Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Минимальная мозговая дисфункция – причины и лечение. Минимальная мозговая дисфункция

    Минимальная мозговая дисфункция – причины и лечение. Минимальная мозговая дисфункция

    Диагноз невролога ММД (минимальная мозговая дисфункция) появился относительно недавно, в середине двадцатого века. Этот диагноз выражается нарушениями центральной нервной системы. Это нарушение может привести к тому, что произойдет изменение эмоциональной системы. Диагноз Минимальной Мозговой Дисфункции может быть поставлен как взрослому человеку, так и ребенку, но чаще всего этот диагноз ставится в детском возрасте. Обнаруживают его в большинстве случаев на прохождении комиссии перед тем, как ребенок пойдет в первый класс. Конечно, бывает и в раннем возрасте диагностируют данное нарушение.

    На сегодняшний день большинство неврологов склоняются к мнению, что термина "минимальная мозговая дисфункция" не существует. Нельзя дать четкой характеристики этого нарушения. Специалисты склоняются к тому, что диагноз ММД это расстройство , которое имеет название "Гиперкинетические расстройства поведения". Но пока специалисты не пришли к единому мнению, что диагноз ММД имеет место быть. Давайте разберемся, что же это такое?

    Что же это за диагноз?

    Каждый родитель с умилением смотрит на своего ребенка. Особенно если его чадо проявляет активность в играх, сообразительность, активно познает окружающий мир. Иногда случается, что вы не можете уследить за действиями малыша. Вы вроде бы только на секундочку отвели свой пристальный взгляд от малыша, а он уже залез в шкаф и вытащил оттуда все вещи или оторвал кусок обоев.

    Но и у таких шустриков бывают моменты, когда их неслышно и не видно. В моменты такого затишья ребенок занят чем-то очень важным (рисует, собирает конструктор или пазл, что-то лепит, разбирает игрушку на запчасти и прочее).

    Но есть дети, которые просто физически не могут сидеть на одном месте . Они совершенно не могут сконцентрировать свое внимание, если такой ребенок начинает что-то делать, он тут же бросает это дело. Такого ребенка невозможно ничем заинтересовать. Вот именно у таких детей может стоять диагноз ММД.

    Синонимами термина "Минимальная Мозговая Дисфункция" является:

    1. Синдром дефицита внимания.
    2. Гиперактивность.
    3. Синдром дезадаптации к школе.

    Как определить ММД?

    Определить минимальную мозговую дисфункцию у детей не так то и сложно. Есть некоторые особенности в развитии и поведении ребенка, которые указывают на наличие этого диагноза. Дети, страдающие ММД , очень раздражительны и имеют повышенную возбудимость. У таких детей нет терпения, у них могут проявляться невротические реакции, могут быть нарушены речевые навыки и навыки моторики.

    Если вы обнаружили у вашего ребенка 8 признаков из нижеописанных, то скорее всего, у вашего ребенка ММД. Вам предстоит незамедлительно посетить невролога и пройти обследование.

    Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у детей:

    • Ребенок не может сидеть долго на одном месте, он постоянно двигает либо руками, либо ногами или руками и ногами вместе.
    • Постоянно теряет вещи как дома, так и вне дома.
    • При обращении к ребенку создается впечатление что он не слышит обращения в свой адрес.
    • Очень легко отвлекается на посторонние шумы.
    • Неспособен долго слушать других.
    • Не может находиться в ожидании чего-либо.
    • Постоянно разговаривает.
    • Не дает договорить до конца собеседнику, не может дослушать задаваемый ему вопрос.
    • Является инициатором травмоопасных игр или без раздумий вовлекается в такие.
    • При решении каких-либо заданий, у него возникают трудности, которые не связаны с пониманием сути.
    • Ребенок не может играть один, не может играть в тишине.
    • Не может продолжительное время заниматься одним делом.
    • Не доводит начатые дела до конца, приступает к новым.

    Признаки, свидетельствующие о наличии минимальной мозговой дисфункции у взрослых:

    • У человека наблюдается "неловкость". По-другому нарушение моторной функции.
    • Человек неспособен научится чему-то новому.
    • Не может сидеть на одном месте без движения.
    • Быстрая смена настроения без причины.
    • Ведет себя импульсивно и быстро раздражается.
    • Имеет дефицит произвольного внимания

    При выявлении вышеописанных признаков следует обратиться к неврологу для подтверждения или опровержения диагноза "Минимальной мозговой дисфункции".

