Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Как говорить с больным человеком. Психологические особенности общения медработника с пациентом

    Как говорить с больным человеком. Психологические особенности общения медработника с пациентом

    КазанскийМедицинскийКолледж

    На тему: «Общение с пациентом»



    План.

    I. Введение. Общение и его значимость в лечебной деятельности.
    II. Основная часть.
    1. Особенности взаимоотношений в лечебной деятельности
    2. Виды общения
    u «Контакт масок»
    u Примитивное общение
    u Формально-ролевое общение
    u Деловое общение
    u Духовное межличностное общение
    u Манипуляционное общение
    3. Тактика медицинского работника.
    4. Особенности личности медицинского работника
    5. Медсестра и больной, принципы общения с пациентом
    6. Типы медицинских сестёр и их характеристика
    u Сестра-рутинёр
    u Сестра, «играющая заученную роль».
    u Тип «нервной» сестры
    u Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью
    u Сестра материнского типа
    u Тип специалиста
    III. Заключение. Роль медсестры в общении с пациентом
    IV. Список использованной литературы

    Введение. Общение и его значимость в лечебной деятельности.

    Медсестра
    и больной, принципы общения с пациентом .

    Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным. Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
    И. Харди рекомендует применять следующие методы разговора медсестры с больным с целью соблюдения вышеприведенных принципов:
    1. Последнее предложение больного повторить в виде вопроса, например: «Стало быть, Ваша супруга Вас обидела?»
    2. Задать вопрос, обобщающий все сказанное больным: «Если я не ошибаюсь, Вы хотите как можно скорее вернуться домой?»
    3. Медсестра не высказывается по поводу невыясненных проблем больного, не посоветовавшись с врачом.
    4. Задать отвлечённый вопрос, например, при семейных проблемах во время болезни: «А кто заботится о детях?».
    5. Сказать незаконченную фразу: «А если вы сейчас вернётесь домой, так…?
    В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных.

    Типы медицинских сестёр и их характеристика:

    И. Харди описывает 6 типов сестер по характеристике их деятельности.
    u Сестра-рутинер. Наиболее характерной чертой ее является механическое выполнение своих обязанностей. Порученные задачи такие сестры выполняют с необыкновенной тщательностью, скрупулезностью, проявляя ловкость и умение. Выполняется все, что нужно для ухода за больным, но самого- то ухода и нет, ибо работает автоматически, безразлично, не переживая с больными, не сочувствуя им. Такая сестра способна разбудить спящего больного только ради того, чтобы дать ему предписанное врачом снотворное.
    u Сестра, «играющая заученную роль». Такие сёстры в процессе работы стремятся разыгрывать какую-нибудь роль, стремясь к осуществлению определённого идеала. Если их поведение переходит допустимые границы, исчезает непосредственность, появляется неискренность. Они играют роль альтруиста, благодетеля, проявляя «артистические» способности. Поведение их искусственное.
    u Тип «нервной» сестры. Это эмоционально лабильные личности, склонные к невротическим реакциям. В результате они часто раздражительны, вспыльчивы, могут быть грубыми. Такую сестру можно видеть хмурую, с обидой на лице среди ни в чем не повинных больных. Они очень ипохондричны, боятся заразиться инфекционным заболеванием или заболеть «тяжёлой болезнью». Они нередко отказываются выполнять различные задания якобы потому, что не могут поднимать тяжести, у них болят ноги и т. д. Такие сёстры создают помехи в работе и нередко вредно влияют на больных.
    u Тип сестры с мужеподобной, сильной личностью. Таких людей издали можно узнать по походке. Они отличаются настойчивостью, решительностью нетерпимостью к малейшим беспорядкам. Нередко они недостаточно гибки, грубы и даже агрессивны с больными, в благоприятных случаях такие сёстры могут быть хорошими организаторами.
    u Сестра материнского типа. Такие сёстры выполняют свою работу с проявлением максимальной заботливости и сочувствия к больным. Работа у них неотъемлемое условие жизни. Они всё могут и успевают повсюду. Забота для больных – жизненное призвание. Часто заботой о других, любовью к людям проникнута и их личная жизнь.
    u Тип специалиста. Это сёстры, которые благодаря какому-то особому свойству личности, особому интересу получают специальное назначение. Они посвящают свою жизнь выполнению сложных задач, например, в специальных лабораториях. Они фанатически преданы своей узкой деятельности.

