Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • В ходе февральской революции образованы новые органы власти. Сторонние материалы: «Свержение монархии

    В ходе февральской революции образованы новые органы власти. Сторонние материалы: «Свержение монархии

    «Февральский» и «Октябрьский» этапы революции

    Нарастающий революционный кризис, завершившийся восстанием в Петрограде в феврале 1917 г., имел под собой солидные основания. Увеличивающийся разрыв в темпах экономического развития между динамично растущей промышленностью и замедленностью движения аграрного сектора приводил к нарушению баланса социальных сил, порождая острейшие социально-политические конфликты, усиленные, к тому же, участием России в войне. Разрешение этих крупнейших противоречий лежало в политической сфере – либо с помощью дальнейших реформ, проводимых самим государством, либо, в случае отказа последнего, – революционным путем.

    Неспособность правительства понять эту дилемму сделала неизбежной Февральскую революцию, положившую начало длительному революционному процессу, растянувшемуся на целых четыре года. Стихийное восстание в Петрограде, завершившееся отречением Николая II, стало концом самодержавного строя в России. Тем самым, началась ликвидация и всей старой государственной системы управления.

    Возникшая система власти была крайне неустойчивой, поэтому ее развитие перемежается постоянными кризисами. Первый такой кризис сложился в апреле 1917 г., когда Временное правительство попыталось открыто выразить свое отношение к войне. Было сформировано первое коалиционное правительство из представителей кадетов и социалистов, получившее поддержку на I съезде Советов в июне 1917 г.

    Тенденция к созданию диктатуры в России явно набирала силу. Ее необходимость признавалась практически всеми, как левыми, так и правыми. С одной стороны, открытое стремление к власти, определяемой как диктатура пролетариата, продемонстрировали большевики, а с другой – о необходимости покончить с анархией все более громко начали говорить военные.

    Октябрьские события 1917 г. – пожалуй, одна из самых дискуссионных тем во всей отечественной историографии. К сожалению, однако, споры часто имеют целью не столько выяснение истины, сколько доказательство правильности или неправильности избранного в результате Октября пути. Превращение темы в актуальный политический вопрос, ее использование в идеологическом противостоянии немало способствовало мифологизации проблемы. Отсюда одна из важнейших задач изучения событий октября 1917г. – освобождение ее от конъюнктурных политических наслоений и превращение в объект максимально строгого научного анализа.

    Развитие революционного процесса в марте-октябре 1917 г. с закономерностью подводило страну к выбору между анархическим саморазрушением общества и жесткой диктатурой, независимо от того, какие именно лозунги будут написаны на ее знаменах. Неудача создания правой диктатуры Корниловым во многом предопределила последующую попытку установления левой диктатуры, предпринятой большевиками. Расстановка социальных и политических сил осенью 1917 г. весьма благоприятствовала радикальным тенденциям. Временное правительство и активно поддерживающие его партии социалистов к этому времени полностью лишились былой популярности в массах, потерявших всякое терпение от длительного ожидания обещанных улучшений жизни. Не вызывала их деятельность энтузиазма и в кругах правых, к тому же, ослабленных поражением корниловского переворота. Это, конечно, еще не означало перехода большинства населения на сторону большевиков, значительная часть его, прежде всего, крестьянство, оставалась весьма индифферентна по отношению практически ко всем политическим партиям.

    Успех большевиков в октябре 1917 г. не только не завершил, но, напротив, усилил борьбу за власть в стране. Новый этап борьбы охватывает период с осени 1917 г. до весны 1918 г. и характеризуется неустойчивостью позиций большевиков, заставляющей их искать союзников и ради этого идти на компромиссы.

    Важнейшим положением антикризисной программы большевиков, в прямую зависимость от выполнения которой они ставили саму устойчивость своей власти, был скорейший выход России из войны. Поэтому, начиная с декрета о мире, они предпринимают настойчивые и весьма последовательные попытки решить эту задачу.

    Государственный аппарат, созданный Февральской революцией

    25 февраля 1917 г. массовые демонстрации под лозунгами «Хлеба!» и «Долой самодержавие» переросли во всеобщую политическую стачку. На другой день к ней стали присоединяться войска.

    27 февраля Дума, подчинившись указу о ее роспуске, собралась на «неофициальное» заседание и образовала Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами из 12 человек.