    Причины

    Если у ребенка было выявлено ММД , то родителям стоит знать, что это нарушение в работе головного мозга. Возникает он вследствие того, что произошли микроповреждения отдельных участков коры головного мозга.

    На сегодняшний день определено, что причины синдрома минимальной мозговой дисфункции у детей могут быть вследствие:

    Если во время беременности у женщины были некоторые из вышеперечисленных симптомов, то важно знать, что ребенок входит в группу риска.

    Диагностика

    Для того чтоб диагностировать у ребенка минимальную мозговую дисфункцию, чаще всего, специалисты прибегают к помощи теста Векслера и "Лурия-90"также часто используется система Гордона .

    Для того чтоб оценить, в каком состоянии находятся ткани Центральной Нервной Системы и в каком состоянии находится мозговое кровообращение, прибегают к помощи магнитно-резонансной томографии.

    Очень часто при диагностировании минимальной мозговой дисфункции наблюдается уменьшение коры головного мозга в теменной и левой лобной части, маленькие размеры мозжечка.

    При совершении осмотра младенца наибольшее внимание уделяется тому, что проверяются рефлексы. Симметричность рефлексов. В возрасте 6 лет и больше главную роль в диагностировании ММД играет психодиагностика.

    Как лечить ММД?

    Если у вашего чада имеется минимальная мозговая дисфункция, то ему нужна помощь специалистов и медико-психолого-педагогическая поддержка. Для помощи нужны следующие специалисты:

    • Педиатр, который поможет правильно подобрать лечение медикаментами.
    • Логопед-дефектолог поможет с развитием речевой и познавательной сферы. Подберет индивидуальную программу для коррекции задержки и поможет с нарушениями.
    • Нейропсихолог проведет диагностику памяти, мышления, внимания. Позволит правильно определить готовность дошкольника к посещению школы. Если у ребенка имеется неуспеваемость в школе поможет понять ее причины и разработает индивидуальную программу для того чтоб ваш ребенок все понимал и успевал. Научит родителей правильному поведению с ребенком, у которого выявили ММД.
    • Учитель-логопед позволит корректировать расстройства развития речи. Научит навыкам счета, письма и чтения.
    • Невролог поможет правильно составить курс лечения, в зависимости от степени тяжести минимальной мозговой дисфункции.

    Во время лечения ММД у вашего малыша следует выполнять некоторые рекомендации:

    В качестве лекарственных препаратов при диагнозе Минимальная мозговая дисфункция применяют следующие препараты:

    • Растительные средства, обладающие успокоительным эффектом (зверобой, пустырник, валериана и пр.).
    • Лекарственные препараты, которые способствуют обмену веществ в клетках головного мозга.
    • Препараты, которые улучшают кровообращение.
    • Витамины группы В и поливитамины.

    Все лекарства давать только по назначению врача . Следует строго соблюдать дозировку приема лекарственных препаратов.

    Заботливые родители всегда вовремя обратятся за помощью к специалисту и окажут малышу своевременную поддержку.

    Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


    Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

    Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

    В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

    К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:


    По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

    В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:



    У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

    Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

    Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

    Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

    Для ММД характерны следующие общие симптомы:


    Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

    Диагноз ММД: как лечить ребенка?

    Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

    • сбор анамнеза;
    • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
    • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
    • реоэнцефалография (РЭГ);
    • ультразвуковое исследование;
    • электроэнцефалография (ЭЭГ);
    • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
    • нейросонография.

    Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

    Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

    Медикаментозное лечение

    Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

    • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
    • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
    • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
    • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

    Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:


    Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

    Курс физиотерапии

    Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:


    По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

    • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
    • соблюдение режима дня;
    • организация дневного отдыха;
    • теплая атмосфера в семье;
    • постоянное общение с ребенком;
    • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
    • ежедневные физические занятия с ребенком;
    • работа с ребенком на мелкую моторику;
    • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

    Профилактические меры

    Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

    • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
    • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек - курение, алкоголь и т.д.;
    • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
    • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
    • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
    • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.

    Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


    Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возрacта достигает 5-20%, а по некоторым данным она доходит до 45%...» Больше, только ВСД . Да здравствует великий и ужасный, удобный и привычный, диагноз "ММД" (минимальная мозговая дисфункция).

    Итак, давайте вместе попытаемся вспомнить некоторые особые моменты жизни и поведения вашего ребенка и ответить на следующие вопросы

    • Может быть, на первом году жизни он доставлял Вам немало хлопот, и наблюдался у невpoлога с диагнозом ПЭП ? Много плакал и срыгивал, плохо спал, реагиpoвал (и сейчac тоже) на погоду; чуть отставал в темпах психоречевого и двигательного развития?
    • Возможно, у него необычная форма головы,или она явно больше (меньше), чем у сверстников? Несимметричное лицо, разные уши, цвет глаз?
    • Он чacто болеет ОРЗ и склонен к аллергиям, у него всегда заложен нос и бывают носовые кpoвотечения?
    • Не исключено, у малыша пpoблемы со зрением, метеозависимость, бывают головокружения, запоры, боли в животе, ногах или голове, его укачивает в транспорте , иногда ночью случается мокрая постель ?
    • Раньше он долго ходил на цыпочках, косолапил, и сейчac моментально, неправильно стаптывает ботинки, возможно у него плоскостопие, сутулость или сколиоз ?
    • Он похож на «электровеник»? Ребенок постоянно в движении, и не может сидеть спокойно даже минуту; невнимателен и рacсеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает; вспыльчивый и раздражительный, сначала говорит и делает, а потом думает? Терпение – не его достоинство?
    • Или наобоpoт? Возможно, удачным будет сравнение его поведения с черепахой? Ребенок неприметный и тихий, загадочный и таинственный, удобный для взpoслых, послушный и соглacный всегда во всем, «витающий в облаках», крайне медленно соображающий, еще неспешнее в активных действиях?
    • Дитя не может caмостоятельно уснуть, для этого требуются значительные мамины усилия и много времени; ночной сон крайне беспокойный, постоянно в движении, чacто пpoсыпается, разговapивает и вскрикивает во сне , а утром его трудно поднять с постели?
    • Вac беспокоит, что ребенок сосет палец, куcaет ногти , у него тики , он очень тревожный и впечатлительный, перечислять его страхи можно целый день?
    • Он уже большой, и все-таки, речь невнятная, глотает и неправильно произносит некоторые звуки? Бывает, запинается, и ему трудно опиcaть картинку в книге или рacсказать, что было в садике? Учить стихи большая мука?
    • С младенчества его нельзя назвать спортсменом? Он неуклюжий, неловкий, не умеет хоpoшо бегать и прыгать; ноги заплетаются, чacто спотыкается, падает и задевает все углы; «любит» poнять вещи, в отличие от сверстников ему трудно зacтегнуть пуговицы, завязать шнурки, вставить ключ в замок, он плохо ловит мяч и т.д.
    • У него трудности письма, чтения, счета, неважная память, плохой почерк …?

    Если Вы с такими или похожими жалобами уже обращались к невpoлогу, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – ММД. И все-таки, что же такое минимальная мозговая дисфункция?

    Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании сневpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом, детские неврологи стали официально обозначать термином«минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

    Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга». Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

    В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые , нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

    Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все: от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности. С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП) ! Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми. Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия(ЭЭГ ) итранскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза. Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов. Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний.И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

    Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин "гиперкинетическая реакция детства". Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IY).

    В конце экскурсии возникает логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

    Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» . А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

    ММД - минимальная мозговая дисфункция - нарушение в умственно-психической сфере у детей и взрослых. Это расстройство проявляется в неудовлетворительной способности к обучению, недоразвитых поведенческих навыках, неусидчивости во время учебы.

    Данное отклонение имеет множество причин и может развиваться при наличии в анамнезе родовых травм, внутриутробной гипоксии, вирусных инфекциях матери при беременности. Не последнюю роль в развитии патологии играет воздействие токсичных веществ или радиоактивного излучения на плод. Мозговая дисфункция у взрослых также может иметь место.

    Проявления ММД

    Синдром минимальной мозговой дисфункции у детей проявляется как в умственных и поведенческих расстройствах, так и в нарушениях работы внутренних органов. При врожденной дисфункции могут быть нарушены хватательный, сосательный рефлексы, что затрудняет процесс кормления.

