Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Психологический закон в психологии. Психологические законы

    Психологический закон в психологии. Психологические законы

    Ученые на протяжении огромного отрезка времени пытаются узнать, что движет нами, куда мы идем, зачем, почему, а также пытаются узнать, каковы главные психологические законы, которым поддается жизнь каждого из нас. Есть законы Вселенной , которые определяют наличие удачи рядом с нами, определяют судьбу. Психология же помогает в конкретных ситуациях, в трудные минуты, когда нужно быстро принять какое-то решение или понять, что привело нас к тому, что мы имеем на данный момент.

    Зачем нужны законы психологии

    Законы вообще нужны всегда и везде. Если не будет законов, то все человечество устремится в бездну, в хаос, как и наша Вселенная. Наступит анархия, как и в космосе. Все только кажется упорядоченным, однако это все только иллюзия, ведь мы наблюдатели, причем весьма мало живущие. Вселенной порядка 13 миллиардов лет, а разумному человечеству около 3000 лет. Это все равно, что просто сделать фотографию и говорить о том, что в мире, в стране все хорошо, исследуя лишь это мгновение. На фото лес зеленый, люди улыбаются, Солнце светит, но это лишь миг. Таково все наше время относительно Вселенной. Оно ничтожно.

    Именно поэтому нужно жить текущим временем. Законы психологии помогают быстро оценивать свои силы, возможности и делать прогнозы на будущее. Вы не сможете повлиять на ход истории, но можете сделать свои мгновения более приятными. Законы психологии выводились тысячами лет, ведь человеку всегда было интересно то, как мы устроены и как устроено наше сознание. Мы не роботы, но в определенных ситуациях действуем почти всегда одинаково. Психология научит вас читать людей и правильно использовать изыскания ученых в этой области.

    Законы психологии на каждый день

    Закон первый: то, что вас окружает, создает или меняет ваше настроение. Правильно подобранное окружение и условия значительно увеличивают вашу производительность и улучшают настроение. Если вам нужно избавиться от депрессии или усталости, то используйте эффект обратного окружения, когда вы слушаете веселую музыку, смотрите веселое кино, читаете интересные книги, окружаете себя приятными людьми. Если вам нужно сосредоточиться, то слушать нужно классическую музыку или легкую музыку без слов. Когда вам нужна динамика, подпитка, то поможет динамическое окружение, обилие красного цвета. Помните о том, что ваше окружение формирует ваше настроение.

    Закон второй: чем больше вокруг вас людей, тем меньше вероятность того, что кто-то проявит индивидуальность. Например, смоделируем ситуацию, когда вы находитесь в мегаполисе, вам стало плохо, вы упали на асфальт. Вероятность того, что кто-то вам поможет встать, намного меньше, чем та же самая вероятность в ситуации, когда вы находитесь рядом с очень малым количеством людей в одном помещении. Если сказать очень грубо и беспардонно, то все мы — часть стада. Очень мало людей, которые сохраняют индивидуальность в обществе. Всем проще притвориться, чем быть собой. Это объясняется страхом.

    Закон третий: встреча с любой жизненной проблемой осуществляется в соответствии с пятью основными этапами. Вот эти самые этапы:

    • отрицание. Сначала вы не видите или не хотите признавать наличие проблемы;
    • ярость, гнев. Потом вы паникуете, злитесь, задавая себе вопрос о том, кто виновник случившегося;
    • торг. Затем вы просто хотите из последних сил сделать все по-старому, вернуться к исходной точке;
    • депрессия. Когда вы понимаете, что назад пути нет и не может быть, вы впадаете в депрессию;
    • принятие. Заканчивается все просто — вы признаете, что проблема есть, вы полностью принимаете ее и готовитесь перейти к следующему жизненному этапу.

    Вы не можете изменить этот ход мыслей, потому что так прописано в вашем генетическом коде природой. У кого-то эти этапы длятся дольше, у кого-то, наоборот, меньше. Выигрывает, конечно же, тот, кто быстрее проходит все эти пять этапов, экономя свое время.

    Закон четвертый: абсолютно не важно, добиваетесь вы своего или нет, потому что главное — это начать движение к цели, а не достигнуть ее. Если всегда ставить себе цели и надеяться на то, что все будет всегда получаться, вы быстро угаснете. Ставьте перед собой посильные задачи и умейте быть гибкими, изменяя цели, адаптируясь к изменениям. Если вы хотите стать богатыми, начните изучать способы заработка. Психология любви проста — если вы хотите найти любовь, начните искать причины ее отсутствия. Не сидите без дела, ведь динамика — это и есть жизнь.

    Закон пятый: человек себя критикует, но не пользуется всеми возможностями. Природа одарила нас всем необходимым для поиска второй половинки, для успешной самореализации. Существует множество ярких примеров того, что люди с ограниченными возможностями добивались огромных результатов в бизнесе и в любви. Хватит работать вполсилы, сомневаясь в себе. Вы можете все.

