Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Религиозный фактор и национальная безопасность россии. § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д

    Религиозный фактор и национальная безопасность россии. § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Федеральное агентство по образованию

    НОУ ВПО "Нижегородский институт менеджмента и бизнеса"

    Юридический факультет

    кафедра философии и социальных наук

    по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности"

    на тему: "Религиозная безопасность"

    Выполнила: студентка

    Подлесная Мария Петровна

    Научный руководитель:

    Луконин Алексей Николаевич

    Нижний Новгород - 2014

    Содержание

    • Введение
    • Заключение

    Введение

    С древности и поныне во внутри - и межгосударственных отношениях существует религиозный фактор, который может быть, как положительным, играя консолидирующую, национально-освободительную, миротворческую роль, так и деструктивным, углубляя существующие в обществе противоречия, ущемляя права национальных меньшинств, шовинизм. В условиях политических, социальных и экономических трансформаций он приобретает все большее влияние на процессы в государстве и становится неотъемлемым атрибутом общественной жизни. Особенностью европейцев, в том числе и России, является приверженность христианству и демократическим ценностям, однако религия может, как содействовать, так и мешать интеграционным процессам. Поэтому в настоящее время мы можем констатировать повышенное внимание к религии в поиске общих для всего европейского сообщества черт во многих сферах: в аксиологической, политической, правовой, системе обеспечения коллективной безопасности.

    Религиозные организации, распоряжаясь значительными материальными и человеческими ресурсами и имея прямое влияние на электорат, стали в настоящее время важным элементом украинской общественно-политической сферы. Однако случается, что они отстаивают не столько интересы религии, общества и государства, сколько собственные корпоративные интересы, а иногда интересы другого государства или отдельных его политических сил. Исторический опыт убеждает, что недостаточное внимание и правовое регулирование, а также неуправляемость процессами, которые происходят в гуманитарной сфере, вообще, и религиозной жизни, в частности, может привести к серьезным социально-политическим конфликтам, а значит, в конечном счете, представляет собой угрозу реализации национальных интересов и укрепления национальной безопасности.

    Религиозная безопасность: теоретико-правовой аспект

    Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои. (Исх. 20: 2-6) Библиологический словарь: В 3 т. - Т. 2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002. .

    Священное Писание открывает нам высшую ценность - Бога, который является источником всякого блага для человека и общества, а также указывает путь достижения этого блага - подчинение заповедям Божьим, как результат и проявление любви к своему Творцу в Десятисловии Моисея указывается также санкция за неповиновение Господу и Его заповедям - проклятие до четвёртого рода. Помиловать же и спасти от наказания человека, преступившего заповеди Божьи, может только Сам Бог. А так как ни один человек не может безукоризненно выполнить все требования Творца, ни один из нас не соответствует Божьему стандарту праведности, то все мы нуждаемся в Христе Спасителе. Это христианская основа процветания и безопасности человека и всего общества. Как видим, она зависит от соответствия библейскому стандарту наших взаимоотношений с Богом. Эти взаимоотношения в современной, с дней древнего Рима, терминологии называются религией. Этот термин имеет латинский корень: "religare" - связывать, "relegere" - собирать (Цицерон), "religio" - благочестие, святость, и обозначает связь человека с признанным им Абсолютом, то есть Богом, посредством согласования своей жизни с волей этого Абсолюта, для достижения определённого блага.

    Совокупность этих благ всего общества представляют собой национальные интересы. Часть этих интересов относятся к религиозной сфере и защищаются системой национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности - это имеющиеся и потенциально возможные явления и факторы, которые создают опасность жизненно важным национальным интересам страны. Часть этих угроз, соответственно, относятся к сфере религиозных отношений

    Взаимоотношения с религией следует рассмотреть только с точки зрения личной безопасности. Но для начала - немного статистики. На территории России на 1 января 2010 года зарегистрировано 23494 различных религиозных объединений, относящихся более чем к 40 конфессиям. Из них централизованные - 433, местные - 22176, духовные образовательные учреждения - 193, монастыри и подворья - 434, религиозные учреждения - 258 Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19. 12.2009 . Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" сделал очень непростой задачу выделить среди зарегистрированных общин именно сектантские, но можно предположить примерный порядок цифр, если во Франции около 800 сектантских организаций, в Британии - около 2000. Немецкие исследователи подсчитали, что "новым богам " молятся у них более 2 миллионов немцев.

