Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Сестринский процесс этапы значение. Понятие об этапах сестринского процесса

    Сестринский процесс этапы значение. Понятие об этапах сестринского процесса

    Призванием медсестры является оказание отдельному человеку помощи по всем вопросам, которые касаются его здоровья или восстановления здоровья, а также наступления безболезненного летального исхода. Деятельность специалиста должна быть направлена на то, чтобы научить человека справляться без какой-либо помощи посторонних, дать ему полную информацию, чтобы он скорее смог стать самостоятельным. В существует особая технология, именуемая сестринским процессом. Она направлена на улучшение качества жизни пациентов при помощи решения трудностей, которые у них возникают. Сегодня мы поговорим о том, как определяются и решаются .

    Цели сестринского процесса

    Медицинская сестра должна гарантировать приемлемое качество жизни пациента в зависимости от того, в каком он находится состоянии. Проблема пациента должна быть предупреждена, облегчена и сведена к минимуму. Если у человека имеется травма или определенное заболевание, медсестра обязана помочь ему и его семье адаптироваться к новым условиям жизни. Независимость и самостоятельность пациента должны быть достигнуты и поддержаны, его основные потребности нужно удовлетворить или обеспечить спокойную смерть.

    Этапы сестринского процесса

    Сестринский процесс протекает пошагово. На первом этапе происходит обследование пациента. Затем - установление (диагноз сестринский). После этого происходит планировка сестринского ухода за больным, осуществление планов по решению трудностей пациента и оценка результативности с последующей коррекцией. Сегодня мы рассмотрим второй этап сестринского процесса.

    Сестринское диагностирование

    Для установления трудностей пациента разрабатывается индивидуальный план ухода, для того чтобы больной и его семья смогли приспособиться к изменениям, которые возникли из-за проблем со здоровьем. Медсестра сначала должна выяснить потребности больного, удовлетворить которые он сам не может, что ведет к образованию трудностей. проводит сестринское диагностирование состояния больного. При этом выясняются проблемы пациента. Здесь происходит формирование медицинского суждения, где описывается форма ответной реакции больного на свою болезнь и состояние с указанием причины данной реакции. В этом случае многое зависит от вида заболевания, изменений внешней среды, проведения медицинских процедур, жизненных условий больного, а также от его личных обстоятельств.

    Виды проблем пациента

    При сестринском процессе берется во внимание не болезнь, а реакции больного на свое состояние и заболевание. Подобные реакции могут быть нескольких видов:

    1. Физиологические. Они характеризуются процессами, происходящими в организме пациента. Это может быть, например, задержка стула.
    2. Психологические. Такие реакции обуславливаются беспокойством, которое вызывает заболевание, и недостаточная информированность о нем, а также преуменьшение тяжести болезни.
    3. Духовные реакции могут проявляться в желании ухода из жизни при неизлечимом недуге, в разногласиях с семьей, что возникают из-за болезни, выборе жизненных ценностей и так далее. Поэтому важно правильно выявить .
    4. Социальные. Они характеризуются желанием изолироваться при наличии смертельного инфекционного заболевания.

    Медсестра не всегда имеет возможность решить все вышеперечисленные трудности. Поэтому на практике их принято подразделять на психосоциальные и физиологические.

    Существующие и потенциальные проблемы больного

    Все принято разделять на существующие, те которые имеются в настоящее время, и потенциальные, представленные в виде дальнейших осложнений, предотвратить которые можно при правильно спланированном сестринском процессе. Практически всегда у пациента наблюдается несколько видов трудностей, поэтому все они делятся на приоритетные и второстепенные. К приоритетным проблемам относят:

    • достаточно тягостные проблемы для больного;
    • проблемы, что могут привести к осложнениям;
    • трудности, от решения которых зависит позитивный результат лечения;
    • те, что ограничивают пациента в способности самостоятельно за собой ухаживать.

