Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Как приготовить тортилью
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Как повысить мотивацию к обучению у подростков. Решение школьных конфликтов

    Как повысить мотивацию к обучению у подростков. Решение школьных конфликтов

    Вот и отшумело первое сентября! Вы проводили своего ребенка в школу, радуясь за него. А в глубине души, снова засквозила тревога, что вашему школьнику будет трудно. Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой полной потерей мотивации к обучению.

    Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно? В этой статье мы постараемся разобраться, как формируется и работает мотивация к обучению, и что вы можете сделать, чтобы ребенок начал испытывать удовольствие от учебы и повысил успеваемость в школе.

    Способы повысить мотивацию к обучению: опыт родителей

    Общаясь на разных форумах родители перечисляют много способов повысить мотивацию детей к обучению. Они предлагают ставить в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, а кто-то уверен, что интерес ребенка к обучению зависит от учителей и психологов. Некоторые родители предлагают радикальные способы: наказывать за плохие оценки, лишать компьютера, прогулок и вкусностей за каждую оценку ниже 4.

    Оправданность таких методов формирования мотивации к обучению у школьника мы сейчас разбирать не будем.

    Мнений много, но нам хочется предложить вам взглянуть на вопрос мотивации к обучению у школьника с нескольких сторон.

    Мотивация к обучению: научный подход

    Первым мы рассмотрим научный подход и взглянем на истоки происхождения термина «мотивация» .

    Этот термин происходит от английского «movere» - «двигать» . Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

    Наверняка, Вы и сами могли наблюдать признаки мотивации к обучению у своего ребенка: у него сияли глаза, он сосредоточенно делал уроки или учил что-то, получая от этого ни с чем не несравнимое удовольствие!

    Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Обучение можно даже превратить в одержимость, поэтому очень важна правильная дозировка стимуляции. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

    А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.

    Наверное, вы замечали это явление у своего ребенка: первый раз, сумев правильно разложить кубики, он был очень горд собой, а на пятый раз, остался совершенно спокоен.

    Вот так, выглядит мотивация к обучению с научной точки зрения. И зарождается она совсем не в школе, а гораздо раньше - еще в младенческом возрасте в домашних условиях. Именно родители развивают в ребенке желание постигать новое и формируют у него желание учиться. Многие из нас при воспитании детей выбирают разные способы усиления мотивации к познанию. У каждого из этих способов разные результаты, в каждом из них есть положительные и отрицательные стороны.

    Итак, подводя итоги нашего научного блока, мы сможем сделать вывод, что мотивация к обучению закладывается с младенчества и стимулирует нас к самосовершенствованию в течение всей жизни.

    Мотивация к обучению: психологический аспект

    Следующим этапом в изучении вопросов формирования у школьника желания учиться является психологический аспект, который приоткроет завесу таинственности в вопросах выстраивания мотивационной линии у детей.

    Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Но для многих школьников и их родителей время, отведенное для выполнения домашних заданий, становится ежедневным испытанием терпения. Родителям приходится много раз призывать ребенка сесть за уроки. Вместо того чтобы делать уроки, ученик смотрит в окно, рисует маленьких человечков в тетрадке или грызет карандаш. Родители теряют терпение, и – слово за слово – разгорается скандал. Ребенок не получает удовольствия от учебы, находясь под постоянным давлением взрослых и, как следствие, полностью теряет интерес и желание учиться. Родителям все сложнее находить доводы для усиления мотивации к обучению, ведь в понимании ребенка утверждается уверенность: школа - это каторга.

    Подобное происходит со многими детьми, и дело тут не в недостатке способностей, а в отсутствии мотивации к обучению. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

    В рамках изучения этой проблемы проводились исследования, итогом которых стали неутешительные выводы: ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

    Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цепи мотивационного взаимодействия.

    Как сформировать у школьника желание учиться?

    Чтобы понять, как сформировать у ребенка мотивацию к обучению, нужно понять, что мешает пробуждению у него интереса к учебе и не дает ему полноценно использовать свои ресурсы. Среди таких факторов выделяются следующие:

    Отсутствие самостоятельности в принятии решений и последствий собственных действий;

    Отсутствие реальной помощи при понимании сложных учебных процессов;

    Отсутствие единой системы поведения взрослых в требовании по отношению к себе и к ребенку.