    Известно также, что секта Муна (одна из самых могущественных в мире) имела своих представителей более чем в 50 городах России. По западным оценкам только в Москве и Санкт-Петербурге в неё входило около 20 тысяч человек. По тому, как бесцеремонно ведут себя проповедники из различных стран в России с ее тысячелетней христианской традицией, можно сделать вывод о том, как они на самом деле относятся к чужой вере и истории Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999. .

    Разнообразные секты можно разделить на несколько основных групп:

    § зарубежные протестантские течения (особенно многочисленны - американские);

    § экзотические секты нетрадиционного ("восточного") толка - как зарубежные, так и российские;

    § "новые религии" - выдающие себя за "улучшенные" традиционные конфессии (в том числе и "улучшенное" Православие) или удачное соединение всех конфессий;

    § небольшие оккультные группы, связанные как правило с экстрасенсами, магами, колдунами и т.д.

    § сатанисты.

    Безобидное вроде бы событие - визит в секту из любопытства - чаще всего быстро превращает жизнь человека в экстремальную ситуацию. Прекрасно отработанная методика управления человеком приводит его к потере воли и полной смене интересов. Выйти из секты невероятно сложно, очень часто такие попытки кончались самоубийствами или психическими заболеваниями. Считается, что время, отпущенное для того, чтобы успеть уйти - около полугода. Но как и в защите от большинства других опасностей, лучшими мерами здесь можно считать превентивные.

    Чем отличаются секты от мировых религий? Специалисты обычно называют несколько основных признаков:

    § жесткая внутренняя организация; причём личная подчиненность становится заметна члену секты далеко не сразу - в конечном счёте верующим начинает руководить не бог, а тот, кто говорит от имени бога; кстати, обычно и полная структура секты известна далеко не всем, кто в неё входит;

    § личный культ главы секты: как правило, он называет себя единственным, кому открылась истина; под псевдонимом Мария Дэви Христос объявила себя "Богом живым" и матерью Вселенной глава юсмалиан Марина Цвигун в 1993 году; официальное самоназвание главы японской секты "учение истины Аум" - Его Святейшество Преподобный Учитель Сёко Асахара; даже мало кому известные "пророки" не обделяют себя званиями - так некий Эль Оахим Моношес скромно представляется Магистром Вселенского Сознания и т.д.;

    § мировые религии проповедуют объединение людей, секты - резко их разъединяют (часто прикрываясь, разговорами о всеобщем братстве), причём "чужими" объявляются не только остальное человечество, но и близкие: семьей сектанта становятся только его единомышленники, а в некоторых сектах злейшим врагом объявляется мать и даже давно умершие родственники;

    § обширные экономические требования к рядовому члену секты; при разговорах о бесполезности материальных благ как-то всё же получается, что человек несет в секту своё имущество (а то и чужое) или работает на секту: иногда это навязывание прохожим литературы или билетов на религиозные шоу, иногда - проституция, а в секте Муна - была даже бесплатная работа в его своеобразных "колхозах" и на заводах. В 1995 году германские, например, "учителя" только за счёт продажи рубашек со своего тела и других носильных вещей получили свыше 18 миллиардов марок.

    Очень интересна психофизическая техника воздействия на людей, которой пользуются сектанты. Например, такой приём как "бомбардировка любовью" (у Муна): человека, по неосторожности давшего доброжелательному проповеднику свой телефон, буквально забрасывают предложениями прийти на встречи, семинары и т.д. И если он приходит, его бомбардируют комплиментами, окружают плотной стеной внимания и любви. Сердце оттаивает, и в него легко закладываются первые "уроки".

    Часто "истины" вкладываются в психику человека, предварительно обработав его организм многодневными постами и недосыпаниями, изнуряющими упражнениями - "пластическими молитвами" или "медитациями". Есть сведения, что некоторые секты пользуются гипнозом и не совсем ещё ясными механизмами, которые точнее всего назвать программированием людей. Есть и такие, которые в ритуалах используют наркотики и другую "химию". Ставшие известными в 1996 году преступные методы секты "Аум Синрикё" можно считать типичным вариантом.

