Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Энциклопедия челябинской области. Духовный центр подготовки церковных специалистов

    Энциклопедия челябинской области. Духовный центр подготовки церковных специалистов

    Ходят слухи о создании Челябинской семинарии на основе Челябинского духовного училища в этом же году. Конечно, Челябинское духовное училище имеет штат профессиональных преподавателей, но семинарии необходим качественно новый уровень. В городе только два кандидата богословских наук, насколько я знаю, - отец Ярослав Иванов и отец Борис Кривоногов. В семинарии же основные дисциплины должны преподавать доктора наук. А у кого-то из нынешних преподавателей даже свое семинарское образование не окончено.
    Возможно, в этом году семинарию все же не откроют. Но, по словам архиепископа Феофана, это дело ближайших нескольких лет. Скорее всего, в дальнейшем придется заимствовать кадровые ресурсы из семинарий соседних епархий - но смогут ли педагоги из того же Екатеринбурга совмещать работу в двух учебных заведениях...
    Раньше программа училища предусматривала обучение в формате "год за два" и поступление на третий курс любой семинарии с благословения митрополита Иова. С этим письменным благословением семинариста не могли оставить по настоянию "чужого" архиерея в другой епархии - он непременно возвращался домой.
    Секретариату епархии стало известно также, что одна из старых городских школ будет приспособлена под семинарию. Часть классов разместится на прежнем месте - в кафедральном Соборе, где помещения училища будут расширены засчет бывшей золотошвейной мастерской.
    Несмотря на насущную необходимость создании высшего учебного заведения для подготовки священнослужителей, не совсем понятна такая спешка архиепископа. Та же Екатеринбургская семинария создавалась в течение семи лет:
    18 июля 1994 г., в день памяти преп. Сергия Радонежского, Священный Синод РПЦ вынес решение об открытии в Екатеринбурге духовного училища для подготовки священнослужителей епархии, а 17 июля 2001 г. на сессии Священного Синода принято решение о преобразовании Екатеринбургского духовного училища в семинарию с приданием статуса учреждения высшего профессионального религиозного образования.
    А само духовное училище впервые - до начала советских гонений - было открыто у наших соседей аж в 1833 году, а в 1913 преобразовано в семинарию. Особенно примечательно, что из стен Екатеринбургской семинарии вышел известный историк Церкви А. В. Карташев. В 2010/2011 уч. году в стенах Екатеринбургской духовной семинарии обучается 85 студентов на пастырско-богословском отделении дневной формы обучения и 18 учащихся на певческо-регентском отделении. В нашем же училище никогда в новейшей истории не было больше десятка обучающихся на курсе. Бывший ректор протоиерей Игорь Рысенко даже выдвигал идею создания пастырских курсов вместо училища - он считал, что для адаптации подготовки будущих священников к реальным нуждам епархии у училища нет ресурсов.
    Нам бы восстановить нормальное двухгодичное обучение в училище, а потом уже о семинарии помышлять. Непонятно, какой смысл ее создавать для того, чтобы отчитаться перед Патриархией. Ведь полноценного образования семинаристам не получить: сейчас в училище преподают в основном настоятели и главы различных епархиальных отделов, у которых очень мало свободного времени для собственно преподавательской деятельности. Словом, сомнений в благополучном разрешении проблемы с духовным образованием в епархии все больше и больше. Ведь митрополит Иов не просто так откладывал решение вопроса о строительстве семинарии в Челябинске - и при архиепископе Феофане финансовые ресурсы, корпуса семинарии и самое главное - кадры никто не подарит нам просто так. Слов (пиара) за эти месяцы прозвучало много, а дел что-то не видно. Да и во многих других сферах епархиальной жизни тоже.

