Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Отклонения в развитии ребенка. Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка

    Отклонения в развитии ребенка. Тревожные признаки отклонения в развитии ребенка

    Прочитав эту статью, Вы сможете понять есть ли у малыша до года какие-либо отклонения в развитии .
    Известный немецкий педиатр Т.Хельбрюгге выделил несколько особо важных признаков в развитии ребенка: сидеть,ползать, ходить, держать предмет, разговаривать и общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют его возрасту и должны насторожить родителей. Возможно, ребенку необходимо тщательное медицинское обследование.

    Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребенка (все данные указаны на конец месяца) .

    Месяца.

    1 В вертикальном положении кроха не может на несколько секунд удержать голову.
    2 Не может поднять головку на несколько сантиметров от поверхности и удержать ее. Делает несимметричные, хаотичные движения ногами и руками.
    3 Лежа на животе, не удерживает голову в течение 40-60 сек. Не умеет удержать голову на 30 сек. находясь в вертикальном положении.
    4 Когда лежит на животике, не может приподняться, опираясь на предплечья. В то время, когда кроху поднимают из положения лёжа, головка его отклоняется назад. Когда ребенка поддерживают в вертикальном положении под ручками, он даже не пытается опереться на пальцы ног.
    5 Ребенок плохо поворачивается с живота на спинку. Плохо держит головку, особенно тогда, когда его приподнимают за руки из положения лёжа.
    6 Когда лежит на животе, не дотягивается до игрушки. Если кроху придерживают в вертикальном положении под мышками не перебирает ножками "пританцовывая".
    7 При поддержке за ручки не пытается сесть.
    8 Не ползает назад. Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.
    9 Ребенок лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед. Когда малыш сидит, плохо держит равновесие и не может повернуться вокруг себя.
    11 Не умеет ползать на четвереньках. Не может сидеть протянув вперед ножки. Не может передвигаться, держась за опору.
    12 Не умеет сделать 3-5 шагов, держась за руки взрослого.

    Кроме развития умений сидеть, ползать, стоять и ходить, очень главным для ребенка в процессе изучения окружающего пространства является руки, прежде всего, движений хватания. Новорожденный малыш рождается на свет с хватательным рефлексом, который проявляет себя как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс пропадает, и формируются осознанные хватательные движения. Помочь хорошо развить у ребенка моторику рук помогут специальные занятия о которых Вы сможете прочесть в статье "Развитие детей по системе Монтессори "

    Отклонения ребенка в развитии мелкой моторики.

    Конец 3 месяца. Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету яркой окраски, который взрослые держат перед ним, не рассматривает свои ручки.
    Конец 5 месяца. Ребенок не может потянуться к заинтересовавшей его игрушке.
    Конец 6 месяца. Не может схватить и удержать кубик.
    Конец 8 месяца. Не умеет удержать между указательным и большим пальцами предмет размером с пуговицу.
    Конец 9 месяца. Не пытается сам пить из кружки, сдергивать с головы шапочку.
    Конец 12 месяца. Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому.

    К числу наиболее опасных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание речевого и познавательного развития ребенка, относятся нарушения в развитии слуха и зрения . Поэтому при при первых же появившихся у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения полного медицинского обследования ребенка.

    Отклонения ребенка в развитии зрения (данные указаны на конец месяца).

    Месяц.

    1 Ребенок не следит глазами за движениями света (Например: свечка, фонарик). Не смотрит в глаза наклонившегося к нему человека.
    2 Не следит глазами за игрушкой. Не повторяет за взрослым его мимику.
    3 Не изучает свои руки, не подносит их к глазам, не перебирает (не двигает) пальцами. Малыш не улыбается в ответ на улыбку и доброжелательную мимику взрослого человека.
    5 Ребенок не протягивает руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку.
    6 Не умеет переложить игрушку из одной руки в другую.
    7 Не может стучать кубиком по столу или другой поверхности.
    8 Не берет двумя пальцами протянутые к нему игрушки.
    9 Не умеет стучать кубиками друг об друга.
    10 Не сбрасывает игрушки со стола или не выбрасывает из манежа.
    12 Не интересуется игрушкам (погремушками, машинкам, куклам). Не пытается найти игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не повторяет движения взрослого игрушками (не ставит кубик на кубик). Не умеет выложить кубики в одну линию.

