Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Сотрясение головного мозга сестринская помощь. Уход за больным с сотрясением мозга

    Сотрясение головного мозга сестринская помощь. Уход за больным с сотрясением мозга

    Повреждение костей черепа и вещества головного мозга возникают в результате транспортных и промышленных травм, падений ударов по голове, огнестрельных ранений. Клиника разнообразна. Иногда отмечается легкое те­чение с кратковременной потерей сознания, головной болью после травмы. Симптомов повреждения черепно-мозговых нервов может не быть. В тяжелых случаях от­мечается длительное бессознательное состояние.

    При нарастающей субдуральной гематоме пациент теряет сознание через некоторое время после травмы, то есть развивается сдавление головного мозга. Развивают­ся очаговые симптомы: парезы, параличи, нарушение речи.

    При оказании первой медицинской помощи пациента укладывают на носилки с возвышенным головным кон­цом. На голову при наличии ран накладывается мягкая бинтовая повязка.

    Консервативному лечению подлежат линейные пере­ломы и трещины свода черепа, если нет клиники внутри­черепной гематомы иди повреждения мозга. Такие пере­ломы через несколько недель заполняются фиброзной тканью, а в дальнейшем – костной тканью. Показания к операции при трещинах возникают тогда, когда на рент­геновских снимках выявляется смещение или вдавлен­ный и оскольчатый переломы. В этих случаях можно ожидать повреждения твердой мозговой оболочки либо развития в дальнейшем поздней эпилепсии.

    Переломы основания черепа

    Переломы основания черепа могут быть в области передней, средней или задней черепно-мозговых ямок. Важным клиническим симптомом является кровоиз­лияние в область глазниц, в ретробульбарную клетчатку, что приводит к экзофтальму (пучеглазию) и появлению симптома «оч­ков». Отмечается также кровотечения и истечение ликвора из носа и ушей. Характерны парезы и параличи черепно-мозговых нервов. Могут быть симптомы раздражения мозговых оболочек (ригидность затылочных мыши, симптом Кернига), отмечается сухость губ и языка, трещины губ, неприятный запах изо рта, непроизвольное мочеиспускание и др.

    При оказании первой медицинской помощи необходимо уложить пострадавшего на носилки с возвышенным головным концом, провести обезболивание путем введения внутримышечно 50-процентного анальгина до 5 мл, 2 мл кордиамина, 5-процентного раствора эфедрина 1 мл подкожно, внутривенно 40-процентного раствора глюкозы до 40 мл. Кровотечение и ликворею из ушей и носа не останавливать! При наличии ран – обработать их антисептиком, наложить асептические повязки. Над головой подвесить пузырь со льдом. Зафиксировать голову валиком.

    При лечении пациентов в условиях стационара соблюдается строгий постельный режим.

    Закрытая черепно-мозговая травма

    Сотрясение головного мозга характеризуется функциональными расстройствами головного мозга, носящи­ми обратимый характер.

    Клинически отмечается кратковременная потеря со­знания, ретроградная амнезия (пациент не помнит собы­тий, предшествовавших травме и во время травмы), тош­нота, однократная рвота, головная боль, слабость, брадикардия (редкий пульс).

    После сотрясения длительно сохраняется головная боль, головокружение, шум в ушах, раздражительность, нарушение сна, потливость. При отсутствии лечения или неадекватном лечении последствия сотрясения головного мозга могут проявить­ся даже через десятки лет атеросклерозом сосудов голов­ного мозга, гипертонией и др.

    Рис 2.9. Пузырь со льдом для снятия боли и остановки кровотечения при ушибе мягких тканей головы

    Оказание первой медицинской помощи заключается в обеспечении пациенту физического и психического покоя. Транспортировка на носилках в положении лежа с приподнятой и повернутой набок головой. К голове при­кладывают холод (рис. 2.9).

    Проводят лекарственную терапию. Во время транспортировки необходимо постоянное наблюдение за пациентом, так как у больного может быть рвота, потеря сознания, остановка дыхания, требующая реанимационных мероприятий. Пациент госпитализируется в хирургическое, травматологическое или неврологическое отделение. Обязательна рентгенография черепа.

    Ушиб головного мозга характеризуется наличием очаговых расстройств в связи с повреждением вещества мозга. Отмечаются разрывы, размозжения, гематомы, которые могут располагаться как в коре, так и в белом веществе головного мозга. Развивается отек, набухание мозга, повышение спинномозгового давления. Функциональные расстройства носят выражен­ный устойчивый характер.

    В клинической картине помимо общемозговых симптомов четко выражены очаговые симптомы, характерные для поражения участка полушария или ствола мозга (нарушения движения, чувствительности, менингиальные симптомы, патологические рефлексы).


    Ушиб головного мозга легкой степени характеризуется выключением сознания до 1 часа, негрубой очаговой неврологической симптоматикой, не исчезающей в течение первой недели. Средняя степень повреждения характеризуется большей выраженностью очаговой неврологической симпто­матики, более тяжелым течением острого периода. При тяжелой степени повреждения пациент длительно нахо­дится в сопорозно-коматозном состоянии, со стороны по­лушарий и ствола мозга имеется грубая очаговая симпто­матика. Внутричерепное давление повышено, в ликворе находится кровь, выражены менингиальные симптомы.

    При оказании первой медицинской помощи необхо­димо уложить пострадавшего на носилки с возвышенным головным концом. Ввести внутримышечно 50-процентный аналь­гин 2 мл, 1-процентный димедрол 1 мл, внутривенно 40-процентный раствор глю

    козы 20 мл или 25-процентный раствор сульфат магния 10 мл внутримышечно (при понижении артериального давле­ния сульфат магния вводить нельзя). Подвесить над го­ловой пузырь со льдом.

    При потере сознания провести профилактику западения языка и аспирации рвотных масс (повернуть голову набок, очистить полость рта и, захватив язык салфет­кой, потянуть его на себя). При госпитализации следить за артериальным давлением и пульсом.

    Лечение проводится в нейрохирургическом отделении или реанимации. Трудоспособность восстанавливается через 8-16 не­дель.

    Сдавление головного мозга возникает при тяжелой черепно-мозговой травме, если она сопровождается внут­ричерепным кровоизлиянием или отеком мозга. Симптомы сдавления нарастают постепенно при про­должающемся внутричерепном кровотечении или отеке мозга. Клинически это проявляется усилением головной боли, слабостью, неоднократной рвотой, кратковременным возбуждением, сужением зрачков, их слабой реакцией на свет, редким и напряженным пульсом, учащенным ды­ханием, наличием «светлых промежутков». В таких случаях спустя некоторое время после травмы, при улуч­шении состояния пациента появляется наклонность к на­растанию очаговой, а позже и общемозговых симптомов. «Светлый период», когда сознание пациента сохранено, бывает кратковременным: от нескольких часов до суток. По мере повышения внутричерепного давления возникает двигательное возбуждение, галлюцинации, бред, а затем оглушение, сопор и кома. Велика опасность гибели мозга вследствие ишемии от сдавления.

