Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Икона божьей матери неиссякаемый источник. «Живоносный Источник» чудотворная икона Божией Матери - Святыни России

    Икона божьей матери неиссякаемый источник. «Живоносный Источник» чудотворная икона Божией Матери - Святыни России

    Икону «Живоносный источник» можно повстречать в ряде православных храмов. В чём же заключается её помощь человеку? С какими мольбами следует обращаться к данной иконе? Про всё про это я хочу рассказать вам в статье ниже.

    История появления святого образа уходит к пятому столетию, тогда рядом с Константинополем располагалась роща, которую, согласно преданию, посвятили святой Деве Марии. В этой роще протекал источник, известный за счёт своих чудес, но с течением времени он скрывался за зарослями кустарника и тины и постепенно совсем исчез.

    В 450-м году воину по имени Лев Маркелл (который впоследствии стал императором) довелось повстречать в данной роще заблудившегося слепого, воин помог ему отыскать тропу и посадил в тенёчке. А сам отправился за водой, чтобы утолить жажду обессиленного путника. Неожиданно Лев услыхал, что его зовёт сама Богородица, давшая ему задание обнаружить заброшенный источник и нанести тину из него на глаза слепца.

    Маркелл сделал всё, что ему велели и случилось чудо – слепой снова начал видеть. Ещё Богородица сказала Льву, что он сядет за императорский трон, это также стало правдой по прошествии семи лет. Когда же обещанное свершилось, Лев Маркелл вспомнил про Божью Матерь и дал распоряжение облагородить источник, установить вокруг него круг из камней и на нём построить церковь в честь Девы Марии.

    Священному ключу императора дали название «Живоносного источника», ведь он стал проявлять чудодейственную благодать Богородицы. Также назвали и новую икону, написанную специально для данного храма.

    В 6-м столетии императору Юстиниану Великому также пришлось испить воды из целебного источника, которая излечила его от тяжёлого заболевания. На радостях он приказал построить ещё один храм рядом с тем, что воздвиг Лев, а при нём организовали монастырь.

    В 15-м веке, когда разрушилась Византийская империя, аналогичная участь постигла и храм – его уничтожили мусульмане. Затем на его месте отстроили маленькую церквушку, которую тоже снесли в 1821-м году, а сам источник засыпали. Но православные убрали развалины, почистили источник и вновь начали пользоваться его исцеляющей водицей. Впоследствии на этом месте построили новую церковь, при которой была организована больница с богадельней.

    Образ Божьей Матери «Живоносный источник» очень почиталась у древних русичей. К примеру, в Саровской пустыне в честь этого образа построили церковь. Все поражённые болезнями православные отправлялись по совету преподобного Серафима Саровского возносить молитвы у чудодейственного образа и их хвори чудесным образом проходили.

    До настоящего момента икона «Живоносного источника» не утратила своей популярности. В частности в пятницу на Светлой седмице, когда в христианских храмах завершается Литургия, принято выполнение водосвятоного молебена у данного образа. А вода, освящённая на Литургии, применяется верующими для окропления своих садов и огородов.

    Что изображается на данном образе

    Святыня демонстрирует нам восседающую в купели Матерь Божью, держащую младенца-Иисуса на руках. Первоначально источник не наносили на священный предмет, но впоследствии композиция была дополнена и Фиалой (чашей). А ещё чуть позже икона изображается уже с водоёмом и фонтаном.

    Характеристика иконы, в чём она может помочь?

    Многие люди интересуются характеристикой иконы «Живоносный источник» и тем, в чём она спрсобна помочь. Нужно заметить, что лик Божьей Матери обладает намного более глубинной характеристикой и значением, чем одни исцеляющие свойства святой водицы.

    Он олицетворяет собой саму Святую, которая в своём лоне выносила Спасителя всего человечества и подарила жизнь вечную всем, кто верует в него и в его Отца и хранит веру обоим в своей душе.

    Вы можете встретить утверждение, что Бог выступает всей нашей Жизнью, а источник – представляет женское начало, олицетворяет образ Богоматери. Именно по этой причине российская иконописная традиция дарует данному лику наименование «Источной». А значит, это олицетворение начала, из которого истекает сама жизнь (праздничный кондак обозначает его как Водоспасительницу или Источнину Богоблагодатную).

    Образ способствует исцелению духа и тела всех людей, живущих на земле подобно настоящей заботливой матери, которая находится на страже всего рода человеческого. Дальше рассмотрим, в каких конкретно проблемах эта икона окажет вам свою помощь.

