Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Правила личной гигиены школьника: памятка для детей и родителей. Беседа для подростков о гигиене жилища: самые важные моменты

    Правила личной гигиены школьника: памятка для детей и родителей. Беседа для подростков о гигиене жилища: самые важные моменты

    Ольга Почкалова
    Беседа о личной гигиене «Чистота» в подготовительной к школе группе

    Цель : Формировать у детей представления о здоровом образе жизни.

    Задачи :

    Образовательные :

    Закреплять знания правильной гигиены ;

    Формировать представления о предметах личной гигиены ;

    Развивающие :

    Развивать устойчивый интерес к правилам и нормам ЗОЖ;

    Воспитательные :

    Воспитывать культуру здоровья дошкольников ;

    Формировать осознанное отношение к своему здоровью

    Предварительная работа : познавательные беседы «Если хочешь быть здоров» , «Уроки здоровья» , экскурсия в медкабинет, просмотр мультфильмов «Мойдодыр» , «Федорино горе» заучивание новой физкультминутки, разгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно-ролевая игра «Больница» , разгадывание кроссвордов «Мое тело» , чтение валеологических сказок «О мыле, расческе и зеркале» , «Для чего нужен носовой платок?» .

    Оборудование : письмо в конверте, волшебный мешочек с предметами гигиены , фишки красного и синего цвета, медали «Чистюля » для девочек и мальчиков.

    Воспитатель. Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте прочитаем его.

    Воспитатель читает стихотворение «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу» Ю. Тувима.

    Ребята, как вы думаете, почему в письме написано : «Мойтесь чище, мойтесь чаще?» , что это означает? (Дети отвечают) .

    Каждый должен ухаживать за своим телом : и взрослый и ребенок. А вы знаете, что приключилось с одним мальчиком, который не умывался?

    Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр» .

    Одеяло Убежало,

    Улетела простыня,

    И подушка, Как лягушка,

    Ускакала от меня.

    Что же произошло?

    Воспитатель. Что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? (Дети отвечают) .

    Воспитатель : Сегодня мы поговорим, о том, что для человека самое главное?

    Что нужно беречь и что ни за какие деньги не купишь? Что же это такое? (наше здоровье)

    Воспитатель : Это здоровье! А вы знаете, что нужно делать, чтобы быть здоровыми? (Закаляться, делать зарядку, заниматься спортом, питаться полезными продуктами, соблюдать режим дня и т. д.)

    Ребята, а вы знаете, что такое личная гигиена ?. Если не соблюдать правила личной гигиены , что будет с нашим здоровьем? (ответы детей)

    Воспитатель : А сейчас давайте проверим, как вы знаете предметы - которые помогают соблюдать нам чистоту тела , соблюдать гигиену ?. Отгадайте загадки.

    Загадки :

    1. Чтобы чистым быть всегда , людям всем нужна … (Вода)

    Воспитатель : Для чего нам нужна вода? Каждое утро мы умываемся, а для этого нам, конечно же, нужна вода.

    2. Костяная спинка, жесткая щетинка

    С мятной пастой дружит.

    Нам усердно служит. (Зубная щетка)

    Воспитатель : Для чего нам нужна зубная щетка?

    Зачем нужно чистить зубы ?

    Дети. Зубы нужно чистить для того , чтобы они были чистыми , белыми и здоровыми.

    Воспитатель. А сколько раз в день нужно чистить зубы ?

    Дети. Два раза : утром и вечером.

    Воспитатель. Ребята, у каждого человека зубная щетка должна быть своя, и менять ее надо через 2-3 месяца. Как вы думаете почему?

    Дети. На щетке тоже скапливаются микробы, она теряет жесткость.

    3. Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я

    Белой пеной пенится,

    Руки мыть не ленится. (мыло)

    Воспитатель : Правильно, мыло, для чего нам нужно мыло?

    Мыло и вода - наши лучшие друзья в борьбе с микробами.

    А когда нужно мыть руки?

    Дети. Руки надо мыть перед едой, после прогулки, игр, игр с животными.

    4. Вы меня намыльте смело,

    Сразу я возьмусь за дело.

    Руки, ноги, тело тру,

    Грязь любую ототру. (Мочалка)

    Воспитатель : Правильно, а что такое мочалка и для чего она нужна?

    Когда мы моемся с ней?

    Дети. Мочалка нужна, чтобы лучше отмыть грязь. Мы моемся с мочалкой в ванне не реже одного раза в неделю.

    5. Плещет теплая волна,

    Под волною белизна.

