Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Интересные опыты по физике для детей. Описание опытов по физике

    Интересные опыты по физике для детей. Описание опытов по физике

    Вы любите физику? Вы любите экспериментировать ? Мир физики ждет вас!
    Что может быть интереснее опытов по физике? И, конечно, чем проще , тем лучше!
    Эти увлекательные опыты помогут вам увидеть необыкновенные явления света и звука, электричества и магнетизма Все необходимые для опытов легко найти дома, а сами опыты просты и безопасны.
    Глаза горят, руки чешутся!
    Вперед, исследователи!

    Роберт Вуд - гений экспериментов..........
    - Вверх или вниз? Вращающаяся цепочка. Соляные пальцы.......... - Луна и дифракция. Какого цвета туман? Кольца Ньютона.......... - Волчок перед телевизором. Волшебный пропеллер. Пинг-понг в ванне.......... - Сферический аквариум - линза. Искусственный мираж. Мыльные очки.......... - Вечный соляной фонтан. Фонтан в пробирке. Вертящаяся спираль.......... - Конденсация в банке. Где водяной пар? Водяной двигатель.......... - Выскакивающее яйцо. Перевернутый стакан. Вихрь в чашке. Тяжелая газета..........
    - Игрушка ИО-ИО. Соляной маятник. Бумажные танцоры. Электрический танец..........
    - Тайна мороженого. Какая вода замерзнет быстрее? Мороз, а лёд плавится! .......... - Сделаем радугу. Зеркало, которое не путает. Микроскоп из капли воды..........
    - Снег скрипит. Что будет с сосульками? Снежные цветы.......... - Взаимодействие тонущих предметов. Шар - недотрога..........
    - Кто быстрее? Реактивный воздушный шар. Воздушная карусель.......... - Пузыри из воронки. Зелёный ёжик. Не раскупоривая бутылки.......... - Свечной мотор. Кочка или ямка? Движущаяся ракета. Расходящиеся кольца..........
    - Разноцветные шарики. Морской житель. Балансирующее яйцо..........
    - Электромотор за 10 секунд. Граммофон..........
    - Кипятим, охлаждая.......... - Вальсирующие куклы. Пламя на бумаге. Перо Робинзона..........
    - Опыт фарадея. Сегнерово колесо. Щипцы для орехов.......... - Плясун в зеркале. Посеребренное яйцо. Фокус со спичками.......... - Опыт Эрстеда. Американские горки. Не урони! ..........

    Вес тела. Невесомость.
    Опыты с невесомостью. Невесомая вода. Как уменьшить свой вес..........

    Сила упругости
    - Прыгающий кузнечик. Прыгающее кольцо. Упругие монеты..........
    Трение
    - Катушка-ползушка..........
    - Утонувший наперсток. Послушный шарик. Измеряем трение. Забавная обезьянка. Вихревые кольца..........
    - Качение и скольжение. Трение покоя. Акробат идет колесом. Тормоз в яйце..........
    Инерция и инертность
    - Достань монету. Опыты с кирпичами. Опыт со шкафом. Опыт со спичками. Инертность монеты. Опыт с молотком. Цирковой опыт с банкой. Опыт с шариком..........
    - Опыты с шашками. Опыт с домино. Опыт с яйцом. Шарик в стакане. Загадочный каток..........
    - Опыты с монетами. Гидравлический удар. Перехитрить инерцию..........
    - Опыт с коробками. Опыт с шашками. Опыт с монетой. Катапульта. Инерция яблока..........
    - Опыты с инерцией вращения. Опыт с шариком..........

    Механика. Законы механики
    - Первый закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Действие и противодействие. Закон сохранения импульса. Количество движения..........

    Реактивное движение
    - Реактивный душ. Опыты с реактивными вертушками: воздушная вертушка, реактивный воздушный шарик, эфирная вертушка, Сегнерово колесо..........
    - Ракета из воздушного шарика. Многоступенчатая ракета. Импульсный корабль. Реактивный катер..........

    Свободное падение
    - Что быстрее..........

    Движение по окружности
    - Центробежная сила. Легче на поворотах. Опыт с колечком..........

    Вращение
    - Гироскопические игрушки. Волчок Кларка. Волчок Грейга. Летающий волчок Лопатина. Гироскопическая машинка..........
    - Гироскопы и волчки. Опыты с гироскопом. Опыт с волчком. Опыт с колесом. Опыт с монетой. Катание на велосипеде без рук. Опыт с бумерангом..........
    - Опыты с осями-невидимками. Опыт со скрепками. Вращение спичечного коробка. Слалом на бумаге..........
    - Вращение изменяет форму. Крутое или сырое. Танцующее яйцо. Как поставить спичку..........
    - Когда вода не выливается. Немножко цирка. Опыт с монетой и шариком. Когда вода выливается. Зонтик и сепаратор..........

    Статика. Равновесие. Центр тяжести
    - Ваньки-встаньки. Загадочная матрешка..........
    - Центр тяжести. Равновесие. Высота центра тяжести и механическая устойчивость. Площадь основания и равновесие. Послушное и непослушное яйцо..........
    - Центр тяжести человека. Равновесие вилок. Веселые качели. Прилежный пильщик. Воробей на ветке..........
    - Центр тяжести. Соревнование карандашей. Опыт с неустойчивым равновесием. Равновесие человека. Устойчивый карандаш. Нож наверху. Опыт с поварешкой. Опыт с кастрюльной крышкой..........

    Строение вещества
    - Модель жидкости. Из каких газов состоит воздух. Наибольшая плотность воды. Башня плотности. Четыре этажа..........
    - Пластичность льда. Вылезший орех. Свойства неньютоновсой жидкости. Выращивание кристаллов. Свойства воды и яичная скорлупа..........

    Тепловое расширение
    - Расширение твердого тела. Притертые пробки. Удлинение иголки. Тепловые весы. Разъединение стаканов. Ржавый винт. Доска вдребезги. Расширение шарика. Расширение монеты..........
    - Расширение газа и жидкости. Нагревание воздуха. Звучащая монета. Водопроводная труба и грибы. Нагревание воды. Нагревание снега. Сухим из воды. Стакан ползет..........

