Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Наблюдение за рыбкой в аквариуме. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Занятие на тему "Аквариумные рыбки"

    Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему: Наблюдение за рыбкой в аквариуме. План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Занятие на тему

    Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

    «Аквариумные рыбки»

    Тема: Аквариумные рыбки

    Цель: освоение организационных навыков и умений для учёбы в школе.

    Задачи:

      расширять кругозор учащихся:

      развивать мелкие движения руки;

      способствовать развитию внимания, воображения, мышления, речи учащихся.

    Оборудование:

    Для учителя: колокольчик, разноцветный мягкий кубик, рисунок аквариума, рисунки рыбок, картинка золотой рыбки в аквариуме, ёлочная игрушка «Золотая рыбка», шаблоны или готовые вырезанные детали изделия, картинка «Обведи по контуру и раскрась», картинка «Найди двух одинаковых рыбок», скакалка для игры «Удочка», смайлики.

    Для учащихся: цветная бумага, ножницы, клей, подкладной лист, цветные карандаши, простой карандаш

    Физминутки и игры учитель проводит индивидуально, в зависимости от усидчивости и подготовленности учащихся.

    1.«Готов к уроку»

    Звонок, дети становятся около своих парт.

    2.Психологический настрой

    Учитель:

    Каждый день – всегда, везде,

    На занятиях, в игре.

    Смело, чётко говорим

    И тихонечко сидим.

    3.Знакомство с классом. Ответ по цепочке.

    Учитель:

    Сейчас мы с вами, отвечая по цепочке, познакомимся. А поможет нам в этом вот этот волшебный кубик.

    Меня зовут Лидия Петровна (передаю следующему)

    Учащиеся:

    Иван, Настя …

    4. Знакомство с правилами поведения в школе

    Учитель:

    Парта – это не кровать,

    И нельзя на ней лежать.

    Ты сиди за партой стройно

    И веди себя достойно.

    Учитель спросит – нужно встать,

    Когда он сесть позволит – сядь.

    Ответить хочешь, не шуми,

    А только руку подними.

    5.Сообщение темы занятия

    Учитель:

    Сегодня мы будем работать над упражнениями, которые требуют от вас активности рук, глаз, слуха.

    И у нас на занятии сейчас появится, … угадайте что.

    Посмотрите дом стоит
    До краёв водой налит,
    Без окошек, но не мрачный,
    С четырёх сторон прозрачный.
    В этом домике жильцы
    Все умелые пловцы.

    Учащиеся:

    Аквариум

    (Учитель открывает или показывает рисунок аквариума)

    Учитель:

    Ребята, а для кого этот домик?

    Учащиеся:

    Для рыбок.

    Учитель:

    А что вы заметили?

    Учащиеся:

    Здесь нет рыбок.

    Учитель:

    Всё верно. Мы постепенно будем заполнять аквариум рыбками – это наша цель. Если вы постараетесь, то за каждое правильно выполненное задание в аквариуме появится новая рыбка.

    6.Развитие речи

    Учитель:

    Отгадайте загадку:

    К нам из сказки приплыла,

    Там царицею была.

    Рыбка эта непростая,

    Рыбка эта...

    Учащиеся:

    Золотая.

    Учитель:

    Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?

    Учащиеся:

    А. С. Пушкин.

    Учитель:

    А где жила золотая рыбка в сказке?

    Учащиеся:

    В море - океане.

    Учитель:

    Правильно. Вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется первая рыбка.

    (Учитель прикрепляет рыбку)

    Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа

    Цель: расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки», совершенствование диалогической речи.

    Учитель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.

    Учитель:

    Кто это?

    Учащиеся:

    Золотая рыбка.

    Учитель:

    Как вы догадались?

    Учащиеся:

    Она оранжевая, золотая, как в сказке.

    Учитель:

    Что делает золотая рыбка?

    Учащиеся:

    Она плавает.

    Учитель:

    Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?

    Учащиеся:

    Она очень красивая, сказочная.

    Учитель:

    Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?

    Учащиеся:

    Чтобы плавать.

    Учитель:

    Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».

    А чем питается золотая рыбка?

    Учащиеся:

    ………..

    Учитель:

    Правильно её кормит человек сухим кормом.

    Вы правильно ответили на все мои вопросы, и в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

    (Учитель прикрепляет рыбку)

    7. Физкультурная минутка «Рыбка»

    Цель: координация речи с движением, развитие подражательности, уточнение словаря по теме.

    Учитель:

    Рыбка плавает в водице

    Рыбке весело гулять.

    (Соединяют поочередно пальчики от указательного до мизинца и обратно)

    Рыбка, рыбка, озорница,

    (Погрозить указательным пальцем)

    Мы хотим тебя поймать.