    Отгадайте, вспомните,

    Что за море в комнате? (Ванна)

    Дождик теплый и густой,

    Это дождик не простой :

    Он без туч, без облаков,

    Целый день идти готов. (Душ)

    Воспитатель : Правильно, ванна, (повторить правила безопасности в ванной)

    6. После бани помогаю, промокаю, вытираю.

    Пушистое, махровое, чистое , новое. (Полотенце)

    Воспитатель : Полотенце должно быть у каждого свое. У нас в детском саду отдельное полотенце у каждого ребенка, и у воспитателей тоже. Никто чужим не вытирается. Почему? (Дети отвечают) .

    Ребята, есть полотенца для рук и лица, есть для ног. Можно ли вытирать полотенцем для рук ноги? И наоборот? (Дети отвечают) .

    7. Чтобы волосы блестели

    И красивый вид имели,

    Чтоб сверкали чистотой ,

    Мною их скорей помой. (Шампунь)

    Воспитатель : Правильно, для чего нам нужен шампунь? (Дети отвечают) .

    8. Целых двадцать пять зубков

    Для кудрей и хохолков,

    И под каждым под зубком

    Лягут волосы рядком (Расческа)

    Воспитатель : Правильно, для чего нужна расческа?

    А вы знаете, зачем расчесывают волосы? Может, это и не нужно вовсе? (Дети отвечают) .

    И расческа тоже должна быть у каждого своя.

    Воспитатель. А носовой платок у каждого должен быть свой, или можно дать его соседу, когда он ему необходим? (Дети отвечают) .

    Физкультминутка

    (Дети выполняют движения в соответствии с текстом) .

    Кто умеет чисто мыться ?

    Кто водички не боится?

    Это - мы, это - мы,

    Это, это, это - мы!

    Умываться мы умеем,

    Моем руки - вот так, вот так,

    Моем шею - вот так, вот так,

    Чистим зубки - вот так , вот так.

    Мы помылись, как большие,

    Вот мы чистые какие !

    Воспитатель : -А сейчас я предлагаю поиграть.

    Дидактическая игра «Личное или общее

    Одна команда из предложенных предметов гигиены выбирает те предметы, которыми могут пользоваться все члены семьи, другая команда выбирает только те предметы, которыми нужно пользоваться индивидуально и кладет их на поднос.

    Игра «Разрешается – запрещается»

    Ведущий называет различные правила и нарушения правил гигиены по уходу за телом человека, дети если можно, то показывают синего цвета кружок, если же запрещается, то красного.

    Разрешается :

    Чистить зубы

    Мыть волосы

    Пользоваться носовым платком

    Принимать душ

    Мыть руки

    Запрещается :

    Грызть ногти

    Не мыть волосы

    Ковырять в носу

    Ходить в грязной одежде

    Ходить неопрятным.

    Воспитатель : Молодцы ребята! Справились с заданиями.

    А сейчас послушайте стихотворение М. Котина. «Пугалки»

    Кто зубы не чистит , не моется с мылом,

    Тот вырасти может болезненным, хилым.

    Дружат с грязнулями только грязнули,

    Которые сами в грязи утонули.

    Из них вырастают противные бяки,

    За ними гоняются злые собаки.

    Грязнули боятся воды и простуд,

    А иногда вообще не растут.

    Воспитатель : Грязнулей быть плохо, это ясно. Но как же не быть грязнулей давайте вспомним, что для этого надо делать?

    Молодцы, ребята. Я думаю, вы запомнили эти простые правила и будете их выполнять всегда, без напоминания взрослых. И тогда вам будут всегда говорить, какой опрятный человек!

    Сюрпризный момент : награждение детей медалями «Чистюля » .

    Воспитатель. А в заключение, дорогие мои «чистюли » , давайте послушаем песенку «Если утром дети умываются» .

    Конспект НОД в старшей группе на тему «Секреты Мойдодыра»

