Войти
Медицинский портал про зрение
  • Генералиссимус Александр Данилович Меншиков
  • Общественные слои на руси в 11 веке
  • Законодательная база российской федерации Приказа мз рф 330 от 12
  • Презентация по истории на тему "начало славных дел петра"
  • Исторические даты россии и годы правления царей
  • Особенности таро колоды долины миражей
  • Общественные слои на руси в 11 веке. Киевская Русь в X-XI вв

    Общественные слои на руси в 11 веке. Киевская Русь в X-XI вв

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    10 класс Развитие русского общества в XI-XII вв.

    ПЛАН. Феодализм и его признаки. Признаки феодализма на Руси. Социальная структура и основные категории населения. Города, торговля и ремесло Древней Руси. Социально-экономическая роль церковной организации. Армия: структура и значение. Общественные потрясения.

    Феодализм и его признаки. Феод (в Западной Европе) -это наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу на условии несения службы или уплаты определенной суммы. Феодал –люди, обладающие имущественным богатством и политической властью. Феодализм – определенная система имущественных и общественных отношений, обязательно связанная с землей. Признаки феодализма: Собственность феодалов на землю. Сочетание верховной власти с землевладением. Иерархическая структура класса феодалов. Условный характер земельной собственности. Феодальные повинности зависимых крестьян. Натуральное хозяйство. Медленное развитие науки и техники.

    Признаки феодализма на Руси Киевская Русь - раннефеодальное государство. X-XI век- формирование крупного вотчинного землевладения на Руси. ??Что такое вотчина? Вотчина – это наследственное семейное или корпоративное владение. ?? Кто были владельцами вотчин?? «Кормление»- одно из условий держания земли. ?? Что такое «кормление»? «Кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания.

    Социальная структура Древней Руси IX-XII в. Высшие сословия Служители культа (языческие волхвы, православное духовенство) Князья Бояре Дружинники Низшие сословия Люди (свободные крестьяне – общинники, смерды, закупы, рядовичи) Холопы (долговые холопы, челядь-военнопленные) Градские люди (горожане, купцы (гости), ремесленники)

    Города Древней Руси Города возникают как центры Именных княжений Пересечения торговых путей Отправления культов (родовые центры племен) X в.-начало XI в. – 30 городов Середина XI в - первая половина XIII в.- 42 города Середина XIII в – 62 города Города – центры ремесла и торговли

    Торговля и ремесло Древней Руси. Торговля на Руси Вывоз (экспорт) Воск, пушнина,лен, кожа, кольчуги, замки,изделия из кости Ввоз (импорт) Дорогие ткани, оружие, церковная утварь, украшения, драгоценные камни,пряности. РЕМЕСЛО (более 60 специальностей) Изготовление ювелирных изделий и украшений Изготовление предметов быта Изготовление предметов из металла (оружие, кольчуги, замки)

    Социально-экономическая роль церковной организации. Церковь – социальный и властный институт, поддержка центральной власти. Церковь – крупный земельный собственник. Церковная десятина – налог с населения (существовала до конца XIX в.) Десятина впервые была введена Владимиром Святославовичем. Во главе русской церкви – митрополит, подчиняющийся константинопольскому патриарху. Епископы – главы других епархий.

    Армия: структура и значение. Дружина – ядро армии, наиболее сильная и хорошо вооруженная часть войска. «Полк» - простые воины из крестьян. Традиции сражения: поединки, задачи «чела» и «крыльев» в бою. Использование наемников. Вооружение армии. Роль народного ополчения.

    Общественные потрясения. Княжеские междуусобицы. Крестьянские выступления Почему начинались княжеские междуусобицы? Каковы причины крестьянских выступлений?

    ПОВТОРЕНИЕ Что такое феодализм и каковы его признаки? Какова была социальная структура общества Древней Руси? Какую функцию выполняли города? Какую роль играла церковь? Какова структура древнерусской армии? Чем были вызваны общественные потрясения в Древней Руси?

    Домашнее задание. Выучить конспект.


    Начатое в 10 веке формирование единого российского государства в 11 веке получило новый виток развития. Киевские князья, которые активно совершали походы на окрестные земли, подчиняли себе все большие территории с проживающим здесь местным населением. Центром объединения славянских племен был Киев, откуда и осуществлялось управления, принимались самые важные решения. Население Руси в этот период было достаточно пестрым – в состав государства входили не только славянские племена, но и часть финских племен, прибалтийских и некоторых других.

    Русская территория в 11 веке простиралась от ладожского озера до устьев реки Роси, правобережного Днепра, а также от устья реки Клязьмы (город Владимир Залесский) до верховьев Западного Бута (город Владимир Волынский). Русь сохранила за собой Тмутаракань, также от Руси к Польше постоянно переходила Галиция (место проживания хорватов), подчиняясь власти то одного князя, то другого. Однако важнее всего было то, что разрозненные племена и народы, наконец, начали образовывать более современное и мощное государство.

    Разноплеменно население, которое проживало раньше на этих землях, теперь вошло в состав Киевской Руси или Русского государства, однако в полном смысле назвать это государство территорией русского народа было нельзя, так как сам русский народ еще окончательно не сформировался – на территории Руси проживали разрозненные племена, которые все еще во многом придерживались своих собственных древних традиций и очень медленно сливались в единую народность под влиянием христианства, однако само христианство еще не стало главной религией для всех (в 12 веке на некоторых землях все еще жили язычники).

    Главным механизмом, который связывал все эти племена, была государственная власть и государственная администрация. Главой государства считался великий князь киевский – потомок варяга Рюрика, призванного на Русь для княжения. Постепенно формировались и другие государственные органы, были проведены попытки реформировать налоговую систему и систему управления – государство развивалось.

    Религия и общество на Руси в 11 веке

    В 988 году было принято христианство, и оно оказало огромное влияние на развитие Руси в 11 веке. Вместе с христианством стали появляться новые политические и общественные веяния, новые типы отношений. Князь становился наместником Божьим, и должен был заботиться не только о политической состоятельности Руси, но и об общественной и духовной жизни своих подчиненных.

    Появляется княжеская дружина, которая постепенно из охраны превращается в своеобразный орган власти, имеющий все больше полномочий и свобод. Представители княжеской дружины считались людьми высшего сорта, она состояла из высшей(бояре) и низшей (отроки и дети). Несмотря на то, что в 11 веке дружина все еще больше несла военный характер, уже начали формироваться ее экономические функции и политические – началось выделение аристократии, разделение общества, формирование сословного государства, которое будет только укрепляться на протяжение следующих двух веков.

