Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • По цели высказывания предложения делятся на. Различия предложений по цели высказывания

    По цели высказывания предложения делятся на. Различия предложений по цели высказывания

    Наблюдение На доске счастливые улыбающиеся лица.

    1 .Психологический настрой

    Учитель. Я рада вновь видеть ваши лица. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Подарите друг другу улыбку. Улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Улыбайтесь, и вы будете нравиться людям.

    Учитель. Начинается урок,

    Он пойдет ребятам впрок,

    Постарайтесь все понять,

    Учитесь тайны открывать,

    Ответы полные давать,

    Чтоб за работу получать,

    Только лишь оценку «пять»

    2. Минутка чистописания

    И начнем наш урок с минутки чистописания. Сегодня повторим правильное написание букв.

    Отгадав загадку вы узнаете, какую букву мы будем писать.

    Кинешь в речку –не тонет

    Бьешь о стенку- не стонет

    Будешь оземь кидать-

    Станет кверху летать. Это (Мяч) (Слайд 2)

    Напишите в тетради Строку с заглавной буквой М

    В следующей строке напишите слоги ма мо.

    3 Словарная работа

    Прочитайте слова с доски, поставим ударение.(Слайд 3) Выясним сколько в слове гласных и определим слоги в словах. Составим предложение о маме. Мама- самое дорогое слово на свете. Что поставили в конце предложения.

    4 Актуализация знаний

    Докажите, что это предложение.(Оно состоит из нескольких слов, связанных по смыслу. (Ева) Предложение выражает законченную мысль.) (Лера)

    Чем могут отличаться предложения друг от друга?(Они бывают спокойные, и ужасно любопытные, гневные, изумительные.)(Сергей)

    Какое предложение «Мама – самое дорогое слово на свете»(Спокойное)(Артем)

    5.Знакомство с главными героями урока

    Настало время узнать вам секрет.

    И на урок пришли сегодня к нам.

    Кто, узнаете, отгадав загадки.

    (точка, вопросительный знак, восклицательный знак) (Слайд 6, 7, 8).чтобы научить правильно понять написанные предложения и поставить правильный знак.(Слайд 5)

    Наша речь состоит из предложений. Бывают предложения, в которых рассказывается, повествуется о чем- нибудь или о ком- нибудь Их называют повествовательными. В конце таких предложений ставится точка.

    Составим предложение о друге.

    Например: Моего друга зовут Рома.

    - Как вы сказали предложение.

    С помощью других предложений можно задать вопрос. Называются они вопросительными. В конце таких предложений ставится вопросительный знак.

    Спросите у друга, он пойдет в библиотеку.

    Например: Рома, ты пойдешь в библиотеку?

    А еще бывают предложения, с помощью которых приказывают, требуют, побуждают к действию. Они называются побудительными и в конце таких предложений ставится восклицательный знак.

    Скажите, можно разорять птичьи гнезда?

    Например: Помните, нельзя разорять птичьи гнезда!

    6 Физминутка

    Если вы услышите предложение нужно присесть, руки вытянуть вперед. Если это слово- хлопните в ладоши.

    Расцвела сирень. Солнечный Дети гуляют в парке. Полезный Аккуратный Вы ходили в поход? Красиво Как тихо кругом!

    7 Наблюдение над знаками препинания

    На доске 3 предложения Прочитаем их и правильно поставим знак препинания Слайд 4).

    Найдите и прочитайте предложение, которое содержит вопрос. Как оно называется и какой знак ставится в конце предложения.

    Прочитайте предложение в котором о чем- то спокойно сообщается, повествует. Какой знак нужно поставить в конце предложения

    Найдите предложение, которое нужно произнести с сильным чувством. Какой знак ставится в конце такого предложения.

    8Интонационная разминка.

    На доске: Прозвенел звонок.

    Прочитайте с разной интонацией.

    9 Офтальмотренажер

    (Дети глазами следят за передвижением солнышка)

    10 Закрепление материала

    Определите по началу предложения каким оно будет по цели высказывания и найти соответствие.

    -Кто стучится… вопросительное

    - Однажды мы… повествовательное

    -Перестаньте дразнить… побудительное

    -Почему подснежники… вопросительное

    -Маленький лосенок… повествовательное

    -Учись хорошо… побудительное

    11 Работа по книге Слайд 9)

    Упр. 599 (письменно)

    Упр. 600 (устно)

      Выполнить тесты

    1. По цели высказывания предложения бывают

    А)Повествовательные,побудительные, вопросительные

    Б)Вопросительные, невосклицательные

    2.Какой знак ставится в конце повествовательного предложения?