    Цель: создать условия для формирования понятия "Личная гигиена"
    Задачи:
    познакомить детей с понятием «личная гигиена».
    способствовать формированию знания о значении личной гигиены для здоровья людей.
    создавать условия для закрепления навыков культуры внешнего вида.
    Оборудование:
    презентация «Секреты Мойдодыра», предметы личной гигиены: зубные щетки, мыло, мыльница, полотенце, стаканчик для полоскания рта, расческа – на каждого ребенка; массажные мячи на каждого ребенка;
    Предварительная работа:
    Чтение детям произведения К.И. Чуковского «Мойдодыр».
    Беседа по- прочитанному.
    Заучивание отрывков произведения.
    Методические приемы: Чтение произведений художественной литературы, демонстрация презентации, практическая деятельность, показ приемов личной гигиены, показ приемов массажа, сюрпризный момент, физкультминутка, дидактическая игра, вопросы к детям.1 часть. Вводная
    (Дети сидят на стульчиках)
    Я сегодня вас приглашаю в одну чудесную страну. Но сначала мне надо узнать, готовы ли вы к этому путешествию. Послушайте отрывок из сказки:
    Одеяло
    Убежало,
    Улетела простыня,
    И подушка,
    Как лягушка,
    Ускакала от меня.
    - Из какой сказки этот отрывок? (Дети отвечают. Слайд)
    - Кто написал эту сказку? (дети отвечают. Слайд- К.И. Чуковский)
    - Что случилось в этой сказке?
    «Отчего же все кругом
    Завертелось, закружилось
    И помчалось колесом?» (Дети отвечают. Слайд- иллюстрация из сказки)
    - Кто главные герои этой сказки? (Дети отвечают. Слайд- иллюстрации из книги Мойдодыр и Грязнуля)
    - Кто вспомнит, как описывает автор Мойдодыра? (Ответы детей)
    - Как описывает автор грязнулю? (Ответы детей)
    2 часть. Беседа о личной гигиене, о предметах личной гигиены
    - А вы у меня не такие? Ребятки, посмотрите, какие вы все у меня опрятные, аккуратные.
    Люди говорят: кто опрятен - тот приятен. Почему? (Ответы детей)
    - Что вы делаете, чтобы быть опрятными и приятными. (Ответы детей)
    - Кто знает, что такое личная гигиена? (Ответы детей)
    Личная – от слова лицо, гигиена – от слова чистота. Личная гигиена – это содержание в чистоте лица, рук, тела.
    - Скажите, пожалуйста, а чистота тела нужна только для того, чтобы быть опрятным и приятным? (Ответы детей)Чистота тела нужна еще и для здоровья. Ведь если не мыться, не мыть рук, то в организм могут попасть разные микробы, да и тело не дышит. А ведь через кожу мы получаем кислород. Я приглашаю сегодня вас в царство Мойдодыра, где вы сможете познакомиться с правилами личной гигиены, узнать для чего они нужны, и узнать все секреты и тайны Мойдодыра. В стране Мойдодыра вас ждут разные испытания и задания.
    - Что нам помогает быть чистыми? (Ответы детей)
    - У Мойдодыра есть помощники, которые помогают ему делать людей чистыми и опрятными. Это предметы личной гигиены. Я сейчас вам загадаю о них загадки. Отгадать загадки - это будет ваше первое задание.
    1. Неопрятный коготок превратим мы в ноготок,
    чистый и опрятный, и на вид приятный. (Ножницы)

    2. Мойдодыру я родня,
    Отверни-ка ты меня, и холодною водою
    Живо я тебя умою (Кран)

    3. Костяная спинка, жесткая щетинка,
    С мягкой пастой дружит,
    Нам усердно служит. (Зубная щетка)

    4. Ускользает как живое, но не выпущу его я,
    Белой пеной пениться, руки мыть не лениться. (Мыло)

    5. Резинка Акулинка пошла гулять по спинке.
    И пока она гуляла, спинка розовою стала (Губка)

    6. Там где губка не осилит,
    не домоет, не домылит,
    На себя я труд беру:
    Пятки локти с мылом тру
    И коленки оттираю,
    Ничего не забываю. (Мочалка)

    7. Вафельное и полосатое, гладкое и лохматое,
    Всегда под рукою – Что это такое? (Полотенце)

    8. Хожу, брожу не по лесам,
    А по вихрам и волосам,
    И зубы у меня длинней, чем у волоков и медведей (Расческа)

    9. Лег в карман и караулю
    Реву, плаксу и грязнулю
    Им утру потоки слез,
    Не забуду и про нос (носовой платок)
    (отгадки на слайде)

    (дети выполняют задание и получают фишки).
    - Ну а теперь вперед в царство Мойдодыра:

