Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Митрополит арзамасский. Мы с вами — очень счастливые люди

    Митрополит арзамасский. Мы с вами — очень счастливые люди

    Нет, я сам "ругал" своего епископа (за что и был наказан) Но я это делал по любви и желанию, чтобы исправились дела в своей епархии, зная, что воля епископа меня и наказать и простить, так - как он мне владыка. При этом я знаю много "чудес" других епископов и уж только о самых неприемлемых иногда упоминал и то без имен. Но вот, совершенно случайно, на читаемом сайте "Литературная Россия" http://www.litrossia.ru/2012/27/07259.html встречаю выступление клирика Кинешемской и Палехской епархии, протоиерея Игоря Иудина, против митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия:
    "

    КУ-ДА МЫ КА-ТИМ-СЯ?

    Во-пер-вых, сра-зу хо-чу ска-зать, что я пол-но-стью под-дер-жи-ваю по-ло-же-ния обе-их ста-тей свя-щен-ни-ка Вла-ди-ми-ра Чу-гу-но-ва в «ЛР», го-тов сви-де-тель-ст-во-вать и до-ку-мен-таль-но под-твер-дить всё, что ска-за-но в них по по-во-ду ис-то-рии в го-ро-де Се-мё-но-ве, где я, про-то-и-е-рей Игорь Иу-дин, про-слу-жил 15 лет до сво-е-го из-гна-ния на-сто-я-те-лем и бла-го-чин-ным. Ког-да я за-дал се-к-ре-та-рю епар-хии про-то-и-е-рею Иго-рю По-на-ма-рё-ву во-прос: «За что ме-ня сни-ма-ют с долж-но-с-ти бла-го-чин-но-го и на-сто-я-те-ля, раз-ве я с обя-зан-но-с-тя-ми не справ-ля-юсь?», он не по-сты-дил-ся от-ве-тить с обыч-ной сво-ей из-дёв-кой: «Мо-ло-дым вез-де у нас до-ро-га».

    От се-бя хо-тел бы до-ба-вить сле-ду-ю-щее.

    Ду-хов-ный за-ряд свя-щен-ст-ва, его ра-бо-то-спо-соб-ность в ог-ром-ной сте-пе-ни за-ви-сит от лич-но-с-ти пра-вя-ще-го ар-хи-ерея. Свя-щен-ник и его се-мья на-хо-дят-ся в пол-ной за-ви-си-мо-с-ти от ар-хи-ерея. От пло-хо-го свя-щен-ни-ка при-хо-жа-нин мо-жет уй-ти в дру-гой при-ход, а от пло-хо-го ар-хи-ерея свя-щен-ни-ку де-вать-ся не-ку-да.

    Я стал свя-щен-ни-ком в 50 лет, до это-го был ди-рек-то-ром тех-ни-ку-ма, пе-да-го-гом. Став на-сто-я-те-лем при-хо-да го-ро-да Се-мё-но-ва, под-дер-жи-вал и раз-ви-вал в при-хо-жа-нах ини-ци-а-ти-ву на до-б-рые де-ла, под-дер-жи-вал лю-бую ини-ци-а-ти-ву, ко-то-рая не во вред Церк-ви. При-ход сло-жил-ся боль-шой и друж-ный: ка-те-хи-за-тор-ские кур-сы, вос-крес-ная шко-ла на 300 де-тей, во-ен-но-па-т-ри-о-ти-че-с-кий клуб, при-ход-ская га-зе-та, се-мей-ный клуб, пра-во-слав-ные лет-ние дет-ские ла-ге-ря, пра-во-слав-ная клас-си-че-с-кая гим-на-зия. Был в то вре-мя в епар-хии му-д-рый, мо-лит-вен-ный ми-т-ро-по-лит Ни-ко-лай (Ку-те-пов), очень стро-гий и лю-бя-щий отец. Он был очень до-сту-пен и для свя-щен-ни-ков, и для при-хо-жан. Ми-ни-мум два дня в не-де-лю он при-ни-мал при-хо-дя-щих к не-му лю-дей. Его лю-би-ли и бо-я-лись огор-чить.

