Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Современные подходы к проблеме прогресса. Философская проблема прогресса и регресса, критерии прогресса

    Современные подходы к проблеме прогресса. Философская проблема прогресса и регресса, критерии прогресса

    Проблема общественного прогресса (кратко):

    Постепенный переход к более совершенному, высшему, лучшему, называется прогрессом . Противоположное понятие - это регресс, что означает упадок, движение вниз.

    1. Кто-то считает, что человечество идет по пути регресса. Например, философ Гесиод, живший в 8-7 веках до н.э.

    2. Другие же (и таких мыслителей большинство), что происходит постепенный прогресс:

    а) Некоторые считают, что прогресс циклический, с повторяемостью определенных этапов (Платон, Аристотель).

    б) Кто-то видит прогресс в виде беспрерывных изменений в разуме человеческого рода (А.Р.Тюрго, Ж.А.Кондорсе).

    3. А третьи, что прогресс - это изменение мировых событий, большее овладение природой и производством (Г.Гегель, К.Маркс).

    В 19-20 веках наступило ускорение прогресса, но вместе с этим пришел и пессимистический взгляд на прогресс, например, как на возможный конец истории в виде глобальной катастрофы.

    Видение прогресса зависит от времени, в котором живет мыслитель. Ведь прогресс - это не всегда путь усеянный цветами, скорее это приливы и отливы, смена хаоса и порядка, ситуация, когда всё улучшается или приходит к резкому ухудшению, часто в формате революций и даже войн.

    Если смотреть на прогресс в рамках государства, то все может выглядеть еще сложнее, ведь какие-то части единого механизма не развиваются одновременно: какие-то улучшаются быстрее, а какие-то медленнее. Или даже так: какие-то части прогрессируют, а какие-то наоборот регрессируют. Например, развитие техники и технологий зачастую ведет к разрушению среды обитания. Открытия в науке могут приводить к разработке более серьезного оружия.

    От прогресса страдает и сам человек, так как увеличивается количество информации, количество людей вокруг, видов технологий, что ведет к стрессам и болезням. И т.д.

    В связи с этим, критерии прогресса трудно установить. Нет единого показателя, который бы указал на прогресс. Господствующим мнением считается, что общественный прогресс = развитие производительности техники и человека . Действительно, улучшаются технологии, упрощается овладение силами природы.

    Другой вариант - это посмотреть на меру свободы и выделить её, как критерий социального прогресса. Свобода - это степень гарантированной индивидуальной свободы человека, что означает возможность раскрытия им своих человеческих качеств.

    Похоже, что это две стороны одной медали и развитие условий жизни влечет развитие человечности: морали, творчества, разума.

    Человек в любом случае оказывается в центре, становится высшей ценностью - это называют «гуманизм ». А значит, возвышение гуманизма и есть критерий социального прогресса .

    Идея прогресса начала утверждаться в науке с XVII-XVIIIстолетий (Бэкон, Вольтер), впоследствии она стала общепризнанной.

    Социальный прогресс следует понимать как одну из форм развития общества, основанную на таких необратимых изменениях в нем, в результате которых осуществляется переход к более высокому уровню материального производства и благосостояния людей, осуществляется и развивается человеческая личность.

    Социологическое понятие прогресса неизбежно включает проблему взаимоотношения личности и общества. И здесь нельзя не согласиться с определением социального прогресса, данным русским социологом П. Л. Лавровым: «Прогресс, как смысл истории, осуществляется в росте и скреплении солидарности, насколько она не мешает развитию сознательных процессов и мотивов действия в личностях, точно так же как в расширении и уяснении сознательных процессов и мотивов действия в личностях, поскольку это не препятствует росту и скреплению солидарности между возможно большим числом личностей» 1 .

    Прогресс как понятие можно применять к системе в целом и к отдельным ее элементам. Для примера возьмем сферу материального производства. Совершенствование средств и организации труда ведет к росту его эффективности, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания. Мы бесконечно далеко ушли от примитивной культуры наших предков восьмитысячелетней давности. Они даже представить себе не могли, что поля можно обрабатывать машинами, что хлеб можно выпекать, не прикасаясь к нему руками, что можно получать энергию от мощных электростанций и в считанные часы преодолевать расстояния во многие тысячи километров. Современная цивилизация, индустриальная и техногенная, создавшая огромные промышленные комплексы, превратившая развитие техники и научных знаний в ведущую детерминанту общественного развития, - это следствие прогресса.