    Физкультминутка
    Рано утром мы проснулись
    Потянулись, улыбнулись
    Быстро в ванную идем:
    Щечки моем, шейку трем
    И, потом, почистив зубки,
    к Мойдодыру попадем.
    (Подводит детей к двери в умывальную комнату.
    3 часть. Практическая
    -Ну, вот ребята вы и в царстве Мойдодыра. Это умывальная комната, то место где приводят себя в порядок, занимаются личной гигиеной. Посмотрите, что здесь есть? (Ответы детей)
    - Правильно – это предметы личной гигиены.
    Но если вы попали в царство Мойдодыра, то давайте посмотрим все ли такие опрятные и приятные. Я сейчас проверю ваши ногти. Ну-ка скорей показывайте! (проверяя ногти, читает стихотворение)
    О ногтях
    Кто ногтей не чистит,
    И не подстригает,
    Тот своих знакомых
    Здорово пугает.
    Ведь с ногтями грязными,
    Длинными и острыми
    Могут очень просто вас
    Перепутать с монстрами.
    (Андрей Усачев)

    Почему надо стричь ногти? ? (дети отвечают)
    Ногтевая грязь очень вредна в ней скапливаются микробы, и на грязные ногти неприятно смотреть. Ногти любят встречаться с маленькими ножницами и не любят, когда их грызут.
    - Скажите, дети, что у нас сильнее всего пачкается? (дети отвечают) Правильно руки.
    Почему они сильнее всего пачкаются? Они наши главные помощники, им приходиться много работать, и они ничем не прикрыты. Поэтому их следует мыть чаще.
    -Когда надо мыть руки? (ответы детей): обязательно перед едой, после прогулки, после туалета и когда они запачкаются.
    Не надо бояться мыла: мыльные пузырьки «ловят» вредных микробов, которые проникают в организм человека и приносят ему болезни.

    Покажите свои чистенькие зубки. Для чего надо чистить зубки? (Дети отвечают) Конечно, белые зубки – это красиво. Но если не чистить зубы, то на зубах образуется налёт из микробов и остатков пищи. Частички пищи застревают между зубами. Поэтому обязательно надо чистить зубы. А после еды полоскать рот.
    - Кто знает, как правильно чистить зубы? (Ответы детей) Зубы надо чистить с углов, с боковых зубов. Сначала изнутри, вверх-вниз. Так чистят стеночки. Затем передние нижние и верхние так же. По верхушкам зубов водим щеткой кругами или петельками..

    Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,
    Даже самый дальний зуб очень важный зуб.
    Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…
    Снизу вверх, сверху вниз, чистить зубы не ленись.
    Ну а если ты не будешь,
    зубки чистить по утрам,
    боль зубную не забудешь,
    будешь ныть по вечерам…

    Ну а теперь давайте умоемся. Чтобы в глаза не попала мыльная пена, их надо крепко закрывать. Что еще надо помыть? Шею, уши. Эти места всегда выдают грязнуль!
    Кто не хочет быть грязнулей
    Моет шею, моет уши,
    Добела. Добела!
    Ты журчи, журчи, водица
    Хорошо ты нам помыться,
    Помогла, помогла!
    А теперь берите полотенца. Вытирать надо сначала лицо, слегка прижимая к себе полотенце, а затем руки.
    - У Мойдодыра есть помощница:
    Целых 25 зубов
    Для кудрей и хохолков
    И под этими зубками
    Лягут волосы рядками.

    Да ребятки, волосам надо также уделять внимание, чтобы выглядеть опрятным и аккуратным. Волосы мы моем – с чем?(ответы детей)
    А теперь возьмите расчески и аккуратно причешитесь. (читает стихотворение)
    Что мы делаем расческой? Тане делаем прическу.
    Волос к волоску – коса, каждой девочке краса!
    Что мы делаем расческой? Вите делаем прическу.
    Витя в зеркало глядит: нет вихров – приятный вид!
    - Ну что ж, мы узнали все секреты Мойдодыра и нам пора обратно в группу. Но не все фишки получены и не все испытания закончились. (переход в группу)
    4 часть. Массаж кистей рук
    - Вот сейчас, когда ручки у вас чистые – пречистые на коже открыты все поры. Поры – это маленькие дырочки, через которые кожа дышит, в организм поступает кислород и кровь разносит его по всему организму. Чтобы кровь бежала быстрее мы с вами сделаем массаж рук. Сначала ладошек, а затем рук до локтей. (Дает детям массажные мячики дети по показу повторяют движение)
    5 часть. Развивающая игра "Правильно – неправильно."
    Я предлагаю вам сыграть в игру «Правильно - неправильно». Если я буду называть хороший поступок, то вы будете поднимать руку. Если поступок плохой, и вы с ним не согласны, то топать ногой. Будьте внимательны.
    Ситуации:
    - Можно брать грязные руки в рот,
    - Можно грызть ногти,
    - Надо мыть руки после прогулки,
    - Можно не мыть руки после туалета,
    - Можно при всех ковырять в носу,
    - Не надо принимать вечером душ,
    - Можно не причесываться,
    - Утром можно не умываться,
    - Можно грызть зубами грецкие орехи,
    - Надо полоскать зубы после еды,
    - Не надо чистить зубы 2 раза в день,
    - Посещай зубного врача только когда заболит зуб,
    - Можно давать другу расческу,
    - Нельзя пользоваться чужой зубной щеткой,
    - Надо есть много конфет.
    6 часть. Итоговая
    - Садитесь на стульчики. Давайте вспомним все, чему мы научились в царстве Мойдодыра, все правила личной гигиены.
    - Расскажите как надо ухаживать за ногтями (дети отвечают) Слайд- Как надо ухаживать за ногтями
    - Расскажите, как надо мыть руки? (дети отвечают) Слайд- алгоритм мытья рук
    - Когда и сколько раз надо умываться и мыть руки? (дети отвечают) Слайд – Зачем и когда надо мыть руки и умываться
    - Как надо чистить зубы? (дети отвечают) Слайд –алгоритм чистки зубов.
    - Когда, как и зачем нужно чистить зубы? (дети отвечают) Слайд – Когда надо чистить зубы.
    - Когда и для чего надо принимать душ? (дети отвечают) Слайд –когда и для чего принимать душ и ванну.
    - Как надо ухаживать за волосами? (дети отвечают) Слайд – как надо ухаживать за волосами
    - Как ухаживать за носом? (дети отвечают) Слайд – как надо ухаживать за носом.