    Когда следует возносить молитвы «Живоносному источнику»?

    У Священного образа, получившего своё название в честь исцеляющих вод, традиционно просят помощь при наличии таких проблем:

    • когда хотят устранить вредные привычки, искоренить пагубные страсти;
    • чтобы исцелить физические и душевные патологии;
    • ещё святая Матерь Божья окажет свою помощь всем праведникам, свято верующим в Спасителя;
    • смогут получить у неё помощи и все те, чья душа переполнена скорбью, кто страдает от нехватки жизненной энергии;
    • благодаря искренней чистосердечной молитве перед иконой становится возможным избавление от даже самых тяжких недугов.


    Чудеса, совершённые данной божественной святыней

    Один фессалиец с детских лет мечтал, что когда вырастет – увидит своими глазами место, из которого истекает святая водица. И наконец-то наступил момент, когда он и прочие православные смогли начать своё длительное паломническое путешествие.

    Но в пути юноша заразился и когда понял, что скоро умрёт, то попросил других путешествующих с ним, чтобы его после смерти не хоронили, а всё-же донесли до пункта его назначения и вылили на него 3 кувшина с целебной водицей, а лишь потом предали его тело земле.

    Его просьба была выполнена, но когда на тело праведника вылился 3-й кувшин с водой – свершилось чудо и он ожил. После такого удивительного воскрешения юноша принял решение до самой смерти служить Богу и Матери Божьей, молитвы к которым помогли ему вновь вернуться к жизни.

    Есть также и другие примеры исцеляющего воздействия воды из источника. Но нужно помнить, что чудо происходит исключительно при условии горячей, искренней и чистосердечной молитвы Создателю и если человек ведёт праведный образ жизни – не совершает никаких прегрешений. Только в таком случае он может рассчитывать на получение долгоожидаемого облегчения и исцеления.

    Как празднуют икону Живоносный Источник

    Назначили день, в который чтится память про реконструкцию церкви «Живоносный источник» в Константинополе, возведённый по велению Льва Маркелла и по указания Матери Божьей.

    Этой датой стала пятница Светлой седмицы и отныне ежегодно в христианских храмах на Святой неделе почитается водоосвящение, исполняется пасхальный крестный ход.

    В каких церквях можно найти икону Божьей Матери Живоносный Источник?

    На данный момент времени существует больше чем сто часовен и церквей, получивших своё название в честь Божьей Матери. Дальше предлагаю ознакомиться с некоторыми из них:

    • Храм образа Божьей Матери (Космодамианской) в Меткино, Московской области. Древние летописи рассказывают про то, что в 17-м столетии недалеко от Москвы располагался деревянный храм Дамиана и Космы, но в 1701-м году его сожгли. К счастью, большую часть образов удалось спасти, их перенесли в маленькую часовню, располагающуюся вблизи.

    Уничтоженная же церковь в 1848-м году была заменена настоящим божьим храмом, который посвящается чудодейственному лику Божьей Матери. Это также не является случайным, так как в 1829-м году случилось чудесное явление Святой. А в 1840-м году Авдотьей Евдокимовой, вдовой солдата, в село Меткино была передана чудотворная икона, которую ей подарила торговка Кириянова. С тех времён люди с близлежащих районов съезжаются в храм, чтобы поклониться святому образу.

    • Ещё одну икону, посвящённую Богородице, можно обнаружить в Царицыно (Москва).
    • В городе Тверь располагается Собор с чудотворным изображением Матери Божьей (в Скорбященской церкви).
    • Церковь исцеляющей иконы Святой Девы Марии есть и в Рождество-Богородицком монастыре (Задонск).
    • Кроме этого, вы обнаружите исцеляющую икону и в церкви Божьей Матери (город Арзамас).

    Теперь вы знаете полную характеристику образа «Живоносный источник». Хочется напоследок отметить лишь то, что самое важное условие получения божественной помощи – это искренняя вера в эту помощь.

    Поэтому верьте в чудеса и завершите чтение статьи просмотром увлекательного тематического видео:

    Вкус воды познается тогда, когда мучает жажда. Всем нам знакома радость первых глотков – пил бы и пил. Но помните, у Пушкина? «Духовной жаждою томим…» Что же такое духовная жажда и как утолить ее нам?