    Отклонения в развитии слуха у ребенка (данные на конец месяца) .

    Месяц.

    1 В ответ на неожиданный и громкий звук не проявляет реакцию торможения сосательных или двигательных движений (ребенок не вздрагивает, не моргает).
    2 Ребенок не прислушивается к звуку колокольчика (который находится на расстоянии 1,5 метра от него).
    3 Не ищет глазками и не поворачивает голову вправо и влево в направлении звучащего предмета или звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
    5 Не прекращает плакать, если слышит пение мамы или музыку.
    6 Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
    7 Не поворачивает голову в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда с ним разговаривают.
    8 Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует (не замирает) в ответ на новый непривычный для него звук. Ребенок не проявляет интерес к музыке. Лепет у малыша отсутствует.
    9 Не проявляет реакции на свое имя. Не понимает слово "нет", запрета. Не играет в "разговор".
    10 Не лепечет, либо лепет монотонно окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
    12 Не показывает по просьбе взрослого на картинки, людей, животных или знакомые предметы. Не повторят за взрослым простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Ребенок не поворачивается как в сторону тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим звукам и музыке. Даже не пытается говорить.

    Большинство родителей начинает беспокоиться если ребенок плохо говорит или не говорит вовсе после 2-2,5 лет. В некоторых случаях после проведения полной диагностики (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребенка связаны с серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Специалисты,которые работают с маленькими детьми, знают о том, что по характеру предречевых характеристик речи ребенка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи. Родители должны обратиться к врачу, если заметят у ребенка признаки, описанные ниже.

    Отклонения в развитии речи у ребенка (данные на конец месяца).

    Месяц.

    1 Не кричит когда хочет есть, когда мокрый или других неприятных ощущениях.
    4 Ребенок не улыбается, когда с ним разговаривают.
    5 Не умеет произносить звуки или слоги (ба-ба-ба, дя-дя-дя, тя-тя-тя). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом предметы или людей, которые она называет ("Где бабушка?", "Где киса?")
    7 Кроха не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками.
    9 В речи у малыша не появились повторяющиеся одинаковые слоги, звучащие как одно слово (ма-ма, ням-ням,да-да)
    10 Не может повторить за родителями около восьми различных звуков или слогов. Не умеет покачать головой в стороны в знак отрицания (нет-нет), помахать ручкой до свидания (пока-пока).
    12 Не может произносить не одного понятного "детского слова", которым ребенок называет одни и те же предметы, людей и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не умеет выполнить простую просьбу (например: дай мяч).

    Постепенно ребенок овладевает нужными для жизни навыками общения с окружающими людьми , простыми способами самообслуживания (учиться самостоятельно есть, пить, одеваться), начинает осознавать себя как личность . Все это в психологии принято называть социализацией ребенка . Но случается, что ребенок не может приобрести эти умения, он избегает общения с людьми (и даже с мамой), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребенка развиваются как называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

    Отклонения ребенка в социальном развитии.

    Конец 1 месяца . Не перестает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
    Конец 2 месяца. Не смотрит на мать, когда она с ним заговаривает.
    Конец 3 месяца. Ребенок не улыбается, если к нему подходит взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
    Конец 4 месяца. Не радуется, когда с ним играют.
    Конец 5 месяца. Не прекращает плач, когда с ним заговаривают. Не различает недовольных интонаций взрослого и доброжелательной.
    Конец 6 месяца. Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).
    Конец 7 месяца . Не проявляет нежность и ласку по отношению к маме или другим близким (не прижимается к телу, щеке).
    Конец 9 месяца . Не различает близких и чужих людей. Не пугается или не стесняется чужих людей, не расстраивается или сердится, когда у него забирают игрушку.
    Конец 10 месяца. Не повторяет или не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.
    Конец 11 месяца . Не поддерживает чашку, когда пьет. Не может самостоятельно есть печенье или сухарь.
    Конец 12 месяца. Ребенок не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Не строит забавные гримассы, заметив своё отражение в зеркале.

