Войти
Медицинский портал про зрение
  • Информатизация и образование Стратегическое позиционирование вузовской науки: инсайдерское видение и государственная позиция
  • Становление патопсихологии
  • Как приготовить тортилью
  • Имбирный чай — рецепты приготовления
  • Имя Серафима в православном календаре (Святцах)
  • Пастырь и учитель. Духовник Царской Семьи. На Полтавской кафедре
  • Чем отличается бакалавриат от высшего образования. Что дает диплом бакалавра

    Чем отличается бакалавриат от высшего образования. Что дает диплом бакалавра

    Бакалавриат
    Специалитет
    Магистратура
    Аспирантура

    (Гл. 8 ст. 69 закона «Об образовании»)

    1. Высшее образование имеет целью обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации.

    К освоению программ бакалавриата или программ специалитета допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

    3. К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

    Что такое «бакалавр», «магистр», «специалист»?

    Бакала́вр (англ. bachelor s degree ) — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе (в т. ч.

    Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

    Диплом бакалавра при поступлении на работу дает право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.

    Диплом бакалавра дает также право продолжить обучение в магистратуре на местах, финансируемых из средств федерального бюджета.

    Диплом бакалавра является документом, которым подтверждается завершение высшего образования.

    В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавр» в России — это высшее образование. Лица со степенью бакалавра могут быть также допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук.

    После 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений.

    Маги́стр (от лат. magister — наставник, учитель) — академическая степень, квалификация (в некоторых странах — учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры.

    Магистрату́ра (в некоторых странах называется мастерат ) — уровень высшего образования, следующая после бакалавриата, позволяющая углубить специализацию по определенному направлению.

    Степень «магистра» предусматривает более глубокое освоение теории по выбранному профилю и подготовку студента к научно-исследовательской деятельности по выбранному направлению.

    В Северной Америке и Европейском союзе большинство выпускников высших учебных заведений после бакалавриата не продолжают обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.

    Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе.

    Специалист (дипломированный специалист) — квалификация, приобретаемая студентом после освоения специальной программы обучения.

    Нормативный срок программы подготовки для получения степени «специалист» в России — не менее пяти лет. Квалификация присваивается по результатам защиты дипломного проекта или дипломной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в магистратуру и аспирантуру.

    Уровни высшего образования: откуда они пришли?

    Введение новых образовательных стандартов связано с международными обязательствами России по участию в Болонском процессе.

    В 2003 году Россия ратифицировала Болонскую конвенцию — соглашение о том, что дипломы о высшем образовании, полученные в стране-участнице конвенции, будут признаваться во всех других странах-участницах. Такие стандарты в образовании приняты более чем в 50 государствах, в первую очередь — европейских. Для Европы двухступенчатая система высшего образования является традиционной, обучение по программе бакалавриата там длится 3-4 года, по программе магистратуры — 1-3 года. И то, и другое считается полноценным высшим образованием. При желании студенты-бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, а могут и не продолжать, а сразу пойти устраиваться на работу.

    В России существуют следующие уровни высшего образования:

    1. высшее образование, подтверждаемое присвоением степеней «бакалавр » и «магистр »
    2. квалификация «дипломированный специалист ».

    Можно сказать, что новая система называется двухуровневой условно, поскольку в нее вписывается и «старая» одноуровневая система подготовки специалистов. Последняя не была отменена, так как она необходима в медицинских, военных и технических вузах . Предусмотрены следующие сроки получения образования:

    • не менее 4 лет для бакалавра,
    • не менее 5 лет для дипломированного специалиста,
    • не менее 6 лет для магистра.

    Поступить учиться на специалиста и бакалавра можно по результатам ЕГЭ или олимпиад, включённых в официальный перечень Минобрнауки России. Степень бакалавра студент приобретает после освоения базовой образовательной программы. Ему выдается полноценный диплом об общем высшем образовании . После пяти лет обучения специалисту также выдается диплом, но уже не об общем высшем образовании, а по выбранной специальности . Магистр — эксперт в определенной научной области . Диплом магистра может получить как бакалавр, так и специалист. Чтобы продолжить обучение в магистратуре, бакалавр должен поступить туда, сдав экзамены по профильным предметам. При этом бакалавр может пойти в магистратуру как в своем вузе, так и в любом другом. И специалист, и магистр могут дальше поступить в аспирантуру. Разница между специалистом и магистром заключается в том, что первого готовят для практической работы в отрасли по выбранному направлению , а второго — для научной работы . Программа подготовки магистра включает в себя программу подготовки бакалавра плюс два года специализированной подготовки, в том числе практику, которая предполагает научно-исследовательскую или научно-педагогическую деятельность.