    (Закручивают руками вперед - назад)

    Рыбка спинку изогнула,

    (Приседают, крутя туловищем)

    Крошку хлебную взяла.

    (Показать руками хватательные упражнения)

    Рыбка хвостиком махнула,

    (Приседают, крутя туловищем)

    Очень быстро уплыла.

    И в нашем аквариуме появляется ещё одна рыбка.

    (Учитель прикрепляет рыбку)

    8. Игра «Ловля рыбок»

    Интереснее играть с несколькими детьми. В игру можно взять взрослых.
    Участники становятся в хоровод, берясь за руки, и поднимают руки вверх. Несколько других детей будут рыбками. «Рыбки» бегают произвольно, то забегая внутрь круга, то выбегая из него, пока звучит какая-то музыка или бубен ведущего. Как только музыка прекращается, хоровод должен дружно опустить сцепленные руки вниз и «поймать рыбок». Что делать с пойманными рыбками решайте сами.

    (Учитель прикрепляет рыбку)

    9. Изготовление ёлочной игрушки «Рыбка»

    Учитель:

    А сейчас я предлагаю каждому из Вас сделать свою золотую рыбку и отпустить её в аквариум.

    (Если дети хорошо подготовлены, то они сами по шаблону делают рыбку, если подготовлены слабо, то учитель вырезает заготовки деталей сам, а дети только склеивают рыбку).

    План работы:

      Обводим и вырезаем одну деталь туловища из двухцветной жёлтой бумаги.


      Обводим и вырезаем две детали глаза (чёрным или синим цветом)

      Склеиваем рыбку.

    Учитель:

    А теперь мы наших рыбок отпустим в наш аквариум.

    (Дети прикрепляют своих рыбок)

    10. Игра с кубиком «Назови ласково».

    Цель: совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.

    Учитель:

    Встаньте в круг. Поиграем с цветным мягким кубиком. Я буду бросать вам кубик, и называть слова, а вы будете ловить кубик и называть это слово ласково.

    Учитель – учащийся:

    рыба - рыбка

    11.Разминка для пальцев:

    Учитель:

      вращение кистей;

      сжимание и разжимание пальцев в кулак;

      «погладим котёнка» поглаживающие движения рук;

      «кольцо» соединяем большой и указательный пальцы;

      ладонь – ребро – кулак;

      «расслабление» опустить руки вниз, встряхнуть их.

    (Учитель в аквариум добавляет рыбку)

    12.Обведи по контуру и раскрась

    Цель: развитие мелких мышц руки, ориентировки в пространстве.

    Учитель:

    Ребята, сколько здесь рыбок?

    Учащиеся:

    На картинке две рыбки.

    Учитель:

    В какую сторону плывут рыбки?

    Учащиеся:

    Одна рыбка плывёт влево, а другая вправо.

    Учитель:

    Обведите рисунок по контуру.

    (Дети выполняют задание)

    Рыбку, которая плывёт влево, раскрасьте жёлтым и красным цветом.

    (Дети выполняют задание)

    Рыбку, которая плывёт вправо, раскрасьте синим и зелёным цветом.

    (Дети выполняют задание.)

    Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.

    (Учитель в аквариум добавляет рыбку)

    13. Игра «Найди двух одинаковых рыбок»

    Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления.

    (Учитель в аквариум добавляет рыбку)

    14. Игра «Аквариум»

    Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.

    (В данной игре дети могут подойти к доске, посчитать, показать предметы)

    Учитель:

    Ребята, посмотрите, сколько рыбок появилось в нашем аквариуме.

    Учащиеся:

    Учитель:

    Какие по размеру в нашем аквариуме рыбки?

    Учащиеся:

    Большие и маленькие.

    Учитель:

    Сколько здесь маленьких рыбок?

    Учащиеся:

    …….

    Учитель:

    Сколько здесь больших рыбок?

    Учащиеся:

    Учитель:

    Ребята, а каких рыбок больше?

    Учащиеся:

    Маленьких рыбок больше.

    Учитель:

    А на сколько маленьких рыбок больше, чем больших?

    Учащиеся:

    ……..

    Учитель:

    Покажите рыбок, которые плывут влево.

    Вправо.

    Покажите рыбок, которые плавают вверху аквариума.

    На дне аквариума.

    15.Игра «Удочка»

    Игра "Удочка" проводится так. Дети становятся в круг - это рыбки, в центре рыбак, в руках у него верёвочка с мешочком на конце или скакалка, он раскручивает верёвочку, а дети прыгают. Кого задел, тот пойман и выходит из игры.

    (Учитель прикрепляет рыбку)

    16.Итог занятия

    Цель: оценка работы детей.

    Учитель:

    С кем вы познакомились сегодня?