    При сестринском диагностировании необходимо брать во внимание все трудности больного, которые могут быть решены или скорректированы медперсоналом. Их распределяют по весомости и переходят к решению, начиная с самых важных. среди проблем пациента и родственников в первые часы в стационаре , можно использовать пирамиду потребностей по А. Маслоу. Эта методика позволяет выделить первостепенные потребности, промежуточные и второстепенные.

    Принципы сестринского диагностирования

    Чтобы анализ был полезным и целенаправленным, необходимо соблюдать следующие принципы:

    1. Выявление потребностей, которые больной не может удовлетворить самостоятельно.
    2. Определение факторов, которые вызывают заболевание.
    3. Выявление сильных и слабых качеств пациента, которые способствуют либо развитию, либо предупреждению появления трудностей.
    4. Спрогнозировать дальнейшие возможности больного, их расширение или ограничение.

    Трудности при постановке сестринского диагноза

    Медицинской сестрой могут быть высказаны те трудности, разрешение которых не выходит за рамки ее полномочия. Чтобы понять точность обозначения и правильную постановку сестринского диагноза, рекомендуется проверять следующее:

    1. Имеет ли проблема связь с недостатком самообслуживания. Например, трудность дыхания в определенном положении больного связана с недостатком самообслуживания. Она может быть устранена медсестрой.
    2. Насколько поставленный диагноз понятен больному.
    3. Станет ли основой для планирования маневров медсестры. Вмешательство специалиста будет правильным, если он узнает причину, чкоторая вызывает определенное состояние пациента.
    4. Станет ли определенная ею трудность проблемой больного.
    5. Поставлена ли в диагнозе медицинской сестры только одна проблема больного. Необходимо выделять несколько диагнозов, а также учесть то, что больной не понимает, что его тревожит. Например, могут быть связаны не только с болезнью, но и с лечением, обстановкой в больнице, семейными отношениями и так далее.

    Задачей диагностирования медсестрой является выявление всех имеющихся или предвидящихся трудностей больного на пути восстановления его хорошего состояния, определение наиболее тягостной проблемы в настоящее время, формирование диагноза и планирование мероприятий по уходу за пациентом.

    Содержание сестринского процесса на втором этапе

    Больной должен помогать медсестре правильно выделять главное при постановке . Все несогласованности могут исчезнуть путем обсуждения вопросов сестрой и больным. Если имеются серьезные психологические и эмоциональные трудности, медицинский работник берет ответственность на себя при выборе первоочередных диагнозов. Когда больной только что поступил в больницу или он имеет неустойчивое состояние, сразу не определяются, это делается только после изучения всей информации, так как выводы, сделанные раньше срока, провоцируют постановку неправильного диагноза и плохой сестринский уход. Часто бывают случаи, когда проблему больного установить невозможно. В этом случае проводится обычная констатация симптомов. В других случаях болезнь вызвана неблагоприятными жизненными ситуациями. Тогда медсестрой подробно выясняются все эти обстоятельства. В этом случае она будет иметь возможность максимально помочь пациенту преодолеть негативные последствия.

    Итоги

    На втором этапе сестринского процесса происходит анализ данных, которые были получены на первом этапе при обследовании пациента. Здесь медперсонал должен выявить, например, проблемы пациента и родственников в разные периоды лихорадки , и сформулировать точные диагнозы, которые препятствуют достижению позитивного состояния больного, а также те, что может решить медицинская сестра. Нужно иметь в виду, что трудность пациента может быть связана не только с болезнью, но и с методами лечения, окружающей обстановкой, отношениями с родственниками и так далее. Сестринские диагнозы могут изменяться не только каждый день, но и на протяжении дня.