    Органы власти. 2 марта в результате переговоров Временного комитета Думы с Исполкомом Петроградского Совета было создано Временное правительство. Великий князь Михаил, к которому перешла корона, отрекся от престола в пользу Временного правительства.

    Правительство было сформировано из представителей правой буржуазии и крупных помещиков, важные посты были отданы кадетам. Оно было тесно связано с буржуазными общественными организациями, которые возникли в годы войны (Всероссийский земский союз, Городской союз, Центральный военно-промышленный комитет). В своей Декларации правительство объявило амнистию политическим заключенным, гражданские свободы, замену полиции «народной милицией», реформу местного самоуправления.

    Временное правительство соединило в своем лице законодательную и исполнительную власть, заменив царя, Госсовет, Думу и Совет Министров и подчинив себе высшие учреждения (Сенат и Синод). Для решения второстепенных вопросов было образовано Совещание товарищей министров.

    Временное правительство считало себя преемником монархического государства и стремилось сохранить старый государственный аппарат. Однако на волне демократизации в состав ведомств и учреждений включались представители Советов, профсоюзов и других общественных организаций.

    25 мая было образовано Особое совещание по подготовке закона о выборах в Учредительное собрание. Демократическое совещание избрало постоянно действующий Временный совет республики – Предпарламент (сначала из 313, а позже из 555 членов). Предполагалось, что ему станет подотчетно правительство, но на деле Предпарламент сам стал лишь совещательным органом при Временном правительстве и заметной роли в укреплении государственной системы не сыграл.

    3 июля было нарушено неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским советом («двоевластие»), была расстреляна демонстрация под советскими лозунгами.

    25 августа произошел неудачный мятеж генерала Корнилова, который вместе с рядом других генералов пытался свергнуть Временное правительство. После этого из правительства были удалены министры-кадеты и 1 сентября сформирована Директория из пяти человек во главе с Керенским. Она существовала до 24 сентября, когда было сформировано правительство.

    Органы управления. Временное правительство сохранило структуру царского Совета Министров, упразднив лишь Министерство императорского двора и уделов. В марте в МВД было образовано Особое совещание по местной реформе.

    В мае было образовано Министерство труда, главными отделами которого были отдел взаимоотношений труда и капитала, отдел конфликтов, отдел рынка труда. Из отделов старых министерств выделились также Министерство продовольствия, Министерство государственного призрения и Министерство почт и телеграфов.

    Для выработки экономической политики в июне при Временном правительстве были учреждены Экономический совет и Главный экономический комитет.

    В целях укрепления связи государства с церковью в августе было образовано Министерство исповеданий. 15 августа в Москве открылся церковный собор, который должен был обсудить вопросы взаимодействия православной церкви с новым государством.

    Местные органы власти и самоуправления. В государственном аппарате на местах произошли более крупные изменения, чем в центре. Здесь происходило два процесса – децентрализация (вследствие ослабления государственного аппарата и местнических устремлений буржуазии) и демократизация – под сильным давлением снизу. Были ликвидированы посты генерал-губернаторов, губернаторов и градоначальников, полицейские и жандармские должности и управления.

    Значительно расширились полномочия земских и городских органов самоуправления. Были учреждены волостные земские собрания (с управами как исполнительными органами). Волостные и уездные земские учреждения стали избираться всеобщими прямыми и равными выборами с тайным голосованием.

    В городах с населением свыше 150 тыс. человек были учреждены районные думы (и их управы) как органы самоуправления. 21 апреля был учрежден Главный земельный комитет, а также губернские, уездные и волостные земельные комитеты. Основная задача этих комитетов состояла в том, чтобы предотвратить стихийное решение земельного вопроса крестьянами, затянуть процесс всякими проволочками и согласованиями.

    Новым институтом местной власти стали учрежденные в июне комиссары труда, при которых действовали фабрично-заводские инспектора. В ведении комиссаров находились создаваемые на предприятиях примирительные камеры из представителей рабочих и администрации.

    Армия и Карательные органы. Февральская революция нанесла сокрушительный удар по армии – важнейшему институту государства. 2 марта секретарь ЦИК Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов адвокат Н. Д. Соколов подготовил и принес в только что созданное Временное правительство известный «приказ N1». Приказ предусматривал выборы в войсках комитетов из нижних чинов, изъятие оружия у офицеров и передачу его под контроль комитетов, установление не ограниченной «ни в чем» свободы солдата. Этот приказ начал разрушение армии.

