Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Чистый четверг. Страстной четверг

    Чистый четверг. Страстной четверг
    Ис 61, 1-3а.6а.8b-9

    Дух Господа Бога на Мне,
    ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим,
    послал Меня исцелять сокрушённых сердцем,
    пленным освобождение и узникам открытие темницы,
    проповедывать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего,
    утешить всех сетующих, возвестить сетующим на Сионе,
    что им вместо пепла дастся украшение,
    вместо плача - елей радости,
    вместо унылого духа - славная одежда.
    А вы будете называться священниками Господа,
    служителями Бога нашего будут именовать вас.
    И воздам награду им по истине, и завет вечный поставлю с ними;
    и будет известно между народами семя их, и потомство их - среди племён;
    все видящие их познают, что они семя, благословенное Господом.

    Откр 1, 4b-8

    Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядёт, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мёртвых и владыка царей земных.

    Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь.

    Се, грядёт с облаками,
    и узрит Его всякое око
    и те, которые пронзили Его;
    и возрыдают пред Ним все племена земные.
    Ей, аминь.

    Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель.

    Лк 4, 16-21

    И пришёл в Назарет, где был воспитан, и вошёл, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано:

    Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим,
    и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем,
    проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение,
    отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

    И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами.

    Иисус, зная, что пришёл Его час перейти от этого мира сего к Отцу,
    явил делом, что, возлюбив своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
    Ин 13, 1

    Сколько раз тебе приходилось расставаться!

    Сколько раз ты видел, как расстаются люди, которые очень любят друг друга!

    Улыбка через силу, прощальные слова, слёзы, фото, подарок на память – чтобы в какой то мере продолжить присутствие в отсутствии.

    Сегодня, в Великий Четверг, входя в Триденствие, каждый из нас является свидетелем прощального события, которое произошло между Иисусом а Его учениками. Иисус, будучи Человеком и Богом, знает, что приближается время расставания, и желает оставить Апостолам, а через них – их наследникам и всем верующим совет, который касается жизни и дар, благодаря которому они всегда будут помнить о Нём.

    Что делает Иисус? Какой дар и совет оставляет?

    Ответы на эти вопросы даёт нам сегодняшняя литургия Слова.

    Начнём с совета, который одновременно является для нас примером.

    Иисус в Евангелии делает то, что пристало лишь слугам. Он омывает ноги своим ученикам. И конечно, сталкивается с сопротивлением, особенно Петра: как это – Он, Господин и Учитель, хочет им омывать ноги, это недопустимо, не принято. Но Иисус говорит: если хотите иметь част со Мною, Мне надо умыть вам ноги. А после того, говорит им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам». И как хочется сейчас сказать похожие слова Иисуса о Евхаристии: «Это совершайте в память обо Мне!»

    Иисус даёт им и нам пример и завещание бескорыстной любви в службе другому человеку, независимо от того, кем он является, и сможет ли он отдать тебе взаимно.

    Это завещание Иисус вручает Апостолам, как призвание и миссию, а через них всему миру и каждому из нас. Да любите друг друга, как я возлюбил вас! Да любите не только на словах, но прежде всего в делах. Ибо, если хотите совершать в память обо Мне, и если хотите иметь часть со Мною, вам надо подставить свои ноги, дабы вам служили, и омывать ноги другим, дабы вы им служили. Всё это для того, чтобы мы заметили силу любви, которая не возвышается, но унижается, дабы мы почувствовали, как служение укрепляет единство и любовь. И только тогда она будет чистой, искренней и верной до конца!

    Этот пример и то, что сделал Иисус, вас не восхищает? Но, не думайте, что это всё! Давайте посмотрим, чем Он нас одарил.

    Книга Исхода, отрывок из которой мы слышали сегодня, приближает к нам историю освобождения Богом избранного Им народа, который находится в Египте, живёт в рабстве и нищете. Хотя Бог освободил их силой мышцы своей, но сделал это видимым для человека образом, пользуясь обрядом из жизни человека. Каждая семья должна зарезать агнца и его кровью помазать косяк дверей своего дома, съесть его, и быть готовым отправиться в путь. Агнец стал пищей, а его кровь – знаком для Ангела Смерти, который в ту ночь шёл через Египет, убивая всё первородное.

