и немощных и удерживало его материально. В 1550 г. городским врачом работал доктор медицины из Испании Егрениус с платой 103 злотых на год. В те времена во Львове были три городских госпиталя и двух при монастырях. Была в городе также баня, которую «по обыкновению и правом» было освобождено от всяких налогов. Школьники и учителя имели право раз на две недели пользоваться ею бесплатно.

    В средние века основной люд обслуживали не дипломированы врачи, а лечебники-ремесленники, что их у нас называли, как и в европейских странах, цирюльниками. Лечили они, опираясь на вековой опыт народной медицины. В больших городах, выполняя за предписанием докторов медицины разные лечебные рукодельные мероприятия, имея вообще близкие деловые отношения с дипломированными врачами, цирюльники пополняли свои знания. Такое сочетание опыта бытовой медицины с данными науки способствовало в некоторой степени увеличению объема медицинских знаний цирюльников. Отдельные из них достигли большого мастерства в лечении ран, проведении ампутаций, операций высечения камней, вырывание зубов и особенно в очень распространенном средстве лечения - кровопускании.

    Ремесленники средневековых городов по экономическим и правовым причинам объединялись в цеха. Документальные сведения о ремесленниках-лечебниках, или цирюльниках, находим в архивах с конца XIV в., когда по городам Украины заведено было самоуправление, известное в истории под названием Магдебургского права. В XV в. Киевскому магистрату были подчинены 16 ремесленных цехов разных специальностей, между ними был и цех цирюльников.


    Печать Киевского цеха цирюльников с изображением бритвы, ножниц, гребня с косой, банки с пиявкой и зубных щипцов (Киевский исторический музей).

    Образцом для цехов цирюльников в Украине был львовский цех, основанный в 1512 г.

    Уставы цехов цирюльников различали таких членов своего объединения: 1) учеников, которых в Украине называли «ребятами»; 2) подмастеров - они назывались «юнцами», «челядниками»; 3) мастеров. Учеников принимали возрастом 12 лет, грамотность для них была не обязательной. Каждый ученик перед вступлением вносил в цеховую шкатулку определенный взнос (от 6 грошей до 6 злотых). Учеба ученика длилась три года. Учеников у одного мастера не должно было быть больше 3–4-х. Их учили ставить банки, сухие и с насечками (кровавые), разрезать гнойные раны, вырывать зубы, перевязывать раны, налагать тиски при переломах, вправлять вывихи, изготовлять разные пластыре для лечения ран. Ученики изучали признаки определенных болезней и обязательно парикмахерское дело.


    Хирургические инструменты цирюльников (ХVІ – ХVІІІ в.).

    Члены цеха конкурировали между собой. Кроме цеховых цирюльников, в больших городах медицинской практикой занимались многие цирюльники, которые в цеха по той или другой причине не были вписаны. Назывались они «партачами» (частниками). Между обеими группами шла ожесточенная борьба. Владельцы имений имели своих цирюльников из крепостных, которых отдавали в науку к врачам или к городским цирюльникам.

    Самым распространенным методом лечения, которым пользовались цирюльники, было кровопускание. Его широко практиковали в мастерских, банях и по домам. Перед началом весенних полевых работ делали массовые кровопускания, чтобы освободить людей от зимней «сработанной» крови. Считали, что кровопускание усиливает прочность и работоспособность.

    Большие ремесленные цеха имели свои госпиталя. Меньшие цеха объединялись и имели один госпиталь. В некоторых городах госпиталя содержались на деньги, что их получали за пользование городскими весами, за переезд через мосты, переправу паромом. Кроме госпиталей, которые содержались на общественные средства, были в Украине госпиталя, существование которых обеспечивалось завещаниями зажиточных лиц, которые отписывали для этого села, мельницы, шинки и тому подобное.

    Основной вред общественному здоровью несли пошестные, или моровые болезни. Самыми сокрушительными были эпидемии чумы, оспы, тифов. Особенное место в истории медицины заняла пандемия чумы - «черная смерть» - в середине XIV в., когда она обошла все известны в те времена страны, уничтожив четверть человечества.

    Большие эпидемии возникали и в следующие годы. Да, эпидемия чумы в 1623 г. забрала во Львове 20 тыс. людей, улицы города были завалены трупами. Борьбу против чумы возглавлял вийт - доктор Мартин Кампиан, который один из власти остался в городе; портрет этого мужественного человека сохраняется в историческом музее Львова.