    Сме-нил его мо-ло-дой вла-ды-ка, ны-не ми-т-ро-по-лит Ни-же-го-род-ский и Ар-за-мас-ский Ге-ор-гий (Да-ни-лов) . У не-го силь-ная во-ля, но в то же вре-мя ка-п-риз-ная и сво-е-нрав-ная. Бес-сер-деч-ный че-ло-век. «Ес-ли пре-об-ла-да-ет во-ля, то это все-гда со-про-вож-да-ет-ся од-но-сто-рон-ним на-прав-ле-ни-ем, упор-ным, не вни-ма-ю-щим ни-ка-ким до-во-дам, - там ду-ша не слу-ша-ет ни-ка-ких убеж-де-ний и не-до-ступ-на для по-тря-се-ний сер-деч-ных», - пре-до-сте-ре-га-ет свя-ти-тель Фе-о-фан За-твор-ник . Это тип ту-по-го бес-сер-деч-но-го де-с-по-та, «гос-под-ст-ву-ю-ще-го над ста-дом», ко-то-рый лю-бит, что-бы его бо-я-лись. Та-ков но-вый ар-хи-ерей. Он всё пе-ре-ина-чил. Со-здал ре-прес-сив-ный бю-ро-кра-ти-че-с-кий ап-па-рат, на-ча-лись по-ли-цей-ские ме-ры в уп-рав-ле-нии епар-хи-ей: ре-прес-сии (мно-гие свя-щен-ни-ки по-лу-чи-ли «мо-на-с-тыр-ские сро-ки» по-лу-го-до-вые и го-до-вые «за здо-ро-во жи-вёшь»), ог-ром-ные штра-фы на при-хо-ды, бес-ко-неч-ные и мас-со-вые сме-ще-ния на-сто-я-те-лей, бла-го-чин-ных; по-сто-ян-ные пе-ре-ме-ще-ния свя-щен-ни-ков (это ста-ло си-с-те-мой). Млад-ших свя-щен-ни-ков по са-ну и слу-же-нию ар-хи-ерей ста-вит на-чаль-ни-ка-ми в при-хо-дах над стар-ши-ми. По-яви-лись чи-нов-ни-ки в ря-сах, под-ха-ли-маж, на-уш-ни-че-ст-во, хам-ст-во. На-пле-ва-тель-ское от-но-ше-ние и хам-ст-во осо-бен-но уг-не-та-ли.

    Вла-ды-ка - мо-ло-дой, от-лич-ный эко-ном, ге-ни-аль-ный хо-зяй-ст-вен-ник, но бес-сер-деч-ный че-ло-век. Со-вер-шен-но не-до-сту-пен не толь-ко для ми-рян, но и для свя-щен-ни-ков. На пер-вом ме-с-те - День-ги. Мы в то вре-мя де-ла-ли ка-пи-таль-ный ре-монт зда-ния для гим-на-зии и про-си-ли вла-ды-ку ос-во-бо-дить нас на это вре-мя от на-ло-га. Вла-ды-ка не-умо-лим: «На-ло-ги пла-ти-те, как все, а на ре-монт я вам день-ги дам. Толь-ко най-ди-те фир-му, ко-то-рая со-гла-сит-ся ра-бо-тать в долг». Мы на-шли та-кую фир-му, она де-ла-ла ра-бо-ты в долг, но че-рез во-семь ме-ся-цев, ког-да за-пла-ни-ро-ван-ные ре-монт-ные ра-бо-ты бы-ли окон-че-ны, фир-ма по-тре-бо-ва-ла день-ги. И вот тут при-клю-чи-лось са-мое не-о-жи-дан-ное. Вла-ды-ка не при-ни-ма-ет, на ра-пор-ты не от-ве-ча-ет, а фир-ма на-се-да-ет на нас. Я вы-нуж-ден был на-стой-чи-во зво-нить в при-ём-ную и ска-зать, что мне уг-ро-жа-ют. В кон-це кон-цов, с про-во-лоч-ка-ми, че-рез не-сколь-ко ме-ся-цев день-ги вы-де-ли-ли. Но вла-ды-ка ус-т-ро-ил мне раз-нос и ска-зал, что я «не умею с ним ра-бо-тать». Вско-ре ме-ня вы-швыр-ну-ли «це-ле-со-об-раз-но-с-ти ра-ди» с при-хо-да и с бла-го-чи-ния.

