Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Критерии и порядок канонизации святых в русской православной церкви Начало Бытия Церкви, Ее рост и Ее назначение
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Логопедическое занятие для детей 6 лет. А у нас переполох - вырос чертополох

    Логопедическое занятие для детей 6 лет. А у нас переполох - вырос чертополох

    Волнующая многих родителей и далеко не самая простая сама по себе тема о постановке звуков у детей пятилетнего возраста требует тщательного рассмотрения. Занятиям по логопедии у детей часто уделяется очень мало внимания, и совершенно зря. Взрослые отмахиваются, мол, пройдет само с возрастом, но ведь может и не пройти. Зачастую «корявая» речь взрослого человека берет свои истоки именно с этих детских «недоучек».

    Неправильная нечистая речь создает сначала ребенку, а потом и взрослому, массу комплексов. Он становится замкнутым и малообщительным. Спешите исправлять недостатки уже сейчас, чтобы помочь крохе избежать подобных проблем в будущем. Этим можно заниматься и дома. Домашняя обстановка раскрепощает ребенка, и ему проще свободно заниматься. Предлагаем вашему вниманию ряд полезных и интересных игр, которые вы сможете организовать самостоятельно.

    Проработка речи у ребенка должна начинаться с дошкольного возраста

    Виды дефектов

    Обратимся сначала к основным видам речевых нарушений. Существует их огромное количество, но каждый в итоге становится уникальным, так как принадлежит конкретному ребенку:

    • Заикание (рекомендуем прочитать: ). Явление это встречается чаще всего. Заметить его можно уже ближе к трем годам, когда ребенок начинает выстраивать свои первые большие предложения. Для исправления дефекта лучше незамедлительно обратиться к специалисту. Важно также следить за успехами и не бросать игровые упражнения, ведь бывают случаи, когда «болезнь» снова возвращалась.
    • Дислалия (рекомендуем прочитать: ). Подразумевает под собой это мудреное слово ни что иное, как путаницу в произнесении отдельных согласных звуков. Наиболее часто это явление охватывает звуки «р», «л» и «ш».
    • Гнусавость. Такое явление тоже имеет место среди дефектов, но вероятнее всего проблема лежит именно в неправильном строении речевого аппарата, тогда маме и папе прямая дорога к ЛОРу, который постарается ее решить и максимально исправить.
    • Общее недоразвитие речи или . Зачастую это явление глубоко связано с неправильным подходом в общении с ребенком. В семье с малышом часто сюсюкались, коверкали слова и окончания. Все это создало огромную путаницу в детской головке и теперь он уже сам постоянно путает предлоги, окончания и т.д. Спешите исправлять, ведь школа не за горами!
    • Врожденные заболевания на неврологической почве. В данном случае консультация и лечение у невролога строго необходимы.
    • Задержка речевого развития или ЗРР. Проявить себя этот недуг может ближе к трехгодовалому возрасту. Среднестатистический ребенок обычно говорит в этом возрасте много и без умолку, а вот если наблюдается явная скудость речи, стоит навестить специалиста для консультации.

    Будьте всегда начеку. От вашего пристального внимания не должны ускользнуть никакие изъяны. Заметив неладное, не откладывайте лечение, а как можно скорее обратитесь к опытным врачам.


    Если скудость речи дошкольника бросается в глаза, нужно проконсультироваться с опытным логопедом - возможно, будут выявлены определенные отклонения

    Помощь логопеда: когда пора?

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Ваш вопрос:

    Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

    Надо с грустью признать, что современные средства коммуникации, такие как телевизор, компьютер, резко и основательно вытеснили из жизни общение. Чтение книг свелось к минимуму, а вот просмотр телепередач и мультфильмов занимает чуть ли не полдня. Дети чрезмерно мало общаются как с родителями, так и друг с другом. Телевизор предлагает широкий спектр всего интересного и увлекательного, а значит искать другие пути получения информации нет смысла.

    Отсюда появляются проблемы со звукопроизношением. Встречаются они все чаще и чаще, а усугубление проблемы подчас становится быстрым. За телевизором и монитором родитель может не заметить, что ребенку нужна помощь, а ее стоит оказывать чем раньше, тем лучше. Любая проблема, в частности логопедическая, не терпит отлагательств, тогда возможность исправить неладное и поставить правильную речь значительно увеличивается.

    Домашние занятия по логопедии

    Наиболее часто врачей-специалистов по логопедии посещают родители с детками после четырехлетнего возраста. Это возраст, когда дети могут уже освоить произнесение сложных согласных звуков, а также умеют строить логически законченные предложения. В шестилетнем возрасте ребенок запросто может построить рассказ - к примеру, по картинке. Такая задача не по плечу вашему чаду? Это повод обеспокоиться и попросить помощи у специалиста.

    Постановка диагноза у логопеда или иного специалиста будет подразумевать посещение уроков - как правило, несколько раз в неделю. Нужно обязательно соблюдать график, иначе добиться устойчивого результата будет достаточно сложно.

    Усидчивость и упорство непременно дадут свои достойные и приятные плоды в виде чистой речи. Игры дома желательно проводить в хорошем настроении и не заставлять кроху заниматься против его воли. Предложим вашему вниманию интересные и полезные упражнения, которые можно проводить в домашних условиях, отталкиваясь от имеющейся проблемы.


    Родители тоже могут заниматься с ребенком дома, используя для этого дидактические материалы

    На произношение звуков

    Чаще всего в поле деятельности логопеда попадают звуки Л, Р и Ш. Именно они являются самыми коварными. Кроха может сначала их просто пропускать в словах и не произносить. Это вариант нормы, со временем малыш освоит эти звуки, но ситуация усложняется, когда на их смену ребенок выбирает более легкие звуки и заменяет ими трудные для произношения.