    Исключительно тяжелую бедность переживала Украина во время Освободительной войны. Поля были опустошены. На Подолье в 1650 г. народ употреблял в еду листья деревьев и корня. По показаниям современников, толпы голодных, опухлых людей двинулись на Заднипровья, ища там спасения. Одновременно с полдня через Молдавию распространилась на Украину чума, от которой «люди падали и лежали по дорогам, как дрова». в 1652 г. войско Богдана Хмельницкого после победы на Батозькому поле начало осаду Каменец-Подольского, но через «моровой воздух» вынуждено было ее снять. В будущем году «большой мор был по всей Украине, весьма много умерло людей», как читаем в Черниговской летописи.

    Чума прошла Украиной на протяжении 1661–1664 гг., потом - в 1673 г. В этом году особенно потерпела людность Львова и Запорожья. Казацкий совет постановил отделить зараженные курени, однако эпидемия распространялась и оставляла по себе много жертв.

    На протяжении веков в Украине существовал обычай при возникновении нашествия строить церковь всем обществом за одни сутки.

    Доктор медицины Слежковский в своей книжке «О предотвращении морового воздуха и лечении его» (1623) с целью предотвращения чумы рекомендовал натирать тело соком руты, камфорой и принимать три дня утром смесь из терияка Митридата, спирту, моче мальчика в ровном количестве. При бубонной чуме он советовал прикладывать к опухолям теплую грудь только что убитого пса или распластанные живьем голубя или лягушку.

    Интересным было медицинское обеспечение на Запорожской Сече. Жизнь запорожских казаков по большей части проходила в походах и боевых столкновениях. Помощь при разных повреждениях и заболеваниях они оказывали по правилам и средствам народной медицины. Казаки умели пускать кровь, вырывать зубы, изготовлять пластыри для лечения ран, налагать тиски при переломах. Отправляясь в поход, они вместе с запасами оружия и пищей брали и лекарства.



    Фрагмент диорамы Медицинская помощь в войске Богдана Хмельницкого

    (худ. Г. Хмелько, Центральный музей медицины Украины).

    Более-менее подробные сведения о лечебных обычаях запорожских казаков находим в рукописях французского инженера Боплана, который прожил на Украине 17 лет и свои наблюдения изложил в отдельной книге, напечатанной в 1650 г. Он пишет: «Я видел казаков, которые, чтобы лишиться лихорадки, разбавляли в рюмке водки ползаряда пороха, выпивали эту смесь, ложились спать и на утро просыпались в добром состоянии. Часто видел я, как казаки, раненые стрелами, когда не было цирюльников, сами засыпали свои раны небольшим количеством земли, которую перед этим растирали на ладони слюной. Казаки болезней почти не знают. Большая часть из них умирает в столкновениях с врагом или от старости... От природы наделены они силой и ростом высоким...». Боплан отмечает также, что во время зимних походов среди казаков больших потерь от холода не было, поскольку они трижды на день ели горячую уху из пива, которую заправляли маслом и перцем.

    Конечно, сведения Боплана не всегда достоверны. Иногда они базируются на легендах и домыслах, не отражая в полной мере действительного состояния врачебной помощи.

    Из походов запорожские казаки возвращались с большим количеством раненых, часть которых оставалась навсегда калеками. По этим причинам казаки вынужденные были мать свои госпиталя.

    Первый такой госпиталь был основан в Дубовом лесу на острове между реками Старой и Новой Самарой. Там были построены дома и церковь, окруженные защитными рвами.



    ЗапорожскийСпас” – главный казацкий госпиталь в Межгорье около Киева.

    В конце XVI в. главным госпиталем казаков становится госпиталь в Трахтемиривском монастыре на Днепре ниже Канева.



    Трахтемировский госпитальный монастырь на Днепре.

    В дальнейшем главный казацкий госпиталь размещался в Межигирскому монастыре около Киева. Монастырь имел большое книгохранилище, включая медицинские книжки, с которыми знакомились монахи монастыря. Позже гетман Богдан Хмельницкий подарил Межигирскому монастырю местечко Вышгород с окружающими селами за помощь, которую монастырь предоставлял раненным казакам.

    Военные госпиталя были также в Лебединском монастыре возле Чигирина и Левкивском возле Овруча. Монастыри охотно заботились о казаках, имели от этого и материальную прибыль. В казацких госпиталях, в противовес гражданским в городах и селах, находили пристанище не только калеки, здесь также лечили раненых и больных. Это были своеобразные первые военные лечебные заведения в Украине. В самой Запорожской Сечи раненных и больных лечили цирюльники.