    Установив для себя правила приведенные выше, вы сможете дать своему ребенку возможность быть ответственным за свои действия, научите его доверять вам, и сможете контролировать ситуацию. Проговаривайте спорные моменты с детьми, не решайте их в одностороннем порядке. Ребенку необходимо создать установку на результат, которого не бывает без труда. Старайтесь не создавать ложных целей у ребёнка, используя метод «Дашь на дашь». Очень важно предоставить ребенку возможность проявить самостоятельность, т.к., она является одной из важнейших составляющих успеха. В чем же заключается самостоятельность школьника?

    По мнению многих педагогов, самостоятельность школьника заключается, прежде всего, в умении ставить перед собой различные учебные задачи и решать их без побуждения извне , когда учитель или родители стоят над душой и повторяют: «Делай это…», «Делай так…». Ребенок должен делать что-то по собственному осмысленному побуждению: «Мне нужно это сделать…», «Мне это интересно». Здесь важны такие качества ребенка, как интерес, инициатива, познавательная активность, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Именно в этом случае мотивация к обучению у школьника сможет быть сформирована.

    Вы можете возразить, что маленький ребенок еще не в состоянии самостоятельно ставить планы и принимать решения. Но помощь взрослого и заключается в том, чтобы помочь ребенку выявить эти качества, не подавлять их постоянной гиперопекой.

    Для воспитания самостоятельности можно предлагать на первых порах (пока ребенок сам не научится ставить перед собой цели) варианты действий: «У тебя не получается задача. Что ты будешь делать?» (варианты: сделать сначала те уроки, что получаются; позвонить однокласснику; отложить до прихода того из родителей, кто может помочь, и т. д.); «У тебя завтра диктант по русскому языку. Что нужно повторить в первую очередь? На что обратить внимание во время диктанта? Что нужно сделать в конце диктанта?».

    Эти алгоритмы очень полезны для выработки самостоятельных действий детей, так как они учат ребенка вырабатывать свой собственный алгоритм и в различных ситуациях. Для формирования мотивации к обучению у школьника запишите алгоритмы его действий в виде схем и повесьте этот лист над письменным столом ребенка, чтобы он с ним сверялся.

    Очень важен в учебной деятельности и формировании у школьника желания учиться навык самоконтроля. Ведь не секрет, что многие ошибки у детей возникают из-за невнимательности. И если ребенок научился проверять себя после того или иного вида деятельности, количество ошибок резко сокращается – а если ошибок меньше, то и мотивации к новым достижениям становится больше. Поиграйте вместе ребенком в игры, где он педагог и проверяет ваше задание. Ребенок должен знать, как проверить правильность математических вычислений, как искать по словарю написание слова, как узнать, запомнил ли содержание параграфа. Именно в учении начинают складываться многие деловые качества ребенка, которые затем ярко проявляются в подростковом возрасте, и от которых зависит мотивация достижения успехов. В этот момент очень важно, чтобы родители не дергали, не понукали свое чадо, не раздражались. В противном случае сформировать у школьника желание учиться у Вас не получится.

    Большую роль играет обдуманная система поощрений ребенка за успехи, причем не те успехи, которые достаются ребенку легко, в зависимости от его способностей, а те, которые трудны и полностью зависят от тех усилий, которые затратит ребенок на выполнение этого вида деятельности. Мотивация к обучению в этом случае будет только увеличиваться.

    Также очень важным моментом является то, верит ребенок в свои успехи или нет. Учитель и родители должны постоянно поддерживать веру ребенка в свои силы, причем чем ниже самооценка и уровень притязаний ребенка, тем более сильной должна быть поддержка со стороны тех, кто занимается его воспитанием детей. Ведь если ребенка, который и так чувствует свою слабость, еще и понукать - Вы не только не сможете сформировать у него мотивацию к обучению, но и уничтожите весь интерес к учебе, который у него был.

    Мы надеемся, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Желаем Вам удачи!

    Центр развития Гармония.

    Мы работаем для детей и взрослых.

    Мотивация как условие успешности обучения школьника

    Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Берегите эту тропинку и этот огонек.

    Я продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, - это пропавший для него урок. Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.

    Как прилежно, сосредоточенно работают шалуны и проказники, если учителю удалось «запрячь» их в посильный умственный труд, сулящий и дающий успех!

    У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами… Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика! (В.А. Сухомлинский. Сто советов учителю.)

    В начале каждого учебного года мы видим сияющие глаза учеников, их радость от встречи со школой, учителями, одноклассниками.