    Произошли изменения и в характере трудовых отношений. Рабство Древнего мира сменилось феодальным устройством, основанным на отношениях вассальных, а оно в свою очередь уступило место системе наемного труда.

    Научно-технический прогресс (машинизация и автоматизация) определяет другие стороны прогресса: урбанизацию, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни. Все эти стороны прогресса теснейшим образом взаимосвязаны.

    Однако отношение к результатам социального прогресса в науке далеко не однозначно. Ряд ученых считают, что надежды на безграничный прогресс, составляющий ядро «новой религии», призванной заменить Град Божий Земным Градом, не оправдались. Все большее число людей начинают сознавать, что:

    • - неограниченное удовлетворение желаний не является путем к счастью и даже к получению максимального удовольствия;
    • - экономический прогресс коснулся лишь ограниченного числа богатых наций, пропасть между богатыми и бедными увеличивается;
    • - независимыми хозяевами своей жизни мы не стали, а стали винтиками бюрократической машины;
    • - технический прогресс создал опасность окружающей среде и угрозу ядерной войны;
    • - человек, превратившись в сверхчеловека, наделенный сверхчеловеческой силой, пока не поднялся до уровня сверхчеловеческого разума.

    Причину столь неутешительных последствий прогресса Э. Фромм 1 и ряд других авторов видят в самой индустриальной системе, в том, что ее психологическими посылками являются себялюбие, эгоизм, алчность, которые порождены данной системой и отнюдь не ведут к гармонии и миру. Людей все больше привлекает все механическое, безжизненное, все сильнее охватывает жажда разрушения. Оказывается забытым человек, который отторгнут от общества, потерян в современном индустриальном мире. Кризис личности - одна из самых сложных проблем, порожденных современной цивилизацией, современным индустриальным миром.

    Конечно, прогресс не представляет собой прямолинейной дороги развития общества. Социальные изменения гораздо более сложны и противоречивы. Типы и темпы их различны: возможны застойные явления, попятное движение, топтание на месте, движение по кругу. Несколько веков совершенствования сменяются периодами упадка, и человечеству вновь приходится бороться за те принципы, которые, казалось, были уже прочно завоеваны.

    Для определения уровня прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно используются два критерия: уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Как прогрессивное, соответственно, характеризуется то общество, в котором достаточно высоки (по сравнению с другими обществами) оба эти показателя, первый из которых порой называют «базисным», а второй - «надстроечным». Однако в современной ситуации все очевиднее становится недостаточность использования этих двух критериев при определении уровня прогрессивности социальных изменений.

    Первый критерий социального прогресса - уровень производительности труда - в наибольшей степени сохранил свою роль критерия, отражающего состояние экономической сферы жизнедеятельности общества. Хотя уже сегодня необходимо учитывать принципиальные изменения, которые происходят в этой сфере. На основе компьютерной техники в экономической жизни реализуется то, что А. Тоффлер назвал «альтернативным будущим»: переход от стандартизованного массового обслуживания населения к учету потребностей каждой индивидуальности, создание «малых сетей» производства, отработка «мягких технологий», переход в экономике от централизации к децентралиии и автономии, от концентрации к диффузии, от иерархии к независимости, от унификации к многообразию, от Скопления масс людей на производстве и скученности городов к надомному труду и децентрализованным общинам. Персональная информатизационная система предоставляет Новые возможности личности выступить в роли самостоятельного производителя, особенно при производстве новой Основной ценности - информации, наиболее рентабельного товара- «ноу-хау».

    Наряду с интеллектуальным трудом все большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товаров, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами - здравоохранением, образованием, развлечениями и искусством (Д. Белл). С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер труда усложняется проблема подсчета средней производительности труда как критерия, используемого при определении прогрессивности общества. Однако в целом Роль этого критерия сохраняется.

    Второй критерий - уровень свободы личности - долгое время считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обществе. Однако феномен «бегства от свободы» (Э. Фромм), столь ярко представленный в современных социологических исследованиях, заставил усомниться в универсальности свободы личности как цели социально-политического развития общества. Человек нуждается не только в свободе, но и в ответственности за других. И отнюдь не всякая социально-политическая организация общественной жизни предоставляет личности возможности полноценно удовлетворять и первую и вторую потребность. Осознание данного факта могло произойти, очевидно, не раньше современного периода, когда Развитие демократии во многих странах мира достигает стадии, на которой становятся явственно ощутимы ее «пределы роста». Сегодня необходимостью стало преодоление представлений о свободе личности как единственной цели социально-политического развития. В связи с этим второй критерий прогресса может определяться как Уровень развития социально-политических средств обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

    Однако мало того, что формулировка второго критерия представляется некомплексной. Нетрудно заметить, что в самом наборе критериев социального прогресса пока имеется существенный пробел.

