Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Модели поведения при межличностном общении. Модели поведения партнеров в переговорном процессе

    Модели поведения при межличностном общении. Модели поведения партнеров в переговорном процессе

    Критерии выбора модели поведения в общении

    Существуют определенные модели общения людей друг с другом. Их достаточно много. Одна из самых известных – синтоническая модель общения.

    Название «синтоническая» образовано от слова «синтония», что означает: «Быть в гармонии с собой и другими». Синтоническая модель общения разработана в рамках нейролингвистического программирования (НЛП). Нейролингвистическое программирование – это результат слияния психологии, лингвистики, математики; приемы НЛП успешно используются в педагогике, бизнесе, менеджменте, психотерапии, рекламе. Синтоническая модель выделяет основные умения общения (определение желаемых целей, сенсорная острота, гибкость, конгруэнтность, раппорт, ресурсное состояние) и делит процесс овладения им на части или шаги. Если вы хотите успешно взаимодействовать с людьми, необходимо овладеть техникой этих шагов с помощью специальных практических упражнений.

    Синтоническая модель общения рассматривает общение как результат сложного взаимодействия процессов восприятия и мышления (восприятие + мышление = общение). Процесс общения начинается с восприятия, именно с его помощью человек устанавливает контакт с миром и людьми. Наши органы чувств похожи на пять дверей, которые мы распахиваем, чтобы собрать информацию об окружающей действительности. Наше сознание открывает эти «двери» по очереди: уодного человека сначала для картинок, потом для запахов, у другого – сначала для звуков, потом для прикосновений. Это очень быстрая последовательность, но тем не менее последовательность. Наше подсознание воспринимает информацию по всем пяти каналам одновременно и получает гораздо больше информации, чем сознание. Синтоническая модель общения строится на идее о том, что у каждого человека есть своя «любимая дверь восприятия» – та репрезентативная система, которой он доверяет больше, чем другим. Например, если ваша любимая система визуальна (зрительная), то вы воспринимаете и храните в памяти мир в «картинках». Установлено, что ведущая репрезентативная система внешне проявляется в движениях глаз, выборе слов, используемых в общениях, в особенностях дыхания и даже позы.

    Если вы знаете, какую репрезентативную систему предпочитает ваш партнер по общению, вы можете использовать слова, соответствующие его «любимой» модели восприятия. Люди с визуальной моделью восприятия легко понимают одни слова, с аудиальной (слуховой) и кинестетической – другие. Если вы будете правильно выбирать и использовать слова, в соответствии с ведущей репрезентативной системой собеседника, вас сочтут человеком, с которым приятно общаться, с которым легко установить контакт и взаимопонимание.

    Как узнать, какую систему предпочитает человек – визуальную, аудиальную или кинестетическую? Для этого следует внимательно понаблюдать за ним.

    Визуал, собираясь что-то сказать, перебирает и просматривает в памяти картинки. Его глаза при этом расфокусированы на расстоянии около 60 см от носа. В речи этих людей доминируют слова визуального смысла: «видеть», «ясно», «красочный», «я вижу, что вы имеете в виду» и т. п.

    Аудиал, собираясь что-то сказать, прислушивается к своему голосу. Глаза его в это время смотрят вправо или влево, двигаясь по средней линии. В речи аудиалов преобладают выражения «я вас слушаю», «давайте обсудим», «какой тон», «крики» и т. д.

    Кинестетик прежде чем сказать, прислушивается к своим внутренним чувством, глаза его при этом непроизвольно смотрят вниз и вправо. В речи людей-кинестетиков преобладают слова: «я чувствую проблему» и т. д.

    В связи с существованием трех категорий внутреннего опыта (зрение, слух, ощущения) были выделены соответственно визуальная, аудиальная и кинестетическая его модальности. Визуальный тип человека с активной правой рукой, прежде чем выс­казать возражение или мнение, перемещает взгляд вверх (налево, направо или вертикально вверх), аудиальный – смотрит вниз направо и по горизонтали (влево или впра­во), тогда как кинестетический (осязательный) – вниз и влево. При этом, напомним, речь идет о человеке с актив­ной правой рукой (у левши движения глаз зеркально про­тивоположны). Только тогда, когда зрачки находятся по­середине, человек воспринимает новую информацию.