    Традиционная сектантская техника - религиозные шоу. За святое воодушевление здесь выдаётся знакомая любому диск-жокею психофизическая реакция на простые приёмы управления толпой (совместное скандирование, громкие комплименты залу, общее раскачивание, взявшись за руки, воздействие звуком и светом и т.д.). Часто одновременно с пастырем на сцене, зал обрабатывают его соратники, которые ведут уже индивидуальные беседы со зрителями и договариваются о следующей встрече Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С. 58-61. .

    Техника религиозной безопасности

    Уверенность нынешнего россиянина в том, что любая дорога ведет к Храму, что любая "духовность" - это благо, делает его беззащитным перед любым гуру, который подойдет к нему с каким бы то ни было "писанием" в руке. А значит, пора не просто заявлять о своей симпатии к "духовным сокровищам православия", а приложить усилия к действительному ознакомлению с ними.

    А для этого необходимо знание своего рода правил "техники безопасности", соблюдение которых желательно при соприкосновении с религиозной проповедью.

    Правило первое. Необходимо навсегда запомнить, что "духовность" - слово двуликое. Оно лишь указывает на вдохновенность как на источник получения знания или источник мотивации. Но оно не ручается за доброкачественность того, что именно сообщается человеку. Есть вдохновение добра. Есть вдохновение зла. И самое страшное: игры в переодевание - любимая забава темной духовности.

    Правило второе. Если вы еще не нашли в себе решимости или внутреннего опыта, необходимых для вхождения в серьезную религиозную жизнь, если вы ощущаете себя не то что атеистом, но просто человеком, лишенным дара веры, - все же сделайте свой выбор. Не в том смысле, что вот немедленно, сейчас же прочитайте "Символ веры". Нет, выберите и осознайте - во что вы верить не хотите и в какой религиозной традиции вы не желаете оказаться ни при каких обстоятельствах. Попробуйте сказать в своем сердце: "Если когда-нибудь мне понадобится обратиться к Богу и к вере, я хотел бы молиться как православный, но я не хотел бы стать членом таких-то сект".

    Правило третье. Всегда просите представиться своего собеседника. Беды Фауста стали неотвратимыми тогда, когда он удовлетворился уклончивым ответом Мефистофеля ("Как ты зовешься?" - "Мелочный вопрос!"). Не удовлетворяйтесь самопредставлением проповедника ("Мы - "Церковь Христа"!"). Просите более четко рассказать об истории его общины, понудите ясно высказать ее отношение к православию. Так вы защитите свою свободу выбора - ибо очень многие проповедники как раз желают, чтобы поначалу вы и не заметили, что вам предлагают выбор и отречение от традиционной веры вашего народа.

    Правило четвертое. Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими именованиями. Если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка, почти наверняка окажется, что это очередная секта, которая просто собирается по-английски читать вам Библию (или книгу Мормона), потихонечку разъясняя, что жить вы должны так, как вам говорят на этих уроках. В результате за "бесплатные курсы" люди платят своими душами, а затем и деньгами - ибо в большой части протестантских объединений действует принцип "десятины": обязательных регулярных взносов на церковные нужды. Другое любимое прикрытие - "экологические форумы", "школы общения" и т.п. Языческий оккультизм Штейнера прикрывается, например, вывеской гуманитарного движения "Новый Акрополь". Секта Муна действует под вывеской Международного фонда образования и Международного движения "Женщины за мир во всем мире".

    Правило пятое. Помните, что неожиданное радушие, выказываемое вам вашими новыми знакомыми, не всегда является проявлением искреннего благорасположения. Вы интересуете сектантов не сами по себе; не то, что в вас есть сейчас, радует их. Зачастую это просто радость о новой добыче. Радушие и восторг, который они выказывают вам, зачастую выходят за разумные пределы. Но смысл у них один - привязать вас к себе, к новой общине, к новым знакомым. В секте Муна есть термин, очень точно выражающий суть этих отношений с новыми знакомыми: "бомбардировка любовью". "Неужели никто не говорил вам, что вы так умны!"; "В жизни не встречал более здравомыслящей девушки!"; "Откуда у вас такое умение одеваться!"; "Такое ощущение, что вы знаете несравненно больше того, что дают вам в вашей школе!".

    Правило шестое. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими конфессиями, но и отличия. Они могут показаться вам незначительными, на их незначительности может настаивать сам проповедник. Но в конце концов, если они так уж незначимы, зачем же из-за них они отделились от всей Церкви? Помните французскую пословицу: "Дьявол прячется в мелочах".