    Поверхностное натяжение жидкости. Смачивание
    - Опыт Плато. Опыт Дарлинга. Смачивание и несмачивание. Плавающая бритва..........
    - Притяжение пробок. Прилипание к воде. Миниатюрный опыт Плато. Мыльные пузыри..........
    - Живая рыбка. Опыт со скрепкой. Опыты с моющими средствами. Цветные потоки. Вращающаяся спираль..........

    Капиллярные явления
    - Опыт с промакашкой. Опыт с пипетками. Опыт со спичками. Капиллярный насос..........

    Мыльные пузыри
    - Водородные мыльные пузыри. Подготовка по-научному. Пузырь в банке. Цветные кольца. Два в одном..........

    Энергия
    - Превращение энергии. Согнутая полоска и шарик. Щипцы и сахар. Фотоэкспонометр и фотоэффект..........
    - Перевод механической энергии в тепловую. Опыт с пропеллером. Богатырь в наперстке..........

    Теплопроводность
    - Опыт с железным гвоздем. Опыт с деревом. Опыт со стеклом. Опыт с ложками. Опыт с монетой. Теплопроводность пористых тел. Теплопроводность газа..........

    Теплота
    - Что холоднее. Нагревание без огня. Поглощение теплоты. Излучение теплоты. Охлаждение испарением. Опыт с погашенной свечой. Опыты с наружной частью пламени..........

    Излучение. Передача энергии
    - Передача энергии излучением. Опыты с солнечной энергией..........

    Конвекция
    - Вес - регулировщик теплоты. Опыт со стеарином. Создание тяги. Опыт с весами. Опыт с вертушкой. Вертушка на булавке..........

    Агрегатные состояния.
    - Опыты с мыльными пузырями на морозе. Кристаллизация
    - Иней на термометре. Испарение на утюге. Регулируем процесс кипения. Мгновенная кристаллизация. выращивание кристаллов. Делаем лед. Разрезание льда. Дождик на кухне..........
    - Вода замораживает воду. Отливки изо льда. Создаем тучу. Делаем облако. Кипятим снег. Наживка для льда. Как получить горячий лед..........
    - Выращивание кристаллов. Соляные кристаллы. Золотистые кристаллы. Крупные и мелкие. Опыт Пелиго. Опыт-фокус. Металлические кристаллы..........
    - Выращивание кристаллов. Медные кристаллы. Сказочные бусы. Галитовые узоры. Домашний иней..........
    - Бумажная кастрюля. Опыт с сухим льдом. Опыт с носками..........

    Газовые законы
    - Опыт на закон Бойля-Мариотта. Опыт на закон Шарля. Проверяем уравнение Клайперона. Проверяем закон Гей-Люсака. Фокус с шариком. Еще раз о законе Бойля-Мариотта..........

    Двигатели
    - Паровой двигатель. Опыт Клода и Бушеро..........
    - Водяная турбина. Паровая турбина. Ветряной двигатель. Водяное колесо. Гидротурбина. Ветряки-игрушки..........

    Давление
    - Давление твердого тела. Пробивание монеты иглой. Прорезание льда..........
    - Сифон - ваза Тантала..........
    - Фонтаны. Самый простой фонтан. Три фонтана. Фонтан в бутылке. Фонтан на столе..........
    - Атмосферное давление. Опыт с бутылкой. Яйцо в графине. Прилипание банки. Опыт со стаканами. Опыт с бидоном. Опыты с вантузом. Сплющивание банки. Опыт с пробирками..........
    - Вакуум-насос из промокашки. Давление воздуха. Вместо магдебургских полушарий. Стакан-водолазный колокол. Картезианский водолаз. Наказанное любопытство..........
    - Опыты с монетами. Опыт с яйцом. Опыт с газетой. Присоска из школьной резинки. Как опорожнить стакан..........
    - Насосы. Пульверизатор..........
    - Опыты со стаканами. Таинственное свойство редиски. Опыт с бутылкой..........
    - Непослушная пробка. Что такое пневматика. Опыт с нагретым стаканом. Как поднять рюмку ладонью..........
    - Холодный кипяток. Сколько весит вода в рюмке. Определяем объем легких. Упорная воронка. Как проткнуть шарик, чтобы он не лопнул..........
    - Гигрометр. Гигроскоп. Барометр из шишки.......... - Барометр. Барометр-анероид - сделай сам. Барометр из шарика. Простейший барометр.......... - Барометр из лампочки.......... - Воздушный барометр. Водный барометр. Гигрометр..........

    Сообщающиеся сосуды
    - Опыт с картиной..........

    Закон Архимеда. Выталкивающая сила. Плавание тел
    - Три шарика. Простейшая подводная лодка. Опыт с виноградинкой. Плавает ли железо..........
    - Осадка корабля. Плавает ли яйцо. Пробка в бутылке. Водяной подсвечник. Тонет или плавает. Специально для тонущих. Опыт со спичками. Удивительное яйцо. Тонет ли тарелка. Загадка весов..........
    - Поплавок в бутылке. Послушная рыбка. Пипетка в бутылке - картезианский водолаз..........
    - Уровень океана. Лодка на грунте. Утонет ли рыба. Весы из палки..........
    - Закон Архимеда. Живая игрушечная рыбка. Уровень из бутылки..........

    Закон Бернулли
    - Опыт с воронкой. Опыт со струей воды. Опыт с шариком. Опыт с весами. Скатывающиеся цилиндры. упрямые листки..........
    - Гнущийся лист. Почему он не падает. Почему гаснет свеча. Почему не гаснет свеча. Виновата струя воздуха..........

    Простые механизмы
    - Блок. Полиспаст..........
    - Рычаг второго рода. Полиспаст..........
    - Рычаг. Ворот. Рычажные весы..........

    Колебания
    - Маятник и велосипед. Маятник и земной шар. Веселая дуэль. Необычный маятник..........
    - Крутильный маятник. Опыты с качающимся волчком. Вращающийся маятник..........
    - Опыт с маятником Фуко. Сложение колебаний. Опыт с фигурами Лиссажу. Резонанс маятников. Бегемот и птичка..........
    - Веселые качели. Колебания и резонанс..........
    - Колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Поймай момент..........