    «Агиасма» – слово греческое. Переводится оно, как «святыня». Именно так называется в Православной Церкви святая вода. Есть особый вид прихожан, очень распространенный. Они посещают Божий храм раз в году на Крещение – запастись святой водичкой. С большими пластмассовыми канистрами, с бутылками из-под «Пепси» встают они к раздаче и строго наблюдают, чтобы не отпускали без очереди. Согнувшись под тяжестью своей ноши, которая, как известно, не тянет, прихожане, удовлетворенные не напрасно прожитым днем, возвращаются в свои жилища, разливают водичку по бутылкам, банкам, кастрюлям, по-хозяйски оглядывают запас – на год хватит. До следующей крещенской раздачи.

    Простите мне ироничный тон. Я позволила его не потому, что осуждаю этих людей. Слава Богу, что хоть раз в году ходят. Но великая агиасма – крещенская вода – требует особого, трепетного к себе отношения.

    Но святая вода не только та, которую освящают по особому чину священники. Многие православные святые имели особую силу – изводить из земли святые источники по молитвам своим Господу и Его Пречистой Матери. История сохранила нам не только имена этих святых, но и сами источники, в коих до сей поры не оскудела благодать и исцеляющая сила. Давайте вспомним одно такое событие, древнее, ведь речь пойдет о пятом веке.

    Чудная платановая роща украшала святые ворота великого Константинополя. В роще бил родник, вода которого была необыкновенно вкусна, прохладна и целительна. Шло время, зарос кустарником родник, затянула воду зеленая тина, стал он почти незаметен для человеческого глаза. Проходил как-то мимо знатный воин Лев Маркелл, а навстречу ему слепец – старый, измученный, беспомощно ощупывает посохом дорогу, тянет руки, просит пить. Человеком Лев Маркелл был добрым. Взял слепца за руку, привел в прохладу под сень широких платановых листьев.

    «Посиди тут»,- сказал,- «а я пойду, поищу тебе водички». Пошел. Да только несколько шагов сделал, как услышал женский голос: «Не ищи воду далеко, она здесь, с тобой рядом».

    Остановился. Что за дела такие – нет никого, а голос… Крутит головой по сторонам, удивляется. А голос опять: «Царь! Под сенью рощи есть родник. Найди его, набери воды, напои жаждущего. А тину, что затянула родник, положи на глаза несчастному. И построй на этом месте храм. Будет у него великая слава»…

    Удивление Льва Маркелла сменилось сердечным трепетом. Он понял, Царица Небесная благословляет его на благое дело. Но почему Она назвала его, воина, царем? Все сделал, как было велено. И воды набрал, и тину приложил на глаза слепца. Чудо не замедлило: прозрел слепец, в ликовании пошел в Константинополь, благодаря Божью Матерь.

    А Маркелл вскоре стал императором. Теперь уж – царь! – сделалось обычным к нему обращением. И повелел царь очистить родник, выпустить на волю его чистые струи, построить рядом храм. Тогда же была написана и икона, именуемая с тех древних пор «Живоносный источник». На иконе изображена высокая большая чаша. Над чашею парит Богородица, держащая в руках Предвечного Младенца. Десница Младенца благословляющая. Через сто лет на этом месте был построен еще один храм – роскошный, изящный, а при нем – монастырь. Очень скоро потянулись сюда люди с молитвой об исцелении. По вере своей и получали. Исцеления в платановой роще происходили постоянно, и слава о живоносном источнике достигла самых отдаленных уголков.

    С древних времен известна икона «Живоносный источник» и на Руси. Память ее отмечается в особый день – в пятницу Светлой седмицы (Пасхальной недели). И это лишний раз доказывает, как почитаема она среди русских людей. В начале восемнадцатого века список с иконы «Живоносный источник» был принесен в Саровскую пустынь. Великий старец Серафим очень почитал икону, многих отправлял к ней молиться. Есть икона «Живоносный источник» и в Москве, в Царицыно Дмитрий Кантемир, советник Петра Первого, построил храм, а перестраивал и обновлял его сын Кантемира Антиох, известный русский поэт. Больше двухсот лет не прекращались службы в храме «Живоносный источник». Перед самой войной его закрыли. Да если бы только закрыли, а то разграбили. Чего только тут не было: гудела трансформаторная станция, стрекотали типографские станки, шуршала стружка в столярной мастерской. Сегодня храм возвращен православным христианам, в нем возобновились службы.

    Конечно, любой источник, изведенный в святом месте или по молитвам угодников Божьих, можно назвать живоносным. «Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды», – читаем в Библии. А Евангелие от Иоанна повествует о купальне у Овечьих ворот, куда время от времени сходил Ангел и возмущал воду. Сам Христос вошел в священные воды Иордана и принял крещение от Его Предтечи Иоанна. Иорданские воды с тех пор несут в себе особую благодать и силу. Сейчас, когда паломничества в Святую землю стали обычным явлением, обычными стали и слова: «Я купался в Иордане».