    Звук Р

    Важно перед играми размять весь артикуляционный аппарат. Работать у детей должно все - и язык, и губы, и небо. Начнем со звука Р. Хорошими помощниками станут такие упражнения:

    • Рот следует широко открыть и в этом положении улыбнуться. Нижняя челюсть при этом остается неподвижной. Язычок своим кончиком совершает гладящие движения по верхнему небу вперед-назад. Потренируйтесь сами, чтобы суметь объяснить впоследствии это ребенку более наглядно и доступно.
    • Кончик языка совершает чистящие движения зубок с их внутренней стороны. Рот при этом открыт широко. Правильное объяснение поможет справиться с этим упражнением любому 5-летке.
    • Хорошим упражнением станет вот такой развивающий вариант. Небольшой шарик с отверстием следует надеть на палочку. Малютку просим открыть рот и произнести: «ДДРРР». В этот момент надо проводить шариком под язычком. Движения должны быть быстрыми.
    • Малышу дается задание произнести слово «да». Кончик языка при этом упирается в верхние зубки. Затем звук «Ды», теперь уже язычок упирается в верхнее небо.

    Правильно поставить артикуляцию для произнесения звука «р» вам поможет обучающее видео, которое вы увидите ниже. Переходим к следующему трудному звуку.

    Звук Л

    Произносим звук «Л»:

    • Рот широко открыт, а язычок лежит на нижней губе. Помогая себе рукой, поддерживая подбородок, произнесите слоги «ла», «ло», «ли», «лу».
    • Совершайте красящие движения язычком по поверхности неба.
    • Предложите крохе достать языком до кончика носа.
    • Облизываем губки, как будто там осталось варенье.

    Звук Ш

    Переходим к сложному звуку «Ш»:

    • Самый кончик язычка поместить под верхнюю губу. Теперь резкий рывок вниз, должен получиться звонкий щелчок.
    • Вытянуть губки вперед трубочкой и замереть в этом положении около 7 секунд.
    • Небольшую ватку положите на носик малышу и предложите сдуть ее. Задача крохи поднять ватку вверх. Упражнение это очень веселое и наверняка понравится вашему малышу.

    Это были упражнения на артикуляцию и правильную постановку звуков. Ниже мы рассмотрим интересные варианты упражнений для ежедневной развивающей деятельности.

    Занятия для четкой речи

    Дети-пятилетки уже весьма сообразительны и прекрасно умеют повторять за взрослыми, воспроизводить даже очень сложные действия. Действительно, задания на артикуляцию подчас могут быть весьма тяжелыми. Мы исключили все самое сложное и оставили только те упражнения, которые просты в исполнении и в то же время весьма эффективны. Они будут отличной тренировкой и для деток с ОНР.

    Артикуляционная гимнастика

    • Широко улыбнуться, показав всем свои зубки. Затем вытягиваем губки вперед трубочкой.
    • Максимально напрячь мышцы губ, после совершить плавное расслабление.
    • Слегка покусывать поочередно нижнюю и верхнюю губки.
    • Изображаем язычком цокот копыт. Все детки обожают так делать.

    Времени для разминки понадобится не больше 15 минут. Все упражнения будут полезны не только детям, но и взрослым, имеющим некоторые нарушения в дикции.

    Предложим еще забавные и эффективные речевые игры для детей 5-6 лет для правильной постановки звукопроизношения:

    • Воспроизводить младенческий плач: «Уа-уа!»
    • Пищим как мышки: «Пи-пи-пи».
    • Кричим, как будто мы заблудились в лесу: «Ау! Ау!»
    • Гудим как ветер в горах: «Ууууу!»
    • Сочетаем гласные и согласные звуки. Кричим как животные: «Мяу», «Гав», «Ква-ква», «Га-га-га».
    • Рычим как мишки: «Ррррр!»
    • Поем песенку: «Ла-ла-ла, ля-ля-ля».

    К слову сказать, пение весьма полезно для обучения правильной речи. Любая любимая песня окажется кстати. Многие детки очень любят песни вроде «Во поле березка стояла» или «Жили у бабуси два веселых гуся». Они станут отличными помощниками, ведь там происходит плавное растягивание звуков, а для коррекции произношения - это отличная вещь. Не зря в детских садах в образовательную программу, обязательно включаются музыкальные занятия, правда они не исключают деятельности логопеда, присутствующей там же.


    Пение, даже любительское, помогает ребенку быстрее выработать навыки правильной речи

    Занятия в детском саду

    В детских садах, как правило, проводятся игры по логопедии, которые делятся на 2 основных типа:

    • Индивидуальные. Когда у определенного ребенка присутствует проблема, требующая решения.
    • Групповые. Занятия проводятся одновременно с несколькими детьми, у которых имеются схожие дефекты речи.

    Такие занятия необходимы в каждом дошкольном учреждении, но правда бывают не повсеместно. Ближе к школьному возрасту занятия по логопедии становятся обязательными, ведь идет подготовка к школе. Прекрасной тренировкой станут распевки. Вроде бы и песни, но не простые. Звуковое произнесение происходит вместе с совершением определенных действий.

    Хорошая игра «Летящий самолет». Малыши хором изображают звук летящего самолета: «Уууууу!». При этом для убедительности следует расправить руки-крылья. Командуем:

    • Самолет подлетает ближе (гудение становится громче), самолет улетает (звук делается тише).
    • Поломка! Одновременно с гудением, малыши ударяют себя ладошкой по груди.
    • Заходим на посадку! Продолжая напевать: «Ууууу!» самолетики приземляются и садятся на свои стульчики.

    Позанимайтесь с микрофоном. Попробуйте показать детям, как меняется громкость звука, когда мы то приближаем, то отдаляем микрофон.

    Помните, что большинство проблем решаемо. Главное - не запускать и не сбрасывать все на самотек, а заниматься и развиваться, тогда даже диагнозы вроде ЗПР или ЗПРР не будут казаться такими уж страшными.