    Закон шестой: даже самые сильные люди сомневаются в чем-то . Это не есть хорошо, однако иногда это необходимо, чтобы подумать дважды, прежде чем что-то делать. Думать дважды нужно всегда, но если вы твердо решили что-то сделать, старайтесь обрубать концы, не сжигая мостов. Назад пути нет, но пути к отступлению нужны всегда. Хотите бросить работу и найти другую — бросьте, но уйдите красиво. Чересчур импульсивные поступки разрушительны. Если вы сомневаетесь в себе, это нормально. Главное, чтобы ваши сомнения вами не управляли.

    Закон седьмой: все мы одинаковы и похожи во многом. Почти каждый человек думает, что его проблемы уникальны, но это не так. У каждого своя внутренняя война, но ее причины слабо отличаются. Все мы хотим кушать, жить с комфортом и любить. Это главные наши желания и приоритеты, как ни крути. Они определяют всё.

    Психология поможет вам ответить на основные вопросы, которые вас гложут. Оставайтесь собой, ведь мы уникальны в том, что необходимо природе и идентичны в том, что нужно мирозданию. Ищите вдохновение и мотивацию для себя, но не только в потребностях. Будьте открытыми этому миру, старайтесь мыслить нестандартно. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

    Уровень конкретно-научной методологии применим к ограниченному классу объектов и познавательных ситуаций, специфических для данной области знания. Разработку этого уровня методологического анализа осуществляют как методологи науки, так и теоретики соответствующих областей знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Далеко не все создатели значительных психологических теорий проявили себя как методологи психологии. Среди тех, кто оказал огромное влияние на методологию психологической науки и практики, были В. Вундт, З. Фрейд, К. Левин, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Г. Оллпорт, Дж. Келли, а в наше время – Р. Стернберг.

    Как правило, философско-методологические принципы не прямо соотносятся с принципами, формулируемыми на уровне конкретно-научной методологии, они прежде преломляются, конкретизируются на уровне общенаучных принципов и концепций.

    Принцип - это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе, и к неодушевленному. Например, можно говорить о принципе работы технического устройства. Но и тогда речь идет об отражении в сознании субъекта основополагающих, по его убеждению, правил взаимодействия частей этого механизма между собой и взаимодействия устройства в целом со средой.

    Принцип выполняет двоякую роль. С одной стороны, принцип выступает как центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления, процессы той области, из которой данный принцип абстрагирован. С другой стороны, он выступает в смысле принципа действия – норматива, предписания к деятельности.

    Принципы глубоко связаны с закономерностями и законами.

    Закономерность - наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный - значит осуществляющийся на основе закона.

    Закономерность - объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.

    Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.

    Закон – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами.

    Исходя из того, что окружающий мир представляет собой совокупность материальных объектов и явлений, находящихся в многообразных и сложных связях, взаимозависимостях друг от друга, наиболее существенные отношения (связи) между объектами определяются как законы. Именно существенное отношение, присущее не отдельному объекту, а всей совокупности объектов, составляющих определенный класс, вид, множество объектов одного типа, является законом. Существенное отношение между объектами, явлениями или же между их сторонами, определяющее характер их существования и развития, выражает главный признак закона.



    Всеобщность также является важнейшей чертой закона. Всеобщность означает, что любой закон природы и общества присущ всем без исключения объектам и явлениям определенного типа, уровня, то есть всему множеству объектов и процессов, которые охватываются этим законом. Все материальные объекты, от микрочастиц до космических гигантов, подчиняются закону всемирного тяготения; все электрически заряженные тела подчиняются закону Кулона и т. д.

    Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выражается что-то общее, но это общее выступает как тенденция.

    Типы законов в психологии:

    · относительно элементарные зависимости (например, основной психофизический закон);

    · законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (последовательность фаз процесса восприятия, принятия решений и пр.);

    · законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти);

    · законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения от уровня его психической регуляции (закон Йеркса-Додсона, который раскрывает зависимость между уровнем мотивации и успешностью выполнения поведенческих заданий; законы, которые характеризуют уровни работоспособности, стрессовые состояния);

    · законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабе его жизни;

    · законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека - законы нейродинамики (нейрофизиологические основания темперамента);

    · законы об отношениях между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями организации в структуре личности).

    Чисто научный подход требует не только определить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, при которых он может действовать, его ограничения.

    Психология изучает мышление и поведение, охватывая все аспекты человеческого существования. Это и академическая дисциплина, и прикладная наука, предметом изучения которой являются индивидуальные особенности и групповое взаимодействие.

    Мы все живём по определённым психологическим законам, о которых подспудно догадываемся, но не всегда в полной мере осознаём. Представляем вам некоторые из таких неявных законов.