    Учащиеся:

    С золотой рыбкой.

    Учитель:

    Какая она?

    Учащиеся:

    Красивая, золотая, проворная, небольшая.

    Учитель:

    Где она живет?

    Учащиеся:

    В аквариуме.

    Учитель:

    Что она делает?

    Учащиеся:

    Она плавает в аквариуме и радует нас.

    Учитель:

    Чем её можно кормить?

    Учащиеся:

    Сухим кормом.

    17. Рефлексия

    Учитель:

    Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.

    А теперь выберите такой смайлик, с каким настроением вы уходите с занятия.



    (Ребята выбирают смайлики и вывешивают их на доску)

    Используемые источники:

    Источники информации:

    Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни ребёнка в школе. Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.

    Журнал «Начальная школа», № 5, 1998 год, с.96-98

    Загадка об аквариуме

    План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»

    Игра «Ловля рыбок»

    Картинки:

    Золотая рыбка в аквариуме

    Рыбки для раскрашивания

    Смайлик 2

    Шаблоны и изделие «Золотая рыбка» авторские

    Конспект ОД в детском саду. Старшая группа

    Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
    Описание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.

    Образовательная область: Речевое развитие
    Цель: Составление описательных рассказов о рыбах.
    Задачи
    Образовательные
    Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
    Совершенствовать навыки словообразования.
    Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
    Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
    Развивающие
    Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
    Воспитательные
    Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
    Методы и приемы: Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
    Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
    Предварительная работа: Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
    Воспитатель: Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
    Сообщение темы занятия
    Воспитатель: Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)

    Воспитатель: Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
    1 вопрос: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
    Воспитатель: Где водятся рыбы?
    Дети: В воде.
    Воспитатель: Чем покрыто тело рыб?
    Дети: Чешуей.
    Воспитатель: Чем дышат рыбы?
    Дети: Жабрами.
    Воспитатель: Что рыбы делают в воде?
    Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
    Воспитатель: Какие рыбы?
    Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
    Воспитатель: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
    2 вопрос: Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
    3 вопрос: Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.

    Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
    Воспитатель: Как назовем маленькую рыбу?
    Дети: Рыбка.
    Воспитатель: Назовите рыбу ласково.
    Дети: Рыбонька, рыбочка
    Воспитатель: А как мы назовем большую рыбу?
    Дети: Рыбина.
    Воспитатель: Как называют человека, который ловит рыбу?
    Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
    Воспитатель: Куда пошел рыбак?
    Дети: На рыбалку.
    Воспитатель: Что он делает на рыбалке?
    Дети: Рыбачит.
    Воспитатель: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
    Дети: Рыболовный.
    Воспитатель: Как называется суп из рыбы?
    Дети: Рыбный.
    Воспитатель: А жир рыбы, какой?
    Дети: Рыбий.
    Воспитатель: Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
    Дети: Рыбацкий.
    Воспитатель: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)

    Физкультурная минутка «Рыбы»
    Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
    Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
    А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
    В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
    Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
    В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
    Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
    Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
    Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)

    Воспитатель: Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.

    Воспитатель: Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
    Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
    Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)

    Воспитатель: А эта? (в море) Какие они? (морские)

    Воспитатель: А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)

    Воспитатель: Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
    И последний пункт плана? (чем питается)

    Воспитатель: Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
    Дети: Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
    Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
    Маршруты
    Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.

    После обсуждения команды собираются вместе.
    Воспитатель: Послушаем первую команду
    Примерный рассказ о щуке
    Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя.
    А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.

    Воспитатель: Послушаем вторую команду
    Примерный рассказ о золотой рыбке
    Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
    А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.

    Воспитатель: Послушаем третью команду
    Примерный рассказ о морском коньке
    Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
    Воспитатель: Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)

    Рассказ воспитателя
    Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
    Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.

    Воспитатель: Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)

    АЛЛА ТАРАН

    Цель :

    Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы - рисование пластилином.

    Задачи :

    1. Закрепить умение использовать в работе ранее усвоенные приемы лепки (скатывание, оттягивание, прищипывание, сглаживание границ соединения) .

    2. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный природный материал (горох, камни, ракушки) .

    Материал для занятия :

    Картон синего или голубого цвета

    Набор пластилина

    Ракушки, фасоль, камни

    Салфетки для рук

    Предварительная работа :

    Беседа о рыбах

    Чтение художественной литературы

    Рисование любимых рыбок

    Организационный момент :

    Собрались все дети тут,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся.

    И друг другу улыбнёмся.

    (Я улыбнулась вам, вы улыбнулись мне и своим друзьям, чтобы было у нас с вами хорошее настроение)

    Загадка :

    Стеклянный домик на подставке

    С прозрачною водой,

    С камнями и песком на дне

    И с рыбкой золотой . (Аквариум .)

