Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский, дал эксклюзивное интервью для ИА «Вестиуа. Лазарь (Швец)

    Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский, дал эксклюзивное интервью для ИА «Вестиуа. Лазарь (Швец)

    Дни памяти: 29 мая (старый стиль) 11 июня (новый стиль), 29 января (стар.ст) 11 февраля (нов.ст) — новомуч.

    Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) - профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года - архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии (была передана Владыкой детям-сиротам). Теоретические и практические открытия Войно-Ясенецкого спасли в годы Отечественной войны жизнь буквально сотен и сотен тысяч русских солдат и офицеров.

    Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских.

    Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в Керчи в семье провизора Феликса Станиславовича и его супруги Марии Дмитриевны и принадлежал к древнему и знатному, но обедневшему польскому дворянскому роду. Дед жил в курной избе, ходил в лаптях, правда, имел мельницу. Отец его был был ревностным католиком, мать - православной. По законам Российской империи дети в подобных семьях должны были воспитываться в православной вере. Мать занималась благотворительностью, творила добрые дела. Однажды она принесла в храм блюдо с кутьей и после панихиды случайно оказалась свидетельницей дележа ее приношения, после этого она больше никогда не переступала порога церкви.

    Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

    По воспоминаниям святителя, свою религиозность он унаследовал от очень благочестивого отца. На формирование его православных взглядов оказала огромное влияние Киево-Печерская Лавра. Одно время он увлекся идеями толстовства, спал на полу на ковре и ездил за город косить рожь вместе с крестьянами, но прочитав внимательно книжку Л. Толстого «В чем моя вера?», он сумел разобраться в том, что толстовство – издевательство над православием, а сам Толстой – еретик.

    Киев 1889 год

    В 1889 году семья переехала в Киев, где Валентин окончил гимназию и художественную школу. После окончания гимназии стал перед выбором жизненного пути между медициной и рисованием. Подал документы в Академию Художеств, но, поколебавшись, решил выбрать медицину как более полезную обществу. В 1898 году стал студентом медицинского факультета Киевского университета и «из неудавшегося художника стал художником в анатомии и хирургии». После блестяще сданных выпускных экзаменов удивил всех, заявив, что станет земским «мужицким» доктором.

    В 1904 году в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну, где получил большую практику, делая крупные операции на костях, суставах и черепе. Многие раны на третий-пятый день покрывались гноем, а на медицинском факультете отсутствовали даже понятия гнойной хирургии, обезболивания и анестезиологии.

    В 1904 году он женится на сестре милосердия Анне Васильевне Ланской, которую называли «святой сестрой» за доброту, кротость и глубокую веру в Бога. Она дала обет безбрачия, но Валентин сумел добиться её расположения и она нарушила этот обет. В ночь перед венчанием во время молитвы ей показалось, что Христос на иконе отвернулся от нее. За нарушение обета Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью.

    Анна Васильевна Ланская.

    С 1905 по 1917 гг. работал земским врачом в больницах Симбирской, Курской, Саратовской и Владимирской губернии и проходил практику в Московских клиниках. За это время он сделал множество операций на мозге, органах зрения, сердце, желудке, кишечнике, желчных путях, почках, позвоночнике, суставах и т.д. и внес много нового в технику операций. В 1908 году он приезжает в Москву и становится экстерном хирургической клиники профессора П. И. Дьяконова.

    В 1915 году в Петрограде вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», в которой Воино-Ясенецкий обобщил результаты исследований и свой богатейший хирургический опыт. Он предложил новый совершенный метод местной анестезии - прервать проводимость нервов, по которым передается болевая чувствительность. Годом позже он защитил свою монографию «Региональная анестезия» как диссертацию и получил степень доктора медицины. Его оппонент известный хирург Мартынов сказал: «когда я читал Вашу книгу, то получил впечатление пения птицы, которая не может не петь, и высоко оценил ее». За эту работу Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

    Чтобы содержать семью, он вернулся к практической хирургии. В Переславле-Залесском одним из первых в России он делал сложнейшие операции не только на желчных путях, почках, желудке, кишечнике, но даже на сердце и мозге. Прекрасно владея техникой глазных операций, он многим слепым возвращал зрение.

