Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Трансактный анализ примеры диалогов. Тест «Трансактный анализ общения»

    Трансактный анализ примеры диалогов. Тест «Трансактный анализ общения»

    Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю разбирать Трансакционный Анализ Берна . Как Вы уже знаете из предыдущей статьи, в нас живут как бы три человека. Довольно часто они не ладят друг с другом. В этой статье будет проанализирован механизм возникновения конфликта между людьми. Большая часть материала была взята из книги Михаила Литвака «Психологический Вампиризм»; меньшая – из «Трансакционного Анализа» Эрика Берна.

    Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ , поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов . Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием « Мир Психологии », где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
    Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье « ».

    Если люди какое-то время находятся вместе, рано или поздно они начинают общаться. Итак, что же представляет собой общение двух людей? Если X. обращается к Y., он как бы посылает Y. коммуникативный стимул, а Y. ему отвечает. Это – коммуникативный ответ. Стимул и ответ Берн рассматривает как Трансакцию, которая является единицей общения. Таким образом, последнее можно рассматривать как Серию Трансакций. Ответ Y. становится стимулом для X. Так, когда два человека общаются, они вступают друг с другом в т.н. системные отношения: если общение начинает X., а Y. ему отвечает, то дальнейшая реакция X. зависит от ответа Y.

    Цель Трансактного Анализа заключается в том, чтобы выяснить, какое из трех Я-состояний X. послало коммуникативный стимул в Y. и какое Я-состояние Y. дало ответ.

    Вначале я буду рассматривать трансакции Родитель-Родитель (Рис.1а), Взрослый-Взрослый (Рис.1б) и Дитятя-Дитятя (Рис.1в). Здесь конфликта нет и никогда не будет. Михаил Литвак называет такие трансакции «Параллельными Трансакциями Первого Типа». А теперь пример.

    Я гулял с девушкой. Ей необходимо было посетить дамскую комнату. Вскоре мы нашли платный туалет. Девушка зашла в кабинку, а я ждал. В это время Ответственный за туалет, он же – Главный Кассир, обратился ко мне с такой речью (диалог приведен в сжатой форме):

    Он: Я привык, чтобы в туалетах были чистота и порядок. (Р-Р)
    Я: Да, это правильно. Вообще их везде надо соблюдать. (Р-Р)
    Он: Я вот приболел на днях, так за 5 дней такой срач развели! Ужас! (Р-Р)
    Я (согласно кивая головой): Вы абсолютно правы, сейчас многие люди – свиньи. Увы. (Р-Р)
    Он: И вообще! Куда наша страна катится с такой властью! Кошмар! Эти гады пенсии не хотят повышать. Вот и приходится тут работать – сортиры драить. (Р-Р)
    Я: И не говорите! У нас в правительстве все сволочи! Гнать их оттуда поганой метлой. До чего народ довели! Заставляют умных и интеллигентных людей туалеты мыть. Ужас! (Р-Р)

    Так, по параллельным трансакциям мы могли бы общаться бесконечно долго. Здесь в каждой реплике даны оценки Критикующего Родителя.

    Случай Взрослый-Взрослый.
    X: Подскажите, пожалуйста, как пройти на улицу Конную? (В-В)
    Y: Пройдите налево, а затем – два квартала вниз. (В-В)

    Случай Дитятя-Дитятя.
    X: Давай играть в Диабло по сети? (Д-Д)
    Y: Класс! Давай! (Д-Д)

    По линии Р-Р мы говорим банальщину, критикуем личности других людей, сплетничаем или судачим. По линии В-В обмениваемся информацией, уточняем взгляды, мнения и позиции, работаем. По линии Д-Д любим, развлекаемся, занимаемся сексом, веселимся, отдыхаем, играем. Данные трансакции протекают так, что в психологическом отношении собеседники равны друг другу. Михаил Литвак называет их Трансакциями Психологического Равноправия.

    Второй тип Параллельных Трансакций возникает в ситуации опеки, подавления, заботы (Родитель-Дитятя) или беспомощности, каприза, восхищения (Дитятя-Родитель). Уважаемые Читатели, здесь и далее, первым указывается то Я-состояние, которое посылает стимул во второе Я-состояние. Так, Р-Д (Рис.1г) и Д-Р (Рис.1д) – совершенно разные трансакции. Второй тип трансакций носит Психологическое Неравноправие (это Рабско-Тиранические трансакции). Часто такие отношения могут длиться достаточно долго. Мать опекает сына, начальник тиранит подчиненных, преподаватель издевается над студентами. Но обязательно наступит момент, когда кто-то не выдержит опеки или тирании. Тогда эти отношения закончатся разрывом.

    Уважаемые Читатели, давайте подумаем, когда же наступит разрыв? Для этого необходимо понимать, на чем держаться такие отношения. Это внутренние (скрытые) связи по линии В-В. Как Вы уже догадались, разрыв наступит тогда, когда В-В себя исчерпают, то есть, когда дети материально перестанут зависеть от родителей, когда подчиненный получит повышение, а студент напишет диплом. Однако если и после этого отношения сохраняются, конфликта не избежать. Как на неуравновешенных весах, тот, кто был внизу, любой ценой будет рваться наверх, опуская вниз того, кто был наверху.

    Почему происходит именно так? Михаил Литвак справедливо полагает, что Раб мечтает Не о Свободе. Он хочет стать тираном. Уважаемые Читатели, вспомните любой эпизод, где Вас серьезно обидели или задели за живое. Вам мало было простить обидчика. В своих мечтах Вы рисовали красочные планы мести, где лихо расправлялись с поверженным негодяем. Так, в каждом рабе сидит тиран, а в тиране – раб. Я уже слышу Ваш вопрос: а можно ли формально быть рабом, в душе оставаясь свободным человеком? Да, возможно. Даже если Вы находитесь в положении раба, умело применяя Амортизацию, Вы будете чувствовать себя свободным человеком. Вот пример такого диалога.

    Полгода назад мне необходимо было отправить научный доклад для участия в конференции. Для этого следовало в канцелярии моего вуза корректно заполнить регистрационные данные. Писались они на конверте, в который этот самый доклад и упаковывался. Занимался я этим вместе с обаятельной девушкой. Естественно, благодаря флирту концентрация внимания у меня была снижена. Я неверно подписал конверт. Далее у меня произошел следующий диалог с тетеньками из канцелярии:

    Я: Проверьте, пожалуйста, правильно ли я все заполнил? (В-В)

    Первая тетенька (негодующим тоном, чуть ли не с криком): Посмотрите, что Вы написали!!! Как же так можно??? Вы что, письма никогда не отправляли??? Вы мне конверт испортили!!! (Р-Д).

    Я (хлопая себя по лбу и делая расстроенную физиономию): Елки-палки! Вот я Болван! Даром что в аспирантуре учусь! Как же я мог так написать? Ума не приложу! (Непосредственная амортизация и профилактическая амортизация; по ее тону я четко осознал: только такой ответ поможет немедленно перекрыть поток помоев в мой адрес; Ю.Л.). Вы же мне все понятно объяснили… А я… (Тут мой голос стал совсем грустным, я понуро опустил плечи и постарался придать глазам печальное выражение; Д-Р; обратите внимание, что простых слов мало — необходимо жестами и тоном показать, что осознал свою неправоту, иначе простое внешнее согласие легко можно интрепретировать как издевательство; Ю.Л.).

    Вторая тетенька: Ну что Вы, не расстраивайтесь. Просто надо быть более внимательным. (Снова Р-Д, но уже в гораздо более мягкой форме; здесь, пожалуй, Критикующий Родитель сменился Заботливым; Ю.Л.).

    Я: Да, действительно надо. Не знаю, что на меня нашло! (Д-Р). Можно мне конверт? (В-В)

    Первая тетенька: Да, возьмите (В-В), но будьте впредь внимательным! (Р-Д)

    Я (радостным тоном): Да, конечно! Обязательно буду! Спасибо Вам огромное! Столько с нами провозились! (Д-Р).

    Со второй попытки конверт я подписал правильно. Письмо благополучно было отправлено куда следует.

