Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Режим дня школьника. Нужен ли он? Режим дня школьника: основные правила

    Режим дня школьника. Нужен ли он? Режим дня школьника: основные правила

    Предельно важным для сохранения здоровья является правильная организация жизни человека. Для достижения благоприятных условий в деятельности организма человека необходимо, чтобы жизнь его подчинялась определенному ритму, то есть сон, отдых, труд, питание и пр. происходили в одно и то же время. При этом организм привыкает выполнять одну и ту же работу в определенное время, или, по выражению физиологов, вырабатывается динамический стереотип. Что очень важно для . Поэтому необходимо выработать правильный режим дня школьника .

    Так, например, занятия в школе в определенные часы вызывают привычное возбуждение в участках коры головного мозга, чем достигается более плодотворная и интенсивная его работа . Привычка ложиться спать и вставать в одно и то же время способствует быстрому засыпанию и пробуждению, а крепкий сон в течение 7-8 часов дает необходимый организму отдых.

    Прием пищи по времени вызывает у человека аппетит, способствует выделению пищеварительных соков и более полному усвоению пищи .

    Значение режима не ограничивается только физиологическими рамками: режим помогает более целесообразно использовать время, воспитывает чувство дисциплинированности и самоконтроля, вырабатывает привычку к порядку.

    Что же такое режим дня школьника и каковы основные принципы его рационального построения?

    Режим - последовательность различных видов деятельности и отдыха на протяжении суток. Режим дня повышает работоспособность, предохраняет организм от переутомления, способствует повышению успеваемости и укреплению здоровья . Режим дня устанавливается индивидуально, то есть для каждого в отдельности, с учетом возраста, состояния здоровья, занятий в школе.

    Основными элементами режима дня для школьника являются занятия в школе, приготовление уроков, любимое занятие (чтение, рисование, музыка), общественная работа, помощь семье, прогулки, занятия физкультурой и спортом, закаливающие процедуры, туалет, приемы пищи, сон и др.

    Составляя режим дня, надо учитывать основные режимные моменты и суметь правильно определить время для их выполнения.

    Выполнение домашних заданий

    Нельзя, например, приступать к выполнению домашних заданий тотчас по приходе домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

    Как же правильно организовать приготовление домашних заданий? Сколько времени необходимо затратить для этого? В какое время дня их лучше готовить? Ответы на эти вопросы дают нам специальные исследования. Учащиеся первого класса должны тратить не более 1 часа времени на приготовление домашних заданий, учащиеся 2-го класса - не более 1,5 часов, 3-4-х классов - не более 2 часов, 5-7-х классов - не более 2,5 часов и учащиеся 8-11-х классов - не более 3 часов. Если готовить уроки дольше указанного времени, работа становится малоэффективной и может привести к переутомлению ученика. Во время приготовления домашних заданий, так же как и в школе, необходимо делать 10-минутные перерывы после 45 минут занятий.

    Приготовление уроков целесообразно начинать с предметов средней трудности , а затем переходить к более трудному предмету. Такое положение объясняется тем, что в начале приготовления уроков, как и в начале любой умственной работы, у большинства людей работоспособность сравнительно невелика. Для достижения более высокой ее степени необходимо определенное время, в течение которого человек как бы «врабатывается». Если вы выработаете у себя привычку начинать приготовление уроков всегда в одно и то же время, то на достижение максимальной работоспособности времени будет затрачено значительно меньше.

    Организация рабочего места

    На качество приготовления домашних заданий влияет также правильная организация рабочего места , которое должно быть постоянным и удобным.

    Учебники и тетради должны находиться на определенном месте, чтобы приступить к занятиям сразу, не отвлекаясь и не тратя времени на их поиски. Рабочее место может быть удобным только в том случае, если размеры стола и стула будут соответствовать росту школьника .

    При этом нужно, чтобы туловище находилось в вертикальном положении, голова слегка была наклонена вперед (не более чем на 15°), ноги согнуты под прямым углом, подошвы всей поверхностью касались бы пола.