    Взяв курс на продолжение войны «до победного конца», Временное правительство столкнулось с созданными им самим трудностями – армия стала неуправляемой, началось массовое дезертирство. В июле на фронте были восстановлены упраздненные во время революции военно-полевые суды, но это не поправило дела. Учрежденное Политическое управление Военного министерства безуспешно пыталось наладить в войсках пропаганду в пользу продолжения войны.

    Система карательных органов Российского государства, которая складывалась в течение столетия, была разрушена революцией, а кадры деморализованы. Милиция находилась в ведении земского и городского самоуправления, была разношерстной и не обладала квалификацией.

    Право и Судебные органы. Временное правительство стремилось сохранить основы старого права: Уголовное уложение 1903 г. и судебные уставы 1864 г., Свод законов Российской империи и Табель о рангах. В марте при правительстве было учреждено Юридическое совещание, в которое были назначены семь видных юристов. Оно должно было давать «предварительные юридические заключения» на решения Временного правительства.

    Оставив определение общих принципов новой правовой системы будущему парламенту, Временное правительство ограничилось изданием большого числа временных законов и положений (о комиссарах правительства, о местных земельных комитетах, о волостном земстве и о введении земств в «неземских губерниях» и т.д.).

    В октябре, уже полностью утрачивая контроль за ходом событий, правительство учреждает Особую комиссию Юридического совещания по составлению проекта основных государственных законов. С 11 по 24 октября эта комиссия разрабатывала проект конституции. По этому проекту, Россия становилась президентской буржуазной республикой с двухпалатным парламентом.

    Самые большие изменения были внесены в систему мировых судов. Этот судебный орган, восстановленный законом 1912 г., к 1917 г. был введен лишь в 20 губерниях из 97. Повысилась уголовная юрисдикция мирового суда, был определен порядок рассмотрения особо важных гражданских и уголовных дел – особым мировым присутствием с добавочным мировым судьей и двумя членами.

    30 мая был издан закон о создании суда по административным делам. В каждый уезд назначался административный судья со своим делопроизводством. Административные судьи рассматривали споры между государственными органами и органами самоуправления, а также общественными организациями.

    Итоги деятельности Временного правительства

    В результате Февральской революции власть в России перешла к партиям, прежде находившимся в оппозиции царскому режиму. Многие видные общественные деятели, представители разных политических сил входили в течение марта-октября 1917 года в состав Временного правительства. Казалось, наступило время для реализации либеральных идей.

    Позитивными решениями Временное правительство допустило и массу ошибок. Одна из них состояла в том, что оно не сумело выдержать более или менее спокойный тон в отношении критики прежнего режима, чем в немалой степени способствовало радикализации общественного настроения.

    4 марта кабинет министров принял решение об организации Чрезвычайной следственной комиссии под председательством московского присяжного поверенного Н. К. Муравьева для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц. Члены Временного правительства во всех грехах обвиняли только царский режим. Утверждалось, что старая система управления основывалась на административных репрессиях, угнетении личности, подавлении его инициативы.

    Настало время расстаться с легендой о том, что Февраль – «золотой век» в истории России. Именно Февраль, как это ни прискорбно, привел страну к Октябрю. Чувства ненависти, мщения, злобы выплеснулись на улицы, подогреваемые большевистской пропагандой вседозволенности.

    Весь период с марта по октябрь был отмечен активностью правительства по реорганизации государственного аппарата. Первая же акция на этом пути оказалась не совсем удачной. Из Министерства внутренних дел были удалены все высшие чины, которые не соответствовали по своей прежней деятельности новым политическим условиям.

    При спешной реорганизации местных органов на практике получилась пестрота и большая неразбериха. В условиях хаоса и необходимости в срочном порядке организации новой структуры власти у правительства, вероятно, не было иного выбора, кроме создания административных органов управления сверху, тем более что эта структура носила временный характер. Однако эти шаги кабинета министров шли вразрез с публично декларируемой позицией, основанной на обещании провести выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования, т.е. с участием народа.