    А) ? Б) . В) !

    3. Какой знак ставится в конце вопросительного предложения

    А). Б) ? В)!

    4 Какова мысль выражена в вопросительном предложении

    А)Сообщение Б)Вопрос В)Побуждение

    5. Определи тип предложения по цели высказывания

    На улице падает снег

    А)Вопросительное Б) Повествовательное В) Побудительное

    13Творческое задание . Составить синквейн о предложении. (Слайд 11)

    Предложение

    Мысль.

    14Домашнее задание

    Выписать из учебника Литературы по 2 предложения разных по цели высказывания

    15 Оценки

    16 Итог урока

    Я доволен….

    Мне понравилось..

    Я порадовался за…

    Я хочу поблагодарить ….за…

    Я могу похвалить себя за…

    Предложение

    Повествовательное, вопросительное

    Повествует, рассуждает, описывает

    Предложение раскрывает красоту.

    Бывают разные виды синтаксических единиц в . Они могут разделяться на группы по разным признакам: по цели высказывания, по особенностям грамматической основы, по интонации, по структуре. В русском языке имеется целый раздел, который изучает данную конструкцию как единицу текста. Этот раздел называется « ». Рассмотрим, какие виды предложений в русском языке существуют.

    Вконтакте

    Разделение на группы

    Разберем, какие бывают предложения по цели высказывания:

    Повествовательные – это предложения, в конце которых ставится точка. Повествовательные предложения рассказывают о каком-то событии. Примеры можно привести из любого текста, описывающего те или иные события.

    В конце восклицательного должен стоять восклицательный знак. Он используется для выражения гнева, удивления и других сильных чувств .

    Вопросительное всегда оканчивается знаком вопроса. Оно используется в тех случаях, когда человек хочет о чем-то спросить, навести справки, уточнить информацию.

    Внимание! В русском языке, в отличие от некоторых других европейских языков (например, от ), можно сделать из повествовательного высказывания вопросительное (и наоборот), не меняя порядок слов. Например: «Маша – ученица» и «Маша – ученица?». В первом случае это констатация факта, во втором случае – выражение неуверенности, желание уточнить достоверность информации.

    Разделение на группы по эмоциональной окраске

    По эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

    Восклицательное:

    • Как тебе не стыдно!
    • Позор двоечникам и лентяям!
    • Посмотрите, какая тишина вокруг! Благодать!

    Восклицательные предложения, как видно из примеров, выражают разные , от презрения до восхищения.

    Невосклицательное:

    • Моя мама – учительница.
    • В моем родном городе много интересных мест.
    • Когда я вырасту, я буду механиком.

    Для того чтобы понять, что такое невосклицательные высказывания, любые их примеры можно прочитать вслух. Интонация при этом будет ровной, спокойной. Если же в конце письменного высказывания стоит восклицательный знак, интонация, напротив, будет неровной, восходящей.

    По интонации предложения бывают разные. Это касается не только русского, но и всех других языков мира. В русском языке по интонации предложения бывают эмоционально окрашенные или эмоционально нейтральные.

    Предложения в письменной речи, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску, имеют восклицательный знак на конце. Высказывания в устной речи, характеризующиеся эмоциями, произносятся с повышением голоса в конце фразы.

    Внимание! Если в конце фразы стоит восклицательный знак, эту фразу нужно прочитать вслух очень выразительно. Это особенно касается чтения стихов. Если произносить такие фразы ровным, спокойным голосом, смысл высказывания и его выразительность зачастую теряются.

    Классификация по особенностям грамматической основы

    По наличию или отсутствию составляющих грамматической основы предложения бывают односоставные и двусоставные. У односоставного имеется только сказуемое или подлежащее. У двусоставного – и подлежащее, и сказуемое. Характеристика конструкций по особенностям грамматической основы занимает важное место в школьном курсе современного русского языка.

    По полному или частичному наличию грамматической основы законченные мысли в письменной форме бывают односоставными и двусоставными. Вот примеры типичного неполного односоставного предложения:

    • Светает.
    • Холодает.
    • Пришел, увидел, победил.