    Здесь связи по линии В-В быстро себя исчерпали. Однако некоторым подчиненным приходится годами работать с начальниками-тиранами. А смена работы может ни к чему не привести: нередко попадаешь из огня да в полымя. И уж тем более нельзя увольняться, находясь в открытом конфликте. Но если грамотно и регулярно применять все виды амортизации, можно с честью выходить из любых ситуаций. Необходимо понимать, что амортизацию следует применять исключительно в случае тирании начальника. Здесь важно уметь различать критику поступков от критики личности. Первая является нормой, однако когда к ней примешивается вторая — здесь уже необходимо использовать амортизацию. А теперь пример.

    Мой дипломный руководитель был тираном. Он придирался к каждой мелочи и не прощал мне ни единой ошибки, нещадно критикуя мою личность. Тем не менее, обращаясь к нему с позиции восхищенно-беспомощного Дитяти, в конечном итоге я благополучно защитил диплом. Я перетерпел и был вознагражден. Не следует, однако, путать терпеливость, которая является чисто невротическим качеством, с возможностью перетерпеть, которая позволяет сохранять внутреннее спокойствие и держится на психологической гибкости. Ведь когда человек терпит, он не дает обидчику обратной связи (или же она настолько слаба, что последний ее не замечает, а, может, просто не хочет замечать?). Итогом такой терпеливости в лучшем случае становится бурный скандал (в худшем — человек заболевает неврозом или психосоматическими заболеваниями), ведь терпение рано или поздно истощается и обиженный выдает обидчику все, что о нем думает, да еще и с горкой. Тот, естественно, в шоке – как, мол, так? Столько лет общаемся и тут на тебе – неожиданно узнаешь о себе столько нового. Да что говорить. Уважаемые Читатели, Вы сами можете убедиться в этом, перечитав мою переписку с девушкой-ревнивицей в статье о .

    Что ждет начальников-тиранов? Одиночество. Чувство, что их все предали. В лучшем случае от них уходят тихо, стараясь забыть их как кошмарный сон. В худшем, меняясь ролями, тиранят и вставляют палки в колеса, стремясь отомстить за былые обиды.

    Что касается этих двух примеров, то здесь я был в позиции Раба. К сожалению, был у меня период в жизни, когда я побывал и в роли Тирана. Пренеприятнейшее, скажу Вам, ощущение. Я тиранил отца. Как словесно, так и действиями. Изменить ситуацию мне помог Трансакционный Анализ Берна . Для хотя бы формально спокойной обстановки в доме, мне следовало перевести эти отношения из Р-Д в В-В. Однако сделать это сразу не представлялось возможным. Конечно, разобравшись, что происходит, я первым делом прекратил колоть и оскорблять папу по линии Р-Д. К сожалению, в данной ситуации этого было явно недостаточно. Отцу следовало дать возможность побыть в качестве тирана. Для этого я стал просить его обучить меня мелким ремонтным работам по дому. Кое-где прикидываясь валенком или беспомощным неумехой, а также усиленно расхваливая его, и нещадно критикуя себя (позиция Дитяти), мне удалось вынудить его стать в позу негодующего Родителя, тем более, что, выйдя из-под моего Родительского пресса, он заметно осмелел и все чаще подкалывал и оскорблял. Я лишь амортизировал и соглашался. Честно сказать, с ролью Тирана он справился превосходно. Однако постепенно пыл его угас. Так, через 4 месяца мне удалось перевести наши отношения на линию относительно спокойного и продуктивного В-В, где никто никого не угнетал и не трепал нервы почем зря. Стратегия Д-Р принесла желаемый результат. Я уже слышу возмущенное: «4 месяца – это же полжизни! У нас не хватит терпения так долго ждать». Что ж, мне нечего на это возразить. Но я точно знаю, насколько эффективно работают , разработанные , которого я считаю Своим УЧИТЕЛЕМ. А если Вы полагаете, что каждый день скандалить, угнетать и быть угнетаемыми – лучше, это Ваше право. Зачем вообще тогда общаться с людьми? Заведите кошечку или собачку – за еду они все стерпят. С моей точки зрения, такое поведение является .

    Так, через полгода, отец вовсю помогал мне обустраивать летнюю дачу. К сожалению, этим летом в силу ряда причин пожить на ней мне так и не удалось.

    Трансакции Д-Р – Р-Д. К сожалению, достаточно часто в жизни путем Лести и Восхищения нас обманывают. Необходимо уметь противостоять и таким людям. Так, если от Дитяти идет Восхищение (случай ноющего Дитяти будет рассмотрен в следующей статье), следует ответить на него банальностью Родителя, чтобы избежать дальнейших манипуляций:

    Л.: ава супер, а парень на ней просто секси (Здесь речь идет о моем новом аватаре в социальной сети ВКонтакте; там я сфотографирован на море в позе качков-бодибилдеров; Д-Р; Ю.Л.)
    Я: спасибо, Л., я знаю, что я секси парень 🙂 (Р-Д)
    Л.: Эх и достанется же кому то такой мальчик или уже достался (Д-Р)
    Я: ага 🙂 достанется или уже достался:))) (Р-Д) (здесь необходимо понимать, что, применяя амортизацию, я стремился отделаться от человека; если бы девушка меня интересовала, я отвечал бы иначе; Ю.Л.)

    Уважаемые Читатели, я уверен, что Вам уже стала ясна теоретическая основа принципа амортизации. Для эффективного и бесконфликтного общения, необходимо четко определить, в какой позиции находится Ваш партнер по общению и знать, в какое Ваше Я-состояние был направлен коммуникативный Стимул. Ваш ответ должен быть Параллельным. Как Вы успели заметить, по линии Д-Р идут комплименты, восхищение, лесть (Психологические Поглаживания); по линии В-В приглашения к сотрудничеству, уточнение рабочих моментов и т.д.; Психологические удары (хамство) идет по линии Р-Д.

    Теперь возникает закономерный вопрос: как быстро и безошибочно диагностировать Я-состояние, в котором находится Ваш партнер? Ответ на него частично дан в предыдущей статье по Структурному Анализу Личности. И все же, он требует некоторого дополнения.

    Родитель. Указующий перст, фигура напоминает букву Ф (грозный вид и руки в боки). На лице – презрение, снисходительность, гнев, кривая ухмылка или нахмуренный лоб. Взгляд тяжелый, давящий, обращен вниз. Сидит, откинувшись назад, в позе присутствуют вальяжность, надменность. Ему все ясно, он знает какую-то тайну, которая другим недоступна. Поучительный или угрожающий тон. Любит прописные истины и выражения: «Я этого не потерплю», «Чтоб было сделано немедленно», «Неужели трудно понять!», «Коню понятно!», «Я с этим покончу раз и навсегда!», «Здесь вы абсолютно неправы», «Я в корне с этим не согласен!», «Вы меня не поняли», «Кто же так делает!», «Сколько можно вам говорить?», «Вы обязаны…», «Как вам не стыдно?», «Нельзя…», «Должен…», «Ни в коем случае!» и т.п. Более подробно это разобрано в статье о Психологическом хамстве. Конечно, идет оно от Родителя. Так что, если Вы любите критиковать, в структуре Вашей личности позиция Взрослого загрязнена (контаминирована) как минимум полем Родителя.

    Взрослый. Взгляд направлен строго на объект, тело слегка подается вперед, глаза расширены или сужены. На лице – максимальное внимание. Спокойный тон и незначительная жестикуляция. Выражения: «Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому мне отказали», «Давайте подумаем», «А что, если поступить так», «Как вы планируете выполнить эту работу?», «Целесообразно» и т.п.

    Дитя. Как поза, так и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию, будь то радость, горе, страх, тревога или счастье. Глаза широко раскрыты, смотря снизу вверх. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Не буду», «Надоело!», «Осточертело!», «Пропади оно все пропадом!», «Пусть горит огнем!», «Нет, вы просто восхитительны!», «Я вас люблю!», «Ни за что не соглашусь!», «Зачем мне это надо!», «Когда же это все кончится!»

    Михаил Литвак справедливо полагает, что даже самый конфликтный человек конфликтует не всегда. Следовательно, хотя бы иногда амортизирует, или вступает в общение, которое носит характер последовательных трансакций. Ведь если бы люди не вели себя хотя бы иногда правильно, они бы погибли. Конфликт разворачивается по перекрещивающимся трансакциям (Рис.2). А теперь яркий пример годичной давности из собственной жизни.

    Я купил хлеб, который, маму не устраивал. Хлеб в тот раз я покупал только для себя, но, Уважаемые Читатели, ведь Вы не хуже меня знаете, по каким мелочам иногда вспыхивают конфликты. Как говорится, было бы желание, а повод – так он всегда найдется.