    Культура Руси в 11 веке

    В культуре и архитектуре Руси в 11 веке, как и во всех прочих областях жизни, начался новый виток, связанный с принятием христианства. В живописи начали появляться религиозные мотивы, началось активное строительство церквей – был построен Софийский собор в Киеве, считающийся одним из самых главных памятников архитектуры того периода. На Руси активно начинает распространяться просвещение, грамотность и письменность, начинают строиться школы.

    Основные события 11 века на Руси

    • 1017-1037 - Сооружение около Киева укреплений и Софийского собора;
    • 1019-1054 - великим князем киевским становится Ярослав Мудрый ;
    • 1036 - победа Ярослава над печенегами;
    • 1043 - последний вооруженный конфликт между Русью и Византией;
    • 1095 - основание Переяславля-Рязанского;
    • 1096 - первое упоминание о Рязани;
    • 1097 - Любечский съезд князей;

    Итоги 11 века на Руси

    В целом, 11 век оказался довольно благоприятным периодом для формирования и развития Руси. Несмотря на постоянные междоусобицы у князей, а также феодальную раздробленность, государство продолжает формироваться, объединяя под своим началом все новые земли, появляется единая религия, формируется сословный состав общества, распространяется грамота. Русь постепенно становится сильным государством, способным развиваться и диктовать свои условия во внешней политике, а также противостоять набегам кочевых племен.

    Активно строятся новые города, население переезжает из деревень в более крупные поселения, начинает развиваться торговля и ремесла. Экономика и культура растут, появляются новые виды искусства (это связано, прежде всего, с принятием христианства), междуплеменные различия постепенно сходят на нет, формируется единый русский этнос.

    МБОУ СОШ №127

    г. Нижнего Новгорода

    Конспект урока по предмету

    «История России»
    в 10 классе
    « Русское общество в XI - веке »

    Подготовила учитель истории и обществознания Ветюгова Мария Васильевна

    г. Нижний Новгород

    2015 год

    Русское общество в XI - веке

    I. Возникновение феодальной собственности

    Феодализм общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости.

    Основные черты феодальной собственности:

    1) Виды феодального землевладения


    Княжеская вотчина

    Вотчина - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

    Вотчина – форма организации хозяйства в Древней Руси. Земельное владение, передаваемое по наследству в боярских родах.

    2) как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал ее «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право ее отнять.

    3) население вотчины за право пользования пахотной землей, лугами, лесами, реками и озерами должно было вносить владельцу платежи деньгами и продуктами, исполнять разного рода повинности и работы. Наряду с этим оставались и общегосударственные поборы и повинности.

    барщина – бесплатный принудительный труд крепостного крестьянина

    натуральный оброк – сбор части продуктов

    денежный оброк – сбор денег

    4) вотчинное хозяйство было, как правило, крупным, в нем появилась возможность лучше организовать

    5) каждый крупный феодал (бояре, монастыри и пр.) имел:

    * право управления, суда, сбора податей

    * свой аппарат власти и принуждения дружину, слуг.

    6) наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые, свободные крестьянские общины (позже они стали называться «черносошными» или «черными») платили дань непосредственно великому князю.

    пути превращения свободных общинников в зависимых крестьян

    II. Управление древнерусским государством

    Великий князь – военный предводитель, законодатель, верховный судья

    1. Великий князь – форма правления раннефеодальная монархия великий князь являлся старшим по отношению к местным князьям, но не был самодержцем в буквальном смысле этого слова.

    а) в своей деятельности опирался на совет крупных феодалов Совет при князе или Дума. Совет решал важнейшие вопросы управления, внешней политики, судил, принимал законы.

    б) великокняжеский престол передавался по наследству (сначала по принципу старшинства - старшему в роду, а затем – «отчины», т.е. сыну).

    «Лествичный» (очередной) порядок престолонаследия порядок престолонаследия, согласно которому власть должна передаваться старшему в роду.

    в) доходы князя (киевского и местных) составлялись из дани (подати), судебных пошлин, уголовных штрафов (вир и продаж), других поборов (например, мыта - торговой пошлины, «гостиная дань», платежи с корчмы и т.д.) в результате в руках князя скапливались весьма значительные средства.

    Понятие "дань" можно трактовать по-разному.

    Дань

    В этот период истории встречаются все виды дани, но только два последних характерны для раннефеодального государства.

    Использование княжеской властью доходов:

      оплаты мастеров, руководивших работами по строительству крепостных сооружений, укладке деревянных мостовых, строительству мостов (сами эти работы были повинностью, лежавшей на население),

      оплату строительства церковных зданий

      отправка посольств в соседние страны

      главная часть доходов шла на содержание княжеской дружины .

    г) функции князя: организация вооруженных сил и командование ими, сбор дани, налаживание внешней торговли.

    Позже деятельность в области управления: назначение местной администрации, княжеских агентов, законодательная и судебная деятельность, руководство внешними сношениями.

    д) хозяйством князя и государственными делами ведали дворцовые слуги: дворецкий (дворский или огнищанин управляющий княжеским имением), управлявший княжеским двором; воевода, возглавлявший вооруженные силы; конюший, обеспечивающий княжеское войско конями в их подчинении младшие слуги – тиуны дворцово-вотчинная система управления.

    2. удельные (местные) князья – номинально находились в зависимости от великих князей, на деле же были вполне самостоятельными: имели свое войско и суд, чеканили монету.

    3. местные органами управления в подвластных землях функцию управления, а чаще всего контроля осуществляли посадники (наместники) в городах и волостели в сельской местности.

    а) Обладали военно-административной, судебной властью, устанавливали и взимали штрафы, собирали дань, пошлины. Часть собранного с населения они оставляли себе.

    б) вместо жалованья за службу имели право сбора «корма» дани с населения, которая и была .

    в) помощники посадников и волостителей :

    *дружина отроки

    * тиуны – княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI- XV вв. в отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

    * тысяцкие возглавлявшие во время войны народное ополчение («тысячу»);

    * вирники сборщики штрафа;

    * мечники судебные исполнители;

    * мытники – сборщики торговых пошлин;

    * данники – сборщики поземельной дани;

    *метельщики, ябедники – судебные функции.

    Все они назначались из рядов дружины.

    4. В Совет при князе (Княжеский совет, Дума) входили: бояре, (формировались из верхушки дружины, городской и племенной знати) и высшее духовенство.

    Функции:

      Вопросы войны и мира Финансовые и земельные ресурсы Согласие на денежные сборы Обсуждение законов Смена неугодной администрации

    5. судебных органов как особых учреждений не существовало. Судебные функции выполняли органы власти и управления в центре и на местах. Судили князья, посадники, волостели, представители княжеской власти.