    Слайд - ребенок протягивает свое полотенце зубную щетку, расческу, носовой платок другому ребенку – знак запрещения.
    - Что это за знак? Чем нельзя делиться с другом? Почему – этого нельзя делать? (дети отвечают)

    (За каждый правильный ответ дети получают фишки)
    7 часть. Заключительная
    (Слайд Мойдодыр.)
    Вот и закончилось наше путешествие в царство Мойдодыра. Теперь, когда вы прошли все испытания и выполнили все задания, много фишек набрали. Я думаю, что Мойдодыр будет рад подарить вам подарки (Открывает коробочку, сверху лежит письмо) Ой, ребята, здесь не только подарки, но и письмо (читает): Слайд – иллюстрация из книги веселый Мойдодыр с чистым мальчиком.
    Письмо ко всем детям по одному очень важному делу”.
    Дорогие мои дети!
    Я пишу вам письмецо:
    Я прошу вас, мойте чаще
    Ваши руки и лицо.
    Все равно какой водою:
    Кипяченой, ключевой,
    Из реки, иль из колодца,
    Или просто дождевой!
    Нужно мыться непременно
    Утром, вечером и днем –
    Перед каждою едою,
    После сна и перед сном!
    Тритесь губкой и мочалкой,
    Потерпите – не беда!
    И чернила и варенье
    Смоют мыло и вода.
    Дорогие мои дети:
    Очень, очень вас прошу:
    Мойтесь чище, мойтесь чаще –
    Я грязнуль не выношу.
    Не подам руки грязнулям,
    Не поеду в гости к ним!
    Сам я моюсь очень часто.
    До свиданья!
    Мойдодыр (Юлий Тувим)
    Давайте пообещаем Мойдодыру, что мы всегда будем мыться, будем опрятными и аккуратными и здоровыми (дети хором говорят слова):
    Да здравствует мыло душистое.
    И полотенце пушистое.
    И зубной порошок,
    И густой гребешок!
    Давайте же мыться, плескаться.
    Купаться, нырять, кувыркаться
    В ушате, в корыте, в лохани,
    В реке, в ручейке, в океане, -
    И в ванне, и в бане
    Всегда и везде
    Вечная слава воде! (Корней Чуковский)
    - А от себя я хочу добавить: запомнить надо навсегда: залог здоровья – чистота!
    Слайд – Запомнить надо навсегда: залог здоровья - чистота

    Жду ваших комментариев коллеги)

    План – конспект беседы

    в старшей разновозрастной группе

    на тему: «Личная гигиена»

    1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
    2. Воспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела

    В начале беседы воспитатель вспоминает разговор об инфекционных болезнях, о том каким образом можно заразиться. Обсуждает с детьми ситуации, в которых необходимо мыть руки. Предлагает им объяснить, почему именно в этих случаях необходимо мыть руки, соблюдать личную гигиену.

    Педагог обращает внимание детей, что в одних случаях следует мыть руки «до», а в других «после» определенных действий.

    А теперь подумайте и сочините ситуацию, когда необходимо мыть руки. Почему это необходимо делать?

