Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Действительные причастия настоящего времени. Страдательное и действительное причастие: как образуются и чем отличаются

    Методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему: Действительные причастия настоящего времени. Страдательное и действительное причастие: как образуются и чем отличаются

    Действительные причастия настоящего времени

    Цели:

    познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени;

    учить находить изучаемую орфограмму.

    Ход урока.

    Организационный момент.

    Синтаксический разбор предложения.

    На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер.

    Подчеркните грамматическую основу предложения.

    Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное.

    Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия.

    От какого глагола образовано данное причастие?

    Сообщение темы и цели урока.

    На доске висит таблица «Спряжение глаголов».

    Как определить спряжение глаголов?

    Назовите глаголы-исключения.

    Рассмотреть таблицу и ответить на вопросы (с.42)

    Сделать вывод : от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени.

    Закрепление темы «Действительные причастия настоящего времени».

    1) Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку:

    Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться.

    Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

    Думают клеят

    Думающий клеящий

    Бреют гонят

    Бреющий гонящий

    Лелеют лечат

    лелеющий лечащий

    Сеют любят

    сеющий любящий

    Каются строят

    кающийся строящий

    Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы.

    Если действительное причастие образовано от глагола 2-го спряжения, в суффиксе пишем –УЩ-, -ЮЩ-, если от глагола 2-го спряжения - -АЩ-, -ЯЩ-.

    2) Выполнение упражнения 90 (комментированное письмо).

    Комментарий: причастие не образуется от глагола построить (т.к. это глагол совершенного вида)

    Тестовое задание.

    1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я?

    1) пен…щиеся потоки, травы колыш…тся

    2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т

    3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль

    2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю?

    1) леч…щий врач, зна…щий правила

    2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены

    3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды

    3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю?

    1) успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое

    2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость песня

    3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение.

    Подведение итогов урока .

    Что нового узнали на уроке?

    От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени?

    При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?

    7. Домашнее задание : выучить правило (с.43), упражнения 93, 94.

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Действительные причастия настоящего времени Учитель русского языка МБОУ СОШ №86 Обухова Наиля Нуримановна

    Цели: познакомить учащихся со способами образования действительных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму.

    На пристани толпились пассажиры, ожидающие посадки на катер. Синтаксический разбор предложения - Подчеркните грамматическую основу предложения. - Найдите причастный оборот, укажите определяемое существительное. - Выпишите причастие. Укажите вид, время, род, число, падеж причастия. - От какого глагола образовано данное причастие?

    Чтобы узнать спряжение глагола с безударным окончанием, нужно поставить глагол в неопр. форму и посмотреть, на что оканчивается глагол. Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения 1 спряжение 2 спряжение ед. ч. мн. ч. 1лицо -ю, -у - и м 2 лицо - и шь - и те 3 лицо - и т - а т,- я т ед. ч. мн. ч 1лицо -ю,-у - е м 2 лицо - е шь - е те 3 лицо - е т - у т, ю т

    Слышать Видеть Ненавидеть Гнать Держать (и) Не обидеть (и) Смотреть Дышать Вертеть (и) Зависеть (и) терпеть Определи спряжение глагола На -уть, - оть, -ыть, -ать -ть, -ти, -чь 1 спряжение + брить, стелить ко 2 спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме +7 на -еть +4 на -ать

    Глаголы Суффиксы действитель ных причастий настоящего времени Действите льные причастия настоящего времени Несовершенного вида Переходные и непереходные спр. Нес ут Работа ют Улыба ют ся 1 -ущ- (-ющ-) Нес ущ ий Работа ющ ий Улыба ющ ий ся Дышат Красят 2 -ащ- (-ящ-) Дыш ащ ий Крас ящ ий

    Сделать вывод: от чего и с помощью чего образуются действительные причастия настоящего времени. Задание Записать глаголы в 3-м лице мн.ч. в два столбика (1 спряжение и 2 спряжение), оставляя каждый раз чистую строку: Думать, клеить, брить, гнать, лечить, лелеять, сеять, любить, строить, каяться. Образовать от этих глаголов действительные причастия настоящего времени, подписать в свободные строки.