    По материалам книги "Ваш ребенок" О.Жуковой.

    Введение.......................................................................................................... 3

    1. Виды нарушений развития......................................................................... 4

    2. Причины отклонений в развитии............................................................... 8

    3. Основные закономерности возрастного развития................................... 17

    Заключение.................................................................................................... 33

    Список используемой литературы............................................................... 34

    Введение

    Данная работа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологии детей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений, выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.

    Для того чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:

    1. Разобрать проблему причин возникновения психических отклонений в развитии у детей.

    2. Разобрать виды психических отклонений у детей

    3. Обобщить все выводы в заключении

    Данная тема актуальна и очень важна в любое время, так как эта проблема в России будет существовать всегда.

    1. Виды нарушений развития

    Психомоторное развитие представляет собой сложный диалектический процесс, который характеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созревания отдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе. При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.

    В основе психомоторного развития лежит генетическая программа, которая реализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому если ребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать роль наследственных факторов в этом отставании.

    Различные неблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов (родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениям психомоторного развития ребенка.

    Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

    Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

    Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

    Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

    Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.

    При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

    Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития.

    Нередко наблюдается их сочетание.

    Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

    Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

    У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

    Вторичные нарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

    Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

    Не выявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего, задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию эмоциональных вторичных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

    Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

    2. Причины отклонений в развитии

    Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

    В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

    Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

    При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих, прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

    Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

    Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

    В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

    В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ –

    ОБЪЕКТ И СУБЪЕКТ

    КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка

    Возрастные и индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии и поведении

    Причины и условия деформации личностного развития ребенка

    ПОНЯТИЯ «НОРМА» И «АНОМАЛИЯ»

    В ПСИХИЧЕСКОМ И ЛИЧНОСТНОМ

    РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

    Проблема «норма-аномалия» как междисциплинарная проблема

    Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

    Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знаний о нормальных параметрах этих процессов и поведения. Проблема нормы и ее вариантов - одна из самых сложных в современной психологической науке. Она включает в себя такие вопросы, как норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. Сюда же относятся вопросы половых и возрастных различий. Одно из основных значений термина «норма» (от лат. norma) - установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

    Проблема критериев нормы, нормального развития человека приобретает особую актуальность в контексте коррекционно-развивающей деятельности, решения задач воспитания и перевоспитания. В практической психологии и педагогике сегодня «работающими» являются понятияпредметная норма - знания, умения и действия, необходимые ученику для овладения данным предметным содержанием программы (отражается в стандартах образования);социально-возрастная норма - показатели интеллектуального и личностного развития школьника (психологические новообразования), которые должны сложиться к концу определенного возрастного этапа;индивидуальная норма - проявляется в индивидуальных особенностях развития и саморазвития ребенка (А. К. Маркова). Категориянормы психического развития, по убеждению практиков, позволяет определить подходы к решению коррекционно-развивающих задач.



    Проблемапсихологической нормы - междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская), педагогическая психология, психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд, позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

    Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихологаА.Р.Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положений теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая ин-тегративная система, субстрат психических процессов. А межполу-шарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.

    В психологии в большинстве случаев используется понятиелево-правополушарность, рассматриваемое каклево-праворукость, т. е. предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными и отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

    Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами. Причем лица с доминирующим левым полушарием более успешно решают вербально-логические задачи, а правым - наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д.Хомская). Многообразие и неоднозначность экспериментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными с правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немаловажное практическое значение.

    Связь типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний человека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Установлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуляции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, протекающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стратегия переработки информации и непроизвольный, образный способ регуляции психических процессов. Ученые говорят об относительности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-личностной сфере положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

    У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной. Они остро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценивают его (Е. Д. Хомская).

    Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

    Сложной педагогической проблемой является проблема леворукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности.

    По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых - переучивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой. Таких людей называютамбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) -«бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой - «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества - правшества.

    Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка. Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание -писчий спазм. «Портрет» школьника, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский психиатр М. И. Буянов.

    Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

    Писчий спазм - это невроз. Встречается он чаще всего начиная с IV-V класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройство, называемоебиографией, при которой нарушается способность к пространственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

    Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подобных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудности достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инвертированное положение ручки очень часто встречается как у леворуких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправлении положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

    Должны быть соблюдены и некоторые организационные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

    На уроках труда также необходимо подумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких, 1991).

    Мечта всех родителей иметь здоровых и счастливых детей. Для этого многие супружеские пары перед зачатием ребенка проходят тщательные обследования, ведут здоровый образ жизни, выполняют все предписания врача. Но… Человеческий организм не настолько предсказуем, как хотелось бы. Доктора не всегда всемогущи. И вот в семье появился ребенок – милый, прекрасный, нежный, ласковый.

    Есть ли у него отклонения в развитии? Это определить не просто. Некоторые дефекты проявляются сразу при рождении. Ну а есть такие, которые начинают давать о себе знать по мере развития малыша.

    Причины отклонений в развитии детей

    Что же может влиять на появление отклонений в развитии ребенка? Специалисты определяют два основных фактора, которые считаются основными причинами дефектов в развитии ребенка:

    • наследственность;
    • факторы внешней среды.

    Если наследственные патологии медицина пытается определить еще на ранних этапах, то с факторами внешней среды сложнее, так как их предвидеть очень тяжело. Под ними подразумеваются, во-первых, различные инфекционные заболевания, травмы и интоксикации. По времени воздействия их на организм специалисты определяют патологии:

    • пренатальные (внутриутробные);
    • натальные (в период родов);
    • постнатальные (после рождения).

    Во-вторых, на развития ребенка существенно влияет такой фактор, как социальная среда, в которой он растет. Если он неблагоприятный, то в определенный момент можно констатировать в развитии ребенка такие проблемы:

    • эмоциональная депривация;
    • педагогическая запущенность;
    • социальная запущенность.

    Виды отклонений в развитии детей

    Так что такое отклонение в развитии ребенка? Это нарушение у него психомоторных функций, которые возникают при неблагоприятном воздействии различных факторов на его мозг. В результате этого выделяют такие виды отклонений в развитии детей:

    1. Физические.
    2. Психические.
    3. Педагогические.
    4. Социальные.

    К группе детей, имеющих физические отклонения, относятся те, которые имеют недуги, затрудняющие их действия, а также дети с нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

    К группе с психическими отклонениями относят детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями речи и эмоционально-волевой сферы.

    Группу с педагогическими отклонениями составляют те дети, которые по определенным причинам не получили среднего образования.

    Группу с социальными отклонениями составляют те дети, которым в результате воспитания не была привита функция, существенно влияющая на их вхождение в социальную среду, что очень проявляется на поведении и сознании во время пребывания в социальной группе. В отличие от первых трех групп социальные отклонения (гнев, фобии, безволие, гиперактивность, значительная внушаемость) тяжело разграничить от естественного проявления характера ребенка. Именно в этих случаях большое значение имеет не терапевтическое вмешательство на него, а профилактика возможных отклонений от правил и норм.

    Кстати, одаренный ребенок – это тоже отклонение от нормы, и такие дети составляют отдельную группу.

    Определение нормы в развитии ребенка

    Так что такое норма для ребенка? Это, прежде всего:

    1. Его уровень развития соответствует большинству ровесникам, среди которых он растет.
    2. Его поведение соответствует требованиям общества: ребенок не асоциален.
    3. Он развивается соответственно индивидуальным наклонностям, при этом четко преодолевает негативные влияния как со стороны своего организма, так и окружающей среды.

    Итак, вывод можно сделать следующий: не каждый ребенок с отклонениями в развитии от рождения уже есть не норма и, наоборот, здоровый ребенок при рождении не всегда дотягивает до нормы в результате развития.

    Ребенок развивается соответственно норме при:

    • правильной работе головного мозга и его коры;
    • нормальном психическом развитии;
    • сохранности органов чувств;
    • последовательном обучении.