    Правило седьмое. Если аргументы вашего собеседника из неправославной общины показались вам убедительны, все же помедлите с принятием окончательного решения. Например, если вам говорят, что Библия запрещает писать иконы и молиться за усопших родителей, найдите священника, или человека, осведомленного в основах православного богословия, или хотя бы соответствующую книгу и выслушайте аргументы стороны, обвиненной вашим новым знакомым.

    Правило восьмое. Не составляйте своего представления о той или иной конфессии только на основании анекдотов о недостоинстве ее служителей. Сравнивайте не грехи людей, а основы вероучений.

    Правило девятое. Не считайте разговор о вероучительных отличиях проявлением "религиозного фанатизма" или "нетерпимости". Не покажется же вам носителем тоталитарного сознания философ, разъясняющий, чем учение Канта отличается от философии Ницше! Изучать историю философии, ограничившись лишь разговорами о том, что Кант и Ницше были немцами, а кроме того - философами и оба что-то писали по вопросам веры - это поверхностное, а потому и бесполезное занятие. Изучать историю религии только для того, чтобы сказать, что все религии призывали к миру и любви, - занятие вдобавок еще и небезопасное. Разница религий - это исторический факт.

    Правило десятое. Когда вам будут говорить, что, Учитель такой-то нашел путь к объединению всех религий, - обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь унификации провоцирует прежде всего очередное размежевание. Помните, что любая такая инициатива на самом деле ставит целью вытащить вас из вашей привычной религиозной среды. Преподобный Мун не объединил христиан и индусов. Он лишь создал обособленное движение, члены которого не являются ни теми, ни другими и свысока смотрят на обычных верующих.

    Правило одиннадцатое. Признайте за каждой религиозной общиной право самой определять свои собственные границы. Если вы услышите, что папа римский объявил такое-то учение выходящим за рамки католичества, - не считайте, будто вы лучше знаете католичество, чем папа, и не стремитесь его подправлять. Точно так же, если вы услышите, что православные богословы не согласны с каким-то учением римского папы, - поверьте, что у них есть не менее неотъемлемое право определять, что согласно с православием, а что несовместимо с ним.

    Правило двенадцатое. Будьте просто трезвы. Не спутайте психическое воодушевление, естественное при больших собраниях, сопровождаемых громкой музыкой и энергичной речью, с таинством вхождения Христа в святыню человеческого сердца. Если вы попали на собрание сектантов, то хотя бы не выходите в ответ на их финальный призыв к сцене для принятия их "крещения". Ведь если вы поддадитесь эффекту толпы и в конце экзальтированной проповеди согласитесь стать членом сектантской общины, вы отлучите себя от православной Церкви Кураев А. "Миссионеры на школьном пороге". - М., 1995. .

    религиозная безопасность секта

    Заключение

    И в заключении хотелось бы отметить еще несколько важных советов А. Гостюшина. Родным человека, попавшего в секту, нужно прежде всего не делать главных ошибок: надеяться, что это "пройдёт само", терять время, а также - резко и грубо отрицать его новое увлечение. Вместо этого можно показать притягательность традиционных ценностей. Попытаться напомнить привлекательность прежних светских интересов, создавать новую радостную обстановку, пробуждать сознание к реальности, "заземлять" восприятие - в том числе и семейными событиями, путешествиями, общей деятельностью. Создайте ситуацию, в которой этот человек должен кому-то срочно помогать и т.д. Лишь после того, как появятся признаки сомнения (например, в чистоте целей или личности руководителя секты) можно очень аккуратно - лучше на примере другого - начать говорить о том, почему выбранный путь ведет к заблуждению. При этом вам придётся скрывать эмоции и вашу личную боль.

    Ну и чтобы хватило сил вызволить человека из секты, с самого начала надо смириться с тем, что потребуется немало времени, настроиться на тяжелую и долгую борьбу - она не может быть другой, потому что это настоящая борьба за душу человека.

    Список использованной литературы

    1. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях".

    2. Библиологический словарь: В 3 т. - Т.2: К - П. - М.: Фонд имени Александра Меня. - 2002.

    3. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. - М., 1999.

    4. Журавлёв В. "Конец света" в конце туннеля. Необуддистские секты: реальность угрозы // Человек и закон. - 2000. - № 7 (8). - С.58-61.

    5. Кураев А. "Миссионеры на школьном пороге". - М., 1995.