    Все мы ощущаем себя примерно одинаково

    Мы нуждаемся в людях, которые нас любят и восхищаются нами. Мы склонны критиковать себя, но в то же время не используем львиную долю своих возможностей.


    Мы имеем некоторые личные слабости, но в основном способны их компенсировать. Наши половые предпочтения могут создать нам проблемы. Внешне стойкие и дисциплинированные, внутри мы склонны к волнениям и опасениям. Порой мы серьёзно сомневаемся в правильности своих решений.

    Человеческая природа

    Индивидуальность – уникальное сочетание характеристик, в различной степени соответствующих каждому из нас. Мы так похожи в наших мыслях, надеждах и мечтах, но наивно полагаем, что жизненные трудности сваливаются лишь на нашу голову.


    Проблемы начинаются тогда, когда вы пытаетесь подавить свои чувства, думая, что они ненормальны. Отсюда родом фрустрация и другие серьёзные проблемы. Не так важно достичь идеального результата, важно начать.

    Пять этапов принятия неизбежного

    Вы, вероятно, уже слышали об этой особенности человеческой психики из многочисленных источников. В оригинальном исследовании говорилось о том, что когда человек оказывается лицом к лицу с надвигающейся смертью или другой столь же серьёзной проблемой, он проходит серию эмоциональных фаз:
    Отрицание. «У меня всё отлично»; «Это не может случиться, только не со мной».Гнев. «Почему я? Это несправедливо!»; «Как такое может со мной случиться?»; «Кто виноват?»Торг. «Я сделаю всё ради ещё нескольких лет»; «Я отдам все мои сбережения если…»Депрессия. «Я так расстроен, зачем вообще о чём-то беспокоиться?»; «Я скоро умру, какой во всём этом смысл?»Принятие. «Всё будет в порядке». «Я могу противостоять проблеме, но я также могу подготовиться к худшему».Вы можете повлиять на сновидения спящего человека

    Мозг часто вплетает ощущения спящего человека в реальность его сна. Скажем, вы обольёте спящего водой, а после пробуждения он, скорее всего, расскажет вам, что ощущение элегантно встроилось в его сон. Эта особенность человеческой психики вдохновила создателей фильма «Начало».

    Эффект свидетеля



    Вы возможно верите, что если вам внезапно станет плохо на улице, то в людном месте вам скорее окажут помощь. Однако бесчисленные эксперименты доказывают обратное. Чем больше вокруг наблюдателей, тем меньше вероятность, что один из них поможет вам. Это связано с феноменом под названием «распределение ответственности», когда склонность человека к принятию на себя ответственности снижается в присутствии других людей.

    Эффект коктейльной вечеринки



    Даже в шумном людном месте, услышав своё имя, вы способны отсеять другие звуки и сфокусироваться на нужном голосе. Этот эффект также относится к любой другой важной информации. Этот эффект изменил представление психологов о способах привлечения внимания аудитории.

    Эффект Моцарта

    Выявленный в некоторых исследованиях эффект Моцарта заключается в том, что прослушивание музыки Моцарта способно стимулировать работу коры головного мозга, тем самым повышая эффективность выполнения мыслительных задач. Под влиянием произведений Моцарта человек лучше визуализирует пространственные модели и оперирует ими в определённой временной последовательности.

    ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

    1. Психология как наука

    1.3. Методологические аспекты психологии

    1.3.4 Законы психологии

    Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на разработку ее понятийного аппарата и выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления. Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы относительно ее дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.

    Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с непривычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны стороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.

    Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя много раз тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случайность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.

    В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выраженные в строгой математической форме. Они относятся к разным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Бы. Ломов разделил их на шесть основных групп.

    1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определенными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В частности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно которому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.

    2. Законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различение общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцированного и завершенного образа.

    3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может быть современное представление о памяти. Сначала ее рассматривали как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая включает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизации, а также потоки информации и процессы управления.

    4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведения человека от уровня его регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, что обосновывает зависимость успешного решения задач от уровня мотивации. В соответствии с ним существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является наивысшей. Дальнейший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) продуктивность.

    5. Законы, которые касаются психического развития человека, что рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетерохронність) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.

    6. Законы, в которых раскрываются основания различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.

    Эта классификация не является окончательной и неизменной: психология как наука находится в постоянном развитии, выявляя ранее неизвестные психические факты, формулируя новые законы, уточняя известные. Законы каждой группы обнаруживают существенные устойчивые связи только в определенной плоскости. Поэтому ни один из них не является универсальным - он является узким, неполным и приближенным и имеет свои границы применения. Вот почему строгий научный подход к развитию психологии требует не только выявить объективный закон, но и установить условия и границы его действия.