    Может возникнуть вопрос о соответствии этих пунктов для детей с уже имеющимися отклонениями. Сразу определим такой момент, что ребенок с физическим и психическим дефектом должен проходить полную реабилитацию уже с первых дней. Сюда входит не только медицинское вмешательство, но и педагогическая коррекция. Благодаря совместным усилиям родителей (в первую очередь!), медиков и коррекционных педагогов многие патологии в развитии психики можно обойти благодаря компенсационным процессам, которые возможны у детей с отклонениями.

    Не все будет проходить просто и гладко. Но ребенок с физическими отклонениями может и должен развиваться соответственно возрасту. Для этого ему только нужна помощь специалистов и безграничная любовь и терпение родителей. Определенные успехи возможны и у детей с психическими патологиями. Каждый случай при этом требует индивидуального подхода.

    Какие периоды наиболее ярко демонстрируют возможные отклонения в физическом и психическом развитии ребенка?

    Каждый сенситивный период определяет количество знаний, умений и навыков, которыми должен оперировать ребенок. Большинство специалистов считают, что особое внимание необходимо уделять детям во время кризисных периодов в их жизни, которые попадают на такой возраст:

    • дошкольный;
    • младший школьный;
    • подростковый.

    Какое поведение ребенка должно насторожить с целью профилактики отклонений в его развитии?

    В дошкольном возрасте:

    1. В результате патогенных воздействий на мозг и его кору нарушаются нормальные соотношения раздражительных и тормозных процессов. Если ребенку тяжело контролировать тормозные реакции на запреты, он не может организовать свое поведение даже в игре, то это может быть одним из сигналов, что у ребенка имеются отклонения в развитии.
    2. Ребенок чрезмерно фантазирует или же, напротив, довольно примитивен в своих рассказах, когда пытается выйти из затруднительного положения.
    3. Ребенок склонен к имитации неправильных форм поведения, что может свидетельствовать о легкой внушаемости.
    4. Инфантильные (недоразвитые) эмоциональные проявления в виде громкого крика, плача или движений, не соответствующих возрасту (сование ногами).
    5. Вспыльчивость, импульсивное поведение по любому незначительному поводу, что приводит к ссоре или даже драке.
    6. Полный негативизм, неподчинение старшим с ярко выраженной агрессией, злостью на замечание, запрет или же наказание.

    В младшем школьном возрасте:

    1. Низкая познавательная активность, которая сочетается с личностною незрелостью.
    2. Негативное отношение к урокам, отказ от выполнения заданий с желанием обратить на себя внимание с помощью грубости, непослушания.
    3. Наличие к концу младшего школьного возраста значительных пробелов в знаниях, которые сопровождаются нежеланием учиться.
    4. Тяга и интерес к тому, что несет агрессию и жестокость. Асоциальное поведение.
    5. На любой запрет или требование ответная реакция бурная, несущая конфликт, возможны побеги из дома.
    6. Стремление к острым ощущениям как результат повышенной сенсорной жажды.

    В подростковом возрасте:

    1. Инфантильные суждения, слабые функции саморегуляции и самоконтроля, отсутствие волевых усилий.
    2. Сложное поведение, которое сопровождается инфантильностью с аффективной возбуждаемостью.
    3. Ранние половые влечения, склонность к алкоголизму, бродяжничеству.
    4. Полное отрицательное отношение к учебе.
    5. Асоциальное поведение, которое имитирует неподобающий образ взрослой жизни.

    Асоциальное поведение у ребенка могут вызывать не только врожденные патологии, но и неправильное воспитание, которое сопровождается бесконтрольностью, асоциальным поведением членов семьи или же их грубой авторитарностью.

    Что же делать, если у ребенка наблюдаются отклонения в развитии?

    Для того чтобы определить: есть ли отклонения в развитии ребенка или же это просто возрастное проявление характера, необходимо провести полную диагностику. Установить диагноз можно только после полного обследования при участии разных специалистов, среди которых обязательно должен быть врач, психолог, логопед, дефектолог.

    Нужно помнить: за одним симптомом заключение о психическом развитии ребенка никто не ставит.

    Для того чтобы сделать вывод и определить уровень возможностей маленького пациента, существуют психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), где работают узкие специалисты, в обязанности которых входит обследовать ребенка, проконсультировать его родителей и начать при необходимости коррекционную работу.