    Она: Ты купил себе хлебушек? (В-В)
    Я: Да, купил. Держи. (В-В)
    Она (агрессивно и повышенным тоном): Ты что за хлеб купил? Это же не хлеб, а черт знает что! Где тебе такую гадость продали? Ты что не видел, что берешь??? (Р-Д)
    Я (выходя из себя): Чего ты орешь? Ты припадочная! Не ты его есть будешь, так какого черта орать? (Р-Д)
    Она: Ты как с матерью разговариваешь? (В контексте: ах ты, сволочь неблагодарная; Ю.Л.); (Р-Д)
    Я: Ты не мать, а истеричка ненормальная. Психопатка! (Р-Д; мда, впоследствии при тщательном анализе я лишний раз убедился, что в этом конфликте вел себя и как истерик; сидели во мне и такие демоны; сдерживаемые эмоции прорвались наружу; Ю.Л.).
    Она (уже находясь в состоянии истерики, со слезами на глазах): не думала я, что услышу От Родного Сына, в которого душу вложила (подробнее об этом явлении Вы можете прочесть в статье про ), такие слова! (Р-Д).

    Как мы видим, диалог начался вполне мирно. Трансакции были параллельными. Однако, «благодаря» мощному Родителю и обидчивому ранимому Дитяте, мать восприняла мой ответ как давление на последнего (причина – сильная контаминация Взрослого Я-состояния Родителем; ее Дитя при этом было сильно зажато). А кто обычно заступается за Дитятю? Правильно, Родитель. Вот ее Родитель и бросился на защиту Дитяти, оттеснив Взрослого на задний план. Тоже произошло и со мной. Мать своим Родителем уколола моего Дитятю, и мой Родитель не замедлил вмешаться, подколов ее Дитятю. Логично, что скандал будет продолжаться до тех пор, пока не истощится психическая энергия Дитяти одного из партнеров. К сожалению, психологический конфликт идет до полного уничтожения. Или кто-то покидает поле боя, или развивается болезнь. В данном случае, у матери случилась истерика. Я же, с головной болью, покинул поле битвы. Многие люди заблуждаются, когда полагают, что имеют хорошую психологическую подготовку, так как им удается сохранить внешнюю невозмутимость при сильном внутреннем напряжении. Однако это прямой путь к болезни.

    Давайте вернемся к структурному анализу личности. Здесь, в конфликте, задействованы все Я-состояния, все аспекты личности! На внешней коммуникации шесть человек! Это же, без пяти минут, базар! Выясняются отношения: мамин Родитель сцепился с моим Дитятей, мой Родитель – с ее Дитятей. Тихий голос разумного Взрослого заглушен плачем Дитяти и криками Родителя. Но ведь только Взрослый способен остановить конфликт, только он делает дело. Любой скандал забирает ту энергию, которая должна идти на продуктивную деятельность. Конфликты хороши только по линии В-В, когда уточняются позиции, шлифуются мнения, при таких конфликтах люди становятся ближе друг к другу. Но это Деловые конфликты! Личность собеседника в них НЕ Затрагивается!

    Таким образом, первая и главная задача обучающегося психологическому айкидо – овладеть умением оставаться во Взрослой позиции. А для этого необходимо быть чувствительным к сигналам внутренних Родителя и Дитяти. Во Взрослого полезно запрограммировать следующие вопросы: «Применимо ли это?», «Откуда я взял эту идею?» и другие. В жизни я часто вижу людей, которые обладают поверхностными или непроверенными на практике знаниями в различных сферах деятельности (медицина, психология, политика, экономика и другие). Но уже после первых минут общения на конкретную тему, где человек считает себя профессионалом, становится понятна его квалификация – он слепо повторяет чужое мнение, не применив его на практике и не выяснив, работает ли это конкретно для него, а если работает – то как. Я, например, никогда не буду говорить или писать о том, чего сам бы не применял на практике. Рассуждать – это одно, сделать – совсем другое. Любая теория почти всегда выглядит красиво и лишь на практике проверяется ее работоспособность и жизнестойкость. Именно благодаря практике оттачиваются все нюансы и нарабатываются навыки. Своего Взрослого необходимо постоянно тренировать. Во время шторма нельзя обучаться навигации. Но я отвлекся.

    Вторая задача – вывести во Взрослую позицию своего партнера по общению. Чаще всего это приходится делать на службе или в процессе учебы, когда получаешь от начальника категорическое распоряжение, выполнить которое не представляется возможным. Как правило, идет оно по линии Р-Д. Давайте вернемся к примеру с тетеньками из канцелярии. Их первый ход – укол по линии Р-Д. Моим ответным ходом явилась амортизация по линии Д-Р. И только затем, по линии В-В, я обратился с просьбой дать мне новый конверт. Таким образом, я стимулировал их мышление, и они встали в позицию Взрослого.

    А вот классический пример Михаила Литвака с его комментариями:

    Начальник: Сделайте это немедленно! (Р-Д).

    Подчиненный: Хорошо. (Д-Р). А как? (В-В).

    Начальник: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Р-Д).

    Подчиненный: Если бы я мог соображать так, как вы, тогда бы я был начальником, а вы подчиненным. (Д-Р).

    Обычно после двух-трех амортизационных ходов (Дитя начальника при этом не затрагивается) энергия Родителя истощается, а так как поступления новой энергии нет, партнер спускается на позицию Взрослого.

    Во время беседы всегда следует смотреть партнеру в глаза – это позиция Взрослого, в крайнем случае – вверх, как бы отдаваясь на милость, – позиция Дитяти. И ни в коем случае нельзя смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя.

    А вот еще один пример перекрещивающейся трансакции. Стимул Р-Д, Ответ В-В. Трансакция перекрещивающаяся. Такую трансакцию следует применять редко и осмотрительно. Я использую ее в психотерапевтической сфере при работе с клиентами, находящимися, в основном, в состоянии Родителя. Не рекомендую применять с начальством. При тщательном расчете – возможно при общении с зарвавшимися подчиненными (если в ситуации Начальник-Подчиненный классическая в таких ситуациях трансакция Р-В воспринимается подчиненным враждебно; начальник практически всегда находится в позиции Родителя — ведь он сравнивает результаты работы или отданный приказ с никоим эталоном в своей голове). Трансакция В-В прекрасно работает в деловых переговорах, где стороны изначально равны.

    Сразу скажу, что без амортизации переводить Р-Д в В-В, особенно находясь в зависимом положении, очень рискованно – может привести к конфликту — здесь наносится, хотя и несильный, но укол. А теперь пример из собственной практики.

    Полгода назад я загнал в палец колючку от кактуса. Сам вытащить не смог – потребовалось хирургическое вмешательство врача. К нему я и обратился в свою районную поликлинику. От него вышел пациент, я постучал и зашел. Далее у нас произошел следующий диалог:

    Он (гневно): Что еще у тебя? (Р-Д)

    Я, спокойно: Да вот, палец, загнал занозу от кактуса. (В-В)

    Он (пафосно и назидательно): Это он в тебя выстрелил колючками. (Р-Д; откуда такой вывод – непонятно, впрочем, у нас встречаются люди, которые все знают; большой культурой общения они, к сожалению, не отличаются; Ю.Л.)

    Я: Нет, скорее я просто покололся и загнал занозу. (Р-В; Моя ошибка, уколол его, произнеся слово «Нет»; уже очевидно, что при таком мощном Родителе его Дитя будет обидчивым и болезненно воспримет трансакцию; к тому же, мой ответ выглядел как оправдание, недаром последнее Литвак приравнивает к нападению; возможно, здесь следовало ответить по линии В-В: на мой взгляд, я туда загнал занозу, но не уверен, надеюсь — Вы мне скажите точнее; Ю.Л.).

    Он (еще более гневно): Что ты мне рассказываешь! А то я не знаю! (Ну, всё человек в этой жизни знает:)! Только диву даешься, почему занимает такую низкую должность рядового врача районной поликлиники, и зарабатывает так мало; Ю.Л.).

    Здесь я уже сориентировался, что он намертво стал в позицию Родителя. Я немедленно начал амортизировать и восхищаться его умом и проницательностью (позиция Дитяти). Он упрекнул меня, что я не смотрю телевизор, не интересуюсь политикой и чем-то еще. Затем в течение 10 минут (пока курила медсестричка) излил мне всю душу, и я понял, почему с ним в большей степени общаются собаки, а не люди. Уровень его конфликтности переходил все разумные грани. Я еще напишу о нем и некоторых других врачах в статье, которая будет называться «Принцип Питера ».