    Ребята, а кто из вас знает,что такое аквариум ?

    Скажите, а что интересного можно увидеть в аквариуме ?

    Правильно, аквариум – это целый подводный мир. Также как и мы не можем жить без воздуха, так и рыбы не могут жить без воды, это их дом. На дне много разноцветных камушков, ракушек, имеются там и подводные растения. А кто знает, как они называются?

    Водоросли.

    Да, это водоросли. Некоторые рыбы питаются ими, а еще подводные растения насыщают воду кислородом, который так необходим рыбкам .

    Ребята, а вы уже догадались чем мы будем рисовать рыбок?

    Пластилином.

    А давайте подумаем, с чего мы начнем работу….

    Сначала оформим рыбку .

    Надо взять пластилин и заполнить все туловище рыбки , размазывая его тонким слоем до границ нарисованного контура.

    Ребята, что еще мы не нарисовали у рыбки ?

    Глаза, рот.

    А потом оформим дно, возьмем кусочек пластилина и размажем его тонким слоем внизу картона. Это будет песок. А затем выложим на песке ракушки и камушки (фасоль) .

    Ребята, у рыбок еще бывают чешуйки, давайте мы их выложим горохом. А вы знаете, что чешуйки защищают мягкое тело рыбы от повреждений : от острых камушков, ракушек, от зубов хищников.

    ФИЗМИНУТКА

    Пять маленьких рыбок ныряли в реке

    (имитация рыб) .

    Лежало большое бревно на песке

    (развести руки в стороны) .

    Первая рыбка сказала :- нырять здесь легко

    (имитация ныряния) .

    Вторая сказала :- ведь здесь глубоко

    (грозят указательным пальцем) .

    Третья сказала :- мне хочется спать

    (руки лодочкой под ухо) .

    Четвертая стала чуть-чуть замерзать

    (потереть кистями плечи) .

    Пятая крикнула :- здесь крокодил

    (имитируют пасть крокодила) .

    Плывите скорее, чтоб не проглотил

    (убегают) .

    Давайте вспомним с чего мы начнем работу?

    Прежде чем приступить к работе, .разомнем наши пальчики.

    Пальчиковая гимнастика.

    Рыбки плавали в водице

    То вперед, то назад

    То наверх, то вниз

    То сомкнутся, разомкнутся

    То зароются в песке.

    Работа детей.

    Ребята, вы сегодня очень постарались, у вас получились такие замечательные рисунки!

    Выставка работ. Рассказы о своей работе. (2-3 ребенка)

    Рефлексия

    А что вам сегодня понравилось?

    Что было трудным для вас?

    Публикации по теме:

    На одном из занятий по аппликации мы с ребятами разговаривали о домашних животных По мнению детей, рыбки в аквариуме являются самыми добрыми,.

    Конспект НОД по рисованию «Рыбки в аквариуме» конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию Рисование Тема: «Рыбки в аквариуме» Возраст:.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию из бумаги в старшей группе. Тема: «Рыбки в аквариуме» Интеграция.

    Конспект НОД по рисованию «Рыбки плавают в аквариуме» Тема: «Рыбки плавают в аквариуме» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическая культура», Коммуникация», «Художественное.

    Конспект занятия в старшей группе по изодеятельности (пластилинографии) «Рыбки в аквариуме» МАДОУ «ЦРР - детский сад № 27» Конспект занятия в старшей группе по изодеятельности (пластилинографиии) на тему: «Рыбки в аквариуме»..

    1 слайд: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 1" г. о. Самара Мастер-класс "Рыбки в аквариуме".

    Рогачева Майя Петровна

    воспитатель МБДОУ № 8

    Цель. Подвести к понятию «декоративные (аквариумные) рыбки», показать, что они без человека обойтись не могут. Закреплять навыки счета, измерения. Развивать логическое и комбинаторное мышление, память, воображение, внимание, речь, коммуникативные способности, обучать контролю и самоконтролю.

    Материал и оборудование. Аквариум с рыбками. Графические модели рыб, рисунки с кормом для аквариумных рыб; наборы открыток с изображением декоративных рыбок в аквариуме. Справочник по разведению рыбок в аквариуме. Детские рисунки. Дневник наблюдений дежурных за поведением рыбок. Оборудование для ухода за рыбками (тер-мометр, груша для подкачивания воздуха или компрессор, светильники, обогреватель). Емкости для воды (тазики или кастрюли). Мерки для измерения воды (ведерки, баночки). Набор геометрических фигур у каждого ребенка (10 квадратов, 10 треугольников, пять прямоугольников). Цифры, знаки арифметических действий, знак равенства. Фланелеграф или наборное полотно. Наборы овалов - моделей рыбок у детей и у педагога (разного размера и расцветки). Карточки для формирования понятия «декоративные рыбки»: дом, аквариум, цветок, глаз.