    Заключение. Роль медсестры в общении с пациентом.

    Тема, освещенная мною в данном реферате, имеет большое значение для медработников, в особенности для меня – будущей медсестры. Поэтому мне эта тема интересна и при написании реферата я делала для себя определенные выводы, которые мне помогут в моей будущей профессиональной деятельности.
    Как и в обычной жизни, так и в лечебной деятельности, существует общение. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.
    Список литературы:
    1. Грандо. А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. Киев, Головное издательство «Вища школа», 1982г., 168 стр.
    2. Матвеев. В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Москва, «Медицина», 1989г., 178 стр.
    и т.д.................

    Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента, так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

    Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, поэтому может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала - максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата, благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

    Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются в зависимости от ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

    1. предварительной информации о медработнике

    2. репутации медицинского учреждения

    3. «дороги» в мед. учреждение

    Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами необходимо наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

    - акцептация (безусловное принятие больного)

    Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

    Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателей того, что понимающее общение состоялось.

    Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо-собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме-вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо-циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере-живания по поводу чувств другого). Если возникает состояние идентификации с эмоци-ональным состоянием пациента, то медработник теряет способность профес-сионально работать и ему требуется психологическая помощь.


    Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

    Модели взаимодействия медработника и пациента

    Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

    Контрактная - сотрудничество на основе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

    В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения :

    1. ориентация - больной и медсестра знакомятся друг с другом.

    2. развернутый этап - может иметь место сотрудничество друг с другом.

    3. завершающий этап - этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

    Общие правила общения с пациентом.

    1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

    2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение - похвала, подчеркивание значимости.

    3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

    4. Доброжелательность, приветливость.

    5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

    6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

    7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

    8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

    9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

    10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

    11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

    12. Использовать оптимальные невербальные методы общения - спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

    Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре

    Основными условиями эффективности профессионального об-щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внима-ния, интереса, профессиональной компетентности.

    Необходимо знать особенности психологическо-го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

    Для детей дошкольного возраста характерно:

    • отсутствие осознания болезни в целом;
    • неумение формулировать жалобы;
    • сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо-лезни;
    • восприятие лечебных и диагностических процедур как устра-шающих мероприятий;
    • усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;
    • чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителей.

    Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше-ние, от-влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе-ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род-ственниками больного ребенка.

    Для подростков характерно:

    • преобладание психологической доминанты возраста - «при-тязание на взрослость»;
    • бравада как форма само-защиты при внутренней психологической ранимости;
    • пренебрежи-тельное отношение к болезни, факторам риска.

    Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

    При работе с пациентами работоспособного возраста .

    Необходимо, прежде всего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

    Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить в зависимости от ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель-ных пациентов.

    Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

    Психологическая доминанта возраста - «уходящая жизнь», «приближение смерти»;

    Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

    Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже-ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз-можности самообслуживания;

    Интерпретация болезни только че-рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

    Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

    Особенности общения с пациентом в стационаре

    Заболевание, госпита-лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расста-вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото-рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго-го постельного режима зависимость может быть абсолютной.

    Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди-цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока-зывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от-ношения, которые складываются у него со средними медицински-ми работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

    Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, про-фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле-дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове-ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци-ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно-стью и зависимостью.

    Средний медработник должен знать , какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.

    Необходимо помнить, что при многих заболева-ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче-ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду-шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз-дражительность, язвительность, озлобленность.

    При острых инфек-ционных заболеваниях , подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут-реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп-ределенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче-ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси-кации, отравлений.

    Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще-ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите-лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото-рый частично адаптировался к больничным усло-виям.

    В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходи-мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ-ленного в стационаре режима.

    Подлинная культура общения необходима и в самом коллек-тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле-гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини-рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

    Общение в сложных конфликтных ситуациях

    Считается , что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове-ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно-шения людей, зависит от их психологической грамотности.

    Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены характеро-логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи-нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

    В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

    Вероятность наступления конфликтов повышается при:

    Несовместимости характеров и психологических типов;

    Наличии темперамента холерика;

    Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

    Нередко причиной конфликта является неправильное поведе-ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

    Критически оценивать партнера;

    Приписывать ему плохие намерения;

    Демонстрировать знаки превосходства;

    Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

    Игнорировать его интересы;

    Видеть все только со своей позиции;

    Преувеличивать свои заслуги;

    Раздражать, кричать, нападать;

    Задевать «болевые» точки партнера;

    Обрушивать на партнера множество претензий.