    На основе этих данных возникла гипотеза, в соответствии с которой знание ведущего в данный момент сенсорного спо­соба (ведущей репрезентативной системы) визуального пове­дения человека позволяет гармонизировать процесс общения с ним. Так, если руководителю нужно переубедить подчинен­ного, который является преимущественно визуалистом, то апеллировать к нему следует с использованием не только ло­гической аргументации, но и словесных образов. В то же время, если у подчиненного ведущий сенсорный канал кинесте­тический, то наилучшим способом общения с ним будет вклю­чение его в процесс совместной конкретной деятельности пу­тем воздействия на его чувственную сферу (например, просьба: «Помоги, пожалуйста, перенести этот стол»). У левши вос­поминания и конструкции зеркально поменяются местами, а общая закономерность распределения зрительного, слухового и кинестетического опыта по этажам останется той же.

    Наиболее эффективное общение возможно в том случае, когда человек развил у себя следующие коммуникативные умения и проявляет их:

    – учитывать как свою репрезентативную систему, так и собеседника;

    – позитивно формулировать свои цели общения;

    – понимать и учитывать цели и интересы собеседника;

    – быть гибким в общении;

    – проявлять наблюдательность к изменениям в состоянии собеседника;

    – входить в состояние раппорта («одной волны») с собеседником;

    – своевременно задавать уточняющие вопросы-пойнтеры.

    Владение совокупностью приемов построения межличностного общения с другими людьми является важнейшим условием успеха любого современного человека.

    Многие неосознанно вырабатывают свою собственную психологическую схему общения и воздействия на людей. Но не всегда выработанные таким опытным путем навыки являются оптимальными, так как опыт отдельного человека в чем-то ограничен, а восприятие несовершенно. Существуют и привычные ошибки поведения, которые человеком просто не осознаются. Выделяют следующие критерии выбора модели поведения.

    Первый критерий выбора модели поведения состоит в соответствии этого поведения закону, установленному в обществе правопорядку.

    Вторым критерием выбора модели поведения является нравственность. При всей склонности людей к субъективной трактовке морали существуют общепринятые подходы к объяснению ее основных понятий, таких как честность, справедливость, совестливость. Их однозначная интерпретация и неуклонное соблюдение – гарант верности выбранной человеком модели поведения.

    Третьим критерием следует признать оценку конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств. Интуитивная или умозрительная оценка ситуации является важнейшим условием оптимизации модели поведения. Как показывает практика, нередко индивидуальность человека проявляется на фоне других более ярких натур, так как он удачно проявил себя в конкретной ситуации (т. е. выигрышно «смотрелся», «слушался», «запомнился»).

    Четвертым критерием является цель, которую ставит перед собой человек. Чем значительнее собственная цель, тем больше она стимулирует его. Увлеченность целью не должна породить недооценку значения четкого соблюдения этапов движения к ней. Полезно дробить цель на последовательно выстроенные задачи, чтобы их реализация представляла собой ступени приближения к ней. Таким образом выстраивается предметно ощутимая логика достижения цели.

    Пятый критерий – самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения. Любое копирование чьего-то стиля в общении опасно. Например, в деловом общении велика роль речевого экспромта. Чем дольше пауза между каверзным вопросом и остроумным ответом, даже если последний состоится, тем меньше «очков» набирает испытуемый. Такова аксиома публичного диалога. Или другой пример: люди с недостатками внешности обладают заниженным чувством самоуважения. Это тоже накладывает отпечаток на выбор ими модели поведения. Разумно тщательно взвешивать все свои характеристики, избирая личное поведенческое амплуа.