    Традиционно комплексный анализ жизни общества, социальных изменений осуществляется через исследование состояния трех основных сфер - экономической, социально-политической и духовной. Последняя (очевидно, не по значению) пока никак не отражена в критериях прогрессивности общественного развития. По-видимому, это можно объяснить тем, что, с одной стороны, духовной сфере очень часто в социологии отводилась роль необязательного украшения, орнамента, оформляющего «реальные» экономические и политические процессы; с другой - даже увидев и поняв, сколь велико значение духовной сферы в жизни общества, чрезвычайно затруднительно выделить определенный, операбельный критерий, характеризующий уровень духовной жизни общества, позволяющий сопоставить прогрессивность духовной жизни разных обществ. И все же попытки такого рода предпринимаются. На наших глазах ценностный подход все глубже проникает в ткань социологических исследований. Эта тенденция отражает суть того явления, которое называется в современной социологии веберовским ренессансом. Анализ ценностей, нравственных мотивов экономической и социально-политической активности людей становится неотъемлемой частью характеристики всего процесса развития общества в целом. «Внутреннюю духовную жизнь людей, внутренние импульсы их активности трудней всего прогнозировать, но именно от этого зависит в конечном итоге и гибель, и спасение цивилизации, - писал А Д Сахаров. - Я убежден, что «сверхзадачей»... прогресса является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной ^ смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое». 1

    Таким образом, в социологии выявляется третий критерий, позволяющий определять уровень прогрессивности того или иного общества - уровень нравственности в обществе. По-видимому, именно третьему критерию прогресса предстоит, развившись и оформившись, стать интегральным критерием, сводящим воедино все многообразие подходов к проблеме прогресса, отражающим тенденцию гармонизации социальных изменений. В третьем критерии прогрессивности социальных изменений отражены также два критерия, которые выделил А. Энштейн для характеристики научного познания: критерий изящества (соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством). Социальные изменения прогрессивны при условии, что они отвечают «критерию изящества», т. е. внутренне совершенны, оптимально (по времени, по затрате социальной энергии) решают определенную социальную задачу, и «критерию красоты», т. е. эти изменения не только позволяют решить определенную социальную проблему, но и получить позитивную суммарную «отдачу» в общественном организме от предпринятого изменения.

    Последняя проблема является особенно острой применительно к социальным изменениям в России. Особенности социальных изменений в нашей стране отражают своеобразие национальной культуры, в которой как ни в какой другой развита идея безмерности, страстное стремление к реализации идеала, что нередко служит препятствием в достижении прагматических, обыденных целей, реализации преобразований, способных обеспечить постепенный прогресс общества.

    Общественный прогресс как тенденция исторического развития означает движение человечества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Общественный прогресс – это единство предыстории и истории человечества, его прошлого, настоящего и будущего.

    Идея социального прогресса достаточно «молода». В древности условия общественной жизни видоизменялись так медленно, что вполне естественным было мнение о том, что общество почти не меняется. А неудовлетворенность жизнью и неуверенность в завтрашнем дне заставляла людей идеализировать прошлое и с пессимизмом глядеть в будущее. История рисовалась как движение к худшим временам, как деградация, регресс. Греческий поэт и философ Гесиод сожалел о бывшем некогда «золотом веке». О возврате назад, «от пороков цивилизации» к «золотому веку» мечтал Ж.Ж.Руссо; к этому призывают и сегодня те, кого пугает угроза ядерной войны или экологической катастрофы.

    Понятие «социальный прогресс» вошло в научный оборот в Новое время как результат философского осмысления направленности общественного развития. Оптимистично настроенные буржуазные философы были уверены, что «золотой век» лежит не в прошлом, а в будущем и представляет собой «царство разума». Ранее всего прогресс был замечен в сфере научного познания (Ф.Бекон, Р. Декарт и др.), затем французские философы-просветители А.Тюрго, Ж.Кондорсе идею поступательного развития распространили и на сферу социальных явлений. В этот период сложились представления о беспредельном могуществе человеческого разума и способности общества к неограниченному движению вперед; поэтому данная концепция получила название «исторический прогрессизм».