    Первая помощь аналогична первой помощи при открытых и закрытых черепно-мозговых травмах. Пациен­та как можно быстрее необходимо доставить в нейрохи­рургическое отделение. Осложнениями сдавления и ушиба головного мозга могут быть парезы конечностей, эпилептические припадки, нарушения зрения, речи.

    Уход за пациентами с черепно-мозговой травмой

    При уходе за пациентами с черепно-мозговой травмой необходимо следить за соблюдением постельного режима, разъясняя пациенту и родственникам последствия его нарушения. Внимательно наблюдают за изменениями, наступившими в состоянии пациента и вовремя сообщают о них врачу. Очень важно не пропус­тить нарастание симптомов сдавления головного мозга, появление судорог, нарушение дыхания, появление рвоты. Во время судорог подкладывают под голову подушку, следят, чтобы пациент не прикусил язык. Для этого вводят между зубами конец свернутого полотенца. По назначению врача вводят противосудорожные препараты.

    Кровать пациента, находящегося в бессознательном состоянии, должна иметь ограждение или сетку. Так как у таких пациентов может стоять постоянный кате­тер, необходимо периодически промывать его, следить за диурезом, при задержке стула, делать очиститель­ные клизмы.

    Пациенты в тяжелом состоянии беспомощны. Необходимо их умывать, ухаживать за полос­тью рта, заниматься профилактикой пролежней. Кормить пациентов надо не спеша, напоминая, что надо жевать и глотать пищу.

    Необходимо знать, что пациенты с травмой или заболеваниями мозга бывают вспыльчивы, раздражительны, капризны, порой агрессивны. Надо следить за соблюдением лечебно-охранительного, режима: не хлопать дверями, громко не разговаривать, не грубить, не включать громко радио, телевизор и т. д. Такие пациенты нуждаются во внимательном, терпеливом, доброжелательном отношении.

    Если у пациента имеются двигательные расстройства (паралич, парез) и он не может сам поворачиваться в постели, возможно развитие застойной пневмонии с отеком легких, образование пролежней. Необходимо часто пово­рачивать пациента в постели, следить, чтобы он долго не лежал на спине, проводить с ним дыхательную гимнас­тику, следить за уязвимыми участками кожи, чаще ме­нять нательное и постельное белье.

    На 1-м этапе сестринского процесса медсестра собирает анамнез, выясняет обстоятельства травмы, если пациент в сознании. Если же он в бессознательном состоянии, то сведения о травме можно получить от очевидцев травмы. При сборе анамнеза в приемном отделении сведения о травме могут дать лица, доставившие больного в стационар.

    При осмотре головы и лица медсестра может обнаружить наличие ссадин, ран, дефектов кости, гематом, истечение спинномозговой жидкости (ликвора) из носа, ушей. Изменение формы лица может быть следствием вывиха нижней челюсти, переломов челюстей, об этом свидетельствует также нарушение смыкания зубов. При обследовании у пострадавшего следует определить наличие сознания, зрачковых и роговичных рефлексов, характер дыхания, пульса, измерить АД. Пальпация костей свода черепа, лица проводится очень осторожно. Вдавления, западения, крепитация, ненормальная подвижность свидетельствуют о переломе.

    Это позволяет сформулировать сестринский диагноз (2-й этап сестринского процесса).

    Физиологические проблемы пациента:

    • · головная боль;
    • · потеря сознания;
    • · амнезия;
    • · расстройство рефлексов (зрачковых, роговичных);
    • · расстройство слуха;
    • · расстройство зрения;
    • · расстройство речи;
    • · нарушение прикуса;
    • · деформация костей головы;
    • · крепитация;
    • · парезы, параличи;
    • · изменение частоты пульса (брадикардия или тахикардия);
    • · изменение величины АД;
    • · расстройство дыхания.

    Психологические проблемы пациента:

    • · раздражительность или депрессия;
    • · дефицит общения;
    • · дефицит знаний о последствиях травмы;
    • · страх смерти.

    На 3-м этапе сестринского процесса ставится цель и составляется план сестринских вмешательств.

    • 4-й этап сестринского процесса посвящен выполнению плана сестринского ухода с учетом места нахождения пациента. Так, на месте происшествия медсестра планирует оказание доврачебной помощи и осуществляет ее в соответствии с алгоритмами действий. В нейрохирургическом отделении ЛПУ готовит пациентов к специальным методам исследования:
    • 1) Спинномозговой пункции.
    • 2) Краниография.
    • 3) Компьютерной томографии.
    • 4) ЭЭГ.
    • 5) Ультразвуковой эхоэнцефалографии.

    Все пациенты с ЧМТ должны осматриваться невропатологом и окулистом. Пациенты с челюстно-лицевой травмой госпитализируются в отделение челюстно-лицевой хирургии. Медсестра составляет план предоперационной подготовки, послеоперационного ухода за пациентами, которые нуждаются в оперативном вмешательстве, и выполняет запланированные сестринские вмешательства.

    После этого медсестра оценивает результат своих действий (5-й этап сестринского процесса).

    Ранение мягких тканей отличает сильное кровотечение из-за хорошего кровоснабжения. При этом повреждаются: кожа, апоневроз, мышцы и надкостница. Могут возникнуть скальпированные раны.

    Приоритетные проблемы пациента: кровотечение, особенно обильное при резаных и рубленых ранах; зияние; боль.

    Алгоритм оказания неотложной помощи:

    • · Остановить кровотечение.
    • · Наложить асептическую повязку.
    • · Обезболить при обширных ранах.
    • · Транспортировать в ЛПУ (положение -- лежа на спине с приподнятой на 10° головой).

    Транспортная иммобилизация головы. В ЛПУ медсестра обеспечивает проведение ПХО с наложением швов и профилактику столбняка.

    Экстрадуральное ранение -- это более глубокая травма, так как повреждаются еще и кости черепа. Часто сопровождается контузией мозга, кровоизлияниями. Это ранение не является проникающим, так как не нарушается целостность твердой мозговой оболочки -- границы полости черепа.

    Интрадуральная травма -- это проникающее в полость черепа ранение, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки. В связи с обширными разрушениями вещества мозга и повреждением жизненно важных центров продолговатого мозга эти ранения часто являются смертельными. Тяжесть ранения объясняется повышением внутричерепного давления и поражением ядер черепно-мозговых нервов.

    Сестринский диагноз ставится на основании осмотра и обследования. Медсестра выявляет местные повреждения, общемозговые и очаговые симптомы и формулирует проблемы пациента.

    Приоритетные проблемы пациента на месте повреждения обильное кровотечение; вытекание ликвора и разрушенного вещества мозга (детрита); наличие пулевых отверстий.