    6. в конце X в. на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни.

    а) организация церкви на Руси

    ПАТРИАРХ глава византийской Церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии

    МИТРОПОЛИТ глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял митрополией

    ЕПИСКОПЫ возглавляют отдельные области – епархии

    б) митрополиты и епископы владели землями, селами и городами.

    в) Оформлялась и церковная юрисдикция. церковь имела право судить зависимое население своих земель, судить духовенство по всем делам, а все население государства по определенным категориям дел (преступления против религии, нравственности, семьи и др.). Церковные уставы определяли перечень дел, относящихся к суду митрополита, епископа и др.

    г) князья на содержание церкви давали десятину - десятую долю получаемых даней и оброков.

    д) одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. При монастырях создавались библиотеки, открывались школы, начиналось летописание.

    7. армия. Вооруженные силы складывались из дружины великого князя, дружин местных князей, феодального ополчения (военных отрядов, приводимых в распоряжение князей их вассалами). Во время войн создавалось народное ополчение («вой») – возглавлял тысяцкий.

    8. роль вече оставалась значительной: ведало вопросами войны и мира, распоряжалось финансовыми и земельными ресурсами общины, санкционировало денежные сборы, принимало участие в обсуждении законодательства.

    Органом управления племен выступало народное собрание – вече участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право.

    III. Социальная структура общества

    Основные социальные группы

    *закупы – имеющие хозяйство и отрабатывающие долг («купу») – зерно, скот, орудия труда.

    *рядовичи – люди, заключившие «ряд» (договор) с феодалом попавшие в положение, близкое к рабскому. По своему статусу были близки к закупам.

    * холопы – зависимая социальная группа близкая к рабам, ими становились в результате пленения, продажи за долги, брака с холопом или холопкой. Были посажены на землю, либо входили в состав дружины феодала или челяди (домашние рабы).

    * челядь – рабы из числа военнопленных, домашние слуги.

    *отпущенники отпущенные на волю рабы-военнопленные

    *прощенники – попавшие под «покровительство» церкви монастырей или светских феодалов и обязанные за это работать в его хозяйстве

    *смерды – военнопленные, рабы, посаженные на землю, военные слуги князя.


    IV. Русская Правда Ярославичей

    Русская Правда

    Первый древний письменный свод русских законов

    Изменения в законодательстве XI-XII вв.

    Правда Ярослава

    Основной смысл дополнений:

    а) закрепляли социальное расслоение людей

    Штрафы за убийства (Правда Ярославичей)

    Старший дружинник, огнищанин, княжеский подъездной

    б) говорит о развитии товарно-денежных отношений так как расплата деньгами

    Товарно-денежные отношения – экономические связи, при которых деньги выступают в качестве всеобщего эквивалента, т.е. выражают стоимость всех других товаров и обмениваются на любой из них (в отличие от натурального хозяйства, когда все необходимое изготовляется на месте).

    Вира – денежный штраф, судебная пошлина в пользу князя за убийство. Заменила обычай кровной мести.

    в) охрана частной собственности вплоть до сметной казни за продажу чужого имущества.

    V. Города, торговля, ремесла

    1) Русь скандинавы называли страной городов «Гардарикой». Особенности городов и его населения на Руси.

    Города возникают как центры

    именных княжений (административные центры)

    а) X – начало XI ≈ 30 городов; середина XI перв. пол. XII ≈ 42 город; XIII ≈ 62 города

    б) население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, с одной стороны, и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди, с другой стороны.

    Посад – в X-XVI вв. предградье, предместье, торгово-ремесленная, первоначально неукрепленная часть русских городов эпохи феодализма. В ранний период посад представлял собой отдельный городской квартал, прилегавший к кремлю, позднее стал скорее юридической, нежели территориальной единицей. Часто феодальные владения фасадов – «белые» слободы и дворы были ликвидированы в XVI-XVII вв.

    Посадские люди - торгово-промышленное население, селившееся у стен средневекового города на Руси. В разряд посадских людей переводилось все городское население, зависимое от удельных князей, центрального правительства и монастырей. Посадские люди платили промысловые налоги, торговые пошлины, участвовали в общегородских строительных работах. Они составляли общину во главе с земским старостой. В 1785 г. разделены на купечество и мещан.

    2) Торговля на Руси купцы («гости»)

    а)

    Вывоз (экспорт)

    б) торговлю велась с Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов.

    в) в качестве денег использовали помимо монет разных стран шкуры зверей, скот.

    Гривна – весовая, денежно-весовая, денежно-счетная единица Древней Руси.

    Ремесло на Руси более 60 специальностей

    Литература:

    1. История России с древнейших времен до конца XVII века. Под. ред. Академика РАН Л.В. Милова. Москва. Эксмо. 2009 г.

    2. Учебник: А. Н. Сахаров "История России с древнейших времён до конца XVI в." Ч. 1; А. Н. Сахаров, А.Н. Боханов "История России. XVII - XIX века." Ч I, II. М.: Русское слово, 2007.

    3. Б.Н. Серов, А.Р. Лагно. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс.Москва. «ВАКО». 2007 г.

    4. История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник. Под. ред. Блохина В.Ф. – Смоленск: Русич; Брянск: Курсив, 1999.

    5. П.А. Баранов История России в таблицах и схемах 6-11 классы. Справочные материалы. АСТ Апрель. Москва 2014.