    Нужно помнить о том, что они отличаются от диагнозов врачебных. Врач ставит диагноз и назначает лечение, а медсестра содействует больному в том, чтобы он мог приспособиться и жить с заболеванием. Один недуг человека может вызывать у него большое количество трудностей, поэтому диагнозов медицинской сестры может быть некоторое количество. Важно не забывать, что если не имеется неотложных физических расстройств, опасность для жизни больного может оказывать неудовлетворение его психосоциальных потребностей. Расстанавливая приоритеты при медицинская сестра имеет право привлекать родственников больного. При этом она должна указывать причины, что привели к появлению проблем, а также направлять свои действия на их устранение. Все сестринские диагнозы фиксируются в плане сестринского ухода (СИБ).

    1. Сестринское обследование .

    2. Сестринская диагностика.

    3. Планирование сестринского вмешательства.

    4. Реализация сестринского плана (сестринское вмешательство).

    5. Оценка результата.

    Этапы последовательны и взаимосвязаны.

    1 этап СП - сестринское обследование .

    Это сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.

    Цель : создание информативной базы о пациенте.

    Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

    Потребность есть физиологический и (или) психологиче­ский дефицит того, что существенно для здоровья и благополу­чия человека.

    В сестринской практике используется классификация потреб­ностей Вирджинии Хендерсон (Модель сестринского дела В. Хендерсон, 1966 г.) , которая всё их многообразие свела к 14-ти наиболее важным и назвала их видами повседневной деятельности. В своей работе В. Хендерсон использовала теорию иерархии потребностей А. Маслоу (1943г.). По его теории, одни потребности для человека более существенны, чем др. Это позволило А. Маслоу классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень). А. Маслоу изобразил эти уровни потребностей в виде пирамиды, поскольку именно эта фигура имеет широкое основание (основу, фундамент), как и физиологические потребности человека, являются основой его жизнедеятельности (учебник стр. 78):

    1. Физиологические потребности.

    2. Безопасность.

    3. Социальные потребности (общение).

    4. Самоуважение и уважение.

    5. Самовыражение.

    Прежде чем думать об удовлетворении потребностей высшего уровня, необходимо удовлетворить потребности низшего порядка.

    Учитывая реалии российского практического здравоохранения, отечественные исследователи С.А. Мухина и И.И. Тарновская предлагают осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фун­даментальных потребностей человека:


    1. Нормальное дыхание.

    3. Физиологические отправления.

    4. Движение.

    6. Личная гигиена и смена одежды.

    7. Поддержание нормальной температуры тела.

    8. Поддержание безопасности окружающей среды.

    9. Общение.

    10. Труд и отдых.


    Основные источники информации о пациенте


    пациент члены семьи, обзор

    мед. персонал мед. документация данные спец. и мед.

    друзья, обследований лит-ры

    прохожие

    Методы сбора информации о пациента



    Таким образом, м/с оценивает следующие группы параметров: физиологические, социальные, психологические, духовные.

    субъективную – включает чувства, эмоции, ощущения (жалобы) самого пациента относительно своего здоровья;

    М/с получает два вида информации:

    объективную – данные, которые получены в результате наблюдений и обследований, проводимых медсестры.

    Следовательно, источники информации также разделяются на объективные и субъективные.

    Сестринское обследование является независимым, и не может подменяться врачебным, т. к. задача врачебного обследования - назначить лечение, в то время как сестринского - предоставить мотивированный индивидуализированный уход.

    Собранные данные записываются в сестринскую историю болезни по определённой форме.

    Сестринская история болезни - юридический протокол документ самостоятельной, профессиональной деятельности медсестры в рамках её компетенции.

    Цель сестринской истории болезни - контроль за деятельностью медсестры, выполнением ею плана ухода и рекомендаций врача, анализ качества оказания сестринской помощи и оценка профессионализма медсестры.

    2 этап СП – сестринская диагностика

    - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние, с желательным указанием вероятной причины такой реакции.

    Цель сестринской диагностики : проанализировать результаты обследования и определить, с какой проблемой здоровья сталкивается пациент и его семья, а так же определить направление сестринского ухода.