    Шестым критерием выбора модели поведения является выделение и конкретизация собственных возможностей. Принимая во внимание чрезвычайную важность этого, необходимо рассмотреть все, что касается вашего умения использовать человековедческие технологии. Прежде всего те, которые имеют непосредственное отношение к общению. К таким технологиям относятся: индивидуальная работа с коллегами, подчиненными; «конструирование» коллективов; стимулирование делового честолюбия; речевое воздействие и т. п.

    Седьмой критерий выбора модели поведения несколько своеобразен. Всегда актуально значение психологополовых характеристик личности, т. е. тех личностных и деловых качеств, которые партнеры по общению ожидают от человека, заинтересованного в их расположении. Что имеется в виду? Чтобы не разрушить каких-то иллюзий или сложившихся стереотипов и не разочаровать собой партнеров, рекомендуется проявлять те личностно-деловые качества, которые они ожидают в вас найти. Так, мужчины ценят в женщине внешнюю привлекательность и сексуальность. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психологии, не могут с этим не считаться, как в свою очередь и мужчинам не следует забывать о том, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают интеллектуальную незаурядность, мужественность и активность.

    Выбор той или иной модели поведения в каждой конкретной ситуации в значительной мере зависит от личности того, с кем человеку приходится общаться.

    Соответственно мотивам и целям можно определить ведущие тактики поведения во взаимодействии:

    1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей.

    2. Противодействие (подавление) предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера по общению.

    3. Компромисс реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

    4. Уступчивость предполагает принесение в жертву собственных целей для достижения целей партнера.

    5. Избегание представляет уход от контакта, потерю собственных целей для того, чтобы исключить выигрыш другого.

    Можно выделить несколько типов взаимодействий: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и конкуренция.

    Вступая в переговоры, оппоненты предъявляют друг к другу требования, реализация которых, должна привести к устранению препятствий, к достижению поставленной цели. Эти требования могут касаться изменения ранее принятых решений, прекращения или наоборот, начала каких-то действий со стороны оппонента, совершения уступок и т.п.

    Довольно часто эти требования выражаются в виде готовых решений, предлагаемых оппоненту, и случается так, что форма предъявления этих требований бывает далеко не самой корректной.

    У любого участника переговоров есть, как минимум, ПЯТЬ моделей поведения на переговорах. Выбор той или иной модели зависит от сложившейся ситуации и от того, насколько сильной или слабой является позиция каждого переговорщика.

    ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ ПА ПЕРЕГОВОРАХ

    1.Уход.

    Формы проявления:

    Молчание, переход на формальные, «чисто деловые отношения», фразы типа «Мы подумаем», уклонение от ответов на вопросы оппонента, игнорирование предложений или замечаний оппонента, колкости или ехидные замечания в адрес оппонента, предложение о прекращении встречи или перерыве, переход на другие темы обсуждения, уход с переговоров.

    1.Источник разногласий или предмета переговоров для вас не существенен. 2.Вам ясно, что вы не можете решить вопрос в свою пользу, или не хотите решать данный вопрос в принципе. Отношения с оппонентом как в данный момент, так и в дальнейшем для вас не важны.

    3.Выигрыш от переговоров не значим и не велик по сравнению с усилиями, затраченными на разрешение проблемы, а отношения с оппонентом в будущем не важны.

    4.Необходимо время для выработки решения, сбора информации, более подробного изучения ситуации.

    5.Вы не располагаете достаточным временем и ресурсами для выработки приемлемого для вас решения.

    6.При любом исходе вы ничего не теряете, и отношения с партнером для вас не важны.

    2.Приспособление.

    Формы проявления:

    Сглаживание противоречий, отказ от своих позиций, фразы типа «Как вы скажите, так и будет».

    Условия, в которых такое поведение оправдано:

    1.У вас слабая позиция, вы не правы и признаете это.

    2.Сложившаяся ситуация вас не волнует.

    3.Предмет разногласий и итог переговоров для вас менее важен, чем для вашего оппонента.

    4.В тактическом плане отстаивание своей точки зрения требует много времени и сил.