    Приоритетные проблемы пациента, обусловленные повышенным внутричерепным давлением : потеря сознания; психомоторное возбуждение; брадикардия; рвота; ригидность затылочных мышц и мышц конечностей; непроизвольные мочеиспускание и дефекация.

    Позднее присоединяются проблемы, обусловленные поражением черепно-мозговых нервов: асимметрия лица; нарушение речи; слуха; вкуса; обоняния; глазодвигательных функций; парезы; параличи. По яркости общемозговых симптомов составляется прогноз жизни, а по очаговым симптомам -- прогноз инвалидности.

    Потенциальные проблемы пациента связаны с проникновением инфекции в полость черепа и головной мозг: риск возникновения менингита, абсцесса.

    Алгоритм доврачебной помощи:

    • · Временная остановка кровотечения.
    • · Освободить шею пострадавшего от давления воротником.
    • · Наложить асептическую повязку (при выбухании мозгового вещества -- с «бубликом»),
    • · Оценить состояние пострадавшего:
    • · если он в сознании: переложить на носилки на спину, подложить под голову ватно-марлевый круг или подушку (приподнять голову на 10°);
    • · если без сознания: проверить проходимость верхних дыхательных путей, при необходимости восстановить; уложить в устойчивое боковое положение.
    • · Приложить холод к месту ранения.
    • · Провести обезболивание и простейшие противошоковые мероприятия при обширных ранах.
    • · Транспортировать в ЛПУ.
    • · Во время транспортировки:
    • · обеспечивать проходимость верхних дыхательных путей;
    • · регистрировать состояние пациента (пульс, АД, ЧДД) каждые 10 мин.

    Сестринская помощь при переломах костей черепа.

    Переломы костей черепа делятся на переломы свода и основания.




    Переломы свода черепа -- возникают от прямой травмы, они могут быть закрытые и открытые (при наличии раны). Проблемы пациента при закрытых переломах: потеря сознания; локальная болезненность; гематома; деформация. Проблемы пациента при открытых переломах: дефект кожи; зияние; кровотечение; вдавление или подвижность кости.

    Переломы основания черепа - возникают от непрямой травмы: удар головой о дно водоема, приземление на ноги при падении с высоты. Это тяжелая открытая травма черепа, так как нарушается целостность твердой мозговой оболочки, и инфекция может проникнуть в полость черепа из носа, придаточных пазух, слуховых проходов. Приоритетные проблемы пациента: истечение ликвора вначале с примесью крови, затем прозрачного; появление кровоподтеков через 1--2 дня после травмы. Место истечения спинномозговой жидкости и появление кровоподтеков зависит от локализации перелома. Признаки перелома основания черепа по локализации (см. приложение 9)

    Потенциальные проблемы пациента: риск инфицирования головного мозга и его оболочек, утрата трудоспособности и инвалидизация, смерть из-за асфиксии.

    Особенности оказания неотложной помощи при переломах основания черепа: выполнить легкую тампонаду наружного слухового прохода или передних носовых ходов в зависимости от локализации повреждения.

    Сестринская помощь при закрытых травмах черепа

    Закрытые виды ЧМТ -- это сотрясение головного мозга, причина -- удар или падение, вызывающие точечные кровоизлияния в мозговое вещество; ушиб головного мозга, причина -- удар мозговой ткани о черепную коробку, при этом разрушаются участки мозговой ткани (разрыв, размягчение, кровоизлияние); сдавление головного мозга происходит за счет внутричерепного кровоизлияния, отека мозга или давления отломками кости.

    Диагностика повреждений головного мозга порой затруднительна даже для врачей. При закрытой ЧМТ проблемы пациента формулируются медсестрой на основании общемозговых и очаговых симптомов.

    Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05

    Заказать написание уникльной работы

    ">Тема № 10: Сестринский процесс при черепно-мозговых травмах,

    "> повреждениях позвоночника и спинного мозга в условиях ЧС.

    ">Учебные вопросы ">:

    ">4. Медицинская помощь при спинно-мозговых повреждениях в очагах катастроф.

    ">1. Общая характеристика повреждений черепа и головного мозга.

    ">Черепно-мозговые травмы могут быть: ">закрытые "> и ">открытые ">.

    1. ">Закрытые – ">критерием является сохранение "> ">целостности "> апоневроза ">головы,

    ">как защитного барьера. "> ">При этом могут иметь место ссадины или даже незначи-тельные поверхностные раны кожных покровов. Среди них различают:

    1. ">Сотрясение "> головного мозга. Относительно лёгкая травма: происходит времен-

    ">ное нарушение нервных связей в головном мозге и расстройство его функций. Раз-рушения вещества мозга "> ">нет. Проявляется только ">общемозговыми ">симптомами:

    1. ">потеря сознания – от нескольких мгновений («искры из глаз») до минут;
    2. ">нарушение памяти на обстоятельства травмы, а иногда и на предшествующий ей период – ">«ретроградная» ">амнезия;
    3. ">тошнота, рвота, головная боль, головокружение, шум в ушах;
    4. ">раздражительность на яркий свет, звуки; боли в глазных яблоках, нистагм;
    5. ">вегетативные нарушения – побледнение или покраснение лица, неустойчивость пульса и АД, потливость, пониженная или субфебрильная температура.

    ">Очаговых "> симптомов, свидетельствующих о локальных повреждениях мозга, нет.

    1. ">Ушиб ">головного мозга. Характеризуется механическим ">разрушением "> вещества

    ">мозга на определённом участке с нарушением тех функций, за которые он отвечал. Также отмечаются ">общемозговые "> симптомы. Потеря сознания более длительна – до нескольких часов и дней, многократная рвота. Повышение температуры. Приз-наками разрушения определённых участков мозга являются ">очаговые ">симптомы ">: ">

    1. ">нарушения движений и чувствительности в определённых областях тела –

    "> асимметрия сухожильных рефлексов, парезы (понижение мышечной силы),

    "> параличи, локальные судороги, зоны потери чувствительности;

    1. ">расстройства иннервации черепно-мозговых нервов – явная или скрытая

    "> асимметрия лица, расстройства мимики, птоз (опущение века), косоглазие;

    1. ">нарушения речи, слуха, зрения;
    2. ">прогностически неблагоприятными являются « ">стволовые» "> («бульбарные»)

    ">симптомы, указывающие на ушиб продолговатого мозга (ствола, «бульбуса»):

    1. ">нарушение ритма и частоты дыхания – патологические типы дыхания;
    2. ">нарушение ритма и частоты сердечной деятельности – брадиаритмия;
    3. ">нарушение глотания.

    ">Ушиб сопровождается субарахноидальным кровоизлиянием и ">менингизмом "> –

    ">ригидность затылочных мышц, невозможность привести подбородок к груди.