    А теперь другой пример, где я изначально действовал правильно, что, в конечном итоге, позволило сэкономить мне некоторую сумму денег.

    Часто у нас ругают военкоматы. Мол, все взяточники, коррупционеры. Без связей и блата получить военный билет там нереально. Надо годами бегать через километровые очереди. Но. Везде сидят люди. А, владея психологически грамотным общением, с любым человеком можно договориться. Мне исполнилось 25 и через 2 дня я самостоятельно, без повестки, пришел районный в военкомат. Выяснил, копии каких документов от меня требовались, донес их. Затем меня послали в другой кабинет — поскольку я обязан был явиться в определенный призыв, но не явился, с меня полагался штраф. Зайдя в кабинет, я увидел толстого дядьку, который, собственно, и должен был меня оштрафовать. Далее у нас состоялся следующий диалог:

    Он: кто такой?
    Я: Лемехов Юрий
    Далее последовал еще ряд вопросов касательно проживания, семейного положения, места учебы и работы, которые для краткости я опускаю.
    Он, грозно: Почему на призыв не явился? Ты обязан был еще весной 2009 года. (Р-Д)
    Я (понимая, что штраф платить неизбежно придется): Да, я понимаю, виноват. Не явился. Я не так понял – думал, меня сами повесткой вызовут. Повестка не пришла. (Д-Р)
    Он, находя в сводке Законов тот, который я нарушил: Смотри и читай! Ты нарушил это и это! (Р-Д)
    Я (глядя ему прямо в глаза): Да, виноват. (Д-Р) Готов понести штрафные убытки. (В-В; платить готов, но в пределах разумного; Ю.Л.)
    Он (чуть нервно): Ты приказ читай, а не на меня пялься! (Р-Д)
    Я (виновато опуская голову): Там мелко написано, а у меня зрение плохое. (Д-Р)
    Он (смягчаясь и наконец-то выходя в позицию Взрослого): Ладно, сколько стоит флешка на 8 гигабайт? (В-В)
    Я: Гривен 180 примерно. (В-В)
    Он: Приносишь через неделю одну флешку строгих цветов, и ты мне никаких штрафов не должен. Иначе – штраф – 255 грн.
    Я: да, конечно! (Д-Р)
    Я купил флешку. Стоила она мне всего 128 грн. Так, мне удалось сэкономить половинную сумму штрафа. Пузатый дядька не обманул – через 25 дней белый билет был у меня в руках.

    Более подробный анализ Других простых скрещивающихся и параллельных трансакций будет дан в статье «».

    Изучив эти простые трансакции, Михаил Литвак вывел два закона общения:

    1) Если общение идет по схеме параллельных трансакций, оно может длиться бесконечно долго. Конфликта нет и не будет

    2) Если общение идет по схеме перекрещивающихся трансакций, оно прекращается и неизбежно развивается Психологический Конфликт.

    Уважаемые Читатели, теперь давайте рассмотрим более сложные трансакции, с помощью которых осуществляется перекачивание психологической энергии. Эрик Берн называет данное явление психологическими играми , Михаил Литвак справедливо полагает, что этим занимаются (точное определение и подробное описание я дам в статье «»). Осуществляются они за счет Скрытых Трансакций. Последние имеют два уровня: осознаваемый (социальный, где связаны два Взрослых партнера по общению) и скрытый (психологический, бессознательный, подсознательный, называйте, как хотите), где Дитятя или Родитель одного партнера провоцируется каким-либо другим Я-состоянием второго партнера. Первый вид таких трансакций – это Угловые Трансакции (Рис.3а).

    Для наилучшего понимания воспользуемся классическим примером Эрика Берна:

    В магазине. Продавец покупателю: «Эта вещь лучше, но будет для вас слишком дорога!». Покупатель: «Нет, это именно то, что мне нужно! Заверните!». И приобретает, может быть, и хорошую вещь, однако финансовая потеря не дает возможности насладиться покупкой. На осознаваемом уровне по линии В-В продавец сообщает два важных факта: вещь хорошая и стоит дорого. А на Неосознаваемом (подсознательном, психологическом) уровне В-Д продавец ловко провоцирует покупателя на покупку. Такую провокацию можно представить следующим образом: «Нечего без денег ходить по дорогим магазинам!». Правильный ответ с позиции Взрослого был бы следующим: «Вы правы в обоих случаях». Но тонко спровоцированное Взрослым продавца Дитя покупателя заставляет его Взрослого сделать ненужную покупку. «Я докажу этому… продавцу, что я не хуже других, и у меня есть деньги!». В итоге настроение безнадежно испорчено. Выкачаны и деньги. Кажется, что инициатива принадлежала Взрослому, однако исход общения зависел от желания Дитяти. И тайное стало явным.

    Сейчас практически всех продавцов заставляют проходить обучающие тренинги по продажам. Противостоять им сложно, но возможно. Профессионалов среди них – единицы. Уважаемые Читатели, если Вы не уверены за своего Дитятю, рекомендую Вам засечь Время, которые Вы тратите на посещение магазина и общение с продавцом и при этом у Вас НЕ Возникает желание купить ненужную ерунду. Засекли? А теперь, путем контроля ситуации Взрослым, постарайтесь его увеличить. Проколы будут, зато приобретете ценный навык, и Вам уже никто ничего не впарит. Результаты таких измерений рекомендую записывать в Ваш , который, я уверен, Вы уже начали вести.

    А вот пара простых примеров Скрытых Угловых Трансакций.

    Я гулял с девушкой по городу. Ей захотелось сфотографироваться с букетом шариков. Парень-продавец позволил ей это сделать. Зафоткалась. Далее он, видя мое скучающее лицо, и думая, что сейчас «разведет лоха на бабки», говорит следующее.

    Он: Купите девушке цветочек. (Явное В-В; а на неосознаваемом уровне: «Как, Вы можете себе позволить быть не джентльменом?» В-Д; Ю.Л.).

    Я: Обязательно (в глазах вижу довольный алчный огонек – клиент готов; В-В; Ю.Л.). К сожалению, в другой раз. Сегодня у меня нет денег. (Скрытое Д-В; «не на того напал, дружочек»; в его глазах я прочел плохо скрываемое разочарование; Ю.Л.).

    Более тонко следовало бы обратиться так:

    Он: Ваша дама не желает цветочек? (явное В-В, скрытое В-Д; Ю.Л.)

    Я (правильный ответ): Возможно, желает, однако сегодня ее кавалер неплатежеспособен. (Явное В-В; скрытое Д-В; Ю.Л.). Но продавец до этого не додумался. Видимо, поэтому он до сих пор продает воздушные шарики, а не миллиардные тренды.

    И еще один маленький пример. Часто «начинающие» гитаристы с 5-7 летним стажем игры в подворотне, просят милостыню словами:

    Поддерживаем музыкантов (Явное В-В; скрытое В-Д; Ю.Л.).

    На что я обычно отвечаю:

    Поддерживаю. (Явное В-В; скрытое «Денег не дам, я жадный» Д-В; Ю.Л.)

    Поддерживаем музыкантов. (Явное В-В; скрытая В-Д; Ю.Л.)

    Только морально. (Явное В-В; скрытое Д-В аналогично предыдущему примеру; Ю.Л.).

    Второй вид скрытых трансакций – Сдвоенные Трансакции (Рис.3б).

    Уважаемый Читатель, представьте себе двух молодых людей, которые уже несколько часов гуляют по парку в морозный день. Проходя мимо своего дома, юноша говорит девушке:

    Не зайти ли нам ко мне – попить чайку?

    Она: Да, хорошая мысль. Я озябла и с удовольствием выпью чаю.

    И здесь на осознаваемом уровне идет беседа двух Взрослых по линии В-В. Однако на бессознательном уровне по линии Д-Д идет следующий разговор:

    Он: Вы мне нравитесь.

    Она: Вы мне тоже.

    Нетрудно догадаться, что это трансакция флирта. Инициатива также принадлежит Взрослому, но исход общения зависит от решения Дитяти. Здесь не исключен конфликт! Он произойдет, если а) его Дитятя будет стремиться к сексу, а ее Родитель воспротивится этому; б) она будет рассчитывать на секс, а он ограничится чаепитием.