    Отечественная историография в целом негативно оценивает результативность мероприятий Временного правительства в экономической и социальной сферах. Падение самодержавия вызвало взлет социальных ожиданий у большей части общества. Рабочие, солдаты, крестьяне многонациональной страны ждали немедленного удовлетворения своих требований. Это трагическое несоответствие между ожиданиями многомиллионных масс и возможностями разоренной войной страны порождало прямое революционное воздействие.

    Ситуация в России усугублялась тем, что Временное правительство вынуждено было решать социально-экономические вопросы в условиях продолжавшейся войны. Кадетская партия выступала за продолжение непопулярной в народе империалистической бойни. К тому же российское государство имело вполне конкретные обязательства перед странами Антанты.

    Критика правительства слева и справа и за авантюризм, и за бессилие, привела к его реорганизации. Министры Милюков и Гучков подали в отставку. Сформировалось коалиционное правительство с участием в нем представителей социалистических партий. Однако вхождение социалистов в кабинет министров несло в себе опасность не преодоления, а углубления кризиса власти с потерей авторитета и влияния уже самых умеренных социалистов и Советов, что и подтвердило дальнейшее развитие событий в стране.

    Непросто складывались отношения Временного правительства с национальными районами России. Уже в марте 1917 года на Украине ряд политических партий и организаций созвал Центральную Раду, которая возглавила национально-освободительное движение. Серьезной остроты достигло противостояние Временного правительства с населением Финляндии после решения о роспуске сейма. К сентябрю накалилась обстановка в Туркестане.

    Анализ деятельности правительства показывает, что позитивные шаги кабинета министров в политической, социальной и экономической сферах соседствовали с серьезными ошибками и просчетами, которые еще более накаляли обстановку в стране. Отсутствие единства в кругах интеллигенции, популизм отдельных членов Временного правительства, мощное давление снизу, нетерпение масс, которое в условиях революции приобрело характер стихийных выступлений, побуждавших правительство принимать поспешные, необдуманные решения, создавали благоприятные условия для передвижки власти влево – к крайне радикальным группам и партиям, предлагавшим простые и такие понятные массам рецепты решения сложнейших вопросов.

    

    «В начале революции Временное правительство, несомненно, пользовалось широким признанием всех здравомыслящих слоёв населения. Весь старший командный состав, всё офицерство, многие войсковые части, буржуазия и демократические элементы, не сбитые с толку воинствующим социализмом, были на стороне правительства…», — А. И. Деникин.

    Плакат с портретами членов Временного правительства

    В состав правительства вошли:


    председатель Совета Министров и министр внутренних дел — князь Г. Е. Львов (бывший член 1-й Государственной думы, председатель главного комитета Всероссийского земского союза)


    министр иностранных дел П. Н. Милюков (кадет)



    министр юстиции — «трудовик» (с марта — эсер) А. Ф. Керенский (член Государственной думы от Саратовской губернии, товарищ председателя Исполкома Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов)


    министр путей сообщения Н. В. Некрасов (кадет)


    министр торговли и промышленности А. И. Коновалов (прогрессист )


    министр просвещения профессор А. А. Мануйлов (кадет)


    военный и временно морской министр А. И. Гучков (октябрист)


    министр земледелия А. И. Шингарёв (кадет)


    министр финансов — крупный предприниматель М. И. Терещенко


    обер-прокурор Святейшего Синода В. Н. Львов (центрист)


    государственный контролёр И. В. Годнев (октябрист)

    Овладеть ситуацией в стране Временное правительство так и не смогло. Потому уже в мае правительство впервые стало коалиционным. Однако все создававшиеся в дальнейшем коалиции оказались непрочными.

    В состав правительственной коалиции вошли Г. Е. Львов, Керенский, Терещенко, Некрасов, Коновалов, Мануйлов, Шингарёв, В. Н. Львов, Годнев, а также:


    министр юстиции П. Н. Переверзев (трудовик)


    министр земледелия В. М. Чернов (эсер)


    министр почт и телеграфов И. Г. Церетели (меньшевик)


    министр труда М. И. Скобелев (меньшевик)


    министр продовольствия А. В. Пешехонов (народный социалист)


    министр государственного призрения князь Д. И. Шаховской

    В начале июля в Петрограде начались антиправительственные выступления, в которых приняли активное участие большевики. Последовавшие за этим события нарушили неустойчивое равновесие сил между Временным правительством и Петроградским Советом, несколько министров покинула свои посты.