    Нужно помнить: во-первых, диагноз о психическом развитии может поставить только специалист, а во-вторых, заключение врача – это не приговор и не ярлык на всю жизнь. По истечении времени при благоприятном влиянии на ребенка диагноз может быть изменен.

    Виды диагностики отклонений в развитии ребенка

    Для полного анализа состояния здоровья диагностика проводится:

    • медицинская;
    • психологическая.

    Медицинское обследование

    Во время медицинской диагностики проводится:

    • общий осмотр ребенка;
    • анализ анамнеза (важно, чтобы информацию предоставляла мать);
    • оценка состояния ребенка как неврологического, так и психического.

    Большое внимание при этом обращается на то, как развита у ребенка эмоциональная сфера, какой у него уровень интеллекта и соответствует ли он возрасту, большое значение имеет речевое развитие, а также психическое. При этом врач при необходимости анализирует результаты рентгенографии черепа, компьютерной томографии, энцефалограммы.

    Во время общего осмотра доктор дает заключение о строении черепа, пропорциональности лица, об особенностях конечностей, тела и т. д., о работе сенсорных систем (слух, зрение). Данные при этом бывают субъективные и объективные. К объективным относятся те, что предоставлены офтальмологом и отоларингологом при использовании специальной аппаратуры.

    Иногда даже визуально, по строению черепа и лица, росту ребенка, движениям глаз, врач уже может установить такие врожденные отклонения:

    • микро- и макроцефалию;
    • синдром Дауна;
    • нистагм;
    • косоглазие и т. д.

    Обязательно оценивается состояние нервной системы, а именно: наличие параличей, парезов, гиперкинезов, тремора, тиков и пр. Осматривается строение артикуляционного аппарата на наличие таких отклонений, как:

    • узкое готическое небо;
    • расщелины твердого и мягкого неба;
    • расщелина губы;
    • укороченная подъязычная связка.

    При этом анализируется прикус и размещение зубов.

    Психическое обследование

    Обследование психических функций начинается с изучения условий жизни ребенка и как его воспитывали. Именно эти обстоятельства являются ведущими в онтогенезе. При диагностике отклонений в развитии ребенка также обязательно учитываются особенности каждого возрастного периода. Анализу и исследованию подлежат такие психические функции:

    • внимание;
    • память;
    • мышление;
    • восприятие;
    • интеллект;
    • эмоциональная сфера и т.д.

    Лучше всего ребенок открывается в игре, во время которой можно провести диагностическое наблюдения за его поведением, побеседовать, провести обучающий эксперимент. Общение с ним даст возможность оценить уровень его развития, соответствие возрасту, какими терминами оперирует, какие предложения составляет, какой у ребенка лексический запас, активен ли в игре, может ли конструировать, концентрирует ли внимание и насколько долго, может ли переключиться на другой вид деятельности, имеет ли познавательный интерес, как проводит анализ, продуктивная ли его деятельность, доводит ли начатое дело до конца.

    При этом используется разнообразный наглядный материал. Эмоциональный фон должен быть комфортный для ребенка. Методы и приемы работы подбирают под дефект, который присутствует у ребенка: для глухих разрешают отвечать жестами, для слабовидящих подбирают четкие картинки, для умственно отсталых составляют несложные задания. Ребенок не должен отказаться от игры. Это главная задача того, кто диагностирует.

    Наиболее трудно обследовать таких пациентов: слепоглухонемых, ничего не понимающих, детей с нарушенным поведением, у которых снижен уровень мотивации и быстроутомляемых. Также нелегко диагностировать тех, кто имеет множественные отклонения, так как тяжело определить первичный дефект и что он потянул за собой и насколько глубоко.

    Только после тщательной медицинской и психологической диагностики определяется диагноз, согласно которому назначаются коррекционные занятия. Их целью является максимально восполнить соответственно интеллектуальным и психическим возможностям ребенка те пробелы, которые возникли в результате его неправильного воспитания и развития.

    Психи́ческое здоро́вье - это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать.