    Завершая статью по Трансакционному Анализ Берна , хочу отметить, что очень часто мы, сами того не осознавая, общаемся на уровне Скрытых трансакций, нанося друг другу психологические удары по линии Р-Д (скрытые). Этот момент я детально разобрал в статье про . На осознаваемом уровне здесь также часто идет диалог по линии В-В (Рис.4).

    Уважаемые Читатели, отвлекитесь немного от трансакционного анализа и прочтите про .

    С моими услугами и можно ознакомиться в статье«».

    Ясиноватский колледж ДонГуу

    РЕФЕРАТ

    На тему: Трансактный анализ делового общения

    1. Введение- 3

    2. Трансактный анализ – 4

    3. Трансакция – 6

    4. Что дает трансактный анализ? - 7

    5. Заключение – 9

    Введение

    Трансакционный анализ (транзакционный анализ, трансактный анализ, транзактный анализ; сокр. ТА) представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека как индивидуально, так и в составе групп. Данная модель включает философию, теорию и методы, позволяющие людям понять самих себя и особенность своего взаимодействия с окружающими.

    Ключевой отправной точкой для развития трансакционного анализа стал психоанализ, однако ТА, как модель, приобрёл значительно более общий и масштабный характер. Особенность трансакционного анализа состоит в том, что он изложен простым и доступным языком, а его основополагающие принципы крайне несложны и доступны для всеобщего понимания.

    Краеугольным камнем трансакционного анализа является положение о том, что один и тот же человек, находясь в некоей определённой ситуации, может функционировать, исходя из одного из трёх его -состояний, чётко отличимых одно от другого.

    Трансакционный анализ - это рациональный метод понимания поведения, основанный на заключении, что каждый человек может научиться доверять себе, думать за себя, принимать самостоятельные решения и открыто выражать свои чувства. Его принципы могут применяться на работе, дома, в школе, с соседями - везде, где люди имеют дело с людьми.

    Трансактный анализ

    Трансактный анализ - направление психологии, основанное Э.Берном. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность. Трансакция это действие, направленное на другого человека. Это единица общения. Концепция Э.Берна была создана в ответ на необходимость оказания психологической помощи людям, имеющим проблемы в общении.

    Э.Берном было выделено 3 аспекта личности человека, которые определяют его характер общения: родительское, взрослое, детское.

    Родительское (Родитель - Р) , которое подразделяется на заботливое родительское состояние Я, критическое родительское состояние Я. Родительское Я, состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, "запускает" полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

    Взрослое (Взрослый - В) состояние Я воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое Я, в отличии от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

    Детское (Дитя - Д, или Ребенок) состояние Я следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское Я также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно "отвечает" за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда "острых", необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или/и противостоять давлению другого человека. Это Я подразделяется на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радости, печали и т.д.) , приспосабливающееся детское Я (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т.п.) , возражающее детское Я.

    Судя по этим аспектам можно выяснить что сочетаться они между собой по разному. По моему мнению например «Детское» состояние и «Взрослое» сочетается лучше чем «Детское» и «Родительское» и т.д

    Трансакционный анализ предусматривает разделение моделей взаимоотношений (игр) на разыгрывание трех основных ролей нашего Я. Оно (наше Я) может выступать в роли Родителя, Взрослого и Ребенка. Эти роли, непостоянны и периодически меняются у одного и того же человека в зависимости от ситуации и от восприятия им образа и поведения того, с кем он общается.

    По моему мнению трансактный анализ это учет личностных особенностей собеседника для извлечения в этом выгоды ради интересов дела.­­­­­­

    Трансакция

    Общаясь, человек может обратиться к своему собеседнику из одного из трех эго-состояний. Тот, в свою очередь, отвечает тоже из одного из своих эго-состояний. Подобный обмен ходами в общении называется трансакцией (или взаимодействием).

    Э. Берн считал трансакцию основной единицей общения. При этом первая сказанная фраза, взгляд или жест называются побуждающим ходом-стимулом, а ответный ход партнера - реакцией. Самая простая трансакция состоит из обмена двумя ходами и очень напоминает торговую операцию с ее принципом «ты − мне, я − тебе». Именно поэтому обмен ходами часто называют сделкой, откуда и происходит название «трансактный анализ».

    Используя модель эго-состояний для анализа взаимодействия между двумя людьми, Э. Берн различает параллельные, пересекающиеся, открытые и скрытые, двойные и угловые трансакции. Кроме того, он разработал три правила коммуникации.

    В параллельной (называемой также простой или дополнительной)

    трансакциивекторы параллельны друг другу, а эго-состояние, в которое обращаются, является источником реакции.

    Существует несколько основных типов параллельных трансакций, где участвуют только два эго-состояния: «Взрослый − Взрослый», «Родитель − Родитель» и «Ребенок − Ребенок», а также: «Ребенок − Родитель», «Взрослый − Родитель», «Родитель − Ребенок», «Взрослый − Ребенок». Например, ученик может спросить учителя, какой параграф учебника ему необходимо подготовить к следующему занятию. Это можно сделать прямо и просто, исходя из обстоятельств настоящего момента. Запросив информацию, ученик находится во Взрослом. Учитель может ответить на вопрос также прямо и просто и тоже в соответствии с настоящим моментом, сообщая чистую информацию. Тон голоса и телесные сигналы подтверждают эго-состояние Взрослого.

    Авторитарные личности (например, учитель, руководитель предприятия, родитель) общаются с теми людьми, кто «ниже», используя трансакцию «Родитель − Ребенок». Она наиболее типична и приемлема. При этом подчиненному отводится позиция Ребенка. Дети и подчиненные ценят общение с тем, кто выше их по служебной лестнице, или просто боятся потерять его расположение.

    Побуждаемые страхом, они остаются в единственно возможной позиции, привыкают к ней, и колесо авторитарного взаимодействия беспрепятственно катится по жизни через десятки и сотни лет.

    Тот, кому отводится позиция Ребенка, может попытаться перестроить общение. Однако вряд ли это удастся с авторитарным партнером.

    Что дает трансактный анализ?

    Каждое из состояний Я выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Психотерапия, по Э. Берну, должна осуществляться именно в этом направлении.: «оживлять» подавленное Я-состояние или обучать актуализации определенного Я-состояния в тех случаях, когда это необходимо для гармоничного общения. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я. Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого. В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, трансактный анализ уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение к Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров.1 Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта. В любой ситуации в той или иной степени проявляются каждая из трех позиций Р, В, Д . Искусство состоит в том, чтобы правильно определить решающую из них, в соответствии и которой и действует собеседник. Знание этой позиции позволяет предвидеть поведение собеседника и, следовательно, скрыто управлять им посредством предложения ему соответствующей позиции. Исходя из этой модели, Берном была разработана теория игр, под которыми понимаются неконструктивные формы общения. «Игры» порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр. В основе многих игр лежат сценарии, программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состояний Ребенок, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым. Психотерапия, разработанная Берном, призвана освободить человека от влияния сценариев, программирующих его жизнь, через их осознание, через противопоставление им непосредственности, спонтанности, близости и искренности в

    межличностных отношениях, через выработку разумного и независимого поведения. Конечной целью трансактного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект. Одной из основных сфер приложения трансактного анализа является коррекция внутрисемейных отношений, как между супругами, так и между родителями и детьми. Основные понятия трансактного анализа и технику их применения может освоить и ребенок, что дает возможность всей семьей познавать и понимать себя творчески и радостно. То есть основная задача помощи родителям – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах. Последователь Берна американский психотерапевт Т. Харрис в своих исследованиях подчеркивает необходимость отношения к ребенку как к части семейного сообщества. Дети не могут решать свои проблемы вне семьи. Поэтому ребенок, постигший язык трансактного анализа, легче решает свои проблемы, так как будет больше знать о себе самом и лучше разбираться в окружающем его мире. В модели воспитания, основанной на трансактном анализе, подчеркивается, что ключ к изменению поведения ребенка лежит в измерении взаимоотношений между ребенком и родителями. Несмотря на то, что теоретические положения трансактного анализа уязвимы для критики, его практическое использование демонстрирует позитивные результаты.