    6. Сведения о религиозных организациях, зарегистрированных в Российской Федерации // Religare.ru, 19.12.2009

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Основные мероприятия по обеспечению техники безопасности на автопредприятии. Структура управления автопарком. Должностные обязанности мастера, технолога, механика. Основные требования техники безопасности при организации рабочего места на предприятии.

      отчет по практике , добавлен 23.11.2010

      Характеристика автомобиля с точки зрения необходимости. Рекомендации по эксплуатации транспорта для безопасности движения. Стиль вождения и удобство посадки водителя, влияющие на безопасность. Правила эксплуатации авто при повседневных поездках и выездах.

      реферат , добавлен 16.04.2011

      Правила и требования к участникам походов. Правила безопасности перед выходом из лагеря, населенного пункта. График и порядок движения группы. Принцип постепенности при выборе объектов для восхождения. Правила безопасности при встрече с дикими животными.

      курсовая работа , добавлен 04.08.2010

      Организация и осуществление тушения пожара, проведения занятий и учений в строгом соответствии с требованиями Боевого устава пожарной охраны в части обеспечения безопасности проведения работ. Техника безопасности при несении службы, задачи и функции.

      отчет по практике , добавлен 11.09.2015

      Виды угроз и способы их реализации. Подразделение физической охраны персонала, цели и задачи его деятельности. Технические средства охраны и личной безопасности. Правила личной безопасности. Меры обеспечения безопасности в условиях экстремальной ситуации.

      курсовая работа , добавлен 09.04.2004

      Опасность для здоровья рабочих при выполнении сборочных и сварочных работ. Поражение электрическим током. Величина сопротивления человеческого организма. Назначение защитного заземления. Оказание помощи человеку, пострадавшему от электрического тока.

      реферат , добавлен 05.04.2017

      Описание этапов подготовки к школьному походу: выбор порядка и графика движения на маршруте, безопасность с детьми, познавательные элементы, организация детского досуга. Общие требования безопасности: травмо-, пожароопасность, биологические воздействия.

      реферат , добавлен 17.05.2011

      Безопасность при эксплуатации транспортных средств. Техника безопасности при эксплуатации бульдозера, скрепера, грейдера, автогрейдера. Неисправность оборудования, приспособлений, инструмента, машин. Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ.

      реферат , добавлен 06.05.2011

      Основные свойства газов и меры безопасности при обращении с ними. Физико-химические свойства сжиженных углеводородных газов. Анализ особенностей их воздействия на организм человека. Техническая характеристика установки для одоризации сжиженного газа.

      реферат , добавлен 08.12.2013

      Требования межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации электроустановок. Порядок регистрации работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации. Дополнительные меры безопасности. Перечень мероприятий при испытании повышенным напряжением.

    Существенной особенностью развития общественной жизни России, да и всех государственных новообразований на территории бывшего СССР является возрождение религиозного сознания населения. Об этом можно судить по следующим характерным признакам.

    Во-первых, согласно социологическим опросам, фактически за одно десятилетие (с 1980 по 1991 г.) число верующих возросло в 3 раза и по разным оценкам составило от 33 до 55 % населения.1721 Заметный рост православных верующих произошел после проведения мероприятий, связанных с 1000-летием крещения Руси и особенно после распада Советского Союза. Наиболее распространенной религией в России остается православие. С ним себя отождествляет 73,6 % россиян; 4 % граждан РФ заявили о своей приверженности исламу; менее 2 % исповедуют не православное христианство или принадлежат к иным конфессиям; 18,5 %

    считают себя атеистами и лишь 2,3 % затруднились с религиозной

    самоидентификацией.

    Во-вторых, резко возрос процент верующих среди молодежи, особенно образованной. Он превысил уровень религиозности людей среднего возраста. В религиозных общинах все более заметную роль играют образованные, сведущие в богословских вопросах верующие среднего или молодого возраста, которые не ограничиваются участием в религиозных обрядах. Они, как правило, много времени уделяют милосердию, благотворительности. Возросла и их социально-политическая активность.

    В третьих, наблюдается рост пр естижа конфессиональных организаций, действующих в стране, возникновение религиозных политических партий и движений.

    В-четвертых, ушла в прошлое практика администрирования в вопросах религии и атеизма, нередкого притеснения верующих и насаждения атеизма. Сегодня церковь принимает активное участие в самых разных сферах общественной жизни.