    Одним из первых вопрос о закономерном и прогрессивном характере исторической эволюции, критериях социального прогресса и его этапах поставил Г.Гегель. В его объективно-идеалистической концепции критерием периодизации всемирной истории является прогресс в осознании свободы и в соответствии с этим выделяется три этапа исторического процесса:

    1) «Восточный» (Китай, Индия, Египет и др.) – осознает себя свободным и реально свободен только один человек – правитель; остальные - его рабы.

    2) «Античный» (Греция, Римская империя, Средневековая Европа) – осознает себя свободной и свободна лишь одна небольшая группа людей – элита, «верхушка» общества; остальные – зависят от нее и служат ей.

    3) «Германский» - германские народы, усвоив плоды Реформации и Французской революции 1789 года, достигли всеобщей гражданской и политической свободы; то есть - все свободны и все осознают себя свободными.

    В марксистской концепции главным критерием прогресса являлся уровень развития производительных сил общества. В соответствии с этим критерием Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая, которые рассматривались как основные вехи человеческой истории, как основная прогрессивная тенденция исторического процесса.


    Концепция стадий , разбившая социально-историческую эволюцию на доиндустриальную (традиционную, аграрную), индустриальную и постиндустриальную стадии развития, также усматривает критерий прогресса в сфере экономики (технико-экономические показатели общества).

    Сегодня большинство мыслителей при решении вопроса об общественном прогрессе предлагают использовать не один, а несколько параметров, по которым можно сопоставлять различные социальные образования.

    «Комплексный критерий» социального прогресса учитывает:

    Качество и количество материальных и духовных благ, их соответствие потребностям и интересам общества;

    Уровень развития производительных сил общества, их неконфликтное соотношение с производственными отношениями;

    Характер и содержание научно-технического прогресса, отсутствие его негативных последствий глобального характера;

    Качество функционирования политико-правовой системы общества, ее непротиворечивость с гражданским обществом и социальным статусом личности;

    Состояние демократизма и гуманизма в обществе, определение человека основной и конечной целью социокультурного развития;

    сохранение мира на планете и т.п.

    При этом следует учитывать, что общественный прогресс – это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития . Прогресс в истории всегда соотносится с регрессом , с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями. Он складывается из достижений всех народов и государств на планете, но соотношение прогресса, регресса и «застоя» всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития отдельных стран и народов, а также человечества в целом.

    Таким образом, процесс исторического развития общества и исторический прогресс – разные понятия, которые не следует смешивать. Происходящие в обществе изменения не обязательно должны способствовать улучшению человеческой жизни. Понятие «общественный прогресс» - это характеристика, которую люди дают объективно происходящим в истории изменениям. Основой оценки являются представления об идеалах, к которым должно стремиться человечество: свобода, равенство, счастье…

    В последнее время на фоне кризисных явлений в современной культуре и цивилизации, появления глобальных проблем и нарастания нестабильности в мире, понятие линейного прогресса подвергается критическому переосмыслению. Факты, свидетельствующие о противоречивости, неоднозначности и неравномерности социального развития различных стран и народов, постоянно привлекают внимание мыслителей к проблеме социального прогресса, которая, по-видимому, далека от однозначного решения.

    Мыслители с древних времен задумывались над вопросом, в каком направлении развивается общество. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    По какому пути идет человечество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно людям лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего.

    В историческом развитии прослеживается единство исторического процесса. Но вместе с тем конкретные пути развития отдельных стран и народов многообразны. Путь отрицания единства истории может привести к полной изоляции, отрыву от внешнего мира. Также нельзя отрицать многообразие развития. Каждый народ имеет свою историю, свой язык, свою культуру.

    Прогресс человечества выглядит не как восходящая линия, а как ломанная кривая: подъемы сменялись спадами, расцвет – упадком, за реформами следовали контрреформы. Прогрессивные сдвиги в той или иной области могут иметь как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

    Чтобы оценить эти противоречивые процессы, необходимы критерии общественного прогресса. Это и увеличение свободы человека по отношению к природе, и уровень реальных возможностей для всестороннего развития человека, и увеличение человеческого счастья и добра.

    Урок был проведен в 10 классе.