    Методология современного психологического поиска в значительной мере определена нынешним состоянием и связями психологии с другими науками. Современное исследование характеризуется комплексностью, то есть наличием многих междисциплинарных связей. Философия, социология, физиология и другие дисциплины привносят своеобразие в систему методов и результатов психологических исследований. Однако психическое не сводится ни к социальному, ни к физиологическому.


    Весьма распространенные среди людей и надежные во времени закономерности психической жизни. Предложен Ф. Мюллером и Э. Геккелем, согласно которому в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение ("рекапитуляция") признаков, свойственных их биологическим предкам, то есть онтогенез повторяет в сокращенном варианте филогенез. Субъективная яркость короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности стимула и его длительности. Но этот закон действует лишь в околопороговой области и при длительности стимула, не достигающей критической точки. Закон психофизики, согласно которому едва заметное изменение ощущения при изменении интенсивности раздражителя возникает при увеличении исходного раздражителя на некоторую постоянную его долю. Э. Вебер проводил эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в которых также показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. Закон суммативности психического (познавательного) процесса. При равной вероятности воспроизведения из памяти бессмысленной информации более старая информация медленнее забывается и требует при доучивании меньшего числа повторений. Порог зрительного восприятия уменьшается пропорционально квадратному корню площади стимула, при условии, что эта площадь превышает 1 угловой градус. Разрушение памяти при прогрессирующей амнезии, например в случаях заболеваний или в пожилом возрасте, имеют определенную последовательность: сначала становятся недоступными воспоминания о недавних событиях, затем начинает нарушаться умственная деятельность личности, происходит утрата чувствований и привычек. распадается инстинктивная память. В случае восстановления памяти прохождение этих же этапов происходит в обратном порядке. Характеристики порогового раздражителя, такие как его яркость и угловая площадь, находятся в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон действенен для световых раздражителей с небольшими угловыми размерами. Между рядом ощущений и рядом физических раздражителей существует не логарифмическая, по Фехнеру, а степенная зависимость: Y = k * S в степени n (Y - субъективная величина, ощущение, S - стимул, n - показатель степени функции, k - константа, зависящая от единицы измерения). При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0,3, для электрического удара - 3,5. Видимая яркость источника прерывистого света при достижении частоты слияния световых мельканий становится равной яркости непрерывного света, имеющего те же значения светового потока. Величина ощущения прямо пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Время реакции при выборе из некоторого числа альтернативных сигналов зависит от их числа. Формула В.Э. Хика: ВР = а*log(n+1) (ВР - среднее значение времени реакции по всем альтернативным сигналам; n - число равновероятных альтернативных сигналов; а - коэффициент пропорциональности). Эффект суммации яркости нескольких спектральных цветов при их комбинации, обусловливающей восприятие нового цвета. Видимая величина последовательного образа прямо зависит от удаленности экрана, на который этот образ проецируется. Эта закономерность может не проявляться при больших (свыше 10-15 м.) расстояниях до экрана, а также при эйдетизме. Отношения, рано учитываемые в реальном поведении и способствующие его автоматизации, осознаются с трудом и поздно, а отношения, препятствующие автоматизации, рано осознаются. Эмпирические закономерности, связывающие мотивацию и человека и качество выполняемой им деятельности. 1-й закон: соотношение мотивации и качества деятельности выражается колоколообразным графиком: при повышении мотивации до определенного уровня растет и качество деятельности, но дальнейшее повышение мотивации, после достижения плато, приводит к снижению продуктивности. 2-й закон: при более сложной задаче является более оптимальным более низкий уровень мотивации. Для каждого цвета существует другой единственный цвет ("дополнительный"), при смешении с которым получается ахроматический серый цвет. Субъективно одинаково воспринимающиеся цвета при смешении с другими цветами дают также одинаково воспринимающиеся цвета, вне зависимости от их спектрального состава. При смешении двух разных цветов получается цвет, промежуточный между исходными, так что при смешении этого полученного цвета с одним из исходных нельзя получить второй исходный цвет. При смешении двух разных цветов результирующий цвет всегда менее насыщен, чем хотя бы один из исходных. Социально-психологический феномен, заключающийся в том, что если человек определяет ситуацию как реальную, то ситуация станет реальной по своим последствиям. Эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,5-2 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения, ориентированные на скорость и траекторию движущегося объекта. Закономерность, в силу которой лучше запоминается та информация, которая связана с оставшимся незаконченным действием. Склонность связывать два или более вероятностных независимых событий. В частности, это проявляется в суждении, что после многих проигрышей в игре типа рулетки шансы на выигрыш возрастают. Частный случай интерференции запоминаемого материала, характеризующийся затруднениями, которые возникают при увеличении сходства заучиваемого материала. Феномен социальной психологии, состоящий в том, что по мере увеличения численности группы индивидуальный вклад в коллективную работу уменьшается. Особенность принятия решения, характеризующаяся переоценкой вероятности события в том случае, если она подтверждается личным опытом, а не опытом других людей.