    Слово «норма» от латинского правило, образец - установленная мера, средняя величина чего-либо.

    Д.Б. Элъконин утверждал, что норма - это тот высший уровень достижений, который может случиться, если я начинаю действовать (если я не действую, то этого не случится).

    Л. Пожар предлагает следующие критерии нормальности. Ребенок считается нормальным:

    Когда уровень его развития соответствует уровню большинства детей его возраста;

    Когда ребенок развивается в соответствии с его собственным общим направлением, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, стремясь к полному развитию отдельных составных частей и их полной интеграции;

    Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими его актуальные формы поведения.

    Обращение к проблеме нормы и отклонений от нее является традици­онным для психологии. В классической литературе можно встретить указания на то, что в целом норма и патология (отклонения) - понятия социальные.

    С проблемой нормы тесно связана проблема нормативности развития. По Л.С. Выготскому, нормативность раз­вития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастных стадий онтогенетического развития. При оценке соответствия уровня развития «возрастной норме» необходимо учитывать три характеристики:

    1) особенности социальной ситуации развития (тип образовательного учреждения, круг общения ребенка и т.п.);

    2) уровень сформированности психологических новообразований на данном этапе возрастного развития;

    3) уровень развития ведущей деятельности как деятельности, играю­щей решающую роль в развитии.

    Понятие отклонения в развитии

    Следующий ключевой вопрос темы - понятие «отклонение». В разных источниках встречается неодинаковые подходы к использованию терминологии. Пытаясь разрешить многие авторы предпочитают исполь­зовать термины «аномалия», «патология», «нарушения в развитии» и др. Но в целом, употребляемые термины призваны акцентировать внимание на отклонении от различного вида норм. Так или иначе, но единого общепринятого подхода к терминологии на данный момент не существует. В целом нару­шенное развитие принято называть дизонтогенезом. Любое нарушение в развитии имеет свою причину, но сама эта причина может оставаться неизвестной или не до конца понятой. Познание причин и механизмов нарушенного развития представляет собой ключевой момент предупреждения, профилактики самых разнообразных вариантов отклоне­ний в развитии у детей.

    К причинам можно отнести следующие группы:

    1. Перенатальный период - патологию наследственного аппарата, неблагоприятное протекание беременности: токсикозы, инфекционные и вирусные заболевания матери, а несовместимость крови матери и плода и др.

    2. Постнатальный период - многообразные инфекционные и вирусные заболевания, наряду с черепно-мозговыми травмами, могут стать причиной разнообразных нарушений в развитии.

    3. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны. К их числу можно отнести отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального теп­ла, бедную в сенсорном отношении среду, неправильное воспитание, без­душное и жестокое отношение и пр.

    Виды отклонений:

    Психолого - педагогическая коррекция и реабилитация детей с проблемами развития возможна в том случае, если определен характер нарушения нормального развития ребенка. В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов, О.Н. Усанова). На наш взгляд, большой интерес представляют исследования В.В. Лебединского, который рассматривает проблемы психического дизонтогенеза, обозначающего различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от развития вида (филогенез). Им представлены следующие варианты дизонтогенеза:

    1. Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Для этого варианта типично раннее время поражения, когда наблюдается выраженная незрелость мозговых систем. Типичный пример стойкого недоразвития - олигофрения.

    2. Задержанное развитие. Характеризуется оно замедленным темпом формирования познавательной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

    3. Поврежденное развитие. В основе поврежденного развития наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и травмы центральной нервной системы. Однако патологическое воздействие на мозг идет на более поздних этапах развития (2 - 3 года).

    4. Дефицитарное развитие. Этот вид связан с тяжелыми нарушениями отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно - двигательного аппарата).

    5. Искаженное развитие. Характерным примером является ранний детский аутизм (РДА). Аутизм проявляется в отсутствии или значительном снижении контактов, в "уходе" в свой внутренний мир.

    6. Дисгармоничное развитие. При этом варианте наблюдается врожденная либо рано приобретенная стойкая диспропорция психического развития в эмоционально - волевой сфере. Характерная модель дисгармоничного развития - психопатия и патологическое формирование личности.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-04-03