    Во многих семейных альбомах хранятся теперь фотокарточки: паломники в длинных белых рубашках входят в воду Иордан… Такой недосягаемый и такой привычный. Хорошо ли это? Наверное, хорошо, что мы, накопив денег и оформив заграничный паспорт, стремимся приобщиться к великим христианским святыням. Только бы не позволить собственному сердцу обыденности, только бы запретить ему при этом привычно стучать.

    Щедра и Россия наша на живоносные источники. Святые, великие подвижники возводили по своим молитвам родники, украшая ими, как сверкающими самоцветами, скромный и неброский русский пейзаж. Один только Сергий Радонежский извел за свою жизнь два источника.

    Один прямо на Маковце, на месте будущей Троице-Сергиевой Лавры, когда братия возроптала – далеко, мол, отче, ходить нам за водой. То место теперь утеряно. Правда, время от времени молодые, полные энтузиазма, семинаристы начинают вымеривать шагами землю вокруг семинарии – искать, где же… Но если бы знали древние чернецы о ревностных потомках, оставили бы кусок бересты с картой, где искать. Не подумали. Но уже в середине XVII века в утешение братии во время ремонта Успенского собора забил родник. Был в обители слепой монах. Пафнутием звали. Испил водички – прозрел. Стали и другие черпать пригоршнями. И другие чувствовали прилив физических и духовных сил. Теперь на месте того родника расписная надкладезная часовня.

    По сей день утоляет жажду страждущих тот родник. К нему с утра до вечера очередь. Уехать из Лавры и не набрать святой воды? Не годится. Некоторые даже утверждают: этот родник Сергиев и есть тот самый, который сам Сергий вымолил для братии. Как не велик соблазн поверить, но это другой источник. Хотя тоже живоносный, утверждаю это со всей ответственностью, потому что часто после поездки в Лавру привожу домой эту удивительную воду.

    А вот в пятнадцати километрах от Сергиева Посада, недалеко от деревни Малинники есть источник Сергиев. Вот он-то как раз изведен самим Радонежским чудотворцем. Однажды, почувствовав ропот среди братии и не желая давать ему ход, Сергий ушел из обители и лесами направился в сторону Киржача. По дороге он остановился как раз здесь и долго молился. Молитва Сергия была услышана, и в глухом лесу заискрился серебром чистой воды родник. 600 лет минуло, а жив родник, и не только жив, а стал двадцатиметровым водопадом, под сильной струей которого не так просто удержаться на ногах.

    На самом верху водопада – маленькая часовня-сруб с иконами на четыре стороны и лампадками над ними. Здесь поются акафисты, здесь постоянно горят свечи. Отсюда по трем деревянным желобам сильная струя воды устремляется вниз, к маленькой речушке Вондиге. Чуть пониже оборудована бревенчатая купальня.

    Круглый год идут и идут к роднику за исцелением. Даже в сильные морозы тщедушные старушки встают под его леденящие струи с молитвой: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас». Три раза положено, говорят, омыться. Многие хворобы бегут прочь от такой невиданной дерзости. В мороз! Под ледяную воду! Конечно, только самые уверовавшие позволяют себе прийти в Малинники зимой. А кто покрепче телом, да повыносливее, да понедоверчивее, те ждут лета. А летом!.. С печалью приезжаю сюда летом. Зеленое поле вокруг источника превращается в неприступный плацдарм. Большое народное гулянье. В купальниках, плавках, семейных трусах и просто в исподнем ломятся «паломники» к благодати святого ключа. Толкаются, падают на скользких деревянных ступенях, царапают в кровь голые животы.

    Зрелище летних Малинников некрасиво. Ополоснувшись, стелят паломники в холодке скатерть-самобранку с бутылем по центру, врубается музыка. Иногда прозвучит чей-нибудь вразумительный голос: «Нашли место… Здесь же святой источник!» Но за музыкой и тостами разве услышишь?