    1. ">Сдавление "> головного мозга. Может быть вызвано костными отломками или

    ">внутричерепным кровоизлиянием. При вдавленном переломе признаки сдавления

    ">проявляются сразу. При сдавлении ">гематомой ">характерна ">волнообразность "> тече-ния – две «волны» ухудшения состояния. ">Первая – ">связана с проявлениями сотря-сения или ушиба. Затем раненый приходит в сознание и некоторое время чувствует себя удовлетворительно – ">«светлый промежуток» ">: пока гематома не достигнет критических размеров и не проявит себя. Он длится от нескольких часов до дней – длительнее при венозном кровотечении и короче при артериальном. Зависит от ло- кализации гематомы. По исчерпанию «резервного пространства» гематома начина-ет давить на прилегающие области мозга, вызывая нарушение их функций. Состо-яние резко ухудшается – ">вторая ">волна: "> ">усиливается головная боль, сонливость, иногда беспокойство, появляются и постоянно ">нарастают "> очаговые симптомы. Происходит потеря сознания, развиваются угрожающие нарушения дыхания, сер- дечной деятельности. Характерными являются: прогрессирующее ухудшение сос-тояния, заторможенность, нарастающая ">брадикардия, "> ">анизокория "> (разная величи- на зрачков – расширение на стороне поражения, отсутствие его реакции на свет).

    1. ">Открытыми – ">считаются ЧМТ, сопровождающиеся нарушением целостности

    ">не только кожных покровов, но обязательно ">апоневроза ">головы. Различают:

    ">Непроникающие "> ранения черепа – твёрдая мозговая оболочка остаётся неповреж-

    ">дённой и надёжно защищает головной мозг.

    ">Проникающие – ">с "> ">нарушением её целостности. Возникает опасность проникнове-

    ">ния инфекции в головной мозг и потери ликвора. Истечение из раны ликвора и мозгового детрита – достоверный признак проникающего ранения. При этом почти всегда в большей или меньшей степени повреждается вещество головного мозга.

    ">К проникающим ранениям относятся переломы "> основания черепа ">– повреждается "> ">твёрдая мозговая оболочка (в этой области она срослась с костью) и мозг через слу-ховой проход, носоглотку получает сообщение с внешней средой. В зону перелома вовлекаются глазницы, решетчатые, затылочные кости, пирамидки височных костей. На наличие переломов основания черепа указывают ">признаки ">:

    1. ">кровотечение с примесью ликвора из носа и рта, ушей;
    2. ">гематомы вокруг обоих глаз с их выпячиванием – ">«симптом очков» ">;
    3. ">гематома за ухом – в области сосцевидного отростка затылочной кости;
    4. ">грубая асимметрия лица – в связи с повреждением лицевого нерва, проходя-щего в пирамидке височной кости, находящейся в средней черепной ямке.

    ">2. Медицинская помощь при черепно-мозговых травмах в очагах катастроф.

    1. ">При кровотечении из мягких тканей головы – наложить давящую повязку. При

    ">профузном кровотечении – давящую повязку по Каплану или жгут по Микуличу. См. ">Манипу ">ля ">цию № "> ">66 ">. При скальпировании тканей головы оторванный лоскут завернуть в стерильную ткань и отправить с раненым – может быть приживлён.

    1. ">При нарушении проходимости дыхательных путей – очистить ротоглотку,

    ">извлечь и фиксировать язык проколом булавки, ввести воздуховод, наложить язы- кодержатель, повернуть голову набок. При остановке дыхания – проводить ИВЛ.

    1. ">Допустимы только ненаркотические анальгетики – наркотики противопоказаны:

    ">угнетают дыхательный центр, расширяя синусы мозга усиливают кровотечение.

    1. ">При крово-ликворотечении из уха, носа – повязка. Опасения, что это нарушит

    ">отток крови и способствует развитию внутричерепной гематомы беспочвенны.

    1. ">Для предупреждения рвоты – внутрь этаперазин, диметкарб; в случае уже раз-

    ">вившейся рвоты – внутримышечно диксафен (шприц-тюбик с голубым колпачком).

    1. ">При психомоторном возбуждении и судорогах – внутримышечно феназепам;
    2. ">Холод на голову (криопакеты) – противоотёчное и гемостатическое действие.
    3. ">В заражённой атмосфере надеть на пострадавшего специальный противогаз –

    ">«шлем для раненых в голову». "> ">См. "> Манипуляцию № 5.

    1. ">Нормализация и поддержание жизненных функций – введение сердечно-

    ">сосудистых и дыхательных средств, в случае терминальных состояний – СЛР.

    1. ">Транспортная иммобилизация головы – уложить на ватно-марлевый круг,

    ">повернуть набок (на неповреждённую сторону). См. ">Манипуляцию № 60 ">.

    ">Импровизированный круг можно создать из скатки одежды, связки сена, соломы. Неподвижная "> ">фиксация головы показана лишь в случае подозрения на перелом основания черепа или сопутствующее повреждение шейного отдела позвоночника.

    1. ">Быстрая и щадящая эвакуация – при возможности вертолётом, минуя промежу-

    ">точные ЭМЭ. При сдавлении – спасти жизнь может только срочная операция.

    1. ">Без сознания лучше всего транспортировать в ">боковом стабильном ">положении ">.

    ">См ">. Манипуляция № 61. ">Исключить перекладывание с носилок на носилки.

    1. ">Медицинское сопровождение в пути эвакуации, контроль дыхания и пульса.

    ">3. Общая характеристика повреждений позвоночника и спинного мозга.

    ">Повреждения позвоночника и спинного мозга могут быть: ">закрытые "> и ">открытые ">.

    1. ">Открытые "> (ранения). Среди них различают:

    ">Непроникающие "> – без нарушения целостности твёрдой мозговой оболочки.

    "> Проникающие "> – сопровождающиеся её повреждением.

    1. ">Закрытые ">повреждения:
    2. ">растяжения и разрывы связочного аппарата позвоночника;
    3. ">переломы позвонков, вывихи и переломо-вывихи. ">

    "> Переломы "> позвоночника подразделяются на:

    1. ">«неосложнённые» – без повреждения спинного мозга;
    2. ">«осложнённые» – с его повреждением.

    "> Повреждения ">спинного мозга "> могут быть в виде:

    1. ">а) сотрясения; б) ушиба; в) сдавления; г) разрыва.

    ">Детальная оценка спинно-мозговой травмы доступна лишь специалистам.

    ">От средних медицинских работников требуется способность заподозрить её нали-чие, принять меры к предупреждению возможных осложнений на месте получения

    ">травмы и обеспечить правильную щадящую доставку в стационар.