    Стол для занятий лучше ставить так, чтобы естественный свет падал слева. При недостаточной освещенности необходимо включать искусственное освещение. Достаточная искусственная освещенность обеспечивается светом от настольной лампы под абажуром с электрической лампочкой мощностью в 40-50 ватт.

    Занимающимся в первую смену уроки лучше готовить с 16 до 17 часов. Откладывать приготовление уроков на более поздние часы нерационально, так как во вторую половину дня работоспособность снижается, что ведет к увеличению времени, необходимого для выполнения домашних заданий. Занимающимся во вторую смену целесообразно готовить уроки между 9 и 12 часами. Соблюдение этих условий обеспечивает хорошее зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке правильной осанки .

    Чтобы хорошо усвоить материал домашних заданий, необходим полноценный отдых перед их приготовлением. Если учащиеся, занимающиеся во вторую смену, достаточно отдыхают во время ночного сна, то учащимся первой смены после возвращения из школы необходим так называемый активный отдых, который включает в себя пребывание на свежем воздухе, подвижные игры и т. д.

    Пребывание на свежем воздухе

    Пребывание на свежем воздухе является одним из главных элементов режима дня школьника, оказывающим большое оздоравливающее влияние на организм.

    Занимающиеся на открытом воздухе в течение всего года болеют реже простудными заболеваниями и у них наблюдается лучшее физическое развитие, чем у тех, кто не занимается физкультурой. Спорт оказывает особенно благоприятное влияние на здоровье человека, способствует укреплению его и легких, укреплению улучшению нервной деятельности организма. Общая продолжительность пребывания на свежем воздухе должна составлять не менее 3,5-4 часов для младших и не менее 2-2,5 часов для учащихся старших классов.

    Это время лучше всего распределить равномерно в течение дня. Для учащихся младших классов, занимающихся в первую смену, целесообразно четырехразовое пребывание на свежем воздухе: утром, после завтрака и до начала занятий в школе - 30 минут; после окончания занятий - 50 минут - 1 час; после обеда перед приготовлением домашних заданий - 1- 1,5 часа и перед сном - 30 минут. Утренняя прогулка способствует быстрому включению в занятия на первом уроке; прогулка после занятий необходима для снятия утомления; прогулка после обеда обеспечивает более высокую работоспособность при выполнении домашних заданий, а 30-минутная прогулка перед сном способствует спокойному и глубокому сну.

    Учащимся средних и старших классов необходимо бывать на свежем воздухе три раза в день; утром, после обеда и перед ужином.

    Правильное питание

    Следующим, очень важным компонентом режима дня, без рациональной организации которого невозможно правильно построить весь суточный режим, является полноценное и правильно организованное питание .

    Ученые установили, что полноценное питание благоприятно влияет на умственные и физические способности человека, на повышение сопротивляемости человека к различным заболеваниям и неблагоприятным влияниям внешней среды.

    Пища является основным источником энергии и строительным материалом, необходимым для роста и развития организма .

    Есть надо в определенные часы 4-5 раз в день. Это способствует лучшему пищеварению.

    Завтрак в школе необходим для учащихся всех классов: учащиеся, которые не завтракают во время большой перемены, скорее устают, они чаще жалуются на головную боль и усталость.

    Ужинать следует не позднее чем за 1,5-2 часа до сна.

    Важнейшими составными частями пищи являются белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода и др.

    Отдых

    Одним из важнейших моментов режима дня является отдых . Организм человека нуждается не только в кратковременном отдыхе во время занятий и в пребывании на свежем воздухе, но и в отдыхе более длительном, полностью восстанавливающем работоспособность нервной системы и всего организма в целом. Наилучшим видом такого отдыха является сон . Гигиеническую полноценность сна определяют три основных качества: продолжительность, периодичность и глубина . Дети в зависимости от возраста нуждаются в различной продолжительности сна.