    Рас-ска-жу ещё один слу-чай.

    Ког-да я ещё был на-сто-я-те-лем и бла-го-чин-ным хра-ма г. Се-мё-но-ва, то об-ра-тил-ся в стро-и-тель-ную фир-му «ДАРС» сде-лать в долг ог-ра-ду и во-ро-та для церк-ви. Га-ран-том то-го, что мы в те-че-ние го-да рас-счи-та-ем-ся, вы-сту-пил мой сын А.И. Иу-дин (ди-рек-тор ТД «До-б-ры-ня»), ко-то-рый все-гда охот-но по-мо-гал при-хо-ду и гим-на-зии по ме-ре сво-их воз-мож-но-с-тей. Ог-ра-да и во-ро-та бы-ли сде-ла-ны ка-че-ст-вен-но. Но ме-ня сня-ли со всех долж-но-с-тей, по-сле че-го ни-ка-кие мои об-ра-ще-ния к ар-хи-ерею по по-во-ду уп-ла-ты дол-га не име-ли ус-пе-ха (пись-мо ди-рек-то-ра фир-мы ко мне, ко-то-рое я при-ло-жил к Про-ше-нию, на-прав-лен-но-му тог-даш-не-му ар-хи-епи-с-ко-пу Ге-ор-гию, у ме-ня хра-нит-ся, мо-гу пред-ста-вить в лю-бую ко-мис-сию по пер-во-му за-про-су). Мо-жет, это и ме-лочь в чьём-то по-ни-ма-нии, но го-во-рит о мно-гом. Но я ещё на-де-ял-ся, что вла-ды-ка от-зо-вёт-ся. На-прас-ная на-деж-да. Мне по-мог сын, хо-тя у не-го се-ме-ро де-тей и он не очень бо-га-тый че-ло-век.

    При-ход-ская жизнь транс-фор-ми-ро-ва-лась в об-ще-епар-хи-аль-ную, пе-ре-ста-ла быть пра-во-слав-ной, ста-ло то-с-к-ли-во жить. Всё это ко-рё-жит ду-ши свя-щен-ни-ков, осо-бен-но мо-ло-дых. Я знаю мно-го слу-ча-ев ду-хов-но-го уны-ния и де-прес-сии сре-ди свя-щен-ни-ков по при-чи-не не-мо-ти-ви-ро-ван-ных пе-ре-ме-ще-ний и на-пле-ва-тель-ско-го от-но-ше-ния к ним.

    Сла-ва Бо-гу, мне уже вось-мой де-ся-ток, де-тей я вы-ра-с-тил, к ма-те-ри-аль-ным бла-гам не при-вя-зан, мне не-че-го те-рять, я пе-ре-шёл в дру-гую епар-хию, где нор-маль-ная пра-во-слав-ная жизнь. Я знаю, что здесь ме-ня не вы-швыр-нут с при-хо-да про-сто так, «за здо-ро-во жи-вёшь» и я мо-гу, не ог-ля-ды-ва-ясь, вы-пол-нять свой свя-щен-ни-че-с-кий долг.

    Про-то-и-е-рей Игорь ИУ-ДИН,

    на-сто-я-тель Св.-Ус-пен-ско-го хра-ма п. Пе-с-тя-ки

    и бла-го-чин-ный 14 ок-ру-га Ива-но-во-Воз-не-сен-ской и Ки-не-шем-ской епар-хии"

    И у меня вопрос - что клирикам одной митрополии, уже разрешено хаять митрополитов другой митрополии? Или я что -то пропустил и это новая политика патриархии?
    Есть ли на этот вопрос ответ у епископа Кинешемского и Палехского Иллариона? Что за "тайна" такая между епископом и протоиереем, что последний, отдавая такой текст в издательство уверен, что его за это в Кинешемской епархии не накажу? http://kp-eparhya.blogspot.ru/
    Или митрополит Ивановский Иосиф, принявший "беглеца" к себе, считает, что так можно воевать с соседями?
    Я бы, конечно, так не "волновался, если бы не знал, что Иудин способен и лгать и лукавить и клеветать на других. Может так кто -то использует его "возможности"?