    1917 год был переломным не только для страны, но и лично для Валентина Феликсовича. Заболела туберкулезом его жена Анна и семья переехала в Ташкент, где ему предложили должность главного врача городской больницы. В 1919 г. жена скончалась от туберкулеза, оставив четверых детей: Михаила, Елену, Алексея и Валентина. Когда Валентин читал Псалтирь над гробом жены, его поразили слова 112 псалма: «И неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Он расценил это как указание Божие на операционную сестру Софию Сергеевну Белецкую, о которой он знал только то, что она недавно похоронила мужа и была неплодной, то есть бездетной, и на которую он может возложить заботы о своих детях и их воспитании. Едва дождавшись утра, он пошел к Софье Сергеевне «с Божьим повелением ввести ее в свой дом матерью, радующеюся о детях». Она с радостью согласилась и стала матерью четырем детям Валентина Феликсовича, избравшего после кончины жены путь служения Церкви.

    Валентин Войно-Ясенецкий был одним из инициаторов организации Ташкентского университета и с 1920 г. избран профессором топографической анатомии и оперативной хирургии этого университета. Хирургическое искусство, а с ним и известность проф. Войно-Ясенецкого все возрастали.

    Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) за операционным столом.

    Сам он все больше находил утешение в вере. Посещал местное православное религиозное общество, изучал богословие. Как-то «неожиданно для всех, прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. Однажды после крестного знамения больной - по национальности татарин - сказал хирургу: „Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?“ Последовал ответ: „Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины“».

    Однажды он выступил на епархиальном съезде «по одному очень важному вопросу с большой горячей речью». После съезда Ташкентский епископ Иннокентий (Пустынский) сказал ему: «Доктор, вам нужно быть священником». «У меня не было и мыслей о священстве, - вспоминал Владыка Лука, - но слова Преосвященного Иннокентия я принял как Божий призыв архиерейскими устами, и минуты не размышляя: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!»

    Вопрос о рукоположении был решен так быстро, что ему даже не успели сшить подрясник.

    7 февраля 1921 г. был рукоположен во диакона, 15 февраля - во иерея и назначен младшим священником Ташкентского кафедрального собора, оставаясь и профессором университета. В священном сане он не перестает оперировать и читать лекции.

    Волна обновленчества 1923 года доходит и до Ташкента. И в то время, когда обновленцы ждали прибытия в Ташкент «своего» епископа, в городе вдруг объявился местный епископ, верный сторонник Патриарха Тихона.

    Им стал в 1923 году святитель Лука Войно-Ясенецкий. В мае 1923 г. он принял монашество в собственной спальне с именем в честь св. апостола и евангелиста Луки, который, как известно, был не только апостол, но и врач, и художник. А вскоре был хиротонисан тайно во епископа Ташкентского и Туркестанского.

    Через 10 дней после хиротонии он был арестован как сторонник Патриарха Тихона. Ему предъявили нелепое обвинение: сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками и связь с англичанами.

    В тюрьме ташкентского ГПУ он закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». На заглавном листе владыка написал: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

    Так исполнилось таинственное Божие предсказание об этой книге, которое он получил еще в Переславле-Залесском несколько лет назад. Он услышал тогда: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа ».

    «Пожалуй, нет другой такой книги, - писал кандидат медицинских наук В.А. Поляков, - которая была бы написана с таким литературным мастерством, с таким знанием хирургического дела, с такой любовью к страдавшему человеку».

    Несмотря на создание великого, фундаментального труда последовало заключение владыки в Таганскую тюрьму в Москве. Из Москвы св. Луку отправили в Сибирь. Тогда-то впервые у епископа Луки сильно прихватило сердце.

    Сосланный на Енисей, 47-летний епископ опять едет в поезде по дороге, по которой в 1904 году ехал в Забайкалье совсем молодым хирургом…

    1923 год. Епископ Лука со своей паствой.