    Конфликты между медработником и пациентом могут быть разделены на реалистические и нереалистические.

    Реалистические (предметные) - вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

    Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

    Нереалистические (беспредметные) - имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. Например - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

    Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол-кновения и кризисы.

    Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде-ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

    Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле-ние сомнений в правильности своего представления об этих от-ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре-агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

    Кризис — такой уровень конфликта, который угрожает даль-нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа-сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо-ционального срыва, если они будут продолжаться; опасение фи-зического насилия.

    Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

    Барьеры общения это те многочисленные факторы, кото-рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения могут быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред-рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

    Средства общения и использование их в психотерпевтических целях

    Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

    Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий «заслуживающий доверия» очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют - отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности.

    Критерии «уместности сообщения» и «удачный выбор времени» можно объединить в один - «уместность», что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учет индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

    С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив-ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша-ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим — отражение чувств.

    Медработник в основном кон-тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать-ся с помощью слов, т.е. вербально. Поэтому они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Кроме того, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус-ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под-держке и заботливом к себе отношении.

    Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива-нии сетований пациента, открытые жесты, наклон корпуса в сторо-ну пациента, малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак-тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер-жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес-са общения с пациентом и использование ободряющих междоме-тий.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Общение с пациентом.
    Рубрика (тематическая категория) Психология

    Тема №3.

    1. Специфика общения медработника и пациента.

    Любая работа с людьми неразрывно связана с процессом и проблемами общения, оно пронизывает профессиональную деятельность медработников на любом уровне. Индивидуальные особенности психики пациента в условиях лечебных взаимоотношений и взаимодействий приходят в соприкосновение с психологическими свойствами медицинского работника. Целью такого контакта является помощь, оказываемая пациенту. Как у пациента͵ так и медработника существуют собственные мотивы взаимодействия, медперсоналу при этом принадлежит роль в обеспечении бесконфликтного взаимодействия.

    Медперсонал среднего звена на протяжении длительного времени находится в непосредственном контакте с пациентом, в связи с этим может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на пациента. Задача медперсонала – максимально избегать ненужных негативных психологических воздействий, способствовать созданию психологического климата͵ благоприятно влияющего на процесс выздоровления.

    Предпосылки взаимодействия больного и медработника формируются исходя из ряда факторов, обуславливающих ожидания больного:

    1. предварительной информации о медработнике

    2. репутации медицинского учреждения

    3. ʼʼдорогиʼʼ в мед. учреждение

    Для эффективного и бесконфликтного взаимодействия с пациентами крайне важно наличие такого психологического параметра как коммуникативная компетентность.

    Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, которая подразумевает достижение взаимопонимания между партнерами по общению, осознание ситуации и предмета общения. Она рассматривается также как система внутренних ресурсов, направленная на построение эффективной коммуникации в ситуции межличностного взаимодействия. Некомпетентность в общении способна нарушить диагностический и лечебный процесс.

    Характеристики медработника, предрасполагающие к успешному общению с пациентом:

    Эмпатия

    Акцептация (безусловное принятие больного)

    Аутентичность или самоконгруэнтность (естественность поведения, согласованность чувств и их выражения, искренность).

    Состояние эмпатии является наряду с объективным ощущением психологического контакта между медработником и пациентом одним показателœей того, что понимающее общение состоялось.

    Эмпатия (от английского empathy - чувствование) - это спо­собность чувствовать эмоциональное состояние другого человека, точно воспринимать смысловые оттенки его внутреннего мира, способность взглянуть на обстоятельства глазами собеседника. Эмпатия не предполагает обязательного активного вмешательства с целью оказания действенной помощи другому. Она подразуме­вает лишь вхождение в личный мир другого, деликатное пребывание в нем без его оценивания. Эмпатию следует отличать от эмо­циональной идентификации (уподобления, идентификации себя с другим, с его эмоциональным состоянием) и от сочувствия (пере­живания по поводу чувств другого). В случае если возникает состояние идентификации с эмоци­ональным состоянием пациента͵ то медработник теряет способность профес­сионально работать и ему требуется психологическая помощь.