    С точки зрения медицинской сестры, проблемы появляются то­гда, когда у пациента, в силу определенных причин (болезнь, трав­ма, возраст, неблагоприятная обстановка), возникают следующие затруднения:

    1. Не может самостоятельно удовлетворить какие-либо из потребностей или у него возникают трудности в их удов­летворении (например, не может принимать пищу из-за болей при глотании, не может передвигаться без дополни­тельной опоры).

    2. Пациент удовлетворяет свои потребности самостоятельно, но то, как он их удовлетворяет, не способствует сохранению его здоровья на оптимальном уровне (например, при­страстие к жирной и пряной пище чревато заболеванием пищеварительной системы).

    Проблемы м.б. :

    Существующие и потенциальные.

    Существующие – это проблемы, которые беспокоят пациента в настоящий момент.

    Потенциальные – те, которые не существуют, но могут появиться с течением времени.

    По приоритетности проблемы классифицируются как первичные, промежуточные и вторичные (приоритеты, следовательно, классифицируются аналогично).

    К первичным относят проблемы, связанные с повышенным риском и требующие экстренной помощи.

    Промежуточные не представляют серьезной опасности и допускают отсрочку сестринского вмешательства.

    Вторичные проблемы не имеют прямого отношения к заболеванию и его прогнозу.

    На основании выявленных проблем пациента медсестра приступает к постановке диагноза.

    Отличительные особенности сестринского и врачебного диагнозов:

    Врачебный диагноз сестринский диагноз

    1. выявляет конкретное заболевание выявляет ответную реакцию пациента

    или сущность патологического на болезнь или свое состояние

    процесса

    2. отражает врачебную цель – вылечить сестринскую – решение проблем

    пациента при острой патологии пациента

    или вывести заболевание в стадию

    ремиссии при хронической

    3. как правило, правильно поставленный меняется периодически

    врачебный диагноз не меняется

    Структура сестринского диагноза:

    1 часть – описание ответной реакции пациента на болезнь;

    2 часть – описание возможной причины такой реакции.

    Например : 1ч. – нарушение в питании,

    2ч. – связанное с низкими финансовыми возможностями.

    Классификация сестринских диагнозов (по характеру реакции пациента на болезнь и своё состояние).

    Физиологические (например, пациент не удерживает мочу при напряжении). Психологические (например, пациент боится не проснуться после наркоза).

    Духовные - проблемы высшего порядка, связанные с пред­ставлениями человека о его жизненных ценностях, с его вероисповеданием, поисками смысла жизни и смерти (одиночество, чувство вины, страх смерти, потребность в святом причастии).

    Социальные - социальная изоляция, конфликтная ситуация в семье, финансовые или бытовые проблемы, связан­ные с выходом на инвалидность, переменой места житель­ства и т.д.

    Таким образом, в модели В. Хендерсон сестринский диагноз всегда отражает дефицит самоухо­да, имеющийся у пациента, и направлен на его замещение и пре­одоление. Как правило, у пациента одновременно диагностируется не­сколько проблем, связанных со здоровьем. Проблемы пациента учитываются одновременно: сестра решает все проблемы, которые ставит, в порядке их значимости, начи­ная с самых важных и далее по порядку. Критерии выбора порядка значимости проблем пациента:

    Главное, по мнению самого пациента, самое тягостное и па­губное для него либо препятствующее осуществлению самоухода;

    Проблемы, способствующие ухудшению течения заболевания и высокому риску развития осложнений.

    3 этап СП – планирование сестринского вмешательства

    Это определение целей и составление ин­дивидуального плана сестринского вмешательства отдельно для каждой проблемы пациента, в соответствии с порядком их значи­мости.

    Цель : Исходя из потребностей пациента, выделить приоритетные проблемы, разработать стратегию достижения поставленных целей (план), определить критерий их выполнения.

    Для каждой приоритетной проблемы записываются конкретные цели ухода, а для каждой конкретной цели нужно подобрать конкретное сестринское вмешательство.