    А вы умеете правильно мыть руки? Расскажите как вы это делаете? Давайте все вместе попробуем представить себе, что мы моем руки.

    Выполняется имитация движений

    1. Закатить рукава.
    2. Намочить руки.
    3. Взять мыло и намылить руки. Затем положить мыло и хорошо намылить каждый пальчик, а затем всю ладонь.
    4. Смыть водою мыло.
    5. Закрыть кран.
    6. Вытереть руки.
    7. Опустить рукава.

    Молодцы, а как еще можно следить за чистотой своего тела? Что надо делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным (Купаться, умываться, чистить зубы, мыть уши, причесывать волосы, следить за чистотой одежды и обуви и т.д.)

    Как вы думаете, быть опрятным – это только содержать в чистоте свое тело? Или надо делать что-то еще?

    Какой должна быть одежда человека? Его вещи?

    У каждого человека есть индивидуальные предметы, которыми пользуется только хозяин. Какие индивидуальные предметы вы знаете? Почему нельзя причесываться чужой расческой? Чистить зубы чужой щеткой? Пользоваться чужим полотенцем?

    Детей необходимо подвести к выводу о том, что соблюдение правил личной гигиены поможет не только выглядеть красиво, но и оградить организм от попадания микробов и других вредных элементов.

    Какие индивидуальные предметы есть у вас? Как они хранятся? Как вы ими пользуетесь?

    Теперь возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте предметы лично гигиены, которые есть у вас.

    Речевой дидактический материал

    Пословицы, поговорки.

    Не замоча рук, не умоешься.

    Пар костей не ломит.

    Пар любить – баню топить.

    Загадка

    Дождик теплый и густой,

    Это дождик не простой.

    Он без туч, без облаков,

    Целый день идти готов.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План – конспект беседы

    в старшей разновозрастной группе

    на тему: «Личная гигиена»

    Цели:

    1. Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур
    2. Воспитывать привычку заботиться о чистоте своего тела

    В начале беседы воспитатель вспоминает разговор об инфекционных болезнях, о том каким образом можно заразиться. Обсуждает с детьми ситуации, в которых необходимо мыть руки. Предлагает им объяснить, почему именно в этих случаях необходимо мыть руки, соблюдать личную гигиену.

    Педагог обращает внимание детей, что в одних случаях следует мыть руки «до», а в других «после» определенных действий.

    А теперь подумайте и сочините ситуацию, когда необходимо мыть руки. Почему это необходимо делать?

    А вы умеете правильно мыть руки? Расскажите как вы это делаете? Давайте все вместе попробуем представить себе, что мы моем руки.

    Выполняется имитация движений

    1. Закатить рукава.
    2. Намочить руки.
    3. Взять мыло и намылить руки. Затем положить мыло и хорошо намылить каждый пальчик, а затем всю ладонь.
    4. Смыть водою мыло.
    5. Закрыть кран.
    6. Вытереть руки.
    7. Опустить рукава.

    Молодцы, а как еще можно следить за чистотой своего тела? Что надо делать, чтобы всегда быть чистым и опрятным (Купаться, умываться, чистить зубы, мыть уши, причесывать волосы, следить за чистотой одежды и обуви и т.д.)

    Как вы думаете, быть опрятным – это только содержать в чистоте свое тело? Или надо делать что-то еще?

    Какой должна быть одежда человека? Его вещи?

    У каждого человека есть индивидуальные предметы, которыми пользуется только хозяин. Какие индивидуальные предметы вы знаете? Почему нельзя причесываться чужой расческой? Чистить зубы чужой щеткой? Пользоваться чужим полотенцем?

    Детей необходимо подвести к выводу о том, что соблюдение правил личной гигиены поможет не только выглядеть красиво, но и оградить организм от попадания микробов и других вредных элементов.

    Какие индивидуальные предметы есть у вас? Как они хранятся? Как вы ими пользуетесь?

    Теперь возьмите бумагу и карандаш и нарисуйте предметы лично гигиены, которые есть у вас.

    Речевой дидактический материал

    Пословицы, поговорки.

    Не замоча рук, не умоешься.

    Пар костей не ломит.

    Пар любить – баню топить.

    Загадка

    Дождик теплый и густой,

    Это дождик не простой.

    Он без туч, без облаков,

    Целый день идти готов.

    Беседа для подростков о гигиене жилища проводится в форме классного часа. Подросткам не только объясняют, что входит в понятие — гигиена помещения, но и учат, как поддерживать чистоту.