    Процесс общения с больным начинается с выбора дистанции взаимодействия, она должна быть такой, чтобы пациент чувствовал себя комфортно и безопасно. При изменении дистанции, особенно при ее сокращении, желательно объяснить свои действия, чтобы избежать нарастание психологического напряжения и агрессии. Пациент, находясь в ситуации стресса, обусловленного болезнью, нуждается в фиксированной территории, принадлежащей только ему. Позитивное взаимодействие зависит не только от территории, но и от социального статуса пациентов, их возрастной однородности.

    Модели взаимодействия медработника и пациента.

    Партнерство - сотрудничество в вопросах лечения, разделœение ответственности за результаты обследования и лечения между медработником и пациентом.

    Контрактная – сотрудничество на базе взаимных обязательств, обозначенных задач, ожидаемых результатов. Применяется в условиях платной медицины.

    В общении медсестры и пациента͵ в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

    1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

    2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

    3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

    Общие правила общения с пациентом.

    1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

    2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

    3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

    4. Доброжелательность, приветливость.

    5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

    6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

    7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту ʼʼвыговоритьсяʼʼ.

    8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

    9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

    10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

    11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

    12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

    1. Общение с пациентами разных возрастных групп, пациентами в стационаре.

    Основными условиями эффективности профессионального об­щения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта͵ внима­ния, интереса, профессиональной компетентности.

    Необходимо знать особенности психологическо­го отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

    Для детей дошкольного возраста характерно:

    Отсутствие осознания болезни в целом;

    Неумение формулировать жалобы;

    Сильные эмоциональные реакции на отдельные симптомы бо­лезни;

    Восприятие лечебных и диагностических процедур как устра­шающих мероприятий;

    Усиление дефектов характера, воспитания ребенка в период болезни;

    Чувство страха, тоски, одиночества в стенах лечебного учреждения, вдали от родителœей.

    Деонтологическая тактика - эмоциональное теплое отноше­ние, от­влечение от болезни, организация нешумных игр, чтение, проведе­ние процедур с уговорами., профессиональное обращение с род­ственниками больного ребенка.

    Для подростков характерно:

    Преобладание психологической доминанты возраста - ʼʼпри­тязание на взрослостьʼʼ;

    Бравада как форма само­защиты при внутренней психологической ранимости;

    Пренебрежи­тельное отношение к болезни, факторам риска.

    Деонтологическая тактика - общение с учетом возрастных психологических особенностей, опоры на самостоятельность, взрослость подростка.

    При работе с пациентами работоспособного возраста .

    Необходимо, прежде всœего, познать личность пациента и ее индивидуальность. Выяснить отношение к болезни, медперсоналу, позицию на взаимодействие пациента с медперсоналом.

    Деонтологическая тактика - ориентация на трудовую и социальную реабилитацию, выбор тактики общения проводить исходя из ВКБ, проведение коррекции неадекватных установок, психотерапию тревожно-мнитель­ных пациентов.

    Для пациентамов пожилого и старческого возраста характерно:

    Психологическая доминанта возраста - ʼʼуходящая жизньʼʼ, ʼʼприближение смертиʼʼ;

    Чувства тоски, одиночества, нарастающая беспомощность;

    Возрастные изменения: снижение слуха, зрения, памяти, суже­ние интересов, повышенная обидчивость, ранимость, снижение воз­можности самообслуживания;

    Интерпретация болезни только че­рез возраст, отсутствие мотивации к лечению и выздоровлению.

    Деонтологическая тактика - поддержание у пациента ощущения собственной значимости; подчеркнуто уважительное, тактическое, деликатное отношение, без фамильярности, приказного тона, нравоучений; ориентация на двигательную активность; мотивация на выздоровление.

    Особенности общения с пациентом в стационаре

    Заболевание, госпита­лизация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная крайне важно сть оставить работу, расста­вание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от кото­рого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строго­го постельного режима зависимость должна быть абсолютной.

    Распорядок жизни пациента в стационаре определяют меди­цинские работники, сама жизнь пациента в стационаре ока­зывается исходя из их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы от­ношения, которые складываются у него со средними медицински­ми работниками, прежде всœего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.

    Взаимоотношения с пациентами следует строить исходя из возраста͵ про­фессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними сле­дует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их челове­ческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное паци­ентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощно­стью и зависимостью.

    Средний медработник должен знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. При этом в беседе с пациентом нужно проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер.
    Размещено на реф.рф
    Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него ʼʼввалились глазаʼʼ, плохие анализы.