    Приоритетная проблема – конкретная цель – конкретное сестринское вмешательство

    В сестринской практике цель - это ожидаемый конкретный положительный результат сестринского вмешательства по опреде­лённой проблеме пациента.

    Требования, предъявляемые к целям:

    1. Цель должна соответствовать поставленной проблеме.
    2. Цель должна быть реальной, достижимой, диагностичной (возможность проверки достижения).
    3. Цель должна быть сформулирована в пределах сестринской, а не врачебной компетенции.
    4. Цель должна быть сосредоточена на пациенте, то есть должна формулироваться «от пациента», отражать то существенное, что получит пациент в результате сестринского вмешательства.
    5. Цели должны быть конкретными , следует избегать рас­плывчатых общих формулировок («пациент будет чувство­вать себя лучше», «у пациента не будет дискомфорта», «па­циент будет адаптирован).
    6. Цели должны иметь конкретные сроки их достижения.
    7. Цель должна быть понятна пациенту, его семье, а также другим медицинским работникам.
    8. Цель должна предусматривать только положительный результат:

    Уменьшение или полное исчезновение симптомов, вызывающих страх у пациента или тревогу у сестры;

    Улучшение самочувствия;

    Расширение возможностей самоухода в рамках фундаментальных потребностей;

    Изменение отношения к своему здоровью.

    Виды целей

    Краткосрочные Долгосрочные

    (тактичные) (стратегические).

    Структура цели

    исполнение критерий условие

    (действие) (дата, время, расстояние) (с помощью кого или чего-либо)

    Например, пациент пройдет с помощью костылей 7 метров на восьмой день.

    Четко сформулированные цели ухода сестринского ухода позволяют м/с составить план по уходу за пациентом.

    План - это письменное руководство, предусматривающее последовательность и фазность сестринских вмешательств, необходимых для достижения целей ухода.

    Стандарт плана по уходу – базовый уровень сестринского обслуживания, обеспечивающий качественный уход по определенной проблеме пациента, вне зависимости от конкретной клинической ситуации. Стандарты могут быть приняты как на федеральном, так и на местном уровне (департаменты здра­воохранения, конкретное лечебно-профилактическое учреждение). Примером стандарта сестринской практики может служить ОСТ «Протокол ведения больных. Профилактика пролежней».

    Индивидуальный план по уходу – письменное руководство по уходу, представляющее собой подробное перечисление действий м/с, необходимых для достижения целей ухода по определенной проблеме пациента, с учетом конкретной клинической ситуации.

    Планирование обеспечивает:

    · преемственность сестринского ухода (координирует работу сестринской бригады, помогает поддерживать связь с др. специалистами и службами);

    · снижение риска некомпетентного ухода (позволяет контролировать объём и правильность оказания сестринской помощи);

    · возможность определения экономических затрат.

    В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согла­совывает свои действия с пациентом и его семьёй.

    4 этап СП – сестринское вмешательство

    Цель : Сделать все необходимое для выполнения плана ухода за пациентом.

    Центральны пунктом сестринского вмешательства, всегда является дефицит в способности пациента удовлетворять свои потребности.

    1. – пациент не может осуществлять самоуход;

    2. – пациент может осуществлять самоуход частично;

    3. – пациент может осуществлять самоуход полностью.

    В связи с этим различны и системы сестринского вмешательства:

    1 – полностью компенсирующая система помощи (параличи, бессознательное состояние, запреты пациенту на перемещение, психические нарушения);

    2 – частичная система помощи (большинство пациентов, находящихся в стационаре);

    3 – консультативно-поддерживающая система (амбулаторное обслуживание).

    Типы сестринских вмешательств:

    5 этап СП – оценка результата

    – это анализ ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.

    Цель : Определить, в какой степени достигнуты, поставленные цели (анализ качества сестринской помощи)

    Процесс оценки включает;

    1 – определение достижения цели;

    2 – сравнение с ожидаемым результатом;

    3 – формулировка выводов;

    4 – отметка в сестринской документации эффективности плана ухода.