    Тюмень, Омск, Новосибирск, Красноярск… Затем, в лютую январскую стужу заключенных повезли на санях за 400 километров от Красноярска - в Енисейск, а потом еще далее - в глухую деревню Хая в восемь домов, в Туруханск… Иначе как преднамеренным убийством это назвать было нельзя, и свое спасение в пути за полторы тысячи верст в открытых санях на жестоком морозе он позднее объяснял так: «В пути по замерзшему Енисею в сильные морозы я почти реально ощущал, что со мной - Сам Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня»…

    В Енисейске прибытие врача-епископа произвело сенсацию. Восхищение им достигло апогея, когда он сделал экстракцию врожденной катаракты трем слепым маленьким мальчикам-братьям и сделал их зрячими.

    Дети епископа Луки в полной мере заплатили за «поповство» отца. Сразу после первого ареста их выгнали из квартиры. Потом от них будут требовать отречься от отца, будут исключать из института, «травить» на работе и на службе, клеймо политической неблагонадежности будет преследовать их много лет… Его сыновья пошли по стопам отца, избрав медицину, но никто из четверых не разделил его страстной веры в Христа.

    Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). . Фотография из следственного документа.

    В 1930 году последовал второй арест и вторая, трехлетняя ссылка, после возвращения из которой он ослеп на один глаз, а за ней и третья - в 1937-м, когда начался наиболее страшный для Святой Церкви период, унесший жизни многих-многих верных священнослужителей. Впервые владыка узнал, что такое пытки, допрос конвейером, когда сутками следователи сменяли друг друга, били ногами, кричали озверело.

    Начались галлюцинации: желтые цыплята бежали по полу, внизу, в огромной впадине виделся город, ярко залитый светом фонарей, по спине ползли змеи. Но пережитые епископом Лукой скорби нисколько не подавили его, но, напротив, утвердили и закалили его душу. Владыка дважды в день вставал на колени, обратившись к востоку, и молился, не замечая ничего вокруг себя. В камере, до отказа наполненной измученными, озлобленными людьми, неожиданно становилось тихо. Его опять сослали в Сибирь, на сто десятый километр от Красноярска.

    Начало Второй мировой войны застало 64-летнего епископа Луку Войно-Ясенейкого в третьей ссылке. Он отправляет телеграмму Калинину, в которой пишет: «являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где мне будет доверено… По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука».

    Его назначают консультантом всех госпиталей Красноярского края - на тысячи километров не было специалиста более необходимого и более квалифицированного. Подвижнический труд архиепископа Луки был отмечен медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», Сталинской премией Первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.

    Слава архиепископа Луки становилась всемирной. Его фотографии в архиерейском облачении передавались по каналам ТАСС за рубеж. Владыку все это радовало лишь с одной точки зрения. Свою научную деятельность, публикации книг и статей он рассматривал как средство поднятия авторитета Церкви.

    Святитель Лука Войно-Ясенецкий, архиепископ Крымский

    В мае 1946 года владыка был переведен на должность архиепископа Симферопольского и Крымского. Студенческая молодежь отправилась встречать его на вокзал с цветами.

    Перед этим он какое-то время послужил в Тамбове. Там с ним произошла такая история. Одна женщина-вдова стояла возле церкви, когда владыка шел на службу. «Почему ты, сестра, стоишь такая грустная?» – спросил владыка. А она ему: «У меня пятеро детей маленьких, а домик совсем развалился». После службы повел он вдову к себе домой и дал денег на постройку дома.

    Примерно в то же время ему окончательно запретили выступать на медицинских съездах в архиерейском облачении. И его выступления прекратились. Он все отчетливее понимал, что совмещать архиерейское и врачебное служение становится все труднее. Его медицинская практика стала сокращаться.

    В Крыму владыку ждала суровая борьба с властями, которые в 50-е годы одну за другой закрывали церкви. Одновременно развивалась его слепота. Кто не знал об этом, не мог бы и подумать, что совершающий Божественную литургию архипастырь слеп на оба глаза. Он осторожно благословлял Святые Дары при их пресуществлении, не задевая их ни рукой, ни облачением. Все тайные молитвы владыка читал на память.