    ДУМАЮТ ДУМА ЮЩ ИЙ БРЕЮТ БРЕ ЮЩ ИЙ ЛЕЛЕЮТ ЛЕЛЕ ЮЩ ИЙ СЕЮТ СЕ ЮЩ ИЙ КАЮТСЯ КА ЮЩ ИЙСЯ КЛЕЯТ КЛЕ ЯЩ ИЙ ГОНЯТ ГОН ЯЩ ИЙ ЛЕЧАТ ЛЕЧ АЩ ИЙ ЛЮБЯТ ЛЮБ ЯЩ ИЙ СТРОЯТ СТРО ЯЩ ИЙ

    Вывод: гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени соответствуют гласным глагола (в 3-м лице мн.ч.), от которого они образованы. Если действительное причастие образовано от глагола 1-го спряжения, в суффиксе пишем – УЩ-, -ЮЩ- , если от глагола 2-го спряжения - - АЩ-, -ЯЩ- .

    5. Тестовое задание. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я? пен…щиеся потоки, травы колыш…тся 2) гвозди держ…тся, птицы щебеч…т 3) стро…щийся дом, смотр…щий вдаль 3

    2. В каком ряду во всех словах пишется буква Ю? леч…щий врач, зна…щий правила 2) та…щее мороженое, бор…щиеся спортсмены 3) стон…щий во сне пёс, завис…щий от погоды 2

    3. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Ю? успокаива…щая музыка, вас не остав…т в покое 2) охотники подстрел…т, восхвал…щая храбрость Песня 3) надвига…щиеся сумерки, стел…щееся растение. 3

    6. Подведение итогов урока. Что нового узнали на уроке? От основ каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени? 7. Домашнее задание: выучить правило (с.43), упражнения 93, 94

    Источники: 1. Н.В.Егорова Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.-М.: Вако, 2006


    Урок русского языка в 7 классе

    Слайд 2

    Выпишите причастие:

    • интересный
    • интересующийся
    • интересоваться

    Что такое причастие?

    Слайд 3

    Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля.

    Причастие– это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

    Причастие

    • Признаки прилагательного
    • Признаки глагола

    ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ

    Слайд 4

    Из данного предложения выпишите причастие.

    Орёл кружащийся над полем вдруг стремительно бросился вниз.

    Определить у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных.

    Объяснить постановку знаков препинания.

    К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.

    Слайд 5

    К данным иллюстрациям составьте словосочетания, в состав которых входят причастия

    • Растущее дерево
    • Сажаемое дерево
    • Пишущая девочка
    • Написанная книга
    • Читающий ребёнок
    • Прочитанные книги
  • Слайд 6

    Действительные причастия

    признак, который возник в результате действия самого предмета. (сам действует)

    Страдательные причастия признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

    (страдает)

    Слайд 7

    Распределите словосочетания в два столбика: в 1- с действительными причастиями,

    во 2 – со сострадательными причастиями.

    • вымытый пол
    • бушующее море
    • сверкающий снег
    • лечащий врач
    • сделанная модель
    • убираемый урожай

    признак, который возник в результате действия самого предмета

    признак, который возник у предмета под действием другого предмета

    Слайд 8

    Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени

    Ом- (–ем-) - ИМ- - Т- -нн- -УЩ- (- ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-) - ЕНН-

    Слайд 9

    Правило

    Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения

    Ущ(-ющ) ащ(-ящ)

    Слайд 10

    ВСПОМНИМ!

