Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Проект «Земля – мой дом» в ДОУ. Учебный проект голубая планета земля

    Проект «Земля – мой дом» в ДОУ. Учебный проект голубая планета земля
    Проект по теме «Земля - наш дом родной»

    Форма проведения : Презентация проекта.

    Цель занятия:

    Обобщить, углубить, закрепить знания по данной теме.

    Развитие навыков проектной деятельности, исследовательской деятельности.

    Воспитание любви к природе, развитие чувства участия и защиты её ресурсов, и окружающей среды.

    Воспитание активности в деле спасения планеты от загрязнения.
    Оборудование: проекционная система (проектор, экран), компьютер, электронная презентация мероприятия, плакаты, рисунки, птицы из бумаги, макет земного шара, иллюстрации редких видов растений и животных, занесенных в Красную книгу, карта – схема села Кузовки.

    Методическая литература : Н. В. Матяш, В. Д. Симоненко « Проектная деятельность младших школьников; М. К. Господникова «Проектная деятельность учащихся в начальной школе», журнал «Начальная школа» №4 2000год.

    Паспорт проекта:

    ◆ Название – «Земля наш дом родной»;

    ◆ Учебные дисциплины, близкие к теме проекта – окружающий мир, литература, изобразительное искусство, трудовое обучение, русский язык, музыка.

    ◆ Участники – ученики начальной школы

    ◆ Проблема – Как защитить окружающую среду от загрязнений? Какие проблемы экологии существуют на нашей планете?

    ◆ Цель проекта: Организовать внеурочную деятельность в начальных классах для формирования в школьниках экологических знаний за счет приобретения умений и навыков, способствующих активным действиям на благо родного края, школы. Систематизировать знания учащихся в области охраны природы, вводить природоведческие понятия, обогащать эмоционально-чувственную сферу ребёнка

    Задачи : формировать представление учащихся об экологической грамотности.

    Развитие умения находить нужную информацию по данной теме;

    Воспитание гуманности.
    Образовательная:

    Изучение экологической проблемы Земли, нашего села Кузовки.

    Развивающая:

    Развитие аналитического, абстрактного мышления;

    Развитие умений применять знания на практике;

    Развитие познавательной поисковой деятельности;

    Развитие умений учебного труда;

    Развитие воли и самостоятельности.

    Формирование познавательной и исследовательской деятельности;

    Формирование рефлексивных умений (умение осмыслить задачу);

    Формирование поисковых умений (умение самостоятельно найти информацию, умение выдвигать гипотезы);

    Формирование навыков сотрудничества(умение взаимопомощи в группе, умение находить и исправлять ошибки);

    Формирование коммуникативных умений (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы)

    Формирование презентационных умений и навыков (умение монологической речи, умение отвечать на незапланированные вопросы).

    Воспитательная:

    Воспитание чувства любви к природе и к окружающей среде,

    Воспитание, добросовестного отношения к труду; положительного отношения к знаниям;

    Воспитание дисциплинированности;

    Воспитание умений работать в группе, в коллектив;

    Воспитание эстетических взглядов

    Воспитание гуманности, по отношению к животным, бережное отношение к природе, любви к природе, Родине.

    личностные -


    • уважительное отношение к окружающему миру, к природному сообществу;

    • формирование эстетических потребностей (художественное оформление проекта, подбор картинок, фотографий, цветовое решение, анимационные эффекты);

    • развитие навыков сотрудничества (работа в парах, в группах, сбор информации).
    метапредметные -

    • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

    • активная работа с интернет ресурсами и программным обеспечением;

    • использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации.
    предметные

    Знать, уметь формулировать правила поведения в природе.
    ◆ Вопросы

    Узнать, собрать материал о состоянии окружающей среды в селе Кузовка;

    Как эта тема волнует людей;

    Как ученики могут помочь своей малой Родине?

    Нарисовать рисунки на тему: « Мы сбережём тебя, планета!».

    Написать сочинение на тему: « Каким я вижу этот мир»

    Составить экологические листовки;

    На уроках технологии изготовить игрушки из бросового материала

    Участвовать в экологическом проекте по очистке окружающей территории от мусора.

    ◆ По доминирующей деятельности учащихся – информационно-исследовательский;

    ◆ По характеру контактов – между классами, групповой.

    ◆ Учебный проект с точки зрения учителя – средство, позволяющее обучать проектированию, целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы.

    ◆ Учебный проект с точки зрения ученика – возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

    Метод учебного проекта характеризуется как:

    Деятельностный подход к обучению;

    Личностно ориентированный;

    Построен на методах проблемного обучения;

    Обучение групповой деятельности;

    Развитие самовыражения учащихся;

    Формирует навыки самостоятельности в мыслительной, практической сферах;

    Воспитывает целеустремлённость, ответственность, инициативность, творчество.

    ◆ По продолжительности – долгосрочный.
    I Вступление.

    Клип на экране « В мире животных»

    исполняет Жукова Дарья и Ануфриева Софья.

    1.Тот, кто создал программу планеты Земля,

    Аромат земляники и крылья шмеля,

    Разработал все точно, ошибок в ней нет,

    Совершенна и форма, и запах, и цвет.

    2.Белоснежные горы, долины цветов,

    И шумят водопады на склонах холмов.

    В глубине океанов: дельфины, киты;

    Все полно совершенства, полно красоты.

    3.Полосатые зебры, пятнистый олень

    Начинается с неба гранатовый день

    Как чудесна природа: естественно в ней

    Смена времени года, дней и ночей

    Все работает четко, ошибок в ней нет

    Совершенна природа и запах и цвет.

    Все полно совершенства, полно красоты

    Всех прекрасней на свете, любимая ты!

    II Постановка проблемы

    Учитель:

    В этом клипе какой предстает природа? (Красивой)

    Прекрасны творения природы на этих слайдах.

    - А эта красота вечна? (Нет, т.к. люди относятся потребительски к природе, загрязняют ее, человек старается покорить, подчинить себе природу)

    Слайд

    - «Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем…»

    Что означает выражение прикоснуться к красоте сердцем? (Полюбоваться)

    -Всегда ли человек только любуется природой?

    -Человек наносит природе большие и маленькие раны и сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы.

    - Значит, мы не зря выбрали для нашего проекта тему « Земля – наш дом родной» и нужно помочь ей.

    -Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы помочь нашей планете, т.к. она является родным домом.

    Слайд

    Задачи:

    Обобщить и систематизировать знания о природе, защите воздуха и воды от загрязнения, охране растений и животных.

    Воспитывать экологическую и санитарно-гигиеническую культуру, патриотические чувства, любовь к природе

    -как решить проблему с болезнью нашей планеты;

    -какую пользу мы можем принести природе;

    - как подружить человека с природой;

    На все эти вопросы вы готовили проекты и сегодня вы, ребята, выступаете в роли ученых - специалистов: гидрологов, географов, ботаников, которые помогут спасти планету.

    Слайды

    Природа – это дом, в котором мы живем,

    И в нем шумят леса, текут и плещут реки.

    Под небом голубым, под солнцем золотым

    Хотим мы в доме том жить вовеки

    2 ведущий: Природа – это дом, украшенный трудом,

    Ты, знаешь ли, мой друг, такому дому цену.

    Что будет, если в нем всё будет под огнем,

    Что будет, если в нем сломаются все стены

    3ведущий: Природа – это дом, в котором день за днем

    Растут цветы и хлеб, кругом смеются дети.

    И этот дом, и смех – один, один на всех,

    Другого дома нет на целом свете.
    4ученик: Посмотри мой юный друг,

    Что находится вокруг:

    Небо светло голубое.

    Солнце встало золотое

    Ветер листьями играя,

    Тучка в небе проплывает.

    Все что нужно год от года

    Нам дает сама природа.