    Духовное училище Челябинское , начальное звено духовного образования православного в досов. время. Первонач. дети чел. духовенства получали общее начальное образование в школе при Далматовском Успенском монастыре, действовавшей с 1718. В 1779 в Чел. появилась рус. словесная школа (см. Русское духовное училище). Из-за слабой финанс. поддержки в 1814—15 школа закрылась. Ректор Оренб. духовной семинарии архимандрит Феодотий обратил внимание оренб. преосвященного Аркадия на то, что дети духовенства Чел., Троицкого и Верхнеурал. уездов в большинстве не получают должного духовного образования. Возглавлявший Чел. духовное правление прот. И. Алфеев сообщил, что действительно 128 детей шк. возраста из Челябинского уезда нигде не обучаются по причине удаленности уезда от Уфы, где находятся единств. на всю епархию духовные семинария, уездное и приходское уч-ща. Встал вопрос об открытии в Чел. Д. у. На его организацию было отпущено 340 руб. 83,5 коп. и собрано частными пожертвованиями 516 руб. 80 коп. С 19 окт. 1830 в городе начали действовать приходское и уездное духовные уч-ща. Первым смотрителем уч-щ стал прот. А. Логачевский, преподававший до этого в Оренб. духовной семинарии в Уфе. Весь преподават. состав принадлежал к духовенству (см. Православное духовенство). В 1879—81 ср. успеваемость в чел. Д. у. составила 21,55%. В рамках общерос. реформ, затрагивавших и систему духовного образования, Чел. Д. у., подведомств. Уфим. семинарии, в 1873—74 было реорганизовано. К этому времени здесь учились 116 чел., 71 из них были детьми священнослужителей, 37 — церковнослужителей и 8 — иносословных. Жили учащиеся на снимаемых в городе квартирах (в нач. 1870-х гг. плата составляла 4 руб. в месяц на человека) и в общежитии при Д. у. Принятые на полн. содержание получали казенную одежду и обувь: пару летней одежды и 2 пары сапог на год, зимнее пальто на вате с меховым воротником из черной мерлушки на 2 года. Благодаря заботам духовенства Чел. училищного округа Д. у. было благоустроено. Его усадьба занимала полквартала между Юж. бульваром (ныне пр. Ленина) и Степной ул. (ул. Коммуны). Ближняя к бульвару часть квартала была занята Одигитриевским женским монастырем. На углу ул. Большая (ул. Цвиллинга) и Степная стояла училищная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы (Покровская). На Большую ул. выходило кам. 1-этажное здание, в к-ром размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю стоял 1-этажный дерев. дом, построенный купцом П. И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы расположился новый корпус, на постройку к-рого было затрачено 30870 руб. и 4564 руб.— на внутр. обстановку. В подвальном этаже находились кухня и кладовые, на 1-м этаже — 5 классных комнат, помещение для учителей, квартира пом. смотрителя, столовая, на 2-м — 5 спален для учеников на 100 чел., библиотека, квартира надзирателя, гардероб. За главным училищным зданием в дерев. на кам. фундаменте доме жил смотритель и располагались хоз. помещения. Библиотека Д. у., собранная также на деньги местного духовенства, в 1880 состояла из 1696 томов. Во 2-й пол. 1870-х гг. чел. Д. у. занимало 1- е место среди уч-щ Оренбургской епархии по успеваемости, поведению учащихся, бытовым условиям. Ср. балл по всем предметам в 1889/90 составил в приготовит. и 1-м классах 3,1; во 2-м и 3-м — 3,2; в 4-м — 3,3 (по 5-балльной шкале). Ученик, получивший оценку «посредственно» по 2 предметам или «слабо» по 1, не переводился в след. класс, но допускался к переэкзаменовке. Учащиеся с оценками «5» и «4» причислялись к 1-му разряду: в 1889/90 к нему относилось 20,1% учеников (при 142 уч-ся). В этом же уч. году было зафиксировано 98 случаев нарушения дисциплины: курение, шалость во время уроков, непочтит. отношение к наставникам и надзирателям, мелкие кражи вещей у товарищей, неблагоговейное состояние при богослужении и др. Система наказаний включала замечания и выговоры, лишение права выхода в город с терр. уч-ща в воскресные и праздничные дни, заключение в карцер от 1 до 6,5 ч, лишение обеда или ужина (или одного из блюд) на срок от 1 до 14 дней, «голодный стол» (присутствие во время обеда за пустым столом). Среди болезней учащихся самыми распростран. во 2-й пол. 1890-х гг. были лихорадка, ангина, бронхит, кожные заболевания и др. Самая высокая смертность отмечалась в 1903—04 (2 случая на 145 чел.). Однако этот показатель был в 1,38 раза ниже, чем в среде муж. правосл. населения России в аналогичной возрастной группе. До открытия духовной семинарии в Оренбурге (в 1884) выпускники чел. Д. у. для продолжения образования отправлялись в Тобольск и Уфу. Чтобы привлечь их в Оренб. семинарию, окружные съ езды духовенства стали выдавать им пособия 15—20 руб. Д. у. прекратило свое существование в 1918—19.

