Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Выделение целой части из неправильной дроби. Что такое числовая дробь

    Выделение целой части из неправильной дроби. Что такое числовая дробь

    Хотите почувствовать себя сапером? Тогда этот урок - для вас! Потому что сейчас мы будем изучать дроби - это такие простые и безобидные математические объекты, которые по способности «выносить мозг» превосходят весь остальной курс алгебры.

    Главная опасность дробей состоит в том, что они встречаются в реальной жизни. Этим они отличаются, например, от многочленов и логарифмов, которые можно пройти и спокойно забыть после экзамена. Поэтому материал, изложенный в данном уроке, без преувеличения можно назвать взрывоопасным.

    Числовая дробь (или просто дробь) - это пара целых чисел, записанных через косую или горизонтальную черту.

    Дроби, записанные через горизонтальную черту:

    Те же самые дроби, записанные через косую черту:
    5/7; 9/(−30); 64/11; (−1)/4; 12/1.

    Обычно дроби записываются через горизонтальную черту - так с ними проще работать, да и выглядят они лучше. Число, записанное сверху, называется числителем дроби, а записанное снизу - знаменателем.

    Любое целое число можно представить в виде дроби со знаменателем 1. Например, 12 = 12/1 - получилась дробь из приведенного выше примера.

    Вообще, в числитель и знаменатель дроби можно поставить любое целое число. Единственное ограничение - знаменатель должен быть отличен от нуля. Вспомните старое доброе правило: «На ноль делить нельзя!»

    Если в знаменателе все-таки стоит ноль, дробь называется неопределенной. Такая запись не имеет смысла и не может участвовать в вычислениях.

    Основное свойство дроби

    Дроби a /b и c /d называются равными, если ad = bc .

    Из этого определения следует, что одну и ту же дробь можно записать по-разному. Например, 1/2 = 2/4 , поскольку 1 · 4 = 2 · 2. Разумеется, существует множество дробей, которые не равны друг другу. Например, 1/3 ≠ 5/4 , поскольку 1 · 4 ≠ 3 · 5.

    Возникает резонный вопрос: как найти все дроби, равные данной? Ответ дадим в форме определения:

    Основное свойство дроби - числитель и знаменатель можно умножать на одно и то же число, отличное от нуля. При этом получится дробь, равная данной.

    Это очень важное свойство - запомните его. С помощью основного свойства дроби можно упрощать и сокращать многие выражения. В будущем оно постоянно будет «всплывать» в виде различных свойств и теорем.

    Неправильные дроби. Выделение целой части

    Если числитель меньше знаменателя, такая дробь называется правильной. В противном случае (т.е. когда числитель больше или хотя бы равен знаменателю) дробь называется неправильной, и в ней можно выделить целую часть.

    Целая часть записывается крупным числом спереди перед дробью и выглядит так (отмечена красным):

    Чтобы выделить целую часть в неправильной дроби, надо выполнить три простых шага:

    1. Найдите, сколько раз знаменатель помещается в числителе. Другими словами, найдите максимальное целое число, которое при умножении на знаменатель все равно будет меньше числителя (в крайнем случае - равно). Это число и будет целой частью, поэтому записываем его спереди;
    2. Умножьте знаменатель на целую часть, найденную в предыдущем шаге, а результат вычтите из числителя. Полученный «огрызок» называется остатком от деления, он всегда будет положительным (в крайнем случае - ноль). Записываем его в числитель новой дроби;
    3. Знаменатель переписываем без изменений.

    Ну как, сложно? На первый взгляд, может быть и сложно. Но стоит немного потренироваться - и вы будете делать это почти устно. А пока взгляните на примеры:

    Задача. Выделите целую часть в указанных дробях:

    Во всех примерах целая часть выделена красным цветом, а остаток от деления - зеленым.

    Обратите внимание на последнюю дробь, где остаток от деления оказался равным нулю. Получается, что числитель полностью разделился на знаменатель. Это вполне логично, ведь 24: 6 = 4 - суровый факт из таблицы умножения.

    Если все делать правильно, числитель новой дроби обязательно будет меньше знаменателя, т.е. дробь станет правильной. Отмечу также, что лучше выделять целую часть в самом конце задачи, перед записью ответа. Иначе можно значительно усложнить вычисления.

    Переход к неправильной дроби

    Существует и обратная операция, когда мы избавляемся от целой части. Она называется переходом к неправильной дроби и встречается намного чаще, поскольку работать с неправильными дробями значительно проще.

    Переход к неправильной дроби также выполняется в три шага:

    1. Умножить целую часть на знаменатель. В результате могут получаться довольно большие числа, но нас это не должно смущать;
    2. Прибавить полученное число к числителю исходной дроби. Результат записать в числитель неправильной дроби;
    3. Переписать знаменатель - опять же, без изменений.

    Вот конкретные примеры:

    Задача. Переведите в неправильную дробь:

    Для наглядности целая часть снова выделена красным цветом, а числитель исходной дроби - зеленым.