    5. Спокойствие и безопасность для вас важнее разрешения вопроса в вашу пользу.

    6. Сохранение добрых отношений с оппонентом в данный момент важнее отстаивания своих интересов

    3.Компромисс

    Формы проявления:

    Стремление в равной степени получить что-то для себя и дать что-то другому, тактика «уступка за уступку». Компромиссное решение проблемы всегда носитвременный характер. оно будет пересмотренокак только одна из сторон решит, что компромисс себя исчерпал.

    Условия, в которых такое поведение оправдано:

    1.Необходимо принять срочное решение при дефиците времени, а аргументы сторон одинаково убедительны.

    2.Вас устраивает временное решение.

    3.Ваши интересы в данном вопросе не приоритетны для вас или вы можете изменить поставленную цель без ущерба для дальнейшей работы.

    4.Вы не обладаете достаточным ресурсом для однозначного решения вопроса в свою пользу и считаете, что лучше получить немного, чем потерять все.

    4.Конкуренция (силовое решение).

    Формы проявления:

    Стремление доказать оппоненту, что он не прав, перехват инициативы, привлечение новых союзников на своей стороне, требование неукоснительного выполнения своих предложений, обещания применения санкций, отказ слушать оппонента, настаивая только на своей точке зрения, угрозы, оскорбления, закулисная борьба, интриги, шантаж, разрыв отношений.

    Условия, в которых такое поведение оправдано:

    1.Наличие исключительного, по сравнению с оппонентом, ресурса (например, поддержка влиятельного лица, запас времени, финансовые возможности и т.д.).

    2.Вы располагаете сильными аргументами в пользу того, что ваше решение наилучшее.

    3.Вы располагаете ресурсом для реализации своего решения, а также готовы взять на себя ответственность за последствия его реализации.

    4.Нужны быстрые и решительные шаги в непредвиденной ситуации.

    5. Исход переговоров для вас очень важен, и вы делаете на него основную ставку.

    6. Вам нечего терять, и отношения с партнером для вас не важны.

    5.Сотрудничество.

    Формы проявления:

    Стремление найти общие точки соприкосновения, при этом отстаивая свои собственные интересы и признавая право оппонента на другую точку зрения, умение отделять людей от проблемы, поиск путей к соглашению, которое позволит учесть наиболее важные интересы участников переговоров, предложение «веера» решений.

    Условия, в которых такое поведение оправдано:

    1 Вы располагаете достаточными ресурсами (времени, финансов, поддержки других лиц, вовлеченных в переговоры и т.п.) и сильными аргументами.

    2.Для вас важны отношения с партнером.

    3.Обсуждаемый вопрос для вас очень важен и не допускает компромиссов.

    4.Вы рассчитываете добиться расположения оппонента или же он открыто проявляет свою добрую волю и готовность к конструктивному обсуждению вопроса.

    У человека зачастую есть две маски, которые он периодически меняет. Первая - это его «Я», то, какой он есть на самом деле. Это его истинная суть, со всеми недостатками и достоинствами. Но кроме этой маски, существует еще как минимум одна - та, которую человек одевает при появлении на людях, так называемый «Я-образ». Эта маска отображает то, каким человек хочет видеть себя, и то, каким он хочет показать окружающим, чтобы больше нравится, соответствовать окружению. Одним из важнейших шагов к формированию этого образа является выбор имиджа.

    Имидж - образ делового человека, в котором выделены ценные характеристики и черты, оказывающие воздействие на окружающих. Имидж формируется в процессе личных контактов человека, а также на основе мнений, которые высказывают о нём окружающие.

    Давно замечено, что люди больше поддерживают того человека, к которому испытывают симпатию и наоборот.

    Обретение имиджа не должно становится самоцелью, однако овладение им составляет существенную часть характеристики личности. От имиджа зависит желание людей сотрудничать с человеком или фирмой.

    Для создания хорошего имиджа важно всё: манера речи, стиль одежды, дизайн офиса. Чаще всего имидж - результат умелого ориентирования в конкретной ситуации, выбора правильных моделей поведения.