    Цель урока: в соответствии со стандартами второго поколения содержание урока становится лично значимым только в том случае, если оно воспринимается учеником через свой субъективный образ. На этом уроке была предпринята попытка проанализировать основные понятия “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “критерии прогресса” и др. через более широкое понятие “движение”.

    Задачи урока: объяснить понятия и термины: “общественный прогресс”, “регресс”, “многовариантность общественного развития”, “историческая альтернатива”, “критерий прогресса” с т.зр. своего субъективного опыта; показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития; подчеркнуть противоречивость общественного прогресса; развивать у учащихся умения находить нужную информацию по теме, анализировать ее, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

    Тип урока: урок-проблема.

    План урока.

    1. Понятие “движение”.
    2. Организационный момент (мотивация, настройка на урок).
    3. Многообразие путей и форм общественного развития (выявление субъективного опыта).
    4. Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса (актуализация знаний).
    5. Противоречивость прогресса.
    6. Критерии общественного прогресса.

    Ход урока

    1. Какой смысл вы вкладываете в понятие “движение”?

    Приведите примеры:

    • движение небесных тел,
    • движение частиц, перемещение ионов в электрическом поле,
    • течение реки,
    • движение поезда,
    • эволюция,
    • развитие науки и техники,
    • общественное движение,
    • смена общественно-экономических формаций,
    • развитие цивилизаций,
    • общественный прогресс.

    Даем общее понятие: движение – это изменение чего-либо.

    Смотрим в философский словарь: движение – философская категория, которая отражает любые изменения в мире. Движение является способом существования материи. Материи неподвижной, неизменно пребывающей в абсолютном покое не существует.

    2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – О движении.

    О каком движении? – О развитии общества, т.е. будем анализировать ход исторического развития.

    Как развивается общество?

    Этот вопрос интересовал человечество с древнейших времен.

    Для анализа учитель предлагает взгляды некоторых древних мыслителей.

    • Древнегреческий поэт Гесиод (VIII–VII вв. до н.э.) писал, что человечество от лучшего “золотого” века перешло сначала к веку “серебряному”, а затем к веку “железному”, который принес войны, где повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.
    • Древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.
    • Представителем оптимистического подхода был Демокрит, который делил историю на качественно различные периоды: прошедшее, настоящее и будущее. Переход от одного периода к другому, по его мнению, характеризуются ростом культуры и улучшением жизни людей.

    Анализируя высказывания древних мыслителей, ученики говорят о том, что можно согласиться с представленными взглядами всех философов. Действительно, в истории существовали времена, когда разрушались империи, гибли цивилизации. Вместе с тем приводились аргументы, что истории локальных цивилизаций в какой-то степени повторяют друг друга. Согласны они и с т.зр. Демокрита, что с древнейших времен происходит развитие культуры, улучшаются условия жизни человека.

    Как же нам разобраться в движении исторического процесса?

    Для этого существует понятие “общественного прогресса”.

    Что вы знаете об общественном прогрессе?

    Десятиклассники, исходя из своего субъективного опыта отмечают, что общественный прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному. И, наоборот, для регресса характерно движение вспять, возврат к изжившим себя формам и структурам, деградация.

    Далее ученики приводят примеры из истории. Они обращают внимание, что человечество изначально жило в первобытном обществе, затем постепенно образуются государства со своими законами, средневековье, Новое время и т.д. Получается, что человечество проходит одни и те же ступени развития и экономического, и социального, и культурного. Несмотря на различие народы едины в своем стремлении к счастью и лучшей доле. Только скорость развития у народов разная. Есть страны, которые вырвались вперед, а существуют отсталые страны, которые догоняют более развитые государства. История выступает как единый процесс непрерывного развитии. В этом сходстве прослеживается единство исторического процесса .

    Но вместе с тем, некоторые ученики приводят примеры о том, что в историческом процессе никакого единства нет, и история разных государств распадается на множество своих собственных путей развития, не похожих на другие страны. Своим путем идут русские, китайцы, англичане, французы…. У каждого народа своя история, культура, свой язык, свои собственные природные условия. В этих примерах мы наблюдаем многообразие исторического развития .

    Значит, историческое развитие сочетает в себе одновременно и единство и многообразие. Но многообразие осуществляется в рамках всеобщего и единого исторического процесса. Следовательно, возможны различные варианты решения назревших проблем, т.е. существует историческая альтернатива.

    Прокомментируйте, что собой представляют пути отрицания единства истории и многообразия развития. Какие последствия ожидают страну, избравшую один из этих путей?