    Владыка Георгий, Митрополит Нижегородский и Арзамасский Я родился в Белоруссии, в Гомельской области, в маленьком городке на берегу Днепра - Жлобине. По этому городу страшно прокатилась война, долгие кровопролитные бои шли за его освобождение: к Днепру наши войска подошли в сентябре 1943 года, но только в июле 1944 года Жлобин был освобожден. Именно оттуда начиналась знаменитая операция «Багратион». Нас воспитывали на памяти о войне, воспитывали патриотами; любовь к Родине - это для нас были не красивые слова, а реальное чувство. Мы зачитывались книгами о партизанском движении, о тех военных действиях, которые происходили в наших родных местах. Мы постоянно общались с участниками войны, они все еще были молоды, жизнерадостны. Вот этот дух служения Родине, своей земле, он всегда был очень близок не только мне, но и всем, кто меня окружал. И я очень рад сейчас, что вырос в такой обстановке. Но сегодня, уже оглядываясь на пройденный путь, я понимаю, что Господь меня как-то приуготавливал к служению Церкви. Хотя я и рос, как уже сказано, в верующей семье, я об этом пути служения для себя не думал. Я учился, работал, служил в армии, в общем, жил как все, но однажды встретил на своем жизненном пути одного монаха из Троице­Сергиевой Лавры, который меня благословил поступать в семинарию. Для меня это было внешне очень неожиданно. Я удивился, но решил попробовать. И вот в 1986 году я был зачислен на первый курс Московской духовной семинарии. И с тех пор вся моя жизнь очень плотно связана с жизнью Русской Православной Церкви. Возвращаясь к началу своего архипастырского пути, я бы хотел вспомнить не столько хиротонию, сколько чин наречения. Он краткий, но очень глубокий. В этом чине есть слова с таким смыслом: сей человек венчается этой земле. Вот, ты венчаешься этой земле Нижегородской. Это настолько мне проникло в сердце… Я даже не ожидал, что такое может быть. В этом - любовь ко вверенной тебе земле, и ответственность за нее, и попечение о ней. Ты - сын этой земли, а люди, на ней живущие, - это твоя паства. Конечно, день хиротонии, когда на тебя возлагаются Евангелие и руки Святейшего Патриарха… Тут у каждого человека свой внутренний, духовный трепет. Ощущение близости Христа лично для тебя очень важно. Оно действительно приходит, ко мне пришло очень глубоко в эти дни. Ты непосредственно ощущаешь, что Христос очень близок тебе, твоему сердцу, твоему внутреннему миру. По слову апостола Павла (см.: Евр. 5, 12–14), до этого ты молоко пил, да еще и водой разбавленное, а отныне будешь питаться твердой пищей. А что касается тяжести омофора или архиерейского креста - мне трудно сказать, когда этот крест бывает тяжел, а когда легок. В моей жизни - что раньше, в монашеской обители, что сейчас, когда я архиерей, - нет внутреннего ощущения тяжести. Тяжесть, трудности есть, вне всякого сомнения, но и они приносят духовную радость. Нет тягостного состояния. Может быть, я жил в такое время или так внутренне устроен?.. Действительно, когда я уходил из обители на архипастырское служение, по-человечески я переживал: как я буду без преподобного Сергия, без братской трапезы, без братии… Как сложится моя внутренняя, духовная жизнь в совершенно незнакомой обстановке, при таких нагрузках? На нас налагает большую ответственность то, что в пределах нашей митрополии находятся такие святыни, как Четвертый удел Матери Божией, Серафимо-Дивеевский монастырь и Свято-Успенская Саровская пустынь. К этим святыням притекает весь православный мир. Это также требует забот, прежде всего, насельниц Дивеевского монастыря и матушки игумении, особенно когда проходят большие торжества. Вместе с тем это большая духовная радость - и самому совершать богослужение в этих святых местах, и получать духовную поддержку. Вообще, братья и сестры, мы очень счастливые люди, потому что у нас на Русской земле есть такие святыни, как Дивеево, Саров, что по нашей земле ходил батюшка Серафим, что здесь почивают его святые мощи. И я не только о Нижегородской земле сейчас говорю, а обо всей России: и Троице-Сергиева Лавра, и Оптина пустынь, и Валаам, и Соловецкий монастырь, и многие другие святыни - это все наше бесценное наследство. Это очень утешительно и радостно. Мы не Иваны, родства не помнящие, мы - наследники Святой Руси, великой России.