    Первая статья - про учебные заведения дореволюционной Челябы, вторая - интервью к 35-летию ЧелГУ.

    Первые учебные заведения Челябинска
    Фотоэкскурсия. Комментарии историка и краеведа Владимира Боже

    Оторванность до революции привокзальной территории от города привела к тому, что учебные заведения возникали там по линии духовного, военного и железнодорожного ведомств, а потому информации о них в краеведческих изданиях крайне мало. Известно, что в Никольском казачьем поселке было три начальные школы, чьи программы были близки городским низшим начальным училищам, т. е. давали элементарную грамотность. Мужское училище в Никольском поселке - одно из таких училищ. 18 апреля 1903 г. училище посетил военный министр А.Н. Куропаткин. Генерал с одобрением отметил здоровый вид учащихся, подчеркнув: «Защитники Отечества!»; в беседе с учителями говорил о важности устной беседы как формы педагогической работы.

    Мужское духовное училище было открыто в Челябинске по инициативе ректора Оренбургской семинарии архимандрита Феодотия в октябре 1830 г. Первоначально училище включало в свой состав два духовных училища - уездное и приходское. Обучение в каждом из них длилось два года. Училище пережило несколько реформ. Так, в 1840 г. всё обучение в нем было разбито на три отделения по два года в каждом. Уровень преподавания был не высоким. Училище критиковали проверяющие. Не раз оно стояло на грани закрытия. Радикальные перемены произошли с ним в начале 1870-х гг. В 1873-1875 гг. был построен новый учебный корпус, в 1870-1872 гг.- Покровская домовая училищная церковь, возведенная на средства челябинского первой гильдии купца П.И.Перцева. При училище появилось общежитие. Были утверждены новые штаты. И результаты не замедлили сказаться. Уже в 1880 г. проверявший училище действительный статский советник С. В. Керский написал о том, что Челябинское духовное училище «стоит выше всех училилищ, находящихся под педагогическим руководством Уфимской духовной семинарии, и по ответам воспитанников на приемных семинарских испытаниях, и по количественному составу своей библиотеки, и по благоустроенности своих зданий». В училище работал помощником смотрителя и преподавателем церковный историк и статистик И.А. Сперанский (1871-1937). Его окончили основатель челябинского архива Н.М. Чернав-ский (1872-1940), юрист, профессор Юрьевского университета А. С. Невзоров (1861-1936). В училище в 1867-1871 гг. действовала первая общественная библиотека Челябинска. В начале XX века комплекс Челябинского духовного училища занимал половину квартала по улице Большой (ныне ул. Цвиллинга). В настоящее время его реконструированное здание входит в комплекс построек, в котором размещаются правительство и губернатор Челябинской области.