    А вот примеры двусоставных полных:

    • Вышивальщица закончила свое рукоделие.
    • Дед Мороз пришел на елку в школу.
    • Бабушка подоила корову и отправилась отдыхать.

    Классификация предложений

    Классификация по количеству грамматических основ

    На какие группы делятся данные синтаксические единицы по количеству грамматических основ? На две – простые и сложные . Определить, к какому типу относится высказывание, можно по наличию одной или нескольких основ. Когда речь идет о простых и сложных предложениях, можно на простых примерах изучить важное правило пунктуации. Оно приводится ниже.

    Простые предложения

    Внимание! Все грамматические основы, входящие в состав , разделяются запятой. Между ними может находиться союз, но он может и отсутствовать. Например: «Солнце зашло, и животные в хлеву заснули» или «Моросил дождь, мальчик в галошах шлепал по лужам».

    Простое предложение – это письменное высказывание, в котором имеется только одна грамматическая основа. Вот характерные примеры:

    • Я уехал в дальние края.
    • Мой дядя работает трактористом в колхозе.
    • Кошка умеет прыгать и громко кричать.

    Основные признаки сложного: наличие нескольких грамматических основ , использование союзов (хотя их может и не быть), разделение высказывания на логические части с помощью запятых. Примеры:

    • Мой брат учил уроки, а я играл на пианино.
    • Мама пела песню, и дети ей подпевали.
    • Настало утро, бабушка повела внука в детский сад.

    Виды сложных предложений

    Сложное предложение может состоять из нескольких частей, соединенных между собой сочинительной или подчинительной связью. На какие группы могут делиться сложные конструкции? На сложноподчиненные и сложносочиненные . Вот типичные примеры:

    • Я живу в доме, который находится под горой (подчинительная связь).
    • Я уеду туда, где меня никто не знает (подчинительная связь).
    • Снежинки кружатся, и наступает новый год (сочинительная союзная связь).
    • Я сидел дома, мама спала (сочинительная бессоюзная связь).

    Предложение, его грамматическая основа

    Разные виды сложных предложений

    Вывод

    Характеристика предложения – один из самых сложных вопросов в современном русском языке. Эта проблема активно исследуется современными лингвистами, а также рассматривается в курсе русского языка для учащихся 5–9 классов средних общеобразовательных школ. По разным признакам в современном русском языке они делятся на разные группы. Развернутая характеристика этой синтаксической единицы помогает лучше понять суть высказывания, а также разобраться в правилах пунктуации.

    Слово интонация с латинского переводится как «громко произносить». Она играет важную роль в речи, помогает изменить смысл предложения в зависимости от выбранного тембра голоса. Интонация речи представляет собой ритмическо-мелодическую часть предложения, которая выполняет синтаксические и эмоциональные функции при произношении.

    Интонация является необходимым условием устной речи, в письменном виде ее передает пунктуация. В лингвистике интонация используется в значении изменения тона голоса в слоге, слове и в предложении. Компоненты интонации составляют неотъемлемую часть человеческой речи.

    Компоненты интонации делятся на:

    • Тембр речи. Тембр речи помогает выразить эмоции и чувства человека. Произнесенная речь в эмоциональном порыве меняется в зависимости от испытанных эмоций или переживаний.
    • Интенсивность. Интенсивность речи бывает артикуляционной и зависит от степени усилий при произношении. Интенсивность речи зависит от работы и направления мышц.
    • Пауза. Пауза помогает выделить фразы и синтагмы в речи. Это остановка в звучании.
    • Мелодика. Это движение главного тона, ее повышение или понижение.

    Основные элементы интонации используются в объединенном виде и только в целях изучения рассматриваются по отдельности. Выразительность и разнообразие речи проявляется за счет искусного словесного выражения, ее способностью меняться в зависимости от интонации. Интонация играет важную роль в языковом структурировании. Существуют следующие функции интонации:

    • Разделение речи по интонационным и смысловым частям синтагмам.
    • Создание синтаксической структуры в предложении, интонационные конструкции участвуют в оформлении типов предложений.
    • Интонация помогает человеку выразить эмоции, чувства, переживания.
    • Смыслоразличительная функция служит для различия лексических элементов между предложениями.
    • Различают функции интонации словосочетания – это модальность фразы, ее повествовательные, восклицательные и вопросительные отличия.