    НовоЦНИТ, 2017

    Бакалавр

    Скоро лето. И выпускникам школы предстоит выдержать вступительные испытания в выбранный ВУЗ и получить профессию, которая будет сопровождать их на жизненном пути. Если до 2011 года с этим в принципе все было понятно, то сейчас высшее образование разделилось на «бакалавриат» и «магистратуру».

    Кто же такие бакалавры? Является ли бакалавриат оконченным высшим образованием? Какие преимущества дает данная степень при поступлении на работу? Эти моменты вводят в замешательство родителей и абитуриентов, а в купе с предэкзаменационным мандражом могут довести до легкой паники. На эти и некоторые другие вопросы читатель сможет найти ответы в данной статье.

    Болонская система

    Для начала следует разобраться откуда появилась идея о двухуровневом образовании.

    Данная модель была утверждена на конференции в Болонье в 1999 году. «Болонскую декларацию об образовании», в которой прописаны стандарты, Россия подписала в 2003 году, став сороковой по счету страной.

    Болонская двухуровневая система успешно работает в Канаде, США и ряде других стран, обеспечивая не только высокий уровень образования, но и помогая молодым специалистам легче приспособиться к подвижности рынка и условиям неопределенности.

    Значение слова «бакалавр»

    Само слово «бакалавр» может быть переведено как молодой рыцарь-легионер, холостяк. По сути это достаточно верно описывает молодых юношей и девушек, находящихся в начале профессионального пути и поиска своего места под солнцем.

    Система и условия

    Степень бакалавра студент получает после четырех лет успешного обучения в высшем учебном заведении. Направленность может быть самая разная: бакалавр архитектуры, бакалавр экономики. Не все ВУЗы перешли на двухуровневую систему. Исключение составляют медицинские университеты и художественные институты.

    Во время учебы в бакалавриате учащийся получает фундаментальные знания по основным общеобразовательным дисциплинам и специальным предметам.

    В этом есть плюсы. Узкая специализация, которая сейчас изучается в магистратуре, ранее была вшита в общую программу. Это осложняло выпускникам ВУЗа получение другой профессии и переквалификацию.

    Выбор пути

    После окончания бакалавриата у новоявленного бакалавра появляется выбор.

    1. Он может устроится на работу, причем степень бакалавра приравнивается к получению полного высшего образования. Потому в конкурсе на получение интересующей должности, бакалавр может участвовать наравне с магистрами.
    2. Второй вариант: поступление в магистратуру.

      Магистратура, по сути, промежуточное звено между выпускником ВУЗа и ученой степенью.

      В магистратуру необходимо сдавать экзамены. Срок обучения составит 2 года. Магистратуру гипотетически можно окончить в любом ВУЗе страны или за рубежом. Сложность здесь возникает при учете качества знаний, полученных во время обучения в бакалавриате. Дело в том, что бакалавриат можно окончить в негосударственном ВУЗе, качество образования в которых, в некоторых случаях, заставляет желать лучшего. При чем магистратуры при этих учебных заведениях нет. Это может стать преградой в сдаче экзаменов для продолжения обучения и получения второй ступени высшего образования.

    3. Третий вариант: бакалавр может устроиться на работу по специальности, набраться опыта, утвердиться в правильности выбора профессии и лишь после этого поступить в магистратуру и окончить ее уже осознано.

    При окончании бакалавриата выдает диплом о высшем образовании, при окончании магистратуры - еще один диплом, но уже об окончании магистратуры.

    Желающие могут продолжить свою карьеру, поступив в аспирантуру и защитить кандидатскую и докторскую диссертации.

    Немного из отечественной истории

    Все новое - это хорошо забытое старое.

    Мало кто знает, что двухуровневая система образования существовала в России еще в XVIII веке. Было разделение на кандидатов и магистров наук. Кандидаты - это выпускники, окончившие с отличием высшее учебное заведение. При желании и стремлении к наукам, они имели право поступления в магистратуру. Подготовка к сдаче экзамена занимало достаточно серьезный отрезок времени - порядка четырех лет. Уровень обучающихся, сдавших экзамен в магистратуру, приравнивался по квалификации к уровню европейских докторов философии. По сути магистр того времени был кандидатом наук времени нынешнего. Система просуществовала недолго и была упразднена в начале XX века, как и все научные степени. Иерархия среди ученых мужей была восстановлена лишь в 1934 году.