    Жил он, как всегда, в бедности. Всякий раз, как племянница Вера предлагала сшить новую рясу, она слышала в ответ: «Латай, латай, Вера, бедных много».

    В то же время секретарь епархии вел длинные списки нуждающихся. В конце каждого месяца по этим спискам рассылались тридцать-сорок почтовых переводов. Обед на архиерейской кухне готовился на пятнадцать-двадцать человек. Приходило много голодных детей, одиноких старых женщин, бедняков, лишенных средств к существованию.

    Крымчане очень любили своего владыку. Как-то в начале 1951 года архиепископ Лука вернулся самолетом из Москвы в Симферополь. В результате какого-то недоразумения на аэродроме никто его не встретил. Полуслепой владыка растерянно стоял перед зданием аэропорта, не зная, как добраться до дома. Горожане узнали его, помогли сесть в автобус. Но когда архиепископ Лука собрался выходить на своей остановке, по просьбе пассажиров шофер свернул с маршрута и, проехав три лишних квартала, остановил автобус у самого крыльца дома на Госпитальной. Владыка вышел из автобуса под аплодисменты тех, кто едва ли часто ходил в храм.

    Ослепший архипастырь также продолжал управлять Симферопольской епархией в течение трех лет и иногда принимать больных, поражая местных врачей безошибочными диагнозами. Практическую врачебную деятельность он оставил еще в 1946 году, но продолжал помогать больным советами. Епархией же управлял до самого конца с помощью доверенных лиц. В последние годы своей жизни он только слушал, что ему читают и диктовал свои работы и письма.

    Скончался Владыка 11 июня 1961 года в , и был похоронен на церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Несмотря на запрет властей, его провожал весь город. Улицы были забиты, прекратилось абсолютно все движение. До самого кладбища путь был усыпан розами.

    Могила Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) в Симферополе

    В 1996 г. были обретены нетленными его честные мощи, которые покоятся ныне в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. В 2000 г. на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как святитель и исповедник.

    Рака с мощами св.Луки Войно-Ясенецкого в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя

    Икона с частицей мощей Святителя Луки, архиепископа Симферопольского Крымского находится в нашем храме () в свободном доступе и каждый желающий может приложиться к Святыне.

    Тропарь, глас 1
    Возвестителю пути спасительного, исповедниче и архипастырю Крымския земли, истинный хранителю отеческих преданий, столпе непоколебимый, Православия наставниче, врачу богомудрый, святителю Луко, Христа Спаса непрестанно моли веру непоколебиму православным даровати и спасение, и велию милость.

    Кондак, глас 1
    Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси святителю, душу же равноангельну сотворил, сего ради святительства саном почется, во изгнании же от безбожных много пострадал и непоколебим верою пребыв, врачебною мудростию многия исцелил еси. Темже ныне честное тело твое от земленных недр обретенное дивно Господь прослави, да вси вернии вопием ти: радуйся, отче святителю Луко, земли Крымстей похвало и утверждение.

    Святитель Лука.Фильм-повествование о Святителе Луке (Войно-Ясенецком)

    Архиепископ Лука фильм

    О фильме: Предлагаем Вам крайне полезно провести время за просмотром православного документального фильма об великом хирурге и великом святителе — архиепископе Войно-Ясенецком — Луке.
    Его признал коммунистический вождь — Сталин, который вручил ему свою премию за бесценный вклад в советскую медицину.

    Память 29 мая / 11 июня

    Из книги , вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

    Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

    Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

    Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

    В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

    Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

    Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

    В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

    Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

    В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

    На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой - решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

    Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

    Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

    Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

    Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

    Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

    Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

    Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

    Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

    Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

    В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.».

    Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

    В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

    В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

    Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

    Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
    адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

    Facebook

    Twitter

    Симферопольская и Крымская Епархия Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

    пер. Героев Аджимушкая, 9/11


    ДОСЬЕ "В ГОРОДЕ"

    Митрополит Симферопольский и Крымский ЛАЗАРЬ (в миру Ростислав Филиппович Швец) родился 22 апреля 1939 г. в с. Комарин, ныне Кременецкого района Тернопольской области, в крестьянской семье.
    С 15 лет стал послушником в Свято-Духовском скиту Почаевской Лавры, затем два года в Успенском Жировицком монастыре Минской епархии. В 1957 г. поступил в Минскую Духовную семинарию.
    В 1958-1961 гг. служил в рядах Советской Армии.
    В 1964 г. окончил Одесскую Духовную семинарию, в 1968 г. Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
    С 1968 по 1971 гг. занимался в аспирантуре при Московской Духовной Академии и являлся референтом Отдела Внешних Церковных Сношений.
    В 1973 г. был рукоположен во диакона, затем во иерея.
    В 1975 г. назначен в клир Аргентинской епархии, где одновременно являлся в течение пяти лет секретарем архиепископа Аргентинского и Южноамериканского.
    В 1980 г. назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским, Патриаршим экзархом Центральной и Южной Америки.
    За время своего пребывания на Аргентинской кафедре (пробыл до 1989 г.) объединил вокруг храма православных соотечественников, находящихся в патриотическом объединении, создал из них архиерейский хор. Построил ряд храмов. Был приобретен в собственность Русской Православной Церкви земельный участок в фешенебельном районе г. Буэнос-Айрес. За счет этого участка построил небольшое пятиэтажное здание епархии, где в настоящее время она располагается. В честь 1000-летия Крещения Руси в 1988 г. добился переименования площади Чаркес в площадь святого князя Владимира, там установлен и памятник этому святому. В Бразилии был открыт храм в честь Святой Троицы. В провинции Лянус приобретен участок, на котором выстроен храм в честь Всех святых в земле Российской просиявших, и переименована улица Кирно-Коста во Владимирскую. В Санта Роса приобретен епархиальный дом.
    В Чили в трудные пиночетовские годы, когда было запрещено храмостроительство, был построен церковный зал, который впоследствии был переоборудован в храм святого апостола Иоанна Богослова.
    В 1989 г. назначен архиепископом Тернопольским и Кременецким. Здесь был открыт Свято-Духовский скит Почаевской Лавры, а также возвращен Православной Церкви и открыт Свято-Богоявленский женский монастырь. В г. Кременец возвращено здание музея Почаевской Лавре, где сейчас располагается Духовная семинария.
    В 1991 г. был назначен архиепископом Одесским и Херсонским. Открыт Борисовский женский монастырь, в застойные годы там располагался ЛТП. Возвращено здание храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где раньше располагалась Духовная семинария, и другие храмы и здания.

    В 1992 г. — назначен архиепископом Симферопольским и Крымским.
    В 2000 г. возведен в сан митрополита.
    В 2007 г. исполнилось 15 лет пребывания Владыки на Крымской кафедре. Это время наполнено многосторонней плодотворной деятельностью во благо Святой Матери-Церкви. Был канонизирован и прославлен архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), в честь святителя в Симферополе установлен памятник и переименован сквер. Прославлены также новомученики крымские во главе со священномучеником Порфирием. В 2000 г. Юбилейным Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Святитель Лука, а также сонм крымских святых был внесен в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. В 2008 г. причислен к лику святых святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический.
    В 2001 г. был восстановлен Свято-Владимирский Херсонесский собор, тогда же Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении Владыки Лазаря и в присутствии Президента Украины Л. Д. Кучмы и Президента России В. В. Путина установил здесь накупольный крест, а в 2002 г. Владыка Лазарь в присутствии Президента Украины освятил соборный колокол. 3 апреля 2004 г. освящен главный алтарь собора.
    С 2003 г. по настоящее время ведется восстановление в г. Симферополе Свято-Александро-Невского кафедрального собора.

    Имеет следующие награды:
    Орден святого князя Владимира II степени (1989 г.); за служение в Аргентине награжден орденами преподобного Сергия Радонежского II и III степени. Правительством Аргентины награжден медалью «Сан-Мартино». Награжден грамотой Посольства СССР в Аргентине.
    Правительством СССР за миротворческую деятельность в Аргентине награжден орденом «Дружбы народов».
    Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, награжден орденом святых Антония и Феодосия Печерских.
    Президентом Украины награжден орденами «За заслуги» I, II и III степеней (1997, 2000, 2002 гг.).
    За особые заслуги перед украинским народом награжден Почетной грамотой Верховной Рады Украины (2004 г.).
    Украинским фондом научно-экономического и юридического сотрудничества награжден Почетным Крестом «Святой князь Александр Невский» (2006 г.).