    Заключение

    Можно подвести такие итоги – трансактный анализ является самостоятельным направлением психологии и практики. Э.Берн создал свою психотерапию чтобы помочь человеку убрать «сценарии», лишиться «запрограммированной» жизни. Трансактный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, учет человека «общаться», Это приводит к положительному, а также более быстрому эффекту чем от индивидуального психоанализа. Также за всё время со времен жизни Берна его трансактный анализ подвергся усовершенствованию.

    Согласно теории трансактного анализа , которую предложил и развил в начале прошлого века американский психотерапевт Эрик Берн, наше искусство убедительно говорить, адекватно мыслить, чувствовать и реагировать на происходящее определяются одним из наших трех эго-состояний – Ребёнка, Взрослого или Родителя .


    Наши эго-состояния – это наша психологическая реальность. Каждое из них имеет для нас определенную ценность. Все три в целом и каждое из них по отдельности чрезвычайно важны для нашего выживания и равно необходимы для плодотворной жизни и общения.

    Трансакции – кирпичики наших отношений

    Для того, чтобы анализировать наше вербальное или невербальное общение было проще, весь процесс взаимодействия между людьми Эрик Берн предложил разбить на элементарные кусочки – трансакции. Трансакция, как единица общения, описывает единичные взаимодействия между людьми с учетом трех эго-составляющих.

    Согласно структурному анализу Берна , общение двух людей – это всегда контакт определенных состояний их Я. Когда один из участников диалога посылает стимул другому, а тот другой реагирует на этот стимул по крайней мере одним из своих Я-состояний – общение можно считать состоявшимся. Если для общения собеседникам оказывается достаточно по одному Я-состоянию от каждого, такую трансакцию называют простой.

    Учитывая то, какие состояния нашего Я вовлечены в общение и как они взаимодействуют, трансакцию можно отнести к одному из трех типов:

    1. Дополняющая или комплиментарная
    2. Пересекающаяся или перекрестная
    3. Скрытая

    Дополняющие или комплиментарные трансакции

    Поскольку все мы разные, то в процессе общения какие-то из состояний остаются активными, взаимодействуя друг с другом, как основные или дополняющие, а какие-то заметно для нас себя не проявляют. На рисунках ниже простейшие дополняющие трансакции обозначены параллельными линиями.

    На рис. 1, стрелками отображены активные эго-состояния между двумя супругами. Хотя в общении все три эго-состояния, активную роль от каждой стороны играет одна. Стимулирующее дополняющее воздействие (стимул) направлено из состояния мужа «Я-Родитель» – к состоянию «Ребёнка» жены (РРе). Её реакция, – в противоположном направлении, из состояния «Я-Ребёнок» – к состоянию «Родитель» мужа (РеР).

    Таким образом, дополняющее воздействие в нашем примере – это параллельная трансакция, протекающая по сценарию РРе – РеР. В идеале такая трансакция схематически отражает отношения в семье, когда муж по-отечески заботится о жене, а она принимает такую заботу с благодарностью.

    Дополняющими или комплиментарными Берн назвал трансакции, в которых стимулирующее воздействие исходящее от одного из собеседников дополняется соответствующей реакцией другого участника общения. При этом вектор стимула и вектор реакции совпадают. Пример: «Который час?» – стимул, «Без двадцати семь» – реакция. Дополняющие трансакции – обычное дело, когда контактируют «Взрослые» Я-состояния собеседников.

    Важно: Пока трансакция исполняется как дополняющая, она может развиваться неограниченное время, вне зависимости от её содержания, поскольку ситуация полностью устраивает обе стороны и не содержит почвы для конфликта.


    Три базовых эго-состояния способны составить 9 различных типов простых дополняющих трансакций – РР, РВ, РРе, ВР, ВВ, ВРе, РеР, РеВ, РеРе. (рис. 2).

    В практической работе психологи выделяют:

      Три типа дополняющих равноправных трансакций, в которых общение происходит между одними и теми же состояниями участников диалога (РР, ВВ, РеРе):

      • По линиям РР мы обычно чешим языки и повторяем банальности: …Молодежь потеряла всякий стыд — Полностью согласен…
      • По линиям ВВ – контактируем по работе: … Подай-ка вон тот шуруповерт — Возьми… или обмениваемся оперативной информацией: …Который час? — Полночь…
      • По линиям РеРе – любим и придаемся развлечениям: …Может сходим в кино? — Отличная идея…

      Линии, соединяющие Я-состояния во всех перечисленных случаях на рис. 2 параллельны друг другу.

    1. Неравноправные трансакции, возникающие в ситуациях опеки, заботы, подавления или восхищения.

    Пересекающиеся или перекрестные трансакции

    Если стрелки стимула и реакции пересекаются, то такие взаимодействия на языке трансактного анализа общения называются пересекающимися или перекрестными. Пересекающаяся трансакция возникает, когда в ответ на стимул одного из собеседников, направленный к одному эго-состоянию собеседника, последний реагирует от имени другого своего эго-состояния.

    Пересекающиеся трансакции – один из самых вероятных источников межличностных конфликтов.

    — Муж, к жене: «Куда ты положила мои запонки?» .

    — Жена: «Когда ты последний раз вспомнил, куда положил свою вещь?» .
    Реакция РВ – «Родитель» жены наставляет «Взрослого» мужа.

    Имеет место пересекающаяся трансакция ВВ – РВ. Почва для развития конфликта подготовлена.

    — Муж, к жене: «Где мой галстук?» .
    Стимул ВВ – «Взрослый» мужа обращается к «Взрослому» жены.

    — Жена: «Почему ты всегда и во всем пытаешься обвинить меня?» .
    Реакция РеР – «Ребёнок» жены обиженно надувает губки и взывает к «Родителю» мужа.

    Ясно, что дальнейший разговор о галстуке становится невозможен, поскольку, на языке психотерапии, здесь имеет место классический «перенос» акцентов с проблем бытового уровня на уровень взаимоотношений. Перед нами пересекающаяся трансакция 1-го типа ВВ – РеР. Трансакции такого рода – основной источник наших бытовых конфликтов.

    Начинаясь со взаимных упрёков на бытовом уровне, перекрестные трансакции зачастую оканчиваются бурными ссорами, сопровождающимися хлопаньем дверью и стремительной сменой эго-состояний у каждого из участников конфликта.

    — Коллега по работе: «Ты не в курсе, шеф сегодня собирает планёрку?» .
    Стимул ВВ – «Взрослый» одного из служащих обращается к «Взрослому» другого, равного по статусу.

    — Второй коллега: «Я то в курсе, а когда на подобные вопросы сможешь отвечать мне ты?» .
    Реакция РРе – «Родитель» того коллеги, которому был адресован стимул, тоном покровителя поучает «Ребёнка» коллеги, задавшего вопрос.

    Пересекающаяся трансакция 2-го типа ВВ – РРе , соответствующая описанной ситуации проиллюстрирована на рис. 2б. Такие трансакции в психиатрии соответствуют реакциям контрпереноса. Они часто питают конфликты в личной жизни и на дипломатической почве.

    Важно: Пересекающиеся трансакции – признак нарушения в коммуникации и потенциального конфликта. Бурно протекая, такие конфликты, как правило, быстро затухают, но будут происходить до тех пор, пока не будет найдена и устранена их причина.

    Три базовых эго-состояниях согласно теории трансактного анализа раскладываются на 9 х 9 = 81 различных схем реализации простых трансакций. За вычетом 9 дополняющих трансакций остается 72 варианта. – Многовато даже для трансактного аналитика.

    На «прикладном» уровне обычного человека для продуктивного анализа структуры взаимоотношений оказывается вполне достаточно научиться распознавать и оперировать с 4-мя наиболее распространенными схемами парных трансакций одного уровня:

    1. ВВ – РеР – вариант реакции переноса (пример на рис. 2а).
    2. ВВ – РРе – вариант реакции контрпереноса (пример на рис. 2б).
    3. РеР – ВВ – реакция раздражения, характеризующая состояние человека, рассчитывающего на сочувствие и получающего вместо него сухие факты.
    4. РРе – ВВ – дерзость. Вместо ожидаемой жалобы автор стимула слышит ответ, который воспринимает как вызов и апеллирует к фактам.

    Скрытые трансакции

    Более сложными по своему пониманию и структуре оказываются скрытые трансакции, когда люди говорят одно, а подразумевают другое или же вообще не подозревают о том, от имени какой из трех Эго-составляющих они в данный момент говорят. В таких трансакциях на разных уровнях участвуют сразу два или более Я-состояний. Исходная «посылка» в скрытой трансакции замаскирована под внешне нейтральный стимул, при этом реакция ожидается в виде скрытого сообщения.