    6
  • 7. Формирование Киевской Руси. Норманнская теория ее роль в Русской истории
  • 8. Принятие христианства на Руси. Особенности формирования феодальных отношений
  • 9. Древнерусское государство и общество
  • 10. Становление Русской культуры в 11-12 веке
  • 11. Начало феодальной раздробленности на Руси.
  • 12. Русская культура в XII – начале XIII в. Сочетание в культуре идей единства Руси, начало её регионального обособления.
  • 13. Феодальная раздробленность
  • 14. Борьба Руси с внешними вторжениями в XIII в.
  • 15. Монголо-татары и Русь: проблемы взаимовлияния
  • 16. Предпосылки и альтернативы воссоединения русских земель, Причины возвышения Москвы
  • 17. Завершение объединения земель вокруг Москвы и образование централизованного государства
  • 18. Иван IV и его реформы. «Избранная рада»
  • 19. Опричнина. Иван Грозный и его время в российской историографии.
  • 20. Характерные черты сформировавшегося российского типа феодализма, его отличия от западноевропейского.
  • 21. Культура и быт России в XVI в.
  • 22. Смутное время: причины, основные этапы, исторические итоги.
  • 23. Государство и церковь в России в XVI-XVII вв.
  • 24. Стабилизация положения в стране при первых Романовых.
  • 25. Традиции и новаторство в русской культуре XVII века
  • 26. Предпосылки и начало преобразований Петра I. «Великое посольство» в Западную Европу. Первые петровские реформы.
  • 27. Северная война, её итоги.
  • 28. Государственные и церковные реформы. Социально-экономические
  • 29. Преобразования Петра I.
  • 30. Итоги правления Петра I, его место в истории России.
  • 31. Культурный переворот петровского времени.
  • 32. Россия во второй четверти – середине XVIII в. Эпоха дворцовых переворотов.
  • 33. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
  • 34. Особенности правления Павла I.
  • 35. Международное положение и внешняя политика Российской империи во второй половине XVIII в.
  • 36. Русская культура в век Просвещения.
  • 37. Реформы Александра I: замыслы и реализация.
  • Второй этап реформ
  • 38. Отечественная война 1812 г., её историческое значение.
  • 39. Движение декабристов. Историческое место декабристов в общественном движении, их нравственное и политическое наследие.
  • 40. Россия во второй четверти XIX века. Внутренняя политика Николая I.
  • 41. Официальная идеология самодержавия и общественная мысль России второй четверти – середины XIX в.
  • 42. Великие реформы Александра II. Причины свертывания реформаторского процесса.
  • 43. «Патриархальное правление» Александра III.
  • 44. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • 45. Духовная жизнь России во второй половине XIX в.
  • 46. Национальный вопрос в России и политика властей в конце XIX – начале хх в. Отношение общественно-политических сил к решению национального вопроса.
  • 47. Россия в начале XX в.: революция или реформы.
  • 48. Первая русская революция 1905–1907 гг.
  • 49. Становление российской многопартийности (до февраля 1917 г.).
  • 50. Столыпинская модернизация и ее результаты.
  • 51. Первая мировая война и участие в ней России.
  • 52. 1917 Г. В России: основные события, их характер и значение.
  • 53. Культура России в начале XX в. (1900–1917).
  • 54. Гражданская война в России. «Военный коммунизм».
  • 55. Формирование однопартийного политического режима в 1920-е гг..
  • 56. Россия, ссср и международные отношения в 1920–1930-е гг.
  • 57. Россия, ссср в период нэПа.
  • 58. Ссср на пути форсированного строительства социализма (в конце 20-х – 30-е гг.).
  • 59. «Великий перелом»: сущность, практика и итоги.
  • 60. Общественный строй ссср в 30-е годы. Современные оценки.
  • 61. Культура ссср в 20–30-е гг. Хх в.
  • 62. Основные периоды и события Второй мировой и Великой Отечественной войны в 1939–1942 гг.
  • 63. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной и Второй мировой войны.
  • 65. Вторая мировая война и поляризация послевоенного мира. Внешняя политика ссср в 1945-1953 гг. «Холодная война».
  • 66. Советское общество в послевоенный период (1945 – март 1953 гг.).
  • 67. Варианты послесталинского развития. Реформы 50 – начала 60-х гг. Хх в.
  • 68. Ссср в середине 60 – 80-х гг. Хх в.: нарастание кризисных явлений.
  • 69. Советский Союз в 1985 – 1991 гг. Перестройка.
  • 70. Распад ссср: причины и последствия. Становление новой российской государственности.
  • 71. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1990-е гг.: достижения и проблемы.
  • 72. Россия в системе современных международных отношений.
  • 9. Древнерусское государство и общество

    Древняя Русь.Особенности социально-полит. Строя . Древнерусское гос-во можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли упр авление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.Особенности социально-полит. строя. Все общ-во делилось по отн-ю к князю на 3 группы: 1) кто лично служил князю; 2) на свободных – не служили лично, а платили дань миром – общиной; 3) служили частным лицам. Сословия еще не сложились. В основном были свободные, полусвободные и рабы (холопы). Рабство не получило распространения. Осн. масса сельского населения, завис. от князя, называлась “смердами”. Были купцы и ремесленники. Среди дружинников выдел. наиб. приближенные – бояре, получившие землю, кот. могли передавать по наследству. Позже появляются и дворяне – получают землю только на срок своей службы.

    Киевская Русь. Складывается гос. система (раннефеодальная монархия византийского типа). Власть – великому князю (исполн., законод., судебн., военная власть, сбор налогов). Назначал наместников (сыновья, братья, племянники.), а значит Власть в др-рус. гос-ве принадлежала роду. Наместники в городах - посадники . Помогал – совет (старшие дружинники, боярство, помогали младшие дружинники). Существовало городское самоуправление –вече . частного феод-го владения (расширение вотчины). Зарождение служивого владения (поместье), а значит появление зависимого слоя.Iюридич. источник – "Русская правда".Знать : феод. аристокр., князь, свящ-ки.Осовной слой : свободные общинники (люди).Завис. люди : челядь (слуги), смерды, закупы, рядовичи, холопы, рабы (в основном военнопленные).

    10. Становление Русской культуры в 11-12 веке

    Эволюция государственности в 11-13веках. XI-XIIв. – расцвет киевской культуры. "Золотой век". Киев застраивают каменными храмами и зданиями, украш-ми живописью и мозаикой; построили Софийский собор. Принятие русскими христ-ва способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства. За 100 лет до крещения Руси славянские миссионеры Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку и перевели греч. церковные книги на славянский язык. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-ная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимаетIместо. Высокий уровень грамотности (летописи, житие). При Ярославе Мудром (1019-1054 г.г.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему удалось обезопасить Русь от печенежских набегов, утвердить русские позиции в Прибалтике и овладеть землями восточнее Днепра. Ярослав стал единодержавным князем Киевской Руси. При Ярославе Мудром Русь достигла международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам он был женат на шведской принцессе, его дочери были замужем за французскими, венгерскими, норвежскими королями. Его сын Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда и прозвище Владимир Мономах (1125-1125)– сына Всеволода. Составленная при Ярославе Мудром “Русская правда” является юридическим памятником на нормы обычного права. “Правда Ярослава” ограничивала кровную месть кругом ближайших родственников; разбирали споры между свободными людьми чаще в княжеской дружине. Новгородские мужи стали пользоваться такими же правами, как и киевские. Массовые народные выступления покатились по Киевской Руси в 1068-1072 гг. В Киеве вспыхнуло восстания в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава (Изяслав, Святослав, Всеволод) от половцев. В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялось вече. Народ потребовал оружие, чтобы самим бороться с половцами. Им отказали, тогда народ разгромил богатые дворы. На это князья Ярославичи выпустили дополнение к “Правде Ярослава” - “Правду Ярославичей”, в которой отменили кровную месть. Повысили плату за убийство различных категорий населения, причем феодалы ценились дороже, эащитили имущество феодалов. Начались между усобицы между князьями по вопросам наследования власти. Наблюдался рост могущества каждого отдельного княжества. По инициативе Владимира Мономаха был созван Любечский съезд князей 1097 г., на котором было решено прекратить усобицы и провозглашен принцип “Каждо да держит отчину свою”. Владимиру удалось удержать власть над всей Русской землей. Укрепился международный авторитет России. Появилась шапка Мономаха, признак преемственности власти русских царей от константинопольского императора. При Владимире была составлена “Повесть временных лет”. Сын Владимира – Мстислав (1125-1132 г.г.)еще некоторое время удерживал единство русских земель. Но после смерти его Киевская Русь окончательно распалась, наступил период раздробленности, или удельный период.