    Пройдет две, три недели и детское чувство радости, сменится хандрой, полной потерей мотивации к обучению. Родители, стремясь повысить мотивацию детей к обучению, ставят в пример сегодняшних миллионеров, пугают работой дворником и грузчиком, наказывают за плохие оценки, лишают компьютера, прогулок и т.д.

    Учителя, в свою очередь, пугают «2», вторым годом, вызовом родителей…

    Ребята не хотят учиться. Ребята не просто не хотят учиться. Они не хотят учиться так, как им предлагают это делать сегодня.

    Каждый из нас, я думаю, задавался вопросами:

    Как же сформировать у школьника желание учиться? Как сделать так, чтобы у него не пропадал внутренний стимул познавать новое, вне зависимости от того, сколько усилий надо будет для этого приложить? Как сформировать мотивацию к обучению у школьника, который считает, что учиться в школе скучно?

    Какие могут быть ответы, обычно: перегрузка, неинтересно, комп. игры, просто лень; трудно; не умеют; не понимают, зачем им это надо; проблемы со здоровьем. Причин много, они разные. Однако важно, что на некоторые из них мы можем-таки повлиять. Попробуем разобраться, что здесь в наших силах, что нам необходимо учесть, чтобы сделать учебную ситуацию действительно мотивирующей к учению.

    Подойдём к этому вопросу с научной точки зрения.

    Термин «мотивация» происходит от английского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с завидным упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

    Мотивация к обучению запрограммирована в нас от природы: полученное знание или овладение новым умением вознаграждается выплеском гормонов счастья. Если ребенок не знает точно, сможет ли он сделать задание, и, тем не менее, справляется с работой, степень ощущения успеха наивысшая. И, конечно же, мотивация к обучению у школьника становится очень сильной.

    А вот если ожидаемого вознаграждения или похвалы не следует или предъявляются завышенные требования, система вознаграждения лопается. То же самое происходит, если успех становится чем-то само собой разумеющимся. И в этом случае сформировать у школьника желание учиться будет практически невозможно.Ежегодно у большинства учащихся стремление к достижениям в учебе и мотивация к обучению снижается. Причем если раньше в такую категорию детей попадали, в основном, подростки – в связи с переходным периодом – то теперь неуклонно снижается мотивация к обучению даже у малышей в начальной школе.

    Психологический аспект.

    Итогом формирования мотивации к обучению является школьная успеваемость. Школьные успехи и неудачи – это не показатель исключительно умственного развития и способностей школьника. Школьная успеваемость, скорее, это сумма умений, навыков, знаний и желания учиться. Ребенку, не заинтересованному в обучении, очень сложно получить знания и суметь их применить на практике.

    Учебная мотивация – проявляемая учащимися мотивированная активность при достижении целей учения. Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:

    • познавательные;
    • коммуникативные;
    • эмоциональные;
    • саморазвития;
    • позиция школьника;
    • достижения;
    • внешние (поощрения, наказания).

    Своеобразие учебной мотивации состоит в том, что в процессе деятельности по ее осуществлению ученик усваивает знания и формируется как личность.

    Доказано, что одним из главных условий успешного обучения является мотивация учения.

    Мотивация к обучению – не постоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы «заинтересовать» школьными дисциплинами. У каждого человека есть силы, благодаря которым он способен учиться, и очень досадно, что эти силы не всегда направлены на математику или географию. Но все можно изменить – в том числе, и сформировать у школьника желание учиться. Необходимо лишь направить ребенка, предоставить ему самостоятельность и развить в нем понимание цели мотивационного взаимодействия.

    Мотивы в обучении бывают внутренние и внешние.

    Внешние мотивы в обучении: отметки; вынужденный долг; у чёба ради престижа, лидерства, материального вознаграждения; избегание наказания.


    Внутренние мотивы в обучении: удовлетворение от самой деятельности;
    прямой результат деятельности; стремление к успеху, понимание необходимости для жизни; учение как возможность общения.


    Главная задача мотивации учения: организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Как сказал В.А. Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». Поэтому наша главная задача – развитие внутренней мотивации».

    Причины мотивационного кризиса учащихся.
    1. Колоссальная избыточность учебного материала;

    2. О тсутствие уверенности у детей в сохранении собственной психологической безопасности (страх и стресс как доминирующие условия образования);

    3. В се в порядке с «кнутом», недостаточно того, что называется «пряником»;

    4. В классе сидят дети с разными способностями, поэтому особое желание выполнять те или иные действия возникает у них только тогда, когда они могут соответствовать ожиданиям учителя и есть гарантия успешно справиться с предложенной задачей.