    Интонация является главной составляющей не только в русском языке, но и любой устной речи. В письменном виде интонацию выделяет пунктуация: многоточие, запятая, вопросительный и восклицательный знак. Как звучала русская речь много веков назад доподлинно уже не известно. Виды интонации в русском языке очень разнообразны. Всего их 16. Но есть интонации, которые одинаково используются во всех странах мира.

    Какие бывают предложения по цели высказывания:

    • Повествовательная.

    Последний слог высказывания произносится на повышенном тоне. Повествовательные высказывания содержат интонационную вершину и интонационное понижение. Интонационная вершина - это высокий тон, а интонационное понижение – низкий. Если в повествовательной форме происходит объединение слова, фразы, то часть словосочетания произносится на повышенной или пониженной интонации. Чаще всего понижение используется во время перечисления.

    • Вопросительная.

    Вопросительные виды интонаций применяются в двух случаях:

    1. Когда вопрос коснулся целого высказывания. В этом случае применяется повышение голоса на крайней слог вопросительного высказывания.
    2. Когда повышение голоса применяется только на слова, к которым адресован вопрос. От расположения слова в предложении зависит ее интонационная картина.
    • Восклицательная.

    Такой вид человеческой речи делится на сам восклицательный вид, где интонация выше по тону, чем при повествовании, но ниже чем при вопросе. А также побудительную интонацию, в которой присутствует просьба или приказ.

    Все виды интонации соединяются в одном понятии – логическая интонация. Это интонация, которая определяет характеристику выражения, оставаясь противоположностью эмоционального произношения.

    В зависимости от жизненных ситуаций люди разговаривают между собой по-разному, от скороговорок и стихотворений до делового выступления. Интонация имеет индивидуальный характер, невозможно найти одинаковый тембр голоса и манеру произношения слова.

    Существуют и незаконченные предложения по интонации:

    • Противопоставления. Противопоставление находится в сложных предложениях. В письме выделяет ее пунктуация или тире.
    • Предупреждение. Предупредительная интонация разбивает предложение на две части затяжной паузой. Разделенная часть предложения произносится повышенном тоном.
    • Вводность. В вводной интонации отсутствуют паузы между словами, ударение. Ей присущ быстрый темп речи.
    • Перечисления. Для перечисления характерна пауза между однородными членами предложения. Во время перечисления слов в предложении ставится логическое ударение. Если до перечисления стоит обобщающее слово, то оно выделяется при произношении.
    • Обособления. Обособление разделяется в предложении паузой и выделяется ударением. Первая пауза длинная, вторая поменьше.

    Музыкальная интонация

    Музыкальная интонация имеет теоретико-эстетические значения, которые тесно взаимосвязаны между собой. Она представляет собой организацию звука в музыке, их последовательное расположение. Музыкальная и речевая интонации не взаимосвязаны и отличаются звучанием по высоте тона и местоположением в системе звуков. Интонацию в музыке называют еще музыкой слова. Но отличие от слова она состоит в том, что музыкальная интонация или певческая не таит в себе никакого смысла.

    Выражение интонации в музыке вытекает из речевой интонации. Слушая разговор на иностранном языке можно понять не только пол и возраст говорящего, но и их отношение друг к другу, характер разговора между ними, эмоциональное состояние - радость, ненависть, симпатия.

    Именно эту связь с речью применяют сознательно, а иногда и бессознательно музыканты. Интонация человеческой речи переносит характер, чувства, психологические тонкости общения, которые потом выражаются в музыкальном произведении.

    Музыка с помощью интонации способна передать и воспроизвести:

    • жесты;
    • движение тела;
    • гармонию речи;
    • эмоциональное состояние;
    • характер человека.

    Интонационные музыкальные выражения имеют богатую многовековую историю. Простая интонация преобразовалась со временем в многочисленные музыкальные жанры и стили. Пример, арии скорби, плача, написанные в эпоху барокко. Легко определяются напряженные или тревожные баллады, лирические пьесы, торжественный гимн. Каждый композитор обладает неповторимым музыкально – интонационным почерком и стилем.