    Споры вокруг бакалавров

    Степень бакалавра порождает споры у работодателей, родителей и абитуриентов.

    Неполное высшее образование - это два года учебы в высшем учебном заведении, четыре успешно сданные сессии подряд и справка из деканата, подтверждающая сроки обучения и изученные студентом дисциплины. Справка о неполном высшем образовании - документ, который можно предъявлять потенциальному работодателю. Кроме того, если студент, спустя два года обучения, пришел к выводу, что выбранный ВУЗ или профессия утратили для него всю прелесть и очарование, на подвиги не мотивируют и тяготят, то с данной справкой можно обратиться в другой ВУЗ. Таким образом существенно сократив сроки обучения и избежав повторного изучения пройденных дисциплин.

    В случае же с бакалавриатом - процесс обучения на данном этапе считается завершенным, диплом действителен.

    Отличия магистров и бакалавров

    Бакалавры отличаются от магистров по уровню теоретических и узконаправленных знаний. Бакалавриат прежде всего заточен на навыки, которые имеют практическое применение в выбранной профессии. Магистратура глубже погружает слушателей в теоретические аспекты и научные гипотезы.

    Следует помнить, что основные профессиональные знания и навыки человек получает с опытом работы в конкретной области. Теоретические догмы хороши в стерильных условиях, при соблюдении всех параметров. На практике все иначе. Потому оказавшись лицом к лицу с конкретной практической проблемой в работе, придется не только опираться на знания, полученные в институте, но и полагаться на свои внутренние личностные качества. Это учитывают работодатели при отборе кандидатов. Так как такие черты как коммуникабельность, ответственность, эмпатия, стрессоустойчивость от степени образования зависят лишь косвенно, и являются чертами характера кандидата, привитыми родителями, развитыми в процессе самосовершенствования или полученными при рождении.

    Двухступенчатая система образования: плюсы и минусы

    Бакалавриат - это удобно. Уменьшение временных затрат на получение высшего образования, возможность выбора дальнейшего пути, мобильность. Это дополнительные возможности для успешной самореализации и осознанного, не навязанного обществом или внутренними авторитетами, пути. Потоки информации обрушиваются на мир, появляются новые технологии, возникают профессии, о существовании которых люди даже не догадывались. И здесь бакалавриат дает фору специалитету, который на сегодняшний момент становится фрагментом прошлого.

    Сегодня, когда система находится все еще на уровне становления, есть сомнения и колебания.

    Родители, желающие своим детям успешной карьеры и самого лучшего, все еще называют бакалавриат техникумом.

    Работодатели, в отделе по персоналу которых работают директора по персоналу, помнящие Ленина, с опаской принимают на ведущие должности бакалавров. Но это стадия внедрения изменений, неопределенность которой в ближайшее время сойдет на нет. Как и минусы бакалавриата в целом. Хотя стоит заметить, что на руководящие должности, связанные с узкоспециализированными моментами, бакалавру будет претендовать не просто. Вероятнее всего, в данном случае, при конкурсном отборе эту должность отдадут магистру.

    Система образования, стандартизированная по западному образцу, открывает возможность для выпускников, продолжить обучение в магистратуре за пределами родины.

    Следует так же помнить, что поступить в аспирантуру бакалавр, не закончивший магистратуру, не может.

    Бакалавр - это молодой специалист с открытой дорогой к самореализации и построению отличной карьеры. Поступать в магистратуру или нет - выбор каждого. Главное быть и чувствовать себя компетентным специалистом в выбранной области. Уверенность и открытость новым знаниям, стремление к успеху и готовность к переменам - это качества людей, добивающихся успехов не только в карьере, но и в жизни в целом.

    Как писать диплом бакалавра

    Многие студенты поступая в ВУЗ не задумываясь о том на кого они собираются учиться, кем они будут в конце: бакалаврами или магистрами. Большинство, скорее всего, остановиться на ступени бакалавриата, защитив диплом бакалавра наук и получив высшее образование. Выпускная работа бакалавра (ВРБ) может рассматриваться как первая часть дипломной работы специалиста (магистерской диссертации) для тех студентов, которые планируют продолжить обучение после завершения бакалавриата.



    Выпускная работа бакалавра защищается студентами в конце четвертого курса. Соискатель на степень бакалавра должен демонстрировать умение анализировать актуальные научные проблемы, решать поставленные перед ним задачи и владеть основами изученных на протяжении обучения дисциплин.