    Звук
    - Граммофон - сделай сам..........
    - Физика музыкальных инструментов. Струна. Волшебный лук. Трещотка. Поющие бокалы. Бутылкофон. От бутылки к органу..........
    - Эффект Доплера. Звуковая линза. Опыты Хладни..........
    - Звуковые волны. Распространение звука..........
    - Звучащий стакан. Флейта из соломинки. Звучание струны. Отражение звука..........
    - Телефон из спичечного коробка. Телефонная станция..........
    - Поющие расчески. Ложечный звон. Поющий бокал..........
    - Поющая вода. Пугливая проволока..........
    - Звуковой осциллограф..........
    - Древняя звукозапись. Космические голоса..........
    - Услышь стук сердца. Очки для ушей. Ударная волна или хлопушка..........
    - Пой со мной. Резонанс. Звук сквозь кость..........
    - Камертон. Буря в стакане. Громче звук..........
    - Мои струны. Меняем высоту звука. Динь-динь. Кристально чисто..........
    - Заставляем шарик пищать. Казу. Поющие бутылки. Хоровое пение..........
    - Переговорное устройство. Гонг. Кукарекующий стакан..........
    - Выдуваем звук. Струнный инструмент. Маленькая дырочка. Блюз на волынке..........
    - Звуки природы. Поющая соломинка. Маэстро, марш..........
    - Пятнышко звука. Что в пакетике. Звук на поверхности. День непослушания..........
    - Звуковые волны. Наглядный звук. Звук помогает видеть..........

    Электростатика
    - Электризация. Электротрусишка. Электричество отталкивает. Танец мыльных пузырей. Электричество на расческах. Иголка - молниеотвод. Электризация нитки..........
    - Прыгающие шарики. Взаимодействие зарядов. Прилипший шарик..........
    - Опыт с неоновой лампочкой. Летающая птица. Летающая бабочка. Оживший мир..........
    - Электрическая ложка. Огни святого Эльма. Электризация воды. Летающая вата. Электризация мыльного пузыря. Заряженная сковорода..........
    - Электризация цветка. Опыты по электризации человека. Молния на столе..........
    - Электроскоп. Электрический театр. Электрический кот. Электричество притягивает..........
    - Электроскоп. Мыльные пузыри. Фруктовая батарейка. Борьба с гравитацией. Батарея гальванических элементов. Соедини катушки..........
    - Поверни стрелку. Балансируя на краю. Отталкивающиеся орешки. Зажги свет..........
    - Удивительные ленты. Радиосигнал. Статический разделитель. Прыгающие зерна. Статический дождь..........
    - Обертка из пленки. Волшебные фигурки. Влияние влажности воздуха. Ожившая дверная ручка. Искрящаяся одежда..........
    - Зарядка на расстоянии. Катящееся колечко. Треск и щелчки. Волшебная палочка..........
    - Все можно зарядить. Положительный заряд. Притяжение тел. Статический клей. Заряженный пластик. Нога-привидение..........

    Откуда берутся настоящие ученые? Ведь кто-то совершает необыкновенные открытия, изобретает хитроумные приборы, которыми мы пользуемся. Некоторые даже получают мировое признание в виде престижных наград. Как утверждают педагоги, детство - начало пути к будущим открытиям и свершениям.

    Нужна ли физика младшим школьникам

    Большинство школьных программ предполагает изучение физики с пятого класса. Однако родители хорошо знают, какое множество вопросов возникает у любознательных ребят младшего школьного возраста и даже у дошколят. Открыть дорогу к чудесному миру знаний помогут опыты по физике. Для школьников 7-10 лет они, конечно, будут несложными. Несмотря на простоту опытов, но поняв основные физические принципы и законы, дети ощущают себя всемогущими волшебниками. Это прекрасно, ведь живой интерес к науке - залог успешной учебы.

    Детские способности не всегда раскрываются самостоятельно. Часто требуется предложить детворе определенную научную деятельность, лишь потом проявляются склонности к тем или иным знаниям. Домашние опыты - легкий способ выяснить, интересуется ли чадо естественными науками. Маленькие открыватели мира редко остаются равнодушными к «чудесным» действиям. Даже если желание изучать физику ярко не проявится, заложить азы физических знаний все же стоит.

    Простейшие опыты, проводимые дома, хороши тем, что даже стеснительные, сомневающиеся в себе дети с удовольствием занимаются домашними экспериментами. Достижение ожидаемого результата рождает уверенность в собственных силах. Ровесники восторженно принимают демонстрацию подобных «фокусов», что улучшает отношения между ребятами.

    Требования к постановке опытов дома

    Чтобы изучение законов физики в домашних условиях было безопасным, необходимо соблюдать меры предосторожности:

    1. Абсолютно все эксперименты проводятся с участием взрослых. Конечно, многие исследования безопасны. Беда в том, что ребята не всегда проводят четкую границу между безобидными и опасными манипуляциями.
    2. Необходимо быть особенно внимательными, если используются острые, колюще-режущие предметы, открытый огонь. Здесь присутствие старших обязательно.
    3. Использование ядовитых веществ запрещено.
    4. Ребенку нужно подробно описать порядок действий, которые следует произвести. Необходимо ясно сформулировать цель работы.
    5. Взрослые должны объяснять суть опытов, принципы действия законов физики.

    Простейшие исследования

    Начать знакомство с физикой можно, демонстрируя свойства веществ. Это должны быть самые простые опыты для детей.

    Важно! Желательно предусмотреть возможные детские вопросы, чтобы ответить на них максимально подробно. Неприятно, когда мама или папа предлагают провести опыт, смутно понимая, что он подтверждает. Поэтому лучше подготовиться, проштудировав нужную литературу.

    Разная плотность

    Каждое вещество обладает плотностью, влияющей на его вес. Разные показатели этого параметра имеют интересные проявления в виде многослойной жидкости.