    Работа с микрофоном позволяет развить артистизм ребенка, а ему самому дает возможность услышать свою речь со стороны

    Когда врач поставил «ЗПР»

    Кроме родителей, готовых самостоятельно найти массу недостатков у своего кровинушки, есть и такие, которые наоборот не замечают очевидного. В пять лет ребенок должен уметь свободно и связно излагать свои мысли. Путать слоги в словах в этом возрасте недопустимо.

    Приведем ряд диагнозов, постановка которых часто очень пугает родителей:

    • ЗРР. Отстает в своем развитии при данном диагнозе только произносительная сторона. Психические же функции не нарушены. Ранняя диагностика позволит не перерасти ЗРР в ЗПРР.
    • ЗПРР – задержка психоречевого развития (рекомендуем прочитать: ). В данном случае страдает не только речь, но и психика, а вместе с ней и умственные способности.
    • ЗПР – задержка психического развития. Обширный диагноз, который кроме прочих областей также затрагивает и произносительные навыки ребенка.

    При постановке одного из диагнозов следует как можно скорее обратиться за помощью к специалистам, ведь чем раньше будет начат процесс лечения, тем быстрее и эффективнее произойдет реабилитация. Запущенность может произойти в любом виде заболевания, поэтому не откладывайте начало терапии.

    Любящие родители должны в первую очередь создать для ребенка положительную и спокойную внешнюю среду, а также заняться поиском толковых врачей. Здесь, скорее всего, понадобится логопед и невролог. Ниже мы приведем небольшой список дидактической литературы, которая может оказаться весьма полезной при корректировочных упражнениях с ребенком.

    Литература

    Когда у кого-то в семье имеются речевые дефекты, под рукой и на полках обязательно должны быть дидактические тематические книги. Грамотные авторы предлагают комплексы уроков для логопедических игр, которые будут весьма полезны.

    • «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР», автор Теремкова Н.Э. Это первый из четырех альбомов. Каждый альбом посвящен отдельным лексическим темам.
    • «Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет», автор Дербина А.И. Оптимальный способ научить чему-то ребенка – это игра. Игровая форма подачи материала будет уместна для деток дошкольного возраста. Подойдет данная книга для родителей деток, имеющих сложные речевые дефекты.
    • «Уроки логопеда. Игры для развития речи», автор Косинова Е.М. В данной книге тоже предлагается игровая форма подачи материала, а еще один большой плюс, что по ней можно заниматься с детьми абсолютно разного возраста: от 6 месяцев и до 6 лет! В книге имеются задания для пальчиковой и для артикуляционной гимнастики (рекомендуем прочитать: ).Loading...

    Чистота речи дошкольника - залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.


    Чтобы быть понятыми, таким деткам нужно постараться, а потому именно в 5-6 лет начинают формироваться комплексы, которые могут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Помочь ребенку родители могут и сами, в домашних условиях.

    В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.



    Диагностика нарушений - когда ребенку нужна помощь?

    Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

    В этом есть доля истины - речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

    В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:



    Дислалия

    При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

    Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно - оглушать или озвончать.


    Заикание

    В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

    Причин, которые могут вызвать заикание множество - от неврологических проблем до психоэмоциональных нарушений. В 5-6 лет дефект речи очень выражен, его невозможно перепутать ни с чем другим.




    Гнусавость

    О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

    Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии , например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.


    Недоразвитость речи

    При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

    При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов. Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».


    Задержка развития речи

    Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

    Помимо домашних логопедических занятий, ребенку желательно посещать врача-невролога, специалиста по логопедии, принимать участие в групповых занятиях.


    Домашние занятия на произношение звуков

    Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

    Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

    Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.




    В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

    Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

    Занятия в домашних условиях – это не только развивающие игры и упражнения для коррекции дефектов речи, но и приятное общение и взаимодействие между ребенком и взрослыми. Оно, несомненно, пойдет на пользу всем участникам этого процесса.



    Упражнения и игры для развития речи дома

    Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей - героев любимых сказок.

    Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.



    Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

    А у нас переполох - вырос чертополох,

    Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

    При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

    Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

    Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.



    Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

    Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

    При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

    Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

    Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

    Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

    Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.



    Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом - поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

    Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

    Люли-люли-люли, прилетали гули,

    Гулюшки-гули, милые лапули,

    Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

    Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.



    Построить занятие можно по следующей схеме:

    • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
    • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
    • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.



    • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
    • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.



    • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям - логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
    • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.




    Постепенно вводите в оборот и скороговорки («Шит колпак не по – колпаковски, лит колокол не по-колоколовски», «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «На дворе трава, на траве дрова» и т. д.).

    Артикуляционная гимнастика и тренировка произношения

    Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

    Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

    В процессе произношения участвуют не только губы и язык, но и органы дыхания, грудная клетка, плечи, голосовые связки. Учитывайте это во время проведения гимнастики и старайтесь задействовать все составляющие голосообразования в равной мере.




    Гимнастику следует делать сидя, в день желательно проводить 2-3 занятия, при этом на каждое стоит отвести не более 5 минут, за это время ребенок должен выполнить 2-3 упражнения из комплекса.

    Предварительно родителям придется освоить все упражнения самостоятельно, чтобы уметь показать дошкольнику и добиться четкого и чистого исполнения. Для развития губ стоит проводить простые упражнения, такие, как удерживание губ в улыбке, при этом зубки должны быть полностью закрытыми.

    Начать стоит с 30 секунд и постепенно удерживать улыбку 1-2 минуты. Также эффективно развивает артикуляцию складывание губ трубочкой. Принцип тот же - сначала трубочку из губ следует удерживать 20-30 секунд, но постепенно продолжительность упражнения увеличивается.

    Немного сложнее будет даваться складывание губ в бублик, при этом зубки плотно смыкаются, а губы вытягиваются трубочкой, но размыкаются, поэтому можно увидеть зубки. Постепенно задания усложняют и добавляют движение, которое должно придать подвижность губам. Так, губы в трубочке можно двигать по кругу, влево и вправо, вверх и вниз, изображая хобот слона или пятачок поросенка.