    Модель поведения - комплекс знаков (речь, поведение, жесты), которые направлены на создание определенного образа. Выбор модели поведения - воспроизводство вариантов поведения, которые делают личность привлекательной.

    Модель поведения в деловых отношениях крайне важна. Основными критериями правильного выбора модели являются:

    1. Нравственная безупречность
    2. Самокритичная оценка возможности использовать определенную модель поведения.
    3. Правильная оценка конкретной ситуации.

    Для поддержания хорошего имиджа следует соблюдать деловой этикет. В деловых отношениях существует своеобразный свод законов, в котором прописано поведение людей во время выполнения служебных обязанностей. Этот свод законов включает в себя пять основных правил.

    1. Будьте пунктуальны. Никто не любит опозданий. Кроме того, опоздания говорят о вашей некомпетентности, ненадежности.
    2. Не говорите лишнего. Вы должны хранить секреты своей фирмы. То же касается и личных секретов сотрудников.
    3. Думайте не только о себе, но и о других. Невозможно вести дела, не учитывая пожелания партнеров. Зачастую, причинами неудач являются проявления эгоизма, стремления навредить конкурентам. Не унижайте оппонентов, помните, что вы сами можете оказаться на месте оскорбленного.
    4. Одевайтесь стильно. Ваша одежда должна демонстрировать ваш вкус, но вы не должны сильно отличаться от сотрудников своего уровня.
    5. Говорите и пишите грамотно. Многое в деловых отношениях зависит от умения говорить. Для того, чтобы преуспевать в делах, Вам следует обучиться искусству риторики. Также важны дикция и произношение. Старайтесь не употреблять в своей речи сленговые слова и оскорбительные выражения. Учитесь слышать других и умейте показать, что вам интересна тема разговора.

    Соблюдение этих несложных правил может сильно повлиять на Ваше продвижение по карьерной лестнице. Мы выучили правила поведения на улице, в транспорте, в ресторане, но почему-то многие упускают из виду простейшие правила поведения на работе и не придерживаются общепринятых норм. Как ни странно, но эти нормы - немаловажная деталь в сфере деловых отношений. Известно, что многие зарубежные компании платят крупные суммы денег за обучение их сотрудников модели поведения в деловых отношениях.

    В крупных организациях нет неуравновешенных, раскованных людей. В деловых отношениях очень ценятся чувство собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать эмоции. Общаются здесь в сдержанной форме, кратко и информативно.

    В целом по поведению, по тому, как они поддерживают взаимоотношения можно судить об их интеллектуальных и профессиональных способностях, а также о статусе учреждения, в котором они работают. Фирмам, которые борются за выживание, не хватает времени на такую «роскошь» как культура. В этих деталях проявляется «деловой стиль», корпоративная культура и этикет.

    В наше время, когда компании борются за каждого клиента, очень важен персонал, умеющий общаться, соблюдающий правила поведения и нормы приличия. Чтобы не запутаться во всех правилах делового мира, стоит создать свою собственную модель поведения и устанавливать свои правила, либо успешно подстраиваться под существующие. Так или иначе, но без знания элементарных правил поведения и без собственной модели поведения вряд ли Ваше путешествие в деловом мире затянется надолго.

    Модели поведения – это целостный комплекс знаков (речевых, неречевых, поведенческих), направленный на создание некоторого образа. Модель поведения может быть выбрана осознанно или сформироваться самопроизвольно.

    В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами. Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель поведения. Модель воспринимается как единое целое.

    Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы можем предвидеть некоторые его реакции и поступки.

    Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой сообщается с ироничной интонацией.

    В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысливаются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.

    Этикетные модели – правила поведения, предписываемые каждой профессии. Например, этические требования, предъявляемые к врачу и дипломату, различаются между собой. Если мы досконально будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель. Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику для того, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.

    Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения. Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.



    Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий, - отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, то он расстраивается. Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного “я”, так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Для того, чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку в осознании того, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь. Обратная связь - это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение. Приведем несколько тезисов из книги польского психолога Е.Мелибруда, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи.

    “1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде всего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.

    2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.



    3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок...

    4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями “ты всегда...”, “ты никогда...”.

    5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.

    6. Старайтесь давать как можно меньше советов: лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.

    7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.

    8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.

    9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратных связей был подходящим... Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями. Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.

    10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим”.

    Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста. Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает “комплексами”, требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.

    Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.

    Только сознавая заложенные в себе позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию. Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В этом случае, если мы действительно уважаем и ценим другого человека, то выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.

    Но в случае, если психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду, если она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека, то ее нравственная оценка, безусловно, будет негативной.

    Большую популярность в мире получили советы Д.Карнеги, сформулированные им в книге “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” (М., 1989). Большая часть рекомендаций Д.Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, во внимании к его потребностям.

    Вот некоторые из советов: “Будьте искренне заинтересованы в других людях”; “Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом”; “Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне”; “Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав”; “Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему”; “Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это “в лоб”; “Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках”; “Давайте возможность человеку спасти свое лицо “; “Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу” и т.д.

    Конечный результат, ради которого Д.Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов Д.Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру. Некоторые наши соотечественники, ознакомившись с советами Д.Карнеги, не поняли его основной идеи, считая, что в нашем обществе они неприменимы, так как учат лицемерию и ханжеству.

    Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель поведения не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения.

    Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели поведения, - это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами исходя из своего определения ситуации. Для того чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников должен подать себя в соответствии со своим замыслом. Мы осуществляем самопрезентацию сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.

    Например, самопрезентация осуществляется прямо, когда при знакомстве с человеком мы называем свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение, и косвенно, с помощью намеков и высказываний (“когда я в последний раз был в Париже...”), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.

    Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении.

    Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.

    Каковы критерии выбора модели поведения?

    1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть.

    2. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств.

    3. Цель, которую ставит перед собой личность.

    4. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.

    Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли - одно из важнейших положений имиджелогии.

    Например, в нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения. Так, некоторые, встав утром, начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает “вклинивания” в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.

    Русское слово “модель” произошло от французского слова “modele” - образец. Выбор модели поведения не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения - это воспроизводство таких вариантов поведения, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.

    При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.

    Деловая сфера - самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта, что неотвратимо обусловливает их модели поведения.

    За рубежом не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека. Подобное отношение к нему “вмонтировано” в менталитет людей, независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения. Без него наивно рассчитывать на серьезные успехи в бизнесе, а также пользоваться достойной репутацией в различных кругах общества. Обретение привлекательного имиджа - не самоцель для делового человека. Однако овладение им составляет весьма существенную его личностную и профессиональную характеристику, имеет глубокий практический смысл.

    Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения.

    В литературе по конфликтологии выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе.

    Модели поведения в переговорах:

    1.Избегающий.

    Характеристика поведения (мотивы): отказывается приступать к обсуждению конфликтной проблемы. Стремиться уйти от обсуждаемой проблемы, изменить предмет обсуждения. (Мотивами такого поведения могут быть: чувство вины, отсутствие понимания сути проблемы и др.)

    Адекватный стиль общения:

    Проявлять устойчивость, добиваться продолжения обсуждаемой проблемы;

    Быть активным, овладеть инициативой;

    Заитересовать партнёра показом вариантов решения проблемы и возможных положительных результатов.

    2.Уступающий.

    Характеристика поведения (мотивы): соглашается на любое предложение, в том числе и невыгодное для себя. (Мотивом такого поведения могут быть: стремление избавиться от дискомфорта, вызванного конфликтной ситуацией, заниженная самооценка предмета конфликта.)

    Адекватный стиль общения:

    Важно всесторонне обсудить принимаемое соглашение;

    Выяснить степень заи нтересованности партнера в соглашении и показать его

    Чётко оговорить сроки выполнения и формы контроля за реализацией соглашения.