    1. ">Повреждения ">шейного "> отдела позвоночника происходят:
    2. ">в результате удара головой о дно при нырянии;
    3. ">при лобовом столкновении автомобиля или ударе в его заднюю часть – резкое

    "> переразгибание головы приводит к ">«хлыстовому» "> переломо-вывиху;

    1. ">при падении на живот с ударом областью шеи или нижней челюстью (напри-мер, о край ванны), при падении навзничь на спину с резким ударом затылком.
    2. ">Их "> ">признаки ">:
    3. ">боли в области шеи, ограничивающие движения;
    4. ">напряжение мышц шеи, неровные контуры и деформация позвоночника;
    5. ">искривление шеи, вынужденное неестественное положение головы.
    6. ">Повреждения ">грудного "> и ">поясничного "> отделов позвоночника происходят:
    7. ">при падения с большой высоты на ноги или ягодицы – ">«компрессионные» "> переломы позвонков при «жёсткой» посадке самолёта, неудачном приземлении парашютиста, катапультировании лётчика;
    8. ">при сильном ударе по спине тяжёлым предметом или падении спиной на твёр-

    "> дый предмет, при обрушениях зданий, транспортных катастрофах.

    1. ">Их "> ">признаки:
    2. ">прострел в момент травмы, отдающий в спину, нижние конечности;
    3. ">боль в зоне повреждения, усиливающаяся при движениях и осевой нагрузке

    "> на позвоночник (давлении на голову, надплечья, постукивании по пяткам);

    1. ">напряжение мышц спины, неровные контуры и деформация позвоночника.
    2. ">Повреждения ">спинного мозга ">. "> ">Чем выше их уровень, тем тяжелее последствия.
    3. ">Их признаки:
    4. ">шейного ">и "> верхне-грудного "> отделов – онемение и слабость в верхних, а воз-

    ">можно и в нижних конечностях; в тяжёлых случаях полный паралич всех 4-х ко- нечностей («тетраплегия»), утрата чувствительности ниже места повреждения, на- рушение функции ">дыхательной "> мускулатуры, мочеиспускания и дефекации.

    ">В некоторых случаях наступает смерть на месте происшествия – травматический отёк может распространиться вверх на продолговатый мозг.

    1. ">нижне-грудного ">и "> поясничного – ">парестезии, "> ">утрата чувствительности ">, ">парез

    ">или паралич в нижних конечностях, нарушение функций тазовых органов. ">

    ">4. Медицинская помощь при спинно-мозговых повреждениях в условиях ЧС.

    1. ">При наружном кровотечении – на рану наложить давящую повязку.
    2. ">Для профилактики травматического шока – анальгетики, включая наркотичес-

    ">кие; при шоковом ослаблении кровообращения – сердечно-сосудистые средства.

    1. ">Предупредить вторичное смещение позвонков и повреждение спинного мозга –

    ">при малейшем подозрении на спинно-мозговую травму уложить пострадавшего, исключить любую физическую активность. При выборе способа иммобилизации учитывать локализацию повреждения:

    1. ">Шейный "> отдел – ватно-марлевым или картонно-марлевым воротником Шанца,

    ">двумя шинами Крамера по Башмакову. Последний способ применяется и для иммобилизации ">верхне-грудного "> отдела. См. ">Манипуляцию № 62.

    1. ">Нижне-грудной ">и ">поясничный "> – на жёсткой поверхности; с обширной раной

    ">в области позвоночника – на животе. Жёсткая поверхность может быть создана с помощью 3-х шин Крамера по Дерябину. См. ">Манипуляцию № "> ">63 ">. В виде исклю- чения, при отсутствии жёсткой поверхности допускается эвакуация на мягких но- силках – на животе. До последнего времени не было стандартных средств иммоби-лизации позвоночника. Теперь они появились: для шеи – вакуумный воротник, воротники из картона, полимерного материала; в качестве жёсткой поверхности – «носилки вакуумные», «матрас вакуумный «Кокон», «носилки реечные складные», «щит-носилки». Для щадящего перекладывания пострадавших с земли на средства транспортировки – ">«ковшовые» "> (разъёмные) носилки. См. ">Манипуляцию № 8.

    1. ">С целью профилактики раневой инфекции внутрь антибиотики.
    2. ">При задержке мочеиспускания катетеризация мочевого пузыря.
    3. ">При нарушениях функции дыхательной мускулатуры может потребоваться

    ">длительное проведение ИВЛ с помощью ручного дыхательного аппарата.

    ">Заключение:

    ">Черепно-мозговые травмы, повреждения позвоночника и спинного мозга имеют особую актуальность для медицины катастроф. Они составляют от 15 до 30% всех механических травм, в то же время являются одной из наиболее частых причин смерти и инвалидности при катастрофах.

    ">Особенно часто встречаются при землетрясениях, бурях и ураганах, взрывах и об- рушениях зданий, при дорожно-транспортных и авиационных происшествиях, ка- тастрофах на железной дороге.

    ">Медицинская помощь на месте происшествия данной категории пострадавших час- то играет решающую роль в спасении их жизни, предупреждении опасных ослож-нений и обеспечении благоприятного исхода.

    ">Средним медицинским работникам очень важно знать признаки таких поврежде-ний, принципы и методы оказания медицинской помощи при них, требования к осуществлению их эвакуации.

    ">Контрольные вопросы и задания:

    ">1. Какие ранения черепа считаются проникающими? Назвать их специфические

    "> осложнения.

    ">2. Перечислить симптомы черепно-мозговых травм: а) общемозговые; б) очаговые.

    "> Прокомментировать их значение.

    ">3. Как проявляется «волнообразность» в развитии клинической картины сдавления

    "> головного мозга внутричерепной гематомой?

    ">4. Назвать «стволовые» («бульбарные») симптомы. Почему они считаются прогно-

    "> стически неблагоприятными?

    ">5. Чем опасны переломы основания черепа? Какими признаками они могут

    "> проявляться?

    ">6. Назвать возможные причины нарушения проходимости дыхательных путей

    "> при черепно-мозговых травмах. Пояснить способы их предупреждения.

    ">7. Перечислить лекарственные средства, применяемые при доврачебной помощи:

    "> а) для купирования психомоторного возбуждения и судорог; б) для снятия

    "> депрессивного состояния; в) в качестве противорвотных средств.

    ">8. При каких обстоятельствах возникают повреждения позвоночника: а) шейного

    "> отдела; б) грудного и поясничного? Перечислить их признаки.

    ">9. Назвать признаки повреждения спинного мозга: а) шейного и верхне-грудного

    "> отделов; б) нижне-грудного и поясничного.

    ">10. Прокомментировать способы иммобилизации позвоночника в зависимости от

    "> локализации: а) шейного; б) грудного и поясничного. Назвать современные

    "> средства транспортной иммобилизации позвоночника


    Заказать написание уникльной работы ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
    «ОРГАНИЗАЦИЯ
    СЕСТРИНСКОГО ПРОЦЕССА
    У БОЛЬНЫХ С ЧЕРЕПНОМОЗГОВОЙ ТРАВМОЙ»
    Работу выполнила студентка
    Асланова Екатерина Романовна
    4 курса группы 431
    отделения «Сестринское дело»
    очной формы обучения
    Руководитель работы
    Быков Юрий Витальевич

    Актуальность темы

    ЧМТ в настоящее время остается важнейшей медикосоциальной проблемой вследствие сохраняющейся высокой
    распространенности, смертности и инвалидизациии населения
    наиболее активного трудоспособного возраста.
    По данным статистики Министерства Здравоохранения
    Российской Федерации, ежегодно ЧМТ получают около 600
    тыс. человек, при этом, 50 тыс. из них погибают, а еще 50 тыс.
    становятся инвалидами.
    ЧМТ относится к тяжелым повреждениям человеческого
    организма и дает общую летальность от 4 до 9,9%, а тяжелая 68-70%.
    Частота ЧМТ у мужчин в два раза превышает таковую у
    женщин с сохранением этой зависимости во всех возрастных
    группах.