    Даже дошкольники могут проводить такие простейшие опыты с жидкостями и наблюдать за их свойствами.
    Для эксперимента понадобятся:

    • сахарный сироп;
    • растительное масло;
    • вода;
    • стеклянная банка;
    • несколько мелких предметов (например, монета, пластиковая бусина, кусочек пенопласта, булавка).

    Банку нужно заполнить примерно на 1/3 сиропом, добавить такое же количество воды и масла. Жидкости не будут смешиваться, а образуют слои. Причина - плотность, вещество с меньшей плотностью легче. Затем поочередно в банку нужно опустить предметы. Они «зависнут» на разных уровнях. Все зависит от того, как соотносятся между собой плотности жидкостей и предметов. Если плотность материала меньше, чем жидкости, вещица не утонет.

    Плавающее яйцо

    Понадобятся:

    • 2 стакана;
    • столовая ложка;
    • соль;
    • вода;
    • 2 яйца.

    Оба стакана нужно наполнить водой. В одном из них растворить 2 полные столовые ложки соли. Затем в стаканы следует опустить яйца. В обычной воде оно утонет, в соленой станет держаться на поверхности. Соль повышает плотность воды. Именно этим объясняется тот факт, что в морской воде плавать легче, чем в пресной.

    Поверхностное натяжение воды

    Детям следует объяснить, что молекулы на поверхности жидкости притягиваются, образуя тончайшую упругую пленку. Такое свойство воды называется поверхностным натяжением. Этим объясняется, например, способность водомерки скользить по водной глади пруда.

    Непроливающаяся вода

    Необходимо:

    • стеклянный стакан;
    • вода;
    • канцелярские скрепки.

    Стакан до краев наполняется водой. Кажется, одной скрепки достаточно, чтобы жидкость пролилась. Необходимо осторожно погружать скрепки в стакан одну за другой. Опустив около десятка скрепок, можно увидеть, что вода не выливается, а образует на поверхности небольшой купол.

    Плавающие спички

    Необходимо:

    • миска;
    • вода;
    • 4 спички;
    • жидкое мыло.

    В миску следует налить воду, опустить спички. Они будут практически неподвижны на поверхности. Если капнуть в центр моющее средство, спички мгновенно расплывутся к краям миски. Мыло уменьшает поверхностное натяжение воды.

    Занимательные опыты

    Очень зрелищной бывает для детей работа со светом и звуком. Педагоги утверждают, что занимательные опыты интересны ребятам разных возрастов. Например, предложенные здесь физические опыты подойдут и для дошкольников.

    Светящаяся «лава»

    Этот опыт не создает настоящий светильник, но красиво имитирует работу лампы с движущимися частицами.
    Необходимо:

    • стеклянная банка;
    • вода;
    • растительное масло;
    • соль или любая шипучая таблетка;
    • пищевой краситель;
    • фонарик.

    Банку нужно примерно на 2/3 наполнить окрашенной водой, затем почти до краев долить масла. Сверху следует посыпать немного соли. Затем отправиться в затемненную комнату, подсветить банку снизу фонариком. Крупинки соли станут опускаться на дно, увлекая за собой капельки жира. Позже, когда соль растворится, масло снова поднимется к поверхности.

    Домашняя радуга

    Солнечный свет можно разложить на составляющие спектр разноцветные лучи.

    Необходимо:

    • яркий естественный свет;
    • стакан;
    • вода;
    • высокая коробка или стул;
    • большой лист белой бумаги.

    В солнечный день перед окном, впускающим яркий свет, на пол нужно положить бумагу. Рядом установить коробку (стул), сверху поставить наполненный водой стакан. На полу появится радуга. Чтобы увидеть цвета полностью, достаточно подвигать бумагу и поймать ее. Прозрачная емкость с водой является призмой, раскладывающей луч на части спектра.

    Стетоскоп доктора

    Звук распространяется с помощью волн. Звуковые волны в пространстве можно перенаправлять, усиливать.
    Понадобятся:

    • отрезок резиновой трубки (шланга);
    • 2 воронки;
    • пластилин.

    В оба конца резиновой трубки нужно вставить воронку, закрепив ее пластилином. Теперь одну достаточно приставить к своему сердцу, а к другую - к уху. Ясно слышно биение сердца. Воронка «собирает» волны, внутренняя поверхность трубки не позволяет им рассеиваться в пространстве.

    По этому принципу работает стетоскоп доктора. В старину примерно такое же устройство имели слуховые аппараты для слабослышащих людей.

    Важно! Нельзя использовать источники громкого звука, так как это может повредить слуху.

    Эксперименты

    В чем разница между экспериментом и опытом? Это методы исследования. Обычно опыт проводится с заранее известным результатом, демонстрируя уже понятную аксиому. Эксперимент же призван подтвердить или опровергнуть гипотезу.

    Для детей разница между этими понятиями практически неощутима, любое действие производится впервые, без научной базы.

    Однако часто проснувшийся интерес толкает ребят на новые эксперименты, вытекающие из уже известных свойств материалов. Такую самостоятельность нужно поощрять.

    Замораживание жидкостей

    Материя меняет свойства с переменой температуры. Детей интересует изменение свойств всяческих жидкостей при обращении в лед. Различные вещества имеют отличную друг от друга температуру замерзания. Также при низкой температуре меняется их плотность.

    Обратите внимание! Замораживая жидкости, следует применять только пластиковые контейнеры. Использовать стеклянные емкости нежелательно, так как они могут лопнуть. Причина в том, что жидкости, замерзая, меняют свою структуру. Молекулы образуют кристаллы, расстояние между ними увеличивается, увеличивается объем вещества.

    • Если наполнить разные формочки водой и апельсиновым соком, оставить в морозильной камере, что получится? Вода уже замерзнет, а сок частично останется жидким. Причина - температура замерзания жидкости. Подобные эксперименты можно проводить с разными веществами.
    • Налив в прозрачный контейнер воду и масло, можно увидеть уже привычное расслоение. Масло всплывает на поверхность воды, так как обладает меньшей плотностью. Что можно наблюдать при замораживании контейнера с содержимым? Вода и масло меняются местами. Сверху будет находиться лед, масло теперь окажется внизу. Замерзая, вода стала легче.