    Главу Крымской епархии призывают прекратить контакты с украинизаторами

    Симферополь, Апрель 19 (Новый Регион, Михаил Рябов, Анна Сергеева) - В воскресенье 18 апреля исполнилось 30 лет со дня архиерейской хиротонии митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря.

    30 лет назад он, уроженец Тернопольской области, был назначен епископом Аргентинским и Южноамериканским. Из Латинской Америки Лазарь вернется только в 1989 году.

    В официальной биографии митрополита Лазаря не указывается, что в 1992 году он был назначен архиепископом Крымским после перевода с кафедры в Одессе, где открыто выступал за предоставление независимости Украинской Церкви от Московского Патриархата, поддерживая Филарета.

    Тем не менее, большинство политиков и экспертов, опрошенных "Новым Регионом", оценивают роль митрополита Лазаря позитивно. Хотя единого мнения, все же, нет.

    Кирилл Фролов, эксперт Института стран СНГ (Москва):

    "При большевиках Крым стал одним из полигонов атеизма, безбожия. А атеизм - это опиум для народа, фактор слабости русских. Именно потому что русский Крым и Юго- Восток были максимально атеизированы, они до последнего времени проигрывали бандеровской Галиции, ибо еретическая униатская вера и активные действия греко- католиков - это залог западенской активности. Следовательно, русская Победа наступит тогда, когда православная активность, пассионроность будет сильнее униатской. И, соответственно, КПД епископов следует оценивать именно с этих миссионерских позиций.

    Итак, каковы же итоги правления митрополита Лазаря? Митрополит Лазарь, несмотря на свое западноукраинское происхождение (надо оговорить, что оно православно-почаевское, а не галицийское), служит русскому Крыму. Он не осудил, не мешал русским силам Крыма, что в условиях диктата Кравчука и Кучмы - уже очень много. Более того, во времена Ющенко он стал активно взаимодействовать с Русской общиной Крыма. В условиях русофобской и раскольничьей истерии митрополит Лазарь делает Крым одной из первых территорий на всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви, где повсеместно введены "Основы Православной Культуры".

    Несомненным достоинством митрополита Лазаря является то, что он поддерживает таких блестящих интеллектуалов, как настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде о. Николая Доненко, который собрал высказывания святых Новомученников, подавляющее большинство из которых гласно обличали идею отделения Украинской Церкви от Русской. Например, св. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский, на допросе в НКВД (большевики проводили политику украинизации и поддержки автокефалистского раскола на Украине) сказал, что считает разделение Украины с Россией злом, "следствием духовной деградации русского народа".

    Митрополит Лазарь благожелательно относится к молодежному миссионерству, не препятствовал миссионерскому рок-концерту в Севастополе и знаменитому миссионерскому рок-туру российских и украинских рок-музыкантов во главе с о. Андреем Кураевым в 2008 году.

    Но время требует еще большего миссионерского напряжения Церкви, незамедлительного исполнения решений Священного Синода Московского Патриархата о введении штатных должностей молодежного миссионера, социального работника и катехизатора в каждом приходе, создания Попечительских Советов из пассионарных мирян. Ибо пока еще плотность исламских религиозных организации крымско-татарского меньшинства выше, чем у православных. Чтобы сохранить русское большинство в Крыму, необходим жесткий запрет абортов, пропаганда многодетности, искоренение всякого морального разложения, иначе смерть. А это возможно только в следствии тотальной всеобъемлющей креативной, завлекающей православной миссии, которая должна охватить каждого крымчанина и курортника.