    Торговая школа - одно из интереснейших учебных заведений дореволюционного Челябинска. Оно возникло в 1909 г. по инициативе известного челябинского мецената и предпринимателя В. К. Покровского (1843-1913) и находилось в ведении Министерства торговли и промышленности. Предполагалось, что школа должна была готовить конторских служащих для торговых и промышленных заведений. Сначала в школе учились только мальчики. Но осенью 1916 г. эта традиция была нарушена - учащимися школы стали первые 14 девочек. При школе имелись библиотека, физический кабинет, химическая и товароведческая лаборатории, музей и даже ученическая лавка, работая в которой, учащиеся могли приобрести первые навыки торговли. В учебный план школы были включены экскурсии по Уралу, совершая которые, учащиеся знакомились с различными производствами. Своего здания школа не имела, размещалась в доме некоего Морозова на Исетской улице (ныне перекресток ул. К. Маркса и ул. Пушкина). Перед первой мировой войной вопрос о строительстве здания по проекту А. А. Фёдорова практически был решен. Но грянувшая революция сняла этот вопрос с повестки дня. Учебное заведение прекратило свое существование.

    Реальное училище - первое среднее учебное заведение Челябинска. Было открыто 5 октября 1902 г. Первоначально своего здания не имело и размещалось в общественном доме по ул. Ивановской (снесен в 1985 г., находился в районе здания Областного краеведческого музея). Собственное здание реального училища было построено в 1904-1906 гг. известным городским деятелем, доктором медицины А.Ф. Бейвелем по проекту В. Чаплица. На его третьем этаже размещалась Алексеевская домовая училищная церковь, освященная 30 марта 1908 г. В соответствии с проектом здание имело оригинальную систему отопления, позволявшую подогревать в учебных помещениях пол и стены. Училище отличалось богатыми культурными традициями. При нем действовал известный в городе хор. Учащиеся издавали рукописный журнал «Первые шаги», в котором опубликовали свои первые произведения писатель Ю. Н.Либедин-ский (1898-1959) и филолог и этнограф М. Д. Голубых (1897-1971). Кроме них реальное училище окончил статистик, академик B.C. Немчинов (1894-1964). В училище преподавали основатель челябинского музея И. Г. Горохов (1884-1970), митрополит-обновленец и этнограф К. П. Прокопьев (1872-1938). С 1921 г. в здании по ул. Красной размещался педагогический техникум, с 1930 -первое высшее учебное заведение города - Институт механизации сельского хозяйства (ныне -Агроуниверситет).

    Истоки женской гимназии относятся к 1861 г., когда в Челябинске было учреждено женское 2-го разряда училище. В 1870 г. оно было преобразовано в прогимназию (неполную гимназию в составе 4 классов). Полная гимназия в составе семи классов появилась в нашем городе в 1907 г. Тогда же при ней был открыт 8-й педагогический класс, дававший выпускницам право заниматься педагогической деятельностью. Гимназия размещалась в двух зданиях по ул. Большой - в одноэтажном здании, на месте которого ныне размещается Выставочный зал Союза художников, и двухэтажном, стоявшем за одноэтажным во дворе. Оба здания до нашего времени не сохранились. В гимназии действовал ученический клуб, имелась обширная библиотека. В актовом зале гимназии с лекциями выступали знаменитые писатели К. Бальмонт, Ф. Сологуб. В ней преподавали Д. В. Мошков (1883-1920), создатель первого научного общества в Челябинске, биолог М. К. Лаптев (1885-1949), в последующем профессор, создатель научной школы в Ашхабаде. В гимназии учились участница революционного движения С. А. Кривая (1894-1919), заслуженный учитель РСФСР П. И. Кулакова-Шестачко (1899-1976), дважды награжденная орденом Ленина. После революции, в 1920 г., женская гимназия была реорганизована в школу 2-й ступени.

    В ЧелГУ ГЛАВНОЕ - ЛИЧНОСТЬ

    2011 год в Челябинске ознаменовался двумя яркими юбилеями: 275-летием города и 35-летием ЧелГУ, первого классического университета на Южном Урале. Что значит наш университет в жизни областного центра? Какую идею несли его создатели? Чем он отличается от других вузов Челябинска? Об этом говорим с историком, почетным членом Академии российских энциклопедий Владимиром Стейгоновичем Боже.

    — Чем изначально была обусловлена идея открытия в Челябинске классического университета?