    Работа с магнитом

    Большой интерес у младших школьников вызывает проявление магнитных свойств различных веществ. Занимательная физика предлагает проверить эти свойства.

    Варианты экспериментов (понадобятся магниты):

    Проверка способности притягиваться различных предметов

    Можно вести записи, указывая свойства материалов (пластик, дерево, железо, медь). Интересный материал - железная стружка, движение которой выглядит завораживающе.

    Изучение способности магнита действовать сквозь другие материалы.

    Например, металлический предмет подвергается воздействию магнита через стекло, картон, деревянную поверхность.

    Рассмотрение способности магнитов притягиваться и отталкиваться.

    Изучение магнитных полюсов (одноименные отталкиваются, разноименные притягиваются). Зрелищный вариант - прикрепление магнитов к плавающим игрушечным корабликам.

    Намагниченная иголка - аналог компаса

    В воде она указывает направление «север - юг». Намагниченная иголка притягивает другие мелкие предметы.

    1. Желательно не перегружать маленького исследователя информацией. Цель опытов - показать работу законов физики. Лучше подробно рассмотреть одно явление, чем ради зрелищности бесконечно менять направления.
    2. Перед каждым опытом доступно объяснить свойства и особенности предметов, участвующих в них. Затем вместе с ребенком подвести итог.
    3. Особенного внимания заслуживают правила безопасности. Начало каждого занятия сопровождается инструкциями.

    Научные опыты - увлекательное дело! Возможно, оно окажется таковым и для родителей. Вместе открывать новые стороны обычных явлений интересно вдвойне. Стоит отбросить повседневные заботы, разделив детскую радость открытий.

    Мы предлагаем вашему вниманию 10 потрясающих фокусов-опытов, или научных шоу, которые можно сделать своими руками в домашних условиях.
    На дне рождения ребенка, на выходных или на каникулах проведите время с пользой и станьте центром внимания множества глаз! 🙂

    В подготовке поста нам помог опытный организатор научных шоу - профессор Николя . Он объяснил принципы, которые заложены в том или ином фокусе.

    1 - Лавовая лампа

    1. Наверняка многие из вас видели лампу, у которой внутри жидкость, имитирующая горячую лаву. Выглядит волшебно.

    2. В подсолнечное масло наливается вода и добавляется пищевой краситель (красный или синий).

    3. После этого добавляем в сосуд шипучего аспирина и наблюдаем поразительный эффект.

    4. В ходе реакции подкрашенная вода поднимается и опускается по маслу, не смешиваясь с ним. А если выключить свет и включить фонарик - начнется «настоящая магия».

    : «Вода и масло имеют разную плотность, к тому же обладают свойством не смешиваться, как бы мы ни трясли бутылку. Когда мы добавляем внутрь бутылки шипучие таблетки, они, растворяясь в воде, начинают выделять углекислый газ и приводят жидкость в движение».

    Хотите устроить настоящее научное шоу? Больше опытов можно найти в книге .

    2 - Опыт с газировкой

    5. Наверняка дома или в соседнем магазине для праздника найдется несколько банок с газировкой. Прежде чем выпить их, задайте ребятам вопрос: «Что будет, если погрузить банки с газировкой в воду?»
    Утонут? Будут плавать? Зависит от газировки.
    Предложите детям заранее угадать, что произойдет с той или иной банкой и проведите опыт.

    6. Берем банки и аккуратно опускаем в воду.

    7. Оказывается, несмотря на одинаковый объем, они имеют разный вес. Именно поэтому одни банки тонут, а другие нет.

    Комментарий профессора Николя : «Все наши банки имеют одинаковый объем, но вот масса у каждой банки различная, а это значит, что и плотность отличается. Что такое плотность? Это значение массы, поделенное на объем. Так как объем у всех банок одинаковый, то плотность будет выше у той из них, чья масса больше.
    Будет ли банка плавать в контейнере или же утонет, зависит от отношения ее плотности к плотности воды. Если плотность банки меньше, то она будет находиться на поверхности, в противном случае банка пойдет ко дну.
    Но за счет чего банка с обычной колой плотнее (тяжелее), чем банка с диетическим напитком?
    Всё дело в сахаре! В отличие от обычной колы, где в качестве подсластителя используется сахарный песок, в диетическую добавляют специальный сахарозаменитель, который весит намного меньше. Так сколько же сахара в обычной банке с газировкой? Разница в массе между обычной газировкой и ее диетическим аналогом даст нам ответ!»

    3 - Крышка из бумаги

    Задайте присутствующим вопрос: «Что будет, если перевернуть стакан с водой?» Конечно, она выльется! А если прижать бумагу к стакану и перевернуть его? Бумага упадет и вода все равно прольется на пол? Давайте проверим.

    10. Аккуратно вырезаем бумагу.

    11. Кладем сверху на стакан.

    12. И аккуратно переворачиваем стакан. Бумага прилипла к стакану, как намагниченная, и вода не выливается. Чудеса!

    Комментарий профессора Николя : «Хоть это и не так очевидно, но на самом деле мы находимся в самом настоящем океане, только в этом океане не вода, а воздух, который давит на все предметы, в том числе и на нас с вами, просто мы уже так привыкли к этому давлению, что совсем его не замечаем. Когда мы накрываем стакан с водой листком бумаги и переворачиваем, то на лист с одной стороны давит вода, а с другой стороны (с самого низу) - воздух! Давление воздуха оказалось больше давления воды в стакане, вот листок и не падает».

    4 - Мыльный вулкан

    Как устроить дома извержение маленького вулкана?

    14. Вам понадобится сода, уксус, немного моющей химии для посуды и картон.

    16. Разводим уксус в воде, добавляем моющей жидкости и подкрашиваем все йодом.

    17. Оборачиваем все темным картоном - это будет «тело» вулкана. Щепотка соды падает в стакан, и вулкан начинает извергаться.

    Комментарий профессора Николя : «В результате взаимодействия уксуса с содой возникает настоящая химическая реакция с выделением углекислого газа. А жидкое мыло и краситель, взаимодействуя с углекислым газом, образуют цветную мыльную пену - вот и извержение».