    А для этого необходимо превращение каждого прихода и монастыря в миссионерский, необходимо вывешивать в храмах платки для заходящих курортников, а не выкидывать людей из-за отсутствия "православного хиджаба" в 40-градусную жару, что иногда встречается в некоторых прибрежных монастырях; необходимы огромные многотысячные молодежные миссионерские лагеря в Херсонесе и у других святынь Крыма, которые помогут дебандеризировать молодежь Украины; необходима помощь всей Русской Церкви для того, чтобы максимально использовать потенциал Крыма как колыбели Русского Православия.

    С этой же точки зрения (КПД) необходимо подходить и к вопросу разделения епархий. Важно, кто станет во главе новых епархий - если это будут молодые бойцы-миссионеры, сторонники единства Русской Церкви, которые все сделают, чтобы воцерковить молодежь и ликвидировать раскол (который держится именно из-за отсутствия массовой православной миссии), то это будет только хорошо".

    Сергей Шувайников, председатель "Конгресса русских общин Крыма", экс-кандидат в президенты Республики Крым:

    "Деятельность Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря лично у меня вызывает искреннее уважение и признание. Я хорошо помню, как летом 1992 года тогда еще архиепископ Лазарь появился в Крыму. Это было нелегкое политическое время, когда шло формирование Республики Крым, только что в мае была принята Конституция Крыма, которая принципиально утверждала самостоятельность автономной республики по отношению к недавно провозглашенной независимой Украине. Все "украинское" воспринималось в штыки, и появление нового правящего архиерея с гражданским именем Ростислав Швец, уроженца Тернопольской области, было воспринято настороженно и с холодком.

    Тем более, что за ним был политический щлейф, когда он высказывал мысли о предоставление УПЦ автокефалии, мотивируя это тем, что раскольники вернутся в лоно канонической Церкви, была даже личная попытка баллотироваться в 1990 году в депутаты Верховной Рады Украины в Тернопольской области, где он занял второе место, уступив "руховцу" Дмитрию Павлычко.

    Придя в Крым, владыка Лазарь не стал вникать в политические проблемы Республики Крым, а выбрал основным направлением своей деятельности возвращение и строительство православных соборов и храмов, защиту духовных ценностей Православия, восстановление соборов, разрушенных в годы войны и большевистского лихолетья. Он не отказался от общения с государственными мужами и политиками, но делает это очень мудро - для укрепления позиций Православной Церкви в Крыму. Именно при нем был восстановлен величественный Собор святого равноапостольного великого князя Владимира в Херсонесе (Севастополь), а ныне возрождается кафедральный собор Святого благоверного великого князя Александра Невского в Симферополе. Сотни новых храмов на крымской земле появились за 18 лет именно благодаря подвижнической деятельности владыки Лазаря. Его личной заслугой является также возрождение и деятельность на крымской земле около двадцати православных монастырей и скитов.

    Деятельность этого православного подвижника получила признание сотен тысяч верующих и представителей других религий, с которыми он умеет находить общий язык и взаимопонимание. Сегодня митрополит Симферопольский и Крымский владыка Лазарь достойно представляет Украинскую Православную Церковь Московского Патриархата на крымском полуострове.

    Общаясь с ним лично, я могу отметить, что владыка Лазарь обладает незаурядными организаторскими качествами, высоким искусством дипломатии, умением расположить к себе любого человека и понять его проблемы. Он с пониманием отнесся к установке Памятного знака в память жертв, которые понес русский народ и народы России в годы Гражданской войны и политического террора, и благословил русские организации на его создание, также как и строительство часовни на месте расстрела безвинных жертв в районе Симферопольского водохранилища. Многие мероприятия русских организаций Крыма проходят по благословению владыки Лазаря и священников его епархии.

    Позволю себе от имени всех русских общественных организаций, которые входят во Всекрымское Движение "Русское единство", поздравить митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря с 30-ти летней датой его архирейской хиротонии и пожелать ему здоровья и долгих лет на благо православной Церкви и православной паствы Крыма".

    Сергей Цеков, председатель Русской общины Крыма, сопредседатель Всекрымского движения "Русское единство":

    "Я абсолютно положительно оцениваю почти двадцатилетний период пребывания владыки Лазаря во главе Симферопольской и Крымской епархии. Это был очень непростой период в истории Крыма, в истории нашего единого Отечества, которое, к сожалению, оказалось разрушенным в 1991 году.