    В возрасте 7 лет спать надо не менее 12 часов; 8-9 лет - 10-11 часов; 10-12 лет - 10 часов; 13-15 лет - 9 часов; 16 лет-8 - 8,5 часов. Физически ослабленные, быстро утомляющиеся дети нуждаются в более длительном сне. Им рекомендуется дополнительный дневной сон в течение часа.

    Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время ; в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату. Важно соблюдать правила личной гигиены. Перед сном надо умыться, вымыть ноги. Постель должна быть удобной, чистой и не слишком мягкой.

    Иногда, собрав чадо в школу, родители могут забывать о такой составляющей его образа жизни, как режим. У ребенка должен быть составлен распорядок дня для обеспечения сохранности его здоровья. Режим дня у современных школьников может отличаться по возрастному критерию, смене, в которой он обучается, и состоянию здоровья. Все нюансы составления распорядка дня мы поясним в данной статье.

    Что включат в себя режим дня?

    Режимом дня в обязательном порядке предусматриваются:

    • полноценное питание;
    • физические нагрузки;
    • обучение;
    • соблюдение гигиенических норм;

    Питание

    Ребенок обязательно должен питаться пять раз в день. Питание включает в себя: завтрак, обед, полдник, ужин и второй ужин. Все блюда должны быть питательными и полезными. Если завтрак, обед и ужин рассчитаны на прием полноценных блюд, то полдник и второй ужин могут включать в себя булочку, фрукты, кефир, чай, сок.

    Значение режима дня для школьника в рамках приема пищи – колоссальное. Ребенок должен есть в одно и то же время – это обеспечивает нормальную работу желудочно-кишечного тракта. Питание не по времени может привести к серьезным заболеваниям, например, гастриту или язвенной болезни.

    Физические нагрузки

    Под физическими нагрузками для школьников понимают: выполнение утренней гимнастики и упражнений в перерывах между решением домашних заданий, активные игры на улице, а также прогулки на свежем воздухе. Степень нагрузки отличается в зависимости от возраста. Для больных детей она корректируется специалистами.

    Обучение

    Биоритмами человека предусматриваются два периода активной трудоспособности – время с 11:00 – 13:00 и с 16:00 – 18:00. Учебный график и период выполнения домашних заданий детьми должен рассчитываться под эти биоритмы.

    Соблюдение гигиены

    Для поддержания состояния собственного здоровья ребенок должен быть приучен к выполнению норм гигиены. К ним относится утренний туалет, включающий уход за полостью рта и лицом, и вечерний, когда ребенок помимо ухода за полостью рта должен принять душ. В хорошие привычки школьника должно входить мытье рук перед едой и после посещения улицы.

    Режим дня школьника должен быть организован так, чтобы засыпал он и просыпался в одно и то же время. Это дает ребенку возможность полноценно выспаться, легко проснуться и быть активным и бодрым в течение дня. Здоровый сон для ребенка длится 9,5-10 часов.

    Примерный режим дня школьника можете посмотреть в таблице. Отличия в графиках обусловлены возрастными особенностями детей.


    Режим дня младшего школьника

    Правильный режим дня для школьника начальных классов предполагает меньшее количество часов на выполнение домашних заданий. Появляющееся время необходимо выделить на физическую активность, которая детям в этом возрасте еще очень нужна. Максимальное время просмотра телевизора для младшего школьника составляет 45 минут. Нервную систему детей не следует сильно нагружать, поскольку она еще не совершенна.

    Режим дня старшего школьника

    Свои особенности организации режима дня имеют старшие школьники. Гормональные сбои, и большая умственная нагрузка также требуют отдыха и разгрузки между уроками и выполнением домашних заданий. Отдых для детей не должен быть пассивным. Полезно будет просто сменить вид деятельности, например, умственную нагрузку заменить физической.