    — В первую очередь тем, что к 1976 году Челябинск стал городом-миллионником, и появилась потребность в вузе совершенно иного уровня. Университет появился как абсолютно новая структура, и я это на себе почувствовал. В 1976 году я пришел из армии, с декабря этого же года учился на рабфаке, потом поступил на историко-филологический факультет. Участвовал в организации студенческого совета и совета научного общества. Еще до рабфака походил по вузам Челябинска и сразу понял, насколько велика разница между ними и ЧелГУ. Классический университет нашего города образца 1976 года - территория свободы. У нас вообще не было какого-то особого пиитета, например, перед вузовским комитетом комсомола. Мы заходили туда, как к себе домой, можно было спокойно открывать двери и обсуждать любой вопрос. А в педагогическом институте я видел, как люди перед тем, как войти в аналогичный кабинет, в дверь стучат.

    — Почему именно в ЧелГУ была такая атмосфера?

    — Атмосферу формируют люди.

    Когда создавался университет, приехали преподаватели, ученые, которые на новой площадке хотели реализовать то, чего не могли сделать в других вузах. Из Саратова приехала целая семья Эльфондов: Яков Андреевич - доктор наук (он, кстати, создал в университете много научных кружков), его супруга - кандидат экономических наук, и Ирина Яковлевна, которая, уже работая в нашем университете, защитила кандидатскую. Приехал из Пскова Владимир Сергеевич Антипов.

    То есть совершенно разные творческие люди. Они несли в себе желание создать что-то новое. Это было время поиска как в науке и процессе обучения, так и в организации досуга студентов. Кстати, шел принципиальный спор: должны студенты заниматься наукой или нет? Целые баталии шли, я присутствовал на них в качестве председателя студенческого научного общества. Одна группа утверждала, что это университет и студенты должны заниматься наукой, а им говорили в противовес: «А зачем они будут ею заниматься, если после окончания вуза пойдут работать в школу?». В ответ звучало: «Тогда сразу пусть идут в педагогический». Я с благодарностью вспоминаю то время, потому что тогда были моменты, которые, может быть, не имели прямого отношения к учебному процессу, но ориентировались на воспитание личности, на то, каким должен быть человек, который в университете учится и выходит оттуда выпускником.

    — Что подразумевалось под воспитанием?

    — Например, Ирина Яковлевна Эльфонд устраивала вечера-гостиные в общежитии. Шли разговоры о классической музыке. У нее были очень редкие записи, в том числе произведения композиторов XVII века. Анатолий Андреевич Бухарин рассказывал о крупных советских историках, с коими ему довелось встречаться. И на занятиях, и вне аудитории преподаватели приходили к студентам, стремясь передать им свою энергию и знания. На лекциях мы соприкасались с высоким уровнем преподавания. Был совершенно уникальный педагог Юрий Сергеевич Кирьяков. Он, не глядя на записи, просто рассказывал нам про Восток со всеми витиеватыми именами исторических деятелей. Так он мог читать лекции четыре часа подряд. Уникальная память, уникальное знание предмета. А потом появился Владимир Сергеевич Антипов. Лично для меня он стал олицетворением совершенно иного подхода к изучению предмета. Сегодня, по прошествии стольких лет, вспоминаю, как он редактировал газету «Челябинский университет» (нынешняя «Университетская набережная»), как через произведения художественной литературы преподавал новейшую историю. Мы старались проследить, где в художественных книгах вымысел, где правда. Он приходил на лекцию с целой кипой бумаг, воодушевленно читал лекцию и... вдруг замирал. Наступала тишина. Студенты, видевшие такое впервые, недоумевали. А Владимир Сергеевич просто размышлял в это время. А когда вновь начинал говорить, все понимали: проговариваемая им глубокая мысль родилась только что. Потрясающие ощущения были.

    — Неужели в момент таких внезапных размышлений по аудитории даже шумок не проходил?

    — Нет-нет! Кстати, к шуму на лекциях он относился нетерпимо. С другой стороны, Владимир Сергеевич был человеком достаточно демократичным. Однажды я невольно поправил его на лекции, и он, проверив информацию, со мной согласился.