    Реализация каждого пункта плана по уходу за пациентом приводит в общем случае к новому состоянию пациента, которое может быть:

    Лучше прежнего состояния

    Без изменений

    Хуже прежнего

    Оценка осуществляется сестрой непрерывно, с определённой периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характе­ра проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента бу­дет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого - каждый час.

    Если поставленные цели достигнуты и проблема решена, м/с должна удостоверить это, расписавшись под соответствующей целью и поставить дату.

    К основным критериям эффективности сестринской помощи относятся:

    Прогресс в достижении целей;

    Ответная положительная реакция пациента на вмешательство;

    Соответствие полученного результата ожидаемому.

    Если же, цель не достигнута, необходимо:

    Выявить причину – поиск допущенной ошибки.

    Изменить саму цель, сделать ее более реалистичнее.

    Пересмотреть сроки.

    Ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи

    ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Как вы понимаете смысл определения: сестринское дело есть способ удовлетворения жизненно важных потребно­стей человека? Приведите примеры связи проблем пациен­та, требующих вмешательства сестры, с нарушением удов­летворения потребностей его организма в ситуации болезни.
    2. Почему сестринский процесс называют круговым и циклическим процессом?
    3. Охарактеризуйте различия традиционного и современного подхода к организации сестринской помощи пациенту.
    4. Правильно ли сформулирована цель сестринского вмеша­тельства: медсестра обеспечит полноценный сон пациен­та? Приведите свой вариант.
    5. Почему сестринскую историю болезни называют зеркалом, отражающим квалификацию и уровень мышления медицин­ской сестры?

    Тема: «ВНУТРИБОЛЬНИЧНАЯ ИНФЕКЦИЯ.

    ИНФЕКЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ИНФЕКЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ»

    План:

    · Понятие о ВБИ.

    · Основные факторы, способствующие распространенности ВБИ.

    · Возбудители ВБИ.

    · Источники ВБИ.

    · Инфекционный процесс. Цепочка инфекционного процесса.

    · Понятие о санитарно-эпидемиологическом режиме и его роли в профилактике ВБИ.

    · Приказы МЗ, регламентирующие санитарно-эпидемиологический режим в ЛПУ.

    · Понятие о деконтаминации. Уровни обработки рук.

    5 этап сестринского процесса непрерывный, происходящий на каждом этапе. Медсестра оценивает состояние здоровья пациента, эффективность планирования, сестринскую команду, сестринский уход. Процесс определения результатов обеспечивает обратную связь в работе медсестры; она обратно возвращается к каждому этапу и анализирует причины успеха или неудачи. Особенностью данного этапа в гинекологи является то, что оценка частично проводится без участия пациента. Это относится, прежде всего, к сестринскому процессу в операционном периоде при применении общей анестезии, а также к раннему послеоперационному периоду. Как и в других областях медицины, в гинекологии планы сестринских мероприятий могут пересматриваться, либо кардинально меняться в зависимости от состояния пациента, достижения или недостижения поставленных целей и особенностей диагностического и лечебного процесса.

    Оценка эффективности сестринских вмешательств — это многоступенчатый процесс.

    Проводится она:

    • медсестрой
    • пациентом
    • родственниками пациента
    • старшей сестрой отделения
    • заведующим отделения
    • руководством больницы

    Формулировка оценки эффективности сестринских вмешательств

    Краткосрочная цель: Пациентка отметила уменьшение ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ через 20-30 мин. (до 7 дней) в результате совместных действий врача, медсестры и пациента.Цель достигнута.

    Долгосрочная цель: У пациентки нет ПРИОРИТЕТНОЙ ПРОБЛЕМЫ к концу 10-14 дня в результате совместных действий врача, медсестры и пациента. Цель достигнута.

    Сестринское обеспечение Сестринское обеспечение включает в себя необходимые медикаменты. инвентарь, инструменты и т.д. для достижения поставленных целей.