    Принятие христианства с его многообразными последствиями представляет собой в истории Киевской Руси тот рубеж, который отделяет древнейшую эпоху от эпохи XI и XII вв. Изучая период дохристианский, мы приходим к тому заключению, что единодержавия в то время не было;

    Русь несколько раз дробилась на княжества (после Святослава, Владимира Св.). При жизни князя-отца сыновья сидели наместниками в главных городах и платили отцу дань. По смерти отца земля дробилась на части по числу сыновей, и лишь политическая случайность приводила к тому, что в конце концов восстанавливалось единодержавие. Братья, враждуя из-за наследства, обыкновенно истребляли друг друга. После такой борьбы между сыновьями Св. Владимира Русь разделилась на две части: левою стороною Днепра владел Мстислав, правою -- Ярослав. По смерти же Мстислава Ярослав владел всей землей; умирая (1054), он разделил землю таким образом: старшему сыну Изяславу дал Киев и Новгород, т.е. оба конца водного торгового пути (очевидно, что Изяслав был самый богатый, самый могущественный князь), второму сыну Святославу -- Чернигов, третьему -- Всеволоду -- Переяславль (недалеко от Киева), четвертому -- Вячеславу -- Смоленск, пятому - Игорю -- Владимир-Волынский; но у Ярослава был еще внук от старшего сына, Владимира Ярославовича, доблестный Ростислав, о котором сложилось много легенд; ему Ярослав ничего не дал. Ростислав бросился сам на Тмутаракань, захватил ее и оставил за собою. Ярослав велел почитать Изяслава, как старейшего, но Изяслав не сумел поддержать свой авторитет, восстановил против себя киевлян, которые его изгнали. Возвратясь затем в Киев, Изяслав был вторично изгнан оттуда братьями; он бежал в Польшу; киевский стол занял Святослав и княжил там до смерти. Затем Киев опять переходит к Изяславу, а Чернигов в это время достается Всеволоду. После смерти Изяслава, киевский престол занял Всеволод, а второй город - Чернигов -- Всеволод отдал своему старшему сыну Владимиру. Детей Святослава он совсем вычеркнул из общего наследия, как изгоев, которые не имели права на великокняжеский престол, ибо отец их не мог бы стать великим князем, если бы соблюдал старшинство и не прогнал с престола старшего брата своего, который его пережил. В 1093 г. умер Всеволод, оставив после себя сына Владимира, прозванного Мономахом по имени своего деда со стороны матери. Влади мир не встретил бы препятствий со стороны киевлян, если бы захотел занять отцовский великокняжеский престол но, не желая новых усобиц и соблюдая родовое старшинство, Мономах предоставляет киевский стол старшему и: своих двоюродных братьев, Святополку Изяславичу, который, как старший в роде, имел на великокняжеский стол все права. Этот князь, однако, не умел поддержать спокойствие в русской земле и потому не пользовался народным расположением; во время его княжения Святославичи, признанные изгоями со стороны своих дядей Изяслава и Всеволода, стали добиваться полноправности и заявили притязание на черниговский стол, занятый Мономахом. После долгих смут Любечским съездом 1097 г. права Святославичей на Чернигов были восстановлены и вместе с тем съезд поделил все русские волости между князьями на началах справедливости, утвердив правило: "каждо да держит отчину свою". Но справедливость была вскоре попрана главным ее блюстителем Святополком, который, действуя заодно с Давидом Игоревичем, ослепил одного из князей изгоев Василька. Это насилие повлекло за собой новые усобицы, для прекращения которых был назначен новый съезд. В 1100 г. в городе Уветичах, или Витичеве, Святополк, Мономах и Святославичи заключили между собой союз для восстановления мира на Руси. Когда Витичевским съездом был водворен порядок во внутренних делах, тогда стало возможно подумать и о делах внешних -- о борьбе с половцами. Владимир и Святополк съехались на берегу Долобского озера (1103) и решили двинуться общими силами на половцев. Эти съезды -- Любечский, Витичевский и Долобский - показывают нам, что в важных спорных вопросах князья -- внуки Ярослава -- прибегают к съездам, как к высшему учреждению, имеющему право безапелляционного решения.

    События же, их вызвавшие, свидетельствуют, что Русь во время княжения Святополка не пользовалась спокойствием и что нарушителем этого спокойствия часто был сам великий князь. Понятно, почему до смерти Святополка (1113) даже летописец, всегда готовый хвалить покойного князя, хранит о нем полное молчание. После смерти нелюбимого князя киевляне посылают звать на великокняжеский престол Владимира Мономаха, но Мономах, не желая нарушать раз признанные права Святославичей, отказывается от великого княжения. Однако киевляне, не любившие Святославичей, не принимают ни Святославичей, ни отказа Мономаха и отправляют к нему новое посольство с тем же предложением, угрожая возмущением в случае его упорства; тогда Владимир вынужден был согласиться и принять Киев. Так воля граждан нарушила права старшинства, передав их в руки достойнейшему помимо старейшего. Однако это нарушение старшинства, хотя и вынужденное, должно было вызвать новые усобицы, и если при жизни сильного и всеми любимого Мономаха Святославичи должны были затаить свою ненависть к невольному нарушителю их прав, то они передали эту ненависть своим детям; она-то и послужила причиной кровавых усобиц между потомством Святослава и потомством Всеволода. Эти усобицы произошли значительно позднее. Потомки Святослава Черниговского не препятствовали тому, что после смерти Мономаха (1125) занял киевский стол сын его Мстислав. Да и нелегко было оспаривать у него великокняжеский стол: Святославичи, по тогдашним понятиям, потеряли свои права на Киев, оттого что не противились занятию киевского стола Мономахом; этим они понизили свой род перед родом Мономаха и утратили, не только в настоящем, но и в будущем всякое право на великокняжеский стол. Со стороны черниговских князей также не последовало возобновления притязаний на Киев и тогда, когда (1132) Мстислав умер и старшинство перешло в руки брата его Ярополка Владимировича, что вполне согласовалось с желанием киевлян, никого не желавших, кроме Мономаховичей. Черниговские князья не могли протестовать, ибо они были бессильны, пока мир господствовал вроде Мономаха. В княжение Ярополка, однако, этот мир был нарушен. Перед смертью Мстислав обязал своего брата и преемника Ярополка отдать Переяславль его старшему сыну Всеволоду Мстиславовичу. Вступив на великокняжеский престол, Ярополк исполнил предсмертную волю брата, но это вызвало неудовольствие со стороны младших сыновей Мономаха -- Юрия Ростовского и Андрея Владимиро-Волынского. Узнав о перемещении племянника в Переяславль, они сочли это шагом к старшинству помимо их и поспешили выгнать Всеволода из Переяславля. Тогда Ярополк водворил туда второго Мстиславича -- Изяслава, княжившего в Полоцке. Но и это распоряжение не успокоило младших князей: в каждом племяннике, который сидел в Переяславле, они видели наследника старшинства, будущего князя киевского. Чтобы успокоить братьев, Ярополк вывел и Изяслава из Переяславля и послал туда брата своего Вячеслава, но тот скоро сам оставил эту область, и она была уступлена Юрию Ростовскому.