    • Исчерпывать - 1 спр
    • Исчерпывают - гл

    Исчерпывающий - действительное причастие настоящего времени

    • Строить - 2 спр
    • Строят - гл

    Строящий - действительное причастие настоящего времени

    Слайд 11

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю

    1) грез...щий о счастье

    2) паш...щие трактором

    3) реж...щий хлеб

    4) маж...щий маслом

    2) та...щий снег

    3) мет...щий в цель

    4) вид..щий издали

    Слайд 12

    1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А-Я?

    1.вид…щий, леч…щий

    2. броса…щий, сид…щий

    3. люб…щий, дремл…щий

    4. мо…щий,пиш…щий

    Слайд 13

    2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У-Ю?

    1.догоня…щий, стро…щий

    2.мо…щий, пиш…щий

    3. броса…щий, сид…щий

    4.люб…щий, дремл…щий

    Слайд 14

    На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:

    1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники

    3. се...щий зерно 4. мел...щий муку

    5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,

    7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно

    9. вер...щий людям 10. мо...щее средство

    у ю ю я я ю а я ят ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Слайд 15

    В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба" найти причастия и определить их роль

    в тексте.

    Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и

    перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно

    желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, уныло поплелась в хату.

    • наполненный спящими
    • окружавший двор.
    • лепечущая
    • лишённая последней
    • надежды
  • Слайд 16

    ВЫВОД

    Какую роль играют причастия в художественном тексте?

    Н.В. Гоголь часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

    Слайд 17

    • Подведём итоги урока!
    • Закончите предложения:
    • Сегодня на уроке я повторил(а) … .
    • Сегодня на уроке я узнал(а) … .
  • Слайд 18

    Спасибо за работу на уроке!

    Урок подготовила учитель русского языка и литературы Федина Т.Р.

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Причастие - это возможность передать одновременно и действие, и его признак. Часто его применяют для того, чтобы «облегчить» предложение и перевести из сложной конструкции в более сжатый ее вариант. Например:

    Сказка - это литературный источник, который помогает ребенку развить фантазию.

    Сказка - это литературный источник, помогающий ребенку развить фантазию.

    От глаголов образуются, как страдательные причастия настоящего времени и прошедшего, так и действительные.

    Определение причастия

    В русском языке причастием называют особую обозначающую признак предмета по действию. Причастия обладают сразу двумя морфологическими свойствами:

    1. Имеют признаки, свойственные глаголам.
    2. Обладают признаками прилагательных.

    Как и у глаголов, у причастий есть:

    • вид - совершенный (отвечают на вопрос «что сделавший» - мальчик, прочитавший книгу) и несовершенный («что делающий», «делавший» - мальчик, читающий книгу);
    • возвратность (оканчиваются на суффикс - ся, - сь например, надушившийся) и невозвратность (играющий);
    • формы прошедшего (устроился на работу - устроившийся на работу) и настоящего времени (играет - играющий);
    • могут происходить от глаголов переходных и непереходных и быть действительными и страдательными.

    Как прилагательные, причастия имеют:

    • два - нн - в страдательных причастиях применяется, когда глагол заканчивается на -ать, -ять, -еть: прочитать - прочитанный, сделать - сделанный;
    • суффикс -енн ставится к основе глаголов, заканчивающихся на -и или -ить: принести - принесенный, совершить - совершенный;
    • суффикс - т ставится при образовании от глаголов, заканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, например, замкнуть - замкнутый, молоть - молотый, запереть - запертый.

    Суффикс - т применяется также при создании страдательных причастий от односложных глаголов, например, мыть - мытый, бить - битый и другие.

    Некоторые глаголы, например, брать, искать, полюбить, не создают страдательные причастия, а от глаголов, заканчивающихся на -сти, -сть, в прошедшем времени образуются либо от настоящего, либо от будущего времени:

    • привести домой - приведенный домой;
    • обрести веру - обретенная вера;
    • украсть часы - украденные часы.

    В данных примерах глаголы в будущем времени, а причастия в прошлом.