    Детей, начиная с 10-летнего возраста, все больше следует привлекать к выполнению домашних обязанностей. Этот пункт, предусмотренный режимом дня, имеет большое значение в жизни школьника, так как позволяет выработать трудолюбие.

    Режим дня школьника, обучающегося во 2 смену

    Обучение во вторую смену предполагает немного другую организацию режима дня школьника. Так, домашние задания ребенок выполняет с утра, спустя полчаса после завтрака. Такое время выполнения домашних работ позволяет освободить его для длительной прогулки на свежем воздухе перед занятиями в школе. Перед школой ребенок должен пообедать, а в школе – съесть полдник. Вечером делать уроки не рекомендуется, так как организм уже не может нормально функционировать. Немного сокращается и время, отведенное для помощи родителям по дому. Время подъема и отхода ко сну остаются такими же, как и у учащихся первой смены.

    Многие задаются вопросом: а стоит ли составлять и следовать распорядку дня? Конечно стоит! Ведь даже взрослый человек, если не выспится, будет утомлённым и разбитым весь последующий день. А теперь подумайте, каково будет состояние школьника, которого вытащили из тёплой постельки, когда он совершенно не готов к этому. Поэтому очень важно помочь ребёнку составить правильный режим, соответствующему всем биологическим нормам и стандартам.

    Почему режим так важен?

    Как известно, человеческий организм является системой, подчиняющейся различным ритмам. В нём всё работает слаженно и ритмично: сердцебиение, работа внутренних органов, частота дыхания, работа головного мозга и т.д. Подобная регулярность и последовательность действий позволяют человеку чувствовать себя хорошо. Поэтому для здоровья и развития ребёнка продуманный режим отдыха, питания, физических и умственных занятий имеет большое значение.

    Благодаря правильному распорядку у школьника вырабатываются ответные реакции. Ежедневные повторения и определённая последовательность действий благоприятно влияют на отдых, желание учиться и заниматься спортом, а это, в свою очередь, облегчает процесс выполнения всех других дел. Что касается привычки ложиться спать вовремя, то она также имеет важное значение. Выспавшийся ребёнок сможет лучше усваивать получаемую информацию, а также быстрее реагировать и выполнять задания.

    Школьникам необходимо выработать привычку ложиться спать вовремя

    Говоря о своевременном поступлении пищи в организм, следует отметить, что дети, которые с малых лет едят в одно и то же время, чувствуют себя голодными намного реже, нежели остальные, поскольку пища у первых усваивается куда лучше.

    Как составить идеальный распорядок дня?

    Всегда помните следующее: если школьник учится в первую смену, утром он должен иметь достаточный запас времени, чтобы не торопясь собрать вещи и пойти в учебное заведение. Вставать с постели в таком случае рекомендуется за час-полтора до начала уроков. Говоря об учащихся второй смены, стоит отметить, что им желательно просыпаться за 3–4 часа до начала занятий, поскольку большинство этого времени будет занимать выполнение домашнего задания. Безусловно, вышеуказанные часы необходимо корректировать в зависимости от того, насколько близко вы находитесь к школе.

    Для того чтобы быстро и эффективно избавиться от сонного состояния и настроиться на работу, нужно провести утреннюю гимнастику, на выполнение которой не должно уходить более 10–15 минут. Рекомендуем выполнять упражнения вместе с ребёнком, ведь это будет куда энергичнее и веселее. Подберите весёлую и заводную музыку и начинайте заниматься. После позаботьтесь о том, чтобы комната была проветрена.

    Довольно-таки часто рано утром дети отказываются завтракать, особенно если не привыкли этого делать. Конечно, лучше, чтобы ребёнок перекусил хоть что-то, но при этом не будьте уж слишком настойчивыми. Будет идеально, если вы приготовите любимую пищу, от которой он просто-напросто не сможет отказаться.

    Если школа находится в 20–25 минутах от дома, не спешите садиться в тесную маршрутку. Советуем совершить небольшую утреннюю прогулку, во время которой вы сможете помочь ребёнку собраться с мыслями перед занятиями. Если имеется возможность, выберите маршрут, который находится далеко от проезжей части.