    В-пятых, в религиозных конфессиях и религиозных организациях формируются собственные социальные доктрины. Церковные иерархи, духовенство, массы верующих все решительнее и аргументированнее дают нравственную оценку социально -политическим процессам, протекающим в стране, и не склонны слепо доверять как религиозным, так и политическим лидерам.

    Однако при всей важности происходящих перемен имеют место и негативные тенденции. Усиление прорелигиозных устремлений опережает рост самой веры, а позитивный процесс понимания религии как элемента культуры народа, одного из факторов, формирующих национально - этническое самосознание, ее роли в утверждении морали и общечеловеческих ценностей сопровождается порой издержками своеобразного религиозного бума. Это проявляется в деятельности тех, кто использует религию в корыстных целях, в увлечении ничего общего не имеющей с верой мистикой, в межконфессиональном соперничестве, во втягивании религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные и межэтнические конфликты и т. д.

    Причины и характер повышения интереса к религии, как и сопутствующих этому процессов, многообразны, они зависят от объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов. Поэтому дать полную картину религиозного возрождения, наблюдаемого в той или иной степени во всех социальных группах, регионах, конфессиях, прогностическую оценку тенденции его развития может только беспристрастный, свободный от идеологических и конфессиональных предвзятостей анализ. Мы остановимся лишь на некоторых причинах возросшего влияния религии.

    Это прежде всего общественно-политические и правовые перемены в стране. Отказ от монополии коммунистической идеологии, провозглашение плюрализма в области духовной жизни ликвидировали существовавшие на протяжении десятилетий официальные и неофициальные запреты в религиозной сфере. Было принято прогрессивное законодательство о свободе совести и вероисповеданий. Все это позволило религиозным общинам и организациям активизировать свою деятельность, а верующим свободно отправлять религиозные обряды. Об этих благоприятных политико -правовых переменах свидетельствуют и заявления религиозных деятелей всех конфессий, действующих на территории РФ.

    На рост религиозного сознания оказывают воздействие и такие факторы, как политическая нестабильность, межэтнические конфликты, ухудшение экономического положения и экологической ситуации в стране и в отдельных регионах, порождающие у людей состояние фрустрации,1741 чувство страха, обреченности и беззащитности. Разуверившись и разочаровавшись в бесчисленных невыполняемых обещаниях, они обращаются в поисках надежных социальных ориентиров к авторитету религии и церкви. Этому в немалой степени способствует образовавшийся духовный вакуум, вызванный решительным отказом от тех идеалов и ценностей, которыми более 70 лет руководствовалось общество и на которых было воспитано несколько поколений людей. Этот вакуум не удалос ь заполнить системой светских идей и ценностей, понятых и принятых народом, способных увлечь и обнадежить его.

    Существенным фактором повышения религиозности современного российского общества является стремление народа преодолеть бездуховность, нравственный кризис. Нравственно неиспорченные люди, стремящиеся жить по совести, видя, что те идеалы, на которых они воспитаны, рушатся, обращаются к религии и церкви как оплоту моральных ценностей, проверенных временем. В этих гуманистических, общечеловеческих ценностях и принципах, в религиозной многовековой традиции воспитания душевной чистоты они видят защиту от негативных явлений современной действительности, порождающих бездуховность общества.

    Немаловажное значение в повышении влияния религии имеют и исторические традиции. Патриотическая деятельность православной церкви в кризисные и переломные периоды истории российского общества (формирование Российского государства, борьба с татаро -монгольским нашествием, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941-1945 гг.) всегда помогала ему выстоять. Историческая память народа запечатлела эту прогрессивную деятельность церкви, и сегодня, в кризисное время, многие вновь обращаются к ней как к надежной общественной силе, традиционному институту, способному на полезные и добрые - духовные и социальные - деяния для народа.

    К социально-психологическим причинам возрастания интереса к религии следует отнести и то, что в сложные периоды истории страны наблюдается повышение уровня национального самосознания, усиливается тяга к отечественным, национальным ценностям, в том числе религиозным.

    Это явление зафиксировано в социальных исследованиях, проводившихся во всех регионах России (например, более 60 % неверующих горожан считают, что религия необходима для сохранения национального самосознания и служит основой патриотически -религиозных течений, правда, порой домогающихся особых привилегий для своей нации и конфессии}