    Враждой между дядями и племянниками в потомстве Мономаха не замедлили воспользоваться Святославичи и предъявляли свои права на великое княжение. Обстоятельства сложились благоприятно для Святославичей: Ярополк Владимирович скончался в 1139 г. и место его заступил брат его Вячеслав, человек бесхарактерный и неспособный. Таким ничтожеством великого князя воспользовались Святославичи в лице Всеволода Ольговича; он подступил к Киеву и занял его. Вячеслав не оспаривал у него великого княжения, и Всеволод не только сам остался в Киеве до своей кончины, но и укрепил там после себя брата своего Игоря. Но едва Игорь вокняжился, как киевляне отправили посольство звать на киевский стол Изяслава Мстиславича. Последний немедленно двинулся к Киеву, объявив, что терпел на старшем столе Всеволода, как мужа старшей сестры своей, но что других Ольговичей на киевском столе не потерпит. Киевляне перешли на его сторону. Игорь был взят в плен и погиб, а Изяслав занял великокняжеский стол.

    В лице Изяслава род Мономаха снова восторжествовал над родом Святослава. Но самовольный захват Изяславом киевского стола вооружил против него двух старших Мономаховичей, двух его дядей -- Вячеслава, который был изгнан Всеволодом Ольговичем, и Юрия, князя Ростовского. Юрий, недовольный тем, что старшинство досталось его племяннику, а не брату, начал с Изяславом борьбу и одержал верх. Изяслав удалился во Владимир-Волынский, а в Киеве стал княжить Юрий. Но и он недолго удержал за собой киевский стол; Изяславу удалось изгнать его и снова вернуть себе Киев, а чтобы обеспечить себя от обвинений в беззаконном захвате престола, он пригласил в Киев старшего дядю Вячеслава, который, довольствуясь почетом, предоставил всю власть племяннику. Однако Юрий не оставил своих притязаний на Киев, несмотря на то, что Изяслав обставил дело вполне законно, воспользовался первой удобной минутой и подступил к Киеву. Изяслав и Вячеслав оставили город, и Юрий вторично завладел им, опять-таки ненадолго. Киевские граждане любили Изяслава и при первом его появлении перешли на его сторону. Юрий снова уехал из Киева, а Изяслав, верный прежнему намерению, стал княжить именем Вячеслава. В 1154 г. Изяслав умер; престарелый Вячеслав вызвал другого своего племянника -- Ростислава Смоленского, и киевляне присягнули ему, заключив, однако, договор, что он будет чтить своего дядю Вячеслава, как делал это его покойный брат. После же смерти Вячеслава киевляне приняли Изяслава Давидовича, представителя Святославичей, но тут снова явился Юрий, и престол, в третий раз перейдя к нему, остается за ним до его смерти. В 1157 г. Юрий умирает, и киевляне, нелюбившие этого князя, хотя он и был Мономахович, снова зовут на киевский стол Изяслава Давидовича. Тогда один из младших Мономаховичей, Мстислав Изяславич Владимиро-Волынский, опасаясь, что киевский стол уйдет из рук Мономаховичей, изгнал Изяслава из Киева и водворил там своего дядю Ростислава, а после смерти его в 1168 г. сам занял великокняжеский престол. В то же время претендентом на Киев является сын Юрия -- Андрей (которого Мстислав обошел, как раньше отец его Изяслав обошел дядю своего Юрия. Победа в борьбе осталась на стороне Андрея: в 1169 г. Киев был им взят, а Мстислав удалился в свою Волынскую область. Киев был ограблен и сожжен, а сам победитель не остался в нем и ушел на север.

    Таковы факты политической жизни так называемого Киевского периода. Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что в данное время признавался правильным порядок наследования и владения родовой -- от брата к брату и от дяди к племяннику, и что этот порядок в первое же время своего существования терпел нарушения. События времени внуков и правнуков Ярослава ясно показывают, что эти нарушения были чрезвычайно часты и что наследование столов запутывалось до чрезвычайности. Вопрос о политическом устройстве Киевской Руси поэтому представляет много трудностей; он вызывал массу исследований и споров между историками. Научная полемика вращалась здесь около двух вопросов: 1) что породило и поддерживало раздробление на княжества древней Руси? 2) на каком принципе, при таком положении дел, держалось единство Русской земли?

    Ответ на первый вопрос сначала казался очень простым. Историки прошлого века, и отчасти Карамзин, объясняли его тем, что князья не желали обижать сыновей и всем им давали землю; но впоследствии поняли, что личный княжеский произвол не может раздробить государство, которое обладает национальным единством, и стали искать причину в других явлениях, в обычаях и отвлеченных воззрениях племен. Одни думали, что политическое дробление вообще в нравах и обычаях славян (впервые эта мысль была высказана Надеждиным). Другие (как Погодин) видели причину образования многих княжеских столов в том, что князья, как собственники земли, считали себя вправе, по обычаю славянскому, владеть землею сообща. Наконец, третьи (школа родового быта) удачно подметили родовой порядок наследования столов и думали, что родовой быт князей в одно время и поддерживал земское единство, и делил землю на части по числу родичей, имеющих право на владение родовым имуществом. В последующее время исследователи искали причины раздробления Руси в реальных условиях общественной жизни: Пассек находил эти причины в стремлении городских общин к автономии;