    Беседа для подростков о гигиене жилища должна начинаться с объяснения важности содержания жилого помещения в порядке с точки зрения состояния здоровья. Они должны знать, что входит в это понятие.

    Если квартира светлая, чистая и теплая, то проживать в ней безопасно и на состояние здоровья никакого неблагоприятного воздействия не оказывается.

    В квартире обязательно должно быть светло, и нужно обеспечить максимальный доступ света. Убрать от окна громоздкие предметы, не загружать подоконники габаритными комнатными растениями. Особенно важно, чтобы был доступ света на места, где делают уроки дети или занимаются взрослые.

    Как только оконные стекла загрязняются, их следует протирать. Не нужно придерживаться режима: стекла моют, когда окна шпаклюют осенью и открывают весной. Загрязненные стекла закрывают доступ солнечному свету.

    Доступ к окну всегда должен быть свободным, чтобы помещение можно было проветрить в нужное время. Если долго находиться в душной комнате, то падает трудоспособность, начинаются головные боли. Проветривать помещение необходимо ежедневно, вне зависимости от климатических условий.

    Отдельно стоит поговорить о гигиене кухонного помещения. Здесь чистота должна соблюдаться неукоснительно. От чистоты на кухне зависит здоровье всех, кто живет в этой квартире. Если не мыть посуду вовремя, не протирать горизонтальные поверхности, на которых готовят пищу, то есть вероятность роста патогенных микроорганизмов. Внедрение их в продукты питания провоцирует развитие кишечных инфекций.

    Кухонные полотенца менять следует ежедневно. Стерилизовать при стирке их не требуется, но желательно проглаживать с 2 сторон.

    Места общего пользования и сантехнику требуется мыть регулярно. В настоящее время достаточно средств, чтобы поддерживать в чистоте раковину и унитаз.

    Если в доме есть дети, животные, или люди, которые страдают аллергическими реакциями на бытовую химию, то это не значит, что нужно откладывать уборку на неделю, дожидаясь, когда все покинут помещение. Можно применять народные средства, которые очищают бытовые приборы и поверхности от грязи.

    Для мытья посуды и всех бытовых поверхностей можно приготовить универсальное моющее средство на основе пищевой соды – на 1 л теплой воды 4 столовых ложки.

    Если собираешься мыть полы, лучше растворять кальцевую соду.

    Поверхность газовой плиты при наличии пятен посыпают обычной солью, сбрызгивают водой, а потом аккуратно все смывают мягкой губкой, чтобы не повредить металл или эмаль.

    Прочистить канализация можно с помощью обыкновенного уксуса и пищевой соды. Смешивается половина стакана уксуса с половиной стакана соды и сливается в водосток. Промыть требуется через 5 минут.

    Очистить унитаз поможет средство, составленное из буры и лимонного сока.

    Ремонтировать помещение нужно не по плану, а как только понадобится аварийный ремонт. Особенно важно, чтобы в порядке были все разъемы и соединения труб. Бытовая сырость немедленно отражается на состоянии здоровья, провоцирует риск заболеваний дыхательных органов.

    Беседа для подростков о гигиене жилища должна включать в себя пояснения: что лучше, влажная уборка или сухая; как поддерживать постоянную чистоту? Если человек соблюдает гигиенические правила, это показывает уровень его культуры.

    Цели и задачи классного часа:

    Привитие навыков соблюдения правил личной гигиены;

    Мотивация младших школьников на соблюдение правил хорошего тона и этикета.

    Описание классного часа

    1. Мини-беседа «Чем важна личная гигиена?»

    Учитель : Ребята, сегодня мы постараемся рассмотреть понятие личной гигиены как составную часть хороших манер.

    Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения.

    Приходить в школу с чистыми руками — это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в школу больным? (Рассуждения учеников.) Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей уже в начальных классах, так как личная гигиена и есть составная часть этикета.

    Личная гигиена — это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливаются жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело. Грязная кожа может принести вред здоровью, и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.

    Каждое утро все ребята должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером. Запомните некоторые рекомендации врачей и родителей:

    К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце, и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз.

    Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, так как на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным.

    Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке.

    Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей.

    Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши.

    После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.

    Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо. Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

    После мытья ноги нужно тщательно вытереть специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

    Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.

    Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует надеть чистое белье.

    Очень тщательно нужно промывать волосы, так как на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко (но совсем обстригать волосы не рекомендуется), особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

    Требуют ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в две недели их необходимо аккуратно подстригать, потому что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу. Грязные ногти — признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае нельзя грызть ногти!