    Диплом бакалавра должен иметь внутреннее единство и завершенность, в нем должны быть отражены все этапы научно-исследовательской деятельности, тема работы обязательно должна иметь актуальность на современном этапе развития науки и техники.

    Для исследовательской ВРБ необходимо:

    • Сформулировать постановку задачи;
    • Собрать необходимую теоретическую базу (часто студентам разрешается сдавать собранный материал в виде реферата);
    • Произвести анализ существующих аналогов и методов решения;
    • Привести математический аппарат (модели, алгоритмы, методики, формулы, расчеты);
    • Провести подробный анализ результатов первого этапа исследования;
    • Декомпозировать главную цель на несколько подцелей.

    Результатом исследований - разработанные студентом алгоритмы, модели, методика исследований, результаты анализа.

    На основе анализа систематизированной информации составляется справка об анализе патентной литературы. Если студентом предложено решение, существенно отличающееся от найденных аналогов, то он оформляет заявку на предполагаемое изобретение для регистрации своей интеллектуальной собственности.

    Дипломная работа бакалавра должна содержать:

    • Обоснование актуальности;
    • Элементы анализа (является неотъемлемой частью, отсутствие анализа является недопустимым);
    • Обоснование выбора проектных решений;

    Бакалаврская выпускная работа не обязательно должна иметь научно-техническую новизну.

    Другими словами работа может содержать исследование способов решения задачи, для которой существует хотя бы одно готовое решение.

    Лицам, полностью и успешно завершившим обучение в вузе, выдается диплом о соответствующем уровне профессионального образования: диплом бакалавра, специалиста или магистра.

    Факт незавершения образования в вузе подтверждается иными документами в зависимости от года завершения обучения.

    1. Документы, выдаваемые при незаконченном и неполном высшем образовании до 24.10.2007

    Согласно ранее действовавшему законодательству о высшем и послевузовском профессиональном образовании лица, которые не завершили образование по основной образовательной программе высшего профессионального образования до 24.10.2007, могли получить один из следующих документов:

    • диплом о неполном высшем образовании. Его выдавали лицам, успешно прошедшим промежуточную аттестацию (не менее чем за два года обучения);
    • академическую справку о незаконченном высшем профессиональном образовании. Ее выдавали лицам, не завершившим освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования.

    В академической справке указывались: период обучения, сведения о сданных зачетах, промежуточных и итоговых экзаменах, о пройденной практике (Приложение N 6 к Постановлению Госкомвуза России от 30.11.1994 N 9).

    Для получения этих документов необходимо было обратиться в учебное учреждение, в котором проводилось обучение.

    Примечание.Неполное высшее образование не рассматривается как уровень высшего профессионального образования (Определение Верховного Суда РФ от 26.07.2012 N АПЛ12-398).

    При предъявлении работником диплома о неполном высшем образовании работодатель вносил в сведения о работнике, указываемые на первой странице трудовой книжки, запись о неполном высшем образовании, так как обучение не продолжалось, а было прервано (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утв. Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 N 69).

    Работнику с академической справкой работодатель делал в трудовой книжке отметку о незаконченном высшем образовании, поскольку гражданин был вправе продолжать обучение в образовательном учреждении (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

    2. Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 27.10.2007 до 01.09.2013

    В октябре 2007 г. понятия незаконченного и неполного высшего образования были упразднены.

    Все лица независимо от срока обучения и количества сданных промежуточных аттестаций, не завершившие освоение основной образовательной программы высшего профессионального образования, с 27.10.2007 до 01.09.2013 могли получить только академическую справку.

    В период с 27.10.2007 до 01.09.2013 до получения диплома о высшем образовании при поступлении на работу в трудовой книжке работника делалась запись о незаконченном высшем профессиональном образовании (п. 2.1 Инструкции по заполнению трудовых книжек).

    Документы, выдаваемые при незаконченном высшем образовании с 01.09.2013

    С 01.09.2013 высшие образовательные учреждения вместо академических справок выдают справки об обучении или о периоде обучения следующим лицам (ч. 12 ст. 60 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):

    • не прошедшим итоговую аттестацию;
    • получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты;
    • освоившим часть образовательной программы;
    • отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

    Эти справки выдаются по образцу, который устанавливает организация, ведущая образовательную деятельность (ч. 12 ст. 60 Закона N 273-ФЗ).

    Направления подготовки магистров РосНОУ

    Что такое магистратура?