    Георгий, митрополит Нижегородский и Арзамасский


    Трудности духовного руководства, опасности лжестарчества и пути их преодоления

    Один из трех монашеских обетов - послушание. Он дается при постриге и предполагает со стороны монаха сознательное и твердое отречение от своей воли и вверение себя в духовное руководство опытного старца. Духовный наставник призван помочь новоначальному иноку встать на путь борьбы со страстями и похотями, научить его искусству этой борьбы, оградить от опасностей, искушений и соблазнов и сделать его способным принести Богу плод истинного покаяния. Второе правило Двукратного собора гласит: «Отнюдь никого не сподобляти монашескаго образа, без присутcтвия при сем лица, долженствующаго прияти его себе в послушание, и имети над ним начальство и восприяти попечение о душевном его спасении. Сей да будет муж Боголюбивый, начальник обители, и способный спасти душу новоприводимую ко Христу» . Исполнение обета послушания, таким образом, возможно при согласовании двух воль - воли монаха и воли Божией, являемой ему через духовного руководителя.

    « Лествица послушническая, - пишет преподобный Григорий Синаит, − имеет пять степеней, возводящих к совершенству: первая − отречение (от мiра), вторая − подчинение (вступление в обитель с обетом исполнять уставы монашеские), третья − послушание (подчинение на деле, в жизни), четвертая − смирение, пятая − любовь, которая есть Бог… Послушание, действуя всецело по заповедям, устрояет лествицу из разных добродетелей, и их, как восхождения, располагает в душе. Высокотворное смирение, приняв послушливого с такой лествицы, возводит его горе́ к небесам, предает царице добродетелей − любви, и, ко Христу подводя, представляет Ему… В царские божественные чертоги нет другого кратчайшего пути восхождения малою лествицей добродетелей, как умерщвление пяти противных послушанию страстей, именно: преслушания, прекословия, самоугодия, оправдания и пагубного высокого о себе мнения» .

    Совершенно очевидно, что восхождение по этой «лествице послушнической» невозможно в одиночку, оно немыслимо без восприятия живого опыта монашеского делания. Его носителем и должен быть духовный руководитель. Вполне естественно при этом возникает вопрос о том, по каким критериям можно определить истинного духовного наставника, имеющего в сокровищнице своей души подлинно «драгоценную жемчужину», а не блестящую подделку. В творениях святителя Игнатия Брянчанинова мы находим достаточно много предостережений от доверчивости старцам, которые могут оказаться в состоянии духовного заблуждения и прелести. Таковые, подобно слепым вождям, гибнут сами и губят своих пасомых.

    В настоящее время возрождения церковной жизни в целом и монашества в частности, весьма важным нужно признать вопрос об истинном духовном руководстве, осуществляемом в обителях. Уклонение от духоносной монашеской традиции, искажение принципов духовного делания, подмена подлинной жизни по Христу лишь ее видимостью чревато вовлечением в это пагубное заблуждение значительного числа людей, вставших на путь иноческой жизни и доверившихся тем, кто облечен духовной властью и представляется авторитетом в искусстве святости. Такая опасность действительно существует, и обращение к святоотеческому аскетическому наследию, и особенно к трудам святителя Игнатия, в связи с этим представляется крайне актуальным.

    Тщательное изучение этого наследия является одним из вспомогательных средств в прокладывании верного фарватера к достижению пристани спасения. Оно, конечно, не может заменить живого духовного опыта, но и духовный опыт без опоры на книжные знания теряет важные ориентиры в движении к заданной цели.