    (Пока оценок нет)

    Сестринский процесс

    Сестринский процесс - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике действий медицинской сестры по оказанию помощи пациентам.

    Цель этого метода - обеспечение приемлемого качества жизни в болезни путем обеспечения максимально доступного для пациента физического, психосоциального и духовного комфорта с учетом его культуры и духовных ценностей.

    В настоящее время сестринский процесс является одним из основных понятий современных моделей сестринского дела и включает в себя пять этапов:

    1 этап - Сестринское обследование

    2 этап – Выявление проблем

    3 этап - Планирование

    4 этап - Реализация плана ухода

    5 этап - Оценка

    СЕСТРИНСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ

    первый этап сестринского процесса

    На этом этапе медицинская сестра производит сбор данных о состоянии здоровья пациента и заполняет сестринскую карту стационарного пациента

    Цель обследования пациента - собрать, обосновать и взаимосвязать полученную информацию о пациенте для создания информационной базы данных о нем и о его состоянии в момент обращения за помощью.

    Данные обследования могут носить субъективный и объективный характер.

    Источниками субъективной информации являются:

    * сам пациент, который излагает собственные предположения о своем состоянии здоровья;

    * близкие и родственники пациента.

    Источники объективной информации:

    * физическое исследование пациента по органам и системам;

    * знакомство с медицинской историей болезни.

    В процессе общения медсестры с пациентом очень важно попытаться установить теплые, доверительные отношения, необходимые для сотрудничества в борьбе с заболеванием. Соблюдение некоторых правил общения с пациентом позволит медсестре достичь конструктивного стиля беседы и добиться расположения к себе со стороны пациента.

    Субъективный метод обследования – расспрос. Это данные, которые помогают медсестре составить представление о личности пациента.

    Расспрос играет огромную роль в:

    Предварительном заключении о причине болезни;

    Оценке и течении заболевания;

    Оценке дефицита самообслуживания.

    Расспрос включает anamnessis. Этот метод внедрил в практику известный терапевт Захарин.

    Анамнез – совокупность сведений о больном и развитии заболевания, полученных при расспросе самого пациента и знающих его лиц.

    Расспрос складывается из пяти частей:

    Паспортная часть;

    Жалобы пациента;

    Anamnesis morbe;

    Anamnesis vitae;

    Аллергические реакции.

    Жалобы пациента дают возможность выяснить причину заставившую обратиться к врачу.

    Из жалоб пациента выделяют:

    Актуальные (приоритетные);

    Главные;

    Дополнительные.

    Главные жалобы - это те проявления заболевания, которые больше всего беспокоят пациента, более резко выражены. Обычно главные жалобы и определяют проблемы пациента и особенности ухода за ним.

    Anamnesis morbe (история заболевания) – первоначальные проявления болезни, отличающиеся от тех, которые пациент предъявляет, обратившись за медицинской помощью, поэтому:

    Уточняют начало заболевания (острое или постепенное);

    Затем выясняют, какое было течение заболевания, как изменились болезненные ощущения с момента их возникновения;

    Уточняют, были ли проведены исследования до встречи с медсестрой и каковы их результаты;

    Следует расспросить: проводилось ли ранее лечение, с уточнением лекарственных препаратов, которые могут изменить клиническую картину болезни; все это позволит судить об эффективности терапии;

    Уточняют время наступления ухудшения.

    Anamnesis vitae (история жизни) – позволяет выяснить, как наследственные факторы, так и состояние внешней среды, что может иметь прямое отношение к возникновению заболевания у данного пациента.

    Anamnesis vitae собирается по схеме:

    1. биография пациента;

    2. перенесенные заболевания;

    3. условия труда и быта;

    4. интоксикация;

    5. вредные привычки;

    6. семейная и половая жизнь;

    7. наследственность.