    Магистратура - это часть высшего образования, его второй уровень. Раньше высшее образование было «сплошным»: 5 лет - и вы дипломированный специалист.

    С 2011 года Россия перешла на болонскую систему: 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры.

    Если коротко, магистратура - это:

    • возможность продлить студенчество ещё на два года ;
    • возможность получить ещё одну профессию/квалификацию, либо углубить знания и улучшить подготовку по уже полученной профессии.

    И, если пройдёте по конкурсу, то учиться сможете за счёт государственного бюджета, поскольку магистратура не считается вторым высшим, это продолжение первого высшего образования.

    Важно! На бюджетные места магистратуры могут претендовать только 1) бакалавры и 2) дипломированные специалисты, поступившие на специалитет до начала действия двухуровневой системы «бакалавриат - магистратура».

    Чем отличаются бакалавры от магистров?

    Бакалавриат - это первый, базовый уровень высшего образования, магистратура - второй (особый случай - современный специалитет, который начинается как первый уровень, при этом выпускник-специалист котируется как выпускник-магистр). Помимо того, что магистратура - это более системный подход к выбранной сфере деятельности, это ещё и другие карьерные перспективы. Уже существуют должности, для которых достаточно диплома бакалавра, и должности, на которые назначат только специалиста или магистра.

    В качестве примера приведём минимальный уровень профессионального образования, наличие которого необходимо кандидату, претендующему на занятие должности гражданской службы.

    Уровень профессионального образования

    Категория «руководители» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
    Категория «помощники (советники)» высшей, главной и ведущей групп должностей гражданской службы
    Категория «специалисты» высшей, главной и ведущей групп должностей

    Высшее образование - специалитет, магистратура

    Категория «специалисты» старшей групп должностей

    Высшее образование - бакалавриат

    Категория «обеспечивающие специалисты» старшей и младшей групп должностей

    Среднее профессиональное образование

    ? Совсем недавно вопрос этот не волновал абитуриентов, поступающих в вузы нашей страны. Но настало время, и варианты высшего образования разнообразились: теперь есть и специалитет, и магистратура, и бакалавриат. Для обоснованного выбора нужно знать, чем отличается один вариант от другого и чем они выгодны для будущей жизни вчерашнего школьника.

    Бакалавриат и магистратура — «иностранцы»

    До 1996 года отечественные вузы вели только подготовку специалистов. За редким исключением, срок образовательной программы, по которой учились студенты, составлял 5 лет. Таким образом, существовал единственный уровень высшего образования — специалитет.

    Основы для появления разных форматов «вышки» были заложены в 1996 году, когда в России был принят закон о «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Именно тогда началось реформирование образовательной системы в целях приведения ее к общеевропейским принципам.

    Появилась степень бакалавра , были разработаны соответствующие программы и начался прием абитуриентов. Несмотря на то что бакалавриат допускает срок обучения от 4 до 6 лет, абсолютное большинство российских программ были ориентированы на четырехлетний период обучения.

    Сокращение сроков обучения выглядело и заманчиво, и сомнительно, поэтому у поступающих в вузы возникло естественное недоверие и вопрос: бакалавр - это высшее образование или нет ? Хотя по программам бакалавриата обучали в высших учебных заведениях, многие студенты все же считали этот уровень обучения чем-то сродни среднему профессиональному. Естественно, и престижность «корочек» бакалавра была несравнима с дипломом специалиста .

    В 2003 году Российская Федерация подписала Болонскую декларацию от 19.06.1999 года, и отечественные вузы открыли также магистратуру. Этот шаг еще более приблизил отечественную систему образования к европейской, однако выбор у студентов усложнился.

    Европейская система образования. Чем отличается магистратура от бакалавриата?

    В европейской системе образования такие уровни, как бакалавриат и магистратура, существуют давно — и оба этих образования являются высшими. Но чем отличается магистр от бакалавра ? Отличие, прежде всего, в программах обучения: для магистратуры разрабатываются более сложные программы — соответственно, удлиняется и срок обучения.

    Если между квалификациями магистра и бакалавра разница состоит в программах обучения, то на какие дополнительные знания может рассчитывать магистр? В основном это более углубленные знания по направлению специализации, выбранному студентом. По программе магистратуры студент приобретет знания, которые позволят ему в дальнейшем продолжить теоретическую научную работу в выбранном направлении, а не только работать по полученной специальности. Бакалавр же в течение меньшего срока обучения получает лишь тот уровень знаний, который пригодится ему в профессиональной (а не научной) деятельности.