    Пути разрешения проблемы мотивации:
    - Выяснить основные причины нежелания учиться и постараться их минимизировать;

    - Максимизировать то, что вызывает и поддерживает познавательную мотивацию учащихся

    Способы повышения внутренней мотивации.
    1. По возможности исключить награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь оцениванием и похвалой.

    2. Как можно меньше использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребёнка анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений.

    3. Стараться не навязывать учебных целей «сверху». Совместная работа с ребёнком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.

    4. Помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребёнка к учебной деятельности.

    5. Стараться избегать установления временных ограничений там, где это предоставляется возможным, т.к. это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.

    6. Следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но и имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребёнка. Регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.

    7. Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

    Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя на уроке. Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.На уроке работают двое – учитель и ученик, и только правильно организованная работа может побуждать ученика учиться.Привить интерес к изучаемому предмету – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения.

    Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; создание нестандартных ситуаций; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

    Учитель в своей работе не должен забывать о таком понятии, как активная мотивация .

    Активная мотивация предполагает, что

    • никакие результаты нельзя признать хорошими, как бы высоки они ни были, если ученик мог бы достигнуть более высоких результатов;
    • никакие результаты, как бы они не были малы, нельзя признать плохими, если они соответствуют максимальным возможностям ученика.

    Наиболее значимыми в работе учителя по созданию мотивационной сферы учащихся можно считать следующие установки и действия:

    – учет возрастных особенностей школьников;

    – выбор действия в соответствии с возможностями ученика;

    – совместный с учащимися выбор средств по достижению цели;

    – использование коллективных и групповых форм работы;

    – использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

    – использование игровых технологий;

    – нестандартная форма проведения уроков;

    – создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

    – создание ситуации успеха;

    – вера учителя в возможности ученика;

    – применение поощрения и порицания;

    – формирование адекватной самооценки у учащихся;

    – эмоциональная речь учителя.

    1. Диагностика учебной мотивации учащихся, которая включала в себя
      – анкетирование учащихся начальной школы, в результате которого были определены уровни мотивации по диапазонам: высокий, средний, низкий;

    анкетирование учащихся средней школы, в результате которого определены значимые для учащихся мотивы учения.

    Вывод. Грамотно организовать процесс мотивации и управлять им возможно, зная причины мотивационного кризиса учащихся, способы повышения мотивации, используя установки и действия, влияющие на мотивационную сферу учащихся.

    Для изучения учебной мотивации воспитанников использовалась методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной. Методика предназначена для диагностики учебной мотивации, определение дополнительных мотивов учения.

    Познавательные мотивы. Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Воспитанник стремится овладеть новыми знаниями, учебными навыками, умеет выделить занимательные факты, явления, проявляет интерес к существенным свойствам явлений, к закономерностям в учебном материале, теоретическим принципам, ключевым идеям.
    Коммуникативные. Позиционные мотивы, состоящие в стремлении занять определенную позицию, место в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить у них авторитет.
    Эмоциональные . Этот вид мотивации заключается в стремлении получать знания, чтобы быть полезным обществу, желании выполнить свой долг, понимании необходимости учиться, высоком чувстве ответственности. Воспитанник осознает социальную необходимость.

    Мотив саморазвития – интерес к процессу и результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей. Воспитанник проявляет активность к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т. д.

    Позиция школьника. Воспитанник ориентирован на усвоение способов добывания знаний: интересы к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации своего учебного труда.

    Мотив достижения . Воспитанник, мотивированный на достижение успеха, обычно ставит перед собой некоторую позитивную цель, активно включается в ее реализацию, выбирает средства, направленные на достижение этой цели.

    Внешние (поощрения, наказания) мотивы проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления окружающих. Воспитанник выполняет задание, чтобы получить хорошую отметку, показать товарищам свое умение решать задания, добиться похвалы взрослого

    Возраст/Группа


    Мотив


    Первоклассники
    (дошкольники)


    интерес к учению вообще

    стремление к взрослости


    Младшие школьники


    беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация);

    получаемые отметки;

    престижный мотив;

    познавательный мотив (очень редко).