    Ход занятия в старшей группе: «Аквариумные рыбки и азы математики»

    Часть 1. Условия, необходимые рыбкам для жизни в аквариуме.

    Педагог подводит детей к аквариуму с рыбками. Дети рассматривают аквариум, наблюдают за поведением рыбок. Отмечают их особенности, описывают внешний вид.

    П. Что нужно рыбкам для нормальной жизни в аквариуме?

    Д. Чистая вода, корм, воздух, тепло, растения, моллюски.

    П. Какие условия нужно создать, чтобы вода в аквариуме была чистой?

    Д. Аквариум сверху надо прикрыть, чтобы в воду не попадала пыль. Но надо оставить щель, чтобы проходил воздух. Сачком надо убирать не доеденный рыбками корм.

    Хорошо поселить в аквариум сомиков: они живут на дне и доедают остатки корма.

    В аквариуме должны жить моллюски: они тоже доедают за рыбками корм, а также чистят стеклянные стенки от водорослей.

    П. Как вы узнаете, что рыбкам воздуха не хватает, что его недостаточно в аквариуме?

    Д. Рыбы высовываются из воды с открытым ртом. Это значит, что им не хватает воздуха, они задыхаются.

    П. Что нужно сделать, чтобы помочь рыбкам?

    Д. Добавить в воду воздух.

    П. Это можно сделать с помощью компрессора или груши. Еще в аквариуме необходимы растения они выделяют кислород, необходимый для дыхания и поглощают угле-кислый газ. Но растения выделяют кислород только в светлое время суток или когда аквариум освещен. А еще для чего нужны растения?

    Д. Растения очищают воду. Они нужны и для того, чтобы рыбки могли спрятаться, отдохнуть. А еще растения придают аквариуму красивый вид, он становится похож на летний пруд.

    П. Что еще кладут на дно аквариума?

    Д. На дно кладут песок и камни.

    П. Можно ли обойтись без них?

    Д. Нет. В песок сажают растения, без него растениям не за что зацепиться, не за что держаться.

    Педагог предлагает внимательно рассмотреть растения, вспомнить их названия, отметить отличительные особенности каждого вида растений.

    П. Что еще важно для рыбок?

    Д. Надо чаще смотреть на термометр. Если столбик в нем находится ниже синей черты, то надо включить обогреватель или электролампочки. Рыбки могут заболеть или погибнуть, если вода будет холодная.

    П. Все ли условия, необходимые для жизни рыб, мы назвали или что-то забыли?

    Дети говорят, что забыли про корм, который нужен рыбкам, и составляют рассказ о нем по опорным карточкам с изображением корма для аквариумных рыбок.

    Часть 2. Заполним аквариум водой

    П. Какой формы могут быть аквариумы?

    Д. Прямоугольной, круглой, квадратной.

    П. Правильнее сказать не круглой, а шарообразной. А как лучше установить шарообразный аквариум?

    Д. Для него нужна подставка?

    П. Почему?

    Д. Шарообразный аквариум неустойчив, он покатится, и вода выльется.

    П. А как можно доказать правильность ваших выводов?

    Д. Можно взять мяч или шарик и брусок, положить их на стол. Если стол слегка качнуть, то мячик и шарик покатятся, а брусок останется на месте.

    П. А о каких условиях нужно помнить при выборе материала для аквариума?

    Д. Нужно, чтобы в аквариум попадал свет. Значит, он должен быть прозрачным. Лучше всего его делать из стекла или прозрачной пластмассы.

    П. А какие аквариумы бывают по объему, по тому, сколько помещается в них воды?

    Д. Аквариумы бывают большие, когда в них входит много литров воды; средние, когда воды поменьше, и маленькие, когда воды мало.

    П. Представим себе, что у нас с вами два разных, не похожих друг на друга аквариума. (Показывает на две емкости, например на тазик и кастрюлю вместимостью примерно по 4 л) Как вы думаете, что нужно, чтобы заполнить эти емкости водой?

    Д. Нужны вода и то, чем ее можно наливать в аквариум. А еще мерные емкости.

    Дети рассматривают мерки, в качестве которых можно использовать детские ведерки (1 л и 0,5 л воды), баночки (1 л и 0,5 л); если есть маленький аквариум для мальков, можно использовать его.

    П. Давайте определим, сколько этих мерных емкостей (показывает на большое ведерко или литровую банку и на кастрюлю) может поместиться в аквариуме (кастрюле)?