    Формы причастий

    Страдательные причастия бывают в 2 формах в прошедшем и настоящем времени - полной и краткой. При этом в краткой форме они склоняются по числам, а в единственном - по родам, как видно из нижеприведенного предложения:

    • страдательные причастия настоящего времени: город, сожженный дотла (муж. род, ед. число) - город сожжен дотла; города, сожженные дотла (мн. число) - города сожжены дотла;
    • краткие формы в прошедшем времени: книга, прочитанная быстро - книга была прочитана быстро;

    Полные формы имеют суффиксы с двумя -н: -нн, -енн, тогда как одно - н - в кратких страдательных причастиях. Например, улучшенный вариант - вариант улучшен, утаенные мысли - мысли утаены. Не все причастия данного вида имеют краткую форму, например, ведомый, читаемый, говоримый и другие.

    Как члены предложения, краткие, как и полные страдательные причастия могут быть определением, но чаще всего это сказуемые:


    В краткие причастия используют вспомогательный глагол или могут быть самостоятельными, например: магазин открыт - магазин был открыт.

    Склонение причастий

    Так как страдательные причастия обладают сходными с прилагательными свойствами, они могут склоняться по падежам (в ед. числе), числам и родам. Полные страдательные причастия склоняются, как и подобные формы прилагательных, то есть по падежам, родам и числам. Краткие причастия могут склоняться только по числам и родам.

    • И - опрошенный (человек), опрошенная (женщина), опрошенное (население), опрошенные (дети);
    • Р - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
    • Д - опрошенному (человеку), опрошенной(женщине), опрошенному (населению), опрошенным (детям);
    • В - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
    • Т - опрошенным (человеком), опрошенной (женщиной), опрошенным (населением), опрошенными (детьми);
    • П - (об) опрошенном (человеке), опрошенной (женщине), опрошенном (населении), опрошенных (детях).

    В краткой форме можно выделить род и число по относящемуся к причастию существительному или местоимению: человек опрошен, женщина опрошена, население опрошено, дети опрошены.

    Переход страдательных причастий в прилагательные

    В предложениях страдательные причастия настоящего времени (примеры ниже) часто могут исполнять роль прилагательных, при этом они утрачивают такую категорию, как время и приобретают значение постоянного признака предмета. Например, груженая лодка, печеный пирожок.

    Этим формам несвойственно иметь при себе пояснительные слова, а сами страдательные причастия пишутся с одним - н. Если есть дополнительные слова, то в суффиксе ставится два - нн, например:

    • раненый зверь - раненный ножом зверь;
    • груженая лодка - груженная рыбой лодка;
    • печеный пирожок - печенный в духовке пирожок.

    У страдательных причастий, имеющих приставку, всегда стоит два - н в суффиксе. Например, размороженный, усиленный, избранный, раскаленный и другие.

    В суффиксе -ованный всегда пишется два - н, даже когда причастие перешло в прилагательное - организованный пикник, квалифицированный специалист.

    Частица "не" в страдательных причастиях

    У причастий, имеющих разъяснительное существительное или местоимение, частица «не» всегда пишется раздельно. Например:

    • к гаражу вела нерасчищенная дорожка - к гаражу вела не расчищенная от снега дорожка;
    • недопитый чай остался на столе - не допитый мамой чай остался на столе.

    С краткими страдательными причастиями частица «не» пишется раздельно: дело не окончено, задача не решена, путь не завершен.

    Знаки препинания при написании причастий

    Причастия, имеющие зависимые слова, образуют обороты, которые в предложениях выделяются запятыми. Слово, которое определяет причастие, называется определяемым. Если причастие стоит до этого слова, то запятая не ставится: выложенная брусчаткой дорожка вела к парку. Исключением является оборот, относящийся к местоимению: разбуженная голосами, она быстро встала.

    Причастие, стоявшее после определяемого слова, выделяется запятой: проехала машина, забрызганная грязью. Если причастие с зависимыми словами стоит в середине предложения, то оно выделяется знаками препинания с обеих сторон: машина, забрызганная грязью, проехала мимо.