    Костомаров полагал, что причины эти вытекали из стремления к обособлению не городских общин, а племен, входивших в состав Киевского княжества (он насчитывал 6 племен); Ключевский, в сущности, поддерживал взгляд Пассека, говоря таким образом: "Русская земля первоначально сложилась из самостоятельных городовых областей помощью тесного союза двух аристократий -- военной и торговой. Когда этот союз земских сил распался (благодаря подвижности, бродячести князей), составные части земли стали также возвращаться к прежнему политическому обособлению, тогда знать торгового капитала осталась во главе местных миров и аристократии оружия со своими князьями поверх этих миров" ("Боярская Дума"). Второй вопрос -- на чем держалось единство земли? -- разрешался также различно. Прежние историки и даже Карамзин не останавливались над ним долго: они говорили, что единство земли основывалось на чувстве княжеского родства, которое связывало князей в одно целое. Школа родового быта первая дала научное построение вопросу, основываясь на понятии родового владения. Род князей, представляя одно неразрывное целое, соединяет в своем владении землю. Землею сразу владеют все князья, помня, что сами "одного деда внуки". Русь была, таким образом, единым государством, потому что она была владением одного рода. Иного мнения были представители федеративной теории, во главе которой стоял Костомаров: он видел в древней Руси федерацию, основанную на единстве происхождения и языка, единстве веры в церкви и, наконец, на единстве династии, правящей страной. Но федерация предполагает существование некоторых постоянных учреждений, общих для всей федерации, между тем на Руси таких учреждений указать нельзя; княжеские съезды, например, не представляют ничего юридически определенного. Вот почему федеративную теорию сменила новая, договорная, принадлежащая Сергеевичу. Еще Чичерин говорил, что древняя Русь не знала государственного порядка и жила на праве частном, на порядке договорном. Исходя из этой мысли, Сергеевич пришел к тому выводу, что древняя Русь не имела политического единства, и единственным движущим началом жизни было начало личного интереса. Князья не знают сдержки личному произволу, они не наследуют столов по праву, а "добывают" их силой или искусством, формулируя свои отношения к другим князьям и к земщине условиям "рядов", т.е. договоров; о единстве государства не может быть и речи. Ключевский говорит, что в основании единства русской земли лежат две связи: 1-я родственная, связывающая князей, 2-я экономическая, связывающая области. Своеобразное сочетание условий, вытекающих из экономической жизни волостей, с условиями родового быта князей породило постоянное движение князей по городам и постоянное взаимодействие земских миров. В этом и выражалось единство Русской земли. Все приведенные учения были правы, потому что все освещали правильно одну какую-нибудь сторону вопроса: одни уловили формулу законного владения, собственно идею порядка (это школа родового быта); другие занимались не столько изучением норм, хотя бы и идеальных, сколько исследованием их нарушений (Сергеевич); третьи отметили роль общества в древней Руси, причем принимали ее различно (Костомаров и Пассек).

    Каждый вносил свой взгляд, и взгляд этот возбуждал возражения других, При всех разногласиях, существующих в вопросе, можно. однако, сказать, что вопрос теперь достаточно освещен Б основных своих чертах. Родовой порядок наследования столов, как идеальная законная норма, несомненно существовал. Но рядом с ним существовали и условия, подрывавшие правильность этого порядка. Так, княжеские съезды нередко постановляли решения, противные законному течению исследования. Любечский съезд князей (1097) поставил решение о князьях, чтобы каждый из них "держал отчину свою". Этот принцип отчинности, т.е. семейного наследования от отца к сыну, бесспорно начинал слагаться в умах этой эпохи, разлагая родовое начало. (Очень хорошо раскрыто это в новой книге "Княжое право в древней Руси" А. Е. Преснякова.) Произвол князей, или не признававших законного порядка и авторитета старших, или же нарушавших, благодаря силе и старшинству, интересы младших князей, -- тоже препятствовал правильности политической жизни. Изгойство, исключение князей из прав их состояния создавало по краям Русской земли такие области изгоев, которыми они владели уже прямо по семейному, а не по родовому порядку; владетель-изгой не мог претендовать на иные волости, но и на его волость не должны были претендовать другие князья. Наконец, если мы вспомним вмешательство в политические дела и в вопросы наследования городских веч, которые иногда не признавали для себя обязательными счеты княжеского старшинства и звали в города князей по своему выбору, то мы укажем все важнейшие условия, разлагавшие правильный порядок политической жизни.

    Наличность этих условий служит ясным доказательством того, что политическое устройство Киевского княжества было неустойчиво. Составленное из многих племенных и городских миров это княжество не могло сложиться в единое государство в нашем смысле слова и в XI в. распалось. Поэтому точнее всего будет определить Киевскую Русь как совокупность многих княжений, объединенных одною династией, единством религии, племени, языка и народного самосознания. Это самосознание достоверно существовало: с его высоты народ осуждал свое политическое неустройство, осуждал князей за то, что они "несли землю розно" своими "которами", т.е. распрями, и убеждал их быть в единстве ради единой "земли Русской".

    Политическая связь киевского общества была слабее всех других его связей, что и было одной из самых видных причин падения Киевской Руси.

    От общей формы политического быта перейдем к его частностям. Мы заметили, что первой политической формой, которая зародилась на Руси, был быт городской или областной. Когда областная и городская жизнь уже сложилась, в города и области явилась княжеская династия, объединившая все эти области в одно княжество. Рядом с властями городскими стала власть княжеская. Этим и обусловливается тот факт, что в XI--XII вв. наблюдается на Руси два политических авторитета: 1) княжеский и 2) городской, или вечевой. Вече старше князя, но зато князь часто виднее веча; последнее иногда на время уступает ему свое значение.