    Вытянутые губы, сложенные как у рыбки, смыкают и размыкают. Так получается занимательная беседа рыб на дне моря. А если выдыхать через рот, заставляя губы от воздушного потока вибрировать, то получится очень смешная сердитая лошадка, которая фыркает совсем как настоящая.

    Укрепить губки ребенка поможет очень веселая игра, при которой малышу нужно зажатым между губами карандашом нарисовать в воздухе что-то. Задача взрослого - отгадать то, что изобразил ребенок.

    Для тренировки щек можно поиграть в воздушные шарики, надувая щеки и удерживая их в таком состоянии как можно дольше. При этом можно делать смешные рожицы. Если надувать по очереди правую, а затем левую щечку, то получится хомячок, а если втянуть обе щеки внутрь ротовой полости и удерживать их в таком положении, получится голодный и смешной суслик.

    Логопедические упражнения для детей помогут развить правильную речь, важнейшую форму общения. Ребенок учится говорить, слушая речь взрослых. Артикуляцию обеспечивает сложенная работа мышц языка, глотки, гортани, неба, дыхательной мускулатуры. Отклонения слуха, даже минимальные, могут усложнять этот процесс.

    К 4-5 годам у большинства детей формируется достаточно правильное, чистое произношение, все реже наблюдается уменьшение слов. К концу пятого года ребенок чаще всего способен выговаривать все звуки своего языка, хотя иногда возникают сложности с шипящими и «р». Но некоторые малыши испытывают трудности в произношении отдельных звуков. Родителей беспокоит, как помочь крохе, и может ли все пройти без вмешательства. К сожалению, обычно этого не происходит, нужны специальные занятия.

    Развитие малыша с младенчества

    Чтобы проблем с речью не возникало, с первых месяцев важно развивать мелкую моторику малыша. Отделы головного мозга, которые отвечают за эти функции, расположены довольно близко и тесно взаимосвязаны. Различные положительно влияют на то, как ребенок будет говорить.

    Полезно делать массаж пальчиков и ладошек, предлагать для изучения предметы, отличающиеся материалами и фактурами. Хорошо для развития подходит совместное рисование, в том числе пальчиковыми красками, или теста, нанизывание бусин, пазлы, мозаика, различные шнуровки, конструкторы. Также большое значение имеет общение старших с малышом. Важно с первых недель жизни разговаривать с ним, рассказывать стихи и сказки, проговаривать свои действия.


    С чего начинать логопедические упражнения?

    Чтобы заняться исправлением нарушений речи крохи 4-5 лет, начать необходимо с определения, какие именно звуки малыш не может выговорить. Для этого необходимо последовательно ему показывать картинки, чтобы ребенок называл слова. Нужный звук должен находиться в разных частях слова: в начале, середине, конце. После того, как будут выявлены проблемные звуки, можно начинать с ними работать. Делать это следует с каждым по отдельности, от легких к более сложным.

    Чтобы ребенок 4-5 лет научился правильно говорить, сначала необходимо работать над произношением отдельных звуков, а не слов. Важно правильно объяснить малышу, как должен быть расположен язык и губы. Ему будет проще понять и выполнить указания, если давать их в игровой форме. После того, как у крохи будет получаться, необходимо вводить выученный звук в повседневную речь. Это процесс часто небыстрый и может занять не один месяц. В это же время следует приступать к работе над следующим звуком.


    Занятия необходимо начинать с особой разминки для языка и губ. Делают ее сидя, в таком положении у ребенка спина выпрямлена, а тело расслаблено. Важно, чтобы он видел лицо взрослого и свое лицо. Так он сможет контролировать правильность выполнения. Поэтому проводить зарядку нужно перед зеркалом достаточного размера.

    После того, как выбрано правильное место, взрослый, применяя игровые приемы, рассказывает, какое упражнение сейчас надо будет делать. Затем он показывает его, а малыш повторяет. Взрослый контролирует процесс, если надо, помогает с помощью маленькой ложки, чистого пальца или другого предмета.

    Упражнения могут быть такими:

    • растянуть губы в улыбке, зубы при этом спрятаны;
    • губы вытянуть в виде хоботка;
    • при стиснутых челюстях приподнять верхнюю губу;
    • делать вращательные движения вытянутыми в трубочку губами;
    • вытянуть губы, обхватить их пальцами, массируя при этом;
    • надуть сначала две щеки, затем каждую по отдельности, втянуть щеки;
    • открыть рот, круговым движением облизать губы;
    • высунуть язык, тянуться им вверх и вниз, он при этом должен быть напряжен;
    • при открытом рте прижать язык к небу и тянуть вниз нижнюю челюсть.


    После того, как гимнастика выполнена, можно переходить к постановке звуков. Как правило, чаще всего проблемы возникают с «р». Очень многие карапузы не могут справиться с этим сами и в срок до 5-6 лет. Чаще всего дети или пропускают этот звук, или заменяют его другим. Поэтому родители должны помочь им, для этого существуют специальные логопедические приемы.

    Хотя большинство упражнений родители могут сами делать со своим ребенком, консультация у логопеда желательна. Нередко проблемы с речью, и особенно с этим звуком, у детей 4 и 5 лет возникают по физиологическим причинам. Например, дело может быть в недостаточно развитой уздечка, из-за которой язык не достает до неба. Это может определить только и специалист, он же даст рекомендации для исправления ситуации: назначит массажи или хирургическое вмешательство.

    Чтобы проверить, как кроха справляется с этим непростым звуком, следует попросить его порычать, затем — произнести слова, в которых «р» присутствует. Если у него не получается одиночный звук, то ставить нужно именно его. Если же проблема возникает только с целыми словами, то прорабатывать слоги. Для некоторых упражнений применяют особый шпатель, который можно купить в специализированных магазинах. Действовать им следует аккуратно, но уверенно.