    Средние классы


    стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению;

    мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»;

    требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок;

    потребность в познании и оценке свойств своей личности;

    главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников);

    особенность мотивации – наличие подростковых установок.


    Старшие классы


    основной мотив – подготовка к поступлению.


    «Тебе ничего не интересно», «займись уже хоть чем-нибудь» – такие слова часто можно услышать от родителей. Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям стало интересно?

    Сложно найти ребенка, который с удовольствием бы убирался у себя в комнате, мыл посуду, вставал рано утром, чтобы идти в садик или школу. Когда детей заставляют делать нечто сложное или неинтересное, в лучшем случае они отказываются. Нередко такие ситуации приводят к конфликтам и ругани. Мы собрали для вас советы экспертов, которые помогут вам научиться «управлять» детьми. Вы сможете создавать у ребенка мотивацию на обучение, развитие и выполнение различных заданий вместо того, чтобы принуждать его к этому.

    Есть одна реальная история, как мужчина приучал свою маленькую дочку к горшку, давая ей конфеты. Один раз, когда сладостей под рукой не оказалось, он попытался дать малышке «воображаемую» шоколадку. Девочка заулыбалась, вскочила с горшка, но он оказался пустым. Папа задал дочке вопрос о том, что это было. Она ответила, что притворилась, будто пописала в горшок.

    Эта история – наглядная демонстрация того, насколько дети бывают умными и находчивыми. Несмотря на свой возраст, малыши быстро осваиваются в обстановке и находят способы, как заслужить поощрение, не выполняя просьбы взрослых. Более того, результаты исследований показывают, что система поощрений дает только кратковременный эффект.

    Небольшие награды за выполненные задания помогают преодолеть временный кризис – например, когда ребенок начинает осваивать буквы или цифры. Вознаграждение мотивирует маленького человека что-то делать. Только со временем он начинает все больше зависеть от награды: если малыш лишается ее, он перестает стараться. То же происходит и со взрослыми людьми: пока человеку платят, он добросовестно трудится. Если человек лишится зарплаты, он просто перестанет работать, ведь у него не останется мотивации.

    Это правило применимо и к той деятельности, которая приносит удовольствие. Занятный эксперимент провели ученые Стэнфордского университета. Они собрали группу детей и предложили им порисовать маркерами. Времяпрепровождение само по себе интересное, только в этот раз за него еще и платили. Детям действительно нравилось рисовать, но, когда им переставали платить, они отказывались продолжать. Можно сделать вывод о том, что вознаграждение убивает страсть и интерес даже к приятным занятиям.

    Как же формировать у ребенка положительные привычки, если не с помощью мелких взяток? Специалисты говорят, что задача родителей – воодушевлять детей. Заостряйте внимание ребенка на том, как приятно становится, когда ты обретаешь новый навык, а мама и папа гордятся тобой. Так он начнет чувствовать удовлетворение от своих успехов. Ребенок научился кататься на велосипеде? Похвалите его, скажите, что он должен собой гордиться, ведь было сложно овладеть этим навыком. Чувство собственного мастерства мотивирует на то, чтобы развиваться дальше.

    Разговаривайте с ребенком, как со взрослым

    Важный элемент создания у ребенка мотивации – это разговоры тет-а-тет. Все дети любопытны, поэтому нужно просто предложить им послушать, как устроено и для чего нужно то-то и то-то – подобные разговоры разжигают интерес к разным вещам и занятиям. Еще это стимулирует интеллектуальную деятельность.

    Представьте себе такую ситуацию. За уборку в комнате мама обещает сыну мороженое. Папа никак не поощряет ребенка, но его просьбу сложить игрушки малыш выполняет с большим рвением. Как это возможно? Просто отец каждый раз восхищается тем, как приятно находиться в комнате после уборки, какой умница его сын. Так ребенок почувствует себя взрослым и самостоятельным.

    Мамам на заметку!


    Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

    Если дети отказываются что-то делать, взрослым нужно поставить себя на их место, советуют специалисты. Это поможет вам найти подходящие аргументы и доказать ребенку важность той работы, которую он должен выполнить. Ваш сын не хочет убираться в комнате и говорит, что устал после тренировки? Предложите ему сперва вкусно поесть, а потом приняться за дело. Не используйте слов «обязан», «должен», «нужно». Если ребенку будет трудно без вашей помощи – предложите ее.