    Князья Киевской Руси, старшие или младшие, были все политически друг от друга независимы, на них лежали только нравственные обязанности: князья волостные должны были почитать старшего, великого князя, "в отца место", вместе с ним должны были охранять "от поганых" свою волость, сообща с ним думать-гадать о русской земле и решать важные вопросы русской жизни. Мы отличаем три главные функции деятельности древнекиевских князей. Во-первых, князь законодательствовал, и древний закон, "Русская Правда", несколькими из своих статей прямо подтверждает это. В "Правде" читаем, например, что сыновья Ярослава, Изяслав, Святослав и Всеволод, совместно постановили заменить месть за убийство денежным штрафом. Заглавия некоторых статей "Правды" свидетельствуют, что эти статьи были "судом" княжеским, т.е. были установлены князьями. Таким образом законодательная функция князей засвидетельствована древним памятником. Вторая функция их власти -- военная. Князья явились в первый раз в русскую землю, как защитники ее границ, и в этом отношении последующие князья не отличались от первых. Припомним, что Владимир Мономах едва ли не главной своей задачей считал оборону границ от половцев; к борьбе с половцами склонял он и других князей на съездах и предпринимал вместе с ними общие походы на кочевников. Третья функция есть функция судебная и административная. "Русская Правда" свидетельствует, что князья сами судили уголовные дела. По "Русской Правде" за убиение княжеского конюшего взимался штраф в 80 гривен "яко уставил Изяслав в своем конюсе, его же убили Дорогобужьци". Здесь "Правда" указывает действительный судебный случай. Относительно административной деятельности князей мы можем сказать, что они с давнишних пор несли на себе обязанности управления, устанавливали "погосты и дани". Еще на самых первых страницах летописи мы читаем, как Ольга "устави по Месте погосты и дани и по Лузе оброки и дани". (Погосты представляли собой административные округа.) Вот главные обязанности князя киевской эпохи: он законодательствует, он военный вождь, он верховный судья и верховный администратор. Эти признаки всегда характеризуют высшую политическую власть. Сообразно с характером своей деятельности князья имеют и слуг, так называемую дружину, своих ближайших советников, с помощью которых управляют страною. В летописи можно найти много свидетельств, даже с поэтическим характером, о близком отношении дружины к князю. Еще Владимир Святой, по летописному преданию, высказал мысль, что серебром и золотом дружины нельзя приобрести, а с дружиною можно достать и золото, и серебро. Такой взгляд на дружину, как на нечто неподкупное, стоящее к князю в отношениях нравственного порядка, проходит через всю летопись. Дружина в древней Руси пользовалась большим влиянием на дела; она требовала, чтобы князь без нее ничего не предпринимал, и когда один молодой киевский князь решил поход, не посоветовавшись с ней, она отказала ему в помощи, а без нее не пошли с ним и союзники князя. Солидарность князя с дружиною вытекала из самых реальных жизненных условий, хотя и не определялась никаким законом. Дружина скрывалась за княжеским авторитетом, но она поддерживала его; князь с большой дружиной был силен, с малой -- слаб. Дружина делилась на старшую и младшую. Старшая называлась "мужами" и "боярами" (происхождение этого слова толкуют различно, между прочим, существует предположение, что оно произошло от слова "болий", больший). Бояре были влиятельными советниками князя, они в дружине бесспорно составляли самый высший слой и нередко имели свою собственную дружину. За ними следовали так называемые "мужи" или "княжи мужи" -- воины и княжеские чиновники. Младшая дружина называется "гриди"; иногда их называют "отроками", причем это слово нужно понимать лишь как термин общественного быта, который мог относиться, может быть, и к очень старому человеку. Вот каким образом делилась дружина. Вся она, за исключением княжеских рабов -- холопов, одинаково относится к князю; она приходила к последнему и заключала с ним "ряды", в которых обозначала свои обязанности и права. Князь должен был относиться к дружиннику и "мужу" как к человеку, вполне независимому, потому что дружинник всегда мог покинуть князя и искать другой службы. Из дружины князь брал своих администраторов, с помощью которых он управляет землею и охраняет ее. Эти помощники назывались "вирниками" и "тиунами; обязанность их состояла в суде и взыскании виры т.е. судебной пошлины, в управлении землею и в сборе дани. Дань и вира кормили князя и дружину. Князь собирал дань иногда с помощью чиновников, а иногда и лично. Собиралась дань натурой и деньгами, и точно так же не одной натурой, но и деньгами давалась дружине. Один летописец начала XIII в. пишет о времени более раннем, что князь "еже будяше права вира, и ту возма, -- даяше дружине на оружие. А дружина его... не жадаху: маломи есть, княже, 200 гривен, не кладаху на свои жены златых обручей, но хожаху их жены в серебре". Оклад в 200 гривен каждому дружиннику очень велик по тогдашним понятиям и несомненно свидетельствует о богатстве киевских князей (если в гривне считать 1/2 фунта серебра, то ее весовая стоимость около 10 рублей). Откуда же появилось это богатство, какими источниками доходов пользовались князья? Во-первых, средства князьям давала их судебная деятельность. Во-вторых, князья получали дань, о которой уже говорилось. В-третьих, в пользу князей шла военная добыча. Наконец, последний вид княжеских доходов -- частные доходы. Пользуясь своим привилегированным положением, князья приобретают себе частные земли (села), которые они строго различают от владений политических. Князь не может завещать политическое владение женщине, а только сыну или брату, а между тем мы видим, что свои частные земли он дает жене или дочери, или в монастыри.

    Вече было старее князя. У летописца мы читаем: "Новгородцы бо изначала и смольняне и кыяне, и полочане и вся власти яко же на думу на вече сходятся, и на что же старшие думают, на том и пригороды станут". Смысл этих слов такой: изначала города и волости ("сласти") управлялись вечами и вече старшего города управляло не только городом, но и всею его волостью. Рядом с этими вечами, на которых правом голоса пользовались все главы семейств, появилась власть князей, но князья не упразднили веча, а правили землею иногда при содействии, а иногда и с противодействием последнего. Отношения князя к вечу и, наоборот, веча к князю многие историки пытались определить с точки зрения наших политических понятий, но это приводило только к натяжкам. Факты вечевой деятельности, собранные в книге В. И. Сергеевича "Князь и вече", прежде всего не позволяют установить самой формы веча, которое очень легко спутать с простыми народными сходками, и неопределенность формы часто заставляла исследователей различать вече законное и незаконное. Законным называлось вече, созванное князем; вече же, собранное против воли князя, мятежнически, считалось незаконным. Следствием юридической неопределенности положения веча было то, что последнее было в большой зависимости от условий чисто местных или временных: политическое значение его понижалось при сильном князе, имевшем большую дружину, и, наоборот, усиливалось при слабом; кроме того, в больших городах оно имело большее политическое значение, чем в малых. Изучение этого вопроса заставляет нас убедиться в том, что отношения между князем и вечем постоянно колеблются. Так, при Ярославе и его сыновьях вече далеко не имело той силы, как при его внуках и правнуках. Когда власть князей усилилась и определилась, вече от политической деятельности перешло к хозяйственной -- стало заниматься делами внутреннего быта города. Но когда род Рюриковичей размножился и наследственные счеты запутались, -- городские веча стремились возвратить себе политическое значение. Пользуясь смутой, они сами призывали к себе того князя, которого хотели, и заключали с ним "ряды". Мало-помалу вече почувствовало себя настолько сильным, что решалось спорить с князем: случалось, что князь стоял за одно, а вече за другое, и тогда вече зачастую "указывает князю путь", т.е. изгоняет его.