    Для Египтян употреблённый Евреями агнец и его кровь стали поражением, а для Избранного Народа – освобождением и радостью, ведущей к свободе. Евреи ежегодно воспоминали это освобождение торжеством Пасхи.

    И эту ветхозаветную еврейскую Пасху совершает Иисус со Своими учениками, но делает её совсем новой дополняя её на кресте. Он, через свою смерть и кровь, пролитую на кресте, будет для всех верующих в Него Новым Агнцем, ведущим не как первый – к политической свободе, но к свободе от тления смерти, силы греха и сатаны; к свободе, которая через воскресение открывает нам двери Новой Земли в Царстве Его Отца. Как не назвать это наивеличайщим даром, которым Бог одарил Тебя, меня и человечество?

    Вот, Иисус взял хлеб и вино и говорит слова, которые во время каждой Святой Евхаристии повторяет священник над хлебом и над чашей вина: «Примите и вкусите, ибо это есть тело Моё… Примите и пейте, ибо это есть чаша крови Моей… Это совершайте в память обо мне.

    Ибо, едущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».

    А на следующий день, как хлеб и вино, взял в свои руки крест и на том кресте отдал жизнь Свою и Себя в руки Отца, за Тебя, за меня и за человечество. Сказанное Им во время Тайной вечери Слово воплотил на кресте.

    Воплощайте слова в жизни!

    Воплощайте Евхаристию в жизни!

    Принимайте Тело и Кровь Иисуса, дабы получит Царство, и иметь часть с Иисусом!

    Будьте одно с Иисусом, дабы мы составляли один хлеб и одно Тело через Него!

    Иисус оставил нам всё необходимое для этого, и это мы воспоминаем и совершаем сегодня, завтра и всегда, когда стоим у Его алтаря!

    Это Его и наша Пасха! Это наше освобождение, которое ведёт нас к полной свободе духа и тела! Аминь.

    Другие проповеди этого проповедника
    • Проповедь на праздник День Единства (1969)
    • День Голгофы – это день исполнения Божьего плана спасения
    • 8-я Заповедь - Не кради
    • Божий план спасения. Закон - детоводитель ко Христу.
    • 5-я беседа о пришествии Иисуса Христа
    • Падение Давида
    • Молчание Христа
    • Условия исполнения Духом Святым
    В вашем браузере отключен JavaScript