    Будет идеально, если ребёнок вместо поездки в маршрутке дойдёт до школы пешком

    Организация после учебной половины рабочего дня является важнейшей в правильном распорядке. Ни для кого не секрет, что после занятий единственным желанием ребёнка является полноценный отдых. Более того, как показывает статистика, около 40 процентов учеников заканчивают учебный год с признаками усталости. Вывод очевиден: учёбу необходимо чередовать с хорошим отдыхом!

    Однако не стоит волноваться и вести ребёнка, который устаёт после уроков, к доктору. В утомлении нет ничего странного и ужасного, поскольку это всего лишь результат работы (как умственной, так и физической). Восстановить свои силы ученик первой смены сможет путём дневного сна, однако не забывайте следить за тем, чтобы школьник не спал до вечера, иначе весь режим быстро собьётся. Что касается учащихся во вторую смену, то им просто можно отправиться спать чуть раньше, нежели обычно.

    Также позаботьтесь и о том, чтобы ваш ребёнок принимал пищу каждые 4–5 часов, а его продолжительность сна колебалась в районе 8–10 часов. Даже небольшое недосыпание может привести к усталости и переутомлению, поэтому отнеситесь к данному вопросу предельно серьёзно.

    Примерный режим для школьника

    Первая смена

    Правильный режим дня должен быть приблизительно следующим: вставать с кровати необходимо примерно в 7 утра, после чего ребёнку даётся 30–40 минут на уборку постели, умывание и утреннюю зарядку. До 7.30 вы должны приготовить завтрак, на который уйдёт около 15 минут. Затем следует получасовая дорога в учебное заведение, ну и ориентировочно до 12.30 ученик будет находиться в школе.

    С учебного заведения ваше чадо вернётся примерно в 13.00. Опять же, постарайтесь к этому времени приготовить обед. На дневной приём пищи у школьника уйдёт около 30 минут. С 13.30 до 14.30 ему полагается отдых, ну, а в случае необходимости – часовой сон. Затем, с 14.30 до 15.30 отправьте своё чадо на прогулку, на улице ребёнок сможет встретиться с друзьями и поиграть в различные игры.

    После школы ребёнок должен хорошенько отдохнуть

    С 15.30 до 17.30 ученик будет выполнять домашнее задание. Однако помните, что первоклашкам после 35–40 минутной работы нужно давать отдыхать 15–20 минут. Затем есть полтора часа на посещение секций и кружков. С 19.00 до 20.30 школьник может поужинать и заниматься своими делами. А к 21.00 он должен принять душ и приготовиться ко сну.

    Распорядок дня должен быть приблизительно следующим

    Вторая смена

    День учащихся во вторую смену начинается примерно в 8 утра. Уборка постели, зарядка и завтрак занимают около часа, поэтому в 9.00 ребёнок должен быть готов к выполнению уроков, на которые ему отводится приблизительно два часа. Таким образом, с 11.00 до 12.30 у школьника появляется свободное время, которое он может потратить на посещение дополнительных кружков или прогулку с друзьями. Затем отводится 30 минут на обед и столько же времени на поход в школу.

    Занятия у учеников второй смены заканчиваются примерно в 18.00, по их окончанию ребёнок идёт домой. С 18.30 до 19.30 есть свободное время, после чего следует ужин. Следующие два с половиной часа ученик, опять же, может заниматься своими увлечениями, готовить форму и обувь к следующему дню и совершать гигиенические процедуры. В 22.00 - сон.

    Во время учёбы во вторую смену не стоит заставлять школьника выполнять уроки сразу после школы, поскольку его организм в это время перегружен и нуждается в отдыхе. В противном случае информация будет усваиваться достаточно плохо.