    Ударение в интонации

    Ударение в интонации играет важную роль, так как от ее постановки зависит весь смысл высказывания. Ударение подразумевает выделение слова с помощью основных фонетических элементов. Ударение слова является не единственным видом в русском языке. Помимо словесного ударения, различают и другие виды:

    • Синтагматическое. Синтагматическое или тактовое ударение выделяет в предложении главные смысловые слова в речевом такте синтагмы. Синтагма выделяет из всего речевого потока отдельный слог, части текста или слов. Получаются смысловые группы, имеющие синтаксическое значение.
    • Логическое. Логическое ударение помогает выделить важные слова из высказывания, в конкретной ситуации используя основные средства интонации. В логическом ударении выделяются любые слова из предложения.

    Пример, «Кто здесь был? – Здесь был Я»

    Оно возникает при использовании интонации, главную роль при этом выполняет мелодика вместе с повышением словесного ударения.

    • Эмфатическое. Феномен эмфатического ударения ввел в обиход и открыл российский лингвист Л. В. Щерба. Оно используется для выражения эмоциональной окраски слова и выражения, выделяя состояние говорящего при общении. От логического эмфатическое ударение отличается своей эмоциональной окраской слова. В русском языке такое ударение удлиняет ударную гласную: замеча-ательнейший человек, пре-кра-аснейший день.

    Работа с интонацией

    Быстрый поток речи, однообразный текст, произнесенный слишком громко или тихо слушать неинтересно, незнакомых людей он даже отталкивает. Такой скучный диалог можно наблюдать только между близкими людьми. Для того чтобы вас услышали и поняли необязательно говорить громко, достаточно научиться говорить выразительно, соблюдая правила интонации.

    Говорить выразительно приходится людям, работающим с большим количеством слушателей, поэтому речь обязана быть правильной и интересной. Общение в бытовых условиях между родственниками или друзьями должно быть правильно построено с использованием уместной интонации. Развитие интонации несет весомое значение для человеческой речи. Высказывания, содержащие неправильный тон, приводят к конфликтным ситуациям и разногласиям.

    Разработаны упражнения и методики для интонационной постановки:

    • Чтение вслух.

    Прочитайте вслух стихотворение, с выражением, запишите голос на диктофон и прослушайте что получилось. Очень важно услышать голос со стороны, так легче найти речевые и интонационные ошибки, а также узнать какова ее мелодичность. Упражнения на чтение рассчитано на развитие тембра речи и мелодики, стихотворение читается громко, меняется интонация и темп речи. Читая стихотворение, обратите внимание на главные фразы и слова, которые там используются. Выделите их из текста необходимой интонацией.

    • Упражнения на расслабление.

    Читаем текст с ручкой во рту, двигая челюстями. Текст выбираем любой, при выполнении упражнения он еще и запомнится. Гимнастика направлена на развитие речевого произношения и дикции.

    • Во время разговора или чтения книги делать акцент на позитивные радостные интонации.

    Употреблять в речи преимущественно радостные и позитивные выражения, так как они даются сложнее других. Разговаривать необходимо как можно проще, естественнее, получая удовольствие от голоса и интонации.

    • Делая упражнения или разговаривая с собеседником, используйте жесты.

    Они помогают украсить речь, добавят эмоциональную окраску. Но жесты используют в меру, зная значение. Лишние жесты придадут интонации неуверенный или неуместный вид.

    Выработав правила в общении, стоит практиковать упражнения по интонации в жизни, не стесняясь показывать мастерство. Поставленная речь с правильной интонацией заинтересует собеседника, главное, следить за произношением при общении с коллегами и родственниками, каждый день совершенствуя речь.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Русский язык 4 класс Типы предложений по цели высказывания и по интонации

    Цели (три) повествовательное, вопросительное, побудительное Интонация (две) восклицательная и невосклицательная.

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ С какой целью произнесли, написали? Сообщить что-либо Спросить что-либо Просили или побуждали к действию повествова-тельное вопросительное побудитель ное? ? ! . ! ! .