    Цель и задачи работы

    Цель работы
    Изучение особенностей ухода за больными с черепно-мозговыми
    травмами в свете современной модели сестринского дела,
    обоснованию различных к подходов к содержанию и оказанию
    сестринской помощи.
    Задачи работы
    Описать патогенез черепно-мозговой травмы.
    Рассмотреть клинические проявления черепно-мозговой травмы.
    Аргументировать основные этапы сестринского процесса у больных с
    черепно-мозговой травмой.
    Охарактеризовать принципы сестринского ухода за больными с
    черепно-мозговой травмой
    Рассмотреть основные сестринские манипуляции у больных с
    черепно-мозговой травмой.
    Сделать основные выводы по теме дипломной работы.


    1. Сбор анамнеза:
    При выяснении обстоятельств травмы следует обратить особое
    внимание на:
    точное время, вид и направление повреждающего воздействия,
    защищенность головы в момент травмы (например, наличие
    головного убора),
    воспоминания самого пациента о том, как произошла травма,
    наличие и длительность ретроградной амнезии (события,
    произошедшие непосредственно перед травмой),
    длительность антероградной амнезии (события, произошедшие
    вслед за травмой),
    наличие тошноты и рвоты.

    Этапы сестринского процесса при черепно-мозговой травмы

    Первый этап – обследование пациента
    2. Физическое обследование:
    При осмотре пациента со «свежей» черепно-мозговой травмой
    особое внимание необходимо обращать на следующее:
    состояние сознания.
    внешние повреждения, особенно в области головы,
    истечение крови или ЦСЖ из носа, ушей, зева,
    повреждение шейного отдела позвоночника,
    наличие периорбитальной гематомы (симптом «очков») и/или
    рстроаурикулярной гематомы,
    общее состояние, особенно состояние сердечно-сосудистой
    системы (возможно развитие шока!), неврологический статус
    (состояние зрачков, зрения, слуха, наличие нистагма, парезов,
    пирамидных знаков).

    Этапы сестринского процесса при черепно-мозговой травмы


    Первичные проблемы у больных с черепно-мозговой
    травмой
    головная боль,
    потеря ориентации,
    нечёткое зрение,
    тошнота и рвота,
    неприятный привкус во рту,
    усталость, изменения в режиме сна,
    изменения в настроении и поведении или проблемы
    с памятью, концентрацией внимания и мыслительным
    процессом.

    Этапы сестринского процесса при черепно-мозговой травмы

    Второй этап – установление проблем
    Потенциальные проблемы у больных с черепно-мозговой травмой
    Посттравматические судороги;
    Тромбоз глубоких вен;
    Потеря слуха;
    Головокружение и головные боли;
    Проблемы с желудочно-кишечным трактом;
    Проблемы с мочеполовой системой;
    Спастичность мышц;
    Дистония и другие двигательные расстройства;
    Проблемы с речью и общением;
    Тревога, депрессия, бессонница;
    Амнезия;
    Деменция

    Этапы сестринского процесса при черепно-мозговой травмы

    4. Осуществление плана сестринских вмешательств.
    Уход за пациентом











    уход за мочевым катетером.
    9) Контроль состояния: АД,ЧДД, пульс, температура тела, сознание, состояние

    Этапы сестринского процесса при черепно-мозговой травмы

    Третий этап – план ухода
    План сестринского ухода у больных с черепно-мозговой травмой
    1) Информирование родственников о заболевании.
    2) Обеспечение режима двигательной активности – строгий постельный режим.
    Создание в постели комфортного положения – с приподнятым головным
    концом, на противопролежневом матрасе.
    3) Обеспечение санитарно – эпидемиологического режима в палате.
    4) Аэротерапия – проветривание 1-2 раза в сутки.
    5) Контроль влажной уборки в палате.
    6) Соблюдение асептики и антисептики.
    7) Обеспечение санитарно – гигиенического режима.
    8) Стрижка ногтей, смена постельного белья, гигиеническая обработка тела и
    слизистых, уход за подключичным и внутривенным катетером, введение и
    уход за мочевым катетером.
    9) Контроль состояния: АД, ЧДД, пульс, температура тела, сознание, состояние
    кожных покровов и видимых слизистых, суточный диурез, локализация и
    характер болей, объем и состав получаемой жидкости в сутки, массу тела.
    10) Диетотерапия пациента.

    10. Принципы сестринского ухода за больными с черепно-мозговой травмой

    Неотложная сестринская помощь при открытой
    ЧМТ (догоспитальный этап):
    1. Наложить асептическую повязку на рану (при выбухании мозгового
    вещества, а также выстоянии костных отломков – наложить повязку
    бубликом).
    2. Обеспечить проходимость ВДП.
    3. Вызвать скорую помощь.
    4. При ликворе из носа или слухового прохода наложить асептическую
    повязку.
    5. Переложить пострадавшего по команде на носилки на спину,
    приподняв голову на 10 градусов и зафиксировать ее с помощью
    бублика, если больной без сознания, то его укладывают на живот или
    устойчивое боковое положение для профилактики асфиксии.
    6. Приложить холод к голове.
    7. Следить за пульсом, АД, ЧДД.
    8. При возможности обеспечить доступ к вене.
    9. Транспортировать больного в нейрохирургическое или ближайшее
    хирургическое отделение.

    11. Принципы сестринского ухода за больными с черепно-мозговой травмой

    Сестринский уход при черепно-мозговых травмах легкой и средней степени тяжести
    (госпитальный этап)
    Соблюдение пациентом строгого, постельного режима от 10--14 дней до нескольких
    недель, месяцев (в зависимости от тяжести повреждения); удлинение физиологического
    сна, введение аминазина, димедрола по назначению врача.
    Проведение дегидратационной терапии: введение гипертонических растворов (40 %ной глюкозы, 10 %-ного натрия хлорида, 25 %-ного магния сульфата) и мочегонных
    препаратов (лазекс, манитол) под контролем диуреза. В последние годы для
    дегидратационной терапии используются гормоны и ганглиоблокаторы.
    Подготовку пациента к люмбальной пункции: медсестра проводит индивидуальную
    беседу для снятия психоэмоционального напряжения; готовит операционное поле в
    поясничной области; накануне ставит очистительную клизму, а перед пункцией
    напоминает пациенту о необходимости опорожнить мочевой пузырь для профилактики
    пареза сфинктеров прямой кишки и мочевого пузыря. За 10--15 мин до процедуры
    вводит 5 % раствор эфедрина или 20 % раствор кофеина для профилактики гипотензии.
    Профилактику вторичного инфицирования при открытых ЧМТ: введением
    антибиотиков, а при переломах основания черепа дополнительно ежедневной сменой
    турунд в наружных слуховых проходах или передних носовых ходах. Запрещается
    промывать полость носа и уха! Турунды вводятся путем легкой тампонады.
    Симптоматическое лечение: введением анальгетиков при головной боли; амидопирина
    с анальгином при высокой температуре по назначению врача.
    Инфузионную терапию: внутривенным введением комбинированных литических
    смесей, 20 % раствора оксибутирата натрия при тяжелых формах ЧМТ (ушиб головного
    мозга).