    Необходимо помнить, что при многих заболева­ниях у пациентов возникают те или иные особенности психиче­ской деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабоду­шие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раз­дражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфек­ционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внут­реннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Оп­ределœенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологиче­ским и другим болезням, различным формам эндогенной интокси­кации, отравлений.

    Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделœениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей суще­ственным психотравмирующим обстоятельством. Сложными бывают отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родите­лями иногда может лишь взволновать больного ребенка, кото­рый частично адаптировался к больничным усло­виям.

    В общении с родственниками пациентов крайне важно быть тактичным, вежливым, делать всœе возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается всœе необходи­мое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установ­ленного в стационаре режима.

    Подлинная культура общения необходима и в самом коллек­тиве медработников. Доброжелательность в отношениях с колле­гами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплини­рованность членов коллектива, соблюдение ими субординации.

    1. Общение в сложных конфликтных ситуациях.

    Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в т.ч. возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Челове­ческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной, разделяющей людей. То, какими будут взаимоотно­шения людей, зависит от их психологической грамотности.

    Столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним бывают отнесены характеро­логические особенности человека: пониженная самокритичность, предубеждение и зависть, корыстолюбие, эгоизм, желание подчи­нить других себе; его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д.

    В итоге всœе, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного фактора, барьера в общении, создать сложную психологическую ситуацию.

    Вероятность наступления конфликтов повышается при:

    Несовместимости характеров и психологических типов;

    Наличии темперамента холерика;

    Отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим.

    Нередко причиной конфликта является неправильное поведе­ние участников общения. В конфликтной ситуации нельзя:

    Критически оценивать партнера;

    Приписывать ему плохие намерения;

    Демонстрировать знаки превосходства;

    Обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру;

    Игнорировать его интересы;

    Видеть всœе только со своей позиции;

    Преувеличивать свои заслуги;

    Раздражать, кричать, нападать;

    Задевать ʼʼболевыеʼʼ точки партнера;

    Обрушивать на партнера множество претензий.

    Конфликты между медработником и пациентом бывают разделœены на реалистические и нереалистические.

    Реалистические (предметные)- вызваны неудовлетворением требований или ожиданий участников общения, несправедливым распределœением обязанностей, преимуществ, такие конфликты направлены на достижение конкретных результатов и т.п.

    Часто связаны с несовпадением ожиданий пациента и реальностью.

    Нереалистические (беспредметные)- имеют целью открытое выражение накопившихся беспредметных эмоций, обид, враждебности, когда сам конфликт является целью. К примеру - предвзятое отношение к медицинской службе или к отдельному медработнику.

    Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов; стычки, стол­кновения и кризисы.

    Под стычками подразумеваются незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не влияют на способность отношений удовлетворять потребности участников. Пример - пациент после сде­ланного замечания вновь опоздал на процедуру.

    Столкновение. Признаком конфликта этого уровня является продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение другого человека; раздражение в течение нескольких часов, дней; появле­ние сомнений в правильности своего представления об этих от­ношениях. Пример - ситуация, в которой приходиться неоднократно исправлять ошибки коллеги, а на замечания он не ре­агирует и воспринимает их как результат придирчивости.

    Кризис - такой уровень конфликта͵ который угрожает даль­нейшему продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опа­сения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что отношения носят нездоровый характер, опасения эмо­ционального срыва, в случае если они будут продолжаться; опасение фи­зического насилия.

    Неумение находить выход из конфликтных ситуаций психологи называют барьером межличностного общения.

    Барьеры общения - это те многочисленные факторы, кото­рые случат причиной конфликтов или способствуют им. Барьерами межличностного общения бывают: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целœей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, пред­рассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др.

    1. Средства общения и использование их в психотерпевтических целях.

    Для практической деятельности медработника характерна своя специфика вербального общения.