    Вызванный ребенок отмеривает воду, берет ее из большого ведра большим ведерком или банкой. Дети считают, сколько этих мерок ребенок выливает в кастрюлю, и откладывают квадраты: получается столько квадратов, сколько ведерок или банок вместилось в кастрюлю (напр. четыре).

    П. А сколько этих мерных емкостей (показывает на маленькое ведерко или пол-литровую банку) поместится в аквариуме (кастрюле)?

    Другой ребенок отмеряет воду новой меркой, а дети считают и выкладывают треу-гольники: получается столько треугольников, сколько раз ребенок использовал мерную емкость (напр. восемь).

    П. Почему этих ведерок понадобилось больше, чтобы заполнить кастрюлю? Ведь мы заполняли водой ту же емкость.

    Д. Мерка меньше, поэтому количество мерок получилось больше: в первом случае мы отложили четыре квадрата, во втором - восемь треугольников.

    П. Верно. А почему восемь, а, например, не семь? Как узнать, правильно ли мы измерили?

    Правильно ли мы сосчитали количество мерок?

    Д. Надо сравнить мерки между собой.

    П. Как сравнить? Вы уже сказали, что одна мерка больше, а другая меньше.

    Д. Надо измерить большую мерку маленькой, определить, сколько маленьких мерок в большой.

    П. Верно, нужно измерить большую мерку маленькой. А что значит измерить?

    Д. Узнать, сколько раз маленькая мерка вмещается в большой.

    Вызванный ребенок заполняет водой маленькое ведерко и переливает воду в большое. Убедившись, что оно еще не заполнилось водой, наполняет водой маленькое ведерко еще раз и переливает ее в большое ведерко. Дети убеждаются, что в большое ведерко вмещается воды столько, сколько в два маленьких.

    П. Во сколько же раз большая мерка больше маленькой?

    Д. Она больше в два раза.

    П. Как еще мы можем проверить, правильно ли мы произвели измерение?

    Одни дети предлагают в своих моделях заменить квадрат на два треугольника, другие - заменить два треугольника одним квадратом.

    П. Если два треугольника заменить на один квадрат, получим следующее (показывает)

    П. Если один квадрат заменить на два треугольника, то получим следующее (показывает)

    П. Давайте узнаем, сколько нужно налить воды в аквариум, если дети решили поселить в нём в нем две большие рыбки и одну маленькую. Известно, что для одной большой рыбки требуется 2 л воды, а для одной маленькой достаточно 1 л воды. (Прикрепляет к фланелеграфу две большие рыбки и одну маленькую. Показывает литровую банку.

    Читает задачу еще раз.) Кто запишет решение этой задачи на наборном полотне?

    Вызванный ребенок с помощью разрезных цифр, знаков «+» и «=» выкладывает решение задачи, а дети делают то же у себя на столах. Записи могут получиться различными.

    Главное, чтобы ребенок мог объяснить свое решение.

    Примечание. Если ребенку трудно «записать» решение с помощью цифр, он может сделать это с помощью квадратов или прямоугольников и квадратов.


    П. Для чего разводят рыбок в домашних условиях? Даже выводят виды, которых нет в природе? Посмотрите: это золотая рыбка. Золотая рыбка произошла от золотистого карасика. Позднее от золотой рыбки были получены ее разновидности: телескоп, шубункин, вуалехвост, львиноголовка, комета.

    Если этих рыбок нет в аквариуме, можно использовать карточки, открытки. Педагог выкладывает схему происхождения золотой рыбка и ее разновидностей.


    П. Как вы думаете, зачем люди заводят дома аквариумных рыбок?

    Д. Чтобы в доме было уютно, красиво. Подойдешь к аквариуму посмотришь на рыбок -и становится радостно.

    П. У кого дома есть аквариум? Кто за ним ухаживает? (Ответы) Могут ли рыбки жить в аквариуме без заботы о них человека? А в природе?

    Д. В речке для рыб есть все необходимое: еда, вода, свет, тепло. В речке рыбы могут обойтись без человека. А за рыбками, которые живут в аквариуме, мы ухаживаем:

    кормим, убираем, моем аквариум, подкачиваем воздух. Без человека они погибнут:

    останутся голодными, будут задыхаться без воздуха, заболеют, так как вода станет грязной...

    П. Каким одним словом можно назвать рыбок, живущих в аквариуме?

    Если дети затрудняются с ответом на этот вопрос, педагог подсказывает слова «декоративные, аквариумные», объясняет их значение. Предлагает выбрать картинки с изображением корма и условиями для жизни рыбок, для составления рассказа о декоративных рыбках.


    Условия, необходимые для жизни декоративных рыбок

    а – дом; б – человек; в – глаза, чтобы ими любоваться; г – песок, камушки;

    д – растения; е – вода; ж – тепло; з – свет; и – корм.