    Нужно отдать должное, что митрополит Лазарь сыграл одну из ключевых ролей в восстановлении позиций канонического Православия в Крыму, которое неразрывно связано с Русской Православной Церковью.

    За эти годы число приходов Симферопольской и Крымской епархии увеличилось в десятки раз. Восстановлены практически все действовавшие до революции монастыри на территории Крыма. Хочу особо отметить роль владыки Лазаря в восстановлении кафедрального Свято - Александро - Невского собора в Симферополе. Уверен, что Свято - Александро - Невский собор через два-три года станет одним из самых посещаемых храмов в Автономной Республике Крым. Лазарь сыграл значительную роль в восстановлении Свято-Владимирского собора на территории Херсонеса, на священной для Русского Православия земле, где крестился святой равноапостольный князь Владимир.

    Владыка Лазарь по своему характеру - человек-созидатель. Где бы он ни был, он ведет активное храмовое строительство, оставляя после себя след на века. Достаточно вспомнить плоды деятельности владыки Лазаря в бытность епископом Аргентинским и Южноамериканским. В частности, даже в непростые годы нахождения у власти небезызвестного диктатора Пиночета, когда храмовое строительство было запрещено, в Чили по инициативе Лазаря был построен церковный зал, впоследствии преобразованный в храм.

    Для Русской общины Крыма и движения "Русское единство" особенно значим тот факт, что митрополит Лазарь всегда подчеркивает неразрывную связь Симферопольской и Крымской епархии с Русской Православной Церковью. Вспомните, на каком высоком уровне встречали в Крыму Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Владыка Лазарь традиционно отмечает вместе с Русской общиной Крыма русские памятные даты, благословляет проводимые нами мероприятия.

    В целом деятельность Лазаря заслуживает глубокого уважения. С ранних лет он настроен на служение Богу, на служение Русской Православной Церкви. Еще раз подчеркну - он много сделал для Крыма, для развития Православия на полуострове. Не случайно, что присвоение Лазарю звания Почетного крымчанина прошло единогласно".

    Юрий Егоров, Всеукраинское братство Александра Невского:

    "Учитывая историю, митрополита Лазаря вряд ли можно назвать ярым сторонником единства Православной Церкви. Хотя он получил награду от Русской Православной Церкви не так давно, но факты говорят за себя. Показательный пример: насколько известно, он благословлял униатов, а именно духовный центр Украинского реестрового казачества, он был заложен под Симферополем, его возглавляет Анатолий Шевченко. На территории университета, который он возглавляет, находится униатский храм. Я считаю, что эта организация занимается украинизацией, а Лазарь ее благословлял".

    Атаман Сергей Юрченко, председатель Совета атаманов Крыма:

    "Во-первых, от казаков Крыма я бы хотел поздравить владыку Лазаря с 30-летием хиротонии. Крым - довольно сложный регион, мир и спокойствие здесь во многом зависит от позиции священнослужителей. Казаки как военные люди готовы прийти на выручку нашему духовенству, поскольку казаки всегда считались воинством Христовым.

    Но мы все помним недавние события, когда к 2000-летию Крещения Руси по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия по всему миру устанавливались поклонные кресты. В Крыму со стороны ОПГ меджлис был ряд провокаций. В результате были достигнуты договоренности, и установка крестов прекратилась. Я считаю, что тогда православным следовало занять более жесткую позицию, а мы, казаки, были готовы встать на защиту.

    К слову, сегодня появилась масса казачьих формирований. Как председатель Совета атаманов Крыма, хочу попросить владыку Лазаря, чтобы он благословлял действительно казаков, а не псевдоказачьих атаманов, у которых есть лишь огромные звезды и лампасы, но никакого личного состава.

    Владыке Лазарю мы желаем здоровья. А на православных казаков он может рассчитывать, мы всегда готовы прийти на помощь".


    (C) 2010, "Новый Регион - Крым"
    постоянный адрес на сайте | обсуждение на сайте

    При использовании информационных материалов
    ссылка на "Новый Регион" обязательна