    5 - Насос из свечи

    Может ли свечка изменить законы гравитации и поднять воду вверх?

    19. Ставим свечку на блюдце и зажигаем ее.

    20. Наливаем подкрашенную воду на блюдце.

    21. Накрываем свечу стаканом. Через некоторое время вода втянется внутрь стакана вопреки законам гравитации.

    Комментарий профессора Николя : «Что делает насос? Меняет давление: увеличивает (тогда вода или воздух начинают «убегать») или, наоборот, уменьшает (тогда газ или жидкость начинают «прибывать»). Когда мы накрыли горящую свечу стаканом, свеча потухла, воздух внутри стакана остыл, и поэтому давление уменьшилось, вот вода из миски и стала всасываться внутрь».

    Игры и опыты с водой и огнем есть в книге «Эксперименты профессора Николя» .

    6 - Вода в решете

    Продолжаем изучать магические свойства воды и окружающих предметов. Попросите кого-то из присутствующих натянуть бинт и полейте через него воду. Как мы видим - она без всякого труда проходит через отверстия в бинте.
    Поспорьте с окружающими, что сможете сделать так, что вода не будет проходить через бинт без всяких дополнительных приемов.

    22. Отрежьте кусок бинта.

    23. Оберните бинтом стакан или бокал для шампанского.

    24. Переворачивайте бокал - вода не выливается!

    Комментарий профессора Николя : «Благодаря такому свойству воды, как поверхностное натяжение, молекулы воды хотят все время находиться вместе и их не так просто разлучить (вот такие они замечательные подружки!). И если размер отверстий небольшой (как в нашем случае), то пленка не рвется даже под тяжестью воды!»

    7 - Водолазный колокол

    И чтобы закрепить за вами почетное звание Мага Воды и Повелителя Стихий, пообещайте, что сможете доставить бумагу на дно любого океана (или ванны или даже тазика), не замочив ее.

    25. Пусть присутствующие напишут свои имена на листе бумаги.

    26. Сворачиваем листок, убираем его в стакан, чтобы он упирался в его стенки и не скользил вниз. Погружаем листок в перевернутом стакане на дно резервуара.

    27. Бумага остается сухой - вода не может до нее добраться! После того как вытащите листок - дайте зрителям удостовериться, что он действительно сухой.

    Приближаются весенние каникулы, и многие родители задумываются: чем занять детей? Домашние опыты по физике — например, из книги «Опыты Тома Тита. Удивительная механика» — отличное времяпрепровождение для младших школьников. Особенно если в результате получается такая полезная вещь, как духовое ружье, и становятся понятнее законы пневматики.

    Сарбакан — духовое ружьё

    Воздух широко применяется в различных современных технических устройствах. С его помощью работают пылесосы, им накачивают шины автомобилей, а также используют в духовых ружьях вместо пороха.

    Духовое ружьё, или сарбакан, —это древнее оружие для охоты, которое иногда использовали и в военных целях. Оно представляет собой трубку длиной 2-2,5 метра, из которой под действием воздуха, выдыхаемого стрелком, выбрасываются миниатюрные стрелы. В Южной Америке, на островах Индонезии и в некоторых других местах сарбакан для охоты используют до сих пор. Миниатюру такого духового ружья ты можешь изготовить самостоятельно.

    Что потребуется:

    • пластмассовая, металлическая или стеклянная трубка;
    • иголки или швейные булавки;
    • рисовальные или малярные кисти;
    • изолента;
    • ножницы и нитки;
    • мелкие перья;
    • поролон;
    • спички.

    Опыт. Корпусом для сарбакана послужит пластмассовая, металлическая или стеклянная трубка длиной 20-40 сантиметров и внутренним диаметром 10-15 миллиметров. Подходящую трубку можно изготовить из третьего колена телескопической удочки или лыжной палки. Трубку можно свернуть из листа плотной бумаги, обмотав снаружи для прочности изолентой.

    Теперь одним из способов нужно изготовить стрелы.

    Первый способ. Возьми пучок волос, например, от рисовальной или малярной кисти, с одного края туго свяжи ниткой. Затем вставь в полученный узелок иголку или булавку. Закрепи конструкцию, обмотав изолентой.

    Второй способ. Вместо волос можно использовать мелкие перья, например такие, которыми набивают подушки. Возьми несколько перьев и примотай их остевые концы изолентой непосредственно к иголке. С помощью ножниц обрежь края перьев по диаметру трубки.

    Третий способ. Стрелу можно изготовить с древком из спички, а «оперение» —из поролона. Для этого по центру поролонового кубика размерами 15-20 миллиметров воткни конец спички. Затем привяжи поролон к спичечному древку за краешек. С помощью ножниц придай кусочку поролона форму конуса с диаметром, равным внутреннему диаметру трубки сарбакана. К противоположному концу спички изолентой примотай иголку или булавку.

    Вложи стрелу в трубку остриём вперёд, приложи трубку к сомкнутым губам, и разомкнув губы, резко дунь.

    Результат. Стрела вылетит из трубки и пролетит 4-5 метров. Если взять трубку длиннее, то, немного потренировавшись и подобрав оптимальный размер и массу стрел, ты сможешь попадать в цель с расстояния в 10-15 метров.

    Объяснение. Выдуваемый тобой воздух вынужден выходить через узкий канал трубки. При этом скорость его движения сильно возрастает. А поскольку в трубке находится стрела, препятствующая свободному движению воздуха, он ещё и сжимается — в нём накапливается энергия. Сжатие и ускоренное движение воздуха разгоняют стрелу и сообщают ей кинетическую энергию, достаточную для полёта на некоторое расстояние. Однако за счёт трения о воздух энергия летящей стрелы постепенно расходуется, и она полает.