    12. Исследовательская работа

    Анкетирование больных
    На первом этапе исследования
    я
    провела
    тестирование
    37 человек, находящихся на
    стационарном лечении по поводу черепно-мозговой
    травмы в нейрохирургическом отделении ГБУЗ СК
    «Городская
    клиническая
    больница
    скорой
    медицинской помощи г. Ставрополя». Пациентам
    предлагалось ответить на 7 вопросов. При
    составлении анкеты меня интересовали возраст и
    пол
    респондентов,
    способность
    заниматься
    трудовой деятельностью, приоритетные проблемы
    пациентов и информированность о заболевании.

    13. Исследовательская работа

    Как видно из графика 1, то пациентов мужского пола с черепно-мозговой
    травмой, было в два раза больше, чем женщин: 25 мужчин (68%) и 12 женщин
    (32%).
    График 1. Распределение больных с черепно-мозговой травмой по полу
    1 – мужчины (25 больных)
    2 – женщины (12 больных)
    88
    86
    84
    82
    80
    78
    76
    74
    72
    70
    68
    1
    2

    14. Исследовательская работа

    Согласно диаграмме 2 по возрасту больные распределились в следующем
    порядке: 8 больных – в возрасте 20-30 лет (22%), 13 больных - в возрасте 3040 лет (35%), 7 больных – в возрасте 40-50 лет (19%), 5 больных в возрасте –
    50-60 лет (13%), 4 больных – в возрасте старше 60 лет (11%).
    Диаграмма 1. Распределение больных с черепно-мозговой травмой по
    возрасту
    8 больных – в возрасте 20-30 лет (22%)
    13 больных - в возрасте 30-40 лет (35%)
    7 больных – в возрасте 40-50 лет (19%)
    5 больных в возрасте – 50-60 лет (13%)
    44
    87
    больных – в возрасте старше 60 лет (11%)
    53
    63
    75

    15. Исследовательская работа

    По характеру травмы больные распределились в следующем порядке: 8
    больных (22%) – криминальная, 7 больных (19%) - бытовая или уличная, 12
    (33%) больных - дорожно-транспортная, 6 больных (16%) – производственная,
    4 больных (10%) - неизвестно (диаграмма 2).
    Диаграмма 2. Распределение больных по характеру травмы
    больных – криминальная
    больных - бытовая или уличная
    больных - дорожно-транспортная
    44
    больных – производственная
    53
    больных - неизвестно
    63
    87
    75

    16. Исследовательская работа

    Если говорить о процентном соотношении приоритетных проблем у больных с черепномозговой травмой, то они расположились в следующем порядке: 87% - головокружение
    и головные боли, 75% - проблемы с желудочно-кишечным трактом, 63% проблемы с
    мочеполовой системой, 53 - проблемы с речью и общением, 44% - тревога, депрессия,
    бессонница (график 2).
    График 2. Процентное распределение приоритетных проблем у больных с черепномозговой травмой
    87% - головокружение и головные боли
    75% - проблемы с желудочно-кишечным трактом
    63% проблемы с мочеполовой системой
    53 - проблемы с речью и общением
    44% - тревога, депрессия, бессонница
    90
    87
    75
    80
    63
    70
    53
    60
    44
    50
    40
    30
    20
    10
    0
    1
    2
    3
    4
    5

    17. Выводы

    1. Черепно-мозговая травма является одной из самых тяжёлых травм, поэтому необходимы
    знания о её клинических проявлениях, оказания неотложной помощи и уходе за пациентом в
    течение всего его нахождения в стационаре.
    2. Своевременно и правильно оказанный сестринский уход при черепно-мозговой травме
    позволит улучшить выздоровление, реабилитацию и уменьшить инвалидизацию больных.
    3. Уход за больными с тяжёлой черепно-мозговой травмой заключается в предупреждении
    пролежней и гипостатической пневмонии (поворачивание больного в постели, массаж, туалет
    кожи, банки, горчичники, отсасывание слюны и слизи из полости рта, санация трахеи). Даже
    при лёгкой и средней черепно-мозговой травме последствия дают знать о себе в течение
    месяцев или лет.
    4. С выздоравливающими пациентами, родственниками медицинская сестра должна
    проводить беседы по профилактике ЧМТ. В предупреждении этих травм и их осложнений
    большую роль играет соблюдение техники безопасности, правил уличного движения
    водителями и пешеходами, умение грамотно оказать первую помощь пострадавшему. Помимо
    общих мер предупреждения ЧМТ, следует уделять внимание средствам индивидуальной
    защиты - использование касок, защищающих голову, при строительных работах, езде на
    мотоцикле, игре в хоккей и др.
    5. Реабилитационные мероприятия включают лечебную физкультуру, физиотерапию, приём
    ноотропных, сосудистых и противосудорожных препаратов, витаминотерапию.

    КУРСОВАЯ РАБОТА
    ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
    Тема: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЕ.

    Выполнил
    студент 4 курса
    группы 401
    специальность Сестринское дело

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение……………………………………………………………………..………3
    1 Черепно-мозговая травма: общее понятие……………………………….………5
    1.1 Закрытая черепно-мозговая травма…………….............................................5
    1.2 Открытая черепно-мозговая травма…………….…….…………………....14
    2 Организация сестринского ухода……………………………………………..…15
    2.1 Неотложная помощь при открытой черепно-мозговой травме………......15
    2.2 Особенности сестринского ухода за пациентами с закрытой черепно-мозговой травмой………...……………………………………………………16
    2.3 Алгоритмы сестринских манипуляций при уходе за пациентом............18
    Выводы…………………………………………………………………………….22
    Заключение…………………………………………………………………...........23
    Список используемых источников ………………………………………………24