    Дети должны выбрать следующие карточки: дом, человек, аквариум, глаз и составить определение «аквариумные рыбки» по ним.

    П. А что является главным условием для жизни рыб в аквариуме?

    Д. Главным условием является вода. Рыбки живут только в воде.

    Часть 4. Комбинации рыбок.

    П. Вспомним, сколько рыбок мы хотели поселить в аквариуме, и каких?

    Д. Три рыбки две большие и одну маленькую.

    П. В зоомагазине оказалось в продаже пять видов рыбок: серебристый карась, золотая рыбка, меченосец, золотистый карасик, сомик.

    Дети рассматривают графические модели рыбок прикреплённые к фланелеграфу.


    П. Определите, какая модель какой рыбке соответствует.

    Дети по размеру овалов и их цвету определяют, какой овал какой рыбке соответствует: серый большой овал - серебристый карасик, красный большой овал - золотая рыбка, желтый большой овал - золотой карась, зеленый маленький овал - меченосец, коричневатый овал - сомик.

    П. На какие две группы можно разделить этих рыбок?

    Д. На две группы: большие и маленькие рыбки.

    Вызванный ребенок делит овалы на две группы: разбивает множество на два подмножества).

    П. Сколько видов больших рыбок продавали в зоомагазине?

    Д. Три вида: серебристый карась, золотая рыбка, золотистый карась.

    П. Сколько видов маленьких рыбок продавали в зоомагазине?

    Д. Два вида: меченосец, сомик.

    П. Давайте, определим, какие наборы рыбок можно сделать. У вас есть модели рыбок (овалы). Составьте наборы из двух больших рыбок и одной маленькой и расскажите о своем выборе соседу по столу.

    Дети составляют из овалов наборы рыбок и объясняют свой выбор. Педагог фиксирует наборы на наборном полотне или фланелеграфе.

    П. Молодцы! У вас получилось восемь различных наборов - и все красивые!

    Конспект занятия в старшей группе по теме «Кто такие рыбы?»

    Цель: формировать представления детей о рыбах: строение, способ размножения, питание.

    Задачи:

    Образовательная:

    Учить выделять характерные признаки различных рыб; классифицировать рыб (морские, пресноводные, аквариумные).

    Развивающая:

    Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, активизировать речевую деятельность детей.

    Воспитательная:

    Воспитывать бережное отношение к природе, формировать чувство прекрасного, гармонии в природе.

    Материалы:

    Магнитный плакат «Водоемы», иллюстрации с изображением морских и пресноводных рыб, фишки, лист бумаги (разделенный на 2 полосы), круги синего и зеленого цвета, разрезные картинки.

    Словарная работа:

    Уточнить понятия: чешуя, жабры, морские и пресноводные рыбы; ввести обобщающее понятие – «рыбы», «водоемы».

    Предварительная работа:

    Чтение произведений А. Клыкова «Зимой под водой», Л. Карпова «Как зимуют рыбы?», А. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», разучивание пословиц: «На то и щука в реке, чтоб карась не дремал», «Мороз злее, а налим живее»; подвижные игры: «Удочка», «Караси и щука».

    Ребята, сегодня мы с вами отправимся в водное путешествие. А на чем мы с вами поплывем?

    Ответы детей: пароход, корабль, лодка.

    Правильно, сейчас мы с вами отправляемся в путешествие на моторной лодке.

    Приготовьтесь, взяли руль в руки, завели мотор (Дети произносят звук «ррр…»). Осторожно! Поворот - направо, потом - налево, еще раз - направо, еще раз - налево, теперь держим курс прямо; приглушаем мотор… (дети произносят звук «ррр…» всё тише и тише).

    И вот мы с вами оказываемся на водоеме (воспитатель показывает магнитный плакат « Водоемы»).

    Ребята, как вы думаете, что это за водоем?

    Ответы детей: река, пруд, озеро.

    Действительно ребята, мы оказались на пресноводном водоеме (река или озеро). Посмотрите, как разнообразен и прекрасен животный, растительный мир на водоеме!

    Обратите внимание, как будто водоем делится на две части: одна часть – надводная и прибрежная, почти не различимы, другая – подводный мир.

    Назовите мне обитателей надводного мира, которых вы видите на картине.

    Ответы детей: насекомые (водомерки, бабочки и стрекозы и др.), лягушки, цапли, бобры, кувшинки, лилии и др.

    Назовите мне обитателей подводного мира, которых вы наблюдаете.

    Ответы детей: улитки, раки, речные рыбы, жук – плавунец, водоросли и др.

    А сейчас давайте поиграем. Игра «Кто, где живет?».