    Занятия чаще всего состоят из ряда упражнений.

    • Малыш, открыв рот и прижав язычок к месту роста верхних зубов, быстро проговаривает «д» несколько раз подряд. Затем делает то же самое, дуя на кончик языка. Так он сможет запомнить вибрацию, сопровождающую «р».
    • Кроха, широко открыв рот, должен произносить «ж». При этом язык необходимо потихоньку поднимать к верхним зубам. После этого взрослый аккуратно вставляет шпатель под язык и двигает им в одну и другую сторону, создавая вибрацию. Малыш в это время должен подуть.
    • Ребенок проговаривает слог «за», оттягивая язык как можно дальше назад. Если в это время ввести шпатель и совершать им ритмичные движения в стороны, то можно услышать явный звук «р».
    • Для более мягкого «р» повторяют предыдущее упражнение, только малыш при этом приговаривает слог «за».


    Упражнения для постановки шипящих

    Шипящие начинают ставить с «ш», на основе чего в дальнейшем получается «ж». Для этого ребенок произносит слог «са», плавно поднимая язычок к основанию зубов. Когда возникает шипение, взрослый с помощью зеркала помогает запомнить этот момент. Затем малыш дует и добавляет к выдоху «а», так что получается слог «ша».

    Ребенок проговаривает «са», а взрослый шпателем устанавливает язык в желаемое положение. После нескольких проб он проверяет, может ли малыш сам ставить язык правильно. После освоения этого звука можно изучить «ж», включая голос во время произнесения.

    Чтобы поставить «щ», обычно используют «с». Ребенок произносит «си», протягивая шипящий компонент, а взрослый шпателем сдвигает язык назад, приподнимая его. Звук «ч» ставят через «т», слог может быть как прямым, так и обратным. Малыш выговаривает его с заметным выдохом на согласной. Взрослый с помощью шпателя отодвигает кончик языка назад.

    Дети любят подражать взрослым, поэтому старшие обязательно должны показывать, как правильно выполнять упражнения. Малыш должен видеть лицо взрослого, мимику и движения губ. Для ребенка 4 или 5 лет важно, чтобы заниматься было интересно. Родителям следует разнообразить занятия, дополнить их элементами веселой игры. Для крохи речевые упражнения - большой труд. И если он будет приносить удовольствие и положительные эмоции, то гораздо проще будет достичь успеха.

    Хотите найти хорошего логопеда для детей 6 лет в Москве или МО? Это несложно. В нашей базе их - 13

    Частные логопеды для ребенка 6 лет. Занятия с логопедами-дефектологами для детей 6 лет в Москве

    Логопеды для ребенка 6 лет

    Частный логопед-дефектолог для ребенка 6 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с шести лет с выездом на дом.
      Подготовка детей от 4 лет к обучению в школе.
      Развивающие занятия, обучение чтению, счёту, подготовка руки к письму, развитие логического и аналитического мышления.
      Занятия с учениками начальной школы направлены на коррекцию не усвоенного в школе материала, ликвидацию пробелов в развитии логического мышления, речи, формирование интереса и понимания важности процесса обучения.
      Также занимаюсь организацией и ведением работы по коррекции речи у детей с расстройством произношения (дизартрией, дислалией).
      Программа составляется индивидуально для каждого ребёнка.
      

    • Стоимость занятий: Логопедия + подготовка к школе - 1500 р./60 минут. У логопеда дома коррекция звукопроизношения - 1000 р./30 минут.
      Начальная школа + логопедия - 1500 р./60 минут.
    • Предметы: Начальная школа,
    • Города: Москва, Реутов
    • Ближайшие станции метро: Новокосино, Выхино
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Окончила МГПИ им. Н.К. Крупской, 1996 г., факультет методики и педагогики начального обучения, дополнительная специализация учитель - логопед.

    Частный логопед для детей 6 лет. Частные занятия с логопедом-дефектологом для ребенка 6 лет в Москве.
      Логопедия: нарушения звукопроизношения (дислалия), общее недоразвитие речи, коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов (дисграфия, дислексия).
      Логопедические занятия с детьми от 5 лет, школьниками
      Логопедические занятия -взрослые (восстановление речи после ОНМК, ЧМТ)
       Подготовка к школе - чтение, письмо, математика
       Начальная школа (1-4 кл.)русский язык, чтение, математика
      Русский язык и литература
      Учитель - логопед в детском саду и школе.

    • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Начальная школа, Подготовка к школе, Русский язык
    • Город: Москва
    • Ближайшая станция метро: Сокольники
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: СФГА, факультет коррекционной педагогики и психологии, специальность учитель - логопед (2011 г.). Повышение квалификации: 2016 - 2017 гг. СЕРТИФИКАТ (последипломная подготовка логопедов работающих в...

    Услуги логопеда для ребенка 6 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с 6 лет.
      Работаю с дошкольниками (дети от 5 до 7 лет). Провожу занятия с выездом на дом. Занимаюсь коррекцией звукопроизношения, формированием лексико-грамматического строя, развитием связной речи. Помимо звукопроизношения особое внимание уделяю развитию психических функций: памяти, внимания, мышления. С помощью различных пособий, игр занятие строю таким образом, чтобы внимание ребенка переключалось с одного вида деятельности на другой. Стараюсь научить ребенка преодолевать трудности и быть любознательным. Считаю, что совместная работа с родителями, которая включает также и выполнение домашних заданий, помогает быстрее достичь желаемого результата...

    Частный логопед-дефектолог для детей 6 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 6 лет.
      Предлагаю услуги логопеда-дефектолога: индивидуальные занятия с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. Работаю с такими речевыми нарушениями как:
      Задержка речевого развития (темповая задержка речи)
      Моторная алалия (алалические компоненты)
      Общее недоразвитие речи I, II, III уровня
      Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
      Дизартрия; Дислалия (Нарушение звукопроизношения);
      Заикание; Дислексия, дисграфия (нарушение письменной речи).
      Подготовлю ребенка к школе. В программе занятий:
      Обучение грамоте. Развитие речи (лексика, грамматика, связная речь). Развитие графо-моторного навыка и оптико-пространственных представлений, как основы профилактики возможных нарушений чтения и письма...

    • Стоимость занятия: 2000 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Сокол, Полежаевская
    • Выезд на дом: нет
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Московский Педагогический Государственный Университет (МПГУ), дефектологический факультет, специальность: учитель - логопед

    Опытный логопед для ребенка шести лет. Частные занятия с логопедом-дефектологом для детей с 6 лет в Москве.
      Программы средней общеобразовательной школы по русскому языку 5-9 классы, устранение пробелов в обучении с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Логопедические занятия с дошкольниками и школьниками (коррекция фонетической стороны речи,работа над фонематическим слухом,выразительное чтение, предупреждение дисграфии и дислексии). Работа над мелкой моторикой- подготовка руки к письму, развитие мышления, внимания, памяти, самостоятельности. Устранение пробелов в обучении по любой программе 1 - 4 классов, помощь в выполнении домашних заданий.
      Опыт работы в средней школе, в коррекционной школе для глухих и слабослышащих детей...

    • Стоимость занятия: 1300 руб. / 60 мин
    • Предметы: Русский язык, Логопедия, Подготовка к школе, Начальная школа
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Кантемировская, Царицыно
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Московский Государственный Педагогический Университет (МГПУ), дефектологический факультет, специализация сурдопедагогика. Специальность по диплому- учитель начальных классов, русского языка и литературы...

      Я провожу первое занятие бесплатно.
      Услуги логопеда-дефектолога для детей 6 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для ребенка 6 лет.
      Логопедия: дети от 5 лет и взрослые имеющие нарушения в звукопроизношении.
      Русский язык: 1 - 7 классы, помощь в освоении школьой программы;
      Начальная школа: ВПР, успеваемость по русскому языку, чтению, математике;
      Подготовка к школе - обучение чтению, письму, постановка руки. Логика.
      Провожу занятия с детьми от 5 лет и взрослыми: постановка звуков (дислалия), улучшение дикции, плохая слышимость звуков в потоке речи, неумение разбирать слова на звуки (нарушения фонематического слуха), подготовка к школе (правильное обучение чтению и письму), устранение проблем при чтении и письме у младших школьников(дислексия, дисграфия)...

    • Стоимость занятия: 1000 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Отрадное, Бибирево
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: МПГУ, дефектологический факультет, 2006 г.

      Я провожу первое занятие бесплатно (бесплатное занятие возможно только на моей территории).
      Опытный логопед для детей 6 лет. Частные занятия с логопедом для ребенка 6 лет.
      Логопедия - постановка звуков, исправление дефектов речи (дети от 5 лет). Начальная школа - коррекция нарушений письма (пропуски, замены букв в словах, сложности в соблюдении правил грамматики) от 7 до 12 лет. Подготовка к школе - обучение чтению, основам математики, подготовка руки к письму: дети от 5 лет.
      

    • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе, Начальная школа
    • Город: Москва
    • Ближайшая станция метро: Щёлковская
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Школьный преподаватель
    • Образование: МГПИ им. Н.К. Крупской, факультет педагогики и психологии, педагог - дефектолог (2002 - 2007 гг.).

    Услуги частного логопеда-дефектолога для ребенка 6 лет. Индивидуальные занятия с логопедом для детей с 6 лет в Москве.
      Подготовка к школе (4 -7 лет). Помощь младшим школьникам. Логопедическое сопровождение (логопед).
      Опыт работы: учитель, преподаватель ВУЗа, преподаватель коммерческих курсов по подготовке к школе, деловой корреспонденции, делопроизводству; учитель - логопед в детском саду (по настоящее время). Частный репетитор.
      

    • Стоимость занятия: 1200 руб. / 60 мин
    • Предметы: Подготовка к школе, Логопедия
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Коломенская, Нагатинская
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: ПГУ им. Ломоносова, 1995 год, учитель русского языка и литературы; ПГУ им. Ломоносова, 2003 год, аспирантура по специальности социальная философия; МПГУ, 2011 г., учитель - логопед.

    Частный логопед для детей шести лет. Индивидуальные занятия с логопедом-дефектологом для ребенка 6 лет.
      Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста (нарушения звукопроизношения, ОНР, ФФНР, ЗПР); обучение чтению; развитие математических представлений; занятия на развитие внимания, памяти, мышления.
      Первая квалификационная категория по должности "учитель-логопед"; высшая квалификационная категория по должности "воспитатель".

    • Стоимость занятия: 1500 руб. / 60 мин
    • Предметы: Логопедия, Подготовка к школе
    • Город: Москва
    • Ближайшие станции метро: Водный стадион, Преображенская площадь
    • Выезд на дом: возможен
    • Статус: Частный преподаватель
    • Образование: Ставропольский педагогический институт, 2002 г., факультет специальной дошкольной педагогики и психологии.

    Большинство отечественных логопедов сходятся во мнении, что научиться правильно и бегло произносить звук Р - одна из самых сложных речевых задач для малышей. Мало кто из них справляется с ней самостоятельно и в срок. Однако помочь им способны не только специалисты, но и сами родители. С помощью элементарных логопедических упражнений на постановку звука Р.

    Звук Р: правильно-неправильно

    Звук Р - один из самых сложных звуков в русском языке. Для его воспроизведения необходимы отточенные движения речевого аппарата, достаточная вибрация и амплитуда языка и другие физиологические «достижения». Неудивительно, что большинство детей испытывают определенные трудности в формировании правильного произношения звука Р.

    Как правило, вариантов непроизвольного коверкания звука Р у подрастающего поколения не так уж и много. Самые распространенные детские «издевательства» над звуком Р:

    • Звук просто пропускается, выпадает. Особенно это характерно для слов, где звук Р стоит между гласных: са_ай (вместо сарай), га_аж (вместо гараж), ма_оз (вместо мороз);
    • Вместо звука Р получается звук Л, Ы или Й: койова (вместо корова), лука (вместо рука), класка (вместо краска), ыба (вместо рыба);
    • Звук Р произносится узнаваемо, но не типично именно для русского языка (особенно часто этим «грешат» дети-билингвы). Ребенок может произносить звук Р не «твердо», как свойственно для нашей речи, а например грассировать (как принято во французском языке), или излишне вибрировать (что характерно для английского).

    Как проверить произношение звука Р у ребенка? Сначала попросите малыша «порычать» - иными словами, несколько раз произнести звук Р сам по себе, а не в составе каких-либо слов. Затем пусть ребенок повторяет за вами слова типа: ворона, король, трава, порядок и т.п. Если ребенку не удается одиночный звук Р, то первым делом вам предстоит поупражняться именно в этом - научить малыша произносить звук Р сам по себе. Если же «рычит» ребенок «на отлично», а вот в словах произносит звук Р неправильно - то практиковать правильное произношение следует прежде всего в слогах: ра-ро-ру-ри-ар-ор-ир и т.д.

    Освободить звук Р «из-под узды»

    Поскольку в статье речь идет именно о «домашних» упражнениях на постановку звука Р у детей, то первым делом не лишним будет напомнить: даже если вы, полные родительской любви и логопедического энтузиазма, решили самостоятельно научить вашего малыша раскатисто рычать не хуже тигренка и без смущения декларировать на семейных утренниках рифмованную историю про укушенного грека, то вам все равно необходима хотя бы одна, первичная, консультация профессионального и опытного логопеда.

    Дело в том, что зачастую неспособность правильно произнести звук Р объясняется не столько слабо развитым артикуляционным аппаратом, малоподвижностью языка и подобными проблемами, сколько индивидуальным строением подъязычной связки - так называемой «уздечки». И этот нюанс способен определить только врач.

    В большинстве случаев неразвитость «уздечки» (из-за чего язык малыша просто не достает до верхнего нёба, что и затрудняет произношение ряда звуков, в том числе и звука Р) можно нивелировать за счет ежедневных упражнений и специального массажа. Но иногда бывают случаи, когда эту связку необходимо подрезать, чтобы язык приобрел должную амплитуду движения. Именно эту дилемму - резать или нет - и способен разрешить специалист-логопед. Мамы, папы, не волнуйтесь - современные врачи в большинстве случаев склоняются к методу растяжения «уздечки» путем выполнения специальных логопедических упражнений, в том числе - и упражнений на постановку звука Р.

    Другие причины неправильного произношения звука Р

    Малоподвижный артикуляционный аппарат. НА ЗАМЕТКУ: В этом случае вам следует заниматься не столько непосредственно постановкой звука Р, сколько... гримасничаньем! В игровой форме стимулируйте малыша на активное «движение во рту» - пусть высовывает язык, закручивает его в трубочку (дети это обожают!), пытается достать языком до носа или до подбородка, двигает челюстями, скалит зубки, растягивать губы в улыбке «а-ля чеширский кот» и прочее-прочее. Все эти смешные шалости быстро укрепят лицевые мышцы и разовьют подвижность органов речи.

    Нарушение фонематического слуха. НА ЗАМЕТКУ: Как правило, нарушения фонематического слуха (когда ребенок слышит речевые конструкции взрослых, распознает их и пытается воспроизвести в своей речи) проявляется в том, что малыш в возрасте четырех и более лет при разговоре или при чтении пропускает буквы/звуки в словах и путает звонкие и глухие, а также мягкие и твердые согласные (например: любовь-лубоф , няня-нана , дверь-твер , табуретка-дябуредка и т.п.)

    «Неполадки» в речевом дыхании. НА ЗАМЕТКУ: Речевое дыхание - это основа правильного адекватного звукообразования. Наиболее распространенными нарушениями речевого дыхания обычно являются хронический насморк, увеличенные аденоиды, некоторые иммунные заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы. Для развития правильного речевого дыхания используется своя особая гимнастика (где речь сочетается с физическими упражнениями), которую обычно назначает логопед, подстраиваясь под индивидуальные особенности ребенка.

    Наукой доказано, что способность выговаривать сложные звуки - в том числе и звук Р - определяется не только развитым артикуляционным аппаратом и особенностями речи, которую постоянно слышит ребенок, но отчасти и генетически.

    Если никаких серьезных физиологических причин нарушения дикции у ребенка не наблюдается, то возьмите у логопеда рекомендации по речевой гимнастике и приступайте к ежедневным упражнениям.

    Логопедическим упражнениям - самое время

    Серьезно задуматься о постановке звука Р стоит, если ребенку минуло пять лет, а рычать и мурлыкать «чисто» и раскатисто он к этому моменту так и не научился. В аквариуме у него по-прежнему плавают лыбы , в небо улетают шаиики , а молоко дают коёвы ...

    Первая консультация у опытного логопеда обогатит вас знаниями, какие именно проблемы существуют у вашего малыша с артикуляционным аппаратом, и какие специфические упражнение вам стоит с ним практиковать. Но помимо особой гимнастики существует и более-менее общий для всех случаев постановки звука Р набор упражнений, который вам тоже предстоит ежедневно выполнять с вашей крохой. Приготовьтесь к тому, что на это вы будете тратить в среднем полчаса в день, а вся эпопея по освоению произношения может растянуться на год-полтора.

    Как правило, постановка звука Р, как впрочем и других звуков, делится условно на три этапа:

    • сначала вы должны научить ребенка уверенно произносить этот звук изолированно, сам по себе;
    • затем следует освоить уверенное произношение звука в слогах и словах;
    • и только потом тренировать звук в поточной речи, предложениях и скороговорках.

    В быту же часто можно наблюдать обратную картину: родители нависают на ребенком, тараторя скороговорки и призывая малыша немедленно повторить сказанное. Увы, но такая тактика почти всегда проигрывает - ребенок пугается и вообще отказывается тренироваться.

    Залог успеха: теРРРпение и тРРРуд все пеРРРетРРРут

    Наберитесь терпения и идите от простого к сложному. К счастью или к сожалению, но логопедическая задача в корне отличается, например, от попытки научить кого-либо плавать - если держаться на воде и барахтать конечностями еще и можно научиться в одночасье, то правильно произносить звуки, увы, точно нет. Поскольку здесь играет роль не столько техника выполнения, сколько постепенное развитие и укрепление артикуляционного аппарата.

    Запомните одно простое правило : любое занятие, в том числе и логопедические упражнения, должны приносить ребенку удовольствие и позитивные эмоции. Как вы этого добьетесь - это ваша проблема, не малыша. И только если ваш отпрыск будет с удовольствием выполнять речевую гимнастику (а вы учтите, что это вам легко языком ворочать и разные звуки произносить, а для малыша это всегда - огромный труд, дискомфорт, а иногда даже определенные болезненные ощущения), вы добьетесь успеха.

    Выдумывайте забавные и потешные для ребенка развлечения со звуком/буквой Р, превратите ежедневные речевые упражнения в смешную игру, и никогда (даже в шутку!) не дразните малыша - и вы сами не заметите, как ребенок крепко «подружится» со всеми звуками родной речи. Даже с таким коварным, как звук Р.

    Упражнения для разминки

    Постановка звука Р - это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата. Самые эффективные упражнения для разминки:

    Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо - от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.

    Упражнение «Маятник». Как и в первом случае - нужно улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону - от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.

    Упражнение «Гармошка». Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.

    «Чистим зубки». Исходное положение - улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов слева-направо, словно «подметаем» их. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя - на месте ли он.

    Упражнение «Комарик». Очень веселое упражнение! Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».

    Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.

    Упражнения на постановку звука Р

    К числу наиболее простых упражнений, подходящих для самостоятельной ежедневной речевой гимнастики, можно отнести следующие:

    • 1 Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
    • 2 Для следующего упражнения понадобится специальный логопедический шпатель (его можно приобрести в специализированных магазинах, аптеках и в интернет-магазинах). В наше время их делают вполне комфортными для малыша, часто - с запахом карамели, шоколада или фруктов. Используйте его очень аккуратно, но уверенно, без робости. Итак: для начала попросите ребенка, приоткрыв рот пошире, произносить звук «ж-ж-ж», постепенно сдвигая язычок ближе к основанию верхних зубов. Дайте ему освоиться пару секунд, а затем осторожно введите ребенку под язык шпатель и начните ритмично (но не сильно!) колебать его вправо-влево, создавая вибрацию. В это время ребенок должен сильно дуть на свой звук «ж-ж-ж» - таким образом он почувствует создаваемую воздухом и колебаниями шпателя вибрацию.
    • 3 Попросите малыша широко открыть рот и при этом произнести слог «з-з-за», отодвинув язык максимально назад. В это время, как и в упражнении 2, подсуньте ему под язычок шпатель и ритмично подвигайте им вправо-влево. Если это логопедическое упражнение выполняется правильно - вы должны услышать довольно отчетливый звук «Р».
    • 4 Точно также попросите ребенка произносить звук «з-з-зи» открытым ртом, а сами проделывайте те же манипуляции шпателем, что и в предыдущем упражнении. В этом случае идет постановка более мягкого звука Р, который используется в словах типа «рифма», «рис», «рисунок»...

    Известно, что в молодости Ленин очень комплексовал из-за своей картавости. И одно время будущий вождь мирового пролетариата уделял большое внимание упражнениям на постановку звука Р. Поскольку артикуляция звука Р сходна с артикуляцией звука Д, он тренировался на словах, в которых Д и Р стоят рядом. Нередко из комнаты Володи можно было слышать логопедическую «мантру»: драка, дрова, дразнить...

    Вы и есть - «учитель года»!

    Поскольку дети - это великие повторюшки, при каждом удобном случае не ленитесь демонстрировать своему малышу, как здорово и умело вы сами произносите звук Р. По сути именно вы и есть для вашего ребенка - самый лучший учитель и наставник.

    Наклоняйтесь к нему поближе, чтобы он не только слышал вас, но и видел положение ваших губ, мимику лица. Чаще всего именно так, подражая «под копирку», дети и учатся произносить звуки. Будьте ребенку терпеливым (и при этом забавным, улыбчивым!) примером - и он обязательно освоит правильное произношение. И наберитесь терпения - на отработку каждого упражнения по постановке звука Р может уйти от нескольких дней до нескольких месяцев.

    Как только вы услышите, что у ребенка получается более-менее успешно произносить звук Р в упражнениях, начните практиковать слоги, типа «ра-ри-ру-ро» или «ара-тра-ура-ор-мур» - то есть всевозможные сочетания звука Р и гласных (чтобы сам звук Р стоял как в начале слога, так и в середине, и в конце). Затем переходите к отдельным простым словам, типа «рыба-рука-мурзик-арка-шарик-корова» и прочие (опять же - звук Р должен стоят в разных местах слов). И только когда ребенок будет уверенно и правильно произносить слова, переходите к поточной речи.

    Многие родители воспринимают трудности с произношением звука Р как серьезную проблему. Подключают к «беде» сонм педиатров и логопедов, а ребенка начинают стращать будущими сложностями в общении... Если вы сознательный и любящий родитель - остановите эту «истерию» в зачатке! Научите своего малыша относиться к трудностям (в том числе и с произношением) дружественно, спокойно, и с юмором. И если вам удастся превратить логопедию в увлекательную игру, вы и ваш ребенок выиграете в любом случае - либо он освоит звук Р, либо научится «терпеть неудачи», оставаясь уверенным в себе человеком.