    Как в святоотеческих аскетических писаниях мы обнаруживаем удивительное согласие и прослеживаем из века в век передающуюся духовную традицию, так и в практическом духовном руководстве, осуществляемом в настоящее время в монашеских обителях, должна быть своего рода школа послушания и стяжания добродетелей, обеспечивающая сохранение и передачу живой традиции духовного наставничества. Способен ли стать духовным руководителем тот, кто не был смиренным послушником у богомудрого старца, кто взялся управлять другими, начитавшись аскетической литературы и поняв ее по своему разумению? Достаточно указать на сонм преподобных отцов Оптиной пустыни, чтобы убедиться в исключительной важности в деле духовного руководства преемственности и верности единой целостной и живой духовной традиции.

    Причастность игумена монастыря таковой традиции - не единственное, но весьма существенное условие духовного преуспеяния монастырской братии. Именно на игумене лежит первая и главная ответственность за духовный климат в обители и духовное здоровье каждого из ее насельников, духовник лишь его соработник в этом служении.

    Причины возникающих трудностей в духовном окормлении братии со стороны игумена могут обнаруживаться не только в духовной немощи самого руководителя, но и в неготовности или нежелании монашествующего принимать в полной мере такое наставление. Задача игумена терпением и смирением, добрым примером и мудрым словом, а не насилием и грубым принуждением привести его к пониманию и согласию внимать этим наставлениям как полезным для своей души. Истинное духовное руководство - не насилие и принуждение, но помощь добровольно желающему подвизаться, а игумен, прежде всего, − пример смирения, возносящий с братией совместную молитву об обители, а не надменный деспот, смиряющий других с пристрастием.

    Святитель Василий Великий пишет: « Игумену надобно, по любви Христовой, так преуспеть в смиренномудрии, чтобы когда и молчит, пример его дел служил уроком, поучающим сильнее всякого слова». «Настоятеля да не надмевает сан, чтобы самому ему не лишиться блаженства, обещанного смиренномудрию (Мф. 5, 3), или, «возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим. 3, 6). Но да будет уверен в том, что попечение о многих есть служение многим. Как тот, кто прислуживает многим раненым, очищает гной у каждого с раны и оказывает им пособия по качеству повреждения, свое служение не считает поводом к превозношению, но скорее к уничижению, томлению и тяготе, тем более тот, кому поручено врачевать недуги братства, как общий всех слуга и о всех обязанный дать отчет, должен много думать и беспокоиться. Таким образом достигнет он цели, потому что Господь сказал: "кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою" (Мк. 9, 35) .

    В настоящее время братия монастырей, как правило, очень неоднородна и по возрасту, и по мере воцерковления, и по образованию и духовному состоянию. Игумену необходим индивидуальный подход к каждому при сохранении равной любви ко всем. Его забота должна проявляться с учетом духовного состояния насельника, особенностей его характера и прошлой мирской жизни. Для этого необходима духовная чуткость и желание видеть эти особенности и считаться с ними.

    Святитель Василий Великий пишет: «[Настоятель] должен быть мягкосерд, великодушно переносить, если кто, по неопытности, не выполнит какой-либо своей обязанности, не потакать грехам, но с кротостью терпеть непослушных и со всем мягкосердием и с умеренностью давать им врачевства, быть способным изобрести способ врачевания, свойственный немощи, не с высокомерием делая выговор, но "с кротостью" увещевая и наказывая, по написанному (2 Тим. 2, 25), быть рассудительным в делах настоящих, предусмотрительным в рассуждении будущего, иметь силу подвизаться вместе с крепкими, носить немощи бессильных, быть в состоянии всё делать и говорить к усовершению живущих с ним» .

    Игумен должен вникать в нужды каждого брата, не отстраняться от бытовых проблем и житейских трудностей насельников, в этом участии проявляется его христианская братская любовь. На эту любовь и братия отвечает игумену любовью. В искушениях и скорбях монах, живущий в общежитии, не должен оказываться один на один со своей проблемой. Своевременная поддержка и вразумление игумена может предотвратить большее искушение и оградить братию от соблазна.

    Для успешного и плодотворного духовного руководства игумену самому необходимо постоянно проверять себя на согласие со святыми отцами и не исключать со своей стороны ошибок и погрешностей в духовном окормлении братии. Игумен должен помнить, что и он в числе спасающихся. Как и другие монахи, он в пути. Он нуждается в молитвенной поддержке своих пасомых и особой благодатной помощи свыше.

    К трудностям духовного руководства, с одной стороны, и духовного преуспеяния, с другой, можно отнести и те, которые возникают от некоторых послаблений в монашеской жизни, ставших в большинстве современных монастырей нормой. Это касается нахождения в обители лиц противоположного пола, несущих в ней трудническое послушание или работающих на постоянной основе, частого выхода насельников в мир и поездок за пределы монастыря, использования братией компьютеров с выходом в Интернет, накопления ими личного имущества, приема в келье посторонних лиц и т. д.

    Действительно, устроение современных монастырей не вполне соответствует тем нормам, которые оставили нам богомудрые отцы. Причина - в нашей немощи, в неготовности к строгому и полноценному следованию этим правилам, написанным искусными и опытными в монашеском делании подвижниками прошлого.

    Иногда раздаются голоса, предлагающие пересмотреть эти правила, отказаться от них как давно устаревших и признать нормой те послабления, которые уже вошли в жизнь монастырей. Это в корне неверно. Пускай планка остается высокой, а мы со смирением будем осознавать свою немощь. В то же время трудно согласиться и с противоположным предложением - принять строгий устав, обязательный для всех монастырей, и добиваться его неукоснительного исполнения. Нельзя без учета духовных реалий современной церковной жизни искусственно вводить строгие нормы, которые могут привести монастырскую жизнь к серьезному расстройству.

    Отдельно хочу остановиться на проблеме лжестарчества, о которой кратко уже упоминал выше. У святителя Игнатия Брянчанинова очень подробно и точно описано, как подвижник, не стяжавший полноты смирения, может незаметно для себя впадать в ложное прелестное состояние тонкой гордыни и увлекать в него приходящих к нему за наставлением. Жалким и пагубным комедиантством он называет изображение из себя духоносного старца тем, кто посягает на руководство другими, не имея к сему дарований свыше. Жизнь по совету старшей братии и письменным наставлениям святых отцов святитель Игнатий считает самым верным путем монашеского делания для современного подвижника.

    Вполне естественно возникает вопрос: а кто несет ответственность за духовную жизнь в монашеских общинах? Кто должен вовремя заметить искажение в духовном руководстве, осуществляемом в обители, и принять своевременные меры? Кто, наконец, позаботится о том, чтобы в лице игумена и духовника братия имела мудрого и исполненного добродетелей духовного руководителя? Несомненно, епископ. 4-е правило IV Вселенского собора гласит: «Монашествующие же, в каждом граде и стране, да будут в подчинении у епископа», ему «надлежит иметь о монастырях должное попечение». Для этого епископу необходимо чаще посещать монастыри своей епархии, общаться с братией, регулярно собирать настоятелей и настоятельниц обителей, проводить с ними доверительные душеполезные беседы. Епископ сам должен хорошо знать монашество и иметь собственный опыт монастырской жизни. Эти усилия не окажутся напрасными. Искажения и заблуждения в монастырской жизни в целом и в духовном руководстве в частности будут вовремя выявлены и устранены.

    Монашество для людей мира сего есть тайна. Она не может быть постигнута теми, кто не вкусил его благодати, не исполнился его смирения, не испытал его силы. Но оно же есть и искусство, передаваемое от опытных начинающим, от наставников послушникам. Святые отцы оставили последующим поколениям иноков бесчисленное множество мудрых наставлений и поучений. Воспринять их в полноте и применить в своей жизни, опираясь на свои собственные силы, невозможно; при помощи же Божией возможно всё - и победа над страстями, и стяжание добродетелей, и достижение вечного блаженства со Христом.

    Правила Поместных соборов [Т. 2]. М., 1880. С. 796−798.

    Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами // Творения. М.: Новоспасский монастырь, 1999.

    Василий Великий, свт. Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопросы 43 и 30 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 211.

    Василий Великий, свт .Правила, пространно изложенные в вопросах и ответах. Вопрос 43 // Творения: в 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. Т. 2. С. 212.