    Таким образом, европейская программа образования имеет четкое разграничение обучения: для тех, кто будет практиковать полученные знания на рабочих местах (бакалавры ), и тех, кто после окончания вуза продолжит научную деятельность (магистры ).

    Такая последовательная система, перенимаемая отечественной практикой, сформировала мнение о меньшей престижности квалификации бакалавра.

    Отчасти оно справедливо, поскольку, исходя из положения статьи 10 закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 года, можно сделать вывод, что бакалавриат есть высшее образование I уровня из 3 существующих.

    Но на самом деле разница между специалистом, бакалавром и магистром заключается не в качестве образования, а в целях его получения - бакалавриат направлен на изучение базовых дисциплин ровно в том объеме, который необходим для работы по специальности.

    То есть действующая система образования позволяет абитуриенту выбрать тот формат и срок обучения, который будет для него удобнее. Но для чего тогда все еще существует специалитет и в чем его отличие?

    Чем отличается специалитет от бакалавриата и магистратуры?

    Во-первых, сроком. Специалитет — это традиционная форма отечественного образования длительностью от 5 до 6 лет. Бакалавриат — заимствованная из европейской системы форма обучения, при которой обучающий курс продолжается, как правило, 4 года. Обучение же магистров продолжается в среднем 6 лет. Все это — виды высшего образования, хотя есть определенные нюансы.

    Во-вторых, это программы, по которым обучаются будущие магистры, бакалавры и специалисты. И главное, чем отличается бакалавриат от специалитета и магистратуры в этом плане, — это ориентация на практическую сторону обучения.

    В ближайшее время, в связи с ожидаемыми изменениями Болонской декларации, специалитеты прекратят свое существование, и дилемма «специалист или бакалавр » перестанет быть актуальной. Однако на данный момент специалитет существует. Немногие вузы сохраняют его в качестве одного из уровней образования по некоторым направлениям, и выпускники-специалисты по-прежнему сохраняют возможность продолжить обучение в аспирантуре.

    И возможность поступить в аспирантуру — это то, чем отличается специалист от бакалавра. Для того чтобы продолжать обучение и научную деятельность, студенту степени бакалавра недостаточно — нужно пройти магистратуру или специалитет с углубленными курсами. Иначе поступить в аспирантуру выпускнику-бакалавру не удастся.

    Поэтому специалитет, если не углубляться в подробности реформирования отечественной системы образования, можно считать просто наследием прошлого, переходной формой, которая должна исчезнуть после окончательного перехода на европеизированную двухуровневую систему.

    Специалист, бакалавр или магистр — какой диплом лучше?

    На этот вопрос будущий студент должен ответить себе сам. Престижность «корочек» о высшем образовании в России постепенно уступает место пониманию того, что образование в первую очередь должно нести практическую пользу (а практичность — это главное, чем отличается бакалавриат от магистратуры ).

    Таким образом, ответ на вопрос «Бакалавр - это высшее образование или нет ?» будет однозначно положительным. Подтверждение — федеральный закон «Об образовании в РФ», где перечисляется 3 уровня высшего образования:

    • бакалавриат;
    • специалитет и магистратура.

    Выпускники их получают, соответственно, степениспециалиста, бакалавра и магистра, разница между которыми состоит в степени специализации, а не в престижности или уровне образования.

    Вопрос того, считается ли высшим образованием диплом бакалавра, волнует многих абитуриентов. При этом несмотря на то, что законодательство РФ однозначно даёт положительный ответ на этот вопрос, по факту при начале трудовой деятельности многие бакалавры могут сталкиваться с отказами кадровых специалистов, которые считают диплом бакалавра свидетельством о неполном высшем образовании. В рамках статьи рассмотрим, чем отличается бакалавр от специалиста и магистра в России.

    УОглавление:

    Бакалавр в российском и мировом законодательстве


    Традиционно в советской и постсоветской образовательной системе существовала лишь одна степень высшего образования – специалист. Даже после окончания существования СССР в России применялась таковая система вплоть до 1996 года, когда было введено понятие бакалавриата.
    Впоследствии, с принятием Российской Федерацией основных положений Болонской системы образования, с 2003 года также была введена степень магистра и соответствующее высшее образование.