    Итак, общественное развитие включает в себя:

    • единство исторического процесса,
    • многообразие путей и форм развития человечества,
    • особенности исторического развития,
    • особенности культурного развития,
    • неодинаковость развития.

    Значит ли это, что каждой стране предопределен свой вариант развития и он является единственно возможным?

    – Нет, существуют различные варианты решения проблем (историческая альтернатива). Например, в 1917–1918 гг. перед Россией возникла альтернатива: либо демократическая республика, либо республика Советов во главе с большевиками.

    Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

    Кто осуществляет выбор?

    – В зависимости от исторических условий это могут быть и государственные деятели, и элиты, и народные массы.

    После выявления субъективного опыта непосредственно переходим к актуализации знаний.

    Существует ли прогрессивное развитие?

    Ученикам предлагается презентация, заранее подготовленная учеником класса. Ее надо внимательно посмотреть и по ходу презентации составить таблицу. После ответить на вопрос: С кем из мыслителей вы согласны и почему?

    Мыслители прошлого и настоящего о понимании прогресса и регресса.

    При обсуждении взглядов ученых ученикам предлагается представить ход истории графически. На доске изображаются разные схемы.

    По каждому из этих графиков приводятся примеры из исторического развития.

    Вопросы к схемам.

    1. Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками?
    2. Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного процесса.

    Вы убедились, что общественный прогресс – это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса.

    Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?

    6. Для этого нужно установить, что является общим критерием общественного прогресса. Какие изменения в обществе следует считать прогрессивными, а какие – нет.

    Вопрос о критериях прогресса занимал великие умы ученых и философов разных эпох.

    • А. Кондорсе и другие просветители критерием прогресса считали развитие разума человека.
    • Социалисты-утописты – принцип братства людей.
    • Ф.Шеллинг говорил о постепенном приближении человечества к правовому государственному устройству.
    • Г.Гегель критерием прогресса считал сознание свободы.
    • А.Вознесенский отмечал, что “все прогрессы реакционны, если рушится человек”.

    Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения дает вам более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

    В конечном итоге ученики приходят к выводу о том, что прогрессивным развитием можно считать такие условия жизни, которые создают как можно больше возможностей для развития самого человека: свободы, разума, нравственности, творчества.

    Человек, его жизнь, свобода признаются высшей ценностью. В данном случае мы с вами говорим об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению человечности, гуманизма.

    Приложение 1, последний слайд.

    1. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 60–70 гг. XIX в. в России. Можно ли их назвать прогрессивными? А политику 80-х гг. ХХ в.? Аргументируйте свою позицию.
    2. Подумайте, прогрессивна ли деятельность Петра I, Наполеона Бонапарта, П.А.Столыпина. Свою оценку аргументируйте.
    3. К какой из представленных в документе точек зрения на прогресс относится позиция флорентийского историка Гвиччардини (1483–1540): “Дела прошлого освещают будущее, ибо мир был всегда один и тот же: все, что есть и будет, уже было в другое время, бывшее возвращается, только под другими названиями и в другой окраске; но узнает его не всякий, а лишь мудрый, который его тщательно наблюдает и обдумывает”?
    4. Некоторые ученые, изучающие современное социальное развитие, обратили внимание на явления, которые они назвали “варваризацией” общества. К ним они отнесли снижение уровня культуры, в частности языка, ослабление моральных регуляторов, правовой нигилизм, рост преступности, наркомании и другие подобные процессы. Как бы вы оценили эти явления? Каково их влияние на общество? Определяют ли эти тенденции характер развития общества в обозримой перспективе? Свой ответ аргументируйте.
    5. Советский философ М.Мамардашвили (1930–1990) писал: “Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком”. Каким образом эта мысль философа связана с идей прогресса?

    Домашнее задание: Обществознание. Учебник для учащихся 10 класса, базовый уровень, стр. 328–341, в тетради работа с документом стр. 340–341.

    Одним из центральных в социальной философии является вопрос об общественном прогрессе . Он тесно связан с такими основными вопросами истории, жизни общества, как причины и движущие силы общественного развития, перспективы человечества, судьбы различных социально-экономических систем, государств, классов, партий. Приступая к рассмотрению этого вопроса, необходимо уяснить прежде всего понятие «прогресс», отличив его от понятий «движение» и «развитие».