    По материалам официального сайта
    Синодального отдела по монастырям и монашеству

    Дата рождения: 14 августа 1964 г. Страна: Россия Биография:

    Родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобин Гомельской обл. Белоруссии в многодетной семье. Крещен в том же году в храме Живоначальной Троицы г. Жлобина.

    В 1981 г. закончил среднюю школу. В 1984-1986 гг. служил в рядах Советской армии.

    В ноябре 1986 г. принят послушником в . 22 декабря 1989 г. пострижен в монашество с именем Георгий в честь св. вмч. Георгия Победоносца.

    В 1990-1995 гг. обучался в Московской духовной академии.

    Хиротонисан 2 февраля 2003 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богосолужение совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель ОВЦС МП, Солнечногорский Сергий, управляющий делами Московской Патриархии, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава, Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Витебский и Оршанский Димитрий, Истринский Арсений, Гомельский и Жлобинский Аристарх, Верейский Евгений, епископы Орехово-Зуевский Алексий, Ярославский и Ростовский Кирилл, Магаданский и Синегорский Феофан, Дмитровский Александр, Брянский и Севский Феофилакт, Тамбовский и Мичуринский Феодосий.

    Решением Священного Синода от 21 октября 2016 г. () в должности священноархимандрита Успенского мужского монастыря Саровская пустынь г. Сарова Нижегородской обл.

    Образование:

    1990 г. — Московская духовная семинария.

    1995 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

    Место работы: Благотворительный фонд преподобного Серафима Саровского (Председатель правления фонда) Место работы: Нижегородская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Нижегородская епархия (Правящий архиерей) Научные труды, публикации:

    Житие и Патриаршее служение святителя Тихона (Белавина) (кандидатская диссертация).

    Его Высокопреосвященству
    Высокопреосвященнейшему Георгию,
    Митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому,
    от священника Димитрия Терехина,
    настоятеля церкви в честь Казанской иконы Божией Матери
    с. Румянцево Дальне-Константиновского района
    Нижегородской области

    Ваше Высокопреосвященство,

    Настоятель храма иерей Димитрий Терехин С. Румянцево 11.11.2016












    Из обсуждений в фейсбуке:

    Батюшка, прошло почти четыре месяца с тех пор как Вы написали это письмо. Был ответ? Какой ответ?
    ***
    Священник Дмитрий Терехин:
    Никакого. Дали понять, что письмо подробно изучено, и что при выходе с больничного будет дисциплинарная комиссия, которая отстранит меня от служения и направит на покаяние в монастырь.
    Но это был неофициальный ответ. Официально были лишь призывы в телеграммах явиться в епархиальное управление. ЯВКА СТРОГО ОБЯЗАТЕЛЬНА.
    Секретарь - человек опытный. Всегда оставляет себе возможность, в случае чего, всё переиграть.
    ***
    Типичная картина.
    Ни слова благодарности за труды батюшки.
    Ни капли сочувствия и понимания.
    Не числится за священником ничего плохого- берем воздух и лепим это плохое из ничего.
    На месте первого служения моего отца Димитрия мы несколько лет подряд тяжело нуждались.Зарплата была 10т.за два храма с 2008 по 2015г.Неизменно.Только вот жилье подорожало с 5 т.до 15т.за квартиру.Снимали всегда на свои.Но в последние два года треб было очень мало, и, вместе с затягиванием гаек, это дало, вкратце, такие результаты- один батюшка умер от рака, другой сошел с ума, у его сына- священника жена чуть не покончила с собой, духовнику затыкают рот, благочинного поменяли - вместо лютого поставили еще лютейшего, вследствие нелеченного алкоголизма крайне агрессивного, еще двое отцов лично знаем - оба тронулись умом от постоянных репрессий...в общем, людям идти не к кому.Остался один молодой совсем батюшка, он еще подросток по состоянию ума, один священник за городом и один такой, что к нему идти страшно- праведный до жути....Такая история.В городе почти 200тыс.населения.Районный центр.Про пение, окормление верующих и социальную работу(ее отсутствие) , поборы и прессинги - я ваще молчу.Стукачество, как в 1937г.Привет тов.Сталину- там его вообще очень чтут.