    — Владимир Стейгонович, получается, что изначальный идейный посыл нового университета заключался в стремлении поднять городскую общественную среду на более высокий, «над-профессиональный» научный и культурный уровень. Удалось ли это?

    — Думаю, что удалось. Я всегда в дискуссиях на эту тему говорю о том, что значимость того или иного учебного заведения определяется уровнем кадров, которые оно выпускает. Не секрет, что за 35 лет из стен университета вышли люди, которые заняли сильные позиции и сегодня оказывают влияние на общественную среду. Наш университет снабжает кадрами весь город. Например, в ЧГПУ и ЮУрГУ преподают наши выпускники. Начнем вспоминать, что значимого издается из научной литературы — опять среди авторов сплошь наши люди.

    — Наверное, любая историческая параллель достаточно условна и не всегда корректна. Однако из того, что Вы рассказываете, складывается ощущение, что на тот момент в культурной, научной, интеллектуальной среде ЧелГУ был одним из знаковых источников модернизации — того, о чем в стране говорят сегодня.

    — Действительно, его создание воспринималось как глоток свежего воздуха и серьезный импульс для движения.

    — А сейчас интеллектуальная экспансия, скажем так, идет по нарастающей?

    — Не думаю, что любой процесс должен развиваться исключительно по нарастающей. ЧелГУ — классиче-ский университет со своими традициями, наработками. На первых порах он служил площадкой для всего нового. А теперь у него другая задача: закрепление своих позиций и значимых для города достижений. Сегодня от изменения качественного уровня ЧелГУ зависит и научный уровень города. Это факт.

    — Энергетика развития вуза не исчерпана? Смотрите, какое возникает противоречие: мы говорим о закреплении уровня, о том, что это очень важно. С другой стороны, «закрепление» синонимично слову «консервация», отсутствию движения.

    — Однажды я присутствовал при споре двух наших ученых — Александра Ивановича Лазарева и Геннадия Борисовича Здановича. Они, принимая у меня курсовую работу, предложили нарисовать схему развития культуры. И я нарисовал что-то вроде лестницы, ведущей вверх. Геннадий Борисович сказал: «Да Вы что рисуете! Вот так она развивается»,— и изобразил зигзаги «взлета и падения». Но я. сославшись на научные труды, отстаивал свою позицию. Кстати, после этого Геннадий Борисович стал ко мне лучше относиться. И сейчас, применительно к ЧелГУ, я убежден: энергия движения к вершинам не исчерпана, хотя, возможно, не столь явно бросается в глаза. Потому что одно дело. когда рывок происходит с нижней точки (тогда он очевиден), другое — когда движение происходит с уже наработанного довольно высокого уровня. Да, требуются иные стимулы, их, может быть, труднее найти, но они есть. Доказательство тому — высокий уровень преподавания, показывающий, что способность к рывку ЧелГУ не утратил.

    — Причем потенциал сегодня весомее, чем 35 лет назад.

    — Безусловно!

    — На данный момент, какие сильные стороны есть у университета, которые отличают его от конкурентов?

    — Способность правильно расставлять приоритеты, ориентация именно на личность студента и преподавателя в качестве творцов новых идей. Умение учитывать то, что каждый человек имеет свою предрасположенность к чему-либо и стремление развить эту предрасположенность.

    — Судя по Вашим словам, ЧелГУ вниманием к каждому отдельному человеку славился изначально.

    — Несмотря на то, что середина 70-х — это расцвет идеи социалистической общности? Как все это укладывалось в социально-политический контекст?

    — Во-первых, это был период не расцвета, а начала увядания социалистической идеи. Для просвещенных людей ситуация в той или иной степени была очевидной. И стремление хотя бы в рамках своей сферы деятельности к чему-то принципиально новому было вполне естественным. Во-вторых, происходили интересные вещи. С одной стороны, было запрещено писать про Троцкого, но в публичной библиотеке можно было свободно читать газеты революционных лет и делать для себя выводы. А в небезызвестном энциклопедическом справочнике братьев Гранат, свободно выставленном в Отделе краеведения и библиографии, можно было прочитать биографии и автобиографии всех «запрещенных» деятелей.