    От Иоанна, 13 глава

    1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
    2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
    3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
    4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
    5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
    6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
    7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
    8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
    9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
    10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
    11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
    12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
    13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
    14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
    15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
    16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
    17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.
    18 Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою.
    19 Теперь сказываю вам, прежде нежели то сбылось, дабы, когда сбудется, вы поверили, что это Я.
    20 Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня.
    21 Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
    22 Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
    23 Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
    24 Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
    25 Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! кто это?
    26 Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
    27 И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее.
    28 Но никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему.
    29 А как у Иуды был ящик, то некоторые думали, что Иисус говорит ему: купи, что нам нужно к празднику, или чтобы дал что-нибудь нищим.
    30 Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь.
    31 Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем.
    32 Если Бог прославился в Нем, то и Бог прославит Его в Себе, и вскоре прославит Его.
    33 Дети! недолго уже быть Мне с вами. Будете искать Меня, и, как сказал Я Иудеям, что, куда Я иду, вы не можете придти, так и вам говорю теперь.
    34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга.
    35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
    36 Симон Петр сказал Ему: Господи! куда Ты идешь? Иисус отвечал ему: куда Я иду, ты не можешь теперь за Мною идти, а после пойдешь за Мною.
    37 Петр сказал Ему: Господи! почему я не могу идти за Тобою теперь? я душу мою положу за Тебя.
    38 Иисус отвечал ему: душу твою за Меня положишь? истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды. Страстной четверг.
    Почему этот день называется таким именем? «Страсть» - это не новое слово, но в наши дни одно из его значений позабыто: «...страдание, муки, маета, мученье, телесная боль, душевная скорбь, тоска; особенно в значении подвига, сознательное принятие на себя тяготы, мученичества...»(Словарь русского языка, В. Даль, том 4, стр. 336) По другому страсть – это страх, и по современному этот день должен называться «Страшный четверг».Что же страшного случилось в этот день?Евангелие повествует о том, что в этот день Христос с учениками совершали Ветхозаветнюю Пасху. Это была последняя вечеря Христа здесь на земле, и Он это знал.Он так же в точности до деталей знал что Ему предстоит перенести на следующий день.(Фильм Мэла Гибсона «Страсти Христовы» довольно точно показывает события тех дней)И поэтому после последней вечери Христос с учениками пошел в Гефсиманский сад, что около Иерусалима, чтобы помолиться Своему Отцу.Евангелист Матфей так описывает это событие: «Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.И, отошед немного, пал на лицо Свое, молился и говорил:Отче Мой! Если возможно,да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.»(Матфей 26:36-39) А евангелист Лука добавляет: «...Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его.И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.»(Лука 22: 43-44)Почему же такие страдания? Неужели только от ужаса перед физическим истязанием?Нет конечно. Здесь сокрыто нечто большее. Дело в том, что Христос был абсолютно невиновен ни в каких грехах, более того, Он был и есть Сын Божий, Творец всего видимого и невидимого. Он пришел на землю чтобы оказать людям любовь и подарить им жизнь вечную.Он исцелял больных, кормил голодных, воскрешал мертвых и в награду за это получил ужасное истязание и позорную смерть. Его никто не заставлял и Он мог в любой момент получить помощь более чем от двенадцати легионов ангелов(Матфей 26:53), но Он добровольно занял мое и твое место на позорном кресте.Пророк Исаия так говорит об этой заместительной жертве: «...Но Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни;а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и унижен Богом.Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас.»(Исаия 53:4-7). Для чего Он это сделал? – « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Иоанн 3:16)

    Ин. 13 1-15
    1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
    2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
    3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,
    4 встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался.
    5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
    6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
    7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
    8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
    9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
    10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.
    11 Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты.
    12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
    13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
    14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу.
    15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.

    Дорогие братья и сестры. В Страстной четверг, еще носящий другое название - чистый есть в некоторых церквях необычная традиция - умывать ноги друг другу по примеру Христа.

    Но это редко приводит к хорошему результату. Многие боятся или стесняются данной процедуры, вполне нормальной для рабов времен Христа, но не для современного общества, уважающего права человека и следящего за личной гигиеной. Да и неприлично это. Вот согнувшийся в три погибели молодой человек натирает мозолистые ноги старика, и при этом воротит нос от запаха грибковой инфекции.

    А вот дама средних лет, нагнувшись над чьей-то дочкой, только и думает о том, как поскорее выполнить этот унизительный обряд, да так, чтобы не дай Бог юбка не подскочила несколько выше, да не обнажила то, чего молодому человеку стоящему рядом, и усиленно работающему над ногами старика и видеть не положено.

    Тут еще и католическая церковь совсем чудное решение привнесла в этот обряд, вконец все усложнив. Как пишет пресса, согласно указу понтифика, теперь, для участия в таинстве, священники могут выбирать и женщин. По мнению папы римского подобная инициатива должна выразить "полноту смысла жеста, совершенного Иисусом в горнице", то есть "отдачи самого себя до конца ради спасения мира и его безграничной милосердной любви".

    И вот, при этом все еще оглядываются по сторонам, строго следя за тем, чтобы лица были умильные, - еще бы ведь все исполняющие этот обряд ученики Господа, а им не положено быть недовольными при исполнении служения.

    В общем, снаружи тишь, гладь, и красота. А изнутри…

    Изнутри все, как и положено грешному человеку - зубы скрипят, и колотится в голове одна мысль - поскорее бы все это окончилось.

    Но давайте подумаем - а действительно ли нужен этот обряд церкви?

    Вы помните отказ Петра когда Иисус хотел ему омыть ноги? - Тебе ли умывать мои ноги?... не умоешь ног моих вовек.

    Что же ответил Иисус? - Отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

    Вот отсюда и идет эта традиция. Люди боятся потерять честь быть с Господом, если не унизят себя, приняв образ раба. Еще-бы разве не это мы вычитали только что?