    Эффективным считается простое, ясное, заслуживающее доверия, уместное сообщение, переданное в удачно выбранное время с учетом индивидуальных особенностей пациента. Под простотой понимают краткость, законченность фраз, понятность слов. Критерии ясности предполагают, что после получения сообщения пациент может однозначно ответить на вопрос, касающийся его дальнейших действий (что, как, сколько, где, когда, почему). Критерий ʼʼзаслуживающий доверияʼʼ очень важен для эффективного общения, на доверие к медработнику влияют – отношение к нему других медработников, знание медработником обсуждаемого вопроса, соблюдение конфиденциальности. Критерии ʼʼуместности сообщенияʼʼ и ʼʼудачный выбор времениʼʼ можно объединить в один – ʼʼуместностьʼʼ, что предполагает обращения внимания на пациента во время ожидания им врачебного обхода, выполнения манипуляций, процедур и т.п. Учёт индивидуальных особенностей пациента во время пребывания в ЛПУ крайне важен как критерий вербальной адекватности передачи информации. Именно он является мерой простоты, ясности, уместности, доверительности для конкретного пациента. К вербальным навыкам общения следует отнести также умение слушать, что предполагает наличие дисциплины, требует усилий.

    С.В. Кривцова и Е.А. Мухаматулина выделяют активное, пассив­ное и эмпатическое слушание. Под активным они понимают слуша­ние, при котором на первый план выступает отражение информации, а под эмпатическим - отражение чувств.

    Медработник в основном кон­тактирует с ослабленными людьми, которым порой трудно общать­ся с помощью слов, ᴛ.ᴇ. вербально. По этой причине они должны владеть навыками кодирования и декодирования невербальных сигналов, имеющих свою специфику при организации общения с пациентом. Вместе с тем, важно владеть и профессиональным языком тела. Важность языка тела обус­ловлена тем, пациенты не только испытывают боль или недомогание, но также могут тревожиться по поводу своих шансов на выздоровление, беспокоиться об оставленном доме и домочадцах и т.д. Одним словом, пациенты нуждаются в психологической под­держке и заботливом к себе отношении.

    Применение невербальных средств общения в психотерапевтических целях со стороны медработника предполагает готовность к зрительному контакту, улыбке и другим положительным формам мимики, кивкам при выслушива­нии сетований пациента͵ открытые жесты, наклон корпуса в сторо­ну пациента͵ малую дистанцию и прямую ориентацию, а также ак­тивное использование прикосновений, выражающих поддержку (дер­жать за руку, обнимать за плечи, легонько прижимать к себе и т.п.), аккуратный внешний вид, тщательную синхронизацию процес­са общения с пациентом и использование ободряющих междоме­тий.

    специальность ʼʼСестринское делоʼʼ

    Общение с пациентом. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общение с пациентом." 2017, 2018.

    Отношение к медицине и ее верным слугам в России неодно­значное. За глаза врачей принято ругать: учились плохо, диагнозы путают, от шоколадки в конверте не отказываются. Но если дело худо и подорожник больше не помогает, граждане все равно отправляются в поликлинику – и требуют чуда и нежности. Доктора в свою очередь тоже разрываются: профессиональный кодекс велит быть чуткими и никогда не ошибаться, да только то зарплату срежут, то пациенты спорят с назначениями, то министры чудят. Взаимное раздражение не лучшее лекарство при недомогании, поэтому настало время назвать болевые точки и поучиться не нервировать друг друга.

    В общении с врачами больше всего раздражает:

    • 32,6% непрофессионализм
    • 22,1% высокомерный тон
    • 19,3% хамство
    • 12,6% материальная заинтересованность
    • 6,4% ничего
    • 5,7% цинизм
    • 1,3% попытки флиртовать

    Источник: опрос WH

    «Проблемы в общении специалиста с пациентом чаще всего случаются в рамках ОМС, – комментирует результаты опроса Олег Бородин, врач-терапевт Клинического госпиталя на Яузе. – За 12 минут врач должен оформить документацию, понять проблему, назначить анализы, а непосредственно на общение с пациентом, объяснение подробностей его состояния времени остается очень мало. В таких условиях немудрено, что больные часто ругают нас за недостаточную внимательность. Изменить это сложно, но и пациенты должны понимать, что требовательный тон в общении с врачом вряд ли добавит коммуникации продуктивности.

    В рамках частной медицины клиенты настороженно относятся к дополнительным назначениям: многим кажется, что анализы, лекарства и исследования – пустая трата денег. Однако право пациента – получить подробные разъяснения, для чего именно нужны внеочередные расходы, а компетентный специалист всегда даст исчерпывающий ответ. Интересоваться этим совсем не стыдно».