    Пневматический подъёмник

    Тебе, несомненно, приходилось лежать на надувном матрасе. Воздух, которым он наполнен, сжат и легко держит твой вес. Сжатый воздух обладает большой внутренней энергией и оказывает давление на окружающие предметы. Любой инженер скажет, что воздух — это прекрасный работник. С его помощью работают транспортёры, прессы, грузоподъёмные и многие другие машины. Их называют пневматическими. Это слово происходит от древнегреческого «пневмотикос» — «надутый воздухом». Проверить силу сжатого воздухо и смастерить простейший пневматический подъёмник ты можешь из простых подручных предметов.

    Что потребуется:

    • плотный полиэтиленовый пакет;
    • две-три тяжёлые книги.

    Опыт. Поставь на стол две-три тяжёлые книги, например в форме буквы «Т», как показано на рисунке. Попробуй дунуть на них, чтобы они упали или перевернулись. Сколько ни старайся, вряд ли у тебя это получится. Однако силы твоего дыхания всё же достаточно, чтобы решить эту сложную, на первый взгляд, задачу. На помощь надо призвать пневматику. Для этого воздух дыхания надо «поймать» и «запереть», то есть сделать его сжатым.

    Положи под книги пакет из плотного полиэтилена (он обязательно должен быть целым). Прижми рукой открытый конец пакета ко рту и начни дуть. Не спеши, дуй медленно, ведь воздух никуда не денется из пакета. Наблюдай, что происходит.

    Результат. Пакет будет постепенно раздуваться, поднимдть книги всё выше и выше и, наконец, опрокинет их.

    Объяснение. Когда воздух сжимается, количество его частиц (молекул) в единице объёма возрастает. Молекулы чаще ударяют о стенки объёма, в котором он сжат (в данном случае — пакета). Это значит, что давление со стороны воздуха на стенки возрастает, причём тем больше, чем сильнее воздух сжат. Давление выражается силой, приложенной к единице площади стенки. И в данном случде сила давления воздуха на стенки пакета становится больше, чем сила тяжести, действующая на книги, и книги поднимаются.

    Купить эту книгу

    Комментировать статью "Занимательная физика: опыты для детей. Пневматика"

    Домашние опыты для детей. Опыты и эксперименты в домашних условиях: занимательная физика. Опыты с детьми в домашних условиях. Занимательные эксперименты с детьми. Популярная наука.

    Обсуждение

    У нас в школе такое было, только без выезда, приглашали ученого, он показывал интересные эффектные химические и физические опыты, даже старшеклассники сидели открыв рот. некоторых детей приглашали принять участие в опыте. а кстати в планетарий съездить не вариант? там сейчас очень здорово и интересно

    Опыты по физике: Физика в опытах и экспериментах [ссылка-3] Крутые эксперименты и разоблачения Игорь Белецкий [ссылка- 10 ] Опыты для Простые Домашние опыты: физика и химия для детей 6- 10 лет. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

    Обсуждение

    Домашняя детская "лаборатория" "Юный химик" - очень интересно, прилагается книжечка с подробным описанием интересных опытов, хим.элементов и реакций, ну и сами хим.элементы с колбочками и различными приспособлениями.

    куча книг с подробным описанием как делать и объяснениями сути явлений, что помню: "Полезные опыты в школе и дома", "Большая книга экспеременов"-самая, на мой взгляд, лучшая, "ставим опыты-1", "ставим опыты-2", "ставим опыты-3"

    Домашние опыты по физике - например, из книги « Опыты Тома Тита. Класса с шестого отец давал читать всякие книжки по занимательной физике. Причем интересно в нем как детям так и взрослым. Вот и мы решили его посетить. Опыт по физике для детей: как доказать вращение...

    Обсуждение

    Глен Веччионе. 100 самых интересных самостоятельных научных проектов.Издательство АСТрель. Разные опыты, есть и раздел "Электричество".

    За электричество точно не скажу, надо листать. Сикорук "Физика для малышей", Гальперштейн "Занимательная физика".

    Домашние опыты: физика и химия для детей 6-10 лет. Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. Химия для младших школьников.

    Обсуждение

    Школьные учебники и школьная программа -- полный отстой! Для старших школьников хороша "Общая химия" Глинки, а вот малышам...
    Мой с 9 лет читает детские химические энциклопедии (Аванта, еще парочка каких-то, Л. Ю. Аликберова "Занимательная химия" и др. ее книжки). Есть той же Аликберовой книжка домашних опытов.
    Я думаю, что про атомы и электроны можно рассказывать детям с бОльшей осторожностью, чем про "откуда я взялся", т.к. материя сия существенно более сложная:)) Если мама сама не очень понимает, как там электроны в атомах бегают, лучше вообще мозги дитю не пудрить. А вот на уровне: смешали, растворили, осадок выпал, пузыри пошли, etc. -- вполне маме под силу.

    06.09.2004 14:32:12, flowerpunk

    Домашние опыты: физика и химия для детей 6 -10 лет. Простые но впечатляющие химические опыты - покажите детям! Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях.

    Обсуждение

    Я на Коломенской ярмарке видела целые переносные "лаборатории" для домашнего использования и по химии и по физике. Сама, правда, пока не покупала. Но там палатка, в которой я постоянно что-то для творчества ребенка покупаю. В палатке одна и та же продавщица всё время (во всяком случае, я на одну и ту же попадаю). Так вот она что ни посоветует - всё интересно. Она так же и про эти "лаборатории" очень хорошо отзывалась. Значит, можно верить. Там ещё видела какую-то "лабораторию", разработанную Андреем Бахметьевым. По-моему, что-то по физике тоже.

    Физика окружает нас абсолютно везде и повсюду: в быту, на улице, в дороге… Иногда родителям стоит обращать внимание их детей на некоторые интересные, ими еще непознанные моменты. Раннее знакомство с этим школьным предметом позволит какому-то ребенку преодолеть страх, а какому-то всерьез заинтересоваться этой наукой и, возможно, для кого-то это станет судьбой.

    С некоторыми простыми экспериментами, которые можно сделать дома, мы и предлагаем сегодня познакомиться.

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Посмотреть, влияет ли форма предмета на его прочность.
    МАТЕРИАЛЫ: три листа бумаги, скотч, книги (весом до полукилограмма), помощник.