    К концу месяца было сформировано второе коалиционное правительство. В него вошли Керенский в качестве председателя; заместитель министра-председателя и министр финансов Некрасов, министр иностранных дел Терещенко, министр земледелия Чернов, министр труда Скобелев, министр продовольствия Пешехонов, министр юстиции А. С. Зарудный (трудовик); министр государственного призрения И. Н. Ефремов (радикальный демократ), а также:


    министр внутренних дел Н. Д. Авксентьев (эсер)


    министр народного просвещения С. Ф. Ольденбург (кадет)


    министр торговли и промышленности С. Н. Прокопович (беспартийный)



    министр почт и телеграфов А. М. Никитин (меньшевик)


    министр путей сообщения П. П. Юренев (кадет)


    обер-прокурор Святейшего Синода А. В. Карташёв (кадет)


    государственный контролёр Ф. Ф. Кокошкин (кадет)

    Созданию третьего коалиционного правительства предшествовал провал корниловского мятежа. В условиях острого политического кризиса, когда Советы продемонстрировали свою реальную силу, кадетам, поддержавшим мятеж, пришлось покинуть правительство, а меньшевики и эсеры не решились поначалу вновь пойти по пути создания правительственной коалиции. 1 (14) сентября Керенский образовал новый орган власти из пяти основных министров — Директорию, которая под давлением Советов провозгласила Россию республикой.

    25 сентября (8 октября) Керенский создаёт третье коалиционное правительство. В него вошли министр-председатель и Верховный главнокомандующий Керенский; министр иностранных дел Терещенко; заместитель министра-председателя и министр торговли и промышленности Коновалов; министр внутренних дел и министр почт и телеграфов Никитин; министр труда К. А. Гвоздев (меньшевик); министр продовольствия Прокопович; государственный контролёр С. А. Смирнов (кадет); обер-прокурор Святейшего Синода Карташёв, а также:


    военный министр А. И. Верховский



    морской министр Д. Н. Вердеревский


    министр финансов М. В. Бернацкий


    министр юстиции П. Н. Малянтович (меньшевик)


    министр путей сообщения А. В. Ливеровский



    министр народного просвещения С. С. Салазкин


    министр земледелия С. Л. Маслов (эсер)


    министр государственного призрения Н. М. Кишкин (кадет)


    председатель экономического совета С. Н. Третьяков

    Из семнадцати членов последнего Временного правительства восемь эмигрировали в 1918—1920 годах. Все они умерли своей смертью, за исключением Третьякова (завербован ОГПУ в 1929-м, в 1942-м арестован гестапо как советский агент и в 1944-м расстрелян в немецком концлагере).

    Во время Большого террора 1938−1940 годов расстреляны Никитин, Верховский, Малянтович и Маслов. Ливеровский дважды арестовывался, но затем освобождался. Салазкин умер своей смертью. Гвоздев неоднократно арестовывался, был в ссылке, откуда вернулся домой за пару месяцев до кончины. Кишкин также неоднократно арестовывался; умер своей смертью.

    Были расстреляны Некрасов, Скобелев и Шаховской. Кокошкин и Шингарёв были убиты в тюремной больнице. В. Н. Львов умер в тюрьме.

    Временное правительство 1917 года являлось высшим исполнительным и законодательным органом в России. Сформировано оно было после Существовало Временное правительство с 15 марта по 7 ноября. Формирование его началось после отречения царя Николая 2 от престола.

    Руководство 4-й Государственной Думы образовало 27 февраля Временный комитет. Председателем был М. В. Родзянко. Членами временного правительства были министры:

    Внутренних дел и министр-председатель Е. Г. Львов (князь);

    Юстиции - А. Ф. Керенский (трудовик, а затем эсер);

    Земледелия - А. И. Шингарев (кадет);

    Финансов - М. И. Терещенко (внепартийный);

    Морской и военный - А. И. Гучков (октябрист);

    Иностранных дел - П. Н. Милюков и прочие деятели.

    Сформировавшееся правительство назвало себя "Временным", пока не будет созвано

    Первая его декларация была обнародована в которой указывалась дальнейшая Деятельность Временного правительства сопровождалась широкими демократическими изменениями. Так, по религиозным и политическим делам принята амнистия, сняты ограничения вероисповедания, отменены сословия. Это способствовало развитию популярности новой власти.