    «Обычно пациенты демонстрируют негативные эмоции по вполне уважительным причинам, – с пониманием говорит Михаил Копосов, директор по медицине сети клиник «Альфа-Центр Здоровья». – Люди плохо себя чувствуют, нервничают, если прием задерживается, боятся услышать страшный диагноз или имеют неудачный опыт общения с врачами в прошлом. Все это, конечно, не оправдывает хамский тон, но профессионал постарается погасить негатив. Впрочем, требовать от доктора, то есть такого же живого человека, хорошего настроения несмотря ни на что – тоже нельзя».

    Чтобы не стать жертвой плохого настроения гражданина в белом халате, обрати внимание на список того, что врачей особенно злит в общении с пациентами.

    В общении с пациентами больше всего раздражает:

    • 45,7% когда он считает себя умнее врача
    • 14,6% непунктуальность
    • 11,2% хамство
    • 10,6% ничего
    • 9,6% вторжение в личное пространство
    • 8,3% несоблюдение элементарных правил гигиены

    Источник: опрос WH

    «Одна из наиболее актуальных современных проблем заключается в том, что пациент, начитавшись интернета, считает себя достаточно компетентным в лечении и просит врача только прокомментировать анализы, – сокрушается терапевт Олег Бородин. – И при этом не считает необходимым делиться информацией о своем самочувствии, а зачастую вообще преувеличивает тяжесть симптомов. В таких условиях правильно трактовать результаты обследования специалисту трудно, отсюда и неточные назначения.

    Еще одна проблема – давно сложившийся и до сих пор существующий у пациентов стереотип, что к врачу надо обращаться только в самом крайнем случае. Часто люди считают себя не настолько больными, чтобы принимать лекарства.

    Конечно, человека можно понять, если ранее он попал к некомпетентному специалисту, который назначил лишние препараты или, наоборот, недолечил. Но миссия современного врача – переломить это мнение, напомнить о недопустимости самолечения, пригласить пациента к диалогу, в котором его мнение тоже будет учитываться. Больной вправе высказать своему доктору сомнения насчет любого этапа лечения или назначенных препаратов и получить исчерпывающие ответы или альтернативные рекомендации».

    Флирт или показалось?

    43% врачей, принявших участие в опросе WH, заявили, что сталкивались с флиртом и заигрыванием со стороны пациентов, и никто из опрошенных не выразил большой радости по этому поводу – скорее недоумение от неуместности происходящего. Больные на домогательства медиков жалуются гораздо реже: всего 1,3% респондентов когда-либо получали двусмысленные знаки внимания на приеме и были этим раздражены. Однако психологи утверждают, что показания сторон не стоит воспринимать слишком серьезно: не исключено, что пациенты ошибочно трактуют внимательность и любезность доктора как призыв к чему-то большему. В защиту якобы похотливых больных скажем, что визит к врачу, тем более с раздеванием, для многих изрядный стресс, а в такой ситуации, бывает, ведешь себя странно.

    «Работу психолога клиенты часто ошибочно трактуют как знаки симпатии, внимания, флирта, – заступается за коллег телесно-ориентированный психотерапевт Дарья Сучилина. – Специалисты действительно используют особые техники, чтобы создать доверительную атмосферу – так человеку проще обсуждать личные проблемы. Но иногда наивный клиент считает, что психотерапевт тянется к нему или даже, может, заигрывает. Поэтому людей, которые пытаются вывести своего врача на более интимный уровень общения и даже влюбляются, увы, немало.

    Особенно щекотливы те виды психотерапии, в которых специалисты работают с телом. В некоторых упражнениях необходимы прикосновения, а это узкое место, в котором врачу легко нарушить личные границы и законы профессиональной этики. Собственно, поэтому кодекс чести у телесноориентированных терапевтов особенно строг. Первое правило – контракт на прикосновение: перед тем как щупать клиента, психолог должен объяснить, зачем это нужно, куда именно он положит руку, и свериться, нормально ли это для человека. Если твой терапевт этого не делает – есть повод задуматься. Второе правило – характер прикосновений: они должны быть совершенно «однозначными», то есть без поглаживаний, пощипываний и прочих игривостей. Если нужно сжать крепче, это заранее оговаривается, а клиент вправе регулировать процесс или вообще отказаться от экспериментов. И никаких скольжений и массажа – за таким ходят к другим специалистам.