    То, да не то. Как всегда слышно звон, но не понятно - где он. Прочесть текст, стоит все же целиком, а не только этот разговор Иисуса с Петром. Ведь после того, как Иисус предостерег Петра: если не умою тебя, не имеешь части со Мною, Он тут же заметил, - «омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все».

    Кто такие омытые? О ком это Иисус? И почему не все?

    По первом прочтении, кажется, что речь идет об апостолах и Иуде. Но не только. Очень возможно, что Иисус говорит здесь с подтекстом, понимая под «омытыми» людей вод Таинства Святого Крещения. Именно они чисты, причем чисты «ВСЕ» - потому что чист весь; и вы чисты…

    Омытие ног лишь обряд, вовсе не очищающий верующих от скверны греха. Это происходит совсем при другом событии - при нашем с вами крещении. И об этом никогда нельзя забывать.

    Если омовение ног вызывает отторжение у современного человека, вводит его в ступор и в нем отсутствует элементарная любовь и уважение, грош цена такому обряду. Не для этого Иисус умывал ноги ученикам, но для того, чтобы они не боялись служить ближнему в любви и с пользой. А какая польза в омовении ног в нашем с вами климате, где все ходят обутыми?

    Люди, занимающиеся этим, напоминают роту солдат, что красят осенью пожухлую траву зеленой краской к приезду генерала, не задавая вопросов - потому, что так сказал капрал, потому, что так надо.

    Но ведь, в конце концов, главное должно быть главным, а второстепенное — второстепенным.

    Иногда вопросы все же нужно задавать, чтобы расставить правильно акценты иначе всю жизнь придется заниматься вещами, чья стоимость определяется в странной единице - «выеденное яйцо».

    Но как задать вопросы, если нет времени, если всю жизнь только тем и занимаешься, что красишь пожухлый газон?

    Десять лет назад люди были довольны, если я отвечал на их письма в течение двух недель. Пять лет назад, чтобы не обидеть человека, было принято отвечать через пару дней. Сегодня отвечать на электронное письмо следует в тот же день. А иногда уже и в тот же миг - сколько людей проводят свои часы за интернет-чатами?

    Места Богу нет, нет места и живым людям.

    Встречаются два молодых человека в чате. Один другому говорит:

    Знаешь, кого сегодня видел? Ваську Сидорова.

    Ну, и кто это?

    Как? Ваську Эльфа не помнишь?

    А-а Эльфа? Почему не помню, помню. Мы же с ним до 4-го уровня вместе в школе учились.

    Эх, а ведь Господь напоминает:

    «Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то…

    Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

    Что же Он сделал? Он не просто ноги умыл, нет, Он служил нам до Смерти Крестной, ну а мы? Мы готовы?

    Страстной четверг — это особенное для нас событие. Мы вспоминаем что сделал Иисус, какие Его были последние слова, какие его были прореживания перед тем, как Он был предан в руки грешников и затем, в пятницу, взошел на Голгофский крест, претерпев за нас неимоверные страдания, позор, и затем умер и был погребен. Мы с Вами, для того, чтобы «ожили» слова сказанные Иисусом в этот вечер, откроем и прочитаем Евангелие от Иоанна 15 главу. Это Евангелие более всех остальных говорит о речах Иисуса Христа в тот страстной четверг. В 13 главе описывается с чего все началось. Там описывается омовение ног. Христос показал пример бескорыстного самоотверженного служения, пример самоуничижения, чтобы ученики никогда не забывали, что если они будут служить друг другу, как Он служил им, то у них никогда не будет разделений. И после того, как Господь Иисус совершил затем Вечерю, Новый Завет, Он дал ученикам наставление. В 15 главе Евангелия от Иоанна Иисус говорит о том, кем Он является для своих учеников, кем Отец небесный является для них. Он говорит о двух категориях христиан, об истинных и ложных, и об участи тех и других. Но главный акцент Господь делает на просьбе, чтобы его истинные ученики пребывали в Нем. Много раз это слово о пребывании повторяется в этом тексте. Я вижу, что именно на нем сосредотачивает свое внимание наш Господь. Что значит пребывать во Христе? Я думаю, что пребывать во Христе означает прежде всего…