    Несколько слов о «жаворонках» и «совах»

    Как известно, каждому человеку свойственны определённые биоритмы. Именно поэтому некоторые детки могут с лёгкостью проснуться в 7 утра и уже через несколько минут чувствовать себя бодро и свежо (их называют «жаворонками), а кому-то достаточно трудно открыть глаза даже в 9–10 часов (их называют «совами»). И то, после пробуждения в столь позднее время, завтракая, они будут клевать носом.

    Как вы уже наверняка поняли, ритм отхода ко сну у «жаворонков» сдвинут на более ранний вечер. Как правило, им достаточно комфортно учиться как в первую, так и во вторую смены, поскольку в обоих случаях ребятам приходится просыпаться довольно-таки рано (в 7 утра в первую смену и 8 во вторую). Главное, не допускайте, чтобы «жаворонки» не «зарабатывались» и не ложились спать поздно, потому что в противном случае следующий день окажется для них крайне непродуктивным.

    «Совы» предпочитают ложиться поздно и спать вплоть до обеда

    С «совами» дела обстоят по-другому. Идеальным выходом для них будет обучение во вторую смену. Ребята этого типа предпочитают ложиться спать ближе к полуночи и вставать лишь к обеду, поэтому не стоит нарушать их биоритм и гнать в кровать в 9 вечера. Вы не сможете заставить «сову» уснуть в столь ранний для неё час. Таким образом, подыскав школу, в которой есть возможность заниматься во вторую смену, вы точно повысите успеваемость меленьких «сов».

    Как видите, организовав правильный и здоровый распорядок дня для ученика, вы создадите все условия для позитивного настроения, хорошей работоспособности и укрепления здоровья ребёнка!

    (Visited 49 898 time, 6 visit today)

    Похожие записи:

    Похожие записи не найдены.

    Взрослые далеко не всегда уделяют должное внимание режиму дня школьников. И напрасно, ведь именно на школьные годы приходится наиболее важный этап роста и развития организма ребенка. В этот период развивается нервная деятельность, формируются основные черты характера, приобретаются необходимые в жизни знания и навыки, укрепляется здоровье.

    Когда ребенок спит, учится, ест и отдыхает всегда в одно и то же время, то у него вырабатывается привычка к такому чередованию деятельности. Это чередование, повторяясь изо дня в день, создает систему условных рефлексов в коре головного мозга, внутренний стереотип. Благодаря внутреннему стереотипу, организм к определенному часу настраивается на ту или иную деятельность. При соблюдении режима дня, умственная деятельность школьника тоже будет более продуктивной.

    Режим дня школьника должен быть построен с учетом его физиологических, возрастных и индивидуальных возможностей.

    Режим дня школьника. РЕЖИМ ПИТАНИЯ:

    Важно соблюдать режим питания школьника. Если ребенка кормят, когда придется, то обычно он сам и не просит есть. А дети привыкшие обедать в одно и то же время, уже за 10-15 минут говорят, что хотят есть, т.к. у них выработался рефлекс на это время. И это вполне закономерно – в головном мозге возбуждается пищевой центр, пищеварительные железы выделяют соки, появляется аппетит, организм готов принимать пищу и усвоит он её наилучшим образом.

    Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
    От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
    Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
    Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
    Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
    Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
    В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
    Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
    В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

    Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

    1. Правильное чередование труда и отдыха.
    2. Регулярный прием пищи.
    3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
    4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
    5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
    6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

    7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

    7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

    7.30 -7.50 - Утренний завтрак

    7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

    8.30 - 12.30 - Занятия в школе

    12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

    13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

    13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

    14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

    16.00 - 16.15 - Полдник

    16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

    17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

    19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

    20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

    Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

    Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


    Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
    Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
    После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
    Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
    Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
    При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
    Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
    Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
    Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
    Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
    Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
    При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
    Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
    Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
    При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
    Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
    Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
    Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
    При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
    Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
    Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
    Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
    Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
    Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
    Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
    В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
    Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
    Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
    Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
    Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
    Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
    Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
    Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
    Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
    День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
    К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
    Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
    Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
    Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
    Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
    Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
    Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
    Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
    Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
    При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
    Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
    Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
    Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.