    В самом начале существования Временное правительство получило массовую поддержку населения. Кроме того, правящие круги Франции, Великобритании, США также его поддерживали.

    Однако "новая власть" не решала и не могла решить ни одного основного вопроса в стране. Решение аграрной проблемы, устранение голода, разрухи в стране, формирование политической линии, государственного состава и прочие фундаментальные вопросы были отложены до Учредительного Собрания.

    Несостоятельность Временного правительства привела к антиправительственным выступлениям. В апреле развился первый кризис власти. Ускорило его появление заявление Временного правительства о дальнейших действиях на внешнеполитической арене (вести войну до конца, выполняя неуклонно соглашения и договоры, заключенные между царем и союзными державами).

    В результате кризиса власти в отставку ушли А. И. Гучков и П. Н. Милюков. На смену им пришли М. И. Терещенко и А. Ф. Керенский. В мае было созвано коалиционное правительство. В его составе было шесть министров-социалистов. Превратившись в партии власти, объединения меньшевиков и эсеров получили возможность реализовывать свои программные идеи.

    6 мая Временное правительство обнародовало декларацию, в которой обещало осуществить радикальные аграрные изменения. Обещания реализованы не были. В стране заметно ухудшалась ситуация. Вскоре недовольство народа спровоцировало второй кризис власти.

    18 июня прошла массовая демонстрация под большевистскими лозунгами и под руководством лидеров Исполнительного комитета в Петроградском совете.

    После третьего правительственного кризиса 2 июля уходят в отставку министры-кадеты. На следующий день солдаты из пулеметного полка вышли на улицы Петрограда. Временным правительством эта демонстрация была расстреляна, а затем объявлено военное положение в Петрограде.

    1 сентября А.Ф. Керенский образовал новый госорган - Директорию (Совет пяти). Новое правительство объявило распустив 4-ю Государственную Думу. Однако А. Ф. Керенский начал весьма быстро терять поддержку общества. На Демократическом совещании 14 сентября предполагалось решить вопрос правления, но партии-участники не смогли прийти к одному мнению.

    Керенским было создано третье Но большевики решают силой захватить власть. В результате Временное правительство в 1917 году 26 октября (в два часа десять минут) было арестовано.

    Двоевластие продолжалось до июльского общенационального кризиса, когда была разогнана демонстрация 4 июля 1917 г. в Петрограде. С этого момента установилось единовластие Временного Правительства. Однако оно практически не решало насущные вопросы, осуществив лишь небольшие перестройки государственного аппарата, не менявшие его сущности. Пассивность Временного правительства и обострившееся социально–экономическое положение усиливали социальную напряженность в стране. Даже такой важный вопрос как вопрос о форме правления официально был разрешен только 1 сентября 1917 г., когда Россия была провозглашена республикой.

    Решение наиболее острых вопросов откладывалось Временным правительством “до созыва Учредительного собрания”. Однако его созыв тоже оттягивался. Формально Временное правительство осуществляло функции высшего органа государства – и законодательного, и исполнительного. Временное правительство осуществило ряд изменений в системе государственных органов. Были упразднены Святейший Синод и должность обер–прокурора при нем. Взамен возникло министерство вероисповеданий. Упразднило Временное правительство также отдельный корпус жандармов и Департамент полиции. Вместо них было учреждено Главное управление по делам милиции, ведавшее делами созданной вместо полиции народной милиции.

    В марте 1917 г. при министерстве юстиции утверждается Чрезвычайная следственная комиссия для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и других высших должностных лиц.

    Созданы были министерство труда и министерство продовольствия.

    На местах были упразднены должности генерал–губернаторов, градоначальников, становых приставов и земских начальников. Вместо них органами государственного управления стали губернские и уездные комиссары Временного правительства.