    ПРОЦЕСС:

      Сложите листки бумаги а три разные формы: Форма А — сложите листок втрое и склейте концы, Форма Б — сложите листок вчетверо и склейте концы, Форма В — скатайте бумагу в форме цилиндра и склейте концы.

      Поставьте все сделанные вами фигуры на стол.

      Вместе с помощником одновременно и по одной кладите на них книги и посмотрите, когда сооружения обвалятся.

      Запомните, какое количество книг может выдержать каждая фигура.

    ИТОГИ: Цилиндр выдерживает самое большое число книг.
    ПОЧЕМУ? Гравитация (притяжение к центру Земли) тянет книги вниз, а бумажные опоры не пускают. Если земное притяжение будет больше силы сопротивления опоры, вес книги раздавит ее. Открытый бумажный цилиндр оказался самой прочной из всех фигур, потому что вес книг, которые на нем лежали, равномерно распределился по его стенкам.

    _________________________

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Зарядить предмет статическим электричеством.
    МАТЕРИАЛЫ: ножницы, салфетка, линейка, расческа.

    ПРОЦЕСС:

      Отмерьте и отрежьте от салфетки полоску бумаги (7см х 25 см).

      Нарежьте на бумаге длинные тонкие полоски, ОСТАВЛЯЯ край нетронутым (по рисунку).

      Быстро расчешитесь. Ваши волосы должны быть чистыми и сухими. Приблизьте расческу к бумажным полоскам, но не касайтесь их.

    ИТОГИ: Бумажные полоски тянутся к расческе.
    ПОЧЕМУ? "Статическое» — значит неподвижное. Статическое электричество — это собравшиеся вместе отрицательные частицы под названием электроны. Вещество состоит из атомов, где вокруг положительного центра — ядра — вращают электроны. Когда мы причесываемся, электроны как бы стираются с волос и попа¬дают на расческу. Та половина расчески, которая коснулась ваших волос, получил! отрицательный заряд. Бумажная полоска состоит из атомов. Мы подносим к ним расческу, в результате чего положительная часть атомов притягивается к расческе. Этого притяжения между положительными и отрицательными частицами достаток но, чтобы поднять бумажные полоски вверх.

    _________________________

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Найти положение центра тяжести.
    МАТЕРИАЛЫ: пластилин, две металлические вилки, зубочистка, высокий стакан или банка с широким горлом.

    ПРОЦЕСС:

      Скатайте из пластилина шарик диаметром около 4 см.

      Воткните в шарик вилку.

      Вторую вилку воткните в шарик под углом в 45 градусов по отношению к первой вилке.

      Воткните зубочистку в шарик между вилками.

      Зубочистку поместите концом на край стакана и двигайте к центру стакана, пока не наступит равновесие.

    ПРИМЕЧАНИЕ: Если равновесия достичь не удается, уменьшите угол между ними.
    ИТОГИ: При определенном положении зубочистки вилки уравновешиваются.
    ПОЧЕМУ? Поскольку вилки расположены под углом друг к другу, то их вес как бы сосредоточен в определенной точке палочки, находящейся между ними. Эта точка называется центром тяжести.

    _________________________

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Сравнить скорость звука в твердых телах и в воздухе.
    МАТЕРИАЛЫ: пластмассовый стакан, резинка в форме колечка.

    ПРОЦЕСС:

      Наденьте резиновое колечко на стакан, как показано на рисунке.

      Приложите стакан дном к уху.

      Побренчите натянутой резинкой как струной.

    ИТОГИ: Слышен громкий звук.
    ПОЧЕМУ? Предмет звучит, когда он колеблется. Совершая колебания, он ударяет по воздуху или по другому предмету, если тот находится рядом. Колебания начинают распространяться по заполняющему все вокруг воздуху, их энергия воздействует на уши, и мы слышим звук. Колебания гораздо медленнее распространяются через воздух — газ, — чем через твердые или жидкие тела. Колебания резинки передаются и воздуху и корпусу стакана, но звук слышен громче, когда он приходит в ухо непосредственно от стенок стакана.

    _________________________

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Узнать, сказывается ли температура на прыгучести резинового шарика.
    МАТЕРИАЛЫ: теннисный мяч, метровая рейка, морозильник.

    ПРОЦЕСС:

      Поставьте рейку вертикально и, удерживая ее одной рукой, положите другой рукой мячик на ее верхний конец.

      Отпустите мячик и посмотрите, как высоко он подпрыгнет, ударившись об пол. Повторите это три раза и прикиньте среднюю высоту прыжка.

      На полчаса поместите мячик в морозильник.

      Снова измерьте высоту прыжка, отпуская мячик с верхнего конца рейки.

    ИТОГИ: После морозилки мяч подпрыгивает не так высоко.
    ПОЧЕМУ? Резина состоит из мириада молекул в форме цепочек. В тепле эти цепочки легко сдвигаются и отодвигаются одна от другой, и благодаря этому резина становится эластичной. При охлаждении эти цепочки становятся жесткими. Когда цепочки эластичны, мячик хорошо скачет. Играя в теннис в холодную погоду, нужно учитывать, что мячик не будет таким прыгучим.

    _________________________

    ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: Посмотреть, каким предстает изображение в зеркале.
    МАТЕРИАЛЫ: зеркальце, 4 книги, карандаш, бумага.

    ПРОЦЕСС:

      Сложите книги стопкой и прислоните к ней зеркальце.

      Положите лист бумаги под край зеркальца.

      Положите левую руку перед листом бумаги, а на руку — подбородок, чтобы смотреть в зеркало, но не видеть лист, на котором вам предстоит писать.

      Смотря только в зеркальце, но не на бумагу, напишите на ней свое имя.

      Посмотрите, что вы написали.

    ИТОГИ: Большинство, а может быть даже все буквы оказались перевернутыми.
    ПОЧЕМУ? Потому что вы писали, глядя в зеркало, где они выглядели обычным образом, но на бумаге они перевернуты. Перевернутыми окажутся большинство букв, а правильно написанными будут лишь симметричные буквы (Н, О, Е, В). Они выглядят одинаково и в зеркале, и на бумаге, хотя изображение в зеркале перевернуто.