    Как известно, понятие «движение» означает в философии всякое изменение, включая обратимые и хаотические, т.е. не имеющие определенной направленности. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущий по спирали. Направлением таких изменений выступает восходящая или нисходящая линия. Прогресс – это поступательное движение по восходящей линии спирали, от простого к сложному. Само слово «прогресс» латинского происхождения, оно означает движение вперед, успех. Противоположным по содержанию форме является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию.

    Если сопоставить два понятия «развитие» и «прогресс», то первое окажется гораздо более широким. Как писал Гегель, - развитие есть борьба противоположностей. Этими противоположностями являются в данном случае прогресс и регресс. Общественное бытие – это материальная сторона общества: производство, распределение и те отношения, в которые вступают люди в процессе производства помимо их воли и желания.

    Идея исторического прогресса появилась во второй половине XVIII в. в связи с объективными процессами становления и развития капитализма. Творцами его первоначальных концепций были А.Р.Ж. Тюрго и Ж.А. Кондорсэ, предложившие его рационалистическую теорию. Впоследствии глубокую трактовку прогресса дал Г. Гегель. Он пытался показать историю как единый закономерный процесс развития от низшего к высшему, в котором каждая историческая эпоха выступает как обязательная ступень в восходящем движении человечества. Его концепция была идеалистической, трактовавшей всемирную историю как прогресс в сознании свободы, движение от одной духовной формации к другой.

    К. Маркс и его последователи, исходя из материалистического понимания истории, связали общественный прогресс с развитием материального производства, с движением общества от одной общественно-экономической формации к другой. В соответствии с этой позицией общественный прогресс определяется как такое изменение и развитие социально-экономических структур общества, при котором создаются условия для успешного развития производительных сил и на их основе для все более полного развития человека, для повышения благосостояния народа.

    Исходя из такого понимания прогресса, решается вопрос и об его критериях. Это прежде всего уровень развития производительных сил, производительность общественного труда. А поскольку основной предпосылкой, условием проявления этого критерия выступают производственные отношения, то они также становятся важным показателем прогресса. И то, и другое, в свою очередь, получает итоговое выражение в степени, мере развития человека как личности.

    Однако при оценке прогрессивности или регрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно трактовать его с узкой, технократической точки зрения. Здесь нужно учитывать целый ряд обстоятельств. Во-первых , уровень развития производительных сил может быть сколь угодно высоким, но при этом возможна ситуация, когда продукта едва - едва хватает на покрытие расходов по его производству. То есть избыток продуктов над издержками их производства – это действительная основа всякого производства – может быть нищенским, скудным при самой высокой материально - технической базе. Во-вторых , избыток может быть и достаточно большим. Но из него нужно уметь образовать и накопить общественный, производственный и резервный фонд, а не растранжирить его, не "пропить - прогулять", не разбазарить без всякой общественной пользы, не превратить в чудовищное оружие самоуничтожения.

    Отсюда следует, что при оценке степени прогрессивности того или иного общественного строя далеко не достаточно ссылаться только на развитие производительных сил. Необходимо учитывать социальные последствия их развития: во имя чего они развиваются, как это отражается на жизни человека – важнейшего элемента производительных сил. Вот почему «развитие производительных сил человечества» должно означать прежде всего «развитие богатства человеческой природы как самоцель» (К. Маркс). Прогрессивна та общественно-экономическая формация, которая больше отвечает целям гуманизма, способствует возвышению подлинно человеческого в человеке. Истинный критерий достижений, успеха любого общества - не столько производство товаров, сколько нравственный облик и образ жизни людей, их духовный мир. Прогрессивна та общественно - экономическая формация, которая способствует возвышению человека.

    Наряду с концепциями, признающими общественный прогресс есть немало противоположных, связанных с его отрицанием. Среди «нигилистов» – Ф. Ницше, О. Шпенглер, К. Поппер, Ф.Фукуяма и др. Они исходят из того, что количество зла в мире не уменьшается, жизнь людей в итоге не улучшается, в обществе происходят только «изменения», существуют лишь вечные круговороты и т. д. Утверждение и развитие идеи прогресса идет поэтому в постоянной борьбе с «нигилистическими» и другими взглядами, связано с отстаиванием такого диалектического понимания истории, которое предполагает ее противоречивость, отсутствие прямой, исключающей зигзаги и регрессивные, попятные движения, линии восхождения к лучшему и совершенному, учет новых социально-экономических реалий.