    К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.

    Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».

    Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.

    Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.

    Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.

    При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.

    Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.

    Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.

    Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.

    Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.

    В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.

    От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.

    Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.

    Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.

    Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.

    Примеры: пробежавший, прыгнувший.

    Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.

    Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.

    В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).

    Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.

    Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.

    Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.

    Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.

    Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.

    Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.

    Книга давно написана и отправлена в типографию.

    Разработка урока русского языка в 7-м классе по теме «Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени»

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: обучить правописанию гласных в суффиксах причастий настоящего времени; излагать свои мысли в устной и письменной форме, различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение.

    Метапредметные: способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

    Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому совершенству.

    Тип урока: урок открытия новых знаний

    Деятельностная цель: формирование у учащихся умений построения и реализации новых знаний.

    Методы и формы обучения: наблюдение над языком, индивидуальная, групповая, фронтальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Орфографическая пятиминутка.

    Образуем от данного инфинитива форму 3 лица мн. числа настоящего времени.

    Гнать, держать, дышать, слышать, смотреть, видеть, ненавидеть, обидеть, вертеть, зависеть, терпеть. Распечатать по группам

    Какое окончание вы написали во всех этих глаголах и почему? (-ят, т.к это глаголы-исключения, которые относятся ко 2 спряжению).

    А как напишем глаголы брить и стелить? Почему? (-ют, т.к. это глаголы-исключения. Они относятся к 1 спряжению).

    3. Повторение изученного на предыдущих уроках.

    На какие разряды делятся причастия? (Действительные и страдательные).

    Дайте определения (по группам ).

    Действ. причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.

    Страд.причастия обозначают признак, который возник у предмета пол действием другого предмета.

    От каких глаголов образуются действительные причастия настоящего времени? (Несовершенного вида).

    А сейчас попробуем образовать действительные причастия настоящего времени на основе картинки на слайде. Постарайтесь придумать целые словосочетания. Записать в тетрадь, выделить суффикс.

    СЛАЙДЫ ПО ГРУППАМ

    Примеры словосочетаний с причастиями:

    Улыбающиеся мама и дочка; мама, причесывающая дочку; благоухающая роза; пасущаяся в поле лошадь и т.п.

    А теперь придумаем словосочетания к следующему слайду. (записать примеры в тетерадь, выделить суффиксы)

    Примеры: дети, играющие на музыкальных инструментах; девочка, стоящая с виолончелью; малыши, сидящие на стульчиках; лошадь, кормящая жеребенка и т.п.

    Вопрос классу: какие суффиксы вы использовали при образовании действительных причастий настоящего времени? (-ущ-ющ, -ащ-ящ ). записать примеры в тетрадях, выделить суффиксы.

    Проблема правильного написания гласных в суффиксах

    4. Определение темы и постановка целей.

    - Давайте сформулируем тему нашего урока. (как подвести их к гласным?)

    А какой же суффикс выбрать, чтобы не сделать орфографической ошибки?

    Попробуем догадаться, от чего зависят эти суффиксы. Перед вами 4 причастия на слайде. Чем будете руководствоваться, выбирая суффикс?

    Открываем по щелчку:

    Мы можем сразу выбрать гласную в суффиксе причастий? Проблема? Нам необходимо решить ее.

    Какую цель мы поставим на этот урок?

      Научиться правильно писать
      действительные причастия настоящего времени

    Какие задачи мы должны решить на уроке?

      Выработать алгоритм выбора гласной в суффиксе действительных причастий

    Научиться использовать алгоритм образования действительных причастий

    5. Объяснение нового материала.