    Когда ребенок что-либо делает, спрашивайте у него о его чувствах и ощущениях. Ему будет приятно ваше внимание, поэтому появится приятная ассоциация. Еще полезно предлагать ребенку свою помощь, выражая так свое сочувствие. Он поймет, что родители на его стороне, а воевать с ними нет смысла.

    Учитывайте возможности ребенка

    Помните одну простую вещь: если ребенок не умеет или не может что-то делать, то любые взятки и наказания будут бесполезными. Вспомните, как малыш гордился, когда впервые написал свое имя или сам надел ботинки. Он радовался, повторяя эти действия, потому что ощущение мастерства окрыляет. Проводите эту аналогию с навыками, которых у ребенка пока нет.

    Избегайте критики и принуждения

    Почти все малыши получают удовольствие от выполнения разных заданий родителей, но нужно адаптировать свои требования под особенности ребенка. Если он любит раскладывать постиранное белье по полкам, а взрослые критикуют его за медлительность и неаккуратность, это убивает весь азарт. Поэтому позволяйте ребенку делать то, к чему он проявляет интерес. Не критикуйте его, если у него что-то не получается.

    Чтобы ребенок сделал то, что ему не по душе, проявите фантазию. Если девочка обожает кукол, пусть кукла попросит ее убрать разбросанные игрушки. Давайте детям право выбора: чистить зубы до купания или после, помогать маме мыть подметать или мыть посуду. Чувство свободы и контроля над ситуацией усиливает мотивацию в то время, как принуждение вызывает только негативные реакции. Дети любят чувствовать себя самостоятельными. Так пусть они думают, что не родители заставили их сделать что-то, а они лично приняли такое решение.

    Проявляйте свою благодарность

    Сын сам проснулся утром по будильнику и собрался в школу? Дочка спала всю ночь в своей постели и не прибежала к родителям? Обязательно скажите детям, что все это для вас очень важно и вы это цените.

    Каждому ребенку хочется радовать родителей, а ответная реакция в виде благодарности и похвалы – лучшая мотивация. Говорите ребенку, как вы цените его успехи, но заостряйте внимание не на результате, а на приложенных усилиях и прогрессе.

    Показывайте хороший пример

    Многие смогут припомнить такую ситуацию: ребенок что-то спрашивает или просит, когда вы говорите по телефону, а вы просите его подождать и отворачиваетесь. В таких случаях дети продолжают приставать к родителям и в итоге закатывают истерику, чтобы на них обратили внимание. Проблема даже не в самой истерике, а в том, что ребенок запомнит эту модель поведения. Повзрослев, он станет поступать так же. Поэтому либо завершайте разговор по телефону, либо говорите ребенку, сколько ему нужно будет подождать.

    Читаем также:

    • и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

    Читайте советы психолога в нашем материале.

    Психолог Анастасия Пономаренко подскажет простые правила, которые помогут правильно мотивировать ребенка, который не хочет учиться. Она расскажет, что делать и какие основные ошибки допускают родители, пытаясь всеми силами заставить ребенка учить уроки.

    Анастасия Пономаренко
    психолог Благотворительного фонда «Путь домой»

    Родителям частенько приходится применять силу, уговаривать ребенка, который не хочет учиться. А хотелось бы, чтобы любимое чадо само, без напоминания, делалло домашние задания, с удовольствием посещало школу, чтобы в дневнике — одни отличные отметки! Однако родители часто не делают ничего, чтобы мотивировать ребенка к учебе, заинтересовать его тем или иным предметом. Куда проще заставлять учиться с помощью шантажа и угроз, но в позднем подростковом возрасте уже перестает работать и этот метод.

    А ведь для создания мотивации у ребенка к познанию нового, к учебе, существуют простые правила. Только соблюдать эти правила должны, прежде всего, родители. Конечно, придется психологически и физически напрячься, но игра стоит свеч.

    Правила успешной мотивации ребенка к учебе

    Итак, как же мотивировать ребенка, который не хочет учиться.

    Ни один вопрос ребенка не должен оставаться без ответа.

    Никогда не отмахивайтесь от его «почему», независимо от вашей занятости. Подробно и с интересом отвечая на все его вопросы, вы формируете у ребенка установку, что процесс познания нового — это интересно, важно, и вы, как родители, это поощряете.

    Поддерживайте все познавательные увлечения ребенка.