    Рассмотрим случай, когда в числителе или знаменателе дроби стоит отрицательное число. Например:

    В принципе, ничего криминального в этом нет. Однако работать с такими дробями бывает неудобно. Поэтому в математике принято выносить минусы за знак дроби.

    Сделать это очень просто, если вспомнить правила:

    1. «Плюс на минус дает минус». Поэтому если в числителе стоит отрицательное число, а в знаменателе - положительное (или наоборот), смело зачеркиваем минус и ставим его перед всей дробью;
    2. «Минус на минус дает плюс». Когда минус стоит и в числителе, и в знаменателе, просто зачеркиваем их - никаких дополнительных действий не требуется.

    Разумеется, эти правила можно применять и в обратном направлении, т.е. можно вносить минус под знак дроби (чаще всего - в числитель).

    Случай «плюс на плюс» мы намеренно не рассматриваем - с ним, думаю, и так все понятно. Лучше посмотрим, как эти правила работают на практике:

    Задача. Вынесите минусы из четырех дробей, записанных выше.

    Обратите внимание на последнюю дробь: перед ней уже стоит знак минус. Однако он «сжигается» по правилу «минус на минус дает плюс».

    Также не стоит перемещать минусы в дробях с выделенной целой частью. Эти дроби сначала переводят в неправильные - и лишь затем приступают к вычислениям.

    Урок математики в 4 классе
    тема:

    Тема урока: Выделение целой части из неправильной дроби.
    Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.
    Цели и задачи урока:
    1. Сформировать понятие смешанного числа.
    2.Сформировать умение выделять целую часть из неправильной дроби.
    3. Развивать вычислительные навыки.
    4. Развивать умение анализировать и решать текстовые задачи на нахождение части от числа и
    числа по его части.
    5. Развивать логическое мышление учащихся.
    Планируемые результаты обучения, формирования УУД:
    Предметные: расширять понятие числа, формировать умения по переводу неправильных дробей

    в смешанные числа и применять полученные знания и умения при выполнении различных заданий.
    Метапредметные: развивать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной
    ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни.
    Познавательные УУД: развивать представления о числе; умение работать с учебником,
    дополнительными источниками информации (анализировать,
    извлекать необходимую
    информацию); умение делать обобщение, выводы, устанавливать причинно­следственные связи.
    Коммуникативные УУД: воспитывать уважение друг к другу, развивать умение вступать в
    учебный диалог с учителем, с одноклассниками, соблюдая нормы речевого поведения, умение
    задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, умение выдвигать гипотезу.
    Регулятивные УУД:
    определять цель задания, учиться планировать этапы работы,
    контролировать свои действия, обнаруживать и исправлять ошибки, критически оценивать
    результаты своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, формировать
    способность к мобилизации сил и энергии, к преодолению препятствий.
    Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, инициативность, развивать навыки
    грамотной устной и письменной математической речи, способность к самооценке своих действий.
    Ресурсы: мультимедийный проектор, презентация.
    Тип урока: изучение нового материала.

    Этап урока
    Деятельность учителя
    Деятельность ученика
    Организацион
    ный момент
    Приветствие, проверка
    подготовленности к учебному
    занятию, организация внимания
    детей.
    .
    Включаются в деловой
    ритм урока.
    Используемые
    методы, приемы,
    формы
    Словесные
    Формируемые УУД
    Уметь оформлять свои
    мысли в устной форме
    (Коммуникативные УУД).

    Умение слушать и
    понимать речь других
    (Коммуникативные УУД).
    ­Как вы поняли из прочитанного,
    сегодня на уроке мы продолжим
    работу над дробями.
    ­Ребята, на уроке вы должны
    открыть новые знания, но, как
    известно, каждые новые знания
    связаны с тем, что мы уже изучили.
    Поэтому, начнём мы с повторения.

    Устный счёт
    Актуализац
    ия знаний и
    умений
    Практические
    Ответы записывают в
    столбик,
    проверяем ответы по
    слайдам.

    на
    уроке
    проговаривать
    Уметь
    последовательность
    действий

    (Регулятивные УУД).
    Уметь преобразовывать
    информацию из одной
    формы в другую
    (Познавательные УУД)
    .Уметь оформлять свои
    мысли в устной и письменной
    форме (Коммуникативное
    УУД).

    Блиц опрос:
    ­Какими правилами вы
    пользовались когда:
    1.Находили сумму дробей.
    2.Находили разность дробей.
    3.Находили число по части.
    4.Находили часть по числу.
    Рассказывают правила.
    Участие в беседе с
    учителем.
    Уметь оформлять свои
    мысли в устной форме
    (Коммуникативные УУД).
    Уметь ориентироваться в
    своей системе знаний:
    отличать новое от уже
    известного с помощью
    учителя
    (Познавательные
    УУД).