    5 ученик: - И потому все мы

    Жить не можем без воды,

    Без растений и животных,

    Без лесов, полей и рек,

    Жить не может человек!
    3 ученик: Мы сегодня проводим итоговое занятие по нашим проектам, которое посвящено экологическим проблемам. А что же такое экологические проблемы и что такое экология?

    Слайд

    1 ученик: Экология – это наука. Ученые экологи изучают, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь животных, растений и человека.

    2 ученик: Экологические проблемы возникают все чаще из-за влияния человека на природу.

    СВЕДЕНИЯ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ
    На уроках Окружающего мира мы в результате исследований и наблюдений выяснили состояние окружающей среды в нашем селе Кузовка, также мы составили карту-схему нашего села при помощи взрослых.

    Наше село расположено на юго-западе Богородицкого района.

    (Показывают на карте Тульской области). Слайд

    На территории села проходит автомобильная трасса М-4 «Дон», по которой движется основной поток транспорта, идущий в южном направлении.

    (Показывают на карте с.Кузовка, приготовленной группой учеников). Слайд

    В результате наших исследований мы узнали, что в течении суток в среднем проезжают более 10 000 машин, которые выделяют в атмосферу немалое количество вредных веществ. В дневное время суток скорость потока транспорта составляет 570 машин за 1 час в двух направлениях. За 1000 км пути автомобиль расходует такое количество кислорода, которое хватило бы его водителю на 1 год жизни.

    Из прочитанного в энциклопедиях мы узнали, что воздушный слой – защитник Земли. Он защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации, от камней и кусков льда из космоса. Если не было бы атмосферы, то на нашей планете днем стояла бы стоградусная жара, а ночью - стоградусные морозы.

    Школа и 49 домов продолжают отапливаться углем. Сгорание 1 тонны угля требует такое количество кислорода, которое хватит для жизни 10 человек в течение года.

    При сжигании угля в атмосферу выбрасывается углекислый газ. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

    Карьер, который расположен на слободе Лобановка, привел к разрушению мест обитания растений и животных. В этом месте уничтожены лекарственные растения: зверобой продырявленный, чистотел майский.

    Ветры северного направления способствуют переносу вредных веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух предприятиями Новомосковска, Узловой, а ветры южного направления с Ефремова.

    В наших экологических листовках мы призываем всех жителей:


    • поддерживать чистоту не только в своем доме, но и в своем дворе, на своей улице, в местах общего пользования;

    • бережно относиться к земле, не засорять почву неорганическими бытовыми отходами (стеклом, полиэтиленом, железными баками и т.п.);

    • не бросать в реку мусор, трупы животных;

    • не мыть машины на берегу реки;

    • не допускать необоснованной вырубки деревьев, кустарников;

    • активно участвовать на общественных началах в посадке деревьев, кустарников для укрепления почвы на обрывах, на склонах оврагов и других местах;

    • каждому жителю села посадить хотя бы одно дерево;

    • активно участвовать в весенних и осенних уборках территории села.
    СЛАЙД - ЭКОЛОГИ - ГИДРОЛОГИ

    А как безрассудно тратит воду человек! На уроках математики мы решали экологические задачи:

    1. Два брата каждый день чистят зубы утром и вечером. Саша набирает воды в стакан 300 гр. И ему это хватает, чтобы почистить и прополоскать рот.

    Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Во сколько раз больше потратил воды Вова, чем Саша?

    Мы посчитали и получилось - 10 раз.

    2. Мама мыла посуду, вода бежала небольшой струей, зазвонил телефон. Мама решила, что разговаривать она будет недолго, и не закрыв кран взяла трубку и стала долго разговаривать. Разговор длился 10 мин. Все это время вода бежала из крана. Сколько воды утекло, если в 1 минуту вытекало 3 л. воды?

    Длился- 10 мин

    Вытекло- 3л за 1 мин.

    Утекло-? Л

    Ответ: 3*1*10=30 л
    Слайды

    5 эколог: Для охраны воды мы составили правила:

    1.Зря не разливать воду. Надо экономить каждую каплю воды.

    2. Не загрязнять водоемы, а стараться их очищать от мусора

    3. Не ловить и отлавливать раков, моллюсков.

    4. Не засорять мусором водоемы, не плевать в воду.
    Слайд

    Сценка «Сэр Мусэр»
    Под музыку появляется Сэр Мусэр
    Я, Сэр Мусэр известный, я весел, я богат
    И обо мне повсюду, повсюду говорят.
    Моя одежда в золоте, ботинки - в серебре.
    Мои владенья в каждом доме и дворе.
    Все, кто мусор повсюду бросает,
    Здоровья и радости мне прибавляет.
    (Под музыку появляется вся свита, едят конфеты, пьют сок и упаковки бросают на пол.)

    Сэр Мусэр:
    Пришли прислужники мои,
    Они со мной, как свои!
    Как не любить таких ребят!
    Повсюду мусор, как я рад!
    (С другой стороны сцены появляются юные экологи. В руках веники, совки, метелки для мусора, начинают убирать мусор. Прислужники убегают)
    1 эколог
    А мы, юные экологи, мусор убираем!
    Мы бумажек не бросаем.
    2 эколог
    Двор аккуратно уберем
    И чисто-чисто подметем.
    3 эколог
    Нам по душе чистота!
    У нас во дворе красота.
    (Замечают сэра Мусэра и его свиту.)
    1 эколог
    Мы с чистотой, порядком дружим,
    А мусор нам совсем не нужен.
    2 эколог (подступая к сэру Мусэру):
    Мы его сейчас разденем
    И ничуть не пожалеем.
    Ну-ка, сэр Мусэр, держись -
    Лучше с нами не борись.
    (дети снимают с сэра Мусэра и его свиты все украшения и складывают в мусорный мешок.)
    Сэр Мусэр (в ужасе):
    Ой, не трогайте меня!
    Где же вы, мои друзья!
    Ни подмоги, ни поддержки -
    Потерял свою одежду,
    Потерял свое богатство -
    Как бы мне куда податься?
    (Убегает вместе со свитой, приговаривая.)
    Ну, ничего мы отыщем приют,
    Мусора много - весь не уберут.
    Есть еще в селе нашем дворы,
    Где мы дождемся лучшей поры.
    (экологи остаются на сцене и разбирают мусор, сложенный в мешок)
    1 эколог
    Бумага - не мусор
    Положим в мешок.
    Пусть людям послужит она новый срок.
    Из макулатуры получаются новые книги и тетради.
    2 эколог
    Для яблочных ОГРЫЗКОВ местечко мы найдем,
    Отходы пищевые на школьный огород снесем.
    Яичная скорлупа, овощные очистки- всё это перегниёт и превратится в хорошую питательную землю.
    3 эколог (отобрав пластмассовые стаканчики)
    Мы вырастим в этих стаканах рассаду,
    Зеленные дорожки разобьем по саду.
    Чтоб воздух чистым был,
    Здоровье наше не губил

    А из пластика можно сделать разные игрушки, которые станут украшением сада.
    Эколог
    В природе нет мусора, нет отходов,
    Давайте учиться, друзья, у природы.
    Хором
    Всех приютила наша планета,
    Только для мусора места здесь нету.
    Дом наш природный не погубите!
    Сэра Мусэра в шею гоните. (Из-за кулис выглядывает сэр Мусэр, пробегает, за ним гонятся экологи.)

    Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал всех людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

    ФИЗМИНУТКА «Приведём планету в порядок»


    • Завязали платок-бандану.

    • Надели фартук и перчатки.

    • Посмотрите, кто-то уронил бумажку, поднимите. Справа, слева, впереди.

    • Взяли метлу. Подметём улицу. Хорошо метём, чисто.

    • Соберите мусор в совок, сложите в ведро.

    • Возьмите грабли, причешите травку. Зелёная, пушистая, красивая.

    • Налейте в ведро воды. Намочите тряпку, полощем её, хорошенько отожмите.

    • Протрите небо, облака, солнышко.

    • Посмотрите, ничего не забыли? Нет. Ай да молодцы!

    • Какая красота! Солнышко ярче улыбается и вы улыбнитесь друг другу.
    Сразу в классе и на Земле стало теплее и светлее от добрых улыбок. Садитесь на места.

    Планету привели в порядок, а из бросового материала можно сшить разные костюмы. Вот, например, такое платье…

    (Показ платья)

    Слайд - ЭКОЛОГИ - БОТАНИКИ
    Слайд – богиня Флора

    1 эколог: Древние римляне ежегодно устраивали праздник, посвященный Флоре - богине цветов, колосьев, садов, дарующей богатый урожай. Позднее в её честь стали называть Флорой весь растительный мир.
    Слайд об исчезновении растений

    2 эколог (Снижение численности растений): Проведя исследования, мы узнали, что растения исчезать стали с появлением человека на планете Земля. И если до появления человека исчезал только 1 вид за 1000 лет.

    То 1950 года по 1980 год -1 вид – за 1 год, а сейчас – 1 вид – за неделю

    В дальнейшем - 1 вид за 1 час.

    Наблюдая за растениями нашей местности, мы заметили, что очень много растений погибает при хозяйственной деятельности человека: вырубка лесов, строительство элитных поселков, обработка полей ядохимикатами, неумелая организация добычи полезных ископаемых. А сколько растений губят туристы? Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а, значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они долго бы радовали нас.

    3 эколог .

    И вот эти нежные растения становятся редкими и их заносят в Красную книгу. Человек создал эту Красную книгу, чтобы охранять растения от самого себя. Красная книга - это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.

    Красная книга России не может охватить все проблемы регионов и поэтому во многих областях стали составлять собственные Красные книги. В нашем регионе была создана Красная книга Тульской области.
    Слайд об охране растений

    1. На экскурсиях, во время походов и прогулок не ломайте ветви деревьев и кустарников!

    2. Не повреждайте кору деревьев.

    3. Не рви цветов в лесу и на лугу!

    4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустырь».

    5. Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости!

    6. Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
    Слайд - ЭКОЛОГИ - ЗООЛОГИ
    Загадка

    1 эколог: У богини Фауны

    Детишек очень много:

    Плавают, летают,

    Иногда кусают.

    Кто детишки эти

    Говорите смело!

    Слайд о животных

    2 эколог: При работе над проектом нам необходимо было узнать, почему многих животных становится меньше на Земле. Собранные сведения помогли нам определить причины исчезновения животных:

    слайд

    Вырубка лесов.

    Уничтожение растений.

    Загрязнение воды.

    Разрушение и загрязнение почв.
    С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Животные, которые находятся в опасности, как и растения, занесены в Красную книгу.

    Слайды

    Но беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых пока еще много.

    Птицы, рыбы, звери

    В души людям смотрят,

    Вы их жалейте, люди,

    Не убивайте зря.

    Песня –инсценировка «Просьба»

    Слайд об охране животных

    3 эколог: Поэтому для охраны животных мы тоже составили правила:

    Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

    4 эколог .Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с паводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.

    Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

    5 эколог .Нельзя брать яйца из гнёзд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных обитателей.

    В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои норы и гнёзда.

    Художники и поэты уже много лет воспевают красоту и мощь животных. На уроке ИЗО мы узнали, как называют художников, которые пишут картины о животных – Анималисты.
    Учитель:

    В природе нет границ и только сообща люди могут спасти планету и себя.

    У всех, живущих на земле только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: « Все мы пассажиры большого корабля по имени

    « Земля », значит пересесть из него просто некуда.

    Слайды

    Ученики держат модель Земли:

    1.Смотрю на глобус –

    шар земной

    И вдруг вздохнул он,

    как живой

    И шепчут мне материки:

    «Ты береги нас,

    2.В тревоге рощи и леса

    Роса на травах,

    как слеза.

    И тихо просят родники:

    «Ты береги нас,

    Остановил олень

    свой бег:

    «Будь Человеком,

    В тебя мы верим –

    не солги,

    Ты береги нас,

    3.Смотрю на глобус –

    шар земной,

    Такой прекрасный и родной.

    И шепчут губы:

    «Не солгу,

    Я сберегу вас, сберегу…»

    Учитель: Что же нас радует в природе? Конечно же, её красота, чистый воздух, тишина леса, голоса птиц и зверей, шелест листвы, журчание ручейка. Чтоб эту красоту увидели и другие люди.

    Рефлексия:

    Давайте украсим нашу планету и оставим свое впечатление о нашем занятии. Сначала украсим цветами, животными.

    -Ребята, почему наша планета улыбается?

    Слайд о красоте планеты(планета в цветах)
    - Она поняла, что неё появились настоящие хозяева, которые вылечат её и превратят в цветущий сад.
    Вывод: Если человек будет беречь природу, сохранит богатства родной Земли, то и сам человек будет богатым и счастливым.

    Песня на мелодию «Вместе весело шагать»


    1. Нам природа – дом родной, пойте звонче,
    пойте звонче, пойте звонче.

    Будем счастливо мы жить все под небом,

    Синим небом и под солнцем.

    2. И куда бы ни пошёл я по краю,

    По родному, я по краю,

    Я люблю тебя, Земля, и в дороге

    Всё я знаю, замечаю.

    Вот ручей звенит и солнце улыбается,

    А зелёный лес нам эхом отзывается,

    Птицы звонкие поют и звёзды падают,

    Это всё – мой край родной, он сердце радует.

    Директор школы Ануфриева В.Н.

    Земля – уникальная планета! Конечно, это верно в нашей Солнечной системе и не только. Ничего из наблюдаемого ученными, не приводит к мысли, что есть другие планеты, как Земля.

    Земля является единственной планетой, вращающейся вокруг нашего Солнца, на которой, как мы знаем, существует жизнь.

    Как никакая другая планета, наша покрыта зеленой растительностью, огромным синим океаном, содержащим более миллиона островов, сотнями тысяч ручьев и рек, огромными массами земли, которые называются континентами, горами, ледниками и пустынями, которые производят весьма разнообразные цвета и текстуры.

    Некоторые формы жизни можно найти практически в каждой экологической нише на поверхности Земли. Даже в очень холодной Антарктиде, выносливые микроскопические существа процветают в прудах, крошечные бескрылые насекомые живут в пятнах мхов и лишайников, растения растут и цветут ежегодно. С вершины атмосферы к дну океанов, от холодной части полюсов к теплой части экватора — жизнь процветает. По сей день не было найдено признаков жизни на любой другой планете.

    Земля огромна по размерам, около 13 000 км в диаметре, и массой примерно 5,98 1024 кг. Земля в среднем составляет 150 миллионов км от Солнца. Если Земля поедет гораздо быстрее, в свое 584 миллионно километровое путешествие вокруг Солнца, ее орбита станет больше, и она будет двигаться дальше от Солнца. Если она будет слишком далеко от узкой обитаемой зоны, вся жизнь перестанет существовать на Земле.

    Если эта поездка станет немного медленнее по своей орбите, Земля будет двигаться ближе к Солнцу, и если она будет двигаться слишком близко, вся жизнь так же погибнет. Земля путешествует вокруг Солнца за 365-дней, 6-часов, 49-минут и 9,54 секунды (сидерический год), соответствует более чем тысячной доли секунды!

    Если среднегодовая температура на поверхности Земли изменится всего на несколько градусов или около того, большая часть жизни на ней, в конечном счете, станет жаренной или замороженной. Это изменение нарушит водно-ледниковые отношения и другие важные балансы, с катастрофическими результатами. Если Земля будет вращаться медленнее своей оси, вся жизнь умрет во времени, либо путем замораживания ночью из-за недостатка тепла от Солнца или путем сжигания в течение дня от слишком большого количества тепла.

    Таким образом, наши «нормальные» процессы на Земле, несомненно, уникальной среди нашей Солнечной системы, и, согласно тому, что мы знаем, во всей Вселенной:

    1. Она является обитаемой планетой. Это единственная планета в Солнечной системе, которая поддерживает жизнь. Все формы жизни прямо от мельчайших микроскопических организмов до огромных наземных и морских животных.

    2. Ее расстояние от Солнца (150 миллионов километров) целесообразно дать ей среднюю температуру от 18 до 20 градусов по Цельсию. Это не так жарко, как на Меркурие и Венере, и ни так холодно, как на Юпитере или Плутоне.

    3. Она имеет обилие воды (71%), которого нет ни на какой другой планете. И которая не встречается ни на одной из известных нам планет в жидком состоянии так близко к поверхности.

    4. Имеет биосферу, которая дает нам пищу, кров, одежду и минералы.

    5. Не имеет ядовитых газов, как гелий или метан в качестве Юпитера.

    6. Она богата кислородом, который делает возможной жизнь на Земле.

    7. Ее атмосфера действует как одеяло защиты Земли от экстремальных температур.

    Страница 1 из 1 1

    Проект «Планета Земля»

    р асширить знания о нашей планете Земля Цель проекта:

    Научиться искать информацию по заданной теме в разных источниках: энциклопедии, интернет; - научиться формулировать выводы из полученной информации; -узнать побольше о нашей планете Земля представить результаты нашего исследования в виде презентации. Предмет исследования: планета Земля Задачи:

    Так выглядит наша Земля на снимке,сделанном из космоса. Голубой-это цвет океанов,морей и озер. Белый-это цвет облаков. Коричневый-это цвет суши. Диаметр Земли 12740 км.

    Земля-третья планета Солнечной системы.От солнца её отделяет около 150 млн.км.

    Земля - наш космический дом или, можно сказать, наш общий космический корабль. Она летит в пространстве, вращаясь вокруг Солнца, и мы вместе с ней совершаем большое космическое путешествие. Земля пролетает в космосе вокруг Солнца более 2,5 млн. километров за год. Это для нас было открытием: нам 10 лет, значит, за наши 10 лет длительность нашего путешествия в космосе составила более 25 млн. километров.

    ЗЕМЛЯ- единственная планета во вселенной, где существует жизнь. Первая особенность, благодаря которой на ЗЕМЛЕ возможна жизнь- это ОПТИМАЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАТУРНЫЙ РЕЖИМ. Среднее расстояние от ЗЕМЛИ до СОЛНЦА-149,5 млн.км. Именно такое, не большее и не меньшее, расстояние позволяет нашей планете не перегреваться и не замерзать.

    Вторая особенность- АТМОСФЕРА ЗЕМЛИ. ЗЕМЛЮ, как покрывалом, окутывает слой воздуха,благодаря которому мы можем дышать и жить. Это кислород, которым дышат жи - вые существа и углекислый газ, необходимый для питания растений.Атмосфера Земли защищает поверхность от космических лучей и метеоритных тел.

    Третья особенность- ВОДА. Только ЗЕМЛЯ обладает огромными запасами воды. Вода входит в состав всех живых организмов.

    Четвёртая особеннось - ПОЧВА. Только наша планета имеет почву (верхний плодородный слой земли) Почва содержит вещества, необхо - димые для роста и развития растений

    На нашей планете есть высокие горы и жаркие пустыни,бескрайние океаны и покрытые вечными льдами полярные районы. Наша ЗЕМЛЯ прекрасна, уникальна и удиви- тельна! Она живёт, дышит, вра - щается. Она самая лучшая из планет!

    Выполняя этот проект,мы действительно расширили свои знания о нашей планете. Надеемся,что наша проектная работа будет полезна для учащихся начальной школы при изучении темы «Планета Земля» Вывод:

    1.Детская энциклопедия.1000 вопросов и ответов 2.Большая иллюстрированная энциклопедия знаний Также использованы материалы сети Интернет Используемая литература:

    Александров Дмитрий Кириллова Валерия Очаева Алина Павлов Данил Над проектом работали:

    Спасибо за внимание!

    Паспорт проекта

    Тема: «Земля - наш общий дом».

    Тип проекта: познавательно-исследовательский.

    Характер проекта: познавательный, поисково-исследовательский, творческий.

    По характеру контактов: дети, воспитатель, родители.

    Актуальность темы :

    Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на

    духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является

    источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто

    запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой,

    пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и

    удивляться им.

    Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи.

    Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление

    экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно

    рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская,

    поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

    Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им

    представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами

    практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление

    мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении

    играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

    Цель проекта :

    Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и

    всему окружающему.

    Задачи проекта :

     Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.

     Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе

    поисково-познавательной деятельности.

     Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение

    анализировать, сравнивать и обобщать.

     Воспитывать желание охранять и укреплять здоровье детей.

    Этапы реализации проекта:

    Подготовительный этап

    1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
    2. Определение цели, исходя из интересов и потребностей детей.
    3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
    1. Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.

    Основной этап

    1. Проведение мероприятий в группе.
    2. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной

    деятельностью.

    Заключительный этап

    1. Мини-выставка продуктов детской деятельности.

    2 Подведение итогов.

    Ожидаемые результаты:

    Продолжается развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к миру, в котором сочетаются качества нравственности, эстетического вкуса, коммуникативности, образного мышления, творческих способностей;

    Формируется осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

    Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

    У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

    Приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека.

    Рефлексия деятельности

    Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

    В реализации проектной деятельности дети научились видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы, умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.

    Интересно было увидеть то, что сама формулировка проблемы у детей возникла лишь тогда, когда проблема была решена. Юные исследователи, начиная поиск, ясно не осознавали, зачем они это делают, и уже тем более не знали, что найдут в итоге. Выполняя эту часть исследовательской работы с детьми, я проявляла гибкость, не требуя ясного осознания и формулирования проблемы. Проблему дети выявляли путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

    Было интересно наблюдать, что в ходе реализации проекта дети решали поставленные задачи в комфортном для них темпе, выбирали партнеров для самостоятельной и групповой деятельности.

    Таким образом, взаимодействие и связь всех участников проекта: воспитателя, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов: развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, развитие способности к прогнозированию будущих измерений, формирование навыков коммуникативного общения.

    В результате работы дети усвоили нормы и правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром, испытывают потребность в приобретении экологических знаний, ориентируются на практическое их применение, испытывают потребность в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживают им, испытывают желание оберегать природу, проявляют чуткость, бережное отношение ко всему окружающему. Проявляют эстетические умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности, проявляют инициативу в решении экологических проблем ближайшего окружения.

    Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, умение планировать, работать в коллективе, такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

    Тематическое планирование по проекту

    с учетом интеграции образовательных областей

    Образовательные области

    Виды и формы работы

    Социально-коммуникативное развитие

    Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на водоем», «Путешествие вокруг Земли»

    Настольно-печатные игры: «Кто, где живет?», «Путешествие капельки», «С какого дерева лист»,

    Дидактические игры по экологии: «Кто больше?», «Земля и Солнечная система», «Чудесный мешочек», «Я живу в…»

    Тематические беседы: «Путешествие по глобусу»

    «Что было бы, если бы не было воды, воздуха, солнца?»

    Рассматривание иллюстративного материала: «Вода в природе»,

    «Как вода работает на человека»

    Совместное участие детей и родителей в творческой выставке «Природа- кладовая чудес»

    Изготовление модели водоема, почвы.

    Физическое развитие

    Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Земля, вода, огонь», «Море

    волнуется», «Лягушки и цапля», «Удочка», «Солнечные зайчики», "Дождевой червь", «Мяч лови - слово назови»

    Познавательное развитие

    Наблюдение за растительным и животным миром, явлениями природы во время прогулки.

    Рассматривание глобуса.

    Наблюдения за сезонными осадками

    Беседы: «Путешествие по глобусу», «Что было бы, если бы не было …?»

    «Источники загрязнения природы. Меры охраны»

    Географические представления. Строение Солнечной системы

    Исследования свойств воды, воздуха, почвы, света.

    Просмотр видеосюжетов: «Чему учит экология», «Солнце для детей», «Почва», «Свойства воздуха», «Путешествие капельки».

    Экспериментально-исследовательская деятельность

    Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску.

    Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон.

    Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

    В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет.

    Солнце - источник света и тепла на Земле. Свет- поток световых лучей, он может отражаться от предметов можно многократно отразить свет, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

    Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может, он помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы. Воздухом можно двигать предметы воздух. Он невидим, прозрачный. Все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом. Собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Воздух постоянно давит на предметы Воздух легкий.

    В почве находятся питательные вещества для растений Она сухая, мягкая, рыхлая. В почве есть воздух, почва пластична.

    Речевое развитие

    Сочинение экологических сказок.

    Составление описательных рассказов.

    Придумывание сказки «Путешествие лягушонка (синички, червячка,…)»

    Дидактическая игра «Кто больше?»

    Составление рассказа «Береги природу»

    Чтение сказки Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо», С.Городецкий «Первый снег», стихотворения Машковской "Давайте оставим немного земли"

    Чтение энциклопедий, », загадывание и отгадывание загадок.

    Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»)

    Художественно-эстетическое развитие

    Рисование «Путешествие капельки», «Природоохранные знаки», «На льдине»

    Аппликация «Морская звезда» (торцовка)

    Лепка в технике пластилинографии «Обитатели рек и морей», «Солнышко»

    Ручной труд «»Пароход» (оригами)

    Конструирование из строителя «Мосты», «Корабли», «Мельницы»

    Список литературы.

    Иванова А. А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду, ТЦ Сфера, 2005.

    • Маневцева Л. М. Мир природы и ребёнок. СПб: Детство-пресс,2003.
    • Потапова Т. В. Детский сад - эталон экологической культуры. М: ЦС ВООП, 2000.
    • Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир
    • Плешаков А. А. От земли до неба
    • Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду
    • Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М: Просвещение, 2005.

    Аналитическая справка

    Диагностическое обследование детей происходило на основе методики С.Н.Николаевой «Юный эколог» в форме беседы, создании игровой и проблемной ситуации.

    Для выявления уровня знаний о природе и её компонентах, после создания игровой и проблемной ситуации были составлены вопросы:

    • Как вы понимаете: что такое природа?
    • Из каких компонентов она состоит?
    • Что такое свет?
    • Что такое вода и какие она имеет свойства?
    • Что такое воздух, какой он?
    • Что такое почва?
    • Что предпринимает человек для охраны природы?

    Диагностика проводилась со всеми детьми в индивидуальной форме. Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же словесном и наглядном материале. Дети подготовительной группы показали положительную динамику в знаниях.

    НДО «Наш край- природная кладовая»

    Цель: формирование представления о растительной и животной среде родного края, совершенствовать экологические знания.

    Задачи :

    Познакомить детей с экологической пирамидой

    Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга.

    Обобщить знания детей об окружающем мире родного края;

    Закрепить умение различать деревья по их листве, умение классифицировать по группам.

    Развивать в детях умение логически мыслить, дифференцированное восприятие, умение сравнивать

    Воспитывать ответственное и бережное отношение к природным богатствам, чувства патриотизма.

    Материал : материал для игр: "С какого дерева листок?" «Распредели по группам», экологическая пирамида, звуковая запись пения птиц.

    "Наша планета Земля

    Очень щедра и богата,

    Горы, леса, степи, поля-

    Дом наш родимый, ребята!"

    Ребята, скажите, в какой стране мы живем? (Мы живем в России)

    А как называется город, в котором мы живем? (город Егорьевск)

    Ребята, мы с вами живем в очень красивом месте, природа нашего края красива и разнообразна, Наш край - это природная кладовая.

    Один замечательный писатель и большой любитель окружающей среды М. Пришвин писал: "Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая с великими сокровищами жизни".

    Ребята, как вы думаете, о каких сокровищах говорил М. Пришвин? (рассуждения детей)

    Правильно, это растения, животные, птицы которые живут рядом с нами на нашей земле. Их очень много и они все разные, Я приглашаю вас собрать сокровища нашего края в это ту удивительную пирамиду. Согласны? (Да)

    Послушайте загадку: « Весной веселит, летом - холодит,

    Осенью питает, зимой согревает»

    (звучит тихая музыка)

    Ну вот, мы и оказались с вами в лесу, посмотрите, как красив он!

    Что мы видим в лесу? (Деревья)

    Как можно узнать деревья? (по коре, по веткам, по листьям)

    Мы наблюдали деревья в разное время года, какие вы были внимательные во время наблюдений, покажет игра "Что я знаю о деревьях?"

    *Какое дерево не меняет окраску? (ель, сосна)

    *Плод, какого дерева называется желудь? (дуб)

    *Какое дерево осень красит в желтый цвет? (берёза)

    *У какого дерева листья умеют "дрожать"? (осина)

    *Из плодов какого дерева можно сделать алые бусы? (рябина)

    Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем в игру "С какого дерева листок?" У меня на вазах веточки с листочками деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одному листочку, затем отнесет этот листочек к тому дереву, на котором он растет. (Воспитатель контролирует, как дети выполняют задание).

    Молодцы, а скажите ребята, какую пользу приносят деревья? (ответы детей)

    Вот первое сокровище, которое мы вставим в нашу пирамиду- это деревья.

    На первый взгляд лес кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. Кого мы можем встретить в лесу?

    А каких животных мы можем встретить в лесу?

    Как хорошо вы знаете наших животных, мы узнаем из игры, которая называется "Угадай по описанию"

    *Маленький, трусливый, длинноухий....(заяц)

    Какой окраски шубка зайца зимой? Почему? (белая, чтобы быть не заметным на снегу)

    *Рыжая, хитрая, длиннохвостая....(лиса)

    *Маленький, серый, колючий, шустрый...(ёж)

    *Огромный, длинноногий, рогатый...(лось)

    *Маленькая, рыженькая, прыгучая...(белка)

    *Серый, злой, голодный...(волк)

    Каких птиц вы услышали?

    Все ли птицы остаются в лесу на зиму? (нет, некоторые улетают на юг)

    Как называются птицы, которые проводят зиму в теплых краях? (перелетные)

    А почему они улетают? (перелетные птицы питаются насекомыми, а осенью насекомые исчезают)

    Каких перелетных птиц вы знаете?

    Как называются птицы, которые остаются с нами на зиму? (зимующие)

    Чем питаются зимующие птицы? (ягодами рябины, зернами, семечками и крошками хлеба, которые дают люди)

    Как нужно заботиться о зимующих птицах? (делать кормушки, не забывать добавлять корм в кормушки)

    Каких зимующих птиц вы знаете?

    А сейчас, я предлагаю поиграть «Распредели по группам»

    Делимся на 2 команды, на столе изображения птиц, животных насекомых, вам надо их распределить правильно на группы: насекомые, птицы, животные.

    Вот и второе сокровище для нашей пирамиды- это звери, птицы, насекомые, будем их беречь и помогать им.

    Ребята, чтобы сохранить природу, птиц и зверей, необходимо бережно к ним относится, давайте вспомним правила поведения в лесу. (все вместе повторяем правила поведения в лесу: не разрушать муравейники, не сорить, не разводить костры, не разрушать гнезда, не топтать цветы и ягоды, не пугать птиц и зверей)

    И мы сейчас продолжим заполнять пирамиду сокровищами. Как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

    Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду. А что нам дает тепло, свет? (Солнце)

    Да, солнце - основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных? (вода, почва, воздух)

    Да, нужны воздух, почва и вода.

    И мы с вами составили пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить.

    Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) - рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать птиц?

    (много разведется насекомых, которые съедят растения.)

    А если убрать насекомых?(Некому будет опылять растения)

    А если убрать растения? (Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.)

    Хотим мы этого?

    Так давайте никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

    "Эту истину знают от роду,

    И её никогда не таю:

    Кто не любит родную природу,

    Тот не любит Родину свою.

    Нам понятней теперь год от года,

    Что с природою надо дружить,

    Ведь без нас прожила бы природа,

    Без неё мы не сможем прожить!"

    М.Романова

    НОД «Солнце и его лучи»

    Цель: способствовать формированию представлений детей о Солнце и свете.

    Задачи:

    Сформировать представление о солнце как о раскаленном небесном теле шарообразной формы, которое является источником тепла и света для всего живого на Земле.

    Напомнить детям о строении нашей Солнечной системы; рассказать о Солнце.

    Показать детям, что существование жизни на планете имеет свои причины.

    Способствовать самостоятельному поиску интересующих детей знаний, через опытническую деятельность и познавательную литературу.

    Воспитывать у детей интерес к познанию нового, неизвестного им.

    Материал : карта Солнечной системы; емкости с водой, песком, камешки; энциклопедии; макет Солнечной системы, настольная лампа, лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм диаметром, матрёшка, пластилин, дощечки, стеки, салфетки, картон, зеркало.

    Предварительная работа : чтение энциклопедий; рассматривание иллюстраций; чтение стихов; дидактическая игра «Земля и Солнечная система».

    Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну сказку.

    «В одной далекой и прекрасной стране случилась эта история. Давным-давно, в незапамятные времена на самом краю земли существовало одно самое обычное Королевство - с обычными королем и обычными людьми. Единственное, чем отличалось это Королевство от других - тем, что в нем всегда светило Солнце, а погода стояла удивительная. Леса издавали ароматы цветов и трав, ручьи поили людей прохладной водой, птицы пели удивительные песни, а животные были добры и миролюбивы. И все люди радовались жизни, любили друг друга и свое солнце. Они заботились о своем Королевстве. Были добрыми и трудолюбивыми и всегда заботились друг о друге. Если кому-то становилось грустно, то всегда рядом находились друзья, которые были готовы утешить. Но однажды случилась беда.

    На землю Королевства ступила нога злой колдуньи! Она жила в царстве Темноты. Злая колдунья ненавидела Солнце. Она убедила людей в том, что жизнь без Солнца намного лучше, и никто не мог ей возразить, ведь люди не знали, что значит жить без Солнца. В миг все померкло, и каждый житель зажег фонарик. Прошло немного времени, и их фонари совсем погасли, а Королевство погрузилось в кромешную тьму. Растения без солнечного света зачахли, а ручьи от мусора стали настолько грязными, что пить воду из них стало просто невозможно. Люди стали бояться выходить из дома, ведь можно угодить в канаву, или в огромный ров в полной-то темноте!

    Люди стали злыми, кругом царила тьма! Однажды в городе появился Путешественник, у него был волшебный фонарик, а из него светил солнечный лучик! У него был самый НАСТОЯЩИЙ солнечный свет. Он направил свой фонарик с солнечным лучом на колдунью и тьма моментально растаяла в воздухе, будто её и не было.

    Дети с воспитателем подходят к макету Солнечной системы/.

    Воспитатель:

    Ребята, а где здесь Солнце?

    А почему Солнце находится в центре? - Что вы можете рассказать о Солнце?

    Какое оно по величине? По цвету?

    Как вы думаете, тепло там или холодно?

    Как вы думаете, есть ли там жизнь?

    Солнце - это огромный огненный шар. Температура на поверхности Солнца - 20 млн. градусов.

    Нам кажется, что Солнце - маленький кружочек. Это потому, что оно находится от Земли на очень большом расстоянии. На самом деле Солнце огромное. Оно в 109 раз больше Земли. Если бы можно было поставить Солнце рядом с Землей, это выглядело бы как большой футбольный мяч рядом с горошиной.

    От Земли до Солнца 150 млн. км. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают и освещают нашу планету.

    Опыт «Солнце и жизнь на Земле».

    Цель: выявить влияние солнечного света на жизнь на земле.

    Материал:

    • Две емкости с водой
    • Две емкости с землей
    • Два камешка
    • Настольная лампа

    Ход: Предложить вспомнить, что дети чувствуют, когда их лицо обращено к Солнцу (тепло, приятно, щеки греются и т.д.)

    Предложить детям выяснить, как влияет солнечный свет на все живое. Для этого дети ставят одну емкость с водой, так же одну емкость с землей и один камешек под свет лампы, а оставшиеся материалы в тень (можно закрыть плотным материалом, или коробкой).

    1. На «солнце» земля, вода и камень нагрелись, стали теплыми, в отличии от материалов, находящихся в тени.
    2. Солнце - источник света и тепла на Земле.

    Растения, животные и люди живут только потому, что жизнь им дает Солнце.

    Солнце - светило клокочет вулканом,

    Бурлит, как кипящий котел, непрестанно,

    Протуберанцы взлетают фонтаном,

    Жизнь и тепло дарит всем неустанно.

    Солнце - звезда, преогромнейший шар

    Свет излучает, как будто пожар.

    (Ж. Парамонова)

    Солнце излучает свет и тепло подобно электрической лампочке. И об этом нам рассказал лучик, сыночек солнышка.

    Опыт «Световой луч»

    Цель: понять, что свет- это поток световых лучей, познакомить с тем, как можно увидеть луч света.

    Материал:

    • настольная лампа,
    • лист чёрной бумаги с отверстием 3-5 мм диаметром
    • зеркало

    Ход: Выключается свет, включается лампа. Что появилось на стене? (световой круг) Почему? От лампы стали исходить лучи света, отверстие круглое так, как лучи света образуют круг. Лампа закрывается черной бумагой. Что произошло? (луч света стал тоньше) На пути светового луча ставят зеркало, луч пошел в другом направлении. (он отразился от зеркала)

    Вывод: свет- поток световых лучей, он может отражаться от предметов.

    Игра «Солнечные зайчики»

    Опыт «Разведчики»

    Цель: понять, что можно многократно отразить свет.

    Материал:

    • зеркала
    • матрёшка

    Ход: Предлагается «доставить» солнечный свет к матрёшке.

    Вывод: можно многократно отразить свет, т.е. увидеть его там, где его не должно быть видно.

    А теперь я предлагаю вам слепить себе солнышко.

    работа детей. Итог.

    Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?

    НОД «Невидимка»

    Цель: способствовать формированию представлений детей о воздухе.

    Программные задачи :

    Систематизировать и уточнить представления детей о свойствах воздуха.

    Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

    Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

    Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

    Развивать умение делать выводы и умозаключения.

    Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

    Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

    Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха.

    Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

    Материал: бумажные пароходы, листы бумаги, пластиковая бутылка и таз с водой, мандарин, мыльные пузыри, воздушные шарики.

    Предварительная работа : ручной труд «Пароход», «Веер», чтение художественной литературы и загадывание загадок о воздухе.

    Ход:

    Ребята, внимательно послушайте загадку об одном из факторов неживой природы:

    Он нам нужен, чтоб дышать,

    Чтобы шарик надувать,

    С нами рядом каждый час,

    Но невидим он для нас!

    Что это? (воздух)

    Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

    Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

    Что мы с вами вдохнули? (воздух)

    А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

    Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

    Какой вывод можно сделать?

    Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

    А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

    Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

    Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

    Ребята, где и как люди используют воздух? (воздух помогает человеку: летать на самолетах, запускать воздушные шары, передвигать парусные корабли, крутить колеса мельницы).

    Сегодня на занятии мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам стать учеными и приглашаю в нашу экспериментальную лабораторию.

    Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

    Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

    Узнать это очень просто. Возьмите бумажный веер и помашите им у лица.

    Что вы чувствуете?(Ответы детей).

    Эксперимент №2. «Бумажные гонки».

    Воздухом можно двигать предметы. Возьмите бумажный пароход. И с помощью струю воздуха (на выдохе) сдвиньте пароход.

    Игра «У кого быстрее».

    Ребята, что вы увидели? (Ответы детей).

    Надуйте шарик и отпустите его. Что произошло? (воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону)

    Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

    А сейчас еще один фокус. Что у меня в руке? (Стаканчик).

    Дети, что в стакане? (Нет, ничего).

    Переворачиваю стакан и медленно опускаю его в таз с водой. Стакан не наполняется водой.

    Что же не пускает воду в стакан?(Воздух)

    Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.

    Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

    А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

    Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

    Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

    Именно поэтому воздух называют невидимкой. И все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

    Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

    Продолжим исследования.

    Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

    Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

    Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

    Эксперимент №5. «Давление воздуха».

    Ребята, воздух постоянно давит на предметы. Мы привыкли к давлению воздуха и не замечаем его. В этом мы сейчас убедимся, проведя опыт «Что быстрее?».

    Дети проводят опыт: берут два листа бумаги и одновременно выпускают их из рук: один горизонтально, другой вертикально.

    На горизонтальный лист давит снизу воздух, и лист бумаги падает медленно, а вертикальный лист падает ребром, воздуха под ним меньше, и падает он быстрее.

    Ребята, мы провели ряд опытов, и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить.

    И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

    Воздух не имеет:

     запаха;

     он есть везде;

     И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

    1. Игра «Мыльные пузыри».

    А в конце предлагаю поиграть с мыльными пузырями.

    Воды обыкновенной стаканчик набери,

    Пускать из мыльной пены мы будем пузыри.

    Он, воздухом надутый, по воздуху плывет,

    Но и одной минуты на свете не живет.

    Мыльный пузырь - это тоненькая пленочка мыльной пены, внутри которой воздух. Воздух легкий, поэтому пузыри» летают».

    Дети играют.

    Замечательно, ребята, много пузырей надули.

    Воздух есть везде:

    В твоем городе, доме,

    В лесу, в горах, в пещерах,

    Над морями

    И… материками

    Значит везде можно жить.

    Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?

    НОД «Водичка-сестричка»

    Цель: способствовать формированию представлений детей о воде.

    Программные задачи :

    Обобщать, уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов,

    Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды,

    Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с водой,

    Развивать речь, мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов,

    Развивать экологическую культуру,

    Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

    Материалы: кубик и шарик, формочки, стакан с водой, стакан с молоком, картинка, кисточки, краска, сахар, соль, мука, подсолнечное масло, травяной настой и мятные капли, воронка, салфетки, вата и емкости для воды.

    Предварительная работа: наблюдения, рисование, чтение рассказов, беседы о воде

    Дети свободно располагаются вокруг стола для опытов и исследования. Звучит

    запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:

    Вы слыхали о воде?

    Говорят, она везде!

    В луже, в море, в океане

    И в водопроводном кране,

    Как сосулька, замерзает,

    В лес туманом заползает,

    На плите у нас кипит,

    Паром чайника шипит.

    Без нее нам не умыться,

    Не наесться, не напиться!

    Смею вам я доложить:

    Без нее нам не прожить.

    Н. Рыжова

    Воспитатель: Если быстро раскрутить глобус, какого цвета будет наша планета? Почему? Голубой краской изображена на глобусе вода- все моря, океаны. Ребята, для чего нужна вода, кому нужна вода? (ответы детей). А хотите больше узнать о воде? (ответы детей). Тогда проходите вот к этому столу, где нас ждут различные предметы для исследования воды.

    Опыты с водой.

    Какой формы вода?

    На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает,

    какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого

    возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую

    баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

    Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода -жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках

    собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так

    вода не имеет формы.

    (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.)

    Какого цвета вода?

    Возьмем два стакана - один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? (ответы детей) А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко - не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

    Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на картинку. Рисунок не виден.

    И так, делаем вывод, что вода прозрачная жидкость,(используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску).

    Вода - растворитель .

    А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому - соль. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая, соленая.

    Вывод: своего вкуса у воды нет.

    А что случилось с веществами, которые мы положили в воду? (ответы детей) А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Двое детей выполняют это задание. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Также не растворяется масло, оно плавает на поверхности.

    Вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

    Физкультминутка. «Ходят капельки по кругу»

    Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)

    Затем предложить размешать в воде травяной настой и мятные капли. И снова

    предложить понюхать воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде

    различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. (Снова используем

    алгоритмы символизирующие, что у воды нет вкуса и запаха, вывешивая их на

    Фильтрование воды .

    Ребята, давайте вспомним сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Что случилось с Иванушкой? (Ответы детей). Почему нельзя было пить эту воду? Правильно потому, что она грязная. Но бывает такая ситуация, что воды чистой рядом нет, но жизненно важно нужно глотнуть хотя бы глоточек воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмем: воронку, салфетки, вату и емкости для воды. (Вместе с детьми выясняем, как сделать очистительные устройства -фильтры.) И так, если бы Аленушка с Иванушкой знали, что воду можно очистить, пропустив ее через платок, то беды можно было избежать.

    Вода- наш друг и помощник, но она может таить в себе много опасностей. Каких?

    Правила поведения на воде:

    нельзя нырять с мостов,

    нельзя прыгать с берега,

    нельзя далеко заплывать,

    нельзя играть на воде без взрослых,

    нельзя подплывать к лодкам,

    маленьким детям нельзя ходить на водоемы.

    Вам понравилось быть учеными и делать опыты? Сегодня мы заканчиваем работу в нашей лаборатории. Мы с вами плодотворно потрудились, что вы сегодня узнали нового? Что больше понравилось?

    Это не последние опыты. Мы еще не раз будем делать эксперименты и опыты.

    НОД «Почва — живая Земля»

    Цель: способствовать формированию представлений детей о почве.

    Программные задачи

    Продолжать знакомить детей с подземной средой обитания, с основными факторами среды, действующими на почву (влажность, ветер, температура, живые организмы)

    Обогащать представления детей знаниями об особенностях почвы (водопроницаемость, плодородность, рыхлость, мягкость, твердость, пластичность).

    Развивать стремление к экспериментированию и интерес к результатам эксперимента.

    Воспитывать желание работать с почвой

    Материалы письмо от Подземного царя, коробка с землей, стаканчики из-под йогурта, салфетки, лупы, подносы с образцами почвы, стаканчики с водой, для игры: две маски с изображением дождевого червя

    Предварительная работа : прочитать сказку Г. Андерсена "Дюймовочка" и сказку Н. Павловой "Большое чудо",показать иллюстрации с изображением почвы, рассмотреть макет почвы, рассмотреть почву в горшках в процессе труда. прочитать стихотворение Машковской "Давайте оставим немного земли"

    В группу приходит почтальон и приносит посылку (коробка с землей) и письмо.

    Воспитатель: Ой, ребята посмотрите что принес нам почтальон. Какая большая посылка, давайте откроем ее? Что это ребята?

    Дети: Почва

    Воспитатель: А вы знаете, кто и зачем прислал нам эту почву? Давайте прочитаем письмо. "Дорогие ребята! Надеюсь вам понравился мой подарок. Это волшебная земля. Почему это земля волшебная? Потому, что это не просто земля, это почва. Она кормит растения, а они отдают ей свои сухие листья и ветки. В почве очень много обитателей: дождевые черви, кроты, жучки, паучки. Это целое подземное царство, которое вы не видите. Хотите с ним познакомиться? Тогда громко меня позовите: "Подземный царь, к нам приди - в свое царство проведи" До встречи! Подземный царь."

    (Дети зовут Подземного царя, и он появляется)

    Подземный царь: Здравствуйте, ребята! Как я рад вас видеть! Я хочу вам рассказать о своем подземном царстве. Ой, как у вас светло, у меня под землей так хорошо-темно, сыро, прохладно. Люблю я свой дом, и о нем вам расскажу. А для этого нужно пройти в мое подземное царство (дети садятся за столы).

    Ребята, что вы видите на подносах?

    Дети: землю

    Подземный царь: Чтобы познакомиться с ней поближе, для вас есть подарки. Посмотрите, что это?

    Дети: Лупа

    Воспитатель: Правильно, это лупа. Для чего нам нужна лупа?

    Дети: Для того, чтобы рассматривать почву

    Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на почву, какого она цвета?

    Дети:Темная, черная

    Воспитатель: В почве находятся питательные вещества для растений, это земля плодородная (чернозем, растения очень любят чернозем. Возьмите в руки лупы и внимательно рассмотрите почву. Что в ней вы видите?

    Дети: Палочки, сухие листья, камушки

    Воспитатель: Давайте потрогаем почву руками, какая она на ощупь?

    Дети: Сухая, мягкая, рыхлая (вытирают руки салфеткой)

    Воспитатель: А чем мы дышим?

    Дети: Воздухом

    Воспитатель: А вы знаете, что под землей тоже есть воздухом? давайте проверим, правда ли это?

    Опыт "В почве есть воздух".

    Воспитатель: У каждого на столе стоит стакан с водой, возьмите с подноса комочек земли и опустите в стакан. Что вы видите?

    Дети: Пузырьки воздуха

    Воспитатель: Что это значит?

    Дети: В почве есть воздух

    Воспитатель: Да, действительно, вода вытеснила из почвы весь воздух, и появились маленькие пузырьки. Вот мы и проверили, что в почве есть воздух. Ребята, а вы поливаете растения?

    Воспитатель: А что будет с водой, если налить ее на почву?

    Дети: впитается в почву

    Воспитатель: А давайте это проверим. Подойдите ко мне. Вот в этот стакан с почвой я налью воды. Что вы видите?

    Дети: Вода впиталась, на поверхности видны пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Да, вода вытеснила воздух из почвы и впиталась. Значит, почва впитывает воду. Ребята, вам понравился опыт?

    физкультминутка

    Воспитатель: Ребята, а теперь мы с вами немного отдохнем и поиграем. Но сначала нужно отгадать загадку.

    Длинный, скользкий и прямой

    Роет норки под землей. Кто это?

    Дети: Дождевой червь

    Воспитатель: И наша игра называется "Дождевой червь"

    (выбрать два участника) Представьте себе, что вы дождевые черви, и должны проползти по подземному коридору. (обозначить начальные и конечные точки, между которыми дети будут проползать) Какой червяк быстрей доползет до цели.

    Молодцы ребята! Все червяки у нас быстрые и проворные.

    А теперь давайте сядем на свои места.

    Ребята, а вы любите пирожки?

    Воспитатель:: Как вы думаете можно ли слепить пирожок из земли?

    Дети: Нет

    Воспитатель:: А давайте проведем опыт "Пластичность почвы"

    Возьмите в руки влажный комочек земли, сожмите его. Что с ним стало?

    Дети: Он уменьшился, стал маленьким

    Воспитатель:: Правильно, он уменьшился. Он может принимать любую форму и так ребята мы узнали, что почва пластична.

    Воспитатель: ну, вот ребята теперь вы много знаете о подземном царстве, а нам пора спешить обратно с детский сад. До свидания Подземный царь.

    Дети: До свидания.

    Подземный царь: До свидания

    Воспитатель: Ребята вам понравилось занятие? Что вы узнали о подземном царстве? Какие опыты вы делали?

    НОД « Земля - наш общий дом»

    Цель : способствовать формированию представлений детей о планете Земля

    Задачи:

    Обобщить знания о на планете Земля;

    Формировать представления об экологической безопасности Земли;

    Развивать логическое мышление и воображение детей.

    Развивать умение делать выводы и умозаключения.

    Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

    Воспитывать любовь к природе, правильное с ней общение, желание изучать ее.

    Материал : глобус, иллюстрации, мяч, бумага для рисования, наборы цветных

    карандашей.

    Предварительная работа : рассматривание глобуса, карты. Чтение познавательной литературы (из серии « Экологические катастрофы»). Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

    (В группу вносится глобус.)

    Какая удивительная планета - Земля! На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Земля - это огромный шар. Она вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца - самой близкой к нам звезды.

    Какую форму имеет Земля?

    Какие живые существа населяют Землю?

    Что необходимо всем живым существам на Земле? (Тепло, свет Солнца,

    воздух и вода.)

    Что необходимо человеку на Земле? (Свежий воздух, чистая вода, плодородная почва, растения и животные.)

    Почему Землю называют общим домом?

    Кто и как загрязняет нашу планету?

    На нашей планете очень много «больных» мест. Это случилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, электро- и атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух - его загрязняют дым, который выходит в небо от труб, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря. От этого гибнет много растений, животных, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета требует помощи.

    Чтобы помочь ей, нужно научиться любить природу, любить ее с детства. Научиться

    понимать, как живут все живые существа: птицы, жучки, звери. Этим

    занимаются люди, которые называются экологами.

    Физминутка.

    Игра «Мяч лови - слово назови».

    Дети становятся в круг. Кому ведущий бросит мяч, тот должен назвать одно

    из богатств Земли.

    Игра «Чем мы можем помочь нашей планете?».

    Задание: придумайте природоохранительные знаки и нарисуйте их.

    Работа детей.

    Просмотр и обсуждение рисунков, подведение итогов.

    Cлайд 1

    Cлайд 2

    Планета Земля Планета Земля, третья планета по удаленности от Солнца, она является самой крупной по массе среди других землеподобных планет в Солнечной системе. Уникальность Земли состоит в том, что она единственная известная на сегодняшний день планета на которой существует жизнь. Наука говорит о том, что планета Земля образовалась 4.5 миллиарда лет назад, а вскоре после своего образования она своим гравитационным полем притянула к себе единственный на сегодня спутник – Луну.

    Cлайд 3

    Планета Земля Первые гипотезы, то есть научные предположения, о появлении Земли стали появляться только в XVII в., Французский ученый Жорж Бюффон (1707 – 1788) предположил, что земной шар возник в результате катастрофы. В очень отдаленное время какое-то небесное тело (Бюффон считал, что это была комета) столкнулось с Солнцем. При столкновении возникло множество «брызг». Наиболее крупные из них, постепенно остывая, стали планетами.

    Cлайд 4

    Планета Земля Немецкий ученый Иммануил Кант (1724 – 1804) предположил, что Солнечная система произошла из гигантского холодного пылевого облака. Частицы этого облака находились в постоянном беспорядочном движении, взаимно притягивали друг друга, сталкивались, слипались, образуя сгущения, которые стали расти и со временем дали начало Солнцу и планетам.

    Cлайд 5

    Планета Земля Пьер Лаплас (1749 – 1827), французский астроном и математик, предложил свою гипотезу. По его мнению, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака. Постепенно остывая, оно сжималось, образуя многочисленные кольца, которые, уплотняясь, создали планеты, а центральный сгусток превратился в Солнце. Английский ученый Джеймс Джинс (1877 – 1946) выдвинул гипотезу, которая так объясняла образование и развитие планетной системы: когда-то вблизи Солнца пролетала другая звезда, которая своим тяготением вырвала из него часть вещества. Сгустившись, оно дало начало планетам.

    Cлайд 6

    Планета Земля Наш соотечественник Отто Юльевич Шмидт (1891 – 1956) в 1944 г. предложил свою гипотезу образования планет. Он полагал, что миллиарды лет назад Солнце было окружено гигантским облаком, которое состояло из частичек холодной пыли и замерзшего газа. Все они обращались вокруг Солнца. Находясь в постоянном движении, сталкиваясь, взаимно притягивая друг друга, они как бы слипались, образуя сгустки. Постепенно газово-пылевое облако сплющивалось, а сгустки стали двигаться по круговым орбитам. Со временем из этих сгустков и образовались планеты нашей Солнечной системы.

    Cлайд 7

    Планета Земля Нетрудно заметить, что гипотезы Канта, Лапласа, Шмидта во многом близки. Многие мысли этих ученых легли в основу современного представления о происхождении Земли и всей Солнечной системы.