    ВВЕДЕНИЕ
    Казалось бы, нашему мозгу мало что угрожает. Ведь он защищен по полной программе. Его омывает специальная жидкость, которая не только обеспечивает мозгу дополнительное питание, но и служит своеобразным амортизатором. Мозг покрыт несколькими слоями оболочек. В конце концов, он просто надежно спрятан в черепе. Тем не менее, травмы головы очень часто заканчиваются для человека серьезными проблемами с мозгом. Черепно-мозговая травма является одной из наиболее значимых в здравоохранении.
    В мире черепно-мозговая травма как причина смерти населения занимает третье место, уступая лишь сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям. Однако среди детей, лиц молодого и младшего среднего возраста она оставляет своих «конкурентов» далеко позади, превышая смертность вследствие сердечно-сосудистых заболеваний в 10, а рака – в 20 раз. При этом почти в 50% случаев причиной смерти вследствие травматизма являются повреждения головного мозга. Черепно-мозговая травма является одной из наиболее значимых в здравоохранении.
    Черепно-мозговая травма – это глобальная проблема нейрохирургии. Ежегодно статистика фиксирует 200 случаев черепно-мозговых травм на 10000 населения. Половина всех случаев травмы головы возникает в следствии ДТП. По данным ВОЗ за последние 10-15 лет количество случаев черепно-мозговых травм увеличилось в среднем на 2% ежегодно. В структуре травматизма на долю черепно-мозговых травм приходится 2/3 смертельных случаев.
    В последние десятилетия отмечается увеличение не только количества черепно-мозговых повреждение, но и более тяжелое их течение. Это связано с увеличением количества транспортных средств, недостаточным соблюдением правил движения отдельными водителями и пешеходами, особенно в нетрезвом состоянии.
    Актуальность изучения возможностей эффективного лечения и ухода медицинской сестрой последствий перенесенных черепно-мозговых травм связана с тем, что возникающие в раннем или позднем посттравматическом периоде расстройства со стороны психоневрологической сферы также могут вызывать серьезные нарушения в организме человека вплоть до полной инвалидизации. В 44-62% случаев черепно-мозговая травма наступает в результате алкогольного опьянения, что значительно затрудняет раннюю диагностику повреждений. При черепно-мозговых травмах, помимо больших полушарий, страдает стволовая часть мозга, в которой расположены центры, регулирующие работу жизненно важных органов и систем, а так же обменные процессы. Все эти обстоятельства делают чрезвычайно важной правильную своевременную диагностику, определяют тактику медицинской сестры в уходе за такими пациентами.
    Цель: выявить особенности сестринского ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами.
    Задачи:
    1) Проанализировать литературные источники по теме.
    2) Провести сестринское обследование.
    3) Составить план действий и осуществить реализацию сестринского ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами.
    Методы исследования:
    1) Эмпирический;
    2) Субъективный метод клинического обследования пациента;
    3) Объективный;
    4) Теоретический метод.

    1 Черепно-мозговая травма: общее понятие
    Черепно-мозговая травма – механическое повреждение черепа, головного мозга и его оболочек. При повреждении головного мозга возникают нарушения мозгового кровообращения, пронициаемости гематоэнцефалического барьера. Развивается отек мозга, который вместе с другими патологическими реакциями обуславливает повышение внутричерепного давления.
    Неблагоприятным фактором поражения мозга является гипоксия вследствие нарушения дыхания или падения системного артериального давления.
    Различают закрытую черепно-мозговую травму, при которой отсутствуют условия для инфицирования мозга и его оболочек, и открытую, которая часто приводит к развитию инфекционных осложнений со стороны мозговых оболочек (менингит) и мозга (абсцесс, энцефалит). К закрытой травме относят все виды черепно-мозговых повреждений, при которых не нарушается целостность кожного покрова головы, и ранения мягких тканей, которые не сопровождаются повреждением апоневроза.
    Для открытой черепно-мозговой травмы характерно одновременное повреждение мягких покровов головы и черепных костей. Если она сопровождается нарушением целостности твердой мозговой оболочки, ее называют проникающей, в этом случае опасность инфицирования мозга особенно велика.
    Повреждения черепа могут быть в виде трещин, дырчатых и вдавленных переломов, переломов костей основания черепа.
    1.1 Закрытая черепно-мозговая травма
    Основными клиническими формами черепно-мозговой травмы являются сотрясение мозга, ушибы мозга (легкой, средней и тяжелой степени), сдавление мозга, переломы костей свода или основания черепа.
    Сотрясение головного мозга.
    Сотрясение головного мозга – функционально обратимое повреждение головного мозга с кратковременной потерей сознания. Патоморфологические изменения могут быть выявлены лишь на клеточном и субклеточном уровнях....

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Особенности сестринского ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами будут направлены на точное выполнение врачебных назначений, контролю состояния пациента и возможных побочных эффектов от вводимых препаратов. Грамотное проведение диагностических исследований, а так же рассказать родственникам пациента о его заболевании, возможных последствиях и лечении. Помогать пациентам осуществлять гигиеническую обработку тела. При наличии следить за введенными катетерами. Исходя из этого, можно сказать, что медицинская сестра очень важна для осуществления ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами.
    Итак, целью сестринского ухода является поддержание и восстановление независимости пациента, удовлетворение основных потребностей пациента.
    В заключении можно сделать вывод, что современные представления о развитии сестринского дела в обществе состоит в том, чтобы помочь отдельным людям, семьям и группам развить свой физический, умственный и социальный потенциал и поддерживать его на соответствующем уровне вне зависимости от меняющихся условий проживания и работы.
    Это требует от медицинской сестры работы по укреплению, продлеванию и сохранению здоровья, а также по профилактике заболеваний.
    Медицинская сестра, не только должна компетентно выполнять врачебные назначения и осуществлять сестринской уход за больными, но так же высоким требованиям должны отвечать ее теоретические знания того или иного заболевания.
    На этапе работы были выявлены особенности сестринского ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами, проанализированы литературные источники по теме, проведено сестринское обследование, а так же составлен план действий и осуществлена реализация сестринского ухода за пациентами с черепно-мозговыми травмами.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
    1 Дралюк М.Г. Черепно-мозговая травма. Учебное пособие / М.Г. Дралюк, Н.С. Дралюк, Н.В.Исаева. - Ростов-на-дону: Феникс, 2013. – 192 с.
    2 Каретникова О.Ю., Кочнева С.А., Новейший справочник медицинской сестры. - М.: ООО «Дом Славянской книги», 2011. - 896 с.
    3 Кондаков Е.Н. Черепно-мозговая травма: Руководство для врачей неспециализированных стационаров / Е.Н.Кондаков, В.В.Кривецкий. – М.: Медицина, 2012.
    4 Латышева В.Я. Черепно-мозговая травма: классификация, клиническая картина, диагностика и лечение. Учеб.пособие / В.Я.Латышева, М.В.Олизарович, В.Л.Сачковский. – Минск: Вышэйшая школа, 2011.
    5 «Сестринское дело в терапии» В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, 2002г. «Сестринское дело в терапии» В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, Н.Н. Семенков, 2014год.
    6 «Энциклопедия медицинской сестры» Ю.П. Никитина, 2007год
    7 Медицинская энциклопедия «Мединфа» >8 Свободная энциклопедия «Википедия»