    Что такое звёзды? повествовательное вопросительное побудительное

    Назовите все знаки препинания. повествовательное вопросительное побудительное

    Как приятно в жаркий день искупаться в бассейне! повествовательное вопросительное побудительное

    Низко над морем пронеслась чайка. повествовательное вопросительное побудительное

    Кто стучится в дверь ко мне? повествовательное вопросительное побудительное

    Мойте руки перед едой! повествовательное вопросительное побудительное

    Думай, сынок, а потом говори! повествовательное вопросительное побудительное

    Что всего краше на свете? повествовательное вопросительное побудительное

    В овраге мы нашли родник. повествовательное вопросительное побудительное

    В осеннем парке ветер тихо шуршит листвой. повествовательное вопросительное побудительное

    Тест: «Виды предложения по цели высказывания и по интонации»

    Какой сегодня чудесный день! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Я показал маленькую лужицу. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Что же теперь говорить об этом?! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Кто открыл окно в сад? Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Продолжать наблюдение! Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Приходите сегодня вечером. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Давайте обсуждать этот вопрос серьёзно. Повествовательное Вопросительное Побудительное Восклицательное Невосклицательное

    Учебник стр.13 Правило Упр 15 . Списать, вставляя зеленой ручкой. После заголовка тоже поставить точку. ЧИСТОТЕЛ.

    1. В первом предложении подчеркнуть основу (подлежащее и сказуемое) 2. Стебелёк, муравейника разобрать по составу


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Типы предложений по цели высказывания и по интонации

    Презентация состоит из блоков-заданий, способствующих отработке навыков определения тиа предложения по цели высказывания и интонации....

    Конспект открытого урока в 3 классе на тему "Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации"...

    Виды простых предложений

    Простые предложения делятся на виды по цели высказыва­ния, эмоциональной окраске, по составу главных членов, по наличию (или отсутствию) второстепенных членов, по наличию или отсутствию необходимых членов предложения.

    Виды простых предложений по цели высказывания

    По цели высказывания – сообщение, вопрос, побуждение – прос­тые предложения делятся на повествовательные, воп­роситель­ные, побудительные.

    В повествовательных предложениях сообщается о каком-либо событии, факте: Другой берег реки, низкий и ровный, тянулся куда-то вдаль к зелёным стенам леса (М. Горький).

    В устной речи в повествовательном предложении голос повы­шается на одном из членов предложения и понижается к концу предложения. Это повествовательная интонация.

    Вопросительные предложения выражают вопрос: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А. Пуш­кин). Вопрос часто бывает заключён в вопросительных место­имениях, наречиях и частицах: Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (А. Пушкин); Отчего ты печаль­но, вечернее небо? (И. Бунин); “Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь).

    Вопросительные предложения произносятся с вопроситель­ной интонацией – повышением голоса на вопросительном сло­ве и к концу предложения.

    В побудительных предложениях выражаются раз­личные по­буж­дения к действию – приказ, просьба, призыв, совет и др.: Товарищ, прислушайся, встань, улыбнись и с вызо­вом миру поведай (О. Берггольц); Отец, пойдём! (А. Чехов); Хлеб-соль ешь, а правду режь (пословица).

    В побудительные предложения нередко включаются обра­щения. В побудительных предложениях сказуемые выражают­ся глаголами в повелительном наклонении. Побудительные предложения произносятся с побудительной интонацией – с повышением голоса, напряженно.

    Виды простых предложений по эмоциональной окраске

    Простые предложения могут дополнительно выражать эмоции (чувства) говорящего и пишущего. Произносятся они при этом с осо­бой интонацией восклицания: Уж постоим мы головою за ро­дину свою! (М. Лермонтов). Такие предложения называются восклицательными.

    Предложения, в которых не выражено чувство, называются невосклицательными.

    По цели высказывания восклицательным может быть каж­дое простое предложение: повествовательные восклицательные, вопросительные восклицательные, побудительно-восклица­тельные. Например: Как хорошо в лесу! Разве это хорошо? Пойдём в лес!

    В восклицательных предложениях местоимения и наречия, а также междометия используются в роли усилительных частиц: Голубушка, как хороша! Чем любоваться тут? Ох, признаюсь – хоть это мне и больно – не прав и я! (И. Кры­лов).

    По наименованию главных членов (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные)

    По наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённые, нераспространённые)

    По наличию или отсутствию необходимых членов (полные, неполные)

    Синтаксический разбор простого предложения

    1.План разбора

    2.Простое или сложное

    3.Вид по цели высказывания

    4.Вид по эмоциональной окраске

    5.Вид по составу грамматической основы

    6.Вид односоставного предложения

    7.Вид по наличию второстепенных членов

    8.Вид по наличию или отсутствию необходимого члена предложения

    9.Осложнённое или неосложнённое

    10.Главные и второстепенные члены предложения