    Участвуя в скрытых трансакциях участники диалога передают информацию в неявной форме. При этом автор стимула рассчитывает повлиять на собеседника так, как тот этого не осознает. Скрытая трансакция исполняется на двух уровнях. Один из них – внешний, осознанный социальный уровень, в котором в общении участвуют два Взрослых собеседника. Второй – скрытый, психологический, в котором Ребёнок одного собеседника провоцируется одним из Я-состояний второго собеседника. Инициатива на скрытом уровне стимулирует Взрослый одного собеседника, но исход всегда определяет реакция Ребёнка другого.

    Скрытые трансакции могут быть угловыми или сдвоенными. В качестве примера скрытой трансакции Эрик Берн рассматривает угловую трансакцию с участием трех Эго-состояний. Особенно активно и успешно по роду деятельности угловую трансакцию используют продавцы.

    Пример угловой трансакции 1:

    — Продавец в магазине наручных часов: «Из тех моделей, что вы уже видели, эта, конечно, лучше. Но вы вряд ли позволите себе её купить» .
    Стимул ВРе.

    — Покупатель: «Вы обо мне плохого мнения, именно эту модель я для себя и выбрал» .
    Реакция РеВ.

    Включившись в состояние Взрослый, продавец, внешне обращаясь к Взрослому покупателя, сухо констатирует факт, который соответствует действительности: «Эта модель лучше, но она слишком вам не по карману». При этом, произнося фразу продавец умело сместил психологический акцент, направляя стимул Ребёнку покупателя (ВРе). Ребёнок с готовностью принимает вызов (РеВ), и, демонстрируя, что он ничуть не хуже, «договаривается» со своим Взрослым купить дорогие часы.

    Пример угловой трансакции 2:

    — Официант ресторана: «Что будете пить?»
    Стимул ВРе.

    — Посетитель: «Пить вообще и не собирался, люблю вашу кухню – зашёл перекусить… Пожалуй, коньяк» .
    Реакция РеВ.

    Внешне общение протекает на линии Взрослый-Взрослый. В то же самое время Взрослый официанта провоцирует Ребёнка посетителя, как бы намекая: «Как так – такой солидный гость и не готов позволить себе на час забыть о проблемах и чуточку расслабиться?» (ВРе). В итоге: Ребёнок посетителя ресторана буквально заставляет своего Взрослого заказать у официанта коньяк. Ответ посетителя в этом случае исходит от Ребёнка и содержит скрытый подтекст: «Я докажу тебе, официантишко, что я ничуть не хуже других».

    Пример сдвоенной трансакции:

    — Он: «Как насчет попить чайку, я тут совсем один, да и недалеко живу?»

    — Она: «Идея блеск. Я промокла, да и продрогла до костей» .

    Это классическая сдвоенная трансакция флирта, в которой инициатива принадлежит его Взрослому. Финал игры определил её спонтанный импульсивный Ребёнок.

    Конечная задача трансактного анализа – научиться различать в какой позиции в любой момент времени находится Я. Распознать Я-состояние у окружающих достаточно просто, если обратить внимание на определенные слова и фразы, жесты, интонации, мимику.

    Пребывая в состоянии «Родитель», человек любит произносить фразы-обязательства: «я должен», «мне нельзя» или критиковать и наставлять окружающих поучительным или угрожающим тоном: «я бы в твоем случае…», «я с этим покончу раз и навсегда», «не следует забывать, что…», «милый мой, это следует прекратить…». На невербальном уровне состояние «Родитель» проявляет себя руками, скрещенными на груди, в снисходительном поглаживании собеседника по плечу или голове, сокрушенном вздохе или покачивании головой, проступившими морщинками на лбу.

    Состояние Ребёнка легко диагностируется по высказываниям, в которых преобладают чувства, опасения, пожелания: «я хочу», «меня это бесит», «ненавижу это», «… до фени». Невербально ребёнок проявляется в подрагивании губ, активной жестикуляции, пожимании плеч, потупившемся взоре, откровенных выражениях восторга.

    Взрослый обозначает себя в окружении фразами «могу – не могу», «это целесообразно», «с моей точки зрения» и им подобными. Его жесты неторопливы и сдержанны, тон рассудителен.

    Общение в радость

    Идеи трансактного анализа Эрика Берна обретут для вас видимые и осязаемые очертания, когда будут подкреплены личным опытом. Внимательно наблюдая за вербальной и невербальной стороной поведения окружающих, со временем вы научитесь распознавать и диагностировать эго-состояния так же легко, как читать любимую книгу.

    С этого момента игры с вашим триединым Эго, из опасного дайвинга среди острых рифов сумбурных трансакций превратятся в увлекательное, а главное, приятное и осознанное путешествие под парусом, наполняемым попутным ветром. Вы научитесь общаться даже с теми людьми, которых избегали ранее и совершите одно неожиданное и приятное открытие: общение почти с любым человеком может доставить истинное удовольствие.

    Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович

    Тест «Трансактный анализ общения»

    Трансакция - единица акта общения, в течение которой собеседники, находящиеся в одном из трех состояний Я, обмениваются парой реплик.

    Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем себе и собеседнику одно из трех возможных состояний нашего Я: состояние Родителя, Взрослого или Дитяти.

    Характеристики состояний:

    Назидательный, самоуверенно-агрессивный;

    Рациональный;

    Корректный;

    Сдержанный;

    Эмоциональный;

    Неуверенный;

    Подчиняемый. Родитель, Взрослый, Дитя

    Учит, направляет оценивает, осуждает опекает;

    Трезво оценивает, логически мыслит, владеет собой;

    Капризничает, упрямится, творит, протестует.

    Человек, говоря первую фразу, задает тон разговора тем, что невольно выбирает себе и собеседнику подходящее состояние Я. Деловое общение должно происходить на уровне Взрослый - Взрослый.

    Трансактный анализ общения позволит вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избежать тактических и стратегических ошибок контакта.

    Эти три «Я» сопровождают нас всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что особенно и отличает зрелую личность от юнца, пусть даже солидного возраста.

    Попробуйте оценить, как сочетаются эти три Я в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.

    Текст опросника

    1. Мне порой не хватает выдержки.

    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

    3. Родители (как более взрослые люди) должны устраивать семейную жизнь своих детей.

    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

    5. Меня провести нелегко.

    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

    7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

    8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

    9. Каждый должен выполнять свой долг.

    10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

    11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

    12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

    14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

    15. Дети должны беспрекословно следовать указаниям родителей.

    16. Я - увлекающийся человек.

    17. Мой основной критерий оценки человека - объективность.

    18. Мои взгляды непоколебимы.

    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

    20. Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

    21. Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

    Обработка результатов

    Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам:

    1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 (Д - Дитя);

    2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 (В - Взрослый);

    3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 (Р - Родитель).

    Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

    Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору - словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

    Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет особых поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шумные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое Р на второе или даже на третье место, то это вполне осуществимо. Вам помогут и так называемые группы тренировки общения, организованные профессиональными психологами во многих городах.

    Д во главе приоритетной формулы - вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причину своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь тогда, когда люди обычно уже перестают о них думать.

    Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

    Из книги Индивидуальное и семейное психологическое консультирование автора Алешина Юлия

    Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

    Тест № 18 КАКОВ ВАШ УРОВЕНЬ ВЛАДЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫМИ КОМПОНЕНТАМИ В ПРОЦЕССЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ? Чем меньше утвердительных ответов на вопросы, тем лучше человек владеет невербальными средствами общения. Если на все вопросы даны отрицательные ответы ("нет"), это не означает,

    Из книги Практикум по конфликтологии автора Емельянов Станислав Михайлович

    Тест № 32 ВАШ СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ С помощью приведенного ниже «ключа» подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сумма баллов по каждому из стилей не может быть

    Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

    Конфликты и трансактный анализ Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при

    Из книги Скрытое управление человеком [Психология манипулирования] автора Шейнов Виктор Павлович

    Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач) Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного

    Из книги Искусство презентации за 30 минут автора Азарова Ольга Николаевна

    56. Трансактный анализ Американский психолог Эрик Берн создал самостоятельное психотерапевтическое направление – транс-акционный (трансактный) анализ. Понятие «трансакция» буквально означает «взаимодействие». Таким образом, трансактный анализ подразумевает анализ

    Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

    Глава 10. Трансактный анализ и прогноз общения 10.1. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Предварительные знания того, что хочешь сделать, дают смелость и легкость. Д.Дидро Основные идеиСловосочетание "трансактный анализ" дословно означает "анализ взаимодействий". В нем заложены две

    Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

    4. Анализ подготовки, процесса и результатов переговоров. Контрольный тест ключи победы «Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок». Конфуций Анализ – самая, пожалуй, приятная часть переговоров, если Вы их выиграли, и самая неприятная в

    Из книги Сверхчувствительная натура. Как преуспеть в безумном мире автора Эйрон Элейн

    Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

    Из книги Социальная инженерия и социальные хакеры автора Кузнецов Максим Валерьевич

    Глава 4 Анализ общения Транзакция - единица общения Многие из нас зачастую питают иллюзии, будто мы и окружающие нас люди говорим на одном языке и всегда понимаем друг друга. На самом деле мы говорим на разных языках. Каждый несет в себе, по крайней мере, три языка:

    Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

    Анализ интровертированного стиля общения Аврил Торн, ныне являющаяся сотрудником Калифорнийского университета в Санта-Крусе, занималась изучением процесса взаимодействия интровертов. С помощью тестов выявляя выраженных интровертов и экстравертов среди студенток

    Из книги Опыты исследования личной истории автора Калмыкова Екатерина Семеновна

    Глава 6. Трансактный анализ, скриптовое программирование В этой главе мы рассмотрим основные положения трансактного анализа и скриптового

    Из книги автора

    Трансактный анализ Теперь, изучив структуру личности по Берну, перейдем непосредственно к рассмотрению основных положений трансактного анализа. Допустим, общаются два человека: А и Б. Один (собеседник А) начинает общение, обращаясь к другому (Б), посылая тем самым своему

    Из книги автора

    Что дает трансактный анализ социальному программисту В предыдущем разделе мы рассмотрели узловые положения одной из основных составляющих социального программирования: трансактный анализ. Итак, что же дает трансактный анализ социальному программисту? Без

    Из книги автора

    Анализ стиля жизни (Бостонский тест на стрессоустойчивость) Данный тест разработан исследователями Медицинского центра Университета Бостона.Необходимо ответить на вопросы исходя из того, насколько часто эти утверждения верны для вас.Отвечать следует на все пункты,

    Одним из способов предвидеть конфликтную ситуацию (вообще для анализа межличностного взаимодействия) являетсятрансактный анализ , разработанный Эриком Берном .

    Наблюдения психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, темп речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуацих: например, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут существенно различны.

    Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Э.Берну выделить типичные состояния сознания, или основные ролевые позиции, которые сосуществуют в каждом человеке: Родителя, Взрослого и Ребенка, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека.

    Состояние «Я» определяется им как система чувств, выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения, т.е. это особое психологическое состояние, свойственной каждому человеку.

    С позиции Ребенка – зависимое, подчиняемое, безответственное существо. Человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно с присутствием чувства неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. В позиции «Ребенка» выделяют: «послушного ребенка» и «бунтующего ребенка» (ведет себя: Не хочу! Не буду, отстаньте! А тебе какое дело?).

    Позиция Родителя - напротив, независимый, неподчиняемый и берущий ответственность на себя. В позиции «Родителя» могут быть две разновидности: 1) «карающий Родитель» - указывает, призывает, критикует, карает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» - советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, поддерживает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

    Пример 1: Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь девчонкой, оберегаемой от всяческих невзгод. Муж в таком случае выступает с позиции Родителя, демонстрируя уверенность, покровительство, но одновременно и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями и руководителем, он сам занимает позицию Ребенка.

    Позиция Взрослый – человек, придерживающийся спокойного тона, выдержки, солидности, умеющий считаться с ситуацией, нести ответственность за свои поступки понимать интересы других и сохранять равноправие в общении. Эту позицию стремятся занять при общении с коллегами.



    С позиции Родителя «играются» роли старого отца, старшей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, начальника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Взрослого – роли соседа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др. С позиции Ребенка – роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя.

    Трансакция, по определению Э.Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя индивидами, пребывающими в определенном состоянии сознания.

    Э. Берн выделяет три формы трансакций – дополнительные (параллельные), пересекающиеся и скрытые.

    Параллельная трансакция – реакция человека прямо связана с тем состоянием, которую намеревался затронуть партнёр по общению.

    Пример 2: Взрослый- Взрослый: Студент-Преподаватель

    Стимул: К кому дню надо приготовить реферат?

    Реакция: К 4-му практическому занятию.

    Общение эффективно, если идет на уровне Взрослый – Взрослый, предусматривающее спокойный тон, выдержку, солидность, ответственность за свои поступки, равноправие в общении.

    Существуют и другие параллельные трансакции:

    Пример 3: Родитель – Дитя:

    Стимул: Сколько раз говорить, что реферат необходимо было подготовить к 4-му занятию, т.е. сегодня.

    Реакция: Я не смог, некогда было, я болел, я забыл

    Стимул: Ну хорошо, на следующим занятия я приму

    Реакция: На следующее занятие обязательно принесу.

    Параллельная трансакция содержит в себе элементы ожидания и предсказуемости происходящего, поэтому могут продолжаться долго.

    Но длительное общение не во всех случаях бывает эффективным. Так, в «Родитель-Ребенок» человек, находящийся в позиции Ребенок, испытывает постоянное давление (подчиненный со стороны авторитарного руководителя) и приобретает такие качества, как подавленность, зависимость, безынициативность, неуверенность и т.д. Человек, находящийся, в позиции «Родитель», получает беспредельный контроль в своих руках.

    Пересекающиеся трансакции – реакция собеседника исходит не из того состояния, на которое направлено воздействие . Партнёры говорят мимо друг друга.

    Пример 4: Рассмотрим диалог между мужем и женой.

    Муж: Где мои носки?

    Жена: Сам ищи! Где вчера оставил, там и лежат !

    Пример 5:

    Стимул: Мне не звонили из хозяйственного отдела?

    Реакция: Реже нужно устраивать перекуры, тогда не будет вопросов!

    После пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается. Приводит к конфликтной ситуации. Чтобы выйти из неё достаточно пересмотреть свою позицию одному из партнёров.

    Так, общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

    Далее диалог может развиваться в разных направлениях. Муж может ответить: «Ты жена и должна мне одежду готовить заранее!» или «Может ты видела, где я раздевался». В первом случае, муж принимает уровень Родителя и поставит жену в позицию Ребенка, во втором случае муж сохраняет позицию Взрослого и требует соответствующего отношения. Примет ли она ее? Если нет, то произойдет пересечение стимула и реакции, что приведет к конфликту.

    Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

    Скрытые трансакции - внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскируют истинный психологический уровень общения. Внешне на социальном уровне происходит одно, а на психологическом подразумевается другое.

    Пример 6: диалог между продавцом и покупателем.

    Покупатель: Жидкокристаллический телевизор фирмы «Сони» с диагональю 23 дюйма сколько стоит?

    Продавец: Конечно, эта модель лучше, но предназначена для состоятельных и деловых людей, и достаточно дорогая!

    Покупатель: Вот ее я и возьму!

    Общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца (“Ты не деловой человек и не можешь себе позволить эту вещь”) и покупателя (“Ах так, мне не по карману”) был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

    Знания и умения пользоваться вышеизложенным является необходимым и достаточным условием для бесконфликтного общения.

    В итоге можно заключить, что:

    1) Общение – это многогранное явление, с целью определения сущности которого необходимо рассматривать с позиции анализа его аспектов, его структуры, сторон, выявления особенностей и механизмов коммуникации, восприятия, взаимодействии, взаимовлияния между общающимися партнёрами индивидами.

    Для чего необходимо обладать этими знаниями?

    3) В качестве практического задания предлагаю вам, во-первых, дать краткое, лаконичное, в то же время обстоятельное определение понятия «общение»

    Общение – процесс взаимодействия как минимум двух субъектов, направленный на взаимное познание, установление контакта и развитие отношений, и предполагающий взаимовлияние на состояние, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности.

    Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании . Можно сказать, что общение направлено на установление психического контакта между людьми; целью его является изменение взаимоотношений между людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства и другие проявления направленности личности; средством – различные формы самовыражения личности. Контакты между людьми в общении есть необходимое условие существования индивида.

    Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникативную (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнёра).