Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Логопед легкий массаж ребенка для стимуляции мышц. Противопоказания к задуманному проведению

    Логопед легкий массаж ребенка для стимуляции мышц. Противопоказания к задуманному проведению

    Нам, для решения нашей задачи, только время нужно, что логопед и подтвердила. Занятия сами нам очень понравились. И рекомендовать этого логопеда я буду с великим удовольствием. У нас прошло четыре-пять занятий. Так как упор у меня был упор на логопедический массаж, Светлана Борисовна наблюдала, занималась с мальчиком. А потом вынесла вердикт, что нам логопедический массаж не нужен, что это наша общая проблема, а не речевого аппарата. И логомассаж ни к чему, только психологическая травма будет...

    у ребёнка, и всё. Мы с ней договорились, что будем заниматься в прежнем режиме по проблеме ДЦП, а к ней можем обращаться за консультацией. Но в данное время нам нужно побороть общий тонус, при его улучшении будет улучшение и в речи. На самом деле, я со специалистом согласна. На данный момент вижу улучшение общего состояния, в речи не могу сказать, чтобы были улучшения, но вижу, как улучшается владение губами, гортанью, языком... Пока в речи подвижек нет, думаю, что в ближайший год должны быть подвижки. Сейчас ребёнку три с половиной года. Мы очень много видели логопедов. У нас появилась сейчас возможность в бесплатный логопедический центр походить. Я хочу сказать, что Светлана Борисовна просто умница! Она очень настроена на ребёнка, даже если он такой непростой. Ищет методы, как с ним заниматься, чтобы и качество сохранить, и чтобы ребёнок был увлечён. Человек хочет делать свое дело, ориентирован на результат. Это мне очень-очень понравилось.

    Оценка 5

    Елена , Долгопрудный

    Услуги заказа: Логопеды.

    1500

    Хороший логопед. Мы занимались с ней, но нам нужен теперь другого профиля специалист. Логопед делал ребёнку не только логопедический массаж, она отрабатывала определённые звуки. И чтение у нас было. Специалист делал всё, о чём я просила. У меня специальная программа есть, по которой мы занимались. Занятия для ребёнка ведутся в комплексе: у нас ведь не только логопед. С нами и нейропсихолог работает, и нейрокорректор, и логоритмика – всё вместе. Ребёнок посещает ещё и занятия, которые проходят...

    в ресурсном центре. В целом, логопед произвёл хорошее впечатление. Она никогда не опаздывает на занятия, с ребёнком очень хорошо общается. К аутистам нужен определённый подход. Я приглашала своего нейропсихолога, который объяснил специалисту, как с сыном надо общаться. Они отрабатывали то, что было необходимо. Нам просто был нужен новый человек.

    Оценка 5

    Наталья Александровна , м. Бунинская аллея

    Услуги заказа: Логопеды. Дизартрия. Логопедический массаж.

    1700

    Были с ребенком на консультации Логопеда Баскаковой Светланы Андреевны. Очень компетентный педагог. За один час занятий были выявлены все проблемы ребенка, касающиеся речевого развития, даны очень дельные советы и пояснения по поводу путей решения этих проблем. Ребенку Светлана Андреевна понравилась, она смогла заинтересовать его, расположить к себе, в результате с трудом удалось увести малыша домой. Всем рекомендую этого логопеда, который компетентен во многих вопросах, касающихся проблем...

    речевого, личностного, умственного развития ребенка, владеет навыками логомассажа, работает с заикающимися детьми. Сразу видно, что это очень добрый, корректный человек, пунктуальный, знающий свое дело педагог.

    Оценка 5+

    Для чего логопедический массаж нужен

    Логопедическим массажем называются приемы активного механического воздействия на мускулатуру органов речевого аппарата – язык, губы, нёбо, щёки, лицо целиком или частично. Существуют четыре вида логопедического массажа:

    1. классический включает в себя традиционные приемы – поглаживания, вибрацию, постукивания, растирания, похлопывания;
    2. Сегментарно-рефлекторный напоминает классический, но его делают, учитывая сегментарное деление на зоны: например, массируют шейный отдел, воротниковую зону, волосяную часть головы, лицо;
    3. Точечный массаж. С его помощью воздействуют на биологически активные точки;
    4. Зондовый массаж делают с помощью специальных инструментов – массажных зондов.

    Независимо от вида цель логопедического массажа одна – расслабить мускулатуру или, наоборот, повысить ее тонус. Кроме того, массаж помогает сформировать произвольные скоординированные движения органов артикуляции – губ, языка, нёба и т.д. Так что логопедический массаж используют, когда нарушен мышечный тонус и надо его нормализовать. Часто массаж используется как вспомогательное средство вместе с артикуляционной, дыхательной или голосовой гимнастикой, но порой становится основным способом, с помощью которого исправляют речь.

    Противопоказания: любые инфекционные и дерматологические заболевания, герпес, стоматит, конъюктивит.

    С большой осторожностью: эписиндром, повышенное внутричерепное давление.

    Логопедический массаж делают:

    1. массажными зондами;
    2. руками;
    3. иногда вспомогательными предметами – сосками, ложками, шпателями, зубными щетками с мягкой щетиной.

    Доверьтесь специалисту

    Литературы по логопедическому массажу из разряда «сделай сам» сейчас много и в интернете, и на полках магазинов. Но лучше, чтобы массаж делал логопед. Неспециалист не в состоянии учесть особенности строения артикуляционного аппарата ребенка, из-за чего логопедический массаж вместо пользы может принести вред. После консультации логопеда под его контролем самостоятельно можно выполнять лишь отдельные несложные элементы.

    Обычно логопедический массаж проводят циклами по 10, 15 или 20 сеансов, желательно ежедневно или через день. Длительность одной процедуры в зависимости от возраста ребенка, тяжести нарушений, индивидуальных особенностей составляет сначала от 2 до 5-6 минут и постепенно увеличивается до 15-20 минут. Причем делать логопедический массаж для детей можно практически с любого возраста. Например, при диагнозе ДЦП сеансы логопедического массажа начинаются в раннем младенчестве – с 2-3 месяцев. Речи еще нет, но структура нарушения предполагает трудности в работе артикуляционного аппарата. И чем раньше начнется коррекция, тем лучше. Дети с менее серьезными нарушениями обычно сталкиваются с логопедическим массажем в 4-5 лет, когда начинается коррекция звукопроизношения. В любом случае необходимость массажа и возраст, когда его надо делать, должен определять специалист после обследования ребенка.

    У детей до 3 лет сеанс массажа не должен превышать 10 минут, в возрасте 3-5 лет – 15 минут, у детей старше 6 лет – 25 минут, у взрослых – до 40 минут.

    Предварительная подготовка

    Ребенка желательно подготовить к сеансу массажу.

    1. Создайте благоприятный эмоциональный фон: «Сейчас мы пощекочем язычок, сейчас мы немного поиграем, поборемся с губами и языком». Часто логопеды используют народные приговоры вроде «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы», Курочка зернышки клюет, а ребятам не дает», рассказывают истории, в которых главными героями становятся язык, щеки, губы и т.д., а массаж описывается в виде приключения: «А язычок устал и стал спать, лег за зубками в кровать. Мы его погладим-почешем – спи-отдыхай!», «Язычок непослушный – пошлепаем его».
    2. Перед массажем надо очистить рот от еды, прополоскать его.
    3. Лучше всего делать массаж через 1,5 часа после еды.

    Методики логопедического массажа

    Обычно логопеды всегда информируют родителей, какую именно методику и почему они используют. Часто специалисты, как и в любой другой области, создают свою совокупность приемов, да еще и подбирают в зависимости от особенностей ребенка и структуры нарушения что-то особое.

    1. Например, существует веселый и удобный логопедический массаж ложками . Ложка не похожа на медицинский инструмент, это знакомый с детства столовый прибор. И если у ребенка острое неприятие медицинских процедур, такой массаж станет спасением. Они воспримут логопедический массаж ложками скорее как веселую игру. Некоторые его элементы можно делать дома. Приемы этого вида массажа, а также самомассажа и пальчиковые игры описаны в книге О.И.Крупенчук «Логопедический массаж ложками».
    2. Логопедический массаж Новиковой разработан Е.В.Новиковой для нормализации речевой моторики. Во время сеанса используются специальные зонды логопедические для массажа, чтобы нормализовать звукопроизношение у детей.
    3. Логопедический массаж Архиповой. Е.Ф. Архипова предложила свою методику для работы с серьезными речевыми нарушениями. Такой массаж делают, например, детям с ДЦП. Он заключается в дифференцированном воздействии на мышцы лица и полости рта. Сеансы проходят ежедневно, между курсами – небольшие перерывы.
    4. Для детей с ДЦП также разработала комплекс массажных упражнений Е.М. Мастюкова .
    5. Логопедический массаж Е.Е. Шевцовой направлен на устранение заикания.
    6. И.И.Ермакова описала логопедические массажные приемы для детей, перенесших операцию по устранению дефектов твердого нёба.
    7. Логопедический массаж Дьяковой активно используют при заикании и других тяжелых заболеваниях. Кроме того, она собрала и описала большинство видов логопедического массажа.

    А в принципе все массажи немного похожи: растирания, поглаживания, пощипывания, вибрационные воздействия на мышцы и рефлексные точки. Обычно логопед выбирает именно то, что больше всего подходит ребенку.

    Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

    Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

    Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

    • вирусные простудные болезни;
    • инфекции глаз (конъюнктивит);
    • кожные болезни;
    • стоматит, гингивит и т.д.

    Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

    Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

    Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

    Схема продолжительности сеансов по возрастам:

    • 0-3 года – 10 минут;
    • 4-7 лет – 15 минут;
    • 7-10 лет – 25 минут.

    Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

    Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

    Основные виды логомассажа

    Различают следующие виды логопедического массажа:

    • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
    • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
    • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
    • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
    • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

    Метод Е.В. Новиковой

    При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

    Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

    Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

    • нормализация речевого дыхания,
    • исправление звукопроизношения,
    • увеличение силы голоса,
    • улучшение состояния нервной системы.

    Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

    Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

    1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
    2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
    3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
    4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
    5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
    6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

    Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

    Логомассаж дома

    Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

    Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

    Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

    1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
    2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
    3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
    4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
    5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
    6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

    Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

    Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

    Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

    1. Поглаживание ложками висков ребенка.
    2. Поглаживание глазных впадин.
    3. Поглаживание щек.
    4. Растирание висков горками ложек.
    5. Растирание участка между бровями горками ложек.
    6. Растирание носогубного участка концом ложки.
    7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
    8. Разминание подбородка и скул.

    Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

    Массаж языка для коррекции речи

    Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

    Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

    1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
    2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

    Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

    Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

    Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

    1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
    2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
    3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
    4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
    5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
    6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
    7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
    8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
    9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

    Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

    Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

    Расслабление речевых мышц

    Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

    Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

    Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

    Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

    Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

    • показывает язык, вытягивая его максимально,
    • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
    • покачивает для расслабления мышц,
    • отводит в стороны,
    • собирает губы трубочкой,
    • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
    • поднимает верхнюю губу,
    • опускает нижнюю губу,
    • сжимает,
    • облизывает.

    Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

    В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

    • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
    • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
    • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
    • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

    Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

    Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

    Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

    Родители детей с речевыми нарушениями не понаслышке знают, что такое логопедический массаж. С его помощью можно не только активизировать мышцы речевого аппарата, но и научить ребёнка правильно выговаривать звуки. Если органы речи готовы к работе, то и сложные звуки становится легче произносить. Тем более, данные занятия хорошо помогают в случаях, когда детям сложно произносить большое количество звуков.

    Перечень речевых нарушений, при которых назначается массаж достаточно обширен. При задержке речевого развития и правильном подходе, удаётся полностью устранить проблему, если нет других отклонений. Если отставание речи ребёнка от нормы значительное, родителям следует быть готовым к тому, что потребуется немало времени для доведения речи до нормального состояния.

    Логопедический массаж языка помогает справиться со следующими задачами:

    1. Корректирование правильного звукопроизношения.
    2. Нормализация и формирование дыхания (диафрагмального, а не верхнего или ключичного).
    3. Улучшение состояния и качества голоса и голосовых связок.
    4. Укрепление глоточных рефлексов.
    5. Нормализация правильной траектории движения органов артикуляции.

    Противопоказания к проведению

    Родители должны знать, что существует ряд противопоказаний. Они носят временный характер и требуют отложить занятие на некоторое время. Например, детский логопедический массаж не рекомендуется делать при следующих обстоятельствах:

    • повышенной температуре;
    • простудном или остром респираторном заболевании;
    • воспалении дёсен;
    • стоматите;
    • конъюнктивите;
    • нарушениях лимфооттока;
    • увеличении лимфатических узлов;
    • при наличии крови в кале;
    • герпетической инфекции.

    Есть и другие противопоказания, о которых вас детально проинформирует наш специалист перед началом курса занятий. На видео ниже хорошо показано как делается логопедический массаж зондами:

    Особенности проведения

    Перед началом процедуры логопед исследует состояние мимических, артикуляторных мышц, общей, ручной моторики. Определяет в каком они состоянии: напряжены или пассивны, имеются ли подёргивания, асимметрия в работе мышц, в зависимости от этого подбирает соответствующий набор упражнений. Во время сеанса массажа специалист подробно рассказывает и показывает тонкости проведения процедуры родителям. Они же, в свою очередь, для закрепления полученного результата, проводят их дома.

    Массаж для развития речи рекомендуется делать в несколько циклов, каждый из которых включает в себя 10 сеансов. Сеансы проводятся либо каждый день, либо через день. Промежуток между циклами составляет 1–2 месяца. Если нет возможности частого визита к логопеду, допускается увеличение расстояния между сеансами, при этом необходимо увеличить их количество.

    Логопедический массаж практически бессмыслен без одновременно проводимых занятий по коррекции имеющихся речевых нарушений. Поэтому мы проводим его бесплатно в рамках индивидуальных занятий по коррекции звукопроизношения.

    Продолжительность первых сеансов должна составлять около 5 минут. Постепенно время и количество упражнений увеличивается. Малышам, у которых были обнаружены серьёзные проблемы с развитием речевого аппарата, длительность первых занятий составляет всего 1–2 минуты, тем самым мы постепенно приучаем их к этому процессу, чтобы не вызвать негативного отношение к массажу и добиться необходимого результата.

    В зависимости от нарушения речи у детей, специалист выбирает определённый вид массажа (руками, зондами, ложками и др.) и технику его выполнения. Следует учитывать, что логопедический массаж языка вспомогательными средствами должен проводиться не ежедневно, так как можно вызвать раздражение языковых рецепторов. Оптимальным вариантом считается выполнение через день.

    Зондовый массаж - это самый эффективный метод, так как зонды имеют разную форму и функции, что позволяет достичь необходимого эффекта значительно быстрее.

    Вы можете ускорить процесс коррекции нарушения, проводя массаж самостоятельно. Для занятий с ребёнком не требуется покупать каких-то специальных зондов, которые можно увидеть у логопеда, когда он выполняет процедуру. В работе с ребёнком дома можно использовать тёплые руки взрослого или обычные ложки, зубную щётку.

    Как делать логопедический массаж самостоятельно

    Ниже приведём несколько вариантов, которые вы можете делать дома самостоятельно. Единственное, мы настоятельно рекомендуем один раз прийти к нам, чтобы логопед проверил всё ли вы делаете правильно. Заодно специалист даст рекомендации конкретно для вашего случая.

    Перед тем как делать логопедический массаж в домашних условиях, нужно хорошо проветрить помещение. Другим важным моментом является отсутствие каких-либо болезненных ощущений - все манипуляции должны быть безболезненными.

    Метод логопедического массажа по Э.Я. Сизовой

    Все манипуляции выполняется чистыми, тёплыми руками, не менее двух раз в день (утром и вечером). Берём не более 5–7 упражнений. Начинаем и заканчиваем массаж поглаживанием.

    Упражнения для губ:

    • Поглаживаем верхнюю губу от середины до уголков рта, обратно не возвращаемся (5–7 раз). Движения выполняются медленно, без нажима.
    • Делаем то же самое с нижней губой;
    • Смыкаем губы и проводим их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).
    • Делаем лёгкое постукивание по губам от середины до уголков рта обеими руками (3–4 раза).
    • Выполняем спиралевидные движения по губам от середины до уголков рта (3–4 раза). Их можно делать на каждой губе отдельно или на сомкнутых губах. Носогубный треугольник не трогаем.
    • «Утёнок» - губы сомкнуты и чуть-чуть вытянуты. Выполняется лёгкое пощипывание губ (5–7 раз).
    • «Точечный массаж в уголках губ» - пальцы кладутся на уголки губ и делаются круговые движения на одном месте (5–7 раз).
    • Смыкаем губы и выполняем их поглаживание от середины до уголков рта (5–7 раз).

    Для нижней челюсти:

    • Лёгкое постукивание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
    • Спиралевидные движения двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
    • Лёгкое пощипывание пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).
    • Поглаживание двумя пальцами от середины нижней челюсти к скулам (5–7 раз).

    Для языка:

    • Похлопывание высунутого языка от середины вниз вторым и третьим пальцами горизонтально (5–7 раз).
    • Постукивание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).
    • Спиралевидные движения по высунутому языку от середины к кончику языка (5–7 раз).
    • Пощипывание лёгкими движениями кончика языка (5–7 раз).
    • Поглаживание высунутого языка, его боковых краёв от центра до середины (5–7 раз).

    Для нёба:

    • Лёгкое постукивание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).
    • Зигзагообразные движения (вправо-влево) по центральной линии нёба (5–7 раз).
    • Спиралевидные движения по центральной линии нёба (5–7 раз).
    • Поглаживание нёба от зубов в глубину ротовой полости до мягкого нёба (5–7 раз).

    Массаж зубной щёткой

    Он требует небольшой подготовки. Прежде всего, необходимо купить саму зубную щётку. Она должна быть чистой и специально предназначенной для занятий, а не для чистки зубов. Ворс у щётки должен быть мягким. Дополнительно потребуется купить бинт. Перед занятием нужно будет сделать несколько тампонов. Их подкладывают под язык для сбора слюны, которая будет активно выделяться во время массажа. Важно вовремя сменять тампоны новыми. Это потребуется делать приблизительно каждые 2 минуты.

    Если в качестве массажиста выступает мама маленького ребёнка, чтобы расслабить малыша нужно проводить все упражнения в активном контакте-общении. Можно напевать песню, рассказывать сказку, включить классическую музыку, положить любимые игрушки. Нужно подстраиваться под своего ребёнка.

    В основе всех массажных упражнений лежит поглаживание и лёгкая вибрация. С помощью последнего удаётся достичь расслабления мышц, которые находятся в гипертонусе. Поглаживания выполняют спиралевидными или круговыми движениями. Надавливания не должны быть сильными.

    В том случае, когда логопедический массаж выполняется ребёнку больным ДЦП, нужно подобрать правильную позу. Она может быть такой:

    1. Лёжа на спине. Обязательно под голову нужно положить валик. Нижние конечности должны быть согнуты в коленях.
    2. Позиция эмбриона.
    3. На животе. В область груди ложится валик.

    При выполнении массажа при ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Дополнительно производится воздействие на скуловые мышцы, носогубную складку и подчелюстные мышцы.

    Массаж с помощью ложек

    Важным условием любого массажа является чистота рук и инструментов, которые специалист будет использовать во время выполнения процедуры. Логопедический массаж ложками выполняется при помощи обычных столовых приборов. Единственное условие: отсутствие узоров и прочих выступающих элементов на ложке, которые могут травмировать слизистую.

    Для выполнения массажа потребуется взять 2 чайные ложки и несколько про запас на тот случай, если они будут падать на пол.

    Родители должны понимать, что при проблемах с речью в массаже в большей степени нуждается язык, но без активизации всего речевого аппарата невозможно добиться должного результата. Все упражнения повторяются по 8 раз. Техника выполнения логопедического массажа ложками следующая:

    1. Поглаживание висков ребёнка выпуклой стороной ложки. Движения должны быть направлены по часовой стрелке.
    2. Лёгкое поглаживание глазных впадин округлой стороной ложки. Ложку ведут изначально вдоль надбровной дуги по направлению к внешнему уголку глаза. Возврат ложки осуществляется под глазом.
    3. Выпуклой стороной столовых приборов производится поглаживание щёк ребёнка.
    4. Спиральные движения выпуклой стороной прибора в области виска. В завершение можно сделать несколько лёгких нажатий (нужно быть очень аккуратным).
    5. Жевательные и подбородочные мышцы разминают круговыми движениями округлой стороной ложки.
    6. Кончиком столового прибора нужно «поскрести» по верхней, а затем по нижней губе. После этого делают частые нажатия.

    При выполнении массажа у большей части детей наблюдается обильная саливация, поэтому необходима работа по преодолению слюнотечения:

      Научить детей хорошо жевать, глотать вначале на собственном примере. Можно выполнять сначала пассивное движение, брать ребёнка за подбородок и как бы делать жевательные движения вверх-вниз несколько раз в день. Для научения процессу глотания можно использовать соску. Сначала вкладываем её в рот малышу, потом нажимаем на неё, чтобы полилась жидкость, вытаскиваем и проделываем массирующие движения в области шеи пока ребёнок не сглотнёт. Стараться меньше давать малышу протёртую пищу, а чаще варёное мясо, сушки.

      Научить подсасывать слюну и почаще проглатывать слюну одним толчком перед выполнением упражнений.

    Важно правильно завершить сеанс массажа. Для этого нужно погладить руками лицо и похвалить ребёнка. Хорошим заключением процедуры считается любимая игра или небольшой сюрприз в виде наклейки. Положительный настрой малышу будет гарантирован, и в следующий раз он будет без проблем соглашаться на процедуру, зная, что после неё последует вознаграждение.

    При наличии глубоких патологий (ринолалия, ДЦП), касающихся речевого аппарата, самостоятельно предпринимать попытки исправить дефект не рекомендуется. Каждый ребёнок, как и его клиническая картина, индивидуальны и требуют особого подхода для развития речи, коррекции и лечения нарушений.

    Описание проведения процедур профилактики и лечения заикании и дизартрии. Действенные методы лечения малыша.

    делать логопедический массаж при заикании и дизартрии ? Фото: на приеме у массажиста

    Развитие каждого ребенка проходит по —разному . Один малыш без особых проблем начинает говорить , другой сталкивается с затруднениями при произношении звуков и слов . Некоторые дети вообще отказываются разговаривать и молчат до определенного возраста .

    • Причиной такого детского поведения выступают разнообразные физические отклонения , проблемы психологические , послеродовые травмы и послеродовые заболевания
    • Такая ситуация должна исследоваться специалистами , так как проблема нарушения речи не исчезнет просто . Пройдите консультацию с врачом —логопедом , определитесь с наиболее эффективным комплексом лечения
    • Сегодня самым действенным способом вылечивания выступает массаж от логопеда . Такое средство лечения в приоритете при заикании , дизартрии и дефективных сложностях

    Что такое логопедический массаж ?



    Фото: логопедический массаж в положении лежа

    Массаж логопеда — упражнения , с воздействием приемов механики на состояние нервов , тканей в речевом аппарате , где расположены сосуды кровеносные . Это техника по лечению и нормализации состояния речевого произношения , эмоциональности ребенка .

    Такой массаж применяют успешно при дизартрии , заикании . Он прекрасно улучшает кровообращение и проводит активизацию лимфа системы , общее организма состояние на физиологическом уровне .

    Основными задачами такого массажа выступают :

    • активация аппарата речи , мышц с небольшой способностью сократительной
    • приведение в тонус артикуляции
    • активное стимулирование проприоцептивных ощущений
    • техника крепости глотательного рефлекса
    • стимулирование головного мозга в речевой зоне афферентации

    Массаж логопедический обязан проходить в теплом и вентелируемом помещении . Цикл состоит из десяти – двадцати каждодневных сеансов . Перерыв следует делать промежутком в один — два месяца .

    Виды логопедического массажа при заикании и дизартрии

    • Точечный – действует в активных биологических точках . Проходит в зоне волосяного покрова
    • Классика — массаж практики поглаживаний , вибрационных действий
    • Сегментарно — рефлекторный : сегментируются приемы классического приема в определенных зонах . Выполняются упражнения в воротниковой зоне , в шейном отделе лица
    • Массаж зондовый . Выполняется за счет использования инструмента — зонда


    Фото: сеанс у логопеда

    Можно ли самостоятельно выполнять логопедический массаж ? Массаж языка

    Такой специфический вид массажа необходимо доверять квалифицированному и специально обученному человеку , для безопасности и лучшей эффективности проводимой процедуры .
    Для использования в домашних условиях возможно использование следующих упражнений :

    • Массаж губ проводиться с помощью нетрудных поглаживаний и пощипывание губ у малыша
    • Массаж языка проводиться с использование электро зубной щетки . С ее помощью проводим воздействие на кончик языка в самом центре
    • Массаж рук ребенка сопровождаем нежными движениями массажирующими конечностей пальцев

    Эффективность любого из методов логопедического массажа будет достигнута даже при тяжелых формах в нарушении речи .
    Обязательно проводить все процедуры в установленный невропатологом и педиатром срок . Посмотрите видео ниже, как делать такой массаж.

    Видео: Логопедический массаж языка: мастер класс

    Какие существуют методики , приемы и инструменты для логопедического массажа ?

    Логопедический массаж состоит из целого комплекса методик и приемов . Существует три комплекса , целенаправленных в зону симптомов патологических .

    • Первый сборник упражнений происходит при высоком тонусе
    • Второй — при дистонии , атаксии и появившихся гиперкинезах
    • И последний комплекс предполагает массаж при низком тонусе

    Пример массажа предполагает :

    • нормирование тонуса мышечной массы в органах артикуляции
    • нормализацию моторного аппарата
    • налаживание рефлексов точности , ритма , переключения

    Профессиональный массажист в ходе проводимых приемов должен определить :

    • последовательность работы со звуками ; отработать и довести до автоматики основные артикуляционные уклады звуков , которые нуждаются в корректировке
    • развить слух фонематики
    • отработать слова сложной звука — слоговой структурированности

    Диагноз дизартрии – часто встречающееся заболевание в логопедии . К первоначальным симптомам на болезнь относят : ужасную дикцию , невероятные замены звуков в структуре слога , невнятную речь .

    Основная логопедическая программа спланирована так :

    • На обычных упражнениях с детками изучается материал , который направлен на преодоление недоразвитости речевого рефлекса
    • На занятиях индивидуального характера происходит коррекционные действия произносительной стороны речи , проходит устранение дизартрии
    • Лечебный процесс проходит в некоторые определенные этапы . На первоначальном этапе предусмотрена нормализация мышечного тонуса . Здесь логопед проводит массаж , и планирует занятия ведущие к нормализации моторики артикуляционного аппарата
    • Вводит специализированные упражнения для укрепления голоса и дыхания . Основополагающим элементом всех занятий с логопедом является развитие мелкой моторики

    Основным видом специализированного массажа выступает массаж на языке .

    • Здесь вступает в дело собрание действий физических , которые определены на выздоровление участков тела ребенка , которые поражены
    • Длительность процедуры не меньше шести минут и не больше двадцати на последних занятиях сеанса
    • Противопоказаниями к такому массажу выступают : рвотные позывы , заболевание зубной полости , заболевания вирусно — инфекционной группы


    Фото: инструменты для применения в логопедическом массаже

    Инструменты логопедического массажа

    Логопед имеет вспомогательные элементы в своей работе . К ним относят зонды . Делятся они на два подвида : разработанные из металла и из пластмассы . Форма их достаточно разнообразна :

    • Шарик , улитка , топорик , усы , грибок

    Эти приспособления безопасны для ребенка .

    Правила проведения массажа инструментами

    Различают две безопасных позы для выполнения массажных упражнений :

    • Расположение — лежа на спине с использованием подушки под шеей
    • В позе – сидя на стуле , с использованием подголовника (возможно использование детских приспособлений : кресла , коляски ). Для успешности в процедуре мышцы должны быть расслаблены и быть в покое . Сначала выполняется гимнастические упражнения для растяжки

    Упражнения , проводимые при дизартрии :

    • Усиление продольной и поперечной мышцы за счет сдавливания пластмассовым зондом точек на языке . Двигательные процессы нацеливаются от корней к кончику языка
    • Проведение зондом в виде шарика по продольным мышцам , для их укрепления . Упражнение выполняем десять раз
    • Глажка мышц поперечных зондом
    • Весь периметр языка обкалываем зонтом в течение десяти секунд
    • Проводим точечные двигательные повороты против стрелки часовой
    • Массажируем весь язык пальцами . Для укрепления мышц
    • Нацеливаем надавливания и потряхивания языка , держим его за кончик
    • Проводим вибрационные телодвижения зондом по краю языка

    Количество проводимых массажем зависит от индивидуальных особенностей организма ребенка .

    Польза от логопедического массажа при заикании и дизартрии будет достигнута только при регулярном проведении занятий .

    Дети , имеющие меньшую степень