    В западных государствах на текущий момент практически везде используется лишь две степени общего высшего образования – бакалавриат и магистратура. При этом существует, декларируется и применяется на практике основное принципиальное разделение данных вариантов обучения. Так, образование бакалавра ставит своей целью предоставление обучающемуся практических профессиональных навыков для последующего трудоустройства, в то время как образование магистра, в первую очередь, преследует цели последующей научной деятельности выпускника. В России же данное разделение не является столь строго выраженным и трактуется на практике по иным принципам.

    Сейчас вопросы высшего образования, в том числе и с дипломом бакалавра, рассматриваются положениями ФЗ №273 от 29.12.2012. В частности, образование бакалавра согласно положениям этого закона однозначно считается высшим и влечет за собой все соответствующие правовые последствия. Основным из таковых последствий является прямая возможность трудоустройства на вакансии, требующие наличия высшего образования.

    Обратите внимание

    В связи с тем, что законодательство однозначно определяет бакалавриат как высшее образование, отказ в трудоустройстве на основании наличия неполного высшего образования с дипломом бакалавра является целиком и полностью незаконным. Под неполным или неоконченным высшим образованием подразумевается исключительно отсутствие диплома при подтверждённом факте прохождения хотя бы одного учебного курса программы высшего учебного заведения.

    Отличия между образованием специалиста, бакалавра и магистра

    Одним из основных отличий между бакалавром, специалистом и магистром является срок обучения. Так, законодательно устанавливаются минимальные сроки для получения каждой из соответствующих степеней высшего образования. А именно:

    • Бакалавр – 4 года обучения;
    • Специалист – 5 лет обучения;
    • Магистр – любая предыдущая степень и как минимум год обучения.

    Важный факт

    Данные ограничения касаются минимальной длительности образовательной программы. В отдельных случаях обучение бакалавров может длиться более четырёх лет. То же самое касается специалистов и магистров. Чаще всего увеличенная продолжительность обучения применяется в медицинской сфере деятельности.

    При этом существуют и другие отличия. В частности – наличие степени бакалавра не предусматривает права впоследствии поступить в аспирантуру. Тем не менее, наличие диплома бакалавра даёт полное право для поступления в магистратуру без обучения на специалиста. Причем бакалавр имеет право поступить на магистратуру и в любой другой ВУЗ по схожей специальности, в том числе и через несколько лет после окончания учёбы и получения диплома.

    Важный факт

    Степень специалиста в России с каждым годом становится всё более ограниченной программой образования. В частности, её сохранение на законодательном уровне предусматривается лишь для стратегически важных для национальной и государственной безопасности направлений. При этом всё большее количество ВУЗов на практике перестают проводить подготовку специалистов по большинству направлений.

    Ещё одним существенным отличием бакалавра и специалиста от магистра является отсутствие необходимости написания и защиты диссертации. Бакалавры и специалисты выполняют лишь дипломные работы. В то же самое время подтверждением эффективного прохождения курса обучения магистратуры является защита магистерской диссертации. Отличие диссертации от дипломной работы должно выражаться в строго выраженной практической полезности таковой работы и раскрытие новых вопросов, ранее не рассмотренных наукой.

    Трудоустройство с дипломом бакалавра – возможные проблемы

    На практике в России некоторые работодатели, как говорилось выше, практикуют отказ в приёме на работу бакалавров по причине неоконченного высшего образования. Считается, что четырехлетнее обучение бакалавра не даёт необходимого набора практических навыков в сравнении со степенью специалиста и магистра. Тем не менее, таковая практика является незаконной. Бакалавр в России считается высшим образованием, абсолютно полноценным и оконченным. Таким образом, если отказ в приёме на работу обеспечен отсутствием высшего образования при наличии диплома бакалавра – этот отказ может быть оспорен в судебном порядке.

    Обратите внимание

    Возможность оспорить отказ в приёме на работу в вышеописанной ситуации присутствует исключительно в случае, если в требованиях к вакансии имелось лишь упоминание о наличии высшего образования по специальности, и лишь когда в формулировке отказа фигурировало несоответствие требованиям о наличии такового образования.

    Кроме этого отдельные работодатели могут однозначно указывать в требованиях к вакансии наличие магистерской или специалистской степени. Эта практика абсолютно законна и на основании таковых требований работодатель не может привлекаться к ответственности. Фактически, на сегодняшний день заблуждение о «неполноценности» образования бакалавра обладает все меньшим распространением, однако имеет место быть у кадровых специалистов в отдельных случаях.

    Система высшего образования в России предоставляет поступающему человеку на выбор получение разных степеней квалификации.