    3. Отрицательный.

    Характеристика поведения (мотивы): утверждает, что проблема неактуальна конфликтная ситуация разрешится сама собой. Не проявляет усилий для достижения соглашения. (Мотивами такого поведения могут быть: отсутствие понимания сути проблемы, уход от дискомфорта, связанного с конфликтами, и т.п.).

    Адекватный стиль общения:

    Необходимо всячески показывать наличие проблемы, её сложность и опастность;

    Проявлять инициативу в обсуждении спорной проблемы;

    Создавать благоприятную атмосферу для обсуждения проблемы;

    Показывать пути и возможности разрешения проблемы.

    4. Наступающий.



    Характеристика поведения (мотивы): стремится к успеху, принятию решения в свою пользу. Отвергает аргументы и доводы оппонента. Проявляет напор, агрессию. (Мотивами такого поведения могут быть: неосознанное стремление к победе, завышенная оценка предмета конфликта, амбиции).

    Адекватный стиль общения:

    - необходимо проявлять спокойствие, осмотрительность;

    Показывать свою позицию достаточно твёрдой и убидительной;

    Давать понять, что односторонних уступок не может быть;

    Предлагать свои варианты компромиса, разрешения проблемы.

    Модели поведения в переговорном процессе участников конфликтного взаимодействия и результат этого процесса во многом будут зависеть от выбранной каждым из них стратегии.

    Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий в переговорном процессе.

    Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат переговоров. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

    Односторонний выигрыш;

    Односторонний проигрыш;

    Взаимный проигрыш;

    Взаимный выигрыш;

    Данные варианты нашли свое отражение в конкретных стратегиях переговорного процесса в работах зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Р. Фишер, У. Юри, У. Мастенбрук и др). Такими стратегиями являются:

    Выигрыш-проигрыш;

    Проигрыш-выигрыш;

    Проигрыш-проигрыш;

    Выигрыш-выигрыш.

    Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов конфликтного взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств по удовлетворению этих интересов. При этом важно учитывать факторы, влияющие на такой анализ. Среди них особую роль играют следующие: а) личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент и т. д.; б) информация, которой располагают субъекты конфликта о себе и о своем противнике; в) другие субъекты социального взаимодействия, непосредственно не включенные в конфликт, но занимающие определенную позицию по отношению к конфликтующим сторонам; г) содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов конфликта.

    В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе отражает ту или иную сторону поведения в конфликте по модели Томаса-Киллмена.

    Наиболее широкое применение в переговорных процессах получили следующие тактики поведения.

    1. «Видимое сотрудничество». Данная тактика может быть использована в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется тем, что партнер, занявший тактику «видимого сотрудничества», заявляет о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения. Но постоянно находит повод уйти от принятия соглашения, всячески оттягивает сроки его заключения. Такая тактика может применяться с целью выигрыша времени и создания условий для решительного штурма – либо для победы, либо для взаимоуничтожения.

    2. «Дезориентация партнера». Эта тактика, как и предыдущая, может использоваться в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Но в отличие от предыдущей она является более активной и целеустремленной. Такая тактика заранее планируется и характеризуется такими приемами, как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угрозы, блеф и др. Основной целью тактики дезориентации является принуждение партнера к действиям в направлении ваших собственных интересов.

    3. «Провокация чувства жалости у партнера». Эта тактика, как и предыдущие, применяется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Основной целью такой тактики является усыпление бдительности соперника, снижение его активности, подталкивание на уступки. В конечном итоге провокация чувств жалости направлена на подготовку условий для решительных действий или заключения соглашения. Эти цели достигаются применением таких приемов, как: изливание души, создание образа беззащитного, слабого человека, жалобы на страдания, незаслуженные оскорбления и т. п.

    4. Ультимативная тактика. Данная тактика является одной из жестких и применяется, как правило, при реализации стратегии «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется предъявлением ультиматума в самом начале переговоров.