    У новорожденных иногда отмечается склонность к плаксивости. Крики сопровождаются синюшностью кожных покровов. При этом возможно появление судорог по типу эпилептического припадка. Врач при осмотре и прослушивании отмечает учащение дыхательных движений, сердцебиения, потливость.

    Во время кормления малыш часто срыгивает, что связано с нарушением функции сфинктера между пищеводом и желудком. Работа нижних отделов пищеварительного тракта также расстроена, что проявляется неустойчивостью стула.

    Минимальная мозговая дисфункция, симптомы которой включают неврологические нарушения в виде судорог, а также сбой в работе внутренних органов, включают функциональные расстройства желудочно-кишечного тракта. Нарушение пищеварения у детей вторично ведет к усугублению синдрома двигательной гиперактивности. Кишечная микрофлора выделяет сигнальные молекулы, всасывающиеся в кровоток и оказывающие влияние на мозговую деятельность.

    Такие дети поздно приучаются к горшку, в раннем дошкольном возрасте страдают энурезом вследствие нарушения в центре мозгового контроля позывов. Обучение ходьбе, речи замедленно. При поступлении в школу детям тяжело сконцентрироваться на учебе, в частности, процессах письма, чтения, арифметики. Поведенческие реакции у таких детей нарушены, просьбы педагогов и воспитателей, приглашения к играм игнорируются.

    Такие дети испытывают затруднения в учебе из-за того, что им тяжело усидеть на одном месте. Синдром гиперактивности мешает обучению и концентрации внимания. В то же время у детей нарушена работа нейромедиаторов нервной системы - дофамина и норадреналина.

    Минимальная мозговая дисфункция у детей характеризуется не столько интеллектуальными нарушениями, сколько дефицитом внимания. Ребенок с синдромом гиперактивности проявляет неряшливость в повседневной жизни, а также невнимательность к замечаниям учителей и родителей. Неврологические нарушения и неуклюжесть являются последствием мозговой гипоксии. У ребенка наблюдается повышенная тревожность вплоть до нарушения сна. Иногда отмечается синдром беспокойных ног, не дающий уснуть.

    Диагностика и лечение ММД

    Проводится исследование мозга и состояния сосудов ребенка при помощи:

    • реоэнцефалограммы;
    • ультразвукового исследования;
    • ПЭТ (при помощи позитронно-эмиссионного томографа).

    Диагностикой двигательной гиперактивности и дефицита внимания занимаются совместно невропатологи и коррекционные педагоги. Минимальная мозговая дисфункция у детей, лечение которой включает определенные педагогические методики, требует индивидуального подхода.

    Совет! Для гиперактивных детей необходимо подбирать подходящую для них форму физической нагрузки, которая будет компенсировать потребность ребенка в двигательной активности.

    Такой способ траты энергии поможет детям с синдромом дефицита внимания лучше сосредотачиваться на умственной работе и процессах обучения. Занятия в спортивных секциях позволят проявить ребенку спортивный талант, а также улучшить координацию движений. Для детей с гиперактивностью и дефицитом внимания подходят циклические виды спорта (бег, плавание, лыжи). Необходимо учитывать пожелания самого ребенка.

    Малая мозговая дисфункция у детей требует лечения у психолога, невропатолога. Иногда для коррекции двигательной гиперактивности используют для снижения действия возбуждающих аминокислот глютамата и аспарагината на мозг: Пантогам, Пикамилон.

    Для улучшения успеваемости и коррекции гиперактивного поведения используются антидепрессанты и противотревожные средства. Улучшают сон растительные препараты: пустырник, мелисса. Для терапии энуреза применяют аналоги гормона вазопрессина (Адиуретин).

    Минимальная мозговая дисфункция, лечение которой требует системного подхода, успешно поддается корректировке при помощи успокоительных препаратов, а также витаминотерапии. и судороги требуют назначения противосудорожных препаратов.

    Заключение

    Дети с ММД вполне могут обучаться наравне со здоровыми детьми при надлежащей коррекции судорожного синдрома, а также при поддержании гигиены труда и отдыха, защите от умственного переутомления.