    Агиасма – святыня. Живоносный источник – место нашего духовного врачевания. Здесь дОлжно звучать молитве, здесь дОлжно быть тишине. Духовная жажда утоляется не наспех и не большими глотками через край трехлитровой банки. Есть духовная культура, которая важна для каждого из нас, и у культуры этой свои законы. Икон «Живоносный источник» было на Руси очень много как раз потому, что потребность утолить духовную жажду жила и живет в нашем народе. Перед ней молились уставшие от скорбей люди, перед ней молились те, кто вдруг утрачивал веру, вслушивался во вражьи наветы, но боялся, очень боялся жизни без Бога. Богородица, парящая над чашей, обнимающая Младенца, пристально всматривается в глаза молящихся. Ей ведомы наши сомнения, усталость, страх. Но Ей хорошо ведомо и то, в чем мы засомневались: жизнь без веры – это высохший источник, это затянутая тиной канава. В такой жизни нет будущего.

    Давайте вспомним самарянку из Евангелия от Иоанна, пришедшую на колодец зачерпнуть воды. Христос просит пить, а она в недоумении: «Господин, Тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок». А Христос говорит самарянке о другой воде, тот, кто будет пить ее, «не будет жаждать вовек». Она просит: «Господин, дай мне этой воды», еще не понимая, о чем идет речь. Христос говорит с самарянкой у колодца. Был просто колодец, но после встречи со Спасителем стал он живоносным источником. Была просто самарянка, грешная женщина, а стала проповедницей Божьего слова. В 66-м году она была брошена в колодец мучителем. Звали ее Фотина (Светлана). С Евангельских времен до наших потребность в живой воде не пропала. Напротив, пережив богоборческие времена, мы особенно мучительно переносим эту жажду. Мы даже не всегда понимаем, что она такое.

    Беспокойство души, немирность, беспричинное томление. Мы ищем в стороне от святого живоносного источника утоления своей жажды. Ищем кто где. И – не находим. И гневаемся на жизнь, на ее путы, сдерживающие наш нетерпеливый галоп. Перед иконой «Живоносный источник», может, и вразумимся? Может, дана будет нам ясность ума и простая мысль посетит: «Не там ищу, не там утоляю жажду».

    Сейчас как-то поутихло, а ведь совсем недавно еще мы, как чумовые, бежали к голубым экранам с тяжелыми, как гири, банками с водой – заряжать. На нас и на наши банки пучил глаза очередной телеаферист. Мы пучили глаза на телеафериста. Эта игра в гляделки была, как болезнь. Почти эпидемия. В редком доме не было желающего оздоровиться даром. Потом мы пили заряженную воду до изнеможения, отдышимся – опять пьем. Отдышимся – опять. Переполненные желудки, мочевые пузыри, отеки под глазами… А ведь не дураки мы вроде, образованные, пожили-повидали всякого. Господь, по словам крещенского песнопения, «очищение водою роду человеческому дарует», а мы не воспротивились надруганию над водой. Грех. А батюшка, когда придем на исповедь, спросит: «К эсктрасенсам ходили? Воду, заряженную по телевизору, пили?». Наложит эпитимью. И будет прав. Сами нагрешили, сами будем исправлять. А за помощью и утешением подойдем к иконе «Живоносный источник». А потом выберем время и посетим один из многочисленных святых источников – будь то Сергиев в Малинниках, или Пафнутьев в Оптиной пустыни, или Серафимов в Дивееве. И смоем с себя в их живительных водах все, что мешает нам и запутывает нас. Будет гореть здоровым жаром плоть, прояснится голова, затаится душа в ожидании необыкновенного. Пусть ожидание не будет напрасным. Пусть даруется душе от живоносного источника удивительная сила. Очень хотела самарянка живой воды и просила ее у Господа. Она не знала, что за вода, а просила. А мы-то, грешные, знаем, а не просим…

    Наталия Сухинина

    Явление иконы Божией Матери «Живоносный источник»

    В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

    Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего, тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов». Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

    Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

    Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

    В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

    Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

    Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

    Пресвятая Богородица с Богомладенцем изображена на иконе над большой каменной чашей, стоящей в водоеме. У водоема, наполненного животворной водой, изображены страждущие телесными недугами, страстями и душевными немощами. Все они пьют эту живительную воду и получают различные исцеления.

    Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

    Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

    С величайшей любовью православный люд всего мира относится к Пресвятой Богородице . Некоторые Ее образа прославились в народе как чудотворные, среди них икона Богородицы «Живоносный источник». С этого Лика совершено множество списков, а молитва перед ним дарует православным христианам исцеление от душевных и физических недугов.

    Богородица - источник жизни для Своего Сына, именно с Пречистой Девы началась веха спасения православного люда.