    Объективное обследование:

    Физическое обследование;

    Знакомство с медицинской картой;

    Беседа с лечащим врачом;

    Изучение медицинской литературы по уходу.

    Объективный метод – это осмотр, который определяет статус пациента в настоящее время.

    Осмотр проводится по определенному плану:

    Общий осмотр;

    Осмотр определенных систем.

    Методы обследования:

    Основные;

    Дополнительные.

    К основным методам обследования относятся:

    Общий осмотр;

    Пальпация;

    Перкуссия;

    Аускультация.

    Аускультация – выслушивание звуковых феноменов, связанных с деятельностью внутренних органов; является методом объективного обследования.

    Пальпация – один из основных клинических методов объективного обследования пациента с помощью осязания.

    Перкуссия – постукивание по поверхности тела и оценка характера возникающих при этом звуков; один из основных методов объективного обследования пациента.

    После этого медсестра готовит пациента к другим назначенным обследованиям.

    Дополнительные исследования – исследования, проводимые другими специалистами (пример: эндоскопические методы обследования).

    При общем осмотре определяют:

    1. общее состояние пациента:

    Крайне тяжелое;

    Средней тяжести;

    Удовлетворительное;

    2. положение пациента в постели:

    Активное;

    Пассивное;

    Вынужденное;

    3. состояние сознания (различают пять видов):

    Ясное – пациент конкретно и быстро отвечает на вопросы;

    Помрачненное – пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием;

    Ступор – оцепенение, пациент на вопросы не отвечает или отвечает не осмысленно;

    Сопор – патологический сон, сознание отсутствует;

    Кома – полное подавление сознания, с отсутствием рефлексов.

    4. данные антропометрии:

    5. дыхание;

    Самостоятельное;

    Затрудненное;

    Свободное;

    6. наличие или отсутствие одышки;

    различают следующие виды одышки:

    Экспираторная – затруднение выдоха;

    Инспираторная – затруднение вдоха;

    Смешанная;

    7. частоту дыхательных движений (ЧДД)

    8. артериальное давление (АД);

    9. пульс (Ps);

    10. данные термометрии и т. д.

    Артериальное давление - давление, оказываемое скоростью тока крови в артерии на ее стенку.

    Антропометрия – совокупность методов и приемов измерений морфологических особенностей человеческого тела.

    Пульс – периодические толчкообразные колебания (удары) стенки артерии при выбросе крови из сердца при его сокращении, связанные с динамикой кровенаполнения и давления в сосудах в течение одного сердечного цикла.

    Термометрия – измерение температуры тела термометром.

    Одышка (диспное) – нарушение частоты, ритма и глубины дыхания с ощущениями недостатка воздуха или затруднения дыхания.

    ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПАЦИЕНТА –

    Цель сестринского процесса - предупредить, облегчить, уменьшить или свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

    Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

    • 1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);
    • 2. сестринская диагностика (определение потребностей);
    • 3. определение целей и планирование ухода;
    • 4. реализация плана ухода;
    • 5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

    Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к осуществлению сестринского процесса.

    I этап - сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой сестринской помощи. Учитывая реалии российского практического здравоохранения, предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных потребностей человека. Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни, беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом. Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская сестра приступает ко II этапу - сестринской диагностике.

    Сестринская диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и потенциальные. В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий момент.

    На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной сестринской проблеме. В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю болезни.

    IV этап - реализация сестринских вмешательств. Не обязательно сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам - младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако, ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя. Сестринские вмешательства бываю 3 видов: 1. Зависимое вмешательство - выполнение под наблюдением врача и по назначению врача; 2. Независимое вмешательство - действие медицинской сестры по собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по организации досуга и т.д. 3. Взаимозависимое вмешательство - сотрудничество с врачами и другими специалистами.

    Задача V этапа - определение результативности сестринского вмешательства и его коррекция в случае необходимости. Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. Сестринский процесс применим в любой области сестринской деятельности, в том числе и в профилактической работе.