    У многих абитуриентов перед поступлением в университет назревает вопрос об отличиях бакалавриата и специалитета.

    Эти две формы самые популярные в стране, после них можно продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Очень важно разобраться в основных различиях между этими системами, чтобы не ошибиться с выбором.

    Что значит бакалавриат

    Бакалавриат – начальная ступень высшего образования. Это означает, что абитуриент, выбрав специальность, будет получать все необходимые базовые знания и навыки о своей будущей профессии.

    У него будет начальный уровень квалификации. Учиться можно очно, заочно или на свободном посещении, совмещая с трудовой деятельностью.

    После получения диплома студент может продолжить свою учебу в любом университете России или за границей в магистратуре (по своей специальности, выбрав более узкую направленность, или сменить ее).

    Полное высшее образование или нет

    Бакалавриат признается законченным высшим образованием. Хотя люди часто называют эту форму «незаконченным высшим». Выше после бакалавриата, второй ступенью получения образования, является магистратура.

    Учиться на магистра необязательно, после окончания ВУЗа можно устроиться сразу на работу. Тем, кто хочет заниматься научной деятельностью, без получения магистрской степени обойтись невозможно.

    Примите к сведению: в законодательстве РФ четко прописано, что незаконченное высшее образование имеют студенты, проучившиеся только половину отведенного в институте времени.

    Что такое специалитет в ВУЗе

    Специалитет – традиционная форма российского образования. Студент после окончания обучения получает квалификацию «дипломированный специалист».

    Молодые люди учатся 5 лет, на первых двух курсах изучают общеобразовательные дисциплины, а затем получают более узкопрофильные знания. После защиты дипломной работы и получения документа, студент может поступать сразу в аспирантуру.

    Многие люди считают, что специалисты получают более качественную подготовку, и являются более ценными кадрами.

    Следует учесть: после окончания специалитета студент не может поступить в магистратуру на бюджет, т.к это будет считаться вторым высшим, оно в России платное.

    Бакалавриат и специалитет — в чем разница

    Основные отличия:

    1. Срок обучения. На специалитете — 5 лет, на бакалавриате – 4 года.
    2. Специалисты могут свободно поступить в аспирантуру, преподавать в высших учебных заведениях и работать в государственных учреждениях в сфере управления. Бакалавр может поступить в аспирантуру. Но это возможно только после окончания магистратуры.
    3. Специалисты изучают дисциплины более узкой направленности по своей профессии, бакалавр получает базовые знания и навыки.
    4. После окончания бакалавриата выпускник может работать в любой области профессии, специалист в более узкой сфере.
    5. Специалисты не могут поступить на бюджет в магистратуру, бакалаврам такая возможность предоставляется.
    6. За границей не ценится «специалитет» — он приравнивается к бакалавриату, который признаётся международной системой образования. Если студент-специалист захочет работать в зарубежной компании, ему предстоит трудная задача по защите своего диплома в другой стране.
    7. Бакалаврам предоставляется отсрочка от армии на 2 года магистратуры. Если специалисты хотят учиться дальше, то отсрочки не будет.

    Что лучше бакалавр или специалист

    Однозначно сказать, какая форма обучения лучше, сложно. В зависимости от целей, человек выбирает наиболее подходящую для него квалификацию.

    На рынке труда в настоящее время ценятся выпускники обеих форм. Но многие работодатели считают, что специалитет предоставляет наиболее полные знания в узких областях профессии.

    Однако, выпускаясь с квалификацией бакалавра, студент наделен так же всеми необходимыми знаниями и навыками для успешной трудовой деятельности. Так же у студента имеется возможность перевестись с бакалавриата на специалитет и наоборот — как внутри своего университета, так и в другие ВУЗы. Перевод возможен в порядке, установленном нормативными актами образовательного учреждения.

    Выбор программы зависит от дальнейших планов на жизнь. Ответив на вопросы: где, кем, в какой компании хочет трудиться человек, и как долго готов учиться, можно выбрать наиболее подходящую форму обучения.

    Если абитуриент не совсем уверен, в какой сфере хочет реализовывать свой потенциал, то подойдет бакалавриат. Как и тем, кто хочет как можно скорее начать работать или продолжать обучение за границей.

    Если студент уже выбрал узкую область деятельности и готов посвятить себя длительной учебе (а может быть и научной деятельности), специалитет отлично подойдет для этих целей.

    Ответственно подойдя к выбору не только профессии и вуза, а еще и квалификации, образование станет отличным помощник в реализации профессиональных планов.