    История появления лика

    В V веке в Константинополе, рядом с «Золотыми воротами», находилась роща. Под тенью ее деревьев протекал небольшой родник, навевая прохладу жарким летом. Он был прославлен множеством чудес. Постепенно воду затянуло тиной, а земля вокруг поросла диким кустарником.

    Однажды воин, будущий император Лев Маркелл повстречал у источника слепого мужчину. Это случилось 4 апреля 450 года. Беспомощный слепец-путешественник сбился с пути. Лев вывел его на тропинку и помог устроиться в тени деревьев, дабы тот отдохнул с дороги, а сам пошел на поиски воды.

    Вдруг ему послышался неизвестно откуда тихий и ласковый женский голос. Он возвестил ему о том, что вода совсем рядом. Лев, удивленный чудом, оглянулся по сторонам, но ни воды, ни таинственную собеседницу не нашел.

    Голос раздался во второй раз и повелел ему зайти в рощу и там отыскать воду, а тину с ее поверхности положить слепцу на глаза. Глас пообещал «раскрыть себя» и помочь возвести храм в имя его. Те же, кто будет его посещать, получат исполнение своих просьб и исцелятся от болезней. Маркелл сделал все так, как ему было указано. Очи слепого мужчины тут же прозрели.

    Они оба пали ниц и вознесли благодарственные молитвы Богородице, ибо поняли, что в роще раздавался именно Ее голос. Вскоре путник продолжил свое путешествие самостоятельно.

    Для того, чтобы церковный клир помолился о нуждающихся людях, нужно предварительно написать записку, в которой перечислить их имена. В каждой записочке следует указывать не более 10 имен, они должны быть указаны в православном написании и в родительном падеже. Например, о здравии (кого?) Евфимия, Сергия, Иоанна, Димитрия, Татианы, Иулии, Аполлинарии, Евфросинии.

    Важно! Церковь молится только за тех людей, над которыми было совершено Таинство Святого Крещения.

    Если священники отслужат водосвятный молебен, то по его окончании каждый прихожанин может взять с собой освященную во время молебна воду. Ее следует принимать по утрам на голодный желудок с молитвой «На принятие святой воды».

    Праздник в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» установлен в память об обновлении константинопольского храма Пресвятой Богородицы Живоносный Источник, который был воздвигнут над чудотворным источником по воле Пресвятой Богородицы императором Львом I Маркеллом, - этот день пришелся на пятницу Пасхальной седмицы.

    Важно! Теперь каждую Светлую пятницу в православных храмах совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

    Посмотрите видео об иконе *Живоносный источник*

    Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи.

    Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.

    Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.

    Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.

    К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.

    На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.

    Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".

    Совет 2: Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет": история и иконографические особенности образа

    Пресвятая Богородица особо любима и почитаема русским народом. Одним из проявлений любви к Божией Матери всегда являлось написание святых образов Девы Марии. 16-го апреля православная Церковь совершает особые торжества в честь празднования иконы Богородицы "Неувядаемый цвет".

    Временем появления образа Богоматери типа "Неувядаемый Цвет" принято считать XVII век. В настоящий момент существует две версии о том, где была написана эта святая икона. По одной из версий автором образа считается афонский монах, другие предполагают, что икона была написана в Константинополе.


    Основой для создания образа "Неувядаемый Цвет" послужили слова из акафиста Божией Матери, в которых Богородица сравнивается с неувядающими и благоуханными цветами. Ученые-культурологи предполагают, что тип написания иконы "Неувядаемый Цвет" сформировался под влиянием западной иконографии.


    Неотъемлемой частью всех художественных образов икон "Неувядаемый Цвет" является присутствие цветов. Варианты могут быть различны. Цветы могут быть написаны по краям иконы, либо изображается процветший жезл, а иногда Богоматерь с младенцем стоит на постаменте из цветов.


    Одежды Богородицы и младенца Христа чаще всего царские, что указывает на особую божественную власть Господа и великое положение его Пречистой Матери.


    На иконах "Неувядаемый Цвет" изображаются различные цветы. Например, лилии или розы. Белоснежные собой особую чистоту Царицы Небесной, а роза является универсальным символом любви, присущей Богородице как главной ходатаице перед Богом о людях.


    Празднования в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" совершаются дважды в году: 16-го апреля и 13-го января.


    Перед образом Божией Матери "Неувядаемый Цвет" молятся о сохранении душевной чистоты и наставлении на путь духовного совершенствования. Особо почитается эта икона среди незамужних девушек, так как в русской культуре и православной традиции принято молиться о достойном женихе именно перед этим святым образом Богоматери.