    Играем по командам (1-ой команде необходимо отобрать картинки с изображением обитателей животного и растительного мира надводной части. 2-ой команде – картинки с изображением подводного мира). За правильный ответ команде присуждается 1 очко (фишка). В конце занятия подсчитываются очки. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

    Молодцы, все правильно справились с заданием. Теперь продолжаем дальше играть по командам.

    Игра называется «Что мы знаем о рыбах». За каждый правильный ответ команде также дается 1 очко.

    Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

    Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

    Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

    С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

    Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

    Как называются рыбы, которые живут в пресноводных водоемах? (пресноводные)

    Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

    Перечислите, каких аквариумных рыб вы знаете. (Золотая рыбка, сомик, неон, скалярии, гуппи и др.)

    Чем рыбы отличаются от зверей? (не могут передвигаться по земле, нет лап)

    Чем люди ловят рыб? (сетями, удочками)

    Как можно приготовить рыбу? (варят, солят, жарят)

    Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

    А сейчас немножко давайте отдохнем. Физкультминутка «Рыбка в озере жила».

    Рыбка в озере жила,

    Рыбка к берегу плыла,

    (ноги на ширину плеч, руки на поясе, наклоны в стороны)

    Хвостиком виляла,

    Корм себе искала.

    (прыгаем ноги в стороны, вместе)

    Возле берега червяк,

    Извивается вот так,

    (руки на поясе; совершаем круговые движения бедрами влево и вправо)

    Рыбка подплывает,

    Червяка хватает.

    (разъединяем запястья рук (открытая пасть) и соединяем (закрытая пасть))

    Дернул леску рыбачек,

    Да сорвался червячок,

    (хлопаем в ладоши перед грудью и за спиной)

    Рыбка не попалась,

    С червяком осталась.

    (совершаем волнообразные движения ладошками, сложенными вместе: имитация движения рыбки)

    Продолжаем, игра «Найди дом для рыбки».

    Догадайтесь о какой рыбе идет речь, и положите круг (постройте дом) около соответствующей рыбы. Если рыба речная – зеленый круг на верхней полосе, если морская – синий круг на нижней полосе.

    На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно. (Сом)

    Правильно, это речная рыба. Тело сома покрыто очень толстой кожей, на которой нет чешуи.

    На дне лежит один плоский блин. (Камбала)

    Камбала - морская рыба. Мелкие камбалы встречаются на мелководье, крупные живут в глубоких водах. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защититься от врагов. Прячась в песок, камбалы засыпают себя песком, взрыхляя её плавником.

    Драчун и забияка, живет в воде,

    Кости на спине. И щука не проглотит. (Ерш)

    Острые, колючие плавники защищают ерша от врагов. Иногда ерша называют морским ежом.

    Хвостом виляет, зубастая, а не лает. (Щука)

    Щука – одна из крупных речных рыб.

    Живу глубоко. Плыву легко,

    Зубастая, большая, я рыба морская. (Акула)

    Акулы – отличные пловцы с обтекаемой формой тела. В их пасти несколько рядов острых зубов для захвата добычи. Новые зубы вырастают на месте старых, по мере их выпадения. Китовая и гигантская акулы – сааме большие рыбы.

    Я всеми и всегда узнаюсь без труда.

    Полосатый пиджачок, ярко-красный плавничок. (Окунь)

    Правильно, это речная рыба. Тело окуня покрыто очень колючей чешуей.

    Молодцы, дом для рыбок построили, а сейчас у вас на столах лежат разрезные картинки . Каждой команде необходимо быстро и правильно собрать картинку по частям. Определить, что это за рыба (морская или пресноводная, как называется). За правильный ответ команде присуждается 1 очко.

    Наконец, ребята, последнее испытание. Давайте выясним, чем все рыбы похожи. Для этого составим модель рыбы (зарисуем) и назовем ее части тела.

    1-ая картинка – у рыбы есть тело (зарисовываем вместе со мной).

    2-ая картинка – тело рыбы покрыто чешуей.

    3-ая картинка – с помощью плавников и хвоста рыба перемещается в воде.

    4-ая картинка – у рыб есть жабры.

    5-ая картинка - рыбы дышат кислородом (дети вместе с педагогом поэтапно зарисовывают).

    А теперь давайте посмотрим, как вы зарисовали модель рыбы (дети свои рисунки вывешивают на доску).

    Итог занятия:

    Что общего у всех рыб? (строение, среда обитания)

    Чем отличаются рыбы? (окраской, размером, формой (тела, плавников и хвоста)

    Ответьте на самый главный вопрос: «Кто такие рыбы?» (животные)

    Молодцы ребята! Вы побывали в роли исследователей, узнали много интересного и нового. Показали хорошие результаты, отвечали на все вопросы, не подвели свою команду.

    (Подсчитываются очки команд. Объявляется победитель. Раздача призов).