    Законодательная политика временного правительства . Весной 1917 г. происходит демократизация политической жизни страны. Принимаются законы "О печати" и "Об учреждениях по делам печати", запретившие административные взыскания на издания. Могла осуществляться только последующая цензура (в течение суток после выпуска) комиссаром по печати. Упразднялось Главное управление по делам печати и штат профессиональных цензоров. Их функции возлагались на комиссаров Временного правительства. После июльских событий политика правительства ужесточается. Сразу после подавления вооруженного восстания принимается постановление "О наказаниях за публичные призывы" к убийству, разбоям, грабежу и другим преступлениям. Чуть позже вносятся изменения в закон о печати. В специально изданном постановлении "О печати" устанавливается наказание "за призывы к гражданской войне", сделанные в средствах массовой информации. Вместе с тем правительство отказывается от некоторых чрезвычайных мер, запретив аресты без суда и ограничив число областей, объявленных на военном положении - постановление "О лицах, арестованных во внесудебном порядке". Еще в марте была отменена смертная казнь (восстановленная затем в августе для военнослужащих). В самом начале августа принимается постановление "Об условиях досрочного освобождения" заключенных.



    Военно-административные методы, введенные еще до революции, были использованы в мартовском постановлении Временного правительства "Об обеспечении снабжения государственных и общественных учреждений, путей сообщения, заводов и предприятий, работающих на нужды обороны, металлами и топливом". В мае при Особом совещании по топливу учреждаются правительственные инспекторы. Особые совещания, учрежденные еще при монархии, продолжали свою деятельность. Методы снабжения, предусмотренные в постановлении, будут использованы позже, в период "главкизма", уже Советской властью.

    Было издано постановление "О передаче хлеба в распоряжение государства и о местных продовольственных органах", вводившее чрезвычайный режим в области хлебных заготовок. Для реализации продразверстки создавались продовольственные комитеты. Эти органы вели учет всего имеющегося в зонах их действия хлеба, "за вычетом продовольственных нужд владельца", и разрешали отчуждение "излишков" только при посредстве государственных органов по твердым ценам. Залог хлеба запрещался. Губернские продовольственные комитеты определяли порядок и сроки сдачи хлеба, производили реквизиции продуктов, контролировали цены и организовывали обязательные гужевые перевозки. (Их опыт пригодился позже продотрядам эпохи "военного коммунизма". Опыт работы Министерства продовольствия будет использован Наркоматом продовольствия в 1918-1920 гг.).



    Постановление (август 1917 г.) "О согласовании Свода законов с издаваемыми Временным правительством постановлениями" определило критерии для использования в новых условиях законодательства, изданного в период монархии.

    Продолжалось действие судебных уставов 1864 г. и Уголовного уложения 1903 г. В марте 1917 г. было образовано Юридическое совещание. Совещание рекомендовало правительству подчинить надзору административного суда деятельность общественных организаций (профсоюзов, земельных комитетов и советов) и сделало ряд других предложений, направленных на сохранение правовой традиции и дореволюционной юридической практики. Создание административной юстиции стало одним из значительных нововведений, подготовленных в Юридическом совещании.

    В положении "О судах по административным делам" (май 1917г.) административный судья, приравненный к окружному, наделялся правом рассматривать дела: по протестам комиссаров правительства на местные органы, по жалобам правительственных учреждений на земские органы, и местных органов на правительственных комиссаров.

    В конце сентября - начале октября 1917 г. Юридическое совещание разработало ряд проектов конституционных законов, которые предполагалось внести на рассмотрение в Учредительное собрание, одним из них стал проект "Об организации Исполнительной власти при Учредительном собрании". Учредительное собрание должно было избрать временного Президента республики, который становился главой государства и главой правительства. Октябрьская революция разрушила все эти проекты.

    «Это - та самая революция, о которой так много говорили и которую никто не собирался делать».

    П. Н. Милюков

    К концу 1916 г. в России назрел глубокий экономический, политический и социальный кризис. Экономическая разруха, порождённая войной, обострение нужды и бедствий народных масс, рост антивоенных настроений и всеобщее недовольство самодержавием, всё это привело в феврале 1917 г. к революционному восстанию.

    17 февраля (2 марта) в Петрограде на Путиловском заводе по причине продуктового дефицита началась забастовка рабочих. 23 февраля (8 марта) работницы Петрограда вышли на демонстрацию с требованиями хлеба и прекращения войны. Через несколько дней массовые забастовки на столичных заводах переросли во всеобщую политическую стачку (охватившую 305 тыс. человек), которая от экономических требований перешла к политическим: «Долой самодержавие!», «Долой войну!».