    Нравится химия - купите энциклопедию по химии, нравится музыка — запишите в . Ходите вместе (это важно) на публичные лекции, выставки по интересующей ребенка тематике, учитывая при этом возраст. А после обязательно обсудите: каковы впечатления, что понравилось, а что - нет.

    Купите автобиографии великих людей в тех областях, которые интересуют вашего ребенка.

    После прочтения книги обсудите ее . Что заинтересовало? Что помогло главному герою в профессиональной деятельности? А ты бы так смог? Чем бы вы могли ему помочь в этом?

    Не забывайте, что на ребенка большое влияние оказывает его окружение.

    Создайте его! Запишите ребенка в интересную секцию или кружок. Узнайте про различные общественные организации, клубы. Ненавязчиво предложите сходить, посмотреть. Если большинство друзей будут активными, хорошо учиться, ваш отпрыск обязательно будет стараться быть не хуже - закон социальной психологии.

    Поинтересуйтесь атмосферой в школе, где учится ваш ребенок .

    Очень часто учителя настолько плохо владеют предметом, или настолько по-хамски относятся к ученикам, что убивают всякое желание учиться. Ходите на родительские собрания - это очень помогает в прояснении атмосферы. И, если — немедленно переводите его в другую школу. А искать справедливости лучше потом, когда детская психика будет в безопасности.

    Узнайте также про ребят в классе.

    Кто лидер? Сколько отличников? Как к ним относятся - издеваются над «ботаниками» или уважают? Окружение ребенка должно стимулировать его к новым успехам. А если это слабый класс, у него не будет мотивации учиться - он и так самый умный.

    Не реагируйте слишком бурно .

    И не сравнивайте успехи ребенка с братьями - сестрами или одноклассниками. Запомните: в любой ситуации вы — его союзник. Обязательно хвалите за хорошие оценки — создавайте положительное подкрепление. Про плохие интересуйтесь: что помешало сделать лучше. Нужна помощь — помогите, но в рамках разумного. Согласитесь, «помоги» и «сделай за меня» - разные вещи. Найдите правильный баланс одобрения и контроля.

    Убедитесь, что у ребенка адекватная нагрузка

    То, что ребенок не хочет учиться, может быть обусловлено очень высокой нагрузкой. В таком случае ее необходимо снизить, чтобы избежать нервого срыва. И в любом случае должен быть баланс между отдыхом и занятиями.

    Не судите о способностях ребенка по его оценкам.

    Запомните: умный, не всегда имеет хорошие оценки. И наоборот.

    И самое главное: мотивировать ребенка к учебе угрозами и наказаниями невозможно. Можно только заставить зазубрить материал, и то на короткое время. Дети очень сообразительны, они всегда найдут способ вас обмануть.

    Процесс мотивации ребенка к учебе - это ежедневная работа взрослых, в первую очередь родителей. Это постоянное психологическое включение в жизнь ребенка, в его интересы, его устремления. Рука родителей должна постоянно лежать на пульсе — что подсказать, от чего оградить, где подбодрить.

    Сейчас наступает такое время, когда приходится постоянно учиться, получать новые навыки, чтобы оставаться профессионалом. Раньше человек заканчивал один институт, выбирал одну профессию, работал на одном месте до самой пенсии. Теперь времена изменились, и многим приходиться переучиваться несколько раз в течение всей жизни - так быстро меняются требования к профессиональной деятельности.

    Поэтому так важно, чтобы ребенок еще в школьные годы уверовал: познание нового - это интересно, важно, это приносит удовольствие. С такой установкой никакие коллизии на рынке труда ему не страшны.

    Всем родителям приходится рано или поздно столкнуться с отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Одни дети очень последовательны в своем нежелании учиться и остаются нерадивыми учениками с первого по одиннадцатый класс, у других лишь время от времени случаются периоды нелюбви к урокам. Но даже родители самых прилежных отличников не застрахованы от того, что в один прекрасный день их чадо не начнет приносить в дневнике низкие оценки и замечания учителей, или попросту не откажется идти в школу.

    Почему ребенок не хочет учиться?