    Умение слушать и
    понимать речь других
    (Коммуникативные УУД).

    Целеполагани
    е и мотивация
    3. Постановка проблемы
    Словесные
    Уметь оформлять свои
    мысли в устной форме
    (Коммуникативные УУД).
    Уметь ориентироваться в

    .
    .
    своей системе знаний:
    отличать новое от уже
    известного с помощью
    (Познавательные
    учителя
    УУД).
    Дети высказывают
    варианты

    свои
    решений.
    4. «Формулирование проблемы и
    цели урока
    ­Выделите из этой дроби целую
    часть. Что предлагаете?
    ­Как вы думаете, какую же цель
    урока мы поставим?
    Формулируется цель
    урока и тема
    учащимися.
    Цель: Научиться
    выделять целую часть
    из неправильной дроби
    Словесные,
    практические
    Уметь добывать новые
    знания: находить ответы на
    вопросы, используя учебник,
    свой жизненный опыт и
    информацию, полученную на
    (Познавательные
    уроке
    УУД).
    Уметь оформлять свои
    мысли в устной форме;
    слушать и понимать речь
    (Коммуникативные
    других
    УУД).

    Итак, любую неправильную дробь
    можно представить в виде
    смешанного числа.
    Целая часть - это натуральное
    число, а дробная часть­
    правильная дробь.
    .
    .
    Составление алгоритма.
    Словесно­
    наглядно­
    практический,
    репродуктивный
    анализ

    работать

    уроке
    проговаривать
    по
    Уметь
    коллективно составленному
    плану (Регулятивные УУД).
    Уметь
    последовательность
    действий

    (Регулятивные УУД).
    Уметь оформлять свои
    мысли в устной и письменной
    форме; слушать и понимать
    речь
    других
    (Коммуникативные УУД)
    Уметь
    последовательность
    действий

    (Регулятивные УУД).
    Уметь выполнять работу по
    предложенному
    плану

    (Регулятивные УУД).
    проговаривать
    уроке

    на
    Усвоение
    новых знаний
    и способов
    усвоения
    5.Открытие нового:
    Объяснение на доске.
    ­Запишите дробь 16/5 в виде
    частного
    ­ Какое правило использовали,
    чтобы из неправильной дроби
    выделить целую часть
    Чтобы из неправильной
    дроби выделить целую
    часть надо:
    разделить с остатком
    числитель на
    знаменатель;
    полученное неполное
    частное записать в
    Уметь вносить необходимые
    коррективы в действие
    после его завершения на

    Как выделить целую часть из неправильной дроби? Чтобы из неправильной дроби выделить целую часть, надо: Разделить с остатком числитель на знаменатель; Неполное частное будет целой частью; Остаток (если он есть) даёт числитель, а делитель – знаменатель дробной части. Выполни № 1057, 1058, 1059, 1060. 1062, 1063. 1064. 7.

    Картинка 22 из презентации «Смешанные числа 5 класс» к урокам математики на тему «Смешанные числа»

    Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока математики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Смешанные числа 5 класс.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 304 КБ.

    Скачать презентацию

    Смешанные числа

    «Конспект урока по математике» - Выполни по образцу. а) 4/7+2/7= (4+2)/7= 6/7 б, в, г (у доски) д) 7/9-2/9= (7-2)/9= 5/9 е, ж, з (у доски). На огороде собрали 12 кг огурцов. 2/3 всех огурцов засолили. 6/7-3/7=(6-3)/7=3/7 2/11+5/11=(2+5)/22=7/22 9/10-8/10=(9-8)/10=2/10. Покажите дробь 2/8+3/8. Сформулируйте правило вычитания. Изучение нового материала:

    «Сравнение десятичных дробей» - Цель урока. Сравните числа: Устный счет. 9,85 и 6,97; 75,7 и 75,700; 0,427 и 0,809; 5,3 и 5,03; 81,21 и 81,201; 76,005 и76,05; 3,25 и 3, 502; Прочитайте дроби: 41,1 ; 77,81; 21,005; 0,0203. 41,1 ; 77,81; 21,005; 0,0203. Уравняйте число знаков после запятой. План урока. Разряды десятичных дробей. Урок закрепления в 5 классе.

    «Правила округления чисел» - 1,8. 48. Молодцы! 3. 3. Научиться применять правило округления на примерах. Попробуй сравнить. Округлите целые числа до десятков. 1. Вспомнить правило округления чисел. Удобно ли работать с таким числом? Сто тысячные. 3. Записываем результат. 5312. >. 2. Вывести правило округления десятичных дробей до заданного разряда.

    «Сложение смешанных чисел» - 25. Пример 4. Найдем значение разности 3 4\9-1 5\6. 3 4\9=3 818; 1 5\6=1 15\18. 3 4\9=3 8\18=3+8\18=2+1+8\18=2+8\18+18\18=2+ +26\18=2 26\18. Урок конспект в 6 классе