    27 февраля (12 марта) 1917 г. всеобщая политическая стачка переросла в вооружённое восстание. На сторону революции перешла значительная часть армии (около 67 тыс. человек). Отрядами рабочих и солдат были захвачены все стратегические пункты столицы (мосты, вокзалы, правительственные учреждения и т.п.).

    В этот же день, 27 февраля (12 марта), был образован Петроградский совет рабочих депутатов, избравший свой Исполнительный комитет. Большинство и в Совете, и в Исполкоме, состоявшем из 15 человек, принадлежало меньшевикам и эсерам. Председателем Исполкома Совета был избран лидер меньшевистской фракции Государственной думы Н. С. Чхеидзе, заместителями председателя - эсер А. Ф. Керенский и меньшевик М. И. Скобелев. От большевиков в Исполком вошли А. Г. Шляпников и П. А. Залуцкий. Петроградский совет начал действовать как орган революционной власти, приняв ряд важных решений. Первым было постановление об изъятии финансовых средств царской власти и установлении контроля над ними. Затем, 1 (14) марта Совет издал знаменитый Приказ № 1, предусматривавший создание в воинских частях выборных солдатских комитетов и передававший в их распоряжение всё оружие; согласно этому приказу Петроградский гарнизон выводился из подчинения старому командованию.

    Одновременно с образованием Петроградского совета лидеры буржуазных партий в Государственной Думе создали Временный комитет для восстановления порядка и сношения с лицами и учреждениями под председательством М. В. Родзянко. Во Временный комитет вошли представители всех фракций Думы, за исключением правомонархических: М. В. Родзянко (председатель Думы, земец-октябрист), Н. В. Некрасов (кадет), И. И. Дмитрюков (секретарь Думы, левый октябрист), В. А. Ржевский (прогрессист), Н. С. Чхеидзе (одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ), А. Ф. Керенский (одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик), П. Н. Милюков (кадет), А. И. Коновалов (прогрессист), М. А. Караулов (независимый), С. И. Шидловский (председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов), В. В. Шульгин (лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе) и В. Н. Львов (председатель думской фракции Центра), Б. А. Энгельгардт (комендант петроградского гарнизона).

    Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга. 1 (14) марта между Исполнительным комитетом Совета и Временным комитетом Государственной Думы начались переговоры об образовании Временного правительства и 2 (15) марта оно было сформировано. Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий - кадетов, октябристов и прогрессистов. Председателем Временного правительства и одновременно министром внутренних дел был назначен крупный помещик князь Г. Е. Львов - член Московского комитета партии прогрессистов. В состав Временного правительства вошли лидер партии кадетов П. Н. Гучков (военный и морской министр), эсер А. Ф. Керенский (министр юстиции), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Коновалов (министр торговли и промышленности), М. И. Терещенко (министр финансов).

    Поздним вечером 2 (15) марта 1917 г. под давлением революционных масс император Николай II отрёкся от престола в пользу брата Михаила Александровича, который отказался от власти, оставив вопрос о ней на усмотрение Учредительного собрания .

    Таким образом, после свержения самодержавия в ходе Февральской революции в стране установилось двоевластие. Первую ветвь власти - буржуазно-демократическую, представляло Временное правительство, вторую - революционно-демократическую - Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

    Новая власть провозгласила в России политические права и свободы (слова, собраний, совести, печати, союзов, манифестаций). Были отменены сословные, национальные и религиозные ограничения, смертная казнь, военно-полевые суды, объявлялась политическая амнистия, явочным порядком вводился 8-часовой рабочий день.

    Лит.: Алуф И. А. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 // Большая советская энциклопедия. Т. 27. М., 1977; Бурджалов Э. Н. Вторая русская революция. Восстание в Петрограде. М., 1967; Нефёдов С. А. Февраль 1917 года: власть, общество, хлеб и революция // Уральский исторический вестник. 2005. № 10-11. С. 112-123.

    См. также в Президентской библиотеке:

    Обращение Временного правительства к народу. 1917 ;

    Февральская революция: Мемуары. М. ; Л., 1926 ;

    Положение о выборах в Учредительное собрание, проект наказа о применении данного положения, объяснительные записки особого совещания по выработке проекта положения о выборах в Учредительное Собрание, по вопросу о числе и распределении по избирательным округам депутатских мест. 1917 ;

    Сведения о составе министров Временного правительства, Совета Министров и Государственной Думы. 1917 .