    Снижение мотивации детей к учебе может происходить по самым разным причинам:

    1. Состояние здоровья. Если ваш ребенок совсем не хочет учиться, прежде всего убедитесь, что он здоров. Может быть, из-за сосудистых проблем у него болит голова в моменты умственного напряжения; или сосредоточиться не дает аллергия на какое-нибудь горшечное растение, находящееся в классной комнате. Недомогания могут быть самые разные, часто они могут обостряться именно во время уроков, а по возвращении домой ребенок может чувствовать себя лучше и просто-напросто забывать о своем плохом самочувствии. Кроме того, далеко не все педагоги столь внимательны, чтобы быстро заметить ухудшение состояния ученика. Поэтому, пока вы сами не расспросите своего ребенка об этом, вы ничего не узнаете и, соответственно, не отведете его вовремя к врачу.
    2. Психологические проблемы, комплексы. К сожалению, чаще всего родители сами провоцируют появление у ребенка таких проблем. Бурно негативная реакция на плохую оценку, сравнение не в пользу ребенка со старшими братьями или сестрами или, того хуже, с одноклассниками или детьми приятелей и т.д. – все это может надолго нанести рану уязвимой детской психике. Когда мы показываем свое недовольство "неуспехами" ребенка в школе, в его сознании это преображается в послание: «С тобой что-то не так, ты нас не устраиваешь, ты неполноценный». Родители должны всегда, в любой ситуации, быть союзником и другом своему ребенку. Конечно, не нужно веселиться по поводу заваленной контрольной работы или невыученного стихотворения, но и драматизировать это не стоит, а стоит вместе с ребенком разобраться в причинах проблем и постараться помочь. Мешать учебе могут и сложные взаимоотношения ребенка с педагогом, и трудности адаптации в школьном коллективе – ко всем этим моментам родители относиться с большим вниманием.
    3. Индивидуальные особенности, способности к тем или иным предметам. Не следует путать отсутствие мотивации к учебе вообще и отсутствие интереса к отдельным предметам. Например, если у вашего ребенка гуманитарный склад ума, а педагог по математике предъявляет ко всем ученикам высокие требования, в лучшем случае не ждите высоких оценок по этому предмету, а в худшем – не удивляйтесь, когда ваш сын начнет прогуливать математику. В таких случаях, если доверительный разговор с ребенком и беседа с педагогом не помогают смягчить ситуацию, возможным выходом будет перевод ребенка в школу с уклоном.

    Мотивация к обучению у детей разного возраста, естественно, разная. Формирование учебной мотивации младших школьников, как правило, закладывается еще в дошкольном возрасте и имеет игровую основу. Здесь очень многое зависит от воспитателя в детском саду и от первого учителя. Для профессионалов это отдельная тема, требующая большого внимания. На тему мотивации учебной деятельности младших, средних и старших школьников проводятся научные исследования, составляются специальные программы. Родители, впрочем, должны относиться к этому вопросу не менее серьезно и знать, какие особенности характерны для мотивации к учебе для первоклашек.

    Особенности мотивации младших школьников

    • первоклассник еще не осознает реальных, «взрослых» причин, почему ему необходимо учиться; перспектива поступить в престижный вуз, найти хорошую работу (являющаяся действенным мотивом для старших школьников) для него слишком отдаленна и непонятна, чтобы быть настоящим стимулом к усвоению знаний;
    • у учащихся младших классов еще сильна игровая мотивация, то есть они воспринимают учебный процесс как интересное занятие, возможность общаться друг с другом, а не как средство достижения каких-либо целей;
    • игровая мотивация со временем развивается и перерастает в социальную, коллективную, мотивацию сотрудничества;
    • младший школьник еще принимает цели и задачи взрослых за свои; но совсем скоро наступит момент, когда он начнет ставить и формулировать свои собственные цели и задачи;
    • сильным мотивом в младшем школьном возрасте является получение поощрения за хорошие успехи, усиливает этот мотив наличие в школе системы оценок успеваемости.

    Как повысить мотивацию к учебе?

    Повышение учебной мотивации школьников – совместная задача педагогов и родителей. Надо ли говорить, что в идеале действовать в этом направлении они должны сообща и согласованно. У педагогов на вооружении есть свои, сугубо профессиональные способы повышения мотивации детей. Мы же, родители, должны иметь представление, как мы можем внутри семьи повысить мотивацию ребенка к обучению. Что можно для этого сделать?

    Это лишь некоторые общие советы, которыми вы можете воспользоваться. Каждый ребенок индивидуален, и кто как не родители подберет ключ к раскрытию его способностей и потенциала? Желаем вам легкого решения этой задачи, доверительных, дружеских отношений с ребенком и успехов в учебе и во всех делах!