    Особенно важно следить за чистотой рук. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т. д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т. д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

    Каждый школьник должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека.

    Самой распространенной болезнью зубов является кариес — разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать в начале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления, могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек. При наличии кариозных зубов плохо пережеванная и мало пропитанная слюной пища попадает в желудок. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2-3 лет. Непосредственной причиной кариеса является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса благоприятствуют деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

    Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить зубы ребенка здоровыми? Чистить зубы необходимо утром и обязательно вечером перед сном. Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно. После этого мальчик или девочка должны открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов. Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла. Хранить зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, подставке и т. п.).

    Дети младшего школьного возраста должны овладеть приемами массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют десны движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти — движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

    Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких, например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т. п.). Для удаления частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача.

    С раннего детства необходимо приучить себя обязательно пользоваться носовым платком: при кашле и чихании из носоглотки выделяется большое количество микробов, и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что очень вредно.

    Школьник должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды) во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

    Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

    Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать.

    При возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким.

    2. Мини-беседа «От личной гигиены к гигиене жилища»

    Учитель : Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь — поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

    Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3—5 раз. Оно должно проводиться зимой не менее 3 раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут. Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18-20°С, относительная влажность 30-60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса. Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

    У каждого мальчика или девочки должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15-25 см больше длины тела ребенка. Спать они должны в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и их не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.

    Каждый школьник должен быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить в специальном месте (вешалка, шкаф и т. д.).

    Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Почаще выносить подушки и одеяла на открытый воздух и подвергать их солнечному облучению.

    Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь, и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

    В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и др.).

    Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или взрослому.

    Сырую воду или воду из крана пить нельзя, только кипяченую. Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, заросших прудах, местах стока канализации, местах водопоя скота1.

    3. Режим дня школьников.

    Режим дня ребенка — это прежде всего рациональное распределение времени на все виды деятельности и отдыха в течение суток. Основная цель организации режима дня — обеспечение высокой работоспособности на протяжении всего периода бодрствования. Режим дня создает оптимальные условия для укрепления здоровья и повышения работоспособности. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается определенный ритм деятельности всего организма. Это улучшает его функциональные возможности и позволяет наиболее эффективно выполнять различные виды работ.

    Ученик младших классов должен в определенное время просыпаться и ложиться спать, выполнять утреннюю гигиеническую гимнастику и закаливающие процедуры, завтракать, обедать и ужинать, заниматься спортом, готовить уроки, отдыхать. В каждом отдельном случае режим разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей ребенка, конкретных условий его учебы и быта.

    Основные гигиенические положения режима дня: правильное чередование различных видов деятельности (учеба, отдых, тренировки и т. д.) в течение дня (утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, тренировочные занятия, туристские походы, прогулки).

    Режим дня школьника в общих чертах можно представить таким образом: вставать следует не позднее 7 часов, затем в течение 7-10 минут делать гимнастику, обтираться влажным полотенцем или принимать душ.

    Необходимо установить определенное время для питания и строго его придерживаться, чтобы пища лучше усваивалась. Есть следует за 1,5-2 часа до занятий физическими упражнениями и спустя 40 минут после окончания. Ужинают за 2-2,5 часа до сна.

    Домашние учебные занятия также следует выполнять в одни и те же часы. Через каждые 45 минут устраивайте 10-минутные перерывы, во время которых рекомендуется встать, походить, выполнить несколько физических упражнений.

    Каждый день школьник должен выполнять различные виды домашних работ: убирать помещение, мыть посуду и т. п. В свободное время можно почитать, погулять на улице.

    Примерный режим дня школьника младших классов:

    Подъем: 7.00.

    Утренняя зарядка, водные процедуры, уборка постели, туалет: 7.00-7.30.

    Завтрак: 7.30-7.50.

    Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе: 7.50-8.20.

    Занятия в школе: 8.30-12.30.

    Горячий завтрак в школе: 11.00.

    Дорога из школы или прогулка после занятий в школе: 12.30-13.00.

    Обед: 13.00-13.30.

    Послеобеденный отдых или сон: 13.30-14.30.

    Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе: 14.30-16.00.

    Полдник: 16.00-16.15.

    Приготовление домашних заданий: 16.15-17.30.

    Прогулки на свежем воздухе: 17.30-19.00.

    Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье и т. д.): 19.00-20.00.

    Приготовление ко сну: 20.00—20.45 — просмотр телевизора, спокойные игры (компьютер), повторение домашних заданий (учащиеся 3-4-х классов).