    — То есть демократизм ЧелГУ был связан с тем, что часть интеллектуальной элиты города, которую он объединил на своей площадке. — это были люди, понимавшие всю условность царившего в стране официоза?

    — Они, конечно, были людьми совершенно иного плана. Хотя многие из них несли в душе груз тяжелых воспоминаний. Помню, был у нас курс «История литературы начала XX века». А я в библиотеке выписал стихотворения Серебряного века из предреволюционных журналов, сделал 3 машинописных сборника, каждый существовал в единственном экземпляре. Увидела у меня Ирина Яковлевна Эльфонд и с ужасом на лице посоветовала не показывать их никому, потому что это «самиздат». На мою попытку возразить рассказала, что в сталинские времена ее отец всегда держал наготове собранный чемоданчик — на случай, если его придут арестовывать. То есть преподаватели были разные. Но практически все они пытались не подавить наши стремления, а уберечь от неприятностей.

    — Расскажите о студенческой жизни тех лет.

    — Чем хорошо было то время? Отсутствием предопределенности. ощущения, что если человек что-то выбрал в молодости, то лишил себя других возможностей. Это сейчас, когда бесплатно образование можно получить только один раз, и оно недешево, выбирая профессию, человек буквально выбирает судьбу. Современным абитуриентом движет прагматизм. У нас же тогда, в середине 70-х, было больше возможностей для поиска. Многие, приходя в вуз, до конца не знали, правильно выбрали специальность или нет. Знаю людей, которые впоследствии нашли себя в совершенно иной сфере, чем предполагали в начале своего студенчества. Людьми владел романтизм, стремление учиться и работать ради идеи. Лично для меня значение университета определяется его средой, которая. кстати, этот романтизм поддерживала. Мне были интересны люди, которые излучали что-то свое, заставляли по-новому смотреть на вещи, уходить и приходить вновь. Среда — это очень важно. Университет уже тогда помогал человеку найти свое призвание и в призвании ощутить радость. Только радость придает жизни смысл. А достижение цели приносит лишь удовлетворение.

    — Каким бы Вы хотели видеть ЧелГУ в будущем?

    — Таким, чтобы все те, кто в нем учится и будет учиться, были убеждены в том. что ЧелГУ — самый лучший вуз в городе. И это — минимум. Чтобы они получали там все, что хотели там получить в плане общения, знаний, и, разумеется, перспектив. Я никогда не сожалею, что оказался в нашем университете. Скажу больше: всегда вспоминаю его с теплотой — то было хорошее время, хорошие люди. Пусть так будет всегда!

    Объявляется набор в Челябинское духовное училище

    В преддверии нового учебного года Челябинское православное духовное училище открыло новый набор учащихся. Абитуриентов ждут по адресу: город Челябинск, улица Кыштымская, дом 32.

    В учебное заведение принимаются юноши, желающие получить духовное образование. К вступительным экзаментам допускаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие полное среднее образование, холостые или женатые первым браком.

    Срок реализации программы – два года. По окончании училища выдаётся диплом установленного образца. Студенты обеспечиваются местами в общежитии. Успевающим студентам выплачивается стипендия.

    Поступающие пишут сочинение на церковно-историческую тему. Кроме того, они сдают вступительные экзамены по следующим дисциплинам:

    1. Священная история Ветхого и Нового Заветов.

    2. Основы православного вероучения.

    3. Основы богослужебного устава.

    4. Общая церковная история.

    Материал необходимо знать в рамках учебника протоиерея Серафима Слободского «Закон Божий для семьи и школы».

    Поступающие должны знать наизусть все утренние и вечерние молитвы, а также молитву святого Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую Господи и исповедую...», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Также поступающие должны свободно читать богослужебные книги на церковнославянском языке.