    Все перечисленные правила применимы и к работе врачей других специальностей, особенно тех, где для проведения осмотра человека необходимо раздеть. А что касается влюбленностей и флирта: медики и их пациенты – обычные люди, и большое чувство может случиться где, когда и с кем угодно. Но в такой ситуации обоим участникам романа необходимо понимать, что терапевтические отношения на этом прекращаются раз и навсегда. Никаких платных консультаций, никаких часовых монологов о наболевшем».

    Ласковое слово

    Поведение пациента не должно влиять на настроение врача, но в твоих силах сделать ваше общение приятнее. Сами доктора признались, что ценят в клиентах:

    • умение принять информацию от врача и довериться рекомендациям;
    • соблюдение назначений и обратную связь по поводу лечения;
    • обращение к врачу по имени-отчеству;
    • открытость, готовность совместно искать причину болезни и подходящие способы лечения.

    Существуют правила эффективного общения, применение которых помогает установить взаимоотношения между медицинским работником и пациентом. Поддержать атмосферу доверия и сотрудничества, создать и сохранить спокойную, уважительную и доброжелательную атмосферу медицинская сестра сможет с помощью нескольких приемов:

    1. « Имя собственное» . Беседу с пациентом начинают, назвав свое имя и отчество, должность и цель беседы. К пациенту также обращаются по имени и отчеству (если этого требует возраст) и на «вы», что способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувство удовлетворения и сопровождается положительными эмоциями. На «ты» можно переходить, только если пациент сам предложит это.

    2. «Комфортная обстановка». Беседу с пациентом проводят, по возможности обеспечив ему удобное место, учитывая освещение, наличие шума, мебель, помещение, присутствие посторонних и т.д. Необходимо помнить о межличностной дистанции, расположиться так, чтобы лицо находилось на одном уровне с лицом пациента. Обязательно напоминают пациенту о конфиденциальности беседы.

    3. «Зеркало отношений». Прием состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица, свидетельствующем, что «я - ваш друг». У пациента возникают чувство защищенности и, как следствие, положительные эмоции. Следует быть открытым, доброжелательным, позитивным и приветливым. Не следует быть фамильярным в беседе, разговаривать свысока или пренебрежительно.

    4. «Построение беседы». Разговор с пациентом начинают с подчеркивания его достоинств и положительных достижений в устранении проблемы со здоровьем. Нежелательно начинать беседу со сложной для пациента темы. К наиболее волнующим и щепетильным вопросам подходят постепенно. Терпеливо и внимательно выслушивают проблемы пациента. Следует, уточняя подробности, поддерживать разговор в нужном направлении. Это приводит к удовлетворению одной из самых важных потребностей любого человека - потребности в самоутверждении, что ведет к образованию положительных эмоций и создает доверительное отношение пациента.

    5. « Золотые слова». Прием заключается в высказывании комплиментов, способствующих эффекту внушения. Следует увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым ведется беседа. Это выражают словами одобрения и похвалы. Тем самым происходит как бы «заочное» удовлетворение потребности пациента в совершенствовании, что также ведет к образованию у него положительных эмоций и обусловливает расположенность к медицинскому работнику.

    6. «Риторические способности». Говорить следует четко, неторопливо, доходчиво, с максимальным проявлением дружелюбия (без заискивания), проверяя, правильно ли понимает сказанное собеседник. Нужно стараться вести беседу с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей, вкусов и желаний пациента. В разговоре нужно выдерживать паузу: это дает возможность понаблюдать за пациентом и собраться с мыслями и ему, и медицинскому работнику. Ответы пациента сопровождают мимикой утверждения или кратким «да». При неточном ответе на вопрос его повторяют или формулируют по-другому.

    7. «Профессиональная тишина». В разговоре с пациентом избегают употребления медицинских терминов. Информируют пациента о лечебных мероприятиях и ожидаемых результатах в пределах профессиональной компетенции. Не требуют от пациента точного названия предметов ухода и лекарств, при необходимости просят просто показать их. Не следует ждать, что пациент запомнит имена сотрудников, номера кабинетов. Если в этом есть необходимость, то информацию излагают на бумаге и оставляют пациенту. Нельзя создавать у пациента чувство вины за неточное исполнение инструкций или рекомендаций. По возможности ему дают четкие и конкретные советы и рекомендации.

    8. «Взаимное понимание». В конце беседы уточняют, не возникло ли смыслового барьера.

    Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты типа «человек -человек». Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе особенно необходимо медицинским работникам. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха. Важны и природные способности, и образование.