    Сразу правильно написать трудно. Попробуем рассуждать. Для этого образуем сначала глаголы 3 лица множественного числа настоящего времени. Именно этим и занимались на орфографической разминке. Какого спряжения нам там встречались? Что для этого надо помнить? Назовите окончания. (От глаголов 1 спр. образуются глаголы наст. вр. с окончаниями –ут-ют, а от глаголов 2 спр. – с окончаниями -ат-ят). Рассуждаем так: от инфинитива образуем глагол 3 лица множественного числа настоящего времени, гласную букву из этого окончания переносим в причастие и получаем суффикс причастия настоящего времени: ущ-ющ или –ащ-ящ.

    Итак, у нас получается следующий алгоритм (на доске)

    ИНФИНИТИФ


    Гл.3-го л. мн.ч.


    -ат;-ят

    -ут;-ют


    -ущ-;-ющ

    -ащ-;-ящ-


    Физкультминутка .

    Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.

    «Василиса Прекрасная» (хлопок).
    «Спящая царевна» Жуковского (вверх).
    «Медный всадник» Пушкина (хлопок).
    «Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
    «Уроки французского» Распутин (хлопок)

    Молодцы1 А теперь, отдохнув, с новыми силами осваивать суффиксы причастий!

    6. Закрепление изученного материала. Алгоритм напечатать и раздать

    1) А теперь проверим правильность усвоения материала. Посмотрели на алгоритм. А теперь потренируемся.Еще раз отрабатываем алгоритм выбора суффиксов действительного причастия настоящего времени:

    Колоть, греть, пылить, ставить, срывать, золотить. Теперь проверяем:

    РАСПЕЧАТАТЬ

    2) Работа в группах.

    Задача 1 группы:

    Выпишите причастный оборот с определяемым словом. Обозначьте суффикс причастий.

    Перед нами картина художника В.Д. Поленова “Заросший пруд”

    Мы видим старый пруд, слабо освещающийся лучами солнца. Ярко цветущие на воде белые лилии, пестреющие на берегу лесные цветы делают это место живым и радостным. Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада, кажется таинственной, загадочной. На мостике, выступающем в воду, стоит женщина. Она любуется красотой, очаровывающей и нас, зрителей. От этого зарастающего водорослями пруда веет покоем и теплотой родного края.

    В.Д. Поленов – художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту. НАПЕЧАТАТЬ 1 ГРУППЕ

    Проверка выполненной работы.

      Пруд, слабо освещающийся лучами солнца; ярко цветущие на воде лилии;

      Пестреющие на берегу цветы;

      Поверхность пруда, отражающая огромные деревья старого сада;

      На мостике, выступающем в воду;

      Красотой, очаровывающей и нас, зрителей;

      Зарастающего водорослями пруда;

      Художник, любящий свою родину и прославляющий ее красоту.

    Задача 2 группы: Творческая работа.

    Я предлагаю вам рассмотреть еще одну картину замечательного нашего русского художника В.Д. Поленова.

    Придумайте 3-4 предложения по картине “Золотая осень” или составьте текст-описание, используя действительные причастия настоящего времени или целые причастные обороты. НАПЕЧАТАТЬ 2ГРУППЕ(сильная группа)

    Пример выполненной учащимися работы:

    Перед нами медленно текущая, сверкающая в теплых лучах солнца река. Стоящие по ее берегам деревья будто замерли в ожидании перемен. Здесь и желтеющие березки, и краснеющие клены, и трепещущие на ветру осинки. Красив издали меняющийся на глазах наряд осени. В торжествующем спокойствии замер дуб-великан: его одежды все еще остаются зелеными. Плывущие над рекой облака таят угрозу для засыпающего берега. Скоро начнутся холодные моросящие дожди.

    - Для чего нам нужны причастия?

    7. Подведение итогов урока. (слайд 16) Подводя итог сегодняшнему уроку, давайте вспомним, какие цели мы ставили в самом начале. Выполнили ли мы их

    8. Рефлексия.

    Перед вами карточка рефлексии, заполните ее. Поставьте себе оценку.

    9. Домашнее задание.

    П. 16, орф. №49, упр. 91