    Желающие поступить в духовное училище должны представить в канцелярию следующие документы:

    1.Прошение на имя ректора (заполняется при подаче документов).

    2.Анкета для Учебного Комитета РПЦ (заполняется при подаче документов).

    3.Автобиография.

    4.Фотографии (6х9 - четыре шт., цветные).

    5.Копия паспорта (первая страница и с пропиской).

    6.Документ о среднем или высшем образовании (оригинал).

    7.Сертификат ЕГЭ (при наличии).

    8.Справка о составе семьи.

    9.Свидетельство о регистрации брака и о венчании – для женатых (копия).

    10.Справка о состоянии здоровья (форма 086/у).

    11.Справка о крещении.

    12.Медицинская страховка (для граждан РФ, копия).

    13.Приписное свидетельство или военный билет (копия всех страниц).

    Поступающие по прибытии в духовное училище должны предъявить в канцелярию паспорт, в котором должны быть отмечены регистрация по месту жительства и гражданство, а также военный билет (приписное свидетельство), в котором должна быть отметка о постановке на воинский учёт.

    Приём документов производится в библиотеке кафедрального собора с 1 июля по 14 августа с 9:00 до 17:00, кроме выходных. Прибытие абитуриентов в училище на вступительные экзамены - 18 августа 2014 года до 15:00.

    Вся дополнительная информация по тел.: +79681114917 – проректор духовного училища свящ. Евгений Мартенец.

    Адрес : 454084, Челябинск, улица Кыштымская, 32 (кафедральный собор)

    Директор : иерей Евгений Мартенец

    Телефон : 8 968 111 4917 (отец Евгений)

    Электронный адрес : [email protected]

    Челябинский духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности образован решением Священного Синода 15 июля 2016 года вместо Челябинского духовного училища. Он готовит катехизаторов, преподавателей воскресных школ и других приходских специалистов. Кроме того, действуют пастырские курсы для юношей и мужчин, планирующих в будущем принять священный сан.

    Информация для поступающих в духовный центр публикуется на официальном сайте Челябинской епархии.

    Историческая справка

    До революции в Челябинске действовало духовное училище, созданное в 1830 году. Большая часть воспитанников принадлежала к духовному сословию – отцами студентов были священники, дьяконы или причетники. Так, в 1873 году воспитанников было 73, но только 8 из них были не из духовного сословия.

    Сведения о Челябинском духовном училище до революции можно найти в работах челябинского историка, доктора исторических наук А.И. Конюченко. В частности, он пишет, что в конце XIX – начале XX века усадьба Челябинского духовного училища занимала полквартала между Южным бульваром (ныне проспект Ленина) и улицей Степной (ныне улица Коммуны). В остальной части квартала (ближе к бульвару) располагался Одигитриевский женский монастырь.

    На углу улиц Большой (ныне Цвиллинга) и Степной стояла училищная Покровская церковь. На улицу Большую выходило каменное здание, в котором размещались больница, правление и квартира надзирателя. Ближе к монастырю находился деревянный дом, построенный купцом П.И. Перцевым для причта училищной церкви. В середине усадьбы располагался корпус с классными комнатами и спальнями учеников, столовая и библиотека. На задах главного училищного здания стоял деревянный дом, где жил смотритель и располагались хозяйственные постройки.

    Библиотека духовного училища, собранная на деньги местного духовенства, в 1880 году состояла из 1696 томов.

    Первоначально выпускники Челябинского духовного училища, желавшие продолжить духовное образование, отправлялись для дальнейшего обучения в Тобольск и Уфу. В 1884 году открылась семинария в Оренбурге, и челябинских выпускников стали направлять туда.

    Духовное училище прекратило свое существование в 1918-1919 годах. В начале 1990-х годов в Челябинске вновь появляются пастырские курсы, которые в 1995 году получают статус духовного училища.

    Р ешением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 июля 2016 года Челябинское духовное училище было преобразовано в духовный центр подготовки церковных специалистов в области катехизической, миссионерской, молодежной и социальной деятельности.